Смирна что это такое


Библейские ароматы. Мирра (смирна) | Православная Жизнь

Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

Коммифора мирровая

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Смотрите также: Библейские ароматы. Ладан

Смирна — Википедия

Смирна (греч. Σμύρνη) — древний город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Смирна пережила несколько периодов расцвета и упадка, прежде чем в XV веке была окончательно завоевана и разорена Османами. Развалины Смирны расположены на территории современного турецкого города Измир.

До последнего времени считалось, что самые старые поселения на территории Смирны датируются 3000 годом до н. э., однако, в 2004 году археологи Измирского университета открыли в местности Ешильова-Хёюк (тур. Yeşilova Höyük) поселения времен неолита и халколита, датирующиеся эпохой между 6500 и 4000 гг. до н. э. В III тысячелетии до н. э. у подножия горы Яманлар возникло поселение, так называемая Старая Смирна. В то время местность была небольшим полуостровом, связанным с материком узким перешейком (современный район Байраклы, к северо-западу от позднейшего города). К 1500 г до н. э. область попала под влияние Хеттского царства. В хеттских документах упоминаются названия нескольких местностей близ Измира. После нашествий примерно в 1200 году до н. э., уничтоживших в частности Трою VII и Хеттское царство, Смирна пришла в упадок.

В конце II тысячелетия до н. э. под натиском дорийцев из Европейской Греции через Эгейское море переправились эолийцы, колонизировавшие побережье в районе Смирны. Несколько позже прибыли ионийцы. На территории Смирны греческая керамика отмечается около 1000 года до н. э., а к 925—900 гг. относится самый старый дом (ныне район Байраклы). Он хорошо сохранился, имел стены из сырцового кирпича и тростниковую крышу, а также состоял из одной небольшой комнаты (2,45×4 м). Из сырцового кирпича были построены и городские стены, за пределами которых простирались поля с оливковыми деревьями и виноградниками, а также мастерские гончаров и каменотёсов. Население города составляло примерно 1000 человек. Именно в этом городе, возможно, родился Гомер (из семи городов-претендентов на место его рождения именно Смирна и Хиос считаются самыми реальными).

Вскоре Смирна перешла от эолийцев к ионийцам. Геродот подробно рассказывает, как это произошло. Смирнцы приняли к себе изгнанников из Колофона, потерпевших поражение в междоусобной войне. Однажды, когда все граждане вышли из города справлять праздник Дионисa, колофонцы закрыли ворота и овладели городом. Остальные 11 эолийских городов поспешили на помощь соплеменникам, но ничего не добились и вынуждены были заключить с колофонцами соглашение, по которому эолийцы оставляли Смирну, но взамен получали все своё имущество. Их распределили между собой остальные эолийские города, Смирна же была принята в Ионийский союз городов[1] и впоследствии вплоть до XX века считалась столицей Ионии. Главным святилищем Старой Смирны был храм Афины построенный в 640—580 гг. до н. э. и частично восстановленный в наше время. Это были годы первого расцвета Смирны, хотя и подорванного завоеванием лидийского царя Алиатта (610—600 гг. до н. э.). В 545 г. до н. э. город был завоёван персидским царем Киром, что привело к упадку Смирны.

О богатстве города в пору золотого века свидетельствует то, что именно в Смирне найден самый древний (вторая половина VII в. до н. э.) образец многокомнатного дома: это двухэтажный дом, имеющий пять комнат с внутренним двором (перистилем). Смирна была отстроена по Гипподамовой системе: она имела прямые мощёные улицы, вытянутые с севера на юг и с запада на восток и пересекающиеся под прямым углом; Смирна — самый ранний пример такой планировки за пределами стран Древнего Востока.

В 334 году до н. э. в Азии высадился Александр Македонский, вскоре занявший Смирну. Город под названием Новая Смирна был перенесен с полуострова, где могло уместиться лишь небольшое количество жителей, к юго-западу, на склоны горы Пагос (ныне Кадифекале). После смерти Александра городом завладел один из диадохов, Лисимах, при котором (около 300 г. до н. э.) на Пагосе была выстроена мощная крепость, впоследствии перестраивавшаяся и в полуразрушенном виде дошедшая до наших дней. С этого времени, и особенно под властью Пергамского царства, город пережил новый подъём; среди прочего в Смирне были построены театр и стадион.

В 133 году до н. э. Смирна вместе со всем царством перешла под власть Рима и стала столицей римской провинции Азия. По мнению современных историков римское завоевание для Смирны, как и для остальной Греции, в политическом и культурном контексте того времени имело скорее позитивное, чем негативное, значение — весь античный мир был объединён под знамёнами Римской империи. Смирна пережила второй золотой век. Значительно увеличилось число жителей, расцвела торговля. Были построены новые торговые площади и акведуки, улицы полностью вымощены камнями. В 121 и 125 гг. Смирну посетил император Адриан; по его приказу рядом с доками было построено зернохранилище. В 178 году город был разрушен землетрясением, которое считается одной из самых серьёзных катастроф в истории города. Император Марк Аврелий внёс большой вклад в восстановление города. Сохранившаяся до наших дней в развалинах Агора (ныне музей под открытым небом) была построена в конце II века именно при Марке Аврелии.

