Канифоль для скрипки что это такое


Темная и светлая канифоль - какую выбрать?

Темная и светлая канифоль

Темная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.

Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?

Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.

Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.

Канифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).

После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.

Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.

  • Как действует канифоль

Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).

  •  Выбор и использование канифоли

При покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.

Далее, следует этап выбора между светлой (или янтарной) и темной канифолью. Все еще бытует суждение, что – летом надо использовать светлую, а зимой – темную канифоль. Темная канифоли мягче и, как правило, может быть излишне липкой для жаркой и влажной погоды, она лучше подходит для холодных температур, в сухом климате. Так как светлая канифоль тверже, а не такая «липкая», как ее темный аналог, предпочтительно также для более высоких струн. "[Любой тип] канифоли кроме контрабасовой, которая намного мягче и создала бы совершенный беспорядок при использовании на скрипке, –довольно сносно применим на любом инструменте" - как говорят некоторые профессионалы. Светлые канифоли, как правило, жестче и более плотные, хорошо подходят для скрипки и альта. Темные, более мягкие канифоли, как правило, предпочтительнее для более толстых струн, – т.е. басовые инструменты – виолончель, контрабас. Это правило было легко применимо, когда существовало лишь 2 вида канифоли – темная и светлая. Однако с усовершенствованием технологий и формул изготовления канифоли для смычка это правило претерпело изменения, благодаря чему темные и светлые канифоли стали доступны для всех инструментов и всех сезонов. Появились универсальные 3в1 канифоли (скрипка-альт-виолончель). Принципиальную разницу составляет лишь контрабас, канифоли для которого изготавливаются принципиально более мягкие и вязкие, чтобы раскачивать толстые массивные контрабасовые струны.

Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.

Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.

Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.

Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для  альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.

Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.

 

  • Коробочная или формованная канифоль

Канифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).

Изредка, порошок создаваемый канифолью может служить источником аллергии у музыкантов. Для борьбы с аллергией от канифоли, некоторые компании также предлагают гипоаллергенную канифоль –  встречается преимущественно в формованном виде и не создает «хлопьев» или порошка при использовании, - существующая альтернатива другим типам канифоли. В определенной степени является маркетинговой находкой. Вместе с тем, даже если какой-то тип канифоли не позиционируется как гипоаллергенный, это нисколько не умаляет его качеств, так как продукт также производятся с учетом заботы о здоровье музыканта.

Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.

Современные темные и светлые канифоли претерпели длительный путь «совершенствования» прежде чем поступить на прилавки музыкальных магазинов. Первое чего добились производители – победили суждение о сезонности использования того или иного типа канифоли в зависимости от его окраски (темный светлый). Теперь практически любую канифоль можно использовать в любой сезон года. Этому также способствовало появление струн на синтетической основе, что требовало нового подхода к свойствам канифоли, ее взаимодействия с более мягкими синтетическими струнами. Это было успешно достигнуто. Условно говоря светлую канифоль можно считать более твердой, темную - более мягкой. Как светлая, так и темная канифоль можно использовать в любое время года в зависимости от ваших потребностей к мягкости/твердости канифоли.


Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.

 

 

О канифоли или КАНИФОЛЬ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ..

                          КАНИФОЛЬ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ...


   Канифоль получила своё наименование от античного города Kolophon, расположенного севернее Эфеса и Смирны, где так называемая "смола для смычков" изготавливалась в больших количествах. Kolophon являлся своеобразным торговым центром по продаже канифоли. Как гласят старинные документы, смола деревьев использовалась в самых разнообразных житейских ситуациях. Она являлась излюбленным средством иллюзионистов, показывающих свои фокусы зевакам на базарных площадях. Её целебные и бальзамирующие свойства широко применялись врачевателями того времени. На различных состязаниях по стрельбе из лука древние греки непременно смазывали свои стрелы канифолью. Современники персонажей "Илиады" и "Одиссеи" использовали смолу сосновых деревьев для пропитки и замазывания щелей морских судов, на которых отважные греки плавали в надежде покорения троянцев. А прославленные олимпийские факела обязательно содержали в своей основе составляющие из канифоли. И по сей день в Греции сохранилась традиция использования сосновой смолы для замазывания щелей бочек при закладке белого вина. 
     Канифоль являлась незаменимым компонентом при изготовлении смазочных материалов.Так, в Германии в 17-18 веках люди, путешествующие на большие расстояния в экипажах, были обязаны на станциях своего следования платить так называемые "Schmiergeld" ( деньги для смазки). Таким образом, вполне обыденное понятие приобрело впоследствии столь недвусмысленное значение, которое в современном немецком языке используется для обозначения взятки.  
     Можно долго перечислять разнообразные области, в которых используют канифоль и её производные. Ёе применяют для проклейки бумаги и картона, как эмульгатор в производстве синтетического каучука, в производстве пластмасс, искусственной кожи, линолеума, лаков и красок, электро -  изоляционных мастик, в фармoиндустрии, а также при пивоварении. С незапамятных времён известно антисептическое воздействие смол хвойных пород, они с успехом используются в ароматерапии для усиления кровообращения. Канифоль используют также наряду с другими природными смолами, такими как мастик, копал и сандарак в смесях при изготовлении лаков для для лакового покрытия скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Но особый интерес представляет использование канифоли при игре на струнных музыкальных инструментах: скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.    

