Светец что это такое


Светец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требуют 10 правок. Светец. XVII век Светец. XVII—XVIII века

Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.

Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.

Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависели только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок» завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы».

Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.

Загадки, связанные со светцом и лучиной[править | править код]

  • Поставлю — стоит; положу — лежит; дом держит.
  • Старый старичок под себя тюрю мнет.
  • Стоит Гаврило — замарано рыло.
  • Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу.
  • Стоит Куземка, крошит крошатку — ни себе, ни другу.
  • Стоит старец, крошит тюрю в ставец.
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки.
  • Четыре Василисы в одно место свилися.
  • Чурило, закуреное рыло.

Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 года.

Вот как вспоминает, например, о своем детстве Федор Иванович Шаляпин:

Я помню себя пяти лет.

Темным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.

Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратится в любимого, по ком тоскует женщина.(…)

Светец - это... Что такое Светец?

Светец. XVII век

Светец  — приспособление для укрепления горящей лучины.

Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.

Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявщим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы».

Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.

Загадки, связанные со светцом и лучиной

  • Поставлю — стоит; положу — лежит; дом держит.
  • Старый старичок под себя тюрю мнет.
  • Стоит Гаврило — замарано рыло.
  • Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу.
  • Стоит Куземка, крошит крошатку — ни себе, ни другу.
  • Стоит старец, крошит тюрю в ставец.
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки.
  • Четыре Василисы в одно место свилися.
  • Чурило, закуреное рыло.

Светец в народном быте

Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянком быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г.

Вот как вспоминает, например, о своем детстве Федор Иванович Шаляпин:

Я помню себя пяти лет.

Темным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.

Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратился в любимого, по ком тоскует женщина.(…)

См. также

Источники

  • Художественная ковка и металл Москвы XVII века [1]
  • Пословицы и поговорки русского народа [2]
  • Федор Шаляпин «Биография» [3]

СВЕТЕЦ - museumslovs Jimdo-Page!

Толстошеева А.,         

7  «А» кл.

МОУ «Гимназия № 34» 

г.Саратов,

учитель Щибря Г.П.

 

В это время хозяйка подошла поправить лучину в светце.

(А. Ф. Писемский, «Люди сороковых годов», 1869г). 

   Этимология

Слово «светец» происходит от существительного свет, далее от ст.-слав. *světъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. свѣтъ (др.-греч. φῶς, φέγγος, αἰών), русск. свет.

   Лексическое значение

   Светец - подставка для лучины, освещавшей жильё, и вместе с лучиной являвшаяся осветительным прибором.

    (словарь устаревших слов русского языка.

По произведениям русских писателей  XVIII – XX вв. /

Р. П  Рогожникова, Т. С Карская) 

  Светец – подставка для лучины, освещающей жильё, подставка с укрепленной на ней лучиной.

   (иллюстрированный  толковый  словарь

забытых и трудных слов русского языка:  

Л. А.Глинкина) 

  Светец - устар. Подставка для лучины, освещающей жилье. Осветительный прибор из подставки и укрепленной в ней лучины.

местн. То же, что: светильник

(Толковый словарь Ефремовой)

   Семантическая группа

Предметы быта

   Однокоренные слова 

Свет, освещение, светить, светильник, подсветка, светлица

   Синонимы  

Подставка, зажим, светильник

   Произношение

        ,

[свитэц]

   Морфемика

 Свет-корень, ец- суффикс, нулевое окончание, основа - всё слово без окончания. 

   Морфология 

Светец -  муж. род, единств. число, имен. падеж, 2. склон. 

    Это интересно

   Происхождение светца для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из символов крестьянского быта. Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара. Светец  находится  в доме-музее А. С. Пушкина в селе Болдино.

   Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века. 

   

   Употребление

   Загадки

Поставлю — стоит; положу — лежит; свет держит.

Стоит  Гаврило — замарано рыло.

Четыре Василисы в одно место свилися.

Чурило, закуреное рыло.

   Пословицы

От русского светца – свет на весь мир.

Русский светец – отрада девиц.

Русская литература

"Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подполье."

(А.Н.Толстой, «Петр Первый») . 

"Чтобы довершить суматоху, он подошел к светцу, в котором воткнутая лучина роняла огарки свои в старую сковороду, стал поправлять ее и потушил, будто не нарочно."

(А. А. Бестужев-Марлинский, «Cтрашное гаданье», 1831 г). 

"Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола."

(М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», 1829г). 

"...Догорает светец. Теплая тишина звонко верещит сверчками, обнимает дыханием натопленной каменки, усыпляет нежным смоляным духом прогретого сруба. Миротворные запахи сухих трав наполняют зимовье...Вокруг тысячеверстной стеной древний Лес."

( Вениамин Додин, «Догорает светец»).

