Светский гуманизм что это такое


Светский гуманизм - это... Что такое Светский гуманизм?

«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами [1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Определение и статус светского гуманизма

Базовые принципы

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма

Пол Куртц — автор манифеста светского гуманизма.

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма»[1], десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью[2]. Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

Светская этика

Истоки светского гуманизма

Современный гуманизм

Размежевание с религиозным гуманизмом

Организационное оформление

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

Светский гуманизм в России

В России с 1995 года действует Российское гуманистическое общество (РГО) — общественная организация содействия развитию гуманизма. РГО издаёт журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму, проводит научные конференции по тематике гуманизма, организовывает летние курсы гуманистического образования.

Критика светского гуманизма

Известные светские гуманисты

  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902 — 1995)— создатель философии натуралистического гуманизма, предтечи светского гуманизма.
  • Пол Куртц (Paul Kurtz, род. в 1925) — соавтор гуманистических манифестов, автор более 35 книг о светском гуманизме.
  • Яаап ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания
  • Валерий Александрович Кувакин — профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского Гуманистического Общества

См. также

Примечания

Литература

  • Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
  • Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество: Учебное пособие для средних общеобразовательных учреждений // Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл». — М.: Российское гуманистическое общество, — 2003—239 °C.
    Он же. Философия гуманизма. — М.: Поколение, 2009. — 496 с. ISBN 978-5-9763-0103-0
  • «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму».
  • Ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов»
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В. А. Кувакин. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2001.
  • Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б. Н. Бессонов, Т. Г. Богатырева, В. Н. Шевченко. — М.: «Гнозис», 1997.
  • Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2006.
  • Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). — СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
  • Кудишина А. А. Гуманизм — феномен современной культуры. — М.: Академический Проект, 2005.
  • Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях. — «Вопросы философии», 1990. — № 10. — С. 168—174. (Предисловие к публикации Л. Н. Митрохина.)
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Кутателадзе С. С. Fidelis et Infidelis
  • Чёрный, Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в ХХ веке. Сб. обзоров в двух частях. — Москва: ИНИОН РАН, 2003. — Т. 2. — С. 125-167.

Ссылки

Критика светского гуманизма

Светский гуманизм | Солнечное Вики

Файл:HumanismSymbol.PNG

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

    Базовые принципы

    Принципы гуманизма

    Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

    Принципы светского гуманизма

    Файл:Kurtz-1-.color.jpg

    Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма»[1], десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

    1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
    2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
    3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
    4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
    5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
    6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
    7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
    8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
    9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
    10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

    В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

    Светский гуманизм и атеизм

    Несмотря на то что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью[2]. Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам и верованиям. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

    Светская этика

    Истоки светского гуманизма

    Современный гуманизм

    Размежевание с религиозным гуманизмом

    Организационное оформление

    Исторически светский гуманизм приобрёл очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «

    Я – светский гуманист - НеадЫкватная жЫзнь — LiveJournal

    Когда (еще давно) я создавала профиль Вконтактике, в графе "Мировоззрение" я (совершенно от балды) написала "светский гуманизм". И удивленно поняла, что такое мировоззрение на самом деле существует, и в полной мере соответствует моим взглядам на жизнь.


    Светский или секулярный гуманизм — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. (Всезнающая Википедия)

    Принципы светского гуманизма несколько идеалистичны, но весьма здравы.
    [10 принципов]
    Согласно «Декларации светского гуманизма» десятью базовыми принципами мировоззрения являются:

    1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.

    2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения религии от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.

    3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.

    4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.

    5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.

    6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.

    7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.

    8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.

    9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».

    10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.
    По моему мнению, "духовные скрепы" общества следовало бы строить на светском гуманизме, а не возрождать мракобесие из религии. При этом мировоззрении, которое в центр всего ставит человека и стремится к совершенствованию этого человека, в том числе, и с этической стороны, общество стремилось бы к развитию науки и техники, к просвещению и образованию. Конечно, такое население для властей менее удобно, чем малообразованное, но верующее стадо. Но выбор "верю-не верю" делает человек, несмотря на то, что любой человек подвержен влиянию извне. Самый действенный метод борьбы с внушением, кстати, как раз описан в принципах светского гуманизма - критическое мышление (разум, рациональные методы познания).

    Некоторый минус светского гуманизма – это его последователи, чаще всего люди "из науки" с докторскими степенями, которые уж сильно увлекаются критикой религии, причем довольно агрессивно. Практически в каждом идеологическом или религиозном движении есть те. кто перегибает палку. Однако саму идею под сомнение это никак не ставит - просто не вызывает желания вписываться в "светско-гуманистическую" тусовку.

    В целом - это, на мой взгляд, самое перспективное направление мысли, ориентированное на будущее.

