Самый многодетный отец в мире за всю историю


Самые многодетные отцы в мировой истории - Статьи - Семья

Недавно в соцсетях с удивлением обсуждали, что у известного веб-дизайнера Артемия Лебедева родился десятый ребенок. Однако история знает примеры гораздо более плодовитого отцовства. К сожалению, имя одного из современных крайне «результативных» пап останется неизвестным, хотя у него известно уже больше 150 детей и наверняка найдутся новые. Дело в том, что этот человек – анонимный донор спермы в США.

По следам Чингисхана

Больше всего детей рождается в семьях, где больше всего потенциальных мам. В Древнем Египте фараон мог иметь несколько жен и сколько угодно наложниц, хотя остальное население страны было, как правило, моногамным.

Древнеегипетские источники утверждают, что у фараона Рамзеса II, жившего в XIII в. до н.э., было около сотни детей. Современные ученые расходятся в подсчетах: они установили рождение не то 48, не то 50 сыновей и от 40 до 53 дочерей.

Покоритель половины мира Чингисхан считается одним из самых плодовитых отцов, однако точное количество его детей неизвестно. Ученые полагают, что сегодня 8% мужчин, принадлежащих к 16 народам Азии, являются его потомками. Это – миллионы людей.

Но сколько сыновей оставил сам Чингисхан, непонятно. Лишь четыре сына участвовали в наследовании его империи и поэтому известны по источникам. Сохранились имена шести дочерей. Сколько же безвестных стали предками нынешних миллионов, остается только гадать. Оценки разнятся – от нескольких десятков до нескольких сотен.

И Анна, и король, и еще 82 ребенка

Известно, что ислам позволяет мужчине иметь до четырех жен одновременно, однако кроме них ему позволяется содержать гаремы с десятками и даже сотнями наложниц. Некоторые источники утверждают, что в XVIII в. султан Марокко Мулай Исмаил ибн Шериф породил (вместе с 4 женами и 500 наложницами) 888 детей. А по другим данным – их больше 1100. Антропологи установили, что это возможно.

В XIX веке король Сиама (ныне – Таиланд) Рама IV Монкгут, главный герой киноленты «Анна и король», возглавлял не только азиатскую державу, но и весьма обширную семью. В молодости будущий король был буддийским монахом, однако взойдя на престол, отринул обет безбрачия. Соблюдая законы и обычаи своей страны, монарх имел 32 законные жены и наложниц, которые подарили ему как минимум 82 отпрысков.

Достойные книги Гиннесса

Но даже в странах, где многоженство официально запрещено, далеко не всегда у мужчин появляются дети от законной жены. Например, скандальная история произошла в лондонской клинике бесплодия Бертольда Визнера в середине XX века. Врач и владелец учреждения обещал клиентам подбирать доноров спермы с высоким IQ. И далеко ходить не пришлось: сам Визнер был высокого мнения о своем интеллекте.

В результате он стал отцом сотен детей. По разным оценкам – от 300 до 1000. Его жена, тоже основатель и врач этой клиники, позже уничтожила часть документов, поэтому точное число детей неизвестно. При этом у Визнера был всего один законный ребенок.

Потомство мужчин от одной женщины обычно намного скромнее, и все же заслуживает уважения. В XVIII веке ирландский пивовар Артур Гиннесс, благодаря которому появилась на свет Книга рекордов Гиннесса, женился на Оливии Уитмор. Оливия зачинала 21 раз, но, к сожалению, 11 беременностей закончились досрочно. Артур и Оливия вырастили 10 детей, и трое из них продолжили дело отца. Только вот в книгу рекордов, носящую его имя, Гиннесс-отец благодаря количеству детей не попадет.

Артур Гиннесс | © Wikimedia Commons

В XVII веке в Англии Уильям Гринхилл в браке с женой Элизабет стал отцом 32 девочек и 7 мальчиков. Среди 39 детей была лишь одна пара близнецов. Самый младший ребенок в семье, Томас, родился уже после смерти своего отца. Мальчик вырос, стал хирургом и написал трактат о бальзамировании.

