Толлер что это такое


Толерантность к наркотикам: виды, проявления и сущность

Можно по-разному относиться к психоактивным веществам. Но толерантность к наркотикам данность о которой нужно знать. Особенно если имеешь дело с алкоголиками и наркоманами.

Опытные их потребители постепенно сами видят у себя подобные изменения. Но склонны их переоценивать в позитивном русле. Они даже придумали миф. Это толер, который позволяет бить рекорды и добиваться другим не возможного.

В качестве одного из критериев зависимости от психически активных веществ в DSM-4 присутствует толерантность. Имеется еще один термин — синдром абстиненции. По абстиненцией понимается крайне болезненной состояние.

Оно возникает если не из-за полного прекращения употребления наркотических соединений, то по крайней мере существенного снижения его поступления. Причина абстиненции — простая. После того, как организм так адаптировался к наличию в нем наркотических токсинов, что уже не способен функционировать без такого присутствия. Что отражается мощным болевым синдромом. Это «ломка» так называют абстиненцию сами наркоманы.

Выраженный абстинентный синдром можно определить не от всех существующих наркотиков. Признаки абстинентного синдрома проявляются слабее или мощнее. Что зависит как от вида и продолжительности употребления ПАВ так и индивидуальных особенностей организма наркомана. Как правило, абстинентного синдрома являются следующие психологические признаки. Такие как непреодолимое желание, тяга к наркотику, раздражительность, подавленности и даже депрессия могут быть также рассмотрены как часть абстиненции.

Виды толерантности

Имеются три главных вида толерантности, которые обладают практически разными механизмами воздействия:

1. Регулярный прием наркотика вызывает к определенную степень так называемой предрасположенной устойчивости или толерантности. Это легко отслеживается на возрастании степени сродства к метаболизму наркотика. Именно из-за это человек, принимающий наркотик постоянно, просто вынужден повышать его количество. Естественно, чтобы поддерживать определенного уровня концентрации псхихоактивного соединения в своем отеле.

2. Еще одним видом толерантности будет так называемая функциональная или фармакодинамическая толерантность. Функциональная толерантность характеризует собой степень снижения чувствительности головного мозга и других отделов ЦНС к факторам воздействия, которые вызываются наркотическим соединением. В свою очередь отличают два подвида фармакодинамическая толерантности — длительная и острая. Острый тип толерантности который называют еще тахифилаксией. Принято учитывать в продолжении воздействия одной дозы или ограниченного количества первых доз наркотика.

При приеме наркотического соединения, концентрация его поднимается в организме до определенного максимального уровня. Есть определенная группа наркотиков, при употреблении которых во время роста концентрация в крови вплоть до пикового значения — действие их сильнее. Чем аналогичные эффекты при тех же условиях, но во время понижения уменьшения концентрации. Примером может служить алкоголь — исследования демонстрируют наличие острой толерантности к этиловому спирту.

Примеры острой толерантности к наркотикам

Ухудшение краткосрочной памяти наблюдается в качестве эффекта от умеренной дозы алкогольных напитков. То есть не совсем еще напившийся человек, обычно затрудняется припомнить события за последнюю минуту. Но потом, кода концентрация алкоголя в крови уменьшается он лучше откладывает в памяти только что произошедшее.

А ведь это подтверждает, что к алкоголю имеется острая толерантность. Очевидно, что при такой же степени алкогольной интоксикации (степени опьянения) более часто наблюдается ухудшение краткосрочной памяти. Причем, именно в тот период, когда содержания этанола в в организме увеличивается, чем после того как он начал снижаться.

Еще одним примером толерантности острого вида можно считать толерантность к психоактивным стимуляторам наркотического ряда, как кокаин. Кокаин наркотик быстродействующий, причем приятные эффекты, эйфория от первой дозы существенно снижается, когда принимается еще одна, дополнительная доза. Употребление во второй раз — и даже в случае такой же дозировки наркотик вызывает более слабое удовольствие. А это обуславливается именно сильно проявляющейся острой толерантности.

Сущность длительной наркотической толерантности

Длительную толерантность следует отнести суммарным эффектам регулярного употребления определенной дозы наркотика. Наблюдают это при хронической наркотической зависимости, когда употребление происходит постоянно. Длительная толерантность демонстрирует, что индивидуум для достижения желаемых ощущений нуждается в большем. Так называемый «приход» ранее возникал от меньших наркотических доз. Но теперь он употребляет наркотика или в дозе увеличенной или чаще. А бывает и совместно.

Так, на примере с алкоголем и проблемами с краткосрочной памятью. Так, у человека может наблюдаться ухудшение короткой памяти, если он выпил шесть кружек пива. Тогда допустим месяцем ранее ухудшение памяти вызывалось даже тремя кружками пива. Кстати, степень начальной алкогольной толерантности отчетливо проявляется по возникновению рвоты после выпивки. То есть того кого мутит и рвет от алкоголя быстрее, тот менее устойчив, а значит более здоров.

Еще один механизм толерантности может быть объяснен поведенческой установкой у человека. А поэтому был назван приобретенной или поведенческой толерантностью. Так, субъект, обладающий существенным опытом от действия спиртного терял координацию движения.

Но наверняка приспосабливается и компенсирует состояние алкогольной интоксикации доступными ему способами. Например, пониженным центром тяжести или медленной ходьбы. При этом ему удается не падать, даже в состоянии сильного опьянения. Можно описать другие разновидности проявлений поведенческой толерантности к наркотикам.

Как нарко-толерантность мешает медикам

К примеру, толерантность по отношению к одному наркотическому веществу может распространиться и на похожий наркотик. Это явление, называли перекрестная толерантность. Наркоман с развитой толерантностью на одно вещество, как правило приобретет толерантность к аналогичному наркотику. Причем, если даже другое похожее вещество ни разу не пробовалось.

Медики-практики, сталкиваются с перекрестной толерантностью нередко пред хирургическим столом. Пациент, который приобрел серьезную толерантность к наркотическим соединениям, по другому реагирует на наркоз. Постоянное подавление центральной нервной системы, например через барбитураты или алкоголь, изменяют её работу глобально. Что представляет серьезную трудность для анестезиологов.

Депрессанты традиционно применяются для определенных целей в хирургии, вследствие того, что обладают успокаивающим воздействием. В итоге, постоянное употребление алкоголя или барбитуратов могут спровоцировать перекрестную толерантность к средствам, используемым в качестве анестезирующих.

Можно оценить материал: Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.

Популярное по теме:

Новошотландский ретривер — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Новошотла́ндский ретри́вер (англ. nova scotia duck tolling retriever), также то́ллер (англ. toller) — порода охотничьих собак, выведенная в Канаде.

Является самой молодой породой из ретриверов, порода была признана в Канаде в 1945 году. В Международной кинологической федерации её стандарт был принят в 1987 году. Официальное название этой породы Nova Scotia Duck Tolling Retriever, то есть «новошотландский приманивающий уток ретривер». Толлеры были выведены канадскими охотниками для приманивания птицы (tolling) и последующей подачи подстреленной птицы.

Толлер значительно меньше других ретриверов, его рост составляет всего 45—51 см. Это компактная собака рыжего окраса с белыми отметинами на лапах, хвосте, груди и морде. В настоящее время толлеры являются достаточно популярной собакой во многих странах Европы, в первую очередь в Скандинавии. Небольшой размер делает толлеров весьма удобными собаками для содержания в квартире.

Как и остальные ретриверы, толлеры — многогранные собаки, способные отлично себя проявить не только в охоте, но и в аджилити, обидиенсе и т. п. Но в целом, обучение толлера считается несколько более сложным, чем дрессировка золотистых ретриверов, лабрадоров и флэтов. Это связано с тем, что монотонное повторение команд не слишком интересно для сообразительного и активного толлера, поэтому дрессировка новошотландского ретривера должна быть максимально разнообразной.

В отличие от общительных лабрадоров и золотистых ретриверов, толлеры более отстраненно относятся к посторонним людям и собакам, в своей семье они часто выбирают «вожака» и хотят быть собакой «одного хозяина».

  • Михайлова И. Игры красной собаки // Друг собак : журнал. — М.: ООО «Премьера Медиа», 2011. — № 6. — С. 52—54.

Толерантность (фармакология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Толерантность (в фармакологии) или синдром привыкания (привыкание к лекарственным средствам[1]) означает снижение реакции на повторное введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта[2].

Также различают обратную толерантность — особое состояние, при котором требуется меньшая доза для достижения заданного эффекта, и кросстолерантность — когда приём одного вещества повышает толерантность к приёму других веществ (как правило из той же группы или класса).

Чем выше толерантность употребляющего к веществу, тем большие дозы ему необходимы для получения ожидаемого эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества, а после прекращения приёма со временем снижается. Быстро формируется толерантность к кофеину и опиатам. Чем чаще и чем в больших дозах вещество употребляется — тем быстрее растёт толерантность.

Своеобразный тип толерантности вызывают классические психоделики (ЛСД, псилоцибин, мескалин) — при приёме одного из этих веществ толерантность возрастает очень быстро, буквально через несколько часов после начала действия, но полностью спадает приблизительно за неделю. Более того, для психоделиков характерна кросстолерантность; к примеру, приём псилоцибина на следующий день после приёма ЛСД, в зависимости от индивидуальной восприимчивости и количества вещества, либо вообще не даст никакого эффекта, либо эффект будет значительно снижен и непродолжителен. Кросстолерантность психоделиков также полностью исчезает приблизительно за одну неделю.

