Саморефлексия что это такое


Саморефлексия, рефлексия или самокопание – коктейль из трех ингредиентов или отдельные качества? Как разобраться?

Саморефлексия — это способ отражения реальности в сознании человека. Если говорить академическим языком. Но это понятие слабо показывает действительность. Под термином стоит понимать способность человека самостоятельно, сознательно (или не очень) анализировать свои мысли, поступки. То есть все то, что он делает и думает. В структуре явления можно выделить два основных компонента:

  • Умственный. Или теоретический. То есть собственно размышления о себе. Идеальный вариант, если человек способен размышлять о себе объективно, без искажений и прикрас.
  • Практический. Основанный на способности менять собственное поведение. В противном случае смысла в длительных самокопаниях нет. Если рефлексирующий не меняет собственные привычки, образ мышления.

Чаще всего саморефлексия ассоциируется с простым самокопанием и бичеванием.  Сделал(а) то то и другое, это плохо. И такие мысли могут преследовать человека годами. Это неверная тактика. При правильном подходе саморефлексию можно превратить в мощный инструмент развития личности.

Как это сделать и что нужно, чтобы стать лучше, а не застрять в пустых мыслях? Стоит разобраться.

О терминологии и разности понятий

В чем разница между рефлексией и саморефлексией?

Существует два основных подхода к трактовке и соотношению этих терминов:

Первая полностью отождествляет оба явления. Что, в общем, не вполне верно.

Вторая куда точнее. Рефлексия — это отражение (причем в буквальном переводе) явлений действительности в сознании человека. А также полное осмысление действительности через субъективную призму. Через собственное восприятие. В таком ключе и нужно понимать термин.

Если говорить именно так, то и второе понятие становится вполне понятным.

Саморефлексия — это осмысление собственных действий, поступков, мыслей и прочей продукции субъективной деятельности, в том числе умственной. Осмысливаются мысли, поступки, привычки, собственные черты личности (как позитивные, так и особенно важно — негативные) и прочее.

По сути понятия отличаются не столь сильно. Просто рефлексия — более широкий и многогранный термин. Практическая ценность такого разграничения в том, что рефлексирующий четко понимает, что он делает и зачем.

Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает

Саморефлексия нужна по двум простым причинам:

  • Она составляет основу самообучения. Если человек не умеет рефлексировать, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
  • Она позволяет пересмотреть свои взгляды, составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.

Что дает саморефлексия:

Учит понимать людей. Рефлексируя, пациент лучше понимает себя. Он отражает собственное я, сопоставляет его с другими. Главное, чтобы это не превращалось в пустое сравнение – кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе удается лучше понять других, их мотивы и поступки. Метод простой — поставь себя на место другого и подумай, как будешь действовать в его положении.

Позволяет переработать собственный опыт. Как положительный, так и негативный. Нужно понимать, что отрицательный опыт также очень ценен. Порой больше, чем положительный.

Можно найти свои сильные стороны и недостатки. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно взять лист бумаги и поделить его на 2 части. Слева написать недостатки, справа достоинства. Затем взять список недостатков и постараться проработать каждый. Две недели-месяц на один недостаток. Каждый этап сопровождается составлением списка заново.

Учит организовывать мышление. Смотреть вперед, оглядываясь назад, чтобы извлечь опыт из прошлых ошибок.

Дает возможность пересмотреть собственные приоритеты, отношение к вещам. Личность человека — не что-то статичное. Это динамичная система. Прошлые цели могут быть неактуальны. Но не всегда это с ходу понятно. Саморефлексия дает шанс пересмотреть отношение к вещам, сменить цели и задачи. Вырасти над собой.

Развивает интуицию. Человек учится применять чутье на практике.

Позволяет отказаться от многих пагубных привычек. Например, в ходе саморефлексии можно понять, что курение вредит здоровью. Поздний сон создает проблемы на учебе и работе, и прочее. Это лишь два простых примера. Плохих привычек может быть намного больше: вплоть до избыточной болтливости и прочих моментов.

Устраняет ненужные блоки. Те, которые сдерживают от полноценной деятельности, раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с избыточной стеснительностью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может сознательно перейти к действиям после размышлений.

Учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренных размышлений над собой и своей жизнью удается избавиться от импульсивных действий. Взвесить все за и против и только потом переходить к активному поведению.

Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуете один единственный пункт из списка — почувствуете себя увереннее. Это поднимет самооценку. Пункты действуют кумулятивно, позволяют быстро расти и развиваться как личности.

Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно

В психологии саморефлексия — это мощный способ развиться как личности, сделать себя лучше. Преобразить окружающий мир через собственную деятельность, добиться успеха в жизни.

Все это, конечно, хорошо, но почему в таком случае у людей столько психологических проблем? Вопрос хороший. Дело в том, что часто саморефлексию, продуктивный и полезный процесс путают с самокопанием. Это основная проблема.

Почему человек скатывается в слезливое «жаление» себя или же жесткое самобичевание вместо полезной деятельности?

Стоит рассмотреть причины и методы борьбы с ними:

Недостаток внимания и заботы в детстве

Как правило, если ребенок не получил достаточного количества любви и внимания, он ощущает себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и какой-то ущербности сопровождает страдающего всю жизнь. Не позволяет объективно взглянуть на себя. Между тем, объективность и есть ключ к саморефлексии, осмыслению себя. Искажения касаются всего: от способностей до собственного потенциала. Понятно, что человек, который ощущает себя ничтожным не способен мыслить продуктивно.

