Соблазн что это такое


Соблазны. Что это такое и как им противостоять

Сергей Худиев

 

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Господь (Мф. 18:7). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием – «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие – не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово – «искушение», обозначает совсем другое – желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.

Соблазн – это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке; те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека, у которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо – утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее – борьбу за правду, за свободу, и нередко – за Истину.

Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили большевики, немецкий – нацисты. Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9:42). Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других – как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что-то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв какое-то время, ушли из нее.

Дойти до дома

Псалмопевец Давид обращается к Богу с удивительными словами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138) Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки – каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по-своему, как уникальное и по-своему единственное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

В соблазне могут переплетаться разные причины – наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

 

«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит следующий разговор:
«Пятница остановил меня следующими словами:
– Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
– Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
– Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?
Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»

В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать.

Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерт и (Откр 12:9—11).

Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу, как какие-то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов из нашей галактики. В этом отношении Бог – неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему.

Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

Люди – активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву – и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желания, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.

Выйти из пещеры

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полустершихся мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чуствам – и не верят в существование чего-то еще.

В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир – это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет почти невыносимым потрясением.
Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера – это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера – это еще не все; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их вредными, отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах – белый, а небо – синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом – гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И христианская жизнь – это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы, и переживаемые нами соблазны – это ее часть.

 

Глазами прозревшего

Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаем, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда-либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни – не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем это новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?». Тот отвечает: «Я – желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?». Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную»». Есть известная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все совершенно другими глазами – в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

Лицом к реальности

Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди, кто-то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого-то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса – правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.

В школе у меня был прекрасный учитель математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому-то, возможно, повезло меньше – им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным – на истину таблицы умножения это никак не влияет.

Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.
Если бы мне по каким-то причинам была бы неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения – ложна?

Как говорит школьный учебник физики, реальность – это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор – и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом Ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф 6:11—18).

Журнал «Фома»

соблазн — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. собла́зн собла́зны
Р. собла́зна собла́знов
Д. собла́зну собла́знам
В. собла́зн собла́зны
Тв. собла́зном собла́знами
Пр. собла́зне собла́знах

соб-ла́зн

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -соблазн- [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. то, что прельщает, влечёт к себе ◆ Для учёного всякая интересная проблема ― великий соблазн, часто перевешивающий нравственные соображения. Д. А. Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. греховное искушение; то, что вызывает греховные мысли, толкает к греху ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. искушение
Антонимы
  1. -
  2. -
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от церк.-слав., ст.-слав. съблазнъ (σκάνδαλον; Супр.). Из праслав. *blaznъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. блазнъ «ошибка», русск. бла́зень «простофиля, проказник, шутник», укр. бла́зень «дурак», польск. błazen «шут, дурак», чешск. blázn, blázen «дурак», в.-луж. błazn, н.-луж. błazn, błazan «дурак». Сюда же русск. блазни́ть, ст.-слав. блазнити «искушать, сердить», болг. бла́зня «искушаю, соблазняю», сербохорв. бла́знити «льстить, ласкать, гладить», словенск. blázniti «приводить в смущение, беспорядок», чешск. blázniti «дурачить», польск. błaźnić «дурачить, сбивать с толку". Сравнивают с др.-в.-нем. blâsan «дуть», готск. ufblēsan φυσιοῦν, др.-в.-нем. blâsa «пузырь», лат. flāre «дуть», flēmina «нарыв», греч. φλήναφος «болтовня» и объясняет слав. *blaznъ из *bhlōs-no- с переходом z<s по не вполне достоверному закону Цупицы (обращает на себя внимание различие знач.). Прочие этимологии еще более рискованны, напр. сближение с благо́й. Если ст.-слав. блазнъ «ошибка, заблуждение» значило первонач. «блуждающий огонек», то его можно сравнить с латышск. blāzt «мерцать», blãzma «мерцание, блеск, отражение», которые родственны лат. flagrāre, flamma. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Соблазн - это... Что такое Соблазн?

        (синоним - обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазнить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения у женщин и у мужчин различны. Недаром говорят, что женщина любит "ушами", а мужчина "глазами". Мужчин соблазняет в женщинах чаще красивая внешность либо какие-то отдельные женские качества: например, одних обольщают женщины с "демоническим" характером, других - так называемые "секс бомбы" или скромные голубоглазые "тихони" с кукольной внешностью, третьих - женщины агрессивного склада, очень чувствительные. Важное значение имеет чистота и свежесть наряда. Действенное оружие женщины - смех. В обольстительном, кокетливом, радостном, загадочном, грустном или мимолётном смехе таятся неограниченные возможности. Большое значение при соблазнении имеет голос: его окраска, тембр, интонация. Мужчину привлекает не только молодость и красота женщины, но иногда и её труднодоступность. Женщин же соблазняет в мужчинах ум, мужественность, манеры поведения, чистоплотность и только затем внешняя привлекательность. Иногда они наделяют магической силой его чёрные или зелёные глаза, густые кудри или шелковистый "ёжик", а временами - даже намечающуюся или уже отчётливо заметную плешь (учёные, как известно, доказали, что лысина у мужчины - показатель высокой гормональной активности). Для других женщин не менее соблазнительны красивая гладкая кожа мужчины, тепло от прикосновения руки, табачный запах или специфический аромат мужского одеколона. Как мужчины, так и женщины могут использовать свой "соблазнительный потенциал" в различных целях, в зависимости от характера которых оценка их поведения может находиться в диапазоне от резко отрицательной до положительной. В бытовом плане определение мужчины или женщины как "соблазнителя" или "соблазнительницы" нередко несёт на себе налёт неодобрительности, связывается с возможным донжуанством или куртизанством, а то и с подозрением на неверность в супружестве. Соблазн может быть использован и в аморальных целях, например, для полового совращения.