Отмечают, что к некоторым веществам, например, у сальвинорина, природного диссоциатива, содержащегося в мексиканском шалфее Salvia divinorum, может отмечаться обратная толерантность, означающая, что при длительном употреблении для достижения одного и того же эффекта требуется меньшее количество вещества.

Тахифилаксией называют быстрое (буквально после первого использования) развитие толерантности к приёму лекарственного вещества[3].

  • Харкевич Д. А. Фармакология: учебник : [для мед. вузов] — 10-е изд. — М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010 — ISBN 5970415685

Толерантность к наркотикам - виды и стадии

Толерантность к наркотикам проявляется в снижении воздействия наркотического вещества на организм. Медицинский термин «толерантность» обозначает способность организма переносить воздействие определенных доз наркотиков. Организм привыкает к влиянию наркотического препарата, ему необходимо получать большую порцию для получения нужного эффекта. Известно, что опытный наркоман способен переносить большое количество доз препаратов, чем новичок.

Виды толерантности к наркотикам

Воздействие наркотика на организм зависит не только от силы влияния вещества, но также от состояния здоровья и чувствительности человека. Увеличение толерантности становится главной причиной постепенного увеличения дозы, что является неизбежным в наркомании.

Выделяют три основных типа толерантности. Они имеют различные механизмы действия:

  1. Первая стадия – нарастание толерантности. В организме больного увеличивается степень метаболизма наркотического вещества. Амплитуда толерантности в начале и по мере течения болезни усиленно возрастает. Больной нуждается увеличивать концентрацию психоактивных соединений в организме. Чувствительность к наркотическим препаратам понижается, так как клетки центральной нервной системы деформируются, в них происходят кардинальные изменения.

Интересно. Толерантность к наркотикам может быть частично приобретенной. Был проведен ряд исследований. Человеку А на протяжении 10 дней давали дозу наркотиков в одном и том же месте. Человеку Б препарат предоставляли в различных местах и никогда не повторялись. По истечению срока исследований пристрастие к наркотикам наблюдалась у обоих, но у человека А она была гораздо выше. Ученые сделали вывод, что необходимость увеличения дозы в большей степени является приобретенной.

  1. Вторая стадия – функциональная толерантность. Она характеризуется уменьшением чувствительности мозга и нервной системы к эффекту, который производят наркотические вещества. Степень привыкания центральной нервной системы различная. К некоторым видам нароктиков организм привыкает быстрее, к другим – медленнее. Но происходит привыкание в любом случае. Этот вид врачи делят на два подвида:
  • Длительный тип относится к суммарному эффекту употребления конкретной дозы наркотического вещества. Этот тип демонстрирует, что больной для получения желаемого эффекта вынужден употреблять большую порцию;
  • Острый тип или тахифилаксия относят к первым дозам употребления наркотиков. Больной принимает препарат, концентрация которого поднимается до пикового уровня. Специфическая реакция характерна тем, что организм перестает отвечать на повторное введение препаратов.
  1. Третья стадия – снижение пристрастия ниже первоначального уровня. Она объясняется поведенческой установкой больного. Человек приспосабливается к своему физическому состоянию, поэтому не теряет равновесие при ходьбе, способен координировать свои движения.

Восприимчивость к наркотикам

Каждое чувства и эмоция основано на действие мозга. Он является базой психической деятельности человека. Психоактивные вещества, в том числе наркотические препараты, воздействуют на клетки мозга. Восприимчивость к наркотикам не зависит от физического или эмоционального состояния человека.

Сами по себе наркотики не вызывают привыкание. Многие люди, которые однажды попробовали запрещенные препараты, так и не стали наркоманами. Эндорфин является природным болеутоляющим, который позволяет ощущать любовь. В нормальной ситуации выработка эндрфина является естественным процессом. Больной человек испытывает в этом недостаток, эндогенный морфин не выделяется в мозг. Заменой эндорфина выступают наркотики. Мозг приобретает восприимчивость к запрещенным препаратам.

Как действует механизм наркотической толерантности

Психоактивные наркотики взаимодействуют с рецепторами нервных окончаний. Они контролируют эмоции, подавляют боль и воздействую на гормональную функцию. Наркотики усиливают влияние элементов, которые выделяются нервными окончаниями, для достижения «кайфа». После продолжительного времени приема наркотики больше не выполняют свою функцию, больной нуждается в большей порции для достижения «кайфа».

Последствия толерантности к наркотикам

Восприимчивость к воздействию наркотических препаратов является обратимой. Период воздержания увеличивает чувствительность мозга и нервной системы к воздействию наркотика, что приводит к смерти от передозировки. Острый тип толерантности теряет свою силу при продолжительном времени воздержания от приема доз. А длительный тип нуждается в значительном сроке лечения и воздержания. Относительная толерантность не теряется навсегда, если больной не проходит специальные процедуры.

Если человек снова возвращается к употреблению наркотиков, то привыкание у него проявляется гораздо быстрее, чем в первый раз. Познания о толерантности помогают понять особенности связи между употреблением наркотиков и поведением человека, который принимает их. 

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

Толлер, Эрнст — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Толлер.

Эрнст Толлер (нем. Ernst Toller, 1 декабря 1893 — 22 мая 1939), немецкий поэт, драматург, революционер, антифашист, глава Баварской Советской Республики, одна из ярчайших фигур экспрессионизма.

Эрнст Толлер родился в прусском местечке Замотшин в провинции Позен (ныне Польша) в купеческой еврейской семье. После училища он поступил в Гренобльский университет во Франции, где его и застала Первая мировая война.

Первая мировая[править | править код]

Вернувшись в Германию, Толлер добровольцем ушёл на фронт, тринадцать месяцев он провёл на передовой, где его ура-патриотизм сменился ужасом перед бессмысленным убийством; домой он вернулся пацифистом. На фронте Толлер начал писать свою первую пьесу — «Преображение» (нем. Die Wandlung).

Демобилизованный по болезни, он направился в Берлин, где сблизился с радикально мыслящим Максом Вебером. Однако и взгляды Вебера не удовлетворяют Толлера, считающего, что недостаточно свергнуть кайзера и изменить избирательную систему — нужно, чтобы изменился человек.

Пытаясь продолжить учёбу, Толлер отправился в Гейдельберг. Там вместе с другими студентами он вскоре создает антивоенную организацию — «Культурно-политический союз немецкой молодёжи». На Союз тут же обрушиваются обвинения в измене родине, военные власти Германии запрещают его, членов отправляют на фронт, а Толлера сажают в военную тюрьму. Позже стараниями матери, не верившей, что её сын изменник, Эрнста переводят в психиатрическую лечебницу, где он долго не выдерживает и добивается обратного перевода в тюрьму.

Выйдя на свободу, Толлер отправился в Мюнхен, где вспыхнула антивоенная забастовка. Он знакомится с лидером независимых социал-демократов Куртом Эйснером, помогает рабочим сочинять декларации, читает на митингах свою первую пьесу. Несмотря на молодость, Толлер обнаруживает мощную харизму, способность убеждать людей, избирается членом стачечного комитета мюнхенских рабочих и невольно становится одним из лидеров стачки. Она вызывает большой отклик на фронте, солдатские бунты и братания. Толлера снова сажают в тюрьму — якобы за дезертирство. В переполненной дезертирами тюрьме царит атмосфера безумия и отчаяния:

«Осколками стекла они вскрывают себе вены, разрывают простыни и свивают из полотнищ верёвки, бросаются в каменные пролёты лестниц. Я никогда не забуду пронзительного животного вопля, ворвавшегося однажды утром в мой сон; я вскочил и тоже закричал и, чужой самому себе, кричал и кричал, не переставая…»[источник не указан 3539 дней]

В этой атмосфере Толлер начинает писать стихи (будущая книга «Песни заключённых» (нем. Gedichte der Gefangenen). Выйдя из тюрьмы, он в 1919 году закончил экспресионистскую антивоенную пьесу «Преображение», одну из главных[источник не указан 3539 дней] пьес немецкого экспрессионизма. «Преображение» сразу становится очень популярным[источник не указан 3539 дней], его много раз ставят в Берлине, а затем и в других странах, в частности, в Советской России.

Баварская Советская Республика[править | править код]

Тем временем война закончилась поражением, в ноябре 1918 года в Германии произошла Ноябрьская революция, кайзер бежит в Голландию. В Баварии к власти приходят левые социалисты во главе с Куртом Эйснером, провозглашается Баварская социалистическая республика. Толлер едет в Мюнхен, помогать Эйснеру, но того вскоре убивает офицер-монархист Антон фон Арко ауф Валлей. Начинаются волнения, в результате которых в начале апреля 1919 года власть берут рабочие Советы — и Толлер в 25 лет становится одним из лидеров республики (вместе с поэтом Эрихом Мюзамом, философом-анархистом Густавом Ландауэром и революционером российского происхождения Евгением Левине).

К этому времени в Берлине уже были убиты лидеры «Союза Спартака» Карл Либкнехт и Роза Люксембург, в стране началась волна репрессий. Берлин не признал Советскую республику и направил в Баварию войска. Генералитет, желая отыграться за проигранную войну, бросает на Мюнхен огромные силы с артиллерией и бронепоездами. Начинается гражданская война, и убеждённый пацифист Толлер становится руководителем обороны[1].

Став командующим Красной армии, в первом же сражении Толлер одержал победу: красноармейцы вынудили фрайкоры отступить и пленили 50 офицеров, которых он распорядился освободить. Он также запретил вести артиллерийский огонь по городу, занятому противником, — ведь там были и мирные жители. Сторонник бескровной революции, Толлер изо всех сил старается обойтись без лишних жертв, ведёт переговоры, выступает против введения смертной казни, никого не расстреливает, отпускает пленных солдат и офицеров домой и т. д. Впрочем, противоположная сторона в переговорах не заинтересована и продолжает наступление.

