Сунна муаккада что это такое


Совершать сунну Муаккада следует сразу после Фарда или дома?

Вопрос: БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим. Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Джумʼа должна быть выполнена сразу после обязательной молитвы (фарда) с минимальной разницей во времени и минимальными азкарами между ними. Некоторые говорят, что отсрочка молитвы более этого снижает награду за совершение сунны. Также я слышал от других, что, если перерыв между фардом и сунной муаккадой будет слишком большим, то молитва перестает быть муаккадой и становится просто нафлем (дополнительной). С другой стороны, некоторые ученые говорят, что нет никакого вреда в совершении азкаров после фарда и до сунны. Но, похоже, сегодня является преобладающим первое мнение.

 

Я также видел отрывок из Ибн Абидина, который цитировал Шейх Фараз Раббани. Так вот там говорится, что лучше отложить совершение сунны, чтобы помолиться дома, при условии, что перерыв между фардом и сунной не затянется надолго и не приведет к упущению сунны. А это, по-видимому, противоречит идее ускоренного перехода от фарда к сунне, которое сегодня чаще транслируется, ведь не все живут близко к мечети, и человек может, совершив фард в мечети и отложив муаккаду, например, совершать азкары по дороге домой и т. д.

 

Существуют ли какие-либо сообщения о Сахабах или Салафах, которые бы подтверждали срочность перехода от фарда к сунне? И как мы можем это мнение согласовать с тем, что лучше совершать суннат-намазы дома?

 

Ответ:

 

БаракаЛлаху фикум

 

Имам ат-Тахави сообщает в своем «Шархе Маани аль-Асар», что, согласно мнению Имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, совершать молитвы сунна-муаккада в мечетях – хорошо, но лучше совершать их у себя дома. (Шарх Маʼани аль-Асар, 1: 339)[1].

 

Однако позже Фукаха разъяснили, что это правило действительно только в том случае, когда нет вероятности, что человек вернется домой, отвлечется и забудет о том, что планировал совершение сунны-муаккада. Если есть вероятность забыть, то следует совершать её сразу после фарда в мечети. (аль-Мухит аль-Бурхани, Идарат аль-Коран, 7: 503)[2].

 

В «аль-ʼАсль» имам Мухаммад, приводя мнение имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и свое собственное мнение, пишет, что имам, возглавивший обязательную коллективную молитву, не должен оставаться на том же месте после Зухра, Магриба и Иша, то есть он немедленно должен встать. Более того, он упоминает, что имам может совершать намазы сунна-муаккада в мечети, если он захочет, но должен для этого встать за джамаатом – людьми, которые читали за ним фард – или в любой другой стороне, главное – покинуть то место, где он возглавлял молитву. Муктади также могут совершать сунну-муаккада в мечети, но лучше тоже сменить место, сделав один или два шага в любую из сторон, прежде чем начать намаз. (аль-ʼАсль, 1: 16-17)[3].

 

Единственная разница между намазами, после которых следует сунна-муаккада, и теми, после которых сунны-муаккады нет, может заключаться в том, что лучше совершить суннат-намаз сразу после фарда без какой-либо ощутимой задержки.

 

Аз-Захиди сообщает в «Аль-Кунья» мнение Захир ад-Дина аль-Маргинани, который считал, что сунна-муаккада, отложенная до окончания времени намаза, перестает считаться сунной. Однако ʼАйн аль-Аʼимма аль-Карабизи сказал, что в этом случае сунна-муаккада все равно останется сунной (аль-Кунья, стр. 40) [4].

 

Последнее мнение считается более сильным, поскольку аль-Садр аш-Шахид (также, как аль-Карабизи) сказал, что сунна-муаккада из-за участия в разговоре или в чем-то еще, противоречащем природе намаза (например, в покупке и продаже), после совершения фард намаза не перестаёт быть сунной, но это уменьшит награду за её совершение, и он заявляет, что это «более правильная» (асахх) позиция (аль-Кунья, стр.40) [5].

 

Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж также поддержали эту точку зрения. (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226). Они уточняют, что рекомендуется (авля/мустахаб) не делать ощутимого перерыва между фардом и суннами (Хальбат аль-Муджалли, 2: 225-226) и, следовательно, излишняя задержка будет считаться хиляф аль-ауля, то есть, она не заслуживает порицания, а только приводит к уменьшению вознаграждения за молитву.

 

Но, как объясняют Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж, это касается только ситуации, когда намаз сунна-муаккада совершается в мечети. Если человек совершает его дома, то время, затраченное на то, чтобы добраться до дома, не приведет к уменьшению вознаграждения и не будет считаться хиляф аль-ауля, так как на самом деле лучше молиться у себя дома (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226, Радд аль-Мухтар, Дар 'Алям аль-Кутуб, 2: 247) [6].

 

Источники:

 

[1]

وخالفهم في ذلك آخرون فقالوا: التطوع فى المساجد حسن غير أن التطوع فى المنازل أفضل منه....لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم: خير صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة؛ وهذا قول أبي حنيفة وأبي يوسف ومحمد بن الحسن رحمهم الله (شرح معاني الآثار، ج١ ص٣٣٩)

 

[2]

وفى الجامع الأصغر: إذا صلى المغرب فى المسجد بالجماعة يصلي ركعتي المغرب فى المسجد إن يخاف أنه لو رجع إلى بيته يشتغل، وإن لا يخاف فالأفضل أن يصلي في بيته لقوله صلى الله عليه وسلم: صلاة الرجل فى المنزل إلا المكتوبة (المحيط البرهاني، ج٧ ص٥٠٣)

 

[3]

قلت: أرأيت الإمام إذا فرغ من صلاته أيقعد في مكانه الذي يصلي فيه أو يقوم؟ قال: إذا كانت صلاة الظهر أو المغرب أو العشاء فإنني أكره له أن يقعد في مقعده حين يسلم وأحب إلي أن يقوم...فإن أراد فى الظهر والمغرب والعشاء أن يصلي تطوعا...يتأخر فيصلي خلف القوم أو حيث أحب من المسجد ما خلا مكانه الذي يصلي بهم فيه. قلت: فالذين خلفه أيصلون في أمكنتهم التي صلوا فيها أي يتنحون؟ قال: إن فعلوا فلا بأس، ويتنحون خطوة أو خطوتين أحب إلي. (الأصل، ج١ ص١٦-١٧)

 

[4]

ظم أخر السنة بعد الفرض ثم أداها في آخر الوقت لا يكون سنة عك يكون سنة (القنية ص٤٠)

 

[5]

عك الكلام بعد الفرض لا يسقط السنة لكن ينقص ثوابه؛ صح وكل عمل ينافي التحريمة أيضا، قال رض وهو الأصح (القنية، ص٤٠)

 

[6]

ثم قال: وأفاد شيخنا أن الكلام فيما إذا صلى السنة في محل الفرض لاتفاق كلمة المشايخ على أن الأفضل فى السنن حتى سنة المغرب المنزل؛ أي فلا يكره الفصل بمسافة الطريق (رد المحتار، ج٢ ص٢٤٧

Суннат (дополнительные) намазы

09:26 , 18 марта 2014

235311

Их также 2 вида:

  1. – сунна му'аккада.
  2. – сунна гайри му'аккада.