светец — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

све-те́ц

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -свет-; суффикс: -ец [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Лучина, укреплённая на светце
Значение[править]
  1. подставка для горящей лучины ◆ В это время хозяйка подошла поправить лучину в светце. А. Ф. Писемский, «Люди сороковых годов», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Чтобы довершить суматоху, он подошел к светцу, в котором воткнутая лучина роняла огарки свои в старую сковороду, стал поправлять ее и потушил, будто не нарочно. А. А. Бестужев-Марлинский, «Страшное гаданье», 1831 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола. М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. подставка, приспособление
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «свет⁽ʲ⁾-/свеч-/свещ-» [править]
  • существительные: беспросветность, газоосвещение, газоосвещенье, газосветчик, двухсветка, засветка, небеспросветность, неосвещённость, ночесветка, осветитель, осветление, осветленье, осветлитель, освещение, освещённость, освещенье, отсвет, отсвечивание, отсвечиванье, пересвет, подсвет, подсветка, подсвечивание, подсвечиванье, подсвечник, полусвет, посветление, посветленье, послесвечение, послесвеченье, пресветлейшество, пресветлость, просвет, просветление, просветлённость, просветленье, просвечиваемость, просвечивание, просвечиванье, рассвет, свет, светание, светёлка, светёлочка, светец, светик, светиленка, светило, светильник, светильничек, светильня, светимость, светлейшая, светлейший, светлина, светлица, светличка, светловатость, светловина, светлость, светлота, светлуха, светлынь, светляк, светлячок, светобоязнь, световод, световодолечебница, световодолечение, световодолеченье, световодоснабжение, световодоснабженье, светодальномер, светозарность, светозвукоспектакль, светознак, светоизлучение, светоизлученье, светокопир, светокопировальня, светокопирование, светокопировка, светокопия, светокультура, светолечебница, светолечение, светолеченье, светолюб, светолюбивость, светолюбие, светомаскировка, светомаяк, светометрия, светомузыка, светонепроницаемость, светоносность, светоотдача, светоотражатель, светопередача, светопись, светопреломление, светопреломленье, светоприёмник, светопровод, светопроницаемость, светорассеяние, светорассеянье, светосигнал, светосигнализация, светосигнальщик, светосила, светосостав, светостойкость, светотень, светотехник, светотехника, светофизиология, светофильтр, светофор, светоч, светочувствительность, светоэкран, свеча, свечение, свеченье, свеченька, свечечка, свечка, свечник, свеща, свещеносец, семисвет, семисвечник, электроосветитель, электроосвещение, электроосвещенье, электросвет, электросветильник, электросветоводолечебница, электросветоводолечение
  • прилагательные: безрассветный, беспросветный, газосветный, двусветный, двухсветный, дорассветный, небеспросветный, неосвещённый, непросветлённый, непросветный, осветительный, передрассветный, полуосвещённый, предрассветный, пресветлейший, пресветлый, присносветлый, рассветный, самосветящийся, сверхсветовой, сверхсветосильный; светёлочный, светильный, светлейший, светленький, светличный, светло-бежевый, светлобородый, светлобровый, светлобрюхий, светло-бурый, светловатый, светловодный, светловолосый, светлоглазый, светлоголовый, светло-голубой, светлогрудый, светло-жёлтый, светло-зелёный, светло-золотистый, светло-золотой, светло-карий, светло-каштановый, светло-коричневый, светло-красный, светлокрылый, светлокудрый, светлоликий, светло-лиловый, светлолистый, светлолицый, светлоокий, светлоокрашенный, светло-оранжевый, светло-палевый, светло-розовый, светло-русый, светло-рыжий, светло-серый, светло-синий, светло-сиреневый, светлотный, световой, светозарный, светоизмерительный, светокопировальный, светолечебный, светолюбивый, светомаскировочный, светометрический, светомузыкальный, светонепроницаемый, светоносный, светописный, светопрозрачный, светопроницаемый, светопрочный, светосигнальный, светосильный, светостойкий, светотеневой, светотехнический, светофильтровый, светофорный, светохудожественный, светочувствительный, светоэлектрический, свечной; сорокасвечовый, стосвечовый, субсветовой, трёхсветный, шестнадцатисвечовый, электроосветительный, электросветоводолечебный, электросветовой
  • глаголы: высветить, высветиться, высветлить, высветлиться, засветить, засветиться, засветлеть, засветлеться, осветить, осветиться, осветлить, осветлять, осветляться, освещаться, отсветить, отсвечивать, отсвечиваться, подсветить, подсвечивать, полуосветить, полуосвещать, посветить, посветлеть, посветлить, посвечивать, присветить, присвечивать, просветить, просветиться, просветлеть, просветлеться, просветлить, просветлиться, просветлять, просветляться, просвечивать, просвечиваться, рассвести, рассветать, рассветить, рассветиться, рассвечивать, рассвечиваться, светать, светить, светиться, светлеть, светлеться, светлить, светловать, светловаться, усветить
  • наречия: беспросветно, засветло, небеспросветно, непросветно, по-светлому, посветлу, предрассветно, пресветло, просветлённо, светленько, светлёхонько, светло, светловато, свечой
  • междометия: батюшки-светы, матушки-светы, матушки светы, светыньки

Этимология[править]

Происходит от существительного свет, далее от праслав. *světъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. свѣтъ (др.-греч. φῶς, φέγγος, αἰών), русск. свет, укр. свiт (род. п. -у), белор. свет, болг. свет(ъ́т), сербохорв. све̑т, сви̏jет, словенск. svȇt «мир, люди», чешск. svět «мир», svit, словацк. svet, польск. świat, в.-луж., н.-луж. swět, полабск. sjot «свет, день». Праслав. *světъ связано чередованием гласных со ст.-слав. *свьтѣти сѩ «светиться», свитати. Родственно др.-инд. c̨vētás «светлый, белый», авест. sраētа — то же, лит. šviẽsti, šviẽčiа «светить», šveĩsti, šveičiù «чистить, наводить лоск», švitė́ti «блестеть, мерцать», švìtras «наждак», др.-инд. c̨vitrás «белый», др.-перс. spiθra — то же, лат. vitrum «стекло», др.-в.-нем. hwiîʒ «белый». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Ед. светец
Ед. об. светеца
Ед. суб. светецът
Мн. светци
Мн. сов. светците
Числ.
Зв. светецо

све-тец

Существительное, мужской род, одушевлённое, склонение 8a.

