Супермото что это такое


В чем разница между "мотард" и "супермото" в классе питбайк

Очень часто, люди путают два совершенно разных класса питбайков "мотард" и "супермото". Многие считают, что это вообще одно и то же и разницы в них нет, но это совсем не так ! ...

Немного истории и примеров.

«Мотард» как таковой, явился в мир из области гражданских «эндуро»,  а «эндуро», как известно, мотоцикл двойного назначения, который хорошо лазит по грязи разного вида и формы, и в то же время может свободно ехать по дорогам общего пользования, но комфорт не на высшем уровне, да и устойчивость на асфальтированном покрытие на злой резине просто присутствует, но не более. Но самое главное «эндуро» техника часто дефорсированная или просто сделанная таким образом, что запас прочности огромен, а основной упор сделан на надежность и РЕСУРС!
 И вот однажды кому-то захотелось сделать юркий, компактный, достаточно мощный и в тоже время обладающий большим ресурсом мотоцикл, на котором можно было бы свободно скакать по ступенькам и бордюрам, без ущерба для самого мотоцикла. Естественно этому должны были способствовать жесткая рама и энергоемкие подвески с большим ходом. Ну и конечно же, нужно было избавится от главного противника устойчивости на дорогах - злых и узких колес.
По сути изначально «мотардами» можно было назвать любой «эндуро» на литых или спицевых колесах, чаще всего семнадцатидюймовые, естественно с дорожной резиной. Очень часто колеса брались от малокубатурных спортбайков, классиков и прочей дорожной техники.  Вилки особыми наборами регулировок не отличались и единственное что делалось, это поджатие пружин за счет проставок.  Это потом «мотарды» стали отдельным классом мотоциклов и появились куча примочек с регулируемыми подвесками, спицевыми колесами и прочим.

Вполне знакомым вам примером является

Suzuki DR-400 и Suzuki DR-Z 400. Конечно различия у них есть, но незначительные, если речь идет о полном стоке.        

«Супермото» же совсем другая песня. Этот класс пришел из мира мотокросса, где как известно на ресурс плевать, главное выжать из мотора все что можно. Ни о каком использовании на дорогах общего пользования речи идти не может, только заточка под специализированные трассы!  Естественно, так же как и в кроссе борьба за каждый грамм веса, поэтому ни о какой светотехнике и тяжелых полноценных генераторах можно даже не думать, только магнето, дающее искру и не более. Техника делалась для трека, а соответственно подгонялась под каждого пилота отдельно, то имелся полнейший набор регулировок подвесок, ведь в борьбе за результат важна каждая мелочь, хотя подвеска совсем не мелочь. В общем как ни крути, но «супермото», хоть на первый взгляд и имеет множество сходств с «мотардом», но на деле совсем другая техника, другой направленности и предназначения.
Если «мотард» - это покатушная версия эндуро для города , то супермото - это злая бескомпромиссная техника для трека.
Вот вам пример корней «супермото» от кросса . Honda CRF 450 и  Honda CRF 450 SM.

     

C историей и основными различиями мы ознакомились, а теперь переходим непосредственно к питбайкам, ведь они выбиваются из системы, имеют свои нюансы.

Узел/применение

Мотард

Супермото

1 двигатель

Yx 125,140,150,160 ( лучше применять 125 и 150 ресурс+надежность)

Yx150,160,DAYTONA

2 головка

Стандарт 2v ,DEVIL 4v (используется реже ,ресурс на первом месте)

DEVIL 4v (максимальная мощность в ущерб ресурсу

3 объем

От 125 до 160

От 160 до 190 ( получение максимальной мощности в ущерб ресурса)

4 колеса

Спицевые колеса R12,R14

Литье (спицы плохо перенесут возросшие нагрузки от более мощного мотора)

5 светотехника

Наличие фары

Отсутствует в угоду весу и бесполезности на треке

6 электоротехника

Полноценный генератор ,реже только на искру

Облегченная система зажигания с выходом только на катушку

7 маятник

Обычный или с прогрессий

Алюминиевый маятник с прогрессией максимально доступной длинны ( малый вес+устойчивость)

8 стартер

Наличие приветствуется (удобство запуска)

Отсутствие в угоду весу и усложнение конструкции

9 амортизатор

Стандарт или DNM /YCF

Только лучшие топовые , с полным набором регулировок( управляемость , эффективность , управляемость)

10 вилка

Стандарт или улучшенные

Только лучшие топовые,с полным набором регулировок ( управляемость , эффективность , управляемость)

11 защита рук

Наличие приветствуется

Отсутствует напрочь (борьба за вес)

12 воздушный фильтр

Фильтр бокс( более эффективный повышающий ресурс) или же обычный нулевик 

Только нулевик ( фильтр бокс убирает сотые доли л.с)

13 акуммулятор

Приветствуется ( если установлена фара и стартер)

Безкомпромисно отсутствует

14 применение

Любительские активные  покатушки

Трек , специализированные трассы , картодром.

15 тормозные машинки

Любые

Топовые Nissin

16 покрышки

Дорожная резина

Спец покрышки , слики ,полуслики

17 глушители

Стандартные , тихие , с флейтами

Только прямотки (опять же для остутсвия мизерных потерь в мощности)

18 пружины сцепление

Стандарт

Усиленные ( для реализации возросшей мощности и предотвращения проскальзывания)

А вот вам и прямая демонстрация питбайков супермото, пожалуй самых злых в классе питбайк в принципе.

 

«Мотарды» тоже не отстают и радуют нас.

 

 

Хоть и кажется, что «мотарды» и «супермото» близки, но это совершенно разные понятия, ровно так же как «кросс» и «эндуро».

Статья что такое supermoto. мотарды для профи

Завершаем серию статей о мотардах. Сегодня поговорим о пятой категории - мотоциклы для психопатов. Предполагается, что на таком байке вы будете проводить больше времени на картодроме, чем в городе, а может и вовсе буде перевозить его лишь на прицепе. В качестве донора нужно брать как минимум крупнокубатурный хард эндуро, например, Yamaha 450 VR или KTM 500 XE, а как максимум - четырехтактный кроссач, вроде Suzuki RMZ 450 или KTM 450 SXM. Кроссовые байки жестче, а их моторы настроены под более высокие обороты. Поэтому они идеальны в качестве донора для спортивного супермотарда. Но вариант с хард эндуро хорош тем, что  доноров сертифицируют для дорог общего пользования и на получившийся зажигалке можно легально ездить по городу. Хотя с другой стороны мы еще не встречали настоящих мотардистов, которых бы всерьез волновал вопрос легальности их байка.

Для подобной конвертации вам понадобятся:

1) 17-ти дюймовые колеса EXEL или MARCHESINI со ступицами TALON. Желательно сразу проклеить обода изнутри специальной лентой и установить соски, адаптировав колеса под бескамерку;

2) Силиковая резина для супермото;

3) Комплект тюнинговых пружин и перепускных клапанов в подвеску от RACE TECH;

4) В идеале - новая вилка и моноамортизаторы для мотардов. Подобные комплекты делает OHLINS и Wite Power;

5) Новые траверсы с регулируемым или фиксированным под мотард углом;

6) Понижающие линки в заднюю подвеску, если она имеет систему прогрессии;

7) После заострения рулевой геометрии обязательным будет рулевой демпфер, желательно ротерного типа. У обычных демпферов не редко гнется шток при падении;

8) Моноблочный четырехпоршневой суппорт радиального крепления и новая тормозная машинка к нему. По фен-шую тоже радиального типа. Такие комплекты есть у BREMBO;

9) Полный титановый выпуск. А чтобы сама банка не страдала от частых падений на нее ставиться кольцо-слайдер;

10) Для более динамичного старта в гонке, ставится кнопка фиксации передней подвески в сжатом состоянии. Нос мотоцикла становится ниже и в этом случае он менее склонен к вилли;

11) Проскальзывающее сцепление от HINSON или  SMT;

12) Радиаторы увеличенного размера, чтобы справиться с тепловой нагрузкой на мотор в гоночном режиме;

13) Для полных маньяков можно приобрести биг-бор-кит, чтобы разрывать всех на прямых дистанциях;

14) Ну и разумеется побольше защиты. Помимо стандартной защиты на руль, нужны также слайдеры на колесных осях и слайдеры на подножке.

