Тоска что это такое
Тоска — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2019; проверки требуют 8 правок.Некий бухгалтер Ежов, сосредоточенно глядя в одну точку, чуть слышно пел: «Белой акации гроздья… Помнишь ли милая… Годы промчались…» пел он день, другой, а затем, сделав из тряпья петлю, повесился на ней под койкой — задушил себя сам. Тоска довела его до смерти[1].
Ни одно английское существительное не передаёт всех оттенков этого слова. На самом глубоком и мучительном уровне это чувство сильнейшего душевного страдания, часто не имеющее объяснимой причины. В менее тяжелых вариантах оно может быть ноющей душевной болью, стремлением непонятно к чему, болезненным томлением, смутным беспокойством, терзанием ума, неясной тягой. В конкретных случаях оно означает стремление к кому-то или чему-то, ностальгию, любовные страдания. На низшем уровне — уныние, скуку. [2]
Тоска́ — отрицательно окрашенная эмоция, тяжёлое, гнетущее чувство[3]. Близкими чувствами являются грусть, уныние, тревога[3][4].
Тоска отличается выраженным снижением настроения и ухудшением общего самочувствия. В тяжёлых случаях наблюдается резко выраженная подавленность, постоянная сосредоточенность на чувстве тоски, при этом практически отсутствуют даже кратковременные приятные впечатления. Наконец, могут быть случаи совершенно невыносимых состояний тоскливости, которые нередко являются причиной суицидальных мыслей и действий. Выраженные состояния тоски часто сопровождаются тревогой, чувством немотивированного безотчётного страха[5].
По утверждению российского лингвиста А. Д. Шмелёва, склонность к тоске, как и к удали, характерна для русской ментальности и является уникальным русским понятием, а само слово «тоска» едва ли можно адекватно перевести на какой-либо иностранный язык. Русская тоска — это чувство человека, который чего-то хочет, но не знает точно, чего, но знает, что желаемое недостижимо. Чувству тоски способствуют бескрайние русские просторы, что нашло отражение в русской литературе, например «тоска бесконечных равнин» у С. А. Есенина и «тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня» у Н. В. Гоголя [6].
Тоска - Психологос
Тоска - сильное душевное томление, за которым стоит желание (или влечение) к обладанию чем-либо (или кем-либо), подпитываемое воспоминаниями из прошлого или мечтами из будущего. В тоскливом состоянии внимание по минимуму сосредоточено на возможностях, которые есть сейчас, и сильно акцентировано на том, что было в прошлом или на том, что могло бы быть в будущем.
Например:
- Тоскую по друзьям (живут сейчас в другом городе) - это значит, очень хочу их видеть, а такой возможности у меня сейчас нет, и я этим томлюсь, терзаюсь.
- Тоскую по ушедшей любви - это значит, очень хочу вернуть те сладкие мгновения, а поскольку такой возможности у меня нет, я страдаю.
- Тоскую по Родине - это значит, что очень хочу оказаться в родных краях, а такой возможности у меня нет, и я печалюсь.
- Тоскую по красивой и сильной жизни - это значит, я ее очень хочу, а делать ее не умею, я грущу.
Еще примеры:
- Тоскливая жизнь - жизнь, в которой находится много места тоске. (А радости, увы, места не нашлось).
- Тоскливое настроение - настроение, исполненное тоски. (А могло бы быть исполнено бодрости).
Лучшее средство от тоски - быть занятым делом.
Бывает тоска светлая: это смесь благодарности и грусти при расставании, при прощании надолго. Мы расстались, да, но я говорю тебе спасибо за то, что мы были вместе. И я немного печалюсь, но не напрягаю тебя своей печалью.
Светлая тоска может быть и ресурсным состоянием: я жду нового будущего, я стремлюсь к нему, и делаю все, чтобы оно настало.
Тоска - удел романтиков и паразитов, редко потребителей. Паразит тоскует по тем, кто ушел и бросил его, одинокого и беззащитного. Тоскует, потому что теперь некому о нем позаботиться...
Романтик - тоскует по доброму и красивому миру, там, где все не так убого, где люди - как братья, нет униженных и оскорбленных, где мечты оказываются сбывшимися, стоит о них только подумать. Тоска романтика скорее светлая, нежели мрачная, но абсолютно нересурсная. Ничего для осуществления желаемого романтик не сделает.
У Творца на тоску времени не хватает, пока Романтик по красивому миру тоскует, Творец его строит.
Как делается тоска
Тоска мрачная, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:
- Мимикой и телом: тоскливым лицом (тоскливыми глазами), вздохами, опущенными уголками губ,
- Внутренний текст: "Я тут в командировке, как там дома мой любимый песик. Вот бы сейчас был он тут, мы бы пошли гулять по парку". "Эх, если бы вернуть то время!"
- Картинка-ситуация: Мир сер, дождлив, и мне нет места в этом сером и дождливом мире.
Тоска светлая (щемящая тоска)
- Мимикой и телом: глаза теплые, благодарные и немного печальные, на лице - улыбка, взгляд - вперед, в новый мир.
- Внутренний текст: "Прощай, прошлое! Здравствуй, будущее!"
- Картинка-ситуация: Позади гостеприимный город, в котором прошла половина жизни, а впереди новая дорога, убегающая за горизонт, к встающему солнцу.
Симптомы тоски:
- Погружение в думы о былом или в несбыточные мечтания.
- Печальные глаза, взгляд вдаль.
- Красивые и пафосные размышления о жизни, в основном в прошедшем времени.
- Философское безрадостное отношение к радостям жизни: это что, а вот прошедшее... (или мечтающееся...).
Меланхолия по Фрейду
Меланхолия, описанная З.Фрейдом, - похожа на то же самое, что тоска, и едва ли нужно множить понятия. Так или иначе, интересно познакомиться с анализом меланхолии (тоски), сделанным З.Фрейдом. См.→
Значение слова ТОСКА. Что такое ТОСКА?
ТОСКА́, -и́, ж.
1. Тяжелое гнетущее чувство, душевная тревога. С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают. Достоевский, Белые ночи. — На меня, видишь ты, тоска находит. Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить. М. Горький, Коновалов. || Разг. Гнетущая, томительная скука. Едва начался обряд венчанья, как супруга Ивана Гавриловича почувствовала уже тоску и сильный позыв к зевоте; крестьянская свадьба --- казалась ей весьма скучным удовольствием. Григорович, Деревня. Я сидел рядом с Мануйлихой и с тоской слушал, как, однообразно и прерывисто жужжа, бьется об оконное стекло муха. Куприн, Олеся.
2. Скука, уныние, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему. — Надобно полюбить хозяйство, да. И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска. Гоголь, Мертвые души. — Я не зову теперь тебя в Марьино, --- ты и при покойнице там соскучился, а теперь ты, я думаю, там с тоски пропадешь. Тургенев, Отцы и дети. Стоял полдень — самое скучное, невыносимое время провинциального дня: мужья и отцы строчат в канцеляриях; жены и дочери не знают, куда деться от тоски дома. Гл. Успенский, День нужды и скуки.
