Шаманская болезнь что это такое


Шаманская болезнь - что это за состояние и как с ним справиться?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Вы слышали о таком феномене, как шаманская болезнь? Конечно, с точки зрения медиков это и не болезнь вовсе. Однако те, кто ею страдают, запросто могут поспорить с таким утверждением, ведь им приходится несладко. Подтверждение тому – многочисленные невыдуманные истории о людях, которые «переболели» болезнью шаманов.

Сегодня мы расскажем, что это за состояния, как оно проявляется и что делать людям, которых схватил подобный недуг. Это и многое другое – в статье ниже.

Появление болезни

Шаманскую болезнь человечество познало еще давно – с тех пор, как люди поняли, что мы не одни в нашем мире, и нас окружают духи. Обычный человек был не в силах противостоять силам природы, которыми управляли духи. Поэтому отдельные личности стали развивать свои органы чувств, умения, чувствительность, учились управлять энергией – так появились первые шаманы.

Знания шаманов, а главное – их способности – передавались другим поколениям. Далеко не каждый человек может видеть духов предков, которые, как считается, сами выбирают нового шамана. А когда избранный, сам того не зная, идет против своей природы и не хочет становится шаманом, к нему приходит удивительная болезнь – шаманская.

Это необъяснимый наукой феномен, который имеет сакральный смысл. Духи дают понять своему избраннику, что существует параллельный мир, и он должен соединиться с этим миром, принять от духов способности, силы и врачебные знания. 

Они ждут, пока избранный примет их предложение стать шаманом. И пока тот не соглашается, духи готовы мучить его, накликая разного рода неудачи и неприятности.

У близких нам народов – бурят, тувинцев, монголов – духи усопших предков зовутся онгонами, или утха.

Чаще всего человек не хочет принять уготовленную онгонами профессию, ведь тогда он больше не будет в полной мере принадлежать себе, а только лишь может служить проводником между миром людей и миром духов.

Не реже бывают случаи, когда избранный даже не подозревает о своей уникальности и не понимает, что с ним происходит, и откуда взялась такая странная болезнь. Тем временем онгоны не унимаются и не отступают, пока человек не поддастся им.

Такое состояние – это даже не болезнь в привычном понимании. Да, человек страдает, ему плохо, а иногда по ощущениям он и вовсе умирает. Но при этом такой болезнью нельзя заразиться или подхватить ее, как простуду, заболеть из-за инфицирования, травмы, у нее нет медицинских причин и периодов ремиссии.

Она больше похожа на процесс трансформации тонкого тела. В этот момент умирает обычный человек и зарождается шаман.

С этой точки зрения такая болезнь – просто рождение человека с измененным сознанием, поведением, способностями. Это первая ступень в инициации и посвящении шамана. И наоборот, не будучи выбранным духами, нельзя стать настоящим шаманом, в подобном деле одного только желания недостаточно.

Другими словами – это процесс, в ходе которого происходит проявление желания духов, начало процесса трансформации избранного в шамана.

Симптоматика

Шаманские культуры существуют повсеместно: среди индейцев, тибетцев, бурятов, тувинцев и народов крайнего севера. У всех национальностей может по-разному проявляться шаманская болезнь, а иногда ее может и не быть ее. Так, например, во многих направлениях представители шаманизма выявляли новоиспеченных шаманов среди совсем молодых людей, обучали их, давали в руки бубен и знакомили с миром духов.

Сейчас мы говорим о будущих шаманах Бурятии, Тувы, Монголии, которые, наверное, больше всех страдают от признаков шаманской болезни. Во время нее происходит перестройка энергетического тела человека, а это неизбежно сказывается на физическом состоянии.

Медицинские обследования не дают никаких результатов – по их заключению, все физические показатели в норме, а значит невозможно поставить ни один диагноз. Но самочувствие избранных, по их же признаниям, оставляет желать лучшего – болит все тело, ломит кости, а психическое состояние граничит с маниакальной депрессией и даже шизофренией.

При этом болезненное состояние может проявляться и у мужчин, и у женщин, как в 15, так в 50 лет. Нередко появление болезни в будущем можно предугадать – скелет избранного содержит лишнюю кость или на теле появляются отметины – так называемые тэнгэрин тэмдэг.

К более явным симптомам уже наступившей болезни можно отнести:

  • странные сны, яркие, красочные, в которых приходят духи, общаются с человеком, поднимается тема похорон и смерти или фрагменты из обряда посвящения;
  • апатия, высокая сонливость, желание быть в одиночестве, доходящая до того, что человек проводит сутки напролёт в кровати;
  • жар, озноб, ломота в костях, боль в суставах;
  • видение онгонов и общение с ними наяву, образы, похожие на галлюцинации;
  • приступы агрессии, способные привести близких в ужас, сопровождаемые потерей памяти в такие моменты;
  • приступы необъяснимой паники;
  • судороги, головокружение, нехватка воздуха, обмороки, иногда граничащие с комой и клинической смертью;
  • сильные головные боли, приступы эпилепсии;
  • покалывание во всем теле.

В особых случаях у избранного появляется непреодолимое желание камлать, даже если до тех пор он никогда не видел, как происходит ритуал камлания.

Камлание – это ритуал, в ходе которого шаман поет, стучит в бубен, входит в состояние транса и общается с духами.

Излечение

Никакими лекарствами, микстурами, антибиотиками и внутривенными инъекциями не получится избавиться от симптомов болезни – непременно появятся новые. И нет каких-то чудодейственных эликсиров, способных спасти от поразительного недуга.

Единственный способ излечиться для избранника духов – это принять свою природу и стать шаманом. Сложно сказать, сколько продлится недуг – многое зависит от энергетического поля больного, силы его сопротивления и желания стать шаманом. Чтобы трансформация и рождение нового шамана прошли быстрее, ему следует настроиться на свой путь, изучать способы общения с другими мирами и перенимать опыт предыдущих поколений.

