Тифлопедагогика что это такое


Тифлопедагогика - это... Что такое Тифлопедагогика?

        отрасль дефектологии (См. Дефектология), разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).          Первая школа для слепых открыта основоположником Т. французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3—4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.          В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля (См. Брайля шрифт) , в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом.          Советская Т. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Т. разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (См. Технические средства обучения) (см. также Тифлотехника) , коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

         Т. опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.

         Центр советской Т. — НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т. разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.

         Научные центры в области Т. организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.

         Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967; Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969; Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969; 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973; Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, «Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.

         М. И. Земцова.

Тифлопедагог — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тифлопедагог (от греч. τυφλός — «слепой») — это специалист, который осуществляет воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, а также реабилитацию поздноослепших.[1] Тифлопедагогика является частью специальной педагогики и одним из разделов дефектологии. Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих лиц читать (со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве. А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве. [2] Главная задача педагога — полностью подготовить ребёнка к сознательной жизни.[3]

Известные тифлопедагоги и тифлопсихологи[править | править код]

  • Гаюи, Валентин
  • Брайль, Луи
  • Хауи, Самуэл
  • Гандер, Владимир Александрович
  • Ерошенко, Василий Яковлевич
  • Зоричев, Дмитрий Иванович
  • Каплан, Анна Иосифовна
  • Коваленко, Борис Игнатьевич
  • Крогиус, Август Адольфович
  • Мещеряков, Александр Иванович
  • Муратов, Ростислав Сергеевич
  • Семевский, Николай Анатольевич
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Солнцева, Людмила Ивановна
  • Феоктистова, Валентина Александровна Шрифт Брайля латинского алфавита

Луи Брайль — французский тифлопедагог. В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз. В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всём мире. Это тактильный шрифт. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.

Тифлопедагогика

Шрифт Брайля

где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать, прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве.

Тифлопедагог (от греч. typhlós — слепой.) — это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Читайте также:

Особенности профессии

Большую часть информации человек воспринимает через зрение. Зоркие глаза – это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами. Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь. Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог прививает детям навыки для самообслуживания и ориентирования в пространстве, а также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу. Однако задача педагога – не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.

Читайте также:

Слепые и слабовидящие дети посещают специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.

Обучение на Тифлопедагога

ТИФЛОПЕДАГОГИКА это что такое ТИФЛОПЕДАГОГИКА: определение — Педагогика.НЭС

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

специальная педагогика (раздел дефектологии), изучающая процессы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Ее задача — разработка системы всестороннего развития детей с недостатками зрения, вооружение их общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos - слепой и педагогика) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики. Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрел наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всем мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др. Т. изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы. Т. изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещенности в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.). Проблемы Т. разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведется на дефектологических факультетах С.-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

от греч. typhlos - слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18—19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 182

Чем занимается тифлопедагог?

Чтобы обучать слабовидящих и слепых детей, требуются знания в области анатомии, психофизики, возрастной психологии, дефектологии. Учитель должен понимать особенности восприятия незрячих, чтобы суметь правильно донести до них информацию. Такими знаниями и навыками обладает тифлопедагог. Что это за профессия, читайте в этой статье.

В специальной педагогике и дефектологии существует такой раздел, как тифлопедагогика. Так называют научную дисциплину, посвященную особенностям воспитания и обучения слепых и слабовидящих людей. Соответственно, тифлопедагог — это учитель, который работает с незрячими детьми, а также взрослыми, нуждающимися в реабилитации.
Таких специалистов готовят в педагогических вузах нашей страны (например, в Московском педагогическом государственном университете или Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена). Стать квалифицированным тифлопедагогом можно, только получив диплом о высшем образовании. 