В результате такой политики, внутренних склок и неравенства сил (несколько тысяч рабочих против 60-тысячной армии) республика Советов держится меньше месяца. Когда становится ясно, что положение безнадёжно, Толлер предлагает правительству пойти на переговоры о капитуляции. Однако коммунисты отказывают ему. Толлер уходит с поста командующего и становится рядовым красноармейцем.

1 мая 1919 г. германские войска и отряды фрайкора взяли Мюнхен и устраивают массовый террор. Многие сотни невинных людей и почти все руководители республики расстреляны. Однако Толлер несколько месяцев скрывается (среди прочих ему помогает Райнер Мария Рильке). Его нашли уже после окончания расправ и в июне 1919 года осудили на пять лет тюрьмы.

Тюрьма и расцвет творчества[править | править код]

В тюрьме для политзаключенных в Нидершёненфельде Толлер написал свои лучшие экспрессионистские драмы — «Человек-Масса» (Masse-Mensch) и «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann) (а также пьесы «Разрушители машин», «Освобождённый Вотан», «Месть осмеянных любовников») В разгар работы над «Немецким калекой» Толлеру предлагают бежать. Шансы на успех велики — но Толлер так увлечён пьесой, что, помучившись, отказывается и остаётся в тюрьме ещё на три года. Здесь же он создаёт несколько сборников стихов. Ромен Роллан писал об этих стихах:

«Обнажённые нервы болезненно, судорожно реагируют на малейшее соприкосновение с внешним миром. Сумеречные тени и отблески заката оживляют тюремную камеру пьянящими плясками; всё наполняется жизнью и движением; целая вселенная бурлит в узком пространстве камеры. Он обрёл дивную способность воплощаться во всё, что его окружает. Он чувствует себя братом вот этой девушки — будущей матери, проходящей по тюремному двору, братом даже своих стражей. Более того, он брат всего сущего, ибо все есть жизнь — дождь, камни, увядший цветок, весенняя зелень, пробивающаяся сквозь грязь тюремного двора…»

Эрнст Толлер в заключении

Толлер становится самым знаменитым немецким драматургом и политзаключенным. Его пьесы безостановочно идут в Германии, спектакли превращаются в стихийные митинги. Драмы переводят на многие языки, ставят лучшие режиссёры авангардного театра, такие как Эрвин Пискатор и Всеволод Мейерхольд. В 1919 году в Берлине спектаклем «Преображение» открывается специальный экспрессионистский театр «Трибуна». Толлер и его товарищи революционизируют театр, который видится им духовным братством зрителей и актёров, домом мистерии, изменяющей человека. Большую роль в постановках начинают играть световые эффекты, гротескные сцены, выплеск эмоций. От актёров требуется не характерность, а напротив, выражение глубинной сути человека в момент наивысшего напряжения духовных сил.

Антифашизм[править | править код]

В 1925 году Толлер выходит на свободу. Несмотря на славу, его ждет разочарование. За пять лет Германия изменилась, времена катарсиса, открытости и поиска прошли, все смирились с тем, что есть. Революция, строительство нового мира уже никого всерьез не интересуют. Об этом Толлер пишет последнюю из своих лучших пьес — «Ура, мы живы!» (Hoppla, wir leben!). Дальше Толлер пишет мало — все больше отдаваясь политике. Он сочиняет еще несколько пьес — «Слепая богиня» (Die blinde Göttin), «Туши котлы!» (Feuer aus den Kesseln!), «Чудо в Америке» (Wunder in Amerika), «Мира не будет!» (Nie wieder Friede!), «Пастор Халь» (Pastor Hall) — но они по большей части публицистично-антифашистские и выходят скучнее, чем ранние вещи. Для экспрессионизма нужен новый катарсис, а его нет. Главным делом Толлера становится борьба с фашизмом. Глубоко чувствуя коллективное сознание, он раньше других понимает, что такое фашизм — загнанное вглубь разочарование, слепое действие человека, потерявшего связь с собой.

Еще в тюрьме Толлер написал пьесу «Освобождённый Вотан» с безумным парикмахером, выглядящим как сатира на Гитлера. То, что писатель говорит в 30 году, кажется пророчеством: «Европу ждет царство фашизма, которое кончится ужасной войной». Он говорит, что Гитлер, получив власть, никогда её не отдаст, что оппозиция будет бессильна перед государством.

Интересуясь всеми попытками строительства новой жизни, Толлер много ездит — и в 1930 выпускает книгу «Вдоль и поперёк» (Quer durch) про путешествия в СССР, Америку, Индию и Палестину. В СССР Толлер приезжал дважды — в 1926 и 1934 годах. Советская Россия, к которой Толлер относился очень доброжелательно, весьма его разочаровала. Виктор Серж вспоминал про это:

«Что я не могу передать, так это атмосферу гнетущей тошнотворной глупости на писательских собраниях, сведенных к ревностному служению власти. Между нами сидел Эрнст Толлер, недавно вышедший из баварской тюрьмы. Ему отрывками переводили одуряющую речь и его большие чёрные глаза на лице, полном силы и спокойствия, выражали растерянность. Конечно, мятежный поэт представлял себе советскую литературу несколько иначе».

28 февраля 1933 года, в ночь поджога рейхстага, в квартиру Толлера ворвалось гестапо — ареста и убийства он избежал только потому, что накануне уехал выступать в Швейцарию. У нацистов остался весь архив писателя.

Америка, война в Испании[править | править код]

Из Швейцарии Толлер переезжает во Францию, Лондон, а затем в США. В 1933 году, в эмиграции он выпускает одну из лучших своих книг — воспоминания «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland). В Америке Толлер становится лидером немецких антифашистов. Он ведет агитацию, пытается объединить беженцев, всячески помогает им, выбивает визы, виды на жительство и разрешения на работу. Сам он, надеясь донести свои идеи через кино, устраивается сценаристом в «Metro-Goldwyn-Mayer» — поэтому не бедствует. Но пишет Толлер мало — он слишком темпераментен, чтобы в отрыве от своей публики тратить время на искусство. С началом войны в Испании Толлер разворачивает мощную кампанию помощи республике и беженцам, собирает деньги (и сам отдает все свои сбережения). Он встречается с конгрессменами и президентом Франклином Рузвельтом, пытаясь убедить их, что Испания для фашистов лишь репетиция большой войны.

Однако с 1937 года Толлер все сильнее страдает от депрессии. Собранная им для республики огромная сумма денег попадает в руки франкистов. Его брат и сестра находятся в нацистском концлагере. Победа Франко приводит его в отчаяние — 22 мая 1939, в день победного марша националистов в Мадриде, Толлер повесился в ванной своего номера в нью-йоркском отеле «Мэйфлауэр». Некрологи о нём написали Уистен Оден, Уильям Батлер Йейтс, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и многие другие.

2009 год в Баварии неофициально стал годом памяти Эрнста Толлера. Общество Эрнста Толлера[2] наградило своей почётной премией баварского актёра, кабаретиста, телеведущего и писателя Герхарда Польта (нем.). Архивировано 3 марта 2012 года. В том же году московским режиссёром Павлом Карташевым и проживающим в Мюнхене культурным и общественным деятелем Хаимом Билга («Vox Scaenica»), специально к 70-й годовщине памяти великого немецкого гуманиста, поэта и драматурга Эрнста Толлера, 22 мая был поставлен поэтический перформанс «Поэзия — камертон нашего времени. Диалог эпох». Премьера прошла на мюнхенской площадке Seebühne-Westpark (нем.). Архивировано 3 марта 2012 года.

Пьесы:

  • «Преображение» (Die Wandlung; 1919)
  • «Человек-масса» (Masse-Mensch; 1921), по-русски опубликована в переводах Адриана Пиотровского и Осипа Мандельштама
  • «Разрушители машин» (1922)
  • «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann; 1923), по-русски опубликована в переводе Адриана Пиотровского под названием «Эуген несчастный»
  • «Освобождённый Вотан» (1923)
  • «Месть осмеянных любовников»
  • «Гоп-ля, мы живём!» (Hoppla, wir leben! 1927), по-русски опубликована в вольном переводе А. Н. Горлина
  • «Слепая богиня»
  • «Гасить котлы» (1930)
  • «Чудо в Америке»
  • «Мира не будет»
  • «Пастор Халь»

Воспоминания:

  • «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland), публиковалась по-русски
  • «Вдоль и поперек» (Quer durch)
  • «Правосудие. Пережитое» (Justiz. Erlebnis)

Стихи: (частично переводились)

  • «Песни заключённых» (Gedichte der Gefangenen)
  • «Книга ласточек» (Das Schwalbenbuch)
  • «Verbruderung»

Фильм:

  • «Пастор Халь», (Pastor Hall, США, 1940)

В СССР Толлера много переводили и ставили в 1920-х годах, но позже он перестал соответствовать советским стандартам. Пьеса «Гоп-ля! Мы живы!» ставилась на грузинской сцене К. Марджановым. В 1935 году был издан перевод «Юности в Германии» — с тех пор публикаций по-русски не было.

Известные постановки[править | править код]

  • Разрушители машин. — Иваново-Вознесенск, 1923
  • Человек-масса. — М.- Пг., 1923.
  • Эуген несчастный. — Пг., 1923
  • Освобождённый Вотан.— Л.- М., 1924, 1925
  • Тюремные песни. — М., 1925
  • Штурм голода. — М., 1926
  • Живём! Живём! — Л., 1928
  • Дело об убийстве. — М., 1934
  • Гасить котлы! Драма. — М.: Гослитиздат, 1935.
  • Юность в Германии. — М.: Гослитиздат, 1935

Толлер - это... Что такое Толлер?