Сунна му'аккада

Это суннат фаджра, и из сунны – читать в 1 рака'ате после "Фатихи" "Кафирун", во 2 рака'ате – "Ихлас". Сказал Мухаммад салляллаху алейхи ва саллям, что суннат фаджра лучше этого мира и всего, что в нём. Если человек  проспал фаджр, то после восхода читает сначала сунну, затем фарз, а в других случаях (намазах) сунна не возмещается.

Айша радыяллаху анха рассказывает, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Два рака'ата сунны фаджра лучше, чем этот мир и все, что в нем есть". (Муслим)

4 рака'ата перед фарзом-зухр и 2 рака'ата после зухра.

В джум'а – 4 рака'ата перед фарзом и 4 после.

Абдуллах ибн Мас'уд радыяллаху анху рассказывает: "Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям читал четыре рака'ата перед джум'а намазом и четыре рака'ата после". (Тирмизи)

2 рака'ата после фарза-магриба.

2 рака'ата после фарза-'иша.

Умму Хабиба радыяллаху анхарассказывает, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Кто совершал двенадцать рака'атов в течение дня и ночи, для него будет построен дом в раю, это четыре рака'ата перед зухр намазом и два рака'ата после зухра, два рака'ата после магриба, два рака'ата после 'иша намаза и два рака'ата перед фаджром". (Тирмизи)

Сунна гайри муаккада

  1. К двум рака'атам сунны после зухра присоединить 2 рака'ата.

Приводится от Уммы Хабибы радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям читал четыре рака'ата после зухр намаза. (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Четыре рака'ата перед 'асром.

Передается от Ибн Умара радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Пусть смилуется Аллах над прочитавшим четыре рака'ата перед 'асром". (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Четыре рака'ата после магриба (мустахаб).
  2. Четыре рака'ата до 'иша (мустахаб).
  3. После'иша 2 рака'ата сунны соединить с двумя рака'атами мустахаб.

Айша радыяллаху анха рассказывает: "Когда Посланник Аллаха  салляллаху алейхи ва саллям после совершения 'иша намаза приходил ко мне, то читал четыре или шесть рака'атов". (Абу Дауд)

После фарза читаются сунна намазы, а после сунны – совершаются тасбихи.

(По нормам ханафитского мазхаба)

Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Сунна | islamisemya.com

Это слово переводится с арабского языка как «прекрасный нрав», «хороший характер», «путь». Как термин — означает законы Аллаха. Значение Сунны можно понять из хадиса:

«Кто положит начало хорошему обычаю или доброму делу, получит саваб за совершённые последователями благие поступки. А в Книгу Деяний того, кто первым совершит какое-либо дурное деяние, запишутся грехи всех людей, последовавших его примеру» (Муслим, «Ильм», 15; «Закят», 69; Ибн Маджа, «Мукаддима», 14; Дарими, «Мукаддима», 44).

В фикхе Сунна означает слова, поступки и такрири Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Она делится на три вида: муаккада, гайри муаккада и сунна заваид.

Сунна муаккада — деяния, которые Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершал постоянно, за исключением редких случаев. Но эти поступки не относятся к разряду обязательных, как фарды и ваджибы. Невыполнение сунны муаккада не влечёт наказания, но порицается. Это сунны утреннего, обеденного и вечернего намазов, промывание рта водой при тахарате, которые ещё называют «суннатуль-худа».

Сунна гайри муаккада — поступки, которые Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал часто, но не всегда. Это начальные сунны намазов «аль-Аср» и «аль-Иша», которые также называют «мустахаб» или «мандуб». Верущий, кто выполняет эти сунны, будет вознагражден, а кто пренебрегает ими, не будет наказан.

Сунна заваид — обычные поступки Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), которые присущи всем людям и не имеют религиозной направленности. К ним относятся приём пищи, одевание, предпочтение белого цвета, окраска волос и бороды хной. Если мусульманин из-за любви и почтения к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) будет также питаться и одеваться, то совершит благое дело. Невыполнение сунны заваид не осуждается.

Представители всех мазхабов, кроме ханафитского, считают, что эти три вида Cунны не относятся к разряду обязательных, как фарды и ваджибы, ибо нет чётких и ясных повелений об из неукоснительном исполнении. Поэтому алимы применяют термин «мандуб». Например, кредитование или выдача ссуды на длительный срок. В Коране отмечено, что такие сделки необходимо скреплять письменно. Однако это не прямое указание, а скорее рекомендация. Потому учёные отнесли данный аят к группе «мандуб», глубже поясняющей положения Cунны.

Что такое сунна. Степени достоверности хадисов

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.

 

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов

Вопрос: Сколько ракаатов суннат-намазов совершается перед обязательными намазами зухр, ‘аср и ‘иша - два или четыре ракаата?


Ответ:


С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.


Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

 

  • Муаккада (сильно желательная, настоятельная) сунна,

 

  • Гайр-муаккада (не сильно желательная, не настоятельная) сунна.


Перед зухр-намазом читается четыре ракаата суннат-намаза муаккада; перед намазами ‘аср и ‘иша – четыре ракаата гайр-муаккада суннат-намазов.


Для удобства мы сделали таблицу, где приводится количество суннат-намазов, совершаемых до и после обязательных намазов[1]:

 


Скачать таблицу в хорошем качестве.

 

А Аллах Тааля знает лучше.

 

 

[1] بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع 1/284

والأصل في السنن ما روي عن عائشة - رضي الله عنها - عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - أنه قال «من ثابر على اثنتي عشرة ركعة في اليوم والليلة بنى الله له بيتا في الجنة: ركعتين قبل الفجر، وأربع قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد العشاء» ، وقد واظب رسول الله - صلى الله عليه وسلم - عليها ولم يترك شيئا منها إلا مرة أو مرتين لعذر وهذا تفسير السنة، وأقوى السنن ركعتا الفجر لورود الشرع بالترغيب فيهما ما لم يرد في غيرهما فإنه روي عن عائشة - رضي الله عنها - أن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال «ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها» وعن ابن عباس في تأويل قوله تعالى {وإدبار النجوم} [الطور: 49] أنه ركعتا الفجر وروي عن النبي - صلى الله عليه وسلم - أنه قال «صلوهما فإن فيهما لرغائب» .

 

الهداية في شرح بداية المبتدي  1/67

" السنة ركعتان قبل الفجر وأربع قبل الظهر وبعدها ركعتان وأربع قبل العصر وإن شاء ركعتين وركعتان بعد المغرب وأربع قبل العشاء وأربع بعدها وإن شاء ركعتين" والأصل فيه قوله عليه الصلاة والسلام " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة في اليوم والليلة بنى الله له بيتا في الجنة " وفسر على نحو ما ذكر في الكتاب غير أنه لم يذكر الأربع قبل العصر فلهذا سماه في الأصل حسنا وخير لاختلاف الآثار والأفضل هو الأربع

ولم يذكر الأربع قبل العشاء فلهذا كان مستحبا لعدم المواظبة وذكر فيه ركعتين بعد العشاء وفي غيره ذكر الأربع فلهذا خير إلا أن الأربع أفضل خصوصا عند أبي حنيفة على ما عرف من مذهبه والأربع قبل الظهر بتسليمة واحدة عندنا كذا قاله رسول الله صلى الله عليه وسلم وفيه خلاف للشافعي.

