Томатис терапия что это такое


Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

  • Восстановить способность слушать возможно путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты.
  • Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо.
  • Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Читайте также: Развитие речевого дыхания у ребенка

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга. Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

  1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  2. Развитие речи. АПФ рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.
  3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты АПФ дает у детей с ДЦП.
  4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
  5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  6. Улучшение качества голоса. АПФ способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
  7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

  • качество речи – 74%;
  • понимание чтения – 85%;
  • внимание, усидчивость – 86%;
  • память – 73%;
  • коммуникативные навыки – 89%.

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Читайте также: 12 причин заниматься по методу Томатис

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день) 20 000 руб

Что такое Томатис терапия. Метод Томатис это музыка для мозга.

Томатис терапия является методом нейро сенсорной стимуляции. 

Эффект заключается в специально создаваемых аудио программах, которые стимулируют мозговые центры и помогают развивать речевые, моторные, эмоциональные, когнитивные способности. В основе метода лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» через специальные наушниками с костно-воздушной проводимостью, воспроизводящими эффекты метода.

Метод Томатис опирается на последние технологические разработки, научные исследования, опыт, квалификацию экспертов, прошедших специальное обучение.

Эффект, достигаемый с помощью метода Томатис, заключается в том, что на разные отделы внутреннего уха и мозговые центры оказывается различное звуковое частотное воздействие, что позволяет им начать нормально функционировать. Частоты находятся в пределах от 20 до 16 000 Гц, что соответствует частотам, которые каждый человек воспринимает постоянно.

Автор метода Альфред Томатис 60 лет назад доказал, что воздействие различных частот оказывает позитивное воздействие на различные слуховые, речевые, двигательные центры, центры отвечающие за память, внимание, эмоции. На основе этого открытия он разработал методику составления специальных частотных программ.

Каждая программа имеет свой набор частот исходя из той проблемы, которую нужно решить.

За фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, а также вальсы Штрауса, Григорианские песнопения, марши. На данную музыку наложен «эффект Томатис» — специальные стимулы для создания уникального перцептивного звукового эффекта.

Фитнес для слуховой системы

Для создания «эффекта Томатис» используются внезапные переходы от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата человека какой-то специальной подготовки, к высоким частотам, требующим особых усилий отличающихся по интенсивности звучания. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в специальных наушниках встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушно-костной проводимости) лежит в основе метода.

Эту тренировку можно назвать гимнастикой для мышц внутреннего уха. Смена звукового канала происходит спонтанно с интервалом от долей секунды до 2,5 секунд. В течение всего времени прослушивания мозг очень активен, так как для него такие переключения непредсказуемы. Нейронная сеть учится длительное время держать внимание на новой для ее информации (часто среди первых результатов воздействия происходит улучшение концентрации внимания).

Такая новая информация очень полезна для мозговых центров, для её переработки требуется включение зон, ранее минимально задействованных в работе. Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых нейронных связей между клетками, отделами, полушариями мозга.

Такие комплексные эффекты способствуют активации коры лобных долей, префронтальной коры, положительно воздействуют на лимбическую (глубокую эмоциональную систему), на вестибулярную систему.

Применение

Личное развитие

Пение

Работая с певцами, Альфред Toмaтис выявил то, что проблемы со слушанием сопровождаются вокальными проблемами. Точнее, он определил то, что производство качественного вокального действия требует не только хорошего восприятия звуковых сообщений, но также и, в первую очередь, хорошего слушания себя, то есть способности использовать собственный голос как звуковой источник для анализа и контроля его точности, интенсивности и качества.

Слушание себя может осуществляться при условии, что воспринимаемая звуковая вибрация будет правильно регулироваться костной проводимостью, то есть путем передачи звука всеми костями тела и, в первую очередь, черепной коробкой. Это костное регулирование зависит, в свою очередь, от слаженной работы двух мышц, находящихся в среднем ухе, роль которых состоит в контроле и амортизации всех вибраций, передаваемых в среднее ухо. Аудио-вокальное переобучение с помощью электронного уха имеет целью внедрение механизма само контроля качества. Таким образом, в зависимости от имеющейся вокальной проблематики, данное действие может быть нацелено на работу с:

• отсутствием или потерей желания петь

• недостатком беглости речи

• недостатком или отсутствием сбалансированности тембра, ведущим к сильной хрипоте, визгливости или эффекту «простуженности» голоса

• потерей контроля над громкостью, выражающейся в недостаточно или чересчур интенсивном голосе

• затруднением при выступлении и потерей легкости пения, без ощущения чрезмерно громкого использования своего голоса

• недостатком точности и корректности при артикуляции звуков

• недостатком выразительности голоса, выражающемся в искажении модуляций и интонации

Иностранные языки

Каждый язык характеризуется своим ритмом, который необходимо усвоить, чтобы правильно говорить. Таким же образом, в детстве наш мозг учился выявлять фонетические структуры, свойственные нашему родному языку. И наоборот, мы также учились игнорировать фонетические структуры, несовместимые с нашим языком. На самом деле, с самого раннего детства мы учимся кодировать ритм нашего языка и, в частности, благодаря материнскому голосу. Данный лингвистический код мешает нам изучать иностранный язык в той мере, в которой его звуковая структура противоречит той, которой мы усвоили с детства на примере родного языка.

Метод Tomatis® позволяет любому человеку, желающему изучать иностранный язык, легче усвоить ритм данного языка. На данный ритм легко затем ложатся: словарный запас, синтаксис и грамматика.Исследование, проведенное в семи университетах в рамках международной программы, доказывает сокращение вдвое периода обучения, благодаря Методу Tomatis®.

Просим учесть тот факт, что Метод Tomatis® является педагогическим подходом и никак не может рассматриваться в качестве медицинского лечения. В тяжелых случаях мы рекомендуем Вам использовать Метод Tomatis® как вспомогательный инструмент при медицинском или терапевтическом воздействии.

показания, противопоказания, результаты, отзывы специалистов

Ученые и врачи находятся в постоянном поиске новых методов немедикаментозного лечения детей с умственными, когнитивными, речевыми, двигательными нарушениями. Одним из нестандартных способов помочь особенному ребенку является слуховой метод Альфреда Томатиса. Его эффективность доказана положительными результатами многолетнего использования, исследованиями российских и зарубежных специалистов. Но вопросов и неясностей, связанных с разработкой французского врача, по-прежнему остается очень много. Чтобы ответить на часть из них, поговорим о том, что такое Томатис метод, и какую оценку он получил в научном сообществе России.

Определение

Метод Томатис известен в кругах специалистов по нейропсихологии как инновационный способ воздействия на неразвитые функции психики с помощью аудиоматериала. Имеет еще одно название АПФ — аудиопсихофонология. Работа с мозгом и ЦНС пациента проводится с помощью системы “Электронное ухо”: преобразователя сигнала и наушников.

На музыку накладывается эффект Томатис. Тренировка мышц слухового аппарата идет параллельно активизации функционирования необходимых долей головного мозга.

Метод

Система тренировок слуха была разработана французским отоларингологом, Альфредом Томатисом, в середине 20 века. Молодой врач выявил определенную закономерность между нейросенсорной звуковой стимуляцией и возможностью воспринимать, воспроизводить информацию. Если переобучить слух, сделать его активным, а не пассивным через систему тренировок, то активизируются аналитические отделы мозга. У взрослых и детей с различными нарушениями речи, коммуникации, моторики восстанавливается сенсорная интеграция. К таким выводам пришел ученый.