Корень: --.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. святой (в знач. сущ.) ◆ Правя се на светец. — Строить из себя святого. ◆ Нашият съсед непрекъснато се моли, това е истински светец! — Наш сосед постоянно молится, — это настоящий святой.
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от праслав. *svętъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. святъ, ст.-слав. свѩтъ (греч. ἅγιος, ἱερός), русск. святой, укр. святи́й, белор. святы́, болг. свет, света́, свето́, сербохорв. све̑т, све́та, све̑то, словенск. svẹ̑t, svẹ́ta, ж., чешск. svatý, словацк. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полабск. sjǫte. Праслав. *svętъ родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spǝnta- «святой», sраnаh- «святость», др.-инд. вед. c̨vāntás «процветающий», сюда же латышск. svinêt, svinu «праздновать». Латышск. svę̀ts «святой, благочестивый» заимств. из слав. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Энергетика прошлого. Светец - К чему стадам дары свободы... — ЖЖ


Несмотря на очевидность технической несостоятельности подобной идеи использования светца, очень многие люди в настоящее время пытались реконструировать этот процесс получения света при помощи лучины.

И все в один голос по итогам утверждали - это нонсенс. Во-первых, свет получался очень неяркий, во-вторых, лучина прогорала очень быстро, в третьих, при длительном использовании лучины небольшое помещение наполнялось дымом.

Это ещё не говоря о пожарной безопасности. Пожаров в те времена боялись больше, чем эпидемий. Как же тогда работал тот самый светец?


Версий на этот счёт также много. Защитники теории деревянных лучин на полном серьёзе заявляют, что в данном случае использовался специальный вид дерева. И при заготовке лучин их пропитывали специальным составом.

Звучит правдиво, но в этом случае проще использовать обычную масляную лампу примитивной конструкции, с фитилём.

Они тоже как будто бы использовались также массово, как и светец. А когда у нас вообще деревянные щепки стали называть лучинами? По сложившейся традиции, процитируем самого великого классика русского языка.



Данный поэт превыше всякой критики, но в данном случае всё же хочется сказать пару слов. Прочитайте внимательно весь стих. Это, кстати, единственный случай, когда поэт в своих произведениях упоминает слово "лучина" (по крайней мере, по версии Google). И почему вдруг он ведёт стих ровными четверостишиями, а в конце вдруг обрывает одно наполовину?

Возможно, утомился от тяжёлого поэтического труда и уснул недописав, а потом забыл.

Возможно, был случай, аналогичный мультфильму "Трое из Простоквашино", когда две нижних строки приписал кто-то другой. Но скорее всего, стихотворение было полным, просто далее поэт написал про лучину то, что сейчас обывателю знать совсем не обязательно. Эти строки очень аляповато удалили, оставив другую половину четверостишия на месте.

И ведь действительно, какая горящая деревянная щепка может быть на мчащейся тройке?

Нонсенс. Скорее всего, деревянная щепка стала лучиной уже гораздо позже смерти поэта, когда реконструкторы истории начали адаптировать имеющиеся факты под прошлое для поколения с перезагруженной памятью. А до этой перезагрузки лучинами называли совсем другие вещи. А какие?

Невольно вспоминается старая карта из прошлой статьи, на которой в современном месте нахождения города Иваново стоял населённый пункт Луч. И действительно, при таком изобилии ткачих в том месте этот населённый пункт можно было представить как один сплошной светец.



Действительно, а как же работать ткачихам долгими зимними вечерами? Очевидно, луч был неизменным атрибутом ткацкого труда. Уже где-то упоминал, что неспроста при раннем социализме почти все поголовно ткацкие фабрики стали называть "Красный луч".

В то время слово "красный" стали приставлять ко всему, что привлекало внимание, для лучшего психологического восприятия вновь наступившего режима. Собственно, на то он и луч, чтобы привлекать внимание. Неужели светцы могли так ярко гореть, при таком кажущемся их несовершенстве? Ну раз луч привлекал внимание, то ответ неопровержим.

Что же это за луч такой интересный? А для ответа на этот вопрос вновь обратимся к известному европейскому аукциону предметов старины.



Интересно, что пародировал своей конструкцией данный светец? Своим силуэтом он напоминает дом, по крыше которого с определённым интервалом стоят свечи. Наверное, ранее существовали подобные дома и в реалии, только ныне ничего подобного уже не найти. Но на удивление, местами сохранились их рисунки.



Это совсем не единичный случай. Подобными деталями были украшены крыши почти всех русских теремов. Надо думать, на них горели совсем не деревянные лучины.

Наш светец неожиданно приобретает некую сложность. Зачем на дома ставили такую архитектурную подсветку? И как она работала? Но если в том, старом Иваново все дома были выполнены таким вот образом, он с полным правом мог называться Луч. В ночное время этот город смотрелся, надо думать, очень красиво.

И в каждом доме была ткацкая мини-фабрика. Освещаемая теми же лучами непонятно какой стихии, но совсем не огнём от деревянных щепок.



Подобных артефактов имеется в достаточном количестве почти в каждом краеведческом музее средней полосы России. Что это? Нам говорят, что это тот самый светец.

Судя по его виду, он вбивается в деревянную стену. Как же он держал лучину, если в этом случае от огня до деревянной стены было бы около 100 мм и пожар был бы гарантирован при первой же невнимательности? Этот предмет больше похож на кронштейн, который поддерживал железную полосу на деревянных стенах. И уж если он и держал на себе огонь, то должен был иметь какое-то продолжение вверх (по фото - влево). Но на всех экземплярах этого продолжения вверх нет. Совсем.

