Ток шоу что это такое


Ток-шоу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 ноября 2016; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 ноября 2016; проверки требуют 11 правок.

Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное представление) — телепередачи разговорного жанра, в которых несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы.

Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение. «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий — приглашённые собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приёмы журналистики и сценические приёмы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» [1]. Схема жанра довольно проста: герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. А. С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу — активизировать восприятие содержания, заключённого в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция[2].

В некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берёт достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — „звезда“ экрана или радиоэфира»[3].

В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово „ток-шоу“ вместо „толк-шоу“»[4].

Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная форма. Взаимодействию формы и её создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определённое место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задаёт ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. На телевидении обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создаёт особую атмосферу публичности, даёт «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.

Нередко организаторы ток-шоу используют подставных актёров с целью повысить рейтинги, сделать шоу зрелищнее и эмоциональнее[5].

Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям[6]:

Классифицируя программы в жанре ток-шоу, за основу взяли тематику. Среди ток-шоу выделяют следующие жанры:

  • Общественно-значимые
    Тематика таких программ — политика, экономика, социальная жизнь и т. д. — то есть все наиболее актуальные стороны жизни общества. Проблемы, имеющие значение практически для всех слоев общества, следовательно, преимущество — большой охват зрительской аудитории. Время выхода в эфир — как правило, вечер, но с осени 2014 года на Первом Канале выходит первое дневное политическое ток-шоу «Время Покажет», а с весны 2016 года на НТВ выходит программа-последователь «Место Встречи». Ведущий такого ток-шоу не может быть малоизвестным зрителю, популярность должна выходить за рамки его ток-шоу. Обычно это уже имеющий популярность и репутацию известного, авторитетного, знающего и эрудированного человека. Часто такими ведущими становятся известные политические деятели, люди из сферы искусства и культуры. Один из ярких примеров такого ток-шоу — программа «Тема»
  • Психологические
    Тематика, касающаяся личной, а также социальной сфер жизни. Так называемые «женские» темы: семья, дом, карьера, красота и т. д. Например, «Почему ушёл муж?» — причины разводов. Гости таких ток-шоу почти всегда «обычные» люди, неизвестные, «выходцы из народа», тогда их проблема понятна зрителю, ведь в сознании людей проблемы «звёзд» — их прихоть, а значит, они не могут быть поняты людьми простыми. Ведущий же, напротив, обязательно должен быть знакомым и любимым для аудитории, так как личное гость не доверит «кому попало». Целевая аудитория ограничена, чаще всего зрители таких ток-шоу — женщины. Время выхода в эфир обычно дневное. К психологическим относятся также ток-шоу, задачей которых является исследование человеческой психологии, анализ характера, особенностей личности, образа жизни героя программы. Гости таких программ могут быть как личностями публичными, так и просто неизвестными людьми, интересными своими поступками, мыслями.
  • Специализированные
    Ток-шоу, имеющие постоянную тему — здоровье, кулинария, дети и т. д. Такие программы — своего рода «страна советов». В таких ток-шоу большое значение имеют эксперты, в роли которых также могут выступать и гости. Например, программа о здоровье не может обходиться без квалифицированных врачей; программа о детях — без психологов, педагогов. Целевая аудитория — ещё более ограниченная, чем аудитория психологических ток-шоу. Время выхода в эфир — утреннее, дневное.
  • Смешанные, событийные
    Темами таких ток-шоу могут становиться любые из вышеперечисленных. Но поводом к обсуждению той или иной темы обычно является какое-либо общеизвестное недавно произошедшее событие, с которого, как правило, начинается программа и которое и диктует выбор темы. Например, громкий развод какой-либо «звезды» шоу-бизнеса (событие) — «как пережить развод» (обсуждаемая тема), выборы в Государственную Думу (событие) — «чёрные» PR-технологии (обсуждаемая тема).
  • Скандальные
    Темами таких ток-шоу являются острые жизненные ситуации — измены, скандалы и т. п. Если в студии происходят драки между гостями, то их разнимают службы безопасности скандальных ток-шоу, а если кровопролитные и затяжные драки, то на помощь сотрудникам службы безопасности приходит настоящая охрана. Время выхода в эфир — вечер. Примеры скандальных ток-шоу: «Большой куш», «Окна», «Пусть говорят».
  • В США ток-шоу было популяризировано Опрой Уинфри[источник не указан 2831 день].
  • Ток-шоу в США значительно отличаются от аналогичных передач в других странах, с наступлением «эпохи» политкорректности стало «уже совсем не страшно признаться, что ты возбуждаешься от вида рвоты или мечтаешь об инцесте, рассказать, что ты работаешь проституткой, изменяешь мужу или сменил пол» (всё это реальные сюжеты из программы Джерри Спрингера)[7].

Значение слова ТОК-ШОУ. Что такое ТОК-ШОУ?

Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий — приглашённые собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приёмы журналистики и сценические приёмы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью». Схема жанра довольно проста: герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. А. С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу — активизировать восприятие содержания, заключённого в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берёт достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — „звезда“ экрана или радиоэфира».

В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово „ток-шоу“ вместо „толк-шоу“».

Создателем первого в мире ток-шоу является Фил Донахью, его проект назывался «Шоу Фила Донахью», причём это произошло совершенно случайно: в 1967 году, в ходе беседы с героем одного из выпусков, у него закончились вопросы, и он обратился к зрительному залу — вопросов оказалось больше, чем ожидалось. Так и родилось первое в мире ток-шоу.

шоу - это... Что такое Ток-шоу?

Ток-шо́у (от англ. talk show — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий — приглашенные собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»[1]. Схема жанра довольно проста: герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. А. С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу — активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция[2]. Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — „звезда“ экрана или радиоэфира»[3].

В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово „ток-шоу“ вместо „толк-шоу“»[4].

Создателем первого в мире ток-шоу является Фил Донахью, его проект назывался «Шоу Фила Донахью», причем это произошло совершенно случайно: в 1967 году, в ходе беседы с героем одного из выпусков, у него закончились вопросы, и он обратился к зрительному залу — вопросов оказалось больше, чем ожидалось. Так и родилось первое в мире ток-шоу[5][6].

