Самое большое татарское село в мире


Крупнейшее татарское село - Средняя Елюзань

Знаете ли Вы, что самое большое в России (да, пожалуй, и в мире) татарское село находится не в Республике Татарстан, а в Городищенском районе Пензенской области?

Село Средняя Елюзань  основано в конце XVII века  темниковскими «четвертными» татарами, т.е. служилыми татарскими князьями и мурзами, которым полагалось персональное земельное жалование. Земля им была отведена в этих местах в 1684 году,  в документах  новая татарская деревня упоминается  с 1700 года.

Численность населения: в 1747 – около 1248, 1762 – 1257, 1795 – около 1712, 1859 – 1798, 1886 – 1838, 1897 – 2885, 1911 – 3644, 1926 – 4132, 1930 – 5033, 1939 – 4040, 1959 – 5175, 1970 – 7282, 1979 – 8105, 1989 – 7788, 1996 – 8535, 2004 - 8589 жителей. Официальных данных  Всероссийской переписи населения 2010 года по Средней Елюзани пока не видел, но местные говорят, что сейчас в селе проживает около 10 тыс. человек.

От большинства других населенных пунктов Пензенской области Средняя Елюзань отличается преобладанием мусульман среди местных жителей. В настоящее время в селе зарегистрированы 10 махалля (общины при мечетях), относящиеся к двум  муфтиятам Пензенской области: Единому духовному управлению мусульман (ЕДУМ) и Региональному духовному управлению мусульман (РДУМ). Соответственно, на территории Средней Елюзани значительно ограничена продажа спиртных напитков, практически невозможно на улицах увидеть пьяных. Нет тут детей-сирот, брошенных стариков и безработных жителей.

Когда первый раз ехал в Среднюю Елюзань ожидал увидеть что-то похожее на Чеченскую Республику.
Но нет, тут все иначе. В первую очередь, очень сильно отличаются дома. Видимо, сказывается взаимное влияние народов Поволжья. Татарские избы из бревен и обычные дома, украшенные узорными наличниками, выглядят потрясающе. А вот  молодежь села напомнила мне дагестанскую, точнее - махачкалинскую.  На улицах часто можно встретить девушек-подружек, одна из которых будет одета по фарзу, в хиджабе, а вторая - в майке и джинсах. И гостеприимство жителей Средней Елюзани аналогично кавказскому.

Специально для уважаемых galgaev  и gizgin_lam при очередном посещении села Средняя Елюзань сделал несколько фотографий.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли 252 жителя Средней Елюзани, в Афганистане - один.


Мечеть № 1 села Средняя Елюзань, имам-хаттыб Адельша хазрат Юнкин, муфтий РДУМ Пензенской области.  Старейшая мечеть села, действовавшая и в советские времена.

Мечеть № 2 села Средняя Елюзань, имам-хаттыб Коран-хафиз Ислям хазрат Дашкин, один из кандидатов на пост муфтия ЕДУМ Пензенской области.
По состоянию на начало июля 2011 года, в Средней Елюзани открыты 10 мечетей.

На улице Средней Елюзани. В селе есть водопровод, но многие жители предпочитают традиционно набирать воду из колодцев. На заднем плане - минарет мечети № 2. 

На правах рекламы. Каждый визит в Среднюю Елюзань у нас заканчивается посещением магазина Бибарсовых. Их цех производит десяток видов мясопродуктов, в том числе знаменитую татарскую колбасу из конины - казы. Настоятельно рекомендую. Экологически чистая продукция.

Сами посмотрите, какие места вокруг.  Звоните и приезжайте.

1000 лет татарскому селу — Российская газета

Сколько лет одноименному селу на самом деле – никто сейчас точно сказать не может. Зато доподлинно известно, что в 1760 году в селе была разрушена мечеть, а всех местных мусульман в добровольно-принудительном порядке окрестил архиепископ Лука Канафеевич. Через четыре года с согласия Екатерины Второй в Шингальчах сельчане построили собственное медресе, и мусульманская вера там возродилась.

В 1921 году в селе появился первый трактор. Чтобы пахать, к железному коню привязывали обычные деревянные плуги. Вслед за трактором следующим ярким событием в жизни села стало открытие в 1928 году клуба. В 31-м раскулачили и выгнали из села лучших плотников и кузнецов. Казалось бы, далекая Финская война в селе аукнулась – после нее многие татарские семьи ухали жить в Финляндию. В 70-м морозы погубили почти весь совхозный сад. В 2003-м в селе проложили газопровод.

Сегодня Шингальчи – село так себе, 340 дворов, две тысячи жителей. Как и сотни себе подобных, село стремительно стареет, восемь из десяти его жителей – пожилые люди. Молодежь уезжает в нефтяной Нижнекамск. Единственный сельхозкооператив – почти банкрот. Нынче Шингальчи взбудоражены слухами о загадочных инвесторах, которые якобы претендуют на активы убыточного предприятия.

Однако инвесторы – не единственное, что сейчас тревожит умы шингальчан. Недавно выяснилось, что уже через два года село может отметить свой 1000-летний юбилей. Правда, оснований для столь глобальных исторических выводов пока немного. По рассказам самих сельчан, рядом с Шингальчами есть могила, где якобы похоронена ханская дочка. А в книге историка Исхака Хамзина, изданной в 1902 году, упоминается, что в 1006 году хан по имени Шингальчи ходил по реке Зай к хану Волжской Булгарии присягать на верность. И стало быть, село Шингальчи вполне могло быть названо по имени того самого хана. К такому выводу пришел директор сельской школы, учитель истории Гусам Исламов.

Подлинность этой версии могут подтвердить только археологические раскопки. До сих пор ими занимались воспитанники и педагоги Нижнекамского центра туризма. На днях специалисты института истории академии наук Татарстана приступили к изысканиям.

Директор института истории академии наук РТ Рафаиль Хакимов далек от эйфории, которой как правило сопровождаются крупные научные открытия:

– Я не против праздников. Но столь громкие заявления должны быть научно обоснованны. Действительно, с IX века начал интенсивно работать Великий Волжский путь и Северный пушной путь по Каме. Поэтому вдоль Камы и Волги появлялось немало городов – торговых факторий. Сначала возникали крепости, потом интенсивное развитие получала торговля. Вслед начиналось становление государства, появлялась система обороны. Так что одновременно с Казанью могли возникнуть, не ручаюсь сказать сколько, но десятки – это уж точно – разных поселений.

Предстоящее тысячелетие Казани – серьезный повод для зависти всех районных глав. Такого количества программ и новых объектов, таких обильных финансовых вливаний  республика не знала очень давно. Может быть, именно поэтому вслед за Казанью свои исторические претензии озвучили Елабуга и Чистополь. А теперь вот еще и Нижнекамск. И историки не исключают, что на подобные изыскания может существовать и «политический заказ».

– Но для того чтобы войти в перечень памятников ЮНЕСКО, нужно выдержать жесткие международные критерии. Одной  монеткой не обойдешься. Сохранившиеся стены или фундамент средневековой крепости – другое дело. Казань этот этап уже прошла. На очереди Елабуга, которая,  по мнению историков, тоже достойна звания памятника мировой истории. О возрасте Шингальчей говорить пока рано. Чтобы более или менее определиться с датой основания поселения, нужно провести там, как минимум, два-три сезона раскопок, – считает Хакимов.

Что касается Елабуги, то, скорее всего, она действительно возникла одновременно с Казанью. Относительно недавно у историков появилось понятие пятого археологического слоя.

– Это научное открытие нашей академии наук, – рассказывает Рафаиль Хакимов. – Пятому слою как минимум тысяча лет. Мы это уже доказали на примере Казани, Булгар и других городов. Как только находится этот слой – а в Елабуге он есть, сразу всплывает дата – тысяча. А вот в районе Челнов, Нижнекамска и Чистополя – там еще копать и копать…

Впрочем, сами шингальчинцы почти не сомневаются в том, что версия учителя истории подтвердится. И уже строят планы – что необходимо сделать к празднику. Шингальчи, понятное дело, не Казань, запросы у сельчан скромные. В столице роют метро, в селе пока говорят о прокладке тротуаров у дороги и дренажной системы (местность здесь болотистая, и в дождливую пору целые участки дороги уходят под воду). Казань возводит самую большую мечеть в Европе – здесь подумывают о строительстве обычной мечети. Из других «грандиозных» планов сельсовета – строительство автобусных остановок и решение проблемы уличного освещения...

