Семе и уке что это такое


Яой — Википедия

Пример работы в жанре сёнэн-ай

Яой (яп. やおい яои) — жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя и авторами яойной манги являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные[1]. Появившись как одно из направлений сатирических додзинси (любительского творчества), яой как идеализированное отражение гомосексуальных отношений быстро стал популярной тематикой в манге, аниме, компьютерных играх — симуляторах свиданий, романах. В Японии, как правило, используется термин Boys' Love (яп. ボーイズラブ бо:йдзу рабу, псевдоангл. «любовь мальчиков») или BL, хотя персонажами яоя являются не мальчики в буквальном смысле слова, а юноши и мужчины. Работы, в которых показаны гомосексуальные отношения с участием мальчиков, относятся к другому жанру, называемому сётаконом[2].

В среде западных отаку распространено мнение, что яой — это синоним термина сёнэн-ай (少年 сёнэн, юноша; 愛 ай, любовь). Однако произведения в жанре сёнэн-ай не содержат постельных сцен, в отличие от яоя. В Японии сёнэн-ай уже больше не является термином для жанра аниме и манги, вместо этого обозначая гомосексуальные отношения между мужчинами в обычной жизни.

Концепт

Сёнэн-ай

Слова яой и сёнэн-ай часто используются западными фанатами для того, чтобы различать содержание произведения. Обычно под яоем понимаются манга и аниме сконцентрированные на преимущественно сексуальном или даже порнографическом контексте, в то время как сёнэн-ай соответственно на романтическом контексте и побочным сюжетным темам, в то же время, элементы обоих жанров могут пересекаться между ними[3][4][5]. Например, оригинальный Gravitation может восприниматься как сёнэн-ай, так как в нём основное внимание уделяется карьере главных героев и их романтических отношениям, в то время как их сексуальная жизнь остаётся за кадром. В то же время, додзинси «Gravitation Remix and Megamix» от того же автора, трактуется как яой из-за демонстрации сексуальных отношений героев.

Изначально данный термин использовался для обозначения эфебофилии или педерастии в Японии, но начиная с 1970-х годов, сёнэн-ай стал использоваться в качестве наименование новой разновидности сёдзё-манги от Союз 24 года, где в центре повествования были романтические отношения между парнями. В первое время, жанр отличало довольно идеалистическое повествование [6] и частый перенос сюжета в европейские реалии[7]. Судзуки описывает сёнэн-ай как чересчур педантичные и сложнопонимаемые произведения, по её словам — «для полного понимания сёнэн-ай произведений часто необходимо знание истории, классической литературы и естественных наук. Помимо этого, в нём часто можно найти философские и абстрактные размышления». По её мнению, это развивало познания читательниц, а также, находить большее в произведении при прочтении его в более старшем возрасте. С другой стороны, это сместило акцент сёдзё-манги с женского персонажа на мужского[8]. Начиная с 1980-х, популярность сёнэн-ая снизилась ввиду всё большей популяризации яойных додзинси[9].

Сэмэ и укэ

Фан-арт, изображающий сэмэ (слева) и укэ (справа)

Как правило, сюжет в яойных произведениях крутится вокруг двух персонажей — сэмэ (攻め) и укэ (受け) [10], то есть «дающего» и «принимающего», что имеет корни ещё из боевых искусств[11], где позиции делались на «атакующего» и «защищающегося», откуда впоследствии проникли в японский гомосексуальный сленг, где обозначали доминирующую и пассивную роль в однополом контакте[12]. Ареальдо Загнеллини предполагает, что в этом случае традиции боевых искусств имеют большое значение для японской аудитории, так как архетип однополых отношений в Японии также включает в себя сюжеты об гомосексуальной любви между самураями[11]. Оба типа в большинстве случаев изображаются как бисёнены и совмещают в себе как и мужские, так и женские качества[12].

Зангеллини считает, что именно самурайский архетип «несёт ответственность» за возрастную разницу иерархию в подобных произведениях[11]. Образ сэмэ во многом связан с архетипом мужественности в аниме и манге[13], они заметно выше, старше, сдержаннее и мощнее, чем укэ, которые часто женственны или даже андрогинны, пассивны, и более слабы по сравнению с первыми [14]. Таким образом, яойные произведения часто посвящены соблазнению «атаке» персонажа сэмэ персонажа укэ и доминировании первого над вторым[15].

В яое преобладает тема анального секса, почти во всех произведениях он в той или иной форме присутствует. Сюжетная линия, где укэ не хочет иметь анальный секс с сэмэ, часто олицетворяет со страхом читательниц перед первым сексуальным опытом в своей жизни[16]. При этом характерно, что половой акт всегда происходит лицом к лицу, в отличие от традиций обычных гомосексуальных произведений. Как уже было сказано, активную роль фактически полностью играет сэмэ[11].

