Школа приемных родителей что это такое
как пройти подготовку в 2020 году
Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2020 года 8885 0В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными. Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь. Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.
Для кого предназначена школа приемных родителей
Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:
- Кандидатов в замещающие родители;
- Будущих опекунов и усыновителей;
- Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
- Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
- Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.
Комментарий специалиста
Горчаков Владимир
Юрист
Задать вопрос экспертуШколу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно. Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье. Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.
Цели Школы приемных родителей
Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:
- Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
- Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
- Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
- Знакомство с нормами семейного права;
- Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.
Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.
Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.
Комментарий специалиста
Каменский Юрий
Юрист
Задать вопрос экспертуШколу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.Содержание программы
Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.
Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:
- Основы семейного законодательства России;
- Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
- Трудности подросткового возраста;
- Особенности родительских ролей;
- Охрана здоровья несовершеннолетнего;
- Последствия жестокого обращения в семье;
- Адаптация ребенка в новой семье и др.
Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.
Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.
Психолого-педагогическая подготовка | Психолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления |
Правовой раздел | Правовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей |
Физиологические особенности детей | В Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша |
Где пройти обучение
Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.
Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:
- преподаватели;
- сотрудники органов опеки;
- юристы;
- медицинские работники.
В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.
Комментарий специалиста
Киреев Максим
Юрист
Задать вопрос экспертуСотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам. Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье. К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.
Законодательная база
Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.
Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.
Единственное важное условие – после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т. д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.
Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.
От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.
Известно, что процесс усыновления непростой, и у будущих родителей может возникнуть множество трудностей. Поэтому перед тем, как обращаться в органы опеки следует получить консультацию у семейного юриста. Специалист подскажет, как избежать «подводных» камней и правильно оформить документы, чтобы у государственной службы возникло минимум вопросов.
Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А.
Уважаемые читатели!
Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие. Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.
С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители. По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.
Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.
Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.
Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!
С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»
Об авторах
Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия. Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п. Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.
Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ». Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз». Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».
Предисловие. Из детдома — в семью
Самая правильная помощь
Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).
Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах. И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки. Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.
Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.
Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.
Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.
Реформа детских домов
Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.
В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов. Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.
Семья для ребенка
Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.
Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.
Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.
Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д. К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи. Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.
Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.
Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.
Что такое школа приемных родителей
Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.
Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.
За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: http://ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)
О чем эта книга
Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием. Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности. Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.
Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.
Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.
Об организации, опыт которой лег в основу книги
В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия. В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.
Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.
Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями. За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей. Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.
С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.
Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».
Глава 1. Зачем ребенку семья
Как изменялось отношение к детским домам
Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?
Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.
В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме. Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей. Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.
Особенности детей из учреждений
То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение). Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка. Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.
Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:
– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;
– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;
– потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;
– размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;
– отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.
Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.
Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете. Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“. В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.
После ужина, в 21.00, у пришельца отбой. Правда, ему понравилось принимать душ и надевать пижаму, и он позволил включить это в вечерний ритуал. Из ванной выходит мальчик в пижаме. Он пришел из другого мира, где живут по раз и навсегда установленному порядку. Мы говорим на разных языках, и иногда требуется переводчик, но наступит день, когда он станет одним из нас». (Анастасия Отрощенко. Марсианин у землян) (Отрощенко А. Марсианин у землян. Источник: портал «Милосердие.ru» (электронный ресурс). Код доступа: https://www.miloserdie.ru/article/marsianin-u-zemlyan (дата обращения: 20.09.2016)
Будущее выпускника детдома
Тем, кто долго жил в учреждении, адаптироваться к обычной жизни невероятно трудно.
К сожалению, выпускникам интерната привычнее жить в структурированном учреждении с коллективом, чем одному в своей квартире. К самостоятельной жизни вне стен учреждения ребенок зачастую не готов.