Томатис понимал человеческое ухо как многофункциональный орган, который выполняет задачи вестибулярного и слухового аппарата одновременно. Они объединяются в единую функцию на мозговом уровне. Вестибулярный аппарат отвечает не только за преддверие движения, но и за поддержание мышц в тонусе, координацию, ритмику и автоматизацию действий в пространстве, во время обучения. Слуховой аппарат несет ответственность за прием звуковых сигналов и их воспроизведение. Соединяясь во внутреннем ухе, они отправляют информацию в мозг к отделам, отвечающим за двигательные, языковые навыки, память, внимание, эмоции.

Воздействие на слуховой аппарат и нейроны мозга оказывается двумя методами: через внутреннее ухо и на уровне кости. Воздушная или звуковая стимуляция соединяется с вибрацией наушников перед сменой частоты передачи аудиоинформации. Это дает двойной положительный эффект. Комплексное воздействие активизирует лобные доли мозга, лимбическую систему и вестибулярную.

Для составления программы Альфред Томатис взял за основу произведения Амадея Моцарта, так как они обладают широким диапазоном частот, вальсы, марши Иоганна Штрауса и Григорианское песнопение. На классическую музыку накладывались стимулы для создания звукового контраста: внезапные и резкие переходы между частотами. Использовалось двойное чередование. Сначала сигнал подавался на низких частотах, потом на высоких и наоборот. Четкой схемы и периодичности у переключений нет. Используется эффект неожиданности.

Это похоже на тренировку мышц уха. При прослушивании произведений с низкими частотами мускулатура слухового аппарата расслабляется, после переключения на высокие частоты — напрягается. Ухо передает информацию в мозг, аудиоматериалы интерпретируются в звуковую волну, одновременно тело получает костный толчок от вибрации наушников.

Таким образом, мозг должен быть активен на протяжение всего терапевтического процесса, а одно занятие длится 90-120 минут. В результате систематических тренировок, после 2-3 курсов, у пациентов наблюдаются положительные сдвиги в решении проблем с речью, эмоциями, психическими и двигательными способностями.

Аппаратура для проведения сеансов в домашних условиях сейчас доступна родителям. Можно купить преобразователь, беспроводные наушники, скачать аудиоматериалы в сети и использовать метод Томатиса дома. Но этот вариант лечения не является рекомендованным. Нужно учитывать особенности развития ребенка, его заболевание. Правильно назначить курс и продолжительность процедур может только профессионал, прошедший длительное обучение.

Показания

Методика аудиолечения  предназначена для детей со следующими заболеваниями:

  1. ЗПР, ЗРР, заикание
  2. Гиперактивность, синдром дефицита внимания
  3. Фобии
  4. Аутизм, в том числе аутичные черты
  5. Тики
  6. Синдром Дауна
  7. Стрессы, неврозы, агрессии
  8. Нарушения письменной речи
  9. Параличи

Важно! Подбирать аудиоматериалы для лечения пациентов нужно индивидуально. Например, дети с СДВГ плохо переносят высокие частоты, становятся более агрессивными и напряженными. Их курс начинается со средних частот, постепенно переходя к высоким. Так же согласно возрасту, диагнозу регулируется время одного урока и продолжительность лечебной сессии.

Результаты

Истинный метод Томатиса дает следующие, зафиксированные учеными и специалистами методологических центров, результаты:

  • У 74% пациентов улучшается качество речи. Дошкольники правильно произносят трудные фонемы, ставят ударение, составляют сложные синтаксические конструкции.
  • 85 % родителей и детей отмечают сдвиги в обучении осмысленному чтения, быстрому анализу письменной информации.
  • У 86 % детей с СДВГ, гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР в отличие от малышей, проходящих только медикаментозное лечение, массаж и психотерапию, наблюдаются развитие усидчивости, объема и продолжительности концентрации внимания.
  • 73 % реципиентов разного возраста после 2-3 курсов отмечались улучшения емкости долговременной и словесно-логической памяти.
  • 89 % пациентов с нарушениями коммуникативных компетенций стали более толерантными к социуму.

Важно понимать, что эффективность применения метода Томатиса, зависит от заболевания, продолжительности и количества курсов нейросенсорных тренировок. У большинства обследуемых позитивные результаты сохраняются на протяжение нескольких лет или всей жизни.

Реально оценить эффективность метода А. Томатиса помогает специальный тест на основе компьютерной диагностики состояния и работы мозга ребенка в онлайн-режиме. Он называется TED TOMATIS. Делать его нужно до начала курса лечения и сразу после. Но основе сбора анамнеза пациента, результатов теста составляется индивидуальная программа терапии, оценивается итог применения аудиостимуляции.

На заметку! В России не так много специализированных и профессиональных клиник для помощи особенным детям по методу Томатиса. Большинство из них находятся в центральных регионах.

Противопоказания

Альфред Томатис и современные исследователи метода нейростимуляции мозга не рекомендуют слушать терапевтические аудиоматериалы в периоды простуд, возникновения инфекционных и воспалительных процессов в организме. С осторожностью следует подходить к назначению АПФ недоношенным детям. Категорически запрещена Томатис методика при эпилепсии, гипертонии 2-3 стадии, опухолях и кистах мозга.

Отзывы специалистов

Методика Томатис исследовалась ранее и изучается до сих пор на основе данных практикующих клиник и медицинских центров. У дефектологов, детских врачей, логопедов результаты научной работы вызывают неоднозначные впечатления. Реальные отзывы специалистов помогают родителям определиться с необходимостью и целесообразностью такого метода терапии.

По мнению неврологов и психиатров, перед тем, как начинать слушать музыкальные композиции с Томатис эффектом, обязательно нужно пройти ТЕД тестирование. Иначе родители могут столкнуться с негативными последствиями томатис-терапии. У детей с гиперактивностью, СДВГ аудиостимуляция высокими частотами без подготовительно этапа вызывает обратную реакцию. Малыши становятся агрессивными, плохо спят, возможны ночные кошмары, энурез. Если разработать комплекс музыкальной информации с учетом особенностей ЦНС, психики ребенка, результат будет только положительным. Это мнение совпадает с отзывами родителей о Томатисе.

Педиатры и логопеды предупреждают о том, что отменять приемы ноотропов, нейролептиков после первого курса Томатиса и положительных результатов нельзя самостоятельно. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, пройдите обследование. Иногда эффект процедур имеет временный характер или совпадает с естественным или спровоцированным приемом медикаментов скачком в развитии ребенка. Отмена препаратов приведет к регрессу, процесс остановится.

Минусы

Исключительно положительную оценку методу Томатис детские врачи дать не могут. Это связано с рядом причин:

  • Методика французского отоларинголога изучена не до конца. Исследования могут продолжаться еще несколько десятилетий. Эксперименты, наблюдения за пациентами медицинских клиник Томатис проводятся по всему миру. Есть негативные примеры лечения детей.
  • В России масса непрофессиональных “специалистов” и клиник Томатиса. Очень важно обращать внимание на университетские корочки у врачей и консультантов БАК, медцентров, на дипломы, подтверждающие прохождение обучения в официальной школе Томатис.
  • Аутисты показывают неоднозначную реакцию на применение метода Томатиса. В ЮАР из 6 детей с таким диагнозом яркая положительная динамика была отмечена только у 3. Один остался в тяжелом состоянии без изменений. У аутистов экспериментальной группы отмечались улучшения коммуникации, стабилизация эмоционального состояния, скорость интеграции вербальной информации.

