Токсемия что это такое


Токсемия. Причины возникновения токсемии. Женский сайт www.InMoment.ru

Токсемия. Что такое токсемия. Причины возникновения токсемии

Слово «токсемия» произошло от греческих слов «токсикоз» («яд») и «хайма» («кровь»). В переводе на русский язык буквально это — «яд крови», или отравление организма кровью, наполненной ядами — токсинами.

Каковы причины возникновения токсемии в организме человека?
Известны следующие основные пути возникновения токсемии.

Первый путь — это естественное функционирование организма: работа наших органов оставляет мусор, естественные продукты распада.

Второй путь — то, что человек сознательно или бессознательно вносит в свой организм (пища, воздух, вода, лекарства, табак, алкоголь и т. д.) и что не может стать структурной единицей его тела — клеткой организма.

«Человеческий организм можно было бы сравнить с большой строительной площадкой, на которой одновременно идут и строительство, и реконструкция. В нем беспрерывно происходят колоссальные изменения,— пишет всемирно известный польский ученый, врач-гематолог и онколог Юлиан Александрович,— ведь ежедневно 1% кровяных телец погибает и должны появиться новые, а это значит, что ежедневно должно быть заново создано 8—9 г гемоглобина.

Лейкоциты живут в среднем 8—10 дней. Белок печени и плазма крови в течение 10—20 дней обновляются наполовину. Белок человеческой кожи обновляется полностью примерно в течение 160 дней. Наши вкусовые бугорки на языке (а их у нас от 10 до 20 тысяч) в зависимости от возраста живут не более 10 дней, но обычно обновляются намного быстрее — каждые 3 часа. Даже волосы должны не только постоянно появляться, но еще и расти (за год примерно на 12 см). А волосы — это тоже белок.

Таким образом, непрерывно возникает новое поколение клеток». В результате этого в крови ежедневно скапливается немалое количество «мертвых», «отработавших свой срок» клеток. Оставшиеся после отмирания «мертвые клетки», а также жидкие ткани (кровь, лимфа, бесчисленное количество ферментов и т. д.) разлагаются, превращаются в очень ядовитые птомаины, образующиеся при трупном разложении. Требуется огромное количество энергии, которую организм должен постоянно тратить, чтобы изгнать птомаины. Пока в организме достаточно энергии, отходы удаляются из него должным образом.

«Для хорошо дышащего организма, для организма уравновешенного, имеющего нормальные выделения — систему хорошо работающих сточных труб,— пишет А. С. Залманов,— вторжение птомаинов не представляет никакой опасности».

Уже в эмбриональном периоде, с момента зарождения человека, в его клетки внедряются микробы, заносимые кровью матери, и, несмотря на это, заболевание плода — исключительно редко встречающееся явление. Поэтому бороться с микроорганизмами не только бесполезно, но и вредно.

Давно известно, что объединение живого организма с микробами так же необходимо для продления жизни, как объединение микробов и грибов для жизни растений.

Третий путь возникновения токсемии — это накопление в крови продуктов распада от жизнедеятельности микроорганизмов, населяющих наше тело. Как правило, если организм обладает достаточной энергией, то он обезвреживает и выводит продукты распада из своего тела, и они ему не очень опасны.

Наконец, токсемию могут вызвать и продукты, недостаточно усвоенные (неассимилированные) организмом.

Почему продукты, вводимые в организм, плохо усваиваются?

Мы привыкли изменять структуру продукта, прежде чем его есть: мы жарим, тушим, варим, кипятим их, храним в холодильниках в течение нескольких дней, недель, месяцев. Такая пища не может быть переварена и усвоена человеком. Организму приходится тратить много энергии, для того чтобы извлечь из поступившего «сырья» какую-то пользу. Побочные продукты, которые образуются в результате неполноценного переваривания и усвоения, оставляют в организме большое количество токсичных веществ. Когда неусвоенная пища скапливается, организм функционирует в режиме систематического перенапряжения. Он теряет энергию жизни, органы его изнашиваются, и, что особенно опасно, при этом возникает токсемия.

Постоянно циркулирующая по всему телу кровь разносит яды всем клеткам, отравляя ткани, органы, мозг.

