Спойлер в кино что это такое


20 спойлеров, которые стыдно не знать - Попкорн

Спойлеры, конечно — бич интернета, страдания невинным, еще не посмотревшим, и разорение кинокомпаниям, но есть спойлеры, которые уже просто стыдно не знать.

Дарт Вейдер — отец Люка Скайуокера

Симба стал королем

Терминатор вернется

Он тоже Дамблдор умрет

Тайлер Дарден не существует

Титаник утонул

И на столе было только одно место

Джон Сноу жив

Спящая красавица проснется

Нео — избранный

Герой Брюса Уиллиса был мертв весь фильм

На самом деле это Земля

Адмирала Колчака расстреляют

В джазе не только девушки

Энди Дюфрейн все это время делал подкоп

299 спартанцев погибнут

Кольцо всевластия сбросят в вулкан

Бриллиантов там уже нет

Бэтмен и Брюс Уэйн — одна личность

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое "спойлер" в современном понимании?

Приветствую Вас, друзья!

Если бы лет 10-15 назад вы задались вопросом: «что такое спойлер?», то ответ был бы простым — это деталь автомобиля, снижающая сопротивление воздуха. Однако, сейчас все сильно изменилось, и в современном мире слово «спойлер» чаще всего стало употребляться совсем в другом значении.

Что такое спойлер?

Спойлер — это преждевременно раскрываемая информация о сюжете художественного произведения (например, фильма или книги) или иного события, которая содержит важные сюжетные детали и может снижать интерес зрителя к данному произведению или событию.

Само слово «спойлер» произошло от английского «to spoil», что значит «портить» . Появлению спойлеров в современном мире способствовало развитие интернета, поскольку именно в сети большинство людей чаще всего сталкиваются со спойлерами. Иногда, просто листая новостную ленту в какой-нибудь социальной сети, можно нечаянно нарваться, например, на спойлер к фильму, где будет сказано чем он закончится. Согласитесь, будет обидно, если Вы ещё только собирались пойти в кинотеатр на премьеру данного фильма.

Виды спойлеров

На сегодняшний день спойлеры удобнее всего разделять на 2 большие категории: случайные и намеренные.

Случайные спойлеры — это непреднамеренное раскрытие важной части сюжета, произошедшее в следствие желания поделиться впечатлениями с тем, кто ещё не смотрел фильм/сериал. Как правило, такие спойлеры бывают не прямыми, а косвенными — т.е. из них можно легко догадаться о том, как будет развиваться сюжет или, например, как закончится фильм. Случайные спойлеры возможны в дружеских разговорах, в коллективных беседах, если кто-то из участников беседы ещё не смотрел фильм/сериал, который обсуждается. Чтобы избежать таких спойлеров, лучше всего предупреждать собеседника, желающего поделиться эмоциями, максимально избегать конкретики.

Намеренные спойлеры — это раскрытие информаций с целью испортить кому-то впечатление от будущего просмотра фильма/сериала. Как правило, такие спойлеры можно встретить в интернете, или в соц.сетях, где проводят время недобросовестные пользователи, желающие вызвать у людей неприятные эмоции. Чтобы избежать таких спойлеров, накануне премьеры долгожданного фильма лучше поменьше времени проводить в сети.

Почему спойлеры так не любят?

Человек любит удивляться. Именно по этой причине нам интересны детективы, триллеры, неожиданные развязки и непредсказуемые концовки. Однако, испытывать это удивление человеку приятнее непосредственно из самого произведения, чтобы прочувствовать весь замысел автора, насладиться деталями, прочувствовать каждое мгновение. В то же время, мало кто из нас испытает удивление, узнав о неожиданной концовке, например, с чьих-то слов или банального поста в соц.сетях.

Современное поколение стало весьма придирчивым к художественным произведениям, а в особенности — к фильмам или сериалам. Нас уже сложно чем-то удивить! И если есть какой-то ожидаемый фильм или сериал, который представляет для нас интерес, то мы не хотим знать концовку, пока не увидим всё своими глазами от начала до конца. И уж тем более, мы не хотели бы узнать о том, чем всё закончится, с чьих-то слов, ведь так мы не испытаем совершенно никаких эмоций и переживаний.

Где впервые появился термин?

Впервые термин появился в нашумевшем сериале «Доктор Кто». По сюжету британского фильма доктор любит путешествовать по всему миру, при этом он видит людей в совсем других измерениях, не в той последовательности, в которой протекает их жизнь. В части кинокартины под названием «Тишина в библиотеке» есть героиня, заметно отличающаяся от других, живущих в данное время. Такое развитие событий не оставляет равнодушными зрителей. Она знакома с доктором, который был уверен, что впервые видит девушку. Когда главный герой пытается узнать некоторые подробности из личной жизни женщины, она произносит загадочное слово «Спойлеры», разворачивается и уходит. После выхода фильма на широкие экраны, слово начало обретать популярность.

Какие меры принимаются для защиты от спойлеров?

«Мстители. Финал» а также завершающий сезон «Игры престолов» были наиболее ожидаемыми кинолентами 2019 года. Однако ещё до того, как все зрители успели насладиться этими киношедеврами до конца, в интернете начали распространяться спойлеры в большом количестве.

Самыми первыми, кто отреагировал на распространение ссылок, стали администраторы одной из социальных сетей. «ВКонтакте» решили удалить все существующие спойлеры «Игры престолов» из тематических групп. Однако чуть позднее, они просто сменили алгоритмы. Посты, связанные с сериалом, были подсвечены специальным цветом, содержащим предупреждение «Осторожно, спойлеры!». С помощью разработанной программы появилась возможность вычислить посты со спойлерами и, при желании, не раскрывать их содержимое. Чтобы прочесть пост, необходимо было развернуть его, нажав на иконку «Читать полностью».

Аналогичный алгоритм администраторы «ВКонтакте» установили в группах, где имело место упоминание сериала «Мстители. Финал». Администрация социальной сети выступила с объяснительной речью, в которой объяснила пользователям, что данные меры необходимы для информационной безопасности посетителей интернет-ресурса.

Меры по защите пользователей от спойлеров приняли также популярные соц.сети «Фейсбук» и «Твиттер». Разработчиками были внедрены дополнения в настройки, при помощи которых можно было самому указывать слова, которые будут устранены из ленты новостей. Таким образом, если пользователь вносил слова «Игра престолов» и «Мстители» в этот список, то он был защищен от спойлеров, связанных с этими киношедеврами.

Другие значения слова «спойлер»

Помимо того значения которое мы с Вами разобрали, есть также несколько других значений этого термина. Спойлер — это:

  • уменьшитель подъёмной силы на крыльях самолёта;
  • механизм в транспортном средстве, трансформирующий поток воздуха из турбулентного в ламинарный, благодаря чему снижается сопротивление воздуха;
  • заведомо проигрышный кандидат в выборном процессе. Это может быть физическое лицо или партия, перетягивающие на себя часть голосов другого участника выборной гонки, имеющего похожую программу;
  • спойлером называли героя из серии фильмов о Бэтмене.

На этом всё! Спасибо за внимание, дорогие читатели!

Для чего нужен спойлер на автомобиле

В наши дни термин «спойлер» чаще употребляется в культурном значении, чем в техническом, но мы поговорим именно о последнем.

Любители кино и литературы знают, что такое спойлер — это преждевременно раскрытая важная информация о сюжете произведения, которая портит всё удовольствие от него для тех, кто ещё только готовится посмотреть фильм или прочитать книгу. Для фанатов автомобилей спойлер означает в первую очередь элемент аэродинамики, но часто его путают с антикрылом и даже не всегда знают, для чего собственно нужен этот самый спойлер.

Спойлер представляет собой деталь (или комплекс деталей), основная задача которых — влиять на потоки воздуха, обтекающие автомобиль во время движения. Таким образом спойлер меняет аэродинамические характеристики кузова машины за счёт того, что «портит» (английское слов spoil — «портить» — и дало название элементу) естественный ход воздушного потока.

Для чего это делается. Чем быстрее может ехать автомобиль, тем сильнее на него влияет воздух. Потоки стремятся оторвать машину от дороги, образуя подъёмную силу — она нужна самолётам, задача которых подняться в воздух, но совершенно ни к чему автомобилям, которым, наоборот, нужно как можно лучшее сцепление с поверхностью. Чтобы добиться этого инженерам приходится искать возможности ухудшить течение потока воздуха так, чтобы он улучшил поведение автомобиля на дороге.

Porsche

С технической точки зрения спойлером можно считать несколько деталей — обтекатель в передней части кузова (часто его называют сплиттер — на фото выше сплиттер Porsche 911 GT2 RS Weissach Package (991)), боковые пороги и собственно сам спойлер, расположенный в задней части кузова. С виду детали эти незначительны, но играют очень важную роль.