(Источник: Сексологический словарь)

1) объект, вызывающий чувственное вожделение, страсть; то же, что искушение;

2) подстрекательские действия или предложение, направленные на разжигание страсти.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы:
  • Смегма
  • Совокупление

Смотреть что такое "Соблазн" в других словарях:

  • соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. (о соблазне). .. См …   Словарь синонимов

  • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, соблазна, муж. 1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичной жизни. Ввести кого нибудь в соблазн. Подальше от соблазна. «Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать.» Крылов. 2. Греховное искушение,… …   Толковый словарь Ушакова

  • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, а, муж. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого н. в с. Не устоять против соблазна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СОБЛАЗН — «СОБЛАЗН», СССР, Ленфильм, 1987, цв., 106 мин. Социально психологическая драма. По мотивам сценария Юрия Клепикова «Незнакомка». Старшекласснице Жене Родимцевой трудно устоять перед соблазном оказаться в элите класса. Но ей приходится дорого… …   Энциклопедия кино

  • соблазн —     СОБЛАЗН1, искушение, обольщение, приманка, разг. магнит     СОБЛАЗНИТЕЛЬ, искуситель, совратитель, высок. обольститель, устар. прелестник     СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦА, совратительница, книжн. сирена, книжн. цирцея, высок. искусительница, высок.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Соблазн — В Викисловаре есть статья «соблазн» Соблазн: Пикап в узком смысле знакомство с целью соблазнения Соблаз …   Википедия

  • соблазн — • большой соблазн • великий соблазн …   Словарь русской идиоматики

  • соблазн — возникает соблазн • действие, субъект, начало избежать соблазна • действие, объект, Neg, зависимость, контроль соблазн приходит • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • соблазн — СОБЛАЗН, а, м То же, что искушение. Соблазн был очень велик, удержаться от него было трудно …   Толковый словарь русских существительных

  • СОБЛАЗН —     ♥ Испытывать соблазн во сне наяву быть вам обманутым конкурентами.     ↑ Представьте, что вы не поддаетесь соблазну, проходите мимо, словно вас это не касается …   Большой семейный сонник

Книги

  • Соблазн, Шэйкин Кен. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 337 руб
  • Соблазн, Шэйкин Кен. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 204 руб
  • Соблазн, Кен Шэйкин. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 186 руб
Другие книги по запросу «Соблазн» >>

Толковый словарь Ожегова - значение слова СОБЛАЗН

СОБЛАЗН, -а,м. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого-н. в с. Не устоять против соблазна.

Смотреть значение СОБЛАЗН в других словарях

Соблазн М. — 1. Искушение. // То, что влечет к себе, соблазняет, прельщает. 2. Греховное искушение; грех.
Толковый словарь Ефремовой

Соблазн — соблазна, м. 1. искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. ы столичной жизни. Ввести кого-н. в соблазн. Подальше от соблазна. Царь был строг и не охотник таким соблазнам........
Толковый словарь Ушакова

Соблазн — -а; м. То, что прельщает, влечёт к себе; искушение. Ввести в с. (соблазнить). С. был очень велик. Подальше от соблазнов. (Не) удержался от соблазна посмотреть, послушать что-л.........
Толковый словарь Кузнецова

Соблазн — Заимствование из старославянского, где образовано от съблазнити – "соблазнить", от существительного блазнъ – "обольщение".
Этимологический словарь Крылова

Соблазн — -искушение, сомнение, обман. В Мф 15.12 в оригинале стоит: «обиделись», «оскорбились».
Исторический словарь

Соблазн —         (синоним - обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. ить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения........
Сексологическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :


Перевести СОБЛАЗН на язык :

СОБЛАЗН - это... Что такое СОБЛАЗН?

  • соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. (о соблазне). .. См …   Словарь синонимов

  • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, а, муж. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого н. в с. Не устоять против соблазна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СОБЛАЗН — «СОБЛАЗН», СССР, Ленфильм, 1987, цв., 106 мин. Социально психологическая драма. По мотивам сценария Юрия Клепикова «Незнакомка». Старшекласснице Жене Родимцевой трудно устоять перед соблазном оказаться в элите класса. Но ей приходится дорого… …   Энциклопедия кино

  • соблазн —     СОБЛАЗН1, искушение, обольщение, приманка, разг. магнит     СОБЛАЗНИТЕЛЬ, искуситель, совратитель, высок. обольститель, устар. прелестник     СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦА, совратительница, книжн. сирена, книжн. цирцея, высок. искусительница, высок.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Соблазн — В Викисловаре есть статья «соблазн» Соблазн: Пикап в узком смысле знакомство с целью соблазнения Соблаз …   Википедия

  • соблазн — • большой соблазн • великий соблазн …   Словарь русской идиоматики

  • соблазн — возникает соблазн • действие, субъект, начало избежать соблазна • действие, объект, Neg, зависимость, контроль соблазн приходит • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Соблазн —         (синоним обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазнить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения у женщин и у мужчин различны. Недаром говорят, что женщина любит …   Сексологическая энциклопедия

  • соблазн — СОБЛАЗН, а, м То же, что искушение. Соблазн был очень велик, удержаться от него было трудно …   Толковый словарь русских существительных

  • СОБЛАЗН —     ♥ Испытывать соблазн во сне наяву быть вам обманутым конкурентами.     ↑ Представьте, что вы не поддаетесь соблазну, проходите мимо, словно вас это не касается …   Большой семейный сонник

  • Значение слова «Соблазн» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

    Поделиться значением слова:

    СОБЛАЗН, -а,м. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого-н. в с. Не устоять против соблазна.


    Ударение: собла́зн м.

    1.  
      1. Искушение.
      2. То, что влечет к себе, соблазняет, прельщает.
    2. Греховное искушение; грех.

    собла́зн
    род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. съблазнъ σκάνδαλον (Супр.), ср. бла́зень, блазни́ть (Бернекер I, 58 и сл.).
    ••
    (Последнее Георгиев (Българска етимология и ономастика, София, 1960, стр. 9) объясняет из *блаз-нъ "ударенный", ср. лат. flag-rum "бич", flāg-itō "бичую"

    СОБЛА́ЗН, соблазна, ·муж.
    1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичной жизни. Ввести кого-нибудь в соблазн. Подальше от соблазна. «Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать.» Крылов.
    2. Греховное искушение, повод к греху (церк.). «Соблазном постланное ложе ты отчей сени предпочла.» Пушкин.
    3. в знач. сказуемого, с ·инф. Очень соблазнительно (·разг. ). Был большой соблазн остаться за городом еще на один день.

    искушение, обольщение, приманка, прелесть; (бесовское) наваждение; камень преткновения; бездна бездну призывает; магнит, соблазнение

    искушение, наваждение, обольщение, приманка, соблазнение

    собла́зн,
    собла́зны,
    собла́зна,
    собла́знов,
    собла́зну,
    собла́знам,
    собла́зн,
    собла́зны,
    собла́зном,
    собла́знами,
    собла́зне,
    собла́знах

    Поделиться значением слова:

    Соблазнение — Википедия

    Соблазнение это процесс намеренного завлечения человека, стремление к интимной близости, сексуальному обладанию; убеждение или побуждение к сексуальному поведению . Стратегии соблазнения включают разговор и сексуальные сценарии,[1] паралингвальные особенности,[2]невербальное общение,[3][4] и краткосрочные поведенческие стратегии.[5] В английском языке слово соблазнение происходит от латинского и буквально означает "вводить в заблуждение".[6] В результате термин может иметь положительное или отрицательное значение. Известные соблазнители из истории или легенды - Лилит, Джакомо Казанова и вымышленный персонаж Дон Жуан . Появление Интернета и технологий привело к существованию пикап-сообществ, которые основаны на обсуждении способов соблазнения. Члены таких сообществ называют себя "пикаперы (англ.)русск." (англ. сокращение - PUA) . Соблазнение также используется в маркетинге.[7]

    Соблазнение в негативном ключе включает в себя искушение и соблазн, часто сексуального характера, чтобы ввести кого-то в заблуждение относительно поведенческого выбора, который он не сделал бы, если бы не находился в состоянии сексуального возбуждения. В положительном ключе соблазнение является синонимом акта обаяния кого-либо, мужчины или женщины, путем обращения к чувствам, часто с целью ослабить необоснованные страхи и привести к "сексуальному раскрепощению". Некоторые стороны в современных академических дебатах утверждают, что мораль соблазнения зависит от долгосрочных воздействий на соответствующих лиц, а не от самого акта, и может не обязательно иметь негативную коннотацию, выраженную в словарных определениях.[8]

    Кратковременные[править | править код]

    У мужчин[править | править код]

    Краткосрочные стратегии соблазнения у мужчин преимущественно связаны с темной триадой [9]. Краткосрочные стратегии - это стратегии, используемые человеком для получения партнера для кратковременного (разового) сексуального контакта.[10]