Конечно, у многих, особенно у людей науки, возникают сомнения в подобном феномене, а некоторые просто считают это сумасшедствием. Верить или нет – личное дело каждого. Но на протяжении многих столетий разные народы испытывают на себе его воздействие.

Заключение

Мы затронули сложную и интересную тему, и, конечно, в рамках одной статьи не получится осветить ее целиком. Поэтому на сегодня закончим, а позже обязательно вернемся к этому удивительному феномену.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья заинтересовала вас, поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях.

И подписывайтесь на новости нашего сайта — будем искать истину вместе.

Шаманская болезнь — лекции на ПостНауке

У меня в начале 2000-х годов был большой интердисциплинарный проект по изучению своеобразия личности шаманов, народных целителей и других лиц, которые имеют отношение к подобным проявлениям и к соответствующим магико-мистическим и магико-медицинским практикам. На самом деле было понятно, что это люди, которые не просто проходят определенный вариант интересного становления, но и действительно в результате этого становления что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга. Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому, они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает психические заболевания.

Само становление шло в разных вариантах. Очень красочно об этом обычно рассказывают и пишут якуты. Скажем, в книжке Ксенофонтова, переизданной в 1992 году, вы можете найти очень много самых разных материалов о том, какие видения испытывали будущие шаманы и как они себя вели в этот период: как они вскакивали ночью, например, голышом убегали из дома, носились на морозе по лесам, иногда их там находили в совершенно неподвижном состоянии, когда люди уже думали, что человек умер, но он снова возвращался к жизни. Те галлюцинации, которые они испытывали, чрезвычайно интересны. Они интересны своим наполнением и для психиатров, для того чтобы соотнести с тем, что происходит у некоторых людей, которых современная психиатрия считает ненормальными. Можно посмотреть другие традиции и другие варианты становления шамана.

Скажем, на северо-востоке Сибири мы можем наблюдать такое явление, как трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом.

То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например, Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах. Но эти варианты не очень похожи один на другой, однако суть одна и та же: там везде присутствуют шаманские страдания. То есть человек, для того чтобы стать шаманом, должен был испытывать воздействие духов со стороны, поскольку сама идея шаманизма связана непосредственно с тем, что это человек, у которого, с одной стороны, были предки-шаманы, с другой стороны, его, как избранника, как человека, способного к шаманской деятельности, начинают принуждать к ней эти самые духи. Порой они осознаются как духи предков-шаманов, порой несколько по-иному. Но, так или иначе, человек, как правило, не хочет становиться шаманом. Его заставляют. И это принуждение происходит при очень серьезном воздействии духов именно психического порядка в первую очередь.

Если говорить о том, с какими заболеваниями это может коррелировать, то в советское время, когда шаманов начали рассматривать просто как психически больных людей, им ставили очень разные диагнозы. Причем в принципе можно обратить внимание на то, что эти диагнозы регионально различаются. Скажем, эпилептоидный синдром — это один из диагнозов, который очень часто бывает в Южной Сибири у будущих шаманов или у тех, кто не состоялся как шаман. Какие-то варианты там, конечно, назывались шизофренией. Все это находит какие-то свои подтверждения, если мы смотрим описание процесса становления шамана. И разумеется, это можно соотносить отдаленно, но, наверное, невозможно говорить о том, что шаманы — это просто сумасшедшие, как какое-то время в XVII–XVIII веках казалось первым путешественникам, наблюдавшим процесс шаманских камланий. Естественно, это было совсем непохоже на нашу культуру, и европейцы, приехавшие туда, смотрели на этих людей как на немножко ниже себя стоящих людей. И вот отсюда такое отношение, которое потом вылилось просто в постановку каких-то диагнозов. Но дело в том, что если человеку ставился подобный диагноз — это опять же мы уже говорим о советском периоде — и человека отправляли в психклинику на лечение, то, честно говоря, ничем хорошим это не кончалось. Он, как правило, и шаманом не становился, и терял свои личностные навыки.

Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как «кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана — человека, способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение. Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило, брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется, он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот, мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.

Шаманская болезнь и как от неё излечиться

Автор Алла Громова

Вы никогда не задумывались, как становятся шаманами? Знакомые с общими концепциями шаманизма знают, что это такие же люди как и мы с вами. Они рождаются, стареют и умирают. У них есть семья, дети, внуки и кроме определенных способностей ничто не говорит об их магической природе.

Шаман по наследству или?..

Рано или поздно Шаман совершает свой последний путь в земной жизни и переходит в другое бытие, становясь Духом. Как правило, наследником шамана становится кто-то из родни, но это может быть и абсолютно посторонний человек, даже не подозревающий о предначертанном пути.

Потенциальный Шаман обладает основной способностью – сенсетивностью, то есть, чувствительностью. Учеными доказано, что такие люди – это не вымысел, а личности, у которых правое полушарие мозга развито больше, чем его левая логическая часть. Духи старого служителя не могут оставаться без посредника и ищут его среди жителей общины, которой служил их прежний хозяин/проводник.

Когда такой человек найден, Духи начинают вводить его в другие миры, и такое вхождение не всегда проходит гладко. Был даже введен термин – шаманская болезнь, который характеризует состояние человека близкое к умопомешательству, неадекватным состояниям и прочим отклонениям психического характера.

Настолько ли это болезнь?

В какой-то момент к Избранному приходят Духи и начинают вводить его в мир сновидений. Эти существа являются или его покровителями из верхнего мира, или Духами-помощниками из среднего и нижнего миров. Находясь в состоянии, когда реальность и тонкий мир воспринимаются одновременно, будущий неподготовленный Шаман не всегда может адекватно реагировать на окружающих и на происходящее с ним. Проблема усложняется тем, что сторонние наблюдатели не видят того, что осязает он, а шаман сам  не понимает, что его не понимают

Такое состояние вошло в научную литературу, как «шаманская болезнь». С течением времени Шаман обучается и избавляется от данного «недуга». Тут есть два пути:

  1. Вместе с Духами он самостоятельно исследует все приобретенные свойства и методом проб и ошибок начинает ими управлять.
  2. Если состояние молодого Шамана не улучшается, и он самостоятельно не может справиться с ним, односельчане идут за помощью к опытному Шаману из другой общины, чтобы он научил непосвященного.