Как справиться: без глубокой психологической проработки ситуации устранить чувство собственной бесполезности не получится. Это комплекс неполноценности, от которого лечатся годами. Все же, кое-что своими силами сделать можно. Отлично работает комплекс двух методов:

  • Самовнушение. Каждый день нужно говорить о себе хорошо. Аффирмации, аутотренинги позволяют поверить в себя. Ищите то, чем можно гордиться. Пусть и не глобальные достижения.
  • Второй способ — нужно ставить цели и добиваться их. Небольшие. Я ленивый(ая) — заставьте себя делать то, что не хочется и так далее.

Психологическое насилие в детские годы

Создает примерно ту же ситуацию. Если не более тяжелую. Поскольку ребенка изначально заставляют думать, осознавать, что он ничто. В некоторых случаях это куда опаснее физического насилия. Если психика подвижная, ранимая, тот же эффект наступает и во взрослом возрасте. Вечно недовольный всем муж, сварливая, истеричная жена, близкие люди, которые должны оказывать поддержку, но делают все наоборот.

Метод «лечения» примерно тот же. Однако вы обязательно должны избавиться от токсичного окружения. Уйти от него как можно дальше, чтобы ничего не мешало справиться с психологическими проблемами. Только потом можно говорить об эффективной саморефлексии.

Неумение организовать себя

Присуще людям с некоторыми личностными особенностями. Например, шизоидам, истероидам, нарциссическим личностям. В этом случае саморефлексия отрывочная, неполноценная. Когда выдается свободная минута, такие люди соскальзывают с мысли на мысль, в итоге не прорабатывают и не осознают какое-либо качество, привычку. Может появиться гадкое чувство неполноценности, но реже, чем в прошлых описанных случаях. Плюс оно не имеет той стойкости, не определяет жизнь.

Как справиться. Чтобы эффективно рефлексировать, нужно целенаправленно организовать себя. В день нужно выделять 10 минут на целенаправленное осмысление того, что произошло за сутки. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел день? Что я успел(а) сделать? Что мне понравилось в себе? Что нет? И так Далее. Постепенно можно и нужно увеличить время до 30-40 минут. Главное не перетрудиться, иначе процесс превратится в бесплодное самокопание.

Проблемы с общением, глубокая интроверсия

Неумение выстраивать социальные связи, общаться с другими развивается в качестве вторичного процесса. Интроверту это не сильно и нужно. Часто такие люди умеют рефлексировать правильно, но делают это в негативном ключе. То есть всегда выискивают в себе недостатки, но опять же не стремятся реально прорабатывать ситуацию. Я не умею общаться. Да? Ну и пусть. Стоило бы бросить курить. Но все же курят и ничего не случается. У меня нечеткая речь, надо бы поработать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это не нужно на самом деле. Примеров можно привести сотни. Негативная саморефлексия не приводит к результату.

Лечение. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы осмысления. Нужно задавать правильные вопросы. Для людей с высоким уровнем саморефлексии характерно скатывание в самокопание. Поэтому важно структурировать действия. В день нужно задавать себе четыре вопроса. Что я думаю о прошедшем дне? Что мне понравилось в себе, что я сделал(а) правильно? Что, как мне кажется, с сделал(а) не так? Как я буду действовать завтра? Постепенно список можно расширить. Главное, чтобы в осмыслении были задействованы мысли, действия, чувства, привычки.

Склонность к перфекционизму

Способность человека к саморефлексии в случае с личностями-перфекционистами играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности рефлексировать и сразу же впадают в самокопание, выискивая в себе недостатки. Также стремление к мнимому совершенству не позволяет действовать, и это самое плохое. Сегодня я не справился с задачей, значит, у меня никогда не получится. Следовательно, я не буду делать этого никогда. Хотя такой вариант присутствует не всегда. Порой человек берется с еще большим рвением, но такое случается редко и пользу делу не приносит. Скорее наоборот. Создает лишнюю психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.

Что делать? Нужно понять простую истину. Идеал, к которому стремится перфекционист — не существует. Ошибки — это нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Как раз их, а не неудачу нужно осознавать и прорабатывать, чтобы такого не было в будущем. Поскольку речь идет о складе личности, особой черте характера, справиться с перфекционизмом полностью не получится. Необходима помощь психолога, чтобы понять то, что сказано выше.

Особенности личности. Нарциссический склад

В этом случае речь скорее не о самокопании, а о жалости к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссов выше, чем у личностей прочего склада. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что и становится причиной ошибок. А ошибки — идеальная почва для самобичевания. В него нарциссы и скатываются, параллельно жалея себя. При выраженной акцентуации процесс превращается в шоу, все видят и слышат, о чем думает нарцисс.

Лечение. Нужно структурировать процесс саморефлексии. Сделать это не так сложно. Задавайте себе все те же 4 вопроса в конце дня. Затем, по потребности, список можно расширить. Устранить наиболее грубые нарциссические черты можно под контролем психолога. Самоконтроль работает не всегда, особенно в случае со столь чувственными личностями, как истероиды и нарциссы.

Все названные причины можно скорректировать. Все зависит от желания и готовности поработать над собой.

Если саморефлексии нет: почему и что делать

Процесс присущ любому. Но в разной мере, поскольку различаются склады личности, психотипы, приоритеты, общий уровень психического, интеллектуального развития.

Как правило, выше всего склонны к описываемому процессу люди с высоким уровнем интеллекта. Порой до состояния «горя от ума». Но бывает, что саморефлексии практически нет. Причины такого состояния и что делать.