Тифлопедагоги широко востребованы в специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения, в школах-интернатах и в обычных школах, где работают спецклассы. Также тифлопедагог может работать в реабилитационном центре для незрячих взрослых, потерявших зрение в сознательном возрасте и нуждающихся в социальной и психологической адаптации.
Тифлопедагог может осуществлять разные виды деятельности, при этом основная цель всех его действий — это полноценное развитие ребенка с ограничениями зрения. Специалист в большинстве случаев работает по нескольким направлениям.

  • Он проводит учебную и воспитательную деятельность, которая направлена на коррекцию и компенсацию дефектов зрения. Специалист помогает детям преодолеть эмоциональные и физические сложности, возникающие из-за слепоты.
  • Тифлопедагог обучает незрячих ребят навыкам чтения по шрифту Брайля, учит их обслуживать себя в быту, ориентироваться в пространстве.
  • Одной из важнейших задач тифлопедагога является работа с родственниками слепого ребенка. Специалист дает практические советы по удобному и безопасному оформлению домашнего пространства, общению и взаимодействию с незрячим человеком. Он подсказывает родителям, как лучше обучать ребенка в домашних условиях, помогает выработать общую стратегию развития.

 

  • Специалист проводит диагностическое исследование ребят с нарушениями зрения, отслеживает динамику развития с учетом исходного уровня, определяет оптимальный путь для воспитания и обучения конкретного ребенка.
  • Тифлопедагог может консультировать других учителей и специалистов, которые занимаются обучением и воспитанием незрячих ребят.
  • Тифлопедагог помогает в профессиональной ориентации с учетом способностей, интересов и особенностей конкретного ребенка. Это имеет огромное значение для незрячих людей, которым довольно сложно реализоваться в профессии.


Получить образование по специальности «тифлопедагогика» сегодня не составляет труда. Но следует понимать, что эта профессия требует не только интеллектуального багажа, но и развитых эмоциональных, нравственных качеств. Хороший тифлопедагог — это человек с развитой склонностью к эмпатии, способный сопереживать, быть терпимым, чутким и внимательным.

Команда MagazinLinz.ru

ТИФЛОПЕДАГОГИКА - это... Что такое ТИФЛОПЕДАГОГИКА?

(от греч. typhlos - слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Первое уч. заведение для слепых было организовано основоположником Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже. На рубеже 18—19 вв. школы для слепых созданы в Великобритании, Австрии, Германии, США. В уч. заведениях для слепых учащиеся обучались письму, чтению, счёту, примитивным ремёслам и музыке. С сер. 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется созданный Л Брайлем в 1829 вариант рельефно-точечного шрифта.

Из многочисл. рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д Галл, Т Лукас, В Мун, И Барбье и др.), шрифт Брайля оказался наиб. рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков Ныне он является осн.кодом для слепых при использовании компьютерной техники и калькуляторов Во мн заруб странах на его базе создается скоропись, т к по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.

В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 Развитие Т.н. системы образования слепых в России связано с именами К К Грота, А И Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 кл ср. общеобразоват. школы и ремесленную подготовку Обучением было охвачено 4—5% слепых детей В СССР. обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегос. систему нар. образования.

В наст. время в Рос Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразоват. школ, дающих цензовое образование Интеллектуализация процессов обучения позволила подготовить целую плеяду выдающихся учещлх (Л С Понтрягин, В В Тихомиров, И~С Ладенко и др.). Слепыми освоено ок 70 профессий, связанных с умственным трудом.

Однако слабость системы образования слепых заключалась в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих В связи с этим в школах введены факультативы, работа к-рых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовиде-нием (факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, леч физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения).

Т развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения Наиб. важные задачи Т - рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии путем специально направленной коррекционно-пед. работы.

Долгое время тифлопед. процесс строился на активном использовании осязательного восприятия, a остаточное зрение, сохранившееся у части учащихся, игнорировалось В 20 в была осознана необходимость охраны и развития остаточного зрения, его рационального использования За рубежом значит. достижением в области развития зрительного восприятия в процессе спец. тренировки явилась работа H Барраги (США). В России разработана система развития зрительного восприятия (Л II Григорьева), включающая в себя методики психофизиол. стимуляции и пси-хол -пед. приемы обучения (Л И Солнцева и др.).