P.S.  Археологи только приступили к работе, а учитель уже готовит к изданию свое историческое исследование на эту тему. В основе его летописи – документы Нижнекамского городского музея и рассказы стариков.

Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл)

Лет пять назад я прочитал в газете заметку о том, что в далёкой Пензенской области есть такая «российская Мекка» -- село, где имеется семь мечетей, и все его жители – соблюдающие мусульмане. Тогда я отметил название села, а потом ещё раз где-то прочёл – там уже не семь мечетей, а одиннадцать, и село называется Средняя Елюзань. Настал момент, после посещения разных заморских стран, изучить поближе и отечественный феномен.

В Среднюю Елюзань мы отправились 4 января, вместе с Алексеем Кулешовым traveler62rus. Мы планировали добраться туда на маршрутке (от Пензы до С.Е. около 90 километров), сфотографировать все мечети, какие найдём, совершить молитву в каждой из мечетей (если все будут открыты), посмотреть вид и устройство села и постараться понять причины феномена, а также переночевать там, где угодно будет Аллаху Всевышнему. Удивительно, в Москве пять зданий мечетей, а в Елюзани 11.

Знакомство с Средней Елюзанью и её жителями началось прямо на автовокзале. Водитель маршрутки, татарин 55-ти лет, и был первым увиденным нами жителем Елюзани. Увидев нас с Лёшей, он удивился, спросил куда и к кому мы едем, и узнав, что мы хотим просто осмотреть это чудо-село, вызвался быть по приезду нашим другом и гидом по посёлку. Часа полтора езды по ухабистой дороге – и мы вышли из маршрутки на морозный Елюзанский воздух. Морозы стояли около -25, редкий период холодной зимы в Центральной России.

Татарское село Средняя Елюзань находится в том же Городищенском районе, что и мордовское село Вышелей, где отмечался «Трезвый Новый Год». Можно было бы из Вышелея сразу поехать в Елюзань, но мы этого не сделали, потому что пошли в лесной поход, и потом отмывались и отъедались в Пензе. И вот опять мы в Городищенском р-не. Но какая разница между Вышелеем – я его уже описывал и фотографировал – и Елюзанью! Дома тут почти все были кирпичные, новенькие, не покосившиеся, домов было очень много, село содержит уже 9000 человек, больше чем в самом райцентре. Говорят, тут самая высокая рождаемость в Пенз.обл. В селе процветали предприятия сельского хозяйства (мельницы, мясофермы), стояло между домами немало грузовиков, КАМАЗов и других машин и прицепов, что давало понять, что среди местных жителей – много водителей. Не было видно пустых и заброшенных домов и участков. Многие люди имели свои виды бизнеса, в том числе и наш водитель (у него был свой магазин и мусульманский банкетный зал, без выпивки). Водитель разгрузил маршрутку (он попутно привёз хурму в свой магазин и что-то ещё), мы пересели в легковушку, и он устроил нам экскурсию по селу, в ходе которой мы побывали во всех мечетях, кроме одной, которая была почему-то закрыта.


Со слов водителя (имя его Жиганша, а в советские годы он работал учителем физкультуры в школе), оказалось следующее. Религиозность жителей села проявлялась всегда, ещё до Октябрьской революции. Во времена Советской власти старались как-то религию искоренить, но полностью это сделать не удалось. Несмотря на то, что некоторых имамов посадили, несколько мечетей превратили в овощехранилища, клуб и т.п., а учителей в школе гоняли за проявления ислама -- некоторые мечети всё равно не были закрыты и просуществовали весь советский век. Был в Елюзани совхоз-миллионер, а после развала СССР ничего из имущества его не было разворовано (по словам водителя) и теперь превратилось в с.х.фермы, производящие колбасы, сосиски, котлеты, консервы и прочее. Действительно, в магазине, который мы посетили, было множество местных мясопродуктов. В 1990-х годах начался религиозный подъём, и стали появляться новые мечети, строящиеся на средства местных жителей. Некоторые мечети построены на индивидуальные средства предпринимателей, на другие же скидывались всем селом, последняя мечеть открыта в минувшем (2015) году. Детей у всех много, минимум по трое; в школе в младших классах семь параллелей («а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж»), во всех классах немало учащихся. Каждый год около 80-90 человек из Средней Елюзани ездят в хадж в Мекку, при том что со всей Пензенской области таковых хаджиев около 200 человек (это нам сообщил имам, оказавшийся в одной из мечетей). В целом все живут очень дружно, зажиточно, пьяниц на селе всего несколько человек, а если у кого-то несчастье, болезнь или сгорит дом, то помогают всем миром.









Село оказалось большим, и экскурсия по всем мечетям затянулась почти до вечера, а вечер наступает зимой довольно скоро. Дома почти все были кирпичные. Вода где-то была водопроводная, а где-то из колодцев. У ворот стояли нередко – у кого машина, у кого грузовик, видели и 1 сани. Что сказать о внешнем виде жителей села? Женщины тут одеты в хиджаб (платок), говорят между собой по-татарски, в разговоре по-русски часто акцент местный слышится. Мужчины необычностями не отличаются, бородатых – немного, хотя имеются. В мечетях тепло и чисто, во многих днём проходили занятия по исламу. В одной бабушки и тётушки изучали основы арабского языка, в другой – старики, в третьей – дети, несколько мечетей днём были пусты в промежутках между молитвами. Во всех мечетях было много ящиков для пожертвований, интересно, что они были разделены на пять-шесть ящиков: на нужды мечети, для больных, для обездоленных и т.п.. Во многих мечетях стояли ящики для сбора пожертвований на другие мечети в окрестных сёлах. Что касается миграции людей из села в город, -- то оно существует, но пока незначительное; уезд людей в город компенсируется размножением новых.

Сайт села (не очень информативный): http://al-azan.info/.

Средняя Елюзань в Википедии. Википедия пишет: "На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 жителей. Площадь территории села 994 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Дом культуры, 9 мечетей, медресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС, Дом быта".

После вечерней молитвы (магриб) водитель увёз нас к себе домой на ужин, а потом вписал на ночёвку в «мусульманский банкетный зал» (зал для торжественных событий), который тоже принадлежал ему. Мы, оставшись без «экскурсовода», ещё прошли по селу. Побывали в трёх магазинах вдоль главной дороги. Спиртное в них не продавалось, были обычные продукты, женщины-продавщицы – в платочках. Был, объективно скажу, обнаружен и уголок «харама» -- магазинчик со спиртным, пристроенный к какому-то «бильярдному залу». Говорят, что ещё в супермаркете «Магнит» есть питейный уголок, но мы туда не заходили. Но хорошо, что не является тут спиртное основным продуктом. Азан громко раздавался над селом. Поздно вечером из одной из мечетей, через репродуктор, разносилась некая проповедь, суть которой я не уяснил – она была на татарском языке. В пятницу молитву производят (как говорят) сразу во всех одиннадцати мечетях, и все большей частью наполнены (но не переполнены). Женский отсек, кстати, обнаружен, но не во всех мечетях.

Интересно, не злодействуют ли тут какие-нибудь менты? Имам одной из мечетей сообщил нам, что да бывало, что приезжали в село представители спецслужб, забирали некоторых имамов и конфисковали литературу, но потом всё вернули (и задержанных, и книги) и извинились перед населением – ничего противозаконного в мусульманском селе не было найдено.

Ещё интересно, не происходит ли в селе каких-нибудь разногласий (фитны), на почве «Мы из мечети №5, а вы неправильные, из мечети №6»? Это любопытно, но выяснять это мы не стали, расскажет кто-нибудь и сам нам об этом.










Много ящичков для пожертвований

о многих мечетях есть учебные классы


Говорят, самый высокий минарет в Пензенской обл.



.