Александр Гезалов, писатель, общественный деятель, в прошлом – выпускник детдома, пишет: «Взрослая жизнь отличается от детдомовской. Одежду нужно выбрать, постирать, погладить. В театр нельзя идти в том же, в чем в лес. Выпускники не понимают, к чему такие сложности, и удивляются, когда по их виду и поведению окружающие моментально идентифицируют их как детдомовцев. В их картине мира много пробелов: например, устройство обычной кухни им совершенно незнакомо, став взрослыми, большинство предпочитают лапшу быстрого приготовления. Перед выпуском в детдоме пытаются научить детей делать хоть что-то. Например, показывают, как сварить яйцо. Но яйцо сначала нужно купить в магазине, донести до дома, не говоря уже о том, что на него нужно заработать».
Домашние дети строят свои представления о мире на основе не только собственных наблюдений, но и из объяснений взрослых. Представьте себе ребенка, который всю жизнь провел в детдоме. Ему никто ничего не объяснял. Кто ты, где ты, почему ты тут, что будет дальше? Что будет завтра, куда всех повели? Почему перевели в другую группу, где ни одного знакомого лица? Через некоторое время такой ребенок перестает задавать вопросы, он смиряется с тем, что все за него решают другие и он ни на что не влияет.
Выпускникам детдома очень трудно стать хорошими родителями: они не знают, как обращаться с ребенком, не видели положительных примеров семейной жизни. Нарушение привязанности и травма
Обучение в школе приемных родителей
С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).
Кто должен пройти ШПР?
Все кандидаты, за исключением:
- близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
- отчима и мачехи,
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
Программа ШПР
Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.
Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.
Как проходит процесс подготовки?
Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.
Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.
В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.
Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.
Свидетельство о прохождении ШПР
По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.
Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).
Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.
Как выбрать ШПР?
При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы и удобству обучения.
Обучение в ШПР – бесплатное.
Допускается очно-заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных методов.
Какие знания можно получить в ШПР?
Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на
- выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
- по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.
Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?
Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов — возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.
По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.
Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?
Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.
Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.
Для того, чтобы лучше понять работу Школы приемных родителей, читайте интервью с Ириной Гарбузенко, психологом-консультантом и ведущей ШПР.
Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Школа приёмных родителей: что нужно знать?
Кандидаты в опекуны и усыновители, желающие пройти подготовку в Школе приёмных родителей, задают множество вопросов о работе самой Школы. В этой публикации мы постараемся ответить на самые популярные.
1. Проходить ШПР обязательно?
Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан. Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя. Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.
2. Я могу сам выбрать Школу или меня должны «направить» из органов опеки и попечительства?
Обязанность ООП — проинформировать вас о необходимости пройти подготовку. Также органы опеки могут порекомендовать вам ту или иную ШПР, расположенную на территории, но выбор организации остаётся за самим гражданином. Школы приёмных родителей есть во всех регионах, но, к сожалению, не везде есть, из чего выбирать. В Москве, к примеру, подобных организаций несколько десятков, в Сочи — одна.
Формат свидетельства, выдаваемого по завершении курса подготовки, един, т.е. любой орган опеки и попечительства в любом регионе обязан его принять.
3. Должна ли быть лицензия у Школы приёмных родителей?
Данный вид деятельности не лицензируется, т.к. считается не образовательной, а социальной услугой.
Организации, осуществляющие подготовку граждан, на региональном уровне получают отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства. Эти полномочия закрепляются в приказе регионального Департамента или Министерства, после чего ШПР становится «уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».
4. ШПР обязательно должна быть «государственная»?
Нет, это может быть как структурное подразделение государственной организации: учреждения для детей-сирот (ЦССВ или детского дома) или Службы психологической помощи населению, так некоммерческая организация (НКО). «Государственных» школ больше, т.к. у каждого региона РФ есть обязанность их создавать. Качество обучения в «государственных» и «негосударственных» ШПР бывает разное. В целом, в Школах при НКО обычно программа и состав преподавателей шире, т.к. зачастую эти организации сами состоят из действующих приёмных родителей и начали свою работу задолго до введения обязательной подготовки. Подготовка в ШПР при детских учреждениях нередко бывает привязана к устройству конкретных детей («собственного контингента») в семьи кандидатов, т.е. ведущие стараются адаптировать программу под нужды воспитанников своего учреждения. Подготовка в «отдельно стоящих» ШПР знакомства с конкретными детьми обычно не предусматривает. При выборе ШПР лучше ориентироваться не на «государственность», а на отзывы выпускников и собственные запросы.
