Тахилалия что это такое


причины, симптомы, диагностика и лечение

Тахилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Общие сведения

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалия

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Симптомы тахилалии

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Диагностика тахилалии

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов. На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи. Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы. На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, - публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей - до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и профилактика тахилалии

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

это форма нарушения устной речи. Причины возникновения, симптомы, диагностика и лечение

Тахилалия - это нарушение устной речи, выражающееся в ее патологически ускоренном темпе. Обычно ребенок может произнести в течение секунды около 10-12 звуков. Это считается нормой. При тахилалии темп речи возрастает до 30 звуков в секунду. При этом фонетика не искажена, дети правильно строят предложения и верно употребляют лексику. Однако их речь становится плохо разборчивой и непонятной. Такое нарушение подлежит обязательному исправлению. Тахилалия не проходит сама собой и без логопедической коррекции сохраняется во взрослом возрасте. Чем старше человек, тем сложнее ему исправить такой речевой дефект.

Причины нарушения

Логопеды выдвигают разные версии о причинах возникновения тахилалии. Некоторые специалисты считают, что нарушения темпа могут быть генетическими и передаваться по наследству. Однако чаще происходит так, что ребенок, слыша быструю речь взрослых, начинает ее копировать. Может сказаться и неправильное речевое воспитание.Тахилалия часто наблюдается у детей с возбудимой неуравновешенной психикой, особенно при синдроме гиперактивности и недостатка внимания. Если вовремя не провести логопедическую коррекцию, то речевые нарушения усиливаются в пубертатный период, а затем остаются и во взрослом возрасте.

Можно выделить и неврологические причины тахилалии. Это патологии, инфекции и травмы головного мозга, хорея, эпилепсия, псевдобульбарный паралич. При таких заболеваниях нередко встречается такая форма нарушения устной речи.

Иногда причиной этого речевого дефекта становятся заболевания психики: шизофрения, олигофрения, биполярное расстройство, психотические нарушения органического происхождения. В этом случае нарушение речи является лишь одним из симптомов серьезного заболевания.

Разновидности тахилалии

В логопедии выделяют несколько форм этого нарушения:

  1. Обычная. У ребенка наблюдается только ускоренная речь.
  2. Баттаризм. Такое нарушение иначе называют парафразией. У ребенка наблюдается не только чрезмерно быстрая речь, но и проглатывание слогов, нечеткое проговаривание слов, из-за этого фраза строится неправильно. Дети разговаривают захлебываясь из-за нарушения дыхания во время речи.
  3. Полтерн (спотыкание). При этой форме тахилалии наблюдаются внезапные заминки и паузы во время речи. Ребенку тяжело формулировать свои мысли, подбирать слова и воспринимать речь окружающих.

Парафразия и спотыкание являются более тяжелыми расстройствами речи, чем обычная форма тахилалии. Баттаризм возникает у детей с чрезмерно возбудимой нервной системой. Причины полтерна часто связаны с неврологическими и психиатрическими заболеваниями. Важно отличать спотыкание и парафразию от заикания (логоневроза). При полтерне и баттаризме человек обычно лучше разговаривает в обществе, чем в домашних условиях. У него не наблюдается речевых судорог. У пациентов с заиканием речь становится более правильной в привычной непринужденной обстановке, нарушения усиливаются при волнении, например, во время публичных выступлений.

Пациенты с логоневрозом осознают, что их речь нарушена и страдают из-за этого. При баттаризме и полтерне человек не замечает, что разговаривает неправильно, и нередко не видит причины для обращения к логопеду. Но из-за неразборчивости речи ему становится трудно общаться с окружающими.

При всех формах тахилалии может наблюдаться не только патологически ускоренная речь, но и нарушения эмоционально-волевой сферы, вегетососудистые проявления, двигательное беспокойство.

Речевая симптоматика

Речевые нарушения являются главным признаком тахилалии. Это произношение большого количества звуков в секунду (от 20 до 30), проглатывание слогов и слов, неожиданные заминки при разговоре. Человек произносит длинную фразу на одном дыхании. Наблюдаются повторы и перестановки слогов и слов. Речь больного излишне экспрессивна, но при этом нарушена интонация, движения органов речевого аппарата не скоординированы. Человек разговаривает короткими предложениями, которые плохо связаны между собой логически.

При тахилалии страдает также внутренняя и письменная речь. В сознании пациента быстро проносится ряд слов. Они сменяют друг друга, прежде чем человек успевает их сказать. Из-за этого отдельные слова проглатываются. Во время письма и чтения больной может переставлять и пропускать слоги, буквы и звуки или заменять их на похожие.

Неречевая симптоматика

Она выражается в том, что все движения пациента становятся такими же быстрыми и хаотичными, как и произношение звуков. Моторное беспокойство наблюдается даже во время сна. Разговаривая, человек много жестикулирует, совершает движения головой и телом в такт речи. В детском возрасте наблюдается гиперактивность, такой ребенок много бегает, ему трудно усидеть на месте. Вся моторика становится резкой и разбросанной. Таким детям тяжело повторять движения за учителем во время уроков физкультуры, они часто задевают и роняют предметы.

