Вечерняя школа что это такое


Вечерняя школа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2018; проверки требуют 6 правок.

Вече́рняя шко́ла (официальное название — Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение) — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте. На 2007 г. в вечерних (сменных) школах училось 473 499 человек, из них в возрасте от 18 до 30 лет и старше – 183 002 человека [1].

В России в вечерних школах обучение осуществляется по трём ступеням: начальное образование (с 1 по 4 классы), основное среднее образование (с 5 по 9 классы), полное среднее образование (с 10 по 11 классы).

Школы подобного типа существовали ещё в дореволюционной России, осуществляя обучение передовых рабочих в вечернее время и в выходные дни. Учительницей такой школы с 1891 по 1896 годы являлась Н. К. Крупская.

В СССР вечерние школы носили название школы рабочей молодежи. Возникшие в 1944 г., они позволяли решить важную социальную задачу: дать возможность получить образование работающим. В отличие от обычных средних школ, в старших классах которых с 1940 и до 1956 г., была введена плата за образование, обучение в вечерних школах для учащихся и их родителей было бесплатным.

Поступить в вечернюю школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Предельный возраст желающего получить образование не имеет значения. Занятия в вечерней школе обычно начинаются с 16-17 часов, что позволяет совмещать получение образования с трудовой деятельностью.

Выпускники вечерних школ также, как и в других школах, сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения. С вступлением в силу 1 сентября 2014 г. нового Закона об образовании, вечерние школы перешли на стандарты обучения, аналогичные с таковыми для всех общеобразовательных учреждений.

В художественных фильмах «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена» события разворачиваются в вечерней школе.

Вечерняя школа - это... Описание и особенности вечерней формы обучения

Вечерняя школа - это возможность наверстать пробел в образовании, взяться за ум, задуматься о перспективах, совмещая с трудовой деятельностью образовательный процесс. Такие учебные заведения имеют особое значение в отечественной системе образования.

Специфика деятельности

Вечерняя общеобразовательная школа занимает промежуточное положение между обычными дневными учебными заведениями и дополнительным образованием. С телевизионных экранов звучит информация о доступности современного школьного образования. В реальной жизни в зависимости от разных факторов часть старшеклассников вынуждена покидать стены родной школы, искать способ заработать деньги.

Вечерняя школа — это шанс на приобретение образования, без которого сложно рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. У каждого гражданина в любом возрасте есть возможность на получение полного среднего образования. Затем выпускник такого заведения может продолжать обучение в учебном заведении высшего звена.

Вечерние школы это не только способ устранить недостающие пробелы в образовании, но и отличный повод подумать о ближайшем будущем, совмещая образование с трудовой деятельностью.

Кто может посещать вечернюю школу

В период существования Советского Союза такие учебные заведения пользовались спросом у рабочей молодежи далеко не школьного возраста. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Теперь учащиеся вечерней школы – подростки из неблагополучных семей, неспособные обучаться в обычных образовательных учреждениях. Примерно третью часть учеников составляют молодые люди, вышедшие из школьного возраста, которые работают в различных компаниях. Безусловно, речь не идет о том, что у каждого старшеклассника есть право бросить среднюю школу и заменить ее вечерней формой обучения. По законодательству, функционирующему в РФ, право на переход в подобное учебное заведение есть только у подростков, которые получили разрешение комиссии по делам несовершеннолетних.

Кого еще может «приютить» вечерняя школа? После нее ребята могут работать по контракту в рядах ВС РФ, ведь без среднего образования сделать это невозможно.

Также учениками вечерней школы становятся спортсмены, которые из-за постоянных поездок на соревнования не справляются с программой обычной общеобразовательной школы.

Проблемы вечерней школы

Вечерняя школа в Москве – распространенное явление в наши дни. У этих учебных заведений существует масса проблем, вызванных реформированием отечественной образовательной системы. Перечислим некоторые из них:

  • финансирование материально-технической, методической части, а также штата по остаточному принципу;
  • отсутствие специальных учебных программ;
  • заниженный статус учителя.

Среди других образовательных учреждений из-за минимального финансирования, остается без качественного косметического ремонта, обучающих материалов именно вечерняя школа. Город не всегда выделяет материальные ресурсы для решения подобной проблемы.

Сложности появляются и с укомплектованием штата сотрудников такого учебного заведения. Здесь не хватает методистов, социальных педагогов, психологов, воспитателей.

Вечерняя школа — это особый вариант образовательных организаций, в которых должны использоваться специальные учебные пособия. Из-за недостаточного финансирования педагоги вынуждены самостоятельно перерабатывать стандартные учебные программы, подстраивая их под то количество часов, что выделяется в вечерних школах.

Специфика обучения

По тем образовательным нормативам, которые установлены в Российской Федерации, продолжительность обучения в вечерних школах составляет три года. Увеличение срока обучения является вынужденной мерой, так как занятия в этих учебных заведениях проходят не каждый день, к тому же количество учебных занятий существенно меньше, чем в дневных школах.

Исходя из наименования этого учебного заведения, можно понять, что учебные занятия проводят по вечерам. Большая часть вечерних школ функционирует с 16 до 20 часов. Ученики могут подбирать для себя индивидуальный график посещения занятий, предварительно договорившись с педагогическим составом о том, что часть уроков они будут выполнять самостоятельно, не посещая вечернюю школу.

Дневная форма

В настоящее время есть и такие вечерние школы, в которых предлагается дневная форма обучения. Уроки в таких учебных заведениях начинаются в 9 утра и завершаются в 15–16 часов. При подобной форме ученики посещают школу четыре раза в неделю. В качестве основного контингента выступают подростки из неблагополучных семей, которые не смогли учиться в обычных общеобразовательных школах. Учителя достаточно лояльно относятся к подобным школьникам, используют в своей профессиональной деятельности дифференцированный подход.