Современные жанровые формы ток-шоу

Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. На телевидении обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.

Нередко организаторы ток-шоу используют подставных актёров, с целью повысить рейтинги, сделать шоу зрелищнее и эмоциональнее[7].

Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям[8]:

Виды ток-шоу

Классифицируя программы в жанре ток-шоу, за основу взяли тематику. Среди ток-шоу выделяют следующие виды:

  • Общественно-значимые
    Тематика таких программ – политика, экономика, социальная жизнь, шоу-бизнес и т. д. – то есть все наиболее актуальные стороны жизни общества. Проблемы, имеющие значение практически для всех слоев общества, следовательно, преимущество – большой охват зрительской аудитории. Время выхода в эфир – вечер. Ведущий такого ток-шоу не может быть малоизвестным зрителю, популярность должна выходить за рамки его ток-шоу. Обычно это уже имеющий популярность и репутацию известного, авторитетного, знающего и эрудированного человека. Часто такими ведущими становятся известные политические деятели, люди из сферы искусства и культуры.
  • Психологические
    Тематика – касающаяся личной, а также социальной сфер жизни. Так называемые «женские» темы: семья, дом, карьера, красота и т. д. Например, «Почему ушел муж?» – причины разводов. Гости таких ток-шоу почти всегда «обычные» люди, неизвестные, «выходцы из народа», тогда их проблема понятна зрителю, ведь в сознании людей проблемы «звезд» – их прихоть, а, значит, они не могут быть поняты людьми простыми. Ведущий же, напротив, обязательно должен быть знакомым и любимым для аудитории, так как личное гость не доверит «кому попало». Целевая аудитория ограничена, чаще всего зрители таких ток-шоу – женщины. Время выхода в эфир обычно дневное. К психологическим относятся также ток-шоу, задачей которых является исследование человеческой психологии, анализ характера, особенностей личности, образа жизни героя программы. Гости таких программ могут быть как личностями публичными, так и просто неизвестными людьми, интересными своими поступками, мыслями.
  • Специализированные
    Ток-шоу, имеющие постоянную тему – здоровье, кулинария, дети и т. д. Такие программы – своего рода «страна советов». В таких ток-шоу большое значение имеют эксперты, в роли которых так же могут выступать и гости. Например, программа о здоровье не может обходиться без квалифицированных врачей; программа о детях – без психологов, педагогов. Целевая аудитория – еще более ограничена, чем аудитория психологических ток-шоу. Время выхода в эфир – утреннее, дневное.
  • Смешанные, событийные
    Темами таких ток-шоу могут становиться любые из вышеперечисленных. Но поводом к обсуждению той или иной темы обычно является какое-либо общеизвестное недавно произошедшее событие, с которого, как правило, начинается программа и которое и диктует выбор темы. Например, громкий развод какой-либо «звезды» шоу-бизнеса (событие) – «как пережить развод» (обсуждаемая тема), выборы в Государственную Думу (событие) – «черные» PR-технологии (обсуждаемая тема).

В США

  • В США ток-шоу было популяризировано Опрой Уинфри[источник не указан 175 дней].
  • Ток-шоу в США значительно отличаются от аналогичных передач в других странах, с наступлением «эпохи» политкорректности стало «уже совсем нестрашно признаться, что ты возбуждаешься от вида рвоты или мечтаешь об инцесте, рассказать, что ты работаешь проституткой, изменяешь мужу или сменил пол (всё это реальные сюжеты из программы Джерри Спрингера»).[9]

Примечания

Ссылки

Что такое ток-шоу? Как оно работает, как появилось, и почему мы "залипаем" :: SYL.ru

Мир не стоит на месте. Вместе с развитием общества идет и развитие всех видов деятельности человека. Исключением не стало и телевидение. Развиваясь вместе с обществом, оно стремится заполучить как можно большее количество зрителей, меняя форматы своих передач и манеру преподнесения информации. Всевозможные новостные и аналитические программы, фильмы и передачи, научные и развлекательные обзоры. Новые виды и варианты завлечения зрителей появляются достаточно часто. Одним из таких видов стало появление ток-шоу на телевидении. Этот вид стал появляться все чаще и чаще, чем вызывает к себе интерес.

Что такое ток-шоу

Если брать буквальный перевод термина на русский язык, то мы получим "разговорное представление".Так что же такое ток-шоу? Указанный перевод свидетельствует, что для этого жанра характерен диалог, а не классический монолог. Так, для подобного представления характерно наличие трех составляющих. Это ведущий, приглашенные гости, которые обладают неким весом в обществе или являются специалистами по теме шоу, и, конечно, зрители в студии. Обычно ток-шоу затрагивают некий острый вопрос из одной из сфер жизни человека. Используя различные методы и способы для манипуляции человеческими мыслями и чувствами, создатели шоу завоевывают внимание телезрителей.

Ток-шоу отличается от обычных программ на телевидении своим форматом общения участников в виде жаркой дискуссии. Зритель не только узнает некую информацию, но поневоле проявляет эмоции и свое отношение к поднятому вопросу. Вовлекая в процесс телезрителей, решают главную проблему для телевидения – сохранение аудитории. Вероятнее всего, именно из-за интереса к такому виду программ они чаще всего запускаются в эфир в прайм-тайм.

История возникновения ток-шоу

Зарождение жанра ток-шоу связывают с Филом Донахью, которому в 60-х гг. XX в. по чистой случайности довелось подменять внезапно заболевшего ведущего классической телепередачи. По задумке, ведущий задавал вопросы гостю, а все, кто присутствовал в студии, просто создавали антураж своими аплодисментами. В то время все телепередачи шли в прямом эфире, и ситуация Фила осложнилась тем, что буквально через пять минут эфира у неопытного ведущего закончились вопросы. Он не нашел ничего лучшего, чем обратиться к присутствующим в зале зрителям с предложением присоединиться к разговору. Люди откликнулись, и эфир моментально был наполнен острыми и интересными вопросами. Такое стечение обстоятельств открыло дорогу новому жанру телевидения.