Возникают и когнитивные нарушения. Больные не могут долго удерживать и концентрировать внимание, они обычно плохо слушают собеседника. Появляются проблемы со зрительной и слуховой памятью. Мышление становится сумбурным и нелогичным.

При эмоциональном разговоре или волнении могут возникать реакции со стороны вегетативной нервной системы: чрезмерная потливость, покраснение лица, учащенное сердцебиение.

Диагностика

При тахилалии требуется консультация невролога и психиатра. Для выявления причины расстройства речи необходимо комплексное диагностическое обследование. Нужно исключить или подтвердить возможные неврологические нарушения. Пациенту следует пройти электроэнцефалограмму, эхограмму и МРТ головного мозга. Также в беседе с врачом выявляются психические нарушения.

Затем больной проходит обследование у логопеда. Специалист обращает внимание на особенности устной, письменной речи, а также чтения. Нужно отделить тахилалию от логоневроза и дизартрии. Больному следует посетить психолога для оценки познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Лечение

Коррекция тахилалии проводится медикаментозными, физиотерапевтическими и логопедическими методами. Полезны и сеансы психотерапии, а также аутогенная тренировка.

Назначают седативные препараты, которые успокаивают нервную систему и устраняют моторное беспокойство. Если причиной тахилалии являются неврологические и психиатрические патологии, то необходимо лечение основного заболевания.

Больным показана физиотерапия. Она направлена на уменьшение чрезмерной нервной возбудимости. Применяются такие виды процедур, как ванны с минеральными водами, расслабляющий массаж, ЛФК для улучшения моторики. Полезна неторопливая размеренная гимнастика под спокойную музыку. Упорядочить моторную функцию помогут двигательные упражнения, совершаемые под счет.

Логопедическая коррекция

Важнейшей частью терапии тахилалии является исправление дефектов речи. Обычно проводятся коллективные и индивидуальные логопедические занятия. Групповые упражнения помогают пациентам наладить коммуникацию с окружающими и научиться внимательно слушать собеседника.

Занятия по корректировке речи проводят в несколько этапов:

  1. Первое время пациенту рекомендуется как можно дольше молчать и обходиться только самыми необходимыми фразами.
  2. Затем проводится тренировка более медленной речи во время громкого чтения. Пациенту предлагают пересказать прочитанный отрывок, при этом правильно и точно выражать свои мысли. Для соблюдения размеренного ритма рекомендуется отбивать такт ногой или рукой. Маленьким детям, которые еще не умеют читать, произносят короткие фразы, которые они должны повторить. При этом логопед добивается точного и размеренного произношения. Пациентам рекомендуется прослушивать примеры правильной речи.
  3. Далее идут занятия по формированию навыков внимания и умения слушать окружающих. Проводятся коллективные рассказы. При этом каждый пациент может вступить в беседу только по сигналу логопеда.
  4. На последнем этапе идет обучение публичным выступлениям, которые затем анализируются на групповых занятиях.

Консультации у логопеда дополняются домашними заданиями. Необходимо уделять по полчаса 2 раза в день упражнениям на формирование плавной и размеренной речи.

Прогноз

У взрослых людей процесс исправления дефектов речи занимает 3-4 месяца, а у детей - от 6 месяцев до 1 года. Однако чем младше человек, тем легче ему учиться правильной речи. После окончания занятий с логопедом, нужно еще в течение 1 года повторять домашние упражнения для закрепления результата. Тахилалия - это нарушение речи, которое может рецидивировать. В этом случае нужно повторить курс терапии у логопеда. Обычная форма тахилалии имеет благоприятный прогноз, если она не связана с неврологическими и психическими заболеваниями.

Что касается баттаризма и полтерна, то такие нарушения скорректировать сложнее. Здесь требуется не только большая и длительная работа с логопедом, но и лечение основного недуга.

Профилактика

Чтобы не допустить развития у ребенка ускоренной речи, нужно тщательно следить за его неврологическим и психическим здоровьем. Необходимо вовремя лечить травмы головы, инфекции и патологии центральной нервной системы. Если родители заметили, что ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывая слова, нужно немедленно обратиться к логопеду. Взрослым людям следует обращать внимание на темп своей собственной речи в присутствии малыша, ведь дети склонны подражать разговору окружающих.

| Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:

–  значительно ускорен темп речи и общей моторики;

–  отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,

– наличествуют  искажения слогов и слов,

– замечены нарушения письма и чтения.

Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом,  логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое  воздействие.

Тахилалия (тахифразия) –  скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.

Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют,  и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.  Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной  устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики,  поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

Нейропсихологом  проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Что такое Тахилалия | Москва

Тахилалия – это нарушение речи, которое характеризуется ускорением темпа речевого потока.