Это джентльменский набор для бескомпромиссных гоночных мотардов. Конечно, кроме как купить это барахло, его еще нужно и правильно настроить, но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз. 

Supermoto.ru - Супермото-Википедия

12

Янв 2010

Супермото (англ. Supermoto) один из самых молодых видов мотоспорта, зародившийся в 1979 году в США. Причиной его зарождения стал телеканал ABC’s Wide World of Sports, задумавший новое телешоу для своих телезрителей. Цель шоу была в выявлении самого быстрого и наиболее универсального мотогонщика (superbiker) среди разных дисциплин (мотокросс, трек, драг и т.п), но при условии, что мотоцикл будет на всё про всё один! Чтобы мотивировать гонщиков и конструкторов, им пообещали свыше 20 миллионов зрителей аудитории телеканала.

Вследствие новизны такой дисциплины мотоспорта, не было известно, какой тип мотоцикла подойдёт лучше всего к таким испытаниям, и вначале на треке можно было увидеть даже Харли-Дэвидсон (причем не на самом последнем месте). В результате боевых испытаний на этих гонках и был определён наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — лёгкий кроссовый моноцилиндр с широкими колёсными дисками и усиленными тормозами, который разгонялся на прямой до 160 км/ч, спокойно мог прыгать на трамплинах и не терял темпа на грунте. Шоу это продолжалось до 1985 года, было проведено пять полноценных гоночных сезонов, после чего интерес к дисциплине стал угасать, и оно кануло в Лету. Да, шоу было забыто, но уникальный опыт, полученный на этих соревнованиях, и уникальные характеристики созданных в этот промежуток времени мотоциклов не остались незамеченными и по другую сторону земного шара, где движение Superbikers было подхвачено французскими энтузиастами несколько лет спустя после окончания передачи. Мотоциклист по-французски — «motard», соответственно, и название «супермотоциклист» французы переиначили на свой лад — «Supermotard», под которым оно и закрепилось в истории.

Как правильно — «супермото» или «супермотард»? Часто возникают споры о том, как правильно называть этот вид спорта и мотоциклов — «супермото» или «супермотард»? Преобладает следующая точка зрения — «супермото» называют вид спорта и соревнований (и иногда сам класс мотоциклов, так как это название нейтрально с интернациональной точки зрения), а «супермотардом» кличут каждый отдельный мотоцикл, принадлежащий к классу супермото. По аналогии со «спортбайком», «эндуро» и т. п.

Европейский вклад Во Франции с её развитой системой извилистых дорог департаментального значения движение супермото быстро завоевало популярность, и оттуда мода начала расползаться по Европе. Так как заводских супермотардов на тот момент не существовало в природе, единственным способом завладеть супермотадом была его постройка. Так как движение поначалу было чисто любительским, то в качестве доноров выбирались кубатурные эндуро и кроссовые мотоциклы типа Honda CR500, Kawasaki KX500, Honda XR600R, Yamaha XT\TT600, Suzuki DR600, KTM LC4 620 и им подобные. Так как на мотоцикле ездили каждый день, то нужна была надёжность, и чистокровные кроссовые мотоциклы особой популярностью при переделках не пользовались ввиду их низкого ресурса. Первый чемпионат по супермото под вывеской Guidon d’Or (Золотой руль) официально состоялся в 1991 году во Франции, под Парижем, на треке под названием Carole. После чего чемпионат стал проводиться каждый год, всё больше и больше набирая обороты. В 1993 году гонки в классе супермото уже широко освещались по телевидению, а страны-соседи (Италия, Испания) вовсю следили за ходом гонок по телевидению и в прессе. Французские супермотардисты обрели определённую популярность!

Чемпион Мира 2006-Тьери ван ден Бош (Thierry van den Bosch)

С ростом уровня чемпионатов начало наблюдаться чёткое разделение в классе на утилитарные супермотарды, пригодные для эксплуатации в качестве основного мотоцикла, спортивные супермотарды с ресурсом мотора, исчисляемого часами, и не оборудованные оптикой, и мотоциклы, стилизованные под супермотард (но по совокупности характеристик супермотардом особо и не являющиеся). Гонка вооружений в погоне за «Золотым Рулём» и отсутствие на рынке заводских конкурентоспособных супермотардов вынуждало команды проявлять чудеса изобретательности, рождая порой натуральных монстров (или Франкенштейнов), сочетающих в себе агрегаты от производителей со всего мира. К слову, первым заводским супермотардом считается Gilera Nordwest, которая была выпущена в 1991 году и представляла собой тяжёлый моноцилиндр на литых колесах от спортбайка, предназначенный прежде всего для езды по асфальту. Это был смелый эксперимент, но особой популярности в то время он не сыскал, да и к гонкам был абсолютно непригоден. В гонках же выделялись самодельные супермотарды-прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda, KTM и тп. Особого разнообразия не было, приходилось выбирать между 500сс двухтактным мотором от Хонды или Кавасаки, 600сс Ротаксом и мотоциклами на его базе (тот же Borile) и моторами-воздушками от Хонды и Ямахи, с которых ухитрялись снимать значительную мощность. Не брезговали и изготовлением своих рам, так как рамы внедорожных мотоциклов не справлялись с нагрузками на асфальте.

Ближе к середине 90-х европейские производители оффрод-мотоциклов уже вывели выигрышную формулу супермотарда, и в рядах серийных мотоциклов появились успешные модели от КТМ, ССМ, Husaberg, Husqvarna. Японская четвёрка не приняла всерьёз это направление и просто-напросто его игнорировала, что послужило толчком к возникновению небольших европейских фирм (таких как Monnier в Швейцарии и Dall'ara в Италии), которые занимались переделкой японских эндуро и кроссовых мотоциклов в супермотарды, оформляя их как свою марку. Эти фирмы существуют и до сих пор, несложно догадаться, почему.

Экспансия европейского супермото докатилась и назад до США, где в 2003-м году, 18 лет спустя после забвения, заново стартовал чемпионат по супермото под эгидой AMA и Supermoto Canada. Сейчас американское сообщество супермото ничем не уступает европейскому, американец Джефф Вард даже ухитрился выиграть «Золотой Руль» в 2007 году.

Cтоит отметить и национальные различия в проведении супермото-чемпионатов США и Европы. Европейское супермото характерно бо́льшей асфальтовой секцией с частыми поворотами, в отношении 70% асфальта к 30% грунта, в то время, как американское супермото известно своей оффрод-секцией, которая легко может перевалить за 50% относительно асфальтового куска трассы. Это сказывается и на стиле вождения, и на подготовке спортсменов. Современное положение дел следующее — европейцы лучше ездят по асфальту и в дождь, но тушуются на мегатрамплинах и грейдерах, которые популярны в Штатах. А спортсмены из США с их развитой школой мото- и суперкросса, в свою очередь, показывают класс на оффрод-участках, где не оставляют шансов спортсменам из Европы.

На сегодняшний день Европа по-прежнему лидирует в производстве супермотардов и разнообразии модельного ряда.

Конвертация в супермотард, или... Брюки превращаются!

18

Авг 2011

Текст: Сергей Тургенев 
Фото: архив автора

 

После просмотров роликов в интернете, ты потерял покой и сон? Тебе снятся странные мутанты, страшная смесь кроссача и спортбайка? Поздравляю! Ты заболел супермото!

Возможность проехать практически везде, ни взирая на состояние дорожного покрытия, гонять на асфальтовом треке, безбоязненно съезжая на грунтовые участки, позволит специально подготовленный мотоцикл - мотард. Конечно, самое простое решение это купить изготовленный на заводе мотоцикл. Многие производители, держа «нос по ветру», имеют подобные аппараты в своей модельной линейке. Но как говорится  «это не наш путь!»