    Темная триада, предложенная Паулхусом и Уильямсом (2002)

    Темная триада состоит из трех качеств личности: психопатии, нарциссизма и макиавеллизма (англ.)русск. и была предложена Паулхусом и Уильямсом (2002).[11] Эти три черты носят эксплуататорский характер и используются для сексуально-принудительного поведения, полезного в процессе соблазнения. Как правило, эти три качества для человека и общества считаются неадекватными. Тем не менее, эти признаки были признаны адаптивными в стратегии эксплуатации в краткосрочных отношений.[12] Качества темной триады являются адаптивными для неограниченной социосексуальности (англ.)русск. и беспорядочного поведения.[13] Эти три черты связаны с импульсивностью, манипулятивным поведением и отсутствием сочувствия. Они оказываются полезны в соблазнении партнера для краткосрочных встреч.[14] С точки зрения эволюции, они были бы особенно полезны для наших предков, которые хотели увеличить свой репродуктивный успех, соблазняя многих женщин и, следовательно, увеличивая их шанс передать свои гены. Эти конкретные черты могут быть использованы в качестве тактики для увеличения успеха в отношениях.

    Качества темной триады чаще встречаются у мужчин с небольшим родительским вкладом. Через возможности многочисленных совокуплений со множеством женщин они увеличивают вероятность передачи своих генов, вкладывая во время полового акта только генетическую компоненту. В то время как женщине приходится вкладывать в рождение младенца много времени и энергии и затем ухаживать за ним в течение многих лет.

    У женщин[править | править код]

    Триада качеств наследственно не была бы адаптивной для женщин, потому что женщины были и остаются менее склонны к случайному сексу [15] из-за нехватки ресурсов для обеспечения её самой и её потомства.

    Кроме того, существуют и другие потенциальные соображения относительно использования краткосрочных стратегий. Мужчины не могут применять такие стратегии без желания женщин вступать с ними в краткосрочные половые отношения. Таким образом, выгода от участия в нескольких краткосрочных отношениях также должна существовать и для женщин. Такие отношения позволяют женщинам практиковать и совершенствовать свои навыки в сфере привлечения и соблазнения.[16] Это часто происходит во время внепарных связей (англ.)русск., когда женщины вступают в половую связь с другими мужчинами, при наличии мужа.[16] Женщины могут получить выгоду от участия в этих отношениях, в том числе возможность приобретать больше ресурсов. Например, женщины имеют больше возможностей получить доступ к мясу, товарам или услугам в обмен на половой акт или возможность родить ребенка, чей отец имеет лучшие гены, чем ее муж.[17] Женщины используют эти кратковременные отношения, чтобы отточить свои навыки соблазнения и повысить свою защищенность. Это связано с тем, что мужчины часто обеспечивают дополнительную защиту от эксплуатации другими мужчинами или от не людей, женщинам, с которыми они состоят в отношенгиях, и их детям.[18]

    Улучшение навыков привлечения и соблазнения также может помочь женщине приобрести более подходящего или более привлекательного мужчину в соответствии с "гипотезой смены партнера".[16] Это связано с тем, что женщины могут оценить свою потенциальную половинку, прежде чем вступать в долгосрочные отношения.[19] В качестве альтернативы, согласно этой гипотезе, женщины с помощью таких стратегий, как кратковременное соблазнение другого мужчины, также могут избавиться от нежелательного мужа.[17] Женщины также могут быть более готовы к удерживанию партнеров-мужчин от будущей неверности, о чем свидетельствует "гипотеза манипуляции партнером".[16] Эта гипотеза предполагает, что женщины могут использовать месть для сдерживания будущей неверности . Это может быть достигнуто за счет краткосрочного романа с использованием соблазнения с другим мужчиной в качестве тактики мести за предыдущий роман ее мужа, который направлен на повышение обязательств ее предполагаемого долгосрочного супруга.[17][20] Эти гипотезы указывают на наличие выгод для женщин в развитии и расширении своих навыков соблазнения в сексуальных отношениях.

    Долговременные[править | править код]

    'Стратегии определяются как развитые решения адаптивных проблем'.[21] Мужчины и женщины отличаются адаптивными проблемами, с которыми они сталкиваются, и как следствие использованием разных стратегии. Женщины очень хотят иметь ресурсы и обязательства, которые связаны с родительским вкладом, и поэтому требуют более продолжительного периода времени для ухаживания и использования соблазнения до вступления в длительные сексуальные отношения. Женщины также проводят время, ища и соблазняя мужчин, которые готовы инвестировать и вкладывать в долгосрочной перспективе.[22] Вероятно, что эксплуатирующие стратегии не будут использоваться при соблазнении долгосрочного партнера.[10] Черты, связанные с темной триадой (макиавеллизм, психопатия и нарциссизм), бесполезны для долгосрочных отношений, потому что они отрицательно коррелируют с соглашаемостью (англ.)русск., сочувствием и взаимностью, которые являются качествами, способствующими здоровым отношениям.[14]