Само словосочетание «школа приёмных родителей» было когда-то именем собственным сообщества приёмных родителей, которое около двадцати лет назад по собственной инициативе начало готовить будущих усыновителей и опекунов к принятию детей в семью. Автор термина «школа приёмных родителей» — Алексей Геннадьевич Рудов.
5. Могу ли я пройти подготовку в Школе приёмных родителей дистанционно?
Да, если организация, проводящая подготовку, является «уполномоченной».
Однако, стоит понимать, что обучение в дистанционной ШПР — это всё же суррогат. Много материала придётся изучать самостоятельно, а полноценный тренинг в дистанционном формате провести невозможно. Дистанционное обучение не быстрее и не проще очного. Такая форма подходит кандидатам, чья профессия подразумевает сложный сменный график работы, либо гражданам, на территории проживания которых найти организацию для прохождения подготовки затруднительно (например, для жителей Байконура).
6. Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»?
Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, утверждена Приказом №623 Министерства образования и науки РФ от 20.08.2011. Свидетельство должно выдаваться на бланке организации, содержать сведения об уполномоченной организации, ФИО гражданина, прошедшего подготовку, а также даты проведения подготовки. То есть совершенно неважно, на белой или на жёлтой бумаге оно напечатано, как кандидат проходил обучение — очно или дистанционно, и т.д.
Органы опеки и попечительства вправе проверить подлинность вашего свидетельства. Для этого они самостоятельно обращаются в организацию, проводившую подготовку, с запросом. Т.е. вам ничего «доказывать» не нужно, сотрудники ООП справятся сами.
7. Надо ли проходить подготовку повторно, если я уже учился в Школе приёмных родителей?
Нет, это не обязательно. Свидетельства Школ приёмных родителей, выданные после 1 сентября 2012 года, действуют бессрочно. Т.е. подготовку нужно проходить один раз.
Однако, по своему желанию вы можете пройти ШПР повторно или прослушать дополнительный курс для кандидатов, желающих принять детей особых категорий (например, детей с нарушениями здоровья или детей, чьи родители временно не могут осуществлять свои родительские обязанности).
Вывод:
Выбирайте Школу приёмных родителей
- по отзывам выпускников;
- исходя из своих временных ресурсов;
- ориентируясь на собственные «представления о прекрасном» .
Что такое Школа приемных родителей и как она работает
Зачем это нужно?
Движимые самыми добрыми побуждениями, будущие родители зачастую не представляют, сколько сил и знаний им потребуется, чтобы построить с ребенком теплые близкие отношения. Недоверие, агрессия, апатия, задержка в развитии — это лишь часть сложностей, спровоцированных травматичным опытом осиротевшего ребенка. Завоевать его любовь будет очень непросто, и будущим родителям важно это понимать.
Начало пути
Обучение в «Родительском мосте» состоит из нескольких этапов. Все начинается с первичного приема — одного или двух, затем следует первый групповой тренинг, а дальше — от 12 до 25 часов индивидуальной работы с психологом. В этот период психологи всегда рядом с человеком, чтобы отслеживать его эмоциональное состояние.
Такая длительная подготовка задумана неспроста: в это время специалист изучает личностные и семейные риски и ресурсы кандидата, чтобы оценить, насколько он готов принять ребенка, и в какой степени осознана его мотивация стать приемным родителем.
Около 30 процентов кандидатов на этом этапе оставляют мысль стать приемным родителем, тогда как по итогам всего обучения отсеиваются около 15 процентов.
«Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа, — рассказывает выпускница Школы Екатерина. — Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве».
Часто в фонд обращаются родители, для которых еще не закрыта дверь в кровное родительство. Возможно, недавно они перенесли перинатальные утраты, еще не до конца их пережили и в душе еще надеются родить «своих» детей. Таким кандидатам особенно важно пройти весь путь осознания собственной мотивации, иначе приемный ребенок будет принят от безысходности, а значит, с высокой степенью сопротивления, негодования или протеста. Ему будет сложно адаптироваться в семье, да и сами родители рискуют своим психологическим здоровьем и сохранностью семьи.