Для начала нужно определиться с главным вопросом, для каких условий вам нужен мотоцикл? Существует три основных направления использования моторадов: городская эксплуатация, стант-райдинг и гонки супермото. От того, где и как планируется использовать мотард, зависит очень многое. В первую очередь это выбор базового «донора» для переделки, а во вторую, количество и стоимость работ. 
Давайте ниже попробуем разобраться с основными видами превращения вашего кроссового мотоцикла (или эндурика) в мотард. 
Вариант номер один:
Я хочу иметь мотоцикл достаточно легкий в сравнении с дорожными – туристическими моделями. Мотоцикл должен обладать большими ходами подвесок, чтобы безболезненно гонять  по лестницам, бордюрам и прочим городским препятствиям. Но в то же время мотард должен быть достаточно практичным и «комфортным»  для ежедневного использования и легкого «дальнобоя». Идеальный вариант, в таком случае, на мой взгляд, это постройка мотарда на базе легендарной Honda XR650R. Хотя здесь вполне подойдут и другие большие одноцилиндровые эндурики типа Honda XR400, Suzuki DR-Z400, Yamaha TTR600, Kawasaki KLR650, Suzuki DR650 и пр. Так же неплохо подходят и довольно просто конвертируются эндуро KTM 620-640 с двигателем LC4. 
Чем же так хорош XR? Он довольно надежен, оснащен мощным двигателем, а главное в продаже множество тюнинга и готовых комплектов для переделки Honda в супермотард!

 

 

 

Итак, что нужно будет купить для самостоятельной конвертации?:
-   колеса на 17”
-   передний тормозной диск 320мм(можно не плавающий),
-   переходник для суппорта
-   защиту руля
-   желательно специализированное переднее  крыло для супермотардов.

 

Это минимальный набор для того чтобы ваш эндуро превратился в мотард. Вот хотелось бы сразу оговориться. Строя  мотард из большого тяжеленького эндуро, не стоит ожидать, что на гонках вы будете приезжать в «призах». Нет. Для этого стоит подобрать другого донора. Поэтому я не советовал бы вкладывать большие деньги в переделку и покупать всякие там проскальзывающие сцепления и прочие вкусности. Но если все-таки хочется пойти дальше, и позволяют финансы, то покупаем четырехпоршневой передний суппорт и тормозную машинку большей производительности. Это предотвратит перегрев и провал передних тормозов при серии интенсивных торможений на асфальте или тренировке «стоппи». Так же для увеличения мощности стоит поменять стоковую выхлопную систему на прямоток и настроить карбюратор. Кстати в Америке очень распространен тюнинг карбюратора путем его замены на аналог например от Edelbrock.
Вариант номер два:
У вас неплохо получается ездить по пересеченной местности на спортивном эндуро. Вам очень хочется сохраняя возможность кататься по дёрту, добавить опцию «езда на картодроме».
Подходящие «доноры»: Yamaha WR450F, KTM EXC 450-530, Honda CRF450X.

 

 

Если хочется сделать все быстро, то можно купить готовый набор (Kit). Такие наборы сейчас предлагают многие компании, напримерhttp://www.motostrano.com/sucoki.html
Можно постараться минимизировать затраты – собирать, установить и подогнать все самому. 
-Помимо колес, тормозов, защит руля и крыла понадобятся следующие, совсем  не дешевые вещи. 
-Проскальзывающее сцепление, набор продвинутых клапанов в вилку и амортизатор (например от Race Tech). 
-Пружины с прогрессивной характеристикой. Желательно еще и траверсы с меньшим углом наклона вилки. 
-Необходим хороший прямоточный тюнинговый выхлоп для снижения веса и увеличения мощности. 
-Слайдеры на колесные оси. 
-Слайдеры на подножки. 
-Бачок, куда нужно завести все трубочки перелива бензина и тосола(обязательно для гонок по регламенту).
Получившийся таким образом мотоцикл будет вполне конкурентоспособен на гонках. Он реально даст вам прочувствовать что такое настоящий супермотард. И при этом такой мотоцикл при всех его наворотах остается дорожно-легальным. То есть у вас есть ПТС, возможность поставить фару когда катаетесь по городу  и т.д.
Опять таки никто не отнимал у вас возможность поставить обратно все эндурное хозяйство и поехать месить грязь! Одним словом, сказка.
Вариант номер три:
Вариант для психов. Хотя кто здесь нормальный? Прежде чем браться за такое, подумайте! Может лучше купить девушке браслетик с бриллиантами? Или сделать ремонт в квартире? 
Вобщем строим экстремально заряженный снаряд для побед в гонках. Бескомпромисный и беспощадный. Сомневаюсь что вы захотите ездить на нем на работу. Эти  мотоциклы созданы побеждать, они точны как бритва, они управляются силой мысли. Но и расплата за это – стоимость конвертации  и ограниченный ресурс. 
Строить мотик верхнего уровня нужно только из четырехтактного кроссового мотоцикла с объемом от 450кубов. Вы их все прекрасно знаете Honda CRF450R, Yamaha YZ450F, Suzuki RM450Z, Kawasaki KX450F, KTM SXF450 (530 тоже пойдет).

 

 

Тут уже нам понадобятся только лучшие компоненты. 
Колеса Excel или Marchesini. Ступицы Talon. Резина слик для супермото. Учтите, что для мокрой погоды понадобится еще и комплект дождевого слика. Тормозная машинка радиального действия. Это системы от контор Brembo, Magura, Braking, Beringer, Motomaster, FTE. Суппорт очень желателен с радиальным креплением. Для этого придется поменять нижнюю часть вилки(например тюнинг от компании race tech). Так же у этих «ног» смещен назад центр колесной оси что тоже помогает супермотарду в поворотах. Траверсы с регулируемым или фиксированным под супермото углом. Установка поршневой увеличенного объема, чтобы уж точно быть быстрее всех на прямых. Установка тюнингованного натяжителя цепи ГРМ(с фиксацией контргайкой). Радиаторы охлаждения увеличенного размера чтобы справиться с подросшим объемом. Проскальзывающее сцепление(Hinson, STM).
Подвески. Можно сразу купить комплекты от Ohlins, Marzocchi или WP для супермото. А можно  проапгрейдить «оригинальную» новыми пружинами с прогрессивной навивкой и наборами шайб и клапанов. Так же пригодится и линк задней подвески для занижения высоты мотоцикла. И обязательно рулевой демпфер! Поймать «расколбас» на разгоне очень просто, особенно если выставлен мотардовый угол наклона вилки.Конечно же лёгенький титановый выхлоп с карбоновым глушителем.Так же снижения веса предлагается море деталей из карбона (углепластика). Это крылья, бензобак, основание сидушки, защиты вилки и т.д. Слайдеры в колесные оси, слайдеры на подножки, защиты руля. Слайдер-кольцо на глушитель. Кнопка для фиксирования передней подвески в сжатом состоянии на старте (Hole Shot device).
Нужно понимать что падение даже на небольшой скорости на асфальте очень отличается от падения на грунте. Мотоцикл падает словно на раскатанный рулон наждачной бумаги и чем лучше он будет к этому подготовлен – тем меньше будет стоимость этого падения.

 

 

