Тахограф что это такое и как он работает


Правила езды по тахографу - как правильно пользоваться цифровым тахографом

Практически каждый водитель знает, как пользоваться тахографом. Бортовой самописец выполняет ряд полезных функций, включая запись параметров движения транспорта, а так же фиксацию соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Полученные данные записываются на карту водителя и в память цифрового тахографа. В 2013 году вступил в силу закон по которому все транспортные средства массой свыше 3,5 тонн, осуществляющие коммерческие перевозки должны быть оснащены устройствами по контролю режима труда и отдыха водителей, а для невозможности корректировки данных в состав такого устройства необходим блок криптографической защиты информации СКЗИ.

Назначение и функционал

 

 

Езда по тахографу является средством защиты участников дорожного движения от возможных ДТП с участием грузового транспорта. Устройство контролирует средние и максимальные скорости, а так же время, когда водитель должен быть сменен.

Поэтому использование тахографов в России получило такое распространение, особенно на коммерческих машинах, перевозящих габаритные и опасные грузы. Работа водителя по тахографу может быть проверена. Данные техники имеют высокий уровень защиты, они не поддаются корректировке, благодаря наличию блока СКЗИ.

Движение по тахографу решает следующие задачи:

 

  • существенное повышение безопасности;
  • увеличение ресурсов шин, двигателя, тормозных систем;
  • возможность несанкционированной поездки полностью исключается;
  • возможность объективно оценить профессиональные качества водителя;
  • свободные перевозки в зарубежные страны;
  • правовая защита водителя.

Режим работы дальнобойщика по тахографу полностью себя оправдывает. Статистика за 10 лет приводит следующие факты:

 

  • транспорт с тахографом попадает в ДТП на 24% реже;
  • ДТП с летальным исходом снизились на 58%;
  • межаварийный интервал увеличился в 3 раза.

Принцип работы:

 

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу. В основе каждой модели лежат:

 

  1. печатающее устройство;
  2. экран;
  3. приёмник карт для тахографа.

 

 

 

В зависимости от технических характеристик тахографа, его составляющие могут дополняться. Основной поток информации устройство берет из закодированного датчика, который находится на коробке передач. Дополнительным источником получения данных о скорости движения является ГЛОНАСС/GPS приемник. Если транспортное средство движется, основными сведениями будет скорость и пробег. Все данные передаются на карту водителя и в память цифрового тахографа.

 

Калибровка – что это и когда она нужна?

 

Правила использования тахографа подразумевает периодическую (1 раз в 2 года) калибровку устройства . Основной целью процедуры является выставление коэффициентов таким образом, чтобы данные со спидометра соответствовали информации на экране тахографа.

В каких случаях проводится калибровка цифрового тахографа:

 

  1. во время первой установки устройства в автомобиль;
  2. при отображении на часах транспорта погрешности измерения;
  3. при выполнении ремонтных работ и замены комплекта резины;
  4. при повреждении пломбы техники;
  5. спустя 3 года после последней калибровки.

 

 

Тахограф: режим труда и отдыха

 

 

Трудовые режимы тахографа не должны превышать 9 часов работы водителя. Время вождения может быть увеличено два раза за неделю до 10 часов. Общее количество рабочих часов за 2 недели не должно быть более 90 часов.

После того, как водитель управляет автомобилем 4,5 часа ему необходимо сделать перерыв на 45 минут. Водитель может устраивать несколько перерывов на протяжении 4, 5 часов работы, однако их совокупное время не должно превышать 45 минут.

Водитель, знающий как пользоваться тахографом, должен соблюдать режим сна не менее 11 часов в сутки. Водитель может сократить время сна до 9 часов трижды в неделю при условии, что ему будет оказана соответствующая компенсация.

Периодическое обязательное техническое обслуживание и регламентные работы

 

Как выгрузить данные с тахографа?

 

Пользование устройством – инструкция:

 

 

  1. в устройство вставляется индивидуальная карта водителя;
  2. после установки карты заполняется графа о том, в каком режиме только что находился водитель;
  3. начало движения транспортного средства;
  4. в случае остановки транспорта, водителю необходимо проверить текущий режим устройства;
  5. после того, как смена водителя подошла к концу, он должен быть подменён напарником.