Плюсы

Положительные стороны методики аудиоперепрограммирования:

  1. Система помощи детям и взрослым основана на понятных, правдивых выводах о физиологии и психике человека. Это факт подтверждают исследования уровня работоспособности студентов после курса аудиотерапии в США, Канаде, Африке в 2016 году. В 1999 году доктор Т. Гилмор проводит мета-анализ детей с когнитивными и речевыми недостатками путем использованиям метода Томатис для устранения дефектов. Положительный результат был отмечен в той или иной степен у каждого ребенка.
  2. Международная статистика дает хороший прогноз для распространения метода Томатиса в медицинской сфере. Анализировались результаты работы клиник Канады и ЮАР. Шведская Психиатрическая Клиника для детей проводила исследования метода Томатис с 2002 по 2007 годы. У 25% учащихся повысился уровень внимания и памяти после одного курса терапии классической музыкой с Томатис эффектом. Изменения сохранились на 4-6 лет.
  3. Экспериментальная группа из 223 беременных женщин тестировалась в госпитале Франции. Программа дополнительной терапии включала прослушивание аудио с Томатис эффектом. Было отмечено следующее: дети родились с большим показателем по шкале Апгар, улучшалась динамика роста плода, снизилось количество кесарево сечений. Прогноз скорости развития новорожденных совпал с реальными показателями.

Рассматривать Томатис метод как единственно верное решение проблемы со здоровьем у ребенка раннего возраста неправильно. Дефектологи, логопеды, психиатры и педиатры не дают ему однозначно положительную оценку. Но рекомендуют использовать как одну из составных часть из лечебного комплекса для особенных детей, поскольку вероятность положительного прогноза для устранения дефекта или его смягчения довольно высока.

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

38

12 причин заниматься по методу Томатис

В каких случаях помогают занятия по методу А.Томатиса:

  1. Задержка речевого развития (Подробнее о том, почему ребенок не говорит)
  2. Проблемы с обучением в школе — дислексия, дисграфия (нарушения письменной речи), дизорфография, дискалькулия.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  4. Ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутизм.
  5. Заикание.
  6. Сложности с запоминанием, нарушения памяти.
  7. Проблемы с концентрацией и произвольным вниманием.
  8. Повышенная тревожность, состояние стресса.
  9. Проблемы двигательного развития, координации.
  10. Необходимость наладить коммуникативные навыки.
  11. Изучение иностранных языков.
  12. Занятия вокалом, необходимость улучшить голосовые и музыкальные данные.

Занятия по методу Томатис дают положительные результаты в самых различных сферах:

  1. Улучшение способности к обучаемости и стимулирование развития речи. При помощи данной методики налаживается работа нервных цепей, отвечающих за восприятие и анализ звуковых сигналов. Дети, имеющие дислексию, дисграфию, нарушения устной речи и проблемы с заучиванием и выполнением движений, становятся способны контролировать себя и справляться со сложностями.
  2. Оптимальная настройка коммуникативных навыков. Как известно, наличие слуха вовсе не означает умение слышать. Иногда коммуникация нарушается вследствие неправильной интерпретации услышанного. Метод Томатис позволяет улучшить анализ услышанного и, соответственно, выдавать более адекватную реакцию.
  3. Улучшение способности координировать двигательную активность. Методика использует в данном случае тот факт, что ухо является не только органом слуха, но является еще и частью вестибулярного аппарата. Поддержка равновесия, контроль положения туловища, согласование движений с нужным ритмом зависят от правильной работы вестибулярной системы.
  4. Помощь при дефиците внимания у детей и взрослых. Действие метода Томатис направлено на улучшение способности к избирательному вниманию. Занятия помогают научить концентрироваться на нужном, не отвлекаясь на постороннее.
  5. Достижение эмоционального равновесия, снятие повышенной тревожности и стрессов. Стимулирование мозга звуковыми сигналами как высоких, так и низких частот выравнивает психическое состояние.
  6. Развиваются голосовые данные и улучшается восприятие музыки. Изначально метод Томатис начинал разрабатываться именно в этом направлении. Только то, что способно слышать ухо, может воспроизвести голос. Расширение возможностей слуха влечет за собой и улучшение голосовых способностей.
  7. Улучшение памяти и, собственно, способности к запоминанию. Звуковые колебания воздействуют на лимбическую систему и улитку (часть среднего уха), возбуждающую кору головного мозга. В результате настраиваются механизмы активной памяти.
  8. Ускорение обучения иностранных языков и улучшение произношения. Каждый язык звучит в определенном частотном диапазоне. Метод Томатиса позволяет расширить «свой» родной звуковой диапазон и справиться с проблемами акцента и неправильного произношения. Кроме того, снятие стресса позволит обучающемуся легко преодолеть так называемый языковой барьер.

Методика подходит и детям, и взрослым

На занятия могут приходить как юные пациенты, так и взрослые. Совершенство и глубина методики позволяет справляться с различными проблемами как детского развития, так и вопросами, возникающими в более позднем возрасте.

Специализированные центры открыты в разных странах мира. К работе в них допускаются только специалисты, прошедшие обучение.

Методика разработана врачом

Альфред Томатис, автор методики, является врачом-оториноларинголом. Занимаясь в физиологической лаборатории Сорбонны, доктор сумел сделать замечательные открытия:

  1. человек может воспроизводить при помощи голоса исключительно только то, что способно услышать его ухо;
  2. если изменить способность к слушанию, автоматически изменится и голос;
  3. при помощи аудиостимуляции существует возможность влиять на звучание (фонацию) голоса.

Методика доктора Томатиса была рассмотрена и одобрена на слушаниях Парижской медицинской академии и Академии Наук.

Принцип работы методики

В результате своих исследований доктор Томатис выяснил, что существует прямая связь между способностью слышать звуки и воспроизводить их.

Воспринимая звучание высоких частот, мозг возбуждается, активизируется, а значит, происходит улучшение работы всех его функций. Наоборот, низкие частоты, слышимые длительное время, утомляют, «загружают» мозг. Работы Томатиса доказывают, что существует зависимость между уровнем слухового и голосового диапазонов человека и состоянием его физического и умственного здоровья.

Звуковые колебания посредством костной проводимости и воздушной преобразуются в электронные импульсы и стимулируют мозжечок.

Перекодируясь мозжечком, импульсы передаются во все отделы головного мозга.
Значит, для того чтобы стимулировать мозг, сделать его функционирование более активным, необходимо расширить возможности слуха. Именно в обучении «правильному» слушанию, тренировке внутреннего уха и заключается методика.

Что такое Электронное Ухо

Для занятий по методике Томатис был разработан специальный прибор, так называемое «Электронное ухо». Данная система функционирует как тренажер для мышц среднего уха:

  1. Звуковой сигнал передается путем воздействия на верхнюю часть черепа (костная проводимость звука) и непосредственно через наружное ухо (воздушная проводимость).
  2. Вибрации, возникающие в результате звуковых колебаний, оказывают воздействие на среднее ухо человека — улитку и вестибулярную мембрану.
  3. Эти два органа среднего уха оказывают большое влияние на стимуляцию мозга, так как передают ему нервные импульсы:
    1. улитка преобразует колебания звука в электрические импульсы;
    2. вестибулярная мембрана чутко реагирует на каждое движение, тем самым обеспечивая чувства равновесия и ритма.
  4. Стимулирование мышц, приводящих в движение части среднего уха, достигается чередованной подачей контрастных по частоте и громкости звуков. Такая «неожиданная» подача звука заставляет ухо все время находиться в тонусе, постепенно тренируясь.
  5. Для занятий используется обработанная по методике музыка — чаще это скрипичные концерты Моцарта.
  6. Занятия проходят в комфортной приятной обстановке

Во время занятия на пациента надеваются наушники, в которых звучит музыка. Звуковые колебания воздействуют на среднее ухо человека через наушники, обладающие способностью одновременно к воздушной и костной проводимостью.
Происходящие звуковые вибрации стимулируют работу мышц молоточка и стремени — органов, находящихся в среднем ухе.

Человек же в это время может заниматься самыми приятными для него вещами — рисовать, лепить, делать аппликации, даже читать или танцевать. Нежелательны лишь всевозможные активные игры в гаджетах, типа столь любимых подростками «стрелялок».