130 часов на пути к себе
В «Родительском мосте» кандидаты учатся 130 часов, в которые не входит выезд в приют или детский дом, а также часы экзаменов. В других учреждениях обучение занимает 80 часов. Однако в фонде считают, что этих часов недостаточно для глубокой работы, ведь обучение — это в первую очередь «путь к себе», который должен пройти каждый родитель.
Программа разбита на несколько блоков и распределена между специалистами: это психологическая работа кандидата с собой, теоретические знания о психологических особенностях ребенка, пережившего травму, а также юридический блок.
Однако в центре обучения всегда стоит «работа над собой». «На занятиях в Школе приемных родителей мы работаем с такими понятиями, как «персона» и «тень», — рассказывает Марина Левина, президент фонда. — Приемный ребенок во многом выступает тем самым учителем, который приходит в твою жизнь и говорит «давай меняться». Он показывает все неприятные стороны твоей личности — все твои «тени», а они таят возможности, которыми ты не пользуешься и несут в себе ту жизнь, от которой ты отказываешься».
Когда время идет на минуты
Бывают ситуации, когда судьба ребенка решается буквально на глазах — например, у него погибли родители или их лишили родительских прав, а рядом есть близкие, готовые стать опекунами. Специально для этих случаев в фонде работает программа индивидуальной подготовки — серия встреч, в рамках которых будущие опекуны проходят все этапы обучения, но по ускоренной программе. Это помогает уберечь ребенка от попадания в детский дом или в дом ребенка и сразу передать его близким людям.
Выпускники
Ежегодно Школа «Родительского моста» выпускает более 80 будущих приемных родителей. Они подарят шанс жить в семье десяткам детей, лишенных родительской любви. Узнать о работе фонда и оказать ему помощь можно на официальном сайте организации.
А что потом?
После обучения в Школе выпускники получают диплом и психологическое заключение, которое предоставляют в органы опеки. Но на этом все не заканчивается — впереди их ждетмедицинское обследование, и только после этого они могут встать на очередь за ребенком.
Психологи фонда могут дать родителям отрицательное заключение и не рекомендовать брать ребенка, однако финальное решение всегда остается за органами опеки.
«Мы часто наблюдаем ситуации, когда мотив человека стать приемным родителем связан с какой-то болью, которую он неосознанно пытается компенсировать, — рассказывает Марина Левина. — С такими людьми мы можем работать индивидуально очень долго, вплоть до года. После этого они либо оставляют мысли о приемном родительстве, либо возвращаются через время, но уже в другом состоянии и с другой мотивацией. Если же люди приходят к мысли, что они просто хотят ребенка — не важно, кровного или приемного, — это та позитивная установка, от которой можно двигаться дальше».
Кому не надо проходить Школу приемных родителей при усыновлении и опеке
При оформлении опеки и попечительства один из самых часто встречающихся вопросов: кто может не проходить предварительную подготовку (Школу приемных родителей), ставшую обязательной с осени 2012 года. Наш автор — специалист по семейному устройству Алексей Рудов разбирается в этом непростом юридическом и практическом вопросе.
Что говорит закон
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:
- (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
- (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ.
Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для:
— близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),
— лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.
Как обстоят дела на практике
Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.
Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.
Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.
В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.
Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.
Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.
Что делать, если в опеке неправомерно требуют пройти Школу приемных родителей
Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит – пусть учатся.
Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.
В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.
Зачем нужна школа приемных родителей?
Не забудьте записаться на занятия в Школе приемных родителей!
Зачем нужна школа приемных родителей?
С сентября 2012 года в силу вступает закон «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому для оформления опеки или усыновления требуется документ о прохождении подготовки приемных родителей.
Что дает такая школа? Занятия помогают потенциальным и уже опытным приемным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, процессуальную.
Кому еще будут полезны эти занятия?