 

Для печати данных водителю необходимо зайти в главное меню кнопкой «Ок». Функция «Печать» расположена в вверху списка. Далее нужно выбрать по каким данным осуществлять печать: по данным авто или по карте водителя. Более детальная информация о том, как пользоваться тахографом, представлена на видео


Вконтакте

Facebook

Twitter

Установка тахографа и для кого она обязательна

Тахографом называют контрольное устройство, которое обязательно к установке на определенных категориях транспортных средств. Этот прибор ведет учет скорости, режима труда и отдыха водителей и членов их экипажа. Вам тоже необходимо купить тахограф https://lat-telematika.ru/tahografy/shop/, если ваше транспортное средство попадает под следующие условия:


  • Используется для перевозки пассажиров и имеет более 8 мест, не считая водительского, и массу до 5 тонн (М2) или более 5 тонн (М3).
  • Применяется для перевозки грузов и имеет максимальную массу более 3,5, но менее 12 тонн (N2), или более 12 тонн (N3).

Это касается транспортных средств (ТС), принадлежащих юридическим лицам, т. е. в основном правило распространяется на коммерческий транспорт. Хотя с 1 ноября 2019 года вступят в силу изменения 20 ст. закона №196, по которым такое устройство потребуется и некоторым автомобилям физических лиц. Вы можете заказать установку тахографа в СПБ https://lat-telematika.ru/tahografy/service/. Монтаж осуществляется в день обращения буквально за 1 час.


Зачем устанавливать тахограф

Существуют разные виды тахографов, но все они направлены на учет определенных параметров:


  • скорости движения ТС;
  • количества часов водителя за рулем и времени отдыха;
  • общего маршрута, пройденного ТС;
  • иных параметров, требуемых для контроля перемещения автомобиля.

Основная цель установки тахографа – отслеживание того, насколько водитель соблюдает требования трудового законодательства относительно времени труда и отдыха. По ст. 329 ФЗ №197 от 30.12.2001 водитель грузовика или автобуса с массой более 3,5 тонн может непрерывно ехать не более 4,5 часов после начала вождения. Далее обязателен 45-минутный перерыв. В течение суток водитель может провести за рулем не более 9 часов.

Еще одна функция тахографа – сохранение информации о фактах нарушения установленного скоростного режима. Все это в совокупности необходимо для профилактики ДТП и сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.


Разновидности тахографов

Все тахографы по принципу работы делятся на 2 вида:


  • Аналоговые, или электронно-механические. Здесь информация фиксируется криптографическим модулем. У него высокая способность к хранению данных и глобальному позиционированию. Все записывается на пластиковое покрытие диска, которые нужно менять каждые 120-150 км пробега.
  • Цифровые. Они подключатся к CAN-шине, питанию и спидометру автомобиля. Запись информации происходит в блок памяти, откуда она распечатывается на пластиковую карточку или встроенную термобумагу.

Вмешиваться в работу прибора нельзя, все это будет отражено в последующем отчете, за чем может последовать штраф и приостановка пользования транспортным средством. Каждый тахограф имеет карту водителя, которая привязывается к конкретной модели устройства. По этой причине весь автопарк лучше оснащать одним типом тахографа.


Случаи, в которых необходима калибровка тахографа:


  • Первая установка после получения регистрационного номера устройства (первичная настройка должна быть проведена в течение 7 дней).
  • Ремонт коробки переключения передач.
  • Замена датчика скорости.
  • Установка тахографа после его ремонта.
  • Плановая или внеплановая замена шин.
  • Отклонение времени от реальных показателей на 20 минут в любую сторону.
  • Изменение регистрационного номера или ходовых параметров ТС.
  • Отсутствие или нарушение целостности бирок или пломб устройства.


По каким причинам тахограф блокируется

В некоторых случаях личная карта водителя может быть не принята тахографом, т. е. заблокирована. В таком случае использовать прибор будет невозможно, поскольку без активации карты на нее не будет производиться запись всего, что происходит с ТС. Причин блокировки достаточно много:


  • Неверное введение PIN-кода 3 раза.
  • Окончание срока действия личной карты водителя.
  • Просрочка калибровки тахографа (ее необходимо делать не реже 1 раза в 3 года).
  • Неисправность личной карты водителя в виде физических повреждений (повреждение чипа) или несвоевременной выгрузки данных.
  • Несоответствие версии прошивки тахографа и карты водителя.
  • Повреждение считывающего устройства тахографа.

В результате блокировки тахограф может выдавать разные сообщения: «Неправильно введен PIN-код», «Карта недействительна» или «Ошибка/сбой аутентификации». На основе этих сообщений можно определить причину блокировки и попытаться ее устранить. В самых серьезных случаях приходится отправлять тахограф на экспертизу, где либо выполнят ремонт, либо обновят прошивку устройства.

Что такое тахограф и зачем он нужен?

