Срс что это такое в учебе


Методические рекомендации по подготовке срс и срсп (стр. 1 из 2)

Методические рекомендации

по подготовке СРС и СРСП

Самостоятельная работа студентов (СРС и СРСП) – это дополнительное, более углубленное изучение отдельных тем, направлена на формирование умений самостоятельного изучения, освоения и анализа учебного материала.

СРС и СРСП включают в себя изучение и конспектирование первоисточников, чтение научной литературы, учебной литературы, систематическое изучение и конспектирование журналов экологической направленности, работа с таблицами, картами, подготовка и выступление с докладами и рефератами на лабораторных, практических и семинарских занятиях, на научных конференциях.

В процессе подготовки студенты приобретают навыки самостоятельной работы с литературными источниками, навыки переработки, анализа и синтеза материала. Для углубленного усвоения её содержания особенно важное значение приобретает конспектирование.

Характер конспекта зависит от цели изучения литературы. Если студент готовит отдельный тематический доклад, реферат или выступление, то он может вести выборочную тематическую запись отдельных предложений, фактов из одной или нескольких книг. Но в учебных целях нужно конспектировать так, чтобы конспект отражал содержание изучаемого материала.

Лучшим конспектом является такой, в котором студент самостоятельно, своими словами излагает основное содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись отдельными наиболее важными или характерными цитатами, фактами или цифровым материалом.

При этом необходимо придерживаться таких правил:

1. В конспекте должно быть изложено главное, основное;

2. Запись должна быть строго адекватной содержанию книги, т.е. совершенно точной по содержанию;

3. Запись должна логически связывать воедино все основные вопросы произведения;

4. Конспект должен быть четким по объему.

В конспекте можно (в случае необходимости) делать дополнения, вносить уточнения.

Большого эффекта в изучении произведений, первоисточников можно достигнуть тогда, когда источники конспектируются в соответствии с их структурой, а не по планам семинаров.

С чего начинается конспектирование первоисточника?

С общего ознакомления с книгой. Это значит, прежде всего, обратить внимание на фамилию автора, название года, год и место издания. Затем следует внимательно прочитать оглавление, вступление и предисловие, в которых обычно раскрываются задачи книги, т.е. уяснить цель её написания.

Студенты должны обязательно знать историческую обстановку, появления книги. Следующий этап – ориентировочное (т.е. первое) чтение. Если это статья или небольшое произведение, следует сначала полностью прочитать, что позволяет охватить материал в целом. Такое предварительное ознакомление с текстом поможет более быстрому и углубленному овладению всем сложным содержанием книги, что касается больших произведений, то их, следует предварительно читать по отдельным разделам или главам.

Вслед за ориентировочным чтением необходимо приступить к углубленному изучению прочитанного. Приступить к записи следует после прочтения главы, параграфа. Существует несколько видов записей: план, тезисы, конспект.

План – это перечень основных вопросов, содержание. При составлении его идет сложная самостоятельная работа мысли, формирование главного из прочитанного текста. Кроме простого плана, существует развернутый или сложный план, когда главное положение детализируется, конкретизируется. Иногда в процессе работы с книгой возникает необходимость выписать отдельные положения, цитаты, яркие факты, цифры. Выписки надо делать точно, без произвольных изменений, указывая в конспекте соответствующую страницу произведения или документа.

Очень часто при самостоятельной работе с книгой пользуются записями в форме тезисов, их можно записать своими словами или словами из текста. Расположение тезисов должно соответствовать последовательности изложения материала в книге. Каждый тезис – это краткое содержание части главы. Обычно тезисы нумеруются.

При изучении наиболее крупных произведений составляются конспекты, т.е. краткий пересказ содержания. Различают текстуальный конспект и свободный конспект.

Текстуальный конспект – это такой конспект, когда основные положения книги выписываются в тетрадь, т.е. конспект, близкий к тексту книги.

Наиболее рациональный вид конспекта – свободный конспект.

Изложение содержания первоисточника в свободной записи имеет то преимущество, что требует глубокого самостоятельного продумывания мыслей автора, помогает глубже вникать в содержание прочитанного, лучше понять, развивает логическое мышление, повышает культуру письменной и устной речи.

Ценность конспекта будет значительно выше, если в нем, наряду с содержанием основных вопросов произведения, будут записаны на полях тетради мысли, возникшие в ходе изучения работы.

Необходимо обратить внимание студентов и на внешнее оформление конспекта: соблюдать четкость записей, на страницах оставлять поля, главы и параграфы выделять с новой строки. Важно убедиться студентам, что конспект ими составляется не для проверки преподавателем, а служит средством приобретения знаний.

Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные контрольные работы. Они способствуют углубленному изучению материала, развивают у студентов навыки самостоятельного его изучения, обобщения и изложения.