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логич. памяти и др. качествам, имеющим существ значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении Методы исследований в Т обобщение пед. опыта, наблюдение за процессами обучения, воспитания, развития детей с нарушенным зрением, обучающий, естественный и лабораторный эксперименты, анализ работ слепых и слабовидящих, беседы, анкетный метод, изучение офтальмологич. и др. данных.

Решая пед. задачи умственного, нравств, физич. и эстетич. воспитания, политехн. образования, подготовки к трудовой деятельности слепых и слабовидящих, Т опирается на комплексное психол -пед, физиол, клинико-офталь-мологич. изучение особенностей их развития, что позволяет реализовать кор-рекционно-компенсаторную направленность всего уч -воспитат. процесса Коррекция развития детей с глубокими нарушениями зрения осуществляется как в ходе общеобразоват. и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и индивидуальных занятиях.

Т разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич методы дифференциров обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнит нарушения. Умственно отсталые слепые и умственно отсталые слабовидящие обучаются по спец. программам с применением соответствующих методов во вспо-могат классах школ слепых и школ слабовидящих

Методы обучения, применяемые в Т, позволяют учащимся получать общее образование в объеме ср. массовой школы при нек-ром увеличении срока обучения В школах для слепых эффективность обучения достигается применением совр. средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения В школах слабовидящих для обучения общеобразоват. предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в к-рых выделены осн.признаки изображенных объектов, тетради со спец. разлиновкой, наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного, оптич и техн. средства Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике Все методы уч работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся

Трудовое обучение в спец. школах для слепых организуется на политехн. основе с привлечением тифлотехн. средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по совр. профессиям (токарей, операторов ЭВМ и др.). Также расширяется круг профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.

Особое значение в Т придается специ-фич методам физич. воспитания слепых и слабовидящих, к-рое ведется диффе-ренцированно и имеет не только обще-укрепляющее значение, но и служит для коррекции двигат сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах спец. школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания, детям оказывается необходимая логопедич помощь по исправлению недостатков речи, проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т повышенное внимание оказывается дошк. воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Одна из острых проблем совр. Т - обучение незрячих и слабовидящих в массовой школе Интеграция в массовую школу требует спец. подготовки педагогов, оснащения у ч процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.

Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех высших уч заведениях страны Незрячие принимаются на общих основаниях наряду со зрячими абитуриентами. В Рос Федерации существуют также спец. уч-ще для подготовки слепых массажистов (Кисловодск). и муз. уч-ще (Курск). Решение задач, стоящих перед Т, осуществляется в тесном взаимодействии с общей педагогикой, психологией, физиологией, офтальмологией, шк. гигиеной, дет. психоневрологией.

Проблемы Т разрабатываются в Ин-те коррекционной педагогики РАО, на кафедрах пед. ун-тов и ин-тов Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов для спец. дошк. учреждений ведется на дефектоло-гич ф-тах С -Петербургского и Нижегородского пед. ин-тов

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Тифлопедагогика что это? Значение слова Тифлопедагогика

Значение слова Тифлопедагогика по Ефремовой:

Тифлопедагогика — Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения.

Значение слова Тифлопедагогика по Ожегову:

Тифлопедагогика — Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых

Тифлопедагогика в Энциклопедическом словаре:

Тифлопедагогика — (от греч. typhlos — слепой и педагогика) — отрасльдефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых ислабовидящих.

Значение слова Тифлопедагогика по словарю Ушакова:

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
тифлопедагогики, мн. нет, ж. (от греч. typhlos — слепой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания слепым.