    Темная сторона светского гуманизма - Записки бывшего атеиста — LiveJournal

    На Правкниге моя новая статья

    «Я же гуманист, я страшный гуманист...»
    (c) Александр Никонов (1)

    В самом слове гуманизм (от лат. humanitas — человечность) нет ничего плохого. Даже идея человека как высшей ценности не противоречит христианству - смотря под каким углом на нее смотреть. В Евангелии Христос указал на любовь к ближнему как на необходимое условие искренности любви к Богу. И христианам эпохи Возрождения гуманизм не мешал верить в Бога.

    Но беда в том, что люди, узурпировавшие в XX веке право называть себя гуманистами, являются, в основном, атеистами. А поскольку они считают человека, пусть разумным, но все-таки животным из отряда приматов, то и термин гуманизм сегодня наполняется совершенно иным содержанием, нежели это было во времена Эразма Роттердамского.

    В XXI веке светский гуманизм в России активно развивается, в том числе и как оппозиция Русской Православной Церкви. Поэтому людям весьма полезно было бы узнать о некоторых темных аспектах и следствиях этой идеологии, так хорошо прячущихся под возвышенными тирадами их пропагандистов. Мы не будем копаться в их умозрительных построениях, стремящихся выставить гуманизм неуязвимым рыцарем на белом коне, а посмотрим подноготную честных логических рассуждений о нем:

    1) Отсутствие абсолютных норм. Гуманизм сейчас похож на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекает. С одной стороны гуманисты отстаивают право человека на абсолютную свободу действий, при условии того, что это не ущемляет права других людей. С другой стороны в мире существуют такие вещи, которые вроде как на свободу других людей не покушаются, но обществом порицаются, а временами и уголовно караются. Поэтому гуманисты, по крайней мере пока, вынуждены придерживаться правил, эту абсолютную свободу ущемляющих. Одно из главных направлений деятельности гуманистов - это защита прав гомосексуалистов, в том числе и на проведение торжественных шествий по городам. Однако с точки зрения свободы выбора фетишисты, вуайеристы и прочие половые извращенцы обладают теми же правами что и гомосексуалисты. В Гуманистическом манифесте не допускается дискриминация в общем по отношению к любым сексуальным меньшинствам. Тем не менее, массового отстаивания прав представителей не самых массовых извращений со стороны гуманистов пока нет - ведь народ пока еще «к разврату не готов». Лишь самые отчаянные головы осмеливаются это признать. Идя далее в своих логических построениях, «честные» гуманисты приходят просто к шокирующим выводам, которые весьма возможно станут реальностью в недалеком будущем. Скандальный писатель А. Никонов предлагает проводить эвтаназию детей больных синдромом Дауна. Доктор Филлип Нитшке, признанный австралийским Гуманистом года (1998), обучает народ правильной технике самоубийства - разъясняет, какие таблетки надо пить, чтобы точно и безболезненно умереть. А Питер Сингер, очередной австралийский Гуманист года (2004) , вполне себе допускает законное существование каннибализма. Думаете дикие вещи одного сумасшедшего философа? Ричард Докинз тоже не имеет «моральных возражений против того, чтобы поедать людей, погибших в автокатастрофе - за исключением случаев, когда родственники возражают».

    2) Негуманный гуманизм. Как быть с теми, кто не захочет принимать новые догматы за истину? Если читать не только велеречивые Декларации и Манифесты, но и приватные беседы гуманисты, то несложно догадаться что ждет несогласных в будущем мире «победившего гуманизма». В Рунете все чаще слышатся угрозы антиклерикалов, обещающих устроить Церкви второй 1917 год со всей сопутствующей атрибутикой: разгромом храмов, осквернением святынь и убийством священников. Это можно списать на фанатизм отдельных лиц, но где гарантия что именно они не станут доминирующей силой в будущем? Та революция тоже начиналась с Декрета отделения Церкви от государства, но привела в итоге к невиданному в истории погрому. Впрочем уже и в своем Гуманистическом Манифесте, Пол Куртц планирует создать «эффективный Всемирный суд и Международную систему судебных органов, наделенных достаточными полномочиями для того, чтобы добиваться исполнения своих постановлений». Правда тут же указывается, что они будут предназначены для благих целей – зашиты прав человека. Однако если, скажем, право на сексуальные извращения будут признаны неотъемлемым правом человека, то совершенно логично ожидать от этих органов репрессий против сторонников традиционных взглядов. И прецеденты уже есть. Недавно чуть не был посажен за решетку шведский пастор Оке Грин, осмелившийся назвать гомосексуализм грехом. В Нью-Мехико фотоагентству, принадлежащему двум христианам, пришлось уплатить штраф в 6,6 тысяч долларов за то, что они отказались снимать лесбийскую "свадьбу". И такие случаи происходят все чаще и чаще. Опасность своей идеологии признают и сами гуманисты: «Может ли гуманизм стать опасным, привести к чему-то нежелательному для самого человека? Гуманизм как идеология (если согласиться называть такой «гуманизм» гуманизмом) – да, конечно» Александр Круглов(2).

