Учитель технологии и предпринимательства что это такое


Педагогическое образование: учитель технологии и предпринимательства

В группах повышения квалификации возраст не ограничен.

Мы принимаем всех желающих, однако студентам мы не сможем выдать диплом о профессиональной переподготовке. Он выдается только лицам со средним профессиональным (колледж/техникум) или с высшим образованием. Студенты, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, обучатся могут, но в итоге получают сертификат, а не диплом. После того , как прошедший у нас переподготовку слушатель, завершает своё базовое образование и предъявляет нам заверенную копию диплома, мы меняем сертификат о прохождении курса на полноценный диплом о профессиональной переподготовке.

Меньший срок обучения - главное отличие профпереподготовки от второго высшего образования. Пройдя переподготовку или получив второе высшее образование, специалист может работать на равнозначных должностях.

Нет, в дипломе факт применения дистанционных технологий не упоминается.

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

Да, конечно. Можно оплатить 50% при зачислении и 50% при выпуске

Не волнуйтесь, мы пришлем Вам обучающие материалы в любом удобном для Вас формате электронного обучения, включая простой вордовский файл по электронной почте

Просим Вас в подтверждение своей оплаты выслать нам на электронную почту [email protected] скан оплаченной квитанции.

Просим Вас в подтверждение своей оплаты выслать нам на электронную почту [email protected] скан оплаченной квитанции.

Зачисление происходит по факту оплаты, мы видим скан оплаченной квитанции и подключаем Вас к обучению

Преимущественно в форме компьютерного тестирование, количество попыток не ограничено

Диплом или удостоверение высылаются почтой России заказным письмом по указанному Вами адресу. При этом мы сообщаем Вам номер трекера и Вы самостоятельно можете отслеживать движение письма по РФ

При подаче заявки на обучение Вам придет автоматическое письмо-подключение с перечнем необходимых документов, а именно: договор, реквизиты для оплаты, личная карточка, заявление, согласие на обработку персональных данных, заверенная копия паспорта, заверенная копия диплома, согласие на отправку документа о квалификации почтой России, фото, свидетельство о браке ( если была смена фамилии).

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов вы получите диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения деятельности

Институт имеет государственную лицензию, следовательно, у него такие же права и обязанности, как и у государственного института.

Статья "Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства" - К уроку - Технология

Формирование профессиональной компетентности

будущего учителя технологии и предпринимательства

А.В. Подскребалина

(учитель технологии и предпринимательства

МОУ СШ №81 города Волгограда)

В связи с вхождением России в общеевропейское образовательное пространство и модернизацией российского образования становится очевидным, что на сегодняшний день наиболее актуальным являются проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Несмотря на многочисленные исследования, проведенные, например, Орловой А. А., Левитовым Н. Д., Лернером И. Я., Скаткиным М. Н., Колесниковой И. А., Сластениным В. А. и др., этот вопрос остается полностью не раскрытым, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть профессиональную компетентность учителя технологии и предпринимательства.

Профессиональная компетентность учителя - интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [5].

Разделяя подход к пониманию профессиональной компетентности, выработанный в научной школе В.А. Сластенина, профессиональная компетентность учителя технологии – это интегративное качество личности, обусловленное его проектной деятельностью в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и готовностью к будущей профессиональной деятельности [1].

Также можно говорить о том, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе.

Содержание профессионального развития зависит от особенностей, профессии и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие необходимо для становления учителя и обуславливает успех его деятельности. Недостаточное профессиональное развитие затрудняет процесс адаптации к педагогической профессии, а иногда может привести и к невозможности выполнять педагогическую деятельность [6].

Изучив и проанализировав, имеющуюся в доступной научно – педагогической и специальной литературе информацию по вопросу формирования у будущих учителей технологии профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что последнюю для учителя технологии можно подразделить на начальную компетентность, психолого-педагогическую и базово - профессиональную компетентность.

Начальная компетентность – это компетентность, которой обладает студент при обучении в ВУЗе. В нее входят следующие ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самостоятельная, креативная, социальная.

Информационная компетенция – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Коммуникативная компетенция – умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Самостоятельная компетенция – умение самостоятельно подходить к обучению, умение ставить цели, планировать результаты.

Креативная компетенция – способность к творчеству.

Социальная компетенция – является показателем осознания социальной значимости профессии учителя. Она характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.

