Наименование публично правового образования что это такое пример


Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданских правом являются публично-правовые образования.




Виды публичных образований

  • РФ
  • Субъекты РФ
  • Муниципальные образования

Государство и другие публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками. Это значит, что они не вправе использовать свои властные полномочия в гражданских правоотношениях.

В качестве субъектов гражданских правоотношений государство и другие публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью (реализуются через специальные органы)

Имущественную базу для участия в гражданских правоотношениях составляет казна, которая состоит из государственного и местного бюджетов


Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях

Имущественную базу участия публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество.

При этом все публично-правовые образования независимы друг от друга. Это выражается в принципе раздельной ответственности (РФ не отвечает по обязательствам своих субъектов и муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или РФ.

Особые способы приобретения имущества публично-правовыми образованиями:

  • Обнаружение клада, содержащего памятники культуры
  • Бесхозяйственные недвижимости, находки и безнадзорные животные
  • Изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Реквизиция
  • Конфискация
  • Национализация

Особый способ отчуждения имущества:


Участие публично-правовых образований в корпоративных отношениях

В качестве собственников имущества публично-правовые образования вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве.

Что касается корпоративных отношений, то публично-правовые образования могут быть участниками некоторых юридических лиц (например, хозяйственных обществ). Они становятся их участниками через уполномоченных ими лиц. Представители публично-правовых образований участвуют в деятельности таких коммерческих организаций от имени публично-правовых образований и выражают их волю на общих собраниях или в исполнительных органах.

В ряде случаев публично-правовые образования могут установить специальное право “Золотую акцию” в отношении публичного акционерного общества с их участием. В таком случае представители публично-правовых образований получают право вето при принятии некоторых решений общим собрание такого акционерного общества.


Участие публично-правовых образований в обязательственных отношениях

Государственные и иные публично-правовые образования могут быть субъектами самых различных обязательств, которые могут возникать как из договоров, так и внедоговорных отношений.

  • Самыми распространенными случаями их выступления в качестве субъектов гражданских правоотношений является участие в качестве заказчиков в договорах поставки и подряда для государственных и муниципальных нужд.
  • Публично-правовые образования могут выступать в качестве заемщиков или займодавцев
  • Публично-правовые образования могут заключать договоры купли продажи, аренды, залога
  • Публично-правовые образования е могут заключать договоры банковского счета
  • Публично-правовые образования являются субъектом ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов либо их должностных лиц.
  • Публично-правовые образования могут быть участниками наследственных отношений (имущество, не имеющее наследников, переходит в собственность РФ

и др.

Публично-правовые образования и государственные органы

Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (далее – ГК РФ) - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права и участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами.  Такое участие подчиняется правилам, установленным для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, причем от имени государства и муниципальных образований действуют соответственно государственные и муниципальные органы. Уникальность гражданско-правового статуса государства, неприменимость к государству понятия юридического лица были признаны советскими исследователями[1] и поддержаны в российской доктрине.[2] Позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), согласно которой публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью,[3] подчеркивает особое правовое положение государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права. В отличие от общей правоспособности коммерческих организаций, правоспособность государства должна соответствовать его публично-правовой природе. Этот принцип выражен, например, в следующих законодательных положениях: публично-правовые образования вправе обязываться по векселю только в случаях, предусмотренных федеральным законом;[4] государство и муниципальные образования, а также их органы не могут быть доверительными управляющими; государственные и муниципальные образования[5] не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере, если иное не установлено законом.[6] Специальную правоспособность государства стоит учитывать при толковании установленных законодательством полномочий государственных органов, и при подготовке новых законов - публично-правовым образованиям и их органам не должны предоставляться гражданские права, осуществление которых вступает в противоречие с задачей по выражению и защите общественных интересов. Соответственно, публично-правовое образование не должно иметь права, например, на осуществление предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, за исключением особых случаев, когда общественные интересы требуют осуществления государством предпринимательской деятельности в какой-либо форме.[7] В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. В Российской Федерации отсутствуют четкие основания для отнесения того или иного органа публично-правового образования к юридическим лицам во всех случаях его участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Стоит отметить, что проблема существования самостоятельной юридической личности органов публично-правовых образований имеет не только научное, но и огромное практическое значение для определения субъектного состава конкретного гражданского правоотношения.