Приступая к работе, необходимо, прежде всего, ознакомиться с примерным планом вопросов, которые предстоит раскрыть. Прочесть всю рекомендованную литературу и примерно сгруппировать ее в соответствии с ними. Литературу желательно дополнить своей используемой.

Затем приступить к углубленному изучению сгруппированной литературы и ответу на вопросы. Материал излагать последовательно, лаконично.

Основные мысли сопровождать иллюстрированным материалом – фактами, цифрами.

В конце каждого вопроса делаются выводы. ВУ завершение работы – выводы по теме и список используемой литературы (в алфавитном порядке).

Цитаты, тексты других авторов, выписки из документов делаются в кавычках, в сносках (нижняя часть листа, отделенная чертой) указывается источник: фамилия, инициалы автора, название произведения, место и год издания, издательство, том и страницы.

Самостоятельная письменная работа отличается от такой формы, как реферат. Студентам предлагаются проблемные вопросы, из которых они могут выбрать один и дать на него развернутый письменный ответ.

Объем такой работы не должен превышать 5-8 страниц. Работа эта требует значительного умственного напряжения, т.к. предполагает анализ различных точек зрения на проблему и аргументированную собственную позицию. Это исключает бездумное переписывание из статей и монографий, что является недостатком студенческих рефератов и активизирует самостоятельную аналитическую деятельность студентов.

Таким образом, баллы за эту работу начисляются не за факт её написания, а за умение аргументировать отстаиваемую точку зрения.

Работа должна быть рукописной, каллиграфически доступной для чтения. К её оформлению предъявляются следующие требования. На обложке тетради указать номер контрольной работы, Ф. И. О., курс, шифр специальности.

На 1-ой странице написать название темы, план, страницы пронумеровать, оставив поля 2,5 – 3 см.

Коэффициент значимости отвечающей этим требованиям контрольной работы – 3.

К защите не допускаются работы, списанные с учебников, лекций, т.е. работы, в которых нет собственной мысли, а также работы, которые невозможно прочесть. Студенты могут писать рефераты, темы которых даются в планах семинарских занятий.

Каждому реферату предпосылается титульный лист, где указывается название института, кафедры, тема реферата, кто выполнил, руководитель.

Реферат состоит из введения, основного содержания, заключения к библиографии.

Во введении обосновываются актуальность темы, задачи автора, кратко дается характеристика использованных источников, альтернативные суждения по проблеме (если таковы имеются).

Основное содержание может излагаться в одном или нескольких главах, должно быть высказано мнение автора реферата, выводы по каждому вопросу.

Заключение содержит выводы по всей теме реферата.

Составляется библиография, как и при написании контрольной работы, может дифференцироваться на архивные документы, первоисточники, исследовательские работы, материалы периодики и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ1. Национальные и международные организации по стандартизации. Действия Госстандарта РК по приведению российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО.2. Система экологических стандартов, основные разновидности экологических стандартов.3. Развитие методологии экологического управления от Британского стандарта В8 7750, Постановления ЕЭС № 1836\93 до международных стандартов по экологическому менеджменту серии ИСО 14000 (ecology management).4. Преимущества от внедрения СЭМ.5. Модель СЭМ.принятая для ИСО 14000. Цикличность, динамичность модели.6. Структура стандартов ИСО 14 000. Основные и обслуживающие стандарты.7. Связь стандартов по системам управления качеством ИСО 9000 и стандартов по экологическому менеджменту ИСО 14 000.8. Общие требования к политике, планированию, контрольным и корректирующим действиям, анализу.9. Предварительная оценка воздействия предприятия на окружающую среду.10. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов.11. Метод экологических балансов.12. Анализ жизненного цикла продукта с точки зрения воздействия на окружающую среду.13. Идентификация экологических аспектов и воздействий.14. Определение значимости экологических аспектов и воздействий.15. Экологическая политика.16. Экологические программы.17. Подготовка персонала и поддержание его компетентности. Информационные связи.18. Подготовленность к аварийным ситуациям.19. Выбор критериев оценки СЭМ. Мониторинг по выбранным критериям оценки.20. Корректирующие и предупреждающие действия.21. Документация в системе экологического менеджмента.22. Анализ системы экологического менеджмента со стороны руководства. Постоянное улучшение.23. Оценка экономической эффективности систем экологического менеджмента. Основные экономические эффекты систем экологического менеджмента. Экономия сырья и материалов, снижение экологических выплат, завоевание "зеленого" сектора рынка, получение льготных кредитов, улучшение имиджа фирмы.24. Организация внутреннего аудита. Осуществление внутренних аудиторских проверок.25. Подготовка к сертификации на соответствие международным экологическим стандартам ИСО 14 001.26. Стандарт ИСО 19011 «Аудит систем качества и /или систем экологического менеджмента»27. Сертификация систем экологического менеджмента. Внешний аудит.28. Внешние аудиторские фирмы.29. Перспективы и проблемы сертификации в РК.30. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов. Создание и ведение регистра природоохранной документации на предприятии (РПД).31. Идентификация экологических аспектов и воздействий. Определение значимости экологических аспектов и воздействий. Создание регистра экологически значимых аспектов деятельности предприятия (РЭА).32. Экологические программы. Оформление экологических программ.33. Проверка выполнения запланированных мероприятий.34. Оценка подготовленности к аварийным ситуациям.35. Работа инициативных творческих групп по решению экологических проблем предприятия.36. Привлечение внутренних и внешних инвестиции для реализации экологических программ. Методология Чистого производства.37. Подходы ИСО к стандартизации экологической маркировки продукции. Типы экологических маркировок. Разработка варианта казахстанской экомаркировки.