Но купить все «вкусности», это еще далеко не все. Все это нужно установить на мотоцикл и грамотно настроить.
О настройках подвески вам лучше всего поведает библия настройщиков подвесок от все той же компании RaceTech. Называется книжечка "Race Tech's Motorcycle Suspension Bible by Lee Parks". Настройка мотарда - дело очень тонкое т.к. мотардисты едут и по асфальту, и по грунту. То есть лучше обратиться к специалистам или самому штудировать мат. часть.
Настройка карбюратора под другой выхлоп и увеличенный диаметр поршневой тоже весьма не простое дело. Очень рекомендую поехать в мастерскую, где есть динамометрический стенд, иначе проблем не избежать.
С тормозами, пожалуй, вопрос самый простой. Их надо просто аккуратно смонтировать, не забыв посадить болты на фиксатор резьбы. Как ни странно, но тормозную жидкость надо использовать Dot 4, а не 5.1 или RBF как многие думают. «Тормозуха» гигроскопична, то есть всасывает влагу из воздуха.  Например жидкости RBF это делают моментально, то есть менять ее надо чуть ли не каждую неделю. А если этим пренебречь, то накопившаяся в тормозной жидкости вода начинает кипеть при агрессивной езде, что и приводит к проваливанию рычага. Так что просто залейте хороший синтетический Dot 4 (это естественно не касается тормозных машинок, например Magura или Brembo, где желательно использовать «фирменную» жидкость).
Ниже я дам несколько полезных советов начинающим мотардистам:
Когда поставите заднее колесо, убедитесь что цепь проходит по обеим звездам без перекоса. Это хорошо видно, если, нагнувшись посмотреть на цепь вдоль, сзади мотоцикла. После установки колес, покрутите их на поднятом мотоцикле, чтобы убедиться что все крутится легко и без заеданий. Подшипники при замене или установке новых могут встать не на место и при затягивании гайки оси их будет «прихватывать».
Кстати, слайдеры колесных осей можно сделать самому из колесиков от скейтборда.
При падении часто ломается основание бачка с тормозной жидкостью. Я рекомендую вместо болта крепить его на пластиковые хомутики-стяжки. Они при падении рвутся, сохраняя бачок.
Болты крепления тормозных механизмов, масляных магистралей, масляных фильтров, пробок и крышек. Их нужно просверлить тонким сверлом и надежно зафиксировать тонкой проволокой.
Запомните, что на мотардах очень часто откручивается задняя звезда. На чемпионате Британии в прошлом году один из лидеров сошел по этой банальной причине. Так что всегда перед гонкой проверяйте затяжку задней звезды!
Цепи на мотардах испытывают серьезные нагрузки. Чаще меняешь – меньше риск «схода»» из-за обрыва. Если мотоцикл используется только для гонок, можно ставить цепь без резиновых уплотнителей. Она дешевле и легче крутится. Проколы колес на гонках не редкость. Мой первый сход был именно по этой причине. Запаситесь камерами, они уже есть в продаже в  Москве. Или сделайте спицованное колесо бескамерным. Наборы для этого делает японская фирма Outex (или почитайте статью в нашем разделе о самостоятельной переделке).
Совершенству нет предела. Я описал лишь основные моменты. Совершенствуйтесь сами, совершенствуйте мотоцикл и до встречи на картодроме.

 

 

Сергей Тургенев.

 

 

 

Supermoto.ru - Поколение-Х. Класс Supermoto

18

Июнь 2010

Журнал МотоДрайв.

Многие люди созрели до понимания того, что в современном городе самым быстрым и наиболее комфортным видом транспорта, особенно в условиях перманентной ''пробки'' и горячей взаимной ненависти участников дорожного движения, является мотоцикл. На этом все единство мотоциклетной части народонаселения заканчивается, ведь у каждого свое мнение относительно того, какой тип мотоциклов для города оптимален. Кто-то голосует в пользу “спортов”, мол, динамические возможности позволяют держаться далеко впереди потока и ''на ура'' объезжать пробки по ''встречке''.

Немедля им оппозицию составляют владельцы стритфайтеров и неоклассиков: любое мало-мальски серьезное падение или контакт с машиной в потоке, что бывает сплошь и рядом, грозит ремонтом пластикового обвеса не на одну сотню “вечнозеленых”, поэтому эти самые ''нейкеды'' и есть лекарство от всех болезней. Особняком ото всех стоят скутеристы, которые на своих юрких машинках смотрят на мир совершенно по-особенному. Тут, по всем законам жанра, я должен встать на сторону одних, других или третьих, и продолжать раскручивать ''сюжет''.

Придется вас разочаровать. По моему скромному разумению, ни один из вышеперечисленных классов не подходит для ''пуляния'' в условиях большого города. А наталкивают на такие крамольные мысли байки такого экзотичного (пока) у нас класса, как Supermoto (SuperMotard).

Какие мотоциклы самые выносливые, неприхотливые и при этом обладают завидной динамикой и маневренностью? Верно: кроссовые байки или легкие эндуро. Но для города их зубастый протектор резины и разновеликие внедорожные колеса совсем не подходят, делая на асфальте поведение отличных машин похожим на оное у представителей семейства крупного рогатого скота.

И вот, с легкой руки какого-то экстремала-любителя, дерзнувшего поставить “кроссач” на спортбайковские диски с самой, что ни на есть, дорожной резиной, миру явился так почитаемый сегодня в Европе класс Supermoto.

Французы с американцами вот уже почти двадцать лет борются за право обладать лаврами первооткрывателей. Янки говорят, что Supermoto родились, когда в далеких восьмидесятых охочие до всяких сенсаций американцы решили выяснить, кто лучше: кольцевики или мотокроссмены. Для того, чтобы поставить представителей обоих дисциплин в более менее равные условия, построили некий гибрид кроссача и кольцевого байка, отправив пилотов гонять по асфальтированной трассе, на которой был сектор с трамплином и гравием.

Французская версия такова: местная молодежь, никогда не отличавшаяся законопослушностью и любовью к органам правопорядка, остро нуждалась в легком и быстром транспорте, позволявшем уходить от фликов (ментов по-нашему), по пробкам, подземным переходам и другим местам, мало приспособленным для передвижения нормальной техники, включая мотоциклы. Выходом стал все тот же Supermoto, легкий, динамичный, совершенно равнодушный к качеству покрытия благодаря кроссовым подвескам, с “неубиваемым” движком и полным отсутствием лекобьющегося пластика — просто мечта! Лично мне французская версия кажется более правдоподобной, особенно с точки зрения объяснения такой бешеной популярности Supermoto в Европе.

Как бы там ни было, этот класс мотоциклов как нельзя лучше вписывается в современное понятие жизни в ''стиле Х''.

Итак, выкиньте из головы так часто повторяемые многими личностями, страдающими снобизмом, постулаты о том, что ''меньше литра — это не круто'' или ''какой там экстрим, если под задом меньше сотни ''лошадок''''. Пусть продолжают жить в сладком неведении. Мы-то знаем, что экстремальность определяется лишь уровнем мастерства и степенью ''безбашенности'' конкретного индивида, нужна лишь благодатная почва. Именно такой почвой и можно считать Супермотарды.

В результате почти тридцатилетней эволюции супермотардов эти мотоциклы можно условно разделить на две ''ветви'': уличные и гоночные мотарды. Условно потому, что программа тюнинга, в принципе, сходна, но отличается глубиной и сложностью вмешательсва в ''потроха'' байка.

Наибольшую популярность “мотардам” в мире принесли уличные мотоциклы, которые чаще всего получают путем самостоятельного тюнинга легких эндуро или кроссовых мотоциклов. В принципе, для переделки подходит любой мотоцикл, но наибольшей благосклонностью у мотардистов всего мира пользуются модели Honda серии CR и кроссовые мотоциклы семейства Kawasaki KХ. Популярны и байки Yamaha, например, YZ426F и WR400F, не говоря уже про KTM и Husqvarna. Советуем обратить внимание именно на эти модели, так как ввиду их популярности на рынке есть множество готовых тюнинговых комплектов и аксессуаров.

Как водится, корнем всех переделок является смена среды обитания мотоцикла с грунтовой на асфальтовую. Соответственно первыми ''под нож'' попадают колеса: вместо разновеликих внедорожных устанавливаются вполне дорожные размером 17''. Для большего эстетизма можно порадовать байк, а заодно и себя, литыми дисками, но если в планах похулиганить — лучше остановиться на спицованых — их способность поглощать энергию удара не в пример лучше, что пойдет на пользу при прыжках и езде по лестницам, бордюрам и прочим элементам урбанистического пейзажа..

Вторым номером идут тормоза. При внедорожной езде основная нагрузка ложиться ''на плечи'' заднего тормоза, однако на асфальте все как раз наоборот. Вперед придется поставить полноценный тормозной механизм от средней кубатуры спортбайка или спорт-туриста. При этом следует помнить, что если вы не используете готовый кит для вашей модели, то, не исключено, что придется применить переходники для установки диска и суппорта. Что касается подвесок, то все зависит от ваших личных предпочтений и типа мотоцикла: на хорошем кроссаче или ''хардкорном'' эндуро можно вполне оставить оригинальные, если же в ''конюшне'' просто легкий эндурик, а вы планируете дорожные бесчинства, то имеет смысл заменить оригинальные элементы подвесок жесткими тюнинговыми, обладающими широкими возможностями для регулировки. Рама супермотарда также испытывает серьезные нагрузки, поэтому если машина не относится к ''породистым'' кроссачам или хард-эндуро, то вовсе не лишним будет усилить ее в наиболее ''проблемных'' точках.