Трактовка действий органа юридического лица как действий самого юридического лица, т.е. квалификация органа не как представителя, но как части юридического лица,[9] является результатом определенного исторического развития. В ходе изменения взгляда на юридическое лицо как образование, обладающее волей только в силу фикции, в интересах которого действуют представители, подобно тому, как опекуны действуют от имени ребенка или недееспособного человека, сменились взглядом на юридическое лицо как на лицо с реальной волей.[10] Согласно этому подходу, организация законодательно наделяется юридической личностью потому, что она рассматривается как «носитель единой и постоянной коллективной воли»; закон придает воле организации правовой характер, но - как и в случае с физическим лицом - не создает эту волю и способность, а только признает и регулирует. Поскольку орган власти олицетворяет государство, постольку для практического удобства допустимо выступление органа власти в гражданском обороте под собственным наименованием без специального указания, что орган действует за государство. Любые сделки и юридические действия, совершенные органом, в любом случае являются сделками и юридическими действиями непосредственно государства.

Для целей гражданского права любые правовые нормы о государственных органах, их компетенции, правах и обязанностях - остаются правилами об отношениях внутри публично-правового образования как единого субъекта гражданского права, обладающего свободой воли и действующего в своих интересах. Подобным образом гражданско-правовые нормы об органах и отношениях между органами юридического лица, например, акционерного общества, относятся к внутреннему устройству организации. Их цель состоит в том, чтобы регулировать деятельность частей организации, и обеспечить ее участие в гражданском обороте как лица. Если понимание органов юридического лица как его частей (но не поверенных) означает становление юридического лица как самодостаточного субъекта, то гражданско-правовая трактовка государственных органов как юридических лиц (но не частей государства) приводит применительно к государству к обратному выводу. В рамках данной трактовки возможно толкование, будто органы, действуя от имени государства, выступают как доверенные лица, поверенные. Это, в свою очередь, предполагает недееспособность государства (так как нуждается в представительстве, чтобы участвовать в гражданском обороте), что противоречит гражданскому законодательству. Впрочем, с другой стороны, органы, в зависимости от ситуации, действуют либо как юридические лица, в своих интересах, либо как органы публично-правового образования в строгом смысле, т.е. публично-правовое образование действует через свой орган. Но и в этом случае тогда не представляется целесообразным наделять государственные органы статусом юридического лица. Ф.Ф. Кокошкин утверждал, что государственный орган не является субъектом гражданского права, но, тем не менее, он обладает своей волей внутри государства: «...орган нельзя рассматривать как нечто само по себе абсолютно безличное, как одну лишь форму для проявления личности государства». Он действительно является таковым, поскольку компетенция его содержит в себе права и обязанности государства по отношению к объектам подчинения. Но как скоро мы противопоставим государственные органы друг другу, они получают характер самостоятельных субъектов воли.[11]

Еще одна группа авторов заявляет об отсутствии у органов публично-правовых образований самостоятельной юридической личности в гражданском праве.[12] Утверждается, что орган - коллективное образование, которое не является юридическим лицом, не имеет гражданской правосубъектности, ограничиваясь правоспособностью в административных отношениях.[13] Говорится о том, что «признание самостоятельной юридической личности за государственными органами противоречит самой их сущности, что с позиций гражданского права «целое» (то есть юридическое лицо или государство, действующее по аналогии с ним) не может обладать правосубъектностью наряду с правосубъектностью своих составляющих».[14]

