Смоковница что это такое


что это? Почему Иисус проклял смоковницу?

Содержание статьи

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

От Матфея 21:18-22

Смоковница. Толкование Блж. Феофилакта Болгарского

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Смоковница

Смоковница —  дерево, дающее плоды, которые мы все хорошо знаем: это — инжир. Как мы знаем из Библии, смоковницы росли еще в древние времена. Инжир родом из Малой Азии и Средиземноморья.

Читайте также — Бесплодная смоковница как икона

Значение смоковницы в Библии

Встречаясь в Ветхом и Новом Завете, смоковница несла, скорее, положительное значение, хотя именно листьями смоковницы прикрывались Адам и Ева после грехопадения. И все же выражение «жить под виноградником и смоковницей» означало иметь мир и достаток (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Целительные свойства смоковницы восхвалялись, а для учителей Израиля дерево было символом мудрости.

Итак, смоковница являла собой образ:

  • Мудрости;
  • Исцеления;
  • Благополучия;
  • Достатка;
  • Божьего благословения.

Для Господа его смоковницей и садом, который он возделывал, был народ Израиля.

В Новом Завете мы читаем о смоковнице в период, предшествующий казни Христа на Голгофе. Последние дни своей земной жизни Иисус проводит с учениками в Иерсуалиме. Иисус ночует на Елеонской горе. Мы узнаем, что происходит в одно утро, когда Иисус возвращается из пригорода:

«По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19)

Неужели Иисус проклял дерево лишь за то, что на нем не нашлось плодов? Суть этой истории гораздо глубже. Многих возмущает тот факт, что Христос погубил дерево. Разве Господь не жизнеподатель? Как же Он может уничтожать живое дерево?

Почему Иисус проклял смоковницу

Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.

Читайте также — Смоковница: чудо и суд

В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

Иисус часто говорил притчами, в этой в образе смоковницы предстает Израиль. Иисус три года проповедовал там, смоковницу «возделывал» Господь, но она не давала «плода». Народ Божий оказался не готов ко встрече с Мессией. Люди ждали Бога величественным, грозным, Иисус, вошедший в Иерусалим на ослике не отвечал мирским представлениям о Спасителе. В притче о смоковнице Иисус просит Бога Отца не срубать дерево, дать людям шанс, он продолжает «возделывать» смоковницу, но предчувствуя свою скорую смерть на кресте и страдания, выносит смоковнице приговор позднее.

Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны…

Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на «не сезон» там могли бы найтись и плоды. Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других «смоковниц», но «плоды» так и не появились.  Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво. Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.

Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.

Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: "По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя "еще не время было собирания смокв" (глава 11, стих 13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон? Неужели это было просто сделано от раздражения, от досады?

Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (книга Бытия, глава 3, стих 7). В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: "Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: "вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?" Но он сказал ему в ответ: "господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется "виноградником Господа" и "смоковницей". Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести "смоковница"? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды... Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, "удобрял", "окапывал" и "возделывал" окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но...

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос "пришел к своим и свои Его не приняли" (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус – это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены... Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце... Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Автор рисунков: Вера Маханькова.

Смоковница · Академия Корана

Смоко́вница (ар. تِينٌ [тӣн]‎) — субтропическое листопадное растение рода Фикус (Ficus) семейства Тутовые (Moraceae).

В Коране

Смоковница упоминается в Коране однажды в начале одноимённой суры: Клянусь смоковницей и маслиной, ۝ и горою Синаем ۝ и этим городом безопасным! [95:1-3]. Особое упоминание в Коране смоковницы, которую Всевышний Аллах сотворил и даровал людям, указывает на вели­кую пользу и важность плодов этого дерева для здоровья людей. Питательная ценность инжира и его польза для здоровья людей была полностью подтверждена в последние несколько десятиле­тий, благодаря новым возможностям медицинской науки, что ещё раз являет нам удивитель­ную мудрость и беспредельность знаний Всевышнего Творца. Ибн Касир пишет, что под фразой «клянусь смоковницей и оливой» подразумевается Иерусалим, в который Аллах послал пророка ‘Ису (Иисуса) .

В Коране рассказывается, что первый человек и пророк Адам и его жена Хавва (Ева), которые жили в Раю, ослушались приказа Аллаха и последовали наущению Иблиса [7:20]. Адам и Хавва поели с «запретного дерева», и тогда им стали видны их срамные места. Они стали при­леп­лять на себе листья райского дерева [20:121]. Согласно мнению большинства автори­тет­ных толкователей Корана, этим райским деревом, вероятнее всего, была смоковница, и её широкие листья можно считать первой одеждой человека.

Описание

Смоковница, фикус карийский, инжир обыкновенный (Ficus carica L) из семейства тутовых (Mo­ra­ceae) — дерево высотой 10 — 15 м с гладкой светло-серой корой. В благоприятных услови­ях из ветвей с крупными пальчато-лопастными темно-зелеными листьями образует краси­вую, широкую и развесистую крону, из-под которой не видно неба. Листья смоковницы опадают в начале зимы, и почти весь зимний сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета. Мощная корневая система дерева позволяет дереву добывать влагу с большой глубины, и поэтому оно может расти где угодно — на каменистых осыпях, на склонах гор, в трещинах скал и даже в трещинах каменных стен, куда попадает лишь пыль и случайная влага дождей и ночная роса. На плодородных почвах, у выходов на поверхность подземных вод, в долинах рек развиваются мощные, обильно плодоносящие деревья, с которых собирают до 100 кг плодов. Дерево живёт от 30 до 300 лет и начинает плодоносить с 2-3 лет, что делает его разведение весьма выгодным делом. Фиговые деревья растут медленно, но плодоносят почти десять месяцев в году.

Смоковница обладает свойственными только ей особенностями цветения, опыления и образова­ния плодов. Не вдаваясь в подробности, которые представляют интерес только для узких специа­лис­тов или дотошных любителей ботаники, отметим только, что в течение года на дереве развива­ет­ся 3 генерации соцветий, в опылении которых принимают непременное участи маленькие осы-бластофаги. Из опыленных соцветий в дальнейшем развиваются соплодия зеленого, жёлтого, коричневого, фиолетового или чёрного цвета, с желтовато-зеленой или красноватой вкусной, сладкой мякотью внутри.