    1. Littleton, H. L., & Axsom, D. Rape and seduction scripts of university students: Implications for rape attributions and unacknowledged rape (англ.) // Sex Roles : journal. — 2003. — Vol. 49, no. 9—10. — P. 465—475. — doi:10.1023/A:1025824505185.
    2. Kenrick, D. T., Groth, G. E., Trost, M. R., & Sadalla, E. K. Integrating evolutionary and social exchange perspectives on relationships: Effects of gender, self-appraisal, and involvement level on mate selection criteria (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1993. — Vol. 64, no. 6. — P. 951—969. — doi:10.1037/0022-3514.64.6.951.
    3. Andersen, P. A. Nonverbal immediacy in interpersonal communication (неопр.) // Multichannel Integrations of Nonverbal Behavior. — 1985. — С. 1—36.
    4. Kelley. K. Males, Females and Sexuality. Theories and Research (англ.). — New York: State Univ of New York Pr, 1986. — P. 69. — ISBN 978-0887063091.
    5. Givens, D. B. The nonverbal basis of attraction: Flirtation, courtship, and seduction (англ.) // Psychiatry : journal. — 1978. — Vol. 41, no. 4. — P. 346—359. — doi:10.1080/00332747.1978.11023994.
    6. Glare, P. G. Oxford Latin dictionary (англ.). — Clarendon Press. Oxford University Press., 1982.
    7. Deighton, J., & Grayson, K. Marketing and seduction: Building exchange relationships by managing social consensus (англ.) // Journal of Consumer Research (англ.)русск. : journal. — 1995. — Vol. 21, no. 4. — P. 660—676. — doi:10.1086/209426.
    8. Abbey, A. Sex differences in attributions for friendly behavior: Do males misperceive females' friendliness? (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1982. — Vol. 42, no. 5. — P. 830—838. — doi:10.1037/0022-3514.42.5.830.
    9. Paulhus, D. L., & Williams, K. M. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism and Psychopathy (англ.) // Journal of Research in Personality (англ.)русск. : journal. — 2002. — Vol. 36, no. 6. — P. 556—563. — doi:10.1016/s0092-6566(02)00505-6.
    10. 1 2 Jonason, P. K., Li, N. P., Webster, G. D., & Schmitt, D. P. The dark triad: Facilitating a short‐term mating strategy in men (англ.) // European Journal of Personality (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 23, no. 1. — P. 5—18. — doi:10.1002/per.698.
    11. Jonason, P. K., Li, N. P., Webster, G. D., & Schmitt, D. P. The dark triad: Facilitating a short‐term mating strategy in men (англ.) // European Journal of Personality (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 23, no. 1. — P. 5—18. — doi:10.1002/per.698.
    12. Jonason, P. K., Valentine, K. A., Li, N. P., & Harbeson, C. L. Mate-selection and the Dark Triad: Facilitating a short-term mating strategy and creating a volatile environment (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 51, no. 6. — P. 759—763. — doi:10.1016/j.paid.2011.06.025.
    13. Jonason, P. K., Li, N. P., Webster, G. D., & Schmitt, D. P. The dark triad: Facilitating a short‐term mating strategy in men (англ.) // European Journal of Personality (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 23, no. 1. — P. 5—18. — doi:10.1002/per.698.
    14. 1 2 Jonason, P. K., Valentine, K. A., Li, N. P., & Harbeson, C. L. Mate-selection and the Dark Triad: Facilitating a short-term mating strategy and creating a volatile environment (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 51, no. 6. — P. 759—763. — doi:10.1016/j.paid.2011.06.025.
    15. Herold, E., & Mewhinney, D. Gender Differences in Casual Sex and AIDS Prevention: A Survey of Dating Bars (англ.) // The Journal of Sex Research (англ.)русск. : journal. — 1993. — Vol. 30, no. 1. — P. 36—42. — doi:10.1080/00224499309551676.
    16. 1 2 3 4 Greiling, H., & Buss, D. M. Women's sexual strategies: The hidden dimension of extra-pair mating (англ.) // Personality and Individual Differences (англ.)русск. : journal. — 2000. — Vol. 28, no. 5. — P. 929—963. — doi:10.1016/s0191-8869(99)00151-8.
    17. 1 2 3 Symons, D. The evolution of human sexuality (англ.). — New York: Oxford University Press., 1979.
    18. Smith, R. L. Human sperm competition. In R. L. Smith, Sperm competition and the evolution of mating systems (англ.). — New York: Academic Press, 1984. — P. 601—659.
    19. Buss, D.M. and Schmitt, D.P. Sexual Strategies Theory: an evolutionary perspective on human mating (англ.) // Psychological Review (англ.)русск. : journal. — 1993. — Vol. 100, no. 2. — P. 204—232. — doi:10.1037/0033-295x.100.2.204. — PMID 8483982.
    20. ↑ Greiling, H. (1993). Women's short-term sexual strategies. In Conference on Evolution and the Social Sciences, London School of Economics, London, England.
    21. Buss, D. M., & Schmitt, D. P. Sexual strategies theory: an evolutionary perspective on human mating (англ.) // Psychological Review (англ.)русск. : journal. — 1993. — Vol. 100, no. 2. — P. 204—232. — doi:10.1037/0033-295x.100.2.204.
    22. Buss, D. M. The evolution of desire: Strategies of human mating (Rev. ed.) (англ.). — New York: Basic Books, 2003.