    3) Бревна в глазах гуманистов. Ну и наконец, не стоит упускать из виду несоответствие поведения самих гуманистов провозглашаемым им высоким принципам. Ставя борьбу с бедностью на первое место в проекте “Планетарного Билля о правах и обязанностях”, сами гуманисты совсем не торопятся показать своей жизнью пример милосердия и помощи своим гражданам. Недавно в интернете сетевые гуманисты из фонда «Здравомыслие» с большой помпой начали сбор денег на так называемый «атеистмобиль». Он будет (если лет через пять они таки насобирают нужную сумму) разъезжать по городу, пугая прохожих наклеенными антирелигиозными плакатами. Казалось бы, приспособьте вы его, чтобы развозить лекарства ветеранам и инвалидам – и людям поможете, и пресловутую церковную бабушку в свою веру обратите. Нет, это их не интересует. Заезженный аргумент про попа, которому измученные голодные старушки несут последние копейки на джип, просто цинично используется ими в борьбе против Церкви. А сами бабушки их не интересуют. Приторговывая маечками и антирелигиозными наклейками на машины, гуманисты радуются тому, что «обычные Тойоты, Лады, Бентли, Ниссаны и Ягуары» массово превращаются в атеистмобили. С каких пор «Ягуары» и «Бентли» в нашей стране стали обычными автомобилями, одним атеистам ведомо…

    Трудно в одной статье описать такое многоликое явление как светский гуманизм. Тем более, что он не стоит на месте, а непрерывно мимикрирует и внедряется в любую лазейку, которую можно использовать прямо или косвенно в свою пользу. Для нас, христиан, чрезвычайно важно установить мониторинг за действиями и словами гуманистов, и подвергая их анализу знакомить с его результатами самую широкую общественность. Иначе яд светского гуманизма отравит и погубит нашу Россию. Живи Карл Маркс сегодня, он, возможно, сравнил бы современный светский гуманизм не с опиумом, а как минимум с героином.

    ----------
    1 «С христианской точки зрения». 03.05.2008: http://krotov.info/yakov/3_vera/3_radio/20080503.htm

    2 Александр Круглов. Афоризмы, мысли, эссе. «Современный гуманизм. Документы и исследования»: http://alkruglov.narod.ru/humanism.html

    Значение словосочетания СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ. Что такое СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ?

    • Светский или секулярный гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру, как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

    Источник: Википедия

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: всполошиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное

    Что такое светский гуманизм? | База ответов на любые вопросы

    За время своего существования человечество прошло долгий и тернистый путь, на котором формировались его сознание и приоритетные ценности.

    В разные века взгляды людей менялись, возникали новые идеологии и философские течения, однако существование религиозных течений и их манипулирование верующими не позволяло человеку выйти за рамки инакомыслия.

    Со временем противоречия между Священным Писанием и действиями священников заставили многих людей отвернуться от религии и обратиться к эстетическим принципам, что привело к появлению нового философского направления – светского гуманизма.

    Что означает слово «гуманизм»?

    Понятие «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas«человечность» (homo — «человек»). Термин «светский гуманизм» имеет синоним «секулярный гуманизм» и трактуется в контексте с латинским словосочетанием secular humanism, что в переводе значит «человечность, свободная от церковного влияния». Светский гуманизм тесно связан с атеизмом и, по сути, отрицает сверхъестественное, однако не преследует своей целью борьбу с религией.

    Зарождение течения началось в эпоху Ренессанса, когда люди стали терять веру в религиозные догматы и посмотрели на мир совершенно иными глазами. Некоторые историки полагают, что его истоки исходят из конфуцианского Китая, а также проходят через философию Древней Индии и мировоззрения древних греков и римлян.

    Тем не менее, в чистом виде светский гуманизм возник только в XIV столетии и «буйно расцвел» в философии и художественной литературе.

    Что такое светский гуманизм?

    Под светским гуманизмом понимают мировоззрение, согласно которому человек и его счастье выступают наивысшими ценностями. Течение является одним из направлений традиционного гуманизма и считает, что главнейшей обязанностью людей должна быть эстетическая жизнь без религиозных верований. Светский гуманизм напрочь отвергает религию как принципиальный способ существования человечества, но при этом не возвышает людей над природой и никоим образом не обожествляет их.

    В разные времена светскими гуманистами были такие известные личности, как Рене Декарт, Дэвид Юм, Френсис Бэкон.