- Тем, кто уже взял ребенка в семью
- Всем, кто еще только задумывается о том, чтобы взять ребенка из детского дома
- Волонтерам, работающим с детьми-сиротами
«Школа приемных родителей» помогает потенциальным и уже опытным приемным родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую, процедурную, процессуальную. Cистема подготовки в Школе приемных родителей учит разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения.
Занятия бесплатные.
На занятиях могут присутствовать все желающие.
Список школ приемных родителей Нижегородской области.
Что Вы узнаете на занятиях ШПР?
На занятиях ШПР можно:
- реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
- разобраться в требованиях и юридических нормах, освоить процедуру подготовки документов для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
- разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка;
- узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
- научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье;
- узнать о проблемах контактов с биологическими родителями;
- встретиться с приёмными родителями, имеющими опыт усыновления детей разного возраста в Клубе приемных родителей «Защита детства».
Обучение и поддержку в ШПР ведут практические специалисты: юрист по семейному праву, врач-психиатр-психотерапевт, социальный педагог, детский психолог, семейный психолог, методист.
Принципы работы ШПР
Система подготовки не представляет из себя набора универсальных рецептов и беспроигрышных советов для каждого случая, но позволяет слушателю самому научиться разбираться в ситуации и квалифицированно вырабатывать и находить оптимальные решения, подходящее для конкретной ситуации.
По окончании занятий каждому из слушателей выдаются необходимые справочные материалы и свидетельство о прохождении курсов, которое может служить рекомендацией для органов опеки и попечительства.
Вот адреса лишь некоторых школ приемных родителей в Нижнем Новгороде:
1) В Центре "Журавушка": тел. (831) 4172121, 417-54-69 в будни с 9.00 до 17.00.
2) Школа "Мамонтенок" на базе детского дома №6: тел. (831) 467-05-17 с 9.00 до 16.00 в будние дни.
3) Школа в Ленинском районе на базе центра "Солнышко": Ленинский район, ост. «Станция метро «Заречная»; ул. Дружбы, 29а, СРЦН Солнышко». Тел.: 244-17-49, 8-920-25-25-982, 8-903-041-7753.
Полный список школ приемных родителей Нижегородской области.
Опубликовано Tatiana в сб, 18/08/2012 - 14:35, 6154 просмотра
Другие материалы по теме
РЦСУ «Спутник»Виртуальная школа приемных родителей
На базе Ресурсного центра «Спутник» проводится обучение в Виртуальной школе приемных родителей. Основное её отличие от очной Школы приемных родителей – в форме и режиме обучения. Это обучающе-психологический тренинг, который проводится в онлайн-формате, в режиме реального времени на интернет-платформе. На занятиях все участники видят друг друга на экранах, получают всю необходимую информацию и участвуют в интерактивном взаимодействии так, как если бы группа проходила очное обучение.
В тренинге могут принимать участие граждане, проживающие в регионах РФ и в отдаленных районах Москвы и области, где сложно пройти обучение в очной форме. Виртуальная Школа приемных родителей дает возможность пройти курс без потери качества обучения.
Обучение бесплатное.
Занятия проводят опытные ведущие школ приемных родителей, прошедшие обучение по проведению Виртуальной Школы.
Время занятий – вечернее: с 18.00 до 22.00 по московскому времени.
Онлайн-занятия проходят два раза в неделю и длятся 4 астрономических часа, с небольшим перерывом.
Чтобы записаться в Виртуальную Школу приемных родителей, необходимо прислать письмо на электронный адрес: [email protected]
В заявке укажите полностью фамилию, имя, отчество, место проживания и причину выбора обучения именно в Виртуальной Школе (труднодоступность обычных школ, отдаленный район проживания и другие причины).
До начала занятий необходимо:
- Пройти собеседование по скайпу. Дата и время собеседования согласуются в переписке по e-mail.
- Заполнить и прислать по почте оригиналы всех необходимых документов (заявление, договор, доверенность на отправку свидетельств, копию паспорта и проч.). Бланки документов высылаются после собеседования на e-mail.
- Пройти тестовое подключение к платформе для видео-конференц-связи (инструкции отправляются по e-mail).