Определение слова «Тифлопедагогика» по БСЭ:

Тифлопедагогика (от греч. typhlуs — слепой и Педагогика
отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).
Первая школа для слепых открыта основоположником Т. французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3-4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4-5% слепых детей.
В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля (См. Брайля шрифт), в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом.
Советская Т. строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Т. разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника), коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.
Т. опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.
Центр советской Т. — НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т. разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.
Научные центры в области Т. организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.
Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967. Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969. Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969. 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников,
«Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420. Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.
М. И. Земцова.



ТИФЛОПЕДАГОГИКА • Большая российская энциклопедия

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА (от греч. τυφλός – сле­пой и пе­да­го­ги­ка), от­расль де­фек­то­ло­гии, раз­ра­ба­ты­ваю­щая про­бле­мы вос­пи­та­ния и обу­че­ния лиц с глу­бо­ки­ми нару­ше­ния­ми зре­ния. Пер­вое учеб­ное за­ве­де­ние для сле­пых бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но В. Га­юи в 1784 в Па­ри­же. На ру­бе­же 18–19 вв. шко­лы для сле­пых бы­ли соз­да­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, США. С сер. 19 в. для пись­ма и чте­ния сле­пых по­все­ме­ст­но рас­про­стра­ня­ет­ся ва­ри­ант рель­еф­но-то­чеч­но­го шриф­та, соз­дан­ный Л. Брай­лем. Яв­ля­ет­ся осн. ко­дом для сле­пых и при ис­поль­зо­ва­нии ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки.

В Рос­сии пер­вая шко­ла для сле­пых от­кры­та в С.-Пе­тер­бур­ге в 1807. Раз­ви­тие Т. и сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния сле­пых в Рос­сии свя­за­но с име­на­ми К. К. Гро­та, А. И. Скре­биц­ко­го и др. Вос­пи­тан­ни­ки школ для сле­пых по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние в объ­ё­ме 3–4 клас­сов сред­ней об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы и ре­мес­лен­ную под­го­тов­ку. Обу­че­ни­ем бы­ло ох­ва­че­но 4–5% сле­пых де­тей. В СССР обу­че­ние де­тей с глу­бо­ки­ми на­ру­ше­ния­ми зре­ния бы­ло вклю­че­но в об­ще­го­су­дарств. сис­те­му нар. об­ра­зо­ва­ния. В Рос. Фе­де­ра­ции для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих соз­да­на сеть сред­них и 9-лет­них об­ще­об­ра­зо­ват. школ, даю­щих цен­зо­вое об­ра­зо­ва­ние. Вве­де­ны так­же фа­куль­та­ти­вы по раз­ви­тию со­ци­аль­но-бы­то­вой и про­стран­ст­вен­ной ори­ен­ти­ров­ки, ося­за­ния, ле­чеб­ной физ­куль­ту­ре, рит­ми­ке и раз­ви­тию ос­та­точ­но­го зре­ния, ра­бо­та ко­то­рых на­прав­ле­на на ком­пен­са­цию и кор­рек­цию не­дос­тат­ков, свя­зан­ных со сле­по­той и сла­бо­ви­де­ни­ем. Кор­рек­ция раз­ви­тия де­тей с глу­бо­ки­ми на­ру­ше­ния­ми зре­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся как в хо­де об­ще­об­ра­зо­ват. и тру­до­вой под­го­тов­ки, так и на спец. кор­рек­ци­он­ных груп­по­вых и ин­ди­ви­дуаль­ных за­ня­ти­ях. Раз­ра­бо­та­ны прин­ци­пы диф­фе­рен­циа­ции та­ких де­тей на сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих и спе­ци­фич. ме­то­ды диф­фе­рен­ци­ров. обу­че­ния этих групп. Сло­жи­лись так­же спо­со­бы реа­ли­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да к де­тям, имею­щим до­пол­нит. на­ру­ше­ния раз­ви­тия. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние уча­щие­ся с на­ру­ше­ни­ем зре­ния по­лу­ча­ют во всех ву­зах стра­ны на­ря­ду со зря­чи­ми сту­ден­та­ми.