    Что интересно, в философии существует схожее течение – религиозный гуманизм, но если светский отрицает существование сверхъестественного и рассматривает человека как наивысшую ценность, то религиозный утверждает идею о несотворенности Вселенной и призывает заменить собой прежние религии.

    Каковы принципы светского гуманизма?

    В основе светского гуманизма лежит ряд основополагающих принципов, позволяющих более точно определить мировоззрение сторонников этого течения. Светские гуманисты считают недопустимой любую цензуру и ратуют за свободу средств коммуникации. Их целью является отделение государства от церкви, а идеалом свободы – уважение прав меньшинств и недопустимость тоталитарных режимов.

    Гуманисты полагают, что человек с раннего возраста должен получать нравственное воспитание и обучаться нормам этики и морали. Они не приемлют навязывания детям религиозных взглядов и считают, что каждый человек должен самостоятельно выбирать религиозное течение или вовсе отказаться от вероучений в пользу атеизма. Светский гуманизм называет науку одним из наилучших методов понимания нашего мира и не допускает связи эволюции на планете с религиозными доктринами.

    Что такое гуманистическая этика?

    В представлении сторонников течения этика является одной из важнейших составляющих гуманизма. Она тесно связана с опытом человека и сосредоточена на его поведении, помогая составлять адекватное восприятие мира и формировать правильные суждения.

    Гуманисты считают, что люди способны достойно существовать, достигая со временем счастья и благополучия. Они поддерживают идею морального роста детей и считают необходимым давать им нравственное образование с целью развития способности к интеллектуальной и этической деятельности.

    Светский гуманизм и атеизм - разница

    Человечество всегда волновали вопросы веры и нравственности и секулярный гуманизм - это течение, в котором люди предстают, как высшие творения природы. От поступков и мыслей человека зависит не только его собственная жизнь, но и моральное и физическое состояние окружающих людей.

    Светский гуманизм – что это?

    Базовые принципы мировоззрения формируются в обществе, исходя из опыта предыдущих поколений и потребностей современного человека. Светский гуманизм – это одно их направлений философии гуманизма, провозглашающее ценность человека и его идей, Человек несет ответственность:

    1. За этические последствия своих решений и поступков.
    2. За собственный вклад в развитие современного общества.
    3. За творческие достижения и открытия, совершенные на благо человечества.

    Светский гуманизм – мировоззрение

    Светский гуманизм не противостоит догматам религиозных учений, но и не признает высшей силы, которая управляет жизнью человека. Он строит свою судьбу сам, опираясь на нравственные и моральные принципы. Религия и светский гуманизм развиваются параллельно и перекликаются только в вопросе формирования этических ценностей. Секулярный гуманизм предлагает следовать следующим принципам:

    1. Возможность свободного исследования (беспрепятственное получение информации).
    2. Государство и церковь существуют раздельно (при ином развитии событий нарушится принцип свободного исследования).
    3. Формирование идеала свободы (отсутствие тотального контроля, право голоса имеют все слои общества).
    4. Этика критического мышления (следование моральным и этическим нормам, сформированным без религиозных откровений).
    5. Моральное образование (дети воспитываются на принципах человеколюбия, при достижении совершеннолетия самостоятельно решают, как относиться к религии).
    6. Религиозный скептицизм (критическое отношение к тому, что высшая сила может вершить человеческие судьбы).
    7. Разум (человек опирается на реальный опыт и рациональное мышление).
    8. Наука и техника (открытия в этих направлениях позволяют обществу двигаться к высшим ступеням развития).
    9. Эволюция (реальные факты существования эволюции видов подтверждают несостоятельность идеи сотворения человека по божественному образу).
    10. Образование (доступность образования и обучения).

    Светский гуманизм и атеизм – разница

    Различие этих понятий очевидно. Светский гуманизм и атеизм развиваются в схожих направлениях, но пути их достижения различаются. Атеизм категорически отвергает существование высшей силы и ее влияние на судьбу человека. Секулярные гуманизм не препятствует развитию религиозных учений, но и не приветствует их.

    Светский и религиозный гуманизм

    Явные противоречия между этими направлениями философии не мешают им иметь схожие принципы. Например, понятие – светский гуманизм – основано на добром отношении к человеку, чувстве любви, сострадании, милосердии. Те же самые постулаты люди находят в Библии. Приверженцы определенного религиозного течения имеют иллюзорное восприятие жизни. Это – самообман, и его последствия повергают человека в состояние неопределенности и духовного застоя.