Помощь при шаманской болезни

Чтобы как можно быстрее научится различать миры (реальный и мир духов) Избранный учится камланию. Как только к нему приходят Духи, он начинает ритуальные действия. Более опытный Шаман помогает своему последователю сделать бубен (или отдает свой), трещотку либо хомуз. При приближении Духов Избранник начинает отбивать ритм на музыкальном инструменте и усиливает состояние транса. Это помогает разделить в сознании два мира и научиться управлять способностью входит в транс. Постепенно мозг приучается к вибрациям и ритмике бубна и для вхождения в состояние транса требуется все меньше времени.

Окончание камлания означает возвращение в реальность.

Что за чертой «шаманской болезни»?

Во время обучения, то есть протекания шаманской болезни, Шаману показывают тропинки, по которым он может ходить, вводят в разные миры и уголки этих миров. Он учится управлять и призывать Духов-помощников, общаться с покровителями из верхнего мира.

Практически для опытного шамана не существует невыполнимых задач. Он может избавить от болезней, вернуть душу человеку или его утраченную жизненную энергию, решить жизненные проблемы. Все это дается с разрешения и с помощью Духов разных уровней. Так у Духов-покровителей Шаман спрашивает к какому богу ему обратиться в конкретной ситуации, А уже отталкиваясь от ответа, посылает своих Духов-помощников в нужный мир или часть мира.

Главным во всем обучении является умение контролировать переходы из одного состояния в другое. Именно этот контроль отличает Избранника от не очень здорового человека. По большому счету, Шаман – это очень сильная и самодостаточная личность, которая умеет найти правильный выход из любой ситуации. Ученье дается не легко, но растворение в природе, умение ловить все вибрации окружающего мира помогают преодолеть любые барьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Шаманская болезнь - Дневник воина Света — LiveJournal

Искатели истины вставшие на путь познания, часто сталкиваются с достаточно странной закономерностью - их мировоззрение начинает не просто рушится, а происходит нечто большее. Разрушение проявляется не только в изменении сознания, но и в более жестокой форме, в болезненных ощущениях в теле, депрессивно-суицидальных состояниях, могут начаться проявляться разнообразные видения и не только во сне, но и наяву. Возникает ощущение что с головой не все в порядке, жизнь пуста и не имеет смысла. Вся эта тошнотворная ситуация может резко изменятся на противоположные ощущения, ощущения эйфории, ярких красок жизни, что все в этом мире совершенно - имеет свою причину и следствие, жизнь течет именно так, как заложено высшей силой. Эта высшая сила, постоянно руководит и направляет, подкидывая нужную информацию, людей, знания.


Распространение, заражение, шаманской болезнью

Это состояние, которое с легкой руки этнографов назвали шаманской болезнью сейчас приобретает все большие масштабы. Если в некотором прошлом, обучение тайным знаниям, умение управлением потоками энергии, общением с духами проводилось старым знающим шаманом, который мог помочь своему ученику справится с навалившимися трудностями, объяснить этот процесс, не дать впасть в крайности, помочь справится с проявлениями, пережить их, то современном мире духовная трансформация не такая легкая задача как может показаться на первый взгляд, все приходится познавать самостоятельно, без чьей-то крепкой поддержки. С распространением книг по духовному пути и эзотерическим знаниям, невольно привело к тому, что все больше и большее количество людей сталкивается с непонятным для себя состоянием, и оно их по меньшей мере пугает. Редко встретишь описание, что эта книга может вызвать у вас заболевания, психические и физические расстройства, ощущения внутренней пустоты и депрессии. Нет же, вместо этого, каждый второй рассказывает о просветлении, духовной радости, о том, что в вашей жизни все начнет происходить по каким-то загадочным, магическим путям, все что вы хотели свалится на вас прямо с неба. А, в итоге, оказывается, это болезненный и трудный процесс изменения сознания, на который мы не подписывались.

Сложность процесса перехода, даже не в том, что надо знать что шаманская болезнь существует, и ты не первый кто с ней столкнулся, что это не какое-то разрушение ума, а нормальное изменение основ мировоззрения. Ломка сознания не может происходить гладко! Сложность в том, что попав в этот круговорот, адепта не просто «колбасит» духовно и физически, а в том, что под влиянием депрессивных состояний и глюков сознания, он начинает совершать активные действия, менять стиль своей жизни. Разрушает контакты с социумом, теряет свое место в окружении, постоянно меняющееся мироощущение заставляет совершать поступки которые для внешнего окружения кажутся по крайней мере странными. От этого, теряются друзья, работа, может даже семья. Что толку такому искателю истины сказать, что это нормальный процесс трансформации - ему это знание мало чем поможет.

Симптомы шаманской болезни

Даже если шаманская болезнь дойдет до психических крайностей, заставив обратится к психиатру, то обычная медицинская точка зрения мало чем поможет. Психиатр попытается вернуть сознание в норму, приобщить такого человека обратно к социуму, таким образом лишив адепта возможности раскрыть свой внутренний магический потенциал.

Шаманская болезнь проявляется не просто в психологических расстройствах, она порой имеет вполне конкретные физические проявления, такие как скачки давления, симптомы желудочно-кишечных расстройств, жар, озноб, непонятные болевые ощущения в разных органах тела и т.д. Симптомы могут исчезать и появляться вновь, казалось бы без всяких видимых причин. Обращаясь в медицинские учреждения с подобными расстройствами выявляется, что никаких особых физических отклонений нет. Соответственно лечение такого заболевания может оказаться не просто лишним, но и в какой-то мере вредным и губительным. Лечить здорового человека медики у нас умеют. Дело в том, что изменения идут не на физическом плане, а в энергетической структуре, эти изменения неизбежно влияют на физическое тело, которое собственно не виновато в их проявлении.