Существует закон взаимозависимости: чем больше токсических отходов накапливается, тем больше увеличивается масса тела и тем больше становится риск различных заболеваний. Токсины имеют кислую реакцию. С увеличением в организме кислотности разрушается кислотно-щелочное равновесие (баланс).

Кислотно-щелочное равновесие КЩР (баланс) и его значение для здоровья

Кислотно-щелочное равновесие (баланс) является непременной основой Жизни и Здоровья. Кислотно-щелочной баланс зависит от сохранения относительно постоянных пропорций между межклеточными и внутриклеточными водами в тканях организма.

Изменения соотношения этих жидкостей многочисленны, причем в процессе жизнедеятельности индивидуума происходит постоянное их саморегулирование. Но если такие изменения переходят определенные пределы, нарушается и кислотно-щелочное равновесие (баланс), и функции обмена веществ. Это проявляется симптомами, которые следует рассматривать как нормальные физиологические проявления, как стремление организма сохранить постоянный баланс общих вод в организме.

Закон Жизни и Здоровья таков: если кислотно-щелочное равновесие общих вод в организме не будет поддерживаться постоянно, нормальное функционирование и сохранение жизни окажутся невозможными. Для того. чтобы добиться кислотно-щелочного баланса, необходимо отрегулировать содержание щелочей и кислот в общих водах организма. В противном случае в результате обменных процессов образуются углекислота, мочевая, молочная и другие кислоты. Кроме того, пища, употребляемая нами ежедневно, также содержит кислоту и щелочь.

Вот почему важно знать, при каких условиях нарушается кислотно-щелочное равновесие и, главное, как его сохранись.

Известно, что в одних случаях содержание щелочи в организме становится ниже нормы, а содержание кислоты — выше. Наступает ацидоз, то есть накопление в крови и тканях отрицательно заряженных анионов — кислот. В других случаях организм перенасыщен щелочью. Такое состояние называют алкалозом.

Эти два термина означают не только физиологические и химические изменения, но и изменения в дыхании и мочеиспускании. Медики рассматривают эти изменения как болезни. Однако, по мнению японского профессора Кацудзо Ниши, эти два явления сродни любому симптому — температуре, рвоте, поносу, лихорадке и т. д.; они указывают на начало работы целительных сил организма, попытку собственными силами установить в организме равновесие.

Читать дальше. Нарушения кислотно-щелочного баланса. Как выводить токсины из организма

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: токсемия, причины возникновения токсемии

Вернуться в начало раздела Здоровое тело
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!

Токсемия. причины возникновения токсемии | Знать про все

Токсемия. Что такое токсемия. Причины появления токсемии

Слово «токсемия» происходит от греческих слов «токсикоз» («яд») и «хайма» («кровь»).

Если перевести на российский язык практически это — «яд крови», или отравление организма кровью, наполненной ядами — токсинами.

Каковы причины появления токсемии в организме человека?
Известны следующие ключевые пути появления токсемии.

Первый путь — это натуральное функционирование организма: работа наших органов оставляет мусор, естественные продукты распада.

Второй путь — то, что человек осознанно или бессознательно привносит в собственный организм (еда, воздух, вода, лекарства, табак, хмельной напиток и т. Д.) и что не способен стать структурной единицей его тела — клеткой организма.

«организм человека можно было бы сопоставить с большой строительной площадкой, на которой одновременно идут и строительство, и реставрация. В нем беспрерывно происходят большие изменения,— пишет всемирно известен польский ученый, врач-гематолог и онколог юлиан александрович,— ведь каждый день 1% кровяных телец погибает и должны возникнуть новые, а это означает, что каждый день должно быть по-новому создано 8—9 г гемоглобина.

Лейкоциты проживают в среднем 8—10 дней. Белок печени и плазма крови на протяжении 10—20 дней обновляются частично. Белок кожи человека обновляется целиком ориентировочно на протяжении 160 дней. Наши вкусовые бугорки на языке (а их у нас от 10 до 20 тысяч) в зависимости от возраста живут не больше 10 дней, но в большинстве случаев обновляются гораздо быстрее — каждые 3 часа. Даже волосы должны не только регулярно возникать, а так же и расти (за год ориентировочно на 12 см). А волосы — это тоже белок.