Другая точка зрения состоит в признании органов публично-правовых образований участниками гражданско-правовых отношений, причем в организационно-правовой форме, отличной от формы учреждения, в том числе с применением категории «юридическое лицо публичного права». Так, В.Г. Голубцов приходит к выводу о необходимости выделения органов «в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица без отнесения таковых к категории юридических лиц публичного права».[15] По мнению других представителей данного подхода, органы публичного образования являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея при этом особый статус "квазиюридического лица".[16] В.Е. Чиркин, говоря об особенностях органа публичной власти, заключает, что "нужно признать такие органы юридическими лицами, но лицами публичного права с крайне жесткими ограничениями или прямым запрещением участвовать в гражданском обороте".[17] Аналогичного мнения придерживаются Ю.В. Щербакова,[18] С.В. Терешкович.[19]

Согласно еще одной точке зрения группы ученых, к которой принадлежит значительное число как представителей административно-правовой науки, так и цивилистов, органы публичных образований являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений и имеют статус юридического лица в организационно-правовой форме учреждения.[20] Н.В. Козлова и Н.С. Тимофеев справедливо отмечают, что органы государственной власти и местного самоуправления как таковые могут иметь или не иметь статус юридического лица.[21] Статус юридического лица является факультативным признаком органа и сам по себе не изменяет его административно-правовой природы, являясь лишь частным случаем.[22] Следует отметить, что правовой статус органа публично-правового образования как юридического лица является необходимым при осуществлении этим органом имущественных прав от имени публично-правового образования по специальному поручению в рамках п.3 ст.125 ГК РФ, поскольку в этом случае имеют место специфические отношения представительства. Таким образом, персонификация органов публично-правового образования в гражданском обороте посредством наделения их статусом юридических лиц позволяет решить две задачи - выступление в гражданском обороте в качестве представителей публично-правовых образований, а также материально-техническое обеспечение деятельности данных органов. Большая часть органов публично-правовых образований, являющихся юридическими лицами, действуют на основании общих или индивидуальных положений о них, подобных по своей правовой природе уставам юридических лиц. В свою очередь, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты, определяя статус органов как юридических лиц, не содержат указания на их организационно-правовую форму. Представляется верной точка зрения В.В. Бараненкова, согласно которой «для участия в любых видах правоотношений, если это так или иначе связано с использованием имущества (включая имущественную ответственность), организация должна обладать статусом юридического лица».[23]

Дело в том, что публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях как таковые, не нуждаясь в дополнительной правовой форме. Однако органам публично-правовых образований такая форма необходима в силу ст.2 ГК РФ, согласно которой участниками гражданских правоотношений могут являться только граждане, юридические лица и публично-правовые образования. На основании изложенного очевидно, что для этих целей должна использоваться организационно-правовая форма учреждения. Тем не менее в настоящее время вопрос об организационно-правовой форме государственного органа, имеющего статус юридического лица, остается законодательно не урегулированным.

Как считаете, уважаемые коллеги, в целях закрепления правового положения органов публичной власти в гражданском обороте и обеспечения единообразного правового регулирования деятельности органов публичной власти как субъектов гражданских правоотношений необходимо ли включить в нормативные правовые акты, признающие отдельные органы публично-правовых образований юридическими лицами, правила о том, что в данном случае органы являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждения, или, все же, ну его?..



[1] См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. - М.: 1981. - С. 136.

[2]  См. например: Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) - М.: Норма, 2005. - С. 344; Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. - М., ГроссМедиа, 2007.  - С. 48; Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 1: Общая часть. - М.: Норма, 2010. - С. 376.

[3]  См.: п.3 Определения КС РФ от 04.12.1997 г. №139-О; п. 4 Определения КС РФ от 01.10.1998 г. №168-О; п.2 Определения КС РФ от 02.11.2006 г. №540-О. Документы опубликованы не были. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[4]  См.: О переводном и простом векселе: ст.2 Федерального закона от 11.03.1997 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. -  №11. ст.1238.

[5]  См.: Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2001. - С.185-190.

[6]  О применении принципа специальной правоспособности государства в сфере создания юридических лиц см.: Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. 2004. №5. - С.36-43.

[7] Законодательные ограничения участия в гражданском обороте в равной мере распространяются на публично-правовые образования как таковые и на их органы; соответственно, нельзя обойти установленный для государственного или муниципального органа запрет на участие в гражданско-правовых отношениях указанием, что в данном случае участником выступает публично-правовое образование (действующее через свой орган), а не орган в самостоятельном качестве.