3. О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния. Тоска: на расстоянии тридцати верст ни живой души, ни встречи с человеком, ни жилища на дороге, ни даже самой дороги! Лес и болото. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Антрыгина:] Хоть бы шарманка, что ли, прошла; тоска такая. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай! На одной станции наш поезд задержали. Жара, пыль, мухи — тоска. Серафимович, В огне.
◊
Зеленая тоска см. зеленый.Тоска - это... Что такое тоска?
Господи… Пузырь: туда же, куда и люди,– тоска,– издевалась жена Максима, Люда, неласковая, рабочая женщина: она не знала, что такое тоска.С чего тоска-то?
Мелодия была совсем другая, протяжная, вся ровно бы на одной струне, и слова потонули в ней улавливалось лишь глубокое раздумье и неизмеримая мужицкая тоска, такая тоска, какой могут болеть только русские мужики, вскормленные скудной и необозримой русской землей, тоска, рожденная под бесконечную песню зимы, под шум ветел за окном, под скрип полозьев в извозе, под шорох ветра в трубе, под скырканье очепа над люлькой — тоска по чему-то далекому, впитанному с молоком матери, матери и бабушки которых тоже впитывали ее вместе с молоком.
Холодная тоска, ночная тоска, тоска расстояний, пространства и времени, тоска галактик и перелетов, дней и месяцев.
Дуга на коне…Всё тоска окружает, тоска, тоска!Ах, кабы вспомнил кто обо мне.Всё чужие леса да чужая даль.И мороз страшней, и душа в огне…А печаль-то, мой брат, печаль, печаль!Ах, кабы вспомнил кто обо мне.хххСлавная компания… Что же мне решить?Сам я непьющий, – друзья подливают.Умирать не страшно – страшно не жить.Вот какие мысли меня одолевают.Впрочем, эти мысли высказал Вольтер.Надо иногда почитывать Вольтера.Запад, конечно, для нас не пример.Впрочем, я не вижу лучшего примера.хххВзяться за руки не я ли призывал вас, господа?Отчего же вы не вслушались в слова мои, когда Кто-то властный наши души друг от друга уводил?..Чем же я вам не потрафил?
Тоска по бескрайним пескам, тоска по одиночеству, тоска по простору — все это лишь слова, литературные штампы, и ничего они не объясняют.
Жульническая шапочка, франтовской костюм, истощенный вид… Был он 2 раза на «Аиде», раз на «Русалке», заказал рамы, почти продал этюды… Говорит, что тоска, тоска и тоска…– Бог знает что дал бы, только побывать бы денька два в Бабкине! – восклицает он, вероятно забыв, как он ныл в последние дни.Остаюсь ВашА.
Тоска о пережитом и потерянном, тоска об ушедших близких людях, которых никогда не вернуть, тоска о своей, потерявшей теперь смысл, — жизни…
И я так же в старину тосковал о моей покойнице; точно так же таил от всех, что она пришлась мне больно по сердцу; и у меня так же сна не было, и кусок в горле останавливался; а уж тоска-то была какая, тоска!
И тогда виолончельная тоска, всегда настигающая меня в минуты соприкосновения с музыкальным прошлым, а вернее, и не тоска, а призрак тоски – ибо самой тоски уже не существует, она умерла и осталась в пределах этого прошлого, – призрак тоски сгущается и ласково притрагивается к живому моему сердцу, и тогда я вздрагиваю и говорю себе, что непременно рано или поздно напишу грустную и смешную повесть о своих взаимоотношениях с Музыкой.
И отчего нет, отчего нет такой тоски во всем мире, как тоска российская, великопостная, отчего нет такой тоски по всей земле, как тоска уездного города?
тоска — Толковый словарь Даля
тоска́
ТОСКА ж. (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. Тоска по родине обращается иногда в телесную болезнь, с изнурительною лихорадкой. Тоска берет глядеть на него, докучает. Тоска бешеная! от скуки, безделья. Нападала тоскечушка немала, песня, олон. Как тоска злая на сердце залегала, песня. Пей — тоска пройдет! Хлеба ни куска, везде тоска (приб. а хлеба край, и под елью рай). Такая припала тоска, что не выпустил бы из рук куска! Красиво, да животу тоскливо. Тосковать сев. новг. олон. арх. тоскнуть и тоснуть, пск. твер. тошновать зап. болеть по чему душой, сильно грустить, скучать, неутешно горевать, сохнуть сердцем, скорбеть, изнывать; || скудаться болью, мучиться телесною хворью. Мать по сыне, а жена по муже тоскует, тоскнет. На Феодора покойники тоскуют по земле, 26 января. Тоскованье действ. или состоян. по глаг. Тоскливый, склонный к тоске, тоскующий. || Тоскливая погода, — музыка, поселяющая тоску или скуку. - вид, унылый, безотрадный. Больной тоскливо стонет. Это тоскливый напев. тоскливость, свойство, состояние по прилаг. Тоскователь, тосковательница, тоскун, тоскунья, кто сильно, долго тоскует. || Тоскунья, орл. калужск. ворон крятун, русский ворон. Тоснутися стар. (Словарь Академии: тщиться, стараться; кажется вернее) тосковать по чему, тоскливо, ревниво искать чего. Тосняшется умрети за Русскую землю, летописн. Тоснуться, пск. безличн. тосковать, скучать. Что-то мне тоснется.
Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me
Значения в других словарях
- тоска — ТОСК’А, тоски, мн. нет, ·жен. Сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой. Тоска по родине. Испытывать тоску. Наводить или нагонять тоску. «И странная тоска теснит уж грудь мою.» Лермонтов. «Стеснилась грудь ее тоской. Толковый словарь Ушакова
- тоска — тоска I ж. 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием. || Выражение такого состояния. 2. разг. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интереса к чему бы то ни было. II предик. 1. О чувстве тоски, испытываемом кем-либо. Толковый словарь Ефремовой
- тоска — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
- тоска — • безграничная ~ • бездонная ~ • безнадежная ~ • безумная ~ • безысходная ~ • беспросветная ~ • великая ~ • волчья ~ • глубокая ~ • горькая ~ • громадная ~ • дикая ~ • жгучая ~ • животная ~ • жуткая ~ • звериная ~ • зверская ~ • зеленая ~ • злая ~ • лютая... Словарь русской идиоматики
- тоска — • Безбрежная (А. Рославлев). • Безграничная (Фруг). • Бездонная (Бальмонт). • Безмолвная (Пушкин). • Безнадежная (Арцыбашев, Надсон, Пушкин, Ратгауз). • Безотрадная (Козлов, Коринфский, Ратгауз, Рылеев). • Бесплодная (Кольцов). • Беспросветная (Надсон). Словарь литературных эпитетов
- тоска — Восходит к той же основе, что и тощий. Этимологический словарь Крылова
- тоска — см. >> печаль Словарь синонимов Абрамова
- тоска — Общеслав. Обычно считается словом того же корня, что тщетный, тощий, вотще. Однако скорее является (так думал еще В. Даль) родственным (с перегласовкой ъ/и) тискать. Тоска буквально — «стеснение» (в груди), «грусть». Ср. и см. горе, печаль. Ср. сжимается (сердце), грызет, душа горит и под. Этимологический словарь Шанского
- тоска — О ком-чем, по кому-чему и по ком-чем. 1. о к о м — ч е м. Врут, будто в этот ранний час тоска о прошлом мучит нас (Грибачев). 2. п о к о м у — ч е м у (с существительными и личными местоимениями 3-го л.). Она почувствовала тоску по Степану... (Нагибин). Управление в русском языке
- тоска — Тоск/а́. Морфемно-орфографический словарь
- тоска — ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ Весело — грустно (см.) веселье — грусть (см.) веселиться — грустить (см.) Веселое настроение — грустное настроение. Веселый взгляд — грустный взгляд. Веселый вечер — грустный вечер. Веселый спектакль — грустный спектакль. Словарь антонимов русского языка
- тоска — орф. тоска, -и Орфографический словарь Лопатина
- тоска — ТОСКА, и, ж. 1. Душевная тревога, уныние. Наводить тоску на кого-н. Т. берёт. Т. в глазах, во взгляде у кого-н. Т. по родине. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. На даче осенью т. Не спектакль, а т. Т. зелёная (ужасная тоска; разг.). | увел. тощища, и, ж. (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
- тоска — ТОСКА -и; ж. 1. Тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, грусть, уныние. На меня нашла т. Мучит т. Смертная, смертельная т. Сердечная, душевная т. Т. одиночества. Т. сжимает сердце. 2. Разг. Гнетущая, томительная скука. Нагонять, наводить тоску. Толковый словарь Кузнецова
- тоска — -и, ж. 1. Тяжелое гнетущее чувство, душевная тревога. С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают. Достоевский, Белые ночи. — На меня, видишь ты, тоска находит. Малый академический словарь
- тоска — Адская (разг.), безбрежная, безвыходная, безграничная, бездонная, безмерная, безмолвная, безнадежная, безотрадная, безотчетная, безрадостная, безумная, безутешная, безысходная, бесконечная, бесплодная, беспокойная, беспощадная, беспредельная... Словарь эпитетов русского языка
- тоска — Тоска, тоски, тоски, тоск, тоске, тоскам, тоску, тоски, тоской, тоскою, тосками, тоске, тосках Грамматический словарь Зализняка
- тоска — тоска́ укр. то́скно "тоскливо", блр. тоскнíць "тосковать, печалиться", др.-русск. тъска "стеснение; горе, печаль; беспокойство, волнение" (Срезн. III, 1057), цслав. сътъснѫти ἀγανακτεῖν, чеш. teskný "боязливый", tesklivý "пугливый, тоскливый", слвц. Этимологический словарь Макса Фасмера
- тоска — ТОСКА, -и, ж. и в зн. межд. Слово, выражающее эмоциональное (в том числе и одобрительное) отношение говорящего к чему-л. Я в тоске! Ну и тоска! тоска, Степан! — выражение недовольства чем-л. Возм. из уг. или босяцкого; — Возм. из анекдота. Толковый словарь русского арго
- тоска — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? тоски, чему? тоске, (вижу) что? тоску, чем? тоской, о чём? о тоске 1. Тоской называют неприятное чувство, которое испытывает человек, когда сожалеет о каком-либо плохом событии, которое уже случилось... Толковый словарь Дмитриева
что это такое, ее причины и как преодолеть?
Из всего многообразия состояний человеческой психики, одним из самых опасных и разрушительных является именно тоска. Это щемящее чувство, постепенно, исподволь, словно коррозия разъедающее психику личности. Это дуновение сырого, промозглого сквозняка, сковывающего мышцы болезненной судорогой, накручивающего суставы на раскаленный вертел. Это ядовитая плесень, разъедающая нервную систему, посылающая отравленные импульсы во все жизненно важные органы.
И если с другими психологическими состояниями души и разума можно, каким-то образом находить точки соприкосновения, использовать их в своих целях, себе на пользу. То с таким понятием, как тоска «разговор» должен быть максимально коротким и однозначным. На компромиссы не идти. Пленных не брать.
Что такое тоска?
Понятие «Тоска», имеет, как минимум два определения, две разновидности.
- Состояния тоски, вызванной и питаемой персонажами, событиями, окружением, находящимися в настоящем пространственно — временном моменте.
- Тоска, по тем, кто остался в прошлом, кто был навсегда потерян. Тоска по общественно – политическому строю, сообществу, территориям, безвозвратно канувшим в небытие.
Тоскуем о здесь и сейчас.
Это самый сложный, тяжелее всего поддающийся искоренению вариант тоски. Это тоска об отвергнувшем тебя либо отвергнутым тобой человеке, который живет в соседнем доме, на соседней улице, в одном городе…. Да собственно говоря, какая разница, где живет. Одно лишь осознание того, что он есть, но не доступен, сжимает мертвой хваткой горло, перекрывает доступ кислорода в легкие, стискивает, и заставляет замереть и вновь, бешено забиться сердце.
Это тоска об утраченной, упущенной возможности. Она, эта возможность вроде бы, как и есть. И где-то, совсем рядом. Но ты уже осознаешь, что она потеряна раз и навсегда. И вновь защемило в груди, противно — тягуче заныло под лопаткой.
Тоска может так же парализовать, в момент понимания бесперспективности, безысходности бытия вообще, либо в отдельно взятой стране в частности, в момент осознания бесплодности предпринимаемых попыток вырваться из порочного круга, изменить вектор движения, направление развития…
Пройти тест: оптимист или пессимист
Какие предпринять действия в первом варианте?
Очень важно, четко уяснить, никаких компромиссов. Никакого сотрудничества. Безжалостное и беспощадное уничтожение любых проявлений тоски в вышеописанных, либо подобных вариантах.
Проанализируйте личность, обстоятельства, материальные составляющие причин и следствий, позволивших тоске укорениться и расцвести в вашем сознании.
Можете даже не увлекаться беспристрастностью. Наоборот, проведите анализ с пристрастием. Активно пролоббируйте свои интересы. Да, в конце, концов, вылейте ушат грязи на предмет и причину вашей тоски.
Задайте себе вопрос. Если вы будете придаваться тоске и унынию, произойдут ли перемены в лучшую сторону? Наметятся пути решения проблемы? Думаю, что ответ вы уже сами знаете. Нет! Нет! И нет!!!
Поэтому сотрите вашу тоску в порошок. Визуализируйте этот процесс, представьте его во всей красе, со всеми подробностями. Растерзайте ее, испепелите и развейте прах в межгалактическом пространстве. Разозлитесь на тоску. Впадите в бешенство, в неистовство. Уничтожьте ее любым доступным и приятным вашему воображению способом.