Подобным образом, постоянно появляется новое поколение клеток». Благодаря этому в крови каждый день накапливается большое количество «мертвых», «отработавших собственный срок» клеток. Оставшиеся после отмирания «мертвые клетки», а еще жидкие ткани (кровь, лимфа, очень много ферментов и т. Д.) разлагаются, превращаются в очень токсичные птомаины, образовывающиеся при трупном разложении. Требуется большое количество энергии, которую организм должен регулярно расходовать, чтобы изгнать птомаины. Пока в организме достаточно энергии, отходы убираются из него подобающим образом.

«для прекрасно дышащего организма, для организма уравновешенного, содержащего нормальные выделения — систему прекрасно работающих труб для стоков,— пишет А. С. Залманов,— проникновение птомаинов не опасен».

Уже в эмбриональном периоде, с момента зарождения человека, в его клетки вводятся микробы, заносимые кровью матери, и, не обращая внимания на это, заболевание плода — исключительно нечасто встречающееся явление. Благодаря этому сражаться с микробами не только бесполезно, но и вредно.
Давно известно, что воссоединение живого организма с микробами также нужно для увеличения жизни, как воссоединение микробов и грибов для жизни растений.

3-ий путь появления токсемии — это накопление в крови продуктов распада от деятельности микроорганизмов, населяющих наше тело. В основном, если организм владеет достаточной энергетикой, то он обезвреживает и выводит продукты распада из собственного тела, и они ему не очень опасны.

Напоследок, токсемию могут вызвать и продукты, недостаточно усвоенные (неассимилированные) организмом.

Почему продукты, вводящтеся в организм, плохо усваиваются?

Мы привыкли менять структуру продукта, перед тем как его есть: мы жарим, тушим, варим, кипятим их, храним в холодильниках на протяжении нескольких суток, недель, месяцев. Подобная еда не может быть переварена и усвоена человеком. Организму приходится расходовать много энергии, для того чтобы извлечь из поступившего «сырья» какую-то пользу. Побочные продукты, которые появляются в результате неполноценного переваривания и усвоения, оставляют в организме значимое количество ядовитых веществ. Когда неусвоенная еда накапливается, организм функционирует в режиме систематического перенапряжения. Он теряет энергию жизни, органы его снашиваются, и, что особенно страшно, при этом появляется токсемия.

Регулярно циркулирующая по всему телу кровь разносит яды всем клеткам, отравляя ткани, органы, мозг.

Есть закон взаимозависимости: чем больше токсических отходов скапливается, тем больше становится больше масса тела и тем больше становится риск разных болезней. Токсины имеют кислую реакцию. С повышением в организме кислотности рушиться кислотно-щелочное равновесие (баланс).

Кислотно-щелочное равновесие КЩР (баланс) и его значение для здоровья

Кислотно-щелочное равновесие (баланс) считается непременной основой здоровья и жизни. Кислотно-щелочной баланс зависит от сохранения относительно постоянных пропорций между межклеточными и внутриклеточными водами в тканях организма.

Изменения соотношения данных жидкостей многочисленны, причем в процессе деятельности индивидуума происходит постоянное их авторегулирование. Однако если подобные изменения переходят конкретные пределы, нарушается и кислотно-щелочное равновесие (баланс), и функции вещественного обмена. Это вырисовывается симптомами, которые следует анализировать как нормальные телесные проявления, как желание организма сохранить постоянный баланс общих вод в организме.

Закон здоровья и жизни такой: если кислотно-щелочное равновесие общих вод в организме не будет поддерживаться регулярно, хорошее функционирование и сохранение жизни окажутся невозможными. Для того. Чтобы достичь кислотно-щелочного баланса, нужно настроить содержание щелочей и кислот в общих водах организма. В другом случае в результате процессов обмена появляются углекислота, мочевая, молочная и иные кислоты. Более того, еда, применяемая нами каждый день, также имеет кислоту и щелочь.

Вот почему необходимо помнить, при каких условиях нарушается кислотно-щелочное равновесие и, основное, как его сохранись.

Известно, что в одних случаях содержание щелочи в организме становится ниже нормы, а содержание кислоты — выше. Приходит ацидоз, другими словами накопление в крови и тканях плохо заряженных анионов — кислот. В остальных случаях организм перенасыщен щелочью. Подобное состояние называют алкалозом.