Российские рекордсмены

У женатых дважды мужчин могло появиться на свет еще больше детей. В середине XVIII века жена русского крестьянина Федора Васильева 27 раз была на сносях. Имя этой героической женщины, к сожалению, не сохранилось. Она рожала двойни, тройни и даже четыре раза по четыре близнеца – так Васильев стал отцом 69 детей.  Во втором браке у него родились еще 18, то есть всего у него было 87 детей. Документы сообщают, что в 1782 г. были живы 83 ребенка.

В первой половине XVIII века жил и другой рекордсмен – крестьянин Яков Кириллов. Первая жена родила от него 57 детей, а вторая – 15, так что в двух браках набралось 72 ребенка. Как и в случае с Васильевым, все сводится к ряду многоплодных беременностей. Об этом стало известно в столице, многодетный отец заинтересовал императрицу Елизавету Петровну, так что Яков Кириллов был даже представлен ко двору.

С браком и без

Можно только гадать, какой результат показали бы Федор Васильев и Яков Кириллов, если бы они были женаты пять раз, как англичанин Дэвид Уилсон. В XIX веке в пяти брачных союзах у него родилось 47 детей, из них 35 пережили отца.

А некоторые многодетные отцы, наоборот, не связывали себя брачными узами. В конце XIX в. была опубликована история о том, как сорокалетний состоятельный итальянец Луиджи Эрба, путешествуя по миру, собрал обширный гарем из женщин разных рас и народов. Он поселился с ними в Полинезии. За семь лет в этой весьма разношерстной «ячейке общества» родилось 370 детей.

Читайте также: Многодетные отцы, ушедшие из семей.

Аристотель | Жизнь, труды, доктрины и факты

Аристотель родился на Халкидском полуострове в Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминтаса III (правил ок. 393–370 до н. Э.), Царя Македонии и деда Александра Великого (правил 336–323 до н. Э.). После смерти своего отца в 367 году Аристотель эмигрировал в Афины, где присоединился к Академии Платона (ок. 428 - ок. 348 до н. Э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и соратник Платона.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в большинстве своем они сохранились лишь в виде фрагментов. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи обнаруживают сильное платоническое влияние. Его диалог Eudemus , например, отражает платонический взгляд на душу как на заключенную в теле и способную к более счастливой жизни только тогда, когда тело было оставлено.Согласно Аристотелю, мертвые блаженнее и счастливее живых, а умереть - значит вернуться в настоящий дом.

Другая юношеская работа, Protrepticus («Увещевание»), была реконструирована современными учеными по цитатам из различных сочинений поздней античности. Аристотель утверждает, что каждый должен заниматься философией, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Лучшая форма философии - это созерцание вселенной природы; Именно для этой цели Бог создал людей и дал им божественный интеллект.Все остальное - сила, красота, могущество и честь - ничего не стоит.

Возможно, что две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутации, Темы и Софистические опровержения , относятся к этому раннему периоду. Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаруживать слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель может справедливо сказать в конце « Софистических опровержений », что он изобрел дисциплину логики - когда он начинал, ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии король Македонии Филипп II (годы правления 359–336 гг. До н. Э.) Вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне защищали свою независимость без особого энтузиазма и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 году стать хозяином греческого мира. Быть македонским жителем в Афинах было непросто.

Однако внутри Академии отношения, похоже, остались теплыми. Аристотель всегда признавал свой долг Платону; он взял большую часть своей философской повестки дня у Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отрицанием доктрин Платона.Однако уже Аристотель начал дистанцироваться от теории форм или идей Платона ( эйдос ; см. Форму ). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм, как задумал их Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм, как задумал их Аристотель, оно обычно пишется в нижнем регистре.) Платон считал, что, кроме того, для конкретных вещей существует сверхчувственное царство форм, которые неизменны и вечны.Он утверждал, что эта сфера делает отдельные вещи понятными, учитывая их общую природу: вещь - это лошадь, например, в силу того факта, что она разделяет или имитирует форму «лошади». В утерянном труде «Об идеях » Аристотель утверждает, что аргументы основных диалогов Платона устанавливают только то, что существуют, помимо частностей, некоторые общие объекты науки. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто оспаривает теорию форм, иногда вежливо, а иногда и с презрением.В своей книге Metaphysics он утверждает, что теория не решает проблем, для решения которых она предназначена. Он не придает ясности частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частные вещи возникают и претерпевают изменения. Согласно Аристотелю, теория всего лишь вводит новые сущности, количество которых равно количеству сущностей, подлежащих объяснению - как если бы проблему можно было решить, удвоив ее. ( См. Ниже Форма.)