Логично, что у любого спортсмена, уличного мото-хулигана и иже сними, рано или поздно возникает потребность в большей мощности. Если не ставить перед собой запредельных целей, то вполне подойдет “дедовский” способ с установкой “прямотока”, фильтра нулевого сопротивления и комплекта Dynojet. Еще лучше, если есть соответствующий набор тюнинговых комплектующих от производителя мотора именно вашего байка. Такой подход не приведет к огромному улучшению характеристик, но разница все же будет достаточно ощутима. Если на первое место выходит потребность в максимальной мощности, то специалисты советуют установку поршней, повышающих компрессию, титановых шатунов и распредвалов с острым профилем кулачков. Совсем не лишними будут спортивные карбюраторы и, последний писк “мотардистской” моды: карбоновые диски сцепления. О, чуть не забыл: еще советуют забыть о кошельке и перейти на хлеб и воду!

В любом случае, не поленитесь загнать байк на динамометрический стенд для соответствующей регулировки, иначе весь ваш недешевый тюнинг не будет стоить и гроша.

Вопрос выбора резины для такого специфического типа мотоциклов также достаточно актуален. Пока выбор шин для супермотардов не блещет широтой, но, в принципе, все основные производители предлагают товары для мотардистов. Наибольшей популярностью среди дорожных водителей пользуются шины Dunlop GPR 70 R и Pirelli MT60 R, а Bridgestone Battlax BT92 занимают третье место. Для гонок подойдут слики, а особо изощренные и продвинутые ставят “дождевую” асфальтовую резину впереди и слик, но с вручную нарезанным ассимметричным протектором — сзади.

И, наконец, о том, чего ради весь сыр-бор. Ради практически абсолютной свободы передвижения в городе. Отныне советую выбросить карту города и обзавестись компасом — на мотарде вполне можно ездить по азимутам, не ограничивая себя рамками дорог, а любые препятствии преодолеваются легко и непринужденно (помните о кроссовом прошлом вашего байка?). Теперь можно снисходительно посмотреть сверху вниз на спортбайкеров, парящихся в пробке, — теперь то он вряд ли скажет ''сушеная вобла'' на ваш байк, ведь тонкий стан — еще один плюс в городе, в придачу к сумасшедшей динамике и отличной маневренности. Особый же кайф — возможность объединить элементы кроссовой и кольцевой техники езды, проходя быстрые повороты ''с коленочкой'', а медленные — в головокружительном заносе.

В любом случае, мотарды дарят нам еще одну возможность черпать адреналин ведрами, так что дерзайте!

Про супермото — DRIVE2

В прошлом году, теперь уже, мой хороший знакомый, Constructors
написал замечательную статью про мой мотоцикл в журнале мотодрайв, здесь я запощу только начало статьи кому интересно, тот может посмотреть всю на моем недоделанном сайте panfmx.ru/blogadrenalin.html

Эта история начинается в далеком 1979 году в США.
История Супермото.
Именно так, с больших букв.

Родился этот вид спорта с подачи телеканала «ABCs Wide World of Sports». Основная идея – выявление самого быстрого, универсального мотогонщика (Superbiker) в смешанных дисциплинах: мотокросс и трек.
Все бы ничего, но было одно условие: байк должен быть один.

В ходе проведенных испытаний было выявлено, что среди всех классов мотоциклов самый проворный и эффективный – легкий кроссовый байк на дорожной резине и с усиленными тормозами. Он имеет малый вес, хорошую энерговооруженность, ему под силу грунт и прыжки на трамплинах – идеальный вариант для «смешанных боев».
До года 1985 было проведено 5 серий, после чего интерес угас, а дисциплина канула в небытие. Но история ведь осталась? Через несколько лет эхо долетело до Европы, где Superbikers было подхвачено французами. Название «Супермотоциклист» французы конвертировали в Supermotard* – этот термин живет и по сей день.

* Супермото – дисциплина. Супермотард, мотард – тип мотоцикла.

Движение обрело значительную популярность на извилистых европейских серпантинах. Как же завладеть таким зверем? Заводских мотардов в те годы еще не существовало, поэтому выход был один – самостоятельная постройка.

За основу брались «кубатурные» кросс-эндуро: Honda XR600R, CR500 (2T), Suzuki DR600, Yamaha XT/TT600, и, конечно, культовый KTM LC4.

Первый чемпионат под названием Guidon d’Or «Золотой руль» состоялся под Парижем в 1991 году. К 1993 его популярность набрала обороты, и за становлением новой дисциплины «супермото» наблюдала добрая половина Европы.
В гонках в основном катались прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda и KTM. Особого разнообразия моторов не было, приходилось выбирать между японскими пяти-(шестисотками) Rotax, а также «воздушками» от Ямахи и Хонды. Кроме того, остро встал вопрос жесткости и прочности рам. Ведь на ускорении при выходе из поворота, когда кроссовый байк эффектно разбрасывает задним колесом рыхлый грунт, супермотард цепко держится за асфальт. Поэтому вся нагрузка передается на раму. К решению проблемы подходили по разному: от усиления штатной конструкции, до изготовления новой рамы «с нуля».
Только к середине 90-х европейские производители КТМ, ССМ, Husaberg и Husqvarna вывели базовую формулу успешного мотарда: легкая, устойчивая на скручивание рама + широкие диски и трековые слики + кубатурная «одностволка» + мощные тормоза. Сплав уникальных характеристик дал байку непревзойденную управляемость и энерговооруженность.
В 2003 году произошло возрождение класса «Супермото» в США, под эгидой AMA и Supermoto Canada. На сегодняшний день «штатовские» сообщества не уступают по численности и популярности европейским. Но вам интересно, как «универсальное» направление развивается на наших просторах? Тогда мы идем к вам!
На сегодняшний день практически у каждого именитого мотобрэнда есть линейка байков двойного назначения (Dual Sport). В основном, это конверсии эндуро и задушенных кросс-версий, с настроенной подвеской и универсальными колесами. Но что делать, когда предложенный у нас продукт не удовлетворяет всех пожеланий? Правильно, «строить» свой. Тем более, что он может получиться ничем не хуже заводского, что уж говорить про уникальность

Мотоциклетный спорт — Википедия

Мотоциклетный спорт, мотоспорт — технический вид спорта, основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Лучшим доказательством преимуществ нового вида транспорта производители посчитали соревнования «механических экипажей» в трудных условиях. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894—1903 гг.[1]

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (англ.)русск., учрежденный в 1895 г. Благодаря АКФ, Франция в течение многих лет оставалась центром мотоциклетного спорта, а отправной точкой соревнований долгое время являлся Париж[1].

На рубеже XIX—XX века проводились главным образом автомотопробеги на длинные дистанции по обычным дорогам. Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж — Бордо — Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырёхколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счёт работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населённые пункты из расчёта гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»)[2].

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Кроме того, эти гонки шли с «нейтрализацией», но даже это не исключало несчастных случаев во время соревнований. Для повышения зрелищности и популярности мотосоревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно[3].

Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъёму на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.

Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.

Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904—1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка — для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными[4].

С развитием дорожных гонок продолжалась работа по достижению максимальных скоростей в рекордных заездах на различные дистанции. Осуществимо это было только на прямых участках автострад или специальных треках. При этом к конструкции мотоцикла предъявлялись своеобразные требования — поворотливость и управляемость на виражах, а также процесс разгона и торможения играли здесь второстепенную роль[5].

Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов — гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.

В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения — International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро»[6].

В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.

С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта — например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.

Все официальные спортивные соревнования регламентируются спортивным кодексом. В России на настоящий момент правила по каждой дисциплине мотоциклетного спорта устанавливаются в соответствии с Кодексом МФР и издаются отдельной брошюрой. Любые новые или дополнительные правила, принятые МФР, должны включаться в Кодекс или в приложения к нему[7].

Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:

Трековые дисциплины (спидвей)[править | править код]

Трековые дисциплины — соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:

В трёх основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.