В апреле на деревьях, прежде листьев, появляются небольшие молодые плоды, так называемые «ранние смоквы», символизирующие конец зимы. Эти не очень сочные ранние плоды упот­реб­ля­ют­ся в пищу, только потому, что в это время года других свежих фруктов мало. В конце мая — начале июня на покрывшихся пышной листвой смоковницах созревают необычайно вкусные и сочные плоды, которые, увы, не могут долго храниться. В августе созревают «поздние смок­вы» — самые вкусные, которые едят в свежем виде, сушат и хранят в связках.

История

Природные условия Средиземноморья и некоторых мест Аравийского полуострова были благо­приятными для смоковницы, и она росла здесь повсюду в диком виде. Скорее всего, именно в Юж­ной, так называемой Счастливой Аравии, где благодаря орошению на протяжении послед­не­го тысячелетия до н. э., существовали сравнительно плодородные земли и достаточно развитая цивилизация, дикая фига была окончательно превращена в культурное растение, дающее обильные плоды. Археологи обнаружили, что, по-видимому, инжир является одним из первых фруктовых растений на земле, которое научились выращивать наши далёкие предки. Именно его сушеные плоды были найдены на местах стоянок древнего человека рядом с зернами ячменя, овса и пшеницы.

Из Аравии инжир распространился в Финикию, Сирию и Египет, откуда IX веке до н. э. был завезен в Элладу. Плоды под названием «смоква», имеющим происхождение из церковно­сла­вян­ско­го языка, появились в России в XVII в. с востока и стали употребляться как лакомство в обычные дни и как сладкое блюдо во время многочисленных постов. Были на Руси у этого растения и другие названия — винная ягода, потому что из инжира можно было делать вино, и смирнская ягода, потому что, в основном, инжир доставляли в Россию из Смирны, древнейшего греческого города и порта Малой Азии. Археологические исследования позволили предполо­жить, что первые поселенцы этого города обосновались здесь в третьем тысячелетии до нашей эры. Расположенный в глубине бухты Эгейского моря, в конце караванных путей, он был самым важным торговым пунктом и культурным центром на западном берегу Малой Азии, где пересекались торговые пути, ведущие из стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря и севера Африки. Через порт Смирны товары из Ближнего Востока и Африки попадали в Европу и Россию. В настоящее время город принадлежит Турции и носит название Измир.

В русском языке XVIII века появилось родовое научное название растения «фикус карийский», данное ему шведским систематиком К. Линнеем, которое довольно быстро превратилось в «фигу», а отсюда произошло и распространенное, вплоть до начала XX столетия название «фиговое дерево».

Использование

Плоды смоковницы отличаются особым вкусом, питательностью и целебными свойствами. Во все времена её плоды были очень важными продуктами питания. Инжир ели свежим, сушили и прессовали в лепешки. Лепешки из сушёных смокв — еда очень сытная и компактная, прекрасно сохраняющая свои питательные и вкусовые качества в условиях жаркого климата. Это были своеобразные «консервы», незаменимые для путника и воина.

Спелые плоды инжира бывают разных цветов — от почти белого до темно-фиолетового. Для сушки больше подходят светлые плоды с золотистой кожицей и белой мякотью, около 5 см в диаметре. Их сушат 3-4 дня под солнцем, обязательно вверх отверстием, находящимся на верхушке плода. Из плодов инжира варят варенье, джем. Пюре из плодов инжира применяют для начинки конфет и для изготовления восточных сладостей и пастилы. Из низкосортных сортов получают уксус. Из сушеного инжира варят компоты, делают муку, которая используется в кондитерском производстве в качестве добавки к тортам и пирожным. Свежие и сушеные плоды добавляют в плов, салаты и блюда из птицы.

Свежие плоды содержат 83 % воды, до 1 % белков, 0,5 % жиров, 12 % сахаров, 3 % пектиновых веществ и пищевых волокон; органи­чес­кие кислоты, антоцианы, кумарины, флавоноиды, тритерпеновые соединения, стерины, провитамин А (каротиноиды), В1, В2, В6, ВC9), С, Р, РР (ниацин, В3), D, макро- и микроэлементы: железо, калий, кальций, магний, натрий фосфор, цинк; ферменты протеазу, липазу, амилазу. В сушеных плодах доля сахаров увеличивается до 40-70 %, что придаёт им насыщенный сладкий вкус.

Инжир хорошо усваивается организмом и имеет большую питательную ценность, придает силы, укрепляет память, улучшает мыш­ле­ние. Про смоквы с древнейших времен было известно, что они обладают легким слабительным, мочегонным и отхаркивающим дей­ст­ви­ем. Современные исследования подтвердили то, что было известно несколько столетий назад, и добавили к основным лечебным свойствам способность биологически активных веществ, содержащихся в плодах оказывать благотворное влияние на сердечно-со­су­дис­тую систему, проявлять антимикробное и противовоспалительное действие.

Свежие и сушеные плоды можно использовать в диетическом питании людям с нарушенным пищеварением, сопровождающимся при­вычным или хроническим запором, а также при наличии хронических, вялотекущих воспалительных заболеваний желудочно-ки­шеч­но­го тракта, склонности к образованию тромбов и задержке жидкости в организме. Инжир как вкусное диетическое средство полезен людям, ослабленным болезнями, страдающим анемией, малокровием, а также тем, кто по причине преклонного возраста страдает от упадка сил. Инжир, содержащий большое количество легко усваиваемой фруктозы, быстро восстанавливает недостаток энергии в ор­га­низ­ме, устраняет умственное и физическое переутомление. В то же время его не следует употреблять в пищу при острых за­бо­ле­ва­ни­ях или обострении хронических воспалительных заболеваний желудочно- кишечного тракта и больным сахарным диабе­том.

Смоковница - это... Что такое Смоковница?

Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. - Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные условия для нее наиб. благоприятны. Дерево достигает высоты 6-9 м; его ствол с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, к-рое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя "смокву". В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. "ранние смоквы" (евр. паггим), к-рые символизируют конец зимы (Песн 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на к-ром нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф 21:18 и след.; Мк 11:12 и след.). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы (евр. биккура; Ос 9:10), созревающие в конце мая - начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, к-рые приносят т.н. "поздние смоквы" (евр. теэна). Эти плоды, к-рые собирают в конце августа, - самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар 25:18; 1Пар 12:40). Древесина С. пористая, поэтому ее используют лишь как топливо. Т.о., ценность С. заключается в ее сладких и "хороших плодах" (Суд 9:11), бесплодное дерево обычно срубают как бесполезное (Лк 13:7). С древних времен смоквам приписывалась целебная сила, в частн. считалось, что "пласт смокв" заживляет нарывы (Ис 38:21). В качестве фруктового дерева С. часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом. С. сажали в виноградниках (Лк 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение "жить под виноградником и смоковницей" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25; 4Цар 18:31; Мих 4:4; Зах 3:10). С. принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор 8:8). Отсутствие упоминаний об этом дереве во Втор 6:11 и в Нав 24:13 среди даров, данных Богом Израилю, объясняется тем, что оно обычно не выращивалось специально, т.к. росло повсюду. Побережье Геннисаретского озера, и прежде всего окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами.

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

Смоковница, Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. – Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Числ. 13:24), природные условия для нее наиб. благоприятны. Дерево достигает высоты 6–9 м; его ствол с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф. 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя «смокву». В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. «ранние смоквы» [евр. паггим], которые символизируют конец зимы (Песн. 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на котором нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф. 21:18; Мк. 11:12). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы [евр. биккура; Ос. 9:10], созревающие в конце мая – начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис. 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, которые приносят т.н. «поздние смоквы» [евр. теэна]. Эти плоды, которые собирают в конце августа, – самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар. 25:18; 1Пар. 12:40). Древесина С. пористая, поэтому ее используют лишь как топливо. Т.о., ценность С. заключается в ее сладких и «хороших плодах» (Суд. 9:11), бесплодное дерево обычно срубают как бесполезное (Лк. 13:7). С древних времен смоквам приписывалась целебная сила, в частн. считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (Ис. 38:21). В качестве фруктового дерева С. часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом. С. сажали в виноградниках (Лк. 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар. 4:25; 4Цар. 18:31; Мих. 4:4; Зах. 3:10). С. принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор. 8:8). Отсутствие упоминаний об этом дереве во Втор. 6 и в Нав. 24среди даров, данных Богом Израилю, объясняется тем, что оно обычно не выращивалось специально, т.к. росло повсюду. Побережье Геннисаретского озера, и прежде всего окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами.


О бесплодной смоковнице / Православие.Ru

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре­вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто­щилась сила. В предотвращение этого при по­мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си­мону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Проклятие смоковницы Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Смоковница - райское дерево

Смоковница - райское дерево

Как одно из наиболее почитаемых растений, смоковницу, наряду с оливой, можно часто встретить рядом с мечетью.

«Клянусь смоковницей и оливой! Клянусь горою Синай! Клянусь этим безопасным городом (Меккой)! Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Сура «Смоковница», 95/1-4).

Смоковница, смоква, инжир, винная ягода, смирнская ягода и, наконец, фиговое дерево – названия одного и того же растения, известного человеку с древнейших времен. В Коране рассказывается, что первый человек и пророк Адам и его жена Хавва (мир им), которые жили в раю, ослушались приказа Аллаха и последовали наущению Иблиса: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными» (Сура «Преграды», 7/20). Произошло то, что и должно было произойти по воле Аллаха: «Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Сура «Та ха», 20/121).

Согласно мнению большинства авторитетных толкователей Корана, этим райским деревом, вероятнее всего, была смоковница, и ее широкие листья можно считать первой одеждой человека.

Как одно из наиболее почитаемых растений, смоковницу, наряду с оливой, можно часто встретить рядом с мечетью. В самой Мекке можно увидеть растущие смоковницы, но так как она расположена практически в пустыне, на базары города плоды инжира, как и другие свежие фрукты, привозят из находящегося в 100 км к востоку города Таифа, расположенного на плоскогорье, на высоте двух тысяч четырехсот футов над уровнем моря, и который отличается благоприятным климатом, пригодным для выращивания инжира в окрестностях города. Около крепостной стены Медины и в самом городе можно также полюбоваться растущими рядом оливковыми деревьями, инжиром и финиковыми пальмами.

В Иерусалиме, который для мусульман является третьим по святости городом после Мекки и Медины, на Храмовой горе есть «Площадка смоковницы», которую построил в 1760 году Ахмед Куль-Лари, человек из гвардии султана Мустафы III (1757-1774). Это сооружение используется как открытая летняя мечеть. На Храмовой горе таких площадок достаточно много, но все они расположены внизу, под главной «платформой», поднимающейся на высоту 4 метра, на которой расположена главная Святыня – мечеть Умара.

Смоковица, фикус карийский, инжир обыкновенный (Ficus carica L) из семейства тутовых (Moraceae) – дерево высотой 10–15 м с гладкой светло-серой корой. В благоприятных условиях из ветвей с крупными пальчато-лопастными темно-зелеными листьями образует красивую, широкую и развесистую крону, из-под которой не видно неба. Листья смоковницы опадают в начале зимы, и почти весь зимний сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета. Мощная корневая система дерева позволяет дереву добывать влагу с большой глубины, и поэтому оно может расти где угодно – на каменистых осыпях, на склонах гор, в трещинах скал и даже в трещинах каменных стен, куда попадает лишь пыль и случайная влага дождей и ночная роса. На плодородных почвах, у выходов на поверхность подземных вод, в долинах рек развиваются мощные, обильно плодоносящие деревья, с которых собирают до 100 кг плодов. Дерево живет от 30 до 300 лет и начинает плодоносить с 2-3 лет, что делает его разведение весьма выгодным делом. Фиговые деревья растут медленно, но плодоносят почти десять месяцев в году.

Природные условия Средиземноморья и некоторых мест Аравийского полуострова были благоприятными для смоковницы, и она росла здесь повсюду в диком виде. Скорее всего, именно в Южной, так называемой Счастливой Аравии, где благодаря орошению на протяжении последнего тысячелетия до н.э., существовали сравнительно плодородные земли и достаточно развитая цивилизация, дикая фига была окончательно превращена в культурное растение, дающее обильные плоды. Археологи обнаружили, что, по-видимому, инжир является одним из первых фруктовых растений на земле, которое научились выращивать наши далекие предки. Именно его сушеные плоды были найдены на местах стоянок древнего человека рядом с зернами ячменя, овса и пшеницы.

