Синопсис что это такое


Как правильно написать синопсис...

Когда-то на заре своего писательского творчества я столкнулся с вопросом, как правильно написать синопсис, чтобы в наиболее выгодном свете представить моё произведение издателям. Не помню уже откуда появилась у меня эта статья… может, кто-то из друзей поделился опытом, а может, в интернете нашёл, но то, что она мне помогла — это бесспорно! Теперь делюсь данной информацией с теми, кто в ней нуждается…

 

НАПИСАНИЕ СИНОПСИСА

 

Будет хорошо, если автор потренируется писать три разных вида синопсиса: короткий на 2-3 абзаца, средний на 5-6 абзацев и большой на полторы-две страницы. Это, во-первых, необходимость: всегда будет под рукой синопсис того размера, который требуется. Во-вторых, и в-главных, написание разных видов синопсиса — это незаменимая, драгоценная литературная практика. Умение «отсечь все лишнее» так, чтобы ваше произведение предстало в своем истинном виде, требует от автора абсолютного владения словом. Если в самом романе можно размазать мысль или образ на   пол-страницы, можно повториться, употребить неточное слово, то при написании синопсиса каждое слово должно нести 200-процентную нагрузку.

 

Как уже говорилось, синопсис – это не пересказ содержания произведения. Синопсис должен дать представление о том, как РАЗВИВАЕТСЯ роман. Так что, прежде чем говорить о синопсисе, нам придется немножко поговорить о драматургии литературного произведения.

 

Драматургия романа

 

Я буду говорить просто, популярно, так что литературоведы могут выйти или заткнуть уши. Буду говорить так, как я сама понимаю, а я не люблю умных слов и длинных предложений. Это не научная работа, а пост в блоге.

 

Развитие любого литературного произведения можно представить в виде кривой с несколькими пиками – сюжетными узлами. Причем это не зависит от того, планировал ли автор свой роман заранее или писал, как бог на душу положит. Хорошо написанное литературное произведение всегда обладает выраженной структурой; чувство гармонии и формы — это неотъемлемая составляющая писательского таланта, поэтому в той или иной степени эта схема присутствует во всех хороших сочинениях.

 

Как правило, структура любого художественного произведения (вне зависимости от того, планировал ли ее сознательно автор) состоит из следующих элементов:

 

1. Экспозиция. Это самое начало романа, вступление, где герои представлены в типичной для них обстановке, за привычными занятиями. Еще ничего не случилось.

 

2. Завязка. Это те события, благодаря которым жизнь героя вот-вот изменится, необратимо с минуты на минуту возникнет та проблема, которую ему придется распутывать до конца книги. Но пока проблема не возникла, у героя еще есть шанс повернуть жизнь в прежнее русло и жить по-старому. Завязка — это часть книги, представляющая собой первый моральный выбор героя.

 

3. Завязка разрешается событием, которое называется «первый сюжетный узел» — first plot point. Герой принял решение и взвалил на себя ношу, которую ему придется тащить до конца книги. Или совершил поступок, последствия которого будут дальше расти и расти. Первый сюжетный узел «Преступления и наказания» — это убийство. Все, что до того, завязка: у Раскольникова еще есть шанс передумать и жить по-прежнему.

Тут нужно заметить, что в современной литературе существует тенденция начинать произведение сразу с первого сюжетного узла: захватить внимание читателя, заинтриговать его. Но это вовсе не значит, что экспозиция и завязка опускаются: наоборот, они всегда присутствуют, но уже постфактум, в виде флэшбэков, как воспоминание персонажей о том, что было «до того». Информация, излагаемая в экспозиции и завязке, важна для понимания характеров и ситуации, и ее полное отсутствие изуродует произведение.

 

4. После события первого сюжетного узла начинается собственно роман: последовательная цепь сцен, в которых герой изо всех сил старается противостоять свалившимся на него проблемам, но вместо этого запутывается все больше и больше. Примерно в середине произведения этот поток действия разражается мини-кульминацией. Это второй сюжетный узел (second plot point).

 

Обычно подобная серединная мини-кульминация выражается либо во временном духовном поражении героя, либо в его таком же временном торжестве. Как правило, после этого его везение разворачивается на 180 градусов: если в первой половине романа герой контролировал ситуацию, то теперь он начнет проигрывать; если в первой половине на него сыпались все шишки, то теперь удача будет на его стороне. Типичный пример серединного узла — это «Гамлет», сцена мышеловки. До этого Гамлет владел ситуацией; теперь под тяжестью правды он духовно ломается, начинается дорога к его погибели.

 

5. Опять наш герой борется-борется, тем самым запутывает ситуацию все больше и больше, и примерно за четверть до конца книги наступает третий сюжетный узел (third plot point). Это событие или сцена – провозвестник близящейся кульминации. Происходит некое фатальное событие, после которого персонажи уже ничегошеньки изменить не смогут: кризис неизбежен, и это они сами своими действиями навлекли его себе на голову. Например, третий сюжетный узел «Приключений Гекльберри Финна» — это выдача негра Джима под арест семье Фелпсов.

 

Тут надо сказать, что события сюжетных узлов всегда связаны с идеей и темой романа. По этому признаку их легко отличить от других событий рукописи. Идея «Гека Финна» — это внутренняя свобода личности, тема романа – угнетение этой личности во всех формах в американской глубинке, работорговля и расизм, поэтому именно потеря негром Джимом свободы становится узловым событием романа. А не, скажем, тот момент, когда Гека принимают за Тома Сойера.