А каковы же другие селения, Верхняя Елюзань и Нижняя Елюзань? По словам, Нижняя Елюзань вовсе не является такой процветающей, потому что находится на главной автотрассе М5, население там смешанное – половина татары, половина русские, и занимаются там пьянством. Опять же со слов, -- многие люди там ежегодно гибнут, кто от пьяной драки, кто от ДТП, а проверить это мы не успели, холодно было туда ездить. Что же касается Верхней Елюзани, там дела получше, хотя село не такое большое и процветающее, как Средняя Елюзань. Русские сёла и деревни сильно хуже выглядят, чем Елюзань, вот до чего доводит многих людей на Руси пьянство.

Заночевали мы в этом банкетном зале, а после утренней молитвы Жиганша завёл свою маршрутку и поехал в Пензу обратно, и нас забрал тоже. Мы с Алексеем очень довольны. Интересно будет приехать ещё раз, например во время месяца поста Рамадан – говорят, тут большинство людей соблюдают пост, и тем более не встретишь едящего, пьющего или курящего на улице. Вот и посмотрим.

Посещение Средней Елюзани будет полезно каждому, кто интересуется а) российским исламом, б) татарской культурой, в) сельским хозяйством, г) как могли бы жить в сёлах на Руси, кабы не пристрастие к бутылке.

“Я изучила более 900 татарских деревень”

Есть на свете человек, который знает если не всё, то почти всё об истории татарских деревень и о возникновении их названий. Этот человек – Фирдаус Гарипова. Она посвятила этому делу не только всю свою жизнь, но и всё свое здоровье. Занимаясь научными исследованиями, Фирдаус ханым и не заметила, как попала на больничную койку. Состояние было критическим, но она выкарабкалась и по сей день остается верна занятию своей жизни. Её труды регулярно печатаются в журнале “Казан утлары”. Фирдаус Гарипова – автор нескольких книг и десятков монографий, посвященных истории татарских деревень. Информацию, которую она собирала десятилетиями, по праву можно назвать настоящим кладом.

- Фирдаус апа, когда вы начали изучать этимологию татарских деревень?

- В 1970 году в Москве я успешно получила образование по специальности дефектолог, после чего вернулась в Казань. Меня прозвали там “черноглазой татаркой”, уговаривали остаться, но я не согласилась. Год проработала в Казани логопедом. А потом как-то так получилось, что я попала в аспирантуру Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова. Как я выбрала тему – сейчас уже и сказать-то не могу. В 1975 году успешно защитила диссертацию, тема которой звучала так: “Гидронимы бассейнов рек Мёша, Казанка, Шушма заказанского региона Татарстана”. Говоря проще, мне было поручено изучение названий рек и родников. Наверное, сам Аллах так повелел: выучившись на дефектолога, в результате я стала специалистом по языку, посвятила этому всю свою жизнь.

Я изучила более 900 татарских деревень. Основная моя цель заключалась в изучении водоемов, но я не ограничивалась этим: исследовала все топонимы. Историю деревень записывала со слов аксакалов. Читала исторические труды, сравнивала метрические книги, собирала архивы. В каждой деревне расспрашивала о том, когда была построена мечеть, когда её разрушили, кем был снесен минарет. Удивительно, что ни один из тех, кто участвовал в ликвидации мусульманских храмов, не умирал своей смертью. Кто-то погибал трагически, кто-то спивался… В каждой татарской деревне вы услышите подобные истории.

- К каким источникам вы прибегаете при изучении татарских деревень?

- Ищу информацию из греко-византийских источников. Безусловно, помогают и китайско-монгольские источники. Информацию о древней истории татар можно найти и в армянских источниках. Опираюсь на записи, оставленные арабо-персидскими и западноевропейскими учеными и путешественниками. Конечно же, использую татарские и русские летописи. Татарских источников очень мало, т.к. во время ликвидации татарских государств все книги и летописи были либо сожжены, либо украдены. Старинные татарские книги можно встретить за пределами России: их продавали или отдавали в дар зарубежных правителям.

- В названиях татаро-башкирских деревень частенько присутствуют такие слова как “югары”, “түбән”, “зур”, “кече”, “урта”, “яңа”, “иске”. С чем это связано: народ не желал отказываться от прежних названий или же фантазии не хватало?

- Действительно, таких деревень предостаточно, особенно это характерно для Татарстана и Башкортостана. Деревни разрастались, какая-то часть населения переселялась на новое место. Это понятно. Деревни часто образовывались посреди леса. А когда татары потеряли свою независимость, образование новых поселений стало еще более проблематичным. Земли мало, вот и приходилось вырубать лес, чтобы увеличить территорию, пригодную для житья. Когда же деревня разрасталась, молодые семьи переселялись на новое место, где возделывали новую землю. Как правило, деревни основывались людьми из одного клана, и чтобы не потерять родственные связи, названия новых поселений не менялись. Их просто называли словами “югары” (“верхний”) или “түбән” (“нижний”), например. То же самое и с “иске” (“старый”) и “яңа” (“новый”). Например, в Кукморском районе Татарстана есть деревни Югары Казаклар, Урта Казаклар и Түбән Казаклар. Это связано с географией. Есть одно интересное наблюдение: деревни, которые назывались малыми (“кече”), как правило, разрастались и становились центрами притяжения. А “большие” (“олы”) деревни – наоборот, уменьшались в своих размерах.

Когда же началась политика насильственного крещения, татары были вынуждены покидать насиженные места. Дома опустошались, русское правительство пригоняло сюда русских и служилых татар. Переселялись и чуваши, и финно-угорские народы. Есть очень много русских деревень, в названии которых несложно отследить татарские корни. Значит, когда-то эту деревню основали татары, а затем сюда переселились русские. Таких примеров очень много.

- Как появлялись названия деревень?

- Дать название деревне – очень важное дело. Естественно, наши предки не выбирали первое пришедшее на ум слово. Возможно, некоторые названия нам, людям, живущим в XXI веке, могут показаться странными, но если вдуматься, смысл этих названий очень глубок. Он соотносится с древностью. Например, в Арском районе была деревня Тазлар. Похоже, что главе этого сельского поселения название не понравилось. Кто-то посчитал, что оно напоминает слово “ләгән”, т.е. таз. В итоге деревня Иске Тазлар превратилась в деревню Ташчишмә. А Яңа Тазлар теперь именуется Байкалом. Насколько примитивное мышление! Тазлар – древнее название, которое уходит корнями к нашим предкам, скифам. Только вот почему-то не спросили об этом у ученых. А нужно было!

Появление деревни Көчек, что в Рыбно-Слободском районе Татарстана, связано с периодом Казанского ханства. Полное название деревни звучало как Кечек Чаллысы. Оно было взято от имени отца старосты Ишманая Кусюкова-Кусюка. Название Көчек было присвоено в 1719 году, а до этого деревня называлась Байхуҗа.

Но вот что я хочу сказать: нельзя так легкомысленно относиться к истории только из-за того, что “нам это не нравится”. Название деревне просто так не было дано. Прежде чем что-либо менять, нужно проверить этимологию.

Названия даются по нескольким причинам. Многие деревни были названы в честь того, кто когда-то основал село, в знак благодарности. Также название деревни может быть связано с её местоположением. Встречаются среди названий татарских деревень и такие слова, которые уже вышли из нашего употребления: древние тюркские слова, например. Просто нужно искать и исследовать. Татарские названия настолько же древние, насколько богата татарская история.

Кроме того, учитывались в названии села и профессии людей, которые здесь жили. Вернемся к деревне Казаклар, что в Кукморском районе. Название этого села связано с наездниками-казаками. Донские казаки – сегодня православные русские. Но несмотря на это корни у них кыпчакские. Тюрки с большой любовью относились к лошадям. Невозможно представить себе татарина без коня. Вот и казаки в прошлом путешествовали по просторам империи. Не удивительно, что они решили остаться на севере Татарстана.

- Фирдаус апа, в России количество только больших татарских деревень превышает 100. А сколько есть маленьких сел! Они хоть как-то изучаются?

- Сама я не успеваю. Это очень сложно. Не хотелось бы, чтобы после моей смерти мой труд пропал зря. Вот и стараюсь печатать свои исследования по мере возможности. Еще 30 лет назад, когда я только начинала работать в этой области, я увидела, что татарские села постепенно исчезают. А теперь это видно, что называется, невооруженным глазом. В деревнях Татарстана численность населения уменьшается. За пределами республики дела обстоят немного по-другому, там много деревень, которые живут очень хорошо. Только вот Татарстан как-то не успевает перенимать их опыт. В нашем институте, наконец-то, возобновились научные экспедиции. Однако чтобы изучить деревню, нужно провести в ней месяцы. В советское время ученые и студенты именно так и работали.