Методические рекомендации по СРС И СРСП — Студопедия.Нет

Самостоятельная работа студентов является важным фактором интегральной оценки качества учебного процесса, влияющим на глубину и прочность приобретенных знаний и умений, способствующим выработке у обучающихся способности к самообразованию и саморазвитию, потребности творческого овладения знаниями в своей практической деятельности.

 

Цели самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Основы туристско-краеведческой работы»:

- побуждение интеллектуальной инициативы

    - развитие творческого мышления во всех видах познавательной деятельности.

   Задачи СРС:

· Углубление и закрепление учебного материала при выполнении домашних заданий, курсовых и дипломных проектов и работ, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, коллоквиумам и семинарам, экзаменам, рубежному и итоговому контролю.

· Приобретение навыков работы с научной и технической литературой, вычислительной техникой, проведение эксперимента, самостоятельный поиск информации, развитие научно-исследовательских и творческих способностей.

· Воспитание трудолюбия, постоянной готовности к поиску и освоению информации, т.е. непрерывности и систематичности обучения, терпеливой настойчивости и целеустремленности, умения планировать и организовывать рабочее время.

 

Освоение программных вопросов дисциплины «Основы туристско-краеведческой работы» складывается из аудиторной и внеаудиторной работы студентов. В связи с этим в организации самостоятельной работы выделяют три основные составляющие, это:

 

1. Домашнее задание или внеаудиторная работа, где основная роль отводится студенту (это может быть подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, написание рефератов и докладов, подготовка презентаций, решение задач, упражнений).

2. Активная работа на аудиторных занятиях, при этом основная роль отводится и преподавателю, и студенту. Это может быть синтез домашней подготовки к занятиям и самой работы во время занятия – тренинг, диспут, деловая игра, презентации, логические задачи, кейсы и т.д.

3. Целевая установка занятия, без которой невозможно проведение результативного занятия, разрабатывается преподавателем, оформляется в установленном виде и обязательно доводится до сведения студентов.

 

Следует учесть, что если процесс самостоятельного изучения какого-либо вопроса разбить на две части, то всегда задания на первом, репродуктивном уровне организации самостоятельной работы, должны соответствовать таким уровням усвоения учебного материала, как знание, понимание, применение. А на следующем этапе – проведение СРС на продуктивном уровне, задания должны соответствовать таким категориям уровней усвоения, как анализ, синтез, оценка.

Самостоятельная работа предполагает, в первую очередь, работу с информационными материалами, которую в соответствии с уровнем самостоятельной деятельности студента и метода обучения можно подразделить на: воспроизводящие, реконструктивно—вариативные, частично-поисковые и эвристические, творческие.

 

Формы и методы СРС:

Воспроизводящие СРС – воспроизведение прослушанной или увиденной информации для запоминания и закрепления. Воспроизводящие упражнения строятся на основе схемы рассуждений преподавателя и позволяют за короткий срок усвоить базовый учебный материал.

1. Репродуктивно-вариативные (или тренировочные самостоятельные) – выполнение заданий, связанных с вариантами формул, логических построений, доказательств, обобщений и т.д. В реконструктивно-вариативных заданиях преподаватель ставит перед студентами проблему, а студенты сами решают ее, выбирая ответы из предложенных вариантов.

2. Частично-поисковые, эвристические (самостоятельные работы повышенной сложности). Эвристические методы, так же как и исследовательские, предполагают самостоятельный поиск студентом объема недостающих знаний. Поисковые задания связаны с развитием творческих способностей студентов. Самостоятельное решение отдельных частей проблемы, требующие при выполнении умений и навыков творческого труда, например, сравнение двух или более точек зрения, составление тезисов доклада и сообщения, подготовка развернутых планов ответа к семинару, с приложением краткого библиографического указателя и т.д.