  • Недостаточное воспитание

Состояние, при котором ребенку не рассказывают что к чему. Что хорошо, а что плохо. Еще хуже, если правильные модели поведения не показывают на практике, ничем не заинтересовывают ребенка. Растет довольно «пустая» и слабо ориентированная на перемены и развитие личность. Особенно плохо, если еще и психотип не способствует саморефлексии. Как, например, у артистичных истероидов.

Устранение. Нужна помощь психолога. Никогда не поздно расти над собой. Вопрос только в организации правильного процесса. Нужно регулярно отводить по 10-15 минут на осмысление прошедшего дня. Чтобы учиться работать над собой.

  • Избыточная опека

Когда ребенка в буквальном смысле душат любовью и заботой. Нет необходимости осознавать собственное поведение. Между тем, области мозга, ответственные за саморефлексию работают и задействованы с ранних лет. Речь идет о лобных долях. Молодой человек не учится менять свое поведение. Эти проблемы переходят во взрослую жизнь и никуда не деваются.

Рецепт «излечения» тот же самый. Но нужно работать под контролем грамотного психолога.

  • Педагогическая запущенность

Когда ребенком вообще никто не занимается. Это крайняя степень недостаточного воспитания. Нужно консультироваться у практикующего психолога. Такая проблема устраняется в детском возрасте. Во взрослые годы справиться с ней трудно.

  • Психопатологии

Саморефлексия не характерна для пациентов с крайней степенью психопатологии: шизофрении с выраженным дефектом, олигофрении второй степени и тяжелее. При незначительно выраженном патологическом процессе зачатки присутствуют. Их нужно развивать.

Как справиться? Нужно лечение основного заболевания. При психозах необходимы нейролептики. По потребности также и транквилизаторы. Также обязательно участие педагога, чтобы скорректировать состояние в ранние годы, насколько это возможно.

  • Экстраверсия в развитой степени

Чрезмерная общительность и открытость, порой граничащие с болтливостью и навязчивостью.

Лечение. Даже «махровых» экстравертов можно научить саморефлексии. Важно обратить внимание на пользу: более продуктивное общение, установление социальных связей.

Саморефлексия | Блог 4brain

Думали ли вы когда-нибудь о своих мыслях? Анализировали ли свои привычки, поведение, убеждения? Искали ли причину всего этого? Если да, то сознательно или нет, вы занимались саморефлексией. Это очень важный процесс, искусное владение которым позволит стать если не выдающейся личностью, то очень значительной.

Согласно Википедии, саморефлексия в психологии — это обращение внимания человека на самого себя и свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Проще говоря, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя, собственных состояний, поступков и прошедших событий.

В философии саморефлексия понимается несколько иначе. Это форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры, ее основ.

Пример саморефлексии: размышления Раскольникова о себе, своем значении и поступках в романе Достоевского «Преступление и наказание».

«А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого ничего и не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа целыми сутками и болтая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу».

Следует сразу сказать, что заниматься саморефлексией нужно осторожно и периодически стоит отдыхать от этого. Чрезмерные попытки понять себя могут в конечном счете привести к шизофрении. С другой стороны, тот, кто вовсе не пытается познать себя, совершает одни и те же ошибки ежедневно, не может добиться поставленных целей, что также может привести к разного рода психическим заболеваниям. В общем, главное — умеренность.

Преимущества саморефлексии

Так что же такого в этой саморефлексии, что о ней так много разговоров? Вот только некоторые примеры того, что можно делать с ее помощью:

  • Узнать о своих ошибках, неудачах и опыте.
  • Прояснить свои ценности, приоритеты.
  • Выявить свои сильные и слабые стороны.
  • Избавиться от эмоциональной привязанности к вещам и событиям. А также людям, если они являются недостойными.
  • Научиться принимать лучшие решения.
  • Удалить внутренние препятствия, которые удерживают вас от достижения целей.
  • Изучить свои привычные модели поведения, особенно деструктивные.
  • Научиться применять интуицию.
  • Раскрыть потайные мечты и устремления.
  • Реализовать свой потенциал полностью.
  • Научиться понимать людей.
  • Научиться выявлять потенциальные проблемы заранее.
  • Избавиться от реактивного мышления.
  • Изменить свой характер в лучшую сторону.

Разумеется, если у вас получится достичь чего-нибудь из этого списка, это увеличит уверенность в себе и поднимет самооценку. Звучит, как сказка, да вот только нужно сразу отметить, что это процесс вечный.

Вы можете реализовать свой потенциал или научиться принимать отличные решения, но для этого нужно очень много трудиться. И даже через несколько десятков лет останутся пробелы в знаниях и понимании. Приучите себя к тому, что это обучение длиною в жизнь.

Если получится избавиться, к примеру, от реактивного мышления, это принесет с собой дополнительно ряд преимуществ: вы прекратите жаловаться, обижаться, импульсивно реагировать на фразы собеседника, покупать ненужные товары по акции и многое другое.

Упражнения для дневника

Дневник — это лучший инструмент для саморефлексии. Поэтому в первую очередь нужно приобрести его, а лучше несколько, для разных целей.

Следует сразу сказать, что у саморефлексии цели как таковой нет. Безусловно, необходимо познать себя, только вот этот процесс будет продолжаться до конца жизни человека. Поэтому суть в процессе. Вы просто изучаете свою личность и делаете определенные выводы, которые помогают в различных ситуациях. Через некоторое время вы снова возвращаетесь к дневнику и переосмысливаете свои поступки. И так до бесконечности.