 

6. После этого кризис уже неотвратим: всё пропало, герой проиграл. Вслед за кризисом наступает так называемый мрачный момент – a dark moment, когда на героев и читателя опускается осознание произошедшей трагедии. Зло победило. Читатель просто не представляет, каким образом герой может выпутаться из абсолютно безвыходной ситуации. Именно в этот момент герою опять понадобятся те духовные ценности, которые автор выдвинул в качестве идеи книги (вообще-то эти ценности автор ненавязчиво впаривал читателю на протяжении всего произведения).

 

7. И дальше возможны два варианта. Либо герой мобилизуется, перерождается и совершает невозможное, проявляя чудеса силы духа и сообразительности. Либо он ломается и гибнет окончательно. И то, и другое и есть кульминация произведения.

 

Желательно, чтобы она сопровождалась катарсисом – мощным чувством очищения и духовного полета. Закрыв книгу, читатель должен ощущать себя лучше, сильнее, чище, чем до чтения – пусть даже это продлится пять минут. Психиатрия утверждает, что катарсис – это сильнейшая эмоция наслаждения, сравнимая по своей силе только с заложенными в нас природой базовыми положительными эмоциями: еда и размножение. То есть, получается, в нас генетически заложена потребность в эмоциональном очищении. Вот человечество и стремится вызвать у себя катарсис: создает трагедии, романы и прочее искусство.

 

8. Наконец, за кульминацией следует развязка: краткое разрешение личных историй занятых в романе персонажей. Читатель всегда хочет знать: «а что дальше было?» Развязка призвана удовлетворить это любопытство.

 

Я понимаю, что большинство читающих – люди образованные, творческие и в этом самопальном ликбезе не нуждались. Тем более что ни одно произведение полностью в эту прокрустову схему не укладывается. Но я решила ее напомнить вот так примитивно-прямолинейно, потому что она имеет самое непосредственное отношение к теме написания синопсиса.

 

Написание синопсиса

 

Самое первое, что вам нужно сделать при написании синопсиса — это проанализировать свой роман по вышеприведенной схеме. Какое событие или решение изменило размеренную жизнь героя? Почему – что его привело к этому решению? Кто ему противостоит – человек, политический режим, сила природы? Какие шаги герой предпринимает к достижению цели? Как его поведение связано с его характером или слабостями? Чего именно он пытался добиться в середине романа? Почему дальнейшие события привели к кризису? Что собой представляет кульминация? Сформулируйте ее так, чтобы возможно было ощутить катарсис или хотя бы понять, что он присутствует.

 

И самый главный вопрос, каким образом изменился духовно главный герой? С чего он начал, и каким человеком закончил книгу? Кто были те люди, друзья и враги, которые сыграли решающую роль в этом изменении?

 

И вот теперь вы можете писать синопсис…

 

Чем длиннее синопсис, тем проще дать детали повествования – и тем больше опасность, что это будут детали ненужные, к сути романа отношения не имеющие. Поэтому сначала лучше написать короткий синопсис на пару абзацев, в котором формулируется только содержание ключевых моментов произведения.

 

Одно предложение – завязка, по предложению на каждый сюжетный узел, затем кризис и кульминация, развязка. Помимо этого, надо суметь в этих предложениях ответить на основные вопросы – кто, где, когда, почему и как. И непременно передать атмосферу произведения, дать представление о жанре (если это жанровое сочинение) и стиле.

 

В синопсисе средней длины можно каждый сюжетный узел книги описывать целым абзацем в три-четыре предложения. Здесь можно глубже прописать характеры и передать настроение произведения.

 

Поосторожнее с подробностями собственно сюжета: кто куда пошел, что сделал, и что из этого вышло. С ними очень легко переборщить. Старайтесь, чтобы повествование представляло собой плавную логическую прямую, всё, не имеющее к ней прямого отношения безжалостно выкидывайте. Большого количества информации память читающего не удержит, внимание начнёт блуждать, и он потеряет интерес к рукописи.

Обязательно покажите синопсис нескольким бета-ридерам: как читавшим рукопись, так и еще не знакомым с нею. Учтите все их замечания: стопроцентная гарантия, что будут реакции вроде «а мы не поняли… кто? куда? почему? что он там делал?»

 

Наконец, большой синопсис на полторы-две страницы представляет собой довольно подробное и внятное описание произведения. В такой синопсис, как сказано ниже, хорошо включить яркие цитаты из книги и маркетинговую информацию.

 

Напоследок еще несколько «правил», которые нужно учитывать при написании синопсиса:

 

1. Синопсис должен вызывать эмоциональное сопереживание

 

При написании синопсиса очень велика опасность удариться в сухое перечисление фактов и действий. Но книга – это не голый сюжет, а прежде всего обратная эмоциональная связь с читателем. Поэтому синопсис должен быть написан сильно, убедительно, с тем, чтобы вызвать у читателя (редактора) эмоциональный отклик – эмпатию, сопереживание происходящему с героями.

 

2. Чем короче синопсис, тем меньше упоминается персонажей.