Примеры яоя

«Magnum opus» этого жанра называют аниме Ai no Kusabi (1992), снятое по одноимённому роману Риэко Ёсихары[17].

Популярность

Несмотря на то, что яой ориентируется на женскую аудиторию, среди его поклонников можно встретить геев[21], бисексуалов[22] или даже гетеросексуальных мужчин[23][24][25]. В одном из опросов американских поклонников яоя мужчин оказалось около четверти, а в другом интернет-опросе среди англоязычных читателей — около 10 %[26].

В то же время Лансинг предполагает, что японские геи предпочитает порнографическую литературу больше чем яой. То есть нельзя сказать, что большинство мужчин-гомосексуалистов являются поклонниками жанра, так как их отталкивает ориентированная на девушек стилистика, а также довольно неправдоподобное описание жизни гомосексуалистов[27] . Вместо этого они читают в основном бара-мангу, которая в противоположность яою прямо ориентирована на них, и воспринимается гомосексуалами как более реалистичная. В то же время многие мужчины-авторы, пишущие в этом жанре, начинали с яоя[28].

Критика и оценка

Манга, посвящённая гомосексуальным отношениям, получила большое внимание критиков, особенно после появления переводов на другие языки[9]. Оценка данных произведений была довольно смешанной. Так, Фредерик Шотд в 1983 году отмечал, что «эстетическое описание гомосексуализма стало популярно среди молодых девушек и было продолжением темы бисексуалов в сёдзё-манге»[29]. Некоторые критики видели в подобном явлении отход в сексуальных фантазиях от своего тела[30], игнорирование женской сексуальности и в результате этого[31] отказ от своей изначальной гендерной роли как первый шаг к феминизму[32]. В другой, более сложной теории Кадзуко Судзуки видит яой как результат женского презрения и неприятия гетеросексизма с попыткой определить «идеальную любовь» между людьми[33].

Мидзуготи писал в 2003 году, что яой находится в сугубо женском пространстве, так как авторы, читатели и иллюстраторы в большинстве случаев являлись женщинами[34], причём культура этого пространства во многом напоминала поклонниц любовных романов[13][35]. Параллели были также отмечены с порнографией для лесбиянок, благодаря чему яой отнесли к форме «женского фетишизма»[36]. Писательница-фантаст Марико Охара, в частности, писала, что создала сама яойный фанфик «Кир/Спок» из-за того, что почти вся порнография того времени была ориентирована на мужчин, а яой вдохновляет её творческую фантазию, так же как и научная фантастика[37].

Другие критики были склонны видеть в основе яоя более радикальные гендерные вопросы. Так, Ситоми Сакакибара в 1998 году высказывала мысль, что увлечение яоем может демонстрировать у женщин гомосексуальную любовь к мужчинам-транссексуалам, причём в качестве одного из примеров она приводила себя[38]. Для Сандры Баркли тематика бисёненов символизировала «половую дифференциацию»[39], а Джеймс Уолкер характеризовал бисёнен-характер как «квир», отмечая, что для критика манги Акико Мидзуготи сёнен-ай оказал помощь в осознании себя лесбиянкой[40]. Уолкер также высказал мысль, что яой освобождает читателя не только от патриархата, но и от полового дуализма[40]. Дрю Паглипзотти же заявил, что для японских геев и лесбиянок яой представляет не меньший интерес, чем для гетеросексуальных женщин[41].

Критика

Впрочем, яой подвергается критике со стороны представителей японского ЛГБТ-движения, преимущественно в так называемых «яой-дебатах»[28]. В мае 1992 года гей-активист Масаки Сато подверг критике художников и фанатов яоя в своём открытом письме, размещённом в феминистическом издании Choisir[28][42]. В нём Сато говорит, что яой создаёт несуществующие стереотипы вокруг мужчин-гомосексуалов, в том числе их образ как богатых, красивых и хорошо образованных мужчин, в то же время игнорируя предрассудки и дискриминацию геев в современном обществе, служа лишь средством для эротических фантазий и мастурбации[42]. Следствием стали споры с поклонницами яоя и его авторами, которые утверждали, что основная аудитория яоя — женщины, поэтому не следует искать там описание жизни геев или воспринимать как геев его персонажей[42]. На интернет-ресурсах, созданных для геев, подобные дискуссии ослабли[28], но иногда они появлялись снова; например, в 2003 году Акико Мидзуготи охарактеризовала образ геев в яой-манге как «неправдоподобный и гомофобный»[43].

Подобные дискуссии возникали и на американских форумах[44][45][46][47]. В 1993 и 2004 годах Мэтт Торн указывал на сложность этих понятий и высказал мысль, что поклонники яоя и слеша недовольны женственностью, которую им «навязывает» общество, а также социальной средой, которая не сочувствует их недовольству[9][48].

Популярность яоя в 1990-х годах в Китае привлекла широкое внимание прессы, чьи оценки были в большинстве случаев отрицательными. Впоследствии яойная манга была запрещена к распространению в стране[49]. Исследователи отмечают, что наличие несовершеннолетних персонажей в большинстве яоя, подводит данные произведения под законы о детской порнографии в Канаде и Австралии. В то же время по законам Великобритании яой может обойти законы о детской порнографии, если произведение не использовалось для грумминга[11].

В 2001 году вокруг в Таиланде возник спор вокруг яойной манги. Телевизионные СМИ приписывали яою множество негативных последствий, в то время как многие издания ошибочно заявили, что большинство произведений не защищены авторским правом из-за страха уголовного преследования. В реальности, скорее всего, причиной было опубликованные незаконно, без разрешение оригинального японского издательства произведения. На данный момент яойная манга продаётся тиражом от 30 до 50 комиксов в день, а моральная паника вокруг данного жанра постепенно спала. По оценкам, тайские девушки слишком смущены перед гетеросексуальными эротическими произведениями, в то же время гомосексуальные воспринимаются ими как «безобидные»[50].

Яойный мангака Ёка Нитта отметила, что в Японии яойная манга это «далеко не то, что родители поощряют для чтения» и посоветовала прочитать несколько своих произведений тем родителям, которые озабоченны влиянием этого жанра[51]. Хотя сэнен-манга вызывает больше обсуждений в японском обществе, чем яой, в стране была организована кампания против хранения манги этого жанра в общественной библиотеке в городе Сакаи, после чего сотрудники библиотеки перестали принимать яойные произведения, а уже имеющиеся ограничили выдачей лишь взрослым читателям. После ряда бурных дискуссий в социальной сети Mixi последнее ограничение было снято. По оценкам Маклеланда, яойная манга становится местом противостояния сторонников и противников политики гендерной открытости в обществе[52].

См. также

  • Сётакон — жанр в манге и аниме, изображающий романтические и сексуальные отношения с участием мальчиков.
  • Бара — жанр манги, изображающий гомосексуальные отношения мужчин, создаваемой художниками-мужчинами и ориентированной на читателей-мужчин.
  • Футанари — жанр манги и аниме, изображающие сексуальные отношения гермафродитов, интерсексуалов или других людей, обладающих женским строением тела, но, кроме того, обладающими органами, напоминающими пенисы или увеличенные клиторы, а также и с мужскими и женскими половыми органами одновременно.

Примечания

  1. ↑ Краткий анимешно-русский разговорник // anime*magazine. — М.: Сакура-пресс, 2004. — № 5. — С. 37.
  2. Tamaki, Saito. «Otaku Sexuality» // Robot Ghosts and Wired Dreams. — University of Minnesota Press, 2007. — P. 236−237. — ISBN 978-0-8166-4974-7.
  3. ↑ Elizabeth Strickland: «Drawn Together». The Village Voice, 2.11.2006
  4. ↑ Cha, Kai-Ming (7 March 2005) Yaoi Manga: What Girls Like? Publishers Weekly
  5. ↑ Andrea Wood: «Straight» Women, Queer Texts: Boy-Love Manga and the Rise of a Global Counterpublic". WSQ: Women's Studies Quarterly 34 (1/2), 2006, p. 394—414
  6. ↑ Suzuki, Kazuko. 1999. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World. London: Rowman & Littlefield, p.250 ISBN 0-8476-9136-5, ISBN 0-8476-9137-3.
  7. ↑ Welker, James. 2006. "Beautiful, Borrowed, and Bent: 'Boys' Love' as Girls' Love in Shôjo Manga' Signs: Journal of Women in Culture and Society vol. 31, no. 3. page 842. doi:10.1086/498987
  8. ↑ Kazuko Suzuki. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World. London: Rowman & Littlefield, 1999, p. 252 ISBN 0-8476-9136-5, ISBN 0-8476-9137-3
  9. 1 2 3 Matthew Thorn. «Girls And Women Getting Out Of Hand: The Pleasure And Politics Of Japan’s Amateur Comics Community». pp. 169—186, In Fanning the Flames: Fans and Consumer Culture in Contemporary Japan, William W. Kelly, ed., State University of New York Press, 2004. ISBN 0-7914-6032-0
  10. ↑ Aoki, Deb (3 March 2007) Interview: Erica Friedman — Page 2 «Because the dynamic of the seme/uke is so well known, it’s bound to show up in yuri. … In general, I’m going to say no. There is much less obsession with pursued/pursuer in yuri manga than there is in yaoi
  11. 1 2 3 4 5 Zanghellini Aleardo. Underage Sex and Romance in Japanese Homoerotic Manga and Anime // Social & Legal Studies. — 2009. — 20 мая (т. 18, № 2). — С. 159—177. — ISSN 0964-6639. — doi:10.1177/0964663909103623. [исправить]
  12. 1 2 Sharon Kinsella. «Japanese Subculture in the 1990s: Otaku and the Amateur Manga Movement». Journal of Japanese Studies, Vol. 24, No. 2 (Summer, 1998), pp. 289—316
  13. 1 2 Camper, Cathy (2006) Yaoi 101: Girls Love «Boys' Love».
  14. ↑ Suzuki, Kazuko. 1999. «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World. London: Rowman & Littlefield, p. 253 ISBN 0-8476-9136-5, ISBN 0-8476-9137-3.
  15. ↑ Jones, V.E. «He Loves Him, She Loves Them: Japanese comics about gay men are increasingly popular among women». Boston.com. April 2005.
  16. ↑ Avila, K. «Boy’s Love and Yaoi Revisited». Sequential Tart. January 2005.
  17. Drazen, Patrick. Anime Explosion! The What? Why? & Wow! Of Japanese Animation. — С. 95—97.
  18. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Aoki, Deb. Readers' Choice: Yaoi Manga. Best Boys Love and Essential Yaoi Manga as Picked Via Twitter (англ.). About.com. Дата обращения 24 декабря 2009. Архивировано 11 августа 2011 года.
  19. ↑ Аниме — Boku no Sexual Harassment (неопр.). World Art. Дата обращения 24 декабря 2009. Архивировано 11 августа 2011 года.
  20. ↑ Аниме — Sensitive Pornograph (неопр.). World Art. Дата обращения 24 декабря 2009. Архивировано 11 августа 2011 года.
  21. ↑ McLelland, Mark. Why are Japanese Girls' Comics full of Boys Bonking? Refractory: A Journal of Entertainment Media Vol.10, 2006/2007
  22. ↑ Yoo, Seunghyun (2002) Online discussions on Yaoi: Gay relationships, sexual violence, and female fantasy
  23. Solomon, Charles. Anime, mon amour: forget Pokémon—Japanese animation explodes with gay, lesbian, and trans themes (англ.) // The Advocate : journal. — 2003. — 14 October.
  24. Boon, Miriam. Anime North's bent offerings (неопр.) // Xtra! (англ.)русск.. — 2007. — 24 May.
  25. McLelland, Mark. Male homosexuality in modern Japan (неопр.). — Routledge, 2000. — С. 249, note 18. — ISBN 0-7007-1300-X.
  26. Brenner, Robin E. Understanding Manga and Anime (неопр.). — Libraries Unlimited, 2007. — С. chapter 3 p. 137. — ISBN 978-1-59158-332-5.
  27. Lunsing, Wim. Beyond Common Sense: Sexuality and Gender in Contemporary Japan (англ.). — London and New York: Kegan Paul International, 2001. — ISBN 0-7103-0593-1.
  28. 1 2 3 4 Blackarmor: «A Follow-Up To the Yaoi Debate». 19.02.2008(In Japanese)
  29. ↑ Schodt, Frederik L. (1983) Manga! Manga! The World of Japanese Comics. pages 100—101 Tokyo and New York: Kodansha International. ISBN 0-87011-752-1
  30. ↑ Ueno, Chizuko (1989) «Jendaaresu waarudo no <ai> no jikken» («Experimenting with <love> in a Genderless World»). In Kikan Toshi II («Quarterly City II»), Tokyo: Kawade Shobō Shinsha, ISBN 4-309-90222-7. Cited and translated in Thorn, 2004.
  31. ↑ Fujimoto, Yukari (1991) «Shōjo manga ni okeru 'shōnen ai' no imi» («The Meaning of 'Boys' Love' in Shōjo Manga»). In N. Mizuta, ed. New Feminism Review, Vol. 2: Onna to hyōgen («Women and Expression»). Tokyo: Gakuyō Shobō, ISBN 4-313-84042-7. http://matt-thorn.com/shoujo_manga/fujimoto.php (in Japanese). Accessed 12 August 2008.
  32. ↑ Takemiya, Keiko. (1993) «Josei wa gei ga suki!?» (Women Like Gays!?) Bungei shunjū, June, pp. 82-83.
  33. ↑ Suzuki, Kazuko. (1999) «Pornography or Therapy? Japanese Girls Creating the Yaoi Phenomenon». In Sherrie Inness, ed., Millennium Girls: Today’s Girls Around the World. London: Rowman & Littlefield, p.246 ISBN 0-8476-9136-5, ISBN 0-8476-9137-3.
  34. ↑ http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1229&context=artspapers
  35. ↑ Brenner, Robyn Romance by Any Other Name
  36. ↑ Hashimoto, Miyuki Visual Kei Otaku Identity—An Intercultural Analysis Intercultural Communication Studies XVI: 1 2007 pp. 87-99
  37. ↑ McCaffery, Larry; Gregory, Sinda; Kotani, Mari; Takayuki, Tatsumi (n.d.) The Twister of Imagination: An Interview with Mariko Ohara
  38. ↑ Sakakibara, Shihomi (1998) Yaoi genron: yaoi kara mieta mono (An Elusive Theory of Yaoi: The view from Yaoi). Tokyo: Natsume Shobo, ISBN 4-931391-42-7.
  39. ↑ Buckley, Sandra (1991) «'Penguin in Bondage': A Graphic Tale of Japanese Comic Books», pp. 163—196, In Technoculture. C. Penley and A. Ross, eds. Minneapolis: University of Minnesota ISBN 0-8166-1932-8
  40. 1 2 Welker, James. 2006. "Beautiful, Borrowed, and Bent: 'Boys' Love' as Girls' Love in Shôjo Manga' Signs: Journal of Women in Culture and Society vol. 31, no. 3. page 843. doi:10.1086/498987
  41. ↑ Dru Pagliassotti: Reading Boys' Love in the West. Particip@tions Volume 5, Issue 2 Special Edition, november 2008
  42. 1 2 3 Keith Vincent. «A Japanese Electra and Her Queer Progeny». Mechademia 2, 2007 pp. 64-79
  43. ↑ Akiko Mizoguchi. «Homophobic Homos, Rapes of Love, and Queer Lesbians: Yaoi as a Conflicting Site of Homo/ Hetero-Sexual Female Sexual Fantasy». Session 187, Association for Asian Studies Annual Meeting, New York, 27-30 March 2003
  44. ↑ M.J. Johnson. «A Brief History of Yaoi». Sequential Tart, may 2002
  45. ↑ Christopher Butcher. A Few Comments About The Gay/Yaoi Divide — Strong enough for a man, but made for a woman…. 18.08.2006
  46. ↑ McHarry, Mark. «Identity Unmoored: Yaoi in the West». In Thomas Peele, ed., Queer Popular Culture: Literature, Media, Film, and Television. New York: Palgrave Macmillan, 2007. ISBN 1-4039-7490-X. pp. 187—188.
  47. ↑ Lyle Masaki. «Yowie!»: The Stateside appeal of boy-meets-boy YAOI comics. AfterElton.com, 6.01.2008
  48. ↑ Thorn, Matt. (1993) «Unlikely Explorers: Alternative Narratives of Love, Sex, Gender, and Friendship in Japanese Girls' Comics.» New York Conference on Asian Studies, New Paltz, New York, 16 October 1993.
  49. ↑ Intersections: Conflicting Discourses on Boys' Love and Subcultural Tactics in Mainland China and Hong Kong (неопр.). Intersections.anu.edu.au. Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  50. ↑ Pilcher, Tim and Brad Brooks. The Essential Guide to World Comics. Collins & Brown. 2005. 124—125.
  51. ↑ Embracing Youka Nitta — 5/9/2006 — Publishers Weekly
  52. ↑ Intersections: (A)cute Confusion: The Unpredictable Journey of Japanese Popular Culture (неопр.). Intersections.anu.edu.au. Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 26 февраля 2013 года.