    Соблазн - это... Что такое Соблазн?

  • соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. (о соблазне). .. См …   Словарь синонимов

  • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, соблазна, муж. 1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичной жизни. Ввести кого нибудь в соблазн. Подальше от соблазна. «Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать.» Крылов. 2. Греховное искушение,… …   Толковый словарь Ушакова

  • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, а, муж. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого н. в с. Не устоять против соблазна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СОБЛАЗН — «СОБЛАЗН», СССР, Ленфильм, 1987, цв., 106 мин. Социально психологическая драма. По мотивам сценария Юрия Клепикова «Незнакомка». Старшекласснице Жене Родимцевой трудно устоять перед соблазном оказаться в элите класса. Но ей приходится дорого… …   Энциклопедия кино

  • соблазн —     СОБЛАЗН1, искушение, обольщение, приманка, разг. магнит     СОБЛАЗНИТЕЛЬ, искуситель, совратитель, высок. обольститель, устар. прелестник     СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦА, совратительница, книжн. сирена, книжн. цирцея, высок. искусительница, высок.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • соблазн — • большой соблазн • великий соблазн …   Словарь русской идиоматики

  • соблазн — возникает соблазн • действие, субъект, начало избежать соблазна • действие, объект, Neg, зависимость, контроль соблазн приходит • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Соблазн —         (синоним обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазнить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения у женщин и у мужчин различны. Недаром говорят, что женщина любит …   Сексологическая энциклопедия

  • соблазн — СОБЛАЗН, а, м То же, что искушение. Соблазн был очень велик, удержаться от него было трудно …   Толковый словарь русских существительных

  • СОБЛАЗН —     ♥ Испытывать соблазн во сне наяву быть вам обманутым конкурентами.     ↑ Представьте, что вы не поддаетесь соблазну, проходите мимо, словно вас это не касается …   Большой семейный сонник

  • Соблазн - это... Что такое соблазн?

    Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.

    «Горе миру от соблазнов, ибо надлежит придти соблазнам; но горе человеку, через которого соблазн приходит…» — Говоря это, добросердечный отец Бертран не заметил, как странно потемнело вдруг лицо господина Виларсо де Торана.

    Утверждая, что соблазн обволакивает реальность, никогда с ней не смешиваясь, что он создает своеобразную пустоту в сердце власти — но точно так же и производства, этого выведения на свет всего и вся, — разводя тем самым соблазн и истину, соблазн и необратимость смысла (смысл может быть только линейно наращиваемым), Бодрийяр, на наш взгляд, выступает уже не просто критиком социальной системы технотронного капитализма, но дает философский абрис некоей фундаментальной вписанности человека в мир, погребенной под позднейшими слоями познавательных рационализаций.

    И по правде говоря, этот соблазн, который он разоблачал начиная с самых первых работ, слишком часто находит свой путь к умам я имею в виду тот соблазн, который сами христиане вдыхают вместе с воздухом времени — соблазн заменить собственную деятельность разума на высшее просвещение и считать философа пребывающим в чисто природных условиях под тем предлогом, что его объект полностью относится к природе.

    Нет, все-таки не был, политическую деятельность все-таки считал злом; в своей книге "Христианское учение", задавая себе вопрос, почему мир не пошел за Христом, он находит ответ на него в том, что в мире существуют "соблазны", те гибельные подобия добра, в которые, как в ловушку, заманиваются люди, например, политическими статутами,-- это даже самый опасный соблазн, говорит он, когда государство оправдывает совершаемые им грехи тем, что оно будто бы несет благо большинству людей, народу, человечеству.

    Письма эти присылаются обыкновенно ближайшими родственниками детей и наичаще даже прямо родителями, и потому, казалось бы, тут ли быть какому-нибудь злу или соблазну, а между тем тут-то именно и есть и зло, и соблазн.

    Но да же при этом случае, человек он все же человек, и несмотря на нравственные ориентиры, которые дает религия, соблазн остается соблазном, и деже если и не столь болезненно, но все же болезненно до чрезвычайности он воспримет мнимую утрату дара.

    Просьба коллеги была слишком дикой, чтобы Мухтель боролся с соблазном - нет, соблазн реален при наличии возможности, но Штрумпф предлагал заведомо невыполнимое дело.