 

Даже если место позволяет, нельзя вставлять в синопсис каждую старушку, которой герой помог перейти улицу. Нужно помнить, что большое количество действующих лиц память читателя (редактора) не удержит. Редактор начнет путаться, кто есть кто, начнет заглядывать в начало, начнет раздражаться.

 

В коротком синопсисе достаточно упомянуть троих-четверых главных персонажей, считая главного героя. И это всё!

 

В более длинном синопсисе количество действующих лиц увеличивается пропорционально, с одним условием: все это должны быть люди, непосредственно влияющие на сюжет и духовное развитие героя. «Эпизодические» персонажи не упоминаются в синопсисе никогда. Они могут упоминаться только в подробных многостраничных изложениях, и то только в том случае, если их присутствие влияет на сюжет и развитие героев (например, Фрида в «Мастере и Маргарите»).

 

3. Характеристики персонажей.

 

Некоторые авторы стремятся передать в синопсисе все богатство психологической сложности своих персонажей. Они забывают, что редактор еще не читал роман и не знает героев. Сложные характеристики понятны только тому, кто уже хорошо знаком с произведением, а незнакомому человеку они кажутся нагромождением неубедительных, нелогичных характеров. Поэтому каждому упомянутому персонажу присваивается только одна прямолинейная, даже лобовая характеристика. Она может изменяться только тогда, когда это изменение имеет решающее значение для сюжета (например, храбрец неожиданно трусит и этим меняет ход событий).

 

4. Имена персонажей.

 

Об именах собственных в синопсисе следует сказать две вещи. Во-первых, число названных по имени персонажей должно быть сведено к абсолютному минимуму. Только ключевые персонажи имеют на это право. Ни один второстепенный персонаж не упоминается в синопсисе по имени (если вообще упоминается). «Сосед», «следователь», «Танина учительница», так следует метить большинство персонажей.

 

На уже упоминавшемся семинаре мы пришли к выводу, что число упоминаемых по имени персонажей не должно превышать пяти даже в длинном 2-страничном синопсисе. Больше память читателя просто не удерживает. Чем короче синопсис, тем меньше имен. В короткой аннотации на 1 абзац можно вообще не упоминать имя даже главного героя, оно ведь в принципе никому не важно и не интересно. Лучше заменить его яркой характеристикой, вызывающей в воображении образ героя – «бывший автогонщик», «безработный репортер» и т.п.

 

Во-вторых, каждому упоминаемому по имени персонажу присваивается только одно имя, без вариантов. «Сашка», «Александр Сергеевич Петров» и «Сергеич» возможно, в разных ситуациях вашего героя зовут по-разному. Но читатель будет путаться, пытаясь сообразить, о ком именно из героев идет речь. Поэтому остановитесь на одном варианте имени (том, который наиболее точно отражает характер героя) и называйте его только так на протяжении всего синопсиса.

 

Это особенно относится к тем случаям, когда вы действительно посылаете рукопись в англоязычное издательство. Тем, кто не владеет русским языком, абсолютно непонятно, что «Санечка», «Шура» и «Александра Кузьминична» — это один и тот же человек. Кстати, это наиболее распространенная жалоба западных любителей русской классики. Им трудно разобраться в вариантах имен каждого из героев, половина времени у них уходит не на чтение, а на попытки рассортировать по именам русских персонажей!

 

5. Эмоции и мотивировки персонажей.

 

Как и характеристики, так и эмоции и побуждения героев должны быть в синопсисе ясными и простыми. Каждому присваивается только одна цель, одна главенствующая эмоция. Принцип тут тот же, что и с характеристиками: читатель, не знающий романа, не сможет разобраться во многочисленных тонкостях их чувств и потребностей. Поэтому все лишнее должно отсекаться: каждому из упоминаемых персонажей присваивается одно, главное для его «роли» чувство (ревность, надежда, чувство долга) или одно побуждение, одна цель. Иметь больше одного, позволено только главному герою.

 

6. Второстепенные сюжетные линии.

 

В коротких, на 1 абзац, синопсисах они не упоминаются вообще. Если основная и второстепенная сюжетные линии переплетаются, придется провести небольшую хирургическую операцию – подправить, даже слегка исказить содержание, но привести в синопсисе только основную сюжетную линию, голую.

 

Кстати, отдельные (одно, два) незначительные искажения мелких деталей содержания в синопсисе вполне допустимы. Очень трудно бывает ясно сформулировать сюжет целой книги в одном предложении, чем-то неизбежно придется пожертвовать, что-то выпустить или «подправить». Главное – это передать смысл и дух произведения. Ни в коем случае не лгать и не приукрашивать, но если какие-то небольшие детали в отрыве от текста самого романа звучат неубедительно или нелогично, их можно опустить или слегка видоизменить.

 

В более длинных синопсисах следует упоминать второстепенные сюжетные линии только постольку, поскольку они влияют на развитие героя или главной сюжетной линии. В хорошем романе второстепенные сюжетные линии – это всегда контрапункт к основной, под другим углом показывающие ту же духовную проблему и ее последствия. Еще раз повторю, что все упоминаемое в синопсисе должно фокусироваться на духовной проблеме главного героя и вытекающих из нее перипетиях сюжета.

 

Это особенно сложно сделать, если речь идет не о жанровой, а современной элитарной литературе, где зачастую многие сюжетные линии переплетаются, образуя единую историю. Тем не менее, придется это сделать. Нужно выделить одного героя, чья история является главной в книге, а остальные затронуть лишь постольку, поскольку они влияют на его жизнь.