  • Толлер — Эрнст (Ernst Toller 1893 ) немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию. Лишь… …   Литературная энциклопедия

  • Толлер — (Toller)         Эрнст (1.12.1893, Замочин, ныне Шамоцин, близ г. Быдгощ, Польша, 22.5.1939, Нью Йорк), немецкий писатель. Учился в Гренобле (до 1914), затем в Гейдельберге и Мюнхене. Один из лидеров Экспрессионизма. В 1919 член правительства… …   Большая советская энциклопедия

  • толлер — т оллер, а …   Русский орфографический словарь

  • Толлер Э. — ТÓЛЛЕР (Toller) Эрнст (1893–1939), нем. писатель, один из лидеров экспрессионизма, деятель рабочего движения. С 1933 в антифаш. эмиграции. Антивоен. и антифаш. драмы Человек масса (1921), Гасить котлы! (1930), Пастор Халль (1939), стихи.… …   Биографический словарь

  • ТОЛЛЕР Эрнст — ТОЛЛЕР (Тоller) Эрнст (1893 1939) немецкий писатель, один из лидеров экспрессионизма; деятель рабочего движения. В 1919 член правительства Баварской советской республики. С 1933 в эмиграции. Человек и революция главная тема антивоенных и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Толлер Эрнст — Толлер (Toller) Эрнст (1.12.1893, Замочин, ныне Шамоцин, близ г. Быдгощ, Польша, 22.5.1939, Нью Йорк), немецкий писатель. Учился в Гренобле (до 1914), затем в Гейдельберге и Мюнхене. Один из лидеров экспрессионизма. В 1919 член правительства… …   Большая советская энциклопедия

  • Толлер, Эрнст — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Толлер, Монтагу — Олимпийские награды Крикет Зо …   Википедия

  • Толлер Эрнст — (Toller) (1893 1939), немецкий писатель, один из лидеров экспрессионизма; деятель рабочего движения. В 1919 член правительства Баварской советской республики. С 1933 в эмиграции. Человек и революция  главная тема антивоенных и антифашистских драм …   Энциклопедический словарь

  • Толлер, Эрнст — (Toller), (1893 1939), немецкий писатель, поэт и драматург. Родился 1 декабря 1893 в Замотшине (ныне Замосць, Польша) в семье лавочника еврея. Учился в Гренобле, затем в Гейдельберге и Мюнхене. Участник 1 й мировой войны, добровольцем вступил в… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Толлер, Эрнст - это... Что такое Толлер, Эрнст?

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 24 мая 2012.

    Эрнст Толлер (нем. Ernst Toller, 1 декабря 1893 — 22 мая 1939), немецкий поэт, драматург, революционер, антифашист, глава Баварской Советской Республики, одна из ярчайших фигур экспрессионизма.

    Биография

    Эрнст Толлер родился в восточно-прусском местечке Шамоцин (ныне Польша) в купеческой еврейской семье. После училища он поступил в Гренобльский университет во Франции, где его и застала Первая мировая война.

    Первая мировая

    Вернувшись в Германию, Толлер добровольцем ушёл на фронт, тринадцать месяцев он провёл на передовой, где его ура-патриотизм сменился ужасом перед бессмысленным убийством; домой он вернулся пацифистом. На фронте Толлер начал писать свою первую пьесу - «Преображение» (нем. Die Wandlung).

    Демобилизованный по болезни, он направился в Берлин, где сблизился с радикально мыслящим Максом Вебером. Однако и взгляды Вебера не удовлетворяют Толлера, считающего, что недостаточно свергнуть кайзера и изменить избирательную систему — нужно, чтобы изменился человек.

    Пытаясь продолжить учёбу, Толлер отправился в Гейдельберг. Там вместе с другими студентами он вскоре создает антивоенную организацию — «Культурно-политический союз немецкой молодёжи». На Союз тут же обрушиваются обвинения в измене родине, военные власти Германии запрещают его, членов отправляют на фронт, а Толлера сажают в военную тюрьму. Позже стараниями матери, не верившей, что её сын изменник, Эрнста переводят в психиатрическую лечебницу, где он долго не выдерживает и добивается обратного перевода в тюрьму.

    Выйдя на свободу, Толлер отправился в Мюнхен, где вспыхнула антивоенная забастовка. Он знакомится с лидером независимых социал-демократов Куртом Эйснером, помогает рабочим сочинять декларации, читает на митингах свою первую пьесу. Несмотря на молодость, Толлер обнаруживает мощную харизму, способность убеждать людей и невольно становится одним из лидеров стачки. Она вызывает большой отклик на фронте, солдатские бунты и братания. Толлера снова сажают в тюрьму, якобы, за дезертирство. В переполненной дезертирами тюрьме царит атмосфера безумия и отчаяния:

    «Осколками стекла они вскрывают себе вены, разрывают простыни и свивают из полотнищ верёвки, бросаются в каменные пролёты лестниц. Я никогда не забуду пронзительного животного вопля, ворвавшегося однажды утром в мой сон; я вскочил и тоже закричал и, чужой самому себе, кричал и кричал, не переставая…»[источник не указан 858 дней]

    В этой атмосфере Толлер начинает писать стихи (будущая книга «Песни заключенных» (нем. Gedichte der Gefangenen). Выйдя из тюрьмы, он в 1919 году закончил экспресионистскую антивоенную пьесу «Преображение», одну из главных[источник не указан 858 дней] пьес немецкого экспрессионизма. «Преображение» сразу становится очень популярным[источник не указан 858 дней], его много раз ставят в Берлине, а затем и в других странах, в частности, в Советской России.

    Баварская Советская Республика

    Тем временем война закончилась поражением, в ноябре 1918 года в Германии произошла Ноябрьская революция, кайзер бежит в Голландию. В Баварии к власти приходят левые социалисты во главе с Куртом Эйснером, провозглашается Баварская республика. Толлер едет в Мюнхен, помогать Эйснеру, но того вскоре убивает офицер-монархист. Начинаются волнения, в результате которых в начале апреля 1919 года власть берут рабочие советы — и Толлер в 24 года становится одним из лидеров республики (вместе с поэтом Эрихом Мюзамом, философом-анархистом Густавом Ландауэром и революционером российского происхождения Евгением Левине).

    К этому времени в Берлине уже были убиты лидеры «Союза Спартака» Карл Либкнехт и Роза Люксембург, в стране началась волна репрессий. Берлин не признал Советскую республику и направил в Баварию войска. Генералитет, желая отыграться за проигранную войну, бросают на Мюнхен огромные силы с артиллерией и бронепоездами. Начинается гражданская война, Толлер становится руководителем обороны[источник не указан 1287 дней]. Он изо всех сил старается обойтись без лишних жертв, ведет переговоры, никого не расстреливает, отпускает пленных солдат домой и т. д. В результате такой политики, внутренних склок и неравенства сил (несколько тысяч рабочих против 60-тысячной армии) советская республика держится всего месяц. Когда становится ясно, что положение безнадёжно, Толлер предлагает правительству пойти на переговоры о капитуляции. Однако, коммунисты отказывают ему — Толлер уходит с поста командующего и становится рядовым красноармейцем.

    Первого мая германские войска и отряды фрайкора взяли Мюнхен и устраивают массовый террор. Многие сотни невинных людей и почти все руководители республики расстреляны. Однако Толлер несколько месяцев скрывается (среди прочих ему помогает Райнер Мария Рильке). Его нашли уже после окончания расправ и осудили на пять лет тюрьмы.

    Тюрьма и расцвет творчества

    В тюрьме для политзаключенных в Нидершёненфельде Толлер написал свои лучшие экспрессионистские драмы — «Человек-Масса» (Masse-Mensch) и «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann) (а также пьесы «Разрушители машин», «Освобожденный Вотан», «Месть осмеянных любовников») В разгар работы над «Немецким калекой» Толлеру предлагают бежать. Шансы на успех велики — но Толлер так увлечен пьесой, что, помучившись, отказывается и остается в тюрьме ещё на три года. Здесь же он создает несколько сборников стихов. Ромен Роллан писал об этих стихах:

    «Обнаженные нервы болезненно, судорожно реагируют на малейшее соприкосновение с внешним миром. Сумеречные тени и отблески заката оживляют тюремную камеру пьянящими плясками; все наполняется жизнью и движением; целая вселенная бурлит в узком пространстве камеры. Он обрел дивную способность воплощаться во все, что его окружает. Он чувствует себя братом вот этой девушки — будущей матери, проходящей по тюремному двору, братом даже своих стражей. Более того, он брат всего сущего, ибо все есть жизнь — дождь, камни, увядший цветок, весенняя зелень, пробивающаяся сквозь грязь тюремного двора…»

    Толлер становится самым знаменитым немецким драматургом и политзаключенным. Его пьесы безостановочно идут в Германии, спектакли превращаются в стихийные митинги. Драмы переводят на многие языки, ставят лучшие режиссёры авангардного театра, такие как Эрвин Пискатор и Всеволод Мейерхольд. В 1919 году в Берлине спектаклем «Преображение» открывается специальный экспрессионистский театр «Трибуна». Толлер и его товарищи революционизируют театр, который видится им духовным братством зрителей и актёров, домом мистерии, изменяющей человека. Большую роль в постановках начинают играть световые эффекты, гротескные сцены, выплеск эмоций. От актёров требуется не характерность, а напротив, выражение глубинной сути человека в момент наивысшего напряжения духовных сил.