Путешествие

Когда Платон умер около 348 года, его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины.Он мигрировал в Ассус, город на северо-западном побережье Анатолии (на территории современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечном Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341. Аристотель приветствовал его память в «Оде добродетели», его единственной сохранившейся поэме.

Находясь в Ассе и в течение нескольких последующих лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии.Эта работа была обобщена в книге, позже известной, ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О порождении животных . Хотя Аристотель не утверждал, что является основателем науки зоологии, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов не имели прецедентов. Он или один из его помощников-исследователей, должно быть, обладал поразительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, снова не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Размах научных исследований Аристотеля поражает. Во многом это касается классификации животных по родам и видам; более 500 видов фигурируют в его трактатах, многие из них подробно описаны. Множество сведений об анатомии, диете, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь мелких исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его неправдоподобные рассказы о редких видах рыб подтвердились много веков спустя.В других местах он ясно и справедливо заявляет о биологической проблеме, на решение которой потребовались тысячелетия, например о природе эмбрионального развития.

Несмотря на примесь невероятного, биологические труды Аристотеля следует рассматривать как грандиозное достижение. Его расследования велись в подлинно научном духе, и он всегда был готов признаться в незнании, когда доказательств было недостаточно. Он настаивал, что всякий раз, когда возникает конфликт между теорией и наблюдением, следует доверять наблюдению, а теориям следует доверять только в том случае, если их результаты соответствуют наблюдаемым явлениям.

В 343 или 342 году Аристотель был вызван Филиппом II в столицу Македонии в Пеллу, чтобы он стал наставником 13-летнего сына Филиппа, будущего Александра Великого. Мало что известно о содержании наставлений Аристотеля; Хотя Риторика Александру была включена в аристотелевский корпус на протяжении веков, сейчас она обычно рассматривается как подделка. К 326 году Александр стал хозяином империи, которая простиралась от Дуная до Инда и включала Ливию и Египет.Древние источники сообщают, что во время своих походов Александр организовал отправку биологических образцов своему наставнику со всех концов Греции и Малой Азии.

.

BBC - История - Альфред Великий

Альфред Великий © Король южного англосаксонского королевства Уэссекс и один из выдающихся деятелей английской истории, как за свои социальные и образовательные реформы, так и за свои военные успехи против датчан. Он единственный английский монарх, известный как «Великий».

Альфред родился в Уотидже в Оксфордшире в 849 году, четвертый или пятый сын Этельвульфа, короля западных саксов.Следуя желанию своего отца, сыновья по очереди унаследовали королевский сан. В то время, когда страна находилась под угрозой датских набегов, это было направлено на то, чтобы не дать ребенку унаследовать трон со связанными с этим слабостями в руководстве. В 870 году нашей эры датчане напали на единственное оставшееся независимое англосаксонское королевство, Уэссекс, войсками которого командовали старший брат Альфреда, король Этельред, и сам Альфред.

В 871 году нашей эры Альфред победил датчан в битве при Эшдауне в Беркшире.В следующем году он сменил своего брата на престоле. Несмотря на его успех в Эшдауне, датчане продолжали опустошать Уэссекс, и Альфред был вынужден отступить к болотам Сомерсета, где он продолжил партизанскую войну против своих врагов. В 878 году он снова победил датчан в битве при Эдингтоне. Они заключили мир, и их король Гутрум был крещен под покровительством Альфреда. В 886 году нашей эры Альфред заключил договор с датчанами. Англия была разделена: север и восток (между реками Темза и Тис) были объявлены датской территорией, позже известной как «Данеллоу».Таким образом, Альфред получил контроль над областями Западной Мерсии и Кента, которые были за пределами Уэссекса.

Альфред укрепил оборону своего королевства, чтобы ему больше не угрожали датчане. Он реорганизовал свою армию и построил ряд хорошо защищенных поселений на юге Англии. Он также создал военно-морской флот для использования против датских налетчиков, которые продолжали беспокоить побережье.

В качестве администратора Альфред выступал за справедливость и порядок, установил свод законов и реформировал чеканку монет.Он твердо верил в важность образования и выучил латынь в свои тридцать с небольшим. Затем он организовал и сам принял участие в переводе книг с латыни на англосаксонский.