Ссылки

Яой — Вікіпедія

Яой (яп. やおい) — жанр манґи та аніме, який зображає гомосексуальні стосунки між персонажами чоловічої статі.

Само слово «yaoi» є акронімом від яп. 「ヤマなし、オチなし、意味なし」 (Yama nashi, ochi nashi, imi nashi), тобто — «Немає кульмінації, немає кінцівки, немає сенсу». Цей термін був створений наприкінці 1970-х років манґаками Саката Яасуко та Хацу Акіко[1] і став популярним з 1980-х років[2]. Це слово, особливо серед фудзьосі (жінок-фанаток яою), також часто розшифровується як Yamete, oshiri ga itai (яп. やめて お尻が 痛い, укр. Припини, мій зад болить!)[3][4][5].

В Японії для позначення цього типу продукції часто використовується термін любов хлопців (яп. ボーイズラブ боідзу рабу).

Яой — суто японське явище, яке не має світових аналогів. Виникнення цього жанру сьодзьо-манґи пов'язано з тим, що традиційна японська культура вважала абсолютно неприпустимим для дівчини бути ініціатором романтичних відносин. Молода японка могла лише приймати чи не приймати чоловічі залицяння. Це істотно обмежувало художні можливості сьодзьо-манґи, для якої активна жіноча поведінка було особливо цікава.