При этом , как правило, отмечаются повторения слов, запинки, «проглатываются» окончания, иногда изменяется произношение слов. Тахилалия сопровождается  нарушением письма и чтение, ускоренным протекание психических процессов.

Причины появления Тахилалии

Как правило, тахилалия свойственна гиперактивным легко возбудимым, неуравновешенным детям. В целом, причины возникновения Тахилалии  следующие:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Неправильно воспитание ребенка, например, подражание быстрой речи взрослого
  • Наличие черепно-мозговых травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т.д 
  • Наличие психических расстройств, таких как, шизофрения, маниакально-депрессивного психоза и др.

Основные симптомы Тахилалии

Как правило, пациенты с тахилалией имеют ряд ярко выраженных симптомов:

  • Наличие очень быстрой речи, которую сложно понять;
  • Речь сопровождается повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов, нечетким произношением фраз;
  • Нарушение чтение и письма;
  • Нарушение общей моторики: быстрые, стремительные, суетливые движения.
  • Неустойчивость, переключение внимания, недостаточный объем памяти;
  • При возбуждении отмечается резкое учащение сердцебиения, потливость, покраснение кожных покровов.

Диагностика и лечение (коррекция) Тахилалии

Диагностика тахилалии заключается в комплексном обследовании, которое проводится  неврологом, логопедом, психиатром, для оценки неврологического состояния, выявления психических отклонений. Для определения органических причин нарушения темпа речи проводят ряд инструментальных исследований: магнитно-резонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография и др. Кроме того, проводится диагностика устной и письменной речи.
Коррекция тахилалии складывается из комплексного медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам назначают медикаментозную терапию,  лечебную физкультуру, нейроседативный массаж, психотерапию. Большое значение придается логопедической коррекции, которая проводится в коллективной форме.

Профилактика Тахилалии

Профилактика тахилалии заключается в предупреждении нервно-психических отклонений, инфекций и опухолей головного мозга, правильном формировании речи ребенка. 

Запись на прием к врачу логопеду

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области логопедии в клинике «Семейная».

 

Чтобы уточнить цены на прием врача логопеда или другие вопросы пройдите по ссылке ниже


Тахилалия: причины, диагностика, коррекционная работа

Под тахилалией (тахифразией) понимают нарушение речи с ускорением темпа речевого потока. При этом нередко отмечаются повторения одних и тех же слов, искажаются или «проглатываются» окончания, иногда изменяется произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушенное письмо и чтение, ускоренное протекание иных психических процессов.

Тахилалию классифицируют на несколько видов:

  • Чистая тахилалия (ускорена только речь)
  • Баттаризм (имеют место искажения в построении фраз)
  • Полтерн – быстрый поток речи с запинками и паузами из-за неправильной артикуляции, трудностей с подбором слов или формулированием фраз, нарушений восприятия речи собеседника

Причины

Причины данного нарушения речи различны, при этом существует множество теорий, среди них выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

  • Неправильное воспитание детской речи. При этом ребенок обычно был возбудимым, гиперактивным.
  • Иногда тахилалия сопутствует росту опухолей головного мозга, либо развивается на фоне другой патологии мозга: ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии (наиболее характерен полтерн).
  • Тахилалия может являться признаком психиатрической патологии: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т.д.

Диагностика

Диагностику нарушения речи производит невролог и психиатр. Обязателен полноценный неврологический осмотр, при выявлении очаговой симптоматики проводится нейровизуализационное обследование. Также желательно во всех случаях проведение ЭЭГ для исключение эпилептиформной активности.

Состояние речевой функции может оценивать логопед. При этом отмечается состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также обращают внимание на постановку пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задание на написание, прочтение, переписывание текстов.

Диагностика в целом направлена на дифференцировку неоднозначных форм тахилалии от логоневроза (заикания) и дизартрии.

Коррекционная работа

Коррекция тахилалии должна быть комплексной. Включаются медицинское воздействие, психотерапия, работа с логопедом.

При наличии органического поражения головного мозга необходимо направить все силы на терапию основного заболевания. Решается вопрос о нейрохирургическом вмешательстве при опухолях мозга, проводится нейропротективное лечение при последствиях травм, подбирается противоэпилептическая терапия при эпилепсии. Нередко показано лечение ноотропными препаратами. Отдают предпочтение препаратам с седативным эффектом: гопантеновая кислота (пантогам, пантокальцин), глицин, фенибут.

Также при отсутствии противопоказаний подбирается комплекс физиотерапевтических воздействий (гальванический воротник с бромом, электросон), проводится массаж воротниковой зоны по расслабляющей методике.

Психотерапевтическое участие требуется при явных признаках психиатрического заболевания, при наличии нерешенных психоэмоциональных конфликтов.

Задачей логопеда является выработка навыков размеренной и спокойной речи. При этом показаны занятия в коллективной форме. На первых этапах больным максимально ограничивают речь, после чего идет постепенное внедрение упражнений по типу вопрос-ответ, чтение про себя, публичные выступления и т.д. Все упражнения подробно оцениваются и разбираются основные ошибки.