 

البحر الرائق شرح كنز الدقائق 4/232

( قَوْلُهُ وَالسُّنَّةُ قَبْلَ الْفَجْرِ وَبَعْدَ الظُّهْرِ وَالْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ رَكْعَتَانِ وَقَبْلَ الظُّهْرِ وَالْجُمُعَةِ وَبَعْدَهَا أَرْبَعٌ ) شَرَعَ فِي بَيَانِ النَّوَافِلِ بَعْدَ ذِكْرِ الْوَاجِبِ فَذَكَرَ أَنَّهَا نَوْعَانِ سُنَّةٌ وَمَنْدُوبٌ فَالْأَوَّلُ فِي كُلِّ يَوْمٍ مَا عَدَا الْجُمُعَةِ ثَنَتَا عَشْرَةَ رَكْعَةً وَفِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ أَرْبَعَ عَشْرَةَ رَكْعَةً وَالْأَصْلُ فِيهِ مَا رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَغَيْرُهُ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ { قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ ثَابَرَ عَلَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً مِنْ السُّنَّةِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ}

Виды шариатских решений в ханафитском мазхабе

 

 

Виды шариатских решений (хукм) в ханафитском мазхабе: краткая памятка

Фард (необходимое).

Установлен однозначным доводом (далиль кат’и)(то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.

Примеры: пост, хадж, намаз.

Ваджиб (обязательное).

Установлен далилем занни (например, хадисомхабар ахад). Необходимо его совершать, как ифард, но за его отрицание не выносят такфир.

Пример: намаз витр.

Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе Законного толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.

Сунна (желательное).

Она делится на *муаккада и гейр муаккада.* За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.

Сунна муаккада – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постоянно совершал как поклонение. Постоянный отказ от совершения сунны муаккада без уважительной причины – грех. Сунну муаккада обычно обозначают словом «сунна» в текстах.

Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.

Сунна гейр муаккада, данный вид сунны объединяет  в себе несколько терминов: собственно «сунна гейр муаккада», «мустахабб» и «мандуб». Несовершение сунны гейр муаккада – не не является грехом.

Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.

Также выделяют термин «нафль», это своего рода добавление, ступенью ниже любой сунны (как муаккада, так и гейр муаккада). За совершение нафля полагается награда, но за отказ от его совершения нет наказания. Впрочем, иногда«нафль» в текстах по фикху включают в сунну гейр муаккада, иногда называют отдельно.

Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.

Особенность ханафитского мазхаба: если человек начал делать любое желательное действие, в том числе и нафль, но не завершил, ему обязательно (ваджиб) его закончить.

Выделяют также сунну заваид – это действие, которое Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал в повседневной жизни не как часть поклонения. И в основе это просто дозволено (мубах). Но если делать это из любви и желания следовать за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), то за это полагается награда. За отказ от совершения сунны заваид нет порицания.

Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.

Мубах (дозволенное).

Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.

Пример: ходить, сидеть, носить синее.

Макрух (нежелательное).

Есть два вида нежелательности:

Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.

Пример: расходовать слишком много воды при омовении.

Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В некоторм смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. (ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ)

Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.

Харам (запретное).

Установлено однозначным доводом (далиль кат’и). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.

Пример: прелюбодействовать, есть свинину.

Обсуждение порядка вынесения шариатских решений и их сути – дело муджтахидов и специалистов в основах мазхаба, на что я ни в коей мере не претендую. Более сложные термины и разногласия не освещены (например, расхождения ученых насчет терминов «мандуб» и «мустахабб»). Цель этой работы – объяснить картину в общем, чтобы русскоязычные студенты в начале изучения ханафитского мазхаба не путались в терминах.

Виды шариатских решений в ханафитском мазхабе

Виды шариатских решений (хукм) в ханафитском мазхабе: краткая памятка

 

  1. Фард (необходимое).

Установлен однозначным доводом (далиль кати) (то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.

Примеры: пост, хадж, намаз.

  1. Ваджиб (обязательное).

Установлен далилем занни (например, хадисом хабар ахад). Необходимо его совершать, как и фард, но за его отрицание не выносят такфир.

Пример: намаз витр.

Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе ЗАКОННОГО толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.

  1. Сунна (желательное).

Она делится на муаккада и гейр муаккада. За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.

  • Сунна муаккада – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постоянно совершал как поклонение. Постоянный отказ от совершения сунны муаккада без уважительной причины – грех. Сунну муаккада обычно обозначают словом «сунна» в текстах.

Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.

  • Несовершение сунны гейр муаккада – не грех. Сунна гейр муаккада объединяет несколько терминов: собственно «сунна гейр муаккада», «мустахабб» и «мандуб».

Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.

  • Также выделяют термин «нафль», это своего рода добавление, ступенью ниже любой сунны (как муаккада, так и гейр муаккада). За совершение нафля полагается награда, но за отказ от его совершения нет наказания. Впрочем, иногда «нафль» в текстах включают в сунну гейр муаккада, иногда называют отдельно.

Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.

  • Особенность ханафитского мазхаба: если человек начал делать любое желательное действие, в том числе и нафль, но не завершил, ему обязательно (ваджиб) его закончить.
  • Выделяют также сунну заваид – это действие, которое Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал в повседневной жизни не как часть поклонения. И в основе это просто дозволено (мубах). Но если делать это из любви и желания следовать за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), то за это полагается награда. За отказ от совершения сунны заваид не порицают.

Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.

  1. Мубах (дозволенное).

Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.

Пример: ходить, сидеть, носить синее.

  1. Макрух (нежелательное).

Есть два вида нежелательности:

Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.

Пример: расходовать слишком много воды при омовении.

Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В каком-то смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ.

Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.

  1. Харам (запретное).

Установлено однозначным доводом (далиль кати). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.

Пример: прелюбодействовать, есть свинину.

 

Малика Умм Яхья

Источник

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Просмотров: 341

Виды поста согласно ханафитского мазхаба / Имам аш-Шурунбуляли

4 года назад 3411 madrasah3.ru Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах Комментарий: Махди Шамсуддин 13

С точки зрения шариатского хукма, есть шесть видов поста: 

  •  фард; 
  •  ваджиб; 
  •  сунна муаккада; 
  •  мустахабб; 
  •  нафль; 
  •  макрух (танзих и тахрим).   

 

Первый вид поста - фард

Пост в месяц Рамадан. Обязательным является как соблюдение поста непосредственно в сам месяц, так и его возмещение после окончания Рамадана, если пост был пропущен по каким-то причинам.  