Конечно, развитие этого жанра не заставило себя долго ждать. В короткие сроки появилось большое количество самых разных по своей аудитории и форме передач. Появились ток-шоу политические, о музыке, кино, общественных отношениях и т. д.

Отличительные черты ток-шоу

Для того, что бы понять, что такое ток-шоу, нужно выявить особенности этого формата телепередачи, чтобы увидеть четкие отличия от других программ, выпускающихся для телевидения.

  • Совмещая между собою заимствованные из других передач методы ведения (интервью, дискуссия и т. д.), внимание концентрируют вокруг ведущего, который выполняет центральную роль арбитра в эмоциональном разборе вопроса передачи.
  • Именитые гости или признанные специалисты в областях, близких к вопросу, которые активно участвуют в диалоге, высказывая свое личное мнение.
  • Наличие публики в студии, состоящей из простых людей, которым может даваться возможность высказаться.
  • В последнее время часто стали использоваться интерактивные возможности, когда привлекают к диалогу людей вне студии через различные способы связи (телефон, видеосвязь). Использование записанного сюжета по теме.
  • Эмоциональность разговора или жесткость в постановке вопроса для обсуждения. Давая развитие темам, которые интересуют целевую аудиторию, достигают массовость телезрителей и их вовлеченность в процесс просмотра передачи.
  • Периодичность выхода и продолжительность 1-2 часа.

Почему ток-шоу популярны

В век интернет-технологий и бешеного потока информации, многие люди, находясь в водовороте повседневных сложных вопросов, ищут варианты для отвлечения от проблем. Наблюдая за тем, как развивается дискуссия, и эмоционально включаясь в диалог, проходящий в ток-шоу, на время передачи человек отвлекается от собственных проблем. Когда он переживает чужие истории, вникает в политические дебаты, массовому зрителю кажется, что его проблемы могут быть не такими сложными и нерешаемыми, как проблемы, озвученные в эфире. Эмоциональное восприятие информации позволяет представить телезрителю себя в роли участника ток-шоу.

Какими способами ток-шоу воздействуют на зрителей

Конечно, чтобы четко определить, что такое ток-шоу, нужно понять, какими способами происходит манипуляция телезрителями. Обычно используется один из трех способов:

  1. Вторжение. Когда информация обрушивается на зрителя без учета того, готов он к ней или нет.
  2. Уход. Когда ведущий и зрители находятся на определенном уровне отчужденности друг от друга.
  3. Самораскрытие. Когда ведущий через раскрытие собственного монолога ведет разговор сам с собой, оставляя зрителей в стороне, как бы ведя их за своими мыслями, не опираясь на их ощущения.

Но самым распространенным видом манипуляцией телезрителями является вовлечение, когда и ведущий, и зрители становятся одним целым и совместно переживают происходящее через эмоциональную реакцию. Зрители могут испытывать и сочувствие, и неприятие, и т. д.

Использование различных способов манипуляции телезрителями позволяют сохранять высокие рейтинги такого типа телепередач. Удачно подобранный ведущий благодаря ток-шоу может стать настоящей звездой. Как и популярная личность, может вывести обычную передачу на новый уровень. Возможно, этот формат и вызывает отрицание у некоторых людей из-за способов воздействия, но пока он популярен, он будет жить и наполнять наше телевидение.

Что такое ток-шоу на телевидении?

В наши дни телевидение, хотя и изрядно потеснённое интернетом, всё ещё удерживает первую позицию в качестве источника информации и средства развлечения для миллионов людей.

В немалой степени это происходит благодаря новым жанрам, появившимся в последние десятилетия и стабильно собирающим огромную аудиторию зрителей. Один из таких жанров – ток-шоу на различные темы.

Что такое ток-шоу?

Название «ток-шоу» является прямым заимствованием из английского языка, в котором «talk show» буквально означает «разговорное зрелище». Это телепередача, в ходе которой несколько участников, приглашённых в телестудию, ведут обсуждение одной или нескольких тем, предложенных постоянным ведущим этой передачи.

Часто для усиления «эффекта присутствия» в студии одновременно находятся зрители, которые имеют возможность реагировать на слова оппонентов, поддерживать участников аплодисментами, а иногда даже задавать им вопросы или по окончании обсуждения выставлять оценки, соглашаясь или не соглашаясь с мнением тех, кто участвовал в обсуждении.

Какие бывают ток-шоу?

Для максимального охвата зрительской аудитории телепродюсеры организуют ток-шоу разных тематических направлений, отвечающие интересам и вкусам разных поколений и социальных слоёв. Традиционно популярностью пользуются ток-шоу, в ходе которых обсуждаются:

— политические события и позиции тех или иных политсил;

— семейные неурядицы, различные жизненные коллизии;

— воспитание детей, проблемы образования;

— медицина и здоровье, кулинария, дом-сад-огород и тому подобные направления;

— жизнь «звёзд» эстрады и шоу-бизнеса, скандалы и шокирующие события;

— криминальные события и т.д.

Темами и направлениями для ток-шоу могут быть любые грани нашей жизни, способные вызвать стабильный интерес достаточно большой зрительской аудитории. Что касается форматов обсуждения, то они могут проводиться в виде:

— дружеской беседы;

— дискуссии либо диспута с привлечением экспертов;

— теледебатов между двумя-тремя главными участниками;

— телемостов, когда часть собеседников отсутствует в студии, и разговор ведётся посредством телесвязи.

Специалисты масс-медиа считают, что жанр ток-шоу во многом сродни интервью, так как в ходе обсуждений нередко раскрываются личностные качества собеседников. В то же время это всё же дискуссия, умело управляемая ведущим телепередачи.

Участники ток-шоу

Главная роль в ток-шоу принадлежит ведущему, в роли которого выступает обычно яркий тележурналист, актёр или шоумен. Порой его присутствие остаётся почти незаметным для зрителей, но очень часто его фигура служит тем центром притяжения, вокруг которого образуется фабула спора.