 

Если таких героев и историй в книге несколько и все – главные, то написать убедительный синопсис будет очень сложно. Такой вариант был у нас на семинаре: одна из участниц представила роман, в котором параллельно развивались истории четырех женщин. Мучений с этим синопсисом было очень много, и даже после многократного редактирования звучал он крайне неубедительно. В таком случае автору придется проявить изобретательность: главное – писать так, чтобы предельно четко доложить содержание, проблемы героинь и то, что их друг с другом связывает.

 

7. Цитаты из произведения.

 

Очень хорошо включить в синопсис краткие цитаты из самого произведения. Это может быть ваша характеристика персонажа, летучая фраза или фрагмент диалога. Длина такой цитаты может достигать целого абзаца – но не более. Подобные вставки обогащают синопсис, он сразу звучит живо и непринужденно.

 

8. Мелкие подробности сюжета.

 

Все, не имеющие отношения к проблеме героя подробности, опускаются. Например: «Матвей встречает Марью в магазине, куда та пришла купить колбасы». Важен ли магазин? Возможно: в том случае, если Марью обвинят в краже колбасы и если это повлияет на ход сюжета. Но если и то, и другое – просто бытовые подробности, им нет места в синопсисе. Матвей встречает Марью, точка.

 

9. Указать концовку.

 

В синопсисе обязательно надо полностью раскрыть, чем заканчивается роман. Нельзя писать, например: «Так кто же убил Матвея? Мы это узнаем, если дочитаем книгу до конца...» Обязательно нужно раскрыть все «секреты» и интриги – например, имя убийцы или способ совершения преступления. Редактор должен знать всё!

 

10. Литературный жаргон.

 

Нежелательно упоминать в тексте синопсиса «профессионализмы», литературоведческие и издательские термины. Например, «в экспозиции главный герой узнает...», «их встреча является кульминацией романа....», «эта сюжетная линия служит контрапунктом к...» и т.п. Они отстраняют читателя, напоминают ему, что перед ним не увлекательная история, а продукт умственной деятельности автора. Синопсис должен читаться на едином дыхании, как и сам роман – рассказывайте его, а не анализируйте.

11. Маркетинговая информация.

 

Если по какой-либо причине к пакету документов не прилагается заявка, то синопсис следует закончить маркетинговой информацией о рукописи романа. Перечислите недавно вышедшие книги данного издательства, подобные вашей; объясните, чем ваша на них похожа и чем отличается. Упомяните, почему вы ее написали: например, на основании личного опыта или же вы являетесь специалистом в данной области.

 

Написание изложения содержания (an outline).

 

Вот тут вы уже будете пересказывать содержание, причем во всех подробностях, все места действия и диалоги, сцена за сценой и глава за главой. Но и тут надо стараться, чтобы всё было четко, логично и передавало не только содержание, а, прежде всего духовные метания и рост героев, и саму ауру произведения. Поменьше имён собственных, никакой путаницы в мотивировках и характеристиках персонажей. Обязательно дайте прочитать бета-ридерам. Если им будет скучно или непонятно – редактор и вовсе выкинет в корзинку. Переписывайте до тех пор, пока изложение не заблистает простотой и ясностью.

Как написать синопсис романа - Справочник писателя

Психоаналитик советует Мардж писать мемуары, и она вспоминает советское детство и молодость, прошедшую в борьбе за мир, любовь и деньги. По биографиям Мардж и ее близких можно учить новейшую историю — от падения Берлинской стены до терракта 11 сентября.

Семья мужа № 1 вывозит Мардж в Нью-Йорк. Первый супруг не хочет сражаться за ее любовь, зато второй делает это постоянно — но где-нибудь на Шри-Ланке, в Гондурасе или на Палестинских территориях: он военный корреспондент. Мардж мечтает затащить его в свой кофейно-литературный мирок, где подвигом считается поход в спортзал. Муж № 2 смотрит на нее глазами несчастного спаниэля: «А как же борьба? Как же вольные пампасы?»

Мардж устает каждый день ждать похоронки. После развода она отправляется в Африку строить школу в глухой деревне. Но столетия нищеты и неграмотности — это такая яма, которую невозможно засыпать. Все, что ты дашь, проестся, все, чему научишь, забудется за ненадобностью. Но самое главное, Мардж обнаруживает, что она не столько помогает людям, сколько доказывает сама себе: «Я ужасно благородная».

Супруг № 3 вводит Мардж в мир Большой Нефти — он работает вице-президентом крупной добывающей корпорации. В его доме полно вещей, купленных по принципу «в голову стрельнуло», и он забывает о них на следующий день. Мардж понимает, что она тоже вещь: ею наигрались и закинули под кровать.

Она вновь разводится и открывает литературное агентство. Ее карьера успешно продвигается, но ей требуется кто-то, о ком можно думать по пути из офиса домой. Мардж думает о режиссере Кевине. В конце концов, он начитан, остроумен и знаменит.

Кевин просит руки Мардж — но не для себя, а для Зэка, 20-летнего актера. Зэк недавно эмигрировал из Новой Зеландии и ему срочно нужна грин-карта. Сердце Мардж разбито, но она по привычке хохмит: «Устрою себе шикарную свадьбу: жених — Зэк, музыка — «Радио-шансон», костюм в полосочку. Обменяемся наручниками при понятых — разве плохо?»