3. Исследовательские, творческие работы – рефераты, доклады, научные сообщения, описание опыта или идеи, эссе, глоссария, методические разработки для проведения мероприятия (занятия, беседы, диспута), подготовка презентаций по индивидуальным или групповым проектам, курсовые и дипломные работы, хоздоговорные работы.

4. Подготовить обзор по теме – значит письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.

5. Глоссарий – краткое разъяснение терминов и понятий на казахском или русском языках возможно с переводом на иностранный язык, выполняется по заданной теме.

6. Семинарское занятие, как классический вид самостоятельной подготовки студентов, может принимать, в свою очередь, самые различные формы, а преподаватель строить свою авторскую методику его проведения.

7. Реферат, являясь наиболее распространенной формой СРС, представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы или изложение содержания научной работы, книги. Более интересной и творческой работой является оппонирование реферата, в результате которого приобретаются навыки анализа выступления, ведения дискуссии.

8. Коллоквиум позволяет выявить знания, уровень подготовки по различным темам конкретной изучаемой дисциплины, в форме собеседования, что не всегда удается при других видах СРС.

9. Вопросы для самостоятельного изучения должны быть такими, что ответы могли бы быть даны только на основании трактовки и анализа собранного материала.

10. Эссе обычно предлагают студентам – старшекурсникам, это изложение своих размышлений, соображений на актуальные социально-экономические проблемы, в различных жанрах – критики, публицистики и т.п.

11. Построение дерева целей – для этого студентам предлагается выбрать проблему, обозначить цели по уровням, определить задания на всех уровнях и реалистичные планы; определить место, например, организационных структур предприятия в достижении этих целей; выбрать измерители качества работы и формы контроля заданий.

12. Презентация – студент может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации; презентация оценивается по критерию насколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих, а также насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме.

13. Учебные конкретные ситуации – студентам предлагается множество простых и сложных ситуаций, по которым предстоит ответить на вопросы или написать свое видение проблемы; наиболее подготовленные студенты могут написать свой кейс.

14. Деловые игры помогают выработать у студента навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности; по некоторым играм нужна домашняя подготовка или завершение в библиотеке или на производстве.

15. Групповой проект – в группе должно быть не более 3-5 человек, каждая группа должна разработать свой проект.

16. Индивидуальный проект – выполняют наиболее подготовленные студенты по желанию; работа должна отличаться уникальностью темы, исследовательским характером; результаты проекта могут быть доложены на студенческой конференции.

 

 

что такое SRS — DRIVE2

Оставляю для себя, потому что постоянно путаю названия всех блоков управления))

. Немного теории о том, что такое SRS & AIRBAG:
• Airbag –, если перевести дословно- воздушный мешок, или, общепринятое название- подушка безопасности. Airbag- это один из множества компонентов, из которых складывается система пассивной безопасности автомобиля, которая сокращенно называется –SRS.
• Что такое SRS? SRS (Supplemental Restraint System)- это система, которая состоит из множества сенсоров (датчиков удара, датчиков наклона и т.п.), подушек безопасности, ремней безопасности и блока управления системой SRS. Работа всех деталей системы безопасности автомобиля взаимосвязанна друг с другом и требовательна к правильному использованию каждой из них. К примеру, пневмоподушка дополняет ремень безопасности, уменьшая шанс удара головы и верхней части тела пассажира о какую-либо часть салона автомобиля. Также они снижают опасность получения тяжелых травм, распределяя силу удара по телу пассажира. При наличии рядом с местом водителя или пассажира хотя бы одной подушки безопасности обязательно использование ремней безопасности. Алгоритм раскрытия подушек разрабатывается в предположении, что водитель (пассажир) во время их раскрытия пристегнут ремнем. Поэтому срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека при аварии может привести к непредсказуемым последствиям. Например, при фронтальном ударе не пристегнутый водитель получит раскрывающейся подушкой безопасности удар в голову, по силе превосходящий удар о переднюю панель (скорость раскрытия подушки — свыше 300 км/ч). В некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при не пристегнутых ремнях блокируется, так как даже современные подушки являются эффективными только при использовании ремней безопасности. Поэтому, не принебрегайте самым простым правилом: сел за руль -пристегнись ремнем безопасности. Ведь, как бы не крута была электроника SRS, прежде всего она требует чтоб и вы задумывались о своей безопасности и, лишь потом, она сможет вам помочь в случае ДТП! Утащила вот тут у ребят: www.drive2.ru/o/AIRBAG-SERVICE

Что такое СРС

СРС (Cost Per Click) — главный критерий ценности, установленный рекламной организацией, который будет оплачиваться за клики на сайте.