[8] См.: О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 г. №102 (в ред. от 29.11.2000 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №39. ст.4626.

[9] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2005 г. №9467/05 // Вестник ВАС РФ. - 2006. №4

[10] См.: Тютрюмов И.М., Саатчина А.Л. Гражданское уложение. Кн. 1. Положения общие. - М.: Волтерс Клувер. - 2007. - С.72.

[11]См.:  Кокошкин Ф.Ф. К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти. - М.,1896. - С.15-16, 29.

[12] См.: Колесников И.В. Государство, государственный орган, государственный заказчик - кто является стороной государственного контракта? // Право и политика. 2007. №4; Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2001. - С.214,216,218; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. - 2003. №5. - С.28-29, 35–36.

[13] См.: Брагинский М.И. Договоры об учреждении коллективных образований. // Право и экономика. - 2003. №3.

[14] См.: Усков О.В. Самостоятельная правосубъектность государственных органов и ответственность государства по обязательствам из договора // Хозяйство и право. - 2003. №9. - С.106.

[15] См.: Голубцов В.Г. Публично-правовые субъекты в гражданском праве. Опыт комплексного исследования: Монография. Пермь, - 2008. - С.217.

[16] Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. - 1999. №6. - С.62-63.

[17] Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.: НОРМА, 2007. - С.243.

[18]  См.: Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Законодательство и экономика. - 2003. №10.

[19]  См.: Терешкович С.В. Некоторые вопросы, связанные с гражданской правосубъектностью федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба / Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации: материалы межведомственной научно-практической конференции // Российский военно-правовой сборник. 2004. №1(1). - С.167.

[20] См., например: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. - М., 2003. - С.282; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Норма. 2003. - С.100.

[21] См.: Тимофеев Н.С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов // Конституционное и муниципальное право. - 2006. №10.

[22] См.: Голубцов В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов // Журнал российского права. - 2006. №6.

[23]См.: Бараненков В.В. Значение института юридического лица в современном российском праве и перспективы его совершенствования // Юридический мир. - 2006. №8.

 

Общая информация об учреждении
Полное наименование учреждениямуниципальное автономное общеобразовательное учреждение Самарский лицей информационных технологий городского округа Самара
Сокращённое наименование учрежденияМАОУ СамЛИТ г.о. Самара
ИНН6316035610
КПП631601001
ОГРН1026301165065
Тип учрежденияавтономное учреждение
Вид учрежденияЛицей
Сформировано Учреждением - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Самарский лицей информационных технологий городского округа Самара
ИНН 6316035610
КПП 631601001
Публично-правовое образование, создавшее учреждение
НаименованиеСамарская область
ОКАТО публично-правового образования36401000000Самарская область
ОКТМО публично-правового образования36701000- Самара
Общероссийские классификаторы
ОКАТО36401000000Самара
ОКТМО36701000- Самара
ОКОПФ20900Учреждения
ОКФС14Муниципальная собственность
ОКПО
Фактический адрес учреждения
Почтовый индекс443096
Субъект63000000000 Самарская обл
Город63000001000 Самара г
Улица630000010000735 Больничная ул
Дом14А
Сведения о руководителе учреждения
ДИРЕКТОРЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Контактная информация
Сайтhttp://samlit.net
Электронная почта [email protected]
Телефон 7-846-2232124
Реквизиты правового акта о назначении членов наблюдательного совета
Вид правового актаПостановление Администрации городского округа Самара
Наименование правового актаО создании наблюдательного совета муниципального автономного общеобразовательного учреждения Самарского лицея иформационных технологий городского округа Самара
Номер правого акта169
Дата правого акта06.03.2012
Наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, принявшего решение о назначении членов наблюдательного советаАдминистрация городского округа Самара
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя
НаименованиеАдминистрация городского округа Самара
Виды деятельности
Вид деятельностиНаименование видов деятельностиКод ОКВЭДНаименование по ОКВЭД
Основной Образование80.21.2Среднее (полное) общее образование