К 890-м годам в грамотах и ​​чеканках Альфреда он упоминался как «король англичан». Он умер в октябре 899 года нашей эры и был похоронен в своей столице Винчестере.

.

христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

Суть и идентичность христианства

По сути, христианство - это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство - это больше, чем система религиозных убеждений. Это также породило культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство является одновременно живой традицией веры и культурой, которую вера оставляет позади. Агент христианства - это церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции по отношению к исторической личности. Однако немногие христиане согласятся оставить эту ссылку чисто исторической. Хотя традиция их веры исторична - i.д., они верят, что взаимодействие с божественным происходит не в царстве вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков - подавляющее большинство христиан сосредотачивают свою веру в Иисуса Христа как в человека, который также является настоящей реальностью. Они могут включать много других упоминаний в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назвали бы христианами, если бы они не привлекли к себе внимание в первую очередь и последний к Иисусу Христу.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

В этом сосредоточении на Иисусе как центральной фигуре есть что-то простое, но есть и что-то очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроектировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира - значит предложить ошеломляющее разнообразие. Изображать людей, выражающих свою приверженность этой традиции в их молитвенной жизни и строительстве церквей, в их тихом богослужении или в их напряженных усилиях по изменению мира - значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как приверженцы традиции, так и те, кто ее окружали, предпринимали попытки упрощения. Это можно сделать двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемыми элементами, или на «идентичности» традиции и, следовательно, на границах ее исторического наследия. опыт.

Современные ученые определили фокус этой традиции веры в контексте монотеистических религий.Христианство обращается к исторической личности Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом старается оставаться верным ему. Он последовательно отвергал политеизм и атеизм.

Второй элемент религиозной традиции христианства, за редким исключением, - это план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении.Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих творений Бога к их источнику в Боге. Агент этого искупления - Иисус Христос.

Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центральной направленности своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то его индивидуальность и лежат в основе того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало нечто внутреннее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей характер и, таким образом, отделяло от всего другого. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не интересуются определением сущности христианства, на практике они должны прийти к соглашению с тем, что подразумевает слово сущность .Заняты ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его действующей стороне и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировались внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обращая внимания на то, как ее идеальные качества обсуждались на протяжении веков. Тем не менее, можно последовательно рассматривать отдельные предметы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.

.

Альфред Великий из Англии

Альфред Великий был королем Уэссекса с 871 по 899 год. Благодаря своему образованию Альфред изучил древние языки и произведения великих писателей своего времени и свою историю. В детстве он по велению отца совершил поездку в Рим в 853 году, где папа Лев IV помазал его как будущего короля Уэссекса. К 20 годам он получил корону и считался опытным и отважным воином.

Первые годы

Он желал абсолютной власти, и старейшины сопротивлялись законодательным нововведениям в его правлении.Постепенное отчуждение между королем и его народом привело к нескольким военным поражениям датчан, которым Альфреду пришлось отдать должное. Заключительное перемирие на время спасло Кент и Уэссекс от набегов датчан, но остальная часть Англии осталась беззащитной и была захвачена викингами. Датчане захватили и разграбили Лондон в 871 году.

Король Альфред использовал пятилетнее перемирие, чтобы создать свой собственный военно-морской флот. Датчане активно использовали свой флот для неожиданных атак с моря и уклонялись от открытых сражений.Альфред тайно начал строительство большого количества кораблей на реках. К 875 году у него был значительный флот, который сумел нанести датчанам сокрушительные поражения. Альфред продолжал строить свой флот и достиг такого успеха, что берега его королевства больше не подвергались набегам викингов.

Военная реформа

Альфред разделил страну на военные округа, в которых каждые пять ферм содержали одного воина, снабжая его всеми его физическими потребностями. Каждый город также предоставил определенное количество солдат.Служба в армии оставалась обязанностью каждого свободного человека, но теперь он мог проводить часть своего времени в своем доме. Кроме того, часть солдат сейчас служила в городах и деревнях. Альфред начал восстанавливать старые и строить новые крепости, способные отражать атаки небольшого отряда или выдерживать осаду до подкрепления со стороны основных сил королевства. К концу жизни царя было восстановлено или построено около тридцати крепостей.