Из Аравии инжир распространился в Финикию, Сирию и Египет, откуда IX веке до н. э. был завезен в Элладу. Плоды под названием «смоква», имеющим происхождение из церковнославянского языка, появились в России в XVII в. с востока и стали употребляться как лакомство в обычные дни и как сладкое блюдо во время многочисленных постов. Были на Руси у этого растения и другие названия – винная ягода, потому что из инжира можно было делать вино, и смирнская ягода, потому что, в основном, инжир доставляли в Россию из Смирны, древнейшего греческого города и порта Малой Азии. Археологические исследования позволили предположить, что первые поселенцы этого города обосновались здесь в третьем тысячелетии до нашей эры. Расположенный в глубине бухты Эгейского моря, в конце караванных путей, он был самым важным торговым пунктом и культурным центром на западном берегу Малой Азии, где пересекались торговые пути, ведущие из стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря и севера Африки. Через порт Смирны товары из Ближнего Востока и Африки попадали в Европу и Россию. В настоящее время город принадлежит Турции и носит название Измир.

В русском языке XVIII века появилось родовое научное название растения «фикус карийский», данное ему шведским систематиком К. Линнеем, которое довольно быстро превратилось в «фигу», а отсюда произошло и распространенное, вплоть до начала XX столетия название «фиговое дерево».

Смоковница обладает свойственными только ей особенностями цветения, опыления и образования плодов. Не вдаваясь в подробности, которые представляют интерес только для узких специалистов или дотошных любителей ботаники, отметим только, что в течение года на дереве развивается 3 генерации соцветий, в опылении которых принимают непременное участи маленькие осы-бластофаги. Из опыленных соцветий в дальнейшем развиваются соплодия зеленого, желтого, коричневого, фиолетового или черного цвета, с желтовато-зеленой или красноватой вкусной, сладкой мякотью внутри.

Фазы роста и созревания

В апреле на деревьях, прежде листьев, появляются небольшие молодые плоды, так называемые «ранние смоквы», символизирующие конец зимы. Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, только потому, что в это время года других свежих фруктов мало.

В конце мая – начале июня на покрывшихся пышной листвой смоковницах созревают необычайно вкусные и сочные плоды, которые, увы, не могут долго храниться. В это время, проезжая мимо арабских деревень, можно увидеть множество предприимчивых юных арабов, прямо на шоссе продающих свежий инжир.

В августе созревают «поздние смоквы» – самые вкусные, которые едят в свежем виде, сушат и хранят в связках. Это широко известные смоквы, фиги, винные ягоды или инжир, который теперь практически всегда продается в магазинах всего мира, и с которым так вкусно и полезно пить хороший чай.

Смоковница – любимое дерево жителей исламского мира, обильные плоды которого отличались особым вкусом, питательностью, целебными свойствами и служили символом духовного и житейского благоденствия.

Во все времена ее плоды были очень важными продуктами питания. Инжир ели свежим, сушили и прессовали в лепешки. Лепешки из сушеных смокв – еда очень сытная и компактная, прекрасно сохраняющая свои питательные и вкусовые качества в условиях жаркого климата. Это были своеобразные «консервы», незаменимые для путника и воина.

В предании из жизни имама Али ибн Мусы ар-Риза говорится: «Плод смоковницы удаляет дурной запах изо рта, укрепляет десны и кости, способствует росту волос и без всяких дополнительных лекарств излечивает от некоторых болезней».

В 1968-1970 г.г. с остатков древнего корабля, лежащего на дне Средиземного моря, неподалеку от приморского города Керения, расположенного на севере острова Кипр, на поверхость были подняты 404 античные остродонные амфоры. После тщательного исследования было установлено, что они пролежали под водой 23 столетия и в них перевозили вино и оливковое масло. Но самое интересное, что на корабле были обнаружены дольки чеснока, 18 оливковых косточек, 14 760 семян смоковницы (инжира) и около 10 000 плодов миндаля, свидетельствующих о том, что чеснок, сушеные смоквы, оливки и миндаль служили пищей экипажу судна, совершавшего дальнее по тем временам плавание между Кипром, греческими островами и, возможно, доходившего до портов Сирии.

Питательные свойства инжира

Спелые плоды инжира бывают разных цветов – от почти белого до темно-фиолетового. Для сушки больше подходят светлые плоды с золотистой кожицей и белой мякотью, около 5 см в диаметре. Их сушат 3-4 дня под солнцем, обязательно вверх отверстием, находящимся на верхушке плода.

Из плодов инжира варят варенье, джем. Пюре из плодов инжира применяют для начинки конфет и для изготовления восточных сладостей и пастилы. Из низкосортных сортов получают уксус. Из сушеного инжира варят компоты, делают муку, которая используется в кондитерском производстве в качестве добавки к тортам и пирожным. Свежие и сушеные плоды добавляют в плов, салаты и блюда из птицы.

Свежие плоды содержат 83% воды, до 1% белков, 0,5 % жиров, 12% сахаров, 3% пектиновых веществ и пищевых волокон; органические кислоты, антоцианы, кумарины, флавоноиды, тритерпеновые соединения, стерины, провитамин А (каротиноиды), В1, В2, В6, Вс(В9), С, Р, РР (ниацин, В3), D, макро- и микроэлементы: железо, калий, кальций, магний, натрий фосфор, цинк; ферменты протеазу, липазу, амилазу. В сушеных плодах доля сахаров увеличивается до 40-70%, что придает им насыщенный сладкий вкус.

Инжир хорошо усваивается организмом и имеет большую питательную ценность, придает силы, укрепляет память, улучшает мышление.

Про смоквы с древнейших времен было известно, что они обладают легким слабительным, мочегонным и отхаркивающим действием. В предании из жизни имама Али ибн Мусы ар-Риза говорится: «Плод смоковницы удаляет дурной запах изо рта, укрепляет десны и кости, способствует росту волос и без всяких дополнительных лекарств излечивает от некоторых болезней». И далее в нем говорится: «Инжир более всех прочих фруктов похож на плоды Небесных садов» (Бихар аль-Анвар, том 66, стр. 184).