Возможно, его срубили. Возможно, что его там не было совсем, а это и есть всего лишь кронштейн для поддерживания полосы на деревянных стенах, и никаких прямых осветительных функций он не нёс.

Просто его выставили на музейной экспозиции в нужном контексте, как очень часто бывает со многими артефактами. Надо же было как-то объяснить его предназначение.

На удивление, в иностранных антикварных торговых площадках находятся очень интересные артефакты, объяснить которые в наше время сложно. Даже сайт интернет-аукциона в большинстве случаев не пытается это делать, просто констатируя материал изготовления.


Оба этих изделия упоминаются в контексте бытовых приборов 18 века и именуются труднопереводимым словом rushnip, хотя второе кроме этого упоминается в качестве плойки, т.е. устройства, которое используется в термической обработке органических материалов, например волос или тканей. Что это вообще такое?


Всё это совершенно не находит объяснения и больше похоже на набор железок, выполненных в наше время под старину. Не исключено, что подобное может быть и в нашем случае. Давайте попробуем разобраться с каждым предметом по отдельности.


Как видим, наш светец первого типа в данном случае является составной частью более сложного устройства. Те самые щипцы смонтированы уже на металлическом шесте.

А куда там надо было вставлять лучину? Неужели в те самые щипцы? Конечно же, нет. В эти щипцы в лучшем случае вставлялся светоотражательный лист или абажур, работавший на осветительный прибор. А сам прибор монтировался на стоящий рядом шарнир, и своей тяжестью этот прибор поддерживал щипцы в закрытом состоянии.

Довольно простая конструкция, вот только в ней совершенно нет места для горящих кусков дерева. Как же так? Смотрим другой аналогичный предмет (все предметы из разных лотов аукциона, хронологически разнесённых на несколько лет).



Наш светец со щипцами с каждым разом всё более оцивилизовывается, превращаясь во вполне нам знакомый осветительный торшер. Понятное дело, электрический торшер, вот только проводов в нём не наблюдается совсем. Давайте посмотрим его верхушку более крупно.



Диагноз ясен - наш светец есть обычный торшер, вот только патрон для лампы у него в металлическом исполнении. В наше время это, конечно же, нонсенс. Может это совсем не лампочный патрон? Смотрим верхушку другого подобного экземпляра.



Совершенно никакой ошибки нет. Это патрон для электрической лампочки. И владелец этого торшера совершенно не боялся, что его вдарит током от прикосновения к подобной конструкции.

А как же работал выключатель в таком случае, если у такой лампы не было проводов? И что это вообще были за лампы такие, если их выключатель металлической цепочкой прикасался к металлическому же патрону? Всё просто, питающая сеть была однопроводной, и контакт осуществлялся к центральному выводу цоколя лампы. Резьбовой контакт здесь служил только для механической устойчивости цоколя в патроне.

А сама лампа удобно вращалась на шарнире, обеспечивая нужный угол подсветки.

>



Данные лампы ещё до сих пор демонстрируются в некоторых музеях в действующем виде. Правда, они уже адаптированы под современную электрическую питающую сеть, которой совершенно не было в то время, когда эти лампы изготовили.

И как вы уже поняли, под видов светцов в музеях демонстрируются запчасти от вполне себе цивилизованных осветительных приборов, которые ныне по своему принципу действия не применяются совершенно нигде. А в российских музеях, помимо прочего, демонстрируются далеко не самые лучшие и релевантные запчасти.



В советское время какая-то часть этих осветительных приборов ещё существовала, но постепенно к концу 20 века исчезла совсем. Но интересует в данном случае совсем не это. Взгляните на профиль лампочки. Там отсутствует нить накала и любой прямой электрический контакт. Какая стихия её зажигала?

Собственно, для всех вышеприведённых ламп это относится в равной степени. Данные лампы горели от однопроводной электрической цепи. И горели они так в Европе, России и вообще везде. Полагаю, данный факт никто не будет оспаривать.



Это какая-то из пагод французского Вьетнама образца начала 20 века. Каким образом данное техническое решение по освещению там появилось, совершенно не известно. Возможно, осталось после Империи Великих Моголов и случайно попало в объектив фотографа, но не суть важно.

В настоящее время подобных артефактов в азиатских пагодах не встречается нигде (знатоки, поправьте). Пагода является деревянным сооружением непонятного назначения.

Почему-то никто не обращает внимание на то, что её название очень сильно смахивает на славяноязычное "погода". И в любом случае гореть такие лампы не могли без металлических проводников.

Очевидно, внутри таких деревянных сооружений так или иначе присутствовали железные конструкции. И скорее всего, для осуществления их электрического контакта с такими вот лампами и применялся светец. Естественно, только там, где в нём была необходимость.

При наличии капитальных железных конструкций лампы вешали прямо на них. И выглядели такие приспособления также вполне цивилизованно, а с дизайнерской точки зрения даже красиво.


А как же было в жилых домах для среднего и богатого сословия? Собственно, там не было необходимости применять светец. Все осветительные приборы, хотя и использовали тот же принцип, монтировались под высокие потолки на роско

Светец — Определитель музейных предметов | Фондовые коллекции

Светец

Светец

Метки: освещение

Светец — подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец (приспособление) - предмет для освещения

Метки: деревянное | освещение | стойка

Состоит из массивного деревянного круглого, в виде торца или кубической формы основания с укрепленным на нем столбиком (ср. выс. 96–120 см. ). В вершину столбика вставлялся железный короткий 4-хгранный прут (светильня), рассеченный с одного конца на 4 пальца, в которые вкладывалась лучина. Большинство светцов устанавливалось на пол.