Занятия по методике Томатис безопасны

Перед тем, как приступить к занятиям, желательно пройти исследование — сделать электроэнцефалограмму. Противопоказанием являются:

  1. эпилепсия;
  2. наличие опухолевых заболеваний;
  3. установленный кохлеарный имплантат;
  4. отит;
  5. заболевания психического характера;
  6. повышенное давление;
  7. острый период любого заболевания.

Важно отметить, что метод Томатиса не является медицинским способом лечения той или иной проблемы. При необходимости он должен подкрепляться фармакологическими и прочими процедурами, назначенными врачами. Являясь лишь дополнением к лечебным назначениям, он лишь возвращает определенные функции организма в норму, не травмируя и не вызывая опасности.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90%:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут 30 000 руб
3-я сессия — 11 дней (по 120 мин. каждый день) 20 000 руб

Что даёт лечение звуком по методу Томатис?

Система аудиовокальных тренировок Томатис помогает людям начать усваивать звуки, которые они раньше игнорировали. В методике применяется устройство «электронное ухо».

Принцип действия — сенсорная звуковая стимуляция. Существует воздушная и костная проводимость звуков. Как следствие, создаются вибрации в верхней части черепа и в наружном ухе. Обработанные сигналы вызывают активность всего уха, задействуются слуховые и моторные функции мозга.

Коррекции поддаются следующие системы человеческого организма:

  • Восприятие;
  • Внимание;
  • Речь;
  • Мышление;
  • Чтение и письмо;
  • Эмоциональная и двигательная активность.

Методика Томатис помогает при некорректной работе слухового и вестибулярного аппаратов. В нашем Центре детской психологии и развития речи грамотные специалисты эффективно практикуют такую терапию.

Где полезен метод Томатис?


Ряд патологий у детей и взрослых можно частично или полностью скорректировать таким способом. Среди них:

  • Аутизм;
  • Тугоухость;
  • Гиперактивность;
  • Расстройства речи;
  • Заикание.

Тренировки по методу Томатис позволяют улучшить обучаемость, развить склонность к иностранным языкам, поставить голос певцам и актёрам.

У детей 4-6 лет иногда возникают трудности с усвоением новой информации. Причём, это не связано с уровнем интеллекта. Причина кроется в неправильном внутриутробном развитии. Это может привести к:

  • Проблемам с концентрацией внимания;
  • Нарушениям двигательной функции;
  • Сложностям в восприятии устной и письменной речи;
  • Проблемам с математикой и чтением.

Подобные состояния отмечаются не только у детей, но и у взрослых, что влечёт за собой массу трудностей. Невозможность сконцентрироваться тормозит выполнение даже рутинной работы.

Зачем нужно стимулировать мозг?

Метод Томатис благотворно влияет в ситуациях, когда нужно:

  • Повысить избирательное внимание человека;
  • Улучшить память;
  • Убрать акцент;
  • Скорректировать отставание развития;
  • Устранить последствия стресса, снизить эмоциональную нагрузку.

Иногда коррекция проводится с целью развития восприятия и воспроизведения звуков. Мозг начинает правильно идентифицировать поступающую информацию: перестаёт игнорировать или слишком остро реагировать на различные шумы, голос.

Как ускорить психомоторное развития у детей?


Ухо — не просто орган слуха. Оно участвует в развитии двигательной функции и поддержании равновесия. Таким образом, методика Томатиса положительно влияет на приобретение естественных навыков: ходьба, бег. А также закрепляет привычные — использование ложки.

Что такое атипичный аутизм?

Это общий сбой развития у маленьких детей. Проявления недуга заключаются в:

  • Нарушении навыков коммуникации;
  • Проблемах с восприятием и анализом информации.

Где в Минске пройти лечение по системе Томатис?

Уменьшить эти проявления помогает воздействие на цепочки нейронов. Хорошие результаты при лечении аутизма даёт прогрессивная методика Томатис. Пройти тренировки по индивидуальному курсу в Минске вы сможете в нашем Центре детской психологии и развития речи.

Почему стоит обратиться к нам?

Только сертифицированные специалисты на основании диагноза имеют право использовать метод слуховых тренировок в схеме лечения. Ритмичность и частотность звуков подбирается с учётом особенностей каждого.

Метод Томатис Новосибирск. Центр Томатис для детей и взрослых.

Наши уши являются главным входом в наш мозг выполняя основные функции по обработке информации. Ухо сложный орган. Он состоит не только из видимой нам ушной раковины, а из наружнего, среднего и внутреннего уха. Вся эта слуховая система воспринимают внешнюю информацию поступающую в виде частотных колебаний. Полученные колебания преобразуются внутренним ухом в электрические сигналы и направляются в мозговые центры.

Строение среднего и внутреннего уха позволяет воспринимать информацию, поступающую не только через воздух, но через кости скелета, так называемую костную проводимость. Эта способность позволяет помимо различных окружающих звуков, нашего голоса, улавливать движения, положение тела, различные ритмические воздействия. Всю полученную информацию ухо после трансформации в электрические сигналы передает в мозг для анализа и дальнейших действий.

Сложное устройство слуховой системы позволяет не только слышать, но управлять речью, дикцией, уметь аргументировать, выполнять инструкции, читать, изучать, запоминать. Важнейшей функцией, управляемой слуховой системой это координация тела в пространстве.

Когда связи между центрами слуха и мозга плохо работают, у человека может нарушаться речь, возникать проблемы с голосом, слухом, ухудшается память, внимание. Это может привести к ухудшению координации, возникновению депрессии, стресса, беспокойства другим эмоциональным и физиологические расстройства.

Заслуга автора метода Альфреда Томатиса заключается в том, что он научно обосновал и подтвердил многолетней практикой влияние диапазонов звуковых частот на различные участки мозга.

Как работает метод.

В основу метода Томатис заложен принцип частотного воздействия на слуховую систему. С помощью специального оборудования создается частотное колебание в естественном для человека диапазоне частот — 20-15000 Гц. Для каждой проблемы подбирается своя программа состоящая из тех частот, которые помогут ее решить. Прослушивание часотных колебаний, наложенных на музыку Моцарта, позволяет восстановить нарушенные связи между слуховой системой и мозговыми центрами. В результате, проблемы мешающие человеку жить уходят.

Томатис терапия что это такое, более подробно о методе Томатис можно прочитать ЗДЕСЬ.

Видео о результатах и отзывы на Флампе о методе Томатис и Центре Томатис в Новосибирске и Бердске вы можете посмотреть на странице «Отзывы о результатах».

Томатис терапия - что это такое, результаты, курс в домашних условиях

Дети, имеющие нарушения слуха, речи или развития требуют эффективного и грамотного лечения. Медик Томатис предложил свою собственную методику, которая получила широкое распространение. Томатис терапия — что же это такое?

В чем суть метода Томатиса?

Учение Томатиса часто используется как средство коррекции речи и используется в особо запущенных случаях. Суть методики заключается в использовании специального слухового аппарата, а также проходящих специальными способами — это возможность значительно улучшить речевые навыки, вылечить от заикания. Согласно последним исследованиям, метод Томатиса в домашних условиях отлично воздействует даже, если занимаются этим непрофессионалам!

С чего все началось?

Официальный сайт Томатиса рассказывает, что создатель методики родился в семье медиков и однажды заметил, что певцы, у которых пропал голос, когда-то повредили и слух. Если же опробовать сконструировать электронное ухо, то появится прекрасный шанс реабилитировать поврежденные функции и улучшить ситуацию.

Какие манипуляции включает терапия Томатиса?

Чтобы значительно лучше понимать, какие результаты Томатиса возможно добиться, нужно разобрать механизм воздействия этого способа. Ухо — это не только орган слуха, но и опция поддержки равновесия, заключенная в вестибулярном аппарате, поэтому сложно переоценить его важность в процессе развития ребенка.