Что делать если ощущаешь проявления шаманской болезни?

Во-первых не стоит боятся этого явления, пытаться как-то сгладить ее эффект, или проскочить быстрее. Трансформация происходит у всех по разному и сказать какой срок продлятся симптомы практически не возможно. Все зависит от конкретного человека и степени изменения энергетической структуры. Не могу сказать, что этот процесс совершенно безопасен и не несет какого-то разрушительного эффекта. Под воздействием психологической ломки, духовный искатель может натворить много глупостей, которые сложно будет исправить в дальнейшем. Поэтому лучше найти человека который уже проходил по подобному пути и частично может подсказать что делать, удержать от необдуманных действий.


Ломка личности неизбежна и ее механизмы схожи со стандартными возрастными кризисами. Наиболее близкое состояние - возрастная ломка в подростковом переходном периоде, когда молодым людям хочется все крушить, изменять, кажется что родители ничего не понимают и вообще мир совершенно не правильный. Собственно механизм в данном случае тот-же, происходят глубинные изменения связанные со становлением личности. Если это сопровождается тягой к духовному, человек стремится пройти духовный путь развития, то переживания становятся несколько иными, более интенсивные и продолжительные. В этот момент искатель получает дозу страдания, каких-то жизненных ударов, периодически сменяющихся радостью и невероятно удачными обстоятельствами. Почему происходят такие рывки, вероятно потому-что они необходимы на пути обучения. Их интенсивность и продолжительность на прямую зависят от глубины и силы духовного изменения.

Не стоит пытаться игнорировать события несущие изменения, а также впадать в роль страдальца, которого за что-то наказывают небеса, - лишь переживая эти состояния и жизненные уроки, происходит настоящая трансформация тонкого тела. В итоге, под действием этой силы, либо будет раскрыт внутренний потенциал, либо жизнь вновь примет вполне обыденное течение. Шаманом вы не станете, может и с духами разговаривать не будете, но ощущение что внутри что-то изменилось сохранится. Идя по пути развития, не стоит слишком упираться на получение ситхов (невероятных способностей), главное гармония с самим собой и улучшение энергетической структуры, а способности лишь побочный эффект, когда прокачивается энергетика.

Продолжение статьи - духовная трансформация личности.

Что такое "шаманская болезнь" - Шаманизм — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login

Шаманская болезнь

В глухой бурятской деревне, недалеко от Гусиного озера, в старом доме несколько дней лежал без чувств молодой человек. Два старика рвали на части его тело, драли железными крючками, очищали кости, пускали кровь, выдирали глаза из глазниц...

Нет, это не кадры из фильма ужасов и не заседание клуба маньяков, глумящихся над жертвой. Речь идет об обряде посвящения в шаманы, который по сей день практикуется в Бурятии, Якутии, Хакасии, Туве, на Алтае. Обряд занимает от трех до семи дней. Кандидат в шаманы сначала «умирает», а затем «воскресает» в новом образе. Самый жуткий момент — церемония «расчленения».

Конечно, никто не издевается над беззащитным человеком, вся процедура носит символический характер. Но тот, кого готовят к этой нелегкой «должности», действительно все время лежит в уединении в специальном месте, куда посторонним вход воспрещен. Ему не позавидуешь: голова бедняги раскалывается от боли, ему мерещатся какие-то видения, слышатся голоса, во время сна одолевают кошмары. Но от этого никуда не деться — невозможно стать шаманом без того, чтобы не переболеть так называемой шаманской болезнью.



Шаманы всегда считались посредниками между духами и людьми. Эти колдуны своим умелым заступничеством избавляли людей от недугов, дурной наследственности, проблем в личной жизни. Но шаман шаману рознь. Некоторые могли действовать и во вред человеку: «заражали» недугами, насылали проклятия, а иногда умерщвляли, «съедали» человека. В зависимости от того, какие дела творят шаманы — добрые или злые, они делятся на «поедающих» и «дающих». В старину это разграничение обязанностей соблюдалось особенно строго.

Так или иначе, шаман никогда не получает свой дар просто так, за красивые глаза. Дар нужно заслужить. Многие становятся шаманами, наследуя свой дар от деда, бабки, тетки, реже от отца или матери. Такие шаманы называются родовыми. Если шаманский род прерывается, это большая трагедия. Тогда шаманы ищут среди окружающих того, кому можно передать свой дар. Лучший кандидат — ребенок, родившийся в рубашке.



Из таких детей, считают шаманы, получаются самые даровитые и перспективные ученики. Если ребенок был полностью в рубашке — из него получится великий колдун. Если рубашка закрывала его тело наполовину — из такого выйдет средний шаман. Из рубашки вырезали небольшой овал, натягивали его на каркас и получали бубен. Этот бубен подвешивали над люлькой ребенка. Когда малыш подрастал, бубен зарывали в землю.

Виктор П. не принадлежал к шаманьему роду-племени. Его отец-бурят всю жизнь ходил на лодке по Байкалу — ловил рыбу, коптил ее, сушил, солил и сбывал торговцам-перекупщикам. А вот мать принадлежала к редкой, исчезающей национальности—к тофаларам. В России их не больше 700 человек. Предки матери вели кочевой образ жизни в глухих таежных урочищах Саян, разводили оленей. Мать в детстве от родственников слышала, что кто-то из ее дальней родни шаманил. У тофаларов существовал культ черепов — им они поклонялись, их вышивали на своих одеждах и на повязках, которыми повязывали голову. Уже взрослым Виктор понял, что черепа в качестве украшения на одежде служили его предкам-шаманам защитой от злых духов. Сама мать Виктора к колдовству не имела никакого отношения, разве что колдовала всю жизнь над плитой — у него было два брата и одна сестра.

Виктор был старшим ребенком в семье. Отец предполагал, что ему он передаст все свои знания и умения, и уже с раннего детства брал парнишку с собой «в рейсы». Но однажды в их деревне объявился шаман...