Современные исследования подтвердили то, что было известно несколько столетий назад, и добавили к основным лечебным свойствам способность биологически активных веществ, содержащихся в плодах оказывать благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, проявлять антимикробное и противовоспалительное действие.

Свежие и сушеные плоды можно использовать в диетическом питании людям с нарушенным пищеварением, сопровождающимся привычным или хроническим запором, а также при наличии хронических, вялотекущих воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта, склонности к образованию тромбов и задержке жидкости в организме. Инжир как вкусное диетическое средство полезен людям, ослабленным болезнями, страдающим анемией, малокровием, а также тем, кто по причине преклонного возраста страдает от упадка сил. Инжир, содержащий большое количество легко усваиваемой фруктозы, быстро восстанавливает недостаток энергии в организме, устраняет умственное и физическое переутомление. В тоже время его не следует употреблять в пищу при острых заболеваниях или обострении хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и больным сахарным диабетом.

Особое упоминание в Коране Всевышним Аллахом смоковницы, которую Он сотворил и даровал людям, указывает на великую пользу и важность плодов этого дерева для здоровья людей. Питательная ценность инжира и его польза для здоровья людей была полностью подтверждена в последние несколько десятилетий, благодаря новым возможностям медицинской науки, что еще раз являет нам удивительную мудрость и беспредельность знаний Всевышнего Творца.

Слово «смоковница» упоминается в Коране один раз, но зато целая сура носит название этого дерева, тогда как слово «олива» встречается в тексте Священного Корана шесть раз и еще один раз упоминается в косвенном виде: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай и дает масло и приправу для вкушающих» (Сура «Верующие», 23/20). Если даже принять клятву смоковницей и оливой в прямом значении, потому что их плоды, которые обладают необыкновенными питательными свойствами, дающими человеку физические и духовные силы и всегда представляющие для людей пустыни высокую ценность, смысл их упоминания сохраняет свою огромную глубину и значимость, потому что их выбрал для клятвы сам Всевышний Аллах, ибо сказано: «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?»

Канон врачебной науки

Тин - инжир

Сущность. Инжир сам по себе обладает особым естеством, а его листьям и млечному соку присущи свойства йатту. Если не находят его листьев, то вываривают ветки дикого инжира, разломанные и раздробленные, и употребляют их сок. Выжатый сок из инжира добывают так же, как его добывают из других деревянистых растений. Сгущенный сок инжира по своим действиям походит на мед.

Выбор. Лучший инжир – белый, потом идет инжир красный и, наконец, черный. Наиболее спелый инжир – самый лучший и почти безвреден. Вяленый инжир достохвален по своим действиям; но только кровь, зарождающаяся от него, нехороша. Поэтому инжир вызывает появление вшей, если только не употреблять его с орехами, тогда химус от него будет хороший. За орехами идет в этом отношении миндаль. Самый легкий инжир – белый.

Естество. Красный инжир немного горяч, а в свежем инжире много водянистости и мало лекарственных свойств. Неспелый инжир очищает, кроме его млечного сока, но он несколько холоден. Вяленый инжир горяч в первой степени, у предела ее, и разрежен.

Свойства. Сухой инжир, особенно едкий, сильно очищает, способствует созреванию соков и рассасывает, а мясистый инжир больше способствует созреванию, и в нем есть питательность, он открывает соки и разрежает, а дикий инжир еще острей, и он сильней действует в этом отношении. Инжир питательнее всех плодов, Очень спелый инжир близок к тому, чтобы совсем не вредить, но в нем есть способность пучить. Острый сухой инжир иногда выходит за пределы очищения и доводит до изъязвления. Сухие листья инжира, если их отварить в настое черного волчьего лыка, становятся даже средством лечения от джараба у животных. Выжатый из листьев инжира сок сильно согревает, очищает и производит значительное смягчение, которое гонит гнилостные соки к коже и вызывает испарину, поэтому употребление его, я думаю, должно успокаивать жар. Сухой инжир тоже гонит соки наружу и вызывает испарину, а млечный сок инжира сгущает разжиженную кровь и молоко и разжижает загустевшие соки. Хотя питательное вещество инжира не так плотно, как питательное вещество мяса и злаков, но все же плотнее питательного вещества прочих плодов. Сила выжатого сока его веток, прежде чем они покроются листвой, близка к силе его млечного сока. От свертывания молока в желудке дают пить воду, дважды настоянную на золе инжирного дерева. Вода, настоянная на золе дубового дерева близка к инжиру в этом отношении. Инжирное вино – разреженно и порождает дурной сок. Веточки инжира обладают такой разреженностью, что даже разваривают мясо, если их варят с мясом. Смоковнице присуща сила, вытягивающая соки из глубины и рассасывающая то, что вытянуто.

Области применения инжира

Косметика. Неспелый инжир намазывают и прикладывают в виде лекарственной повязки на родимые пятна, всевозможные бородавки и на бахс, так же действуют листья инжира. Употребление инжира исправляет цвет лица, испорченный вследствие болезней и горячих рыхлых опухолей, и способствует созреванию нарывов. Особенно хорошо прикладывать его с фиалковым корнем, содой, известью и гранатовой коркой при ногтоеде. Млечный сок смоковницы помогает при трудно рассасывающихся опухолях, свинках и гнойниках; так же действует отвар смоковницы.

Инжир помогает от тусы, но особенно хороша при этом смоковница. Выжатый сок ее листьев стирает следы татуировки. С восковой мазью инжир прикладывают также на трещины от холода. Во всех этих случаях так же действует и его млечный сок.

Инжир вызывает большое отложение жира, который быстро рассасывается и способствует появлению вшей, говорят, вследствие испорченности его сока, а говорят – потому, что инжир быстро устремляется наружу и что его сок благоприятен для развития животной силы.

Опухоли. Из инжира прикладывают лекарственные повязки к твердым опухолям; так же действует инжир в отваре с плодами смоковницы и ячменной мукой. Неспелый инжир прикладывают при бахаке. Он способствует созреванию нарывов: свежий инжир при употреблении вызывает потницу. Отвар его в виде полоскания полезен от опухолей в горле и от опухолей у основания ушей. Инжир с коркой граната и фанизом прикладывают при ногтоеде. Сухой инжир вследствие своей сладости вреден при опухолях печени и селезенки. Когда же опухоль твердая, то он не вреден и не полезен, если только не смешать его с разрежающими и рассасывающими средствами; в этом случае очень полезен. Плоды смоковницы сильно рассасывают трудно излечимые опухоли.