    Светский гуманизм – книги

    Большое число скептиков, пантеистов, рационалистов, агностиков прошлых веков использовали рациональный подход в решении человеческой дилеммы: что является основополагающим – наука или религия и что значит – светский гуманизм? Работы известных ученых и писателей волнуют умы современников и дают исчерпывающие ответы в вопросах отношений между людьми, зачатия и рождения детей, эвтаназии. Светский гуманизм это атеизм, который не запрещает верить в высший разум, но и не приветствует преданность религиозным учениям. Это:

    1. «Феноменология духа» (написана Гегелем).
    2. «Источник чистого разума» (написана Кантом).
    3. «Наука знания» (написана Фихте) и др.

     

    Светский гуманизм - религия нашего времени?

    С момента своего рождения человек стремится познавать окружающий мир, изучать себя, давать объяснения непонятным явлениям. Однако во многих традиционных обществах детям внушается то, что человек не вечен и бессилен как-либо изменить свою жизнь, что существуют высшие божественные силы, управляющие законами этого мира. Утверждается, что цель

    человека в этом мире - обрести духовное прозрение, а сделать это можно лишь при условии послушания представителям церкви. В истории много примеров того, как религиозные деятели при помощи подобных манипуляций с сознанием развязывали затяжные кровопролитные войны с инакомыслящими. Чего стоят только крестовые походы против еретиков или "неверных".

    С началом эпохи Ренессанса сознание многих кардинально изменилось. Люди взглянули на мир совершенно другими глазами, тогда и дрогнула вера в религиозные догмы. Именно в то время возникло такое философское учение как гуманизм. Оно определяет  человека как наивысшую ценность, а его право на свободу слова, действий, творчества, самореализацию считает неоспоримым. Гуманизм ни в коем случае не ставит человека в центр Вселенной или выше природы. Наоборот, он призывает людей жить в гармонни с ней. Личность, учат гуманисты, обладает огромным потенциалом, и ни в коем случае нельзя ущемлять ее.

    Философия гуманизма многим пришлась по душе и актуальна до сих пор. Популярное в

    западном мире направление данного течения называется секулярный (светский) гуманизм. Оно пропагандирует всеобщее равенство, человеколюбие, свободу во всех сферах общественной жизни, высокие нравственные принципы. Под свободой следует понимать не вседозволенность, а самостоятельность действий в разумных пределах. При этом не нарушается свобода других членов общества.

    Светский гуманизм отрицает существование Бога или каких-либо других высших сил. Человек должен вести правильный образ жизни не под страхом наказания в будущей жизни, а потому, что это единственно верный путь, ведущий к счастью. Однако, несмотря на это, гуманисты вовсе не относятся нетерпимо к людям другого мировоззрения или вероисповедания, так как один из базовых принципов этого течения - свобода выбора.

    В мире существует множество приверженцев идей светского гуманизма. Однако еще больше слышится критика этой философии, в основном со стороны религиозных деятелей. Основной их аргумент состоит в том, что светский гуманизм, несмотря на пропаганду высоких

    идеалов и воззванию к лучшим человеческим чувствам, устанавливает судьей человеческую совесть, а не божественный закон. "Конечно" - говорят критики, - "некоторым удается вести этическую жизнь, не нарушая нравственных предписаний, однако это лишь единицы. Для многих же светский гуманизм является оправданием их эгоизма, жадности и тщеславия".

    Другое направление "философии человечности" - христианский гуманизм - придерживается тех же принципов, что и светский, однако между ними есть кардинальное различие. Атеизму секулярного гуманизма здесь противопоставляется вера в Бога, соблюдение заповедей, оставленных нам апостолами Христа. Представители данного течения считают, что без веры в сердце человек живет, словно во тьме, без цели в жизни, и лишь Бог дает нам возможность духовно переродиться и достичь счастья.

    Совет по светскому гуманизму — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Счастливый человек». Официальный символ многих гуманистических организаций

    Совет по светскому гуманизму (Совет по секулярному гуманизму) (англ. Council for Secular Humanism) (первоначально: Совет по демократическому и светскому гуманизму) — светская гуманистическая организация со штаб-квартирой в Амхерсте штат Нью-Йорк.

    Учредитель и председатель — Пол Куртц (англ. Paul Kurtz), почётный профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало.

    В 1980 году Совет опубликовал Декларацию светского гуманизма, которая стала заявлением о и аргументом в поддержку веры в демократический секулярный (светский) гуманизм. Совет не считает себя религиозной организацией, и, например, никогда не претендовал на освобождение от налогов на правах религиозной организации. Вместо этого Совет получил такое освобождение на правах образовательной организации. Официальным символом Совета является одно из изображений так называемого «счастливого человека» (см. ниже).