Данная ценовая модель применяется с целью перенаправления трафика на сайт — владелец оплачивает каждый клик по объявлению. Обычно устанавливается фиксированная цена за один клик. Такая информация находится на веб-сайтах во время отображения результатов по соответствующей теме.

Показатель СРС представляет собой партнерскую модель, которая имеет возможность размещения рекламы там, где пользователи проводят серфинг. В результате предоставляются финансовые льготы (определенные проценты от прибыли) к аффилированным сайтам партнеров.

Как действует данная модель

Происходит оплата за конкретный результат. Модель работает и с другими способами оплаты, например, обмен баннерами или с установленной программой распределения доходов.

Сайты, пользующиеся СРС, отображают рекламу в том случае, если ключевое слово совпадает с запросом и содержание данного сайта тоже отображается. Это, прежде всего, спонсорские ссылки и спонсорские объявления. Они находятся рядом с результатами поисковой машины. Обычно вверху или внизу.

Рекламодателю нужно учитывать ценность клика соответствующего материала, взвешивать предполагаемый успех от рекламы, прогнозировать возможные доходы.

Партнеры с обеих сторон заранее договариваются о тарифной ставке за каждый клик. Сумма чаще всего зависит от привлекательности контента страниц.

Стоимость клика обуславливается следующими моментами:

  • Поисковое слово /фраза;
  • Местоположение пользователя;
  • Временной промежуток, в течение которого осуществляется запрос.

В основном 90% посетителей — это по-настоящему обратившие внимание на информацию люди, а не те, кто просто зашел на страницу «от нечего делать». Но возникают ситуации, когда во время оплаты за каждый переход посетителей на сайт появляется опасность злоупотребления этой возможностью, такие как пустое «скликивание» бюджета конкурентами.

Расчетная формула СРС

Узнать стоимость клика нетрудно, необходимы лишь данные о цене за распространение информации и число осуществленных переходов. Формула: CPC = цена за размещение рекламы / число кликов.

СРС является главным нормативом популярности рекламных организаций.

Нужно, чтобы клики на вашей информации побуждали к осуществлению определенных действий:

  • Заполнение анкеты для обратной связи с клиентом;
  • Просмотр предоставленных страниц;
  • Связь по телефону;
  • Заказ обратного звонка;
  • Скачивание информации о товаре;
  • Приобретение товара.

Таким образом, стоимость одного перехода оказывает влияние на ценность рекламной компании. Получается, если показатель СРС низкий, то это положительно влияет на организацию, особенно, если появляется конверсия.

Воронка конверсии

Если известно число пользователей до и после конверсии, то возможно рассчитать относительно каждого действия клика так называемую «конвертируемость». Визуально это выглядит:

 У каждого звена этой воронки существует коэффициент, он указывает на число пользователей, которые «сконвертировались» на другой уровень.

С помощью верхней части воронки: отношения просмотры→клики возможно легко проанализировать притягательность объявления, это показатель CTR (Click-through rate).

Следующий уровень CR (Conversion Rate) клики→лиды — помогает определить число потенциальных клиентов кликнувших на рекламу.

Лид →целевое действие (AR (Approval Rate) — показывает какое количество действий по приобретению товара произошло.

Статья по теме: самостоятельная работа студентов

 

      Тема: Самостоятельная работа студентов, цели и особенности организации.

 

1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

 

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

 

2. Основные понятия и определения.

 

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

 

3. О мотивации самостоятельной работы студентов.

 

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно - деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

 

4. Организация и формы самостоятельной работы.

 

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

· выполнение курсовых проектов и работ;

· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Решение 1-2 типовых задач у доски.

4. Самостоятельное решение задач.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.

При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

4. Проверить и выставить оценку за отчет.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

 

5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

 

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

      - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

      - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

      - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

      - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

      - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

      - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах, в том числе и в ИГХТУ. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающее - контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

мм

СРС - это... Что такое СРС?

СРС

санскритско-русский словарь

Источник: http://rius.kiev.ua/journal/3/nalyvayko

СРС

слаборазвитая страна

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРС

система радиосвязи

связь

  1. СРС
  2. СРТР

станция радиотехнической разведки

связь, техн.

  1. СРТР

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРС

Союз русских скаутов

СРС

самолётная радиостанция связи
самолетная радиостанция

авиа, связь

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

СРС

Союз реформаторских сил

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. СРпС
  2. СРПС
  3. СРС

Союз рыбопромышленников Севера

  1. СРпС

Источник: http://www.regnum.ru/news/307587.html

  1. СРС

Источник: http://rubricator.expoweb.ru/194727.html

СРС

служебная розыскная собака
служебно-розыскная собака

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

  1. СР
  2. СРС

связная радиостанция

связь

  1. СР

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

  1. СРС

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

  1. ССР
  2. САНС
  3. СРС

сплошная санитарная рубка;
санитарная сплошная рубка

лесхоз

СРС

собственная розничная сеть

СРС

Самарские распределительные сети

г. Самара, организация, энерг.