Ведущий обязательно должен быть неглупым, обаятельным и харизматичным человеком с быстрой, точной реакцией и «чутьём» собеседника. Он управляет дискуссией, не давая ей ни заглохнуть, ни скатиться к уровню площадной перебранки, вовремя подбрасывает замечания, приглушает эмоции либо разжигает интерес зрителя, направляя разговор в нужную сторону.

Приглашённые участники могут быть известными личностями либо обычными людьми «с улицы». Иногда в ток-шоу, посвящённых скандальным событиям или семейным проблемам, участвуют специально нанятые актёры, которые разыгрывают бурные сцены обвинений и примирений, создавая зрелищное шоу.

В других случаях участниками становятся известные личности – политики, профессионалы, эксперты, которые обладают определённой информацией по теме обсуждения. Не секрет, что для каждого ток-шоу заранее пишется сценарий, и участники перед началом передачи обсуждают с ведущим темы, которые они собираются затрагивать.

Хорошее ток-шоу нередко оказывается достаточно полезным для зрителей, которые могут составить мнение о той или иной теме, исходя из её обсуждения. В то же время они являются удобным инструментом для формирования общественного мнения, а порой даже манипулирования массами.

Ток-шоу — Википедия. Что такое Ток-шоу

Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий — приглашённые собеседники (эксперты) — зритель в студии. Ток-шоу соединяет приёмы журналистики и сценические приёмы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»[1]. Схема жанра довольно проста: герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу — юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. А. С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу — активизировать восприятие содержания, заключённого в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция[2].

Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берёт достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — „звезда“ экрана или радиоэфира»[3].

В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово „ток-шоу“ вместо „толк-шоу“»[4].

Создателем первого в мире ток-шоу является Фил Донахью[источник не указан 1678 дней], его проект назывался «Шоу Фила Донахью», причём это произошло совершенно случайно: в 1967 году, в ходе беседы с героем одного из выпусков, у него закончились вопросы, и он обратился к зрительному залу — вопросов оказалось больше, чем ожидалось. Так и родилось первое в мире ток-шоу[источник не указан 1678 дней].

Современные жанровые формы ток-шоу

Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная форма. Взаимодействию формы и её создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определённое место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задаёт ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. На телевидении обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создаёт особую атмосферу публичности, даёт «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.

Нередко организаторы ток-шоу используют подставных актёров с целью повысить рейтинги, сделать шоу зрелищнее и эмоциональнее[5].

Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям[6]:

Жанры ток-шоу

Классифицируя программы в жанре ток-шоу, за основу взяли тематику. Среди ток-шоу выделяют следующие жанры:

  • Общественно-значимые
    Тематика таких программ — политика, экономика, социальная жизнь и т. д. — то есть все наиболее актуальные стороны жизни общества. Проблемы, имеющие значение практически для всех слоев общества, следовательно, преимущество — большой охват зрительской аудитории. Время выхода в эфир — как правило, вечер, но с осени 2014 года на Первом Канале выходит первое дневное политическое ток-шоу «Время Покажет», а с весны 2016 года на НТВ выходит программа-последователь «Место Встречи». Ведущий такого ток-шоу не может быть малоизвестным зрителю, популярность должна выходить за рамки его ток-шоу. Обычно это уже имеющий популярность и репутацию известного, авторитетного, знающего и эрудированного человека. Часто такими ведущими становятся известные политические деятели, люди из сферы искусства и культуры. Один из ярких примеров такого ток-шоу — программа «Тема»
  • Психологические
    Тематика, касающаяся личной, а также социальной сфер жизни. Так называемые «женские» темы: семья, дом, карьера, красота и т. д. Например, «Почему ушёл муж?» — причины разводов. Гости таких ток-шоу почти всегда «обычные» люди, неизвестные, «выходцы из народа», тогда их проблема понятна зрителю, ведь в сознании людей проблемы «звёзд» — их прихоть, а значит, они не могут быть поняты людьми простыми. Ведущий же, напротив, обязательно должен быть знакомым и любимым для аудитории, так как личное гость не доверит «кому попало». Целевая аудитория ограничена, чаще всего зрители таких ток-шоу — женщины. Время выхода в эфир обычно дневное. К психологическим относятся также ток-шоу, задачей которых является исследование человеческой психологии, анализ характера, особенностей личности, образа жизни героя программы. Гости таких программ могут быть как личностями публичными, так и просто неизвестными людьми, интересными своими поступками, мыслями.
  • Специализированные
    Ток-шоу, имеющие постоянную тему — здоровье, кулинария, дети и т. д. Такие программы — своего рода «страна советов». В таких ток-шоу большое значение имеют эксперты, в роли которых также могут выступать и гости. Например, программа о здоровье не может обходиться без квалифицированных врачей; программа о детях — без психологов, педагогов. Целевая аудитория — ещё более ограниченная, чем аудитория психологических ток-шоу. Время выхода в эфир — утреннее, дневное.
  • Смешанные, событийные
    Темами таких ток-шоу могут становиться любые из вышеперечисленных. Но поводом к обсуждению той или иной темы обычно является какое-либо общеизвестное недавно произошедшее событие, с которого, как правило, начинается программа и которое и диктует выбор темы. Например, громкий развод какой-либо «звезды» шоу-бизнеса (событие) — «как пережить развод» (обсуждаемая тема), выборы в Государственную Думу (событие) — «чёрные» PR-технологии (обсуждаемая тема).
  • Скандальные
    Темами таких ток-шоу являются острые жизненные ситуации — измены, скандалы и т. п. Если в студии происходят драки между гостями, то их разнимают службы безопасности скандальных ток-шоу, а если кровопролитные и затяжные драки, то на помощь сотрудникам службы безопасности приходит настоящая охрана. Время выхода в эфир — вечер. Примеры скандальных ток-шоу: «Большой куш», «Окна», «Пусть говорят».