Процесс обучения включает три обязательных компонента:
- Онлайн-занятия проходят в режиме «все видят всех», на специальной конференц-платформе. Каждому участнику необходимо иметь качественную видео- и аудио-связь и стабильное Интернет-соединение.
- Материалы для самостоятельного чтения и домашние задания высылаются после каждого занятия по e-mail. Домашние задания служат инструментом для более глубокой проработки темы.
- Для каждой группы создается закрытое сообщество, где размещается часть учебных материалов для обсуждения. Сообщество служит площадкой для дискуссий и общения участников.
Программа состоит из 14 занятий, включая одно юридическое, которое проводит опытный юрист, хорошо знакомый с тематикой. Темы занятий такие же, как в очной ШПР.
Основные темы курса
- Введение, знакомство,
- Страхи и ожидания от усыновления,
- Мотивация к приему ребенка в семью,
- Одной любви недостаточно (понятие воспитательских компетенций),
- Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан,
- Ребенок в развитии (возрастные особенности развития детей и роль привязанности в формировании личности),
- Жестокое обращение и диспропорции в развитии, ребенок, разлученный с семьей,
- Медицинские особенности развития детей, находящихся в учреждениях,
- Дети с особыми возможностями здоровья,
- Поиск ребенка, первая встреча,
- Ребенок приходит в семью, адаптация и реабилитация ребенка в семье,
- Тайна усыновления, кровные родственники ребенка,
- Безопасное воспитание,
- Трудное поведение ребенка,
- Необходимость знать свою семью,
- Итоговое занятие.
(В программе возможны незначительные изменения, в том числе с учетом ваших интересов и интересов других участников группы).
Присутствие на онлайн-занятиях, а также выполнение письменных и домашних заданий обязательно.
На основании договора во время обучения предусмотрены еще дополнительные индивидуальные психологические консультации, в рамках отведенного времени на группу.
По окончании обучения, при полном прохождении курса и выполнении всех требований к обучению, включая предоставление всех необходимых документов, участникам выдается Свидетельство о прохождении подготовки установленного образца.
Школа приемных родителей - Иркутская область. Официальный портал
АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Горячая линия: (8-3952) 25-33-07, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00.
Социальный телефон: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00,
звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным
Школа приемных родителей
Семейным законодательством предусмотрено обязательное прохождение психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст.ст. 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации).
Исключение составляют только близкие родственники детей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), а также граждане, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и граждане, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
В настоящее время в муниципальных образованиях Иркутской области действуют 39 Школ приемных родителей.
Школа приемных родителей – это уникальное мероприятие, где граждане – кандидаты в приемные родители, с помощью специалистов постигают тонкости и особенности в общении с детьми, учатся успешно преодолевать сложные и конфликтные ситуации, узнают много нового и полезного о воспитании детей, а также, что особенно важно – знакомятся друг с другом, понимают, что со своими проблемами они, отнюдь, не одиноки, что есть люди, всегда готовые оказать помощь и поддержку.
Программа Школы приемных родителей включает основы педагогических и психологических знаний, необходимые для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, развитие коммуникативных навыков. Особенное внимание уделяется возрастным особенностям детей, кризисным периодам в жизни приемного ребенка, дальнейшему развитию и адаптации ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Изучаются основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Полный цикл занятий составляет 53 часа, с кандидатами в замещающие родители проводится индивидуальное собеседование.
Подготовка граждан осуществляется по очной форме обучения с использованием элементов дистанционного обучения. Занятия позволяют не только дать определенные знания, но и сформировать необходимые родителям умения и навыки. Тренинговая методика включает ролевые и имитационные игры, мозговой штурм, дискуссии в небольших группах, творческие работы, самоанализ.
Результатом работы Школы в районе является также формирование сообщества приемных родителей, что позитивно сказывается на отношениях между родителями, сотрудничестве, обмене опытом.