тифлопедагогика - это... Что такое тифлопедагогика?

 (от греч. typhlos - слепой и педагогика)

   отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

   Начало разработке проблем Т. было положено В. Гаюи, основавшим в 1784 г. в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже XVIII - XIX вв. в Великобритании, Австрии, Германии, США были созданы школы для слепых, в которых обучали письму, счету, музыке и простым ремеслам. С середины XIX в. повсеместное распространение получил созданный Л. Брайлем рельефно-точечный шрифт (см. Брайля шрифт), что позволило повысить уровень общего образования слепых. Однако долгое время тифлопедагогический процесс строился без учета возможностей остаточного зрения, рациональному использованию которого начинают уделять внимание с 30-х гг. XX в. С 50-х гг. возникает новый тип специальных школ, где обучение строилось с опорой на зрение как основной канал получения информации учащимися.

   В России первая школа для слепых была открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы призрения слепых детей за счет филантропических организаций.

   Позднее обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему образования. Была создана сеть средних и восьмилетних образовательных школ. Современная Т. развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важная задача Т. - рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Коррекция развития осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на специальных коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. В Т. разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и специфические методы дифференцированного обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения. Методы обучения, применяемые в Т., позволяют учащимся получать образование в объеме средней школы при некотором увеличении срока обучения. В школах для слепых эффективность обучения достигается применением современных средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также благодаря оптимальному использованию имеющегося у большинства учеников остаточного зрения. В школах слабовидящих для обучения общеобразовательным предметам предусмотрены: напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены основные признаки изображенных объектов; тетради со специальной разлиновкой; наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного; оптические и технические средства. Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике. Все методы учебной работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся.

   Трудовое обучение в специальных школах для слепых организуется на политехнической основе с привлечением тифлотехнических средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по современным профессиям. Также расширяется круг профессий, по которым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.

   Особое значение в Т. придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и имеет не только общеукрепляющее, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах специальных школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания; детям оказывается необходимая логопедическая помощь по исправлению недостатков речи; проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т. повышенное внимание оказывается дошкольному воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С..

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

 

В статье рассматривается история развития тифлопедагогики, прогресс в этой области.

Ключевые слова: тифлопедагогика, воспитание и обучение.

 

Глаза — один из важнейших сенсорных органов человека. За ними нужно тщательно следить, оберегать их. Глаза — это сложнейшая система, благодаря которой мы можем различать не просто цвета, а даже оттенки, мы можем увидеть не просто синий цвет, а темный ультрамариновый, индиго, сапфировый, не просто зеленый, а изумрудный или мятный. Мы видим не только, когда за окном светло, но и когда темно.

Было бы так развито искусство или наука, если бы мы ничего не видели, а могли бы только нюхать, щупать и пробовать?

Зрение — это восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными органами зрения отражаемого или излучаемого объектами света. [2]

Зрение для многих обителей мира, является основным способом ориентировки, осознания мира, получения знаний.

По мнению разных специалистов, мы от 80 до 90 % всей информации, получаем благодаря зрению.

Зрение бывает разное, но его может и вовсе не быть. Представьте, с какими сложностями можно столкнуться при обучении, ведении социальной жизни людям с серьезными проблемами зрения.

Есть специальная наука, которая занимается проблемами обучения людей незрячих или с тяжелыми нарушениями зрения — тифлопедагогика.

Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения) [1].

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания [1].

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.

Дефектология изучает проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами.