С другой стороны, практически в каждой деревне есть историк-любитель, который фиксирует какие-то местные особенности, знаковые события, историю села. Вот таких активных людей нужно беречь как зеницу ока. Некоторые деревни, основываясь на материале, собранном ими, начали печатать свои книги. Деревня Урта Әләзән (Средняя Елюзань) (Пензенская область) в этом смысле может послужить отличным примером. Они смогли собрать исчерпывающую информацию, систематизировать её и выпустить книгу, на которую любо-дорого посмотреть. Деревня Гали (Самарская область) также активно работает в этом направлении. Сами изучают свою историю, а материально помогают состоятельные выходцы из села. Деревня Бәрәңге (Республика Марий Эл) издала свой исторический труд. Работа ведется и в Татарстане. Например, увидела свет книга об Актаныше. Есть труд об Азнакаево. Хотелось бы, чтобы районы активно вели работу в этом направлении. Только не стоит основываться лишь на русских источниках, нужно обращаться и к другим историческим трудам – наши деревни уходят корнями в глубокое прошлое.

- В России есть много городов с татарскими названиями. Например, Саратов (Сарытау), Тюмень (Төмән)… Написана ли история возникновения названий городов Татарстана?

- Сама я изучала историю таких древних городов как Джукетау, Суар, Арча, Биляр, Тубылгытау. Но на всё времени не хватает.

Что касается названий крупных городов, их связь с татарским языком уже давно доказана. Однако информация об этом до широкой общественности до сих пор не доходит. В названии города Кременчук ясно видно слово “кирмән”. Название реки Соть, что течет на Украине, произошло от слова “сөт”. Азовское море связано со словом “азак”. Название города Тюмень означает “10 мең”, т.е. 10 тысяч. Тобольск – Тубыл. Киев татары называют “Кияү кала”. Второй его смысл – большой кремль. В Белоруссии есть город Белая Церковь. На самом деле когда-то здесь был город Ак мәчет. Историческое название крымского Симферополя также – Ак мәчет. В Среднем Поволжье есть река Моча. Её название было изменено на Чапаев. “Моча” на старотатарском языке означает “болотистое место”. Этот список можно продолжать и продолжать.

Есть много топонимов, которые еще предстоит изучить. Например, очень много татарских названий за пределами России. В Испании есть город Бильбао. Татарское название (Билбау)! Их в Европе вообще очень много. Они появляются уже со времен Атиллы. Да и Золотая Орда состояла в тесных отношениях с очень многими государствами. Не было такого места, куда бы не добрались татарские войска. Для работы зарубежом нужны молодые специалисты, владеющие английским языком.

Источник: http://etatar.ru/18/42251

"Фальшивый терроризм!". Репортаж из самого известного татарского села Мордовии

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Татарская деревня Чирша - Александр Беленький. Другие путешествия — LiveJournal

Мы и не надеялись встретить настоящую татарскую деревню, где люди используют национальные элементы в одежде, живут по древним традициям и говорят почти только по-татарски. Удивительно, но деревня нашлась - здесь советская эпоха оставила только внешние следы, по сути здесь живут так же, как сотни лет назад.


В Чиршу мы собирались ненадолго - просто посмотреть на интересную заброшенную мельницу, и отправиться дальше, в Елабугу. Но, встретив по дороге местную жительницу, мы поняли, что наскоком "взять" деревню не получится.

Прохожая оказалась пра-пра-правнучкой первого жителя этих мест. Ее предок отказался креститься, когда Иван Грозный силой принуждал татар принять православие, и открыто выступил против царя. Спасаясь от гнева царя, он сбежал в эти места и вместе с семьей обустроил на берегу реки небольшое жилище. Жили они в уединении, которого так хотели - русские войска не могли добраться сюда, да и зачем им идти в район, где никто не живет? Но случилось несчастье - в этой самой реке утонула их единственная дочь, и они переехали из глуши ближе к дороге. Через какое-то время к ним пришли другие татары, спасавшиеся от крещения, еще и еще. Появилась деревня, которую назвали Чирша. С татарского это переводится как "елка". Здесь и по сей день растет одна-единственная ель, непонятно откуда взявшаяся в этих местах: хвойные здесь растут очень редко.

Род Адаевых продолжался. Один из них, Махмут, 1919 года роҗдения, в годы войны попал в плен на Украине и в составе первого батальона татаро-башкирского легиона перешел на советскую сторону.

Его старший брат, Василь Адаев - один из первых комсомольских активистов района - работал в колхозе, председателем сельсовета, а, переехав из Чирши в Дубьязы, - на разных ответственных должностях. Во время сражений в тихвинском направлении был сильно ранен, но выҗил, умер не так давно. Агзам Адаев был электриком, а его жена Гульсум Адаева возглавляет ветеранскую организацию в Дубьязах.

Но вернемся в наши дни, в деревню Чирша. Многие деревянные строения здесь выглядят заброшенными, но это не так. Даже та самая мельница, ради которой мы приехали - вполне себе действующая. Еще три года назад она молола зерно, да и сейчас может - другое дело, что в середине июля молоть в деревне было нечего. Внутри она представляет собой не очень интересное зрелище, и мы поехали дальше.


Все двери и ворота в деревни открыты нараспашку. Мы спокойно побродили в местном коровнике, который здесь называется "сыер абзары". А потом отправились в мечеть, где нас встретил смотритель Фарит. Мы записали с ним очень интересное интервью, не пропустите видеоролик в конце поста. А пока я просто покажу фотографии самой мечети.


Мечеть, как и большинство в Татарстане - новая, кирпичная. Ее построили пять лет назад на средства местных жителей. Раньше была старая, деревянная, совсем прогнившая мечеть.


Фарит приглашает нас войти внутрь.


По мусульманскому обычаю, при входе в мечеть нужно разуваться. Чтобы не ходить босиком или в носках, можно одеть тапочки.


Это довольно небольшая мечеть. Она состоит из одного большого зала и балкончика над ним. Внизу молятся мужчины, на балкончике - женщины. Совместные молитвы строго запрещены, в других мечетях обычно для женщин даже строят отдельный зал.


Все оформлено максимально просто: на стенах самые обычные обои, на окнах - шторы, на полу ковры, знакомые своим орнаментом еще с детства. В углу - несколько стульев, для стариков. Обычно мусульмане молятся на полу, на коленях,но если ты не можешь стоять на коленях - садись на стул, это не возбраняется.


В каждой мечети при входе стоит ящик для пожертвований.


Через некоторое время в мечеть пришла местная жительница из соседнего дома. Увидев, что в деревню приехали гости, она пришла пообщаться с нами. Она совсем плохо говорит по русски, хотя ей очень много лет. Как она жила в советское время?


Это коврики для намаза. Тот, что справа, большой - это башня Сююмбике в Казани, я еще расскажу легенду об этой башне, когда буду писать о Казани. Маленький коврик справа был подарен гостем деревни, который совершил хадж. На ковре как раз изображена самая большая мечеть в мире, которая расположена в Мекке. Коврик для намаза - это один из немногих ритуальных символов в исламе. Коврик - как зубная щетка, у каждого должен быть свой. По обычаю, намаз совершается пять раз в день по особому графику. Соблюдающий все обряды человек молится все пять раз. Так не возбраняется и три раза. Например, сегодня, 4 августа, график намазов такой: 4:41, 12:36, 16:50, 20:32 и 21:49. А когда же спать? :)

А вот и видеоролик о деревне Чирша. Кстати, практически полностью снят на карманную видеокамеру Kodak PlaySport - удобная вещь. И главное, почти незаметная.


Ужасно хотелось пить. Я отправился в ближайший магазин, который зовется здесь "кибет". Меня с трудом поняли, что я хочу, но воду продали. На выходе я увидел единственную табличку на русском, безнадежно устаревшую.

А самое главное, я считаю, это неплохо, что здесь есть свои особенности, свой национальный колорит, и что здесь живут по традициям предков. Ведь когда все одинаковое, как в Союзе - разве же оно интересно?