Audi

Самой наглядной иллюстрацией важности спойлера стал спорткар Audi TT первого поколения. Автомобиль (на фото выше) получил очень яркий дизайн кузова и инженеры не стали портить его дополнительными аэродинамическими элементами, но вскоре выяснилось, что красота в прямом смысле требует жертв. На скорости свыше 180 км/ч в поворотах или просто при смене полосы движения TT теряла устойчивость, что приводило к серьёзной аварии. Череда инцидентов в том числе со смертельным исходом вынудила Audi отзывать уже проданные автомобили и вносить в них доработки — была перенастроена подвеска, добавлены некоторые электронные ассистенты, а на кузове появился спойлер. Он хоть и испортил чистоту линий, зато существенно улучшил стабильность машины на высокой скорости.

Porsche

Спойлер является неотъемлемой частью мощных и быстрых автомобилей. При этом он может отличаться по своей конструкции. Существуют стационарные и подвижные элементы (на фото выше — Porsche 911 Carrera S Cabriolet (992) с убранным спойлером), которые не портят чистоту линий и позволяют дизайнерам и инженерам достичь компромисса в вопросах эстетики и функциональности.

Porsche

Подвижный элемент активируется либо автоматически, когда автомобиль развивает достаточно высокую скорость, на которой уже требуется помощь спойлера, либо же деталь можно выдвинуть из кузова принудительно на любой скорости, нажав одну кнопку в салоне. Иллюстрации тому выше: на заглавном фото показан движущийся Porsche 911 Carrera S (992) с выдвинутым спойлером, а на фото выше — стоящий Porsche 911 Carrera 4S (992) с активированным элементом.

Porsche

При этом площадь спойлера зависит от характеристик автомобиля. Например, у 425-сильного дизельного лифтбека Porsche Panamera 4S diesel (971) (на фото выше) активный спойлер представляет собой относительно простой по конфигурации элемент, тогда как у 680-сильного Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid (971) (на фото ниже) эта деталь имеет дополнительные выдвижные панели, увеличивающие площадь спойлера.

Porsche

Спойлер обычно располагается либо на кромке багажника (у заднемоторных автомобилей — на кромке капота), либо в продолжение линии крыши. Сделано это неспроста. Достаточно крутой наклон кузова в этих местах может приводить к разделению набегающего потока воздуха — он становится турбулентным, создавая зону низкого давления, увеличивая сопротивление и нестабильность воздуха. Спойлер позволяет увеличить давление воздуха, наращивая прижимную силу. Сплиттеры выполняет ту же функцию, но в отношении днища автомобиля.

Porsche

При этом на разных типах кузова спойлеры устанавливают по разному. На фото выше показаны два Porsche Panamera GTS с 460-сильным двигателем — у красного лифтбека конструктивно предусмотрен активный спойлер внизу заднего стекла, а у зелёного универсала Sport Turismo нет подвижного элемента, зато вместо него есть стационарный спойлер на линии крыши.

Porsche

Иногда приходится комбинировать два решения в одной машине. Например, 550-сильный купе-кроссовер Porsche Cayenne Turbo Coupe (на фото выше) имеет два спойлера — стационарный вверху заднего стекла и активный в нижней его части. Часто спойлер помимо основной функции выполняет и второстепенную, позволяя снизить уровень загрязнения стекла.

Porsche

Если говорить об антикрыле, то это тоже элемент аэродинамики, основная задача которого — генерировать прижимную силу, действующую на автомобиль в движении. Эта деталь имеет профиль, обратный крылу самолёта (ему как раз большую часть времени не нужна прижимная сила), и отличается от спойлера тем, что антикрыло всегда имеет зазор между своей плоскостью и плоскостью детали автомобиля, на которой оно установлено (на фото выше — Porsche 911 GT3 RS Weissach Package (991)). Спойлер же выполнен заодно с панелью багажника или вровень с линией крыши, не имея существенной разницы в высоте между собственной плоскостью и плоскостью кузова.

Porsche

Оба элемента выполняют схожую роль, снижая подъёмную (спойлер) и увеличивая прижимную (антикрыло) силу воздуха, действующую на автомобили в движении, но всё же детали (на фото выше — Porsche 911 GT2 RS (991) с антикрылом сзади и спойлером-сплиттером спереди) отличаются друг от друга как минимум по конструкции. Так что теперь вы их точно не перепутаете.

что это значит? Что такое спойлер, спойлерить и заспойлить

Спойлерить - это значит портить удовольствие от книги или фильма, заранее рассказав концовку. Происходит от английского слова spoil - портить.

Синонимы к глаголу спойлерить: раскрывать сюжет, убивать интригу, выдавать тайну.

Спойлерить - несовершенный глагол, обозначает незавершенное действие. Варианты совершенного глагола: заспойлерить, заспойлить, проспойлерить, проспойлить.

Заспойлерить можно книгу, фильм, сериал, компьютерную игру.

Спойлерить. Примеры употребления

Я еще не досмотрел «Игру престолов», не проспойлерите!

- О, сейчас крутой момент будет. - Хватит спойлерить!

Сейчас досмотрю последнюю серию сезона и пойду спойлить в интернете.

Хотел почитать «Анну Каренину», но мне ее заспойлерили.

Спойлер - это преждевременно раскрытая важная информация о сюжете, которая разрушает интригу и портит впечатление.

Спойлер. Примеры употребления

Ненавижу спойлеры.

Давайте без спойлеров, я хочу почитать!

А мне спойлеры не мешают - я смотрю кино не ради сюжета.

Реже существительным спойлер называют человека, который портит интригу и раскрывает сюжетные ходы раньше времени.

В политике спойлер - это кандидат, который идет на выборы не ради победы, а чтобы оттянуть голоса избирателей и помешать кому-то другому выиграть.

Спойлерить - это плохо?

В некоторых произведениях сюжет не играет большой роли. В романе «Евгений Онегин» не так важно, знаете ли вы заранее судьбы Онегина и Татьяны. В других произведениях интрига - это самое главное. Если читать детектив, заранее зная, что убийца - дворецкий, получишь гораздо меньше удовольствия.

Поэтому хорошим тоном считается заранее уточнить, знают ли ваши собеседники, чем кончилось дело, и можно ли обсудить с ними концовку произведения.

Спойлерить намеренно, чтобы затроллить собеседника - плохо вдвойне. За это можно поплатиться здоровьем.

Пример: Мстил за спойлеры. Российский полярник в Антарктике устроил поножовщину

Литературным критикам, кинообозревателям, рецензентам сериалов и компьютерных игр нужно особое мастерство, чтобы описать произведение и не испортить читателю возможное удовольствие.

Рубрика Anews «Я люблю кино» всегда предупреждает, содержатся ли в рецензии спойлеры. Делайте так же, если не хотите нажить себе врагов!

Кадр из фильма «Бойцовский клуб». Фильм и одноименный роман Чака Паланика заканчиваются неожиданной развязкой

Спойлер финала «Игры престолов». Чем кончилась «Игра престолов»? Спойлеры 6 серии 8 сезона

Весной 2019 года завершился показ сериала «Игра престолов» (Game of Thrones). До конца сохранялась интрига - кто победил в битве за Железный трон.

Читайте рецензию Anews: Не для средних умов. Почему концовка "Игры престолов" великолепна

ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ ФИНАЛА «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ»!

Дейенерис Таргариен становится королевой, но ненадолго - ее убивает Джон Сноу. Он вонзает в сердце возлюбленной кинжал со словами: «Ты моя королева. Ныне и всегда».

В зал влетает Дрогон и уничтожает Железный трон. Он берет в лапу тело Дейенерис и улетает прочь.

Кадр из заключительного эпизода «Игры престолов»

Серый Червь, верно служивший Дейнерис, оставляет Джона в живых, но держит в плену. По предложению Тириона судьбу Сноу должен решить новый король, которого изберут на совете.

Тирион предлагает сделать королем Брана Сломанного. Бран соглашается, становясь правителем Шести королевств. Королевой Севера становится Санса.

Джону Сноу сохраняют жизнь, он возвращается в Ночной дозор. Арья Старк отправляется на Запад - «туда, где заканчиваются карты». Серый Червь вместе с армией Безупречных уплывает в Наат.

В самом конце серии Джон вместе с одичалыми уходит за стену - с похожей сцены начинался самый первый эпизод сериала.

Читайте также: Секс-символ "Игры престолов": голая правда об Эмилии Кларк (23 ФОТО)​

что это значит и что такое спойлерить

Молодежный сленг стремительно наполняется новыми оригинальными словами и выражениями. Сегодня на форумах в Интернете часто можно встретить термин «спойлерить» и происходящее от него «спойлер». Предлагаем узнать, что значит спойлерить, меры защиты от спойлеров и примеры их использования.

Что такое «спойлерить»?

Происхождение слова

Слово «спойлерить» произошло от английского глагола to spoil, что в переводе означает «портить», «мешать».