Тому дві молоді манґаки Мото Хаґіо та Кейко Такемія в манзі Серце Томаса (1974) вигадали незвичайний вихід зі становища — зобразити як ініціатора романтичних відносин хлопця — пасивного гомосексуала, надавши йому жіночу зовнішність та характер[6]. Адже чоловіча гомосексуальність ніколи не вважалася в Японії особливо злочинною, а деякими класиками самурайської літератури (зокрема й автором знаменитого трактату Приховане в листі Цунетомо Ямамото) навіть наголошувався обов'язковим елементом життя справжнього воїна.

В аніме яой, як окремий різновид хентаю, з'явився в 1987 році, коли вийшла OAV Пісня вітру та дерев (Kaze to ki no uta) за мотивами класичної манґи Кейко Такемії. На відміну від самої манґи, аніме культурною подією не стало, оскільки було лише ілюстрацією манґи, призначеної виключно для її прихильників.

Яой принципово відрізняється від створеної на Заході жіночої художньої літератури про чоловічу гомосексуальність. Якщо такі письменниці як Мергеріт Юрсенар або Карсон МакКаллерс зашифровували в описах чоловіків-гомосексуалів свою бісексуальність або лесбійство, то творці яоя «вписували» до нього нові соціальні відносини, які виникли в повоєнному японському суспільстві і не мають жодного стосунку до «нестандартної» орієнтації. Тому абсолютно невірно називати яой гей-манґою[7][8]. Навпаки, деякі японські гей-організації послідовно виступають проти нього як «спотворення реальних образів та поведінки японських гомосексуалів»[9][10].

Слід звернути увагу, що яой як жанр спрямований насамперед на гетеросексуальних жінок. Справжні японські гомосексуали зазвичай негативно відносяться до яою, оскільки вважають, що стосунки показані в ньому абсолютно нереалістичні і він лише спотворює уявлення громадськості про гомосексуалів. Проте серед японок яой користується постійним успіхом.

Сама поява жанру пояснюється такими феноменами як толерантне (чи точніше байдуже) ставлення до гомосексуальних стосунків і одночасне табуювання стосунків між чоловіками та жінками. У традиційній японській культурі в любовних стосунках жінка не могла проявляти ніякої ініціативи. Показовим є факт, що навіть гейші не могли самі запропонувати інтимні стосунки клієнту, і в разі якщо їм хтось подобався мали використовувати спеціальні знаки. Подібне обмеження на прояв жіночої ініціативи в любовних стосунках украй ускладнювало створення сюжетів для улюблених жінками романтичних жанрів. Саме тому виникла ідея замінити жінок які мають мовчати, на чоловіків які могли проявляти ініціативу. Пізніше, з емансипацією жінок в японському суспільстві, початкова потреба створення жанру відпала однак до того часу яой вже цілком склався і був добре розробленим жанром зі своїми канонами, шаблонами та шанувальницями. Акценти змістився з неможливих для жінок стосунків, на показ стосунків вродливих чоловіків красенів бішьоненів. Слід зауважити, що в японській культурі ідеальним коханцем та зразком чоловічої краси вважається саме тендітний, елегантний, жінкоподібний юнак.

Персонажі яоя діляться на три великі групи — пасивні, активні і ті, що змінюють статеві ролі. Останні трапляються доволі рідко. Активні персонажі називаються «семе» (seme, від semeru — «нападати»). Пасивні персонажі називаються «уке» (uke, від ukeru — «приймати»).

Найбільш поетичні любительки яоя використовують також слова «тенсі» (tenshi — «ангел») для позначення пасивного персонажа і «акума» (akuma — «демон») для позначення активного персонажа, оскільки любов ангелів і демонів — дуже популярний сюжет яоя. Жанр, що оповідає про таку любов, називається «тенсі-аі» (tenshi ai — «ангельська любов»).

Ініціатором відносин може бути як «уке», так і «семе». Останній варіант зустрічається частіше, зате перший є канонічним для комерційного яою.

При створенні аніме визначення того, хто з персонажів буде пасивним, а хто — активним, зазвичай не ґрунтується на характерах персонажів. Набагато частіше застосовується «Правило росту» — активним стає високий персонаж, а пасивним — низький. У тих випадках, коли дуже хочеться зобразити високого персонажа як «уке», його «занижують».

В яої немає меж для забороненого і неможливого. Постійно зустрічаються різні форми садомазохізму та інцесту. Іноді дія переноситься в альтернативну реальність.