Основными задачами, стоящими перед Школой приемных родителей, являются:
- дать приемным родителям знания в области педагогики и психологии, необходимые для успешного воспитания и развития приемного ребенка;
- создание сообщества приемных родителей на территории района;
- эмоциональная и психологическая поддержка приемных родителей;
- индивидуальное консультирование по психолого-педагогическим и юридическим проблемам.
По окончании подготовки гражданину выдается Свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623.
За все время работы Школ приемных родителей в Иркутской области прошли обучение и получили свидетельство 11 268 граждан, в том числе: в 2012 году – 1000, в 2013 году – 1 562, в 2014 году – 1 551, в 2015 году – 1779, в 2016 году – 1794, 2в 017 году – 1910, в 2018 году – 1672.
К сожалению, не все граждане, прошедшие обучение, обратились в органы опеки и попечительства по вопросу подбора ребенка. Некоторые из них, оценив свои возможности, отказались от принятия настолько серьезного решения, некоторым необходимо более длительное размышление, чтобы принять в свою семью маленького человека, в жизни которого произошла трагедия…
В итоге за весь период подготовки граждан в Школе приемных родителей и получивших свидетельство о прохождении подготовки, 7 874 граждан обратились в органы опеки и попечительства по вопросу установления опеки или усыновления (в 2012 году – 891, в 2013 году – 1 035, в 2014 году – 1 090, в 2015 году – 1 180, в 2016 году – 1 371, в 2017 году – 1 025, в 2018 – 1 282), из них 5 876 граждан приняли детей на воспитание (2012 году – 804, в 2013 году – 737, в 2014 году – 734, в 2015 году – 904, в 2016 году – 1 089, в 2017 году – 1 196, в 2018 году – 412).
Школа приемных родителей необходима в воспитании, как приемных, так и кровных детей, школа позволяет почувствовать, что ты не одинок в своих проблемах, школа научит не только слушать, но и слышать ребятишек, находить выход из конфликтов, видеть ребенка с внутренней стороны.
По вопросу обучения в Школе приемных родителей можно обращаться как в органы опеки и попечительства по месту жительства гражданина, так и непосредственно в организации, осуществляющие обучение приемных родителей
Организации, осуществляющие подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (Школы приемных родителей)
Дата изменения: 21.08.2019 17:25
Школа приемных родителей: нужность или необходимость
Зачастую необходимость посещать занятия в школе приёмных родителей в течение длительного времени— отпрашиваться с работы, отменять другие дела— вызывает закономерный вопрос — зачем? Особенно этот вопрос актуален для тех, у кого растут или уже выросли дети, и у тех, кто берет ребенка под родственную опеку.
Самое важное, что нужно понять на пороге школы: те знания, которые будут предлагаться здесь, рассчитаны на расширение представления о детстве и родительстве, о помощи и поддержке, которые можно оказать ребенку.
Учат в школе
Совершенно нормально, что у родителей не всегда есть такие знания: приемный ребенок отличается от ребенка, который растет в семье. Обычная жизнь формирует свои законы и причинно - следственные связи, а сложная ситуация – свои. Именно о том, что происходит, когда естественная ситуация роста и развития нарушается, и будут рассказывать в школе.
Здесь вы узнаете про то, что происходит с ребенком, если он остается на время без родителей: как это влияет на его рост и развитие, почему некоторые дети выглядят физически моложе своих сверстников, а эмоционально могут вести себя так, как будто они на несколько лет младше.
Травма утраты кровной семьи есть у каждого приемного ребенка. Иногда к этому добавляются и другие тяжелые переживания: невозможность помочь близким, их смерть, насилие, свидетелем или жертвой которого становится ребенок. О том, как проживаются ребенком такие тяжелые события и как быть ребенку поддержкой в этом процессе – так же расскажут в Школе.
Ребенок не «чистый лист», даже если его взяли в семью в младенческом возрасте. Как относиться к истории ребенка? Как выстраивать отношения с имеющимися кровными родственниками и нужно ли это делать? Какие слова и время подобрать? Об этих вопросах так же расскажут специалисты на занятиях в школе.