В город рано проникло христианство. Смирнская церковь среди семи церквей Азии упоминается уже в Апокалипсисе. Иоанн Богослов сам жил в Смирне и назначил её первым епископом своего ученика, св. Вукола. После смерти Вукола (между 100 и 110 гг.) епископом стал другой ученик апостола Иоанна, св. Поликарп, сожжённый в 166 году. Он считался святым покровителем города, и именно ему посвящена древнейшая из сохранившихся в городе трех церквей[уточнить].

С падением Древнего Рима Смирна пришла в упадок. В ранневизантийскую эпоху она всё ещё оставалась крупным религиозным и экономическим центром, но уменьшилась в размерах и никогда более не достигала прежнего уровня процветания.

Остатки рабовладельческого строя здесь сочетаются с феодализмом. Начало ослабевания византийского влияния здесь ознаменовалось в конце XI века, когда после битвы при Манцикерте турки-сельджуки прорвались в Малую Азию и, нанося византийцам одно поражение за другим, захватывали многие города. В 1084 году пришёл черёд Смирны. Под предводительством Чака Бея турки овладели городом. Также турками были захвачены Фокея и множество Эгейских островов. Чака Бей использовал Измир как базу для военно-морских набегов на Византию. После его смерти в 1102 году город и соседняя область были возвращены Византийской империи.

Более века длилось византийское правление в городе. Но в 1204 году, после захвата Константинополя крестоносцами и падения Византии, город был захвачен рыцарями-иоаннитами, владевшими тогда Родосом, но через несколько лет Никейская империя захватила город. Но это стоило для империи очень большой цены: всю торговлю города захватили союзные генуэзцы, также им принадлежал один из замков города. В 1222 году никейские греки предприняли последнюю попытку восстановить город, но большая его часть так и осталась в руинах вплоть до 1330 года. Зимней столицей Никейской империи был близлежащий Нимфей (ныне — Кемальпаша), расположенный на некотором удалении от моря, а значит и более защищённый от пиратов. В 1317—1329 годах за город и его крепости боролись турки, генуэзцы и крестоносцы. Победу одержали наступавшие с континента турки бейлика Айдын. В 1402 году город захватил Тамерлан.

Турецкое завоевание Смирны проходило в несколько этапов: в 1317 году турецкая орда Мехмед-бея заняла верхнюю крепость Кадифекале. К этому времени Византия уже была не в состоянии им сопротивляться, отдав остатки своих прибрежных владений в Ионии (Фокею и Смирну) разным группам латинян. Но наследник Мехмеда Умур-бей вскоре сломил их сопротивление и занял нижнюю Смирну вместе с гаванью в 1329 году. Как и Чака-Бей, Умур использовал город как базу для своего флота, который промышлял преимущественно грабежом и набегами[2].

В 1344 году Смирну захватили рыцари-иоанниты. В 1402 году крепость штурмом взял Тамерлан, положивший конец христианской власти в Анатолии.

Тем не менее, несмотря на турецкое правление, до XX века греки составляли большинство населения, в 1890—1922 гг. — около 60 %. При этом доля мусульман среди жителей города составляла около 20 %[3].

Вид на гору Пагос с крепостью Кедифекале, 1880-е гг.

Во время Второй греко-турецкой войны 15 мая 1919 года Смирна попала под юрисдикцию Греции. Но неудачное наступление греческой армии вглубь Анатолии лишило Грецию правa на сохранение данного приобретения. 9 сентября 1922 года турецкие войска захватили Смирну и подожгли её. Последовала резня сначала армянского, а затем греческого населения[4] (см. Резня в Смирне). После провозглашения Турецкой республики начинается уже история Измира.

Резня, а затем навязанный кемалистами Греко-турецкий обмен населением 1923 года повлекли за собой резкое изменение религиозного состава Измира. Город стал практически полностью мусульманским.

Смирна упоминается в Откровении как одна из семи Церквей Апокалипсиса. «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»[5].

Также название Смирны имеет одно происхождение с названием ароматической смолы Мирры, неоднократно упоминаемой в Библии[6][7].

Смирна. 1820. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 30.3-46,2. Работа русского художника М. Н. Воробьёва (1787—1855)[8]

  1. Геродот. История, I, 150—151.
  2. Donald M. Nicol. The Last Centuries of Byzantium, 1261—1453. — Cambridge University Press, 1993. — 500 с. — ISBN 9780521439916.
  3. ↑ Смирна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ ISBN 960-05-0518-7
  5. ↑ Откровение 1:11
  6. ↑ Мирра // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  7. ↑ Исх. XXX, 23, Пес. Песн. IV, 6, Мф. II, 11, Иоан. XIX, 39 и др.
  8. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Изобразительный ряд.