Зэк — чудесный парень с широкой улыбкой и накаченным прессом. Ему плевать, что Мардж годится ему в мамы — он искрене восхищается ею. На медовый месяц они отправляются на горнолыжный курорт. Собака Мардж обдирает дорогой диван в арендованном доме и хозяин обещает подать на молодоженов в суд.

Кевин советует Мардж нанять адвоката Пола Вардлоу, с которым он давно сотрудничает. Вскоре она узнает, что это и есть ее истец.

У них завязываются странные отношения — полудружба-полуфлирт. Пол подтрунивает над Мардж и в то же время оберегает ее и поддерживает во всех начинаниях.

У Пола богатая биография: он родился в Ираке, детство провел в Гане, учился в Великобритании. Хотел стать великим актером, а стал голливудским адвокатом. Мардж импонируют его взгляды на мир, и ей с ним очень интересно: он всерьез увлекается психологией и философией.

Отношения с Зэком постепенно сходят на нет. Он не терпит опеки со стороны Мардж, а ей смешно и странно глядеть на то, как муж № 4 повторяет ошибки ее молодости. Пол не появляется и не звонит — и эта ниточка обрывается.

У Мардж опять депрессия: ей даже к психоаналитику идти не хочется. Она начинает пугать родственников намеками на самоубийство — не всерьез, конечно: ей просто хочется, чтобы окружающие говорили: «Ты нужна нам!» Узнав о «суицидальных наклонностях» Мардж, Пол звонит ей и все объясняет: его матери предстоит операции, поэтому все эти дни он был в Лондоне, рядом с ней. «Главное, не выходи замуж до завтра, — говорит он. — Я в очереди крайний».

Мардж не знает, что и думать: есть ли у них шансы? Ведь они любят себя, а не друг друга. Но Пол считает, что симбиоз эгоизмов — это залог успешного брака: «Заботься обо мне, а я буду заботиться о тебе, и пусть окружающие думают, что у нас любовь».

Влечение ума, влечение сердца… а влечение тела, если что, сексолог поправит. Мардж решает начать новую жизнь и новый дневник.

СИНОПСИС - это... Что такое СИНОПСИС?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • Синопсис - что это? Синопсис - примеры. Синопсис

    Синопсис – что это такое и где он применяется? Чем он отличается от аннотации? Почему редакторы требует присылать им именно синопсис? Как его правильно составить? Если вы только пробуете начать писать книги или сценарии, вам будет полезно разбираться в этих тонкостях. Но даже если вы весьма далеки от намерения становиться литературным работником, критиком либо обозревателем, эта статья будет для вас познавательной и еще немного расширит ваш кругозор.

    Краткий экскурс в историю понятия

    Как и в подавляющем большинстве других сфер науки, понятием "синопсис" в нашей жизни мы обязаны древним грекам. Эти ребята очень любили встречаться и долгими часами обсуждать разнообразные новые теории. На заложенном ими фундаменте покоится львиная доля современной науки. Но еще больше размышлений древних греческих мыслителей так и канули в лету.

    И хотя длительные выступления и дискуссии на площадях были одним из любимых развлечений ученых мужей Греции, не всегда у них хватало терпения подробно и обстоятельно знакомиться с каждым предположением. Вот так и появился синопсис. Что это означало раньше?

    Докладчик в как можно более сжатой форме излагал основную мысль своей теории или работы. Вся подробная аргументация опускалась. Не приводились никакие длинные рассуждения. По сути, это означало отсечь все лишнее, убрать «воду» и предоставить на суд слушателей лишь чистое зерно своей работы.

    При этом каждый из присутствующих должен был получить ясное представление об основной мысли докладчика и логической цепочке, которая его к этому привела. Ученого, умеющего так выступать, называли "синоптиком".

    Для кого нужен синопсис книги

    В первую очередь изложение идеи произведения в форме синопсиса требуют редакторы. Почему? Да потому, что у предполагаемого издателя просто физически не хватает времени перечитывать целиком все присылаемые им «шедевры». А синопсис в сжатой форме дает полное представление о произведении.

    Чем синопсис отличается от аннотации

    В первую очередь адресатом. А уже из этого логически проистекает и разница содержания. Аннотация нужна для потенциального покупателя. А значит, необходимо заинтересовать его и даже заинтриговать. Редактору же надо четкое представление о том, что и как будет происходить в произведении.

    Если рассказать читателю перед прочтением книги, чем все закончится, это может отбить всякое желание начинать чтение. А редактор должен знать и о концовке, и о значимых поворотах сюжетной линии.

    Синопсис сценария

    Даже сценарий полнометражного фильма в хорошем синопсисе будет сведен к неполной странице печатного текста. Вот один из удачных примеров.

    «Время – 1945 год. Место действия – заснеженные просторы тундры в пределах северной линии фронта.

    Двое сбитых летчиков – финн и русский - оказались на безлюдной земле. Чтобы выжить, эти представители враждующих армий должны помогать друг другу. Это нелегкий путь не только по просторам негостеприимного края, но и путь к пониманию того, что перед тобой не просто безликий враг, которого надо уничтожить, а человек, который постепенно становится верным товарищем.