СРС

Спецремстрой

с 1995

http://srs1.ru/​

г. Екатеринбург, организация

СРС

Служба регулирования связи

Литва, организация, связь

Источник: http://www.crime-research.ru/news/29.09.2008/4879/

СРС

саморегулируемый союз

организация, РФ

СРС

самостоятельная работа студента

образование и наука

Источник: http://astu.secna.ru/~lzm/book3.htm

СРС

стратегия развития страны

Источник: http://sngnews.ru/articles/4/69335.html

Пример использования

СРС на 2006-2010 годы в КР

СРС

специальная реперная система

Источник: http://www.irrdi.ru/ru/structure/topo/topo/

СРС

средства радиосвязи

кафедра ТУСУР

образование и наука, связь

Источник: http://www.tusur.ru/ru/index.php?id=84

СРС

сверлильно-разрезной станок

стом.
в мариковке: СРС 1.0

Источник: http://www.averon.ru/dental/equipment/drilmach.htm

СРС

стенд разборки-сборки

Источник: http://energos.ru/default.asp?ParentID=58&GroupId=78

СРС

Союз регбистов Санкт-Петербурга

http://narvzastava.spb.ru/URSpb.html

Санкт-Петербург

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

SRS что это такое в машине? - Определение и принцип работы

Иногда водители жалуются, что у них ни с того ни с сего загорается индикатор SRS на приборной панели. Особенно это относится к владельцам приобретенных за границей автомобилей с пробегом. В таких ситуациях знатоки советуют проверить наличие подушек безопасности или посмотреть не отходят ли контакты, присоединенные к этому индикатору.

SRS — определение и принцип работы

Действительно, SRS — это система пассивной безопасности, которая отвечает за состояние всех элементов, обеспечивающих защиту в случае экстренных ситуаций.

SRS (В расшифровке: Supplementary Restraint System) — довольно сложная система, объединяющая в себе:

  • фронтальные и боковые подушки;
  • модули управления;
  • различные сенсоры, отслеживающие положение людей в салоне;
  • датчики ускорения;
  • преднатяжители ремней безопасности;
  • активные подголовники;
  • модуль системы SRS.

Сюда можно еще добавить источники питания, соединительные кабели, коннекторы для передачи данных и т.д.

То есть, говоря простым языком, все эти датчики собирают информацию о движении автомобиля, о его скорости или ускорении, о его положении в пространстве, о положении спинок сидений, ремней.

Если возникают аварийные ситуации, например автомобиль сталкивается с препятствием на скорости свыше 50 км/час, инерционные датчики замыкают электрическую цепь, ведущую к пиропатронам подушек безопасности, и те раскрываются.

Надувание подушки безопасности происходит благодаря капсулам сухого газа, которые находятся в генераторе газа. Под действием электрического импульса капсулы плавятся, газ быстро заполняет подушку и она выстреливает со скоростью 200-300 км/час и тут же сдувается до определенного объема. Если пассажир не пристегнут ремнем, удар такой силы может привести к серьезным травмам, поэтому отдельные датчики регистрируют, пристегнут человек или нет.

Преднатяжители ремней также получают сигнал и натягивают ремень сильнее, чтобы человек остался на месте. Активные подголовники перемещаются, чтобы пассажиры и водитель не получили хлыстовые травмы шеи.

SRS контактирует и с центральным замком, то есть если на момент аварии двери заперты, подается сигнал на систему центрального запирания и двери автоматически разблокируются, чтобы спасатели могли без проблем добраться к пострадавшим.

Понятно, что система настроена таким образом, чтобы все средства безопасности срабатывали только в экстренных соответствующих ситуациях.

SRS не активизирует пиропатроны:

  • при столкновении с мягкими объектами — сугробами, кустами;
  • при ударе сзади — в этой ситуации активизируются активные подголовники;
  • при боковых столкновениях (если нет боковых подушек).

Если у вас современный автомобиль, оборудованный SRS-системой, то датчики будут реагировать на непристегнутые ремни безопасности или неправильно отрегулированные спинки сидений и подголовники.

Расположение элементов

Как мы уже писали выше, система пассивной безопасности включает в себя много элементов, которые находятся как в подкапотном пространстве, так и в сидениях или вмонтированы в переднее торпедо.

Непосредственно за радиаторной решеткой находится передний датчик направленных перегрузок. Он устроен по принципу маятника — если скорость отклонения маятника и его положение резко изменяются в результате столкновения, замыкается электрическая цепь и сигнал подается по проводам на модуль SRS.