    Совет является зонтичной организацией для целого объединения учреждений, таких как «Комитет по научному изучению религии», общество «Светские организации за трезвость», «Афроамериканцы за гуманизм», а также оказывает содействие «Центру исследований без отрыва от учёбы» (Center for Inquiry — On Campus). Совет также издаёт ряд журналов и бюллетеней, включая Free Inquiry. Совет был основан доктором Полом Курцем, который также основал Комитет научных исследований заявлений о паранормальных явлениях и Центр исследований. Исполнительным директором Совета является доктор Дэвид Кёпсел (David Koepsell).

    Являясь организацией-членом Международного гуманистического и этического союза (МГиЭС), Совет подписался как под определением-минимумом гуманизма, данном МГиЭС[1] так и под Амстердамской декларацией (2002).

    Штаб-квартира Совета по секулярному гуманизму, вместе с штаб-квартирами Комитета научных исследований заявлений о паранормальных явлениях и Комиссии научной медицины и психического здоровья, расположена в Центре исследований, прилегающем к Государственному университету Нью-Йорка.

    Совет приобрёл широкую известность в 2006 году, когда «Бордерс Груп» (Borders Group) отказалась принять апрельско-майский номер журнала «Free Inquiry» в свою сеть магазинов «Бордерс и Уолденбрукс» по причине перепечатки в журнале 4 карикатур, впервые появившихся в датской газете «Jyllands-Posten» и ставших искрой, разжегшей яростные протесты мусульман по всему миру. Причиной отказа в принятии номера, которую назвала «Бордерс Груп», была не щепетильность к религиозным чувствам, а страх беззаконной жестокости. Случай с журналом «Free Inquiry» стал повторением случая с изъятием в 1989 году Уолденбруксом и Далтоном романа Салмана Рушди «Сатанинские стихи» после смертельного приговора, вынесенного аятоллой Хаменеи британскому автору.

    Обсуждение:Светский гуманизм — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Удаление информации с приведенными АИ[править код]

    По какой причине удалена информация о связи светского гуманизма с убийством неизличимо больных детей с приведенными источниками?

    ==Инфантицид==

    - Часть известных светских гуманнистов (П. Сингер, Д. Харрис) рассматривают убийство неизлечимо больных новорожденных как один из элементов светского гуманизма и гуманистисческой морали [1, 2, 3].

    Источники:

    1. [1]

    2. Practical Ethics, Cambridge University Press, Cambridge, 1979; second edition, 1993. ISBN 0521229200 0521297206

    3. Rethinking Life and Death: The Collapse of Our Traditional Ethics, Text Publishing, Melbourne, 1994; St Martin's Press, New York, 1995; reprint 2008. ISBN 0312118805 Oxford University Press, Oxford, 1995

    Жду ответа. Mcshin 07:05, 10 сентября 2010 (UTC)

    • «Инфантицид» — убийство детей. То, что приведено в первой ссылке — обсуждение допустимости детской эвтаназии, а не убийства. Причем Гаррис сказал [2] программе «BBC Radio 4's Today»: "I am not advocating infanticide nor am I proposing any changes in the law... I was trying to provoke a new debate". Т.е. он не защищает инфантицид несмотря на то, что некоторые его в этом обвиняют. Приводите цитаты из других источников, их тоже можно обсудить. Однако сказать, что кто-то из гуманистов рассматривает убийство как один из элементов гуманизма, этого не получится никак. --Q Valda 12:36, 10 сентября 2010 (UTC)
      • Вопрос только в терминологии - вы предлагаете называть лишение жизни новорожденных, не соответствующих критериям светского гуманизма о праве на жизнь называть эвтаназией, я предлагаю называть убийством (любопытное и неслучайное совпадение - но нацисты тоже никого не убивали в концлагерях - они использовали для этого другие термины, в т.ч. «эвтаназия»). Предлагаю вернуть раздел в статью заменив термин инфантицид на "лишение жизни новорожденных". То, что убийство детей, неполноценных с точки зрения светского гуманизма, является неотъемлемой частью светского гуманизма четко следует из работ П. Сингера по этике светского гуманизма (эти источники вы из статьи тоже убрали). Да, еще вот что, имеет смысл сказать, что то, что в традиционной культуре называется «убийством», в светском гуманизме может называться «эвтаназией».

    С предложенными изменениями раздел будет выглядеть так:

    ==Насильственное лишение жизни новорожденных==

    Часть известных светских гуманнистов (П. Сингер, Д. Харрис) рассматривают насильственное лишение жизни (убийство - по определению традиционной морали, эвтаназия – по гуманистическому определению) неизлечимо больных новорожденных как один из элементов светского гуманизма и этики светского гуманизма [1, 2, 3].