В бурятских деревнях уклад жизни со временем изменился — цивилизация и сюда привнесла свои коррективы, но многое осталось как прежде. В селах люди живут бок о бок и знают друг о друге почти все. И когда в их деревне появился чужой человек, весть об этом быстро разнеслась по всем домам. Говорили, что чужак — непростой человек, а шаман, пришедший сюда с Саянских гор. Он обошел немало мест в поисках того, кому бы мог передать свой дар. Но никто не годился для такой важной миссии. И вот его выбор пал на Виктора — мало того что мальчик родился в рубашке, так еще и по материнской линии он считался тофаларом.



А шаман был как раз этого редкого роду-племени. Когда старик услышал об этом, его прямо затрясло. Он захотел увидеть мальчика и поговорить с его родителями.

Вите тогда едва исполнилось 15 лет. Когда шаман появился в их доме, отец закрылся с ним в одной из комнат и о чем-то долго разговаривал. Много лет спустя Виктор узнал, что отец был категорически против того, чтоб его старший сын занимался колдовством. Но авторитет старого шамана на Байкале был такой большой, что отказать ему мог только безумец. Отцу пришлось повиноваться воле старика. С тех пор жизнь Виктора полностью изменилась.

Рубашки, в которой Виктор родился, у него давно не было. Но это не остановило шамана. Старик позвал мальчика за собой, и тот навсегда ушел из дома. Отныне Виктора стали звать адацла сама — «сделанный из кусков», «надставленный». Любой опытный шаман знает — так называют тех, кто получил свой дар не по наследству. Из таких обычно получаются не самые сильные шаманы, но наставник постарался передать своему ученику все, что знал. И со временем Виктор стал очень сильным шаманом и получил новое имя — Шагай.

Виктор присутствовал при обрядах своего учителя, видел, как он поднимает на ноги больных, вселяет в людей надежду, находит без вести пропавших, читает по звездам судьбу, гадает по линиям руки.

Дар шаманства никогда не достается легко. Каждый, кто вступил на этот тернистый путь, заболевает особой, шаманской болезнью. Иногда она длится несколько недель, а иногда и несколько лет. Старик шаман убеждал Виктора потерпеть: чем дольше тот будет мучиться, тем сильнее станет.

Виктор «болел» долго — четыре года. Большую часть времени он провел в одиночестве, как оно и требовалось по старой шаманской традиции. В это время Виктор учился управлять своими эмоциями и телом. Со стороны такой человек кажется странным — он ведет себя как сумасшедший. Мотивы его поступков непонятны, речь несвязна, действия несогласованны. Чтобы усилить приступы болезни, будущий шаман искусственно вводит себя в состояние экстаза, используя самовнушение, напрягая волю, а зачастую применяя галлюциногены. Это могут быть галлюциногенные грибы или особые травы.

В таком состоянии будущий шаман может не спать по нескольку суток, не есть, не пить, с ним случаются припадки. Откуда у него берутся силы, непонятно. Тем не менее некоторые «кандидаты» показывают чудеса выносливости: поют, танцуют, охотятся в тайге, рыбачат. С Виктором происходило нечто подобное, но что именно — он не помнит. Ему рассказывали, что однажды он упал замертво на кровать, и тогда к нему пришли опытные шаманы. Сначала они подвергали его «пыткам» и «истязаниям» — чтобы его душа покинула тело и улетела в потусторонний мир. Этот момент — самый важный во время рождения нового шамана. Он означает, что шаман «заключил с духами договор» — установил связь, и теперь может камлать — ворожить. Говорят, в такой момент шаман видит — словно со стороны — собственную мать-душу. Такое случается только дважды в жизни. Первый раз — во время его духовного рождения и второй — во время смерти.

После обряда инициации, когда шаман приступает к своим прямым обязанностям, все симптомы странной болезни уходят навсегда. Это означает, что шаман исполнил свое призвание и отныне живет в согласии с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Ступени № 18 2011

Шаманская болезнь. - rivka381 — LiveJournal

"В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя "шаманская болезнь" и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), "шаманская болезнь" неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от "шаманской болезни" и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, становясь шаманами.
(По мне так это родовой дух-подселенец, в роду с ним договор на сотрудничество, он одын и передают его по наследству, выбирают при этом кого посильней энергетически или младшего из детей шамана. Отработка по роду 7-ка и часто по периоду после 40 лет, когда эта 7-ка включается, т.к. предыдущий носитель подселенца должен помереть. 7-ка породу может быть у нескольких детей, она родовая, но проявится в полную силу только у одного из рода в одном поколении.)

В чем заключается "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) (вообще-то после 40 лет, но бывает. когда по периоду дубль или нижний канал включается) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений.(т.е. преодолевают эти состояния сильные психологически и энергетически, что бы работать потом на этом поприще нужно быть сильным, слабую же психику скорее эта болезнь сгубит, часто умирают от шаманской болезни, вернее чаще) "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.(ученик проходит обучение у более старшего товарища. который развивает его психические способности и учит с этим жить)

Феномен "шаманской болезни" заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В.Г.Богораз-Тан, Д.Ф.Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Это точка зрения была полностью развенчана М.Элиаде.*

* См.: Eliade M. Shamanism. P. 23-32.

Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т.д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и "шаманская болезнь") распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.

Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.
(эпилепсия возникает от той же причины, что и шаманская болезнь, подселение духа. Но при эпилепсии при переключении или завладении управлением телом духом душа хозяина сопротивляется, отсюда и мгновенная отключка скафандера и переключение на другую душу. Я наблюдала приступы на своём друге с 7\7 по роду. Пока он не стал использовать своего подселенца, он от этих приступов не избавился.)