    Правда, советский режим был к церкви намного беспощаднее, а перед интеллигенцией приопахнул соблазны: соблазн понять Великую Закономерность, осознать пришедшую железную Необходимость как долгожданную Свободу - осознать самим сегодня, толчками искреннего сердца, опережающими завтрашние пинки конвойных или зашеины общественных обвинителей, и не закиснуть в своей "интеллигентской гнилости", но утопить свое "я" в Закономерности, но заглотнуть горячего пролетарского ветра и шаткими своими ногами догонять уходящий в светлое будущее Передовой Класс.

    Соблазн (Соблазняемость) | Что такое Соблазн (Соблазняемость)

           Соблазн (Соблазняемость) как качество личности – склонность  увлекаться, привлекаться, прельщаться кем-либо, чем-либо заманчивым, выгодным либо приятным. 

          Два монаха шли из одного монастыря в другой. На пути им предстояло перейти вброд бурную речку. Когда они подошли к броду, к ним обратилась девушка с просьбой помочь ей переправиться. Один из монахов молча поднял девушку на руки и перенес на ту сторону реки, второй отнесся к такому поступку неодобрительно. Перебравшись через реку, они зашагали своей дорогой. Часа через два второй монах, обратившись к своему спутнику, сказал: — Все-таки ты поступил неправильно. Писания запрещают нам прикасаться к женщинам, а тем более брать их на руки. Ты не должен был так поступать.  Второй монах ответил: — Я перенес девушку на другой берег за одну минуту и забыл о ней. Ты же все еще несешь ее с собой…

          Жизнь – заколдованный лес соблазнов. В этом лесу можно найти всё, что угодно. Только, как это не грустно, тяжело найти  бескорыстную, безусловную любовь. Человек смотрит на какой-то заинтересовавший его объект внешнего мира, и у него возникает желание обладать им. Ненасытные чувства и вожделенный ум кричат во весь голос о том, как им хочется обладать данной вещью или телом. Нужен мускулистый разум, чтобы обуздать вакханалию чувств и ума, поставить их в рамки своих нравственных принципов, своего миропонимания.

          В ведическом трактате  Шримад Бхагаватам сказано:  «Точно путник, ослепленный пылью, поднятой смерчем, вожделеющая к обладанию душа видит мир в искаженном свете и соблазняется очертаниями чужой плоти. Непорочная от природы душа вдруг оказывается в страстных объятиях особ противоположного пола. Забыв о том, что боги – невидимые свидетели всех наших дел, человек отдается пороку во мраке безумия, за что потом несет тяжкую кару…

           Временами душа сознает, что за удовольствия нужно платить страданиями и что радость в бренном мире непременно сменяется печалью, но стоит вожделенному видению вновь появиться в туманной мгле, как душа забывает о своем открытии и устремляется к новым страстям. Миг прозрения длится недолго, как вспышка молнии – после озарения мир снова погружается во мрак».

          Соблазн – огромная сила.  Человек не может быть равнодушным к тому или  к чему, кто или что ему нравятся. Он всегда стремится к запретному плоду и жгучему желанию невозможного. – Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Господь (Мф 18:7).

           Без знания, ставшего частью жизненного опыта, человек не сможет отказаться от соблазнов. Вкус человека напрямую зависит от сегодняшнего уровня сознания. То, чем можно соблазнить сегодня, через год уже может не сработать. С развитием разумности, с подъемом уровня сознания изменяется вкусовые предпочтения личности.

         К примеру, ранее человек  вступал в половые отношения, задействовав только нижние центры. То есть, всё ограничивалось банальным вожделением – извращенной формой любви. Сердце и разум в этом  «перепихе» участия не принимали.

         Прошло время. Он встретил и полюбил женщину. Их отношения начались не с койки. Они достаточно хорошо изучили друг друга. Фундамент их отношений сразу стал строиться с помощью сердца и разума. Когда отношения стали близкими, человек ощутил совершенно иной вкус счастья. Одно дело «оприходовать» в  кустах грязную чердачную шалошовку или быть в близости с чистой, верной, любимой женщиной. Тот, кто попробовал шоколад и пирожные, не будет в обычных нормальных условиях пожирать сахар – рафинад. Его уже не соблазнит падшая женщина.

         Сергей Худиев пишет: «Соблазн — это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке; те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека, у которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть.

             Иногда это желание просто и грубо — утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее — борьбу за правду, за свободу, и нередко — за Истину. Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили большевики, немецкий — нацисты.

             Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк 9:42). Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других — как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет…»

          От соблазнов можно уйти, если направить все силы разума на служение Абсолютной Истине.  Будучи слугой Бога, человек ни во что не вовлекается, он спокоен и умиротворен. В древних трактатах говорится, что если разум не направлен на служение Истине, он соприкасается с бесчисленными объектами чувств и его раздирают бесчисленные желания. Невежественные не знают, что высший долг души – служение Истине. Взирая на мир глазами похоти, они обращают внимание на маловажные вещи…  Эти глупцы живут ради удовольствий…  Их цель богатство, чувственные наслаждения, высокое рождение и прочие приятные вещи.

