Образование высшее специалитет что это такое


Специалитет и бакалавриат отличия. ПрофГид

Окончив 11 класс, абитуриенты начинают активно выбирать образовательные программы в вузах. На этом этапе можно столкнуться со сложностями, ведь одна программа имеет продолжительность 4 года, другая – 5-6 лет. Какое направление выбрать, чем отличается бакалавриат от специалитета, где продолжить обучение? Мы сейчас дадим ответы на все эти актуальные вопросы.

Читайте также:

Что такое двухэтапная система ВО?

В 2009 году в российской системе высшего образования заработал Болонский процесс. Главный его принцип заключается в двухэтапном получении образования, дипломы выпускников будут признаны за границей, что позволяет создать единое учебное пространство. Однако наравне с бакалавриатом и магистратурой реализуется специалитет, который является традиционной для России квалификационной степенью. Об основных отличиях бакалавриата, специалитета и магистратуры мы сейчас расскажем.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень в системе ВО, принципы следующие:

  • учебный план включает многочисленные дисциплины, позволяет получить общие знания в выбранной сфере;
  • студентам, успешно прошедшим подготовку в вузе, присваивается квалификация академического или прикладного бакалавра, что зависит от характера изучаемой программы;
  • после получения диплома можно продолжить обучение в магистратуре (платная, бесплатная по итогам вступительной кампании), чтобы освоить определенную профессию;
  • можно не поступать в магистратуру, а сразу же искать работу.

Обратите внимание на то, что срок обучения зависит от выбранной формы, он составляет 4 года для очного отделения, 5 лет – для заочного. Система, состоящая из двух уровней, пока является новинкой для российского кадрового рынка, поэтому вызывает у многих абитуриентов, студентов и работодателей ряд вопросов. Однако стоит помнить о том, что диплом бакалавра – это оконченное, а не неполное высшее образование!

Основные особенности бакалавриата

  1. Ускоренное обучение, в случае со специалитетом срок увеличивается на 1-2 года.
  2. Специалисты обучаются в магистратуре на платной основе, ведь для них она является вторым ВО. Бакалавры могут претендовать на бесплатные места. Кстати, можно поступать на любое направление и в любой вуз, а не только в тот, в котором вы учились по программе бакалавриата. 
  3. Дипломы признаются за границей.
  4. Возможности для получения второго ВО, быстрой смены профессии в России и за рубежом, что обусловлено гибкой программой обучения.
  5. Для некоторых вакансий достаточно диплома бакалавра, для иных необходим диплом магистратуры.

Специалитет

Учебный процесс в рамках специалитета направлен на изучение узкопрофессиональных дисциплин. Во время первых нескольких лет обучения студенты получают общие знания, как и бакалавры, на последних курсах происходит усиленная подготовка по выбранному профилю. Выпускник может работать экспертом-криминалистом, живописцем, клиническим психологом, военным журналистом или музыковедом – он является специалистом в конкретной сфере. Если простыми словами рассказывать об отличиях бакалавриата от специалитета, то можно сказать, что бакалавриат – это общая подготовка, специалитет – образовательно-квалификационная программа.

Некоторые российские специальности не могут быть интегрированы в систему двухступенчатого образования. Дело в том, что невозможно стать хорошим врачом или актером, проучившись в вузе в течение 4 лет. Например, на данный момент для медиков открыта одна программа бакалавриата – это «Сестринское дело», в остальных случаях будущие врачи учатся в вузах в течени

Высшее образование — Википедия

Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах[1].

Скорее всего, калька с французского enseignement supérieur, что означает «более высокое образование», с использованием устаревшего смысла слова «высший» — «более высокий» [2][неавторитетный источник?][3].

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах, высших училищах и некоторых колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий.

Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх- и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники с высшим образованием делятся на бакалавров, специалистов, магистров и докторов философии. При двухуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров (первый уровень), магистров и специалистов (второй уровень) (при этом поступавшие в вузы до 2011 года и ранее дипломированные специалисты, в отличие от последующих, относятся к первому уровню и имеют право на бесплатное обучение второго уровня образования) и лиц с учёной степенью.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной (вечерней) или свободной формах обучения (дистанционное образование), а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

В Древнем мире[править | править код]

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда на этой ступени молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Александрии в V—III веках до н. э., в эпоху эллинизма, стали создаваться школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III веках до н. э. одним из идеологов выделения высшей ступени образования был Платон. Он хотел привлечь к этому образованию незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей — мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень образования в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III в. до н. э. и Аристотель, который считал, что необходима и третья, высшая ступень, образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей, высшей ступени, образования. Однако, определение высшего образования в современном понимании сложилось лишь в Средние века.

В Средние века[править | править код]

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. Старейший в англоязычном мире Оксфордский университет основан около 1117 года английским духовенством, решившим дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, они часто были неграмотны). Выбор пал на Оксфорд, один из крупнейших городов королевства. Но только при Генрихе II он стал настоящим университетским городком. Если со временем через него почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было ещё далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

В XI веке открывается первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия).

В XI—XII веках появляются светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт.

В XII—XIII веках во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) возникают первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет.

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из города Оксфорда после стычки между горожанами и студентами, был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый в славянских странах университет в Праге — Карлов университет.

На пороге Нового времени[править | править код]

Средневековое высшее образование, в первую очередь, преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI веках происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

В 1632 году в Киеве путём объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская коллегия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью — академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы.

В XVIII—XIX веках[править | править код]

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа — Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. 28 января (8 февраля) 1724 года был издан указ Петра Первого об основании Санкт-Петербургской академии наук и университета с гимназией при ней[4]. Примечательно, что если Парижская академия наук была создана впротивовес Парижскому университету, то Пётр распорядился создать открывшиеся после его смерти академию и университет в гармоничном единстве.

В становлении российского высшего образования важную роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Главное здание МГУ, Москва

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

Главное здание Горного Института — первого технического ВУЗа России

В результате изобретения паровой машины произошёл переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, дававших систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением стала основанная Петром I Школа математических и навигацких наук, а затем Инженерная школа в Санкт-Петербурге, которой руководил прадед А. С. Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал, но старейшей до сих пор существующей горно-технической школой России стало основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный университет).

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1830 году в Москве по указу Николая I создаётся Ремесленное учебное заведение (далее Императорское Высшее Техническое Училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели — А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие фактически создали русскую систему системного высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии — 1876 году и в Париже — 1900 году).

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия — «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В 1870—1880 годах во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём допуска женщин в Медико-Хирургическую академию, а затем открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее.

В XX—XXI веках[править | править код]

В 1914—1915 учебном году в России в 105 ВУЗах обучалось 127,4 тысяч человек[1].

В 1950 году, ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.

В 1966 году, Организация Объединённых Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путём всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».

В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям — 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным — 35,6 %, сельскохозяйственным — 7,7 %, медицинским — 7,1 %. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук[1].

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования»[5], или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют ВУЗы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

По данным на 2000 год в России 562 (45,9 %) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0 %), и 662 (54,1 %) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию — 203 (15,5 %)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек[6].

В 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233[7].

По итогам 2012 года Организация экономического сотрудничества и развития провела расчёт доли лиц с высшим образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет в 37 странах-членах организации. Основываясь на этом расчёте, компания Wall St. определила 10 стран с наибольшей долей лиц с высшим образованием во взрослом населении[8]:

Россия — 54 %
Канада — 51 %
Израиль — 46 %
США — 45 %
Япония — 42 %

Новая Зеландия — 41 %
Южная Корея — 40 %
Великобритания — 38 %
Финляндия — 38 %
Австралия — 38 %

Согласно всемирному рейтингу QS Higher Education System Strength Rankings 2016 первую десятку стран с лучшей системой высшего образования составили США, Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Китай, Южная Корея и Япония.