Тахограф – это некое бортовое техническое устройство, которое необходимо для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега и времени движения транспортного средства в автоматическом режиме. Также тахограф предназначен для фиксирования времени затраченного водителем на труд или отдых. Можно сказать, что это «черный ящик» для авто, который запоминает и передает различные данные, помогающие при автоматизации процессов учета.

Какие же преимущества это дает?

Записи тахографа могут быть использованы для следующих целей:

  1. Для правильной и точной регистрации скорости и пробега автомобиля. Все понимают, что любой спидометр может давать погрешность и показывать заведомо ложные данные. Например, если мы возьмем эффективную окружность колеса авто (расстояние, которое оно проходит за полный оборот), то с легкостью увидим, сколько раз на километр пути колесо провернется. А по родному одометру это цифра будет совсем другая.
  2. Тахограф – это незаменимая вещь при общении с сотрудниками ГИБДД. Водителю транспорта, осуществляющего грузоперевозки и установившего себе тахограф, будет намного проще приводить весовые аргументы в свою пользу в сложной ситуации или даже при ДТП.
  3. Для бухгалтерского учета. Конечно же, основной целью установки прибора является качественный учет и анализ данных. По данным тахокарт можно определить, сколько времени работал или отдыхал водитель, а также собрать множество других полезных показателей.
  4. Для транспортных предприятий, осуществляющих грузоперевозки, тахограф просто незаменимая вещь. Его практически невозможно обмануть. Допустим, если раз в 10 000км нужно проводить ТО автомобиля, то после установки тахографа вам не придется угадывать сколько проехал автомобиль и не «накрутил» ли счетчик водитель.
  5. Безопасность. Каждый дальнобойщик не понаслышке знает истории про то, как люди засыпают за рулем, что приводит к плачевным последствиям. Установка тахографа позволяет фиксировать все передвижения транспорта, а ко всему прочему, по соглашению ЕСТР прописано, что водитель должен возить тахокарты за последние 28 дней.

Как установить тахограф правильно?

Установить тахограф в соответствии с российскими законами и при этом сэкономить не просто. Зачастую перевозчику сложно разобраться какое устройство подходит для его типа транспорта и вида деятельности. В данной статье мы постараемся ответить на большинство основных вопросов владельцев транспорта.

Российские и европейские законы, а также нормативные акты регламентируют в какие сроки установить тахограф на тот или иной тип автомобиля для грузовых и пассажирских перевозок.

На какие автомобили нужно установить тахограф?

Тахограф – современное устройство, разработанное для контроля выполнения режима труда и отдыха водителями. Современные цифровые тахографы защищены от манипуляций средствами криптозащиты, что позволяет избежать подделки и подкрутки информации с прибора учета. Поврежденный корпус, сорванная пломба и другие доказательства попыток вскрыть устройство являются основанием для наложения штрафных санкций административного характера на водителя и собственника автомобиля.

Согласно приложению № 2 приказа № 36 Минтранса РФ (распространяется на выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории России), контрольные устройства устанавливают на автотранспорт категорий:

  • категория М2;
  • категория М3;
  • категория N2;
  • категория N3;

На какие автомобили не нужно устанавливать тахограф?

  • Автотранспорта категории М2, М3, выполняющих городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки в соответствии с утверждёнными ПП РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.;
  • Автотранспорта, допущенного к осуществлению международных перевозок в соответствии с документом для осуществления международных автомобильных перевозок, на который устанавливают тахографы в соответствии с Европейским соглашением ЕСТР;
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов;
  • автобетоносмесителей;
  • автогудронаторов;
  • автокранов;
  • автомобилей скорой медицинской помощи;
  • автоэвакуаторов;
  • пожарных автомобилей;
  • транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
  • транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок;
  • автобусов для ритуальных услуг;
  • автомобилей-домов;
  • бронированных транспортных средств;
  • передвижных лабораторий и мастерских;
  • передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • специализированный транспорт сельхозпроизводителей;

Правила установки тахографа

Встраивание устройства с системой криптографической защиты на автомобиль осуществляется на основании постановлений Правительства РФ и Министерства транспорта. Монтировать прибор следует с соблюдением нормативных требований к этой процедуре. Строгое следование предписаниям позволяет избежать административного наказания, денежных потерь и утраты доверия со стороны партнеров и клиентов.

Чтобы установить тахограф по закону, нет необходимости знать содержание каждого нормативного акта и приказа, но важно знать порядок их применения.

Большегрузные автомобили и транспортные средства, предназначенные для перевозки большого числа пассажиров (кат. М2, М3, N2, N3), должны быть оснащены приборами контроля режима труда и отдыха до ввода транспорта в эксплуатацию.