Мотокроссовые дисциплины[править | править код]

Мотокроссовые дисциплины — гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:

  • классический мотокросс — длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч,
  • стадион-кросс, или суперкросс — соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дёрн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Супермото[править | править код]

Супермото — соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % — асфальтовое покрытие, 30 % — грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции — от 500 до 2000 м.

В 2015 году Чемпионом по Супермото в России стал петербуржец Макар Юрченко. Гонщик получил титул Чемпиона досрочно на 6-м этапе Супермото в Санкт-Петербурге.

Эндуро[править | править код]

Эндуро — соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.

Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:

  • классическое эндуро,
  • экстремальное эндуро,
  • хард эндуро,
  • бахи,
  • ралли-рейды на мотоциклах.

Кросс-кантри[править | править код]

Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.

Эндуро-кросс[править | править код]

Эндуро-кросс — гибрид суперкросса, триала и эндуро.

Шоссейно-кольцевые гонки[править | править код]

Шоссейно-кольцевые гонки — соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта — наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (но не всегда, в зависимости от погоды) (Супербайк).

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость[править | править код]

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) — состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.

Мотобол[править | править код]

Мотобол — игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трёх нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделённых на 4 периода по 20 минут.

Мототриал[править | править код]

Триал на открытом воздухе

Мототриал — соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.

Шоссейно-линейные гонки[править | править код]

Шоссейно-линейные гонки — соревнования на дороге с усовершенствованным покрытием между двумя контрольными пунктами, закрытой на время соревнований для движения транспорта и пешеходов. Гонки проводятся только на мотоциклах дорожного типа всех классов.

Скийоринг[править | править код]

Скийоринг — соревнования экипажей, состоящих из гонщиков на мотоциклах или снегоходах, каждый из которых буксирует лыжника по незамкнутой или круговой снежной, ледяной или смешанной трассе или между контрольными пунктами. На мотоциклах не допускается применение шипов и цепей противоскольжения.

Фигурное вождение[править | править код]

Фигурное вождение (во многих странах получило распространение как «Moto Gymkhana») — соревнования по выполнению специальных упражнений на ровной горизонтальной, имеющей твёрдое гладкое покрытие площадке с особой разметкой и искусственными препятствиями. Допускаются участники с любым стажем вождения на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах. На одном мотоцикле разрешается выступать нескольким участникам.

Заезды на установление рекордов[править | править код]

Заезды на установление рекордов — проводятся на специальных трассах для достижения максимальной скорости или другого показателя. Обычно различают:

  • рекорды скорости на короткие дистанции,
  • рекорды скорости на длинные дистанции,
  • рекорды по времени,
  • местные рекорды скорости,
  • рекорды трассы.

Мотофристайл (FMX)[править | править код]

Мотофристайл представляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились ещё с 1999 года.

Стантрайдинг[править | править код]

Стантрайдинг — трюковая езда на спортивном мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось. С 2009 года на постсоветском пространстве проводится Чемпионат Восточной Европы по Стантрайдингу.

Другие дисциплины[править | править код]

Мотокросс на питбайках

Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговорённым в положении например, моторалли, хилклимбинг (подъём на холм), мотоориентирование, мотоэстафеты, мини-мотобол, мини-мотокросс, рейды-марафоны, гонки на спринтерах и драгстерах.

К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):

  • Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) — гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересечённой местности.
  • Трофи-рейды на квадроциклах.
  • Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и мини-мотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Мини-байки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по мини-байку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

Мотоциклетные виды спорта, включенные в ВРВС[править | править код]

Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) создан с целью совершенствования статистической отчётности в области физической культуры и спорта, а также систематизации видов спорта и спортивных дисциплин, культивируемых на территории Российской Федерации. Виду спорта, включенному в ВРВС, присваивается базовый номер-код, состоящий из 11 знаков.

Как вид спорта «Мотоциклетный спорт» в России включен во ВРВС под номером 0910005511Я[8][9].

Наименование дисциплины / Номер-код дисциплины

  • гонки на гаревой дорожке — класс 500 — командные соревнования / 0910461511А
  • гонки на гаревой дорожке — класс 500 — среди пар / 0910471511М
  • гонки на льду — класс 125 / 0910013511А
  • гонки на льду — класс 500 — командные соревнования / 0910453511М
  • гонки на льду — класс 500 / 0910033511М
  • гонки на гаревой дорожке — класс 80 / 0910041511Ю
  • гонки на гаревой дорожке — класс 125 / 0910051511Ю
  • гонки на гаревой дорожке — класс 500 / 0910061511А
  • гонки на длинном треке — класс 80 / 0910071511Ю
  • гонки на длинном треке — класс 125 / 0910081511Ю
  • гонки на длинном треке — класс 500 / 0910091511А
  • гонки на травяном треке — класс 80 / 0910101511Ю
  • гонки на травяном треке — класс 125 / 0910111511Ю
  • гонки на травяном треке — класс 500 / 0910121511А
  • кросс-кантри — класс «Open» / 0910331511Л
  • кросс-кантри — класс 450 / 0910321511М
  • кросс — квадроциклы / 0910361511Л
  • мотокросс — класс 50 / 0910131511Н
  • мотокросс — класс 65 / 0910141511Н
  • мотокросс — класс 85 / 0910151511Н
  • мотокросс — класс «Open» / 0910281511Л
  • мотокросс — класс 125 / 0910161511Г
  • мотокросс — класс 250 / 0910171511М
  • мотокросс — класс 500 / 0910021511М
  • мотокросс — командные соревнования / 0910291511Л
  • мотокросс с коляской — класс 500 / 0910181511М
  • мотокросс с коляской — класс 750 / 0910191511М
  • суперкросс — класс 125 / 0910301511Н
  • суперкросс — класс 250 / 0910311511М
  • супермото — класс 250 / 0910341511М
  • супермото — класс 450 / 0910351511М
  • эндуро — квадроциклы / 0910371511Г
  • кросс на снегоходах / 0910203511А
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс «Minibike» / 0910441511Я
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс «Superbike» / 0910391511Л
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс «Supersport» / 0910401511Л
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс «Superstok 600» / 0910411511Л
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс «Superstok1000» / 0910421511Л
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс 125 / 0910211511А
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс 250 / 0910221511М
  • шоссейно-кольцевые гонки — класс 500 / 0910231511М
  • шоссейно-кольцевые гонки на выносливость — командные соревнования / 0910431511Л
  • мотобол / 0910242511А
  • мототриал / 0910251511А
  • трофи-рейд — квадроциклы / 0910381511Л
  • эндуро на мотоциклах / 0910261511А
  • эндуро на снегоходах / 0910273511А

Все вышеперечисленные дисциплины имеют спортивное международное объединение и получили признание МОК (Международного Олимпийского Комитета), не имеют ведомственной принадлежности.

  1. 1 2 Бекман, 1961, с. 8.
  2. ↑ Бекман, 1961, с. 9-10.
  3. ↑ Бекман, 1961, с. 11.
  4. ↑ Бекман, 1961, с. 12-13.
  5. ↑ Бекман, 1961, с. 21-23.
  6. ↑ International Six Days Enduro - A brief history (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2012. Архивировано 26 мая 2012 года.
  7. ↑ Спортивный кодекс МФР 2011 (неопр.). Дата обращения 20 апреля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  8. ↑ Аттестат аккредитации по мотоциклетному спорту (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 ноября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  9. ↑ Свидетельство аккредитации по мотоциклетному спорту 2011 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 ноября 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.
  • Бекман В. В. Гоночные мотоциклы. — Машгиз, 1961. — С. 169.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: Досааф СССР, 1979.
  • Владимирский С. Путешествие в мир спидвея. — Санкт-Петербург: Папирус, 2002.
  • Борисов Ф. Автомобильный спорт в старой России и СССР — «За рулем», 1928, #9.
  • Бриедис А. Минимото. Скийоринг. — М.: Патриот, 1990.

Supermoto.ru - Документы соревнований

FlatTrack и DirtTrack  - динамично развивающиеся дисциплины, которые доступны каждому, у кого есть кроссовый или эндуро мотоцикл. Это новые дисциплины в России, 2015 - год дебюта. В скором времени появится необходимая информация о соревнованиях.