Важно!

Маленькие дети, в период бурного речевого развития часто начинают крутиться вокруг себя и таким образом подготавливают себя к речевому прорыву и значительному раскрытию собственного потенциала.

Методика Томатис для детей началась с того, что ее создатель при подаче звука обратил внимание на то, что дети, при подаче звука с задержкой становятся значительно более эмоциональными. В среднем ухе мелкие косточки, которые можно развивать и избавлять детей от серьезных хронических заболеваний. Альфред Томатис в дальнейшем решил усовершенствовать методику и получил совершенно сногсшибательный результат.

Чтобы лучше понять, как функционирует методика, необходимо уточнить, что звук в ухо попадает с фильтрацией. Поэтому, справедливо считается, что самые невысокие модуляции успешно совпадают с моторикой, средние влияют на хорошую наиболее высокие частоты бывают связаны с разнообразными эмоциями человека.

Французский медик в своей деятельности использовал классическую музыку Моцарта. Австрийский композитор довольно часто в ходе реализации своих музыкальных замыслов использовал различные частотные способы воплощения собственных идей. Размеренный разговор матери ребенка, а также собственный голос, записанный на пленку — это тоже оптимальный способ получить излечение от серьезных хронических заболеваний. Музыкальные произведения должны воспроизводиться при помощи специального магнитофона и контролироваться специалистами. Не должно возникать учащения пульса или же иных непредсказуемых реакций на раздражители.

Курс Томатиса часто включает сразу несколько занятий, которые должны успешно закрепить результат, но их естественная продолжительность обязательно будет увеличиваться в соответствии с текущей необходимостью.

Аппарат Томатиса довольно прост в использовании, его можно применять в любой интересующий момент, а вот результат обязательно порадует даже самых стойких скептиков:

  • Происходит развитие вашего слухового внимания;
  • Звук часто становится гораздо более комфортным;
  • Получается успешная тренировка тренировка вестибулярного аппарата.

К основным принципам теории Томатиса можно причислить:

  • Каждый человек может успешно воспроизводить только лишь то, что он самостоятельно слышит и только в такой форме, как именно он это будет слышать;
  • Когда происходит изменение слуха, тогда поменяется и сам голос;
  • На процесс реализации слушания можно успешно повлиять, если грамотно изменить частоту звука.

Имеются ли противопоказания к использованию данной методики для детей?

У методики Томатис противопоказания сводятся к следующим случаям:

  • после Томатис ребенок стал плаксивым;
  • у детей появляется ранее несвойственная для конкретного возраста сильная перевозбудимость;
  • постепенно накапливаются нежелательные моменты, которые вполне могут приводить к необоснованной агрессии к себе или же своим сверстникам.

Можно довольно удачно избежать всех названных нежелательных последствий, поступая следующим образом:

  1. Необходимо осуществлять сбалансированную связь заинтересованных специалистов с родителями, консультант «Томатиса» должен регулярно держать нить коммуникативного общения с обоими родителями, ведь такая негативная реакция точно может возникнуть дома, а специалист точно сможет вовремя изменять программу для ребенка в более удачную сторону.
  2. Нужно постоянно находиться в плотном контакте с преподавателями в учебном заведении.

Важно!

Специалисты отмечают после прохождения курса лечения улучшение внимания, значительно улучшается речевое развитие, а также способность к глубокому и постоянному изучению иностранных языков, снижается уровень появления когнитивных расстройств, ребенок гораздо лучше воспринимает полученную информацию, а также ее воспроизводит.

Нежелательно лишь реализовывать подобные меры к более спокойным детям, не имеющим каких-либо дополнительных функциональных расстройств, или же имеющих повышенную впечатлительность. Способ Томатиса доказал свою действенность, но при этом необходимо применять его крайне дозировано, прекращать в случае появления видимых отклонений.

Томатис предложил инновационную методику, но некоторые из ее важнейших аспектов до сих пор требуют дополнительного изучения, поэтому при ее использовании необходимо четко понимать, что необходимо применять ее без лишнего фанатизма.

 

Читайте также:

Как работает Томатис? Метод Tomatis

Томатис — это метод слуховой нейростимуляции головного мозга для улучшения познавательных, речевых функций, поведения и эмоциональной регуляции детей и взрослых. Воздействие происходит с помощью специально обработанного звука по запатентованной технологии французского ЛОР-врача, фониатра Альфреда Томатиса. О механизмах и эффектах данной технологии мы расскажем в этой статье.
Многие люди думают, что клиенты во время сеансов просто слушают музыку. Действительно, в качестве основы для осуществления программ Томатис используются композиции Моцарта, а также Грегорианские песнопения, в некоторых случаях вальсы и марши. Ниже мы расскажем, почему применяются именно такие музыкальные произведения.

