Государственное и муниципальное управление что это такое


Муниципальное управление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 августа 2013; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 августа 2013; проверки требуют 8 правок.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.


Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утверждённому Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;


Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Ещё одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.


Нормативные акты:

кем потом работать? :: SYL.ru

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное – куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель – это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе – все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем – это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта – данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление – это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.

Государственное и муниципальное управление - Что за профессия?

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

Что такое «Государственное и муниципальное управление»?

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном — контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Что за профессия по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?

В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Кем и где можно работать?

Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Википедия о профессии

Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Отзывы о профессии

Коррупцию в стране пока победить не удалось. Поэтому ориентироваться на хорошо оплачиваемую должность сразу без знакомств и связей проблематично. Придется потрудиться простым клерком года два три за зарплату в 15 – 18 тысяч, но гарантированную и с социальным пакетом.

Специализация менеджер (организатор) предоставляет отличные перспективы трудоустройства во многих коммерческих и торговых структурах.

Самые — Высокодоходные профессии во всем мире

Новые — Профессии будущего

Самые — Востребованные профессии

Что такое Муниципальное управление? Муниципальное управление — это… Расписание тренингов. Все Тренинги .ру

Муниципальное управление — это функция местного самоуправления, направленная на повышение качества жизни населения муниципального образования (муниципалитета). В процессе муниципального управления органы муниципального образования (например, отдел образования, отдел промышленности и т.д.) взаимодействуют с различными субъектами (например, образовательные организации, торговые предприятия и т.д.), находящиеся на территории муниципального образования.

Муниципальное управление во многом сходно с государственным управлением, например, здесь также применяется принцип разделения властей: исполнительная ветвь — мэр, законодательная — горсовет, судебная — городской суд.

При этом управление муниципалитетом имеет принципиальные отличия от управления государством в целом:

  • Муниципалитет не имеет права издавать законы;
  • Муниципалитет управляет главным образом не гражданами, живущими на его территории, а собственными службами и предприятиями;
  • В основе муниципального управления лежит проектный подход к управлению.

В плане управления муниципалитет во многом сходен с частным предприятием, единственное серьёзное отличие — бюджетное финансирование: основным источником поступлений в администрации муниципального образования являются налоги и сборы.

К функциям муниципального управления относятся:

  • Утверждение и исполнение муниципального бюджета;
  • Установка местных налогов и сборов;
  • Формирования программ развития муниципалитета;
  • Контроль над деятельностью главы муниципального образования.

Муниципальное управление играет большую роль в обеспечении эффективной социальной политики государства, поддержании высокого качества жизни населения. Дело в том, что с точки зрения властной вертикали, муниципальный уровень управления является самым базисным — он ближе всего к народу, лучше всего может знать и учитывать его потребности. Поэтому грамотное муниципальное управление это залог стабильности государства, опирающейся на учёт интересов всех его граждан.

Спасибо, за интерес к теме "что такое Муниципальное управление"!

Магистратура 38.04.04. Государственное и муниципальное управление (ГМУ)

Магистратура

Второй уровень системы высшего образования. Магистратура выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач.

ИГСУ реализует магистерские программы двух видов:

1. Магистратура как второе (для кого-то третье и т.д.) высшее образование. Речь идет о возможности для специалистов, работающих в системе государственного и муниципального управления, экономике, науке, бизнесе получить новую специальность и новые знания.

С 2010 года из системы образования России были исключены программы «второго высшего образования», но потребность обучения и получения новых знаний и компетенций сохранилась. В этих условиях программы второго высшего образования были заменены на программы более высокого качественного уровня — Магистратуру.

Если сравнивать программы прежнего второго высшего образования и магистратуры, то очевиден приоритет последних — практическая направленность, специализированная подготовка, значительное количество дисциплин по выбору студента, защита магистерской диссертации.

2. Магистратура как первое высшее образование — программы для выпускников бакалавриата профильных вузов, желающих углубить свои знания по выбранному ранее направлению подготовки, а также выпускников-бакалавров непрофильных вузов, которые хотят продолжить образование по новому направлению подготовки и расширить свои компетенции. Магистерские программы ИГСУ ориентированы как на выпускников бакалавриата ИГСУ, так и других факультетов РАНХиГС и ВУЗов России.

Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в системе государственного и муниципального управления, международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В отличие от второго высшего образования обучение в магистратуре завершается защитой магистерской диссертации. Магистерская диссертация, несомненно, работа более высокого уровня, нежели традиционные дипломные. Выпускники магистратуры ИГСУ получают реальную возможность развить свои магистерские диссертации до уровня кандидатских диссертаций. В ИГСУ функционирует разветвленная сеть аспирантуры и 8 диссертационных советов.

Очевидное достоинство программ магистратуры ИГСУ — традиционно высокий профессиональный и человеческий уровень обучающихся. Магистратура ИГСУ — это не только площадка для получения знаний, но и возможность общения с состоявшимися в жизни людьми, налаживания новых человеческих и деловых контактов.

Государственное и муниципальное управление

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях. 

Наименование направления подготовки: Государственное и муниципальное управление

Код направления подготовки: 38.03.04

Квалификация: Бакалавр

Форма обучения ОЧНАЯ ЗАОЧНАЯ
Профиль 1. Эффективное государственное и муниципальное управление 

2. Цифровые технологии в государственном управлении

1. Эффективное государственное и муниципальное управление 

2. Цифровые технологии в государственном управлении

Срок обучения 4 года 4 года 10 мес. / 3,5 года*

Количество мест для приема
Количество мест для приема в рамках контрольных цифр приема (бюджет): общие условия (ВСЕГО) 20 мест 0
В том числе количество мест для приема в рамках контрольных цифр приема (бюджет): особая квота 2 места 0
Количество мест для приема по договорам (платное обучение) 30 мест 200 мест

Перечень вступительных испытаний по различным условиям поступления
Вступительные испытания (в порядке приоритета) на базе среднего общего образования

По результатам ЕГЭ:

1- математика (профильная)
2- обществознание
3- русский язык

По результатам ЕГЭ:

1- математика (профильная)
2- обществознание
3- русский язык

Вступительные испытания (в порядке приоритета) на базе среднего профессионального образования

Тестирование по материалам Филиала или по результатам ЕГЭ:

1- математика (профильная)
2- обществознание
3- русский язык

Тестирование по материалам Филиала или по результатам ЕГЭ:

1- математика (профильная)
2- обществознание
3- русский язык

Вступительные испытания (в порядке приоритета) на базе высшего образования - Тестирование по материалам Филиала
Минимальное количество баллов (в 2019 году) 214 (бюджет)
155 (по договору)
-
-
Форма проведения вступительных испытаний, проводимых Филиалом самостоятельно тестирование тестирование
Условия поступления На места в рамках контрольных цифр приема (бюджет) в т.ч.:
- в пределах особой квоты;
- в пределах целевой квоты;
- на основные конкурсные места.
На места по договорам об оказании платных образовательных услуг.
На места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Документы
Документы, необходимые для подачи заявления в приемную комиссию

Документ, удостоверяющий личность (оригинал или копия)

Документ государственного образца об образовании (оригинал или копия)

Документы, подтверждающие право на особые права при поступлении, установленные законодательством РФ

Документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение

Документ, подтверждающий изменение в анкетно-биографических данных (свидетельство о заключении брака, о расторжении брака, о перемене имени, справка из ЗАГСа (заверенная копия)

2 фотографии (для студентов, сдающих экзамены по материалам филиала)

Для студентов, зачисленных в Академию, вместе с подлинниками документов будут необохдимы: Медицинская справка - форма 086-у
6 фотографий 3х4
6 фотографий 3х4

Описание образовательной программы, 2020 год набора

Посмотреть >>

Дополнительная информация

Цель программы обучения:

обеспечение государственных и муниципальных органов власти и управления профессиональными кадрами, способными действовать в условиях современного мира, сочетая знания и навыки управленческих, информационных, коммуникационных технологий, организовывать реализацию управленческих решений, укреплять взаимодействие органов власти и управления с институтами гражданского общества.

В чем привлекательность профессии?

  • Возможность карьерного роста
  • Престижность профессиональной деятельности
  • Стабильность социального статуса
  • Творческий характер работы
  • Участие в решении масштабных задач социально-экономического направления

Где  работают выпускники направления?