крупнейших этнических групп в России

Бенджамин Элиша Саве, 18 июля 2019 г., Общество

Этнические русские составляют самую крупную этническую группу как в Российской Федерации, так и в Европе в целом.

Россия - одна из стран с наибольшей численностью этнических групп в Европе.Это многонациональное государство, в котором проживает около 185 этнических групп или национальностей. Население этих групп варьировалось от миллионов людей, составляющих одну этническую группу, до всего лишь десяти тысяч, составляющих самую маленькую группу. Этнические группы или национальности разбросаны по стране и представлены на всех уровнях власти. В России проживают более 185 этнических групп и говорят на более чем 100 языках, причем русский язык является официальным государственным языком. Некоторые из крупнейших этнических групп в России включают русских, татар, украинцев и башкир.Большинство россиян идентифицируют себя с православным христианством.

Русские

Этнические русские составляют 81% всего населения страны. Русские принадлежат к восточнославянской этнической группе, выходцам из Восточной Европы. Население России по состоянию на 2012 год составляет 129 миллионов человек, более 86% из которых проживают в России, в то время как большинство из 14% проживает в странах бывшего Советского Союза, особенно в Украине и Казахстане.Русские в основном политеисты, а их культура разнообразна и во многом уникальна. Культура имеет долгую историю в искусстве, литературе, живописи, философии, архитектуре и классической музыке. 41% населения России идентифицирует себя с Русской Православной Церковью, а остальные люди - старообрядцы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и евангелисты.

Татары

Татары принадлежат к группе, говорящей на тюркском языке, и проживают в основном в Центральной Азии и Восточной Европе.Татары произошли от татарской конфедерации в пустыне Гоби в V веке. Татарский язык входит в состав кыпчакского языка. В татарском есть три диалекта. А именно, это мишер, на котором говорят на мишаре, центральном диалекте астраханцев, и на казанском и сибирском, на котором говорят сибирские татары. Большинство татар - волжские татары и крымскотатары. Татары - вторая по численности этническая группа в России, составляющая 3,9% населения. Большинство татар - мусульмане, но они также отождествляют себя со старой литературой.

украинцев

украинцев составляют третью по численности этническую группу в России, составляя 1,4% населения. Украинцы принадлежат к восточнославянской этнической группе и имеют украинское происхождение. Украинская этническая группа более густонаселенна в Украине, где они составляют более 75% населения. К этой группе относятся 1,9 миллиона человек в России. Среди украинцев есть несколько субэтнических групп, включая лемков, гуцулов, бойков и волынцев.Украинская культура в основном демонстрирует европейское влияние из-за географического положения Украины. В этнической группе преобладает сильная христианская культура, а также доминируют католики и православные. В группе также очевиден элемент ислама. Украинцы также известны своей музыкой и танцами.

Башкиры

Башкиры относятся к тюркской группе народов и составляют 1 человек.2% населения России. Группа проживает в Пермском крае, Оренбурге, Кургане, Украине и Узбекистане. Башкиры говорят на башкирском языке и делятся культурными традициями с другими тюркскими народами. Башкиры - в основном мусульмане-сунниты. Этническая группа в основном занимается сельским хозяйством и пчеловодством. Среди их любимых блюд - ойра и сыр под названием «корот».

К другим основным этническим группам в России относятся чуваши, составляющие 1.1% русского населения, чеченцы 1,0% и армяне 0,9%. Православное христианство - самая распространенная религия в России, а изобразительное искусство доминирует в культуре страны. При таком большом количестве этнических групп в стране группы меньшинств были справедливо признаны законодательством.

Крупнейшие этнические группы в России

Ранг Этническая группа Доля населения России
1 Россиянин 80.9%
2 Татарский 3,9%
3 Украинский 1,4%
4 Башкирский 1,2%
5 Чувашский 1,1%
6 Чеченский 1.0%
7 Армянский 0,9%
.

Вкус татарского языка в Казани, Россия

Когда Джеймс Бонд направился в Казань в России, ближе к концу «Кванта милосердия», у многих людей была бы только одна мысль: «Э… где?»

Этой мыслью я поделился перед тем, как отправиться посмотреть, что может предложить этот провинциальный российский город - потенциальный новый игрок на туристической тропе России.

Россия для большинства британцев раньше означала сопровождаемые туры по Санкт-Петербургу или, возможно, длинные выходные в Москве, и, хотя Казань является довольно устоявшимся направлением для своего внутреннего рынка, теперь она предпринимает амбициозные шаги в направлении международного туризма.

Обратите внимание - вот география…

Казань находится примерно в 400 милях к востоку от Москвы. К сожалению, прямых рейсов нет, и вы едете туда через Калининград - странный маленький форпост России, отделенный от материка и окруженный Европой.

Здесь вы получаете удовольствие, когда вас водят по коровнику в аэропорту, в то время как чиновники низшего ранга лают на вас, требуя бумаги, примерно каждые сто ярдов. Полагаю, Бонд, Дж. Пропустил этот фрагмент.

Казань вряд ли виновата, и я прибыл в восьмой по величине город России непредвзято.Моя первая поездка в страну может не иметь гламура Москвы или исторического величия Санкт-Петербурга, но, по крайней мере, это будет подлинный опыт.

Мне не нужно было быть международным шпионом, чтобы подозревать это - как столица Российской Республики Татарстан, Казань была культурным центром в течение тысячи лет.

И сразу отвечу на ваш первый вопрос о татарах.

Приветливые местные жители: татарка в Казани

Нет, не они придумали соус.Однако они действительно существовали как племя на обширных территориях Центральной и Восточной Европы и Азии, и их влияние в таких городах, как Казань, очевидно, как только вы приедете.

В татарских городах, где проживают мусульмане, есть красивые мечети - больше из которых позже - и характерная традиционная архитектура, грубые, но богато украшенные и красочные деревянные дома, некоторые из которых мне предстоит исследовать.

Смесь русских и татар якобы мирная, и эти влияния гармонично сосуществуют в городе.

Моим первым впечатлением от Казани было то, что она явно богата.

Запасы нефти и склонность к государственным расходам и крупные архитектурные заявления (почти все они построены в ознаменование тысячелетия города в 2006 году) означают, что большая часть города выглядит совершенно новой, начиная с огромных отелей, которые выделяются на фоне более прозаичных жилых здания на огромный ипподром - настолько технологически продвинутое место, в которое вы собираетесь загнать лошадей.

Мой отель «Ривьера» выглядел так, как будто он был перенесен из Лас-Вегаса, и был излишне чрезмерным, но имел приятные дизайнерские штрихи и вестибюль, который должен входить в пятерку самых блестящих вестибюлей в России.

Все белое: исторический Казанский Кремль

Но наиболее интересным местам было больше двух лет. Казанский Кремль («кремль» на русском языке означает «цитадель») является объектом Всемирного наследия и может похвастаться яркими пятью куполами и шестью колоннами Благовещенского собора.

Рядом с ним, одного собора никогда не хватит, находится собор св. Петра и Павла в стиле барокко.

Равнина - это не совсем то слово, которое приходит на ум в русских православных соборах - если и было сусальное золото, его где-то шлепали по стене, и если вы поклонник религиозных икон, то вы в в нужном месте, так как здесь больше, чем вы могли бы трясти кадилой.

Также в комплексе находится самая большая мечеть в Европе, мечеть Кул-Шариф, которая может страдать от синдрома Равнины Джейн рядом с украшениями соборов, но по-прежнему впечатляет своими масштабами и является признаком гармоничного сосуществования. существование здесь религий.

Достопримечательности города достаточно приятные: улица Баумана - главный торговый центр, а торговый центр Pyramid - хорошее место, чтобы найти сувениры в стиле ретро.

Хотя времена коммунизма все еще видны в некоторых элементах архитектуры, в настоящее время наблюдается большой прогресс, и новое метро - лишь один из проектов, которые постепенно преобразуют город.

Угощение: традиционная татарская еда

Еще одним ярким признаком прогресса является тот факт, что большинство молодых людей, кажется, весь день одеваются, как в ночном клубе, нехватка материалов и

.

Страниц истории

Большие города никогда не появляются внезапно, они вырастают из маленьких поселений.