    У них на двоих остался последний патрон, который они сохраняют для того, чтобы, когда они выйдут к людям, тот, которому суждено оказаться в плену, мог покончить с собой.

    По мере приближения к человеческому жилью они видят признаки того, что здесь обосновалась то одна, то другая нация. И, соответственно, передают друг другу пистолет.

    Но когда, наконец, они встречают первого живого человека, которым оказывается местный мальчишка-пастушок, он говорит им, что война кончилась.

    Мужчины обнимают друг друга и плачут».

    Чего лучше не делать при написании синопсиса

    Вполне понятно желание предоставить потенциальному издателю наиболее полную информацию о своем произведении. Однако в этом кроется одна из самых опасных ловушек. Переборщив с информацией, вы можете испортить впечатление, которое произведет синопсис. Как написать все кратко, но емко?

    Имена собственные

    В графу грубейших ошибок сразу можете отнести упоминание по имени второстепенных персонажей. По сути, в хорошем синопсисе без личного имени может комфортно существовать даже главный герой. Он так и обозначается – «главный герой».

    Но если вы уж никак не можете обойтись без имен, не используйте больше, чем пять персонажей. Исследования показывают, что читатель начинает путаться, если их становится больше.

    Просто вспомните себя. Сколько времени проходит, пока вы начинаете легко ориентироваться в героях очередного сериала? В их именах и в том, кто кому кем приходится? Помните, когда пишите синопсис, что это то время, которым вы не располагаете. Поэтому сводите количество упоминаемых имен к абсолютному минимуму.

    Подробности

    Имеются в виду подробности, не влияющие кардинальным образом на ход сюжета. К примеру, главный герой заходит в ресторан, чтобы выпить чашечку кофе с коллегой. Надо ли вносить это в синопсис фильма или романа? Возможно. Но только в том случае, если работающий там официант попытался отравить главного героя этой самой чашкой кофе, и это действие послужило поворотным моментом в сюжете. Иначе описание того, куда и зачем отправляется главный герой, становится уже совершенно ненужной подробностью. В синопсисе достаточно будет отметить, что он встречает коллегу.

    Характеристика персонажа

    Не стоит пытаться втиснуть в текст все грани характера вашего персонажа, который, без сомнения, обладает богатым внутренним миром. Это лишь затруднит восприятие для редактора. Ограничьтесь его основным качеством. Однако если по мере развития сюжета робкая главная героиня неожиданно начинает яростно отстаивать свои права, это стоит упомянуть.

    Второстепенные линии сюжета

    Несомненно, кроме основной сюжетной линии, в вашем произведении будут проходить и дополнительные. Они могут периодически переплетаться с основным мотивом и даже влиять на ход его развития. Однако их все необходимо безжалостно отсечь. Ничему второстепенному нет места в синопсисе.

    Время действия

    Еще один немаловажный момент, о котором следует помнить: все события в синопсисе происходят в настоящем времени. Здесь и сейчас. Неправильно будет, составляя синопсис сериала писать, что в 238 эпизоде главный герой разыграл героиню, заставив ее поверить, что он выбросил обручальное кольцо в море. Лучше написать: «Главный герой хочет проучить капризную невесту. Он выбрасывает коробочку с обручальным кольцом в океан. Героиня прыгает за борт, чтобы его спасти. В этот момент главный герой вытаскивает кольцо из кармана».

    Концовка

    Раскрытие всех тайн обязательно должно включаться в синопсис. Что это означает? Необходимо озвучить имя убийцы в детективе, способ совершения преступления в триллере или то, останутся ли влюбленные вместе, в мелодраме. Недопустимо заигрывание с редактором по типу: «А об этом вы узнаете, прочитав мою книгу полностью». Поверьте – не прочитает.

    О чем непременно должен узнать редактор после прочтения?

    Есть фундаментальные вопросы, на которые редактор просто обязан получить ответы, прочитав синопсис. Примеры их:

    • О чем книга?
    • Кто является главным героем (или главными героями)?
    • Какая конечная цель главного героя?
    • Почему именно эта цель?
    • Что мешает ему достичь своей цели?

    Если вам удалось составить описание в пределах двух страниц машинописного текста, который дает четкие ответы на приведенные выше вопросы, не перегружен подробностями и в то же время не лишен некоторой художественной живости, то велика вероятность того, что вам удалось составить хороший синопсис.

    И не стоит расстраиваться, если не все получится быстро и гладко с первого раза. Некоторые опытные авторы признаются, что им приходится не один день работать над составлением грамотного синопсиса. А некоторые даже заявляли, что это занимало у них не меньше времени, чем написание самого романа.

    Хорошим упражнением для обретения настоящего мастерства в написании синопсиса произведения может послужить его составление в трех экземплярах. В первом вы должны поместить все описание в один абзац. Во втором - уделить по абзацу на каждую часть произведения (завязка, несколько сюжетных узлов, кризис, кульминация событий и развязка). А уже в третьем составить окончательный вариант, который будет можно отправлять на суд редактора.

    Замечательным подспорьем вам послужат люди, которые согласятся прочитать ваше творение. Прислушивайтесь к их оценке. Если что-то непонятно - измените. Взгляд со стороны никогда не помешает.

    Не жалейте времени на оттачивание своего мастерства, и вы сможете добиться новых высот!