Пост «каффарат». Например, сюда относится ситуация, когда мужчина сказал своей супруге фразу со смыслом: «Ты подобна спине моей матери», — то есть уподобил свою жену собственной матери. В таком случае жена перестаёт быть дозволенной для этого мужчины как женщина до тех пор, пока муж не искупит свой грех, совершив каффару. Если у мужчины есть раб, он должен в качестве каффары отпустить раба. Если раба нет, он должен поститься два месяца подряд. Пост в качестве каффары является фардом, и жена станет дозволенной для мужчины в подобной ситуации только после исполнения им этого поста. Если он не может поститься (например, по состоянию здоровья), он должен накормить 60 бедняков. В «Марокиль Фалях» сказано, что данный вид поста является фардом, но в ханафитском мазхабе есть также мнение, которое высказали авторы книг «Аль-Хидая» и «Аль-Викая», что этот пост относится к ваджибу.

Пост согласно данному обету (назр). Пример: человек произнёс: «Если Всевышний Аллах завтра даст мне исцеление, я буду держать пост в четверг», — после этих слов исполнение такого обета становится для него фардом. Авторы книг «Аль-Хидая» и «Аль-Викая» высказали мнение, что такой пост относится не к фарду, но к ваджибу. 
С точки зрения практики, для мусульманина не имеет значения, являются данные виды поста фардом или ваджибом, потому что исполнение их для него в любом случае обязательно. Разница заключается лишь в том, что отрицание фарда является куфром (неверием), а отрицание ваджиба — нет. Например, человек, который отрицает солятуль-зухр, становится немусульманином, а отрицающий солятуль-витр в куфр не впадает.

 

Второй вид поста - ваджиб

Восполнение прерванного поста нафиль, при этом не имеет значения, был пост прерван по уважительной причине или без неё. Если человек начал соблюдать пост нафиль, на него ложится обязанность довести этот пост до конца, поэтому прерванный пост подлежит обязательному восполнению. 

 

Третий вид поста - сунна муаккада

Пост в день Ашура (10-е число месяца Мухаррам). По Сунне следует, кроме 10-го, поститься ещё и на девятый день. Поститься только на 10-ый день месяца Мухаррам является макрухом. Основанием для данного положения служит хадис Посланника Аллаха   со следующим смыслом: «Если я доживу до следующего года, то буду поститься ещё и на девятый день, помимо десятого».   

 

Четвёртый вид поста - мустахабб или мандуб

Пост три дня каждый месяц. Поститься желательно три дня в середине месяца — 13-й, 14-й и 15-й дни. Основанием для данного положения служит хадис, который приводит имам Абу Дауд, где сказано, что Посланник Аллаха   повелевал держать пост три дня в середине месяца и говорил, что такой пост будет подобен посту в течение всего года.

Пост каждый понедельник и четверг. Имам Муслим в книге «Ас-Сыям» приводит хадис Посланника Аллаха , который служит доказательством этому положению, со следующим смыслом: «Дела человека представляются Всевышнему Аллаху в понедельник и четверг, и я хочу, чтобы мои дела были представлены Аллаху, когда я пощусь».  

Шесть дней поста в месяце Шавваль после Рамадана. Существует разногласие относительно того, какая форма поста в данном случае предпочтительнее. Согласно первому мнению, лучше держать пост 6 дней подряд сразу после окончания Идуль-Фитр. Согласно второму мнению, желательно поститься 6 дней по отдельности в разных частях месяца Шавваль, при этом начать поститься лучше через несколько дней после окончания Рамадана. Дозволено следовать любому из этих двух мнений. 

Любой пост, о котором упоминается в Сунне и за который обещана награда в будущей жизни. Например, пост Дауда, алейхи ссалям. Известно, что пророк Дауд, алейхи ссалям, на протяжении всего года соблюдал пост через день — день постился, день разговлялся. Такой пост является для Всевышнего Аллаха самым лучшим из желательных постов. На этот счёт имам Абу Дауд приводит хадис Посланника Аллаха   со следующим смыслом: «Самый лучший пост для Всевышнего Аллаха — это пост Дауда, и самый лучший солят для Всевышнего Аллаха — это солят Дауда, который полночи спал, потом треть ночи выстаивал в молитве и затем спал одну шестую её часть, который день постился, а день оставлял пост». 

 

Пятый вид поста - нафль

К данном виду поста относится любой дополнительный пост, о желательности/запретности и времени для которого ничего не сказано в Сунне. 

Женщине нельзя соблюдать пост нафль без разрешения мужа.

 

Шестой вид поста - макрух

Макрух-танзих

Пост только 10-го числа месяца Мухаррам, то есть без добавления к этому посту 9-го или 11-го дней.  

Пост по пятницам. Если человек постится несколько дней подряд, два и более, и один из этих дней — пятница, в таком посте нет макруха. Но имам Ибн Абидин (величайший имам ханафитского мазхаба) высказывал мнение, что этот пост является абсолютно дозволенным. 

Пост по субботам. Имеется в виду, что человек избрал для себя в качестве дня поста именно субботу, не прибавляя к субботе пятницу или воскресенье.  

Пост в день, известный как «найруз», — праздник, который отмечается зороастрийцами, как первый день весны, если человек намеренно избирает этот день для поста. Если человек обычно постится по понедельникам и четвергам, и «найруз» выпал, например, на понедельник, такой пост не будет макрух. Если человек постится в этот день, желая уподобиться зороастрийцам, то такой пост становится макрухом тахрим, а если человек постится, чтобы возвеличить этот день, такой пост становится харамом, и есть опасность, что этот человек впадает в куфр. 

Пост в день «махраджан» — зороастрийский праздник первого дня осени. К нему относятся все перечисленные выше правила для праздника первого дня весны. 

Непрерывный пост несколько дней подряд, когда человек вообще не совершает ифтар.  

Пост в виде молчания. Кроме того, если человек считает, что такой пост может приблизить его к Аллаху, его пост в виде молчания становится макрухом тахрим. 

Ежедневный пост в течение года. 

 

Макрух-тахрим

Пост в дни двух праздников — Идуль-Адха и Идуль-Фитр и три дня ташрик после Идуль-Адха, когда паломники в хадже направляются на место бросания камней. В ханафитском мазхабе также есть мнение, что пост в эти дни — харам. Но, с точки зрения практики, нет разницы, является пост в эти дни макрухом тахрим или харамом — поститься нельзя в любом случае.

Виды намазов — Википедия

Коллективный намаз

Исламская молитва (намаз) имеет разные формы в зависимости от времени совершения намаза, обстоятельств, сопровождающих данный намаз и событий, по случаю которых данный намаз производится. Наиболее заметное отличие намазов состоит в количестве ракаатов, совершаемых в намазе, хотя большая часть намазов состоит из двух ракаатов. Единственный намаз, который не имеет привычных ракаатов — это погребальная молитва (джаназа), которая совершается стоя с поднятием рук и произношением такбира между молитвами-дуа.

Время обязательных молитв

Самыми главными и известными являются пять молитв, которые совершаются мусульманами ежедневно в зависимости от времени суток. Совершение этих молитв является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманки.