Коррекция тахилалии по времени может занимать до года у детей и около 3-4 месяцев у взрослых.

нарушения темпа и ритма речи, причины, симптомы, коррекция


Тахилалию нельзя назвать редким расстройством, особенно среди детей. Родителям важно внимательно следить за речью детей, чтобы вовремя обнаружить изменения и начать лечение. Коррекция тахилалии у взрослых проводится длительнее, поскольку причиной практически всегда являются сопутствующие патологии.

Под данным понятием подразумевается патологически ускоренный темп речи, при этом слова бывают неразборчивыми, пациенты изменяют звуки, запинаются, повторяют слова.

Логопеды также выделяют баттаризм и полтерн, как разновидности тахилалии. Баттаризм – это неверное построение фразы, полтерн – это ускоренная речь с запинанием и паузами.

Эти 2 понятия рассматриваются, как разновидности тахилалии. Отличия заключаются в причинах. Для баттаризма характерна органическая природа, а для полтерна – врожденные нарушения. Тахилалия может развиваться по разным причинам.

Нарушения темпа и ритма речи

Некоторые специалисты рассматривают тахилалию как только  ускоренную речь, но когда происходят расстройства фонетического, грамматического и лексического спектра, то имеет место либо полтерн, либо баттаризм.

Классификация расстройства

Выделяют следующие виды тахилалии: с моторными нарушениями (неверная артикуляция), с сенсорной недостаточностью (нарушение внимания), наличие сложностей в подборе слов, трудное формирование речи.

Причины возникновения тахилалии

Причины патологии различные. В основе может лежать генетическая предрасположенность, если тахилалией страдал кто-то из близких родственников, то риск ее развития возрастает. Другие причины и предрасполагающие факторы:

  1. Может иметь место неправильное формирование речи ребенка, дети могут пытаться таким образом подражать взрослым.
  2. Неврологические патологии – опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, последствия нейроинфекции и хирургического лечения головного мозга. Причиной тахилалии могут стать инсульт, эпилепсия, хорея.
  3. Психические нарушения – органические патологии, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

В зоне риска находятся дети с повышенной двигательной активностью, с синдромом гиперактивности и недостатком внимания.

Клиническая картина

Обычная частота звуков – около 12 в секунду. При тахилалии частота увеличивается до 30 звуков в секунду. Внешне это проявляется чрезмерно ускоренной речью, при этом слова неразборчивы. Пациенты могут проглатывать звуки и слоги, переставлять слова, запинаться, повторять одно и то же. У больных отмечаются нарушения внутренней речи и письма.

Сами пациенты эмоционально неустойчивы, у них активная жестикуляция, богатая мимика. Внимание неустойчиво, все виды памяти недостаточно развиты. Иногда отмечаются вегетативные нарушения: гиперемия кожного покровов, учащение частоты сердечных сокращений, скачки артериального давления, повышенная потливость.

Расстройства, сопутствующие нарушению темпа речи

Сопутствующие симптомы зависят от основной патологии, которая стала причиной тахилалии. При психических нарушениях для пациентов характерны перепады настроения (от апатии до эйфории), бредовые идеи, зрительные и слуховые галлюцинации. Такие больные могут себе наносить повреждения.

Спектр сопутствующих неврологических нарушений широк. У пациентов могут отмечаться следующие признаки:

Эпилепсия всегда сопровождается судорожными припадками различной частоты, ЧМТ – любыми неврологическими симптомами (перечисленными выше). При врожденных заболеваниях может отмечаться умственная отсталость различной степени выраженности.

Диагностика

Для выставления диагноза привлекаются неврологи и психиатры. Могут привлекаться инфекционисты. Врачу важно собрать анамнез, провести общий осмотр пациента. Больному проводятся психиатрические тесты, диагностическая беседа с врачом. Обязателен неврологический осмотр.

Среди других исследований следующие: энцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Логопед проводит диагностику устной и письменной речи. Специалист оценивает моторику, экспрессивность, чтение и письмо.

Также проводится психологическое тестирование пациента. Специалист оценивает эмоционально-волевую сферу больного, его познавательные способности. Логопедическое исследование помогает повести дифференциальную диагностику с заиканием, дизартрией.

Коррекция и лечение

Коррекция тахилалии может занимать от 3 месяцев до 1 года. При тяжелых органических патологиях возможен вариант, при котором полное восстановление невозможно. Для коррекции привлекаются неврологи, психотерапевты, психиатры.

Лекарственные препараты принимаются только по назначению врача. Сами назначения зависят от основной патологии. При неврологических заболеваниях используются ноотропы (Цераксон, Кавинтон, Альфахолин, Церебролизин, Церепро), витамины группы В, миорелаксанты (Баклофен). При эпилепсии подбираются схемы из различных групп антиконвульсантов (Ламотриджин, Депакин, Карбамазепин, Зептол).