В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.(согласна на 100 процентов, человек договорившийся со своим духом и даже сотрудничающий с ним, всю работу делает дух обычно и он же даёт информацию, опять же нужна сильная психика)

В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Именно шаманы выступали, как правило, хранителями национальной культуры и традиций, фольклора и эпоса. Поэтому авторитет шамана чрезвычайно высок в своей среде, последнее доказывается и тем, что в ранний период коллективизации в СССР шаманов очень часто избирали председателями колхозов. (выживают сильные энергетически и психически, а значит и интеллектуально. Если "род ослаб", начали грешить в роду, потомство мельчать, то шаманский род просто вымрет.)

Здесь следует добавить, что шаманская деятельность представляла собой именно служение. "Это тяжелая работа" – как выразился в беседе с этнологами один сибирский шаман. Причем это бескорыстное служение. Средства на жизнь шаман обычно добывал другим трудом, не имевшим никакого отношения к религии (охотой, рыболовством и т.п.).

Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма безусловно может считаться совершенно не соответствующей действительности. Пока же мы просим читателя обратить особое внимание на следующее: шаман проходит через болезнь и исцеляется сам, более того, пройдя через болезнь, он выходит из нее обновленным и с более высокими интеллектуально-психологическими характеристиками, чем до нее. Методом исцеления и самораскрытия личности и индивидуальных способностей шамана является посвящение (инициация).
источник: Е.А.Тоpчинов
РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998

Шаманская болезнь – тяжелый дар духов

     «Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

 (свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

     «Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился». 

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

     «Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

(свидетельство Булагата Бухашеева) 

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

     «Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если – не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев. 

Так или иначе, смысл шаманской болезни – смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение – результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

     «В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева )

     «Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

 

Кого постигает шаманская болезнь?

Фото: Анна Сластина. ИА IrkutskMedia. Мария Бадагуева: "Помощь людям - главное предназначение в жизни"

Шаманка в 20-м поколении рассказала, как стала целительницей

Потомственная шаманка в 20-м поколении Мария Бадагуева из деревни Кутанка Осинского района Иркутской области помогает людям вылечить болезни, избавиться от «венца безбрачия», а также справиться со страхами, из-за которых душа может покинуть тело. По ее мнению, настоящий шаман никогда не устанавливают расценки за свои услуги, ведь у каждого человека разные возможности. Она считает, своей главной целью помогать страдающим людям. Об этом сообщает корр. ИА IrkutskMedia.

Многие в Осинском районе умеют «шаманить», но не каждый становится настоящим посланником духов. Мария Бадагуева как раз из таких «редких экземпляров». Она признается, что необычную силу почувствовала еще в школьном возрасте. В студенчестве даже помогала одногруппникам и себе заодно угадывать номера билетов во время экзаменов.

До 45 лет Мария жила в Иркутске, но ее всегда тянуло в родную Кутанку. Бывали случаи, когда она преодолевала долгий путь до малой родины, чтобы переночевать в пустом доме и уехать на работу.

Однажды женщина почувствовала резкую слабость и головную боль. Это продолжалось около полутора лет, и болезнь прогрессировала. Мария находилась на грани жизни и смерти, и в какой-то момент услышала невероятные слова от сестры.

- Она на меня посмотрела и говорит: «Так у тебя же дар шаманства идет от бабушки». Ко мне сразу имя пришло в голову. У нас бабушка — шаманка в 18-м поколении Ангойского рода, а от нее у меня отец принял дар. Я сразу соскочила с дивана, и мне стало так хорошо и легко. После этого меня в шаманки посвятили, — вспоминает она.

По словам женщины, «шаманская болезнь» постигает любого избранного духами человека. Это неизбежно. И вот уже в течение семи лет целительница помогает людям в бедах.

- У всех разные возможности. Кто-то может 2 рубля и платок подарить, а кто-то — от 2 до 5 тысяч. Я всегда говорю, если душа хочет отблагодарить, то смотрите сами, сколько не жалко, — говорит она.

Мария Бадагуева совершает любые ритуалы – это обряды на здоровье и долголетие, очищение жилища и многие другие. Специально в рамках мероприятия «Путь предков», приуроченного к 80-летию Иркутской области, она вместе с коллегами продемонстрировала обряд «Поклонение духам воды» на берегу Братского моря. Проведенный ритуал будет охранять чистоту водоемов, а также защищать от наводнений и утопленников. Светлое предзнаменование, по мнению шаманов, поступило от духов прямо во время «капания»: на водопой прискакал табун лошадей. Эта примета символизирует благополучие и успех в делах.

Два года назад целительница участвовала в кастинге программы «Битва экстрасенсов», который прошел в Иркутске. Испытание прошло удачно, и через несколько месяцев шаманке позвонили из Москвы.

- Звонки прерывались, духи решили, что я не должна ехать в столицу на полгода. Всю ночь после кастинга меня мучили кошмары. Я решила, что никуда не поеду. Кто тогда бы совершал древние обряды в районе и помогал людям?,  — отмечает шаманка.

Сейчас Мария Бадагуева живет в родном селе Кутанка, совмещает шаманскую и предпринимательскую деятельность. Она замужем, имеет двоих сыновей.

 

Что такое шаманская болезнь, или как живут шаманы на Байкале

Как становятся шаманами

Шаманизм существует уже очень много лет. По легенде, прародителем могущественного рода байкальских шаманов был орел, превратившийся в человека. Интересно то, что изначально деятельность каждого избранного была направлена только на свое племя. Однако сегодня ольхонские шаманы охотно помогают людям со всего света. Более того, настоящий шаман обязан выручить даже своего врага.

Такое предназначение нельзя выбрать, как профессию в университете. Чтобы стать шаманом, нужно иметь предков шаманов (онгонов) и получить особый знак свыше. Это может быть все что угодно: шестой палец на руке, внезапное видение, тяжелая болезнь. Отказаться от подобного дара тоже не получится – старейшины утверждают, что духи не позволят этого сделать.