Как мы уже сказали, важно получать удовольствие от самого процесса познания себя, а не бояться этого. И если вы не знаете, о чем писать (в основном, дело в страхе), вот несколько хороших советов.

  • Мой идеальный день.
  • Три момента в моей жизни, которые я никогда не забуду.
  • Напишите об ужине, который будет сегодня вечером, после того, как он случится (эссе на три страницы, поэтому вам нужно запоминать каждую мелочь, каждое чувство, каждое действие).
  • Список ста вещей, которые приносят мне радость.
  • Список ста вещей, которые меня огорчают.
  • Я не могу представить свою жизнь без…
  • Напишите о том, когда вы поняли, что работа доставляет истинное удовольствие.
  • Используя десять слов, опишите себя.
  • Мне не нужна дополнительная мотивация и энтузиазм, чтобы…
  • Составьте список вещей, событий, людей, которые вдохновляют вас.
  • Я чувствую себя наиболее счастливым, когда…

Вопросы для дневника

Вопросы являются главным материалом для человека, который занимается саморефлексией. Они топливо для познания себя. Если вы не знаете, что у себя спросить, вот список, которого хватит на несколько месяцев (или на месяц, если у вас достаточно времени):

  • Правильно ли я использую свое время?
  • Принимаю ли я многие позитивные события в своей жизни как должное?
  • В чем я себя обманываю?
  • Просыпаюсь ли я утром готовым на подвиги? Если нет, то почему?
  • Какие негативные мысли посещают меня, когда я пытаюсь уснуть? Что с этим делать?
  • Могу ли я разрешить свои внутренние проблемы, которые вызывают стресс?
  • Кто я на самом деле?
  • Что меня больше всего беспокоит, когда я думаю о будущем? Почему?
  • Если бы это был последний день моей жизни, хотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?
  • Чего я действительно боюсь?
  • Держусь ли я за то, что нужно отпустить?
  • Что самое важное в моей жизни?
  • Имею ли я значение?
  • Я заставил сегодня кого-либо улыбнуться?
  • Когда я последний раз выходил из своей зоны комфорта?
  • Какой акт доброты в мою сторону запомнился мне на всю жизнь? Почему именно он?
  • Как я должен жить, зная, что умру?
  • Что мне нужно изменить в себе?
  • Кто оказал наибольшее влияние на мою жизнь?
  • Что оказало наибольшее влияние на мою жизнь?
  • Что я хочу больше всего в жизни?
  • В какой степени я контролирую свою жизнь?

Разбиваем саморефлексию на составляющие

Вы снова будете отвечать на вопросы, только теперь мы их будем сортировать по группам. Если предыдущие упражнения были нужны для комплексного понимания себя, то следующее поможет бить по определенным точкам.

В конце дня

  • Как прошел мой день?
  • Что конкретно произошло?
  • Что хорошего случилось?
  • Что я ценю из того, что сегодня произошло?
  • О чем я сожалею?
  • Почему я так себя чувствую?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Принятые решения

  • Какие конкретные решения я принял сегодня?
  • Какие намерения у меня были при принятии этих решений?
  • Почему я принял эти решения, а не другие?
  • К каким результатам привели эти решения?
  • Они позитивные или негативные? Почему?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Действия и поведение

  • Какие ключевые действия я совершил сегодня?
  • Насколько они были эффективны?
  • Влияли ли страхи на мои действия и поведение? Каким образом? Какие именно страхи?
  • Потакал ли я своим зависимостям сегодня? Почему?
  • Что конкретно у меня получилось сегодня?
  • Что не получилось? Почему?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Мыслительный процесс

  • Какие мысли посещали мою голову сегодня чаще всего? Почему?
  • Я их контролировал или пустил на самотек?
  • Было ли мое мышление оптимальным? Если нет, то как я должен поступать завтра?
  • Как можно было бы подумать иным образом о сегодняшней ситуации?
  • Какие преимущества я получу, если начну иначе думать о своих проблемах?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Пережитые эмоции

  • Какие эмоции я испытывал в течение дня? Почему так произошло?
  • Какие события, обстоятельства и люди поспособствовали этим эмоциям?
  • Как я справлялся со своими эмоциональными переживаниями?
  • Я справлялся с ними полезным (медитация) или вредным (курение) способом?
  • Как я могу научиться более эффективно управлять своими эмоциональными переживаниями?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Система убеждений

  • Во что я верю сегодня?
  • Во что я верю относительно себя, других людей и событий дня?
  • Эти убеждения обоснованны?
  • В каких ситуациях я склонен делать скоропалительные выводы?
  • Какие позитивные убеждения влияли на меня в течение дня?
  • Какие ограничивающие убеждения мешали мне?
  • Какую ценную информацию я могу получить о себе, учитывая мою систему убеждений?

Отношения с людьми

  • Как я сегодня вел себя и общался с другими людьми?
  • Возникали ли у меня какие-нибудь конфликты?
  • Как я с ними справился?
  • Как я отреагировал на критику или отказ?
  • Как я сегодня доносил свою точку зрения до других людей?
  • Насколько эффективно я это делал?
  • Насколько эффективно я считывал эмоциональные потребности и намерения других людей?
  • В каких аспектах общения мне нужно улучшить себя?

Мироощущение

  • Каково мое мироощущение сегодня?
  • Оно сегодня было больше оптимистическим или пессимистическим? Почему?
  • Что конкретно повлияло на меня сегодня? Какой именно триггер?
  • Этот триггер был внутренним или внешним?
  • Сегодня я сделал максимум из того, что мог? Почему?
  • Был я сегодня разумным, добрым и скромным?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?