Смирна. Лекарство из Библии — Православный травник — православная социальная сеть «Елицы»

«И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Марк 15:22-23).
Вино со смирною, предложенное Иисусу на Кресте, предназначалось для облегчения боли. Смирна, или мирра есть легкое снотворное.
Смирна (или мирра) - камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев, в особенности от мирры. Мирра – это небольшое дерево, которое способно достигать 3-х метров в высоту
Мирра была известна с древности. Древние египтяне поначалу использовали мирру при мумифицировании покойников. Еще до нашей эры миру стали применять для производства благовонных масел. Они также использовали ее как дезинфицирующее средство. Древние египтяне преклонялись мирре, бог приказал Моисею взять с собой мирру из Египта. Мирра была также одним из даров Волхвов Иисусу. Она ароматна, приятного вкуса, горьковата. Запах мирры приятный и обволакивающий, с характерными оттенками ванили. Как и ладан, мирра входит в состав восточных благовоний. Лучше всего запах мирры проявляется в процессе сжигания, а не просто в масляной смеси. Если попробовать мирру на вкус - она скрипит на зубах, а если ее поджечь, то она горит светящимся пламенем.

Сбор мирры отличается от подобного процесса для большинства лекарственных растений. Из надрезов коры мирры, без внешних усилий вытекает млечный сок, который при подсыхании становится серым или желтовато – коричневым. Отдельные такие кусочки превращаются в гроздья, которые и собирают заготовители. Заготовители собирают мирру вручную, поэтому иногда в ней можно встретить кусочки застывшего дерева. Применяется заготовленное сырье преимущественно в лечебных и косметологических целях. В сухом виде срок хранения мирры практически не ограничен.

В составе этого лекарственного растения присутствует: 40-60% камеди, 25-35% смолы, 1-2% эфирного масла.
Мирра имеет антисептическое, заживляющее, противовоспалительное, противогрибковое, антидепрессивное, успокаивающее, вяжущее, ветрогонное, желудочное средство, а также является средством, стимулирующим кровообращение. Мирра была известна с древних времен и использовалась нашими предками в качестве духов и лекарственных средств.
Высоко ценили лечебные свойства мирры, и каждый воин, отправляясь на войну брал с собой мазь на основе мирры для заживления ран. Мирра очень эффективна при лечении плохо заживающих ран, а также при лечении кожных заболеваний, например, экземы и грибковых заболеваний ступней. Благодаря антибактериальным и антиаллергическим свойствам масло мирры используют при лечении трофических язв, свищей, абсцессов.
В косметологии и дерматологии мирра входит в состав лекарственных препаратов для профилактики и лечения заболеваний кожи, выпадении волос, аллергического дерматита. Мирра предотвращает старение кожи, благоприятствует рассасыванию рубцов, а также укрепляет волосы. Ее включают в состав кремов, которые предназначены для обработки глубоких трещин на ступнях и руках. Полезна мирра для лифтинга и омоложения зрелой кожи, способствует регенерации клеток ткани. Используется в омолаживающих лосьонах и кремах. Измельченный порошок мирры используется в маски и скрабы для лица. Масло мирры освежает, оживляет кожу лица, придает ей бархатистость и матовость. Оно также стимулирует кровоток и способствует скорейшей регенерации тканей.
Масло этого лекарственного растения является прекрасным лекарством от бессонницы, депрессии, переутомления.
Мирра, как народное средство, применяется при пародонтозе, гингивите, стоматитах, кровоточивости десен, трофических язвах, угревой сыпи, кожных заболеваниях, геморрое, ожирении, нарушении обмена веществ.
Как народное средство, используют настой мирры при заболеваниях полости рта. Хотя настойка вызывает чувство жжения и имеет горьковатый вкус, она имеет хороший заживляющий эффект. Хорошо воздействуя на лечение заболеваний полости рта, в частности заболеваний десен и язв во рту, мирру добавляют во многие зубные пасты, в сочетании с маслом мяты, для подавления горечи. Мирра способствует заживлению слизистых оболочек горла, десен, желудка и кишечника.
Широко применяют мирру при реабилитациях, после травм, операций и тяжелых болезней. Обладая противовоспалительным действием, мирра полезна при лечении артрита, ревматизма, подагры.
Кроме того, она является хорошим оружием против инфекций в пищеварительной системе, помогает кишечнику бороться со всеми бактериями. Применение мирры способствует уменьшению болезненности менструаций. Оказывает тонизирующее и стимулирующее воздействие на желудочно - кишечный тракт, служит средством от диареи. Для этого необходимо массировать живот по часовой стрелке, используя масло мирры.
Она также применяется при лечении заболеваний верхних дыхательных путей: ангине, бронхите, различных инфекциях, обладая вяжущими, а также отхаркивающими свойствами.
Мирру назначают при депрессиях, расстройствах сна, переутомлении.