Территория, на которой сейчас расположена Казань, привлекала людей в Среднем Поволжье почти 100 000 лет назад после ледникового периода.

Городище выросло на месте впадения реки Казанки в Волгу.

Множество волжских булгар приходили на эти земли в эпоху бронзы.

Мужчины были охотниками, женщины занимались примитивным земледелием.

В эпоху бронзы на территории нынешней Казани возникло несколько поселений. 20000 лет назад финно-угорские племена пришли с Урала и Сибири

Они построили поселение на Кремлевском холме, которое превратилось в современный город Казань. Здесь жили торговые и трудолюбивые люди. Волжская Булгария была сильной и быстро развивающейся. Булгары чеканили собственные монеты из серебра.

Это государство было важным центром международной торговли. Качественные булгарские кожгалантереи, меха, шерсть покупали не только в странах Востока, но и в Литве, Польше, Италии.В Средней Азии и Иране лучшая кожа с тех пор называется булгарской

.

Тогда были построены города с красивыми дворцами и школами, каменными и деревянными домами, зданиями с центральным отоплением и другими постройками. Развивались также наука, философия и литература.

Культура Золотой Орды оказала большое влияние на татарский народ. Во время монгольского нашествия в 1236-1240 годах было сожжено множество деревень и городов. Вскоре их реконструировали.Со второй половины 13 века для города начались тяжелые времена. Страна вошла в состав Золотой Орды.

Некоторые булгары переехали в другое место. Он стал центром нового независимого государства. Его развитие началось во второй половине 14 века. Это привлекало переселенцев и купцов.

В 1399 году московский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, полностью разрушил город. К середине 15 века город был восстановлен.В то время на берегу Волги образовалось Казанское ханство.

Он играл роль бывшего государства Волжской Булгарии с Казанью как культурным и торговым центром.

В свой золотой век Казань занимала территорию в 70 га. Жило около 15 000 человек. Казань быстро росла и к концу 15 века стала крупнейшим городом Среднего Поволжья.

В начале 16 века мирная жизнь города закончилась.

Жизнь Казанской губернии была полна борьбы между различными партиями. В конце V века Московское княжество окрепло и стало активно вмешиваться в политическую жизнь Казанского ханства. Казань выиграла бой.

Летом и осенью 1552 года русский царь Иван Грозный напал на Казань. А 150-

-тысячное войско во главе с Иваном Грозным штурмом взяло Казань.Он стал частью Московского государства. Царь Иван попросил своих людей восстановить город. Жизнь стала спокойнее и Казань

стал торгово-административным центром области. В середине 17 века

Казань была одним из крупнейших городов России. Его население составляло 20 000 человек.

Реформы Петра I открыли новый период в истории России и Казани.

Его реформы сильно повлияли на жизнь города.С 1708 года он стал центром одной из крупнейших провинций. Начались реформы в экономической и культурной жизни.

В июле 1774 года со стороны Арского поля появились облака пыли. Они входили в состав армии Емельяна Пугачева
года. Ранним утром 12 июля 1774 года
пугачевцев разделились на 4 группы и атаковали город. Они не смогли взять Кремль, а потом
начали грабить и убивать. Сгорели 2200 зданий.Последний бой произошел 15 июля
г. 1774 г., у села Царичино. Бой длился целый день. Армия Пугачева потеряла 2000
человек и ушла по Кокшайской улице

,
, в лес. Они переправились на правый берег Волги
. Казань выиграла битву. Так летом 1774 года закончилось вторжение Пугачева в Казань.

В начале 19 века здесь было много больших и малых предприятий и ремесленных мастерских. Казанские купцы отправляли свои товары в города России, а также в Китай, Бухару, Хиву и Персию.Купцы и промышленники превратили Казань в экономический центр.

В 1874 году заработала система водоснабжения. Улицы были освещены газом. В некоторых домах было электричество.

В 1875 году была построена первая линия конной железной дороги. В 1899 году на улицах появился первый электропоезд. В Казани было более 5 000 домов и 237 улиц. Население сильно выросло.

В конце XIX века Казань входила в пятерку первых промышленных и деловых городов России.В новом веке в Казани было 300 различных предприятий.

В 20 веке Казань стала важным административным и культурным центром страны.

В начале ХХ века Казань стала столицей Татарской Советской Республики. Жизнь города в то время была тяжелой. Проблемы питания и медицины

были очень важны. В 1919-1920 годах началась эпидемия тифа.Многие люди погибли, тысячи людей мигрировали из города.

Позже предприятия были реконструированы, построен новый мост через реку Казанку. Начало работать городское радио. Открывались новые клиники. Были организованы новые парки и рабочие клубы. В культурной жизни произошли большие изменения. Начали работать известные татарские композиторы, художники, архитекторы. С началом Второй мировой войны жизнь в городе изменилась. Казань оказала большую поддержку Советской Армии. В 1941 году на возведение укреплений на правом берегу Волги и Камы ушло более 32 000 человек.

В 1950-е годы появились новые общественные здания: Театр оперы и балета, множество домов культуры и кинотеатров: Дружба, Победа, Мир, Звезда. В 1959 году начал работу Казанский телецентр.

В конце ХХ века Казань вместе со всей страной переживала стремительные изменения. К середине 80-х годов Казань превратилась в крупный промышленный центр. В городе производился ассортимент товаров. Население республики сильно увеличилось. В 2002 году здесь проживало 3 782 600 человек.Настоящая жизнь города наполнена творчеством и новыми надеждами на будущее.

В 21 веке в Казани будут реализованы крупные инвестиционные проекты. Жизнь в городе тоже меняется. Статистика переписи 2006 года показала, что в Татарстане проживало 3 768 500 человек. Город становится комфортнее, чище и красивее. Празднование 1000-летия в 2005 году стало символом богатой истории города.

.

ТАТАРСТАН

Республика Татарстан - субъект Российской Федерации. Декларация о государственном суверенитете республики подписана 30 августа 1990 года. Официальные языки - татарский и русский.

Население Республики Татарстан составляет около 3,8 миллиона человек. 2,7 миллиона человек проживают в городах. Один миллион человек живет в сельской местности. В Татарстане 19 городов и более 3000 населенных пунктов.Крупнейшие города: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск и Бугульма.

Татарстан - один из крупнейших экономических, научных и политических центров Поволжья. Он расположен в центре Российской Федерации. Он соединяет восток и запад, север и юг страны. Его площадь составляет более 67 тысяч квадратных километров.

Географическое положение Татарстана благоприятно для развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других сфер экономики.

Татарстан - многонациональная республика. Здесь в мире и согласии живут люди 115 национальностей. Две основные национальности - татары и русские. Важные национальные ценности - толерантность, консенсус и компромисс.

Татарская кухня - результат исторического развития нации и ее географического положения. Долгие отношения между местными жителями и их соседями, торговыми партнерами повлияли на вкусы народов. Булгары были хорошими скотоводами, охотниками, рыбаками и земледельцами.Это основа традиций питания в современном Татарстане.

В татарских национальных блюдах широко используется мясо: говядина, баранина и конина. Татары очень любят всякую выпечку. Один из любимых, пожалуй, ишпишмак. И, конечно, сладкая выпечка: чук-чук, кош теле, толкыш келеве и многое другое. Но главное в татарской кухне не только то, что она разнообразна и очень вкусна. Это больше, чем просто еда. Это блюдо, которое объединяет семью и друзей.

Новые слова и выражения:

сельская местность
поселок
научный
для подключения
площадь
допуск
разработка
местные жители
влиять
скотовод
охотник
говядина
баранина
конина
выпечка
различные

:

1.Когда была подписана Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан?

2. Что вы можете сказать о населении Республики Татарстан?

3. Сколько городов и поселков в Татарстане?

4. Где находится Республика Татарстан?

5. Географическое положение Татарстана выгодно, не правда ли?

6. Является ли Татарстан многонациональной республикой?

7. Какие официальные языки Республики Татарстан?

8.Татарская кухня - это результат исторического развития нации и ее географического положения, не так ли?

9. На чем основываются традиции питания в современном Татарстане?

10. Что широко используется в татарских национальных блюдах?

11. Какие любимые блюда татар?

12. Татарская кухня - это больше, чем просто еда, не так ли?