Приложение N 1

N N

Реквизит Заявки на регистрацию (Заявки на изменение, Заявки на прекращение)

Реквизит Реестра участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса

1

Наименование органа. Полное

Сведения о наименовании организации. Полное наименование организации

2

Наименование органа. Сокращенное

Сведения о наименовании организации. Сокращенное наименование

3

ИНН

ИНН

4

КПП

КПП

5

Уровень публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Вид ППО

6

Наименование публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Наименование ППО

7

Код по ОКТМО

Сведения об учредителе (участнике) организации. Код ППО

8

Сведения о руководителе органа. Фамилия

Информация о руководителе организации. Фамилия

9

Сведения о руководителе органа. Имя

Информация о руководителе организации. Имя

10

Сведения о руководителе органа. Отчество

Информация о руководителе организации. Отчество

11

ИНН

Информация о руководителе организации. ИНН

12

СНИЛС

Информация о руководителе организации. СНИЛС (при наличии сведений)

N N

Реквизит Заявки на регистрацию (Заявки на изменение, Заявки на прекращение)

Реквизит Реестра участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса

N N

N N

Реквизит Заявки на регистрацию (Заявки на изменение, Заявки на прекращение)

Реквизит Заявки на регистрацию (Заявки на изменение, Заявки на прекращение)

Реквизит Реестра участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса

Реквизит Реестра участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса

1

Наименование органа. Полное

Сведения о наименовании организации. Полное наименование организации

1

1

Наименование органа. Полное

Наименование органа. Полное

Сведения о наименовании организации. Полное наименование организации

Сведения о наименовании организации. Полное наименование организации

2

Наименование органа. Сокращенное

Сведения о наименовании организации. Сокращенное наименование

2

2

Наименование органа. Сокращенное

Наименование органа. Сокращенное

Сведения о наименовании организации. Сокращенное наименование

Сведения о наименовании организации. Сокращенное наименование

3

ИНН

ИНН

3

3

ИНН

ИНН

ИНН

ИНН

4

КПП

КПП

4

4

КПП

КПП

КПП

КПП

5

Уровень публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Вид ППО

5

5

Уровень публично-правового образования

Уровень публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Вид ППО

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Вид ППО

6

Наименование публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Наименование ППО

6

6

Наименование публично-правового образования

Наименование публично-правового образования

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Наименование ППО

Сведения о публично-правовом образовании, создавшем организацию. Сведения об учредителе (участнике) организации. Наименование ППО

7

Код по ОКТМО

Сведения об учредителе (участнике) организации. Код ППО

7

7

Код по ОКТМО

Код по ОКТМО

Сведения об учредителе (участнике) организации. Код ППО

Сведения об учредителе (участнике) организации. Код ППО

8

Сведения о руководителе органа. Фамилия

Информация о руководителе организации. Фамилия

8

8

Сведения о руководителе органа. Фамилия

Сведения о руководителе органа. Фамилия

Информация о руководителе организации. Фамилия

Информация о руководителе организации. Фамилия

9

Сведения о руководителе органа. Имя

Информация о руководителе организации. Имя

9

9

Сведения о руководителе органа. Имя

Сведения о руководителе органа. Имя

Информация о руководителе организации. Имя

Информация о руководителе организации. Имя

10

Сведения о руководителе органа. Отчество

Информация о руководителе организации. Отчество

10

10

Сведения о руководителе органа. Отчество

Сведения о руководителе органа. Отчество

Информация о руководителе организации. Отчество

Информация о руководителе организации. Отчество

11

ИНН

Информация о руководителе организации. ИНН

11

11

ИНН

ИНН

Информация о руководителе организации. ИНН

Информация о руководителе организации. ИНН

12

СНИЛС

Информация о руководителе организации. СНИЛС (при наличии сведений)

12

12

СНИЛС

СНИЛС

Информация о руководителе организации. СНИЛС (при наличии сведений)

Информация о руководителе организации. СНИЛС (при наличии сведений)


Смотрите также