    Синопсис книги. Как написать синопсис

     

    Каждый писатель, который всерьёз занимается творчеством, встречается с таким сложным и интересным термином, как синопсис. Обычно его запрашивают издательства, которым предлагается новая книга. Или это является требованием литературного конкурса. Конечно, для тех, кто в литературе обитает не первый год, синопсис и его написание не вызывает никаких сложностей. А вот у нас, начинающих писателей, может быть лёгкое недоумение. Поэтому попробуем разобраться.

     

     

     

    Что такое синопсис?

     

    Для того чтобы постичь глубинный смысл этого слова, нужно мысленно перенестись в Древнюю Грецию и уловить дух того времени. Местные жители частенько любили пофилософствовать и долгими часами могли излагать свои новые теории обо всём на свете. Но наступал порой такой момент, когда до пространственных объяснений снисходить не получалось и требовалось кратко изложить суть дела. Одним словом, сделать выжимку самого важного и интересного. Вот это самое краткое описание и было названо синопсисом. Ну а люди, работающие в таком сжатом режиме, были прозваны синоптиками. Как правило, это были учёные, предлагающие свои доклады на очередном слушании.

    Что же такое синопсис книги? Всё просто: краткое содержание, лишённое воды и лирических отступлений. Очень ёмкое, но краткое повествование, доносящее основную мысль, сюжет и героев. Теперь понятно, почему издатели просят присылать именно синопсис, а не целую книгу: всё-таки желающих стать известным очень много, а прочить все творения невозможно. Вот и приходится ориентироваться на краткость.

     

     

    Синопсис в «Википедии»

     

    Для справки обратимся в «Википедию». Итак, с точки зрения «Свободной энциклопедии» синопсис — это:

     

     

    Чем синопсис отличается от аннотации?

     

    Для начала уясним одну важную вещь: если синопсис пишется исключительно для редактора, которому нужно знать обо всех ваших хитросплетениях, то аннотация (статья об аннотации) призвана привлечь внимание читателей. Это своеобразная приманка, которая интригует, заманивает и просит невинного прохожего остановиться и начать чтение. Редактору же никакие интриги не нужны: ему подавай прямой ход событий, чтобы понять, насколько это интересно, захватывающе и достойно. Поэтому когда будете писать синопсис, не надо никого пытаться удивить. Осветите лучше костяк книги и вложите в это мысль, что книга явно заслуживает внимания.

     

     

     

     Как написать синопсис?

     

    Вы можете писать синопсис до создания самого произведения (в качестве первоначального плана), а можете изобрести его уже после создания оного. Тут каждый писатель сам выбирает, как ему будет удобнее и сподручнее. Но есть определённые правила, которые следует знать. Итак,

     

    1. Синопсис пишется исключительно от третьего лица. Время – настоящее.
    2. Правильное оформление следующее: не следует давать синопсису название. Как бы банально это ни звучало, но слова «Синопсис» в заголовке будет вполне достаточно. Далее вы указываете свои авторские инициалы (или псевдоним), прописываете название произведения, указываете жанр, к которому относится ваш шедевр (это может быть роман, повесть, рассказ, новелла, пьеса и многое другое) и количество альбомных листов, которое оно занимает. Если произведение когда-то и где-то опубликовалось, то необходимо эти сведения предоставить. В самом конце требуется оставить свои данные, по которым с вами возможно будет связаться (как правило, это электронная почта и действующий мобильный номер).
    3. Начинать синопсис лучше всего с упоминания главных героев. Обязательно пропишите их имена, основной род деятельности; цели, которые они преследуют. Обязательно нужно показать и то, как менялись герои в течение вашего рассказа (лучше указать конкретные изменения).
    4. После того, как нарисовали героев, пришло время декораций. Очень кратко обрисуйте время, место действия, покажите особенности окружающего мира (особенно, если этот мир вымышленный). При наличии выдуманных вами слов (употреблении неологизмов, если выражаться серьёзным языком), лучше дать им разъяснение.
    5. После того, как вы ввели читателя синопсиса в курс дела, пришло время раскрыть сюжетную линию и указать побочные, если они есть. После этого выделяем основные события и кратко их перечисляем. Не забудьте написать, о чём, собственно, ваше произведение и в чём заключается центральный конфликт. Не стоит уповать на то, что редактор понимает намёки новичков-писателей. Да и потом… Редактор – это тоже человек, который может чего-то не понять или понять неправильно. И такое бывает. В ваших же интересах подстраховаться и сказать, что вы создали не пустой текст.
    6. Не стоит усложнять синопсис подробностями и витиеватыми оборотами. Постарайтесь писать кратко, чётко и ясно. Не надо оставлять выражения, понимаемые двояко. Однозначность и простота – вот залог вашего успеха. Если же этого не придерживаться, то можно оказаться в отказниках ещё на самом первом этапе.
    7. Стоит помнить, что синопсис – это прерогатива только объёмных произведений. В этом случае следует уложиться в 3.500 – 4.000 знаков. А вот освещение коротких произведений должно укладываться в пару предложений. Не больше.
    8. Тщательно выверяйте синопсис перед отправлением. Даже одна досадная ошибка может пустить насмарку весь ваш труд. Оно и понятно: если уж горе-писатель не смог устранить недочёты на половине страницы, то что уж говорить о целой книге! Первое впечатление, однако…
    9. Наконец, осознайте, что синопсис – это дело серьёзное и не требует дополнительных украшений и завитушек в виде панибратских отношений с редактором или каких-нибудь юмористических замечаний. Если вы личность крайне оригинальная, то это здорово, но воплощать свою оригинальность лучше в тексте, а не в отношениях с издательствами или литературными конкурсами.
    10. Перед тем, как расстаться с готовым синопсисом, рекомендуется несколько раз прочитать его вслух и дать на ознакомление знакомым. Всё-таки сторонний взгляд поможет вам устранить последние недочёты и достигнуть своего желанного совершенства.