В последние годы интерес ученых к мирре снова возрос.

По материалам интернета

Смирна - это... Что такое Смирна?

  • СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СМИРНА — СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Смирна — (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • СМИРНА — греческое название г. Измир в современной Турции …   Большой Энциклопедический словарь

  • Смирна — (от греч. миро, т.е. благовонное масло ), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361 281 гг. до Р.Х.) в… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СМИРНА — СМИРНА, смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист.). Благовонная смола, употр. для курений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • смирна — сущ., кол во синонимов: 2 • мирра (6) • смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Смирна — Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Смирна — Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч …   Википедия

  • Смирна — знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… …   Словарь библейских имен

  • Смирна – от библейских времен до наших дней

    Причастность к Господу человек воспринимает всеми своими чувствами. И это не только вид святых образов и алтаря, молитва священника и пение церковного хора, но и благоухание ладана, ароматы свечей и елея. Эти неземные запахи напоминают нам о потерянном рае и вызывают мысли о вечном. Они символизируют различные дары Святого Духа. Ароматы сопровождали Спасителя с рождения до смерти: Волхвы принесли новорожденному Иисусу драгоценные благовония – ладан и смирну. Снятого с креста Спасителя помазали смирной и алоэ.
    Благовония – это дар Божий и квинтэссенция природы. Для приготовления одного грамма розового масла требуется пять килограммов розовых лепестков. Благовония всегда ценились на вес золота и были частью богослужения. Восприятие запаха через вдыхание воздуха, напоенного благовониями, сопровождающими службу - это самый прямой физический контакт человека с богослужением. Одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей. Небесный аромат источают чудотворные и мироточивые иконы

    Слово "смирна" (мирра, миро) неоднократно упоминается в Библии и имеет разные значения. Следует отличать святое миро от ароматических масел, мирры и смирны.
    Под словом Миро (от древнегреческого μυρον - "ароматное масло") в христианстве подразумевается специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве Миропомазания. Оно необходимо также при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство.
    Первый рецепт изготовления миро приводится в Библии: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25)Для изготовления миро с древних времен использовались самые лучшие ароматические вещества. В наши дни миро приготавливается из оливкового масла высшего качества с добавлением белого виноградного вина и около 40 благовонных веществ, в т.ч. смол босвеллия, мирра, стакти, фиалкового и калганного корня, лепестков розы и различных эфирных масел.

    На Голгофе Спасителю дали пить, по Евангелию от Марка (15:23), вино со смирной, а согласно евангелисту Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял боль и одурманивал сознание. Его из милосердия давали осужденным на казнь через распятие, чтобы уменьшить их страдания. Римляне называли этот напиток "усыпительным". В толкованиях нет противоречия: уксусом тогда называли кислое вино, а под словом "смирна" здесь, очевидно, подразумевается смола мирра, которая имеет горький вкус - вкус желчи.

    Под термином «миро» часто понимаются различные виды ароматических масел. Приведем упоминания о них, извлеченные из Священного Писания Нового Завета: "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира" (Ин.12:3). Здесь миро - драгоценное ароматическое масло, получаемое из стеблей и корней трав, его стоимость в те времена - 300 динариев - соответствовала годовому заработку крестьянина. После смерти Господа на кресте Никодим принёс "состав из смирны и алоэ, литр около ста..." (Ин.19:39), и ученики "...взяли Тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи..." (Ин.19:40), а Мария Магдалина с двумя другими женщинами принесли ароматы для той же цели ко Гробу на третий день по погребении (Mк.16:1; Лк.23:56). Смесь смирны и алое - это состав для бальзамирования. Источники расходятся в том, был ли "алоэ" соком растения алоэ-вера или благовонным древесным порошком, но смирна в данном случае – это, безусловно, смола мирра. В бальзамический состав в древние времена также входили, как правило, воск, растительные и минеральные масла и смолы.
    Мирру получают из тропических деревьев Commiphora myrrha (или Balsamodendron myrrha) семейства бурзеровых - того же семейства, что и Boswellia, которая дает натуральный ладан. Мирровые деревья произрастают в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. В древности благовония, в том числе мирру, часто привозили в город Смирну (ныне Измир) на западном берегу Малой Азии - возможно, поэтому мирру в русском переводе часто называли смирной.
    Также смирной называют камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).