Механизмы метода Томатис

  1. Один из самых главных принципов системы Tomatis  — это чередование (gating). Суть в том, что во время прослушивания программы постоянно меняется два канала звука (в одном канале интенсивны низкие частоты, а в другом — высокие частоты; при прослушивании легко заметить, как они меняются). Это чередование нерегулярное и создает перцептивный (перцепция — это процесс восприятия) контраст. Одна из важнейших функций нашего мозга и психики как его производной — это прогнозирование. Поэтому нервная система постоянно пытается проследить закономерности изменения окружающей среды. Так, постоянно меняющийся нерегулярный сигнал «привлекает внимание» мозга, и психика пытается просчитать, когда же снова будет изменение сигнала. Но поскольку каналы меняются нерегулярно, высчитать последовательность просто невозможно! При этом мозг интенсивно работает и тренирует слуховое внимание и восприятие.
    Посмотрите на эту схему. М — это источник звука (музыка). Она проходит через усилитель, и далее в режиме реального времени происходит переключение каналов: C1 (канал 1) сменяется C2 (канал 2). Потом обратно: С2 сменяется С1. Уже обработанный с помощью канала 1 или канала 2 звук  транслируется через наушники человеку. Чередование каналов нерегулярное, его невозможно предсказать. Поэтому мозг постоянно во внимании, он «пытается просчитать» закономерность переключения. Это подсознательный автоматический процесс, который мобилизует работу головного мозга в процессе программы Томатис.Кроме того, контраст при смене каналов влияет на поведение слуховых мышц среднего уха, поскольку они работают по-разному на высоких и низких звуках. То есть получается «фитнес» для слуховых мышц. Это важно для повышения стрессоустойчивости нашего слушания и, например, помогает расслышать, что говорит учитель в шумном классе. Этот навык как раз обеспечивается мышцами среднего уха, их «тренированностью». Также каждый диапазон частот имеет свое влияние на мозг посредством внутреннего уха, об этом расскажем ниже.
  2. Костная проводимость. Стимуляция происходит не только аудиальным способом. Звуковые волны проходят и через воду, и через твердые вещества, в том числе через наше тело (в качестве примера: вспомните, когда вы грызете сухарики или орехи, как громко слышите звук; это происходит именно благодаря костному слуху). В наушниках Томатис есть специальный вибратор, который помогает звуку через костную проводимость попадать сразу во внутреннее ухо, минуя отделы наружного и среднего уха. Получается, в методике Томатис сигнал идет по двум путям: костному и воздушному. Сигнал в данных программах всегда идет сначала через кость, а затем уже через ухо. Так же происходит чередование каналов: сначала в костном пути, потом в воздушном. При этом сигнал транслируется с определенной временной задержкой (это также параметр технологии А.Томатиса).
    Схематично это выглядит так: 1) звуковой сигнал подается через вибратор — 2) пауза (она называется прецессия в методике Томатис; этот параметр может регулироваться специалистом Томатис для каждого клиента индивидуально) — 3) и далее подается уже через наушники аудиальным способом.Через «воздушный путь» информация воспринимается наиболее привычным нам образом: сначала звук проходит в ушную раковину, затем натягивается барабанная перепонка, и далее звуковая волна идет через среднее ухо во внутреннее, из разных отделов которого сигналы бегут по нейронам в виде электрических импульсов в разные отделы головного мозга. В случае с проведением импульса через кость сигнал поступает сразу во внутреннее ухо.Проведение звука сначала костным путем, а затем аудиально по методике Томатис дает несколько эффектов:
    • «Эффект постукивания по плечу». Поскольку сначала информация проходит через кость, мозгу как будто поступает команда: «Приготовься! Сейчас что-то произойдет». Поэтому формируется привычка слушания, тренируется слуховое внимание. Облегчается процесс восприятия.
    • Тренировка мыщц среднего уха для улучшения слухового внимания. Поскольку внутреннее ухо заполнено жидкостью, то при поступлении сигнала жидкость испытывает колебания. Эти колебания идут и в обратном направлении: от внутреннего уха к среднему. Мышцы среднего уха (мышца молоточка и мышца стремечка) вынуждены интенсивно работать, чтобы амортизировать такое воздействие. Таким образом они тренируются.
  3. Воздействие на вестибулярный аппарат. Внутреннее ухо состоит из трех частей: преддверия, полукружных каналов и улитки (кохлеи). Воздействие Томатис происходит на все части внутреннего уха. Преддверие и полукружные каналы — это вестибулярный аппарат, сложный рецептор вестибулярного анализатора, который сообщает мозгу информацию о положении головы и тела в пространстве. Он позволяет формировать внутреннюю схему тела, поддерживать равновесие, контролировать тонус мышц, помогает рассчитать ускорение при выполнении сложных движений, создает устойчивый образ внешней среды при повороте глаз, рассчитывает движения глаз (то есть участвует в глазной моторике). Преддверие тесно связано с мозжечком, поэтому происходит опосредованное воздействие и на него. Мозжечок отвечает за координацию тела в пространстве, точность движений, автоматизацию движений, вычисляет ритмы. Мозжечок передает информацию телу посредством преддверия (то есть связь двухсторонняя).
  4. Воздействие на улитку (кохлею). Улитка — это слуховая часть внутреннего уха. Именно из нее информация о слуховых сигналах в виде электрических импульсов бежит в различные отделы мозга. Звуки разной частоты имеют различное влияние на человеческую психику. В Томатис существуют фильтры высоких частот, низких частот и полостные фильтры, каждый из которых имеет свои эффекты при прослушивании программ.
    Так, влияние частот в методике делится на три зоны:
    • Низкие частоты — вестибулярная зона. Улучшается координация, баланс, осанка, владение телом, моторика крупная и мелкая, моторика движений глаз, речевая моторика, чувство ритма, эмоциональная регуляция, налаживается сон, снижается тревога.
    • Частоты 500-4000 Герц. Это речевая и коммуникативная зона. Стимулирование и улучшение речи, фонематического слуха, речевой памяти, восприятия речи, способности к формулированию мыслей, готовности к общению с окружающими. Улучшение музыкальных способностей.
    • Частоты 2000-16000 Герц. Это зона активации и энергии. Происходит «пробуждение» мозга, повышается креативность, улучшается внимание, способности к речевому и музыкальному анализу, обогащается тембр голоса. Мозг получает энергию для психических функций из первых двух зон.

    В течение одного сеанса клиент может слушать обработанные композиции Моцарта и Грегорианские песнопения, а также иногда марш и вальс. Музыка подбирается в зависимости от того, на какие зоны из перечисленных выше необходимо воздействовать, для этого специально используются высокие или низкие частоты, определенные ритм и гармоника. Конечно, клиент слушает не оригинал произведения, а обработанные с помощью фильтров сигналы, но воспринимаются они легче именно по причине исходного насыщения нужными частотами. Томатис содержит много музыки Моцарта потому, что в ней много музыкальных контрастов, на которые очень гармонично накладывается механизм чередования каналов (о нем мы говорили выше). Вальсы и марши содержат четкие ритмы: вальс трехкратный (раз-два-три), а марши — двух- и четырехкратные. Они также влияют на первую зону (вестибулярную).

  5. Миндалина и сенсорная интеграция. Миндалина — это один из подкорковых отделов головного мозга. Она очень тесно связана со слуховым анализатором, и Томатис влияет на ее работу. Она является «входом» в лимбическую систему и отвечает за эмоциональную память, эмоциональную оценку внешних событий и обстоятельств. У многих детей, имеющих те или иные особенности развития, наблюдается так называемая сенсомоторная дезинтеграция, то есть нарушение обработки сенсорных сигналов и неадекватная реакция на обычные стимулы (например, истерики при резких звуках, избирательность в еде, непереносимость каких-либо предметов или материалов, трудности визуального контакта и другие). Воздействие на миндалину помогает нейронным путям дозреть и адекватно передавать информацию. Поэтому проявления сенсорной дезинтеграции снижаются. Формируется адекватная реакция на внешние стимулы.
  6. Влияние на зеркальные зоны коры. Часто встречаются коммуникативные нарушения у детей с аутистическим расстройством или аутистическими чертами. Томатис воздействует на так называемые зеркальные нейроны, которые отвечают за формирование подражательных действий и участвуют в развитии навыков коммуникации. Поэтому Томатис так эффективен при подобных нарушениях.
  7. Влияние на слуховые и речевые зоны. Слушание и речь — это два компонента одного процесса: мы слышим речь и воспроизводим то, как мы слышим. Если нарушено понимание речи, речевой анализ, фонематический слух, восприятие эмоциональной стороны речи, то страдает и процесс говорения (произношение и интонации).

Поэтому посредством слуховой нейрокорреции происходит обогащение речи и языка. Томатис влияет на моторную функцию речи, на распознавание речи и фонематический слух, а также на коммуникативную сферу.

Резюмируя сказанное выше, перечислим эффекты, которые дает метод Томатис:

  • влияние на вестибулярную сферу: улучшение баланса, координации, равновесия, чувства ритма (в том числе и в речи)
  • улучшение моторики, в том числе мелкой и речевой
  • улучшение эмоциональной регуляции, снижение тревожности
  • повышение стрессоустойчивости
  • улучшение внимания и концентрации
  • улучшение оперативной памяти
  • стимуляция речи и улучшение способности к изучению языков
  • повышение способности к речевому анализу
  • развитие фонематического слуха
  • уменьшение эффектов сенсорной дезинтеграции
  • развитие глубины коммуникации
  • повышение тонуса, энергичности
  • улучшение самоконтроля, целеполагания и функции программирования действий
  • и другие.

Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!

Метод Томатис: часто задаваемые вопросы


Вопросы:

Какое оборудование используется в вашем Центре?

 В нашем центре используется оригинальное французское оборудование компании TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. (далее — T.D.S.A.): устройство TalksUp® и фирменные наушники Tomatis® с костной проводимостью.

На сегодняшний момент это единственное оборудование в мире, дающее полный эффект Метода Томатис.

В некоторых центрах продолжают использовать аналоговое оборудование, но оно давно устарело. Кассеты сейчас не производятся. Те кассеты, которые есть, переписываются с цифровых источников и теряют часть информации. Также во время прослушивания каждый раз пленка повреждается, что также отражается на качестве методики.

По официальным данным компании T.D.S.A., оригинальный Томатис возможен только в цифровом варианте на устройстве TalksUP®.

Кто проводит Томатис в вашем центре?

Сеансы Томатис имеет право проводить только специалист, прошедший обучение от компании T.D.S.A. В нашем центре Томатис проводит клинический психолог Александрова О.А., лицензированный Практик Томатис.

Сколько сеансов входит в курс Томатис?