Раны и язвы. Выжатый сок листьев инжира изъязвляет; отваром его с пеной горчицы смазывают при чесотке. Литья его помогают от лишаев.

Их прикладывают при крапивнице и язвах, содержащих густые жидкости. Вода, дважды настоянная на золе его древесины, разъедает и очищает гниющие застарелые язвы. Если употреблять инжир с коркой граната, он излечивает ногтоеду, а в сочетании с калкандом его применяют при злокачественных язвах на ногах. Млечный сок смоковницы склеивает раны.

Органы суставов. К неспелому инжиру и его листьям добавляют листья снотворного мака; этот состав прикладывают при заболеваниях надкостницы. Водой, дважды настоянной на золе древесины инжира, поливают болящий нерв. Иногда ее дают пить в количестве полутора укий.

Органы головы. Свежий и вяленый инжир помогает от падучей, а отвар его с горчичной пеной пускают в ухо, в котором слышится шум. Млечный сок инжира или сок, выжатый из его веточек, прежде чем они покроются листьями, помогает, если его прикладывать к разъеденному зубу. Его полезно употреблять в виде лекарственной повязки при опухоли под ухом; свежий инжир в виде порошка излечивает язвы на голове.

Органы глаза. Млечный сок инжира с медом помогает при влажной пелене, при начале катаракты, при утолщении век и утолщении оболочек глаза. Листьями инжира натирают при затвердении век и трахоме.

Органы груди. Свежий и сушеный инжир полезен при шершавости горла и подходит для груди и легочной трубки. Инжирное вино усиливает отделение молока, а также помогает от хронического кашля, от болей в груди и от опухолей легких и легочной трубки.

Органы питания. Инжир открывает закупорки в печени и в селезенке. Гален говорит: «Свежий инжир вреден для желудка, а сухой не вреден; если его съесть с мурри, он очищает желудок от излишков».

Инжир – одно из средств, которые прекращают жажду, возникающую от соленой слизи. Сухой инжир возбуждает жажду и помогает от водянки, особенно с горькой полынью. Пить вино из инжира тоже полезно для желудка, но это отбивает аппетит к еде. Инжир быстро спускается и быстро проходит в сосуды вследствие своего очищающего свойства. Сухой инжир вреден для опухшей печени и селезенки только вследствие своей сладости, а если опухоль твердая, то он ни вреден, ни полезен. Употребление инжира натощак, особенно в сочетании с орехами и миндалем, удивительно полезно в отношении открывания путей питательных веществ, однако питательность инжира в сочетании с орехами больше питательности его в сочетании с миндалем. Если же есть инжир с пищей, сгущающей соки, вредоносность его становится очень значительной. Плоды смоковницы очень вредны для желудка и мало питательны, но в виде лекарственной повязки с ушшаком или с млечным соком смоковницы они полезны при затвердении селезенки. Все сорта инжира не подходят при излиянии в желудок излишков.

Органы извержения. Инжир, свежий и вяленый, полезен для почек и мочевого пузыря. Он помогает переносить задержание мочи, но не подходит при излиянии материи в кишки. Выжатый сок листьев инжира открывает устья сосудов в заднем проходе, а свежий инжир смягчает и слегка послабляет, особенно если его принимать с толченым миндалем. Таково же его действие при затвердении матки, если его смешать с содой и с красильным сафлором и принимать перед едой. Млечный сок его с яичным желтком вводят во влагалище, это очищает матку и гонит месячные и мочу. Из инжира также делают лекарственные повязки с пажитником при заболеваниях матки. В смеси с рутой он входит в клизмы от резей в кишках. Инжир, и особенно его млечный сок, если их употреблять, гонят песок из почек. Если взять творожную сыворотку с млечным соком и накапать ее в молоко, которое легонько помешивают веткой смоковницы, то оно сильнее отпускает естество и очищает почки. Водой, дважды настоянной на золе древесины инжира, поят страдающего поносом и дизентерией в количестве полутора укий или делают из нее клизму; в обоих случаях воду смешивают с оливковым маслом.

Инжирное вино гонит мочу и месячные и смягчает естество. Вследствие его очищающего свойства оно быстро спускается из желудка и быстро проникает в сосуды.

Яды. Млечный сок инжира в виде витамина помогает от укуса скорпиона, а также помогает от укуса каракурта. Неспелый инжир или свежие листья инжира прикладывают при укусе бешеной собаки, и это помогает. Их прикладывают в виде лекарственной повязки с викой чечевицеобразной на укус ласки, и это приносит пользу. Вода, дважды настоянная на золе древесины инжира, помогает в виде питья или втирания от укуса каракурта. Плоды смоковницы в виде питья или мази помогают от укусов ядовитых животных».

Домашнее средство

  • Сухой плод отварить до полного размягчения в стакане молока и тщательно растереть. Принимать смесь по ½ стакана в теплом виде 2 – 4 раза в день в качестве отхаркивающего средства при сухом кашле, и кашле, сопровождающем бронхит, трахеит и коклюш.
  • 2 сухих плода залить 250 мл воды, довести до кипения, варить 10 минут, настаивать 1 час, процедить. Принимать по 100 мл 2 раза в день при болезненном мочеиспускании.
  • Разваренные плоды инжира прикладывать к нарывам для ускорения их созревания.

И.Н. Сокольский

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Как цветет смоковница?: malamant — LiveJournal


"КАЖДЫЙ (...) ПОД СМОКОВНИЦЕЙ СВОЕЙ"

Ficus sycomorus / Фикус Сикомора / Ослиный инжир / Сикомор / Сикомора /
Египетская смоковница / Библейская смоковница / שיקמה
B синодальном переводе сикомор заменён на смоковницу (Лк. 19:4).

Семейство: Тутовые (Moraceae). Согласно научной классификации, сикомор — дерево из рода Фикусов.