При психических патологиях подбирают схему лечения, которая может состоять из антидепрессантов, противотревожных и антипсихотических средств. Важны сеансы психотерапии, которые позволяют адаптироваться к общественной жизни.

Пациентам назначают лечебную физкультуру, физиотерапию, бальнеотерапию. Также проводится нейроседативный массаж, который приводит к глубокой релаксации организма. Процедура успокаивает больных, положительно влияет на самочувствие в случае депрессивных состояний.

Логопед обучает пациента специальным упражнениям. При тахилалии специалисты назначают речевую гимнастику, включают больным записи с нормальным темпом речи. Пациенты должны при этом имитировать и повторять слова и предложения. Могут применяться коллективные сеансы терапии. Хороший эффект показывают упражнения логопедической ритмики.

У детей развивают мышление, заставляя их пересказывать тексты по плану, при этом соблюдая нормальный темп речи. Логопед может начинать фразу или предложение, а пациент должен их закончить. За детьми наблюдают в течение года, поскольку тахилалия способна возобновляться.

Прогноз

Прогноз зависит от основной патологии. При неврологических и психических заболеваниях дальнейшая судьба определяется тяжестью и локализацией поражения. У взрослых пациентов нередко нарушения средней и тяжелой степени, которые тяжело поддаются коррекции. Это же касается врожденных патологий.

Прогноз зависит от уровня доверия между пациентом и врачом и от того, насколько серьезно сам больной работает над своим восстановлением. Хорошо поддаются коррекции нарушения, связанные с дефектами воспитания детей и в случае их подражания таким образом взрослым.

Профилактические меры

Родителям детей важно способствовать правильному формированию речи. Дети подражают речи взрослым, поэтому важно при них соблюдать спокойный темп разговора. Важно следить за правильностью произношения и скоростью воспроизведения слов.

Профилактика для взрослых заключается в своевременном и полном лечении возникающих патологий. Это касается заболеваний неврологического профиля, нейроинфекций. Что касается психических нарушений, то в таких случаях их сложно корректировать. При своевременном обращении к врачу возможно снизить степень проявления симптомов и риск осложнений.

Тахилалия - Grand — КОНТ

Тахилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Тахилалия

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)

полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)

полтерн с трудностями подбора слов

полтерн с трудностями формулировки речи

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Симптомы тахилалии

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики.

Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Диагностика тахилалии

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции

Что такое тахилалия у детей

Тахилалия – это речевое расстройство с характерной неестественно быстрой речью, скорость которой не контролируется человеком, в отличии от заболевания брадилалия. Для того чтобы сказанные слова были поняты собеседником, в минуту должно произноситься 9-14 звуков. При данной патологии это число доходит до 20-30. Тахилалия лечится с помощью комплекса мероприятий – медицинских, логопедических, а также психологического воздействия.

Особенности патологии

Поскольку нормально такое количество звуков выговорить невозможно, слова искажаются, укорачиваются или удлиняются, наблюдаются повторы отдельных слогов и слов, замены их на другие. Смысл теряется, речь невнятная, собеседники не понимают сказанного.

Патологию считают нарушением темпо-ритмического строения речи. Изучение этиологии тахилалии привело к выделению следующих основных причин ее появления:

  • недостаточное речевое воспитание в детстве;
  • травмы, заболевания головного мозга;
  • неврологические расстройства;
  • психиатрические заболевания – эпилепсия и другие.

Основной причиной тахилалии считают недостаточность процессов торможения при нервных импульсах, преобладание процессов возбуждения. В этом может присутствовать наследственный фактор. Также при патологии фиксируют нарушения деятельности подкоркового вещества, что приводит к гиперактивности и повышенной возбудимости у пациентов. Тахилалия становится частью общих нарушений.

Важно: к психологическим особенностям детей с тахилалией следует отнести повышенную реактивность, неуравновешенность, нестабильность психики.

Тахилалию разделяют на несколько видов, в зависимости от сопутствующих нарушений:

  1. простая форма;
  2. баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
  3. полтерн – объединяет несколько видов нарушений, для которых характерны паузы из-за трудностей в построении речи, запинки.

Тахилалия нередко является симптомом серьезных нервных или психических заболеваний.

Симптоматика и диагностика

Симптоматика состояния отличается речевыми и неречевыми признаками. Основным симптомом является нарушение скорости речи, к другим относятся:

  • проглатывание частей слов;
  • перестановка слогов;
  • замены одних слогов другими;
  • невнятность;
  • неверное построение фраз.

Кроме искажения речи наблюдаются:

  1. Нарушения грамматики при письме. Это является следствием невозможности выстроить речь мысленно. Человек и про себя не может правильно проговорить фразу.
  2. Такими же неорганизованными и хаотичными являются внешние действия – наблюдаются нарушения моторики, излишне порывистые движения, даже во сне.
  3. Человек легко возбуждается, активно жестикулирует. При этом быстро теряет внимание, не обладает хорошей памятью, не организованный.
  4. Пациент нередко страдает тахикардией, повышенным потоотделением.