Эти два термина означают не только телесные и химические изменения, но и изменения в дыхании и мочеиспускании. Врачи рассматривают эти изменения как заболевания. Однако, по суждению японского профессора кацудзо ниши, эти два явления подобно любому симптому — температуре, рвоте, поносу, лихорадке и т. Д.; они указывают на начало работы целительных сил организма, попытку своими силами установить в организме равновесие.

Читать дальше. Нарушение кислотно-щелочного баланса. Как выводить токсины из организма

Заметка защищена законом об авторских и соседних правах. При эксплуатации и перепечатке материала энергичная ссылка на сайт для женщин www.Inmoment.Ru обязательна!

Теги: токсемия,
причины появления токсемии

источник: http://inmoment.Ru/beauty/health-body/toxicosis.Html

С этой статьей читают

 

 

labelвозникновения токсемии, Жизни Здоровья, кислотно-щелочного баланса, Кислотно-щелочное равновесие, равновесие баланс

Токсемия и причины ее возникновения

Токсемия (в переводе с греческого toxikon - яд и haima - кровь) это отравление организма, связанное с циркуляцией в крови токсинов, поступающих из окружающей среды или образующихся в самом организме. Другими словами токсемия - это яд крови.

Закон Жизни и Здоровья гласит, что наш организм должен находиться в состоянии равновесия между образованием клеток (анаболизмом) и их разрушением (катаболизмом). Нарушение этого равновесия приводит к нарушению обмена веществ, что в свою очередь приводит к токсемии организма. Каковы же причины возникновения этого явления? Известно несколько способов возникновения токсемии.
Один из этих способов — естественное функционирование организма в процессе его жизнедеятельности, то есть это работа всех наших органов, в процессе которой образуются отходы, естественные продукты диссимиляции.
Наши клетки постоянно и непрерывно обновляются и отмирают. Отмершие частицы поступают в кровяное русло, циркулируют с кровью и могут обезвреживаться с огромными затратами энергии. Еще один способ, приводящий к токсемии — это те вещества, которые человек осознанно или неосознанно вносит в свой организм. Например, это пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, лекарства, которыми мы лечимся, табак, алкоголь и многие другие элементы, которые мы употребляем в нашей повседневной жизни.
Почему же эти вещества не могут стать структурной единицей нашего тела?
Мы привыкли изменять структуру продукта, прежде чем его употребить в пищу: мы подвергаем его жарке, варке, тушению, термической обработке, храним в холоде в течение нескольких дней и так далее. Нашему организму необходимо потратить много энергии, для того чтобы получить из этой обработанной пищи нужные ему питательные вещества. Побочные продукты, которые образуются в результате неполного переваривания и усвоения таких продуктов, остаются в организме в виде токсинов и поступают в кровь, при этом возникает токсемия.
Третий способ - накопление в крови продуктов распада микроорганизмов, бактерий, которые живут в нашем организме. Эти организмы внедряются в тело человека еще с момента зарождения, при эмбриональном развитии. Как правило, они не только не являются вредными, но и способны приносить пользу и продлевать жизнь. Однако при определенных условиях они также могут приводить к накоплению токсинов. Существует закон взаимозависимости: чем больше токсических отходов накапливается в организме человека, тем больше увеличивается масса его тела и тем больше становится риск возникновения и развития заболеваний.
Опасность токсинов заключается в том, что эти вещества имеют кислую реакцию. С увеличением в организме кислотности и развитием токсемии нарушается кислотно-щелочное равновесие (баланс) в организме, что представляет существенную опасность для здоровья. Таким образом, токсемию можно рассматривать как начало всех наших болезней, поскольку она приводит к нарушению кислотно-щелочного равновесия и нарушению обмена веществ в организме.
Поэтому необходимо стремиться к предотвращению чрезмерного развития токсемии, следить за своим питанием и образом жизни. Это поможет снизить риск развития заболеваний, вызванных токсемией.

Инфекционно-токсический шок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015; проверки требуют 17 правок.

Инфекционно-токсический шок (ИТШ) — шоковое состояние, вызванное экзо- и эндотоксинами бактерий или вирусов.[2]

Метициллин-резистентный стафилококк
  • раны (в том числе ожоги)
  • послеродовой сепсис
  • послеоперационные инфекции (классические признаки инфекции могут отсутствовать в месте операционного вмешательства)
  • закрытые раны, например, в носу
  • синусит
  • трахеит
  • внутривенное употребление наркотиков
  • ВИЧ/СПИД
  • аллергический контактный дерматит
  • существует дискуссия вокруг связи с нестероидными противовоспалительными препаратами[6]
  • брюшной тиф

Однако, чёткие критерии диагноза были определены CDC в 1981 году[7]:

  • повышение температуры тела выше 38.9 градусов Цельсия
  • систолическое артериальное давление ниже 90 мм рт. ст.
  • характерная диффузная сыпь преимущественно на ладонях и стопах, которая затем десквамируется через 10-14 дней
  • вовлечение в процесс 3 и более органов и систем: желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), гиперемия слизистых оболочек (конъюнктивы, ротовой полости, влагалища), почечная недостаточность (уровень креатинина в 2 раза выше нормы), поражение печени (АЛТ, АСТ больше чем в 2 раза выше нормы), тромбоцитопения, вовлечение центральной нервной системы (спутанность сознания с отсутствием комы).

Жалобы на головокружение, тошноту, лихорадочное состояние

Гипогликемическая кома

Энтеротоксин стафилококка B, типичный бактериальный суперантиген

Бактерии и вирусы вырабатывают суперантигены[8] в ответ на защитные механизмы иммунной системы[9], которые обладают высокой способностью к вызову реакции иммунного ответа у организма за счет Т-клеточных антигенраспознающих рецепторов и вызывают чрезмерное высвобождение цитотоксинов. Способны активировать до 20 % всех Т-лимфоцитов организма. В целом патогенез инфекционно-токсического шока сводится к отравлению крови токсинами бактерий.

Данное состояние требует неотложной госпитализации пациента и помещение в палату интенсивной терапии для массивной инфузионной терапии, ИВЛ и т. д.[10] Проводится антибиотикотерапия цефалоспоринами, пенициллинами, ванкомицином. Комбинированная терапия с клиндамицином или гентамицином уменьшает вероятность смерти.[11][12]

При адекватном и своевременном лечении выздоровление наступает в течение 2-3 недель. Однако инфекционно-токсический шок может привести к смерти в первые часы заболевания. Вероятность летального исхода составляет от 5 до 15%.[13] В случае стрептококкового инфекционно-токсического шока летальность может достигать 64%.[14]

Данное состояние встречается крайне редко. По оценкам 2004 года ежегодно от инфекционно-токсического шока страдают 4 человека из 100 000.[15][16] У детей данное состояние развивается реже чем у взрослых.[6]

Термин инфекционно-токсический шок был впервые использован в 1978 году педиатром из Денвера доктором Джеймсом К. Толдом.[17]

  1. ↑ Disease Ontology release 2019-05-13 — 2019-05-13 — 2019.
  2. ↑ Toxic Shock Syndrome — Patient.co.uk
  3. Ryan K. J., Ray CG (editors). Sherris Medical Microbiology (неопр.). — 4th. — McGraw-Hill Education, 2004. — ISBN 0-8385-8529-9.
  4. Dinges M.M., Orwin P.M., Schlievert P.M. Exotoxins of Staphylococcus aureus (англ.) // Clinical Microbiology Reviews (англ.)русск.. — 2000. — January (vol. 13, no. 1). — P. 16—34. — PMID 10627489.
  5. ↑ MRSA Toxin Acquitted: Study Clears Suspected Key to Severe Bacterial Illness (неопр.) (недоступная ссылка). NIH news release. National Institute of Health (6 ноября 2006). Архивировано 17 мая 2008 года.
  6. 1 2 Chuang YY, Huang YC, Lin TY; Toxic shock syndrome in children: epidemiology, pathogenesis, and management. Paediatr Drugs. 2005;7(1):11-25.
  7. ↑ Case Definitions for Public Health Surveillance
  8. Llewelyn M., Cohen J. Superantigens: microbial agents that corrupt immunity (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 2002. — March (vol. 2, no. 3). — P. 156—162. — doi:10.1016/S1473-3099(02)00222-0. — PMID 11944185.
  9. Schlievert P.M. Enhancement of host susceptibility to lethal endotoxin shock by staphylococcal pyrogenic exotoxin type C (англ.) // Infection and Immunity (англ.)русск. : journal. — 1982. — April (vol. 36, no. 1). — P. 123—128. — PMID 7042568.
  10. Zimbelman J., Palmer A., Todd J. Improved outcome of clindamycin compared with beta-lactam antibiotic treatment for invasive Streptococcus pyogenes infection (англ.) // Ped Infect Dis J : journal. — Vol. 18, no. 12. — P. 1096—1100.
  11. Schlievert P.M., Kelly J.A. Clindamycin-induced suppression of toxic-shock syndrome-associated exotoxin production (англ.) // The Journal of Infectious Diseases : journal. — 1984. — Vol. 149, no. 3. — P. 471. — doi:10.1093/infdis/149.3.471. — PMID 6715902.
  12. van Langevelde P., van Dissel J.T., Meurs C.J., Renz J., Groeneveld P.H. Combination of flucloxacillin and gentamicin inhibits toxic shock syndrome toxin 1 production by Staphylococcus aureus in both logarithmic and stationary phases of growth (англ.) // Antimicrobial Agents and Chemotherapy (англ.)русск. : journal. — 1997. — 1 August (vol. 41, no. 8). — P. 1682—1685. — PMID 9257741.
  13. ↑ Sharma S, Harding G; Toxic Shock Syndrome, eMedicine, May 2009.; Good images of skin signs.
  14. ↑ Barnham MR, Weightman NC, Anderson AW, et al; Streptococcal toxic shock syndrome: a description of 14 cases from North Yorkshire, UK. Clin Microbiol Infect. 2002 Mar;8(3):174-81.
  15. ↑ Julie Sevrens Lyons/Knight Ridder Newspapers, «A New Generation Faces Toxic Shock Syndrome», The Seattle Times, January 25, 2005, accessed April 8, 2009, first published as "Lingering Risk, " San Jose Mercury News, December 13, 2004
  16. ↑ Stayfree - FAQ About Toxic Shock Syndrome (TSS) (неопр.) (недоступная ссылка) (2006). Дата обращения 13 октября 2006. Архивировано 23 марта 2007 года.
  17. Todd J., Fishaut M., Kapral F., Welch T. Toxic-shock syndrome associated with phage-group-I staphylococci (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 1978. — Vol. 2, no. 8100. — P. 1116—1118. — doi:10.1016/S0140-6736(78)92274-2. — PMID 82681.

Таксономия - это... Что такое Таксономия?

        теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.). Понятие Т. возникло впервые в биологии (термин предложен в 1813 швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений). В течение длительного времени термин «Т.» в биологии обычно употребляли как синоним систематики (См. Систематика). В 60—70-х гг. 20 в. возникла тенденция определять биологическую систематику более широко — как науку о многообразии живых организмов и родственных отношениях между ними, а Т. — как более узкую дисциплину (или раздел систематики), занимающуюся принципами, методами и правилами классификации организмов (такой точки зрения придерживаются американские зоологи-систематики Дж. Симпсон и Э. Майр, советский ботаник А. Л. Тахтаджян и др.). Таким образом, если систематика имеет дело с реальными группами организмов — Таксонами, то биологическая Т. занимается прежде всего созданием учения о таксономических категориях (См. Таксономические категории) и такой их системы, которая позволяла бы построить наиболее информативную, непротиворечивую и удобную классификацию, максимально отвечающую естественной системе организмов.

         Исключительно сложное строение системы органического мира, серьёзные трудности, с которыми приходится сталкиваться при построении теории этой системы (отсутствие во многих случаях ясной границы между таксонами, порождаемая этим необходимость оперировать огромными множествами признаков и свойств), стимулировали многочисленные попытки теоретического, в том числе формального, обоснования Т. и её основных категорий (так называемая численная, или нумерическая, Т.). Эти попытки позволили привлечь в Т. методы современной математики, но пока ещё не привели к общепринятым фундаментальным результатам.

         Во 2-й половине 20 в. проблемы Т. начинают играть заметную роль не только в биологии, но и в ряде др. наук, имеющих дело с множествами иерархически организованных дискретных объектов. Это отражает общую для современной науки тенденцию к повышению роли типологии (См. Типология) в научном мышлении. При этом, помимо естественных различий в конкретных наборах категорий Т., в разных областях знания неодинаково толкуются и исходные понятия Т., её задачи. Например, в языкознании Т. опирается на вычленение в тексте лингвистических единиц и изучение их свойств путём анализа их порядка и распределения; соответственно, лингвистическая Т. оперирует категориями класса элементов и типа отношений между элементами и классами. Иногда Т. в языкознании толкуется как группировка сходных грамматических категорий в разных языках в одну систематизированную категорию (например, «страдательный залог», «совершенный вид»). Таким образом, общие принципы Т. как теоретические дисциплины находятся в стадии становления.

         Лит.: Майр Э., Принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1971; Любищев А. А., О критериях реальности в таксономии, в кн.: Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода, в. 1, М., 1971.

это что такое? Значение термина :: SYL.ru

Термин «таксономия» все чаще используется сегодня в различных сферах знания – от точных наук до гуманитарных областей. Каково его значение и наиболее известные примеры таксономий в науке – рассматриваем в этой статье.

Определение и сущность

Термин происходит от греч. «taxis» – расположение, строй, порядок и «nomos» – закон, т.е. дословно означает «расположенный по закону». В методологии науки таксономия – это теория систематизации и классификации сложных иерархических областей действительности.

Таксономия близка классификации, она является обязательной частью целостных систем. Иначе говоря, понимание системы невозможно без таксономии – она создает ее основу и закладывает базу для классификации.

История термина

Таксономия – это разработанная шведским биологом Карлом Линнеем в XVIII в. система, где были обобщены и представлены в родах свойства растений, а каждый из видов растений оказался привязан к конкретному роду. Это обозначалось двойным названием растения – первое слово названия относило его к роду, второе – к виду.

Благодаря Линнею стала возможна систематизация огромного по объему разнородного материала. Ботаника, а вслед за ней и зоология стали укладываться в единую организованную систему и представляться как целостные науки.

Находка Линнея долгое время оставалась только частью биологии и естественных наук.

Методология науки начинает активно использовать этот термин только в ХХ веке, понимая под ним целую отрасль по систематизации накопленного научного знания. Таксономисты – ученые, занимающиеся построением систем, таксоном и классификаций, используют широкие разветвленные способы систематизации материала. Примером таксономии в биологии может быть последовательное деление на роды – отряды – классы – типы.

В качестве базовой частицы таксономии используется таксома – содержательная единица, на которой основывается построение системы. Более крупные единицы – таксономические категории – формируют базу построения и представляют совокупность признаков, объединяющих входящие в нее единицы.

Таксономии в науке

Таксономия широко используется в различных науках – биологии, семиотике, лингвистике и др. В некоторых случаях термин «таксономия» является синонимом классификации, в других – стоит над ней.

Выделяют два вида таксономий:

  • естественные, созданные на основе реально существующих вещей и явлений индуктивно;
  • искусственные, в основе которых лежит заданный логический принцип.

Таксономии в семиотике

Пристальное изучение таксономий было произведено в семиотике А. Соломоником. Он полагает, что таксономия – это изначальные и последующие за ними попытки распределения материала по логическим основаниям, составляющим структуру науки. Каждая логическая клетка наполняется другими единицами. Таксономия может разрабатываться долгое время, но сформировавшись, крайне редко подвергается изменениям.

Основные таксономические категории являются парадигмой науки, а входящие в нее таксоны могут дополняться, переосмысляться, оспариваться, добавляться или исключаться. Их дискуссионность – основа развития любого научного знания.

Семиотическое осмысление таксономии позволяет рассмотреть общие принципы для различных наук и выделить ее в качестве самостоятельной науки. В этом значении таксономия – это наука, разрабатывающая принципы для классификаций систем знаков в какой-то области. На основании таксономических категорий разрабатывается необходимое для данной науки количество классификации. Одна классификация исходит из одной таксомы.

Классическая таксономия в педагогике

Педагогическая таксономия сегодня все более активно задействована в методологии обучения и воспитания. Под ней понимают построение учебных целей в соответствии с различными областями деятельности. Таксономия не только содержательно, но и иерархически выстроена – ее таксомы взаимосвязаны и находятся по отношению друг к другу в определенном порядке.