  1. Фаджр (араб. فجر‎ — рассвет) — обязательная двухракаатная утренняя (предрассветная) молитва. Время наступления молитвы Фаджр начинается с рассветом и заканчивается с восходом Солнца.
  2. Зухр (араб. ظهر‎ — полуденное время) — обязательная четырёхракаатная полуденная (обеденная) молитва. Время наступления молитвы Зухр начинается в полдень с момента, когда Солнце прошло через точку зенита и заканчивается с наступлением молитвы Аср, когда тень от предмета становится равной самому предмету.
  3. Аср (араб. عصر‎ — предвечернее время) — обязательная четырёхракаатная послеполуденная (предвечерняя) молитва. Время наступления молитвы Аср наступает в тот момент, когда тень от объекта длиннее его в два раза. Заканчивается с наступлением вечерней молитвы (Магриб), с заходом Солнца.
  4. Магриб (араб. مَغْرِب‎ — запад) — обязательная трёхракаатная закатная (вечерняя) молитва. Время начала совершения молитвы Магриб наступает в момент захода Солнца и заканчивается с наступлением ночной молитвы (Иша), с окончанием сумерек.
  5. Иша (араб. عشاء‎ — ужин) — обязательная четырёхракаатная ночная молитва. Время совершения намаза начинается с исчезновением вечерней зари после заката Солнца и продолжается до рассвета (некоторые учёные считают, что время, до которого можно совершать Иша, заканчивается в полночь).

Обязательные молитвы — это те молитвы, которые вменены в обязанность мусульманам, и за несовершение которых на них ложится грех.

Джаназа-намаз[править | править код]

Джаназа-намаз (араб. صلاة الجنازة‎ — похоронная молитва) — молитва, совершаемая перед погребением тела. Выполнение погребальной молитвы джаназа-намаз за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, и если ни один мусульманин из джамаата (общины) не совершит её, то весь джамаат впадает в грех[1].

О вы, кто верует!
Когда вас позовут к молитве дня собранья,
Спешите к поминанию Аллаха.
Оставьте все торговые дела, –
Для вас так будет лучше.
О, если бы вы только знали!

Оригинальный текст (ар.)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

Джума-намаз[править | править код]

Джума-намаз (араб. صلاة الجمعة‎ — соборная молитва) — пятничная двухракаатная полуденная соборная молитва (джамаат-намаз), совершаемая вместо полуденной молитвы Зухр. Пятничная молитва является обязательной для совершеннолетних мужчин, постоянно проживающих в месте своего пребывания. Азан для данной молитвы возвещают дважды. После первого азана имам мечети читает проповедь, а после второго азана — специальную пятничную проповедь (хутба) на арабском языке[2]. Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем:

Ид-намаз[править | править код]

Ид-намаз (араб. صلاة العيد‎ — праздничная молитва), — праздничная двухракаатная молитва, совершаемая через полчаса—час после восхода Солнца в день праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам[3]. Праздничную молитву желательно совершать в мечети мужчинам и женщинам[4]. Во время праздничной молитвы в первом ракаате семь раз произносится такбир. После праздничной молитвы имам произносит проповедь и поздравляет мусульман с праздником. В начале намаза, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), произносят «Аллаху акбар», затем, опустив и сложив их под грудью, читают молитву-дуа: «Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах»[5].

Желательные молитвы — это те молитвы, выполнение которых не является обязанностью мусульманина, и за не совершение которых на мусульманина не ложится грех.

Аввабин[править | править код]

Желательный намаз, совершаемый между четвёртым (магриб) и пятым (Иша) намазами. Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию[6][7].

«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».

Витр[править | править код]

Витр (араб. وتر‎ — нечётный) — заключительная желательная молитва, совершаемая после ночной молитвы (Иша) и состоящая из нечётного числа ракаатов. В последнем ракаате читается молитва, называемая Кунут. Витр-намаз совершается индивидуально (за исключением молитвы в месяц Рамадан, после Таравих-намаза). Витр относится к категории «Сунна-муаккада», то есть «утверждённой» Сунной регулярно придерживаться которой следует каждому мусульманину, и нежелательным является её оставление. Некоторые исламские ученые (преимущественно ханафиты) считали её одной из обязательных (ваджиб) молитв[8].

Вуду[править | править код]

Вуду (араб. صلاة الوضوء‎ — намаз омовения) — намаз, совершаемый сразу после совершения ритуального омовения, (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела) если это время не макрух; он состоит из двух ракаатов[9].

Духа[править | править код]

Духа (араб. ضحى‎ — утро) — утреннее время, когда совершается необязательный утренний намаз. Время выполнения: после полного восхода Солнца, и желательно, чтобы четверть дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня[10].

Ишрак[править | править код]

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15—20 минут после полного восхода Солнца.

Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода Солнца, а потом выполнит два ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за хадж и умру.

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак. Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15—20 минут после восхода Солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Однако в этом случае награда будет намного меньше[11].

Исламский учёный Султан Баху передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение — в моменты распространения первых солнечных лучей духовность возрастает в тех, кто читает намаз-ишрак[11].

Кусуф и Хусуф[править | править код]

Кусуф (араб. كسوف‎ — солнечное затмение), Хусуф (араб. خسوف‎ — лунное затмение) — групповой намаз, совершаемый во время солнечного (кусуф) и лунного (хусуф) затмения. Молитву затмения (салят аль-кусуф) следует совершать в два ракаата, в которых Коран читается вслух[12]. Молитвы Кусуф и Хусуф совершаются с начала затмения и до полного появления небесного светила[13].

Истиска[править | править код]

Истиска (араб. اِسْتِسْقَاء‎) — групповой намаз, состоящий из двух ракаатов, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи. В сунне пророка Мухаммеда есть хадисы, рассказывающие о том, как совершалась молитва испрашивания дождя.

Передают, что ‘Абдулла ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Я видел Посланника Аллаха ﷺ в тот день, когда он вышел за пределы Медины, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. При этом он повернулся спиной к людям и лицом к кибле (то есть Заповедной мечети в Мекке), перевернул свой плащ, а потом совершил два ракаата, читая Коран вслух».

сборник хадисов аль-Бухари (1024) и Муслима (2086)

Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «В одну из пятниц, когда Пророк ﷺ стоял перед людьми и произносил проповедь, в мечеть вошел мужчина. Он вошел через дверь, расположенную напротив кафедры, встал лицом к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он ниспослал нам спасительный ливень!“ Посланник Аллаха ﷺ воздел руки и сказал: „О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь!“ (Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! в другой версии: „Аллахумма скына“) Клянусь Аллахом, в это время мы не видели на небе ни облаков, ни туч, а между нами и горой Са‘ль не было ни домов, ни иных строений и вдруг из-за горы появилось облако по форме похожее на щит, а когда оно заняло середину неба, то стало распространяться, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней! В следующую же пятницу, когда Посланник Аллаха ﷺ произносил проповедь, некий муж вновь вошел в мечеть через ту же дверь. Он встал напротив Посланника Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он остановил дождь!“ Посланник Аллаха ﷺ вновь воздел руки и сказал: „О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, пусть дождь падает на холмы, пригорки, русла и растения на пастбищах“. После этого дождь прекратился, а когда мы вышли наружу, уже выглянуло солнце». Один из рассказчиков хадиса по имени Шарик спросил Анаса: «Это был тот же мужчина?» Анас ответил: «Я не знаю».