Сам модуль находится в передней части туннельного канала и к нему идут провода от всех остальных элементов:

  • модулей подушек безопасности;
  • датчиков положения спинки сидений;
  • преднатяжителей ремня и т.д.

Даже если просто посмотреть на водительское сидение, мы в нем увидим:

  • модуль водительской боковой подушки;
  • контактные разъемы SRS, обычно они и сама проводка обозначаются желтым цветом;
  • модули для преднатяжителей ремня и сами пиропатроны (они устроены по принципу поршня, который приводится в движение и сильнее сжимает ремень в случае опасности;
  • датчик давления и датчик положения спинки.

Понятно, что такие сложные системы есть только в достаточно дорогих автомобилях, тогда как бюджетные внедорожники и седаны оборудуются только подушками безопасности для переднего ряда, и то не всегда.

Правила эксплуатации

Чтобы вся эта система работала безотказно, нужно соблюдать простые правила.

Прежде всего, нужно запомнить, что подушки безопасности являются одноразовыми, и их необходимо полностью заменять вместе с пиропатронами после срабатывания.

Во-вторых, система SRS не требует частого обслуживания, однако необходимо проводить ее полную диагностику хотя бы раз в 9-10 лет.

В-третьих, все датчики и элементы нельзя подвергать перегреву выше 90 градусов. Никто из нормальных водителей не будет специально их греть, но вот летом поверхности автомобиля, оставленного на солнце, могут очень сильно нагреваться, особенно передняя панель. Поэтому не рекомендуется оставлять автомобиль на солнцепёке, ищите тень, используйте также экраны на переднее стекло, чтобы избежать перегрева торпедо.

Также нужно помнить, что эффективность системы пассивной безопасности зависит от правильного положения водителя и пассажиров в салоне.

Советуем настроить спинку сидения так, чтобы угол ее наклона был не более 25 градусов.

Нельзя придвигать кресло слишком близко к Эйрбегам — следуйте правилам регулировки сидений, о которых мы недавно писали на нашем автопортале Vodi.su.

В автомобилях с SRS необходимо пристегиваться ремнями, поскольку в случае лобового столкновения очень серьезные последствия могут быть из-за удара о подушку безопасности. Ремень же удержит ваше тело, которое по инерции стремится продолжить движение вперед с большой скоростью.

Места возможного срабатывания подушек безопасности должны быть свободны от посторонних предметов. Крепления для мобильных телефонов, регистраторов, навигаторов или радар-детекторов размещайте так, чтобы они не могли помешать подушкам раскрываться. Также будет не очень приятно, если ваш смартфон или навигатор будет отброшен подушкой в лицо боковому или заднему пассажиру — такие случаи были, и не один раз.

Если в автомобиле имеются не только фронтальные подушки безопасности, но и боковые, то пространство между дверью и креслом должно быть свободным. Не допускается использование чехлов для сидений. Нельзя с силой опираться на подушки, это же относится и к рулю.

Если случилось так, что подушка выстрелила сама по себе — это может случиться из-за ошибки в работе датчиков или из-за перегрева — необходимо включить аварийку, съехать на обочину, или оставаться некоторое время на своей полосе, не выключая аварийные сигналы. В момент выстрела подушка нагревается до 60 градусов, а пиропатроны — еще больше, поэтому некоторое время их желательно не трогать.

Поскольку система SRS имеет специальный источник питания, рассчитанный примерно на 20 секунд автономной работы, нужно подождать хотя бы полминуты прежде, чем приступать к диагностике системы.

Самостоятельно активировать или дезактивировать SRS можно, однако лучше доверить эту работу специалистам, которые могут провести проверку с помощью специального сканера, считывающего информацию непосредственно из главного модуля SRS.

Видео о принципе работы системы.

Загрузка...

что это такое? Что входит в систему SRS?

На данный момент практически каждый при покупке нового авто может заказать у дилера опционную установку какой-либо системы. Это стало вполне обыденным делом. Но есть такие опции, которые уже входят в комплектацию, и за них не нужно доплачивать.

Среди таких - система SRS. Что это такое, и какие компоненты в нее входят? Ответы на эти вопросы узнаете в ходе нашей сегодняшней статьи.

Характеристика

SRS - что это? Данная система представляет собой комплекс элементов, устанавливаемых в автомобиле, которые позволяют уменьшить последствия дорожно-транспортных происшествий для водителя и пассажиров. По своей классификации SRS Airbag относится к конструктивным элементам безопасности. Это значит, что все ее компоненты устанавливаются не опционно (как это может быть в случае с кондиционером), а в обязательном порядке. И неважно, топовая это комплектация или «база», все равно обе машины будут содержать одинаковый набор устройств пассивной безопасности.

Таким образом, SRS представляет собой совокупность конструктивных элементов, которые применяются для защиты пассажиров и водителя от травмирования при ДТП.