Первые упоминания о смычках для струнных инструментов встречаются в среднеазиатских и арабских источниках начиная с 9-го века нашей эры. Примерно к этому же времени относятся и первые попытки поиска подходящего материала, улучшающего захватывание струн смычковым волосом. Волосы являются важной составной частью смычка. Благодаря им происходит контакт между смычком и инструментом. Маленьким, но таким незаменимым при игре вспомогательным  материалом является скрипичная канифоль. Только наканифоленные волосы создают возможность полноценной игры на инструменте. Разнообразие сортов канифоли заключается в широком выборе исходного материала. На сегодняшний день насчитывается свыше 100 сортов сосен, пихт и елей, подходящих для добычи из них смолы.


     В прежние времена добычей смолы из хвойных деревьев занимались в труднопроходимых местах, где транспортировка древесины была практически невозможна или же очень дорога. Порою, жители целых селений, расположенных в гористой местности, покрытой хвойными деревьями, занимались добычей, переработкой и дальнейшей продажей смолы деревьев. Это был, практически, единственный источник доходов местного населения. В европейских хрониках 1546 года упоминаются несколько деревень, расположенных у подножия горы Кniebis.  Жители этих деревень собрали за год 200 центнеров смолы, которая была продана на ежегодной ярмарке в городе Straßburg. Случались и курьёзные ситуации. Поскольку смола деревьев ценилась довольно высоко, не редкими были случаи кражи смолы.

     В основном добыча смолы была распространена в Северной Америке, Юго-Западной Франции (Бордо), Австрии и Южной Германии (Тироль). Специалисты определяют происхождение смолы по её цвету: чистейшая французская смола обладает прозрачным золотистым цветом, а немецкая - имеет благородный янтарный оттенок.


   Технология производства канифоли для скрипки, альта, виолончели, контрабаса не претерпела особых изменений. Сегодня, как и в старые времена, из смолы хвойных деревьев путём дистилляции получают скипидарное масло, а остатки: смола, кислоты и вода выпариваются. Все примеси при этом оседают и остаётся чистейшая смола. Впоследствии при производстве скрипичной канифоли к этой смоле добавляются определённые компоненты, наименование которых содержится в строжайшей тайне от конкурентов.    

Известно, что одно взрослое сосновое дерево вырабатывает не более 2-х литров смолы в год. При этом обязательно учитывается диаметр ствола. Только то дерево годится для добычи смолы, которое достигло 30 см в диаметре. В первый год из такого дерева добывают смолу с восточной стороны ствола, затем - с северной, после этого - с западной и в завершении - с южной стороны. Пятый год - дереву дают отдых и затем 5-летний цикл повторяется снова. С первых дней марта начинается подготовка для сбора смолы: надрез коры деревьев и закрепление ёмкостей. Когда ёмкости наполняются драгоценной смолой к делу подключаются женщины. Они сливают собравшуюся смолу в бочки и отправляют её на дальнейшую переработку. Всего в год происходит не более 5-и сборов, последний - в ноябре. Особое внимание обращают на то, чтобы дать дереву заживить его кору перед зимой. Учёными были исследованы деревья из коры которых добывали смолу ещё до 1-ой Мировой войны и продолжающих расти в наши дни. Дерево, подвергшееся сбору смолы, выделяет особые фитонциды способные уничтожать различные грибки и бактерии, облегчая регенерацию коры. Таким образом,  доказано, что смола хвойных деревьев - это не сок, необходимый для жизнедеятельности дерева, а - средство для заживления его ран. 
     Музыканты часто задаются вопросом, какая же канифоль для скрипки, альта, виолончели, контрабаса является лучшей? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит, прежде всего, от самого музыканта, от его инструмента, от представления музыканта об идеале звучания, от манеры его игры и, наконец, от свежести самой канифоли, и от качества дополнительных компонентов, которые были использованы при изготовлении.