  • федеральные государственные органы власти
  • органы власти субъектов РФ
  • государственные органы управления и  органы  местного самоуправления
  • государственные и муниципальные учреждения
  • научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения

Что Вы будете знать?

  • методы управления государством, в том числе в кризисных ситуациях
  • современные тенденции развития социальных, экономических и политических процессов в мире
  • способы выдвижения инновационных идеи и нестандартных подходов к их реализации
  • методики анализа экономики общественного сектора
  • макроэкономические подходы к объяснению функций и деятельности государства

Что Вы будете уметь?

  • владеть технологиями управления
  • использовать инструменты экономической политики
  • вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу
  • использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач
  • критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза
  • систематизировать и обобщать информацию
  • готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления

Преимущества образовательной программы:

  • Системный и междисциплинарный подход к обучению.

Студенты получают фундаментальные знания в области менеджмента, экономики и государственного управления, что позволяет им успешно работать в органах государственного управления различного уровня.

  • Аналитическая направленность программы.

Программа включает широкий круг дисциплин, ориентированных на развитие навыков экономического и правового анализа (правоведение, административное право, макроэкономическая политика в глобальной среде, политология, институциональная экономика, экономика общественного сектора, эконометрика, количественные методы принятия решений и др.), а также блок дисциплин, формирующих знания в области современных инструментов государственного менеджмента (государственные финансы, государственно-частные партнерства, государственные закупки др.).

  • Международная мобильность студентов.

Студентам предоставляется возможность включенного обучения в высших зарубежных школах государственного управления.

  • Тесная связь с практикой управления.

Широкие связи с органами государственного управления, ведущими консалтинговыми компаниями и аналитическими центрами позволяет ежегодно организовывать серии лекций и семинаров с участием представителей государственной власти (в том числе лидеров федерального и регионального уровня), руководителей государственных унитарных предприятий, подразделений по связям с органами государственного управления российских и международных компаний, консалтинговых компаний и аналитических центров. Кроме того, студенты привлекаются к исследовательской и проектной работе уже с первого года обучения.

  • Ресурсное обеспечение.

Студенты получают доступ к уникальной, самой крупной в России профильной библиотеке и электронным ресурсам.

Места прохождения практики:

  • Аппарат Президента Российской Федерации
  • Администрация Губернатора области
  • Агентство регионального развития Калужской области
  • Городская Управа г. Калуги
  • Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (Калугастат)
  • Управление делами Городского Головы г. Калуги
  • Управление культуры и спорта
  • Управление Федеральной  налоговой службы по Калужской области
  • Ландтаг (парламент) земли Тюрингии (Германия)
  • Институт государственного управления (г.Кель , Германия)

Дополнительные возможности студентов:

  • ежегодные стажировки студентов в Высшей школе управления (г. Кель, Германия) и в парламенте земли Тюрингии  (Германия)
  • участие в работе Молодежного Правительства Калужской области и Молодежного Парламента Калужской области
  • участие в международных и региональных семинарах и конференциях (например, ежегодная международная научно-практическая конференция «Гайдаровский форум», ежегодная региональная конференция «Калужская область – регион, комфортный для проживания» и др.)
  • участие в олимпиадах и молодежных форумах («Летний кампус Президентской  Академии», Молодежный форум «Новый формат» и др.)
  • участие в ежегодном областном конкурсе студенческих научных работ «Права человека и будущее России»
  • участие во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально- экономическое развитие российских территорий  «Моя страна – моя Россия»
  • регулярные встречи студентов с представителями органов власти и управления, общественных организаций, экспертами и зарубежными преподавателями
  • постоянно действующие семинары с депутатом Законодательного Собрания Калужской области М.В. Костиной на тему  «Основы парламентаризма»  и  с Главой местного самоуправления г. Калуги А.Г. Ивановым на тему «Местное самоуправление в Российской Федерации».

 

 

Эффективное государственное управление (Бакалавриат) - ИГСУ РАНХиГС

Программа предоставляет уникальные возможности для создания эффективной современной системы государственного управления, при помощи разработки и внедрения современных управленческих технологий, на основе опыта предшествующих поколений с учетом требований стремительно меняющегося современного мира. Программа реализуется кафедрой государственного и муниципального управления, имеющей многолетний опыт подготовки высококвалифицированных управленцев новой формации

Цели профиля: подготовка кадров для системы государственного и муниципального управления (ГМУ), обладающих необходимыми компетентностями для реализации профессиональных функций.

Степень (квалификация) выпускника: бакалавр по направлению «Государственное и муниципальное управление»

Миссия профиля: подготовка управленцев, способных обеспечить организацию и эффективную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом требований законодательства и использованием инновационных управленческих технологий.

Основа обучения: обучение за счет средств федерального бюджета; обучение на договорной основе.

Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ (математика (профильная), русский язык, обществознание), и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно. На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний.

Отличительная черта программы: формирование навыков разработки и реализации эффективных стратегий государственного управления

Акценты программы

  • Новые технологии оценки эффективности системы государственного управления
  • Управление рисками, как повышение эффективности управления организацией, наряду с освоением управленческих, экономических и общегуманитарных знаний и формированием соответствующих компетенций
  • Значительная правовая подготовка, которая учитывает резко возросший объем функций, связанных с правоприменительной деятельностью и подготовкой юридических документов в системе государственного и муниципального управления.

Основы государственного и муниципального управления

Сущность и особенности государственного управления

Определение 1

Государственное и муниципальное управление – это направление научной мысли, сферой изучения которого являются объекты, субъекты, принципиальные основы, механизмы и методы осуществления управления государством, его региональными и муниципальными образованиями для реализации целей развития этого государства в социально-экономическом плане.

Непосредственное государственное управление реализуется должностными лицами и органами государственного управления федерального и регионального уровня. Система органов муниципального управления исключается из состава органов государственного управления.

Реализация государственного управления осуществляется на определенной территории, которая объединяет людей, проживающих на этой территории единой властью, выражающей политическую волю населения.

Реализация государственной власти осуществляется за счет соединения трех элементов в лице населения, территории и публичной власти.

Каждое государство как элемент управления обладает следующими признаками:

  • наличие публичной власти, которая выделяется из общества и не совпадает с гражданами страны. Субъектами публичной власти являются суды, армия, чиновники, полиция и так далее;
  • наличие системы займов и налогов, формирующих доходную часть бюджета, за счет которого финансируется содержание публичной власти, социальные, оборонные и иные нужды государства;
  • осуществление территориального отделения населения;
  • наличие монополии государства на нормотворчество. Государство выступает в качестве источника формирования законодательства;
  • выступление государства от лица всего общества;
  • наличие суверенитета, предполагающего верховенство государства и в рамках его территории и независимость этого государства;
  • наличие государственных символов;
  • наличие национального законодательства;
  • наличие определенных материальных средств, обеспечивающих проведение государственной политики.

Замечание 1

Государственное управление реализуется посредством механизма государства, под которым понимают систему органов государственного управления, реализующих государственную власть, функции и задачи государства.

Механизм государства отличается следующими характеристиками:

  • во-первых, системность, выражающаяся в наличии упорядоченной совокупности органов государственного управления, связанных между собой. Государственное управление включает законодательный орган в лице парламента, главу государства в лице президента, различные исполнительные органы во главе с правительством, органы прокурорского надзора, судебные органы, полицейские и армейские подразделения;
  • во-вторых, целостность, состоящая в наличии единых задач и целей, объединяющих различные органы государственного управления в единую систему и ориентирующая их на разрешение общих проблем;
  • в-третьих, наличие властных полномочий, выражающихся в том, что органы государственного управления наделяется инструментами, позволяющими им реализовывать их власть;
  • в-четвертых, ресурсная обеспеченность, выражающаяся в наличии материальных и организационных ресурсов, позволяющих достигать определенных результатов и целей.

Понятие и особенности муниципального управления

Определение 2

Муниципальное управление – это управление, реализуемое системой органов местного самоуправления на территории различного типа муниципальных образований.

Муниципальное управление осуществляется в различных типах муниципальных образований, к числу которых относятся сельские и городские поселения, муниципальные районы, города федерального значения и так далее.

Органы муниципального управления обособлены от органов государственного управления в соответствии с требованиями российской Конституции.

Органы муниципального управления делятся на представительные и исполнительные. Представительные органы муниципального управления избираются населением и осуществляют нормотворческую деятельность на территории муниципального образования. Исполнительные органы муниципального управления представлены муниципальной администрацией, которая осуществляет реализацию фактического управления развитием муниципального образования.