     

     

    Заказать написание синопсиса для издательства у нас:

     

     

     

     

    Самые распространённые ошибки написания синопсиса

     

    1. Наличие имён собственных. Ни к чему путать редактора обилием имён, да ещё и второстепенных персонажей. Порой даже в начале книги, когда идёт подробное повествование, очень сложно разобраться, кто есть кто. Что уж говорить о 4000 знаках!
    2. Упоминание больше пяти персонажей. В этом случае, путаница неизбежна. А это вызовет невольное раздражение читающего. И как следствие, — отказ. Не самая радужная перспектива.
    3. Наличие ненужных деталей. Ваша задача – выжать из романа только самое главное. И в этом случае абсолютно неважно, в какой ресторан зашла главная героиня и что заказала себе на завтрак.
    4. Подробное описание героя. Конечно, создать яркого и неординарного персонажа – это важно и ценно, но… В синопсис должны войти самые центральные черты и качества. Не надо раскрывать всё богатство внутреннего мира героев.
    5. Раскрытие второстепенных линий. Их иной раз стоит упомянуть, но не более того. Не рекомендуется превращать бесхитростный синопсис в замысловатый лабиринт, из которого сложно выбраться. Поверьте, что редактор не будет утруждать себя и пытаться найти верный путь в ваших хитросплетениях. И сыр тут не поможет.
    6. Не оставляйте открытого финала и недосказанности. После прочтения синопсиса у редактора должна быть перед глазами полноценная картина вашей книги. Он должен знать не только то, с чего всё началось и как развивалось, но и чем всё закончилось. Держать всё в тайне можно от читателей, но с редакторами шутки плохи. Они люди серьёзные и очень занятые. Да и потом… Именно от них зависит, будут ли у вас читатели или нет.

     

     

    Пример синопсиса?..

     

    Существуют литературные агенты, которые профессионально занимаются написанием синопсисов. Профессионально написанный синопсис зачастую определяют судьбу рукописи. Синопсис, не просто сжато пересказывающий суть рукописи, но и раскрывающий личность автора, приводящий, например, ссылки его социальных сетей, по фотографиям, статусам, постам и перепостам которых даётся социальная, личностная позиция автора... Такие синопсисы, безусловно, увеличивают шансы принятия рукописи редактором издательства. Хороший пример синопсиса в интернете найти сложно, но можно. Главное, не забывайте о важности правильного синопсиса, который, в общем то, определяет судьбу вашей книги...

     

     

    Вот, собственно, и всё, что нужно знать для написания синопсиса. Дальше наступает дело постоянных тренировок и формирования необходимого навыка. Писать кратко и ёмко – это подчас очень сложно и трудно, но если вы нацелены на успех, то для вас не должно быть ничего невозможного. Пишите несколько вариантов, выбирайте из них лучшее и составляйте единый текст, который потом будете доводить до ума. Помните, что во время чтения синопсиса редактор должен фактически прочитать всю вашу книгу и составить о ней своё мнение. Не упускайте свой шанс!

    СИНОПСИС - это... Что такое СИНОПСИС?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • СИНОПСИС - это... Что такое СИНОПСИС?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • «Синопсис» - это... Что такое «Синопсис»?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • СИНОПСИС - это... Что такое СИНОПСИС?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • «Синопсис» - это... Что такое «Синопсис»?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • синопсис — кадастр, каталог; обзор Словарь русских синонимов. синопсис сущ., кол во синонимов: 5 • выписка (13) • обзор …   Словарь синонимов

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия

  • синопсис - это... Что такое синопсис?

  • СИНОПСИС — (греч., от syn вместе, и opsis зрение). Обзор, перечень, список, краткая выписка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНОПСИС [гр. synopsis обозрение] сводное, суммарное изложение различных взглядов по …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИНОПСИС — (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНОПСИС — (греч. synopsis обозрение) ( Киевский синопсис ) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИНОПСИС — муж., греч. сокращенье или перечень, краткая выписка. Синоптические таблицы, перечневые, для обзора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение) обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СИНОПСИС — (от греч. synopsis обозрение), синоптические карты, карты погоды, дающие общее представление о метеорологических условиях. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Синопсис — греч. sýnopsis обозрение 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод отрывков или… …   Словарь бизнес-терминов

  • Синопсис — (от гр. synopsis обозрение) произведение или его часть со сводным, суммарным изложением различных взглядов на проблему, тему, вопрос …   Издательский словарь-справочник

  • Синопсис — У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис[1][2] (допустимый вариант  синопсис[3][4], учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов …   Википедия

  • Синопсис — I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение)         1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод …   Большая советская энциклопедия


  • Смотрите также