В курс, как правило, входит 14 сеансов по 40-80 минут. Время сессии слушания и количество сеансов зависят от возраста и индивидуальных особенностей клиента. Каждую неделю проходит 4-5 сеансов и 2-3 дня отдыха. Таким образом, полный курс занимает около 3 недель.

Нужно ли повторять курс Томатис?

Да, нужно. Рекомендуется проходить минимум два курса. Это важно, поскольку программы слушания даются с повышением стимулирующего эффекта и имеют различные задачи. Например, первый курс Томатис может быть направлен больше на сенсомоторную сферу и эмоциональную стабилизацию, улучшение поведения. А второй уже будет включать другие частоты и параметры, направленные на речь, коммуникацию и более усиленную стимуляцию работы мозга.

Программы Томатис последовательны и имеют накопительный эффект.

Между 1 и 2 курсом перерыв составляет 1 месяц.

Далее 3, 4 программы прослушивания проводятся при желании клиента и наличии показаний. Для некоторых категорий клиентов возможно проводить до 5 курсов в год.
Наверх

Возможно ли проведение Томатис при эпилепсии?

Да, эпилепсия не является абсолютным противопоказанием. Предварительно необходимо сделать ЭЭГ и обязательно предупредить специалиста о данном заболевании. В таких случаях специалист Томатис подберет специальную программу и, возможно, на первых сеансах будет сокращать время слушания.

Есть официальные данные исследований, подтверждающие эффективность Томатис при лекарственно-резистентной  эпилептической энцефалопатии. У испытуемых снизилось количество приступов, улучшилось поведение и сон. Однако, следует помнить, что Томатис не является средством лечения. Это нейропсихологический и педагогический метод. Подробности читайте по ссылке: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26093514.

Когда я увижу результаты Томатис-терапии?

Нервная система перестраивается не мгновенно. Поэтому и тестирование после курса мы делаем не сразу после окончания прослушивания, а через месяц. Однако первые результаты Вы можете заметить уже во время прослушивания первого курса Томатис.

 Как оценить результаты Томатис-терапии?

В начале курса специалист предложит родителям заполнить специальный опросник TED, если клиентом является ребенок. Также мы рекомендуем перед курсом слушания сделать несколько видео-записей с типичными проблемами Вашего ребенка.

Спустя месяц после прослушивания курса родители вновь заполняют опросник. Получившиеся профили «до» и «после» легко сравнить в виде графиков и наглядно увидеть, какие функции улучшились. Также можно сделать видеоролик «после Томатис» в ситуациях, аналогичных ситуациям в ролике «до». Вы заметите контраст между двумя видео.

Специальный тест TED содержит два блока вопросов:

  • SR — sensory regulation (сенсорная регуляция)
  • ER- executive regulation (исполнительная регуляция).

Внутри каждого из блоков есть вопросы, касающиеся психических функций:

  • Регуляция эмоций (пример: нужно оценить от 0 до 10 утверждение «Ребенок имеет сильные и частые истерики, является возбудимым, склонным к агрессии, с трудом контролирует себя»)
  • Внимание (пример: «Ребенок часто хочет ответить ещё до того, как вопрос будет задан полностью»)
  • Регуляция сна (пример: «Ребенок просыпается три или более раз в ночное время, после чего с трудом засыпает снова»)
  • Пищевое поведение (пример: «Ребенок проводит длительное время без еды, не чувствуя голода»)
  • Кинестетическое восприятие (тактильность) (пример: «Ребенок избегает прикосновения к конкретным текстурам ткани/одежды/материалов, избегает пачкать руки»)
  • Функционирование вестибулярного аппарата: равновесие, координация, баланс, крупная моторика, ритм, осознание своего тела (пример: «Ребенок жаждет интенсивных движений, таких как качание, бег, танцы»)
  • Аудиальное восприятие (пример: «Ребенок боится, плохо переносит громкие звуки: пылесос, сирена, дверной звонок)
  • Визуальное восприятие (пример: «Ребенок испытывает трудности с нахождением различий между предметами различной формы, цвета, размера»)
  • Коммуникация («Ребенок не инициирует взаимодействие с другими людьми, предпочитает быть в одиночестве»)
  • Язык и речь («Ребенок испытывает трудности с формулированием идей с помощью слов»).

Некоторые из этих функций в тесте исследуются дважды, на разных уровнях нейропсихологической организации в мозге. Например, внимание общее и узко направленное, касающееся конкретных действий (в том числе в обучении).

Результаты теста помогают подобрать оптимальную программу слушания, а также проанализировать результаты курса Томатис.

Для взрослых клиентов специалист подберет диагностические методики в зависимости от конкретного случая и проблемы (например, методика диагностики тревожности, невротизации, психосоматический проблем, тест на депрессию и так далее). После курса Томатис для взрослого также осуществляется повторное тестирование и сравнение результатов «до» и «после».
Наверх

Помогает ли Томатис глухим и слабослышащим людям восстановить слух?

Нет, это невозможно с помощью данной методики.

Можно ли использовать Томатис детям с кохлеарным имплантом?

Томатис возможно применять, если кохлеарный имплант стоит на одном ухе. При двухсторонней имплантации методика будет неэффективна.

Как сочетается Томатис с другими методиками реабилитации, коррекции, терапии и обучения?

Томатис прекрасно сочетается с любыми занятиями со специалистами: с логопедом, дефектологом, психологом и другими. Результаты такой комплексной терапии будут намного выше, чем без Томатис.

С аппаратными методиками (БАК, микрополяризация и другие) Томатис тоже хорошо сочетается. Но нельзя проводить одновременно две аппаратные методики. Нужно это делать последовательно: сначала курс Томатис, потом что-то другое.

Массаж и какие-либо физиопроцедуры лучше тоже делать последовательно, т. к. они могут иметь сильный стимулирующий эффект.

По поводу лекарственной терапии лучше перед курсом Томатис получить консультацию у Вашего доктора, стоит ли ее отменять на время сеансов или нет.

Есть ли противопоказания к Томатис-терапии?

Да. Нельзя проводить Томатис в период обострения любых заболеваний. Особенно при отитах и нейроинфекциях.

Можно ли взрослому слушать Томатис?

Можно и очень полезно. Взрослым особенно рекомендован Томатис при сенсомоторных проблемах, вестибулярных трудностях, высокой тревожности, проблемах сна, неврозах, а также речевых нарушениях. Также есть исследования, доказывающие эффективность Томатис для восстановления речи и познавательных функций после инсульта.

Беременным женщинам особенно показано прослушивание Томатис. На базе французского роддома было проведено исследование, доказывающее, что прослушивание во время беременности достоверно облегчает роды, снижает тревожность, вероятность развития послеродовой депрессии у мамы. Кроме того, с 5-го месяца беременности, когда у малыша уже сформированы органы слуха, он также слушает Томатис в животе у мамы через костную проводимость, что положительно влияет на все психические функции и его развитие.
Наверх

Томатис в Новосибирске - ответы на вопросы про метод Томатис

Вопросы к специалистам центра, заданные в группе ВК нашего Центра 

Юлия Г. 

Здравствуйте! У меня ребенок-инвалид,диагноз ДЦП, не разговаривает и ему 13лет, обращенную речь не понимает,но жестами общается,вообще изобрел свой язык общения. Можно ли в таком возрасте повлиять на речь с помощью Томатиса?

Юлия, здравствуйте. ДЦП является прямым показанием для коррекции по методу Томатис. Даже, если ребенку 13 лет. Томатис назначают и более старшим детям и взрослым с такими диагнозами. В механизме действия метода заложено улучшение звуковосприятия, различения разных звуков. Дети с плохим пониманием речи составляют около 30% наших клиентов. У многих из них понимание речи начинается уже после 1 курса. Когда ребенок начинает лучше понимать речь, его способность говорить как будто заново рождается, сказать правильно ему становится интересно, он старается. Естественно, что детям с ДЦП с выраженными гиперкинезами, спастикой говорить сложно, но часто появляются и слова и небольшие фразы. Зависит от выраженности поражения мышц. Томатис способствует новым звукам и словам еще и тем, что стимулирует вестибулярный аппарат и расслабляет мышцы лица, ребенку легче произносить звуки. Более конкретно можно говорить после консультации (первая консультация бесплатно).