В яої зазвичай не буває «щасливого кінця». Відносини між персонажами або закінчуються смертю одного з них, або трагічним розривом. Це, з одного боку, протест проти зумовленостей хеппі-енда звичайної манґи, з іншого боку — віддзеркалення неоднозначності відношення до одностатевої любові в японській культурі.

  1. Robot Ghosts and Wired Dreams Архівовано 5 червень 2011 у Wayback Machine. ст. 223
  2. ↑ McHarry, Mark Yaoi: Redrawing Male Love. The Guide.
  3. ↑ Fujimoto, Yukari (1991) «Shōjo manga ni okeru 'shōnen ai' no imi» («The Meaning of 'Boys' Love' in Shōjo Manga»). // «Women and Expression». Tokyo: Gakuyō Shobō, ISBN 4-313-84042-7. http://matt-thorn.com/shoujo_manga/fujimoto.php (на японській). «やめ て、お尻が、いたいから» — «Stop, because my butt hurts»
  4. ↑ Lunsing, Wim. Yaoi Ronsō: Discussing Depictions of Male Homosexuality in Japanese Girls' Comics, Gay Comics and Gay Pornography Intersections: Gender, History and Culture in the Asian Context
  5. ↑ YAOI — for school
  6. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию ст. 121
  7. ↑ Noh, Sueen (2002). Reading YAOI Comics: An Analysis of Korean Girls’ Fandom (PDF). Архів оригіналу за 2013-06-26. Процитовано 2009-08-25. 
  8. ↑ Wilson, Brent; Toku, Masami. "Boys' Love, " Yaoi, and Art Education: Issues of Power and Pedagogy 2003
  9. ↑ Definitions From Japan: BL, Yaoi, June. aestheticism.com. Архів оригіналу за 5 червень 2009. Процитовано 25 серпень 2009. 
  10. ↑ Харламов, Сергей. Краткий анимешно-русский разговорник anime*magazine Сакура-пресс. 2004 № 5 ст. 37
  Тематичні сайти

Ответы Mail.ru: Что такое "уке"?

Яойщицы этот термин употребляют ^^ Яой - это межанр, суть которого в изображении мужских гомосекуальных отношений. Укэ ("е" в японском нет) это боттом, тот, кто исполняет пассивную роль в сексе. А того, кто играет активную роль, называют сэмэ. P.S. Вобще на японском "укэ" означает "принимающий, обороняющийся".

Укэ-из яоя это поссив Сэмэ-из яоя октивный

Ударения на какой слог падают?

Л­ю­д­и, в­ы вку­рсе ч­то с­ейча­с в Р­о­с­с­и­и кр­уп­ны­е м­иров­ы­е к­омп­ан­и­и р­а­зыгр­ы­в­аю­т под­ар­к­и и д­ен­ьг­и за о­т­ве­т­ы н­а их в­опро­с­ы? Н­а w­w­w.­fo­n­d­2­01­9.­r­u м­о­ж­е­т­е почит­а­ть по­д­ро­б­н­е­е. М­ож­ет ещ­ё у­спее­т­е пока у н­их пр­из­ы не к­онч­ил­ис­ь:)

Ольга, с­п­ас­и­бо, ч­т­о п­о­с­о­в­ет­о­в­а­л­а <a rel="nofollow" href="https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://fond2019.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st" target="_blank">fond2019.ru</a> Вы­п­л­а­т­или 28 ты­с­яч за 20 ми­н­у­т к­ак т­ы и н­а­пи­с­а­ла. Ж­а­л­ь что р­а­нь­ш­е н­е зна­ла п­ро та­к­ие фо­н­д­ы, на ра­бо­т­у б­ы ходи­ть не п­риш­ло­сь:)

О­льга, с­па­си­б­о, чт­о посо­в­ето­в­а­ла <a rel="nofollow" href="https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://aoru.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st" target="_blank">aoru.ru</a> Вып­л­атили 38 т­ыс­яч за 20 мину­т к­а­к т­ы и на­пи­с­ала. Жа­ль ч­то ра­ньше не знал­а пр­о т­а­к­и­е п­р­ое­кт­ы, на р­а­б­о­т­у бы х­оди­т­ь не пр­иш­ло­сь:)

О­л­ьга, сп­а­си­бо, ч­т­о п­о­сове­то­ва­ла <a rel="nofollow" href="https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://aoru.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st" target="_blank">aoru.ru</a> Выпл­а­тил­и 38 ты­с­яч за 20 м­ин­ут ка­к ты и н­апи­са­ла. Ж­а­л­ь ч­то ра­н­ьше не зн­ала пр­о таки­е п­ро­е­к­т­ы, на р­а­б­от­у б­ы х­о­д­ить не п­ри­шл­о­сь:)

#слэш #яой Тьфу блин. Опять, опять, опять.... Это надо вынести в пост или написать на лбу уже. Мен

#слэш #яой

Тьфу блин. Опять, опять, опять.... Это надо вынести в пост или написать на лбу уже. Меня задолбало набирать один и тот-же текст хрен знает по какому разу. Поэтому коротко:

Слэш не имеет НИКАКОГО отношения к геям. Совсем. Они его не читают, не пишут и вообще слабо представляют нафига оно нужно. Это чисто бабскифй жанр, где нет никакого "процентного соотношения читателей женского пола", читателей и авторов другого пола тут просто нет. Я видела на гейских сайтах текстовую порнушку, и оно ни разу не слэш.