Пройдут они в Московской области и будут доступны всем желающим. 2 - 3 этапа по замкнутому овалу - Dirttrack или с несколькими виражами без использования трамплинов - Flattrack

Флеттрек 

 Следите за новостями Flattrack в Vkontakte и Instagram

 

Дирттрек

Следите за новостями Dirttrack в Vkontakte и Instagram

 

Из технического регламента ограничения коснутся только протектора резины, его высота не должна превышать 6 мм. Мотоцикл можно использовать любой, хоть кроссовый, хоть мотард или даже городской. Лучшим вариантом подходит кроссовый мотоцикл для класса СупермотоМХ или Супермото мотоцикл на дождевой резине.
Ограничений по использованию переднего тормоза в этом году не будет.

Добавили новых фотографий(165шт) в галлерею на сайте:

Flat Track и Dirt Track- одни из интереснейших дисциплин, заезды которых проходят в прогрессивном скольжении.

Гонки Dirt Track проходят на овальном треке в направлении против часовой стрелки,
а гонки Flat Track с несколькими поворотами.

В настоящее время активно используются подготовленные кроссовые байки и кубатурные эндуро, и конечно мотоциклы Супермото. Моторы максимально форсируют, а подвески "зажимают" под ровное покрытие трека.

Еще одно основное отличие в резине, глубина протектора не больше 6 мм, за счёт этого мотоцикл легче уходит в "прогнозируемый" занос, а трек не "нарезается" колеями.

В заезде по 4 - 6 кругов, иногда до 8.
Соперников тоже 4 - 6 человек, в редких случаях 8-10, в таком случае практикуется выстраивать гонщиков на старте в две линии.
В зачетную таблицу попадают все, кроме последнего финишировавшего.

Баллы накапливаются в течение ряда гонок, а победителем становится команда или гонщик, который набрал больше всего очков.

Track Racing(Flat&Dirt) - это в первую очередь способности и навыки гонщика. Умение держать байк в повороте, скольжение на больших скоростях. Чувство контакта с покрытием и уверенный жесткий старт.

Приемы данного спорта перекочевали в нашу жизнь под названиями: Powersliding и Broadsiding.
Прогрессивное скольжение в повороте также используется в большинстве видов спорта как агрессивная техника вождения (например Supermoto).

 

Видео демонстрирующее Powersliding на Dirttrack:

 

Соревнования по Flattrack:

 

 Фотографии в галлереи:

Материал о дисциплине будет постоянно пополняться, постараемся его сделать удобным и понятным для восприятия. СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ.

 Любую интересующую Вас информацию о мероприятиях вы можете задать Тесленко Артему 8(903)746-6094

Этот Раздел будет наполняться и делится на составные части, "приносим извинения за временные неудобства" (22.01.15)


Новичкам:
Каждый наверняка представляет, что такое супермото, и как выглядят соревнования в этой дисциплине. Хочется особо отметить людей, которые делают этот спорт - "спортсмены", именно о них и пойдет речь.
Соревнования по супермото - это, прежде всего, коллектив людей, которые разделяют увлечение к этим мотоциклам и любят проводить время, занимаясь активным видом спорта. В основной массе это "энтузиасты супермото", которым важна дружная атмосфера, объединяющая их.
В таком коллективе нет гонщика, который не откликнется на вашу просьбу о помощи, пусть то спущенное колесо или открутившийся глушитель, а может банальный совет. Многие прошли через это и с готовностью помогут. В то же время заезд всё расставляет на свои места - каждый стремится во чтобы то ни стало победить. Быть самым быстрым и стабильным - это цель каждого, и победа - тому доказательство.
После гонок всё возвращается на свои места. И теперь это вновь большая и дружная семья, в которой нет места раздору.
Я уверен, что любой желающий попробовать свои силы в этом виде спорта почувствует "тепло" коллектива и драйв супермото гонок.
Мы будем рады любым новичкам от любителей покататься по городу до профессионалов из других дисциплин.
Некоторые мотогонщики начали свою карьеру именно с соревнований супермото.
Дисциплина супермото в России имеет большой потенциал, у каждого спортсмена, который стремится расти, есть реальный шанс попасть на мировые соревнования и представлять Россию. На ежегоднюю гонку Супермото Наций отбираются лучшие 3 гонщика в основном составе и 3 гонщика в юниорском (16-21 год). Два состава на равных условиях будут бороться, защищая цвета российского флага, со спортсменами из других стран.
Мы открыты для новичков и готовы создать для них особые условия!

 


Резина для супермото:
Почти все производители моторезины имеют в своём арсенале резину супермото. Попробуем разобраться, что больше подходит для трека, а что лучше отложить в дальний угол.
Самое главное при выборе резины супермото - она должна быть для супермото!
Отличий много: компаунд, нагрузка, скоростная характеристика, срок эксплуатации и другие параметры. Технология производства каждый раз учитывается при тестировании продукции. Только серьезные производители могут себе позволить так детально и тщательно контролировать процесс во всех своих направлениях. Поэтому небольшой рынок супермото наполнен резиной производителей "среднего" качества. Раньше только Мишлин и ГолденТаер тщательно изучали характеристики резины на этапах чемпионата мира, а с 2014 года к ним присоединился Метцеллер.
Еще одним ключевым отличием резины супермото является её разный способ работы: на торможении она позволяет соскальзывать (плыть) заднему колесу, заправляя мотоцикл в нужную траекторию, при этом уверенно держать зацеп на выходе из поворота. Этот параметр сильно отличается от кольцевых колес, которые одинаково хорошо держат как на торможении, так и на разгоне.
Основная масса спортсменов во всем мире использует резину фирмы Мишлин (Michelin), на данный момент ее превосходство над другими производителями очевидно. Мишлин постоянно совершенствует и разрабатывает новые типоразмеры покрышек именно для соревнований супермото. Он единственный сейчас выпускает передний баллон размером 16 дюймов, на который перешли топовые пилоты. Единственный минус у мишлина (кроме цены), Быстро едешь - Быстро стирается! А ехать можно действительно быстрей.
Данную резину вы всегда можете заказать или купить у Нас.

Резина Данлоп (Dunlop) более долговечна, достигается это благодаря большему (толстому) слою. Она существенно тяжелей своих конкурентов в одном типоразмере. Для лихих спортсменов вес играет большую роль. Карбоновые колеса, уменщенные тормозные диски - оправданный шаг к снижению неподрессоренных масс, поэтому использовать её на соревнованиях - сомнительно. Стоимость Данлоп сопоставима с ценой на Мишлин.
Для начинающего или экономного спортсмена это будет лучший выбор, который прослужит ему долго.

Голден Tаер (GoldenTyre) - "монорезина" чемпионата мира по супермото в 2009-2012 годах (а в Эндуро она до сих пор считается одной из лучших). Главный козырь - цена. В спортивных состязаниях ГолденТаер долго не живет, а неспеша потренироваться вполне получится.

Производитель Метцеллер (Metzeller) в 2014 году обновил серию супермото резины, по заверению она стала лучше прошлых лет (мне не довелось опробовать новинку - прим. Тесленко А). Штатно эту резину стали ставить на КТМ SMR 450 с 2013 года, взамен Dunlop, "стоковый" КТМ от этого только "потерял". Резина служит долго, иногда кажется что "мучительно" долго. Переднее колесо работает как ему и полагается, а вот задний баллон скользковат на резком открытии газа.
На этом список именно трековой резины заканчивается, и расположен он в порядке моих предпочтений по использованию.
Другие производители тоже имеют в своем арсенале резину супермото, часть из них даже слики, но выезжать на них в гоночном режиме на трек не рекомендую.

Континенталь (Continental) - достаточно хорошая резина, но для города, штатно ей комплектуется большинство КТМ Duke и SMC 690 R, более жесткий центр и мягкие бока позволяют "закладывать" повороты и долго катить по прямой, повторюсь, дороге.


Хейденау (Haidenau) и Шинко (Shinko) - на них нет никакой уверенности на треке, переднее колесо вечно пытается ускользнуть от тебя в повороте, задний баллон свистит на торможении без намека на зацеп, открыть посильней газ в повороте страшно. Не обманывайте себя, что вам лишь слегка "катнуть" и вашему начинающему профессионализму этой резины будет достаточно. Итог всегда один - "скупой платит".