    Богомладенцу Иисусу волхвы поднесли золото - как Царю земному, ладан - как Царю Небесному, и смирну - как Человеку, которому предстоит умереть. Здесь под смирной понимаются ароматические масла, являющиеся основой бальзамов, используемых для помазания умерших.
    На иконах дары волхвов изображают в виде шкатулки с золотом, шкатулки с ладаном и сосуда со смирной. На то, что в данном случае смирной именуются ароматические масла, указывает факт: дары волхвов, хранящиеся в монастыре св. Павла на Афоне, представляют собой золотые пластины и благоуханные шарики, по преданию, скатанные из смеси ладана (измельченной смолы) и смирны – ароматических масел. По этому рецепту делают афонский ладан и по сей день.
    Ароматические масла - благовония всегда ценились на вес золота. Они были предметом роскоши и атрибутом богослужения. Для широких масс были доступны только ароматические травы и смолы в натуральном виде. Сегодня ароматы сопровождают человека везде, они используются и в светском обиходе, и в церкви.
    В православном быту ароматические вещества называют церковными благовониями. Концентрированные церковные благовония высшего качества принято называть смирной. Они изготавливаются с использованием натуральных эфирных масел и не содержат спирта.
    Смирна используется для елеопомазания, при производстве ладана, добавляется в лампадное масло. Несколько капель смирны в лампаде перенесут Вас на весенний луг, либо создадут в Вашем доме молитвенную атмосферу. Благовония можно использовать вместо духов и наносить на кожу, но с осторожностью - необходимо учесть индивидуальную непереносимость человека к тем или иным компонентам, из-за содержания в продукции различных составляющих веществ (натуральных эфирных масел) возможны проявления аллергических реакций.
    В коллекцию Ароматические композиции смирны «Дары Волхвов» входит более 40 ароматов в цветочной и восточной гаммах.

    // Л.Л. Ежов, группа компаний "Русский Афон"

    Дары волхвов - Православный журнал "Фома"

    В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. 

    Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.

    На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни история волхвов и их даров.

     

    Символизм:

    Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

    • Золото — как дар Царю,
    • Ладан — как дар Первосвященнику и Богу,
    • Смирна — как дар смертному Человеку.

    Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.

    Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.

    Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.

    История:

    О волхвах пишет евангелист Матфей:

    Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).

    Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).

    Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313

    Кто такие волхвы:

    В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

    От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».

    Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

    Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

     

    Фото BDKJ DV Hildesheim /Flickr/ CC BY-NC 2.0

    Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”

    В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” - начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его.

     

    Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com

    История даров после Успения Богородицы

    Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).

    Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

    Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

     

    Как дары выглядят сейчас:

    Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.

    Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.

     

    Интересный факт:

    В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ святыне поклонились 1,6 млн человек.

    Читайте также:

    Дары волхвов. Алла Митрофанова, Тимофей Китнис

    Волхвы и Рождество: встреча двух миров
    Волхвы: маги и волшебники

    смирна — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    сми́р-на

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -смирн-; окончание: .

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [ˈsmʲirnə]  мн. ч. [ˈsmʲirnɨ]

    омофоны: смирно

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. ароматическая смола, получаемая из коры некоторых тропических деревьев, употребляется для курений, также применяется в медицине и парфюмерии ◆ И отошед от предложения, поклоняются оба Святому Хлебу, как поклонялись пастыри-цари новорожденному Младенцу, и кадит пред вертепом, изобразуя в сем каждении то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с златом мудрецами. Н. В. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г.
    Синонимы[править]
    1. мирра, мирр; (устар.) мирро
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    1. смола, благовоние
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от др.-русск., ст.-слав. змѵрьна. Из греч. σμύρνα «благовонное масло из аравийской мирты». Произношение см- является книжным, а зм- отражает народн. ср.-греч. произношение. См. змирна. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • краткая форма женского рода единственного числа прилагательного смирный

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. сми́рна
    Р. сми́рни
    Д. сми́рні
    В. сми́рну
    Тв. сми́рною
    М. сми́рні
    Зв. сми́рно*

    сми́р-на

    Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 1a-; мн. ч. не используется.

    Корень: --.

    Произношение[править]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. смирна (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство

    Этимология[править]

    Происходит от др.-русск., ст.-слав. змѵрьна. Из греч. σμύρνα «благовонное масло из аравийской мирты». Произношение см- является книжным, а зм- отражает народн. ср.-греч. произношение. См. змирна. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Библиография[править]

    Какие благовония использовались при погребении Христа

    Из всех евангелистов наиболее подробно о погребении Спасителя рассказывает Иоанн Богослов.

    Погребение Спасителя. Эскиз Плащаницы работы В.М. Васнецова 

    Из всех евангелистов наиболее подробно о погребении Спасителя рассказывает Иоанн Богослов: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

    Согласно иудейским обычаям, тело усопшего умащивали благовониями, заворачивали в погребальные пелены и помещали в особых усыпальницах – естественных или рукотворных пещерах вне городской черты – на каменных выступах, вырубленных вдоль трех стен погребальной камеры напротив входа, или на полу. Со временем, чтобы освободить место для новых погребений, кости усопших и заупокойные приношения складывали вдоль стен или переносили в боковые камеры.

    Подобного рода усыпальницы были либо общинными, в которых, как правило, погребали людей небогатых, либо частными, семейными – их могли позволить себе довольно состоятельные жители. Именно такую новую гробницу, в которой еще никто не был погребен, приобрел для себя Иосиф Аримафейский и отдал ее для погребения Христа (Мф. 27:57–66).