    Антифашизм

    В 1925 году Толлер выходит на свободу. Несмотря на славу, его ждет разочарование. За пять лет Германия изменилась, времена катарсиса, открытости и поиска прошли, все смирились с тем, что есть. Революция, строительство нового мира уже никого всерьез не интересуют. Об этом Толлер пишет последнюю из своих лучших пьес — «Ура, мы живы!» (Hoppla, wir leben!). Дальше Толлер пишет мало — все больше отдаваясь политике. Он сочиняет еще несколько пьес — «Слепая богиня» (Die blinde Göttin), «Туши котлы!» (Feuer aus den Kesseln!), «Чудо в Америке» (Wunder in Amerika), «Мира не будет!» (Nie wieder Friede!), «Пастор Халь» (Pastor Hall) — но они по большей части публицистично-антифашистские и выходят скучнее, чем ранние вещи. Для экспрессионизма нужен новый катарсис, а его нет. Главным делом Толлера становится борьба с фашизмом. Глубоко чувствуя коллективное сознание, он раньше других понимает, что такое фашизм — загнанное вглубь разочарование, слепое действие человека, потерявшего связь с собой.

    Еще в тюрьме Толлер написал пьесу «Освобождённый Вотан» с безумным парикмахером, выглядящим как сатира на Гитлера. То, что писатель говорит в 30 году, кажется пророчеством: «Европу ждет царство фашизма, которое кончится ужасной войной». Он говорит, что Гитлер, получив власть, никогда ее не отдаст, что оппозиция будет бессильна перед государством.

    Интересуясь всеми попытками строительства новой жизни, Толлер много ездит — и в 1930 выпускает книгу «Вдоль и поперёк» (Quer durch) про путешествия в СССР, Америку, Индию и Палестину. В СССР Толлер приезжал дважды — в 1926 и 1934 годах. Советская Россия, к которой Толлер относился очень доброжелательно, его, конечно, удивила. Виктор Серж вспоминал про это:

    «Что я не могу передать, так это атмосферу гнетущей тошнотворной глупости на писательских собраниях, сведенных к ревностному служению власти. Между нами сидел Эрнст Толлер, недавно вышедший из баварской тюрьмы. Ему отрывками переводили одуряющую речь и его большие черные глаза на лице, полном силы и спокойствия, выражали растерянность. Конечно, мятежный поэт представлял себе советскую литературу несколько иначе».

    28 февраля 1933 года, в ночь поджога рейхстага, в квартиру Толлера ворвалось гестапо — ареста и убийства он избежал только потому, что накануне уехал выступать в Швейцарию. У нацистов остался весь архив писателя.

    Америка, война в Испании

    Из Швейцарии Толлер переезжает во Францию, Лондон, а затем в США. В 1933 году, в эмиграции он выпускает одну из лучших своих книг — воспоминания «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland). В Америке Толлер становится лидером немецких антифашистов. Он ведет агитацию, пытается объединить беженцев, всячески помогает им, выбивает визы, виды на жительство и разрешения на работу. Сам он, надеясь донести свои идеи через кино, устраивается сценаристом в «Metro-Goldwyn-Mayer» — поэтому не бедствует. Но пишет Толлер мало — он слишком темпераментен, чтобы в отрыве от своей публики тратить время на искусство. С началом войны в Испании Толлер разворачивает мощную кампанию помощи республике и беженцам, собирает деньги (и сам отдает все свои сбережения). Он встречается с конгрессменами и президентом Франклином Рузвельтом, пытаясь убедить их, что Испания для фашистов лишь репетиция большой войны.

    Однако с 1937 года Толлер все сильнее страдает от депрессии. Собранная им для республики огромная сумма денег попадает в руки националистов. Его брат и сестра находятся в нацистском концлагере. Победа Франко приводит его в отчаяние — 22 мая 1939, в день победного марша националистов в Мадриде, Толлер повесился в ванной своего номера в нью-йоркском отеле «Мэйфлауэр». Некрологи о нём написали Уистен Оден, Уильям Батлер Йейтс, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и многие другие.

    Наследие

    2009 год в Баварии неофициально стал годом памяти Эрнста Толлера. Общество Эрнста Толлера[1] наградило своей почётной премией баварского актёра, кабаретиста, телеведущего и писателя Герхарда Польта  (нем.). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. В том же году московским режиссёром Павлом Карташевым и проживающим в Мюнхене культурным и общественным деятелем Хаимом Билга («Vox Scaenica»), специально к 70-й годовщине памяти великого немецкого гуманиста, поэта и драматурга Эрнста Толлера, 22 мая был поставлен поэтический перформанс «Поэзия — камертон нашего времени. Диалог эпох». Премьера прошла на мюнхенской площадке Seebühne-Westpark  (нем.). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.

    Пьесы:

    • «Преображение» (Die Wandlung; 1919)
    • «Человек-масса» (Masse-Mensch; 1921), по-русски опубликована в переводах Адриана Пиотровского и Осипа Мандельштама
    • «Разрушители машин» (1922)
    • «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann; 1923), по-русски опубликована в переводе Адриана Пиотровского под названием «Эуген несчастный»
    • «Освобожденный Вотан» (1923)
    • «Месть осмеянных любовников»
    • «Гоп-ля, мы живём!» (Hoppla, wir leben! 1927), по-русски опубликована в вольном переводе А. Н. Горлина
    • «Слепая богиня»
    • «Гасить котлы» (1930)
    • «Чудо в Америке»
    • «Мира не будет»
    • «Пастор Халь»

    Воспоминания:

    • «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland), публиковалась по-русски
    • «Вдоль и поперек» (Quer durch)
    • «Правосудие. Пережитое» (Justiz. Erlebnis)

    Стихи: (частично переводились)

    • «Песни заключенных» (Gedichte der Gefangenen)
    • «Книга ласточек» (Das Schwalbenbuch)
    • «Verbruderung»

    Фильм:

    • «Пастор Халь», (Pastor Hall, США, 1940)

    Пьесы Толлера в СССР

    В СССР Толлера много переводили и ставили в 20-х годах, но позже он перестал соответствовать советским стандартам. Пьеса «Гоп-ля! Мы живы!» ставилась на грузинской сцене К. Марджановым. В 1935 году был издан перевод «Юности в Германии» — с тех пор публикаций по-русски не было.

    Известные постановки

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    толлер - это... Что такое толлер?

  • Толлер — Эрнст (Ernst Toller 1893 ) немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию. Лишь… …   Литературная энциклопедия

  • Толлер — Толлер, Эрнст, немецкий поэт и драматург Толлер, Монтагу, британский крикетчик …   Википедия

  • Толлер — (Toller)         Эрнст (1.12.1893, Замочин, ныне Шамоцин, близ г. Быдгощ, Польша, 22.5.1939, Нью Йорк), немецкий писатель. Учился в Гренобле (до 1914), затем в Гейдельберге и Мюнхене. Один из лидеров Экспрессионизма. В 1919 член правительства… …   Большая советская энциклопедия

  • Толлер Э. — ТÓЛЛЕР (Toller) Эрнст (1893–1939), нем. писатель, один из лидеров экспрессионизма, деятель рабочего движения. С 1933 в антифаш. эмиграции. Антивоен. и антифаш. драмы Человек масса (1921), Гасить котлы! (1930), Пастор Халль (1939), стихи.… …   Биографический словарь

  • ТОЛЛЕР Эрнст — ТОЛЛЕР (Тоller) Эрнст (1893 1939) немецкий писатель, один из лидеров экспрессионизма; деятель рабочего движения. В 1919 член правительства Баварской советской республики. С 1933 в эмиграции. Человек и революция главная тема антивоенных и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Толлер Эрнст — Толлер (Toller) Эрнст (1.12.1893, Замочин, ныне Шамоцин, близ г. Быдгощ, Польша, 22.5.1939, Нью Йорк), немецкий писатель. Учился в Гренобле (до 1914), затем в Гейдельберге и Мюнхене. Один из лидеров экспрессионизма. В 1919 член правительства… …   Большая советская энциклопедия

  • Толлер, Эрнст — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Толлер, Монтагу — Олимпийские награды Крикет Зо …   Википедия

  • Толлер Эрнст — (Toller) (1893 1939), немецкий писатель, один из лидеров экспрессионизма; деятель рабочего движения. В 1919 член правительства Баварской советской республики. С 1933 в эмиграции. Человек и революция  главная тема антивоенных и антифашистских драм …   Энциклопедический словарь

  • Толлер, Эрнст — (Toller), (1893 1939), немецкий писатель, поэт и драматург. Родился 1 декабря 1893 в Замотшине (ныне Замосць, Польша) в семье лавочника еврея. Учился в Гренобле, затем в Гейдельберге и Мюнхене. Участник 1 й мировой войны, добровольцем вступил в… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Эрнст Толлер - это... Что такое Эрнст Толлер?

    Эрнст Толлер (нем. Ernst Toller, 1 декабря 1893 — 22 мая 1939), немецкий поэт, драматург, революционер, антифашист, глава Баварской Советской Республики, одна из ярчайших фигур экспрессионизма.

    Детство

    Эрнст Толлер родился в восточно-прусском местечке Шамоцин (ныне Польша) в купеческой еврейской семье. После училища он поступает в Гренобльский университет во Франции, где его застает Первая мировая война.

    Первая мировая

    Толлер выбирается в Германию и идет добровольцем на фронт. Тринадцать месяцев он проводит на передовой — где патриотизм сменяется ужасом перед бессмысленным убийством.