Как правило, о своих способностях избранные узнают в период от 6 до 50 лет. Однако опытные шаманы говорят, что слишком молодой возраст не походит для такой деятельности. И даже в 30 лет у человека не хватит знаний, чтобы гарантированно помочь нуждающемуся. Поэтому оптимальным возрастом для проведения обрядов считается 50 и более лет. Но это совсем не значит, что среди молодых не бывает могущественных целителей.

У каждого шамана свой уровень мастерства (всего их 9) и определенные способности. Одни предсказывают будущее, другие лечат от различных болезней, снимают родовые проклятия или венец безбрачия. Шаманы высшего уровня могут даже взлетать.

Что такое шаманская болезнь

Такой загадочный недуг может проявляется по-разному. Бывает так, что человеку постоянно не везет, и он не может добиться успеха ни в карьере, ни в личной жизни. Или же будущий шаман сталкивается с тяжелой алкогольной зависимостью. Некоторые избранные поняли свое предназначение через сны или физическую болезнь. А для кого-то предки приготовили опасные испытания, угрожающие жизни.

Избранный должен стойко вынести все удары судьбы и никогда не падать духом. Ведь призвание обязывает шамана быть сильным и мудрым. Через такой сложный путь будущий шаман как бы перерождается, полностью меняя свою жизнь.

«Симптомы» этой специфической болезни исчезают только тогда, когда избранный принимает свой путь. Отказ от предназначения влечет за собой череду неприятностей как для самого человека, так и для его семьи.

Каково жить с таким даром

Быть настоящим шаманом – тяжелый труд. Это путь, который нельзя выбрать или изменить. Но, принимая свое истинное предназначение, избранные помогают многим людям жить в чистоте и гармонии.

Сегодня как никогда стали популярны туры и экскурсии, в программу которых включено посещение мест силы и проведение шаманских обрядов. Путешественники со всего мира приезжают на Байкал, чтобы обратиться к шаманам и получить ответы на интересующие вопросы.

По возможности шаманы помогают всем. При этом они никогда не станут просить деньги за услуги. Каждый посетитель дает столько, сколько может. Причем оплатой за помощь может быть все что угодно: сладости, спички и прочее. 

Если шаман озвучивает вам определенную сумму за обряд, то это серьезный повод усомниться в нем.

Кстати, если вы считаете, что шаман – это отшельник, который обособлен от внешнего мира, то это совершенно не так. Многие современные шаманы пишут научные труды, изучают новости, сочиняют стихи или песни.

Как язычники относятся к церкви

Раньше на Ольхоне были только священные духи природы. Теперь же в этом месте стоит православная церковь, которую построили для местных жителей. Вопреки различным предположениям, шаманы совершенно спокойно относятся к такому явлению. Считая, что батюшка выполняет ту же работу, что и они – помогает людям. А значит, причин для разногласий быть не может.

В Прибайкалье живут представители нескольких конфессий: шаманизм, буддизм, православие. Со временем многие привыкли к таким различиям, и конфликтов на этой почве не возникает. Ведь каждый ищет свой путь.

Особенности одеяния шамана

Если вы видели, как выглядит настоящий шаман, то наверняка остались под впечатлением от такого необычного и эффектного наряда. Они носят костюмы из ярко-синей или, реже, зеленой ткани. Накидка, которая используется для проведения обрядов, называется нэмэргэ, а шапка – майхабша. Главное украшение на груди каждого шамана – зеркала для отражения негативной энергии. Они называются «толи».

Шаманы о туристах на Ольхоне

Мыс Бурхан всегда считался одним из самых загадочных и сакральных мест на Байкале. Его окрестности когда-то населяли небожители. Но сегодня шаманы говорят, что духи покинули это место. Старейшины связывают такое явление с тем, что многие туристы неуважительно

Шаманская болезнь: napoli — LiveJournal

Размышляла о таком феномене как шаманская болезнь. В самом широком смысле сегодня под этим ошибочно понимается любая болезнь, в том числе органическая. Я уже не раз слышала в моём шаманском кругу такие случаи, что человек заболел чем-то серьёзно, раком или любой другой приковывающей к постели болезнью, нередко сопровождающейся долгими периодами бессознательности, и потом он типа выздоравливает и становится шаманом. Но что-то мне говорит, что в этом случае в принципе происходит переоценка жизненных ценностей, и человек выбирает шаманизм чисто случайно. На месте шаманизма могла быть любая религия или что угодно, дающее новый духовный смысл жизни.

Настоящая "шаманская болезнь" - это явление нервно-психологической природы. У человека внезапно подсознание начинает просачиваться в реальную жизнь, что влечёт за собой зрительные и слуховые галлюцинации, эмоциональные срывы, паранойю и т.п. Зачастую такое состояние даже не имеет религиозной направленности. Если человек не погружен в мифологию духов, предков, богов, ангелов и прочих потусторонних сущностей, то у него всё выльется в бытовой психоз, ему диагностируют какое-нибудь шизоидное состояние, поставят на учёт и дадут таблеточки, которые перекроют приоткрывшийся канал с подсознанием.

Под катом собрала отрывки на эту тему из разных книг, попавшихся мне в последний месяц.


Фил Хайн - "Сжатый хаос"

В шаманических культурах предвестником призыва к инициацитическому путешествию часто становится так называемая «шаманская болезнь», которая проявляется в изменении поведения человека, и может свалиться на человека внезапно или надвигаться постепенно и незаметно. Западные исследователи называют это состояние формой «религиозного сумасшествия», или свидетельством психической патологии. Антропологи и психологи прошлого называли шаманов шизофрениками, психопатами или эпилептиками. В последнее время западные поклонники шаманизма (и антипсихиатрии) поменяли в этой классификации причину и следствие местами, и называют людей, которые больны шизофренией, психопатией или эпилепсией, протошаманами. Сейчас в исследованиях по шаманизму признают, что прежняя точка зрения антропологов страдала этноцентризмом, то есть поведение шаманов оценивалось по западным стандартам. В племенной культуре к наступлению инициатической болезни относятся как к тяжелому, но крайне эффективному процессу раскрытия внутреннего потенциала человека. Частично проблема культурного недопонимания была связана со сформировавшимся в западной философии ограниченным представлением о «нормальном сознании», согласно которому все, что выходит за рамки этого представления, считается патологическим, связано ли это с шаманскими, мистическими или психоделическими состояниями. К счастью, такая ограниченная точка зрения стремительно себя изживает.