Вернёмся к тифлопедагогике. Шел 1784 год, в Париже открылась первая школа для слепых детей. Школа открылась благодаря Валентину Гаюи,это известный человек в мире педагогики, новатор, он является одним из первых, кто начал заниматься проблемами обучения при глубоких нарушениях зрения. Валентин Гаюи не просто создал систему, по которой люди с нарушениями зрения смогли учиться, он перевернул мир в отношении к таким людям, благодаря этому человеку, люди с проблемами зрения получили возможность получать знания, образование, социализироваться в обществе с хорошим зрением. Валентин Гаюи первый тифлопедагог, он является автором рельефного алфавита для незрячих, предшественником Луи Брайля.

Неоценимый вклад в развитие тифлопедагогики внес, человек, который будучи трехлетним ребенком, потерял зрение. Воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых Луи Брайль. Он стал автором рельефно-точечного шрифта для слепых, это полностью изменило систему обучения незрячих. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Вдохновением для создания такого шрифта послужила ночная азбука, разработанная Шарлем Барбье, который являлся французским военным. Книги по Брайлю стали выходить с 1852 г. во Франции, а в России первая книга вышла в 1885 г. и был это «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» под авторством А. А. Адлер.

В отличие от Франции, в России первое учебное заведение для слепых, было открыто в 1807 году, при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Изучали там Закон Божий, пение, различные ремёсла, увы, но никакие науки, в то время не изучались.

В XIX веке стали открываться и другие школы для слепых. Был создан единый учебный план, но обучение было платным и потому, лишь маленький процент нуждающихся в этой школе, мог позволить себе там учиться.

В 1881 году, в Санкт-Петербурге, была открыта первая школа-интернат для десяти слепых мальчиков. Школу открыл Константин Карлович Грот, Российский государственный общественный деятель, который был далёк от педагогики, но внёс ощутимый вклад в развитие тифлопедагогики.

В 1917г. После Октябрьской революции школы-интернаты стали составной частью системы народного образования.

В 1928г. появились советские школьные программы для слепых. Условия создавались не только для людей полностью слепых, но и слабовидящих. Для них вначале 30-х г. открыли классы по охране зрения, а в конце 30-х г. открыли первые школы для слабовидящих людей.

В 30-е годы, содержание образования в школах слепых, обогащается предметами: физика, математика, естествознание и другие. Предметы, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и были недоступны слепым, теперь вошли в программу обучения.

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал Борис Игнатьевич Коваленко, выдающийся тифлопедагог, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Б. И. Коваленко утверждал, что цели и задачи обучения слепых такие же, как и зрячих: «…потеря зрения глубоко потрясает человека, но при современном состоянии науки нет основания считать ослепшего навсегда выбитым из жизненной колеи. Там, где офтальмология оказывается бессильной, в свои права вступает тифлопедагогика…. На смену суеверному страху и состраданию приходят специальные приемы обучения и специальная техника труда, благодаря которым потерявшие зрение могут обучаться и трудиться наравне со зрячими…».Теоретические положения, высказываемые Борисом Игнатьевичем, носят особенную ценность, так как основываются на личном опыте незрячего человека.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии, так же связано с именами таких ученых, как М. И. Земцова — психолог-дефектолог, занималась проблемами людей лишенных зрения. Л. И. Солнцева — тифлопсихолог, разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А. И. Каплан, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова, Э. М. Стернина, И. С. Моргулис, Л. А. Семенов эти и многие другие, занимались данной проблемой и внесли огромный вклад, написанием программ и методик.

Вернемся из прошлого в настоящее, сейчас тифлопедагогика отрасль, развитая практически во всем мире.

Мировое общество должно понимать, что незрячим людям нужна помощь, требуется открытие новых школ, которые будут соответствовать этому веку. Люди с проблемами зрения не должны социально отставать от хорошо видящих людей. Социальная среда должна быть доступной для них. Если посмотреть на историю развития, которую я привела выше, то мы видим, что прогресс есть. Появились учебные заведения, учебные программы.