    Что значит «литр около ста»

    Но вернемся к благовониям. У Иоанна говорится о благовонном составе из смирны и алоя «литр около ста». И здесь есть не совсем ясный момент. Литра – это античная мера веса, которая, как считается, была равна римской либре (327,45 г). Если принять такую трактовку, выходит, что вес благовоний, принесенных Никодимом («литр около ста»), будет равен более чем 30 кг, что кажется не очень правдоподобным.

    Эта цифра обескураживает многих толкователей. Кто-то предполагает, что саму цифру «сто» нужно понимать символически. Другие подвергают сомнению правильность отождествления литры и римской либры, допуская трактовку слова «литра» как более мелкой единицы измерения. Прочие настаивают, что под литрой следует понимать не единицу веса, а монету с таким же названием, которая в самом деле имела хождение в античном мире.

    Состав благовоний. Что такое «алой»

    На первый взгляд в ясной фразе Иоанна «состав из смирны и алоя» тоже не все однозначно для поверхностного понимания.

    Смирна, или мирра – это благовонная смола дерева коммифора мирровая. Об этом благовонии, его употреблении в погребальных обрядах и наличии среди даров волхвов мы рассказывали в отдельной статье.

    Что же до «алоя», то этот термин не столь однозначен, как кажется. Первая мысль подсказывает самую доступную ассоциацию и отождествляет «алой» с алоэ – известным комнатным растением с мясистыми колючими заостренными листьями, которое можно встретить на подоконниках во множестве домов. В самом деле, алоэ (столетник) известно с глубокой древности в качестве лекарственного растения. Однако оно никогда не считалось благовонием. 

    Заросли алойных деревьев 

    По мнению большинства библейских комментаторов, под алоэ в Писании (евр. אֲהָלִים, ахалим и אֲהָלוֹת, ахалот; греч. Ἀλόη, алой, алое) понимается не алоэ-столетник, а «алойное дерево» – совершенно другое растение рода аквилария. И, судя по всему, именно о нем идет речь в Библии. Так, в Книге Чисел говорится именно о деревьях: «словно деревья алоэ, что посадил Господь» (Чис. 24:6), в других же библейских строках сказано о благовонных свойствах алойного дерева (чем, как известно, столетник не обладает): «Благоухают Твои одежды миррой, алоэ и кассией» (Пс. 44:9), «Надушила я ложе мое миррой, алоэ и корицей» (Притч. 7:17), «нардом и шафраном, с благовонным тростником и корицей, с разными благовонными деревьями, с миррой и алоэ, – всякими лучшими ароматами» (Песн. 4:14).

    Алойное дерево – уд

    Итак, речь идет об алойном дереве, которое известно также под многими другими названиями: райское дерево, орлиное дерево, каламбак, агаровое дерево, удовое дерево, или уд (именно это название чаще всего фигурирует в современной парфюмерной культуре).

    Уд – воистину удивительное благовоние. Многие ароматы древесного происхождения имеют большую цену в связи со своей редкостью или труднодоступностью, но с удом все еще сложнее. В качестве сырья для благовоний используется древесина более десятка видов растения рода аквилария семейства волчниковые, которые произрастают в Индии, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Бутане, Бангладеш и на Филиппинах. Но далеко не каждая аквилария подходит для производства аромата.

    Фрагмент зараженной и пропитанной соком древесины аквиларии 

    Как бы странно это ни звучало, но ароматическим сырьем становится только больное дерево. В этом и заключается секрет уда: дерево, зараженное особым грибком Phaeoacremonium parasitica в качестве самозащиты, начинает выделять особый густой пахучий сок, обладающий антигрибковыми свойствами. Именно пораженные грибком участки древесины, которые наиболее пропитаны этим соком, и являются ароматическим сырьем.

    Щепки благовонной аквиларии - самая дорогая древесина в мире

    Зараженных грибком деревьев встречается не так и много. А уж тех, которые активно включили иммунную противогрибковую защиту, и того меньше. Этим объясняется невероятно высокая цена уда. Сюда стоит добавить и трудоемкий и очень затратный способ извлечения ароматного масла: чтобы добыть всего лишь 12 мл масла, требуется не менее 20 кг древесины. Потому-то уд и считается самым дорогим деревом в мире.

    Уд в истории

    На Востоке благовония на основе уда употреблялись с самых древних времен. При этом использовалась прежде всего сама древесина в виде щепок, опилок или порошка для воскурений. О библейских упоминаниях уда мы говорили выше, о нем также речь идет и в древнеиндийских, древнекитайских и пр. текстах, в частности, посвященных медицине, чему способствовали его антигрибковые и антисептические свойства. В Японии порошок удового дерева в качестве одного из важных ингредиентов используется в древней церемонии Кодо (буквально: «путь аромата»), которая, наряду с искусством составления букетов и чайной церемонией, представляет собой древнейшую эстетическую традицию Страны восходящего солнца. Особое значение удовое дерево имеет и на арабском Востоке: именно из него были сооружены колонны для Каабы в Мекке.