Базово - профессиональная компетентность – это компетентность, которая формируется при окончании студентом ВУЗа (его профессиональные знания, умения и навыки, и приобретенный начальный опыт в дальнейшей его педагогической деятельности). В нее входят следующие базовые (специальные) компетенции: целевая, организаторская, содержательная, проектировочная, мониторинговая.

Целевая компетенция учителя технологии предполагает умение ставить и реализовывать образовательные цели различного уровня и направленности.

Организаторская компетенция учителя технологии - умение решать задачи реализации запланированного.

Содержательная компетенция характеризует знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Проектировочная компетенция включает в себя умения педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели.

Мониторинговая компетенция учителя технологии характеризует умения педагога отслеживать процесс обучения и соотносить реально полученные результаты с запланированными, т.е. обеспечить качество образования. Педагогическая диагностика – составная часть мониторинга, она включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование данных.

Также на профессиональную компетентность учителя технологии влияет готовность личности к профессиональной деятельности, т.е. психолого – педагогическая компетентность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру.

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету [7].

На основе изучения и анализа данного вопроса, нами предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, из которой видно, что она включает в себя такие составляющие как: начальную, психолого – педагогическую и базово – профессиональную компетентности. Эти составляющие между собой взаимосвязаны, зависят от педагогических условий и имеют свои, свойственные будущему учителю технологии и предпринимательства, компетенции.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность учителя технологии – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической). Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психолочески, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем.

Литература

1. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2004.

2. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996 – 928 с.

4. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112 с.

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. /Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999, Т.2, С. 383

6. А.Н. Сергеев «Система формирования и развития профессиональной компетентности и компетнций будущего учителя».

7. В.А. Благова «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства» / Технолого – экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. ст. Х междунар. Науч. – практ. конф., посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та Л.Н. Толстого, 2009.

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства

Формирование профессиональной компетентности

будущего учителя технологии и предпринимательства

А.В. Подскребалина

(учитель технологии и предпринимательства

МОУ СШ №81 города Волгограда)

В связи с вхождением России в общеевропейское образовательное пространство и модернизацией российского образования становится очевидным, что на сегодняшний день наиболее актуальным являются проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Несмотря на многочисленные исследования, проведенные, например, Орловой А. А., Левитовым Н. Д., Лернером И. Я., Скаткиным М. Н., Колесниковой И. А., Сластениным В. А. и др., этот вопрос остается полностью не раскрытым, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть профессиональную компетентность учителя технологии и предпринимательства.

Профессиональная компетентность учителя - интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [5].

Разделяя подход к пониманию профессиональной компетентности, выработанный в научной школе В.А. Сластенина, профессиональная компетентность учителя технологии – это интегративное качество личности, обусловленное его проектной деятельностью в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и готовностью к будущей профессиональной деятельности [1].

Также можно говорить о том, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе.

Содержание профессионального развития зависит от особенностей, профессии и профессиональной деятельности. Профессиональное развитие необходимо для становления учителя и обуславливает успех его деятельности. Недостаточное профессиональное развитие затрудняет процесс адаптации к педагогической профессии, а иногда может привести и к невозможности выполнять педагогическую деятельность [6].

Изучив и проанализировав, имеющуюся в доступной научно – педагогической и специальной литературе информацию по вопросу формирования у будущих учителей технологии профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что последнюю для учителя технологии можно подразделить на начальную компетентность, психолого-педагогическую и базово - профессиональную компетентность.

Начальная компетентность – это компетентность, которой обладает студент при обучении в ВУЗе. В нее входят следующие ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самостоятельная, креативная, социальная.

Информационная компетенция – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Коммуникативная компетенция – умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Самостоятельная компетенция – умение самостоятельно подходить к обучению, умение ставить цели, планировать результаты.

Креативная компетенция – способность к творчеству.

Социальная компетенция – является показателем осознания социальной значимости профессии учителя. Она характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.

Базово - профессиональная компетентность – это компетентность, которая формируется при окончании студентом ВУЗа (его профессиональные знания, умения и навыки, и приобретенный начальный опыт в дальнейшей его педагогической деятельности). В нее входят следующие базовые (специальные) компетенции: целевая, организаторская, содержательная, проектировочная, мониторинговая.

Целевая компетенция учителя технологии предполагает умение ставить и реализовывать образовательные цели различного уровня и направленности.

Организаторская компетенция учителя технологии - умение решать задачи реализации запланированного.

Содержательная компетенция характеризует знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Проектировочная компетенция включает в себя умения педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели.

Мониторинговая компетенция учителя технологии характеризует умения педагога отслеживать процесс обучения и соотносить реально полученные результаты с запланированными, т.е. обеспечить качество образования. Педагогическая диагностика – составная часть мониторинга, она включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование данных.

Также на профессиональную компетентность учителя технологии влияет готовность личности к профессиональной деятельности, т.е. психолого – педагогическая компетентность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру.

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету [7].

На основе изучения и анализа данного вопроса, нами предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, из которой видно, что она включает в себя такие составляющие как: начальную, психолого – педагогическую и базово – профессиональную компетентности. Эти составляющие между собой взаимосвязаны, зависят от педагогических условий и имеют свои, свойственные будущему учителю технологии и предпринимательства, компетенции.


Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность учителя технологии – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической). Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психолочески, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем.

Литература

1. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2004.

2. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996 – 928 с.

4. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112 с.

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. /Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999, Т.2, С. 383

6. А.Н. Сергеев «Система формирования и развития профессиональной компетентности и компетнций будущего учителя».

7. В.А. Благова «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства» / Технолого – экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. ст. Х междунар. Науч. – практ. конф., посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та Л.Н. Толстого, 2009.

Учебный процесс факультета технологии и предпринимательства

Образовательная деятельность факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки и реализуется в  формах очного и заочного обучения. Указанные формы обучения различаются объемом обязательных аудиторных занятий преподавателя со студентами, объемом времени, отводимого на самостоятельную работу и общим сроком обучения.

Очное отделение

Направление – 44.03.05 – Педагогическое образование
Профиль: технологическое и экономическое образование
Квалификация (степень):  бакалавр
Срок обучения: 5 лет

Направление – 44.04.01 – Педагогическое образование
Программа: профессиональное образование
Квалификация (степень):  магистр
Срок обучения: 2 года

Заочное отделение

Направление – 44.03.01 – Педагогическое образование
Профиль: технологическое образование
Квалификация (степень):  бакалавр
Срок обучения: 5 лет

Учебный год студентов очной и заочной форм обучения начинается 1 сентября  и заканчивается согласно утверждённому учебному плану и  графику учебного процесса. Учебный год разбит на два семестра: осенний и весенний, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией.

Продолжительность зачетно-экзаменационных сессий устанавливается  таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 2-х календарных дней. Организация  образовательного процесса факультета технологии и предпринимательства регламентируется учебным планом, рабочим годовым учебным планом, календарным графиком учебного процесса на учебный год и расписанием занятий. Учебный план определяет не только формы учебной работы, но и формы контроля за ее выполнением по каждой учебной дисциплине.

Согласно Федеральным государственным  образовательным стандартам высшего образования реализуемых направлений подготовки в  учебные планы студентов (бакалавры и магистры) включены различные виды практик:

Бакалавриат:

  1. Учебная практика (технологическая)
  2. Производственная практика (педагогическая)
  3. Производственная практика (преддипломная)

Целью указанных видов практик является содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности в сфере образования; формирование творческого подхода к обучению учащихся на основе развития собственных профессиональных способностей; подготовка бакалавра к практической работе в системе образования, закрепление студентами знаний, умений и навыков, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в части разработки и проектирования технологического процесса изготовления изделия в образовательной организации в соответствии с требованиями образовательных стандартов; приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Цель практик соотносится с целью ОПВО по профилям подготовки «Технологическое и экономическое образование» и «Технологическое образование».

Магистратура:

  1. Педагогическая практика
  2. Научно-педагогическая практика
  3. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  4. Преддипломная практика

Целью указанных видов практик магистрантов является  практическое освоение основ профессиональной  деятельности; закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений, навыков и, соответственно, освоения профессиональных компетенций и приобретения опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

В период прохождения практик у магистров развиваются  профессиональные качества личности преподавателя, интерес к педагогической профессии,   вырабатывается творческий и исследовательский подход к педагогической деятельности, формируются умения наблюдать и анализировать образовательный процесс и на основании этого формулировать свои выводы и предложения. В ходе прохождения практик магистранты знакомятся с формами организации и методами образовательного процесса, осваивают современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на факультете.

Цель практик соотносится с целью ОП ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», программа «Профессиональное образование».

Воспитательная работа факультета технологии и предпринимательства

Воспитательная работа на факультете технологии и предпринимательства является частью системы воспитательной работы университета, целью которой является содействие творческому самовыражению и самореализации студентов, преподавателей и сотрудников вуза, а также формированию у них гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций.

Локомотивом этой работы является студенческий совет ФТП, который осуществляет свою деятельность под руководством заместителя декана по воспитательной работе Хапаевой Светланы Сергеевны.

Студенческое самоуправление решает вопросы обеспечения реализации прав и учёта мнений студентов в вопросах управления образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности обучающихся, развития социальной активности.

Ребята принимают активное участие в мероприятия гражданской и патриотической направленности: в митингах, концертах, поздравлении ветеранов.

Успешно проявляют себя студенты факультета технологии и предпринимательства в творческих конкурсах.

В течение года на факультете проводятся традиционные мероприятия и встречи, посвящённые дню учителя, дню студента, встречи выпускников и другие мероприятия, совпадающие с интересными календарными датами.

Значимым и традиционным мероприятием на факультете стала благотворительная ярмарка «#Васямыстобой» в поддержку Василия Сметанина, студента МГОУ, проходящего длительную реабилитацию после черепно-мозговой травмы. В организации и проведении ярмарки принимаю активное участие не только студенты, но и выпускники факультета технологии и предпринимательства. Все вырученные средства перечисляются на реабилитацию Василия.

Всегда с большим удовольствием студенты принимают участие в экскурсиях, открывая для себя прекрасные города России, музеи, выставки.

Большую работу по организации мероприятий, посещению общежитий, информированию студентов проводят на факультете кураторы групп Филиппова Ольга Николаевна, Анисимова Людмила Николаевна, Васильев Сергей Михайлович, Скворцова Дарья Александровна, Корецкий Максим Григорьевич.

Воспитательная работа, организованная на факультете, способствует творческому самовыражению и самореализации студентов, успешному их профессиональному становлению.

Педагог-предприниматель, может ли такое быть?

Много раз заходил я на тему предпринимательства вообще и предпринимательства в РФ, знакомился с проектами обучения детей предпринимательским компетенциям и навыкам, подходам. Интересная и неоднозначная тема. Интересная, поскольку дает посмотреть на мир другим взглядом. Неоднозначная, поскольку прочно закреплен в нашем взрослом сознании образ предпринимателя, как человека что-то продающего, например, рыбу в ларьке. Ну какой родитель хочет ребенку будущего продавца рыбы? Да никакой. Именно поэтому проекты обучения предпринимательству очень хромают и почти не развиваются. А если задуматься о словосочетании педагог-предприниматель? Тоже никакой педагог не захочет себя сравнивать с эдакой фигурой у метро, с ведрами, полными рыбы, с рукавами в клеенчатой ткани и руками в пакетах. Но как все выглядит на самом деле? Давайте вначале разберемся с предпринимателями, а потом вернемся к педагогам. 

Начнем с торговца рыбой у метро. Правильно говорят коллеги, что это прежде всего про прибыль. Именно потому в предпринимательстве есть две ветви, одна про прибыль, а вторая - социальное предпринимательство. И там и там речь про деньги, но в социальном еще и про другие блага. Но мы не о них. Итак. Вот вы вышли из метро и увидели палатку с рыбой, вкусной, сушеной, копченой, вяленой, живой. Ваш мозг вспоминает, что у вас в холодильнике есть, ваши рецепторы уже представляют вкус любимой скумбрии и вы невольно останавливаетесь у палатки и покупаете заветный кусочек. Вы смотрите на ценник и понимаете, что стоит она на 5% дороже, чем в большом гипермаркете, куда вы выезжаете по выходным. Но ваш мозг уже в плену ваших желаний и рыба перекочевала к вам в пакет, а деньги перекочевали продавцу. На чеке выбиты заветные буквы ИП - индивидуальный предприниматель. Что же произошло на самом деле. На самом деле, предприниматель поехал на оптовую базу и купил рыбы, по цене которая ниже, чем цена продажи процентов на 15-20, и ниже, чем в сетевом гипермакрете процентов на 5-7. Но дальше у предпринимателя есть задача эту рыбу продать. И вот тут начинается процесс упаковки продукта для продажи и получения прибыли, с того самого момента покупки. Он взял рыбу, привез ее ближе к метро, ближе к месту обитания покупателя, создал ему ЦЕННОСТЬ: ты можешь сам съездить в гипермаркет, потратить свое время в выходной и купить рыбу и потом вспоминать как тебе ее хотелось, или ты можешь купить здесь и сейчас вот здесь, у дома, в 3 минутах от сковородки но чуть-чуть дороже. Вот за эту ценность экономии вашего времени, ваших сил, вашего выходного и бензина и взял предприниматель свою прибыль. Он создал ценность продукта. Посмотрите на других предпринимателей. Цветы. За право сделать сюрприз для девушки, выйдя на 5 минут за хлебом, они берут свою надбавку. За заранее собранный букет они берут еще одну, опять экономят время на подбор и упаковку и т.д. То же с канцеляркой, книгами, кофейнями и т.д. То есть для меня предприниматель - это человек, который находит нишу для создания ценности. Эта ценность может касаться социальных вещей, например, доступной среды. Предприниматель может оказывать услуги помощи маломобильному населению и т.д. Понятно, что любой труд оплачивается, но в социальном предпринимательстве плательщиков вступает обычно не получатель ценности, а третья сторона (государство, родственники, родители, меценаты, фонды и т.д.).