Распространён был светец с деревянным корытцем на деревянных ножках. Железная светильня укреплялась на узком конце корытца таким образом, чтобы вставленная в нее зажженная лучина располагалась по другую часть корытца, куда насыпался песок, зола или наливалась вода.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец настенный (пристенный)

Метки: освещение

Из собрания Карельского государственного краеведческого музея (КГКМ).

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец с приспособлением для регулирования высоты лучины

Метки: освещение | перекладина

Светец с приспособлением для регулирования высоты лучины. Его имели «некоторые светцы». Для этого в основании светца устанавливали вместо одного 2 стояка, соединенных вверху и посередине горизонательными перекладинами со щелевидными отверстиями, сквозь которые пропускалась подвижная деревянная стойка со свительней. С помощью сквозных отверстий и гвоздя стойка со светильней закреплялась на требуемой высоте.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец с приспособлением для регулирования высоты лучины

Метки: освещение

Из собрания Карельского государственного краеведческого музея (КГКМ).

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец: виды

Метки: освещение | типология

Светец, виды (Чердынский уезд Пермской губернии):

  • напольный,
  • настольный,
  • пристенный,
  • подвесной.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 26.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Светец (светильня)

Метки: крюк | металлическое | освещение | пример оформления карточки

Светец (светильня). КГМ-15708. Акт №95 от 12.09.1979.

Железная часть осветительного прибора (светца) с 4-я горизонтальными пальцами, ниже которых — крюковидный отщеп. Конец IX в. (?)
Железо, ковка, кузнечная рубка. 46×22 см(?). Заржавлен. Часть одного из пальцев отломана и утрачена.

lд. Тимой гора Кондопожского района. Передал Е. И. Степанова,1905 г.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И. 
Дата создания: 15.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

© Музей-заповедник «Кижи»
Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.

Светец - приспособление для укрепления горящей лучины

Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.

Светцы-лучинодержатели.

Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.

Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

Светец подвесной.

Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы».

Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.

Светец напольный и прялка 19 века.

Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г.

ИСТОЧНИК

Светец подвесной в действии.

светец - это... Что такое светец?

  • Светец — Светец. XVII век Светец  приспособлени …   Википедия

  • СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, светца, муж. (обл. старин.). Подставка для лучины, освещающей жилье. «Избу освещает огонек светца.» Суриков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, тца, муж. В старину: подставка для лучины, освещающей жильё, избу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • светец — сущ., кол во синонимов: 4 • зажим (26) • подставка (67) • светильник (27) • …   Словарь синонимов

  • Светец — м. 1. устар. Подставка для лучины, освещающей жилье. отт. Осветительный прибор из подставки и укрепленной в ней лучины. 2. местн. то же, что светильник 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • светец — светец, светцы, светца, светцов, светцу, светцам, светец, светцы, светцом, светцами, светце, светцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • СВЕТЕЦ — лучина …   Казачий словарь-справочник

  • Светец —    Железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина для освещения в избе (1) или хоромах.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • светец — свет ец, тц а, твор. п. тц ом, род. п. мн. ч. тц ов …   Русский орфографический словарь

  • светец — (2 м), Р. светца/, Тв. светцо/м; мн. светцы/, Р. светцо/в …   Орфографический словарь русского языка

  • светец — тца; м. Устройство из подставки и укреплённой в ней лучины. Вставить лучину в с. Зажечь с …   Энциклопедический словарь

  • Экспозиция

    Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.

    Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.

    Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявщим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

    Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы».

    Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.

     

    Загадки, связанные со светцом и лучиной

     

    • Поставлю — стоит; положу — лежит; дом держит.
    • Старый старичок под себя тюрю мнет.
    • Стоит Гаврило — замарано рыло.
    • Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу.
    • Стоит Куземка, крошит крошатку — ни себе, ни другу.
    • Стоит старец, крошит тюрю в ставец.
    • Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки.
    • Четыре Василисы в одно место свилися.
    • Чурило, закуреное рыло.

     

    Светец в народном быте

    Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянком быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г.

     

    Вот как вспоминает, например, о своем детстве Федор Иванович Шаляпин:

    Я помню себя пяти лет.

    Темным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.

    Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратился в любимого, по ком тоскует женщина.(…)

     

     

    Источники

            Художественная ковка и металл Москвы XVII века [1]

            Пословицы и поговорки русского народа [2]

            Федор Шаляпин «Биография» [3]

    Синонимы:

    зажим, подставка

     

    Смотреть что такое "Светец" в других словарях:

    •  СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, светца, муж. (обл. старин.). Подставка для лучины, освещающей жилье. «Избу освещает огонек светца.» Суриков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
    • СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, тца, муж. В старину: подставка для лучины, освещающей жильё, избу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
    • светец — сущ., кол во синонимов: 4 • зажим (26) • подставка (67) • светильник (27) • …   Словарь синонимов
    • Светец — м. 1. устар. Подставка для лучины, освещающей жилье. отт. Осветительный прибор из подставки и укрепленной в ней лучины. 2. местн. то же, что светильник 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    • светец — светец, светцы, светца, светцов, светцу, светцам, светец, светцы, светцом, светцами, светце, светцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов
    • СВЕТЕЦ — лучина …   Казачий словарь-справочник
    • Светец —    Железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина для освещения в избе (1) или хоромах.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь
    • светец — свет ец, тц а, твор. п. тц ом, род. п. мн. ч. тц ов …   Русский орфографический словарь
    • светец — (2 м), Р. светца/, Тв. светцо/м; мн. светцы/, Р. светцо/в …   Орфографический словарь русского языка
    • светец — тца; м. Устройство из подставки и укреплённой в ней лучины. Вставить лучину в с. Зажечь с …   Энциклопедический словарь

     

    Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/680726

     

    История керосиновой лампы

     

    На протяжении многих столетий жизнь человека полностью зависела от светового дня: летом работа по 16 часов в сутки, зато зимой — блаженное ничегонеделание. Ну чем можно заняться при отблесках огня в камине или при лучине? Впрочем, детей было много и "Евгений Онегин" появился.