А если хочется сохранить в тайне историю появления ребенка в семье? Как лучше поступить? И если мы говорим ребенку о том, что он – приемный, то какие слова лучше подобрать и какое время для разговора выбрать? Об этом тоже будут говорить в Школе. А также о том, какие есть риски в сохранении и раскрытии тайны о принятии ребенка в семью.
Здесь специалисты расскажут о том, что может происходить с ребенком, когда он окажется в новой семье, о его возможных реакциях на смену обстановки и новую жизнь, о том, как помочь ребенку и себе в процессе адаптации и о возможных сложностях, с которыми можно столкнуться на этом пути.
Подготовка всех членов семьи к принятию ребенка – ещё одна тема для освещения на занятиях. Как построить отношения нового ребенка с кровными детьми? Какой возраст наиболее благоприятен для принятия в семью следующего ребенка? А что делать, если бабушка против? Как избежать ревности и конкуренции, какую стратегию поведения выбрать, какие слова подобрать и на что опереться, — на эти вопросы ответят опытные психологи и родители, в багаже которых есть этот опыт.
Принять верное решение
В школе говорят не только о детях. Приемным родителям предоставят возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы – и подойти со всей ответственностью к решению стать для кого-то мамой или папой. Это, пожалуй, один из самых важных итогов обучения в школе. Если после Школы твердая уверенность в правильности принятого ранее решения начала колебаться, или решение осталось прежним, но какие-то сомнения все же есть, - лучше не спешить с принятием ребенка в семью. Всегда помните о том, что на кону – жизнь маленького человека, который уже имел опыт предательства самых близких людей, поэтому обмануться в оценке своих возможностей вы просто не имеете права.
Вместо школы- интернет?
Знания, лекции, новая информация – а почему недостаточно просто прочитать это все в Интернете? Мы же разумные люди, зачем тратить столько времени на посещения занятий – вполне справедливо могут заметить кандидаты в приемные родители.
Иногда, чтобы понять информацию, мало с ней просто ознакомиться, «принять к сведению». Особенно это актуально, когда речь идет об информации сложной, сильно эмоционально затрагивающей – а многие вещи, о которых говорится на занятиях ШПР, именно такие. Поэтому используются не просто лекции, а еще дискуссии, игры, упражнения, просмотр фильмов. Вместо пассивного принятия информации – активное, с возможностью задать вопрос, поспорить, выслушать людей, имеющим подобный опыт. Это дает возможность быть услышанным и услышать другого, найти истину, которая прожита и принята как собственный опыт.
Кроме того, посещая занятия школы приемных родителей, можно познакомиться с людьми, которые разделяют ваши интересы. Иногда бывает так, что Школа приемных родителей становится местом для знакомства, которое перерастает в дружбу и продолжается многие годы – некоторые вопросы проще решать, когда есть кто-то, кто проходит очень похожий путь.
Помощь приёмным родителям после школы
Специалисты оставляют координаты для дальнейшего взаимодействия, называют ресурсы, к которым можно прибегнуть при необходимости, могут предложить сопровождение. Существуют индивидуальные консультации - для тех, кто хочет разобраться в своей ситуации. Но обсудить свою проблему лучше с тем, кого уже знаешь – а за время обучения в школе будущие кандидаты могут познакомиться со специалистами, которым смогут доверить свои переживания.
Кроме того, во многих школах приемных родителей существует традиция- собираться на встречи, устраивать различные праздники и активности – не только для детей, но и для взрослых. Не всегда обязательно их посещать, иногда достаточно знать, что где-то есть люди, которым будет интересно и радостно встретиться спустя годы или месяцы и поделиться тем, какие изменения происходят в жизни.
Джессика Франтова
Школа приёмных родителей - mama.ru
Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Что такое «школа приемных родителей»?
Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.
Кто приходит на такие занятия?
Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.
С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?
Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства — это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.
Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?
На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.
И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?
Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.
Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?
Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание — это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.
Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?
Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.
Часто ли заходят папы?
Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.
Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?
Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.
Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?
Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.
Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.
Форум усыновителей
Еще форум
Консультации для усыновителей
Полезная информация
Задать вопросы Татьяне Марковой можно здесь
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться