Дизорфография что это такое


Дизорфография. Коррекция дизорфографии у школьников

Дизорфография – это нарушение, связанное с отсутствием у ребенка способностей к освоению орфографии. Отклонение обнаруживается в процессе обучения: ребенок не понимает, как использовать правила правописания и пунктуации при выражении мыслей на письме. Неполноценное развитие речевой и психической деятельности не отражается на общем состоянии интеллекта и не затрагивает устную речь.
В последнее время данное нарушение встречается у многих школьников в разной степени выраженности. Это обусловлено низким уровнем познавательной активности у детей.

Признаки дизорфографии у ребенка:

  • Употребление ограниченного количества слов и маленький словарный запас не дают развиваться письменной речи.
  • Отсутствует понимание о строении слова.
  • Не формируются навыки, определяющие части речи и морфологию слова.
  • Не может склонять, находить родственные слова, определять род.
  • Нарушение присутствует в анализе и синтезе – не умеет сравнивать фонему с буквой и звуком, делает ошибки в определении ударного слога и гласной буквы в слове.

Классификация дизорфографии

Симптоматика, которую носит данное нарушение, имеет полиморфный характер. Общие проявления дизорфографии наблюдаются в неумении пользоваться правилами правописания и сохранять морфемный принцип при написании всех значащих частей слова. У ребенка, не владеющего необходимой терминологией и знанием правил, обнаруживается низкое качество правописания и многочисленное количество орфографических ошибок в письме.
Дизорфография имеет 3 степени выраженности: тяжелая, средняя, легкая. Степень измеряется способностью выполнять определенное количество заданий, исходя из которых нейропсихолог или логопед определяет форму отклонения.
Также ученые разделяют нарушение на категории, согласно которым определяется методология и длительность коррекции.

Основные категории дизорфографии:

  • Морфемная – подразумевает нарушение восприятия структурного анализа слова. Сопровождается большим количеством ошибок в правописании, определяющихся на основе самостоятельных работ (сочинения, изложения).
  • Синтаксическая — неправильное применение правил синтаксического письма (пунктуации).
  • Смешанная – включает допущение ошибок в правописании и пунктуации одновременно.

Хорошим методом для определения категории служит изложение. В большинстве случаев ребенок делает ошибки в длинных словах, редко — в коротких.
В диктантах ошибок меньше. Почему? Потому что ученик не понимает, как сформировать основную мысль. Он не способен отделить главные события в рассказе от маловажных. В его работах нет последовательности в передаче сюжета. Дети, страдающие дизорфографией, часто ограничиваются лишь перечислением персонажей.

Коррекция дизорфографии

Если вас беспокоят частые ошибки ребенка на письме и не усвоение правил русского языка, запишитесь на комплексную диагностику (консилиум) специалистов в составе «нейропсихолог + логопед» в нашем Центре, обязательно принесите на консультацию рабочие тетради по русскому языку. Специалисты проведут необходимую диагностику и определят коррекционный маршрут. Как правило, в большинстве случаев занятия по коррекции дизорфографии проводит логопед с учетом рекомендаций нейропсихолога. В нашем Центре работают детские логопеды, имеющие дополнительно филологическое образование, поэтому коррекция дизорфографии — это та область, где наш Центр является лидером по Санкт-Петербургу.
Ваш ребенок в процессе курса занятий освоит орфографические, грамматические и пунктуационные правила русского языка, избавится от ошибок на письме, улучшит свои оценки и станет более уверенным в себе, что тоже немаловажно для формирующейся личности.

Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.

Консультация по логопедии: Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?

  • Что такое дизорфография? 
  • Орфографический навык. 
  • Как помочь ребёнку с дизорфографией?

 Ваш ребенок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха? Возможно, у Вашего ребенка ошибки связаны с нарушением письма - дизорфографией.

Что такое дизорфография?
Дизорфография - это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.


Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Орфографический навык
Обучение орфографии - сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:


1. Найти орфограмму в слове и определить её тип - это умение называется "орфографическая зоркость". Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, "Правописание безударных окончаний существительных". Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы.

Например, чтобы проверить безударную гласную, нужно:
· подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
· записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
4. Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.

 Работа осуществляется в несколько этапов.

I этап — выполнение орфографических действий, их материализация. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибкоопасные» места в словах.

II этап — закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц. Достаточный объем грамматических знаний, умений и навыков является предпосылкой и необходимым условием для обоснования того или иного написания в слове. Для большинства слов морфологического и традиционного принципов написания важно своевременно определять морфологический состав слов (например, при написании гласных в приставках).

III этап — выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов.

IV этап — интериоризация полученных знаний, умений и навыков, перевод в умственный план, их девербализация (выполнение определенных операций в плане внутренней речи, рассуждений «про себя»). На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, «в уме» и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.

Самый распространенный вид упражнения по русскому языку - “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в словах, предложениях, текстах.

Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

Приемы по выработке орфографической зоркости

В период обучения грамоте эффективны следующие упражнения:

 1) «Найди опасное место». Произносите слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;

2) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

3) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».

4) Поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

◆      развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

◆      самостоятельно проверить результат работы;

◆      видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

    Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.

     Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов;

5) «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, чайник, чаек,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

6) Приём «Какография» – исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Условия:

1. предлагать какографические упражнения в системе;

2. начинать работу с коллективного исправления ошибок

3. первоначально следует предлагать для корректировки слова и предложения, а не целые тексты;

4. исправленные слово или предложение школьники должны записать в тетрадь правильно.

7) Письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву;

8) «Запоминалки»

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши -
запомни слоги жи и ши.

Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт  благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Я считаю, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

С целью формирования у детей с дизорфографией репродуктивных и продуктивных умений работы с текстом, правилом, орфограммой необходимо вводить алгоритмизацию учебных действий и операций. Создание стереотипа, поэтапности и многооперациональности орфографического действия активизирует процессы интериоризации, выработку сокращенных приёмов решения задач правописания путем формирования соответствующих грамматико-орфографических ассоциаций. В их ходе у ученика закрепляются умения излагать последовательность и содержание орфографических операций, выделять их составные компоненты и цель использования.

Для формирования самостоятельности важно научить ученика ставить перед собой цель выполнить предстоящую учебную задачу, актуализировать при этом необходимые для решения (общеучебной) орфографической задачи знания, способы и алгоритмы действия. Учащиеся должны уметь планировать работу и осуществлять контроль за ее выполнением, соотносить полученные результаты с поставленной целью. Важно также, чтобы ученик осознавал значимость будущей деятельности. На начальном этапе ученик комментирует устно все предстоящие орфографические действия и операции. Далее ребенок последовательно называет лишь основные орфографические шаги и на заключительном этапе — в своей работе использует опорные схемы, идеограммы.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты.

Коррекция дизорфографии у школьников младших и средних классов

Это речевое нарушение вышло на первый план сравнительно недавно – последние десять лет отмечается значительный рост количества учеников младших и средних классов, допускающих орфографические ошибки. Большинство из них имеют нормальный интеллект и слух. Речевое развитие может быть на уровне нормы, но чаще всего среди школьников с дизорфографией есть дети, имеющие дислексию и дисграфию.

Дизорфография – это неумение применять на письме правила русского языка, видеть орфограммы в словах, подбирать проверочные слова. Зачастую ребёнок, зная наизусть правила, даже не видит, где он может допустить ошибку, не может провести самопроверку. У ребёнка не получается усвоить правила русского языка, он не может определить, в каком месте нужно использовать известное ему правило. Как следствие, в тексте содержится огромное количество ошибок. Такие дети особенно нуждаются в помощи логопеда, без неё они быстро становятся неуспевающими по многим предметам.

Возможные причины нарушения:

  • неумение проводить фонематический анализ и синтез;
  • низкий уровень лексико-грамматического строя речи;
  • недостаточно развитая память и мышление;
  • несформированная мотивация к учебной деятельности;
  • нечётко сформированный образ буквы и звука.

Итог – неуспеваемость по русскому языку. Ребёнок, только начав учёбу в школе, с первых лет становится неуспешен в одном из основных предметов. Страдают познавательные процессы, отношения с учителем, родителями. Ученик эмоционально подавлен, он реагирует на постоянные неудачи в зависимости от типа темперамента – испытывает постоянный стресс или демонстрирует вызывающее поведение.

Если вовремя не провести коррекцию дизорфографии, нарушение закрепляется, становится ещё обширнее и сложнее. Дизорфография будет сопровождать ученика до окончания обучения. Школьная неуспеваемость ведёт к социальной дезадаптации в дальнейшем, невозможности получить желаемую профессию и хорошее образование.

Зачастую не все педагоги и родители считают дизорфографию состоянием, требующем вмешательства специалистов. Иногда им кажется, что это результат невнимательности и лени.

Основные симптомы как проявляется дизорфография:

  • ребёнку непонятна терминология, он путает понятия «звук»—«буква», «согласный» — «гласный», «слог» — «слово»;
  • правила усваиваются детьми гораздо дольше одноклассников;
  • школьник не может пересказать правило, сделать вывод;
  • он приводит неверные примеры на заданное правило;
  • система умозаключений, приводящих к выбору проверочного и проверяемого слова недоступна;
  • ученик не может усвоить способы проверки слов;
  • не может провести самопроверку своей работы.

В итоге ученик с дизорфографией неправильно пишет безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, слова с мягким и твёрдым знаками и прописные буквы там, где они нужны, неверно переносит слова, искажает окончания разных частей речи (дома — домы, красивуя — красивая, яркая — яркое, идёт — идут, дышат — дышут), неправильно использует приставки и суффиксы для образования новых слов (опадают - спадают, солнушко — солнышко), предлоги сливает со словами или заменяет, или искажает (у моря — уморя, из-за дерева — из дерева, по дороге — на дороге, из-за стола — иза стола).

Особенно ярко эти ошибки видны в самостоятельной деятельности учеников: в изложениях, сочинениях, творческих работах. При их выполнении школьник затрачивает все силы на составление самостоятельных высказываний, а на проверку их у него уже не хватает сил и терпения.

Для коррекции дизорфографии требуется работа с логопедом, поддержка со стороны учителя и родителей ребёнка. Дети с этими ошибками на письме особенно нуждаются в поощрениях. Поддерживайте его успехи. Отмечайте и хвалите его за все достижения, обсуждайте детали побед, восхищайтесь ребёнком при каждом удобном случае. А коррекционную работу сделаем мы.

Дизорфография

Нарушение усвоения навыков орфографии. У пациента наблюдаются расстройства речи и невербальных психических процессов. Ребенок часто совершает орфографические ошибки, независимо от того, знает ли он правила письма. Чтобы установить диагноз, специалист проверяет насколько сформирована устная и письменная речь, а также анализирует рабочие тетради ребенка. Расстройство корректируют формируя фонетико-фонематический, грамматический, морфологический и синтаксический компоненты речи, а также развивая высшие психические функции. Обычно, симптомы выявляют, когда пациент учиться во втором или третьем классе. Как правило, родители отмечают, что ребенок не успевает за школьной программой по изучению родного языка. Медики классифицируют морфологический, синтаксический, а также смешанный типы заболевания.

Причины дизорфографии

Расстройство у дошкольников может развиваться на фоне функциональной дисплазии, стертой дизартрии и нерезко выраженного общего недоразвития речи. Иногда болезнь появляется после дисграфии. Еще одним фактором образования недуга являются родовые травмы и мозговые нарушения, вызывающие поражения центральной нервной системы резидуально-органического типа. Если ребенок часто болеет, он также попадает в группу риска.

Кроме того, заболевание возникает у детей, который слишком рано пошли в школу, имеют психосоматическую ослабленность либо педагогическую запущенность. В таком случае, когда начинается обучение, определенные мозговые структуры и психические функции остаются недозрелыми. Нередко дизорфография появляется из-за перегруженности ученика учебой.

Симптомы дизорфографии

Обычно, у школьника отмечают полиморфные, стойкие ошибки речи, которые часто повторяются. Чаще всего первые признаки возникают у второклассников, но выраженность симптоматики нарастает к четвертому классу. Как правило, это обусловлено тем, что пациент плохо знает предыдущий учебный материл, а виды письма усложняются и появляются более сложные орфографические правила. Родители замечают, что ребенок начинает хуже учиться и не успевает за школьной программой родного языка.

При этом дети заучивают и помнят орфографические правила, но не могут применять их на практике. Они не способны проводить морфемный анализ, различать предлоги и приставки, а также вычленять суффиксы, корни и окончания в словах. Наблюдается ограниченность словарного запаса, что приводит к затруднениям во время подбора слов с одинаковым корнем, чтобы проверить орфограмму. Нередко ребенок неправильно согласовывает род, число, и падеж члена предложения.

Диагностика дизорфографии

Как правило, расстройство впервые диагностируется школьным логопедом. Считается, что специалист должен обследовать школьников младших классов. Они оценивают насколько развита устная речь, а также анализируют письмо. Во время логопедического исследования, специалист определяет как пациент понимает речь, насколько она связанна и соответствует нормам грамматики, все ли звуки и слоги произносит ребенок, а также проверяет словарный запас. По письменным работам судят о характере и степени нарушения. Логопед анализирует грамматические ошибки и определяет их ведущий тип. Дифференциальную диагностику проводят с дисграфией.

Лечение дизорфографии

Коррекцией расстройства занимается логопед. В первую очередь специалист работает над произношением звука, ударениями в словах, слоговым анализом и синтезом, а также развивает слуховую дифференциацию минимальных смыслоразличительных единиц. Другим важным моментом в терапии является расширение лексического словаря. Логопед уточняет смысл слов, разбирает с ребенком синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы и другие лексические формы.

Дополнительно пациента учат вычленять корни, суффиксы, приставки и окончания в словах. Чтобы ребенок смог правильно составлять предложения, ему необходимо упражняться определять его структуру, выделять главные и второстепенные члены, а также расставлять знаки препинания. Кроме того, пациенту необходимо развивать речевую и зрительную память, внимание и языковое мышление.

Профилактика дизорфографии

Родители должны следить за уровнем физического и психологического развития детей. Если имеются речевые нарушения, их необходимо устранить до того, как ребенок пойдет в школу.

Дизорфография

Дизорфография – самое новое и, пожалуй, самое неоднозначное из всех имеющихся логопедических нарушений. Логопеды-практики привыкли говорить о «классических» нарушениях письменной речи, - дисграфии и дислексии, - они обусловлены рядом причин: недоразвитием фонематического восприятия, неумением анализировать/синтезировать звуки родного языка и т.д. Но иногда приходится иметь дело со школьниками, у которых и фонематическое восприятие вполне развито, и звуко-буквенным анализом они неплохо владеют, и с оптико-пространственным восприятием всё в порядке, и даже правила русской грамматики они сносно знают и вполне способны пересказать, а вот в тетради на каждой странице больше десятка ошибок и сплошные «двойки». Вот именно в таких случаях и принято говорить о дизорфографии.

Итак, дизорфография – это стойкое специфическое нарушение усвоения орфографических правил, проявляющееся трудностями формирования одноименных навыков. Собственных ошибок при самопроверке ученик-дизорфографик не видит, но любое правило знает назубок. Кратко можно резюмировать, что дизорфография – это своеобразный антипод так называемой «врожденной грамотности», т.е. хорошо сформированной зрительной памяти и умения видеть ошибки в любом тексте, не особо вдаваясь при этом в знания правил русского правописания.

А.Н.Корнев считает, что основной причиной дизорфографии является несформированность морфологического анализа. У детей, страдающих данным нарушением, нет своеобразного языкового чутья. При попытке определить, какой частью речи является слово «осень», ребенок выстаивает примерно такой алгоритм рассуждений: «Осень – это имя прилагательной, потому что отвечает на вопрос «какая»? – осень – какая?» Любая орфографическая задача ставит школьников-дизорфографиков в тупик, будь то поиск «ошибкоопасного» места в слове или подбор проверочного, образование заданной части речи от данного корня. Поскольку у детей, страдающих дизорфографией, есть определенные сложности с умением обобщать и абстрагировать, им трудно дается определить число и род различных частей речи, просклонять существительное, проспрягать глагол. Письмо под диктовку для них является более легким заданием, нежели самостоятельное письменное высказывание, - изложение, сочинение, развернутые письменные ответы на вопросы, - помимо прочего, таким детям трудно сформулировать свою мысль и оформить ее на листе бумаги. Речь их бедна, предложения малораспространены и аграмматичны.

При логопедическом и психолого-педагогическом обследовании у детей с дизорфографией выявляется недостаточно сформированные слухоречевая память и словесно-логическое мышление, внимание их неустойчиво, имеются трудности с переключением на другой вид деятельности, эти школьники легко отвлекаются, они излишне импульсивны и стараются избегать любого волевого напряжения. При простом задании, типа – найти проверочное слово к слову «листочек» - они либо начинают угадывать, либо выстраивают алогичную цепочку рассуждений: «Проверочное слово – «лестница», от слова «лес». Пояснить, почему проверочные слова должны быть родственными, они не могут.

В современной логопедии принято выделять три вида дизорфографии:

  • Морфологическая, характеризующаяся большим количеством ошибок в сочинениях, изложениях, любых самостоятельных письменных высказываниях;
  • Синтаксическая: неспособность овладеть навыками пунктуации;
  • Смешанная, сочетающая признаки 1 и 2 вида.

Причины дизорфографии еще недостаточно изучены. Всх детей с этим нарушением объединяет стойкое неусвоение морфологического принципа письма. Учитывая данные идущих в настоящее время исследований, профилактика и коррекция дизорфографии должна быть направлена на

  • Формирование процессов зрительного и звукового анализа-синтеза, слуховой и зрительной памяти, речедвигательных функций;
  • Развитие речи в целом, обучение навыкам развернутого высказывания и монологической речи, накоплению лексического запаса;
  • Коррекции грамматического строя речи.

Также по теме:

дизорфография у взрослых

Откуда берётся врождённая неграмотность

«Зилоный йожык». Почему 80% российских школьников пишут неграмотно?
Почему мы говорим и пишем неграмотно?
Нейрофизиологи подтвердили теорию «врожденной грамматики» Хомского

Почему я этим занимаюсь

У меня дизорфография. В школе я, как все, учила правила, учила словарные слова. Знала всё хорошо и прям по учебнику. И у меня даже была красивая тетрадочка с красиво перерисованными правилами. Но когда дело доходило до письма — и смех, и грех. Да ещё и в условиях ограниченного времени на уроках-контрольных, когда надо писать практически с той же скоростью, что и говоришь.
Первая моя серьёзная схватка с трудностями письма началась в 11 классе, когда надо было готовиться к выпускными и вступительным экзаменам. Я ходила на курсы врождённой грамотности (кстати, они существуют до сих пор; и большей несуразицы и откровенной безграмотности в плане теоретической базы я не читала). Я пыталась выполнять упражнения из разных книжек, типа "русский язык без правил и словарей", где все авторы в один голос пишут: "как интуиция подсказывает". Бред. Моя интуиция молчала, как зарезанная. Да и если бы она что-либо мне подсказывала, то, наверно, я не изучала бы подобную литературу. И моторная память срабатывала как-то каждый раз по-разному. Ну не формируется образ слова и всё. И глупо аппелировать к тому, чего нет.
Прошло ещё сколько-то лет, и я снова вернулась к этому. Но. Я уже прочитала много правильных книг по дисграфии, дизорфографии, дислексии и не только на русском. Я выучилась на логопеда, чтобы понять, откуда ноги растут. И началась моя вторая маленькая победоносная война. Нет, у меня не появилась врождённая грамотность, я живу со словарями. Но я стала в разы правильнее писать, я стала понимать, почему надо писать так, а не иначе, и я поняла, как НАДО учить правила. Язык — это, оказывается, система знаний, а не набор правил. А ещё это безумно интересно. Об этом нам забыли рассказать в школе.

В чем фокус

Во-первых, материал построен таким образом, что вы самы выводите правило. "Ага-эффект" очень помогает быстрее и крепче запомнить правило. Далее вы сами для себя его зарисовываете и записываете, понятным для вас языком. Обязательно будет написано и "учебниковское" правило. Мы начинаем с начала, с самых простых правил, для того, чтобы язык сложился в стройную систему, а не остался хаотичным нечто. Несомненно, в русском языке из каждого правила есть исключения, но, не зная правил, не знаешь, что исключать, а значит, не знаешь, как писать.
Во-вторых, мы учим правила, и мы учим словарные слова.
В-третьих, творческие задания. Упражнения для отработки правил — это прекрасно. Но этого не достаточно, потому что это лишь репродуктивная форма усвоения знаний. Гораздо важнее уметь применять правила в продуктивной деятельности, в самостоятельном письме и важно научиться видеть свои ошибки, развивая орфографическую зоркость. Как в жизни.
В-четвёртых, никаких техник 25 кадра и НЛП. Только пот и слёзы.

Этот сложный русский язык











Смотрите также