    Антисептические свойства и ярко выраженный запах удового дерева способствовали тому, что уд употреблялся также в погребальных церемониях и при бальзамировании тел умерших.

    Аромат удового дерева

    Родиной благовоний издавна считалась Азия, ведь именно оттуда они обычно поставлялись в Европу. Однако если такие исключительно восточные душистые вещества, как ладан, мирра, стиракс, камфора и т. д., в Европе были известны практически всегда, то уд встречался крайне редко. И только в последние десятилетия на волне моды на арабские ароматы уд появился и на Западе в виде парфюмерии.

    Чем же пахнет уд? Человеческое обоняние устроено так, что при встрече с каким-либо новым запахом мозг начинает перебирать всю хранящуюся в нем информацию о запахах. И если запах совершенно новый, обычно к нему подбирается некая аналогия, которая не всегда соответствует обоняемому предмету. Так происходит и с удом. Для неподготовленного европейского носа этот незнакомый аромат может показаться чем-то странным и не обязательно приятным. Так, некоторые при первом знакомстве с удом вспоминают стоматологический кабинет, бинты и нечто абстрактно медицинское. Другие говорят о копоти, сыром погребе и даже удобренном картофельном поле.

    На самом же деле уд – это сложный, полный нюансов древесно-кожаный аромат с дымными и бальзамическими оттенками, и чтобы понять и прочувствовать его, не всегда хватает одного знакомства.

    Поскольку натуральный уд очень дорогой, в современной парфюмерии часто используются более дешевые синтетические аналоги.

    Чтобы составить себе представление о том, как пахнет уд, можно попробовать некоторые современные духи, например M7 Yves Saint Laurent, Oud Wood Tom Ford, Oudh Infini Parfums Dusita, Al Oudh L’Artisan Parfumeur и многие другие.

    Дмитрий Марченко

    Смотрите также: Библейские ароматы. Мирра 
     

    СМИРНА - это... Что такое СМИРНА?

  • СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СМИРНА — СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Смирна — (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • СМИРНА — греческое название г. Измир в современной Турции …   Большой Энциклопедический словарь

  • Смирна — (от греч. миро, т.е. благовонное масло ), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361 281 гг. до Р.Х.) в… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • смирна — сущ., кол во синонимов: 2 • мирра (6) • смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Смирна — Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Смирна — Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч …   Википедия

  • Смирна — (Мат.2:11 ) благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распущающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Смирна — знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… …   Словарь библейских имен

  • древний античный город или смола для благовоний?

    Слово «смирна» имеет двоякое значение: с одной стороны, так называется смола, являющаяся одной из составляющих священного благовонного курения во время религиозных обрядов. Но есть еще более древнее значение. Многие знают, что Смирна — это античный ионийский город, расположенный на территории Турции и имеющий современное название Измир.

    Священная смола

    Один из ценных даров, который было принято подносить царям и богатым вельможам с самых древних времен на Востоке, — мирра, или смирна. Это смола, вытекающая из коры стираксовых деревьев (Cistus ereticus), очень пахучая и горькая на вкус, однако обладающая противомикробным и ранозаживляющим свойствами. Названное благовонное вещество добывалось на территории Египта, Аравии и Нубии.

    Ветхозаветные предания гласят, что смирна - это символ крестных страданий Иисуса Христа, вследствие чего ее применяют как составляющую часть при священном курении во время совершения религиозных обрядов.

    С древнейших времен это вещество вывозилось в Восточную Индию и составляло один из предметов торговли, так как широко применялось для благовонного умащения тел умерших.

    Древний город

    Город с таким названием считался венцом Ионии и яркой драгоценностью Азии. Сохранились древние предания, что Смирна — это поселение в устье реки Мелес на берегу Малой Азии, в котором процветают богатство и изящные искусства. Хотя точная дата неизвестна, но историки считают, что зародилось это поселение более 3000 лет назад в один из ранних периодов Древней Греции.

    По легенде, его основателем считается Тантал, сын Зевса и Смирны, прекрасной королевы амазонок. В ее честь и было дано первое название поселению. Жили в нем эолийцы, затем ионийцы, а бурный расцвет город пережил во времена правления древних римлян.

    При Александре Македонском здесь был построен порт для торговли в Средиземном море, а при римском правлении Марка Аврелия Смирна была восстановлена из руин после очередного сильного землетрясения.

    За весь период существования Смирна была частично разрушена 6 землетрясениями, однако каждый раз город возрождался, подобно прекрасной птице Феникс. Также он считается родиной древнего мыслителя, философа и поэта Гомера, создавшего знаменитые произведения «Илиада» и «Одиссея».