Известно, что качество смолы хвойных пород очень различно и, в среднем, её температура плавления колеблется от 80°до125°С. В зависимости от того, при какой температуре варится канифоль, зависит и градация её твёрдости. Твёрдость же определяет предназначение канифоли для конкретного инструмента - от скрипки до контрабаса.
  Музыканты подбирают скрипичную или виолончельную канифоль индивидуально, в соответствии со струнами, на которых они играют. Инструментам с жесткими металлическими струнами необходима канифоль, имеющая небольшую силу сцепления. Для инструментов с синтетическими струнами на пластиковой основе требуется канифоль, обладающая средней силой сцепления. Инструментам с жильными струнами необходима канифоль с наибольшей силой сцепления.
Таким образом, как правило :
     -  для скрипичного смычка необходима более твердая канифоль;
     -  для альтового смычка подходит канифоль средней твердости;
     -  для виолончельного смычка требуется более мягкая канифоль;
     -  для контрабасового смычка предназначена только самая мягкая и липучая канифоль.   
   Согласно исследованию шведского физика Андерса Аскенфельда о принципе извлечения звука смычком, документально установлено, что период вибрации состоит из двух фаз. В первой фазе смычок охватывает струны и  канифоль, нанесённая на волос смычка, разогревается на микроскопическом участке до температуры  в 70°- 90°С, плавясь при этом.  Вследствие чего, волос смычка теряет на какие-то доли секунды контакт со струнами. В то же время, охладившийся участок наканифоленных волос смычка захватывает струны и следующая фаза возобновляется. Аскенфельд подтверждает свои наблюдения при помощи ультрафиолетовой камеры, показывающей невероятный нагрев смычкового волоса при игре. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что температура окружающей среды оказывает большое влияние на температуру плавления струнной канифоли при игре. Этим объясняется, кроме всего прочего, различие в звучании инструмента в тёплом концертном зале и в холодном помещении.  

Качество скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли зависит от сырья и различных добавок, используемых при ее изготовлении. Дешевая канифоль изготавливается из отходов бумажного производства с примесью различных химических добавок: пластификаторов, консервантов и прочего, воздействующих не лучшим образом на лаковое покрытие струнного инструмента и здоровье музыканта. В том случае, если все же используется такая, зачастую липучая канифоль, рекомендуется очень экономно ее расходовать. В противном случае, как следствие, обеспечены неприятные призвуки при игре и склеивание смычкового волоса. После каждого использования такой канифоли необходимо следить за тем, чтобы места склеивания на ленте смычка были бы убраны и волос был равномерно распределен по всей длине трости смычка ! Такая канифоль способствует звукоизвлечению, но различие с более дорогостоящей канифолью ручного изготовления из натуральной живицы и без вредных химических примесей - значительно.


Первоклассная золотая канифоль Laubach для скрипки, обладающая особой консистенцией с содержанием микрочастиц золота 999 пробы. В чем заключается особенность этой канифоли? Прежде, чем ответить на этот вопрос необходимо вспомнить о том, что при изготовлении смычка используется натуральный конский волос. Внешнее строение волоса напоминает шишку - волос покрыт чешуйками (кутикулой). Иногда их еще сравнивают с черепицей, т.к. каждая последующая чешуйка налегает на предыдующую. Спустя некоторое время после игры, наканифоленные чешуйки изнашиваются, слипаются и волос смычка начинает проскальзывать, плохо захватывать струны, появляются призвуки.

Канифоль с содержанием микрочастиц золота, задирая чешуйки,  раскрывает структуру волоса смычка, создавая при этом наибольшее сцепление и захватывание струн лентой смычка. При этом создается эффект "свеже - вставленного" волоса в смычке и, даже, у инструментов со слабым звукоизвлечением улучшаются звуковые качества.
    При изготовлении золотой скрипичной канифоли Laubach мы используем золото 999 пробы, которое по своей плотности гораздо мягче, чем металл на навивке струн. Благодаря этому, золотая пыль не причиняет вреда и струны не изнашиваются больше, чем при использовании простой канифоли. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента.


Золотая канифоль Laubach для скрипки или виолончели проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. Она незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а также - при исполнении в дуэте с роялем.

Некоторые музыканты охотно экспериментируют с различными сортами скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли. Они используют мягкую канифоль для холодных помещений и твёрдую - для концертных залов. Каких бы результатов ни давали эти эксперименты, неизменно важное правило: канифоль не должна сильно осыпаться, как при нанесении её на волос смычка, так и при игре! Сыпучая канифоль сильно загрязняет лаковое покрытие инструмента, усложняя уход за ним. Кроме этого, из-за канифольной пыли некоторые музыканты могут испытывать аллергические реакции, проявляющиеся заложенностью слизистой оболочки носа и другими неприятными симптомами. К счастью, подобные аллергические реакции встречаются не часто. Высококлассная канифоль не осыпается - это один из главных критериев её качества.


При покупке канифоли особенно важна её свежесть! Любая канифоль, даже самая лучшая, со временем изменяет свою структуру, она попросту усыхает.  Не следует использовать канифоль дольше 8-и месяцев, а для солистов - не дольше 6-и месяцев. Но, в том случае, когда куплена высококачественная скрипичная канифоль, которая продолжает сохранять свои характеристики, не высыхает и не существенно осыпается при игре, вполне возможно продолжать пользоваться и далее этой полюбившейся канифолью. Свежая канифоль сглаживает неточности и шероховатости при игре. Вероятно поэтому, многие студенты консерваторий охотно используют именно свежую канифоль при подготовке и сдаче экзаменов. Вторым важным критерием качества канифоли является её прозрачность. Поскольку канифоль производится из различных сортов смолы хвойных деревьев, нельзя допускать смешивания нескольких сортов канифоли на волосе смычка. Это может иногда явиться причиной возникновения неблагоприятной реакции, усложняющей захватывание струн смычковым волосом. Перед использованием канифоли нового сорта, волос на смычке следует основательно очистить спиртом, ни в коем случае не затрагивая лакового покрытия трости смычка. После чего дать возможность волосу высохнуть, минимум 30 минут, затем нанести свежую канифоль.

Канифоль оказывает весомое влияние на звуковые и игровые качества струнно-смычкового инструмента и смычка, являясь незаменимым  натуральным материалом, традиция использования которого продолжает своё существование и в наше время. Так, разлитая в формы и облагороженная смола хвойных деревьев, помогает музыкантам гармонично извлекать божественные звуки музыки.


©Татьяна Лаубах  Бамберг, 18.12.2006

В статье использованы материалы университетского архива г. Bamberg (Германия)

купить канифоль


Якоб Штайнер  О контрабасе    О Миттенвальде   O Столярском

Скрипки   Aксессуары   Виолончели   Контрабасы   Смычки  Канифоль   

Зачем наносить канифоль на смычок для скрипки?

Канифоль представляет собой твердую форму смолы, получаемой при перегонке различных элементов, среди которых скипидар и олеорезин (или камедь). Олеорезин представляет собой жидкий раствор, собираемый из смолистых деревьев, таких как сосны, после процесса экстракции, называемого постукиванием по сосне. Хотя производство канифоли достигло мирового уровня - каждая страна может производить свою собственную канифоль, качество может сильно различаться от страны к стране.

Какова цель нанесения канифоли на смычок для скрипки?

Канифоль важен для любого музыканта, который играет на струнном инструменте, таком как скрипка и виолончель. Без канифоли струны скрипки будут скользить по струнам и не дадут достаточного трения, чтобы издать звук. Необходимо, чтобы скрипач протер канифолью по всей длине скрипки, это позволит струнам смычка создавать хватку на струнах скрипки, следовательно, производить звук.Канифоль абсолютно необходим для игры на скрипке, альте или любом струнном инструменте!

Как нанести скрипичную канифоль на лук?

Перед любой репетицией или концертом вам необходимо нанести канифоль на скрипку. Этот простой жест должен стать автоматическим для любого музыканта, который играет на струнном инструменте.

1. Затяните струны в носовой части как обычно.

2. Держите канифоль в левой руке, а скрипку - в правой. Затем начните наносить канифоль без давления на струны. На самом деле, вам просто нужно аккуратно растереть струны смычка вверх и вниз канифолью.

3. Будьте осторожны, чтобы не наносить слишком много канифоли, этобесполезно. Ограничьте себя одним или двумя движениями вперед и назад по носу. Если ваша скрипкановая, нанесите немного канифоли.

Согласно инструкциям производителя, срок службы блока канифоли обычно составляет один год. Нет необходимости заменять его, пока вы продолжаете испытывать одни и те же игровые ощущения.

Как чистить скрипку в случае скопления частиц канифольной пыли?

Когда вы играете, старые остатки канифоли накапливаются на теле скрипки, образуя слой частиц канифольной пыли. Лучше время от времени чистить скрипку, чтобы не повредить ее тело. На самом деле, канифоль может поцарапать или повредить лак для скрипки. Для этого нужно просто протереть канифоль мягкой, чистой и сухой тканью.

В чем разница между светлой и темной канифолью?

Обычно легкая канифоль тверже и издает «более мягкий» звук. Скрипачи предпочли бы использовать его. С другой стороны, темная канифоль «мягче и липче». Виолончелисты и контрабасисты предпочитают эту канифоль. С этим более липким остатком темная канифоль лучше наносится на смычки для виолончели и контрабаса, так как у них больше струн.

Даже если разница в уровне звука почти не ощутима, консистенция канифоли повлияет на звук, производимый инструментом.Цвет канифоли зависит от температуры, используемой в процессе дистилляции.

Канифоль для скрипки, виолончели и альта -профессиональный обзор

     Некоторые производители канифоли также иногда добавляют драгоценные и другие металлы в их рецептуры. Вы не редко можете увидеть золото, серебро, медь или даже „ метеориты „ в составе канифоли, а иногда - эти перечисленные металлы присутствуют только в броском заглавии канифольной этикетки и несут в себе лишь названия марок струн, к которым, со слов производителя, эти канифоли более подходят: Pirastro Gold rosin, Evah Pirazzi Gold rosin.  При ближайшем рассмотрении под лампой в этих сортах канифоли вам не удастся обнаружить в ее составе металлов или их примеси, она абсолютно прозрачна, хотя имеет в своем названии слово Gold - золото. В составе скрипичной канифоли Goldflex Pirastro вам все же удастся заметить " золотые разводы ", которые содержат настоящего золота не больше, чем на новогодней елочной игрушке.

Некоторые изготовители канифоли ловко используют игру слов и словосочетаний в описании своей канифоли: золотые частицы (Goldflex Pirastro), легкое золото или тёмное золото с непереводимым подтекстом (GEWA Old Master Light Gold Designer или Light Gold Mini, Dark Gold, Larica ) и проч. Другие канифоли, изготавливаемые якобы „ по старым рецептам „ , а также вновь появившиеся канифоли азиатского происхождения с различными примесями и добавками в своём составе, не стоят обсуждения.

      Многие музыканты, купив желанную канифоль и, прочтя в названии канифоли заветное слово GOLD, к сожалению заблуждаются, не найдя и не почувствовав ожидаемых характеристик, присущих канифоли с золотом.

      Не следует путать определение Золотая Канифоль и канифоль с содержанием настоящего золота... Не все то золото, что блестит!.. Некоторые музыканты, купив по незнанию такую " позолоченную "  канифоль и, вынесшие свой вердикт о том, что золотая канифоль не представляет из себя ничего особенного, попросту столкнулись с неправильным описанием канифоли производителя или заведомо неправильным описанием продавца, навязчиво и настойчиво добавившим в описание предлагаемой канифоли волшебное слово золото. Подробное введение в заблуждение музыкантов , как правило, делается для увеличения ассортимента и привлечения доверчивого покупателя.

      Помните, как там у Жванецкого: "Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб,.."

      Так вот - Не следует путать определение Золотая Канифоль и канифоль с содержанием настоящего 999° золота... Когда вы приобретаете ювелирные изделия из золота или серебра, вы всегда обращаете внимание и контролируете процентный состав драгоценного металла, который четко указан производителем на этикете. Вы же не доверяете только рекламному описанию на коробочке, упаковке, или надписи на витрине...

Вам никогда не приходилось задумываться - почему многие изготовители и рекламодатели, предлагающие канифоль, заявляют и пишут большими буквами в описании броское слово ГОЛД ?

     Все очень просто. Последние два десятилетия золотая канифоль для скрипки, альта и виолончели очень любима и популярна среди лучших мировых солистов, а также профессиональных оркестрантов. Тот, кто хоть один раз попробовал настоящую качественную канифоль с наличием в своём составе 999° золота, больше никогда не променяет её на дешевый суррогат ни под каким бойким названием.

Именно поэтому, некоторые производители канифоли идут на уловки и манипуляцию со словом Gold в названии, чтобы разрекламировать свой продукт и, по-возможности, хоть как-то продлить жизнь посредственной, устаревшей канифоли, не отвечающей современным требованиям исполнительства.

Потратившись и купив подобный продукт, вы себя обременяете использованием мало полезной для вас канифоли, не позволяющей раскрыть ваш потенциал. Ведь вам знакомо, как  важно проявить себя на экзамене, конкурсе исполнителей или при прослушивании в оркестр или в учебное заведение. Купив и используя не лучшую канифоль, вы откладываете и усложняете свой успех, как минимум на год - два, пока перед вами вновь не встанет дилемма выбора и покупки новой, хорошей и качественной канифоли премиум - класса.

Не исключено, что через два года в вашей музыкальной карьере актуальность покупки хорошей канифоли для сдачи важных экзаменов и участия в конкурсах не будет больше важна, к сожалению, ввиду заката музыкальной карьеры.

       Золотая канифоль для скрипки, альта или виолончели - с содержанием высокопробного золота извлекает теплый, яркий звук и подходит для всех струнных инструментов. Добавление золота в канифоль действительно смягчает жестко звучащий инструмент, т.к. золото высокой пробы, без содержания посторонних примесей, очень элластично и мягко.

Именитые солисты, выбравшие для себя золотую канифоль в качестве приоритета отмечают, что золотая канифоль помогает им достичь более четкого и сфокусированного звучания на их раритетных старо - итальянских струнных инструментах.  

Не только оркестранты, которые много гастролируют и часто бывают в разных странах с различными климатическими зонами с резкими перепадами температур и влажности выбирают для своего инструмента золотую канифоль, но и студенты, готовящиеся к ответственной сдаче экзаменов, стараются не забыть обновить свою канифоль с золотом.

Известно, что в качестве идеального компонента, присутствующего в канифоле может быть использовано только настоящее золото высокой пробы, которое не входит в химическую реакцию, прежде всего с самой канифолью.  Тем самым, данная канифоль улучшает и поддерживает на прекрасном уровне игровые качества, соответственно, не ускоряя оксидации канифоли.

 

Канифоль — Википедия

Баночка канифоли для пайки Баночка с канифолью

Канифо́ль (греч. πίσσα Κολοφωνία, лат. colophonia resina) — колофонская смола[1] — хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным раковинообразным изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.