Иногда кажется, что люди, которые заболевают шаманской болезнью, действительно страдают припадками и странным поведением, но сейчас уже ясно, насколько ошибочно относиться к таким людям с точки зрения западной психиатрии (в попытке найти хоть какое-то объяснение их поведению). Хотя шаманы переживают тяжелый период изменений, исследования показывают, что, как правило, это самые здоровые люди в племени, которые прекрасно справляются с функциями вождей и целителей.


Евгений Торчинов - "Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника"

В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта. Хотя "шаманская болезнь" и весьма распространена в самых разных регионах, однако ее нельзя считать непременным атрибутом шаманизма. Мы встречаемся с ней только там, где существует представление об избранничестве шамана и где будущий шаман оказывается бессильным перед волей духов, которая никак не согласовывается с личным волеизъявлением избранника (это весьма характерно для сибирского шаманизма). В тех же традициях, где будущий шаман или избирается еще в детском возрасте практикующим шаманом, или же шаманское служение становится результатом сознательного и добровольного выбора человека (как у эскимосов), "шаманская болезнь" неизвестна. Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией. Известны случаи, когда молодые люди из шаманских семей, воспитывавшиеся в условиях советского общества, в атеистических и материалистических убеждениях, тем не менее страдали от "шаманской болезни" и избавлялись от нее, только начав практиковать шаманскую психотехнику и, по существу, j становясь шаманами.

В чем заключается "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений. "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Феномен "шаманской болезни" заставлял многих исследователей (Ольмаркс, Ниорадзе, В. Г. Богораз-Тан, Д. Ф. Аберль и др.) видеть корни шаманизма в психопатологии, а именно в так называемой арктической истерии. Это точка зрения была полностью развенчана М. Элиаде.

Во-первых, арктическая истерия (весьма распространенная в северных широтах болезнь, связанная с "недостатком света, холодом, дефицитом витаминов и т.д.) не может быть источником и причиной шаманизма хотя бы потому, что шаманизм (и "шаманская болезнь") распространен по всему миру, а отнюдь не только в арктических и субарктических регионах. Весьма развитые шаманские традиции существуют в тропиках (например, в Индонезии), где никаких причин для повальной психопатологии нет.

Во-вторых, переживания невротика и истерика сами по себе лишены религиозного содержания и религиозной ценности и могут сопоставляться с религиозными трансперсональными состояниями лишь по каким-то чисто внешним параметрам. Более того, сами нативные носители шаманской традиции прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии: например, среди суданских племен весьма распространена эпилепсия, однако эпилептики никогда не становятся шаманами.

В-третьих, шаман отнюдь не просто больной человек, а исцелившийся больной, полностью контролирующий свое состояние и управляющий им. Отличие шаманского транса от патологических состояний заключается и в том, что это управляемые состояния, достигаемые посредством особой, разработанной в данной традиции психотехнической процедуры.

В-четвертых, шаманы представляют собой интеллектуальную элиту своих народов. Их интеллектуальный уровень и волевые качества в целом значительно выше, чем у их среднего соплеменника. Именно шаманы выступали, как правило, хранителями национальной культуры и традиций, фольклора и эпоса. Поэтому авторитет шамана чрезвычайно высок в своей среде, последнее доказывается и тем, что в ранний период коллективизации в СССР шаманов очень часто избирали председателями колхозов.

Здесь следует добавить, что шаманская деятельность представляла собой именно служение. "Это тяжелая работа" — как выразился в беседе с этнологами один сибирский шаман. Причем это бескорыстное служение. Средства на жизнь шаман обычно добывал другим трудом, не имевшим никакого отношения к религии (охотой, рыболовством и т. п.).

Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма безусловно может считаться совершенно не соответствующей действительности. Пока же мы просим читателя обратить особое внимание на следующее: шаман проходит через болезнь и исцеляется сам, более того, пройдя через болезнь, он выходит из нее обновленным и с более высокими интеллектуально-психологическими характеристиками, чем до нее. Методом исцеления и самораскрытия личности и индивидуальных способностей шамана является посвящение (инициация).

http://www.jnana.ru/science/torch.html


Донна Тартт - "Тайная история"

(...) мы заговорили о безумии, насылавшемся богами на людей, — поэтическом, провидческом и, наконец, дионисийском.

— Которое окружено гораздо большей тайной, чем все остальные, — сказал Джулиан. — Мы привыкли считать, что религиозный экстаз встречается лишь в примитивных культурах, однако зачастую ему оказываются подвержены именно наиболее развитые народы. Греки, как вы знаете, не слишком сильно отличались от нас. Они были в высшей степени цивилизованны, придерживались сложной и довольно строгой системы норм и правил. Тем не менее они часто впадали в дикое массовое исступление: буйство, видения, пляски, резня. Я полагаю, все это показалось бы нам необратимым, клиническим сумасшествием. Однако греки, во всяком случае некоторые из них, могли произвольно погружаться в это состояние и произвольно же из него выходить. Мы не можем просто так отмахнуться от свидетельств на этот счет. Они вполне неплохо документированы, хотя древние комментаторы и были озадачены не меньше нас. Некоторые полагают, что дионисийское неистовство было результатом постов и молитв, другие — что причиной всему было вино. Несомненно, коллективная природа истерии тоже играла какую-то роль. И все же крайние проявления этого феномена по-прежнему необъяснимы. Участников таинств, образно говоря, отбрасывало в бессознательное, предшествовавшее появлению разума состояние, где личность замещалась чем-то иным — и под «иным» я подразумеваю нечто неподвластное смерти. Нечто нечеловеческое.


Смотрите также