сборник хадисов аль-Бухари (1013, 1014) и Муслима (2075)

Истихара[править | править код]

Истихара (араб. اِسْتِخَارَة‎) — намаз, состоящий из двух ракаатов, в котором молящийся просит всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу. Совершение истихары начинается с исполнения двух ракаатов суннат-намаза и заканчивается произнесением следующей молитвы-дуа:

Перевод: О, Аллах! Вот я прошу Тебя о благе через Твоё знание и о способности через Твоё Могущество и прошу (Твоей милости) из Твоей бесконечной Щедрости. Ибо воистину у Тебя Могущество, а у меня нет. Ты знаешь всё, а я не знаю. Ты — Великий Обладатель знания обо всём.

О, Аллах! Если, по Твоему Знанию, это дело станет благом для моей веры (дин), для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели мне его и сделай его лёгким для меня, и благослови меня в нём.

Но если, по Твоему Знанию, это дело станет злом для моей веры, для моей жизни и для исхода моих дел, то отведи его от меня и отведи меня от этого, и предопредели для меня благо, где бы оно ни было, и сделай так, чтобы я был им доволен[14].

Ратибат[править | править код]

Ратибат (араб. ‎) — желательные двухракаатные молитвы, совершаемые до и после обязательных (фард) намазов. В случае отсутствия возможности своевременного совершения ратибат-намаза его возмещение не обязательно. По мазхабу имама Шафии, совершить по четыре ракаата до и после обеденного намаза является желательным (суннат), а совершить по два ракаата до и после настоятельно рекомендуемым (муаккад)[15]. Ниже в таблице приведено количество ракаатов ратибат-намазов до и после каждой молитвы.

Таблица количества ракаатов ратибат-намаза до и после обязательной молитвы
Фаджр Зухр Аср Магриб Иша
До обязательной молитвы 2 2, 4 2, 4 0 2
После обязательной молитвы 0 2, 4 0 2 2

Тасбих[править | править код]

Намаз-тасбих (араб. تسبيح‎) — намаз, совершаемый для раскаяния в совершённом грехе. Намаз-тасбих имеет четыре ракаата, совершаемые вместе или два раза по два ракаата. После дуа «Субханака…» до чтения суры «аль-Фатиха» читают формулу-тасбих (Субханаллаhи ва-ль-хамдулилляhи ва ля иляhа илля ллаhу валлаhу акбар) 15 раз. Эту же молитву «тасбих» по десять раз читают при поясном поклоне и после него, затем в земном поклоне и после него, снова во втором земном поклоне и поднявшись. Молитву «тасбих» читают после чтения соответствующих молитв, читаемых в каждой позе. Таким образом, тасбих читается в каждом ракаате по 75 раз, а во всех четырёх ракаатах суммарно З00 раз[16].

Тауба[править | править код]

Тауба (араб. توبة‎) — простой двухракаатный намаз, который совершается, когда верующий раскаивается в своих грехах и просит прощения у Аллаха. Этот намаз совершают как обычный желательный (нафиль) намаз. После суры «Аль-Фатиха» читают любую другую суру. Совершив этот намаз, поднимают руки в дуа, проявляя смирение и покорность (хушу’ и худу’) и плачут пред Аллахом, прося у него прощения[17].

Тахаджуд[править | править код]

Тахаджуд (араб. تهجُّد‎), Киям аль-Лейль (араб. قيام الليل‎ — ночное стояние) — желательный намаз, который совершается после обязательной ночной молитвы (Иша) и длится до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз, совершаемый в месяц Рамадан, называется Таравих (араб. تراويح‎). Таравих выполняется после ночной молитвы (Иша) перед намазом витр[18].

Тахият аль-масджид[править | править код]

Тахият-уль-масджид (араб. تحية المسجد‎ — приветствие мечети) — намаз, совершаемый после входа в мечеть. До совершения этого намаза мусульманам нежелательно садиться и приветствовать находящихся в мечети мусульман. Если в мечети совершить любой из желательных намазов, будь то Духа, Ишрак или Аввабин, то в этом случае он заменяет намаз тахият уль-масджид[19].

Хаджат[править | править код]

Хаджат (араб. حاجة‎) — намаз, совершаемый с намерением претворения в жизнь какого-либо желания либо при острой нужде[20]. В этом намазе мусульмане просят Аллаха избавить их от трудностей, жизненных проблем и неудач. Намаз совершается после обязательного ночного намаза (Иша) и состоит из 2, 4 или 12 ракаатов.

Индивидуальный намаз[править | править код]

Индивидуальный намаз совершается индивидуально как мужчиной, так и женщиной. Почти все желательные намазы совершаются индивидуально и совершение их коллективом (джамаатом) может быть не желательно[источник не указан 2490 дней].

Женский намаз[править | править код]

Женский коллективный намаз

Намаз женщины немного отличается от мужского. Главное отличие — это прикрытие аврата, который у женщин включает всё тело кроме лица и кистей рук. К другим менее важным (и не везде принятым[21]) отличиям относятся:

  • В поясном и земном поклонах женщины держат живот близко к бёдрам, и также близко прижимают к телу локти.
  • Читая молитвы, которые произносятся вслух, женщины не повышают голос[22].
  • Во время чтения суры Аль-Фатиха женщины располагают руки на груди, положив одну ладонь на другую.
  • Совершая руку, женщины лишь слегка сгибают спину и колени, не расставляя пальцы на коленях[21].
  • Если имам совершит ошибку во время намаза, то она должна хлопнуть в ладоши, ничего при этом не произнося[23].

Джамаат-намаз[править | править код]

Джамаат-намаз (араб. صلاة الجماعة‎) — коллективный намаз, обязательный намаз совершаемый двумя и более лицами. Совершение намаза в коллективе является значимым суннатом (муаккад), который приравнивается к обязательному[24]. Для мужчин совершение джамаат-намаза в мечети более чем в 27 раз ценно, чем индивидуальный намаз[25], а для женщин ценнее считается намаз, совершённый дома[26].

Руководит молитвой имам, а все остальные молящиеся (мамумы) стоят за ним в ряд. Женщина-имам должна стоять посередине в одном ряду с другими женщинами. Опоздавший начинает намаз с произнесения слов «Аллаху Акбар» с одновременным намерением о совершении намаза, а затем он следует в своих действиях за имамом. По окончанию коллективно намаза опоздавший восполняет невыполненные ракааты[27].

Каср[править | править код]

Каср (араб. قصر الصلاة‎ — сокращённая молитва) — видимое объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. Первый из намазов читается в самом конце предписанного времени, а второй в самом начале. Если путник (мусафир) находится в пути во время наступления первой молитвы, то он останавливается для её совершения только во время наступления следующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джаму тахир)[28].

Хауф[править | править код]

Хауф (араб. خوف‎ — страх) — намаз страха, форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом. Впервые был применён пророком Мухаммедом перед битвой при Ухуде. Намаз Хауф совершается при угрозе нападения со стороны хищников, при извержениях вулкана, землетрясениях, наводнениях и так далее. В намазе, который совершается во время опасности, ошибки не принимаются во внимание[29].