Если в транспортном средстве установлен цифровой тахограф без блока СКЗИ, установленный до апреля 2014 года, и при этом, Вы осуществляете перевозки только внутри РФ, менять его не нужно. Автовладельцы до 2018 года должны заменить тахограф на модель с модулем криптозащиты или на устройство, соответствующее европейскому регламенту ЕСТР для международных перевозок (при условии наличия разрешения на международные перевозки).

Установить тахограф и выполнить его сервисное обслуживание можно только в специализированной организации – мастерской, которая должна иметь лицензию ФСБ и клеймо Минтранса. Если компания оказывает услуги по монтажу приборов и работает без лицензии, высока вероятность некорректной установки тахографа и его поломки. При этом важно знать, что часть ответственности за поломку или некорректную установку прибора ляжет на перевозчика. Показания прибора, поставленного не правомочной на совершение этих действий компанией, считаются недействительными.

Лицензии, дающие организациям право устанавливать на транспортных средствах тахографы, предоставляют подразделение Минтранса РФ – ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ, отвечающая за работу системы криптографической защиты данных.

Как корректно установить тахограф?

Процедура установки должна выполняться в соответствии с предписаниями, указанных в нормативных актах (Приказ №36), а также в соответствии с требованиями производителей тахографов и заводов изготовителей транспортных средств.

Приступая к монтажу прибора, нужно определиться с местом его размещения. Водитель должен иметь удобный доступ к прибору, так как в начале каждой смены ему необходимо устанавливать индивидуальную карту тахографа и обозначать сведения о маршруте, а по окончании работы вытаскивать из слота карту. Также водителю должен быть хорошо виден экран прибора.

В автомобилях, произведенных после 2006 года, уже предусмотрен отсек для размещения тахографа. В более ранних транспортных средствах подобрать участок для фиксации прибора помогут специалисты нашей компании.

Чтобы корректно установить тахограф нужно следовать следующим этапам:

  • Анализ совместимости. Специалист определяет целесообразность снятия действующих спидометра и датчика скорости для замены их новыми, более современными, устройствами. Проверке подлежат транспортное средство и документация на него.
  • Установка других датчиков. Если специалист выявил необходимость в замене приборов на новые модели, сделать это нужно в обязательном порядке.
  • Соединение между собой спидометра, самописца и датчика скорости.
  • Проверка тахографа в действии.
  • Пломбировка и активация. Пломбы ставятся на все разъемы и участки соединения. Блок СКЗИ запускается с помощью карты мастерской.
  • Калибровка и настройка исходных параметров.

Можно ли установить тахограф самому?

Услуги специализированных организаций стоят недешево, но гарантируют монтаж устройства с соблюдением всех правил. Владельцу не запрещается самостоятельно фиксировать устройство в отсеке и соединять провода, но в любом случает, перевозчик не обладает знаниями регламента установки, а также не имеет оборудования для калибровки и активации устройства. Законом регламентирована установка ТОЛЬКО в сертифицированных мастерских.

Попытка сэкономить на услугах сертифицированных организаций может обернуться серьезными неприятностями, вплоть до административных наказаний.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный грузовик?

По действующему законодательству установка тахографа обязательна для автотранспорта, который принадлежит юр.лицам и ИП. Для частных лиц тахограф не обязателен. Сейчас данный нюанс обсуждают в правительстве и в ближайшее время ситуация может измениться.

Ближайшие изменения в законодательстве связаны с тем, что большинство организаций проводят перерегистрацию автомобилей на физические лица. с целью экономии на оснащении транспорта устройствами контроля.

Установить тахограф и сэкономить

Специалисты нашей компании установят тахограф на Ваш транспорт, соблюдая все законодательные нормы. Богатый опыт и лицензии позволяют нам выполнять качественный и быстрый монтаж устройств. Вы можете осуществить установку контрольного прибора в нашей компании, как за наличный расчет, так и по банковским картам. Кроме того, мы предоставляем рассрочку на приобретение тахографа с установкой.

Получить бесплатную консультацию и установить тахограф Вы можете связавшись с нашими специалистами по телефону + 7 (812) 900-20-81

Пока – без штрафов: физлицам дали отсрочку на установку тахографов – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Новый приказ Минтранса утверждает тахографы с блоком СКЗИ в качестве обязательных и откладывает срок их установки для физических лиц.