Диалог: В ресторане

Хозяйка: Привет! Добро пожаловать в рай.Вы бронировали?

Смирнов: Да, знаю.

Хозяйка: Ваше имя, пожалуйста?

Смирнов: Игорь Смирнов.

Хозяйка: ОК, господин Смирнов. Сюда, пожалуйста. (Показывает стол) Приятно провести время.

Официант: Добро пожаловать в рай. Вот ваше меню. Вы готовы заказывать?

Смирнов: Еще нет, дайте секунду, пожалуйста.Я съем лосося на гриле.

Официант: Хотите что-нибудь выпить?

Смирнов: Да, сок будет. Какой у вас сок?

Официант: Апельсин, манго, яблоко и ананас.

Смирнов: Я предпочитаю апельсиновый сок.

Официант: Вот и пожалуйста. Приятного аппетита.

(Спустя время). Как все было?

Смирнов: Вкусно, спасибо!

Официант: Хотите что-нибудь на десерт?

Смирнов: Нет, спасибо.

Официант: Могу я вам еще что-нибудь?

Смирнов: Нет, просто счет. Большое спасибо.

хозяйка , г.
официант
Лосось на гриле
счет

КАЗАНЬ

Казань - один из старейших и красивейших городов Поволжья.Это тысячелетний город с богатой и уникальной историей. В 2005 году народы Татарстана, России и всего мира отметили свое тысячелетие.

Казань расположена в очень живописном месте. Здесь встречаются две реки - Волга и река Казанка, сыгравшие важную роль в истории народов страны. Население Казани составляет более 1,3 миллиона человек. люди.

Густые леса с множеством животных, обширные поля, большие и малые реки и глубокие озера с множеством рыб делают природу Казани прекрасной.

Казанский Кремль и по сей день остается сердцем столицы Татарстана. Самым необычным сооружением кремлевского комплекса является башня Сююмбике. Он стал архитектурным символом Казани.

Сегодня Казанский Кремль символизирует историю народа, его культуру и традиции. На протяжении многих лет русские и татарские культуры развивались бок о бок. Это легко увидеть в Казанском Кремле. Великолепные золотые кресты Благовещенского собора гармонируют с богато украшенными минаретами мечети Кул-Шариф.

В 2000 году Казанский Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Культурная жизнь Казани разнообразна и многогранна. В Казани много театров и музеев. Театр оперы и балета им. М. Джалиля - самый большой и красивый из них. Сегодня Национальный музей Татарстана - историко-культурный комплекс. Государственный музей изобразительных искусств - один из ведущих музеев России.

Казань - один из важнейших экономических центров Российской Федерации.Крупные предприятия производят самолеты, вертолеты, компрессоры, компьютерные системы, оптику, химикаты, одежду, товары народного потребления и так далее. Это один из крупнейших речных портов на Волге.

Казань открыта для гостей со всего мира.

:

1. Какая столица Татарстана?

2. Где находится Казань?

3. Когда была основана Казань?

4. Численность населения в г. Казань?

5.Много ли в Казани парков и скверов?

6. В Казани много памятников знаменитым людям, не так ли?

7. Что символизирует Казанский Кремль?

8. Какое самое необычное строение кремлевского комплекса?

9. Казань - большой образовательный центр?

10. В Казани очень загруженный транспорт, не правда ли?

11. Много ли в Казани промышленных предприятий?

Диалог: В аэропорту

Дымов: Доброе утро, г.Меннон.

Меннон: Здравствуйте, господин Дымов.

Д .: Полет прошел хорошо?

М .: Да, в целом неплохо.

Д .: Нас ждет машина. Пойдем?

М .: Да, конечно.

Д .: Программа вашего пребывания в нашем городе достаточно насыщенная. Нам предстоит посетить множество достопримечательностей.

М .: Да, хотелось бы увидеть как можно больше достопримечательностей. У меня никогда не было возможности побывать в вашем городе.

D .: Тогда, может быть, сразу после обеда вы хотите провести обзорную экскурсию по городу?

М .: Да, а почему бы и нет. Я много слышал о Кремле.

Д .: Мы его посетим. Я уверен, что вы не разочаруетесь. Вот наша машина.

М .: Прекрасно.

ждать , г.
разочароваться

:

.

Самые большие здания в мире

Джойс Чепкемой, 24 апреля 2018 г. в World Facts

Глобальный центр New Century в Чэнду, Китай, является самым большим зданием в мире по площади в квадратных футах. Кредит редакции: Serjio74 / Shutterstock.com.

Размер здания определяется не только высотой, но и площадью, которую оно занимает.Если спросить, большинство людей могут сказать, что базирующаяся в Дубае Бурдж-Халифа - самое большое здание в мире. Однако есть несколько других критериев, которые можно использовать при анализе самых больших зданий. Одно из них - это размер площади пола. По площади, Глобальный центр New Century в Чэнду, Китай, является самым большим зданием в мире. Его общая площадь составляет 18,9 миллиона квадратных футов. Терминал 3 международного аэропорта Дубая занимает второе место с площадью 18,4 миллиона квадратных футов.

3 самых больших здания в мире

Глобальный комплекс New Century, Китай - 18.9 миллионов квадратных футов

The New Century Global Complex - это многоцелевое здание, расположенное в Чэнду, Китай. Комплекс New Century Global, занимающий площадь 18,9 миллиона квадратных футов, является самым большим зданием в мире по площади. Чтобы лучше понять огромные размеры здания, оно в три раза больше американского Пентагона, который составляет 6,45 миллиона квадратных футов. Здание было спроектировано китайской компанией Entertainment and Travel Group (ETG) и было открыто в июле 2013 года, на строительство которого потребовалось три года.В комплексе New Century Global есть несколько отелей, каток, университет и аквапарк с искусственным пляжем площадью 5000 квадратных метров.

Терминал 3 международного аэропорта Дубая, Объединенные Арабские Эмираты - 18,4 миллиона квадратных футов

Терминал 3 международного аэропорта Дубая расположен в международном аэропорту Дубая в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты.Открытый в октябре 2008 года, терминал тогда был самым большим зданием в мире и в настоящее время является вторым по величине в мире. Он занимает площадь более 18,3 миллиона квадратных футов. Терминал 3 международного аэропорта Дубая был построен правительством на сумму 4,5 миллиарда долларов. Он в основном используется местной авиакомпанией Emirates и австралийской авиакомпанией Qantas и может обслуживать более 43 миллионов пассажиров. Система обработки багажа, используемая в терминале, является самой большой в мире и состоит из конвейерных лент протяженностью 0,62 мили и 21 точки досмотра.Терминал состоит из двух залов: зала A и зала B. Зал A используется австралийской авиакомпанией Qantas, а зал B используется авиакомпанией Air Emirates. В терминале есть подземное метро под названием «Дубайское метро», которое используется для переправки пассажиров в аэропорт и обратно.

Abraj Al Bait Endowment, Саудовская Аравия - 16,9 миллиона квадратных футов

Abraj Al-Bait - комплекс из семи небоскребов, расположенный в Мекке, Саудовская Аравия.Здание является самым высоким и самым большим в Саудовской Аравии с высотой 1906 футов и площадью 16,9 миллиона квадратных футов и считается четвертым по высоте строением в мире. Построенный правительством Саудовской Аравии за 15 миллиардов долларов, Abraj Al Bait также является самым дорогостоящим зданием в мире. Отель Abraj Al-Bait был построен правительством Саудовской Аравии для размещения миллионов паломников, которые посещают Мекку на ежегодный исламский фестиваль хаджа.

Почему не накапливается?

Большинство разработчиков и архитекторов считают, что вертикальный способ увеличения мощности мегаструктур - это наиболее надежный способ увеличения мощности.Однако для торговых центров и терминалов аэропортов есть исключение, так как высокие конструкции в аэропортах запрещены из-за воздушного движения. Торговые центры не поощряют высокие здания из-за проблем с арендой, когда большинство арендаторов предпочитают нижние этажи, чтобы их клиенты могли легко увидеть.