В США

  • В США ток-шоу было популяризировано Опрой Уинфри[источник не указан 2298 дней].
  • Ток-шоу в США значительно отличаются от аналогичных передач в других странах, с наступлением «эпохи» политкорректности стало «уже совсем не страшно признаться, что ты возбуждаешься от вида рвоты или мечтаешь об инцесте, рассказать, что ты работаешь проституткой, изменяешь мужу или сменил пол» (всё это реальные сюжеты из программы Джерри Спрингера)[7].

Примечания

Ссылки

Что такое ток-шоу и в чем секрет их популярности?

Такой жанр телепередачи, как ток-шоу, сегодня очень популярен в разных странах. Что такое ток-шоу, знает каждый телезритель. Темы, герои, сюжеты завоёвывают внимание телезрителей, и они не могут оторваться от экрана.

История возникновения

Сегодня российская телепрограмма пестрит названиями различных ток-шоу. В эфире идут «разговорные» передачи, отвечающие интересам большинства телезрителей: кулинарные, политические, биографические, юмористические, медицинские, развлекательные и познавательные.

На вопрос о том, что такое ток-шоу, сегодня может ответить даже школьник, а вот историю происхождения знают не все.

Родоначальником этого направления считается американский журналист и телеведущий Фил Донахью. В одном из выпусков своей передачи у ведущего закончились вопросы и он обратился в зрительный зал. У зрителей оказалось очень много вопросов к герою передачи. Так, в 1967 году американцы первыми в мире узнали, что такое ток-шоу.

Современные передачи представляют собой обсуждение героями заданной темы под прицелом телекамеры. Ведущий направляет дискуссию и иногда привлекает к обсуждению зрителей или настоящих экспертов, профессионалов какой-либо деятельности.

Различают несколько разновидностей ток-шоу: телемост, теледебаты, дискуссия и беседа.

Жанры

Каждый телеканал включает в сеть своего вещания то ток-шоу, которое соответствует его направлению. В зависимости от жанра передачи будет различаться время выхода в эфир, поскольку она ориентированна на определенный круг телезрителей.

Если передачи классифицировать по тематике, то можно выделить следующие жанры:

  • Психологические. Обсуждается личная жизнь героев. Поклонники таких передач в основном женщины, домохозяйки, поэтому показывают такие передачи днем или вечером.
  • Узконаправленные. Темы таких программ - здоровье, кулинария, мода, воспитание детей и т. д. Передачи с такой тематикой показывают утром или днем.
  • Скандальные. Темы таких программ схожи с психологическими, но накал страстей в студии значительно выше. Сценарий написан таким образом, чтобы провоцировать героев, интриговать и шокировать зрителей, и все это, имитируя прямой эфир. Нередко на съемочной площадки случаются драки, что только подогревает интерес зрителей. Передачи выходят в эфир вечером.
  • Смешанные. Здесь тема может быть из любой области, но чаще всего это событие или значимый на момент выхода общественный вопрос. Ток-шоу этого жанра выходят в эфир днем, вечером или по выходным.
  • Политические. Гости студии - известные политики, зрители зачастую также политические деятели. В ходе передачи ведется обсуждение какого-то политического вопроса. Или же герои и гости делятся на несколько групп, в ходе передачи они обмениваются мнением по заданной теме и отстаивают свою позицию, приводя факты, доводы, задавая вопросы оппонентам. Посмотреть политическое ток-шоу можно поздним вечером или в выходной день.

Четыре главные составляющие ток-шоу

Что такое ток-шоу для телезрителей? Это возможность посмотреть на проблему с разных сторон, узнать мнения разных людей, сформулировать свое отношение к вопросу и просто отдохнуть у телевизора. Что влияет на успех «разговорного» шоу:

  1. Ведущий. Главную роль играет человек, направляющий ход беседы. Он должен быть эрудированным, обаятельным, внимательным, обладать чувством юмора и ораторскими навыками. Чем известнее ведущий в зрительских кругах, тем лучше для передачи.
  2. Тема. Для каждого выпуска должна быть подобрана интересная, резонансная, шокирующая или актуальная тема, чтобы «зацепить» и удержать внимание зрителя. Сценарий шоу готовится заранее, хотя и включает элементы импровизации.
  3. Большую роль играют приглашенные герои. Бывает, что герои передачи простые, никому не известные люди из народа. Но нередко тема передачи «закручена» вокруг известной личности или нескольких известных и значимых персон. В скандальных и психологических ток-шоу нередко прибегают к услугам подставных актеров. Продюсеры делают ставку на зрелищность и эмоциональность выпуска.
  4. В роли гостей и экспертов, также могут выступать как простые зрители, так и звезды кино, эстрады, политики или профессионалы определенных областей. Хотя бывает, что зрителям слово не дают, их миссия создать атмосферу: смехом и аплодисментами.

Если известный человек будет приглашать к себе в гости знаменитостей и обсуждать с ними интересные темы, отвечать на вопросы гостей студии и дозвонившихся телезрителей, будьте уверены, что такое ток-шоу будет иметь колоссальный успех. Конечно, чтобы удерживать лидерство и эфирное время, нужно развиваться, придумывать что-то новое, искать самое интересное и «животрепещущее».

Самые известные ток-шоу

В Америке самыми популярными считаются «Шоу Элен Дедженерес», «Шоу с Крейгом Фергюсоном», «Регис и Келли», «106 и Парк» и «Шоу Опры Уинфри». В основном это смешанные передачи с юмористическим уклоном. Многие из них посещал Барак Обама или его супруга. К слову сказать, «Шоу Опры Уинфри» выходит в эфир более 25 лет, это рекордсмен среди передач такого рода.

В России также есть ток-шоу, известные и любимые многими телезрителями: «Пусть говорят», «Модный приговор», «Час суда», «Давай поженимся», «Наедине со всеми», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», «Поединок», «Жди меня», «100 к 1» и многие другие.

Телевизионная программа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Программа.

Телевизио́нная програ́мма, телепрогра́мма, телепереда́ча — видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью (сюжетом), показываемый по телевидению.

Также телепрогра́мма (телевизионная программа) — список (перечень) телепередач и прочего (фильмы, музыка) на ближайшее время (обычно — неделя) и публикуемый в различных СМИ для информирования телезрителя.