Неспособность правильно произнести фразу сопровождается невозможностью довести до конца любое дело, так как внимание рассеивается, память нестабильна. Дети постоянно вертятся, хватают игрушки и тут же их бросают, начинают говорить и тут же теряют интерес и перескакивают на другое.

Диагностика

Диагностирование проводят невролог, логопед, психиатр. Выявляются неврологические заболевания, патологии мозга. Проводятся исследования на аппаратах:

  • МРТ головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • электроэнцефалография.

При необходимости назначают другие исследования.

Диагностика тахилалии – это в логопедии выявление характера речевых дисфункций:

  1. скорость речи;
  2. способность выстроить фразу;
  3. количество и характер пауз;
  4. интонирование;
  5. неправильное дыхание при чтении, речи;
  6. нарушения тембра голоса;
  7. также определяют характер нарушений письма – возможность выстроить фразы, правильно написать слова, связный текст.

Психиатр должен выявить, не является ли тахилалия частью таких патологий, как эпилепсия, шизофрения или другие заболевания.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Обычно при тахилалии отсутствует страх перед разговорной речью, который характерен для заикания. Также патологию необходимо отделить от дизартрии.

Особенности коррекционной работы

Коррекция тахилалии включает целый комплекс мероприятий, который способствует укреплению нервной системы, корректировке соотношения возбудимости и торможения, исправлению патологических привычек в речи. Он состоит:

  • прием лекарственных препаратов – успокаивающие средства, в зависимости от состояния, ноотропные, седативные – Глицин, Пантогам;
  • аппаратные физиопроцедуры – электросон, гальванический воротник;
  • грязелечение и прием ванн;
  • ЛФК;
  • массаж;
  • занятия с психологом и логопедом.

Коррекционная работа при тахилалии требует длительных усилий. Занятия с детьми проводятся на протяжении от полугода до года. Нередко необходим повторный курс.

Комплексы лечебных упражнений при тахилалии должны выполняться в медленном темпе под спокойную тихую музыку. Тренируется выдержка, занятия требуют сосредоточенности и точности. Комплекс должен способствовать формированию тормозных функций, умению контролировать движения.

Все упражнения выполняются под счет и с заданным темпом, который нельзя нарушать. Даются задания на тренировку моторики и расслабление.

Психические особенности детей с тахилалией нередко требуют проведения курсовых занятий с психотерапевтом, который поможет улучшить эмоциональное состояние и разрешить внутренние конфликты.

При наличии повреждений головного мозга формируется схема лечения, выявляется необходимость операции и приема препаратов.

Логопедическое лечение

Занятия при тахилалии проводятся в группах. На начальных этапах встреч пациента учат ограничивать речь, больше слушать, чем говорить самому.

В дальнейшем полезны занятия в виде ответов на конкретные вопросы. Логопед задает медленный темп речи, который может регулировать ударами мяча или хлопками ладоней. Пациента учат говорить в заданном темпе, не ускоряя его и не произносить больше того, что положено.

Занятия может сопровождать медленная тихая музыка, которая, кроме темпа, еще и оказывает успокаивающее действие.

Пациентов учат составлять план речи, выстраивая логику и раскрывая необходимый смысл. В дальнейшем требуется публично выступать, соблюдая эту схему и не отклоняясь от темы.

Часто слова произносят в сопровождении движений рук и ног, чтобы научиться контролировать скорость и синхронность действий. Выполняются упражнения:

  1. дыхательные;
  2. на силу голоса;
  3. по координации с музыкой;
  4. соблюдение ритма;
  5. на внимание;
  6. распевания;
  7. на двигательную координацию.

Пациента приучают сначала к молчанию, медленной речи, в дальнейшем переходят к естественной, а потом и эмоционально окрашенной, быстрой.

К сведению: занятия с логопедом длятся курсами по 2-3 месяца, в дальнейшем, после перерыва, происходит возобновление тренировок.

Часто преодолеть тахилалию мешают неврологические и психические заболевания, которые не поддаются коррекции. Прогноз лечения в этом случае неопределенный. В неотягощенном случае тренировки, занятия с логопедом и настойчивость пациента позволяют придать речи естественную скорость, звучание и осмысленность. Родителям следует уделять внимание развитию ребенка, формированию его речи. При появлении проблем необходимо своевременно обращаться к специалистам.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

причины, симптомы, диагностика и лечение

Брадилалия – это нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Общие сведения

Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

Причины брадилалии

В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. Основные причины:

  • Перинатальное поражения ЦНС: алкогольный синдром плода, резус-конфликт, родовые травмы и др.,
  • Неврологические заболевания. Брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Иногда брадифразия становится следствием общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.
  • Психические нарушения (олигофрения и др.). В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.
  • Психо-социальные факторы. К ним относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.