Также в систему органов государственного управления включается глава муниципального образования, который может относиться в зависимости от содержания устава этого образования либо к исполнительной ветви власти, либо к законодательной ветви власти. В первом случае он возглавляет муниципальную администрацию, во втором – выполняет в основном представительские функции и председательствует в законодательном органе.

Наличие перечисленных органов муниципального управления имеет обязательный характер, дополнительно в систему органов муниципального управления могут включаться контрольные органы муниципального управления, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.

В соответствии с законодательством органы муниципального управления могут наделяться определенными государственными полномочиями.

Органы муниципального управления наделены высоким уровнем самостоятельности при осуществлении своих полномочий, имеют собственное финансирование и получают дополнительное финансирование для осуществления переданных им государственных полномочий.

Органы муниципального управления осуществляют собственную политику развития муниципального образования, однако эта политика учитывает федеральные и региональные ориентиры государственной политики.

Органы муниципального управления разрабатывают собственные программы муниципального развития, участвуют в реализации государственных и региональных программ, направленных на социально-экономическое развитие муниципального образования. Финансирование муниципального управления осуществляется за счет собственных средств, субсидий государства и иных источников.

Муниципальное управление - это... Что такое Муниципальное управление?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.


Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.


Нормативные акты:

Муниципальное управление

Понятие муниципального управления

К древнеримской эпохе относится понятие «муниципалитет», под которым подразумевали города, обладающие правом на самоуправление. Само понятие в переводе с латинского означает принятие бремени. В современной России данное понятие применимо к городскому и сельскому самоуправлению.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» понятия «муниципальный» и «местный», а так же сочетание этих терминов применяется в отношении органов местного самоуправления и иных муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые предназначены для осуществления функций местного самоуправления.

Понятие «управление» с позиции науки об управлении (кибернетики) подразумевает функцию муниципального образования, которая направлена на достижение задач, стоящих перед ним.

Определение 1

Под муниципальным управлением понимают единую систему социальных отношений, которые основаны на территориальной организации населения, способной решать вопросы местного уровня самостоятельно.

Муниципальное управление ограничено определенной территорией, в современных условиях ограничения носят порядок современного территориального деления страны на территориальные единицы, например: городской округ, сельское поселение и иные муниципальные образования. Муниципальное управление владеет определенной собственностью, имеет бюджет, а так же органы местного самоуправления.

Замечание 1

Органы местного самоуправления занимают особое место в системе демократического управления социумом и государством. Данное место определяется обеспечением системы децентрализации управления, которая делает ее более пригодной для обеспечения интересов населения на закрепленной территории с учетом местных особенностей. Помимо этого данные органы обеспечивают организацию, осуществление местной власти при самостоятельном участии социальных структур и их отдельных элементов при решении вопросов, имеющих значение местного уровня.

Понятия субъекта и объекта муниципального управления

Под объектом муниципального управления понимают муниципальное образование, которое соответствует современному территориальному делению страны.

В современном законодательстве содержится понятие муниципального образования, под которым понимают ряд городских либо сельских поселений, объединенных территориально, владеющих муниципальной собственностью, с бюджетом, управление которыми происходит за счет выбранных органов самоуправления.

Под субъектами муниципального управления, в широком смысле данного термина, принято понимать всех его участников, от должностных лиц, выполняющих функции законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти, до граждан, которые проживают на закрепленной за муниципалитетом территории.

Методы муниципального управления

Определение 2

Под методом управления в современной юридической науке понимают набор способов и приемов деятельности по управлению, которые направлены на достижение целей, стоящих перед объектом управления.

В юридической науке принято выделять несколько основных групп методов муниципального управления:

  • Экономические методы;
  • Административно-распорядительные и правовые методы;
  • Социально-психологические методы.

Каждая из вышеназванных групп методов имеет свой характер воздействия по отношению к объекту муниципального управления. Общепризнанно, что искусство управления, в том числе и муниципального, заключается в овладении данными группами методов, их правильным применением и сочетанием при использовании их на практике.

Система государственного и муниципального управления

Система государственного управления

Сущность управления проявляется как функция любой сложно организованной системы с целью ее сохранения, обеспечения функционирования и реализации целей. Суть управления состоит в осуществлении субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления.