15 крупнейших зданий в мире по площади в футах

Рейтинг Название здания Расположение Площадь (кв.м) Назначение
1 New Century Global Center Чэнду, Китай 18.9 миллионов Торговый центр
2 Терминал международного аэропорта Дубая 3 Дубай, ОАЭ 18,4 миллиона Терминал аэропорта
3 Abarj Al-Bait Endowment Мекка, Саудовская Аравия 16,9 миллиона Смешанное использование
4 CentralWorld Бангкок, Таиланд 16,9 миллиона Торговый центр
5 Цветочный аукцион Aalsmeer Aalsmeer, Нидерланды 10.7 миллионов Аукционный центр
6 Терминал международного аэропорта Пекин Столичный 3 Пекин, Китай 10,6 миллиона Терминал аэропорта
7 Венецианский Макао Макао 10,5 миллиона Отель и казино
8 Sands Cotai Central Макао 9,6 миллиона Отель и казино
9 Ciputra World Surabaya Джакарта, Индонезия 8.1 миллион Торговый центр
10 Berjaya Times Square Куала-Лумпур, Малайзия 7,5 миллиона Смешанное использование
11 Комплекс Central Park Jakarta Джакарта, Индонезия 7,1 миллиона Торговый центр
12 Торговый центр Перпа Стамбул, Турция 7,1 миллиона Торговый центр
13 Деревня Кеманг Джакарта, Индонезия 7.0 миллионов Смешанное использование
14 Город Гандария Джакарта, Индонезия 7,0 миллиона Смешанное использование
15 Палаццо Лас-Вегас, США 6,9 миллиона Гостиница
.

Самые длинные географические названия в мире

Кимутай Гилберт, 9 января 2019 г., Общество

Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu, Новая Зеландия.

Самое длинное географическое название в мире принадлежит Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu, Новая Зеландия.Это слово маори для обозначения холма на Северном острове страны. Хотя некоторые географические названия в мире очень короткие, есть места с очень длинными названиями. Часто эти географические названия сокращаются для облегчения поиска и произношения. Однако их оригинальные длинные имена живут в позоре.

10.Mamungkukumpurangkuntjunya Hill, Австралия

Мамунгкукумпурангкунтджунья - это название холма в Южной Австралии, расположенного примерно в 108,8 км к северо-западу от небольшого городка Марла. Это самое длинное географическое название в Австралии, состоящее из 26 букв (такой же длины, как и в английском алфавите). Это название происходит от языка Питьянтьятжара.

9.Bovenendvankeelafsnysleegte, Южная Африка

Bovenendvankeelafsnysleegte - это ферма в Южной Африке, в Верхнем Кару на севере Кейптауна. Это второе по длине название из одного слова в Южной Африке, а состоящее из 27 букв, это девятое по длине название в мире. Оно происходит от языка африкаанс и означает верхний конец долины, перерезанной горлом.

8.Венкатанарасимхараджуварипета, Индия

Венкатанарасимхараджуварипета - это название железнодорожной станции в Андхра-Прадеше, Индия. Это самое длинное название железнодорожной станции в Индии. Однако вместо того, чтобы ссылаться на станцию ​​в ее полном названии, ее часто называют «Шри».

7.Pekwachnamaykoskwaskwaypinwanik, Манитоба

Pekwachnamaykoskwaskwaypinwanik - это название озера в Манитобе, Канада. Это самое длинное односложное географическое название в Канаде. Название происходит от языка кри и означает место, где рыболовные крючки используются для ловли дикой форели. Это озеро расположено в северо-восточной части Манитобы недалеко от границы с Онтарио. Оно состоит из 31 буквы и считается седьмым по длине однословным топонимом в мире.

6. Äteritsiputeritsipuolilautatsijänkä, Финляндия

Это название из 35 букв является самым длинным одноразовым географическим названием в Финляндии и третьим по длине в Европе.Это название болотистой местности в финской Лапландии. Владелец паба зарегистрировал свое помещение под этим именем после того, как потерпел неудачу в своих последних двух попытках зарегистрироваться под другими именами. Он выбрал это длинное имя, потому что знал, что никто другой не получит его. Это не финское слово и не имеет фактического значения. Скорее всего, это бред.

5.Azpilicuetagaraycosaroyarenberecolarrea, Испания

Из 39 букв это пятое по длине название места в мире, самое длинное в Испании и второе по длине в Европе. Это название было названо с языка босков, что в переводе на английский означает «низкое поле высокого пера Азпилкуэты».

4.Tweebuffelsmeteenskootmorsdoodgeskietfontein, Южная Африка

Tweebuffelsmeteenskootmorsdoodgeskietfontein - это название фермы в северо-западной провинции Южной Африки, примерно в 200 км к западу от Претории. Оно происходит от языка африкаанс, что означает «источник, в котором два буйвола были убиты одним выстрелом». С 44 символами это самое длинное однословное название в Южной Африке и 4-е место в мире по длине.

3. Chargoggagoggmanchauggagoggchaubunagungamaugg, США

Chargoggagoggmanchauggagoggchaubunagungamaugg - озеро, которое находится в Вебстере, Массачусетс, США.Его также называют озером Вебстер. Это имя происходит от языка нипмук, который является алгонкинским языком. Это переводится как «точка рыбалки, которая находится на границе и является нейтральным местом встречи». Озеро находится недалеко от границы штата с Коннектикутом. Название состоит из 45 букв и считается самым длинным топонимом в Соединенных Штатах, а также третьим по длине в мире.

2.Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch, Уэльс

Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch, состоящий из 58 символов, является самым длинным однословным географическим названием в Соединенном Королевстве и Европе, а также вторым по длине географическим названием в мире. Для краткости это имя часто сокращается до Llanfairpwll или Llanfair PG. Так называется большая община деревень в Уэльсе на островах Англси.Первоначально это сообщество называлось Llanfair Pwllgwyngyll, прежде чем его название было изменено в 1860-х годах в рекламных целях. Он был задуман как коммерческий проспект, поскольку предполагалось, что туристы будут приезжать, чтобы увидеть поселение с самым длинным названием в мире. Это длинное имя было присвоено местному сапожнику, хотя оно также было приписано портному, который жил в этом районе.

1.Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu, Новая Зеландия

Самое длинное географическое название в мире принадлежит холму недалеко от Порангахау в южной части Хокс-Бей в Новой Зеландии. Это имя дано на языке маори. Высота этого холма составляет 305 метров, и он известен своим длинным названием. С тех пор это имя было сокращено до Таумата для облегчения произношения. Значение имени было переведено как «место, где Таматеа, человек с большими коленями, альпинист, скалолаз, странствующий глотатель земли, играл на своей носовой флейте для своих близких. .”С 85 символами, это самое длинное географическое название в мире согласно Книге рекордов Гиннеса.

20 самых длинных географических названий в мире

, Уэльс , Южная Африка , Азия 9 0064 7 ys Южная Африка Южная Африка .
Рейтинг Название места Местоположение Счетчик букв
1 Taumatawhakatangihangakoauauotamateapokaiwhenuakitanatahu North Island, New Zealand 85
North Island, New Zealand 85
2 58
3 Chargoggagoggmanchauggagoggchaubunagungamaugg Massachusetts, United States 45
4 Tweebuffelsmeteenskootmorsdoodgeskietfontein , Северная Африка, , Южная Африка, . Наварра, Испания 39
6 Äteritsiputeritsipuolilautatsijänkä Лапландия, Финляндия 35
Пеквачнамайкосквасквейпинваник Манитоба, Канада 31
8 Венкатанарасимхараджуварипета Андхра-Прадеш, Индия 28
9 Бовеафель 10 Mamungkukumpurangkuntjunya Южная Австралия, Австралия 26
11 Schmedeswitherwesterdeich Шлезвиг-Гольштейн, Германия 26
12 Bullaunancheathrairal Bullaunancheathrairal
13 Gasselterboerveenschemond Дренте, Нидерланды 25
14 Верхненовокутлумбетево Оренбургская область, Россия 24
15 St aronizhestebliyevskaya Краснодарский край, Россия 24
16 Svalbarsstrandarhreppur Исландия 23
17 Onafhankelijkheidsplein Paramaribo, Paramaribo, Paramaribo, Бускеруд, Норвегия 23
19 Nunathloogagamiutbingoi Аляска, США 23
20 Нижненовокутлумбетиево Оренбургская область, Россия 23

Смотрите также