Термин является производным для слова «спойлер», применяющегося в разных сферах:

  • технологии. Спойлер в транспортных средствах – это устройство, установленное на крыле самолета или в автомобиле для увеличения сопротивления и уменьшения подъемной силы (скорости) путем влияния на воздушный поток;
  • медиаиндустрия. В медийном пространстве (фильмы, телепрограммы, видеоигры и пр.) спойлерэто информация, содержащая подробности и детали еще не вышедшего произведения.

Во втором значении термин впервые использовано в британском научно-фантастическом сериале «Доктор Кто». В серии «Тишина в Библиотеке» (2008) главный герой Доктор спрашивал девушку Ривер Сонг, знающую его будущее, о своей дальнейшей жизни. Она произнесла знаменитое «Спойлеры!» и ушла.

Доктор Кто и Ривер Сонг

Значение слова

Слово «спойлерить» в медиа отрасли означает преждевременно раскрывать информацию о свойствах новинок техники, важных элементах художественного произведения (фильма, сериала, телешоу, книги, видеоигры), особенно кульминации и концовки истории.

Если рассматривать более обширно, что это означает,  спойлерить рассказывать исход событий, разрушать интригу, ощущение неизвестности, портить дальнейшие впечатления, удовольствие для человека, который еще не видел или не использовал то, о чем говорится в сообщении. В результате человек теряет интерес к предстоящей премьере и может нам намеренно ее пропустить.

Защита от спойлеров

Узнав, что такое «спойлерить», разберемся кто спойлерит в Интернете. Это люди, которые размещают на веб-сайтах комментарии о раскрытии сюжета. По правилам сетевого этикета это запрещено. В обзорах, где это неизбежно, необходимо ставить предупреждение в заглавии комментария «ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР» и делать после него отступление, чтобы основной текст не был виден читателю. В таком случае человек может самостоятельно решить, узнавать ли заранее главные элементы сюжета.

Модераторы веб-сайтов удаляют спойлеры и могут забанить, т. е. занести в черный список, пользователей-авторов. Некоторые интернет-форумы и справочные сайты, такие как TV Tropes, раздел FAQ по IMDb, имеют дополнительные теги spoiler, охватывающие основные детали сюжета. На этих ресурсах полный текст сообщения открывается развертыванием текста или нажатием на тег.

Предупреждение «Осторожно, спойлер!»

Примеры использования термина

Спойлеры можно найти в статьях, обзорах, рекламных роликах в виде текста, изображения, видео. Они часто встречаются в кинематографе. Во время съемок фильмов продюсеры заключают с актерами письменные соглашения о неразглашении информации о сюжете.

Некоторые создатели специально спойлерят ложной информацией, чтобы запутать поклонников фильма. Режиссер фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» (2009), организовал «кампанию дезинформации», в ходе которой распространялись ложные данные о фильме, чтобы скрыть любые истинные слухи о сюжете.

Создатели культового сериала «Игра престолов» ограничили доступ к полному сценарию 8-го, заключительного сезона телесериала, для участников съемочной группы, чтобы усилить его безопасность и защитить от хакеров.

Герои сериала «Игра престолов»

Таким образом, спойлерить в интернет сленге это значит владеть информацией о содержании фильма, книги, свойствах новинок техники, и раскрывать ее другим людям, которые еще не видели и предпочли бы сами это узнать.

Теперь вы можете перейти к изучению других популярных слов из молодежного сленга – лайкер, мануал, топик, расшарить, френдзона, чтобы расширить свой запас современных слов и всегда быть «в теме».

Спойлер в кино - это ... Плюсы и минусы

Коварное понятие «спойлер» сегодня поглотило киноиндустрию и всемирную компьютерную сеть. Что же такое спойлеры в кино и в Интернете? Об этом в статье.

Спойлер - это преждевременное раскрытие основной идеи сюжета, поворота событий или важной сюжетной информации, положенной в основу фильма. Таким образом, зритель попросту теряет интерес к просмотру.

Примером очевидного спойлера может послужить раскрытие информации о дальнейшей судьбе главного героя, если на протяжении всего фильма сохранялась интрига на этот счет.

Спойлер - в горе или в радость?

В целом сейчас это довольно распространенное явление. И находятся даже те, кому эти спойлеры в кино приходятся по душе. Одни делают на этом состояние, другие собирают огромные аудитории на своих каналах, а третьи, кому и вовсе до всего этого нет дела, просто наслаждаются новой информацией о будущих фильмах. Хотя, будь это просто информация, Интернету удалось бы обойтись без сетевых войн между этими самыми спойлерами и авторами творений.

Вся соль в том, что информация, которая доводится до зрительской аудитории, является засекреченной до определенного времени, дабы не испортить заветную колонку с рейтингами к просмотру.

Так как же все-таки, плохо это или хорошо, съедобно или ядовито?

Spoiler в переводе с английского означает «портить». Можно подумать, что значение этого слова имеет однозначно отрицательный характер. Давайте разбираться.

«Счастливая» концовка и «захватывающий» сюжет

Самое распространенное явление сейчас - это спойлеры в кино. Наверное, каждый киноман знает, о чем сейчас пойдет речь. Конечно, кто же не хочет поскорее узнать концовку любимого сериала или понять, о чем новый фильм, еще до его показа?

Но далеко не все желают портить интригу от предстоящего просмотра. Напротив, порой эти спойлеры в кино наводняют сеть Интернет так, что мы, сами того не желая, попадаем на этот крючок.

Несложно догадаться, как страдают показатели посещаемости кинозалов, если незадолго до премьеры зрителю уже был известен сюжет и развязка. Зачем тратить деньги за уже приобретенный товар?

Хотя, есть и такие, для которых эти спойлеры в кино являются манной небесной, их интерес после услышанного даже обостряется. Возьмем, к примеру, те же трейлеры. Их можно назвать своего рода примерами спойлеров в кино. Однако они пользуются огромной популярностью, ведь мало кто отдаст деньги за фильм, тематика которого не придется по вкусу. В этом случае спойлеры в кино - это скорей полезное дополнение.

«Правда» в ваши уши

Обратной стороной медали являются такие спойлеры о кино, как, например, оценочные видео всевозможных блогеров, которые часто портят репутацию будущим шедеврам. Самое обидное, что эти новоиспеченные ораторы чаще всего исходят из своей личной точки зрения, но, обладая от природы даром внушения, могут подвергать слушателей несправедливым умозаключениям. Некоторые из них даже ухитряются незаконно проносить на кинопоказы камеры и после использовать материалы в своих целях, выставляя их в невыгодном для автора свете.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать одно: от спойлеров в кино нам никуда не деться, хотим мы того или нет, но всегда важно иметь свою точку зрения, уважать свой выбор и, конечно, полностью не полагаться на то, о чем пишут или говорят в Интернете.

Спойлеры: как тайное становится явным

это преждевременно раскрытая сюжетная информация, разрушающая задуманную авторами интригу и лишающая зрителя части удовольствия от художественного произведения. Что такое спойлеры, наши зрители всегда знали не хуже американских; мужчина из известного советского анекдота, который после ссор с женой надписывал маркером на обложках читаемых ею детективов имя убийцы, именно этим и занимался спойлил. Однако только в новом веке спойлеры стали подлинным бичом поп-культуры. Впрочем, бичом ли? Как ни странно, ответ на этот вроде бы очевидный вопрос все еще нуждается в уточнениях.

Термин «спойлер» происходит от английского spoil («портить») и в своем сегодняшнем смысле, как считается, впервые был употреблен в сериале «Доктор Кто» в 60-е годы. Словцо быстро прижилось, и в 1971-м юмористический журнал National Lampoon вышел с материалом с говорящим названием «Спойлеры», раскрывающим важные сюжетные подробности множества популярных фильмов того времени (несколько лет назад похожим образом пошутил производитель одежды Threadless, выпустивший футболки, изукрашенные надписями типа «Снейп убьет Дамблдора» или «Тайлера Дердена не существует»). Но в доцифровую эру подобные выходки медиа были зрителю что слону дробина: National Lampoon не обладал такой властью над умами, как сегодняшние ТВ и Интернет, и зритель чаще всего шел в кинотеатр, ничего не зная о свежем релизе и ориентируясь только по афише. Сюжетная интрига сохранялась даже спустя несколько недель после старта проката, ведь максимум кому зритель мог пересказать содержание фильма – своим родственникам и друзьям, а те еще неизвестно, захотели ли бы его слушать.