В качестве объект управления могут выступать вещи, явления, процессы, общество, в качестве субъекта –всегда человек или формы объединения людей.

Государство также выступает в качестве объекта управления. Государственное управление является одной из основных сфер применения и действия административного права.

Определение 1

Государственное управление (в узком смысле) – это определенная разновидность государственной деятельности, подразумевающая реализацию государственной власти в ее исполнительной ветви посредством системы специализированных органов государственной власти.

Определение 2

Государственное управление (в широком смысле) – это органов государственной власти всех ветвей с целью упорядочения общественных отношений.

Выделяют три группы государственной деятельности, осуществляемой для реализации государственной власти:

  • законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти. Причем следует отметить, что некоторые государственные органы представительной власти наделены рядом полномочий, выходящих за рамки законотворчества. Так, Федеральное Собрание может инициировать импичмент, объявить амнистию и так далее, но это скорее исключение, чем правило.
  • исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая исполнительными органами государственной власти. При этом на исполнительные органы власти в особом порядке возлагаются и некоторые иные полномочия, так как представительство России в других государствах, участие в разработке основополагающих положений внешней и внутренней политики и так далее;
  • судебная деятельность, осуществляемая судебными органами.

Помимо этого, существуют видовые формы государственной деятельности, такие как прокурорская, счетно-надзорная, по защите прав человека и так далее.

Также выделяют формы государственной деятельности функционального характера, например, правоохранительную, следственную, дознавательную, регулирующую и так далее.

Признаками государственной власти являются:

  • во-первых, практически организующий характер государственной власти. Сущность данного признака выражается в том, что государственная власть направлена на практическое исполнение требований нормативных актов различного уровня;
  • во-вторых, непрерывность. Суть данного признака заключается в том, что общественные процессы не имеют начала и окончания, следовательно, требуют постоянного осуществления управленческого воздействия на них;
  • в-третьих, цикличность. Суть данного признака заключается в том, что периодической повторяемости общественных процессов, требующей их постоянного мониторинга со стороны органов государственной власти;
  • в-четвертых, исполнительно-распорядительное содержание. Суть данного признака заключается в том, что любая государственная деятельность направлена в конечном итоге на практическое выражение ее результатов в форме реализации нормативно-правовых актов. Государственные органы власти, с одной стороны, осуществляют исполнение законов, с другой стороны, делаю это, отдавая распоряжения.

Система муниципального управления

Территориально практически любое государство (исключение – карликовые) представляет собой совокупность административных единиц, интересы которых учитываются при построении системы муниципального управления.

Как правило, муниципальные образования могут создаваться в границах административно-территориальных единиц, хотя это и не обязательно. При этом муниципальное образование не идентично административно-территориальной единице. Муниципальные образования выделяются на основе социально-территориальной общности людей, населяющих определенную территорию. Эта общность наделяется правом осуществления муниципального управления, выборного создания органов его осуществления.

Муниципальное управление является формой локальной реализации власти, осуществляемой в пределах конкретного муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа и так далее). Основное назначение муниципального управления состоит в обеспечении решения вопросов местного значения местным населением – либо непосредственным волеизъявлением (например, в форме референдума), либо через выборные органы муниципального управления.

Определение 3

Муниципальное управление – разновидность управления общественными отношениями на уровне локального сообщества жителей определенного муниципального образования.

Замечание 1

Муниципальное управление осуществляется местным населением самостоятельно и под свою ответственность.

Организация системы муниципального управления принимает во внимание особенности исторического развития территорий и их традиции.

Муниципальное управление отделено от системы государственной власти.

Автономность муниципального управления относительна по ряду причин, к числу которых следует отнести:

  • существование и функционирования муниципального управления в рамках конкретного государства, что обусловливает его подчиненность общим принципам осуществления власти;
  • государственное участие в формировании общих принципиальных основ осуществления муниципального управления. Муниципальное управление существует в рамках принятых государством законов о его осуществлении;
  • государство оказывает влияние на материальное обеспечение муниципального управления;
  • государство передает местным органам власти часть государственных полномочий.

В общем смысле компетенция муниципального управления ограничивается решение вопросов местного значения.


Смотрите также