Таисия Р.

Добрый день! Сколько занятий в одном курсе? Как часто нужно посещать занятия (сколько раз в неделю)? Сколько стоит один курс?
Ребенку 6 лет, ЗРР, стертая дизартрия. Занимаемся с логопедом, в настоящий момент занимаемся автоматизацией звука Р, остальные звуки поставлены и автоматизированы.

Таисия, Здравствуйте, 1 курс включает в себя 10-26 часов, количество часов определяется индивидуально и зависит от возраста и состояния ребенка. Обычно курс длится 13 дней (без выходных или с 1-2 выходными), но в некоторых случаях 10-20 дней. Чтобы определить сколько часов нужно вашему запишитесь на бесплатную консультацию к специалисту Томатис. 

Маша К. 

Здравствуйте, прежде чем начать курс, нужно пройти консультацию? Ребёнок пошёл в первый класс, учитель говорит, что вообще как будто не слышит её, нужно несколько раз повторить, а лучше голос повысить, хотя материал усваивает хорошо. Проблемы общения со сверстниками.

Маша, добрый день, можно подойти на консультацию, чтобы определить степень нарушения слухового восприятия. Второй вариант: если у ребенка нет отягощённого неврологического анамнеза, можно сразу начать курс, а тестирование провести в первые дни курса. В этом случае вам нужно позвонить мне по т.923-703-80-50, чтобы обсудить правила прохождения курса.

Диана К.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, сколько стоит курс для ребёнка ДЦП?)

Диана, здравствуйте, стоимость курса для ребенка с тяжелым заболеванием рассчитывается индивидуально исходя из времени прослушивания. Минимальный курс — 10 часов. Чтобы вас сориентировать мне нужно проанализировать заключение невролога, данные медицинских исследований. Если у вас нет возможности приехать на консультацию, вы можете прислать сканы, после этого я уточню у вас необходимую информацию и тогда можно будет говорить о продолжительности курса и его общей стоимости.

Игорь К.

Проходят ли курс детки с тяжёлым дцп?

Игорь, добрый день. Курс проходят дети и с тяжёлым ДЦП. Для каждого ребенка мы можем ставить реально достижимые цели, например, при выраженном гиперкинезе мимических мышц, отсутствии вокализаций, слов, можно добиться расслабления мимических мышц и при дальнейшей работе с логопедом поставить и автоматизировать произношение звуков. При выраженной задержке психического развития можно повысить интерес к окружающему миру, игре, совместной деятельности, улучшить внимание. Более подробно выстроить цели по вашему ребенку только на консультации.

Василина К.

Здравствуйте) Скажите пожалуйста, с какого возраста можно проходить курс Томатис?

Василина, здравствуйте. Томатис можно проходить с 2х лет. Для малышей есть специальная программа, которая включает в себя речевой, поведенческий, эмоциональный компонент. У детей появляются первые слоги, слова, фразы, повышается интерес к окружающему миру, развивается игровая деятельность, дети становятся спокойнее, могут более сосредоточенно заниматься деятельностью. В любом случае подход и метод коррекции для каждого ребенка индивидуальный и определяется на консультации. Консультация бесплатная.

Таня Н.

С какого возраста вы занимаетесь с детьми?

Таня, здравствуйте. Логопеды-дефектологи центра консультируют детей с 2-х лет. Проводят диагностику, дают рекомендации по развитию речи, обучают приёмам развития звукоподражания, дыхательной и речевой гимнастики.

В методе Томатис для малышей с задержкой речевого развития есть специальная программа, которая включает в себя речевой, поведенческий, эмоциональный компонент. У детей появляются первые слоги, слова, фразы, повышается интерес к окружающему миру, развивается игровая деятельность, дети становятся спокойнее, могут более сосредоточенно заниматься деятельностью. Напоминаем. что консультация по методу Томатис бесплатная.

Ксения Ш.

Здравствуйте у ребёнка 6 лет нарушены почти все звуки. Подрезали две недели назад уздечку. Что можете предложить для постановки звуков?

Ксения, здравствуйте, чтобы составить программу занятий для вашего ребенка требуется осмотр логопеда.

Валентина П.

Здравствуйте,можно записаться на консультацию( она бесплатная)? Какие то справки,бумаги,эпикризы нужно брать? И работаете ли вы после 17-00?

Валентина, добрый день, да консультация бесплатная. Возьмите заключение невролога, ЭЭГ, МРТ, АСВП, если когда-либо делали. Мы работаем до 20-00.

Екатерина Г.

Здравствуйте.скажите пожалуйста.противопоказание Томатис?

Екатерина, здравствуйте, противопоказанием является некупированная эпилепсия, т.е. ситуации, когда врачи не могут по тем или иным причинам подобрать медикаментозную терапию. Второе противопоказание — нестабильное состояние ребенка, больного эпилепсией. Например, учащение приступов. В этом случае, сначала надо скорректировать лечение. Если эпилепсия находится под контролем медикаментозных препаратов, метод не противопоказан. Но, в Томатисе есть ряд программ, которые нельзя назначать даже при стабильном течении заболевания. Остальные программы показаны детям с эпилепсией и хорошо помогают в коррекции проблем развития.

Елена К.

Добрый день! Ребёнку 2,9 присутствует ЗРР, есть только 3 слова в словарном запасе. Подскажите, пжл, какие консультации специалистов необходимо пройти.

Елена, добрый день, ребенку необходима консультация логопеда и специалиста метода Томатис. 

Марина Ч.

Добрый вечер, ребенку 3,10 невролог поставил диагноз дизартрия, сейчас принимаем лекарство, массаж речевой, и тэс, после хотим пройти Томатис.

Марина, здравствуйте, прослушивание курсов Томатис при дизартрии улучшает тонус мышц речевого аппарата, звуковое восприятие, фонематический слух. Результатом становится лучшее произношение звуков и слов, более чёткая речь ребёнка. 
При комплексном подходе, как в вашем случае, можно ожидать лучшего результата, т.к. Томатис усиливает эффект физиопроцедур, логопедического массажа. 

Olga T.

Здравствуйте. Скажите, при Дизартрии (и непроизвольное слюноотделение) как часто нужно делать массаж? И на протяжении какого времени? Через сколько сеансов будет заметен результат? Сеанс так же будет длится 20-25 мин?

Olga, добрый день. На ваш вопрос отвечает логопед Центра Гаврильчик Мария Сергеевна: при дизартрии массаж производится курсом, от 10 до 14 дней, при условии, что выполняться будет ежедневно. Можно три раза в неделю, но при этом увеличивается количество сеансов (1,5 -2 месяца). Результат будет зависеть от выраженности дизартрии. Сеанс 20-25 минут. В любом случае сначала надо провести диагностику.

Екатерина Ш.

Добрый день! С какого возраста можно записать ребёнка на логомассаж?

Екатерина, здравствуйте, логопедический массаж можно делать с 2 месяцев с целью профилактики 1-2 минуты. К каждому ребёнку индивидуальный подход, все зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и тяжести речевого нарушения.

Анна Г.

Добрый день. Ребенку 4 года, ЗПРР, под вопросом моторная алалия. Речь присутствует на уровне нескольких слов. Какие документы нужны для консультации?

Анна, добрый день, для консультации желательно иметь заключение невролога и, если невролог вам назначил, результаты ЭЭГ.


Смотрите также