 

Не то теперь. В 90-е появился Интернет, а с ним и тематические форумы, на которых обсуждались фильмы и – естественно – их финалы. С помощью поисковых машин эта информация стала легко вываливаться пред ясные очи ничего не подозревающих обывателей, вовсе ничего такого знать не желавших. Далее к делу подключились киностудии, открывшие для себя маркетинговый потенциал Интернета, и задолго до релизов стали заваливать пользователей трейлерами, отрывками, роликами о создании, ТВ-спотами и прочими материалами, в сумме довольно подробно пересказывающими сюжет. Жертвой собственного трейлера пал, например, «Остров» Майкла Бэя, который провалился в прокате, как считается, из-за того, что рекламный ролик фильма раскрывал слишком много секретов – зрители, посмотревшие фильм и не нашедшие в нем каких-либо дополнительных сюжетных твистов, которые не были бы засвечены в трейлере, остались разочарованы и создали ленте негативный «сарафан», приведший к ее кассовому фиаско. Третий удар по киноиндустрии нанесли зеваки и папарацци, вооружившиеся мобильными телефонами с мощными встроенными камерами и ставшие пачками сливать фото- и видеоспойлеры в Интернет прямо со съемочных площадок. В эпоху цифровых СМИ обладание эксклюзивной информацией может не только ненадолго сделать тебя знаменитым, но и обогатить, поэтому распространение спойлеров и борьба с ними превратилась в одну из главных проблем Голливуда.

Интернет, разумеется, состоит не только из тех, кто сорит спойлерами, – гораздо больше в нем людей, которые этих спойлеров хотели бы избежать. В их интересах пользователи выработали правила хорошего тона, предписывавшие предварять спорную информацию словами «ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕР!» либо закрывать спойлер плашкой того же цвета, что и шрифт, чтобы прочитать его можно было, выделив мышкой. Похожие требования часто выдвигаются к рецензентам из СМИ, чьи отзывы на свежие фильмы могут пестрить спойлерами (широко известен относительно свежий скандал вокруг вывешенной на сайте Rotten Tometoes рецензии на «Крик 4», автор которой сообщал читателям, кто убийца, в первом же предложении). Критик Роджер Эберт в 2005-м написал программную колонку, в которой предложил коллегам перестать заниматься пересказом киносюжетов в своих статьях – ведь даже если в их критической статье речь идет о каком-то старом кино, среди читателей всегда найдется достаточно много молодых людей, которые еще не видели «Гражданина Кейна» и «Психо», более того, существуют даже такие читатели, которые все еще не в курсе, чьим сыном является Люк Скайуокер. Сам Эберт, к его чести, действительно старался придерживаться этого правила, но он был человеком старой закалки, росшим во времена, когда кинокритиком не мог стать за пять минут любой желающий, а таких рассадников спойлеров, как Википедия, не существовало даже в проекте.

 

Да, Википедия. Ресурс, по идее, несущий просвещение в массы, входит в конфликт с интересами киноиндустрии, когда дело касается совсем свежих кинорелизов. Фильм Генри Джуста и Ариэля Шульмана «Как я дружил в социальной сети» был впервые показан на фестивале в Сандэнсе, и информация о его сюжете сразу же появилась на Вики-странице, посвященной проекту. Катастрофа состояла в том, что до официального релиза еще оставалось много времени, а сюжет фильма был таков, что любые спойлеры негативно повлияли бы на его прокатные сборы. Но, по словам авторов ленты, любые их попытки стереть преждевременно вывешенную информацию ни к чему не привели: ее неукоснительно возвращали на место, и найти общий язык с руководством ресурса так и не удалось: представители Википедии отвечали, что политика сайта в том и заключается, чтобы давать полную и исчерпывающую информацию о любых вещах и явлениях.

В сегодняшнем Голливуде, помешанном на долгоиграющих франшизах, часто невозможно рассказать о новом фильме, не раскрыв финал предыдущего – уже поэтому борьба со спойлерами по рецепту Эберта грозит любому автору ввязыванием в схватку с ветряными мельницами. Некоторые телесети борются с разглашением информации довольно радикально: уж коль у рецензентов не хватает ума или мастерства держать спойлеры при себе, им даются на рецензирование свежие эпизоды сериалов, в которых отсутствуют финальные 10 минут. Аналогично поступают киностудии на пресс-показах, когда не хотят, чтобы финал особо ожидаемого студией фильма выплыл наружу слишком рано. Некоторые режиссеры снимают сразу несколько финалов, чтобы озадачить членов собственной команды, далеко не всем из которых они могут доверять. Но это работает, лишь если секретная информация не утекла в Интернет раньше; последнему нередко способствуют не только папарацци, табунами рыщущие вокруг киностудий, но и сами участники проектов, что вызывает у режиссеров настоящую паранойю, тем большую, чем дороже стоит доверенный им проект (МакДжи, например, хвастал накануне премьеры «Терминатора: Да придет спаситель», что реальный финал фильма знает лишь 4 человека во всем мире, а все остальные питаются дезинформацией, которую он самолично запустил в Сеть).

 

В ход идут самые невероятные ухищрения. Сценарии не пересылаются актерам в виде электронных копий, дабы хакеры не могли похитить их из взломанного ящика либо сам артист не поддался соблазну поделиться особо удачными цитатами со своими друзьями. Скрипты выдаются на руки только на бумаге, нередко каждая копия добавок снабжена водяными знаками, порядковым номером и именем актера, которому предназначается (например, помощник Кристофера Нолана специально возил сценарий «Интерстеллара» Джессике Честейн в Ирландию, где та в то время снималась, а когда актриса ознакомилась с текстом и дала согласие на участие в проекте, забрал папку обратно – для пущей сохранности). Часто сценарий запрещается выносить со студии, а читать его можно только в присутствии охраны (к подобным мерам любит прибегать Джей Джей Абрамс). Крис Картер, снимая «Секретные материалы: Хочу верить», дошел до того, что установил за каждым актером слежку через скрытые камеры, пресекающую любые несанкционированные попытки копирования драгоценного текста. А вот Квентин Тарантино свеженаписанный сценарий вестерна «Омерзительная восьмерка» от утечки не уберег, и публикация его полного текста в Интернете так выбила автора из колеи, что он едва не отказался от съемок проекта вообще. Но чтобы вывалить в лужу секреты будущей ленты, не обязательно иметь даже доступ к сценарию – достаточно вписаться в массовку и запостить в Инстаграм пару-тройку не в меру откровенных фотографий со съемок, которые потом вполне могут обернуться судебным иском со стороны кинокомпании. Зрителям еще памятен скандал, связанный с именем актера Тайлера Нельсона, который рассказал в газетном интервью подробности сюжета «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа». Стивен Спилберг был в таком гневе, что вчинил Нельсону судебный иск; болтуна в два счета уволили с проекта, а интервью быстро убрали с сайта газеты – но слово, как известно, не воробей, информация уже успела уйти в народ, поэтому «засвеченный» эпизод с участием Нельсона решили из фильма выбросить вообще, чтоб другим было неповадно.

 

Писатель Роберт Блох, сочинивший роман «Психо», рассказывал, что Альфред Хичкок, загоревшись идеей его экранизировать, анонимно выкупил авторские права и скупил все экземпляры книги, которые смог найти в открытой продаже, – уж очень ему не хотелось, чтобы любопытные граждане раньше времени узнали, кто убийца. В начале фильма он дополнительно сделал вставку, в которой просил зрителей не пересказывать никому сюжет, дабы не испортить другим людям впечатление от просмотра. Сегодня подобное развитие событий по понятным причинам невозможно; и хотя студии по-прежнему продолжают выкупать у писателей права на экранизации их книг, они не любят рисковать и дают делу ход, только если роман стал бестселлером – в этом случае можно рассчитывать на то, что заполняемость кинотеатров обеспечат фанаты писателя. Конечно, с предсказуемостью сюжета по мере возможностей стараются бороться: то придумают для истории новый финал (как во «Мгле» по Стивену Кингу), то вовсе взяв от первоисточника лишь общую сюжетную канву (как в «Ходячих мертвецах», довольно далеко ушагавших от исходной серии комиксов), то вовсе выстроив альтернативный сюжет с совершенно новыми персонажами (как в ремейке «Зловещих мертвецов»). Но Интернет все равно вмешается в судьбу проекта – хотят того авторы или нет.

Меньше всего от спойлеров страдают страны, которые имеют возможность увидеть релиз первыми. Потому что любая премьера – это ящик Пандоры, и после откидывания крышки квашню в него обратно уже не затолкать. Интернет окажется тут же наводнен спойлерами, и кинокомпании с телесетями ничего не cмогут с этим сделать. В последнее время, однако, паранойя вокруг спойлеров уже изрядно утомила кинопроизводителей: слишком уж много сил отдается борьбе с ней. Вместо этого приходит осознание того, что нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц: если ты хочешь, чтобы о твоем фильме все говорили, слива какого-то количества спойлеров в общем потоке рекламной информации все равно не избежать. Недавно компания Netflix запустила посвященный спойлерам веб-сайт и в результате опроса пользователей выяснила, что 76% американцев считают спойлеры "неизбежным злом", от которого никуда не денешься (в Британии таких фаталистов лишь 24%). В то же время 58% американцев испытывают чувство вины, испортив кому-то просмотр фильма жирным спойлером (интересно, что у "непримиримых" британцев этот показатель гораздо ниже – 37%, то есть к чужим спойлерам они в целом относятся менее терпимо, чем к своим, а американцы – наоборот).