Война с викингами

Альфред готовил армию и флот к войне с датчанами.Ранней весной 877 года армия Уэссекса окружила и блокировала датчан и лишила их подкреплений. Датчане из Вергегма попытались прорвать блокаду, но налетел сильный шторм и уничтожил большую часть флота викингов. Голод и отчаяние заставили датчан вступить в переговоры и капитулировать. Был заключен мир, по которому датчане освободили заложников, заплатили выкуп и поклялись не нападать на владения короля Альфреда. Датчане вскоре нарушили свою священную клятву. Ушли на север, но, как оказалось, не так уж далеко.Поселившись в Глостере, они ждали подкрепления.

Воспользовавшись тем, что Альфред распустил свою армию, в 878 году они возобновили полномасштабную войну. Король Гутрум двинулся на юг. Его значительные вооруженные силы вторглись в Уэссекс с нескольких направлений, захватили Лондон и разбили лагерь у реки Эйвон, чтобы провести зиму. Для Альфреда и его войск это стало полной неожиданностью. Альфред оставил своих солдат и свой народ и бежал, чтобы спасти свою жизнь. Сам Альфред стал менее высокомерным и мудрее.

Тем временем вокруг Альфреда собрался небольшой отряд. Его люди укрепили земляные валы и остров-частокол, а затем начали совершать неожиданные вылазки против датчан. Постепенно армия Альфреда росла. После шести месяцев партизанской войны он решил атаковать главный лагерь датчан.

В 878 году Альфред атаковал лагерь викингов с его самой слабой стороны, а на следующий день взял их укрепления. В конце концов, лидер датчан Гутрум вступил в переговоры с Альфредом.Гутрум покинул Уэссекс и принял крещение. Король Альфред был его крестным отцом при крещении. Они заключили договор о разделе Англии между датчанами и королем Уэссекса. Все земли, захваченные скандинавами, остались под властью Гутрума. Альфред отправился в Уэссекс, Сассекс, Кент и западную часть Мерсии.

Укрепление государства

Альфред начал укреплять и организовывать свое королевство. Мир с Гутрумом дал англосаксам несколько лет, чтобы отыграться, но викинги, разграбившие противоположный берег Ла-Манша, атаковали английское побережье.Альфред помешал им приземлиться и закрепиться. В 884 году он заставил норманнов снять осаду с Рочестера. Его корабли постоянно патрулировали побережье. В 886 году Альфред отвоевал Лондон, сильно поврежденный датчанами, которые разграбили его и почти полностью сожгли. Альфред восстановил разрушенный город и сделал его своей второй резиденцией вместе с главным городом Уэссекса, Винчестером, который оставался столицей Англии. Альфред построил много новых укреплений и организовал специальное ополчение в местах, которые могли быть атакованы.

Законодательные и административные реформы

Король Альфред восстановил общественный порядок в своем королевстве. Он организовал администрацию, восстановил прежнее деление на уезды и общины и назначил судей. Народный суд начал наводить порядок при поддержке населения. Король приложил много усилий, чтобы восстановить разрушенную экономику. Для развития сельского хозяйства он переделал безлюдные земли и провел новое размежевание. Король заботился о торговле и промышленности.Дороги строились с помощью опытных фризских мастеров, приглашенных Альфредом.

Последние годы

В начале 890-х годов на Англию снова напало большое войско викингов, пытавшееся захватить плодородные земли южной части королевства. Альфред разбил датский флот и отбил атаку валлийцев. Флот Альфреда полностью очистил пролив от морских мародеров. В последние годы своей жизни Альфред был посвящен планам объединения христианских государств против вторжений норманнов-язычников.Король Альфред по прозвищу Великий умер в Винчестере в 899 году. Ему наследовал его сын Эдуард Старший. Исторически он остается одним из великих английских правителей.

Источники:

  • Англосаксонская хроника
  • Adelaid LB Альфред Великий, вестник истины, создатель Англии. 848-899
  • Глебов А.Г. Альфред Великий и Англия его времени
  • Кэппер Дж. П. Викинги Великобритании
  • Матюшина И. Г. Боэций и король Альфред: Поэзия и проза
  • Savelo KF Раннефеодальная Англия
  • Сойер П.Эпоха викингов
  • Стрингольм А. Кампании викингов
  • Хилл П. Альфред Великий и война с викингами

Связанные

.

Смотрите также