Симптомы брадилалии

Речевая симптоматика

Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония). Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевая симптоматика

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Диагностика

Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. Для выяснения патогенетической основы брадилалии требуется:

  • Инструментальное обследование: электрофизиологические исследования (ЭЭГ, РЭГ), нейровизуализация (МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга), люмбальная пункция и др.
  • Диагностика устной речи. При брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.
  • Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.
  • Нейропсихологическое тестирование. При брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

Коррекция брадилалии

Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны:

Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.

Прогноз и профилактика

Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

Причины, симптомы и виды тахилалии

Тахилалия — весьма распространенное, хотя и малоизученное нарушение речи. Считается одной из самых сложных патологий. К счастью, при ранней диагностике и комплексной работе тахилалия хорошо поддается коррекции. Но прежде чем, приступить к коррекционным упражнениям, надо разобраться в самом определении тахилалии, симптоматике и видах этой патологии.

Причины тахилалии

Выявление причины нарушения — задача первоочередная. Именно от причины, из-за которой возникла патология, зависит курс дальнейшего лечения. К сожалению, единого мнения среди специалистов по вопросу этиологии данного заболевания до сих пор нет.

С того момента, как Ю.А. Флоренская в 1934 году выделила ее как самостоятельный вид речевого нарушения, поиску причин возникновения тахилалии уделялось очень много внимания и времени. Такой интерес к этому вопросу объясняется тем, что очень часто это заболевание становится причиной возникновения заикания.

Многочисленные исследователи называли совершенно разные причины в качестве основной. Самые известные теории, которые объясняют причины возникновения нарушения:

Автор исследования Причины тахилалии
Хватцев М.Е
  • врожденная патология органов речевого аппарата;
  • неправильная речь людей, окружающих ребенка;
  • педагогическая запущенность
Вейсс Д.
  • органическая патология центрального речевого механизма;
  • наследственность
Зееман М Дисфункция экстрапирамидной системы (отделы ЦНС, которые регулируют и координируют сложные движения, в том числе артикуляцию и мимику)
Либманн А. и Гутцман Нарушения двигательного и звукового восприятия
Фрешельс Э. Заболевание рассматривается как следствие чрезвычайно быстрого потока мыслей, когда человек не успевает озвучить одну, а на смену ей приходит другая
Недолечны М. Недоразвитость артикуляционного аппарата

Общепринятой считается теория, что причиной тахилалии является преобладание процессов возбуждения в нервной системе и ослабление процесса торможения. В результате этот дисбаланс влияет на внутреннюю и внешнюю речь, поведение и психоэмоциональное состояние человека. Вызвать подобный дисбаланс могут самые разные факторы: от органических поражений головного мозга до психологических причин.

Важно! Быстрый речевой темп чаще всего встречается у сангвиников и холериков. Однако, ускорение темпа из-за особенностей темперамента нельзя считать патологией, хотя это и может стать провоцирующим фактором.

В медицинской практике зафиксированы случаи, когда тахилалия возникала как следствие черепно-мозговой травмы или заболевания нервной системы. Кататонический и маниакальный синдромы часто сопровождаются ускоренной речью. При маниакальном синдроме происходит резкое ускорение мышления, его темпы настолько быстрые, что больной просто не успевает оформить свои мысли в словесную форму. Многие специалисты считают подобное нарушение ритма псевдотахилалией. Так как речь, в данном случае, отражает спутанность сознания и мышления человека и возникает как симптом психического заболевания. Вопрос спорный, и далеко не все согласны с такой точкой зрения. Многие придерживаются мнения, что тахилалия — это резкое речевое ускорение, независимо от причин, которые его вызвали.

Симптомы тахилалии

Конечно, основной симптом тахилалии — это чрезмерно быстрый поток слов. Человек с этим диагнозом в секунду произносит в 2-3 раза больше звуков, чем здоровый. Но, как и любая форма речевого нарушения, заболевание отражается на характере, когнитивных способностях, общей и мелкой моторике, эмоционально-волевой сфере.

Для больных характерно проявление речевой и неречевой симптоматики тахилалии.

Речевые симптомы тахилалии:

  • стремительная речь;
  • запинки;
  • нечеткая дикция, собеседнику трудно понять смысл;
  • повторения слов;
  • пропуск слов, слогов, звуков;
  • неправильный порядок слов в предложении, слогов и букв в словах;
  • использование чрезмерно длинных слов;
  • предложения короткие, логически не связаны между собой;
  • помимо внешней речи, нарушена внутренняя, а также чтение и письмо.

Невербальные симптомы тахилалии:

  • быстрые, порывистые, беспокойные движения;
  • координация нарушена;
  • мышечное беспокойство заметно даже в состоянии сна;
  • мимика лица нервная;
  • нарушена память;
  • неразвита логика;
  • неустойчивое, рассеянное внимание;
  • сложность с концентрацией;
  • гиперактивность;
  • в эмоциональной сфере проявляется повышенной возбудимостью и вспыльчивостью.

Одним из характерных симптомов тахилалии является то, что человек чаще всего не осознает, что его стиль общения отличается от нормального. В некоторых случаях, при замечании собеседника, он способен контролировать темп, но продолжается это недолго.