 

Если на то пошло, даже список актеров, опубликованный на портале IMDb, способен пролить свет на события того или иного фильма задолго до его премьеры (так, например, любой желающий легко может узнать о возвращении в строй считавшихся умершими персонажей). Поэтому случаев, когда кинокомпания вывешивает в Сеть слишком откровенный трейлер, становятся только больше. А телеканалы намеренно устраивают официальные «утечки», злящие зрителей и этим только поднимающие рейтинг телешоу.

Больше всего шума наделала телесеть AMC, сообщившая всему миру в Твиттере и Фейсбуке о смерти одного из главных персонажей «Ходячих мертвецов» через несколько минут после того, как эту смерть увидели первые зрители. Красноречивое фото, ставшее источником информации, вызвало лавину жалоб со стороны фанатов сериала, живущих в других странах и еще не видевших злополучную серию, – последующее удаление фотографии из Фейсбука с официальными извинениями только подогрело страсти, и узнать, из-за чего разгорелся сыр-бор, захотели даже люди, за «Ходячими мертвецами» не особо следившие. В итоге скандальный эпизод сериала установил новый рейтинговый рекорд по количеству посмотревших его зрителей, что заставило многих заподозрить телесеть в злом умысле: в конце концов, если бы они действительно хотели скрыть информацию о своей оплошности, то заодно удалили бы фото и из Твиттера, где его, пока Фейсбук горел от возмущения, детально рассмотрели все желающие.

 

Как же уберечь себя от спойлеров? Самый простой рецепт: отписаться от сообществ, в которых чаще всего всплывает подобная информация, даже если это официальные группы телеканалов и телестудий. Также можно в ожидании той или иной премьеры вовсе перестать ходить в Интернет, что и делают некоторые люди, параноидально боящиеся спойлеров. Иногда это действительно оправдано, как в случае с «Хижиной в лесу», рецензенты которой в один голос твердили: «Ничего не читайте про этот фильм и бегите от любого, кто попытается вам про него рассказать, а вместо этого прямиком отправляйтесь в кинотеатр!» Но чаще чужих пересказов принято избегать просто по инерции, на всякий случай, из убежденности, что любые спойлеры – это зло. Между тем случай с членом испанского правительства, в первые дни проката мистического хоррора «Другие» озвучившим сюжет ленты в качестве метафоры на парламентских дебатах в прямом эфире и испортившим целой стране удовольствие от просмотра, учит нас, что прийти спойлеры могут откуда угодно, и раз так, есть ли смысл от них вообще бегать? Тем более что несколько лет назад журнал Wired обнародовал результаты любопытного эксперимента, способного поменять взгляд на спойлеры как таковые.

Эксперимент, проведенный в 2013 году учеными из американского Сан-Диего Николасом Кристенфельдом и Джонатаном Ливиттом, заключался в следующем: нескольким дюжинам студентов раздали по 12 разных классических рассказов в диапазоне от «Пари» Антона Чехова от «Случая на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса и попросили их прочитать. Часть распечаток ничем не отличалась от книжного текста, а часть содержала в середине спойлер, раскрывающий финал и для наглядности заключенный в рамочку. После того как участников эксперимента попросили оценить прочитанное, выяснилась любопытная вещь: КАЖДЫЙ рассказ со спойлером в целом был оценен ими чуть выше, чем тот, что спойлера не содержал.

 

Какие выводы здесь можно сделать? Избегание спойлеров сегодня стало новой привычкой социума, а ведь мировая литература со времен древнегреческих трагедий состоит из насквозь предсказуемых сюжетов, и тем не менее популярности не теряют ни Гомер, ни Шекспир. По всей видимости, зрителю/читателю важно не только «что», но еще и «как» (в конце концов уже само упоминание жанра ленты до известной степени является спойлером и намекает, чего от нее ожидать, но никого это не смущает). Вероятно, полагают исследователи, важность сладкого шока от неожиданных развязок несколько переоценена обществом – более того, не исключено, что в некоторой предсказуемости и состоит секрет успеха тех или иных сюжетов. Не зная, чего ждать от сюжета, ничего и не предвкушаешь. Обладая же некоторой информацией, будешь оттого лишь сильней гадать, каким образом автор подведет тебя к этому моменту.

Это, впрочем, лишь предположение. О чем на самом деле говорят опыты Кристенфельда и Ливитта, покажет время. И, вероятно, верны они не для каждого случая (бывают и особые ситуации: вряд ли нахватавшийся спойлеров зритель получит такое же удовольствие от «Шестого чувства», как тот, что понятия не имеет о финале ленты). Но что уж точно, так это то, что хорошие фильмы хочется пересматривать не из-за финала, а ради не замеченных ранее деталей – иначе разве стали бы мы тратить на них время во второй раз? А настоящим шедеврам не страшны никакие спойлеры.

За и против от кинокритиков — Статьи на КиноПоиске

Преступно ли сливать концовку «Сплита» и другие неожиданные сюжетные повороты фильмов и сериалов? Объясняют двое критиков — противник и сторонник спойлеров.

В тексте нет спойлеров фильма «Сплит», но есть спойлеры некоторых других.

Джон Сноу — что?!

Текст: Сергей Степанов, ELLE

Имея дело с новым фильмом Шьямалана — сертифицированного маэстро твистов, чей вклад в их голливудскую сокровищницу варьируется в диапазоне от невероятного («Я вижу покойников» и тебя, Брюс Уиллис) до феерически нелепого (всех поубивали деревья), — к потенциальным спойлерам готовишься по умолчанию. И хотя самый эффектный из финтов «Сплита» не столько сюжетный поворот, сколько пасхальное яйцо в стилистике кинематографической вселенной Marvel, оценив его еще в январе, я безотлагательно посоветовал всем российским знакомым (особенно из числа таких же, как я, поклонников Шьямалана) на пару месяцев выйти из социальных сетей.

«Сплит»

Вопрос «почему?» здесь, как обычно, не только самый важный, но его можно с легкостью переадресовать спрашивающему. Я, например, не могу назвать себя хоть сколько-нибудь горячим поклонником «Гарри Поттера», но, когда, кажется, Guardian в день выхода последней книги опубликовала список всех украшающих ее смертей (белым шрифтом), а кто-то из моих друзей исполнил его копипаст в Facebook (обычным), вопрос этот формулировался с ходу — обоим и c трамповским капслоком: ЗАЧЕМ?

«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II »

Логику оправданности спойлеров можно попробовать объяснить на примере двух соседних премьер — вышедших в конце прошлого года научно-фантастических мелодрам «Прибытие» и «Пассажиры». Главный сюжетный секрет последнего, помнится, хотелось слить из чистой вредности. А вот наткнувшись на спойлер первого в одной из нарезок церемонии BAFTA, я нашел в себе силы возмутиться, несмотря на то что со дня выхода «Прибытия» прошло уже три месяца. Разница между двумя фильмами была не столько в том, что один был очень хорошим, а другой — очень плохим, сколько в том, что ровно такими же, незабываемыми и непростительными, оказались и их твисты. Но это, понятно, вкусовщина.

«Прибытие»

Время, прошедшее с момента премьеры того или иного фильма или эпизода, — момент не менее существенный, чем оригинальность того или иного сюжета. С экранизаций в этом смысле спрос не такой суровый. В самом деле, может ли прозвучать спойлер в обсуждении очередной, сколь угодно изобретательной адаптации Шекспира? Наверное, нет. Стивена Кинга? Сложно сказать. Гиллиан Флинн? Скорее, да. Но, когда фраза «I will gone girl you so hard» (приблизительный перевод: «Я тебе устрою „Исчезнувшую“») успевает прозвучать в другом, новее «Исчезнувшей», фильме, принципиальность уступает здравому смыслу: как ни крути, а интересно знать, что конкретно имеется в виду.

«Исчезнувшая»

При этом в любимый аргумент защитников спойлеров — более или менее сводящийся к тому, что кино они смотрят не ради одного сюжета — поверить, мягко говоря, сложно. Многие смотрят кино не ради одних декораций, но то, что получилось у фон Триера в «Догвилле», не факт, что пойдет Спилбергу. Очень многие — не ради одной актерской игры, но и они вряд ли захотели бы смотреть фильм, где вместо актеров играют куклы (или Роб Шнайдер). Да, не ради, но что приятнее — угадать развязку самому или вспомнить, что уже нечаянно ее подсмотрел? (Прошлогодняя «Ведьма» — замечательный безотносительно твиста хоррор, но всего два слова, вынесенные в заголовок посвященного ему где-то абзаца, преизрядно подпортили мне эффект от просмотра не так давно.)