В отличие от клипа имеет ведущего.

Телепередачи создаются телеканалами для того, чтобы зритель мог выбрать то, что ему действительно нравится. Это нужно для привлечения внимания телезрителей, а следовательно и для увеличения рейтингов данного телеканала.

Это, в свою очередь, делает каналы привлекательными для тех людей, которые хотят разместить на них рекламу.

Телепередачи бывают нескольких видов:

  • Новостные (обыкновенный выпуск новостей)
  • Приключения
  • Образовательные
  • Спортивные
  • Научные
  • Детские
  • Музыкальные
  • Развлекательные (телешоу, телеигра и пр.)
и многие другие.

ТВ-шоу[править | править код]

В чем смысл ток-шоу на ТВ?

Но главное даже не это, не сам тон дискуссии. Гораздо хуже общее впечатление о состоянии современного российского общества, которое складывается у тех, кто смотрит подобные "шоу". Вспомним это озлобление на лицах, переходящие на крик голоса, нежелание людей "с положением" не то чтобы понять, а просто уважать собеседника, попытки отобрать у него слово, оскорбить его…  Зритель воочию убеждается, что представители различных политико-идеологических течений очень далеки от того, чтобы найти общий язык друг с другом.

Одни готовы объяснять публике внешнеполитические действия власти, внутренние "западники" делают хорошую мину при плохой игре, критически настроенные патриоты стараются поддержать власть. Особая категория — это кочующие из программы в программу лица. Кто им выписал этот "единый проездной" на все виды программ?

Смотришь на всю эту собранную вместе и не желающую слушать друг друга публику, и у тебя невольно растёт надежда на ведущего: даже если у него и не получается соединить смыслы в более или менее единую картину,  только он может поставить зарвавшихся участников обсуждения на место, вернуть дискуссию в нужное русло. Или уйти на рекламу…

Всё это вместе взятое наводит на особенно печальные размышления на фоне ещё не совсем исчезнувших свидетельств нашей способности не банально клишировать образцы западных телевизионных приёмов, а делать своё, вести содержательные беседы о политике типа тех, которые, например, мы встречаем на канале "Культура". Но они исключение.

Во всяком случае, вероятность того, что зритель попадёт на нечто подобное, прямо пропорциональна степени удалённости от центральных каналов.

Критического взгляда заслуживает, на мой взгляд, и сосредоточенность большинства ток-шоу, а также новостных и информационно-аналитических программ на внешнеполитической проблематике.

Конечно, то, что делает сегодня наша страна в международных делах, важно не только само по себе. Это и инструмент национального строительства, восстановления уважения к своему государству у старшего поколения, воспитания его у молодых. Это способ выражения нашей самобытности в современном мире. Самобытности, которой нам так не хватало в 1990-е и всё ещё не хватает.

Как создаются популярные отечественные ток-шоу и что на самом деле происходит на съемочной площадке

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже те, кто не смотрит телевизор, знают о таких ток-шоу, как «Пусть говорят», «Говорит Украина» и «Прямой эфир» с Андреем Малаховым. Первая передача такого жанра появилась в США в 1967 году, причем совершенно случайно: в ходе разговора с героем своей программы ведущий Фил Донахью обратился за помощью к зрителям в зале, так как у него закончились вопросы. Теперь на разных каналах такие программы выходят в прайм-тайм и борются между собой за рейтинги.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, что скрывается за кулисами отечественных ток-шоу и почему, несмотря на то что мы считаем эти передачи глупыми, мы продолжаем их смотреть.

1. Участникам шоу оплачивают проживание и перелет, за съемки они могут получать гонорары

  • Герои программы «Мужское / Женское» получают гонорар, если осмелились рассказать свою историю.
  • Всем участникам шоу «Пусть говорят» оплачивается перелет и проживание (запись эфира может длиться до 3–4 дней). Что касается гонораров, здесь информация разная: кто-то из бывших сотрудников Первого канала говорит, что людям платят внушительные суммы, кто-то — что таких случаев нет.
  • По словам Юлии Охрименко, креативного продюсера проекта канала «Украина», героям ток-шоу «Говорит Украина» съемки никогда не оплачиваются. Но им могут помочь уже после записи программы, например оплатить лечение.
  • Участник программы «Прямой эфир» рассказал, что во время его съемок организацией занимались около 15 человек. Они встречали гостей, отмечали их в списках, провожали в зал с диванами и фуршетными столиками с закусками, предлагали сходить в столовую на комплексный обед.

2. Где ищут истории, которые зацепят зрителей

  • Большую часть историй для шоу «Говорит Украина» берут с сайта программы, куда люди присылают свои заявки. Есть также резонансные темы, о которых знает вся страна. Тогда журналисты сами связываются с героями и едут к ним на места. Если работа над обычной историей занимает в среднем 2–3 недели, то в случае с резонансными это 2–3 дня круглосуточной подготовки и съемок.
  • Редактор одного из ток-шоу, который анонимно рассказывает о своей работе, говорит, что во всех их программах есть бытовой конфликт. Истории о позитиве получают невысокий рейтинг. Зрители также воспринимают те или иные темы в зависимости от дней недели: в понедельник скорее поставят что-то скучное, во вторник — семейную ссору, в пятницу — легкую программу про благотворительность или музыкальную передачу.
  • Во время подготовки к съемкам редакторы программы «Пусть говорят» ищут в сети скандальные истории (например, «женщина посадила своего отца на цепь»). Если продюсер программы одобрил тему, нужно найти контакты героев — через соцсети, полицию или больницы. Когда согласие получено, бригада отправляется на съемки предварительного сюжета, а затем участники приезжают в студию.

3. Во время съемок участники действуют по сценарию

  • Участники программы «На самом деле» проходят полиграф заранее. Во время съемок они подключены только к пульсометру. У экспертов во время съемок уже есть вся информация, а на экранах перед ними, где они должны видеть показания детектора лжи, идет зацикленный фрагмент видео.
  • Если в шоу «Пусть говорят» приглашают две конфликтующие стороны, людям

Специфика и типы ток-шоу

Ток-шоу

Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?».