    Еще в античные времена люди научились пропитывать смолой факелы и делать масляные лампады примитивной конструкции. Жители злополучной Помпеи, например, наполняли глиняную мисочку маслом и опускали туда фитиль. Чтобы он не тонул в масле, его закрепляли в кольце или уключине. При таком-то освещении и проходили знаменитые пиры римских патрициев. Конечно, даже сравнительно дешевое растительное масло было доступно далеко не всем. На севере Европы варвары просто продевали фитиль в жирную рыбу, вялили ее, а потом поджигали.

    В 1550 году итальянский ученый Иероним Кардан принципиально изменил конструкцию устарелой масляной лампы. В новом светильнике резервуар с маслом размещен выше горящего фитиля, благодаря чему пламя стало ярче. Ведь в такой лампе масло пропитывало фитиль, перемещаясь не только за счет капиллярных сил, но и под действием силы тяжести. Кстати, это не единственное изобретение талантливого итальянца. До сих пор в технике применяют подвеску (рычаг) Кардана, например чтобы обеспечить правильное положение компасов и ламп во время качки на кораблях.

    Следующий важный шаг в домашнем освещении — использование газа. Неудивительно, что первый завод светильного газа открылся в середине XVIII века в Англии — стране передовой металлургии, где при выплавке металла впервые заменили уголь коксом. А светильный газ, состоящий из метана и водорода, образуется именно при коксовании угля. Долгое время газовые рожки светили очень тускло, пока в 1892 году немецкий ученый Ауэр фон Вельсбах не изобрел калильные сетки, покрытые смесью оксидов тория и цезия. Но главным недостатком газового освещения была его дороговизна, да и проводить трубы становилось выгодно только в городах. Как же принести свет в деревню?

    Казалось бы, керосиновая лампа — близкая родственница масляной. Почему же она появилась только в середине XIX века, почти на сто лет позже газовых светильников? Дело в том, что поверхностные залежи нефти в Европе встречались только на окраинах — на Западной Украине и в Румынии. Поэтому никому и не приходило в голову заменить в светильниках растительное масло нефтью. Да и конструкция масляного светильника при замене масла на нефть требовала коренного изменения.

    Впрочем, заправлять лампы нефтью пытались и раньше. В 1816 году начальник соляных шахт возле Дрогобыча Иосиф Геккер предложил использовать примитивно очищенное земляное масло для освещения улиц и помещений. Даже комендант пехотного полка, размещенного в Дрогобыче, признал, что новое освещение хорошо влияет на зрение солдат. Геккер даже ухитрился заключить договор с магистратом Праги на замену растительного масла, которым освещались улицы, земляным. Но суровая зима и плохие дороги задержали транспорт с нефтью. Геккеру пришлось заплатить неустойку, и он обанкротился. А Прага осталась без нефтяных светильников.

     

     

     

    Итак, примерно в середине прошлого столетия наступил такой короткий период в истории, когда Галиция вдруг стала нефтяной столицей мира. И хотя вскоре галицийскую нефтяную промышленность стали догонять техасские, кавказские и румынские нефтяные промыслы, тем не менее именно жителям этой окраины Европы принадлежит честь изобретения керосиновой лампы, столь милой сердцу многих людей.

    А началась эта история в 1852 году. В один прекрасный день во львовскую аптеку "Под звездой" зашел торговец из Борислава Ибрагам Шрайнер. Поздоровавшись, он поставил перед хозяином аптеки Петром Николяшем склянки с темной маслянистой жидкостью. Гость обещал доставить такой жидкости вволю, ведь из нее можно запросто получить спирт!

    Но опытный аптекарь прекрасно знал, что из этого дурно пахнущего субстрата никакого спирта не выделить. Зато у него родилась другая идея: не получится ли из бориславской нефти (а торговец принес именно образцы сырой нефти) "очищенное каменное масло" — дорогой медицинский препарат, который применяют при растираниях от ревматизма? Надо сказать, что сам аптекарь давно страдал этим недугом, не помогали ни самые патентованные средства, ни заговоры доморощенных колдунов и знахарей. Именно поэтому Миколяш поручил своим сотрудникам Яну Зеху и Игнатию Лукасевичу заняться очисткой и разгонкой нефти.

    Днем помощники фармацевта Лукасевич и Зех работали в аптеке, а ночью разгоняли нефть, принесенную Шрайнером. Вскоре они обнаружили, что получаемые летучие фракции хорошо горят. Так нельзя ли заправлять ими лампы? Поначалу светильники сильно коптили, лопались и даже взрывались. Но ученики аптекаря не отчаивались. Вскоре они пришли к выводу, что взрывов можно избежать, если заранее удалить легко возгорающиеся фракции нефти (бензин), а стеклянные резервуары ламп заменить жестяными.