(Сикомор в ботаническом саду Эйн-Геди)

Родина cикомора – Египет, позднее его стали выращивать на Ближнем Востоке: сначала в Шефеле (на низкой местности, - "шефела" с ивр. - "низменность", "долина"), затем - в Нижней Галилее и в окрестностях Иерихона.
Огромное вечнозеленое дерево (достигает 10-25 м., а в тропической Африке взрослый экземпляр может достичь 45 м), с мощной раскидистой кроной.

Название sycomorus состоит из двух слов: syco – сиконии (орган фикуса, во внутренней полости которого располагаются цветки и впоследствии созревают плоды), morus — семейство mогасеае. Иногда в синодальном переводе сикомор заменён на смоковницу (Лк. 19:4).


Плоды большие (25-50 мм в диаметре), растут большими пучками на основном стволе и на ветвях. При созревании плоды краснеют.

Как обычно для рода Ficus, размножение сикоморы связано с наличием в среде ос-опылителей, для которых соцветия сикоморы (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) являются местом развития.

Осы-опылители (Ceratosolen arabicus) выводятся непосредственно в сиконии. Далее осы действуют вполне «осмысленно»: «Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек на теле» (Жизнь растений в 6-ти томах). Бластофага (так еще называют эту осу) залезает внутрь, чтобы отложить яйца, и одновременно — поскольку она посещает и фиги и каприфиги — переносит пыльцу с мужских соцветий на женские. Из яиц ос вылупляются личинки, они питаются сладкой сочной мякотью фиг и впоследствии превращаются во взрослых насекомых. Любопытный, хотя и печальный факт: самцы никогда не вылезают из соцветий на белый свет. Внутри фиги они встречают самок, внутри же вершится короткая осиная свадьба, а затем самцы умирают. При передвижении в тесном проходе у самок обламываются крылья, которые закупоривают отверстия. Наружу выбираются лишь самки, чтобы отложить яйца в другой фиге. Когда фиговые деревья попали из Египта на Святую землю, бластофаги «отстали» в пути, и над каждым плодом трудились, прокалывая их, специально поставленные люди.

В частности, к сикоморам имел прямое отношение пророк Амос (Ам. 7:14). «Пастух, который надрезывал сикоморы» (с ивр.). Но в переводах с иврита "болес ("прокалывал, надрезал") шикмим" истолковано как "собирал сикоморы". С сикоморами связаны многие истории из ТАНАХа. Известно также из внетанахической, в том числе, древнеегипетской, литературы, что плоды сикоморы надрезали (прокалывали), чтобы ускорить созревание. Прокалывали плоды для того, чтобы изменить внутри них соотношение углекислого газа и кислорода, что вызывало их ускоренное созревание. Сколько там на дереве этих плодов, и каждый - каждый! - надо проколоть, не срывая и не повреждая. Представляете, какова специализация?!

Основная ценность сикоморы – в быстрорастущем прямом стволе, пригодном для любых строительных работ.

В Древнем Египте из стойкой и крепкой древесины сикомора изготавливали саркофаги для мумий, и эта древесина выдержала испытание тысячелетиями. Для древних египтян сикомор - священное Дерево Жизни, посвященное богине Исиде, Хатхор. Жрицы Сикомора служили при алтаре Исиды или в храмах других богинь, являлись вдохновительницами гармонии и порядка. Различные области Древнего Египта даже назывались именем этого священного дерева. Значение этого плода, как пищевого продукта видно из Пс. 77:47, где уничтожение этих деревьев в Египте приводится, как тяжкое Божье наказание.
Прочная и легкая древесина этого дерева употреблялась на постройки. Луб идет на веревки, грубую ткань, бумагу, кора и млечный латекс используются в медицине против стригущего лишая.

Как цветет смоковница?

Мы никогда не видим цветков у фиговых деревьев, к которым относится смоковница (сикомора): они сокрыты внутри мясистых соцветий — каприфиг (мужских) и фиг (женских).
И вообще, сиконий является соплодием, а не плодом, и образуется из соцветия. Цветки развиваются внутри плода (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) и опыляются особым видом ос (осы-опылители, Ceratosolen arabicus), способных проникнуть внутрь плода, где они и размножаются.

Смоковницы, не подверженные опылению, размножаются с помощью черенков.

Ствол сикоморы дикорастущей покрыт шершавой охристо-желтой корой:


Эти "дикари" были завезены для культивирования из Кении. Предполагалось: раз они не могут опыляться, сиконии станут опадать несозревшими, и поэтому уменьшится количество мусора. Расчет не оправдал себя. Плоды у дичка оказались подвержены поражению насекомыми-вредителями. Самки этих насекомых с помощью яйцеклада удлиненной формы проникают в любую завязь. Такие "плоды" теряют цвет и привлекательный вид, становятся несъедобными, они гораздо крупнее обычных, поэтому засоряют территорию ничуть не меньше.

Культурный сикомор имеет гладкую кору серого цвета:

Что особенно важно, культурный сикомор имеет своеобразный иммунитет к насекомому-вредителю. У большинства сортовых фиг вход в плод остается сомкнутым. Таким образом, культурному сикомору насекомые вреда не наносят.


Листья овальные или близкие к ним, цельные или трехлопастные, длиной до 18-20 см.

Корни деревьев нередко распростираются на поверхности земли:


Среди корней накапливаются опавшие плоды. Источники сообщают, что в Южной Африке крокодилы находят убежище под корнями сикомора. Наверное, страшно отдыхать в тени деревьев вместе с крокодилами. В Израиле такой опасности нет. Напротив, между корнями "пасутся" очень милые птицы.

Когда "плоды" опадают, деревья напоминают Лешего:


Впрочем, у каждого - свои ассоциации, но всегда интересно их сравнивать. Что вам напоминают такие космы?


Иерихон. В тени именно этого дерева, по библейскому преданию, проповедовал Иисус.


Смоковнице, главной достопримечательности Российского Музейно-паркового комплекса, расположенного в Иерихоне, 2000 лет.


Древнюю сикомору, или смоковницу, называют еще деревом Закхея: считается, что именно на ветви этого дерева влез сборщик податей по имени Закхей, высматривая Иисуса Христа. Под библейской смоковницей – мозаичный сюжет о Закхее


Дочернему дереву смоковницы библейской – 500 лет.


Любопытно, что Греческая церковь святого Елисея, расположенная напротив Российского Музейно-паркового комплекса, оспаривает право на "ту самую смоковницу Закхея", представляя свое дерево – останки древней реликтовой сикоморы.