  1. ↑ Джаназа-намаз
  2. ↑ Пятничный намаз (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 1 октября 2011 года.
  3. ↑ Праздничная молитва (неопр.). Umma.ru. Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  4. ↑ Метод совершения праздничного намаза (неопр.). Assalam.ru. — «Сунной является совершение его в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути.». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  5. ↑ Праздничный намаз — это подарок Всевышнего верующим
  6. ↑ Аввабин (неопр.). ДУМ Чувашской Республики. Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  7. ↑ Вопросы, связанные с намазом (неопр.). Медресе (2011-28-07). Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  8. ↑ Способы совершения молитвы «Витр»
  9. ↑ Нафиль намазы Архивная копия от 28 декабря 2011 на Wayback Machine
  10. ↑ Духа Архивная копия от 1 февраля 2012 на Wayback Machine
  11. 1 2 Ишрак (неопр.). Namaz.uz. Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 8 мая 2013 года.
  12. ↑ Салят аль-кусуф (молитва при затмении) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  13. ↑ ВНИМАНИЕ! Полное лунное затмение 15 июня 2011 года Архивная копия от 14 сентября 2015 на Wayback Machine
  14. ↑ Что такое истихара? (неопр.) (недоступная ссылка). AskImam.ru. Дата обращения 8 сентября 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  15. ↑ Не упустите своё вознаграждение!
  16. ↑ Намаз-тасбих
  17. ↑ Намаз ат-тасбих и намаз ат-тауба Архивная копия от 27 июля 2014 на Wayback Machine
  18. ↑ Таравих намаз
  19. ↑ Приветственная молитва (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 17 августа 2011 года.
  20. ↑ Намаз хаджат — Как просить у Аллаха с помощью намаза? Архивная копия от 24 января 2012 на Wayback Machine
  21. 1 2 Намаз женщины
  22. ↑ Намаз женщины
  23. ↑ Голос женщины и пение (неопр.). darulfikr.ru. — «Пророк С.А.С. сказал: «Произнесение тасбиха — это для мужчин, а хлопок в ладоши — для женщин» (имеется в виду, что, если имам сделал ошибку в молитве, мужчины должны привлечь внимание имама словами «СубханАллах», а женщине следует хлопнуть в ладоши). (Фатх аль-Кадир, 1/260).». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 12 мая 2013 года.
  24. ↑ Джамаат намаз (намаз в коллективе) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2011. Архивировано 1 декабря 2011 года.
  25. Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи. Коллективный намаз (неопр.). Islamdag.ru (3 октября 2009). — «Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный по отдельности.». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 26 марта 2010 года.
  26. Кулиев Э. Брак и семья (неопр.). Guliyev.org (5 апреля 2005). — «Женщинам желательно совершать обязательные и все остальные намазы дома.». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 14 мая 2013 года.
  27. ↑ Джама‘ат (коллективный Намаз)
  28. ↑ Объединение молитв, его виды и степени. Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine
  29. ↑ Булуг аль-Марам, Книга 2: Намаз, «Глава 13: Намаз во время опасности» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.

5 сунн выполнение которых увеличит ваш иман

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается Аллаха.  В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха  показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).

Для многих сложно проснуться на утренний обязательный намаз. Для выполнения данной сунны требуется терпение и самопожертвование. Но ее награды столь же высоки. Намаз-тахаджуд является очень благословенным намазом. Коран и сунна побуждают к совершению этого намаза и восхваляют тех, кто его совершает.

В Коране сказано: «Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того» (73:2-3).

Сообщается, что Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды ночью посланник Аллаха, мир ему, пришёл ко мне и Фатиме, его дочери, и спросил: «Разве вы не молитесь?» Я сказал: «О посланник Аллаха, души наши в руках Аллаха, и если Он пожелает разбудить нас, то разбудит». После того, как я сказал это, он ушёл, не промолвив в ответ ни слова, а потом я услышал, как, удаляясь и хлопая себя рукой по бедру, он говорил: «…но человек больше всего склонен спорить».

2. Совершение сунна-намазов.

Сунна-намазами являются:

• 2 ракаата перед утренним-фардом.
• 4 ракаата перед зухр-намазом и 4 после.
• 4 ракаата перед аср-намазом.
• 2 ракаата после магриб-намаза.
• 2 ракаата после иша-намаза.
• Также рекомендуется совершать витр-намаз перед отходом ко сну.

Тому, кто совершит эти суннат-намазы, в ахирате будет большое вознаграждение. В хадисах сказано:  «Два ракаата суннат-намаза утром лучше мира и всего, что есть в нем».

«Того, кто соблюдает совершение по четыре ракаата суннат-намазов до и после обеденного фарз-намаза, Всевышний защитит от огня».

«Тому, кто будет усердствовать на двенадцати ракаатах в сутки, Всевышний построит дом в Раю. Это два ракаата до утреннего намаза, четыре перед и два после обеденного и по два ракаата после вечернего и ночного намазов».

3. Пост по понедельникам и четвергам.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) держал пост именно в эти дни. Он (мир ему и благословение) говорил: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост».

Эта привычка, которую мусульманин должен стремиться сделать частью своей жизни, так как она любима Аллахом.

4. Чтение Суры «Аль-Кахф» по пятницам.

18 сура Корана «Аль-КАхф» обладает множеством достоинств. В ней содержатся множества уроков и историй, таких как история людей пещеры, история Муса и Хидра, Зулькарнайна и Яджуджа и Маджуджа. Того, кто читает данную суру в пятницу, свет будет озарять до следующей пятницы.

Это довольно-таки длинная сура, чтение ее на арабском занимает около 40 минут, поэтому очень важно выделить на нее время в своем графике и запланировать заранее, чтобы не забыть.

5. Совершение двух ракаатов после омовения.

Однажды утром посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал за Билялем и спросил его: «О Биляль, в чем ты опередил меня в Раю?! Когда бы я ни входил в Рай, я слышал топот твоих ног». Биляль ответил: «О посланник Аллаха, когда бы я не произносил азан, я совершал два рака’ата, и когда бы я не нарушал малого омовения, я сразу же совершал омовение, и я считал, что должен совершить ради Аллаха два рака’ата». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «По этим двум причинам!»

Сайда Хайат

Ханафитский мазхаб (вопросы-ответы) :: Газета Ас-Салам

Напишите, пожалуйста, названия мусульманских месяцев.
статья опубликована в номере: 14 (531) / от 15 июля 2017 (Шавваль 1438)

1497

Названия лунных месяцев исламского календаря:

Аль-мухаррам

Первый месяц исламского календаря. Один из запретных месяцев в Исламе. Название «аль-мухаррам» переводится с арабского языка как «запретный». Так его прозвали, потому что арабы до Ислама запрещали сражения в течение этого месяца. Этот месяц считается запретным и в Исламе.

Сафар

Этимология названия месяца сафар возвращается к глаголу «быть пустым». Так этот месяц был прозван потому, что в это время дома арабов были пустыми, так как они выходили в завоевательные походы.

Рабиуни-ль авваль

Месяц назван так от арабского слова «иртибаъ». Оно означает весеннюю остановку в доме.

Рабиуни-ль ахир

Этимология этого слова возвращается к той же, что и месяца рабиуни-ль ахир.

Джумада-ль уля

Так месяц прозван от арабского глагола «становиться твёрдым». Видимо, в этот месяц из-за мороза замерзала вода.