    Разработав "Метод очистки дистиллятов путем последовательной обработки серной кислотой и известью", изобретатели подали документы на получение привилегии, то есть патента. А окончательную конструкцию ламп аптекарям помог сделать мастер-жестянщик Адам Браткивский. Раньше он целыми днями выправлял мятые кастрюли да лудил старые самовары. Но внезапно увлекся изобретательством: с завидным терпением менял и совершенствовал конструкцию лампы.

    И вот что получилось в результате. На круглом жестяном резервуаре с керосином установлено стекло в жестяной рамке. Первоначально стекло было полукруглое или плоское, но потом его заменили сплошным стеклянным цилиндром с расширением в той части, где горел фитиль. Дело в том, что на малом расстоянии от пламени стекло перегревалось и лопалось. Фитиль крепили особым устройством, позволяющим по мере сгорания постепенно поднимать его вверх. Сверху и снизу изобретатели предусмотрели отверстия, чтобы создать необходимую для горения тягу. В более поздних конструкциях стеклянный цилиндр попросту оставили сверху открытым.

    Не успела первая нефтяная лампа осветить аптеку "Под звездой", как 31 июля 1853 года в краевой лечебнице Львова доктор Заворский успешно прооперировал при свете такой лампы больного. А вскоре новым освещением заинтересовалась австрийская дирекция железных дорог. К сожалению, Зех и Лукасевич не запатентовали свое изобретение, поэтому их лампы вскоре стала выпускать известная венская фирма "Дитмар".

    Тем не менее, окрыленный успехом своего изобретения, Зех уволился из аптеки и основал в Бориславе небольшой заводик по перегонке нефти. Свой керосин он поставлял во Львов для освещения улиц города. Но в 1858 году тихий Борислав взбудоражило страшное происшествие. На складе нефтеперегонного заводика случился взрыв. Хотя на место пожара немедленно прибыла вся пожарная команда городка, в пламени погибли жена Зеха и ее сестра. Убитый горем изобретатель бросил свой несчастливый бизнес и возвратился к старому, проверенному веками занятию — аптечному делу.

    Судьба второго изобретателя Лукасевича сложилась иначе. В 1856 году он организовал добычу нефти в лесах поблизости города Ясло, затем построил несколько установок по перегонке нефти. Успех благоприятствовал всем его начинаниям. Игнатий Лукасевич был типичным представителем тогдашнего смешанного украинско-польско-немецкого общества Галиции. Инициативный, образованный, немного идеалист, но в то же время способный предприниматель.

    Например, для своих рабочих он создал хорошие условия труда: организовал "братскую кассу", которая за счет небольших отчислений из зарплаты рабочих обеспечивала помощь больным, вдовам и сиротам. И даже пенсии ветеранам, что было по тем временам большой редкостью. За счет процентов со своих доходов Лукасевич назначал стипендии молодым ремесленникам, помогал в строительстве местных дорог. Немудрено, что столь толкового предпринимателя в 1866 году избрали в краевой Галицкий сейм, где он много занимался развитием нефтяной промышленности. И даже создал в 1877 году Галицийское нефтяное общество.

    А что же керосиновая лампа? На долгое время она покорила весь мир — и города, и отдаленные поселки. Хотя и у нее, разумеется, были свои недостатки. Говорят, что большой пожар в Чикаго в конце XIX века вроде бы начался из-за разбитого коровой в сарае керосинового фонаря. Но что взять с коровы?

    Большие керосиновые лампы в наши дни можно увидеть только в музеях или у коллекционеров, а маленькие дожидаются перебоев с электричеством в укромных местах. Зато в Польше с помпой отметили 140-ю годовщину изобретения керосиновой лампы и даже выпустили в честь этого события серию почтовых марок. Конечно, обидно, что поляки считают львовских изобретателей своими. Может, стоит и нам вспомнить о полезном изобретении, которое (между прочим) было сделано в пределах Российской империи? Тем более что 150-летний юбилей уже не за горами?

    журнал изобретатель и рационализатор

     

    Игнасий Лукасевич(1822-1882)-польский аптекарь и предприниматель армянского происхождения,первооткрыватель керосиновой лампы и основатель первых в мире нефтепромыслов.На этом поприще он сказачно разбогател,но вкладывал деньги в строительство дорог,мостов,школ и госпиталей.Поляки считают,что все дороги Малопольски вымощены его брусчаткой.Как меценат и промышленник много сделал для развития Прикарпатья.

    Родился в с.Задушники(около Жешува) в семье интеллигентного шляхтича герба Лада.В 1832 г.отца Игнация переводят в Жешув,где он заканчивает гимназию.С 1836-40 гг.практикуется в аптеке А.Свободы в Лацуте.В 1840 он уже помощник аптекаря.В 1846 в Галиции вспыхивает восстание косинеров(Краковское) и семья переезжает во Львов.

    С 1846-52 гг.Лукасевич принят на работу в аптеку «Под Золотой Звездой»(ныне ул.Коперника,1),владельцем которой был Петр Миколаш-богатый львовский торговец(Кстати,владелец великолепного Пассажа).Благодаря его покровительству Игнасий поступает в Краковский Ягеллонский Университет и закончив его поступает в Венский Университет,где получает диплом магистра в 1852 г.

    После этого возвращается во Львов в аптеку своего покровителя П.Миколаша.По его просьбе в лаборатории аптеки Лукасевич с ассистентом Яном Зехом проводит опыты по дисцилляции нефти.