Составляющие системы

SRS-система может включать в себя следующие составляющие:

  1. Ремень безопасности (обычно бывает трехточечным и устанавливается на каждое пассажирское и водительское сидение).
  2. Натяжители ремней.
  3. Аварийный размыкатель АКБ.
  4. Подушки безопасности (в 90-х годах считались незримой роскошью для автолюбителей).
  5. Активные подголовники.

В зависимости от марки и модели машины, SRS может включать в себя ряд других устройств. К примеру, это может быть система защиты при опрокидывании (как на кабриолетах), дополнительные крепления для детских кресел и т. д.

В последнее время многие автомобили стали укомплектовываться элементами защиты пешеходов. На некоторых моделях встречается даже система экстренного вызова.

Управление пассивной безопасностью SRS

Что это за система, мы уже выяснили, теперь давайте рассмотрим, каким образом она управляется. Но здесь не все так однозначно. Все элементы, перечисленные выше, имеют электронное управление, которое обеспечивает эффективное взаимодействие различных компонентов SRS. Что это значит? Конструктивно данная система представляет собой набор различных измерительных датчиков, блока управления и исполнительных устройств. Первые выполняют функцию фиксирования параметров, при которых возникает аварийная обстановка, и преобразуют их в короткие электросигналы. Это могут быть датчики удара, положения сидения переднего ряда кресел и выключатели замка 3-точечного ремня безопасности. Как правило, на каждую из сторон автопроизводитель устанавливает по 2 таких устройства, реагирующие на удары. Также эти датчики тесно связаны с активными подголовниками, которые при подаче сигнала переходят в активный режим.

Таким образом, каждый из компонентов системы пассивной безопасности тесно взаимодействует с определенными датчиками и за счет специальных импульсов за считанные миллисекунды позволяет надуть Airbag и другие его составляющие через блок SRS.

Исполняющие устройства

Среди исполняющих устройств в автомобиле следует отметить следующие:

  • Натяжители ремней.
  • Пиропатроны подушек.
  • Механизм привода подголовников.
  • Контрольная лампа на панели приборов автомобиля, которая сигнализирует о непристегнутых ремнях.

Активизация каждого из этих составляющих происходит в соответствии с заложенным производителем программным обеспечением.

Какие устройства могут сработать при фронтальном ударе?

При лобовом столкновении SRS может активизировать сразу несколько элементов безопасности, в зависимости от его силы. Это могут быть как натяжители, так и подушки (возможно, и все вместе).

При фронтально-диагональном столкновении в зависимости от угла и масштабов силы удара в системе активизируются:

  1. Натяжители ремней.
  2. Передние подушки безопасности.
  3. Подушки вместе с натяжителями.
  4. Левый или правый Airbag.

В некоторых случаях (обычно при скорости более 60 километров в час) система может активизировать все вышеперечисленные элементы, тем самым обеспечив максимальную безопасность и минимальный риск травмирования пассажирам на обоих рядах сидений, а также самому водителю.

Какие устройства могут сработать при боковом ударе?

В данном случае, в зависимости от укомплектованности автомобиля, могут сработать либо натяжители ремней, либо боковые подушки. Последние обычно устанавливаются на авто среднего и более престижного классов. Бюджетные же машины оборудуются лишь натяжителями, которые и срабатывают при ударе, фиксируя тело человека в сидении.

Также в зависимости от силы удара в машине срабатывает размыкатель аккумуляторной батареи. Таким образом при столкновении риск короткого замыкания или образования искры снижается вовсе. Это позволяет снизить возможность несанкционированного воспламенения транспортного средства в результате пробоины в бензобаке или прочих деформациях кузовных элементов.

Что представляют собой активные подголовники?

Данные элементы стали укомплектовываться на автомобили гораздо позже классических натяжителей ремней безопасности. Обычно активные подголовники устанавливаются на спинки кресел переднего и заднего рядов в салоне. Благодаря наличию таких элементов риск перелома в области шейного отдела при заднем ударе снижается до минимума (а ведь именно эта область одна из самых уязвимых к переломам). Таким образом, активные подголовники значительно повышают шансы на жизнь даже при, казалось бы, смертельных ударах. Первые экземпляры таких устройств стали устанавливать на немецкие «Мерседесы». По своей конструкции данные подголовники разделяются на две группы и могут быть как активными, так и неподвижными. В первом случае подголовник имеет возможность регулировки по высоте и углу наклона. Неподвижно же аналоги жестко встроены в спинки сидений. Однако даже такие подголовники отлично справляются со своей главной функцией – снижением травмоопасности при различных видах столкновений.

Итак, мы выяснили, что собой представляет система SRS в автомобиле и каким образом она действует при различных столкновениях.


Смотрите также