Среди отличительных черт современных вечерних школ также можно выделить и разновозрастной состав класса. За одной партой здесь могут располагаться и человек солидного возраста, и подросток.

Неоднородность состава имеет и определенные положительные моменты. Человек, который обладает достаточным жизненным опытом, сможет поделиться им со своим одноклассником. Поскольку в штате такого учебного заведения редко есть психолог, разнообразие ученического состава – отличная психологическая консультация между поколениями. Но есть в подобной дифференциации и недостатки, ведь между школьниками редко возникают дружеские отношения, отсутствуют и общие интересы между представителями одного класса.

Перспективы существования

На протяжении нескольких последних лет в нашей стране идет активное обсуждение вопроса, касающегося существования вечерних школ. Часть специалистов убеждена в том, что в современном обществе такие учебные заведения не нужны. Сторонники этой идеи аргументируют свою точку зрения тем, что среднее образование в наши дни можно получить как в обычной школе, так и дистанционным способом. Но результаты многочисленных статистических исследований говорят о том, что в последнее время существенно вырос спрос населения на подобную форму образования. Многие современные люди хотят получать среднее образование, не отрываясь от работы, причем они имеют 10–15-летний трудовой стаж.

Причины востребованности вечерних школ

Откуда появляется такое количество граждан, желающих получать среднее образование в стенах вечерних школ? По данным ЮНЕСКО, в России на сегодня проживает больше миллиона безграмотных детей и подростков. Вместо того чтобы обучаться за партами, они ведут бродяжнический образ жизни.

Среди причин востребованности вечерней формы обучения специалисты выделяют и процесс оптимизации, предполагающий закрытие малокомплектных образовательных учреждений. Не у всех ребят есть возможность выезжать в другие населенные пункты для продолжения обучения, поэтому часто именно вечерняя школа остается единственным способом не просто получить образование, но и стать полноценным членом общества.

Заключение

Учитывая востребованность вечерних школ среди подростков, рабочей молодежи, в настоящее время вопрос об их закрытии приостановлен. Несмотря на сложный и разновозрастной контингент, в этих учебных заведениях проводятся не только учебные занятия, но и разнообразные мероприятия.

Вечернее образование — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.[1]

Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование.[1] Часто используется для получения дополнительного высшего образования.

Противоположностью вечернего образования является дневное (очное) образование.

Впервые вечернее образование в России появилось в XIX веке в связи с открытием воскресных школ, воскресно-вечерних и вечерних школы для взрослых, где учащиеся могли получить начальное образование. В СССР вечернее обучение получило широкое развитие в общем и профессионального образовании (начальное, среднее и высшее). Благодаря вечернему образованию в стране была осуществлена программа по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения.[1]

В 1920-е годы в СССР были созданы различные виды вечерних школ — школа грамоты, школа крестьянской молодёжи, общеобразовательные и профессионально-технические курсы, рабочие и крестьянские университеты. В них без отрыва от производства люди могли получить как образование, так и профессию, а также повысить квалификацию. Кроме того для того, чтобы дать возможность получить среднее общее образование и осуществить подготовку крестьян и рабочих к поступлению в высшее учебное заведение, в системе образования были созданы рабочие факультеты.[1]

Фильм «Весна на Заречной улице» рассказывает о жизни молодой учительницы школы рабочей молодёжи (именно так назывались школы вечернего обучения в СССР до 1958 года).

Фильм «Большая перемена» рассказывает о жизни класса, получающего среднее образование в вечерней школе.

Чем семейное обучение отличается от вечерней школы

Вечерняя школа

Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы. 

В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11 классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным и со средним звеном. 

Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах школы. 

Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы, на очной, очно-заочной или заочной форме обучения. 

Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники. 

Семейное образование

Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 классы образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием. 

Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек. Однако важно понимать, что, в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал. Так, в «Экстернате Фоксфорда» можно изучить школьную программу с 5 по 11 класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.

Переход на семейное обучение происходит по желанию родителей или с их согласия родителей, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может принять перейти на самообразование самостоятельно.  

Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепление к аккредитованной школе и получение статуса экстерна. 

В СССР экстернат являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

Что выбрать 

Плюсы вечернего обучения. 

  • Бесплатно в большинстве случаев. 
  • Возможность продолжить очное обучение во взрослом возрасте.

Минусы вечернего обучения. 

  • Качество образования может быть низким. 
  • В одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возраста. 
  • Нет возможности выбора образовательной программы. 

Плюсы семейного образования. 

  • Возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе. 
  • Свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса. 

Минусы семейного обучения. 

  • Могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации. 
  • Нужны ресурсы на организацию учебного процесса. 

Для наглядности рассмотрим разницу вечерней школы и семейного обучения в таблиц

Обучение в вечерней школе

Что такое вечерняя школа?

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Качество знаний. Далеко не всегда, обучение даёт плоды. Многие молодые люди, бросившие школу, приходят сюда, чтобы получить заветный аттестат. Они не отличаются прилежанием и старательностью, рассчитывая на то, что сниженные требования им помогут. Это не самый честный, но привлекательный для многих способ получить аттестат, «не напрягаясь».

Похожее

« какие подростки учатся в вечерних школах?» – Яндекс.Кью

Сейчас есть довольно жесткий закон, обойти который вы не можете. Закон упорядочил возрастные границы поступления ребенка в школу, а те времена, когда в одном классе оказывались пятилетки и почти восьмилетки, – прошли, такого сейчас нет. Ребенку обязательно должно исполниться шесть лет не позже апреля для того, чтобы он поступил в первый класс в этом же календарном году.

Тем не менее, ребенок, которому шесть лет и пять месяцев, и ребенок, которому семь лет и пять месяцев, – это, безусловно, разные дети. И тогда многие вещи зависят от самого ребенка, а уровень сформированных навыков, таких как чтение и счет, я бы поставила на последнее место. На первом месте все-таки должны быть желание и стремление ребенка войти в рамки школьной системы и приступить к систематическому обучению. Для таких детей этот процесс интересен, они по всем характеристикам выдерживают продолжительность урочной системы и могут долго, концентрированно и целенаправленно заниматься сидячей деятельностью, слушать и воспринимать другого человека, с готовностью подчиняются правилам. И есть дети, которые с радостью подчиняются правилам, а есть такие, которым это трудно.

Обычно родители интуитивно видят, готов ребенок к школе или не готов. Когда есть какие-то сомнения, лучше привести ребенка к психологу: очень важно понимать – умеет ли ребенок кооперироваться, сотрудничать, конструктивно подчиняться кому-то.

Если вы видите, что ваш ребенок еще и в восемь-девять лет не готов, то закон эти вещи тоже оговаривает. В восемь лет – это возможно, и бывает, когда родители отдают в таком возрасте и не прогадывают.

Оптимальный вариант – от шести с половиной до восьми ровно. Родители должны знать закон об образовании, а все иное должно быть подтверждено комиссиями и документами. Полагайтесь на свое чутье и видение ребенка, но хорошо было бы заручиться еще каким-то экспертным мнением и не бравировать тем, что ребенок бегло читает, считает и пишет, потому что при этом он может совершенно не уметь сотрудничать, конструктивно подчиняться, терпеть не может правила и имеет трудности в общении со сверстниками. Такому ребенку будет безумно трудно учиться.

Чем отличаются вечерние школы от обычных учебных заведений :: SYL.ru

Вечерние школы являются особыми образовательными учреждениями, в которых все желающие могут получить среднее общее образование.

Среди основных учеников этих заведений рассматриваются работающие взрослые люди, поэтому занятия здесь проводятся в вечернее время. Некоторые люди считают, что существовали такие школы только в советское время, а теперь они утратили свою востребованность и актуальность. На самом деле вечерняя сменная общеобразовательная школа никогда не теряла популярности, она предлагает свои услуги и в настоящее время.

Кто ходит в такие учебные заведения

Учиться в такой школе могут те граждане, которые по различным причинам не смогли получить среднего образования. В основном, в вечерние школы обращаются взрослые лица старше двадцати лет, имеющие за спиной девятилетнее образование. Есть и такие ученики, которые не смогли сдать экзамены за основной курс. Вечерняя школа в Москве предназначена для работающих людей, которые планируют повышение по службе. Из-за рабочего графика они не могут посещать занятия в дневное время, но обучение им жизненного необходимо.

Специфика обучения

В качестве отличительной особенности, которой характеризуются вечерние школы, можно упомянуть время их работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда заканчивается рабочий день «учеников». Завершается учебный процесс около восьми часов вечера. Режим работы таких образовательных учреждений в основном не предполагает ежедневных уроков. Ведут занятия несколько раз в неделю, причем нагрузка существенно ниже, чем у учеников обычных образовательных школ.

В качестве отличительной черты, которую имеют вечерние школы, также можно назвать «разношерстность» состава учащихся. В одном классе могут оказаться люди разных возрастов, в результате чего процесс обучения и воспитания становится сложным.

Проблематика учебных заведений

Какую особенность имеют вечерние школы? Классы в таких учебных заведениях состоят и из 2-3 человек. Остро стоит вопрос финансирования таких образовательных школ. Их «особый статус» негативно отражается на деятельности вечерних школ, на их функционирование государство выделяет незначительные материальные ресурсы.

Часто руководство школ вынуждено не только сокращать педагогам заработную плату, но и экономить на приобретении оборудования для учебного процесса. Недостаточное количество денежных средств на проведение своевременного ремонта, обновление компьютерного оборудования снижает результативность и эффективность учебного процесса.

У педагогов таких образовательных учреждений нет определенных методических пособий, поэтому часто образовательный процесс они вынуждены выстраивать на основе школьной программы. Педагог не только вынужден адаптировать ее для новых условий, но и «втискивать» учебный материал в минимальные временные сроки.

Даже в простой школе часов недостаточно для детального изучения физики, химии, биологии, а их количество в вечерней школе гораздо меньше.

Среди проблем, с которыми сталкиваются педагоги таких образовательных учреждений, необходимо упомянуть и качество знаний обучающихся.

Сюда приходят люди, которые по разным причинам не пожелали обучаться в обычной образовательной школе. В вечернюю школу они приходят в надежде на получение заветного аттестата, часто не желая прикладывать какие-либо усилия для приобретения необходимых знаний, умений, навыков.

Заключение

По нормативам срок обучения в вечернем образовательном учреждении на ступени старшей школы составляет три года. Причина в том, что занятия здесь проводятся не каждый день, а всего три раза в неделю. В основном, в программу входят те же учебные дисциплины, которые преподаются в средней дневной школе. Допускается отсутствие информатики, рисования, черчения, а также физической культуры.

Для тех учеников, которые не имеют возможности посещать вечернюю школу по существующему графику, составляется индивидуальный график. В конце срока обучения ребята сдают выпускные экзамены по системе, аналогичной обычной школе. При успешной сдаче ЕГЭ по математике и русскому языку выпускники получают аттестат государственного образца, аналогичный документу, выдаваемому в лицеях, гимназиях, дневных школах, и могут при желании обучаться дальше.

Такие разные вечерние школы. Школьные программы и методики

Содержание:

Тема вечерних школ в прессе поднимается редко. До сих пор бытует мнение, что эта форма обучения - для неудачников и двоечников. Тем не менее, несколько тысяч граждан России ежегодно получают среднее образование в таких учебных заведениях.

Дело было вечером: плюсы и минусы вечерней школы

Жизнь сложилась так, что полное среднее образование я вовремя не получил. Необходимость продолжить обучение в средней, а затем и в высшей школе возникла недавно. О вечерних школах я, конечно, слышал, но конкретно никогда этой формой обучения не интересовался. Поэтому всю информацию пришлось собирать "с нуля".

Моя работа построена на постоянных разъездах, на одном месте не сижу. Поэтому очень важно было найти школу, расположенную близко к дому, - чтобы не тратить время и силы на дорогу.

Первым делом позвонил в окружной отдел департамента образования своего округа, получил адреса и телефоны близлежащих школ. Наметил для себя основные критерии выбора.

+ вечерних школ
  • возможность учиться не каждый день;
  • бесплатное образование;
  • график, удобный для совмещения с другой учебой или работой;
  • разнообразие форм обучения
- вечерних школ
  • разновозрастные классы;
  • схематичность изложения материала на некоторых формах обучения;
  • не подходит людям, у которых плохо развит самоконтроль

Во-первых, я единственных кормилец в семье, "лишних" денег нет. Образование не должно стоить слишком дорого. Во-вторых, меня интересовало обучение, при котором нужно было бы выполнять минимум домашних заданий, - свободного времени крайне мало. В-третьих, важно количество занятий в неделю и время их начала. С работы готовы отпускать пораньше, но не каждый день.

Взвесив свои желания и возможности, начал обзванивать учебные заведения.

Год за два: ускоренное получение аттестата

Первым делом я обратился в школу, которая предлагала обучение экстерном. Ускоренное очно-заочное образование есть в каждой второй "вечерке". Выпускники девятых классов могут пройти два последних школьных года за один. На первый взгляд, это очень удобно для "взрослых" школьников: не приходится долго ждать желанного аттестата.

Но, поговорив подробнее, я понял, что мне интенсив не подходит. Программа очень насыщенная. Большинство тем приходится активно прорабатывать дома. Преобладает схематичная система изложения: преподаватели читают лекции, как в институте. Всю дополнительную информацию ученик добывает сам: готовит доклады, изучает учебники и дополнительную литературу. После каждого блока тем проходят контрольные работы. К ним тоже нужно готовиться.

В конце года придется сдавать экзамены по всем(!) общеобразовательным предметам. А их немало: алгебра, геометрия, физика, химия, литература и т. д. Подготовиться к такому количеству испытаний человеку, много работающему, очень сложно. Как минимум, нужно брать отпуск.

Смутил меня и вопрос оплаты. Бесплатного интенсива не бывает. Стоимость обучения в школах варьируется от 500 до 1000 долларов в год. За каждую дополнительную консультацию с преподавателями нужно платить.

Для взрослых

В следующей школе из списка решил узнать про обычные, не сокращенные программы. Оказывается, по нормативам срок обучения в вечернем общеобразовательном заведении на третьей ступени (старшая школа) составляет три года. Дело в том, что занятия проходят не ежедневно (три раза в неделю - учеба, один день - зачеты). Количество учебных часов в неделю значительно меньше, чем в обычной школе (23 вместо 36). Увеличенная продолжительность обучения - мера вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу.

Кстати, тематическая наполненность занятий в дневной и вечерней школах одинакова. Исключение - физкультура и так называемые предметы эстетического цикла: рисование, черчение, музыка и т. п. Не во всех вечерних школах есть информатика.

Занятия идут по вечерам, с 16.00 до 20.30. Для тех, кто не может трижды в неделю отпрашиваться с работы, предусмотрен индивидуальный график: по договоренности с преподавателями часть уроков можно пропускать, выполняя задания дома.

В конце обучения сдаются выпускные экзамены по той же системе, что и в обычной школе. Два предмета обязательные (сочинение, алгебра), еще два - на выбор из прочих школьных дисциплин. Окончившим школу выдается аттестат государственного образца, точно такой же, как и в обычной общеобразовательной школе.

Хотите сдать ЕГЭ? Если желающих набирается достаточно, единый государственный экзамен проводят централизованно. Если нет, выпускники могут записаться на ЕГЭ самостоятельно.

Золотая середина

"Если есть короткая и длинная программы, возможно, найдется и средняя по продолжительности" - подумал я и продолжил сбор информации.

Такой вариант действительно есть. Правда, учиться придется … по утрам. Полное название "вечерки" - Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа. Оказывается, смены бывают не только вечерние, но и утренние. Уроки начинаются в 9 утра и заканчиваются практически как в обычной школе - после обеда. "В чем же тогда отличие?" - спросил я.

Во-первых, учиться придется четыре дня в неделю, а не пять. Такой режим устраивает ребят, которые покинули обычную школу, чтобы начать активно готовиться к поступлению в вуз. Появляется дополнительный свободный день для посещения репетитора или подготовительных курсов. Во-вторых, такое обучение подходит и противоположной категории учеников - тем, у кого в прежней школе были проблемы с учебой. В "вечерке" педагоги более внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. Нуждающиеся в психологической помощи (например, дети из неблагополучных семей) могут воспользоваться бесплатными услугами психолога или социального педагога.

Третий плюс - возможность параллельно получить профессию. В некоторых школах (в частности, ГОУ ВСОШ 51) для учащихся дневной формы организованны специальные занятия по информатике, по окончании которых выдается сертификат о приобретенной профессии лаборанта-программиста.

По утрам чаще занимаются ребята школьного возраста (14-16 лет). Взрослых немного - в это время все на работе.

В утренних группах продуман досуг учеников: организуются бесплатные походы в театр и музеи, автобусные экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть кружки и секции (например, театральные или музыкальные).

Кстати, в некоторые вечерние школы принимают и без основного общего образования. Организованны занятия для девятого или даже восьмого классов. Правда, прийти в такую школу на общих основаниях нельзя: обязательно требуется заключение комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас покинуть предыдущее место учебы.

Сидя за партой

Проанализировав собранную информацию, пришел к выводу: остановлюсь на традиционной трехлетней системе. Потеря времени компенсируется удобным графиком занятий, небольшими домашними заданиями, развернутостью изложения. Выбрал ближайшую к дому школу, предлагающую такую форму обучения.

Чтобы записаться в вечернюю школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9 классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний - в школу зачислят. Такие случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не было. Пришлось сдавать экзамен!

Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

В моем классе оказалось 26 человек; молодых людей больше, чем девушек. Большинство учащихся - студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают в училище или колледже, полное среднее - в ВСОШ. График получается напряженный: утром - профессиональные занятия, вечером - общеобразовательные предметы. Зато через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.

Несколько одноклассников - люди моего возраста - немного за двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик, тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше осознанно и не хотят тратить время просто так.

Переписываю расписание. Каждый день предусмотрено пять-шесть уроков. Перед первым занятием волнуюсь - вдруг ничего не пойму из объяснения педагога? Все-таки большой перерыв в занятиях может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию - эти предметы мне никогда не давались.

Поначалу мне действительно пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и правила... Затем стало проще. Очень помогли педагоги - дополнительно объясняли непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу значительно сложнее, чем "притершийся" за годы совместного обучения класс: у каждого ученика "вечерки" своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях, свои трудности... Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или параллельной учебой.

Один из преподавателей рассказал, что самый тяжелый период в работе - сентябрь. В этот месяц у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы: оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.

Но не стоит думать, что ученики вечерних школ - сплошные неудачники. Например, в прошлом году 24% выпускников ВСОШ 51 поступили в вузы, в том числе и государственные. Профили институтов - самые разные, как и сами ученики, и причины, которые привели их на порог "вечерки".

Вечерняя школа - это... Что такое Вечерняя школа?

Вечерняя школа — школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.

В России в вечерних школах обучение осуществляется по трём ступеням: начальное образование (с 1 по 4 классы), основное среднее образование (с 5 по 9 классы), полное среднее образование (с 10 по 12 классы).

История

Школы подобного типа существовали ещё в дореволюционной России, осуществляя обучение передовых рабочих в вечернее время и в выходные дни. Учительницей такой школы с 1891 по 1896 годы являлась Н.К. Крупская.

В СССР вечерние школы носили название школами рабочей молодежи. Возникшие в 1944 г., они позволяли решить важную социальную задачу: дать возможность получить образование работающим подросткам. В отличие от обычных средних школ, в которых с 1940 г. была введена плата за образование, обучение в вечерних школах для учащихся и их родителей было бесплатным.

Современность

Поступить в вечернюю школу может любой совершеннолетний человек, не имеющий школьного образования и желающий получить таковое. Возраст желающего получить образование не имеет значения. Занятия в вечерней школе обычно начинаются с 16-17 часов, что позволяет совмещать получение образования с трудовой деятельностью.

Выпускники вечерних школ также, как и в других школах,сдают ЕГЭ, по его результатам могут поступать в высшие учебные заведения.

В культуре

В художественных фильмах "Весна на Заречной улице" и "Большая перемена" события разворачиваются в вечерней школе.

См. также

Источники

Вечерняя школа №6 г. Барнаула

Зачем нужна вечерняя школа в современной России - Мои статьи - Каталог статей

  Вечерняя школа не похожа на дневную. Здесь всё другое: дети, учителя, их отношения между собой. Вечёрка выросла из школы рабочей молодежи (ШРМ), которые массово открывались к концу войны, на пике советской власти. Нынче и власть изменилась, и у страны новое лицо. Но школа осталась. Какая она сейчас?  

    Позитивный образ советской ШРМ формируют культовые фильмы «Большая перемена» и «Весна на Заречной улице». Киношные ученики днём на заводе, а вечером в школе. Учатся, дурачатся, влюбляются в учителей, иногда ленятся, но потом берутся за ум. Вместе они строят великую державу. Сейчас всё так да не так. 

    - Чем отличается «вечёрка» от школы рабочей молодёжи?

    - Сменился контингент. Раньше сюда брали только по справке, что человек где-то работает. А теперь у нас учатся те, от кого отказываются другие школы: трудные дети, второгодники, дети из асоциальных семей. Их через комитет по делам несовершеннолетних посылают к нам. Мы принимаем учеников с 5-го класса и с 15 лет.

     Дети – это традиционное обозначение всех школьников. Хотя некоторые ученики «вечёрки» старше самих педагогов:

     - В прошлом году мужчина окончил школу в 38 лет. Здесь многие семейные, с детьми. Одна девочка в школу пошла, чтобы перед дочерью стыдно не было. Та тоже уже школьница.

   Многие здешние ребята по веским причинам не прижились в обычной школе: хулиганил, пробовал наркотики, пару раз застукан за распитием спиртного... Есть и те, кто условно-досрочно освободился из тюрьмы, не успев окончить школу на зоне.

   - Сейчас в России к несовершеннолетним преступникам относятся гуманно. Надо же им как-то доучиваться, - объясняет Надия Шамильевна Смирнова, социальный педагог вечерней школы. На ней бордовый брючный костюм. На лице открытая улыбка, а в руках мобильник, который трезвонит каждую минуту.

    - Мы всегда на телефоне. Ученики звонят и отчитываются, почему в школе не были. Здесь дети видны, как на ладошке. По спорным вопросам связываемся с родителями, почти все идут на контакт. Хотя есть и равнодушные. Я одним целый день звонила, а они в ответ прислали это.

   Через пару минут я осознаю, что здешние ученики – это сборная солянка. Они отличаются по возрасту, профессии, национальности и биографии, которая привела их сюда… Хотя эпитет «трудные» подходит почти для каждого.

  Многие ученики «вечёрки» - те ребята, которые не смогли раскрыться при дневном свете. Обычная школа отталкивает непохожих. Они портят её имидж, заставляют нервничать. А здесь есть все условия, в первую очередь такт и доброта, для чудесного преображения гадких утят.

   - У нас был серебряный медалист, Дима Русаков, - рассказывает директор Ирина Ивановна. - Он пришёл с одними двойками, весь больной и забитый. За партой сидел вот так, – она низко-низко пригибает голову. - А к 11-му классу расправил плечи, даже с девочкой подружился. Сейчас он учится на физика в ТвГУ.

    Подобных персонажей часто называют отбросами общества. Им когда-то не нашлось места под солнцем, и вечерняя школа для них – последний шанс начать «правильную» жизнь.

    - Мы принимаем всех с раскрытыми объятиями! Только учитесь! – иронизирует учитель русского языка и литературы Раиса Ивановна Котова. – Нет тетрадки? На тебе тетрадку! Нет ручки? Возьми!

    С 2002 по 2007 год Котова была директором второй вечерней школы. С неё началось преображение школы, омолодился коллектив, появился стимул работать и развиваться. До этого школа была точной копией ШРМ и жила по давно истлевшим принципам.

   - В чём особенность преподавания в «вечёрке»?

   - Здесь классы по 10-15 человек. У нас дифференцированное обучение: после объяснения темы каждый выполняет своё задание. В дневной школе идёт равнение на сильного ученика, а здесь все одинаково слабые. Посмотрите, как они пишут диктанты. По 14-17 ошибок!

   К  моменту, когда я уже успеваю повесить ярлык на всех учеников школы, выясняется, что здесь учатся не только «трудные», но и «хорошие» дети:

    - У нас и спортсмены учатся, которые обычную школу часто пропускали из-за тренировок. В 10-11-й класс ходят музыканты и художники из училища культуры и Венециановки, их в вуз примут только с полным средним образованием. Два года действовала программа по обучению детей-инвалидов. Мы им специальный класс оборудовали на первом этаже… Уголовники, инвалиды, беременные, изгои, художники…Всё это с трудом соединяется в голове. А они каким-то чудом умещаются в одном классе!

    - Им комфортно находиться рядом? Например, девочке-певице рядом с вором?

    - Они адаптируются друг к другу. Плохие тянутся за хорошими, а не наоборот, – твёрдо отвечает Надия Шамильевна.

   - Кстати, а где ваши ученики работают?

    -  Магазин, вагонзавод, железная дорога. Нянечки, санитары на скорой помощи. Сотрудники милиции. Нефтяник. В 10-м классе учится мальчик-конвоир. У нас даже бизнесмен есть!

     Иные ученики в принципе боятся школы, учителей, одноклассников. Задача педагогов – любым способом увлечь такого ребенка:
    -  Один мальчик принципиально не ходил в школу, зато был футбольным фанатом, - рассказывает Надия Шамильевна. – Он сказал: «Буду учиться, если получу шарф футбольного клуба «Волга»!». Я договорилась с тренером, и ему подарили не только шарф, но и мяч, на котором вся команда расписалась.

    Мягкость и душевность, свойственные «вечёрке», странным образом уживаются с тотальным контролем. Время от времени классные руководители ездят по семьям, проверяют обстановку. Если, например, ребёнку писать не на чем, надо принимать меры. И, конечно, трудные дети часто попадают в передряги.

   - Мне и ночью могут позвонить: «Вытащите из милиции!», - делится Надия Шамильевна. - В основном они попадают туда за распитие спиртных напитков. Или просто поздно вечером шатались по улице.

    -У вас есть надбавки за вредность, как на зоне?

    - Нет, мы зарабатываем как обычные учителя - в зависимости от категории. А чтобы получить категорию, надо, чтобы твои ученики учились выше среднего. Здесь это невозможно, как вы понимаете.

  - Чем ваша школа отличается от зоны?

   - Это не зона, - оскорбляется директор Ирина Ивановна. - Там ты пишешь, а за спиной стоят конвоиры. А мы должны своей чуткостью и теплотой не допустить их до той черты. Я всегда ученикам напоминаю, что из дневной школы можно перевестись в вечернюю. А из нашей – только в СИЗО.

    Беседуя с учениками после урока, я пытаюсь найти ответ на главное:
    - Чем эта школа отличается от обычной?

     - В дневной школе учителям надо подарки приносить, чтобы тебя любили. А здесь все и так добрые, - буркает мальчик с косым глазом.

    - Там директор была курица драная. Я с ней поругался! – кричит остроносый мальчик с соломенными волосами.

  - А чем эта школа лучше?

  - Здесь уроков меньше!

   - Учителя добрее!

    - Физкультуры нет!

    - Здесь лучше, потому что работать можно. А мне деньги нужны, - признается Дима с первой парты.

    В среднем им по 15-16 лет, работающих почти нет, зато все попадают под категорию «трудных» подростков. А бизнесменом оказался мой знакомый Славик из Красного Холма. Окончив 8-й класс со справкой, он пришёл в местное ПТУ. Сейчас Славику 31 год. Он готовится к свадьбе, имеет ИП на грузоперевозки.

    - Как же ты стал предпринимателем без школьного образования?

    - Там же никто аттестат не спрашивает! Читать-писать умею, и ладно.

    - А сейчас зачем учишься?

    - На будущее. Когда начальником стану, чтобы подчиненные не обманывали.

    Я выхожу из «вечёрки» с роем несобранных мыслей. На школьной клумбе растут пожухлые ромашки. Рядом вылезло семейство грибов – то ли волнушек, то ли поганок. Изначально далёкие друг от друга, они неплохо смотрятся вместе. Главное, что и тем, и другим нашлось место под солнцем.

Любовь Кукушкина

Кто и зачем учится в вечерней школе

Времена "Большой перемены" и "Весны на Заречной улице" не прошли

Нахулиганила

Единственная в Прокопьевске вечерка работает на базе бывшего 41-го училища. С 2013 года училище вошло в состав электромашиностроительного техникума, но будем называть его на старый манер. Здесь как будто не одна, а две вечерних школы. Старшеклассники (ученики 10–12-х классов) – взрослые, ответственные и социализированные. А в 9-й класс школьники попадают по направлению инспекции по делам несовершеннолетних. Выпускники здешнего девятого класса, как правило, продолжают образование в других учебных заведениях. Крайне редко поступают сюда же в десятый.

Девятиклассница Антонина (имя по этическим причинам изменено) в вечерней с октября, до этого ходила в обычную школу. Одета по-деревенски, закутана в пуховый платок и напоминает изображенную на шоколадке «Аленка» девочку, только повзрослее и покрупнее. Производит впечатление человека открытого, доверчивого и неконфликтного.

– За что вас сюда перевели?

– За хулиганство.

– Что именно совершили?

– Нахулиганила. Окна била в школе.

– Вы кажетесь спокойной.

– Они там все время говорили: «Тонька то! Тонька это! Тонька опять накосячила…». И я решила: «Раз вы так говорите, вот вам – получайте!».

– Здесь такого нет?

– Нет. Здесь учителя другие.

По словам сегодняшних учителей Антонины, она, если и была когда-то неуправляемой, теперь ведет себя иначе. Правда, недавно сбежала с последнего урока, пришлось звонить Тониной бабушке. Соответствующего вопроса не задаю, но и так понятно, что родителей у девушки либо нет, либо судьба дочери им безразлична.

Самая первая в Прокопьевске вечерняя школа открылась в 1933 году и находилась в переулке Артема. С конца 90-х началось сотрудничество этой школы с 41-м училищем. В училище набирали в том числе и группы двухгодичников, которые получали только профессию, но не аттестат о среднем образовании. Многие параллельно учились в вечерке. Чтобы упростить жизнь таким студентам, решили проводить уроки и в стенах 41-го. Ныне школы в переулке Артема уже нет. Восемь лет назад она полностью «переехала» в училище, где обучаются и студенты, осваивающие профессию, и – отдельно – ученики вечерней школы. Бывшие педагоги «вечерки» теперь работают в училище: ведут уроки как в группах студентов, так и в классах вечерней школы.

Беседую как раз с такой учительницей. Имя она попросила не называть.

– Вот смотрите, – объясняет она. – Ученик Н. – не надо, чтобы его фамилия мелькала. Совершил преступление – одно, второе. В обычной школе много занятий пропускал. В конце концов, там поставили вопрос ребром. Он говорит: «Я не буду к вам ходить!». Пришел к нам – и теперь один из лучших в классе. Старается. Хочет потом поступать в училище или в техникум.

Как рассказала учительница, Н. «воровал металл откуда-то». Она верит, что парень исправился. И очень за него переживает.

– Я разговаривала со следователем. Будет суд. Надеюсь, дадут условно.

– А если все-таки попадет в колонию?

– Там тоже школа есть. Доучится. У меня есть такие дети, которые в колонии сидят и звонят мне оттуда.

Детьми здесь называют всех воспитанников, даже великовозрастных (пару лет назад в этой школе учился сорокатрехлетний мужчина). Что касается звонков из колонии, учительница вспоминает девятиклассницу, которая вышла замуж и ушла из вечерки. Родила двоих. На работу без образования устроиться не смогла. Чтобы прокормиться, торговала наркотиками. Девятилетку все-таки окончила, но уже за колючей проволокой. Бывшая ученица, освободившись, вряд ли придет в старшие классы вечерней, но с криминальным прошлым все-таки порвет, уверена учительница.

Насколько успешно социализируются те, кого в вечерку направила инспекция по делам несовершеннолетних? Педагоги затруднились ответить. Некоторым трудным подросткам на направление плевать: чтобы воровать и грабить, аттестат не требуется. И учителя иногда слышат: «Ваш ученик за решетку попал!», а этот преступник в вечерней школе и не был ни разу. Те, кто ходит на занятия, как правило, берутся за ум. Для них вечерка – шанс изменить жизнь, и они этот шанс стараются не упустить.

– Знаете, недавно на улице мужчину встретила, – рассказывает все та же учительница. – Поздоровался: «Помните, я у вас учился?». Толя! Он у нас девятый класс оканчивал. Рассказывает: «Я в Москве. Окончил медучилище. Работаю медбратом в воинской части». У Толи все сложилось, как он мечтал. Я так за него рада!

Девятиклассники, которых увидел, на преступников не похожи. Вполне адекватные и вежливые, правда, не слишком общительные. Думаю, многие могли бы остаться в обычных школах, из которых исключают – чтобы показатели не портили – не только начинающих уголовников, но и мелких хулиганов, прогульщиков. А еще в вечернюю уходят забеременевшие школьницы.

– У вас к таким молодым мамам нормально относятся?

– Конечно, это же жизнь. Для обычной школы это что-то нестандартное, а у нас и взрослые люди учатся. У нас косо не смотрят, – рассказывает учительница.

Карьеристы и технички

В прокопьевской вечерке учились и те, кто в свое время окончил только пять классов. Но таких в городе осталось совсем мало, соответствующий класс не укомплектовать, и они ездят в новокузнецкую вечернюю школу, чтобы наверстать упущенное. А в прокопьевской сегодня самый младший класс – девятый. И девятиклассников все больше. В обычных школах после девятого прежде сдавали только два ОГЭ, теперь – пять. Соответственно, число несдавших увеличилось. Проваливших экзамен нередко переводят в вечернюю. Об этом рассказала Ольга Терентьева – преподаватель русского и литературы вечерней школы и классный руководитель 12-х классов.

Согласно закону «Об образовании», обязательным является основное образование (до 9-го класса включительно). Однако многие работодатели трактуют закон иначе и отправляют учиться в вечернюю тех, у кого нет «среднего полного», то есть одиннадцати классов. Ольга Сергеевна объясняет, что многие старшеклассники вечерней поступили в эту школу под угрозой увольнения с работы. Другим ЕГЭ нужен для поступления в вуз. Вообще, в вечерней все очень неоднородно. Взрослые люди. Почти все старшеклассники работают. У каждого свой бэкграунд, жизненный опыт и свои мотивы окончить одиннадцатый (точнее, двенадцатый – программа здесь пролонгирована).

Несколько лет назад у Ольги Сергеевны был ученик, который работал водителем, и говорил, что не собирается всю жизнь крутить баранку и глотать пыль, а хочет сидеть в кабинете на руководящей должности, носить белую рубашку и модный пиджак. Он добился своей цели.

Впрочем, за школьные учебники в зрелом возрасте берутся не только карьеристы, но и те, кому действительно можно посочувствовать.

– Учатся санитарки. Продавцы, которые не хотят пивом торговать, а хотят двинуться куда-то дальше. Технички. Вот вчера ученица говорит: «Сколько я могу драить полы и чистить унитазы?! Когда надо было, я не училась, а теперь сижу на уроке и ничего не понимаю». Но она старается, – рассказывает Ольга Терентьева.

А еще в вечерке училась девушка, которая параллельно оканчивала Прокопьевский музыкальный колледж. Хотела как следует подготовится к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Сейчас она вокалистка в одном из московских театров.

К ЕГЭ Ольга Сергеевна в целом относится положительно. Выпускники вечерней сдают его в общем потоке, вместе с учениками обычных школ. Им уже не приходится рассчитывать, что знакомые преподаватели пожалеют. А ушлые – есть, конечно, и такие – понимают, что аттестат теперь не купить: по электронной базе легко проверить, сдавал ли обладатель «корочек» ЕГЭ.

Ольга Терентьева на уроке

Но, по словам Ольги Терентьевой, учиться все же лучше вовремя. Когда-то программы вечерней и обычных школ совпадали, на каждый предмет отводилось одинаковое количество часов. Теперь занятия три дня в неделю. По форме – уроки, а по сути – консультации. Много материала нужно освоить самостоятельно. В течение года ученики сдают несколько зачетов по всем предметам. Провалы на ЕГЭ и ОГЭ не часто, но случаются. Некоторые старшеклассники, вроде бы пришедшие с желанием учиться, вечернюю школу все-таки бросают.

Как рассказали педагоги, в прошлом году одной ученице пришлось оставить учёбу, потому что начальник не захотел пересмотреть её рабочий график. Наверное, управлять необразованными проще.

«Лучшие «корки» в городе»

Сегодня в прокопьевской вечерке учатся около 40 девятиклассников и 30 старшеклассников.

За несколько минут до начала первого урока в выпускном классе успеваю совсем коротко переговорить с тридцатипятилетней Светланой.

– Забыла все абсолютно! – признается она. – Но здесь учителя понятнее объясняют, все разжевывают. Даже смешно, что я эти темы не понимала в свое время.

После вечерней школы Светлана собирается в медицинский колледж. У нее сын в девятом, дочь в шестом. Помогает им делать уроки, и дети оценили, насколько повысился уровень маминой эрудиции.

Десятиклассник Евгений Шабаев работает слесарем-ремонтником на разрезе. В свое время получил в училище №12 профессию, но не аттестат о среднем образовании. В вечерку пришел сам, на работе не заставляли. Работает: день, ночь, двое суток дома. Иногда получается ходить на занятия все три раза в неделю, иногда – только раз. Учителя говорят, у Шабаева хорошая успеваемость.

– У нас лучшие «корки» в городе – права на БелАЗ или на бульдозер. Учат в Гостехнадзоре, там одиннадцать классов не надо, – рассуждает Евгений.

– А зачем тогда пошли в вечернюю?

– Пригодится. Хочу учиться, пока есть время и возможность.

Юлия – одноклассница Евгения. Ездит на занятия из села Михайловка. Там шестьсот жителей и только девятилетка, окончив которую, девушка прошла курсы мастера маникюра. Сейчас работает по этой специальности. После двухгодичного перерыва решила вернуться в школу – теперь уже в вечернюю.

– Очень удобный график: только три дня в неделю. Поэтому удается совмещать с работой. – рассказывает Юлия.

– Работодатель на учебу отпускает?

– Я на себя работаю.

– Здесь строго спрашивают, учат всерьез?

– Посерьезнее, чем в школе, где я училась раньше.

Михайловка относится к Прокопьевскому району, но гораздо ближе к Киселевску – всего в пятнадцати минутах езды. Прокопьевские преподаватели объяснили, что, насколько им известно, в Киселевске ни одной вечерней школы не осталось. И в Управлении образования Киселевска подтвердили, что вечерки в этом городе больше нет.

Добавим, что на весь Прокопьевский район осталась одна вечерняя школа – на базе аграрного колледжа в поселке Школьный. Звонили туда. Руководители колледжа говорят, что на целый район одной вечерки мало, жители не всех сел и поселков могут регулярно ездить в Школьный.


Смотрите также