У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, с очень маленьким бюджетом, и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире.

Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах.

Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра.

В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких, провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.

Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».

Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста.

Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.

Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д.

Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.

Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».

 

Диалогические (разговорные) жанры телевидения на протяжении полустолетия сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием – ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Ток-шоу Владимира Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе, Артура Крупенина или Елены Ханга на другом – свидетельствует о необычайной тематической и функциональной широте этой жанровой разновидности. Но ее интенсивная экспансия практически на всех телеканалах – свидетельство открытости миру и одно из следствий коммерциализации наших СМИ, борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Более сложные ток-шоу (типа «Пресс-клуба») строятся как обсуждение видеорепортажей. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).

Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира.

Ток-шоу – жанр, появившийся в российском телевизионном эфире очень недавно. Суть его хорошо передаёт русский перевод термина – разговорное зрелище. Фактически это те же беседа или дискуссия. Отличие заключается в том, что зрите-ли находятся не у экранов телевизоров, а присутствуют при разговоре в студии. При этом можно выделить две основные модели ток-шоу.

В первой зрители пассивны, они, создавая лишь шумовое сопровождение, аплодируют, свистят и другими способами выражают своё отношение к происходящему на съёмочной площадке. Но даже эта эмоциональность, которую делают зрители в студии, делает разговор специалистов гораздо более интересным для зрителей у экрана.

Во второй модели зрители довольно активно включены в обсуждение возникающих вопросов. Такой разговор более эмоционален, хотя нередко эмоциональность превосходит рациональность, и разговор рискует утонуть в море эмоций, когда вместо поиска решения проблемы люди просто хотят выговориться, отвести душу.

Ток-шоу часто используют вставки из заранее подготовленных ведущим корреспонденций, интервью, репортажей, комментариев и т.д. Такие вставки делают видеоряд передачи значительно более интересным, и, вместе с яркими эмоциями зала, это создаёт увлекательное зрелище.

В силу участия в ток-шоу большого количества людей, которые заранее не подготовлены к каким-то ролям, оно представляет собой жанр в большой степени импровизационный. Отсюда огромное значение получает личность ведущего, его умение мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию, управлять толпой, увлекать её и вести к намеченной цели. Хотя написать подробный сценарий такой передачи невозможно, она должна быть по возможности продумана во всех возможных вариантах развития. Известно, что импровизация хороша, когда она заранее подготовлена.

Следует отметить, что ток-шоу в известной степени «народные» передачи, в отличие от комментариев, бесед и дискуссий, более нацеленных на внимание элитного зрителя. Ток-шоу позволяют зрителю вместе с большим количеством простых людей – зрителей в студии – высказать своё мнение публично, почувствовать себя в коллективе единомышленников. Зритель ток-шоу сродни зрителю спортивного соревнования: он может вместе с тысячами таких же болельщиков поболеть не в одиночестве у экрана. Это же облегчает и задачу формирования общественного мнения. Отсюда большая популярность этого жанра как среди зрителей, так и у профессионалов телевидения.

На радио ток-шоу не получило распространения: оно не даёт возможности различать голоса участников, нередко говорящих одновременно, перебивая друг друга. Слушателю разобраться в этой какофонии будет едва ли возможно, и следить за развитием разговора он не сможет.

 

 

Ток-шоу как жанр

 

Но что же изменилось? Во-первых, отечественные ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 годы. На экране появились и продолжают появляться в настоящее время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей.
Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так, на российский экран попадают «Колесо фортуны» - «Поле чудес», «Женский вопрос» - «Я сама» и др.

Одни программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».

В первый год своего появления на наших экранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время, в отличии от частоты их трансляции «на родине». Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований аудитории, ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм. Во всем мире принято: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов оказался сильно заполненным ток-шоу. По коммерческим причинам дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», под завязку нашпигованные незатейливой рекламой.

В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые).

При таком понимании жанра и возникли, в общем-то второсортные «Город женщин» и «Большая стирка» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»).

С течением времени с жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. С изменением социально-политической ситуации в стране, позже, когда жанр ток-шоу стал гулять по всем телеканалам, побив по количеству передач рекорды, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде.

Многие из отечественных тележурналистов, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире.

Исследователи телевизионных жанров Вакурова Н.В. и Московкин Л.И характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому».

Задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения.

Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.

Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача.

Так называемая «телевизионная пресс–конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения.

Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.

Стремление к инновационности продукта. Затраты на производство и приобретение контента являются определяющими, так как от его качества (и даже количества) зависит рейтинг и в результате – привлекательность для рекламодателей. Ценность телевизионной программы для зрителей заключается не в параметрах электромагнитного сигнала, записанного на теле- или видеокамеру. Напротив, именно нематериальные свойства телевидения, а именно информационная, мобилизационная или развлекательная составляющие его программ представляют ценность для аудитории. Степень новизны телепрограммы в значительной мере будет определять интерес аудитории к ней. Для многих жанров телевидения новизна является определяющей характеристикой. Это касается новостей, аналитических программ на актуальные темы политики и экономики, викторин, ток-шоу, комедий.

Действуя на втором рынке – рынке рекламы, ТВ также имеет нематериальную ценность, поскольку внимание аудитории, которое стремятся привлечь рекламодатели, также представляет собой нематериальный ресурс.

Необходимость инновационности осознается большинством телекомпаний, которые в последние десятилетия создают отделы исследования и развития (Research and Development, R&D).Цены на размещение рекламы в наиболее популярных телешоу в США

Название шоу Год Цена за 30-секундный ролик (долл.)
Peyton Place
Bonanza 2 6 000
Dallas 14 5 000
M*A*S*H* 15 0 000
Cheers 30 7 000
Cosby Show 36 9 500
Roseanne 29 0 000
Murphy Brown 31 0 000
ER 56 0 000
Seinfeld 57 5 000

Источник: Уэллс У., Вернет Д., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. СПб: Питер, 2001. С. 399.