Австрия[править | править код]

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Крупнейшие университеты — Венский (старейший университет Австрии, основан в 1367 году), Грацский, Инсбрукский, Зальцбургский университеты.

Беларусь[править | править код]

В Беларуси два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[9], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[10], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[11]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

В Беларуси студенты вузов могут получить академические степени: бакалавр и магистр.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру. Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария[править | править код]

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания[править | править код]

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education — HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA. Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия[править | править код]

Германская система высшего образования отличается многообразием типов ВУЗов. Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу были введены во многих федеральных землях экспериментально в 2006 году, её размер составлял 500 евро в семестр. Однако, вскоре вслед за землей Северный Рейн в Вестфалии плата за учёбу была отменена всеми федеральными землями к 2013 году. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров («несколько» опять же в каждой земле по-разному) или получающих второе высшее образование. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу. Однако это не коснулось медицинского и юридического образования, которые не делятся на бакалавриат и магистратуру до сих пор. На многих гуманитарых факультетах также обязательно изучения дополнительного предмета.

Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.

Египет[править | править код]

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения. Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире, Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия[править | править код]

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия[править | править код]

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр[править | править код]

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта[править | править код]

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако[править | править код]

В Монако есть только одно высшее учебное заведение — Международный институт Монако.

Польша[править | править код]

Республика Корея[править | править код]

В высшие школы (고등학교, 高等學校) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран[12].

Россия[править | править код]

США[править | править код]

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В 2001 году в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % — из Азии. Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения — от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде, и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002—2003 по 2003—2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных — на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college, даже если они не колледжи, а университеты.

Вузы США можно разделить на три типа, представители которых, как правило, сильно отличаются друг от друга, главным образом по размеру и атмосфере.

Франция[править | править код]

Во Франции высшее образование представлено 87 университетами, из которых пять — негосударственные католические институты и три — национальные политехнические институты университетского типа. При университетах открыты специализированные институты: 113 технологических, 66 профессиональных и 30 педагогических. Высшее образование во Франции бесплатно (за исключением содержания)[13].

Япония[править | править код]

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных, в которых постоянно обучается около 2,5 млн студентов. Наиболее престижные — государственные университеты в Токио, Киото и Осаке и частные в Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансай. Кроме того, в Японии распространена практика «карликовых» высших учебных заведений, в которых 200—300 студентов обучаются на 1—2 факультетах. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения в Японии платные[13].

42 % населения Японии имеют высшее образование[13].

Что такое специалитет в ВУЗе и чем он отличается от бакалавриата?

В последние годы выпускники школ стоят перед тяжелым выбором. Сложность заключается в том, что после подписания Россией Болонской декларации система образования стала включать в себя несколько степеней квалификации.

Если ранее из высших заведений выходили только специалисты, то сейчас школьники могут делать выбор между специалитетом и бакалавриатом.

Что такое специалитет?

Специалитет – это традиционная форма обучения, в рамках которой студентов готовят к работе в какой-либо отдельной отрасли. Будущий дипломированный специалист учится не меньше 5 лет и получает не только базовые, но и углубленные знания по выбранному направлению деятельности.

Квалификация присваивается после написания дипломной работы и ее защиты в Государственной аттестационной комиссии.

Получение диплома на специалитете имеет некоторые недостатки. В частности, таким выпускникам сложнее продолжать учебу или работать за границей, поскольку в Европе предусмотрена двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) без учета средней квалификации.

В силу правил, установленных Болонским процессом, в ближайшее время специалитет в России прекратит свое существование.

Кто такой специалист?

Специалист – это квалификация, приобретаемая студентом ВУЗа после окончания специалитета. В каждой специальности она имеет свое название, например врач, экономист, юрист, менеджер. Дипломированных специалистов готовят к работе в определенной сфере, предусматривающей самостоятельную деятельность.

При желании после завершения учебы на специалитете выпускник может поступить в магистратуру, однако такое обучение становится втором образованием, поэтому осуществляется только на контрактной (платной) основе.

Что дает диплом специалиста?

Окончание специалитета дает право работать по выбранной специальности, заниматься научной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре. Для студентов, которые поступают в медицинские учебные заведения, дополнительным условием получения квалификации является прохождение практики в интернатуре.

Престиж диплома специалиста достаточно высок. Работодатели оценивают таких выпускников намного выше, чем бакалавров, и, соответственно, предлагают лучшую зарплату. Востребованность на рынке труда – одно из основных преимуществ обучения на специалитете, поскольку выпускникам ВУЗов гораздо проще найти работу по специальности.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат был введен в России в 1996 году. Его окончание свидетельствует о получении профессионального образования по выбранной квалификации. Студенты, решившие стать бакалаврами, учатся на один год меньше специалистов, а по завершении учебы могут занимать должности, требующие высшего образования.

Диплом бакалавра предоставляют после защиты выпускной работы, которую, как и в случае со специалитетом, принимает Государственная комиссия.

Закончив бакалавриат, студент ВУЗа может продолжить учебу в магистратуре на бюджетной основе. Неоспоримое преимущество степени «бакалавр» – возможность после 4 лет учебы более четко определиться со своими интересами и предпочтениями и, исходя из этого, поступить в магистратуру на узкую специальность либо получить сразу две квалификации на выбор.

Чем специалитет отличается от бакалавриата?

Основное отличие специалитета заключается в том, что после завершения учебы специалист имеет более высокое качество подготовки, нежели бакалавр. На бакалавриате преподают преимущественно общие дисциплины, иными словами, закладывают базу будущей профессии, тогда как на специалитете обучают непосредственно специальности, которую выбрал студент.

Разница заключается и в сроках обучения: на бакалавриате учеба занимает не менее 4 лет, на специалитете – не менее 5 лет. Закончив бакалавриат, студент может продолжить учиться только в магистратуре, а специалисту сразу же доступна аспирантура.

Чем отличаются уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, специалитет и магистратура

  • ШКОЛА ЖИЗНИ
  • ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
  • СОДЕРЖАНИЕ МОИ ПРАВА

ИскатьИскать

Menu
  • Защита Прав
      • Конституция РФ и Права граждан
      • На какие ПРАВА мы имеем право
      • Право на Судебную Защиту своих ПРАВ
  • Трудовое право
      • Азбука Права: Работа
          • Трудовые отношения
          • Гражданско-правовые договоры
          • Безработица
          • Трудоустройство. Прием на работу
          • Прием на работу иностранных граждан
          • Трудовой договор
          • Оплата труда. Заработная плата
          • Рабочее время и время отдыха
          • Отпуска. Виды отпусков
          • Временная нетрудоспособность
          • Охрана труда
          • Расторжение трудового договора. Увольнение
          • Дисциплинарная ответственность
      • Защита трудовых прав
          • Защита трудовых прав наемных работников
          • Прием на работу. Трудовой договор
          • Расторжение трудового договора. Увольнение
          • Оплата труда. Заработная плата
          • Содействие в трудоустройстве безработных
          • Самозанятость: Права самозанятых граждан
      • Право на Отдых и на Отпуск
          • Рабочее время
          • Право на время отдыха
          • Право на отпуск
      • Право на удаленную работу
          • Право на дистанционную работу
          • Право на надомную работу
          • Право на удаленную работу в интернете (фриланс)
      • Право на государственную службу
      • Право на военную службы
          • Военная служба по призыву
          • Военная служба по контракту
          • Допризывная подготовка к военной службе
  • Образование
      • Азбука Права: Образование
          • Общее образование
          • Государственная итоговая аттестация (ГИА, ОГЭ, ЕГЭ)
          • Формы получения общего образования
          • Профессиональное и дополнительное образование
          • Высшее образование
          • Высшие учебные заведения. Поступление в ВУЗ
          • Военное образование. Военные образовательные учреждения
      • Образование в РФ
      • Право на Общее Образование

Виды высшего образования в России и подготовка кадров высшей квалификации. Сколько уровней высшего профессионального образования в РФ?