Второй вопрос - можно ли быть предпринимателем на своем рабочем месте? Да, можно. Если вы на своем рабочем месте думаете о создании ценности вашего продукта, об его улучшении - вы предприниматель. Может ли быть учитель - предпринимателем? Однозначно да! Но этому учителя не учит никто, ему это так не преподносят и это очень плохо. Какая основная задача учителя - вложить систему знаний в голову ребенка. Это основной продукт. Далее к этому продукту следует упаковка (методика преподавания, ТСО, вспомогательные пособия, книги и т.д.). Преподаватель использует все это, чтобы создать ценность для обучаемого. Так же? Обучаемые бывают те, которые воспринимают это все хорошо и те, которые не принимают эту ценность, игнорируют или отвергают ее. И вот здесь основное отличие от торговли рыбой. Там рыбу продают только тем, кто хочет ее купить. А остальным создают возможность. Преподаватель же, продолжая давать ценность тем, кто хочет, думает об улучшении своего продукта для того, кто не хочет принимать, ищет другие методики, подходы, собирает обратную связь и т.д. Это все равно, что пытаться расширить целевую аудиторию ларька за счет того, что начать обжаривать рыбу и продавать тут же в сухарях, или как полуфабрикат. То есть искать и создавать ценность для большего числа клиентов. Вот именно за эту ценность и платит государство школе, а школа педагогу зарплату.

Но система подготовки учителей не допускает такой трактовки, и как следствие, приучает учителей к мысли что они работают на своем месте за нормочасы, причем ценность этого часа ничтожна и ничего не изменить. Хотя сейчас в педвузе предпринимательство может и должно быть одной из важнейших дисциплин. Ведь учитель может выйти после вуза и решить создать свой учебный центр, создать востребованную в его регионе программу для детей, открыть новую нишу в образовательной деятельности. Он может нести другую, может даже большую ценность, если его сделает, чем если будет ждать, пока в какой-то школе его захотят видеть учителем. Или вот, например, крымское побережье. Каждое лето туда приезжают семьи с детьми. Педагог-предприниматель по русскому и литературе уже давно бы смекнул, что можно сделать на пляже лекторий по летней программе или пляжный театр юного актера, где может играть каждый, кто прочтет ту или иную книгу. Или чтение книг у вечернего костра. Или занимательная физика с песком, водой, солнцем и не только. Ведь целевая аудитория, дети, уже здесь, причем вместе с родителями. Нужно только найти нишу и создать ценность. 

Так что, мне кажется, можно и нужно говорить о педагоге-предпринимателе, как педагоге, создающем  ценность. Более того, готов проговорить с каким-то вузом тему создания программы по педагогическому предпринимательству.

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации. Инфоурок – профессиональная переподготовка и повышение квалификации

Учебный предмет «Технология», с позиции социализации учащихся, занимает одно из ключевых мест в системе общего образования. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Роль учебного предмета «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления. Освоение основной образовательной программы по «Технологии» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. В концепции Федеральных государственных стандартов целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков), включающее формирование компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя предмета «Технология». Детей следует на уроках технологии учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей и прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.

Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований:
- ФГОС среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»;
- ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»;
- Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)»;
- Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н

По завершении обучения специалисты получают диплом установленного образца. Диплом удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности и позволяет пройти аттестацию по полученной квалификации.


Смотрите также