Тахилалия проявляется симптомами не только в устной речи, но и на чтении и письме. Меняются или пропускаются буквы, слоги и целые слова. Предложение дробится на более мелкие, а проблемы с памятью приводят к тому, что человеку сложно пересказать только что прочитанное. Все это становится причиной проблем с учебой, затрудняет общение, а в зрелом возрасте серьезно мешает карьере и личной жизни.

Виды тахилалии

Патология очень неоднородна, существует несколько разновидностей тахилалии. Помимо чистого вида нарушения (когда изменен только темп и ритм), существует еще функциональная тахилалия (с симптомами заикания) и параллельная (сопутствующая другим расстройствам).

Чистые формы тахилалии делятся по степени тяжести на легкую, среднюю и тяжелую. Как правило, первые два вида не беспокоят больного, и не сильно отличаются от нормы. Чаще всего к врачу обращаются с тяжелым видом патологии, когда человек уже не в состоянии полноценно общаться.

Нередко тахилалия осложнена другими речевыми нарушениями. В этом случае речь идет о комбинированной патологии. Общепринята следующая классификация тахилалии комбинированного типа:

  • баттаризм (парафразия),
  • полтерн.

В комбинированных видах тахилалии помимо темпа, нарушена грамматика, фонетика.

Баттаризм

При баттаризме человек не просто говорит очень быстро, но и неправильно формирует фразы и предложения. Дыхание при этом нарушено, из-за этого в речевом потоке возникают паузы, остановки. К симптомам чистой тахилалии добавляются новые:

  • беззвучные, нервные движения языка и губ;
  • нарушена дикция;
  • речь толчкообразная;
  • слова и предложения построены неправильно.

Аграмматизмы, то есть неправильное построение слов, фраз — основной симптом этого вида тахилалии. При этом часто понять речь ребенка очень трудно, поэтому его нередко относят к синтаксическим расстройствам.

Полтерн

Для полтерна характерна прерывистость речи, частые остановки, заминки. На первый взгляд, полтерн неотличим от заикания. Однако, у этих видов заболеваний есть существенные отличия в симптомах:

  • прерывания в полтерне носит несудорожный характер;
  • при заикании волнение, внимание окружающих усугубляет ситуацию, а при полтерне нет;
  • при полтерне больной не осознает свой дефект;
  • почерк при полтерне торопливый, неясный, буквы сжаты.

У человека с этим видом патологии интонации монотонные, невыразительные. Как и при баттаризме могут присутствовать аграмматизмы и пропуски звуков, слов.

В зависимости от дополнительных симптомов выделяют четыре вида полтерна:

  • с нарушением артикуляционной моторики;
  • с нарушением слухового внимания, сенсорными расстройствами;
  • со сложностями в подборе нужных слов при нормальном словарном запасе;
  • с обилием растянутых гласных, которые появляются из-за сложности в подборе слова.

Полтерн и баттаризм считаются тяжелыми видами речевого дефекта, которые плохо поддаются коррекции. Дополнительно осложняет ситуацию то, что, несмотря на ограниченность и проблемы с общением, человек не признает наличие патологии. В результате, решение проблемы откладывается на неопределенный срок, что приводит к ухудшению состояния, нередко к заиканию.

Видео

108

ТАХИЛАЛИЯ - это... Что такое ТАХИЛАЛИЯ?

  • Тахилалия — (от греч. tachys  быстрый и греч. λαλιά  речь)  форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии… …   Википедия

  • тахилалия — (tachylalia; тахи + греч. lalia речь, болтовня; син.: тахифемия, тахифразия) нарушение речи в форме выраженного многословия или резко ускоренного темпа речи …   Большой медицинский словарь

  • Тахилалия — (тахи + греч. lalia – речь). Ускоренная речь, сочетающаяся с многоговорением. Наблюдается при маниакальных, гипоманиакальных и маниоформных состояниях. Син.: тахифемия, тахифразия …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Тахилалия — (тахи греч. lalia – речь) – ускорение темпа речи и многоречивость у маниакальных пациентов. Синонимы: Тахифемия, Тахифазия, Тахифразия. * * * – необычно быстрая речь. Нарушение культуры речевого общения: ненамеренное неуважение к собеседнику,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТАХИЛАЛИЯ — Необычно быстрая речь …   Толковый словарь по психологии

  • тахилалия —  (от греч. tachys быстрый и lalia речь)    нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Т. следует отличать от баттаризма, при котором нарушаются и др.… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • тахилалия —    необычно быстрая речь. Нарушение культуры речевого общения: ненамеренное неуважение к собеседнику, аудитории, которым трудно следить за сверхбыстрым потоком слов. Страдает коммуникативная цель речи: многое будет упущено слушателями при… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Логопедия — Логопедия  наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру… …   Википедия

  • Заиколог — Логопедия  отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного… …   Википедия

  • Логопед — Логопедия  отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного… …   Википедия


  • Смотрите также