Максис (Maxxis) и Голдспид (GOLDSPEED) - пробовал давно, но догадываюсь, что похвастаться особым держаком они до сих пор не могут, иначе обязательно попробовал бы их еще


Материал о дисциплине будет постоянно пополняться, постараемся его сделать удобным и понятным для восприятия. СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ.

 

Любую интересующую Вас информацию о мероприятиях вы можете задать Тесленко Артему 8(903)746-6094

Supermoto - страница 25


Supermoto

До встречи в следующем сезоне!

Супермото: календарь чемпионата России 2020

В российском супермото намечается интересный сезон. В календаре планируется появление сразу двух новых треков - Курьяново и Игора. Предварительный календарь 2019.

В череде плотного календаря команды Yakhnich Q-Team Junior особое место занимают гонки супермото. Чем вызван интерес к этой дисциплине, мы узнали у тренера и наставника ребят - Ивана Купченко.

На официальном сайте чемпионата России по Супермото появился календарь сезона 2018 года: 6 этапов, сезон стартует 5-6 мая на картодроме «Лидер» в Подмосковье.

Первый этап AMA Supermoto, прошел в St. Louis, и был успешным для LA Fuel GP Husqvarna team. Второе место в классе Premier Supermoto с мировым чемпионом Adrien Chareyre, и третье в классе 250 ссм с Adam Cini.

По последним сведениям, в субботу 2 июня всем участникам ТЕСТ-ДРАЙВ ФЕСТИВАЛЯ будут предложены также и 110-кубовые мини-мотарды Forsage - настоящий драйвовый аппарат для трасс, типа Лидер. А также есть информация, что на базе этих мотоцикликов будет устроена прокатная моно-серия - M1 Forsage. Мотоцикл будет интересен всем любителям мини и пит-байков, а также тем, кто ищет первый мотоцикл для ребенка.

3 июня 2007 года, в 13.00, на подмосковном картодроме «Лидер», стартует новый сезон в одной из самых увлекательных дисциплин мотоспорта - Супермото.

Первая в истории ночная гонка ГранПри по Супермото в Торино запомнится, как одна из самых непредсказуемых в истории гоночной серии. В сложных погодных условиях ночной гонки победу в обоих классах одержали молодые спортсмены. В S1 победителем стал Томас Карейра, а Кристиан Айддон получил золото в S2.

Кажется, назрело! Пора уже Супермото выделять из среды внедорожников, потому вот и появляется этот раздел - SUPERMOTO/СУПЕРМОТО, Мотарды и все, что с ними связано! Все новости будут перенесены в соответствии с тематикой в ближайшие пару дней.

Неделю назад состоялась презентация долгожданной новинки Ducati, великолепного мотоцикла Hypermotard 1100. Одним из участников презентации стал пилот MotoGP и WSBK Рубен Чаус. Он показал, как надо использовать дьявольский потенциал этого ГиперМотоцикла. Видео!

Началась регистрация участников Кубка России по Супермото, первый этап которого намечен на 2-3 июня 2007 года на автодроме "Лидер". Положение - класс S2, открытый. Расписание соревнований.

Премьерный показ телепередачи "Что такое Супермото?" на НТВ+ состоится сегодня в 18:20, повторы - в субботу и воскресенье

На этот раз на пышущей жаром трассе, где асфальтовый участок раскалился до 40 градусов, в категории S1 лидировали французы. Тьерри Ван Ден Бош (Aprilia Off road Team) выиграл одну за другой обе гонки, опередив Адриана Шарейре на Husqvarna (Azzalin Team).

Организаторы второго этапа итальянского Чемпионата по Supermoto, проведенного в Latina пригласили специальных гостей - братьев Chareyre, которые получили второе (Адриан), и третье (Томас) места прямо позади победителя неделей раньше Thierry Van Den Bosch.

Компания Forsage Moto, дочерняя компания ИЖ-Мото планирует выпустить в продажу свой новый мотоцикл класса Supermoto. Сразу же после выставки "МОТО-ПАРК 2007" на сайте Forsage появился ценник и варианты комплектации байка. Интересно? Читайте дальше.


Супермото - сравнительно молодой, но наиболее перспективный вид мотогонок: внедорожные мотоциклы ставятся на шоссейную резину, получают более жесткие подвески и начинается нереальный отжиг... Мотард - новая мода среди российских байкеров. Ведь в городах, да еще и российских на них только и можно ездить!

Supermoto.ru - Топ-10 гонщиков супермото

12

Май 2014

по версии журнала SMR 

У каждого есть свой любимый гонщик супермото. Лично у меня в фаворитах Тьерри ван ден Бош (Thierry Van Den Bosch) и Адриан Шарейра (Adrian Chareyre), отчасти из-за того, что я являюсь огромным поклонником Aprilia. Итак, у нас есть масса великих гонщиков, и мы представляем Вам Топ-10!

10 - Мэтт Стюарт (Matt Stewart)

Мэтт не может быть самым быстрым из профессионалов, но благодаря его преданности спорту в Америке сейчас вновь проходит Национальный Чемпионат АМА Супермото (AMA National Supermoto). Также он запустил новую серию Супермото Калифорнии (WAR Supermoto Series).

9 - Брэндон Карри (Brandon Curry)

Карри, победитель АМА Супермото Лайт 2008, был любимчиком многих. Он поднимался на подиум каждый год с 2005-2009 и выиграл в 2008-м. В 2009-м, в последний год проведения Чемпионата АМА, он финишировал третим в классе 450.

8 - Кэссиди Андерсон (Cassidy Anderson)

Андерсон стал победителем Чемпионата Супермото АМА в 2006-м, выступая за команду Troy Lee Designs Hot Wheels Honda. Также он единственный американец, выигравший Супербайкер в Меттет.

7 - Дастин Хоффман (Dustin Hoffman)

Начал участвовать в Чемпионате АМА в 2009 г. и ушел с 3-им местом в общем зачете. В последнее время он не частый гость соревнований, но все еще остается любимцем болельщиков.

6 - Фред Герин (Fred Guerin)

Чемпион французского S3 в 2010 и 2011 годах. К сожалению, в ноябре прошлого года он серьезно упал на мотокроссе, повредил позвоночник и остался с парализованными ногами. Не так давно он сообщил в соцсетях о том, что начинает программу реабилитации. Мы с тобой, Фред!

5 - Сильвен Бидар (Sylvain Bidart)  

Начал ездить супермото в 2004 и собрал немало побед. Является сильным соперником в S1 последние несколько лет, выиграл серию AMA в 2009 и забирал подиум в прошлые годы на Superbiker в Меттет.

4 - Иван Лаззарини (Ivan Lazzarini)

Иван известен как самый успешный итальянский супермото гонщик. Он 10 раз выигрывал Итальянский Чемпионат. Он был первым итальянцем, выигравшим Супермото S1. Он побеждал в Супермото Наций последние два года и занял 4-е место в общем зачете S1 Чемпионата Мира FIM.

3 - Дуг Генри (Doug Henry)

Дуг Генри - это один из самых приятных парней, которых вы когда-либо встречали, и к тому же один из самых быстрых гонщиков.
В 1998 году выиграл АМА Мотокросс за команду Ямаха, в 2005 включен в Motorcycle Hall of Fame (мотоциклетный музей Зал Славы). К сожалению, в 2007 году Дуг серьезно пострадал во время гонки супермото - сломал спину. Он парализован ниже пояса и очень усиленно работает над восстановлением.

2 - Мауно Хермунен (Mauno Hermunen)

Победитель Чемпионата Мира S1 2013. Мне посчастливилось увидеть его в гонке - это один из, если не самый быстрый, гонщик супермото на сегодняшний день.
В настоящее время выступает за команду TM и настроен вновь завоевать титул в 2014-м году.

1 - Шон Баттерман (Sean Butterman)

Шон Баттерман - ваш любимый гонщик! Он был выбран большинством голосов, которые мы получили!
В настоящее время он выступает в Чемпионате АМА Супермото и только что выиграл первый этап в классе Lite.
У этого гонщика долгое и многообещающее будущее в серии АМА Супермото!

 

SMR Magazine, May 13, 2014 by Ryan


Смотрите также