Парк смоковниц в Нетании


Этот парк разбит ради одного дерева, но с какой историей!


Ствол сикоморы а обхвате составляет восемь метров, её возраст от 600 до 1500 лет. Дерево до сих пор плодоносит.


Это - одна и та же ветвь (с подпоркой посредине), длиною около 10 метров... Поместилась на двух снимках

Сикомора в Нeтании пережила арабские завоевания, крестовые походы, нашествие турков, вояжи наполеоновской армии, английский корпус… Согласно легенде, в тени этой сикоморы была похоронена мать грозного полководца Халида ибн аль-Валида, ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда, который за свои походы получил прозвище Сайфу-ллах («Меч Аллаха»). Предания рассказывают, что страх перед именем аль-Валида с VII века (!!!) оберегал дерево от участи, которая постигла все деревья в округе. Оно не было пущено на строительство дома, или на дрова. Даже турки, которые строили железную дорогу, вырубили все, но не тронули дерева Аль-Валида.
Согласно документам, датированных XIX веком, в тени этого дерева отдыхали солдаты Наполеона во время похода на Акко. 


Известна гравюра XIX века, на которой з

смоковница — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. смоко́вница смоко́вницы
Р. смоко́вницы смоко́вниц
Д. смоко́внице смоко́вницам
В. смоко́вницу смоко́вницы
Тв. смоко́вницей
смоко́вницею
смоко́вницами
Пр. смоко́внице смоко́вницах

смоко́вница

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -смоков-; суффикс: -ниц; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [smɐˈkovnʲɪt͡sə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. ботан. субтропическое дерево семейства тутовых рода фикусов с твердой древесиной и съедобными плодами; сикомор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. плоды (плод) такого дерева ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. инжир, фиговое дерево
  2. инжир, смоква, винная ягода
Антонимы[править]
  1. -
  2. -
Гиперонимы[править]
  1. дерево
  2. плод, ягода, фрукт
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от общеслав. формы smakva (smokva), восходящ. к готск. smakka «фига, смоква» или *smakkô, буквально «вкусный плод», ср: церк.-слав., ст.-слав. смокы (род. п. смокъве; σῦκον, συκομορέα; Супр.), русск. смоква, смоко́вница, укр. смоква, смоковниця, болг. смо́ква, сербохорв. смо̏ква, словенск. smọ̑kǝv, польск. smokwa. Чешск. smokva «фига, смоква» и в.-луж. smokwa представляют собой неологизмы. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Смоковница - это... Что такое Смоковница?

  • смоковница — сикомор, фиговое дерево, фига, смоква, инжир, черничие, ягодичина Словарь русских синонимов. смоковница см. инжир Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 …   Словарь синонимов

  • СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, смоковницы, жен. (бот.). 1. Дерево сем. тутовых с плодами, напоминающими винную ягоду или фигу, то же, что сикомор в 1 знач. (иначе библейская смоковница). 2. Инжир, дерево из сем. тутовых, с опадающей листвой и с плодами, известными… …   Толковый словарь Ушакова

  • СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, ы, жен. То же, что инжир. • Бесплодная смоковница (устар. неод.) бездетная женщина. | прил. смоковничный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • смоковница — (неправильно смоковница) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир …   Современная энциклопедия

  • СМОКОВНИЦА — то же, что инжир …   Большой Энциклопедический словарь

  • Смоковница — Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СМОКОВНИЦА — (смоктать?), плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или | инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках. | Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, б.ч. вишня и слива. Смоквин плод. Ис. смоковный, ничий, от смоквы.… …   Толковый словарь Даля

  • Смоковница — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СМОКОВНИЦА — Бесплодная смоковница. Книжн. 1. О бесплодной женщине. 2. О ком л., чья деятельность бесплодна. ШЗФ 2001, 19; БТС, 73. /em> Из Евангельской легенды. БМС 1998, 535. Под своей смоковницей. Книжн. О доме, месте, где можно отдохнуть. /em> Смоковница… …   Большой словарь русских поговорок

  • смоковница — ы; ж. 1. Южное плодовое дерево с жёсткими шероховатыми, опадающими на зиму листьями; инжир, фиговое дерево. 2. Африканское дерево из рода фикусов сем. тутовых с твёрдой древесиной и съедобными плодами. ◊ Бесплодная смоковница (см. Бесплодный). *… …   Энциклопедический словарь

  • СМОКОВНИЦА - это... Что такое СМОКОВНИЦА?

  • смоковница — сикомор, фиговое дерево, фига, смоква, инжир, черничие, ягодичина Словарь русских синонимов. смоковница см. инжир Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 …   Словарь синонимов

  • СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, смоковницы, жен. (бот.). 1. Дерево сем. тутовых с плодами, напоминающими винную ягоду или фигу, то же, что сикомор в 1 знач. (иначе библейская смоковница). 2. Инжир, дерево из сем. тутовых, с опадающей листвой и с плодами, известными… …   Толковый словарь Ушакова

  • смоковница — (неправильно смоковница) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • СМОКОВНИЦА — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир …   Современная энциклопедия

  • СМОКОВНИЦА — то же, что инжир …   Большой Энциклопедический словарь

  • Смоковница — Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СМОКОВНИЦА — (смоктать?), плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или | инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках. | Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, б.ч. вишня и слива. Смоквин плод. Ис. смоковный, ничий, от смоквы.… …   Толковый словарь Даля

  • Смоковница — СМОКОВНИЦА, то же, что инжир.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СМОКОВНИЦА — Бесплодная смоковница. Книжн. 1. О бесплодной женщине. 2. О ком л., чья деятельность бесплодна. ШЗФ 2001, 19; БТС, 73. /em> Из Евангельской легенды. БМС 1998, 535. Под своей смоковницей. Книжн. О доме, месте, где можно отдохнуть. /em> Смоковница… …   Большой словарь русских поговорок

  • смоковница — ы; ж. 1. Южное плодовое дерево с жёсткими шероховатыми, опадающими на зиму листьями; инжир, фиговое дерево. 2. Африканское дерево из рода фикусов сем. тутовых с твёрдой древесиной и съедобными плодами. ◊ Бесплодная смоковница (см. Бесплодный). *… …   Энциклопедический словарь


  • Смотрите также