Джумада-ль ахира

Этимология этого слова возвращается к той же, что и месяца джумада-ль уля.

Раджаб

Один из запретных месяцев, в котором арабы не выходили в военные походы и готовились к следующим месяцам.

Шаабан

Этимология слова «шаабан» возвращается к глаголу «разделять», потому что этот месяц находится между месяцами раджаб и рамадан, разделяет их.

Рамадан

Пожалуй, самый известный исламский месяц как для мусульман, так и для немусульман. Месяц поста, месяц милости Аллаха ﷻ и прощения грехов, месяц, в котором был ниспослан священный Коран.

Шавваль

Первый день месяца шавваль является одним из двух исламских праздников – Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), который ознаменовывает собой окончание поста.

Зуль каада

Месяц прозван так, потому что арабы в этом месяце не выходили в военные походы и находились дома. Зу-ль каада является одним из запретных месяцев.

Зуль хиджа

Это месяц паломничества в Мекку. В 10-й день месяца зуль хиджа мусульманами отмечается праздник Ид альадха (Курбан-байрам). Зуль хиджа также является одним из запретных месяцев.
 

Можно ли есть мясо животных, зарезанных мусульманами, которые не читают намаз? Дайте подробное описание положения по Шариату.

 Если те, кто занимается забоем скота, не совершают намаз, то они впадают в большой грех. Однако животное, зарезанное ими, будет являться халялем и забой будет действительным, если выполняются следующие требования забоя:

1) Человек (мужчина или женщина), совершающий забой, должен быть мусульманином в здравом уме. («АльФатава аль-Хиндия», т. 5, стр. 285, изд. Дар уль-Фикр)

2) Перед перерезанием горла должно произноситься имя Аллаха ﷻ (тасмия). («Аль-Фатава аль-Хиндия», т. 5, стр. 285, изд. Дар уль-Фикр)

3) При забое животного две яремные вены, пищевод и трахея должны быть перерезаны. Будет достаточным, если будут перерезаны три из четырёх данных каналов. («АльЛюбаб фи шарх-иль-китаб», т. 3, стр. 226, изд. АльМактаба иль-Ильмия)

Расскажите, пожалуйста, про суннат-пост в месяце шавваль.

 Является желательным соблюдать пост шесть дней в месяц шавваль. Посланник Аллаха  сказал: «Если ктото будет соблюдать пост в месяц Рамазан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяц Шавваль, то его пост будет подобен посту длиной в целый год» (Муслим). Стоит отметить, что праздник Ураза-байрам выходит на первое число месяца шавваль, поэтому поститься в этот день запрещено. Но на следующий день, т. е. второго числа, соблюдать пост, о котором было сказано выше, разрешается. Однако среди учёных есть разные мнения по поводу того, стоит ли поститься эти шесть дней слитно или раздельно. Поэтому каждый может выбрать для себя, как ему поститься эти шесть дней: подряд или распределить на весь месяц. «Маракиль фалях»

Почему запрещено есть сома? Мне сказали, что его есть нельзя, но не объяснили причину. 

На самом деле дозволяется есть сома, так как он относится к рыбам. А по ханафитскому мазхабу всякая рыба дозволена.

Что такое мустахаб? 

 Мустахаб – желательное действие, считающееся сунной. Однако оно ниже по степени, чем сунна муаккада и сунна гайри муаккада. Например, не откладывать ифтар. Сунна муаккада – то, в чём постоянствовал Пророк Мухаммад ﷺ, оставляя эти действия очень редко, и указал на необязательность этого. Например, два ракаата сунны утреннего намаза. Сунна гайри муаккада – то, что Пророк Мухаммад ﷺ совершал не постоянно. Например, четыре ракаата сунны до предвечернего намаза. За соблюдение сунны муаккада и гайри муаккада полагается вознаграждение от Аллаха ﷻ. За их оставление нет греха, однако такой человек получает упрёк от Посланника Аллаха ﷺ. За соблюдение мустахаба тоже полагается вознаграждение. Однако за его оставление нет упрёка. «Тахкик Абдулкарим Ата» на «Хашия Тахтави»

Можно ли работать в пивоваренной компании? 

 Нет, не разрешается работать в пивоваренной компании. Мусульманину следует избегать пособничества всему, что связано с хамром (спиртными напитками). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах ﷻ проклял вино, пьющего его, подающего, продающего, покупающего, выжимающего, производящего, несущего и того, кому оно доставляется» (Абу Дауд, передал Абдулла ибн Умар).

Правда ли, что по мазхабу Абу Ханифы никях автоматически аннулируется, если муж нечаянно проглотил грудное молоко своей жены? 

 Никях не становится недействительным из-за того, что муж употребил грудное молоко жены. Однако при этом он получит грех за потребление её грудного молока, поскольку оно не для него предназначено.

Какое приветствие желательно произносить, когда заходишь в кладбище?

 Желательно произнести следующее приветствие: «Ас-саляму аляйкум дара кауми му’минин. Ва Инна ин шаа Аллахy бикум ляхикун. Асалюллаха ли ва лякумуль афията». Смысл: «Мир вам, обитель верующих. И мы по воле Аллаха ﷻ к вам присоединимся. Прошу Аллаха ﷻ для себя и вас благополучия».

Мой брат по вере спрашивает: может ли он быть поручителем за человека, который берёт деньги под проценты?

 Нет, нельзя иметь хоть какую-то связь с процентами, потому что ты становишься соучастником в этом грехе. Нужно проявлять максимум осторожности, чтобы не попасть в этот грех. Сын Мас’уда сказал: «Заключающий сделку, связанную с процентами, его уполномоченный, его писарь, его свидетель – все они прокляты языком Мухаммада ﷺ до Судного дня, если они знают о них». Пророк ﷺ сказал: «Грех за употребление еды, купленной за деньги, получаемые от процентов, хуже, чем тридцать прелюбодеяний. Тело человека, использующего эти деньги, достойно Ада». Пророк ﷺ сказал: «Всякий долг, который притягивает выгоду, называется «риба» (ростовщичество)».

Один брат сказал, что азкары нужно читать сразу после совершения фарз-намаза, а потом делать ратибат-намазы. Правильно ли это?

 В книгах по ханафитскому мазхабу говорится, что сунной является сначала совершить суннат-намазы, а потом уже читать тасбихи и азкары.

 Мы совершили намаз и после азкаров, сделав дуа, провели руками по лицу. Один брат сказал, что проводить руками по лицу можно только после ночного намаза. Так ли это?

В книгах по ханафитскому мазхабу сказано, что является мустахабом (желательным) после каждого намаза делать дуа, подняв руки и проводя ими по лицу. «Маракиль-фалях»

Одно помещение у меня взяли в аренду с предоплатой за год, но за этот год арендатор это помещение не использовал. У меня вопрос: не харам ли для меня эти деньги?

 Эти деньги – халяль для вас. Хотя арендатор и не использовал помещение в течение года, вы предоставили ему его в пользование. Это его дело – использовать его или нет. Поэтому нет ничего плохого в том, что вы берёте с человека арендную плату до тех пор, пока он не прекращает аренду. («Аль-Фатава аль-Хиндия», т. 4, стр. 413) 


Смотрите также