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования
Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования
Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Бакалавр это высшее образование или нет - чем отличается от специалиста

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура — что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

С принятием в РФ в 1996 году закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» началась новая эра высшего образования. Основы, проверенные временем, были поколеблены в угоду следованию общеевропейским стандартам.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

В чем разница, что магистр получает в большем объеме, чем бакалавр? Для магистра предусмотрена более углубленная программа обучения по специальности и специализации. То есть если бакалавр получает знания, достаточные для профессиональной работы в выбранной специальности, то знания магистра должны позволить ему иметь достаточную квалификацию и для теоретических разработок, для научной работы в выбранной специализации. Для бакалавра же научная деятельность пока не по зубам.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.

Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна. Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни. И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет. Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа. Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

Но поступить после окончания бакалавриата в аспирантуру у студента не получится. Для этого ему понадобится или закончить магистратуру, или специалитет. Только выпускник магистратуры и специалитета может продолжить научную деятельность в аспирантуре. Бакалавр же – чистый практик, к научной работе не допущенный.

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что материнский капитал можно потратить на образование ваших детей.

Бакалавр, специалист и магистр: отличия и что выбрать — Рамблер/новости

В 2003 году Россия официально перешла на двухуровневую систему высшего образования. Сегодня выпускники школ могут выбирать, какой диплом получать: бакалавра, специалиста или магистра.

Двухуровневая система высшего образования была предусмотрена «болонской декларацией», опубликованной в 1999 году. Этот документ предусматривает создание европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area). Сегодня в «болонском процессе» участвуют 48 стран, в том числе Россия.

В актуальной версии федерального закона «Об образовании» и бакалавриат, и специалитет, и магистратура определяются как программы высшего образования. Для получения диплома бакалавра или специалиста необходимо среднее общее образование. Для поступления в магистратуру нужно высшее образование любого уровня. Чтобы поступить в аспирантуру, необходим диплом специалиста или магистра.

Бакалавриат

Бакалавриат — это первая ступень высшего образования. Стоит подчеркнуть, что это полноценная программа университетского обучения, по завершении которой можно искать работу с дипломом об окончании «вышки».

Поступить в бакалавриат можно по окончании 11 класса школы либо колледжа, техникума, училища. Срок обучения составляет в большинстве случаев четыре года. Суть бакалавриата в том, чтобы дать студентам общие знания по конкретной специальности.

Магистратура

Магистратура — это, как правило, ещё два года обучения. Предполагается, что в магистратуре бакалаврам будут давать узко специализированные знания, а сами студенты будут больше времени уделять самостоятельной научной работе.

Примечательно, что бакалавриат можно окончить по одной специальности, а в магистратуру пойти на другую. К примеру, окончить математический факультет в одном вузе, а затем изучать экономику в другом. Диплом магистра также является свидетельством получения высшего образования, однако при трудоустройстве является более веским аргументом в пользу кандидата, чем диплом бакалавра.

И в бакалавриате, и в магистратуре есть бюджетные места.

Благодаря «болонской системе», дипломы бакалавра и магистра признаются на международном уровне. К примеру, российский магистр — это европейская научная квалификация PhD.

Специалитет

Специалитет — это дань российским образовательным традициям и одновременно — объективная необходимость. Не всегда базовые программы высшего образования «укладываются» в четырёхлетний срок. К примеру, будущие врачи, инженеры изучают свой предмет в течение, как минимум, пяти лет. Несмотря на «переходный» статус специалитета, выпускников-специалистов берут на работу не менее активно, чем магистров.

Компании, заинтересованные в трудоустройстве специалистов и магистров, как правило, не видят особой разницы между пяти— и шестилетним сроками обучения. Для них главное — чтобы широкие познания базировались на крепком фундаменте.