Входит в состав смол хвойных деревьев[2]. Представляет собой смесь различных смоляных кислот и их изомеров.

Канифоль получают из живицы (смолистого вещества (терпентин), выделяющегося при ранении тканей деревьев хвойных пород) с последующим выпариванием из сырой смолы летучих веществ — в основном — скипидара. Обычно соотношение количества канифоли к количеству скипидара в сырой смоле 3:1.

Также в промышленности канифоль получают экстракцией из измельчённой древесины органическими растворителями или перегонкой сырого таллового масла — отхода целлюлозно-бумажного производства.

В зависимости от сырья и метода получения канифоль называют сосновой канифолью (гарпиус), талловой канифолью и т. п.

Канифоль растворима в органических растворителях (спирте, ацетоне, эфире, бензоле, хлороформе), нерастворима в воде. Температура размягчения и плавления зависит от источника и способа получения и колеблется в пределах от 50—70 °C до 100—130 °C. В химическом составе преобладают смоляные кислоты (от 80 до 95 %), имеющие общую формулу C19H29COOH, основной из этих смоляных кислот — абиетиновая кислота).

Канифоль и продукты её обработки применяют для проклейки бумаги и картона, как эмульгатор в производстве синтетического каучука, в производстве резин, пластмасс, искусственной кожи, линолеума, мыла, лаков и красок, электроизоляционных мастик и компаундов.

Широко применяется в качестве флюса при лужении и пайке легкоплавкими припоями для растворения плёнок оксидов на поверхности спаиваемых металлов и припоя, что улучшает смачиваемость поверхности металлов припоем. Применяется при пайке стальных деталей, деталей из медных сплавов и меди, цинка и др. цветных металлов (непригодна для пайки алюминия и алюминиевых сплавов).

Кроме того, канифолью натирают смычки струнных смычковых музыкальных инструментов, обувь балетных танцовщиков и балерин для предотвращения скольжения (точнее, применяется особый порошок для опудривания стоп ног и балетной обуви (пуанты и балетки)). Делается это для увеличения трения обуви по полу и предотвращения соскальзывания обуви с пятки ноги, если под обувь на ногу надето капроновое трико.

Порошок канифоли применяют и в тяжелой атлетике, бейсболе, альпинизме. Использование порошка канифоли при занятиях на турнике позволяет четко зафиксировать хват, избежать скольжения рук и появления мозолей.

Порошок канифоли без упаковки. Представлен порошок канифоли сосновой живичной в упаковке полиэтиленовой весом 100 грамм. Используется для занятия спортом.

Ранее канифолью натирали также ремённые передачи в механизмах, но с появлением и широким применением механических устройств для натяжения приводных ремней канифоль для этого практически не используется, кроме случаев запуска механизмов с большой инерцией, когда возможно проскальзывание ремней или лент (например запуск кривошипного станка с массивным маховиком в первый момент времени оказывает значительное сопротивление, после его раскручивания сопротивление уменьшается иногда в десятки раз).

Также используется для натирания кончика бильярдного кия при игре в бильярд.

Мелкодисперсный порошок канифоли применяют для имитации дыма при съёмках в киноиндустрии.

При добавке к лакам на основе твёрдых смол повышает их текучесть. Лаки на основе чистой канифоли очень мягки и нестойки, под действием влаги легко белеют, легко стираются. Современные лаки на основе канифоли получаются посредством этерификации глицерина канифолью, то есть сплавлением 6 % глицерина с канифолью.

Использовалась для изготовления лака в Италии с IX в. и называлась Pica greca.

Эфиры канифоли зарегистрированы в качестве пищевой добавки E915.

Применение канифоли в качестве паяльного флюса[править | править код]

Применение канифоли в качестве паяльного флюса обусловлено её способностью в расплавленном состоянии растворять оксидные плёнки на поверхности спаиваемых металлов. Химически при этом оксиды металлов частично восстанавливаются до металла и частично превращаются в легкоплавкие соли смоляных кислот — резинаты.

Принято считать, что канифоль хороший диэлектрик. Диэлектрические характеристики сверхчистого обезвоженного лабораторного образца канифольной изоляции действительно достаточно высоки, однако реальное значение объемного сопротивления канифоли в обычных условиях на три порядка меньше полученных в лаборатории значений. Кроме того, канифоль малоустойчива к воздействию атмосферной влаги, под действием которой она гидролизуется и омыляется, а вследствие гигроскопичности образующихся соединений усиливается их коррозия. Поэтому в качестве долговечного диэлектрика она может использоваться только в герметичных электротехнических устройствах, в качестве изолятора в силовых кабелях и т. д. Также введение в состав электроизоляционных лаков больших количеств канифоли в разной степени снижает их влаго- и водостойкость, и такие лаки размягчаются при повышении температуры. Кроме того, при нагревании таких лаков выше температуры плавления их диэлектрические свойства ухудшаются.