    Смирна во времена Османской империи

    За 3 тысячелетия своего существования, начиная с периода Древней Греции и до начала XX в., Смирна часто переходила от одних властителей к другим. В эпоху ранней Византии город являлся крупным религиозным и экономическим центром. Христианская церковь здесь была основана св. апостолом Иоанном Богословом, который поставил управлять ею своего ученика, епископа св. Поликарпа.

    В XI в. его завоевали племена сельджуков, а в XII в. Византийская империя вернула свою власть. После ее падения город перешел к рыцарям-иоаннитам, позднее находился в составе Никейской империи.

    В 1402 г. Смирна была захвачена Тамерланом, затем турецкими войсками, что положило начало османо-турецкому периоду. Под властью Османской империи город прожил несколько столетий (XV-XX вв.) и стал своим для жителей различных национальностей. Султан заключил договор с государствами Европы, по которому иностранцы любого вероисповедания могли здесь беспрепятственно вести свободную торговлю.

    Благодаря такой политике Смирна быстро росла и стала богатым портовым городом, который в XVIII веке считался самым процветающим на Востоке.

    Во времена правления Османской империи в городе было построено множество мечетей, красивых и богато украшенных. Самая знаменитая среди них — мечеть Хисар, датируемая XVI в. Она славится великолепным алтарем и кафедрой и была отреставрирована в XIX в.

    Резня в Смирне

    До начала XX в. Смирна была многонациональным, но преимущественно христианским городом, в котором жили 107 тыс. греков, 12 тыс. армян, 23 тыс. евреев, 52 тыс. мусульман и подданные различных европейских государств. Территория делилась на верхний город, где жили христиане, и нижний — мусульманский. Центром его считалась набережная, застроенная богатыми домами в европейском архитектурном стиле.

    После поражения Османской империи в Первой мировой войне и заключения мирного договора в 1920 г. было решено, что Смирна — это греческий город. Однако Турция отказалась признать такой факт, в результате чего 9 сентября 1922 г. турецкие войска под руководством Мустафы Кемаля вошли в город и устроили грабежи и убийства христианского населения, которое в те времена состояло в основном из греков и армян. Погибло около 200 тыс. жителей.

    13 сентября был устроен огромный пожар, разрушивший ту часть города, где проживали христиане. Выжившие после погромов люди (около 400 тыс. беженцев) были вывезены американскими и японскими кораблями и получили помощь Красного Креста.

    После всех событий Турция провозгласила создание республики, а Смирна была переименована в город Измир, который стал почти полностью мусульманским.

    Город-музей

    Древняя Смирна являлась одним из 7 главных античных городов. За годы своего существования она пережила власть греков, римлян, Византии и Османской империи. Каждый период ее существования оставил ощутимый след и в архитектуре, и в культуре.

    До наших дней дошли только руины древнего города, которые в современном Измире стали музеем под открытым небом. Агора Смирны расположена на южном склоне Кадифекале и была открыта при раскопках в 1932-1941 гг. На сегодняшний день открыты только северная и западная ее части. Центр ее составляет 160-метровая базилика с 3 проходами, разделенными рядами колонн, накрытых крышей. В Агоре сохранились развалины античного амфитеатра на 25 тыс. зрителей, построенного из мрамора, храм Артемиды и алтарь греческого бога Зевса.

    Достопримечательности Измира

    Современный город Измир является третьим по численности населения (около 3 млн) мегаполисом Турции, уступая только Стамбулу и Анкаре. Кроме описанной выше древней Агоры, здесь можно найти и другие достопримечательности, которые заинтересуют туристов:

    • Крепость Кадифекале (4 в. до н.э.), расположенная на самой высокой вершине в пределах города, построена под руководством генерала Лисимашоса, преемника Александра Македонского. На ее стенах сохранились римские и византийские барельефы.
    • Базар Кемеральти (XVIII в.), который представляет небольшие аллеи и площади, торговые центры и мастерские. Здесь можно увидеть и купить много сувениров и всего остального.
    • Акведук Кызылсуллу, проложенный в римские времена (II в.) для доставки воды из источников в город.
    • Исторический лифт Асансер, построенный в 1907 г. инженерами из Франции.

    Приехавшим в Смирну туристам понравится яркий восточный порт-мегаполис с развитой инфраструктурой, промышленностью и множеством античных памятников, следов бурной истории этого древнейшего города.

    Смирна - это... Что такое Смирна?

  • СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СМИРНА — СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Смирна — (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии

  • СМИРНА — греческое название г. Измир в современной Турции …   Большой Энциклопедический словарь

  • СМИРНА — СМИРНА, смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист.). Благовонная смола, употр. для курений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • смирна — сущ., кол во синонимов: 2 • мирра (6) • смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Смирна — Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

  • Смирна — Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч …   Википедия

  • Смирна — (Мат.2:11 ) благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распущающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Смирна — знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… …   Словарь библейских имен


  • Смотрите также