    Источники:

    1. [3]

    2. Practical Ethics, Cambridge University Press, Cambridge, 1979; second edition, 1993. ISBN 0521229200 0521297206

    3. Rethinking Life and Death: The Collapse of Our Traditional Ethics, Text Publishing, Melbourne, 1994; St Martin's Press, New York, 1995; reprint 2008. ISBN 0312118805 Oxford University Press, Oxford, 1995

    Жду ответа.Mcshin 07:10, 12 сентября 2010 (UTC)

    Ответ — нет. Ознакомьтесь, пожалуйста сами с соответствующими правилами Википедии, не допускающими самовольные трактовки событий. --Q Valda 13:01, 12 сентября 2010 (UTC)
    Ознакомьтесь, пожалуйста, и вы с соответствующими правилами Wikipedia и особенно представленными АИ. АИ прямо относят убийство новорожденных к этике светского гуманизма. Об этом пишут сами светские гуманисты. Для отказа внесения информации с приведенными АИ в статью нужны гораздо более веские аргументы чем слово «нет». Жду ваших аргументов или придется внести информацию в статью.Mcshin 14:34, 12 сентября 2010 (UTC)
    Покажите, пожалуйста, цитаты из АИ, которые «прямо относят убийство новорожденных к этике светского гуманизма». Пока таких источников не представлено. --Q Valda 15:09, 12 сентября 2010 (UTC)
    Прежде, пожалуйста, ответьте на два вопроса: 1) если такие цитаты с источниками будут представлены вы перестанете возражать против внесения такой информации в статью? 2) какие источники вы считаете авторитетным в данном вопросе? Дело в том, что вы уже объявили 10(!) источников, прямо называющими культ Разума атеистическим, неавторитетными просто за то, что они так говорят. Не ждет ли такая же судьба и другие источники, делающие высказывания, противоречащие вашему мнению?Mcshin 16:49, 13 сентября 2010 (UTC)
    Полагаю «торг» здесь неуместным. У меня лично нет ни прав, ни желания запрещать внесение в статью материала из авторитетных вторичных источников. Наиболее авторитетными считаю значимых исследователей в сфере философии, социологии и (раз речь идёт о допустимости детской эвтаназии) медицины. --Q Valda 17:21, 13 сентября 2010 (UTC) PS. Нужны ещё восемь цитат (и линков для проверки) из указанных 10 источников по атеистичности культа Разума (два источника уже фигурируют в статье). --Q Valda 17:21, 13 сентября 2010 (UTC)
    Согласен, торг в Wikipedia не уместен, как и запрет на размещение информации с приведенными АИ. Тем не менее, очевидно, что в случае если информация из АИ вас не удовлетворит, то повториться ситуация сос статьей Культ Разума]. Два источника из 10 фигурируют в списке только после выполнения ваших требований, нарушающих правила - т.е. только после указания цитат, которые были найдены исключительно для вас, но в статью не попали. К остальным 8 источникам предъявлены такие же абсурдные требования - показать лично вам цитаты (это совершенно непроизводительная трата времени участников). Судя по вашему уклончивому ответу, предполагаю, что и в этой статье вы намерены завести такие же порядки?Mcshin 07:30, 15 сентября 2010 (UTC)

    Согласно Грамота.ру Бог в первом значении пишется «[с прописной буквы]». Прошу пояснить эту отмену на строчную букву с отсылкой на Грамота.ру, где написано, что писать надо с прописной буквы? Sairam 13:32, 10 октября 2010 (UTC)

    См. Обсуждение:Критика атеизма#Бог с маленькой буквы. --Q Valda 08:09, 11 октября 2010 (UTC)
    • Основные принципы
      • Принципы гуманизма
      • Принципы светского гуманизма
      • Светская этика
    • Развитие гуманистической философии
      • Ренессансный гуманизм
      • Современный гуманизм
      • Размежевание с религиозным гуманизмом
    • Организационное оформление
      • Светский гуманизм в России
    • Критика светского гуманизма

    Вариант структуры.--UnCursed 07:20, 15 ноября 2010 (UTC)

    Хотелось бы услышать предложения, как можно проиллюстрировать гуманизм. --UnCursed 07:20, 15 ноября 2010 (UTC)

    Достаточно "Светский гуманизм (англ. Secular humanism) — ...". Создал редирект Секулярный гуманизм → Светский гуманизм.

    Список известных светских гуманистов[править код]

    20 октября правкой 81425892 в список был внесён Алексей Долматов. Считаю, что внесение его в список не соответствует необходимым критериям (см. раздел (интересные) факты). — IvAnEss (обс) 10:21, 20 октября 2016 (UTC)

    Российское гуманистическое общество — Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

    Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

    Российское гуманистическое общество (РГО) (полное название: Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма «Российское гуманистическое общество») — российская негосударственная общественная некоммерческая организация, заявляющая своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма. Зарегистрирована 16 мая 1995 года.

    Согласно уставу РГО, общество «является межрегиональным общественным объединением на добровольных началах лиц, заинтересованных в разработке и распространении в Российской Федерации идей и принципов светского (гражданского, или секулярного) гуманизма».