«Догвилль»

Что возвращает к главному (да что там — единственному) вопросу: кому и зачем в принципе нужны спойлеры? Давайте посмотрим правде в глаза: если речь не идет о профессиональной необходимости (популярный американский журнал Entertainment Weekly адаптировался к эпохе твитов и рекапов, по сути легализовав сериальные спойлеры и выходя с кричащими обложками вроде «Джон Сноу жив!» или «Они убили Гленна!» через два или три дня после премьер нашумевших эпизодов), спойлеры рождаются исключительно из принципа. То есть из той же самой вредности.

Иллюстрация на майке

Небезызвестная майка с самыми вызывающими спойлерами в истории кинематографа — это по-своему смешно, но только в том случае, если уставившийся на нее успел посмотреть и «Гражданина Кейна» с «Плетеным человеком», и «Таинственный лес» с «Донни Дарко». Кино не билль о правах, но в конечном счете вся дискуссия о спойлерах — это на самом деле разговор о праве на выбор. И, когда заокеанскую и российскую премьеры «Сплита» разделяют восемь недель, мой совет: немедленно покиньте ваши социальные сети — защищает это право настолько, насколько это в принципе возможно.

Спойлер? Не знаю такого

Текст: Василий Корецкий, Colta

Я больше шести лет проработал в листинговом издании. И всегда старался писать рецензии с максимальной заботой о читателе. То есть обязательно со спойлером. Трепетное отношение коллег к секретам сюжета (тоже мне гостайна) всегда казалось мне наивной позицией, исходящей из плоского и черно-белого представления о мире и собственной профессии. Можно подумать, что люди читают рецензии, чтобы решить, стоит ли смотреть кино! Чушь! Перед тем как пойти в кино, люди читают Facebook. А рецензии нужны для того, чтобы сэкономить на билетах, но быть в курсе. Короче, я всегда старался писать так, чтобы, проведя выходные в тяжком похмелье, мой читатель мог в понедельник авторитетно выступить в курилке перед коллегами на тему важнейших премьер уик-энда.

Спойлер может испортить удовольствие от фильма? Да попытайтесь вспомнить, когда вас действительно потряс сюжетный поворот в кино! Количество сценарных схем ограничено, мы все их уже видели много раз и знаем, что девственница в хорроре доживет до конца, блондинка умрет первой, убийцей окажется самый нелепый из подозреваемых, а влюбленных ждет медовый месяц и свадьба в Париже. В плохом кино судьба героев написана на их лицах, а достоинства хорошего далеко не ограничиваются сценарием (так же как хорошая рецензия на фильм — это в последнюю очередь пересказ сюжета). История — только одно из художественных средств, используемых авторами фильма, и часто самые интенсивные эмоциональные переживания зритель испытывает как раз между строк сценария, в провалах нарратива. Вспомните недавнего «Тони Эрдманна». Самый жуткий саспенс этой вообще-то комедии таился в намеренно затянутых неловких паузах, которые противоречили интуитивному представлению о течении времени в кино. Или «Персонального покупателя», где настоящим хоррором выглядели снятые в рапиде сцены обмена эсэмэс, а вовсе не призраки, которых тошнило прямо на голову Кристен Стюарт. Чтобы симулировать это ощущение с помощью текста, нужно обладать талантом Эдгара По!

«Персональный покупатель»

Обратите внимание, что о спойлерах речь обычно идет в случае коммерческого голливудского кино разной степени невыносимости, а вот зрители «Любви» Ханеке, например, получают свою долю шока, даже зная, чем закончится фильм. Мне вообще кажется, что спойлер — это самое малое, чем несчастный критик может отомстить режиссеру. Хорошая критика не только не пересказывает фильм. Она вообще не должна говорить о том, что там имел в виду автор и как это понимать. Текст, превращенный в анатомический театр, убивает искусство, критик же должен усиливать его эстетический заряд, еще больше нагнетая ту атмосферу, которая очаровала его в зале. Но что делать, когда на экране мертвечина, не оставляющая ни одного шанса на возможность появления живого чувственного текста? Только спойлеры, только action direct!

«Любовь»

Спойлер не может испортить хорошее кино, а его отсутствие в заметке — спасти плохое. Возьмем примеры из недавних. Фильм «Притяжение» не становится лучше оттого, что роботоподобный пришелец в нем неожиданно оборачивается милым парнем с хорошим русским языком. Виды Чертаново, ей-богу, впечатляют тут куда больше, чем этот очевидный в общем-то поворот. А настоящая прелесть «Сплита» Шьямалана не в том, что против всех правил жанра (далее в тексте был спойлер концовки фильма — Прим. возмущенного редактора), а в деталях актерской игры (как смешно МакЭвой играет типичного избирателя Трампа, в свою очередь, изображающего нежного гея-дизайнера!) и в общей организации экранного пространства. Для меня тут главным спойлером была бы, кстати, информация о том, что... (Еще один спойлер, спасибо тебе, Василий — Прим. редактора.)

«Настоящий детектив»

Или вот возьмем сериалы, культура которых очень сильно влияет и на культуру просмотра кино. Так ли уж было важно, кто стоит за всеми странными и жуткими событиями в «Настоящем детективе», особенно в путаном втором сезоне? Куда интереснее было смотреть на пейзажи Луизианы, выходки МакКонахи и вселенскую грусть Фаррелла.

Да и вообще, если спойлеры так страшны, почему снимается так много ремейков и экранизаций?

Спойлеры! Почему не надо их бояться | Кино

Говорят, что интернет состоит из порно. Некоторые робко возражают, что он состоит из котиков, мемчиков и демотиваторчиков. Я же скажу вам, что интернет состоит из спойлеров. Открывая браузер, впору выколоть себе глаза (благо он имеет поддержку для слепых) — вдруг там что-то написали. Но не спешите идти за шилом — прочитайте эту статью. Ведь, может быть, всё не так уж и страшно.

Осторожно, спойлеры!

Это статья про спойлеры, и в ней много сами знаете чего. Вас предупредили!

Раньше люди читали книжки, сейчас люди читают комментарии к статьям в интернете. Не верите? Увлекательное занятие, некоторые сайты уже деньги за это просят. Вот представьте: популярный кинопортал накануне премьеры «Мстителей» опубликовал новость, что Халк зелёный. И рано или поздно под статьёй начнётся плач: «Спойлер! Сволочи, я хотел узнать это из самого фильма, а вы всё испортили!» В следующий раз редакторы побоятся публиковать новость без плашки «Осторожно, спойлеры!». Не потому, что они там есть, а просто не хочется терять аудиторию из-за того, что одному посетителю привиделся спойлер.

Но что такое спойлер? Непросто дать объективное определение такому субъективному явлению. Тем более, что у слова несколько значений. Пилот и автогонщик в первую очередь подумают об антикрыле, даже если читали Джорджа Мартина. Спойлеры бывают и на выборах. Нет, Избирком не спойлерит, кто победит, это как раз очевидно. Спойлерами называют кандидатов, которые участвуют в выборах, чтобы оттянуть часть голосов у фаворита. Но мы всё-таки о художественных произведениях.

«Спойлер» происходит от глагола to spoil — портить. Портят в данном случае удовольствие. Предполагается, что раскрытие неожиданного сюжетного поворота или факта из произведения лишает удовольствия от самостоятельного познания.

Не обязательно быть Шоном Бином, чтобы стать человеком-спойлером

Одним из первых слово «спойлер» в этом значении употребил юморист Дуглас Кенни (автор пародии на Толкина «Тошнит от колец») в журнале National Lampoon. Статья содержала ударную дозу спойлеров из классики и детективов. Автор предлагал таким образом сэкономить время на чтении и просмотре, чтобы заняться чем-то полезным.

Но массовое распространение спойлеры получили с приходом интернета, в котором, как известно, увиденное нельзя развидеть. А где интернет, там и тролли. Чем больше спойлерофобов возмущалось тем, что на каком-то сайте написано «Убийца — дворецкий», тем больше появлялось остряков, считающих своим долгом дать им ссылку на этот сайт. Фанатские сообщества начали осознавать проблему и придумывали способы избежать порчи — отбивали потенциальные спойлеры кучей пустых строк, писали белым на белом фоне, придумали механизм, скрывающий текст до нажатия кнопки… Всё тщетно.

Чем больше спойлерофобов возмущалось тем, что на каком-то сайте написано «Убийца — дворецкий», тем больше появлялось остряков, считающих своим долгом дать им ссылку на этот сайт.

С лёгкой руки цитатника Bash.im известна байка про человека, который скачал было сериал «Твин Пикс» (в те годы на закачку ушла бы пара недель), но тут ему рассказали, кто убил Лору Палмер. И мы не постесняемся сказать: Лору Палмер убил её отец. Как мы посмели? Тут мы подходим к вопросу, что действительно портит удовольствие, а что нет.

Кстати, изначально убийца Лоры в сценарии не был назван. Дэвида Линча буквально заставили раскрыть интригу. Почему-то с этого момента «Твин Пикс» становится скучнее.