Проблемы

  • Какие вызовы сегодня стояли на моем пути?
  • Как я реагировал на эти вызовы?
  • Каков был результат?
  • Что именно я сделал, что помогло мне преодолеть проблемы?
  • Как насчет проблем, которые я не преодолел? Почему это случилось?
  • Делал ли я для себя сегодня какие-нибудь оправдания? Почему?
  • Почему эти проблемы было трудно преодолеть именно сегодня? Дело в моей психике или в знаниях?
  • Какие ценные уроки я вынес сегодня, когда пытался справиться со своими трудностями?

Сыгранные роли

  • Каким я был родителем, сестрой, учителем, другом, наставником, супругом, лидером, товарищем по команде, менеджером, сыном и так далее?
  • Где я оправдал свои ожидания?
  • Где я не смог соответствовать стандартам, которых я придерживаюсь для себя в каждой из этих ролей?
  • Был ли мой день сбалансированным (работа-жизнь)? Если нет, то почему?
  • Что ценного я могу извлечь из всех этих размышлений?

Здоровье

  • Заботился ли я о своем теле сегодня?
  • Я делал зарядку? Занимался спортом?
  • Я ел полезную пищу?
  • Я присматривал за своими мыслями?
  • В каких моментах я себя подвел?
  • В каких компонентах я могу себя улучшить завтра?

Возможности

  • Какие возможности я получил сегодня?
  • Как я воспользовался этими возможностями?
  • Почему я не смог в полной мере воспользоваться своими возможностями?
  • Какие ценные уроки я могу извлечь из этого опыта?

Полученные знания

  • Какие ценные знания я приобрел сегодня?
  • Чем мне запомнилась книга или информация, которую я сегодня прочел?
  • Как я могу использовать сегодняшние знания завтра?
  • Каких знаний мне по-прежнему не хватает?
  • Как я смогу приобрести эти знания?

Как видите, себе можно задавать огромное количество вопросов. Умение их придумывать ограничено исключительно пределами вашего воображения.

Чем чаще вы задаете себе вопросы и отвечаете на них, тем скорее обнаружите, что получили более глубокие знания не только о себе, но и о психике других людей.

Следующий уровень саморефлексии

Выше мы спрашивали себя о том, как прошел день, какие мысли и реакции возникали. Однако, чтобы перейти на уровень выше, нужен еще один шаг.

Вам необходимо рассмотреть истинную ценность уроков, которые вы извлекли из своего опыта. Другими словами, нужно поставить увеличительное стекло на каждый из ответов и копнуть еще глубже.

Давайте сначала рассмотрим события и обстоятельства дня и глубоко задумаемся о том, что произошло. Чтобы сделать это, ответьте на следующие вопросы:

  • Вижу ли я происходящее ясно?
  • Являются ли ситуации такими, какими я их вижу или могут быть другими?
  • Как другие люди могут рассматривать эти ситуации?
  • Как еще я могу рассматривать события, людей и обстоятельства сегодняшнего дня?

Теперь давайте рассмотрим причинно-следственные связи и научимся находить любые шаблоны. Спросите себя:

  • Что конкретно я делал в течение дня?
  • Каков был прямой результат от каждого решения, которое я принял?
  • Почему именно таким был результат, а не другим?
  • Мог ли я привлечь в свою жизнь всех этих людей и обстоятельства при помощи своих мыслей, убеждений и поведения? Если бы они были другими, тогда меня бы окружали другие люди, и я бы оказался в других обстоятельствах?
  • Какие причинно-следственные связи я сейчас вижу?
  • Какой вывод я могу сделать из всего этого, что поможет мне в дальнейшем?

Заключительный вопрос, приведенный выше, говорит об уроках и выводах, которые можно извлечь. Этим мы сейчас и займемся. Спросите себя:

  • Что я узнал сегодня?
  • Что конкретно я узнал о себе сегодня?
  • Что я узнал о своих проблемах и о взаимодействии с другими?
  • Что я узнал о людях?
  • Чему меня научили другие люди при помощи своего поведения, слов и действий? Чему научили косвенно?
  • В каких аспектах я сегодня вырос как личность?
  • Почему этот уровень роста важен для меня?
  • Если бы я получил еще один шанс, что сделал бы иначе?

Когда мы извлекаем уроки прошлого, важно также забросить свои сети в будущее. Нужно научиться планировать и приготовиться к проблемам, которые наверняка ждут за углом. В конце концов, это ведь единственный шанс добиться прогресса. Спросите себя:

  • Как мне настроить свое мышление и психику таким образом, чтобы посвятить завтрашний день своей цели и не отвлекаться на ненужное?
  • Как мне завтра выражать свои ценности?
  • Какие навыки я должен изучить и какую информацию получить?
  • Какие конкретно знания мне нужны, чтобы значительно приблизиться к моим желанным целям и задачам?
  • Как я смогу получить эти знания?
  • Кто бы мог меня поддержать во время этого путешествия?
  • Как я смогу получить поддержку других людей?
  • От чего мне нужно избавиться сегодня, чтобы получить преимущество для завтра?

Тщательно проанализировав вопросы и ответив на них, вы получите прочную платформу, которая может понадобиться для прогресса завтра. Отныне вы не будете придумывать оправдания и жаловаться на свою жизнь. Вместо этого вы осознаете, что целиком и полностью контролируете себя, являетесь активным, а не пассивным участником событий и можете напрямую влиять на свою судьбу и успех.