    Научная[править | править код]

    РГО занимается теоретической разработкой идей гуманизма, организацией научных исследований, конференций, симпозиумов и семинаров, посвящённых вопросам светского гуманизма.

    Одним из направлений деятельности РГО является создание центров независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выявления их достоверности и реального смысла.

    Общество провело две международные конференции — «Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности» (Москва, 2-4 октября 1997 года) и «Наука и гуманизм — планетарные ценности третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000 года).

    Запланированный на 25 — 27 мая 2007 года международный научный симпозиум «Наука и человеческие ценности» не состоялся.

    Учебно-воспитательная и культурно-просветительская[править | править код]

    РГО занимается разработкой учебников и учебно-методических материалов по дисциплине «Гуманизм» и организацией её преподавания на всех уровнях системы народного образования. Созданием и внедрением в практику воспитательных программ, способствующих выработке гуманистического мировоззрения, стиля и психологии мышления, основанных на здравом смысле и скептицизме, научности, объективности, конструктивности и гуманности. Так, членами РГО были разработаны спецкурсы для студентов специальности «философия», такие как «Гуманистическая философия, психология и педагогика»[2], «Основы современного гуманизма. Спецкурс для студентов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова»[3], «Позитивная психология личности и мышления»[4], «Позитивная философия образования»[5], «Основы критического мышления»[6].

    По направлению критики различных форм мистицизма и иррационализма РГО тесно сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. При активном участии РГО 3-7 октября 2001 года в Москве в здании Президиума РАН состоялся международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования», на котором обсуждались проблемы социального и ценностного статуса науки, конфронтации научного и антинаучного знания, распространения паранормальных верований и др.

    Издательская[править | править код]

    Издание журналов гуманистического и научно-скептического направлений, подготовка и публикация материалов: книг, брошюр, программ и т. д., связанных с научной разработкой идей и ценностей науки и светского гуманизма.

    Российское гуманистическое общество, Исследовательский центр РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке американского Исследовательского центра и Совета по секулярному гуманизму (Амхерст), философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского философского общества и Общероссийского общественного движения «За здоровую Россию» издаёт с осени 1996 года журнал «Здравый смысл: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».

    РГО публикует или содействует публикации книг и брошюр по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода:

    • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — М.: РГО, 2002. — 222 с.
    • Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. — 1998.
    • Куртц П. Искушение потусторонним. — 1999.
    • Круглов А. Словарь. Психология и характерология понятий : в 3 т. — 1999.
    • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. — М.: РГО, 2000. — 160 с.
    • Современный гуманизм: Документы и исследования. — М.: РГО, 2000. — 144 с.
    • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. — М.: РГО, 2001. — 597 с.
    • Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. — М.: РГО, 2001. — 400 с.
    • Поругание разума. — 2001.
    • Философия гуманизма. — 2009.
    • С. С. Перуанский «Манифест гуманистической партии»
    • Богословский М. М. Душа человеческая. — М.: РГО, 2002. — 175 с.
    • Лашов В. В. Гуманизм Льва Шестова. — М.: РГО, 2003. — 117 с.
    • В защиту разума. — М.: РГО, 2003. — 246 с.
    • Васин В. М., Кулик Б. А. «Антиинтеллектуальные» размышления двух людей, живущих по разные стороны океана. — М.: РГО, 2003. — 320 с.
    • Прагматический натурализм в американской философии :  : пер. с англ. — М. : РГО, 2003. — 104 с.

    Социальная[править | править код]

    Установление контактов для совместной деятельности с общественными организациями и государственными учреждениями, в функции которых входят задачи гуманизации социальных отношений, защиты прав человека и поддержки незащищённых групп населения (пенсионеров, инвалидов, малоимущих и т. д.).

    РГО поддерживает связи с такими организациями, как Институт свободы совести, Межрегиональная общественная организация «Союз атеистов», Атеистическое общество Москвы (АТОМ).

    Международная[править | править код]

    Российское гуманистическое общество является ассоциированным членом Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) и действительным членом Европейской гуманистической федерации (ЕГФ).

    1. 1 2 Руководящие органы РГО (неопр.) (недоступная ссылка). // РГО. Дата обращения 8 декабря 2014. Архивировано 30 июля 2015 года.
    2. ↑ Гуманистическая философия, психология и педагогика  (недоступная ссылка — история)
    3. ↑ Основы современного гуманизма  (недоступная ссылка — история)
    4. ↑ Позитивная психология личности и мышления  (недоступная ссылка — история)
    5. ↑ Позитивная философия образования  (недоступная ссылка — история)
    6. ↑ Основы критического мышления  (недоступная ссылка — история)


    Смотрите также