    В 1853 г.И.Лукасевич и Я.Зех получили лабораторным путем керосин методом фракционной дисцилляции (крекингом).Игнацию пришлось модернизировать конструкцию масляной лампы,чтобы она могла работать на керосине.В результате чего первая «керосинка» осветила фойе аптеки.А 31 июля 1853 г. Впервые в мире была проведена ночная операция в госпитале на Лычакове,которая освещалась все той же Лукасевичевой «керосинкой».(Вспомним,что до изобретения Эдисоном электролампочки оставалось еще более четверти века).

    В 1854 г. Лукасевич выезжает со Львова в Карпаты на разведку нефтяных скважин и закладывает основу промышленных нефтяных промыслов Прикарпатья.

    В 1857 г. Игнаций открывает первый в мире маленький нефтеперерабатывающий заводик.

    В 1877 г. Во Львове под его председательством открывается первый в мире Нефтяной Конгресс.

    P.S.Параллельно в это же время в Америке предприниматели пытались найти пути для удовлетворения потребностей своего производства. В 1854 году канадский врач и геолог-самоучка Абрахам Геснер получил патент на горючее масло, изготовленное из каменного угля и названное керосином (по-гречески "восковая жидкость"). Три года спустя американец Майкл Диц изобрел керосиновую лампу, после чего керосин стал самым ходовым товаром. К 1859 году 34 компании в США производили керосина или "угольного масла", как их тогда называли, на сумму 5 миллионов долларов в год. Впрочем, качества нового продукта оставляло желать лучшего а цена его оставалась достаточно высокой. Нужен был новый материал, который позволил бы создать действительно дешевый свет. Поиски новых горючих субстанций продолжались. Проводились опыты перегонки дерева, торфа, горючих сланцев, антрацита, а также нефти. 

    Хотя добыча последней была в те времена более чем мизерной, несколько нью-йоркских бизнесменов наняли известного ученого, профессора Салливана, для продолжения опытов по коммерческой перегонке нефти и в 18

    54 году открыли первую в мире нефтяную компанию Pennsylvania Rock Oil С…

    Рокфеллер был единственной наиболее важной личностью, заложившей основы нефтяной промышленности. То же самое можно сказать и о его роли в истории индустриального развития Америки и появления корпораций современного типа. Вызывая у одних восхищение своим гением управления и организации, он в то же время был самым ненавистным и презираемым дельцом в глазах других - отчасти вследствие своей безжалостности, отчасти из-за своего успеха. 

    Начиналось же все с малого. Сколотив начальный капитал на перепродаже зерна, он решил вложить средства в нефтяную отрасль. Но не в добычу. Трудно преуспеть, когда у тебя 150 тысяч конкурентов. Нет, Рокфеллер решил заняться тем, чем не занимался никто, - переработкой и транспортировкой. Он построил в Кливленде керосиновый завод, оборудованный по последнему слову техники, потом другой, третий... В 1870 году была основана компания Standard Oil. Ее название отражало главную идею Рокфеллера - дать Америке, а потом и всему миру "стандартную", самую качественную нефть. 

    Однако как мы видим открытие керосина у нас во Львове произошло на год раньше,чем в Америке.Поэтому слава первооткрывателя,бесспорно, остается за Игнацием Лукасевичем.

     

    Торговй Пассаж П.Миколаша(старое фото),в комплекс которого входила и знаменитая аптека.

    Удел Могултая « И.Лукасевич и Й.Зег-пионеры керосиновой лампы »

     

    Источник: http://antikclub.ru/load/club_collektors/33-1-0-422

    светец - это... Что такое светец?

  • Светец — Светец. XVII век Светец  приспособлени …   Википедия

  • СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, светца, муж. (обл. старин.). Подставка для лучины, освещающей жилье. «Избу освещает огонек светца.» Суриков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СВЕТЕЦ — СВЕТЕЦ, тца, муж. В старину: подставка для лучины, освещающей жильё, избу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • светец — сущ., кол во синонимов: 4 • зажим (26) • подставка (67) • светильник (27) • …   Словарь синонимов

  • Светец — м. 1. устар. Подставка для лучины, освещающей жилье. отт. Осветительный прибор из подставки и укрепленной в ней лучины. 2. местн. то же, что светильник 3. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • светец — светец, светцы, светца, светцов, светцу, светцам, светец, светцы, светцом, светцами, светце, светцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • СВЕТЕЦ — лучина …   Казачий словарь-справочник

  • Светец —    Железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина для освещения в избе (1) или хоромах.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • светец — свет ец, тц а, твор. п. тц ом, род. п. мн. ч. тц ов …   Русский орфографический словарь

  • светец — (2 м), Р. светца/, Тв. светцо/м; мн. светцы/, Р. светцо/в …   Орфографический словарь русского языка

  • светец — тца; м. Устройство из подставки и укреплённой в ней лучины. Вставить лучину в с. Зажечь с …   Энциклопедический словарь

  • Лучина — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Горящая лучина, вставленная в светец

    Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы[1]. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.

    Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнём, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.»[2]

    Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, когда были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых деревень — туда не представлялось возможным тянуть электрические сети, в то время как плюсами лучин были их простота и доступность.

    Также лучина используется для розжига костров.

    В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:

    Жив, жив курилка!
    Жив, жив, да не умер.
    А у нашего курилки
    Ножки долгеньки,
    Душа коротенька.

    Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки.

    В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:

    Извела меня кручина,
    Подколодная змея!..
    Догорай, моя лучина,
    Догорю с тобой и я!

    • Придёт кручина, как нет ни дров, ни лучины.
    • Лучина с верою, чем не свеча?
    • Не видал ты меня в красный день да при лучине.
    • Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
    • Пошли наши лучинушки плясать!
    • Никого не бей лучиной: сухота нападёт.
    • Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
    • Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу[1].


    Смотрите также