В радиолюбительской практике для пайки популярен раствор канифоли в этиловом или изопропиловом спиртах. Иногда для увеличения эффективности такого флюса в раствор добавляют глицерин. При изготовлении паяльного канифольного флюса растворением канифоли в спирте раствор не следует делать слишком концентрированным: вполне достаточно, чтобы он был лишь слегка желтоватым, так как при применении слабого раствора его эффективность практически не снижается, но существенно облегчается отмывка паяных изделий, например печатных плат от его остатков и жало паяльника загрязняется заметно меньше.

Для пайки сильно загрязненных или сильно окисленных поверхностей канифольно-спиртово-глицериновые флюсы малоэффективны. В таких случаях рекомендуется применять неорганические, например, кислотные флюсы. Кроме того, глицерин, ввиду гигроскопичности, способствует коррозии проводников и электрическим утечкам по поверхности диэлектрика платы, поэтому остатки флюса с глицерином следует удалять после пайки особенно тщательно.

Для предотвращения выпадения кристаллов смоляных кислот из растворов канифоли необходимо:

  • избегать хранения её в железных ёмкостях, так как ржавчина на стенках сосуда, болтах, заклёпках и т. п. образует со смоляными кислотами канифоли резинаты железа, кристаллы которых далее служат затравками кристаллизации смоляных кислот;
  • раствор канифоли перед хранением полезно профильтровать.
  1. ↑ Статья Колофон (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1365 дней]) в издании Любкер Ф. «Реальный словарь классических древностей» [Пер. с нем.]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. — CD-ROM.
  2. ↑ Энциклопедия лесного хозяйства. — М.: ВНИИЛМ, 2006. — Т. 2. — С. 350. — 416 с. — ISBN 5-94737-023-9.
  • Канифоль // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 244—245

Скрипичная и виолончельная канифоль Лаубах для скрипки и виолончели

                  Скрипичная и виолончельная канифоль  Laubach


                КАНИФОЛЬ LAUBACH - ПЕРВОКЛАССНОЕ КАЧЕСТВО

                                  ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ !

Первоклассная золотая канифоль Laubach, обладающая особой консистенцией с содержанием микрочастиц золота 999 пробы. В чем заключается особенность этой канифоли?
Прежде, чем ответить на этот вопрос необходимо вспомнить о том, что при изготовлении смычка используется натуральный конский волос. Внешнее строение волоса напоминает шишку, т.к. волос покрыт чешуйками (кутикулой). Иногда их еще сравнивают с черепицей, т.к. каждая последующая чешуйка налегает на предыдующую. Спустя некоторое время после игры чешуйки изнашиваются, слипаются и волос смычка начинает проскальзывать и плохо захватывать струны. Канифоль с содержанием микрочастиц золота, задирая чешуйки,  раскрывает структуру волоса смычка, создавая при этом наибольшее сцепление и захватывание струн лентой смычка. При этом создается эффект „свеже- вставленного волоса в смычке“ и даже у инструментов со слабым звукоизвлечением улучшаются звуковые качества.
При изготовлении золотой канифоли Laubach мы используем золото 999 пробы, которое по своей плотности гораздо мягче, чем металл на навивке струн. Благодаря этому золотая пыль не причиняет вреда и струны не изнашиваются больше, чем при использовании простой канифоли. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента.
Золотая канифоль Лаубах проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. Она незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а также  при исполнении в дуэте с роялем.


Канифоль Laubach очень экономична и не нуждается в нанесении её в большом количестве на смычок, достаточно 3-4 штрихов для наканифоленного смычка. 

При пользовании не осыпается и относительно не загрязняет поверхность инструмента, позволяя при этом легко ухаживать за ним.  

Наша канифоль имеет современную, оригинальную упаковку с магнитной застёжкой.

                  Канифоль Laubach для скрипки и альта - Solo


Скрипичная канифоль Лаубах предназначена как для студентов, так и для профессиональных исполнителей. Способствует гармоничному извлечению звука, проявляя полноту и теплоту звучания инструмента. Оптимально подходит для инструмента, извлекающего разнообразные звуковые окраски. Придаёт инструменту ровное, стабильное звучание. При пользовании заметно не осыпается и относительно не загрязняет поверхность инструмента, позволяя при этом легко ухаживать за ним.

              Канифоль Laubach Gold для скрипки и альта - Solo


Первоклассная золотая канифоль Laubach для скрипки и альта, обладающая особой консистенцией с содержанием золотой пыли 999 пробы. Незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а так же  при исполнении в дуэте с роялем. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента. Проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. 

                            Канифоль Laubach для виолончели


Виолончельная канифоль Лаубах, имеющая особую янтарную окраску, предназначена как для студентов, так и для профессиональных исполнителей. Канифоль способствует гармоничному извлечению сильного, чистого и глубокого тона, проявляя полноту и теплоту звучания инструмента. Позволяет музыканту извлекать более полный звуковой спектр.