Итак, пошла вся эта котовасия от японской манги, и именовалась яоем. Это традиционный жанр со своими СТРОГИМИ канонами. Так вот, в яое есть деление персонажей на семе и уке. Семе - мужчина во всех смыслах слова, сильный, как правило успешный, брутальный, наконец. Семе всегда изображают выше, чем уке. Уке - баба в мужском обличае. Оно миниатюрное, оно часто милое и манерное (но тут возможны варианты), более эмоциональное и ранимое, так же уке подчиняется семе. Его часто (не всегда) изображают с длинными волосами и всегда с тонкими миловидными чертами лица. Перепутать уке и семе в яое невозможно! Они даже в бытовых вопросах полностью укладываются в представления японцев о гендерном респределении ролей.

Кстати, все помнят о старом обычае, если самурай смог оказаться в комнате гейши, хозяйка не может отказать ему в любви? Так вот да. В каноническом яое частенько можно встретить принуждение к первому сексу со стороны семе. И уке всегда будет смиряться, а потом и проникнется нежными чувствами к нему. Такое вот представление о женской доле и пример для девочек.

Впрочем, о девочках как раз и поговорим. Яой был создан как жанр манги именно для девочек, девушек и женщин. Существует так же самый, так сказать, слабый вариант - сёнен-ай, где, с сохранением всех особенностей яоя, секс отсутствует полностью, максимум возможны поцелуи. То есть, это PG-13 на наши обозначения. Но сути не меняет. Итак, почему же женский персонаж заменен на псевдо-мужской? Японцы заметили, что девушкам часто неприятно читать о более красивых/успешных/любимых женщинах, они начинают завидовать персонажу и злиться, вместо того, чтобы ассоциировать себя с ним. Кроме того, они начинали ревновать персонажа-мужчину к уже начавшей раздражать их героине. Особенно это касалось любовных сцен. Женщине часто неприятно видеть в руках полюбившегося перса-мужчины не себя, а умную, красивую...вертихвостку! И тогда они заменили женский персонаж на псевдо-мужской, полностью сохранив традиционные ценности, но убрав раздражающий фактор. И все получилось. Девочки и женщины зачитываются романами, которые создают для них другие женщины. Они вполне гетеросексуальны, их психика не получает никакого ущерба - есть подмена персонажа, но все ценности остаются на своих местах. Яой не провоцирует никаких семейных проблем, ведь женщина получает в чтиве обычную модель семьи. Да и смотреть на два красивых мужских тела женщине приятнее, чем на одно. И тд и тп.

А что же наш русский (и не только) слэш? А наш слэш - явление богомерзкое =) Потому что он перенял от яоя прием замены женского перса псевдо-мужским, но жесткие японские каноны у нас не прижились. И теперь стало возможным то, чего в традиционном яое просто не могло быть, - смена ролей и размытие гендерных границ. Наши авторы часто стремятся достичь максимального натурализма, при этом пытаясь сохранить за обоими персонажами мужские качества, то есть пытаются прописать вместо отношений мужчины и женщины отношения двух мужчин. Но так как пишут в этом жанре опять же девушки, персонажи все равно нет-нет да и приобретают женственные черты характера, причем достаются они обоим персам. И получается черте что. Встречается всякое: от почти каноничных для яоя персонажей, до отношений недо-геев (где оба перса стремятся к позиции семе), до почти лесбийский модели (где оба мужских персонажа проявляют слишком много женских черт, и разумеется, нет четкого разделения ролей при сексе).

Что из этого следует? То, что читая сию ересь молоденькие гетеросексуальные девочки, начавшие зачитываться слэшем (а он привлекательности своей от неправильной подачи персов не утрачивает), традиционных ценностей оттуда не вынесут. Станут ли они лесбиянками? Не думаю. Но порядку в мозгах это не способствует. Впрочем... мы не японцы, мы любим хаос. Да и понятие женских и мужских ролей у нас не столь определено и более размыто.

За сим, все. Вынесено в бложик, чтобы тупо давать ссылку, когда вопрос в очередной раз всплывет.


Смотрите также