Что делать дальше? Процесс саморефлексии идет рука об руку с осознанностью и самонаблюдением. Следовательно, если вы внимательны относительно того, что происходит внутри и снаружи, то сможете собирать невероятно ценную информацию, которую затем будете использовать при ответах на вопросы. Помимо этого, у вас улучшится память и концентрация, потому что они тесно связаны с вниманием.

Советуем вам целенаправленно заниматься саморефлексией 10-15 минут в день, утром или вечером. И, по возможности, оставаться осознанным как можно дольше.

Книги

Огромное количество книг, особенно художественных, наполнено рефлексией автора или персонажей. Значит, нужно выбрать самые показательные, что мы и попытались сделать.

  • «Преступление и наказание» Федор Достоевский;
  • «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл;
  • «Искусство быть счастливым» Далай-Лама;
  • «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер;
  • «Размышления» Марк Аврелий;
  • «Убежище» Анна Франк.

Помните, что заниматься саморефлексией следует осторожно, чтобы не замкнуться исключительно на себе. Окружающий мир также интересен и прекрасен. И второе: это вечный процесс, поэтому научитесь получать искреннее удовольствие от познания себя.

Желаем вам удачи!

саморефлексия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. саморефле́ксия саморефле́ксии
Р. саморефле́ксии саморефле́ксий
Д. саморефле́ксии саморефле́ксиям
В. саморефле́ксию саморефле́ксии
Тв. саморефле́ксией
саморефле́ксиею
саморефле́ксиями
Пр. саморефле́ксии саморефле́ксиях

са-мо-реф-ле́к-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сам-; интерфикс: -о-; корень: -рефлекс-; суффикс: -иj; окончание: .

Произношение[править]

  • МФА: [ˌsamərʲɪˈflʲeksʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. филос. самоотражение, самовосприятие, самоосмысление ◆ Жизнь первее и непосредственнее всякой философской рефлексии о ней или её саморефлексии. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. психол. интроспекция, самонаблюдение, самоощущение ◆ Обобщение клинических случаев и саморефлексии вряд ли может претендовать на репрезентативность и надёжность заключений. Т. А. Гаврилова, «Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте», Вопросы психологии г. // «2004» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. самокопание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. самоотражение, самовосприятие, самоосмысление
  2. интроспекция, самонаблюдение, самоощущение, самооценка
  3. самокопание
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. рефлексия
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

  • Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1995. — ISBN 5-86007-016-0.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Саморефлексия и влияние этого умения на жизнь человека – 9psy.ru

Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

Локк выделял два уровня психики:

  • первый включает возникновение мыслей или желаний;
  • второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

Содержание статьи

Что понимают под рефлексией?

С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.

Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

Понятие саморефлексии

Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

Можно ли научиться рефлексии?

У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.

Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

Она формируется путем:

  • критической оценки собственной личности;
  • постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;
  • умения правильной постановки осуществимых целей;
  • регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;
  • анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

Признаки склонности к рефлексии

С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

  • глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;
  • обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

Как можно научиться рефлексии?

Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

  • следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
  • в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
  • проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
  • больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
  • при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.

что это, понятие рефлексивности, формы и виды рефлексии, как развить рефлексию.

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Рефлексия

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия - это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Психология

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как - будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности - самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон - самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексия

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге - остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать - это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексировать

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа - это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Смотреть видео

Рефлексия в психологии: что это простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,

Что такое рефлексия?

В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.

Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.

Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Для чего нужна рефлексия?

Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.

Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.

В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.

Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.

Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.

Формы и виды рефлексии

Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.

По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:

  1. Конструктивный самоанализ. Эта форма рефлексии помогает лучше понять собственный внутренний мир, скорректировать поведение, избежать повторения ошибок и обнаружить в себе новые способности.
  2. Деструктивный самоанализ. Такую форму рефлексии часто называют «самокопанием», подразумевая бессмысленные переживания из-за старых ошибок. Человек зацикливается на проблеме, постоянно усиливает в себе чувство вины, чувствуя беспомощность и безысходность.

По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:

  1. Ситуационная. Анализ проблемы, актуальной в данный момент.
  2. Ретроспективная. Осмысление событий из прошлого.
  3. Перспективная. Планирование действий, оценка вероятности успеха и предугадывание возможных ошибок.

В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:

  1. Саморефлексия. Осмысление собственного внутреннего мира, переживаний и эмоций.
  2. Коммуникативная. Анализ взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Саногенная. Осмысление собственных эмоций с целью взять их под контроль, чтобы минимизировать бессмысленные душевные страдания.
  4. Интеллектуальная. Обдумывание имеющихся и необходимых знаний, поиск возможностей для их практического применения.

Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Заключение

Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно. А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.

Рефлексия | Блог 4brain

Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять. Называется эта способность рефлексией.

Что такое рефлексия

Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.

Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio», означающего «размышление» или «обращение назад». На самом деле у этого понятия есть много трактовок, причем каждая из них уникальна в своем роде.

Если мы обратимся к «Википедии», то увидим, что рефлексия понимается как обращение внимания человека на себя, свое сознание, продукты личной поведенческой активности, навыки, умения и знания, а также переосмысление всего этого. Сюда же можно отнести анализ уже совершенных или планирующихся поступков. Говоря проще, рефлексия является умением заглядывать внутрь своего сознания (и даже подсознания), оценивать свои поведенческие шаблоны, эмоциональные реакции.

Когда мы говорим, что человек рефлексирует, мы подразумеваем, что он фокусируется на собственном «Я» и осмысливает (или переосмысливает) его. Способность к рефлексии позволяет выходить за границы «Я-пространства», предаваться активным размышлениям, заниматься самоанализом, делать из всего этого выводы и использовать их в дальнейшем. Она дает возможность сравнивать себя и свою личность с окружающими, критически себя оценивать, адекватно воспринимать и видеть себя так, как видят другие люди.