Выше я писала о школе-интернате, которая была открыта в Санкт-Петербурге, в 1881 году Константином Карловичем Гротом. Эта школа-интернат № 1 имени К. К. Грота, действует и сейчас,реализует новые педагогические идеи и подходы, ищет пути совершенствования работы в современных условиях, в школе-интернате дети могут получать образование, начиная от начального до среднего-общего образования. Так же есть Костромская школа-интернат, она была основана 122 года назад. В учебном заведении живут и учатся 132 ребенка.Это все прекрасно, но школ не хватает, во многих областях, нет спецшкол или школ-интернатов, детям приходится обучаться или на дому или в обычной школе. Может это и хорошо, что полностью слепые или с недостатками зрения могут учиться в обычных школах, ходить в обычные детские сады, а может и плохо. Хорошо это или плохо, покажет время, но инклюзивное образование набирает скорость в распространении по миру.

В заключении хочу написать, что проблема зрения есть, была и скорее всего, будет всегда. По данным ВОЗ на 2009 год 45млн человек полностью незрячие, а 135млн страдали различными дефектами зрения. Такая безрадостная статистика на 2009 год, а сейчас 2016, соответственно, скорее всего, число людей с нарушением зрения возросло. Поэтому нужно открывать больше современных учебных комплексов для незрячих и с серьёзным нарушением зрения людей, делать среду для таких людей доступнее, нельзя останавливаться на достигнутом, так же нельзя забывать о профилактике, она может замедлить рост численности населения с нарушениями зрения.

 

Литература:

 

  1.              С. С. Степанов Дефектология: Словарь-справочник. Под ред. Б. П. Пузанова, — М., 1996
  2.              Большая советская энциклопедия [электронный ресурс] http://bse.slovaronline.com/ (дата обращения 19.01.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): слепой, школа, тифлопедагогика, Санкт-Петербург, проблема зрения, нарушение зрения, Россия, проблема обучения, учебное заведение, глубокое нарушение зрения.

тифлопедагогика - это... Что такое тифлопедагогика?


тифлопедагогика
тифлопедаго́гика

(гр. typhlos слепой + педагогика) входящая в дефектологию спец. педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

тифлопедагогика

тифлопедагогики, мн. нет, ж. [от греч. typhlos – слепой и слова педагогика] (педаг.). Методика преподавания слепым.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

тифлопедагогика

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

Синонимы:
  • титульный
  • тобогган

Смотреть что такое "тифлопедагогика" в других словарях:

  • тифлопедагогика — тифлопедагогика …   Орфографический словарь-справочник

  • тифлопедагогика — педагогика, дефектология Словарь русских синонимов. тифлопедагогика сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • …   Словарь синонимов

  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих …   Современная энциклопедия

  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos слепой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, тифлопедагогики, мн. нет, жен. (от греч. typhlos слепой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания слепым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА — ТИФЛОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. | прил. тифлопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА — (от греч. typhlos – слепой + педагогика). Наука о воспитании и обучении учащихся с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной педагогики. Подготовка учителей школ для слепых и слабовидящих ведется на дефектологических факультетах… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Тифлопедагогика — (от греческого typhlos слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тифлопедагогика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • тифлопедагогика — и; ж. [от греч. typhlos слепой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Возрастная анатомия и физиология, Красноперова Наталья Анатольевна. Пособие знакомит с методами оценки физического развития, умственной и физической работоспособности, определения функционального состояния систем дыхания и кровообращения, свойств нервной… Подробнее  Купить за 692 грн (только Украина)
  • Возрастная анатомия и физиология, Красноперова Наталья Анатольевна. Пособие знакомит с методами оценки физического развития, умственной и физической работоспособности, определения функционального состояния систем дыхания и кровообращения, свойств нервной… Подробнее  Купить за 648 руб
  • Возрастная анатомия и физиология, Красноперова Н.. Пособие знакомит с методами оценки физического развития, умственной и физической работоспособности, определения функционального состояния систем дыхания и кровообращения, свойств нервной… Подробнее  Купить за 471 руб
Другие книги по запросу «тифлопедагогика» >>


Смотрите также