Классической сегодня является таксономия учебных целей Б.С. Блума – американского психолога и педагога. Он распределил учебные цели, исходя из трех областей – когнитивной, аффективной и психомоторной. Наиболее известна таксономия когнитивных целей. В нее вошли знание, понимание, применение, синтез и оценка.

Приведенная ниже таблица показывает, что включается в каждую из когнитивных целей, предложенных Блумом (по Э. Стоунсу, 1989).

Таксономия Блума
Когнитивные цели (таксономические категории)

Результаты деятельности

(таксоны)
ЗнаниеЗнание конкретного материала: фактов, терминов, способов и средств использования материала, определений и связанных с ними абстракций, законов, теорий и структур, критериев, направлений и результатов.
ПониманиеИнтериоризация материала: умение объяснить, интерпретировать, экстраполировать.
ПрименениеИспользование материала или теории при новых условиях.
СинтезСоздание на основе предыдущих результатов новых элементов, взаимосвязей и принципов построения.
ОценкаСоздание на основе предыдущих результатов нового продукта: сообщений, планирования дальнейших действий, абстрактных систем.

Приведенная таксономия является теоретической моделью, которая накладывается на практический материал методических разработок, предметной области. Иными словами, на ее основе могут формироваться другие педагогические классификации, в том числе определяющие цели и задачи обучения.

Новые педагогические таксономии

Современные разработки в области личностно-ориентированного обучения также используют таксономические построения.

Одно из них – целеполагание по А. В. Хуторскому – основателю эвристического обучения. Построение целей отражено в таблице.

Таксономическое построение целей по А.В. Хуторскому

Цели обучающихся

(таксономические категории)

Результаты деятельности

(таксоны)
ЛичностныеОсознание значимости образования, вера в себя и свои возможности, реализация индивидуальных способностей.
ПредметныеФормирование положительного отношения к изучаемому предмету, знание понятий, терминов, явлений и законов, умение пользоваться простейшими техническими средствами, связанными с предметной областью, решение типовых и творческих задач по заданным темам.
КреативныеСоздание собственного продукта на основе освоенного, например, составление циклов задач, сочинений, создание картин или музыкальных композиций.
КогнитивныеИзучение способов решения возникающих проблем, формирование навыков работы с первоисточниками, постановка экспериментов.
ОргдеятельностныеПриобретение навыков самоорганизации в учебной работе, самостоятельное целеполагание, развитие навыков работы в группе, ведения дискуссий.

Эта таксономия, как и многие другие научные таксономии – только «верхушка айсберга», который значительно шире и глубже по содержанию, нежели представлено в таблице.

Педагогические таксономии по своей структуре не отличаются от таксономий других наук, что доказывает универсальность данной структуры и ее огромный потенциал.

Таксономия - это... Что такое Таксономия?

Швейцарский ботаник Огюстен Декандоль (1778—1841), предложивший в 1813 году термин «таксономия»

Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации[1]:14[2].

Исторические сведения

Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 году Огюстеном Декандолем, занимавшимся классификацией растений, и изначально применялся только в биологии. Позже этот термин стал использоваться для обозначении общей теории классификации и систематизации сложных систем как в биологии, так и в других областях знаний, в лингвистике, географии, геологии[2].

Современные взгляды на таксономию

Математически таксономией является древообразная структура классификаций определенного набора объектов. Вверху этой структуры — объединяющая единая классификация — корневой таксон — которая относится ко всем объектам данной таксономии. Таксоны, находящиеся ниже корневого, являются более специфическими классификациями, которые относятся к поднаборам общего набора классифицируемых объектов.[источник не указан 890 дней] Современная биологическая классификация, к примеру, представляет собой иерархическую систему, основание которой составляют отдельные организмы (индивидуумы), а вершину — один всеобъемлющий таксон; на различных уровнях иерархии между основанием и вершиной находятся таксоны, каждый из которых подчинён одному и только одному таксону более высокого ранга[1]:16. Одна из наиболее фундаментальных проблем таксономии состоит в определении способа бытия таксона[3].

Термины «таксономия» и «систематика» нередко используют как синонимы, но в строгом смысле таксономия является лишь частью систематики[1]:14.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки


Смотрите также