4 декабря Минтранс наконец представил порядок оснащения тахографами грузовиков и автобусов, принадлежащих физическим лицам. «Физикам» всё-таки дали отсрочку, чтобы они успели оснастить свой транспорт контрольными устройствами. Интересно, что для грузового транспорта сроки установки тахографа привязаны к экологическому классу и разрешенной массе транспортного средства.

Владельцы грузовиков с максимальной массой более 12 тонн (N3) могут ездить без тахографа:

  • До 1 марта 2020 года, если экологический класс их грузовика не определён;
  • До 1 июня 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;
  • До 1 сентября 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.

Владельцы грузовиков с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (N2) могут ездить без тахографа:

  • До 1 декабря 2020 года, если экологический класс их грузовика не определен;
  • До 1 марта 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;
  • До 1 июня 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.

Напомним, с 1 ноября физические лица, эксплуатирующие грузовики массой свыше 3,5 тонн и не являющиеся при этом индивидуальными предпринимателями, обязаны устанавливать на свой транспорт тахографы и соблюдать режим труда и отдыха.

Ранее Минэкономразвития выступило против таких требований, указав на серьезную финансовую нагрузку, с которой неизбежно столкнутся собственники транспорта. Стоимость тахографа с блоком СКЗИ может достигать ₽40 тыс.; для гражданина, не занимающегося предпринимательством, эта сумма может оказаться весьма существенной. Поэтому Минэк порекомендовал ввести отсрочку и дать владельцам грузовиков больше времени на установку тахографов. Похоже, что в транспортном ведомстве прислушались к этой рекомендации.

Опубликованный Минтрансом приказ не только даёт отсрочку физлицам, но и вносит изменения в приказы №36 и №273. Поправки подчеркивают обязанность владельцев грузовиков и автобусов устанавливать тахографы с блоками СКЗИ.  

Кроме того, они позволяют выдавать карту предприятия не только ИП или юридическому лицу, но и вообще любому собственнику транспортного средства. Таким образом, теперь блок СКЗИ может быть активирован на физическое лицо. 

Что теперь будет? 

Один из предпринимателей, занимающийся установкой и обслуживанием тахографического оборудования, рассказал нам, что разделение ТС по тоннажу и экологическому классу может объясняться банальной нехваткой тахографов.

— После 1 ноября все ринулись покупать тахографы, и они закончились. Заводы, выпускающие устройства, сели в лужу, – рассказал наш собеседник. – Поэтому и сделали такую градацию, чтобы установка тахографов носила планомерный характер. 

Иной точки зрения придерживается генеральный директор компании-дистрибьютора тахографического оборудования «ФДО-МЕТТЭМ» Юрий Гайлит. 

— Экологический класс транспортного средства показывает не только уровень выброса вредных веществ в атмосферу, но и приблизительные сроки и технологии его изготовления. 

Чем ниже экологический класс, тем старше автомобиль и тем выше вероятность, что он станет угрозой безопасности. 

Примерно та же логика применима к тоннажу: в случае ДТП автомобиль с большой грузоподъемностью нанесет бо́льший урон, чем малотоннажный фургон. Соответственно старые и большие автомобили поставили первыми в списке на оснащение, – отмечает предприниматель. 

Поправки к 36 и 273 приказам Минтранса, отмечает Юрий Гайлит, не помешают ИП и компаниям, использующим карты МАП, чтобы не покупать такхографы с блоками криптозащиты. Физическим лицам, однако, придётся приобретать именно такие устройства – или же регистрироваться в качестве ИП:

— Согласно действующему законодательству получение карты МАП для частных лиц не предусмотрено. Для получения карты МАП частное лицо может оформить свою деятельность как индивидуальный предприниматель и подать заявку в соответствующий орган, – подчеркивает эксперт. 

В некоммерческом партнёрстве «Содействие развитию тахографических систем» отмечают, что для ИП и юрлиц ничего принципиально нового поправки не принесут.  

— В документе прописано, что тахографы должны устанавливаться в соответствие с законодательством. На сегодняшний день законодательство – это 36 и 273 приказы, никаких новых поблажек по СКЗИ нет, - отметил наш собеседник.

При этом в партнерстве считают, что эти поправки сильно запоздали: их необходимо было принять к 1 ноября. 

— Однозначно нарушен 196 федеральный закон, где написано, что это должно быть сделано к 1 ноября. Кстати, до сих пор не принято постановление правительства о времени управления ТС физическими лицами. В ПДД должна появиться новая глава, но её нет. 

Кому жалобу писать? Евгению Дитриху или Алексею Семёнову. А лучше Медведеву. Почему у нас нарушаются законы и никто не несёт за это ответственности? 


Смотрите также