Но не будет лишним также, если мы укажем на различие в понимании саморефлексии в психологии и философии. В философии она понимается как высший феномен, включающий в себя размышления на тему оснований человеческой культуры и изначальном замысле бытия всего сущего.

Древнегреческий философ Сократ считал рефлексию одним из доступных человеку средств для познания и совершенствования себя, т.к. умение критически взглянуть на свои мысли и действия отличает человека от других существ, делает его высшим существом в эволюционной цепи. Именно эта способность позволяет всем нам двигаться по пути прогресса и становиться свободными от стереотипов, шаблонов и предрассудков, избегать заблуждений и ошибок.

Примерно тех же взглядов придерживался французский философ Пьер Тейяр де Шарден. Плюс к этому он указывал, что рефлексия дарит людям возможность знать и осознавать само это знание. А немецкий философ Эрнст Кассирер говорил, что рефлексия нужна людям, чтобы вычленять самые важные моменты среди огромного количества «мусора», содержащегося в недрах подсознания и перипетиях чувств.

Но толкование рефлексии в психологии представляет для нас больший интерес, т.к. именно здесь раскрывается его практическое значение. Психологическая наука рассматривает этот феномен как особую форму самоанализа, вследствие чего она занимает важное место в науке о человеческой способности обращаться к подсознанию, анализировать мысли, действия и цели.

Известный советский и российский психолог Лев Рубинштейн называл способность рефлексировать умением осознавать границы собственного «Я», а также указывал на то, что при отсутствии данной способности человек не может развиться и стать полноценной личностью. Таким образом, рефлексия превращается в умение останавливать бесконечный поток хаотичных мыслей и переключаться с механистичного мышления на осознание индивидуального духовного и психического внутреннего мира. Итогом этого становится возможность не просто думать, а по-настоящему размышлять, анализировать и полноценно жить.

Все вышесказанное указывает нам на важность рефлексии в жизни человека, а также еще раз говорит о том, что ее нужно и важно в себе развивать. Живя в сумасшедшем ритме современности, человек не имеет достаточного количества времени, чтобы остановиться, обдумать свои действия и познать собственный внутренний мир.

В то же время способность проводить качественный самоанализ, смотреть критически на свои ошибки и менять свои действия на основе полученных выводов крайне важна, т.к. помогает полноценно развиваться и становиться самодостаточной личностью. Развивая ее в себе, мы можем прийти к осознанию своей уникальности, научиться понимать свое отличие от любого другого человека, формировать собственные мысли, определять цели и даже находить свое предназначение в жизни.

Впрочем, о роли рефлексии в жизни человека нам стоит поговорить подробнее, но прежде позвольте предложить вам небольшое видео, где в интересной, простой и понятной форме рассказывается о том, что такое рефлексия.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более глубоко познавать себя;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, провести тщательный анализ своих ошибок и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек.

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Виды рефлексии

Представленная ниже классификация рефлексии считается одной из самых распространенных в психологии. Каждый из видов отличается своими специфическими признаками и особенностями. Вкратце рассмотрим эти виды:

  • Личностная рефлексия. В данном случае объект познания – это личность рефлексирующего человека. Он оценивает себя, свои поступки и действия, мысли и поведение, отношение к себе, другим людям и окружающему миру.
  • Интеллектуальная рефлексия. Активизируется тогда, когда человек решает какую-либо интеллектуальную задачу. Благодаря такой саморефлексии он может множество раз возвращаться к исходным условиям этой задачи (или ситуации) и находить наиболее эффективные и рациональные способы ее разрешения.
  • Коммуникативная рефлексия. Здесь человек старается познать других людей. Делается это посредством оценки и анализа их поступков, поведения, реакций, эмоциональных проявлений и т.д. При этом человек стремится понять причины, по которым люди ведут себя тем или иным образом, чтобы получить более объективное представление о внутреннем мире окружающих.

Однако вышеназванные виды рефлексии не исчерпывают все их многообразие. Те ее виды, о которых мы уже сказали, относятся либо к философскому, либо к психологическому пониманию данного феномена. Но рефлексию можно также рассматривать еще и с точки зрения науки и общества:

  • Научная рефлексия. Предназначена для исследования и анализа научных знаний и инструментов, методов получения результатов научной работы, научных обоснований, теорий, точек зрения и законов.
  • Социальная рефлексия. Уникальный вид рефлексии, суть которого состоит в понимании эмоций и поступков других людей с помощью размышлений за них, от их имени. Интересно, что социальная рефлексия имеет еще одно название – «внутреннее предательство». Внутренний мир окружающих познается через собственные размышления, т.е. человек «входит в образ» интересующей его персоны и пытается понять, что думает о себе как сам этот человек, так и те, с кем он взаимодействует.

Любой из видов рефлексии (философская, психологическая, социальная или научная) занимает особое место в жизни человека. В зависимости от преследуемой цели можно обратиться к конкретному «направлению», и действовать, исходя из него. Примеры рефлексии подобрать очень просто:

  • если нужно лучше понять себя, нужно обратиться к личностной рефлексии;
  • если нужно лучше понять процесс решения какой-то задачи, нужно обратиться к интеллектуальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять другого человека, нужно обратиться к коммуникативной или социальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять какое-то научное направление или научный метод, нужно обратиться к научной рефлексии.