Следовательно, чем больше компания, производящая телепрограммы, способна получить от первого показа, тем лучше выглядят дальнейшие перспективы продвижения программы на телерынке. Очевидна и другая особенность: только производство программ в больших странах и для больших телевизионных рынков (например, США) может быть экономически выгодным. Даже в США первый показ далеко не всегда приносит доход, во многих случаях он не окупает производство программы. Часто программы приносят доход только после переуступки прав на повторный прокат внутри США или после продажи их на внешние рынки. Именно поэтому многие продюсеры США считают дефицит стандартной нормой на начальной стадии продажи сериалов или развлекательных шоу крупнейшим телесетям.

Под давлением экономических обстоятельств многие телекомпании постоянно стремятся снизить затраты на производство и закупку программ. К настоящему моменту известно несколько таких способов

1. Производство серийных программ и сериалов. Производить сериалы дешевле из расчета на один час, поскольку первоначальные затраты, разработка идеи, оплата работы команды, производство декораций и костюмов «распределяются по времени». Подобная же экономическая логика существует и при производстве ток-шоу, информационных и спортивных программ. Все телестанции получают выгоду от создания программ в постоянном формате.

2. Производство более дешевых программ. Общая программная политика телеканалов подразумевает производство не только дорогих, но и дешевых программ, поиск своего рода баланса между ними. К типу недорогих программ относятся создаваемые в студиях комедии положений (sitcom), сериалы – мыльные оперы для дневного показа, некоторые детские программы, большинство образовательных программ, программы со звонками в студию, игры, ток-шоу. Основа дневной стратегии многих телестанций – дешевые мыльные оперы. Большая часть программ для дневного эфира записывается на видеоаппаратуру без какого-либо редактирования. Для компании-производителя участники «не стоят» практически ничего, поскольку гонорары им не выплачиваются или их сумма остается чисто символической. Однако многие приглашенные на ток-шоу с удовольствием соглашаются участвовать даже бесплатно, поскольку часто используют участие в программах для создания своего публичного имиджа.

3. Использование дешевой аппаратуры и студийного оборудования. Известный путь сокращения производственных затрат – это меньшее использование производственных ресурсов, таких как телекамеры, съемочные площадки, рабочие в студии, редакторы и монтажеры. Вместо «звезд» первой величины часто приглашаются менее известные актеры. Эта стратегия оправдывается тем, что не всегда создание дорогих программ гарантирует их успех. Однако чаще всего при сравнении более и менее дорогих постановок зритель обычно выбирает более дорогие, поскольку в любом случае их техническое качество выше.

Многие страны – экспортеры телепрограмм учитывают растущую потребность небольших телестанций в дешевых программах для дневного эфира. Они сознательно ориентируются на производство недорогого телеконтента: бюджеты многих постановок столь незначительны, что актеры получают сценарии лишь перед съемками или даже не учат ролей заранее, слушая свой текст через микрофоны во время съемок. Это особенно заметно при просмотре программ, произведенных за пределами традиционных лидеров телерынка – США, Великобритании, Австралии. Настоящая индустрия дешевых телепрограмм создана в Бразилии, Мексике, Аргентине.

4. Вторичное использование художественных программ. Этот путь оптимизации связан с тем, что с течением времени и по мере увеличения числа показов стоимость авторских прав на телепрограммы и кинофильмы снижается.

Многие информационные и большинство спортивных программ окупаются после первого же показа, однако для более дорогих художественных программ возвращение расходов возможно после второго или даже третьего показа на своем или другом канале. Успешные драматические сериалы повторяются или сразу же (в Великобритании на менее популярных каналах), или год спустя. Американские телесети обычно считают премьерным показом показ сериалов в весенний или осенний сезон. Поэтому повторяя сериалы после летних месяцев, они устанавливают столь же высокие рекламные расценки, как и весной.

Развитие технологий распространения телесигнала привело к появлению стратегии «многооконности» (windowing), при которой телевизионные программы в определенном порядке реализуются телеканалами, использующими различные технологии распространения телесигнала. Хотя в разных странах стратегии «многооконности» отличаются, в последние годы происходит их определенное сближение. Основанная на модели телерынка США, стратегия «многооконности» нацелена на максимизацию прибыли, получаемой от продажи авторских прав. Эта стратегия осуществляется как по горизонтали (сбыт программ максимально большому числу телеканалов – «окон»), так и по вертикали (продажа программ в определенном иерархическом порядке). Стратегия «многооконности» исходит из того, что премьерный показ программ должен проходить на каналах с максимальным числом зрителей, но с течением времени последующие показы распределяются по каналам с уменьшающимися аудиториями.

5. Рециклинг – многократное использование информационных сюжетов. Цикличное использование новостей в течение дня становится обычной практикой многих телекомпаний, производящих новости. Такой путь оптимизации чрезвычайно привлекателен для небольших коммерческих станций, он также развит и в практике общественного вещания небольших стран. Стратегия рециклинга традиционно использовалась при подготовке утреннего вещания («ТВ к завтраку»), сейчас во все возрастающей степени применяется при подготовке дневного вещания (своего рода «ТВ к ланчу»). В последнее время рециклинг распространяется на все форматы телевизионных журналов с большим объемом новостей. Цикличность в использовании новостей и иных сюжетов (принцип телевизионного «секонд хэнда») позволяет делать эти программы не слишком дорогими. Самые большие затраты в них приходятся на «обрамление» существующих сюжетов.

 

Специфика и типы ток-шоу

 

Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например, беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — звезда экрана или радиоэфира.

Непременными компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни.

Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов.

Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает эмоциональную подсказку телезрителям.

С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю.

В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу.

В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа.

Они и приглашают зрителей в студию.

Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы.

Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.

В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.

То есть, определение жанра должно быть основано на его разговорной природе.

Мы в дальнейшем под ток-шоу будем понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей.

Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям.

Так, различают следующие виды ток-шоу:

ТЕЛЕМОСТ — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи.

Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.

ТЕЛЕДЕБАТЫ — вариант разговорного жанра, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.

Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.

БЕСЕДА — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон, то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном.

Существует в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

ДИСКУССИЯ — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.

Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы.

Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту


Смотрите также