    «Я стою в окопе, киркой разрыхляю землю. Ее стальной наконечник застревает, я дёргаю и одним махом вырываю. На нем повис какой-то слизистый моток. Наклонившись, я вижу, что это человеческие кишки. Тут был зарыт мёртвый человек. Мёртвый — человек. Не „мёртвый француз“. Не „мёртвый немец“. Мёртвый человек. Все эти мертвецы — люди, все эти мертвецы дышали, как я, у всех этих мертвецов были отцы, матери, жены, которых они любили, земля, на которой они жили, лица, выражавшие радость и горе, глаза, видевшие свет и небо. В эту минуту я осознаю, что был слеп, потому что сам себя ослепил. В эту минуту я наконец понимаю, что все эти мёртвые французы и немцы были братьями, и что я — их брат.»

    На фронте Толлер начинает писать свою первую пьесу «Преображение» (нем. Die Wandlung), заболевает, и его демобилизуют. Он направляется в Берлин, где поражён растерянностью и слепотой интеллигенции, обсуждающей кризис немецкого духа. Толлер сходится с радикально мыслящим Максом Вебером. Однако и взгляды Вебера не удовлетворяют Толлера, считающего, что недостаточно свергнуть кайзера и изменить избирательную систему — нужно, чтобы изменился человек.

    Пытаясь продолжить учёбу, Толлер отправляется в Гейдельберг. Там вместе с другими студентами он вскоре создает антивоенную организацию — «Культурно-политический союз немецкой молодёжи». На Союз тут же обрушиваются обвинения в измене родине, военные власти Германии запрещают его, членов отправляют на фронт, а Толлера сажают в военную тюрьму. Позже стараниями матери, не верившей, что её сын изменник, Эрнста переводят в психиатрическую лечебницу, где он долго не выдерживает и добивается обратного перевода в тюрьму.

    Выйдя на свободу, Толлер едет в Мюнхен, где вспыхнула антивоенная забастовка. Он знакомится с лидером независимых социал-демократов Куртом Эйснером, помогает рабочим сочинять декларации, читает на митингах свою первую пьесу. Несмотря на молодость, Толлер обнаруживает мощную харизму, способность убеждать людей и невольно становится одним из лидеров стачки. Она вызывает большой отклик на фронте, солдатские бунты и братания. Толлера снова сажают в тюрьму, якобы, за дезертирство. В переполненной дезертирами тюрьме царит атмосфера безумия и отчаяния:

    «Осколками стекла они вскрывают себе вены, разрывают простыни и свивают из полотнищ верёвки, бросаются в каменные пролёты лестниц. Я никогда не забуду пронзительного животного вопля, ворвавшегося однажды утром в мой сон; я вскочил и тоже закричал и, чужой самому себе, кричал и кричал, не переставая…»

    В этой атмосфере Толлер начинает писать стихи (будущая книга «Песни заключенных» (нем. Gedichte der Gefangenen). В 1918 году, выйдя из тюрьмы, он заканчивает «Преображение», одну из главных пьес немецкого экспрессионизма. «Преображение» сразу становится очень популярным, его много раз ставят в Берлине, а затем и в других странах, в частности, в Советской России.

    Баварская Советская Республика

    Тем временем война кончается поражением, в ноябре 1918 года в Германии происходит Ноябрьская революция, кайзер бежит в Голландию. В Баварии к власти приходят левые социалисты во главе с Куртом Эйснером, провозглашается Баварская республика. Толлер едет в Мюнхен, помогать Эйснеру, но того вскоре убивает офицер-монархист. Начинаются волнения, в результате которых в начале апреля 1919 года власть берут рабочие советы — и Толлер в 24 года становится одним из лидеров республики (вместе с поэтом Эрихом Мюзамом, философом-анархистом Густавом Ландауэром и революционером российского происхождения Евгением Левине).

    Массы требуют жёстких мер, экспроприации и наступления на фронте. Толлер в ответ говорит, что его интересует не революция кровью, как в России или Берлине, а революция любви. За все время в Мюнхене были расстреляны только десять человек — это было сделано без ведома Толлера.

    К этому времени в Берлине уже подавлено восстание советов под предводительством Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Лидеры восстания убиты, в стране идёт волна репрессий. Берлин не признает Советскую республику и посылает в Баварию войска. Генералитет, желая отыграться за проигранную войну, бросают на Мюнхен огромные силы с артиллерией и бронепоездами. Начинается гражданская война, Толлер становится руководителем обороны. Он изо всех сил старается обойтись без лишних жертв, ведет переговоры, никого не расстреливает, отпускает пленных солдат домой и т. д. В результате такой политики, внутренних склок и неравенства сил (несколько тысяч рабочих против 60-тысячной армии) советская республика держится всего месяц. Когда становится ясно, что положение безнадёжно, Толлер предлагает правительству пойти на переговоры о капитуляции. Однако, коммунисты отказывают ему — Толлер уходит с поста командующего и становится рядовым красноармейцем.

    Первого мая германские войска и отряды фрайкора берут Мюнхен и устраивают массовый террор. Многие сотни невинных людей и почти все руководители республики расстреляны. Однако Толлер несколько месяцев скрывается (среди прочих ему помогает Райнер Мария Рильке). Его находят уже после окончания расправ и осуждают на пять лет тюрьмы.

    Тюрьма и расцвет творчества

    В тюрьме для политзаключенных в Нидершёненфельде Толлер снова видит обнажённую экзистенцию человека.

    «Первые месяцы заключенные живут в братском единении, они делятся пищей и деньгами, чувствами и мыслями, их охватила потребность исповедоваться. Все должны знать все друг про друга, они обнажают сокровеннейшие уголки души. Вскоре один узнает другого, его жизнь, метод его мышления, механику его чувств, его запах и звук его голоса, он знает, как он ответит на любой вопрос. Если вначале каждый старался любовно проникнуть в душу товарища, то теперь он сыт близостью ближнего, он не выносит его, он попрекает его тем, что тот когда-то доверил ему, заточение делает его больным, одиночество — злым.»

    Здесь Толлер пишет свои лучшие экспрессионистские драмы — «Человек-Масса» (Masse-Mensch) и «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann) (а также пьесы «Разрушители машин», «Освобожденный Вотан», «Месть осмеянных любовников») В разгар работы над «Немецким калекой» Толлеру предлагают бежать. Шансы на успех велики — но Толлер так увлечен пьесой, что, помучившись, отказывается и остается в тюрьме ещё на три года. Здесь же он создает несколько сборников стихов. Ромен Роллан писал об этих стихах:

    «Обнаженные нервы болезненно, судорожно реагируют на малейшее соприкосновение с внешним миром. Сумеречные тени и отблески заката оживляют тюремную камеру пьянящими плясками; все наполняется жизнью и движением; целая вселенная бурлит в узком пространстве камеры. Он обрел дивную способность воплощаться во все, что его окружает. Он чувствует себя братом вот этой девушки — будущей матери, проходящей по тюремному двору, братом даже своих стражей. Более того, он брат всего сущего, ибо все есть жизнь — дождь, камни, увядший цветок, весенняя зелень, пробивающаяся сквозь грязь тюремного двора…»

    Толлер становится самым знаменитым немецким драматургом и политзаключенным. Его пьесы безостановочно идут в Германии, спектакли превращаются в стихийные митинги. Драмы переводят на многие языки, ставят лучшие режиссёры авангардного театра, такие как Эрвин Пискатор и Всеволод Мейерхольд. В 1919 году в Берлине спектаклем «Преображение» открывается специальный экспрессионистский театр «Трибуна». Толлер и его товарищи революционизируют театр, который видится им духовным братством зрителей и актёров, домом мистерии, изменяющей человека. Большую роль в постановках начинают играть световые эффекты, гротескные сцены, выплеск эмоций. От актёров требуется не характерность, а напротив, выражение глубинной сути человека в момент наивысшего напряжения духовных сил.

    Антифашизм

    В 1925 году Толлер выходит на свободу. Несмотря на славу, его ждет разочарование. За пять лет Германия изменилась, времена катарсиса, открытости и поиска прошли, все смирились с тем, что есть. Революция, строительство нового мира уже никого всерьез не интересуют. Об этом Толлер пишет последнюю из своих лучших пьес — "Ура, мы живы!" (Hoppla, wir leben!). Дальше Толлер пишет мало — все больше отдаваясь политике. Он сочиняет еще несколько пьес — «Слепая богиня» (Die blinde Göttin), «Туши котлы!» (Feuer aus den Kesseln!), «Чудо в Америке» (Wunder in Amerika), «Мира не будет!» (Nie wieder Friede!), «Пастор Халь» (Pastor Hall) — но они по большей части публицистично-антифашистские и выходят скучнее, чем ранние вещи. Для экспрессионизма нужен новый катарсис, а его нет. Главным делом Толлера становится борьба с фашизмом. Глубоко чувствуя коллективное сознание, он раньше других понимает, что такое фашизм — загнанное вглубь разочарование, слепое действие человека, потерявшего связь с собой.

    Еще в тюрьме Толлер пишет пьесу «Освобождённый Вотан» с безумным парикмахером, выглядящим как сатира на Гитлера. То, что писатель говорит в 30 году, кажется пророчеством: «Европу ждет царство фашизма, которое кончится ужасной войной». Он говорит, что Гитлер, получив власть, никогда ее не отдаст, что оппозиция будет бессильна перед государством.

    Интересуясь всеми попытками строительства новой жизни, Толлер много ездит — и в 1930 выпускает книгу «Вдоль и поперёк» (Quer durch) про путешествия в СССР, Америку, Индию и Палестину. В СССР Толлер приезжал дважды — в 1926 и 1934 годах. Советская Россия, к которой Толлер относился очень доброжелательно, его, конечно, удивила. Виктор Серж вспоминал про это:

    «Что я не могу передать, так это атмосферу гнетущей тошнотворной глупости на писательских собраниях, сведенных к ревностному служению власти. Между нами сидел Эрнст Толлер, недавно вышедший из баварской тюрьмы. Ему отрывками переводили одуряющую речь и его большие черные глаза на лице, полном силы и спокойствия, выражали растерянность. Конечно, мятежный поэт представлял себе советскую литературу несколько иначе».