Начнём с произведений, которые действительно легко испортить, раскрыв концовку. В основе таких фильмов, книг и рассказов лежит неожиданный и резкий сюжетный поворот (plot twist), который заставляет переосмыслить все события, произошедшие до него, и увидеть их в новом свете. Спойлеры в данном случае коротки и убийственны.

Авторы таких произведений постепенно делятся крупицами информации, а потом неожиданно ставят перед ошарашенным читателем разгадку. Этим славятся ранние фильмы М. Найта Шьямалана (самый известный из которых — «Шестое чувство»), работы Кристофера Нолана («Помни», «Престиж»), фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых». А великолепная рекламная кампания и смелость сценаристов поставили в тот же ряд «Железного человека 3».

В литературе неожиданные повороты очень любили Филип Дик (самый яркий пример — рассказ «Самозванец», дословно экранизированный в 2001 году под названием «Пришелец») и О.Генри. Ещё яркие примеры: «Осиная фабрика» Иэна Бэнкса, «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда и знаменитый рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса, чей сюжетный ход «это было предсмертное видение» передрали множество авторов. Момент, когда всё становится очевидно, как правило, совпадает с моментом наивысшего удовольствия от прочтения или просмотра. Бывает и обратная сторона — осознанно метя в эту категорию, автор может породить на свет очень спорную, притянутую за уши и нелогичную кульминацию, как, например, в игре Heavy Rain.

Ему сказали, чем кончится «Шестое чувство»

При правильном подходе такая «спойлерная бомба» только обогащает произведение. Второй просмотр или прочтение порой приносят даже больше удовольствия — становятся видны детали, пропущенные в первый раз, и история играет дополнительными красками. Из людей, которым рассказали, чем на самом деле была игра Эндера и как Роберт Энджер провернул свой фокус, вырастают самые ярые спойлерофобы. Но это не значит, что нужно бояться знать всё.

Интересно, что в 2011 году авторитетный журнал Psychological Science опубликовал исследование, согласно которому даже спойлеры не могут испортить отличное произведение. Группе добровольцев предложили оценить наслаждение от классических рассказов с неожиданными поворотами и загадками (в эксперименте участвовали только те, кто раньше не читал эти тексты). При этом части испытуемых проспойлерили концовку, а части нет. Оказалось, что спойлеры ничуть не помешали получить удовольствие от истории! Учёные объяснили это тем, что, зная финал, читатель чувствовал себя комфортнее и мог глубже погрузиться в историю.

Другой острый вопрос — срок давности спойлеров. Все мы рано или поздно рождаемся, но произведение, которое можно проспойлерить, не будет нас ждать. И если за спойлер к серии «Карточного домика», вышедшей на прошлой неделе, можно смело вызывать на дуэль, то что делать с человеком, рассказавшим, что Дарт Вейдер — отец Люка Скайуокера (то есть со мной)? Ведь с премьеры прошло уже 35 лет!

А что делать с «Игрой престолов», основанной на книгах, которые давно прочитаны? А с Гарри Поттером, который давно написан и экранизирован? Как быть с Айрис из Final Fantasy VII, чья смерть разбила сердца миллионам геймеров в 1997 году? Ведь все давно про это знают. В англоязычном интернете популярен пример из фильма «Гражданин Кейн» (1941). Герой в самом начале умирает, произнеся загадочные слова «Розовый бутон», и только в конце становится ясно, что это. Но даже тот, кто не смотрел фильм, знает, что речь идёт о санках.

Не-е-е-ет! Зачем ты это сказал?!

Бывает ещё «спойлер опоздавшего» — когда, случайно наткнувшись на рекламу сиквела, человек узнаёт о повороте сюжета, который был бы неожиданным, если бы он смотрел всё сначала (к примеру, в пятом сезоне сериала злодей первых трёх дружит с героями). И с этим ничего не поделаешь — иначе создателям пришлось бы накладывать на себя самоцензуру, с которой у нас просто не было бы множества отличных сиквелов и приквелов. А ведь, если задуматься, новая трилогия «Звёздных войн» — один большой спойлер к старой. И это ей можно простить, в отличие от Джа-Джа Бинкса.

Решения этой проблемы два, и первое мы озвучили в начале статьи. Помните, редакция за ваши увечья ответственности не несёт.

Второе решение — смириться. Все упомянутые выше произведения давно стали классикой, и, поверьте, не из-за одного-единственного сюжетного поворота. Спустя годы люди с удовольствием пересматривают «Звёздные войны», перепроходят Final Fantasy VII и перечитывают «Гарри Поттера». Ведь важно не только что случилось, но и как. Писатели, актёры и режиссёры постарались, чтобы мы прочувствовали трагедию Люка, Клауда и Гарри.

Актёр Терренс Ховард так боялся спойлеров к сериалу «Уэйнфорд Пайнс», что выходил из комнаты, когда при нём обсуждали концовку. При этом его герой — один из немногих, кто знает разгадку с самого начала

В классических детективах Дойла и Кристи главным спойлером был ответ на вопрос «Кто убийца?» (и да, им часто оказывался дворецкий). Самый популярный спойлер теперь — кто умер. Казалось бы, с чего вдруг, если и так всё ясно? Главный злодей умрёт в конце, предатель погибнет нелепой смертью, а спутника героя с плохо прописанным характером убьют, чтобы было за кого мстить.

Самый популярный спойлер теперь — кто умер. Казалось бы, с чего вдруг, если и так всё ясно?

Смерть как банальнейший драматический ход стала очень предсказуемой. Достаточно вспомнить феномен «краснорубашечников» из сериала «Звёздный путь». Герой, одетый в красную форму (её носят сотрудники службы безопасности, к которым, как правило, не относятся главные герои) почти гарантированно не доживёт до конца серии. Кстати, это явление отлично высмеял Джо Скальци в романе «Люди в красном». А уж если в титрах есть имя Шона Бина, то на судьбу его персонажа можно делать ставки.

Спойлер — это сказать, что Шон Бин выжил

Но, как говорилось в предыдущей главе, важно не кто, а как — даже зная, что персонаж обречён, зритель будет сопереживать. Или не будет — но тут виноват актёр (или писатель), а никак не человек, оставивший спойлер в общественном месте.

Иногда коварный автор знает, чего вы ждёте. И тогда внезапно умирает тот, кто ну никак не мог этого сделать. На сайте TVTropes это явление называют Anyone Can Die — «Умереть может любой». Моду на героев без иммунитета ввёл Джордж Мартин в «Песни льда и пламени», но такой подход встречается нередко — вспомните хотя бы «Куб» или «Короля Льва».

Обратный пример — комиксы. Здесь смерть ключевого героя анонсируется заранее и используется исключительно затем, чтобы поднять продажи серии. При этом создатели не стесняются вынести спойлер в заголовок, а фанаты и не думают их за это винить. Тем более что герой рано или поздно воскреснет. Это законы жанра.

В фанатских сообществах существует противоречие. Одни не хотят, чтобы спойлер испортил им удовольствие. Другие (а иногда и те же самые) хотят знать до выхода книги/фильма/игры как можно больше. И создатели поддерживают это желание, выпуская много концепт-артов, постеров, трейлеров и отрывков. Фанаты гадают, как будут развиваться события в будущем шедевре, и кто-нибудь да угадает. А если есть первоисточник, из которого могли позаимствовать сюжетные ходы, это ещё проще.

Что тут можно посоветовать? Держаться от таких фанатов подальше. Хотя, если вы один из них, спойлеры вам не испортят удовольствия. А если испортят, его компенсирует радость от общения с единомышленниками.

Но фанаты гадают, а критики, посмотревшие фильм или прочитавшие книгу раньше всех, точно знают, что будет, и могут всем рассказать. На первых порах им не даёт этого сделать подписка о неразглашении. Но её срок рано или поздно истекает, и в издании появляется рецензия. Даже если в начале стоит предупреждение о спойлерах, в комментариях всё равно будут проклинать критика за то, что он раскрыл сюжетный поворот (который порой и так известен из трейлера).

Тут возникает вопрос: а для чего вообще нужна рецензия? Ведь сложно что-то аргументированно критиковать, если не оперировать конкретными примерами. К тому же рецензии часто читают не до просмотра/прочтения, а после — чтобы сравнить собственное мнение с мнением профессионалов. Правда, настоящий мастер может всё рассказать и без спойлеров. Жаль, таких мало.

Интересное решение проблемы на конвенте по «Гарри Поттеру» — значок с надписью «Я ещё не читал книгу». Этот человек не обрадуется, если вы расскажете ему, что Снейп убьёт Дамблдора!

***

В интернете регулярно пытаются создать этический кодекс спойлеров — когда и при каких условиях можно раскрывать сюжеты фильмов и книг. Но вряд ли все будут ему следовать: спустя много веков люди всё ещё путают, с какой стороны от тарелки должна лежать вилка, а с какой — нож.