        Как действует соблазн на ум и чувства? Он заставляет человека думать, что объект, который вызвал у него интерес, ему необходим, и жизнь без него – пустое прозябание и жалкое существование.  Человек отождествляет себя с соблазном. Например, видит себя в красивой, элитной машине с  фотомоделью. «Примерив» на себя свои мечты и фантазии, он возбуждает своё ложное эго, взращивает в себе самомнение, чрезмерную притязательность и амбициозность. Вместо отстраненного наблюдения за жизнью из зрительного зала, он бросается в самую гущу событий на сцене жизни. При этом ни о каком духовном росте речь не идет. 

         Однажды ученик сказал Учителю: – Я истратил большую часть дня, думая о вещах, о которых я не должен думать, желая вещи, которые я не должен желать, и строя планы, которые я не должен строить. Я очень беспокоюсь о том, могу ли я с такими помыслами встать на путь истины. Учитель пригласил ученика на прогулку через лес за его домом. По дороге он указал на растение и спросил ученика, знает ли он его название. – Это белладонна, – уверенно ответил ученик. – А знаешь ли ты о свойствах этого растения? – спросил Учитель. – Да, конечно, оно может убить каждого, кто съест его листы, – уверенно ответил ученик. – Но оно не может убить того, кто просто наблюдает за ним, – сказал Учитель. – Подобно этому, отрицательные желания не могут вызвать никакого зла, если ты не позволишь им соблазнить тебя. Ты просто наблюдай за ними.

    Петр Ковалев 2014 год
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

    соблазн — Толковый словарь Даля

    Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. соблазн — Заимствование из старославянского, где образовано от съблазнити – "соблазнить", от существительного блазнъ – "обольщение". Этимологический словарь Крылова
    2. соблазн — Препятствие, поступок, пример или слово, могущее быть камнем преткновения для верующего. Краткий церковнославянский словарь
    3. соблазн — орф. соблазн, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. соблазн — собла́зн род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. съблазнъ σκάνδαλον (Супр.), ср. бла́зень, блазни́ть (Бернекер I, 58 и сл.). •• [Последнее Георгиев (Българска етимология и ономастика, София, 1960, стр. 9) объясняет из *блаз-нъ "ударенный", ср. лат. Этимологический словарь Макса Фасмера
    5. соблазн — СОБЛАЗН -а; м. То, что прельщает, влечёт к себе; искушение. Ввести в с. (соблазнить). С. был очень велик. Подальше от соблазнов. (Не) удержался от соблазна посмотреть, послушать что-л. (Не) поддаваться соблазну. Пройти мимо соблазнов кондитерского магазина. Толковый словарь Кузнецова
    6. соблазн — Заимств. из ст.-сл. яз. Образование от съблазнити «соблазнить», преф. производного от блазнити «соблазнять», суф. образования от блазнъ «обольщение, обман». Этимологический словарь Шанского
    7. Соблазн — (синоним — обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазнить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения у женщин и у мужчин различны. Сексологическая энциклопедия
    8. соблазн — Соблазн, соблазны, соблазна, соблазнов, соблазну, соблазнам, соблазн, соблазны, соблазном, соблазнами, соблазне, соблазнах Грамматический словарь Зализняка
    9. соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения <�Бездна бездну призывает> (о соблазне) см. >> приманка Словарь синонимов Абрамова
    10. соблазн — соблазн м. 1. Искушение. || То, что влечет к себе, соблазняет, прельщает. 2. Греховное искушение; грех. Толковый словарь Ефремовой
    11. соблазн — СОБЛ’АЗН, соблазна, ·муж. 1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичной жизни. Ввести кого-нибудь в соблазн. Подальше от соблазна. «Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать.» Крылов. Толковый словарь Ушакова
    12. соблазн — СОБЛАЗН, а, м. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого-н. в с. Не устоять против соблазна. Толковый словарь Ожегова
    13. соблазн — • большой ~ • великий ~ Словарь русской идиоматики
    14. соблазн — Собл’азн — искушение, сомнение, обман. В Мат.15:12 в оригинале стоит: «обиделись», «оскорбились». Библейский словарь Вихлянцева
    15. соблазн — -а, м. 1. То, что прельщает, влечет к себе; искушение. Ввести в соблазн (соблазнить). □ [Кочуев:] Мне Ксения понравилась, да и денег обещали за ней очень много, соблазн был очень велик. А. Островский, Не от мира сего. Малый академический словарь
    16. соблазн — Собла́зн/. Морфемно-орфографический словарь
    17. соблазн — сущ., кол-во синонимов: 13 бесовское наваждение 6 блазн 5 блазнь 5 грех 20 искус 6 искушение 9 магнит 9 мана 7 наваждение 10 обольщение 21 прельщение 6 приманка 29 соблазнение 16 Словарь синонимов русского языка


    Смотрите также