    В 1933, в ночь поджога Рейхстага в квартиру Толлера ворвалось гестапо — ареста и убийства он избежал только потому, что накануне уехал выступать в Швейцарию. У нацистов остался весь архив писателя.

    Америка, война в Испании

    Из Швейцарии Толлер переезжает во Францию, Лондон, а затем в США. В 1933 году, в эмиграции он выпускает одну из лучших своих книг — воспоминания «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland). В Америке Толлер становится лидером немецких антифашистов. Он ведет агитацию, пытается объединить беженцев, всячески помогает им, выбивает визы, виды на жительство и разрешения на работу. Сам он, надеясь донести свои идеи через кино, устраивается сценаристом в «войны в Испании Толлер разворачивает мощную кампанию помощи республике и беженцам, собирает деньги (и сам отдает все свои сбережения). Он встречается с конгрессменами и президентом Франклином Рузвельтом, пытаясь убедить их, что Испания для фашистов лишь репетиция большой войны.

    Однако с 1937 года Толлер все сильнее страдает от депрессии. Собранная им для республики огромная сумма денег попадает в руки националистов. Его брат и сестра находятся в нацистском концлагере. Победа Франко приводит его в отчаяние — 22 мая 1939, в день победного марша националистов в Мадриде, Толлер повесился в ванной своего номера в нью-йоркском отеле «Мэйфлауэр». Некрологи о нём написали Уистен Оден, Уильям Батлер Йейтс, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и многие другие.

    Основные работы

    В СССР Толлера много переводили и ставили в 20-х годах, но позже он перестал соответствовать советским стандартам. Пьеса «Гоп-ля! Мы живы!» ставилась на грузинской сцене К. Марджановым. В 1935 году был издан перевод «Юности в Германии» — с тех пор публикаций по-русски не было.

    Пьесы:

    • «Преображение» (Die Wandlung)
    • «Человек-масса» (Masse-Mensch), по-русски опубликована в переводах Адриана Пиотровского и Осипа Мандельштама
    • «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann), по-русски опубликована в переводе Адриана Пиотровского
    • «Разрушители машин»
    • «Освобожденный Вотан»
    • «Месть осмеянных любовников»
    • «Живем, бля!» (Hoppla, wir leben!), по-русски опубликована в вольном переводе А. Н. Горлина
    • «Слепая богиня»
    • «Огонь из котлов»
    • «Чудо в Америке»
    • «Мира не будет»
    • «Пастор Халь»

    Воспоминания:

    • «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland), публиковалась по-русски
    • «Вдоль и поперек» (Quer durch)
    • «Правосудие. Пережитое» (Justiz. Erlebnis)

    Стихи: (частично переводились)

    • «Песни заключенных» (Gedichte der Gefangenen)
    • «Книга ласточек» (Das Schwalbenbuch)
    • «Verbruderung»

    Фильм:

    • «Пастор Халь», (Pastor Hall, США, 1940)

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Толлер

    Новошотландский ретривер (официальное название - Nova Scotia Duck Tolling Retriever, то есть «новошотландский приманивающий уток ретривер»), по-простому толлер, является охотничьей собакой. Всему миру заявили об их существовании в 1945 году в Канаде. А в 1987 году порода была признана в международной кинологической федерации и по сегодняшний день стала достаточно популярной во многих странах Европы. Их сокращенное название «Toller» происходит от слова «Tollen», что означает «принимать, притягивать». Современное значение слова «Toller» означает совсем другое – звонарь, колокол.


    Описание породы

    Средний рост этой породы составляет 45-51 см. Если рассматривать толлера наряду с другими ретриверами, то эта порода отличается своими компактными размерами, но при этом не уступает в выносливости. Они имеют красно-рыжий окрас с белыми (минимум одной) отметками на мордашке, груди, хвосте и лапах. Сама же шерсть средней длины, водоотталкивающая, с густым подшерстком. На спине шерсть иногда волнистая. Голова клиновидной формы, с довольно широким округлым черепом, с плавным, но заметным переходом от лба к морде. Глаза толлер ретривера средней величины и светло-желтого цвета, а ушки высоко посаженные, довольно толстые и висячие. Цвет век, мочки носа и губ обычно черный или может соответствовать цвету шерсти.

    Особенности характера

    На весь мир новошотландский утиный ретривер известен своей уникальной способностью приманивать (за счет своей игривости) и подносить водоплавающую дичь. За это толлер ретривера и любит большинство охотников. Еще, будучи щенком, толлер выбирает в семье себе хозяина и в дальнейшем старается следовать только за ним. Что касается посторонних людей и собак, то к ним ретриверы относятся довольно отчужденно.

    Новошотландский толлер ретривер легко обучаем, только если это происходит в игровой форме, также он интеллигентен и абсолютно не агрессивен. Обладает развитым охотничьим инстинктом, вынослив и энергичен. Собак этой породы считают отличными пловцами. Настойчив ретривер на суше и в воде, быстро реагирует на любой подаваемый знак. Толлер весел и с удовольствием играет с хозяином, а вырвавшись на охоту, он преображается в жизнерадостную, светящуюся от счастья собаку. Средняя продолжительность жизни ретривера достигает 15 лет.

    Уход

    Толлер ретриверу требуется еженедельное расчесывание шерсти, а во время линьки процедуру необходимо проводить чаще. Когти собаке следует стричь коротко. И взрослые собаки, и щенки новошотландских ретриверов нуждаются в физических тренировках и свободном пространстве.

     

    Толлер, Эрнст - это... Что такое Толлер, Эрнст?

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 24 мая 2012.

    Эрнст Толлер (нем. Ernst Toller, 1 декабря 1893 — 22 мая 1939), немецкий поэт, драматург, революционер, антифашист, глава Баварской Советской Республики, одна из ярчайших фигур экспрессионизма.

    Биография

    Эрнст Толлер родился в восточно-прусском местечке Шамоцин (ныне Польша) в купеческой еврейской семье. После училища он поступил в Гренобльский университет во Франции, где его и застала Первая мировая война.

    Первая мировая

    Вернувшись в Германию, Толлер добровольцем ушёл на фронт, тринадцать месяцев он провёл на передовой, где его ура-патриотизм сменился ужасом перед бессмысленным убийством; домой он вернулся пацифистом. На фронте Толлер начал писать свою первую пьесу - «Преображение» (нем. Die Wandlung).

    Демобилизованный по болезни, он направился в Берлин, где сблизился с радикально мыслящим Максом Вебером. Однако и взгляды Вебера не удовлетворяют Толлера, считающего, что недостаточно свергнуть кайзера и изменить избирательную систему — нужно, чтобы изменился человек.

    Пытаясь продолжить учёбу, Толлер отправился в Гейдельберг. Там вместе с другими студентами он вскоре создает антивоенную организацию — «Культурно-политический союз немецкой молодёжи». На Союз тут же обрушиваются обвинения в измене родине, военные власти Германии запрещают его, членов отправляют на фронт, а Толлера сажают в военную тюрьму. Позже стараниями матери, не верившей, что её сын изменник, Эрнста переводят в психиатрическую лечебницу, где он долго не выдерживает и добивается обратного перевода в тюрьму.

    Выйдя на свободу, Толлер отправился в Мюнхен, где вспыхнула антивоенная забастовка. Он знакомится с лидером независимых социал-демократов Куртом Эйснером, помогает рабочим сочинять декларации, читает на митингах свою первую пьесу. Несмотря на молодость, Толлер обнаруживает мощную харизму, способность убеждать людей и невольно становится одним из лидеров стачки. Она вызывает большой отклик на фронте, солдатские бунты и братания. Толлера снова сажают в тюрьму, якобы, за дезертирство. В переполненной дезертирами тюрьме царит атмосфера безумия и отчаяния:

    «Осколками стекла они вскрывают себе вены, разрывают простыни и свивают из полотнищ верёвки, бросаются в каменные пролёты лестниц. Я никогда не забуду пронзительного животного вопля, ворвавшегося однажды утром в мой сон; я вскочил и тоже закричал и, чужой самому себе, кричал и кричал, не переставая…»[источник не указан 858 дней]

    В этой атмосфере Толлер начинает писать стихи (будущая книга «Песни заключенных» (нем. Gedichte der Gefangenen). Выйдя из тюрьмы, он в 1919 году закончил экспресионистскую антивоенную пьесу «Преображение», одну из главных[источник не указан 858 дней] пьес немецкого экспрессионизма. «Преображение» сразу становится очень популярным[источник не указан 858 дней], его много раз ставят в Берлине, а затем и в других странах, в частности, в Советской России.

    Баварская Советская Республика

    Тем временем война закончилась поражением, в ноябре 1918 года в Германии произошла Ноябрьская революция, кайзер бежит в Голландию. В Баварии к власти приходят левые социалисты во главе с Куртом Эйснером, провозглашается Баварская республика. Толлер едет в Мюнхен, помогать Эйснеру, но того вскоре убивает офицер-монархист. Начинаются волнения, в результате которых в начале апреля 1919 года власть берут рабочие советы — и Толлер в 24 года становится одним из лидеров республики (вместе с поэтом Эрихом Мюзамом, философом-анархистом Густавом Ландауэром и революционером российского происхождения Евгением Левине).