И запомните еще раз. Никаких компромиссов!
Тоска по прошлому — его не вернуть.
Если причина тоски – потеря близкого вам человека, близкого существа, потоскуйте какое-то время, но смотрите чтобы это чувство не переросло в депрессию. В этом случае тоску к конструктивному чувству, конечно, не отнесешь, но что-то светлое в ней все же есть.
Нужно понимать, что тоску о потерянных людях, домашних животных, безвозвратно ушедших временах, вам не победить окончательно, раз и навсегда. Это чувство будет то уменьшаться, затихать, то вспыхивать пожаром с новой силой. Непревзойденное понимание сути такого процесса воплотил автор «Бахчисарайского фонтана».
Просто сохраните в памяти только положительные, светлые черты, моменты, особенности. Пусть возвращающаяся тоска подобного толка, будет сродни умиротворению, испытываемому в пору «Золотой осени». Грустная, но светлая. Прекрасная, как краски осени. Краски, символизирующие отмирание и неотвратимое возрождение одновременно.
Не вините себя ни в чем. Твердо усвойте одну, известную каждому истину: «Время лечит».
Заключение.
Не существует универсальных рецептов, как побороть тоску. Каждому суждено пройти свой, уникальный путь.
Однако хотелось бы еще раз напомнить несколько непреложных правил, помогающих как минимум уменьшить, либо полностью ликвидировать негативное воздействие тоски на личность.
Не ленитесь — никаких компромиссов.
Полное, ясное осознание причин возникновения и бесперспективности потакания. Губительность проявления пассивности в отношении тоски.
Борьба за свое «Я», за свой безоблачный мир. Борьба безжалостная и беспощадная.
Победа и только победа!
Можете также пройти тест на депрессию.
Слово ТОСКА - Что такое ТОСКА?
Слово состоит из 5 букв: первая т, вторая о, третья с, четвёртая к, последняя а,
Слово тоска английскими буквами(транслитом) - toska
Значения слова тоска. Что такое тоска?
Тоска
Тоска - эмоциональное состояние, которое, как указывает его название, истощает, иссушает, «грызёт» (грусть), «печёт» (печаль), «пакостить сердцю мужеви», в котором индивид целиком сосредоточен на своём несчастье, удаляется от людей и дел…
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Тоска эмоциональное состояние человека, характеризующееся мучительной грустью, душевной тревогой, беспокойством. Тоска может проявляться как скука, безотчетная боязнь чего-то, печаль, скорбь.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000
ТОСКА - согласно Н.Бердяеву, "тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожности, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному и вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным…
Краткий религиозно-философский словарь. - 1996
Тоска (возможно, связано с теснить, ср.: такое-то чувство теснит грудь, беда лежит камнем на сердце) – душевная тревога, уныние, томление души, мучительная грусть, скорбь.
Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. - 2011
Тоска — психическое состояние, которое характеризуется выраженным снижением настроения и ухудшением общего самочувствия. В легкой форме это состояние проявляется в недостаточно мотивированном или в беспричинном ухудшении самочувствия.
Словарь терминов МЧС. - 2010
ТОСКА (1969)
ТОСКА (1969) «ТОСКА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1969, ч/б, 29 мин. Новелла. По мотивам одноименного рассказа А. П. Чехова. В ролях: Александр Плотников (см. ПЛОТНИКОВ Александр Константинович), Алла Покровская (см. ПОКРОВСКАЯ Алла Борисовна)…
Энциклопедия кино. - 2010
ТОСКА (1990)
ТОСКА (1990) «ТОСКА», СССР, АРМЕНФИЛЬМ, 1990, цв., 140 мин. Социально-политическая драма. По одноименной повести Р. Кочара. Когда в 1915, в результате войны, часть Армении отошла к Турции, старый Аракел, оказался на чужбине.
Энциклопедия кино. - 2010
Тоска (опера)
«То́ска» (итал. Tosca) — опера Джакомо Пуччини, одна из самых репертуарных в театрах мира. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.
ru.wikipedia.org
Тоска (фильм)
«La Tosca» — немой короткометражный фильм режиссёров Андрэ Калметта и Шарля ле Баржи по одноимённой пьесе Викторьена Сарду. Премьера состоялась 15 марта 1909 года в Париже.Тоска La Tosca Жанр драма. Режиссёр Андрэ Калметт,Шарль ле Баржи. Продюсер Шарль Журжо. Автор сценария Виктория Сарду. Кинокомпания Pathé. Длительность 12 мин. Страна Франция.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Тоска́-кручи́на, тоски́-кручи́ны.
Орфографический словарь. — 2004
Симптом витальной тоски
Симптом витальной тоски - ощущение душевной боли у пациентов с меланхолической депрессией (K. Schneider). Пациенты описывают такую боль как равнозначную физической и локализуют её чаще в области сердца.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Симптом витальной тоски (лат. vitalis – жизненный - в противовес термину летальный) - ощущение душевной боли у пациентов с меланхолической депрессией (K. Schneider).
vocabulary.ru
Тоски
Тоски — этническая группа албанцев, проживающая в Албании к югу от реки Шкумбини, а также в Греции и и других странах диаспоры. Говорят преимущественно на тоскском диалекте албанского языка. Верующие — в основном мусульмане и православные.
ru.wikipedia.org
Примеры употребления слова тоска
День особенно неприятен для июльских Львов, у них не исключается тоска, депрессия.
Предугадать, где гостей ждет приключение, а где тоска и разочарование, было невозможно.
Но когда заедает тоска по старым добрым временам, можно включить телевизор и увидеть Фроча.
Видимо, тоска по родине и вправду сильнейшим образом одолела футболиста.
Первый список порви и выброси, а второй перечитывай когда накатит тоска.
Это было очень вовремя, поскольку как раз тогда меня "пробила" тоска по дому.
- тосканец
- тосканцев
- тосканцем
- тоска
- тоскливейший
- тоскливость
- тоскливо
тоска - это... Что такое тоска?
-и́, ж.
1.
Тяжелое гнетущее чувство, душевная тревога.
С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают. Достоевский, Белые ночи.
— На меня, видишь ты, тоска находит. Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить. М. Горький, Коновалов.
|| разг.
Гнетущая, томительная скука.
Едва начался обряд венчанья, как супруга Ивана Гавриловича почувствовала уже тоску и сильный позыв к зевоте; крестьянская свадьба --- казалась ей весьма скучным удовольствием. Григорович, Деревня.
Я сидел рядом с Мануйлихой и с тоской слушал, как, однообразно и прерывисто жужжа, бьется об оконное стекло муха. Куприн, Олеся.
2.
Скука, уныние, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему.
— Надобно полюбить хозяйство, да. И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска. Гоголь, Мертвые души.
— Я не зову теперь тебя в Марьино, --- ты и при покойнице там соскучился, а теперь ты, я думаю, там с тоски пропадешь. Тургенев, Отцы и дети.
Стоял полдень — самое скучное, невыносимое время провинциального дня: мужья и отцы строчат в канцеляриях; жены и дочери не знают, куда деться от тоски дома. Гл. Успенский, День нужды и скуки.
3.
О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния.
Тоска: на расстоянии тридцати верст ни живой души, ни встречи с человеком, ни жилища на дороге, ни даже самой дороги! Лес и болото. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
[Антрыгина:] Хоть бы шарманка, что ли, прошла; тоска такая. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай!
На одной станции наш поезд задержали. Жара, пыль, мухи — тоска. Серафимович, В огне.
◊
- зеленая тоска
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
Тоска - это... Что такое Тоска?
- тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).
* * *
(возможно, связано с теснить, ср.: такое-то чувство теснит грудь, беда лежит камнем на сердце) – душевная тревога, уныние, томление души, мучительная грусть, скорбь. Ср. выражение сам не свой.
Она вошла в комнату Даши – пусто, вошла к Долинскому – тоже пусто. Присела на его кресле, и невыносимая тоска, словно как нежнейший друг, так и обняла ее из-за мягкой спинки… «Тоска!» – произнесла про себя Анна Михайловна (Н. Лесков, Обойденные).
Тяжело в ночной тиши
Выносить тоску души
Пред безглазым домовым,
Темным призраком немым,
Как стихийная волна
Над душой она вольна.
(А. Фет, «Тяжело в ночной тиши…»)
На Федора покойники тоскуют по земле (26 января по старому стилю) (Словарь Даля).
Ср. вокальное произведение Р. Вагнера «В теплице», хор девушек из оперы А. Серова «Аскольдова могила»; песни военных лет «В землянке», «Эх, дороги», песню «Ах, зачем эта ночь так была коротка!».
Ср. грусть, сплин, хандра, меланхолия.
* * *
(общеславянск. «тъска» - первоначальное значение – пустой) - 1. эмоциональное состояние, которое, как указывает его название, истощает, иссушает, «грызёт» (грусть), «печёт» (печаль), «пакостить сердцю мужеви», в котором индивид целиком сосредоточен на своём несчастье, удаляется от людей и стыдится их, забрасывает все свои дела, истязает себя самообвинениями и воспоминаниями своих неблаговидных поступков так, будто это доставляет ему если не радость и удовольствие, то какое-то никому непонятное чувство удовлетворения, так что тоска для своего развития не нуждается в какой-то очень уж особенной беде, ей бывает достаточно и незначительного повода при чрезмерном, болезненном самолюбии. Тоска легко может превратиться в обиду, озлобленность или даже в ненависть, а связанная с ними агрессия, не находя внешнего выхода, свободно трансформируется в самонаказание и аутоагрессивность. Горе – более человечное чувство, оно никогда не возникает само по себе, в нём индивид меньше всего думает о самом себе и потому он не склонен думать о суициде и тем более думать о нём как об избавлении от своего несчастья. О горе не говорят такого, как «грусть-тоска меня заела», хотя бесспорно, что оно при определённых обстоятельствах способно сокрушить, сломить едва ли не любого самого стойкого человека, если лишает его всего того, для чего он существует. О тоске можно сказать, повидимому, что это горе мазохиста или удел нарцисса, когда к переживанию реальной беды он прибавляет самомучение, почти садистическое «ковыряние» в своих душевных ранах; 2. согласно К.Изарду, тоска есть комплекс эмоций, включающие такие из них (перечисляется по убывающей представленности): напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие; 3. в психопатологии – основное настроение, свойственное, как многими принято считать, тоскливой, меланхолической депрессии. Эмоциональный спектр депрессии, и на это давно обратили внимание клиницисты, в значительной, если не определяющей степени зависит от уровня зрелости личности, типа личности, характера человека, и он сильно меняется с возрастом, а также в зависимости от влияния культуральных условий сушествования. Систематических исследований этой проблемы проводится, однако, мало. Синонимы: Печаль, Грусть, Хандра.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
ТОСКА | Психология темпоральная
Тоска – чувство, стесняющее даже дух человека, вызывающее томление его души, мучительную грусть; чувство, граничащее с душевной тревогой, беспокойством, боязнью, иногда смешиваемое со скукой, горем, печалью, и скорбью. Как может психолог-психотерапевт пройти мимо столь сложного феномена и не задуматься над ним? Глава "Тоска" написана специально для книги "Психотерапия для России" с целью внести ясность в столь сложную тему, которая так близка и так мало понятна русскому человеку.
Содержание глава
- Причины душевной тревоги у исследователей тоски.
- Определение понятия "тоска".
- Тоска Чехова.
- Тоска по родине Цветаевой.
- Тоска группы «Многоточие».
- Тоска о прошлой жизни.
- Тоска – разрыв с самим собой.
- Россия и тоска.
- Признаки тоски.
- Усиливать тоску.
- Следствия тоски.
- Выход из тоски и ее преодоление.
- Произведения искуства о тоске.
- Состояние тоски снимается.
- Как преодолеть тоску?
Более подробное изложение
1. Почему тема тоски вызывает у меня душевный трепет?
- Потому ли, что она для меня очень значима?
- Или потому, что она актуальна для россиян вообще?
- Потому ли, что тема тоски подводит нас к теме смерти, а некоторых к суициду?
- более подробно >>>
2. Определение понятия "тоска"
ТОСКА - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. Тоска по родине обращается иногда в телесную болезнь, с изнурительною лихорадкой. Тоска берет глядеть на него, докучает. Тоска бешеная! от скуки, безделья. более подробно >>>
3. Тоска Чехова
В состоянии тоски человеку нужна душевная поддержка другого человека или животного. Яркий пример мы видим в рассказе Чехова «Тоска», где главный герой, извозчик Иона, не найдя понимания среди людей в своем горе, рассказывает о нем лошади.
более подробно >>>
4. Тоска по родине Цветаевой
Сложность чувств поэтессы относительно тоски по родине мы видим в первых же строках, когда она пишет, что тоска для нее «давно разоблаченная морока». Давно она идентифицировала свою тоску и, не смотря на это, не может от нее избавиться. ... Здесь мы можем взять одну важную мысль – доводы сознания в борьбе с тоской слабы, так как ее причины, истоки глубже. ... Как бы там ни было, рациональная психотерапия в работе с тоской не может быть эффективной.
более подробно >>>
5. Тоска группы «Многоточие»
Текст песни «Щемит в душе тоска» группы «Многоточие» (российская рэп-группа, существовавшая с 1998 года по 2006, являясь одной из самых известных рэп-групп России; фанаты и критики приписывали эту группу к таким жанрам, как гангста-рэп («гоп-хип-хоп») и политический рэп. Автором - Р.Аляутдинов).
На сердце боль, взгляд смотрит в небо
Ждет ответа
Душа не верит в то, что нету,
Тебя уже нету...
Щемит в душе тоска, да синий сигаретный дым
Въедается в глаза, как будто слезы пытаясь выжать ....
В итоге можем сделать некоторые выводы относительно природы чувства тоски у автора песни, и, вероятно, у той социальной группы, которую он представляет.
Причины тоски в следующем: на сердце боль от потери друга, и вместе с этим нет объяснения этой боли .... Алкоголизм, наркомания и суициды – следствие тоски и того, что душа не получает ответа, брошена сама на себя в состоянии безвременья.
более подробно >>>
6. Тоска о прошлой жизни
Тоска о прошлой жизни - сложный феномен, который не так уж редок. Человек явно чувствует связь с определенным типажом, героем, или представителем социального слоя прошедшего времени. Ему кажется, что прошедшее время никуда не уходило, что оно подменяет собой настоящее, что лицо не родное, и во всем проступает личность из прошлого времени.
более подробно >>>
7. Тоска – разрыв с самим собой
Потеря своего лица, безвременье, так как закрыто влекущее видение будущего, нет и будоражащей сознание памяти предков. Это и разрыв с прошлым, и разрыв со всем миром в настоящем. Душа осталась сама с собой в чистом сознании, но страх преграждает движение к бессознательному, диалог с ним, где есть пути к вечному и святому.
более подробно >>>
8. Россия и тоска
Тема тоски, на мой взгляд, актуальна для россиян вообще.
В России чувство тоски может доминировать в связи с всеобщим состоянием безвременья. Но кто-то его преодолеет первым, и мы его заметим. Это и будет настоящий лидер нации.
более подробно >>>
9. Признаками тоски может быть следующее: слезы, печаль, грусть, гнев, одиночество.
10. Усиливать тоску могут: стыд, тревога, одиночество, отвращение, презрение, дождь, печальные картины жизни и произведения искусства, планеты и звезды, скука.
11. Следствием тоски могут быть: смерть, депрессия, стресс, отчаяние, открытие диалога с бессознательным.
12. Выход из тоски и ее преодоление
Выход из тоски и ее преодоление – не одно и то же. Выход предполагает возвращение в то состояние, которое предшествовало тоске, то есть обратно. Преодоление же – это переход через препятствие. Таким образом, человеку в состоянии тоски может оказываться помощь на двух разных методологических основаниях. Первое, предполагается, что погружение в состояние тоски – это погружение в те сферы душевных переживаний, которые находятся на каком-то дне сознания ....
более подробно >>>
13. Есть уверенность, что душа человека всегда, в большей или в меньшей степени, тоскует по своей прародине, по своему первоисточнику.
Согласно Платону знание -это воспоминание. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину ... и может интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем.
более подробно >>>
14. Состояние тоски снимается иногда вторым или третьим сеансом маскотерапии, когда в работе над портретом клиент замечает, что в его портрете проступают не только его черты, но и черты архетипических образов человечества, рода и этноса. Таким образом, мы расширяем взгляд человека на свою природу, приоткрывая ему видение Вечного, и выводя его с территории безвременья.
более подробно >>>
15. Как преодолеть тоску? (из личного опыта)
Книга "Психотерапия для России", частью которой является настоящая глава, призвана выполнить ту роль портрета для страны, которую он играет в психотепевтическом процессе маскотерапии для отдельной личности.
Тоска (опера) — Википедия
Эта статья — об опере. О других произведениях с таким названием см. Тоска (значения).«То́ска» (итал. Tosca) — опера Джакомо Пуччини в трёх действиях на либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года[1].
Флория Тоска, знаменитая певица | сопрано |
Марио Каварадосси, художник | тенор |
Барон Скарпиа, шеф полиции Рима | баритон |
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики | бас |
Ризничий | баритон |
Сполетта, полицейский агент | тенор |
Шарроне, другой агент | бас |
Тюремщик | бас |
Пастух | альт |
Кардинал, судья, Роберти (палач), писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ |
Пьеса «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар, и актриса имела в ней огромный успех. Премьера состоялась 24 ноября 1887 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен[2]. Пуччини увидел пьесу в миланском театре Filodrammatico. В письме от 7 мая 1889 года композитор поручает своему издателю Джулио Рикорди провести все необходимые переговоры, чтобы получить разрешение Сарду на написание по его произведению оперы. Интерес как источник для либретто пьеса возбудила также у Верди и Франкетти[2]. Последний и получил права на написание оперы и даже начал работу. Однако, благодаря Рикорди, в конечном счёте эти права перешли к Пуччини. К новому проекту композитор обратился в первый раз в 1895 году во время короткого перерыва в работе над партитурой «Богемы». К Л. Иллике (1859—1919), писавшему либретто ещё для Франкетти, присоединился Дж. Джакоза (1847—1906). 13 января 1899 года в Париже Пуччини встретился с Сарду и получил его согласие на использование пьесы. Позднее композитор согласовал с автором драмы и некоторые изменения в сюжете. Пуччини настоял на том, чтобы были убраны все второстепенные детали, сюжет предельно упрощён, а действие максимально ускорено. Претерпел изменения и образ главной героини: из дивы, считавшей грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, Флория Тоска превратилась в талантливую актрису и патриотку Италии.
Премьера состоялась в римском Театро Костанци 14 января 1900 года. Партии исполняли: Хариклея Даркле (Тоска), Эмилио де Марки (Каварадосси), Эудженио Джиральдони (Скарпиа), Руджеро Галли (Анджелотти), дирижировал Леопольдо Муньоне. В зале присутствовали: королева Маргарита, президент итальянского Совета министров Луиджи Пеллу, министр культуры Баччелли, Пьетро Масканьи, Франческо Чилеа, Франчетти, Джованни Сгамбатти. Поначалу опера была принята без восторга. Её упрекали в неоригинальности мелодических идей, повторяющих предыдущие находки Пуччини, в натурализме, особой критике подверглась сцена пыток.
17 марта 1900 года премьера оперы прошла в Ла Скала. Дирижировал Артуро Тосканини, партию Тоски исполняла Даркле, Скарпиа — Джиральдони, Каварадосси — Джузеппе Борджатти.
Согласно либретто, действие оперы происходит в июне 1800 года. Даты, указанные Сарду в его пьесе, более точны: день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года.
Действие оперы происходит на фоне следующих исторических событий. Италия долго представляла собой ряд независимых городов и земель, в центре страны находилась Папская область. В 1796 году французская армия под командованием Наполеона вторглась в Италию, вошла в Рим в 1798 году и установила там республику. Республика управлялась семью консулами; один из этих консулов, Либеро Анджелуччи, мог быть прототипом Чезаре Анджелотти. Защищавшие республику французы в 1799 оставили Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства.
В мае 1800 года Наполеон снова ввёл войска в Италию, а 14 июня его армия встретилась с австрийской в битве при Маренго. Главнокомандующий австрийцев Мелас, будучи уверенным в своей победе, послал гонца в Рим, однако Наполеон к вечеру получил подкрепление и сумел одержать победу, и Меласу пришлось послать второго гонца вслед за первым. После этих событий неаполитанцы ушли из Рима, и французы на четырнадцать лет завладели городом.
Действие первое[править | править код]
Анджелотти, бежавший из заключения республиканец, находит убежище в римской церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Он прячется в капелле Аттаванти, ключ от которой под статуей Мадонны оставила его сестра, маркиза Аттаванти. Не замечая беглеца, в церковь входит ризничий, который приносит еду для работающего здесь художника Марио Каварадосси. За ризничим появляется сам Марио: картина с образом Марии Магдалины закончена лишь наполовину. Каварадосси поет арию Recondita armonia, где сравнивает облик своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, с чертами святой. Ризничий оставляет Марио. Анджелотти, думая, что в церкви никого нет, выходит из капеллы и встречает Каварадосси, своего старого друга. Их беседа прервана стуком в дверь: Флория Тоска требует, чтобы ей открыли. Анджелотти снова прячется. Входит Тоска. Ревнивой красавице кажется, что на портрете Марио изобразил её соперницу. Каварадосси успокаивает её подозрения, и они договариваются встретиться вечером у него, после того, как Тоска выступит во дворце Фарнезе. Флория уходит. Каварадосси вместе с Анджелотти также покидают церковь — художник решил спрятать друга у себя дома.
В это время в Рим приходит известие о поражении Наполеона на севере Италии. По этому случаю в церкви готовятся к торжественному богослужению. Появляется Скарпиа, шеф полиции, влюблённый в Тоску. Вместе с сыщиком Сполеттой он обнаружил доказательства того, что Анджелотти прячется здесь. Одна из улик — веер с гербом Аттаванти, который Скарпиа использовал, чтобы разбудить ревнивые подозрения Тоски.
Во время богослужения в церковь входит множество людей. Пока в честь победы над Наполеоном звучит Te Deum, Скарпиа остаётся в церкви, он целиком поглощён коварным планом отправить своего соперника Каварадосси на эшафот.
Действие второе[править | править код]
Дворец Фарнезе. В этот же вечер здесь отмечается победа над французами. Скарпиа в своём кабинете в отделении полиции, которое находится во дворце, слышит отдалённые звуки музыки и размышляет о случившемся за день. С жандармом Шарроне он посылает записку Тоске. Сполетта обыскал дом Каварадосси, не нашёл там Анджелотти, но застал там Тоску. Каварадосси арестован и приведён во дворец. Его допрос прошёл безрезультатно. Появляется Тоска и Каварадосси успевает тайком сказать ей, что должна молчать о том, что видела у него дома. Скарпиа отправляет художника в камеру пыток.
Скарпиа допрашивает Тоску. Она спокойна, но лишь до той минуты, пока не слышит из камеры крики истязаемого Каварадосси. В отчаянии она выдаёт убежище Анджелотти — он прячется в садовом колодце. Каварадосси снова приводят в кабинет Скарпиа. Он понимает, что Тоска всё рассказала. Неожиданно приходит известие о победе Наполеона в Маренго. Каварадосси не скрывает своей радости. Скарпиа отдаёт приказание казнить его на следующее же утро. При этом делает Тоске непристойное предложение.
Тоска совершенно растеряна и подавлена происходящим. Звучит ария Vissi d'arte. Но ради спасения возлюбленного Тоска соглашается принести себя в жертву. Скарпиа убеждает её, что должен создать видимость приготовлений к казни Каварадосси. Он отдаёт Сполетте необходимые распоряжения и одновременно выписывает пропуск для Тоски и художника, чтобы они могли бежать из Рима. Однако, когда Скарпиа поворачивается к ней, чтобы обнять, Тоска наносит ему удар кинжалом. Она спешно покидает дворец, унося с собой пропуск.
Действие третье[править | править код]
Площадь тюрьмы Сант-Анджело. Каварадосси выводят на тюремную крышу, здесь он будет казнён. Он пишет последнее письмо Тоске. Звучит ария Каварадосси E lucevan le stelle. Неожиданно появляется Флория. Она рассказывает об убийстве Скарпиа, показывает возлюбленному пропуска и сообщает ему, что казнь будет ложной. Флория и Марио уверены, что они спасены.
Появляются солдаты во главе со Сполеттой. Каварадосси спокойно встает перед ними. Выстрелы, Марио падает, солдаты уходят. Только теперь Тоска понимает, что она была обманута Скарпиа: выстрелы не холостые — ружья были заряжены пулями, Каварадосси мёртв. Обезумевшая от горя женщина не слышит, что солдаты вернулись. Смерть Скарпиа обнаружена, Сполетта пытается задержать Тоску. Она бросается с крыши замка вниз.
Переделка либретто «Тоски» в оперу «В борьбе за Коммуну»В Советской России в первые годы после революции «Тоска» Дж. Пуччини получила новое название «В борьбе за Коммуну». Либретто создали Н. Виноградов и С. Спасский. Действие происходило в Париже в 1871 году. Главной героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева. Её возлюбленным был Арлен, коммунар. Его соперником — Галифе, начальник версальских войск.
Римская премьера, которой дирижировал Леопольдо Муньоне, собрала в зале журналистов и представителей культуры, присутствовали также королева Маргарита и члены правительства. Тем не менее публика и критика приняли оперу без восторга, впоследствии говорилось о недостаточной оригинальности мелодических идей, восходящих к предыдущим операм Пуччини, о звуковом и сценическом садизме (в особенности имелась в виду сцена пыток).
Но и негативные черты выявили несравненное мастерство композитора, всегда способного произвести своим театром глубокое впечатление. Пуччини постарался ввести действие в звуковую, световую, цветовую и нравственную атмосферу Рима начала XIX века. Друг композитора дон Паникелли помог ему воссоздать подлинный звон колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело и совместно с жителем Лукки Альфредо Вандини, тоже другом композитора, сообщил ему стихи старинной народной песни (песни пастуха). В образе Рима было много вымышленного, но и привлекательного в смысле изображения исторической обстановки.
Словно художник перед мольбертом, Пуччини живописует натуру свободно, со всем энтузиазмом первого соприкосновения с ней. Сам по себе этот факт был бы не столь интересен, если бы не связи с образами действующих лиц. Оркестр описывает их как бы эскизно, довольно поспешно, но тщательно следуя правде; неожиданно его спокойная речь прерывается, он возбуждается, рыдает или угрожает, оскорбляет или молит. Тогда образ персонажа обретает пластичность, стремительность и взволнованность. Застигнутый врасплох зритель не успевает опомниться от удивления, как неукротимый Пуччини осушает слезы, несколькими фразами даже возвращает улыбку, не переставая класть новые мазки и подправлять написанное. Хитроумный мастер, он с акробатической лёгкостью стремительно переходит от невинных штрихов к трагедии.
Что касается персонажей, то они словно хотят утвердиться любой ценой, сокрушая и попирая всё, что им препятствует. В то время как в романтическом искусстве герой был абсолютным властелином внешнего мира, здесь именно последний давит на героя, требуя уважения к себе. Это равносильно удушью.