                    Канифоль Laubach Gold  для виолончели


Первоклассная золотая канифоль Laubach для виолончели, обладающая особой консистенцией с содержанием золотой пыли 999 пробы. Незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а так же  при исполнении в дуэте с роялем. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента. Проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук.

                                  Отзывы о канифоли Laubach


                 Статья про канифоль                купить канифоль

 Скрипки    Aксессуары    Виолончели    Контрабасы    Смычки   

    Присоединяйтесь!

Как сделать канифоль скрипки

Музыканты живут по традиции и интриге, и одна из тайн, окружающих струнные инструменты, является канифолью скрипки. Эта изобретательная резина используется исполнителями, чтобы рассматривать поклоны шерсти лошади, которые соблазняют красивые звуки от последовательностей кишки. Канифоль - потребность в каждом футляре для скрипки, и исполнители становятся преданными своему любимому бренду или смеси. Именно поэтому очень много производителей канифоли держат свои специальные компоненты в секрете. У некоторых даже есть патенты для того же самого. Сосновые смолы или смесь соков от другой хвои - основание для канифоли скрипки. Те же самые компоненты также используются в небольшом количестве мыл, чернил, лаков, пластырей, линз, и даже жевательной резинки.

Шаг 1: Выявите Дерево

Сбор урожая сосновой смолы является простой процедурой. Используйте топор, чтобы срезать приблизительно 10 дюймов коры через ствол зрелой сосны приблизительно 3 фута над землей и приложить металлический контейнер, который может поймать смолу. Сократите метку V-shaped в дереве немного выше, чтобы помочь направить поток сока к коллекционеру. Прижмите контейнер плотно к заболони. Смола должна начать течь в течение дня. Освежите сокращение дерева каждые 4 - 5 дней, чтобы держать течение смолы. Если Вы хотите пропустить этот шаг, проверьте Интернет на компании, которые продают сырую сосновую смолу. Среди брендов, проданных в Интернете, Экспорт KTrade, Trench Export/Import Co., Havanna Ltd., Nordtrade, и Tradeasia International. Более ясные сорта более дороги.

Шаг 2: Дистиллируйте Скипидар

Сырая смола - липкое тело, которое должно быть дистиллировано, чтобы возвратить чистую канифоль от вещества. Это сделано, дистиллируя скипидар. Поместите сырую смолу в кастрюлю нержавеющей стали и высокую температуру с пропаном к точке кипения. Продолжите нагревать вещество, поскольку скипидар сгорает. Это может быть захвачено посредством процесса дистилляции, если Вы желаете. Канифоль останется после того, как скипидар выпарил при температурах до 300 градусов по Фаренгейту. Канифоль укрепится, как она охлаждается.

Шаг 3: Разработайте Рецепт

Канифоль скрипки - продукт сосновой канифоли, объединенной с другими смолами, восками и другими компонентами. У производителей канифоли есть множество рецептов, и большинство держит некоторые компоненты в секрете. Смола, собранная весной и осень, вообще произведет более темное, более мягкое вещество. Рецепты канифоли были источником интриги с 18-ого столетия. Итальянские авторы с той эры написали музыкальные трактаты на тайнах канифоли.

Шаг 4: Обработайте Канифоль

Расплавьте чистую канифоль от процесса дистилляции и объедините это с воском пчел, который продан многими продавцами. Добавьте металлические пятна, чтобы добавить абразивную структуру к веществу. Соединение хорошо и поток в деревянную почву. Позвольте этому охлаждаться, и Ваша самодельная канифоль скрипки готова использовать.

Можно ли канифоль для скрипки использовать для паяльника ?

Да вообще-то в застойные времена канифоли "для пайки" как таковой в продаже и не бывало. Выпускалась канифоль сосновая скрипичная (смычковая) марки А (чистая), а в аннотации писалось, что применяться может в числе прочего и для пайки. Ес-сно, ею и паяли. Аналогично и та, которая сейчас продаётся-таки якобы для пайки - разлиты они из одного ковша. Проблема только в том, что для натирания смычка может использоваться не обязательно чистая канифоль - смычку без разницы, там высокой температуры нет, а при пайке "грязная" канифоль оставляет сильный нагар и не всегда приятно пахнет. Поэтому при покупке не очень-то доверяли надписи "марка А", а ориентировались по цвету: чем канифоль светлее, тем лучше для пайки. Впрочем, те, кто часто покупал канифоль, уже знали, какие производители предпочтительнее.

Это одно и то же.

Они разные, отличия есть! Жена виолончелистка.

да хоть с дерева собирайте, только это не лучший флюс

Можно. Но она - имхо - слишком уж легкоплавкая, пока донесешь паяльник до платы, испаряется нафиг. Паяльная канифоль все же отличается - она более вязкая, меньше дымит и дольше не испаряется.

Может в ссср да.... а щас говорят вроде скрипичная и тд идет с какими то добавками "улучшающими муз. инструмент" но ухудшающими пайку...


Смотрите также