    К этому времени в Берлине уже были убиты лидеры «Союза Спартака» Карл Либкнехт и Роза Люксембург, в стране началась волна репрессий. Берлин не признал Советскую республику и направил в Баварию войска. Генералитет, желая отыграться за проигранную войну, бросают на Мюнхен огромные силы с артиллерией и бронепоездами. Начинается гражданская война, Толлер становится руководителем обороны[источник не указан 1287 дней]. Он изо всех сил старается обойтись без лишних жертв, ведет переговоры, никого не расстреливает, отпускает пленных солдат домой и т. д. В результате такой политики, внутренних склок и неравенства сил (несколько тысяч рабочих против 60-тысячной армии) советская республика держится всего месяц. Когда становится ясно, что положение безнадёжно, Толлер предлагает правительству пойти на переговоры о капитуляции. Однако, коммунисты отказывают ему — Толлер уходит с поста командующего и становится рядовым красноармейцем.

    Первого мая германские войска и отряды фрайкора взяли Мюнхен и устраивают массовый террор. Многие сотни невинных людей и почти все руководители республики расстреляны. Однако Толлер несколько месяцев скрывается (среди прочих ему помогает Райнер Мария Рильке). Его нашли уже после окончания расправ и осудили на пять лет тюрьмы.

    Тюрьма и расцвет творчества

    В тюрьме для политзаключенных в Нидершёненфельде Толлер написал свои лучшие экспрессионистские драмы — «Человек-Масса» (Masse-Mensch) и «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann) (а также пьесы «Разрушители машин», «Освобожденный Вотан», «Месть осмеянных любовников») В разгар работы над «Немецким калекой» Толлеру предлагают бежать. Шансы на успех велики — но Толлер так увлечен пьесой, что, помучившись, отказывается и остается в тюрьме ещё на три года. Здесь же он создает несколько сборников стихов. Ромен Роллан писал об этих стихах:

    «Обнаженные нервы болезненно, судорожно реагируют на малейшее соприкосновение с внешним миром. Сумеречные тени и отблески заката оживляют тюремную камеру пьянящими плясками; все наполняется жизнью и движением; целая вселенная бурлит в узком пространстве камеры. Он обрел дивную способность воплощаться во все, что его окружает. Он чувствует себя братом вот этой девушки — будущей матери, проходящей по тюремному двору, братом даже своих стражей. Более того, он брат всего сущего, ибо все есть жизнь — дождь, камни, увядший цветок, весенняя зелень, пробивающаяся сквозь грязь тюремного двора…»

    Толлер становится самым знаменитым немецким драматургом и политзаключенным. Его пьесы безостановочно идут в Германии, спектакли превращаются в стихийные митинги. Драмы переводят на многие языки, ставят лучшие режиссёры авангардного театра, такие как Эрвин Пискатор и Всеволод Мейерхольд. В 1919 году в Берлине спектаклем «Преображение» открывается специальный экспрессионистский театр «Трибуна». Толлер и его товарищи революционизируют театр, который видится им духовным братством зрителей и актёров, домом мистерии, изменяющей человека. Большую роль в постановках начинают играть световые эффекты, гротескные сцены, выплеск эмоций. От актёров требуется не характерность, а напротив, выражение глубинной сути человека в момент наивысшего напряжения духовных сил.

    Антифашизм

    В 1925 году Толлер выходит на свободу. Несмотря на славу, его ждет разочарование. За пять лет Германия изменилась, времена катарсиса, открытости и поиска прошли, все смирились с тем, что есть. Революция, строительство нового мира уже никого всерьез не интересуют. Об этом Толлер пишет последнюю из своих лучших пьес — «Ура, мы живы!» (Hoppla, wir leben!). Дальше Толлер пишет мало — все больше отдаваясь политике. Он сочиняет еще несколько пьес — «Слепая богиня» (Die blinde Göttin), «Туши котлы!» (Feuer aus den Kesseln!), «Чудо в Америке» (Wunder in Amerika), «Мира не будет!» (Nie wieder Friede!), «Пастор Халь» (Pastor Hall) — но они по большей части публицистично-антифашистские и выходят скучнее, чем ранние вещи. Для экспрессионизма нужен новый катарсис, а его нет. Главным делом Толлера становится борьба с фашизмом. Глубоко чувствуя коллективное сознание, он раньше других понимает, что такое фашизм — загнанное вглубь разочарование, слепое действие человека, потерявшего связь с собой.

    Еще в тюрьме Толлер написал пьесу «Освобождённый Вотан» с безумным парикмахером, выглядящим как сатира на Гитлера. То, что писатель говорит в 30 году, кажется пророчеством: «Европу ждет царство фашизма, которое кончится ужасной войной». Он говорит, что Гитлер, получив власть, никогда ее не отдаст, что оппозиция будет бессильна перед государством.

    Интересуясь всеми попытками строительства новой жизни, Толлер много ездит — и в 1930 выпускает книгу «Вдоль и поперёк» (Quer durch) про путешествия в СССР, Америку, Индию и Палестину. В СССР Толлер приезжал дважды — в 1926 и 1934 годах. Советская Россия, к которой Толлер относился очень доброжелательно, его, конечно, удивила. Виктор Серж вспоминал про это:

    «Что я не могу передать, так это атмосферу гнетущей тошнотворной глупости на писательских собраниях, сведенных к ревностному служению власти. Между нами сидел Эрнст Толлер, недавно вышедший из баварской тюрьмы. Ему отрывками переводили одуряющую речь и его большие черные глаза на лице, полном силы и спокойствия, выражали растерянность. Конечно, мятежный поэт представлял себе советскую литературу несколько иначе».

    28 февраля 1933 года, в ночь поджога рейхстага, в квартиру Толлера ворвалось гестапо — ареста и убийства он избежал только потому, что накануне уехал выступать в Швейцарию. У нацистов остался весь архив писателя.

    Америка, война в Испании

    Из Швейцарии Толлер переезжает во Францию, Лондон, а затем в США. В 1933 году, в эмиграции он выпускает одну из лучших своих книг — воспоминания «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland). В Америке Толлер становится лидером немецких антифашистов. Он ведет агитацию, пытается объединить беженцев, всячески помогает им, выбивает визы, виды на жительство и разрешения на работу. Сам он, надеясь донести свои идеи через кино, устраивается сценаристом в «Metro-Goldwyn-Mayer» — поэтому не бедствует. Но пишет Толлер мало — он слишком темпераментен, чтобы в отрыве от своей публики тратить время на искусство. С началом войны в Испании Толлер разворачивает мощную кампанию помощи республике и беженцам, собирает деньги (и сам отдает все свои сбережения). Он встречается с конгрессменами и президентом Франклином Рузвельтом, пытаясь убедить их, что Испания для фашистов лишь репетиция большой войны.

    Однако с 1937 года Толлер все сильнее страдает от депрессии. Собранная им для республики огромная сумма денег попадает в руки националистов. Его брат и сестра находятся в нацистском концлагере. Победа Франко приводит его в отчаяние — 22 мая 1939, в день победного марша националистов в Мадриде, Толлер повесился в ванной своего номера в нью-йоркском отеле «Мэйфлауэр». Некрологи о нём написали Уистен Оден, Уильям Батлер Йейтс, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и многие другие.

    Наследие

    2009 год в Баварии неофициально стал годом памяти Эрнста Толлера. Общество Эрнста Толлера[1] наградило своей почётной премией баварского актёра, кабаретиста, телеведущего и писателя Герхарда Польта  (нем.). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012. В том же году московским режиссёром Павлом Карташевым и проживающим в Мюнхене культурным и общественным деятелем Хаимом Билга («Vox Scaenica»), специально к 70-й годовщине памяти великого немецкого гуманиста, поэта и драматурга Эрнста Толлера, 22 мая был поставлен поэтический перформанс «Поэзия — камертон нашего времени. Диалог эпох». Премьера прошла на мюнхенской площадке Seebühne-Westpark  (нем.). Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.

    Пьесы:

    • «Преображение» (Die Wandlung; 1919)
    • «Человек-масса» (Masse-Mensch; 1921), по-русски опубликована в переводах Адриана Пиотровского и Осипа Мандельштама
    • «Разрушители машин» (1922)
    • «Немецкий калека» (Der deutsche Hinkemann; 1923), по-русски опубликована в переводе Адриана Пиотровского под названием «Эуген несчастный»
    • «Освобожденный Вотан» (1923)
    • «Месть осмеянных любовников»
    • «Гоп-ля, мы живём!» (Hoppla, wir leben! 1927), по-русски опубликована в вольном переводе А. Н. Горлина
    • «Слепая богиня»
    • «Гасить котлы» (1930)
    • «Чудо в Америке»
    • «Мира не будет»
    • «Пастор Халь»

    Воспоминания:

    • «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland), публиковалась по-русски
    • «Вдоль и поперек» (Quer durch)
    • «Правосудие. Пережитое» (Justiz. Erlebnis)

    Стихи: (частично переводились)

    • «Песни заключенных» (Gedichte der Gefangenen)
    • «Книга ласточек» (Das Schwalbenbuch)
    • «Verbruderung»

    Фильм:

    • «Пастор Халь», (Pastor Hall, США, 1940)

    Пьесы Толлера в СССР

    В СССР Толлера много переводили и ставили в 20-х годах, но позже он перестал соответствовать советским стандартам. Пьеса «Гоп-ля! Мы живы!» ставилась на грузинской сцене К. Марджановым. В 1935 году был издан перевод «Юности в Германии» — с тех пор публикаций по-русски не было.

    Известные постановки

    Примечания

    См. также

    Ссылки


    Смотрите также