Может показаться, что все это требует огромных усилий, специфических знаний и уникальных навыков, но в действительности все обстоит намного проще. Рефлексия, какой бы она ни была, почти всегда подчинена единому алгоритму (он может отличаться только по форме (в зависимости от вида рефлексии), но не по сути). И теперь мы хотим рассказать вам, как развить в себе рефлексию, т.е. как ей научиться.

Как развить в себе рефлексию

Развить в себе способность рефлексировать может, пожалуй, любой человек. Для этого нужно следовать предложенным ниже рекомендациям. Каждую из них не обязательно рассматривать, как какой-то этап саморефлексии, но в целом все они вполне могут составить целостный алгоритм.

Итак, что же нужно делать, чтобы овладеть навыком рефлексии:

  • После принятия любого решения анализируйте его эффективность и свои действия. Пытайтесь посмотреть на себя со стороны, увидеть себя в глазах окружающих, понять, что вы делали правильно и что требует доработки. Стремитесь увидеть, была ли у вас возможность действовать как-то иначе – правильнее и результативнее. Также важно после любых событий и решений оценивать свой опыт.
  • По окончании каждого рабочего дня анализируйте его. Мысленно возвращайтесь к тому, что происходило днем, и тщательно разбирайте то, чем остались недовольны. На неудачные моменты и неловкие ситуации старайтесь смотреть со стороны, чтобы увидеть их более объективно.
  • Время от времени анализируйте свое собственное мнение об окружающих. Ваша задача – понять, правильны или ошибочны ваши представления о них. Одновременно с развитием навыков рефлексии вы будете развивать и свои коммуникативные способности.
  • Старайтесь больше общаться с теми, кто на вас не похож, кто разделяет другие взгляды и убеждения. Каждый раз, когда вы будете пытаться понять другого человека, вы будете активизировать рефлексию, тренировать гибкость мышления и учиться видеть ситуацию шире, а также развивать эмпатию, что улучшит ваши взаимоотношения с окружающими.
  • Используйте проблемы и трудности для анализа свих действий, умения решать сложные задачи и выходить из затруднительных положений. Пытайтесь смотреть на разные ситуации под разным углом, искать в них неочевидные плюсы и минусы. Очень полезно находить в любых ситуациях какие-то смешные моменты, а также относиться к себе с некоторой долей самоиронии. Это не только отлично развивает саморефлексию, но и позволяет находить нестандартные пути решения проблем.

В принципе, этих нескольких рекомендаций будет достаточно, чтобы понять, что необходимо делать, чтобы способность к рефлексивному мышлению начала активизироваться и развиваться. Но все же мы хотим дать еще несколько хороших упражнений на ее развитие:

  • Упражнение «Карусель». Направлено на развитие навыков рефлексии, установления контакта и быстрого реагирования на поведение другого человека. Суть упражнения в том, что вам нужно ежедневно знакомиться хотя бы с одним новым человеком и поддерживать с ним небольшую беседу. По окончании встречи необходимо проанализировать свои действия.
  • Упражнение «Без маски». Направлено на снятие поведенческой и эмоциональной закрепощенности, формирование навыков рефлексии и искренности в поведении, а также на последующий анализ собственного «Я». В упражнении принимают участие несколько человек. Каждому выдается карточка с началом какой-то фразы, но без ее окончания. По очереди все участники должны искренне закончить свои фразы.
  • Упражнение «Автопортрет». Направлено на развитие навыков рефлексии и самоанализа, а также умения быстро узнавать другого человека и описывать его по разным признакам. Смысл упражнения в том, что вы представляете, будто вам нужно встретиться с незнакомым человеком, но чтобы он смог вас узнать, вам необходимо максимально точно себя описать, причем это касается не только внешности, но и поведения, манеры вести беседу и т.д. Лучше всего работать с напарником. При желании можно изменить «полярность» упражнения: вы описываете не себя, а своего помощника.
  • Упражнение «Качества». Направлено на развитие навыков рефлексии и формирование правильной самооценки. Вам нужно взять листок и ручку, разделить лист на две части. Слева напишите 10 своих достоинств, а справа – 10 недостатков. Затем оцените каждое положительное и отрицательное качество по шкале от 1 до 10.

При помощи этих советов и упражнений вы сможете развить в себе способность к рефлексии очень быстро. А если будете следовать нашим рекомендациям хотя бы три недели, сформируете у себя полезную для жизни привычку, и рефлексия станет вашим верным спутником по жизни.

Научившись правильно рефлексировать, вы заметите массу положительных перемен в своей жизни: станете лучше понимать себя и разбираться в окружающих людях, будете принимать больше правильных решений и легко учиться на ошибках, начнете прогнозировать возможные варианты развития событий и даже поведение других людей, будете готовы к непредвиденным обстоятельствам и неожиданным поворотам на жизненном пути.

Все это привнесет в вашу жизнь и внутренний мир огромное количество положительной энергии, гармонию и ощущение самодостаточности. Развиваться в этом направлении можно всю свою жизнь, все время становясь лучше и лучше. Но и забывать о том, что во всем должна быть мера, тоже нельзя, ведь излишняя и гипертрофированная саморефлексия может привести к самокопанию, самобичеванию и другим негативным психическим состояниям. И тогда придется искать способы, как избавиться от рефлексии. Но это уже тема другой статьи.

На этом мы подводим итог материалу, и в качестве хорошего послесловия предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором психолог Юрий Николаевич Левченко приводит интересную точку зрения на самокопание и рассказывает, почему оно не приводит ни к чему хорошему.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: