Третейский суд что это такое


Третейский суд — Википедия

Трете́йский суд — единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство). Рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой. Это суд посредника или посредников (в противоположность самосуду сторон), и притом лица частного (в противоположность суду государственному).

Арбитражные учреждения (третейские суды) являются институтом саморегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (Арбитражного соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Третейский суд — институт весьма древний; он предшествовал суду государственному, требующему для своего появления более высокого уровня культурного развития.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

Учреждение третейского суда[править | править код]

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование, не должен иметь не снятую или не погашенную судимость. Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)).

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре (раздел «Порядок разрешения споров») или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  1. безальтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»,
  2. альтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»,
  3. конкретизирующая: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Сравнительная характеристика разбирательства в третейском и в государственном судах[править | править код]

  1. Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ»). В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ)
  2. Срок на обжалование . В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ «О третейских судах»), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ)
  3. Основания для обжалования решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК)
  4. Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). . Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ)
  5. Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определения государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ)[1]. Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ).На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ)
  6. Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК)
  7. Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 фз). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.
  8. Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ)
  9. По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ)
  10. Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).
  11. конфиденциальность участников судебного процесса
  12. немедленное вступление решения в силу
  13. Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством (международные коммерческие арбитражи; эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира)

Порядок третейского судопроизводства[править | править код]

В Третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо. Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основанием для принятия иска к рассмотрению Третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный Третейский суд.

Истец уплачивает Третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном Регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав Третейского суда для разрешения иска может определяться либо Регламентом Третейского суда, либо третейским соглашением. Он может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего Третейского судью (из списка судей Третейского суда), однако регламентом конкретного третейского суда может быть предусмотрен и иной порядок назначения судей. Председательствующий может иметь полномочия суперарбитра, которому принадлежит право принятия окончательного решения в случае разногласия между третейскими судьями, входящими в состав конкретного Третейского суда[2].

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф.

Обжалование решений третейского суда[править | править код]

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом[3].

Претензии сторон по существу третейского разбирательства основаниями для отказа в выдаче исполнительного листа не являются.

Отмена решения Третейского суда невозможна, если в третейском соглашении или в Регламенте суда имеется указание на его окончательность.

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах.

США[править | править код]

В США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925)[4]. На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация[5], которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

Республика Беларусь[править | править код]

В Республике Беларусь институт третейского разбирательства существовал с момента, когда «Положение о третейском суде», как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, было постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года введено в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года[6].

В современной Республике Беларусь, деятельность третейских судов была регламентирована как «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.06.1964 года, так и пришедшем ему на смену «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.01.1999 года, и наиболее детально урегулировавшим все вопросы, связанные с существованием института третейских судов, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года "О третейских судах".

Принятие Закона «О третейских судах» ознаменовало новый этап развития института третейского разбирательства в Республике Беларусь, в ходе реализации которого Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 27 третейских судов. Из 27 судов три созданы в качестве некоммерческих организаций, в числе которых лишь Выездной третейский суд на постоянной основе осуществляет выездное рассмотрение всех поступающих в него материалов в любом месте Республики Беларусь.

что это такое? — SmolNarod.ru

Для того, чтобы разгрузить судебную систему во всем мире существуют негосударственные альтернативные суды. В нашей стране с 2002 года такие суды тоже стали возможны благодаря тому, что был принят Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации».

После принятия закона прошло уже 11 лет. Но до сих пор о третейских судах широкой общественности почти ничего неизвестно.

Так что же такое – третейский суд? Чем он занимается? Чем отличается от обычного суда?

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Третейский суд – это и есть основательно забытый опыт наших предков. Многие считают, что третейские суды впервые появились в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII веков. Но в России третейские суды известны еще с ХII века. Именно тогда появились выборные торговые третейские суды ивановского купечества, позднее – смешанные третейские суды для рассмотрения споров между новгородскими и немецкими купцами. Древнейшим и наиболее известным нормативным актом о третейском разбирательстве считается Договорная грамота великого князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром Храбрым от 1362 года.

Современный третейский суд представляет собой негосударственный способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только альтернатива государственному суду, но и хорошее дополнение к системе государственного судопроизводства. Рассматривают дела в третейском суде такие же квалифицированные специалисты, как и в государственном.  Из названия ясно, что это суд третьего лица, избираемого спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

В третейских судах рассматриваются гражданско-правовые и экономические споры. Но особенно эффективно в третейских судах разбираются споры «бытового» характера. Например, когда между двумя соседями возникает спор по поводу границы их земельных участков.

Третейские суды бывают постоянно действующие и созданные для разрешения конкретного спора, причем на основании действующего законодательства. Самой распространенной формой существования третейских судов являются постоянно действующие третейские суды, созданные при организациях, в которые могут обратиться как граждане, так и юридические лица по соглашению между спорящими сторонами. Решения третейских судов являются обязательными для исполнения, а также обеспечиваются силой принудительного исполнения государством, если участник спора отказывается исполнить его добровольно. Хотя такое бывает крайне редко.

Третейский суд позволяет быстро, справедливо и эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом участники спора часто сохраняют нормальные отношения друг с другом. Основной метод разрешения споров в третейском суде – достижение сторонами мирового соглашения. Около 80 процентов дел, которые проходят через третейский суд, заканчиваются мировыми соглашениями!

Процедура рассмотрения споров в третейских судах значительно упрощена, что позволяет экономить время, силы и, что немаловажно, деньги. Рассмотрение дела длится не несколько месяцев, как в обычных судах, а в течение месяца. Госпошлины нет, только третейский сбор. Да и дорогостоящих адвокатов к процессу не всегда надо привлекать.

Третейским судьям стороны должны доверять. Поэтому звание третейского судьи – это, прежде всего, категория моральная. А доверять право на разрешение спора стороны будут тому, кого считают справедливым и честным. В этом особенность третейского процесса.

Третейское рассмотрение спора имеет место, только когда обе стороны добровольно соглашаются, что их спор будет рассмотрен третьим лицом. Обращение к третейскому суду – это, прежде всего приход к согласию о доверии конкретному третейскому судье.

Если же третейский судья будет уличен во взяточничестве (или у него будет какая-то другая дурная слава), то доверие к такому суду пропадет, и стороны обратятся в другой суд. Это заставляет сами третейские суды очень ревностно следить за своей репутацией, которая у них должна быть безупречной. Иначе они просто лишатся клиентов. Поэтому взятки в третейских судах экономически не выгодны.

Вообще данная категория судов развиваются тогда, когда развивается гражданское общество. Чем большее количество споров рассматривается, не прибегая к государственным судам (то есть при помощи третейских судов), тем уровень самоорганизации общества выше. По состоянию третейских судов можно судить об уровне демократичности страны.

К тому же там, где третейские суды нормально работают, существенно снижается нагрузка на государственные суды. Ведь, чем больше споров рассматривается вне государственной судебной системы, тем меньше нагрузка на обычных судей. Поэтому институты третейского рассмотрения активно используются во всех странах мира!

Десять лет назад, в 2003 году, в Смоленске появился первый постоянно действующий Третейский суд. Он, как и все российские третейские суды, тоже вначале испытывал серьезные трудности в работе. По мнению председателя Смоленского Третейского суда Людмилы Зайцевой, в нашей стране не все так гладко с реализацией Закона «О третейских судах», и зачастую третейским судам мешают работать другие коллеги-юристы. Например, Арбитражные суды опасаются, что, если третейские суды встанут на ноги, то государственный арбитраж окажется ненужным.

«Мы мешаем государственным органам в создании монополии и создаем сильную конкуренцию обычным судам: ведь третейский суд рассматривает дела с недвижимостью во много раз быстрее, чем они, – объясняет Людмила Зайцева. – И мы это делаем не менее качественно. То есть у нас граждане и организации быстрее и дешевле решают свои проблемы, поэтому людям выгоднее обращаться в третейский суд.

Поэтому некоторое время назад на нас оказывалось сильное давление. Целью этих нападок являлось желание определенных кругов значительно уменьшить компетенцию третейских судов. К тому же мы сужаем поле коррупции, потому на нас и давили».  

И получается, что с одной стороны, государство приняло Закон «О третейских судах в Российской Федерации», то есть проявило волю и желание иметь такие суды в нашей стране, а, с другой стороны, само же теперь не дает им нормально работать. Обычная российская история…

 Дмитрий ТИХОНОВ



Что такое Третейский суд (Коммерческий арбитраж)

Выберите букву

По статистике только 5% бизнеса обращаются в данные учреждения, которые понимают, что именно в третейском арбитраже можно быстро получить исполнительный лист. Данные арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Что такое третейский суд

Третейский суд (Коммерческий арбитраж) – это аналог государственного суда, в соответствии со статьей 2 ФЗ №102 «О третейских судах в РФ» это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора, некий негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и физических лиц, граждан между собой.

Законом об арбитраже разграничены понятия «третейский суд» и «постоянно действующее арбитражное учреждение (далее — ПДАУ)», а именно:

  1. ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).
  2. Под третейским судом понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).

Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.

Система третейских судов является институтом самоурегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). В процессе третейского разбирательства, также как в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Особенности правового статуса

  1. условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон (в частности, сторонами определяются размер гонорара арбитра, место хранения документов (ч. 4 ст. 22, ч. 1 ст. 39

Третейский суд – понятие

Третейский суд представляет собой распространенный в мировой судебной практике судебный институт для разрешения споров между сторонами путем арбитража. В современном судопроизводстве понятие третейского суда прежде всего связано с основной задачей арбитража - разрешением споров среди как юридических, так и для физических лиц.

Виды третейского арбитража

В международной практике можно выделить два основных вида третейского арбитража. Арбитраж в рамках специального третейского разбирательства, в которых арбитры назначаются сторонами спора без надзирающего органа или учреждения. И институциональные арбитражные разбирательства - те, в которых арбитры назначаются (действуют) под руководством профессиональных третейских органов, обеспечивающих арбитражные услуги. Например, в Российской Федерации, таким судебным органом является Федеральный Арбитражный третейский Суд Города Москвы – постоянно действующий арбитражное учреждение с обширной судебной практикой рассмотрения споров в разных областях экономической деятельности.

Третейский суд – понятие широко используемое в современном российском судопроизводстве и основанное на законах Российской федерации. Прежде всего это Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации. В совокупности с положениями Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации и рядом других законов и постановлений, они составляют правовые основы работы третейского суда.

Третейский суд является полностью нейтральным институтом судопроизводства и гарантирует конфиденциальность арбитража.

Арбитраж третейского суда

Для разрешение возможных будущих споров, возникающих по договору, договаривающиеся стороны включают арбитражную оговорку (третейская оговорка) в соответствующий договор. Существующий спор может быть передан в третейский суд посредством соглашения между сторонами. При этом, любая из сторон спора не может в одностороннем порядке отказаться от арбитража, а решение третейского суда является окончательным.

В международной правовой практике понятие третейского суда, профессиональный третейский арбитраж, является устоявшимся и широко используемым средством для прекращения споров. В отличие от судебного разбирательства в обычном суде, стороны могут до заключения договора выбрать в качестве арбитра авторитетный и профессиональный третейский суд, удовлетворяющий все стороны процесса. А затем, в случае возникновения спора и подачи иска в третейский суд, принять участие в слушании, на котором обе стороны могут представить доказательства и свидетельские показания.

Процедура арбитража в третейском суде имеет много преимуществ по сравнению с судебным разбирательством. Пожалуй, самым большим, является эффективность. Для всех сторон спора арбитраж в третейском суде проще, дешевле и быстрее. Судебный процесс обладает большую гибкостью, а опыт рассмотрения споров арбитрами третейского суда в конкретной области бизнеса, придает процессу большую профессиональность.

Понятие арбитра третейского суда предполагает не только квалификацию судьи, но и соответствующий опыт. Список судей Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы включает в себя не только профессиональных судей, владеющих экономическими и правовыми вопросов, но специалистов-практиков и экспертов, охватывающих весь правовой аспект разрешения споров в различных областях экономики.

Как работает третейский суд? Арбитражное соглашение, подача иска и исполнение решения

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Многие, наверное, уже слышали такое понятие, как “третейский суд”, а кто-то уже прибегал к его услугам. Однако, большинство все еще не знают, что это такое, в чем его отличие от привычного арбитражного суда и когда можно обращаться к третейскому судье? Для того, чтобы ликвидировать этот пробел в знаниях наших читателей, мы подготовили статью, из которой вы сможете узнать об институте третейского суда более подробно.

Что такое третейский суд?

Третейский суд или коммерческий арбитраж представляет собой судебный негосударственный орган, который занимается разрешением споров по экономическим и хозяйственным договорам между юридическими лицами и гражданами. Система третейских судов – это институт саморегулирования гражданского общества, который занимается правоприменительной деятельностью в виде разрешения гражданско-правовых споров. Такая деятельность основана на взаимном волеизъявлении сторон или так называемом третейском соглашении. При возникновении конфликтных ситуаций партнеры по бизнесу все чаще решают вопросы в третейском суде. Прежде всего, это значительно быстрее, к тому же сторонам обычно известен судья и они доверяют его авторитетному мнению.

Следует помнить, что после вступления с 1 сентября 2016 года в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» третейские суды могут создаваться только в форме некоммерческой организации. В форме ОАО или ООО третейские суды функционировать больше не могут. Кроме того, в данном законе закреплены базовые положения работы третейских судов в нашей стране.

Федеральный закон от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»

Какие виды третейских судов существуют?

В соответствии с действующим российским законодательством есть два вида третейских судов:

  • третейский суд, который создан сторонами для того, чтобы разрешить конкретный спор -для частного случая;
  • созданный и функционирующий на постоянной основе третейский суд. В этот суд субъекты гражданских правоотношений могут передать на рассмотрение и разрешение уже имеющийся спор или споры, которые могут возникнуть между сторонами в будущем (институциональный).

Проверить себя и контрагента или комплаенс-контроль по-русски

Как регулируется деятельность третейских судов?

Регулирование деятельности российских третейских судов осуществляется на трех уровнях:

  • общеевропейском – Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»;
  • федеральном – Федеральный закон от 29.12.2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»;
  • местном – регламент конкретного третейского суда и третейские соглашения сторон, участвующих в споре.

Каждый третейский суд самостоятельно разрабатывает регламент своей работы. Правила третейского разбирательства стороны принимают при подписании третейского соглашения, так как они являются неотъемлемой его частью. При передаче спора на рассмотрение третейского суда стороны берут на себя обязательство подчиниться его решению.

Что такое арбитражное (третейское) соглашение?

Третейское соглашение заключается в виде третейской оговорки и может быть оформлено как в разделе «Порядок разрешения споров» договора, так и в дополнительном соглашении к уже действующему договору. Кроме того третейское соглашение может быть составлено как отдельное письменное соглашение на любой стадии спора, даже если дело уже отправлено в государственный суд. Третейская оговорка может быть:

  • безальтернативной: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в конкретный третейской суд”;
  • альтернативной: «Все споры по настоящему договору по выбору истца передаются на разрешение в государственный суд или в третейский суд”;
  • конкретизирующей: «Споры, связанные с конкретным нарушением передаются на разрешение в третейский суд. Все остальные споры будет разрешать государственный суд”.

Как подается иск и разрешается спор?

Исковое заявление в третейский суд оформляется так же, как и при подаче иска в государственный суд. Однако обязательно добавляется абзац, в котором обосновывается компетенция третейского суда на рассмотрение спора и индивидуальные требования его регламента. После того как иск подан, формируется состав суда или назначается единоличный судья. Зачастую разрешение спора осуществляется в ходе одного судебного заседания. В случае необходимости суд может переносить заседания. Решение третейского суда вступает в силу с момента его принятия. Если в третейском соглашении содержится указание об окончательности решения третейского суда, то обжалованию оно не подлежит.

Решали ли вы свой спор в третейском суде?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Порядок исполнения решения третейского суда

Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно. Если оно не исполнено, то победившая сторона имеет право обратиться в государственный суд за выдачей исполнительного листа. Сделать это можно по месту нахождения имущества или ответчика. Выдавая исполнительный лист, государственный суд производит проверку таких формальных признаков третейского разбирательства как:

  • компетенция третейского суда в рамках Федеральных законов, которые запрещают рассматривать некоторые категории дел;
  • соблюдение основополагающих принципов права Российской Федерации.

Полученный в суде исполнительный лист направляется в Службу судебных приставов в соответствии с общим порядком исполнительного производства.

Обзор банка данных исполнительных производств судебных приставов

Преимущества третейского суда

Необходимо отметить, что третейское судопроизводство имеет целый ряд преимуществ в сравнении с судопроизводством в государственных судах России:

  • стороны имеют возможность самостоятельного выбора судьи из списка третейских судей;
  • беспристрастность и независимость судей;
  • относительная дешевизна процесса третейского разбирательства;
  • любые споры разрешаются в одной инстанции;
  • рассмотрение споров в минимальные сроки и в упрощенном порядке;
  • соблюдение конфиденциальности при рассмотрении спора;
  • рассмотрение любых споров в месте нахождения третейского суда;
  • есть возможность мирного урегулирования споров;
  • наличие состязательности сторон;
  • профессионализм и высокая квалификация третейских судей;
  • решения третейского суда имеют правовой статус;
  • порядок неукоснительного исполнения решений третейского суда;
  • возможность исполнить решение третейского суда на территории других государств;
  • решения третейского суда признаются межгосударственными арбитражными организациями;
  • уже само заключение третейского соглашения повышает договорную дисциплину партнеров по бизнесу.

Презентация “Третейский суд – это просто”

Третейский суд: понятие, виды, общие вопросы

Словосочетание знакомо всем, но понимают его лишь единицы, которые, как правило, с ним сталкивались в той или иной плоскости. Вообще, сама возможность альтернативы государственной юстиции скорее более применима в странах с прецедентным правом, где мнение третьего лица, обладающего признанием и авторитетом, является не нуждающейся в доказательствах аксиомой. Собственно, третейское судейство и есть это самое мнение, но не будем забегать вперед.

Содержание:

  1. Понятие третейского суда
  2. Виды третейских судов
  3. Постоянно действующие третейские суды
  4. Временные третейские суды
  5. Какие споры рассматривает третейский суд
  6. Третейское соглашение
  7. Порядок третейского судопроизводства
  8. Обязательно ли решение третейского суда и как его обжаловать

Понятие третейского суда

ТС – это постоянно или временно действующий судебный орган, который образуется либо самими участниками разбирательств, либо на базе некоего некоммерческого предприятия.

По сути, такой орган – наиболее демократичное образование для решения споров, ведущее свою историю еще с Древней Греции. В России же аналогом такой формы было посредничество авторитетного лица, как правило, представителя правящей элиты или церковного сана.

Сегодня же ТС понятие исключительно коммерческого, а точнее арбитражного характера, которое используется для урегулирования имущественных споров без обращения в государственные судебные инстанции.

Помимо демократичности, одним из основных плюсов такого судейства можно назвать гибкость системы и ее малую инертность, которая позволяет использовать не только классические формы решения спорных вопросов, но и альтернативные, например, онлайн-урегулирование.

Виды третейских судов

Основным делением таких организаций можно назвать временное и постоянное действие, однако, помимо такой градации, существует еще типология, основанная на законодательстве:

  • Общеевропейские третейские суды – регламентированы конвенцией «О внешнеторговом арбитраже»;
  • Федеральные организации – подчиняются ФЗ N 382 от 29.12.2015 г., а также закону «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 г. в том случае, если один из участников является иностранным субъектом;
  • Локальные суды – регламентируются правилами действия постоянного арбитражного учреждения.

Постоянно действующие третейские суды

Действующие в постоянном режиме организации не могут быть основаны на базе органов местного самоуправления или федеральных органов государственной власти. Однако это правило соблюдается лишь «де-юро», потому что фактически наиболее распространенными ТС в России являются те, что действуют при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации, которая хоть и не относится к органам власти, но полностью им «подконтрольна».

Помимо этого, не допускается учреждение постоянно действующих органов:

  • Государственными и муниципальными предприятиями;
  • Государственными корпорациями;
  • Политическими партиями;
  • Религиозными организациями;
  • Адвокатскими образованиями и палатами;
  • Нотариальными палатами.

Временные третейские суды

Такие образования, как правило, обусловлены конкретным спором и прекращают свое существование после его разрешения. В таком случае формирование коллегии происходит участниками процесса, которые согласовывают процедуру рассмотрения и организуют состав коллегии.

При этом к самому арбитру или председателю коллегии предъявляются следующие требования:

  • Возраст не менее 25 лет;
  • Юридическое образование;
  • Отсутствие судимости;
  • Отсутствие компрометирующих сведений.

Помимо этого, одним из базовых правил формирования ТС и в случае постоянного, и в случае временного характера является нечетное число участников.

Какие споры рассматривает третейский суд

В сферу компетенции ТС входит большое количество различных вопросов. При этом участниками процесса могут быть как физические, так и юридические лица, во взаимоотношениях которых предусмотрено заключение третейского соглашения. Основными направлениями рассмотрений можно назвать:

  • Биржевую отрасль;
  • Финансовую деятельность;
  • Аграрную сферу;
  • Вопросы недвижимости;
  • Интеллектуальную деятельность;
  • Инвестиционные проекты;
  • Аудит;
  • Промышленные споры.

Третейское соглашение

Основанием для принятия иска ТС является третейское соглашение, которое может иметь форму как полноценного документа, так и «третейской оговорки», прописанной в основном договоре в разделе «Порядок разрешения споров» или оформленной в виде дополнительного соглашения.

Такая «оговорка» может быть трех видов:

  1. Конкретизирующая – уточняет случаи, в которых спор будет рассматриваться в ТС;
  2. Альтернативная – дающая право выбора между государственным и третейским судом истцу;
  3. Безальтернативная – все споры рассматриваются только в ТС.

Порядок третейского судопроизводства

Право обращения в такую инстанцию имеет любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником третейского соглашения. Как правило, рассмотрение иска происходит в одном судебном заседании.

Состав коллегии может быть определен либо регламентом организации, либо тем же соглашением. При этом в первом случае судья может быть избран сторонами процесса или назначен председателем, а во втором стороны сами предлагают арбитров, после чего те избирают председателя состава. Оговаривается также и право «суперарбитра» – решающего «слова» председателя состава в случае разногласия между судьями.

Принципами разбирательства являются:

  • Независимость;
  • Конфиденциальность;
  • Беспристрастность;
  • Законность.

Обязательно ли решение третейского суда и как его обжаловать

Результат разбирательства оформляется судебным решением, которое становится обязательным к добровольному исполнению с момента вынесения за исключением случаев, когда сроки предусмотрены самим документом.

Если же решение добровольно не исполнено, то включается механизм принуждения с привлечением государственного суда, который вызвав ответчика, сначала интересуется, имеются ли у него основания для отказа в выдаче исполнительного листа по третейскому решению, перечень которых представлен в ст. 426 ГПК РФ и ст. 239 АПК РФ. И если таковых не имеется – выдает исполнительный лист, с которым истец может обратиться в ФССП или осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Обжаловать же решение можно по следующим обстоятельствам:

  • Соглашение не соответствовало законодательным нормам;
  • Нарушения в порядке уведомления сторон;
  • Нарушение комплектования коллегии;
  • Рассматриваемый вопрос не мог быть предметом разбирательства ТС;
  • Решение нарушает основополагающие принципы российского права.

Что такое третейские суды: определение, особенности :: BusinessMan.ru

Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.

Понятие «третейский суд»

Что такое третейские суды? Это постоянно или временно действующий орган, образованный при спорных вопросах обеими сторонами, то есть альтернативный вариант государственной юстиции. Третейский суд – одна из самых приемлемых форм законного решения спорных вопросов, во избежание государственной юрисдикции. Цель – урегулирование конфликта и контроль над добровольным исполнением обязательств.

Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.

На чем основана власть третейского судьи?

Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.

Виды третейских судов

Что такое третейские суды? Это органы власти, создаваемые сторонами конфликта для его урегулирования. Они могут быть постоянно действующими или временными, созданными лишь для одноразового решения одного или нескольких конфликтов. Между временными и постоянными третейскими судами есть существенные различия.

Постоянно действующие третейские суды

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления. Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам. Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.

Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.

Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?

Суды, созданные для решения конкретного спора, иначе называются временными. В этом случае стороны обязаны самостоятельно сформировать третейский суд (найти юриста и т.д.), согласовать процедуру рассмотрения одного или нескольких конфликтов, организовать состав участников. Назначение третейского судьи может быть прописано в договоре или отдельном соглашении. Так как состав участников формируется на основании специального документа, данный третейский суд прекращает существование сразу после вынесения решения.

Договор и третейское соглашение

При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.

Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.

Договор может быть создан на основе писем, телеграмм, электронных сообщений и при использовании различных средств связи, содержание разговоров которых можно зафиксировать. Отдельное (третейское) соглашение может быть добавлено к уже существующему договору дополнительно.

Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.

Кто может быть третейским судей?

Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.

Третейским судьей не может быть выбран человек:

  • недееспособный;
  • имеющий судимость или привлеченный к уголовной ответственности на момент рассмотрения дела;
  • ранее работавший юристом, профессиональная деятельность которого была прекращена в связи с нарушением закона;
  • из-за должностного статуса.

Принципы третейского разбирательства

Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:

  • законности;
  • беспристрастности;
  • конфиденциальности;
  • независимости.

Исполнение решений третейских судов исполняется в установленные им сроки (в противном случае немедленно), в добровольном порядке. Если ответчик не выполнил свои обязательства, то применяются принудительные меры. В арбитражный (или районный) суд обращается сторона, в чью пользу вынес решение третейский суд. Исполнительный лист является основанием для исполнения решения в принудительном порядке. Обязанность следить за исполнением в срок возлагается на судебных приставов. Исполнительный лист передается ответчику. Если он не выполняет обязательств, то на него налагаются штрафы.

Обжалование решения третейского суда

Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.

Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина. Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.

Основания для отмены третейского решения

Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:

  • решение не соответствует федеральным законам;
  • сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
  • третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
  • состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
  • решение нарушает основные принципы российского права;
  • спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.

Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.

При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.

Третейский суд — Википедия. Что такое Третейский суд

Трете́йский суд — единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство). Рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Арбитражные учреждения (третейские суды) являются институтом саморегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (Арбитражного соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

Учреждение третейского суда

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование, не должен иметь не снятую или не погашенную судимость. Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)).

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре (раздел «Порядок разрешения споров») или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  1. безальтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»,
  2. альтернативная: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»,
  3. конкретизирующая: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Сравнительная характеристика разбирательства в третейском и в государственном судах

  1. Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ»). В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ)
  2. Срок на обжалование. В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ "О третейских судах), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ)
  3. Основания для обжалования решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК)
  4. Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). . Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ)
  5. Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определения государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ)[1]. Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ).На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ)
  6. Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК)
  7. Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 фз). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.
  8. Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ)
  9. По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ)
  10. Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).
  11. конфиденциальность участников судебного процесса
  12. немедленное вступление решения в силу
  13. Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством (международные коммерческие арбитражи; эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира)

Порядок третейского судопроизводства

В Третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо. Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основанием для принятия иска к рассмотрению Третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный Третейский суд.

Истец уплачивает Третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном Регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав Третейского суда для разрешения иска может определяться либо Регламентом Третейского суда, либо третейским соглашением. Он может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего Третейского судью (из списка судей Третейского суда), однако регламентом конкретного третейского суда может быть предусмотрен и иной порядок назначения судей. Председательствующий может иметь полномочия суперарбитра, которому принадлежит право принятия окончательного решения в случае разногласия между третейскими судьями, входящими в состав конкретного Третейского суда[2].

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф.

Обжалование решений третейского суда

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом[3].

Претензии сторон по существу третейского разбирательства основаниями для отказа в выдаче исполнительного листа не являются.

Отмена решения Третейского суда невозможна, если в третейском соглашении или в Регламенте суда имеется указание на его окончательность.

Зарубежная практика

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах.

США

В США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925)[4]. На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация[5], которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

Республика Беларусь

В Республике Беларусь институт третейского разбирательства существовал с момента, когда «Положение о третейском суде», как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, было постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года введено в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года[6].

В современной Республике Беларусь, деятельность третейских судов была регламентирована как «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.06.1964 года, так и пришедшем ему на смену «Положением о третейском суде», являвшегося приложением к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь от 11.01.1999 года, и наиболее детально урегулировавшим все вопросы, связанные с существованием института третейских судов, Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года "О третейских судах".

Принятие Закона «О третейских судах» ознаменовало новый этап развития института третейского разбирательства в Республике Беларусь, в ходе реализации которого Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 27 третейских судов. Из 27 судов три созданы в качестве некоммерческих организаций, в числе которых лишь Выездной третейский суд на постоянной основе осуществляет выездное рассмотрение всех поступающих в него материалов в любом месте Республики Беларусь.

См. также

Примечания

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД это что такое ТРЕТЕЙСКИЙ СУД: определение — Право.НЭС

Третейский суд

Третейский суд означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей).

Закон Российской Федерации от 07.07.93 N 5338-I, ст.2

Оцените определение:

Источник: Словарь юридических понятий

Третейский суд

постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Выделяют следующие виды третейских судов: а) разовые; б) институциональные; в) ограниченного срока действия.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

Третейские суды

постоянно действующие или создаваемые для рассмотрения конкретного дела негосударственные суды, которые осуществляют судебную защиту прав физических и юридических лиц, вынося обязательные для сторон и подлежащие исполнению решения; суды, создаваемые самими сторонами для разрешения спора между ними. (Деятельность третейских судов не является осуществлением правосудия, а сами суды не входят в судебную систему.)

Оцените определение:

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

Третейский суд

постоянно действующий суд или суд, образованный сторонами для рассмотрения конкретного гражданско-правового спора, которым такие споры передаются на рассмотрение в соответствии с достигнутыми об этом третейскими соглашениями и которые принимают решения без возможности их пересмотра в вышестоящих инстанциях в связи с необоснованностью и несправедливостью, но с возможностью отмены по ограниченным основаниям, указанным в законодательстве

Оцените определение:

Источник: Юридический словарь авторского права, проект innovbusiness.ru

Третейский суд

Суд, состоящий из лиц, назначенных в порядке, предусмотренном соглашением сторон, между которыми возник спор, подлежащий разрешению в порядке третейского (или арбитражного) разбирательства. Компетенция его определяется на основе соглашения сторон.

Различают два типа третейских судов:

1) постояннодействующие;

2) образованные сторонами для разрешения только данного конкретного спора (см., например, Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже” от 7 июля 1993 г.)

Оцените определение:

Третейские суды — Студопедия

Гражданским кодексом РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ). Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и подведомственные арбитражному суду, до принятия им решения, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ).

Третейское разбирательство - форма разрешения правовых споров, осуществляемая не государственным судом, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами, либо в порядке, согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Из этого следует, что третейское разбирательство является формой частного правоприменения, которая не связана с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства.

Третейскими судами считаются негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего между ними спора. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая. Такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами ad hoc (лат. Ad hoc — «по месту»).


Однако, могут учреждаться и постоянно действующие третейские суды, которые действуют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды именуются институциональными (институционными). К таким судам в Российской Федерации относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, Биржевая арбитражная комиссия и др.

Особенностью постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет свое положение или устав, а также список арбитров, свои правила производства дел, то есть свой регламент.


Третейские суды в Российской Федерации действуют на основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», (в ред. от 21. 11. 2011) и Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О Международном коммерческом арбитраже» (в ред. от 3. 12. 2008 г).

Правила организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяются правилами субъектов, создавших постоянно действующие третейские суды.

Третейские суды образуются в составе 3 судей при отсутствии иного соглашения. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий их гражданских правоотношений, если иное не установлено законом

Третейский порядок разрешения споров может иметь место, как по экономическим спорам, так и по отдельным категориям споров, подведомственным судам общей юрисдикции.

Разрешение споров в третейском суде осуществляется на началах законности, равенства сторон, конфиденциальности, диспозитивности, состязательности и беспристрастности.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Если сторонами достигнуто мировое соглашение, третейский суд принимает решение о его утверждении. Решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они действуют за рамками государственного механизма разрешения споров, что позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями которого является следующее.

Во-первых, это возможность для сторон выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что судебное разбирательство будет проходить в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Российской Федерации или на территории иностранного государства.

Во-вторых, стороны вправе, по согласованию с третейским судом, выбрать место рассмотрения спора, время рассмотрения и, в определенных пределах, саму процедуру рассмотрения спора.

В - третьих, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда, обладающих необходимой квалификацией. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.

В- четвертых - закрытость разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранению конфиденциальности и коммерческой тайны. Посторонние лица допускаются к участию в третейском разбирательстве только с согласия обеих сторон, а публикация решений третейского суда (арбитража) без согласия сторон запрещена.

Пятое - скорость и относительная дешевизна рассмотрения дел, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Третейские суды (арбитражи) не имеют вышестоящих инстанций, отсутствует процедура пересмотра решений третейских судов в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Решение третейского суда (арбитража) не предусматривает обжалования, но допускает оспаривание, если стороны в соглашении не оговорили иное.

Быстрота разрешения коммерческого спора и окончательность разрешения этого спора оперативно устраняют возникшую правовую неопределенность в отношениях сторон, вследствие чего у них снижается риск возникновения незапланированных убытков, снимается напряжение в деловых отношениях, сохраняются хозяйственные связи.

Вместе с тем, третейское разбирательство имеет и свои недостатки, в частности, основным его недостатком является добровольность исполнения решения третейского суда.

Именно поэтому законом установлена возможность проведения процедуры принудительного исполнения решения третейского суда. Для того чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через компетентный суд, постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при компетентном суде, осуществляющем судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.

Компетентный суд - арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Аккредитация происходит путем направления в этот суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует компетентный суд об изменениях в составе третейских судей (ст. 3 ФЗ о третейских судах в РФ).

Третейские суды в РФ: понятие, виды, компетенция, порядок образования - Правоохранительные органы

Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

См. также "Правила арбитража внутренних споров" (приложение 3 к Приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6)

ВНИМАНИЕ! С 1 ноября 2017 года для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность (см. Информацию Минюста РФ от 01.11.2017 "Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации".


Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ "Об арбитраже..." третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Согласно закону сторонами арбитража могут быть:

    1. организации - юридические лица;
    2. граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
    3. физические лица:
      • которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо
      • к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также
      • которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных Федеральным законом случаях.

Виды третейских судов и порядок их образования

Виды третейских судов

1. Третейский суд, назначаемый постоянно действующим арбитражным учреждением.

Постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях.

Постоянно действующее арбитражное учреждение (кроме Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ) вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации (ст. 44 ФЗ).

Не допускается создание постоянно действующих арбитражных учреждений:

  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • государственными и муниципальными учреждениями;
  • государственными корпорациями, государственными компаниями;
  • политическими партиями и религиозными организациями;
  • адвокатскими образованиями и нотариальными палатами.

Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Компетенция постоянно действующего арбитражного учреждения

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения. При этом под администрированием арбитража понимается выполнение функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе

    1. по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров,
    2. ведению делопроизводства,
    3. организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.
Виды деятельности по администрированию арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением:
  1. администрирование международного коммерческого арбитража;
  2. администрирование арбитража внутренних споров;
  3. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража постоянно действующему арбитражному учреждению, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности. При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом администрируемым со стороны указанного учреждения.

Запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража  организацией, не получившей в соответствии с настоящим Федеральным законом права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

2. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора.

Порядок образования третейских судов

Согласно ст. 11 ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" стороны арбитража могут определять по своему усмотрению число арбитров, при этом, если иное не указано в федеральном законе, число арбитров должно быть нечетным.

Если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются 3 арбитра.

В отсутствие соглашения сторон применяются следующие правила:

1) при арбитраже с тремя арбитрами:

    • каждая сторона избирает одного арбитра и
    • два назначенных арбитра избирают третьего.

Если сторона не изберет арбитра в течение 1 месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом.

2) при арбитраже с единоличным арбитром:

    • если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение производится компетентным судом.

При назначении арбитра компетентный суд учитывает

    1. любые требования, предъявляемые к арбитру соглашением сторон, и
    2. такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра.

Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора - председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований:

    • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
    • иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.
Арбитром не может быть физическое лицо:
    1. не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
    2. имеющее неснятую или непогашенную судимость;
    3. полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
    4. которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) арбитром.

Компетенция третейского суда

Ст. 16 ФЗ "Об арбитраже..." устанавливает право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции.

Третейский суд может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

ВАЖНО! Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора. Принятие арбитражного решения о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано соответствующей стороной арбитража не позднее представления ею первого заявления по существу спора. По данному заявлению принимается постановление

  • либо как по вопросу предварительного характера,
  • либо в решении по существу спора.

Постановление третейского суда по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, может быть оспорено в течение 1 месяца после получения уведомления о принятии этого постановления в компетентном суде.

Если стороны не договорились об ином, третейский суд по заявлению любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной обеспечительных мер, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с указанными мерами. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами.


Смотрите также