Да и не нужно всё это. Спасение от спойлеров (если вы их боитесь, конечно) — дело рук самого спойлерофоба. Но писать предупреждение о том, что дальше будут спойлеры, — это хороший тон, как и подавать даме руку. А не то она (ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕР!) упадёт.

Энциклопедия спойлеров

Википедия занимает довольно жёсткую позицию насчёт спойлеров. Интернет-энциклопедия не только рекомендует подробно излагать на её страницах сюжеты произведений (со всеми важными поворотами), но и запрещает вешать предупреждения или скрывать спойлерный текст. Администраторы Википедии мотивируют это тем, что в энциклопедиях так принято. Так что будьте осторожны.
Другой пример — популярная онлайн-энциклопедия по «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина. Хотя её создатели тоже осознают, что пишут энциклопедию, они честно предупреждают о спойлерах. И даже скрывают их в течение некоторого времени после выхода новых книг.

Джон Коннор умрёт! (на самом деле нет)

Киностудии не любят спойлеры и борются с ними, стараясь удивить зрителя. С журналистов на пресс-показах берут подписку о неразглашении. Иные режиссёры идут и дальше. Кристофер Нолан, к примеру, так дорожил интригой фильма «Тёмный рыцарь: Возвращение легенды», что ни одному актёру не дал полной копии сценария. А Дж. Дж. Абрамс уговаривал Disney выпустить «Пробуждение силы» пораньше, пока весь интернет ещё не прочитал слухи о сюжете. Или переснять часть фильма.

Иногда из-за утечек переписывают сценарий — так вышло с вестерном Тарантино «Омерзительная восьмёрка». Иногда это даже к лучшему. Финал фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» мог быть очень странным — Джон Коннор умирал, а его лицо… натягивали на киборга Маркуса, который становился новым Коннором. О концовке кто-то проболтался, и фанаты закидали студию возмущёнными письмами. Пришлось поменять.

Ещё забавнее вышло с фильмом «Люди Икс. Начало. Росомаха»: черновой монтаж тоже утёк в сеть, и студия объявила, что поменяет концовку. Но заявлением они и ограничились. Итоговый фильм не отличался от черновика.

Оби-ван убил твоего отца, Люк!


Самый известный спойлер в фантастике тщательно охранялся до самой премьеры. Никто не знал настоящего сюжета. Перед съёмками знаменитой сцены режиссёр Ирвин Кершнер подошёл к Марку Хэмиллу, игравшему Люка, и сказал: «Дарт Вейдер — твой отец. Это знают три человека: я, Лукас и теперь вот ты. Если об этом прослышит ещё хоть кто-то, мы знаем, кто виноват!»

На съёмках Дэвиду Проузу, работавшему «телом» Вейдера, велели произнести не слишком впечатляющее «Оби-ван убил твоего отца!». Но предупреждённый Марк сыграл правильно, возопив пронзительное «Не-е-е-ет!». А уже потом на озвучке «голос» Вейдера Джеймс Эрл Джонс сказал всем известное «Я твой отец».

Для остальных актёров откровение было таким же сюрпризом, как для простых зрителей. Они узнали его, посмотрев фильм на премьере. Изумлённый Харрисон Форд обернулся на мирно сидящего рядом Хэмилла и с хохотом воскликнул: «Ты знал, сукин сын! Ты знал!»

Марк знал, но сказать не мог. Это был бы спойлер.

Что такое спойлер? | Простыми словами

Спойлер – это термин, которые имеет массу значений. Это и гаситель подъёмной силы на крыльях самолёта, и приспособление в автомобиле, которое снижает сопротивление воздуха. Но в данной статье речь пойдёт совсем о других спойлерах – сюжетных.

Спойлер – это преждевременно раскрытая информация о сюжете некоего произведения (фильма, книги, компьютерной игры), которая приводит к снижению интереса к произведению со стороны человека, которые ещё не успел с ним ознакомиться.

Банальный пример, который поможет объяснить всё простыми словами: девушка начала смотреть по телевизору достаточно интересный детектив, а к ней подошёл её молодой человек (возможно, в последствии он станет бывшим молодым человеком) и сказал, что фильм с неожиданной развязкой и серийным убийцей на самом деле является напарник главного героя.

Согласитесь, что впечатление от произведения будет сильно испорчено, ведь финальный твист раскрыт, и уже известно, кто является главным злодеем. Не зря слово спойлер происходит от английского глагола «to spoil», которое переводится как «портить, испортить».

Спойлеры можно разделить на две категории: случайные и специальные (намеренные). Случайные спойлеры появляются, как не трудно догадаться, совершенно случайно – люди в порыве обсуждения событий фильма или при написании отзыва/рецензии могут непреднамеренно упомянуть важную деталь произведения, которая испортит другим людям впечатление. Специальные спойлеры оставляют крайне неприятные люди, основной целью которых является намеренная порча впечатления другим людям. Например, если кто-то уже успел посмотреть новую серию какого-то популярного сериала, то он может написать какой из героев умрёт, кто будет противником главного героя и т.п.

Нужно понимать, что никто не любит спойлеры, так как просмотр фильма, сериала, чтение книги или игра на компьютере или консоли должны доставлять удовольствие. И сюжет – неотъемлемая часть этих произведений (в большинстве случаев).

Что такое спойлер в кино? Зачем разрушать интригу?

Зачастую отзывы или рецензии на любую продукцию кинематографа преднамеренно раскрывают сюжетную информацию, разрушая задумку создателей и лишая зрителя определенной доли удовольствия от просмотра. Кстати, о том, что такое спойлер в кино, наши соотечественники знали всегда, как и зарубежные киноманы. Но в 21-м столетии данное явление стало настоящим бичом киноиндустрии.

История возникновения

Выясняя, что такое спойлер в кино, следует обратиться к происхождению термина. С английского языка слово spoil переводится как «портить». Но в нынешнем смысле считается, что впервые данное явление проявило себя в 60-е годы 20-го века в сериале «Доктор Кто». Термин сразу прижился, и уже в 1971 году был опубликован номер юмористического журнала National Lampoon с колонкой под красноречивым названием «Спойлеры». В ней раскрывались важнейшие сюжетные подробности многих популярных фильмов того времени.

Маркетинговый потенциал

Киностудии, уразумевшие, что такое спойлер в кино и в Интернете, враз оценили его маркетинговый потенциал, поэтому задолго до релизов своих картин начали заваливать пользователей роликами о создании фильмов, их трейлерами, отрывками и прочим материалом, очень подробно пересказывающим сюжет.

Согласно признанию критиков, жертвой своего трейлера стал фантастический триллер Майкла Бэя «Остров». Фильм провалился в прокате из-за своего рекламного ролика, который раскрыл практически все секреты. Зрительская аудитория, просмотревшая картину, не нашла в ее повествовании каких-либо иных сюжетных твистов, кроме засвеченных в трейлере. Естественно, публика была разочарована и создала ленте негативную рекламу, приведшую к кассовому фиаско. Для желающих наглядно понять, что такое спойлер в кино, рекомендуется к просмотру и сравнению трейлер и фильм Майкла Бэя.

С благими намерениями

В 2005 году, разбираясь в вопросе о том, что такое спойлер в кино, критик Роджер Эберт в официальном заявлении предложил коллегам прекратить в своих публикациях пересказывать киносюжеты. Он объяснил свою позицию тем, что даже если в рецензии идет речь о старом кинофильме, есть масса людей, которые в силу своего юного возраста не смотрели «Психо» или «Гражданина Кейна», некоторые даже не в курсе кому приходится сыном Люк Скайуокер и т. д. Естественно, призыву Эберта последовали не многие, и спойлеры продолжили свое существование.

Еще один удар по киноиндустрии

С вездесущим распространением Интернета появилось такое явление, как тематические форумы, на которых пользователи обсуждают новинки кинопроката и, конечно, их финалы. Благодаря интеллектуальной работе поисковиков браузеров, эта информация стала легкодоступной для обывателей, не желающих ее знать.

Кроме заядлых киноманов, удар по киноиндустрии регулярно наносят папарацци и зеваки, тайно посещающие съемочные площадки фильмов и вооруженные мощными фотоаппаратами или мобильными телефонами. Они пачками сливают видеоролики и фотоспойлеры в Интернет. В век господства цифровых СМИ обладатель эксклюзивной информации в одно мгновение может стать знаменитым и обогатиться, поэтому борьба с распространением спойлеров стала одним из главных приоритетов Голливуда.

Конечно, Интернет не состоит исключительно из тех, кто сорит спойлерами, в нем гораздо больше обычных пользователей, которые хотели бы их избежать. Существуют даже неофициальные правила хорошего тона, предписывающие всякую спойлерную информацию предварять надписью: «Осторожно! Спойлер».

Что это значит в кино и какие последствия имеет для создателей данное явление, стало понятно после прочтения данной публикации.


Смотрите также