Следует иметь в виду, что сцена у Пуччини почти в точности изображает склеп как символ существования, лишённый мифологического ореола. На пороге нового века "Тоска" не могла лучше знаменовать новый исторический и эстетический рубеж.
Жестокость и похотливость Скарпьи, чудовищно порочного и при этом искреннего, светского человека и служителя власти; нежность Тоски, единственной женщины в опере, капризной и ревнивой, но прежде всего любящей, отважной; поэтичное простодушие, с каким художник Каварадосси привязан к жизни и её радостям; очень искусное обрамление действия, которым поочередно служат церковь в праздничном убранстве, зал во дворце с соседней комнатой пыток, тюрьма и внутри неё карцер для приговорённых к смерти; сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и угнетения - всё возвышается как некий надгробный монумент. Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками.
Густаво Маркези
(солисты даются в следующем порядке: Тоска, Каварадосси, Скарпиа)
- 1938 — Дир. Оливеро де Фабритиис; солисты: Мария Канилья, Беньямино Джильи, Армандо Борджиоли.
- 1953 — Дир. Виктор де Сабата; солисты: Мария Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби.
- 1953 — Дир. Осип Брон; солисты: Ольга Пиотровская, Дмитрий Тархов, Владимир Бунчиков (на русском языке).
- 1957 — Дир. Эрих Ляйнсдорф; солисты: Зинка Миланова, Юсси Бьёрлинг, Леонард Уоррен.
- 1959 — Дир. Франческо Молинари-Праделли; солисты: Рената Тебальди, Марио дель Монако, Джордж Лондон.
- 1960 — Дир. Фульвио Вернуцци; солисты: Магда Оливеро, Альвинио Мишано, Джулио Фьораванти
- 1962 — Дир. Герберт фон Караян; солисты: Леонтина Прайс, Джузеппе Ди Стефано, Джузеппе Таддеи.
- 1966 — Дир. Лорин Маазель; солисты: Биргит Нильсон, Франко Корелли, Дитрих Фишер-Дискау.
- 1967 — Дир. Евгений Светланов; солисты: Тамара Милашкина, Зураб Анджапаридзе, Олег Клёнов (на русском языке).
- 1971 — Дир. Марк Эрмлер; солисты: Галина Вишневская, Виргилиус Норейка, Владимир Валайтис (на русском языке).
- 1974 — Дир. Марк Эрмлер; солисты: Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок (на итальянском языке).
- 1975 — Дир. Мстислав Ростропович; солисты: Галина Вишневская, Франко Бонисолли, Маттео Манугуэрра
- 1978 — Дир. Никола Решиньо; солисты: Мирелла Френи, Лучано Паваротти, Шерил Милнз.
- 1990 — Дир. Георг Шолти; солисты: Кири Те Канава, Джакомо Арагал, Лео Нуччи.
- «Тоска» (1956, Италия). Режиссёр — Кармине Галлоне.
- «Тоска» (1976, Италия — ФРГ). Режиссёр — Джанфранко де Бозио.
- «Флория Тоска» (1981, СССР). Режиссёры — Роман Тихомиров и Вячеслав Середа.
- «Тоска» (2001, Италия — Франция — Великобритания — Германия). Режиссёр — Бенуа Жако.
- Тоска (2011, Великобритания). Режиссёр — Джонатан Хэсвелл
- Puccini. Tosca / Wiener Staatsoper. — 1993.
- Ashbrook W. The operas of Puccini, London, 1985.
- Csampai A., Holland D., Giacomo Puccini: Tosca. Texte, Materialien, Kommentare hrsg. Reinbek, 1987.
- Jürgen Maehder, Stadttheater Bern 1987/88.
- Krause E. Puccini, Leipzig, 1985.
- Ashbrook, William (англ.)русск.. The Operas of Puccini (неопр.). — Ithaca: Cornell University Press (англ.)русск., 1985. — ISBN 978-0-8014-9309-6.
- Budden, Julian (англ.)русск.. Puccini: His Life and Works (англ.). — paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — ISBN 978-0-226-57971-9.
- Tosca's Prism: Three Moments of Western Cultural History (англ.) / Burton, Deborah; Nicassio, Susan Vandiver; Züno, Agostino. — Boston: Northeastern University Press (англ.)русск., 2004. — ISBN 978-1-55553-616-9.
- Opera Classics Library Presents Tosca (каталан.) / Fisher, Burton D.. — revised. — Boca Raton, Florida: Opera Journeys Publishing, 2005. — ISBN 978-1-930841-41-3.
- Girardi, Michele. Puccini: His International Art (неопр.). — Chicago: Chicago University Press (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0-226-29757-6.
- Greenfeld, Howard. Puccini (неопр.). — London: Robert Hale, 1980. — ISBN 978-0-7091-9368-5.
- Greenfield, Edward (англ.)русск.. Puccini: Keeper of the Seal (неопр.). — London: Arrow Books (англ.)русск., 1958.
- The Penguin Guide to Opera on Compact Discs (англ.) / Greenfield, Edward; March, Ivan; Layton, Robert. — London: Penguin Books, 1993. — ISBN 978-0-14-046957-8.
- Kerman, Joseph (англ.)русск.. Opera as Drama (неопр.). — Berkeley and Los Angeles: University of California Press (англ.)русск., 2005. — ISBN 978-0-520-24692-8. (Note: this book was first published by Alfred A. Knopf in 1956)
- Opera: Composers, Works, Performers (неопр.) / Neef, Sigrid. — English. — Cologne: Könemann, 2000. — ISBN 978-3-8290-3571-2.
- Newman, Ernest (англ.)русск.. More Opera Nights (неопр.). — London: Putnam, 1954.
- Nicassio, Susan Vandiver. Tosca's Rome: The Play and the Opera in Historical Context (англ.). — paperback. — Oxford: University of Chicago Press (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-0-19-517974-3.
- Osborne, Charles (англ.)русск.. The Complete Operas of Puccini (неопр.). — London: Victor Gollancz, 1990. — ISBN 978-0-575-04868-3.
- Petsalēs-Diomēdēs, N. The Unknown Callas: The Greek Years (неопр.). — Cleckheaton (UK): Amadeus Press (англ.)русск., 2001. — ISBN 978-1-57467-059-2.
- Phillips-Matz, Mary Jane (англ.)русск.. Puccini: A Biography (неопр.). — Boston: Northeastern University Press (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-1-55553-530-8.
- The Classic Good CD & DVD Guide 2006 (неопр.) / Roberts, David. — London: Haymarket, 2005. — ISBN 978-0-86024-972-6.
- The Metropolitan Opera Guide to Recorded Opera (неопр.) / Gruber, Paul. — New York: W. W. Norton & Company (англ.)русск., 2003. — ISBN 978-0-393-03444-8.
- Franco Zeffirelli; John Tooley (interviews by Anna Tims), "How we made: Franco Zeffirelli and John Tooley on Tosca (1964)". The Guardian (London), 23 July 2012. Retrieved 22 November 2018.