Диплом бакалавра сейчас несколько недооценён. Есть стереотип, что это нечто среднее между магистратурой и средним образованием. Однако со временем, можно предположить, ситуация выровняется, и родители будут поддерживать студентов, которые отказываются от магистратуры в пользу работы.

Видео дня. Ветеран ВОВ испытал современное оружие

Читайте также

Чем отличается бакалавр от специалиста

Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.

Что такое бакалавриат?

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры

Чем отличается бакалавриат от специалитета

Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Читайте также нашу статью «Нужно ли получать высшее образование?» 

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.

Критерии

Бакалавриат

Специалитет

Срок обучения

4 года

5–6 лет

Дальнейшее обучение

Магистратура

Аспирантура

Магистратура

Возможность изменить профессию

Можно в магистратуре получить узкую специализацию по направлению

Только при получении второго образования


Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

  • Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

  • Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.


Экономическое образование

  • Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

  • Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Некоторые профессии доступны только на специалитете

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

 

Магистр — Википедия

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель)[1] — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая магистрантом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат) — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению. Ступень Магистратуры позволяет углубить знания в определенной специальности, для окончивших бакалавриат.

В средневековых университетах существовали следующие академические степени: бакалавр, магистр, доктор философии, но в некоторых странах существовали другие академические степени: бакалавр, лиценциат, доктор философии[2]. В 1240 году магистры получили право избирать ректора[3].

В Средние века учёная степень магистра — Magister artium liberalium (сокращ. M. A. L.) носил учитель так называемых свободных наук. Впоследствии оно было присвоено учёной степени на философском факультете, к XIX веку вытесненной степенью доктора философии. В XIX—XX вв. учёная степень магистра, низшая по отношению к докторской, сохранялась в Англии и России.

В Российской империи степень магистра различных наук существовала на всех факультетах, кроме медицинского[4]. Степени магистра фармации и магистра ветеринарных наук являлись высшими в своей области. Степень магистра получало лицо, которое по окончании университетского курса выдерживало особое устное испытание в известной отрасли наук и публично защищало одобренную факультетом диссертацию. В особо уважительных случаях факультет мог допустить к испытанию на степень магистра и лицо, представившее докторский диплом иностранного университета. Лицо, выдержавшее магистерский экзамен, но не защитившее ещё диссертации, называлось магистрантом. При особенно выдающихся достоинствах магистерской диссертации факультет мог ходатайствовать о возведении магистранта прямо в степень доктора. Имевшие степень магистра могли просить о причислении в потомственное почётное гражданство; при поступлении на гражданскую службу они имели право на чин IX класса. Магистры могли быть назначаемы экстраординарными профессорами университетов. Магистрам были предоставлены такие же академические знаки отличия, как и докторам, только не золотые, а серебряные. Православные духовные академии могли удостаивать степени магистра богословия[5].

Степень магистра в Российской империи[править | править код]

Магистр — учёная степень, введённая в Российской империи во второй половине XVIII века. Первое присвоение степени магистра в России состоялось в 1753 в Академии наук по инициативе М. В. Ломоносова, ученики которого А. А. Барсов, А. А. Константинов, Н. Н. Поповский и Ф. А. Яремский были наименованы «магистрами философии». В Императорском Московском университете первые магистры появились с 1758: по распоряжению куратора И. И. Шувалова звание «магистров Московского университета» получили лекторы иностранных языков Н. Папафило, В. Рауль, И. Г. Рейхель и преподаватель всеобщей истории Х. Г. Кёльнер.

В 1760—1780 гг. звание «магистров философии и свободных наук» в Московском университете присваивалось после экзамена его выпускникам, начинавшим самостоятельное преподавание на философском факультете (Дмитрий Аничков, Семен Лобанов, Иван Урбанский, Илья Климов, Андрей Рогов, Дмитрий Синьковский, Андрей Рогов).

Звание «магистр» было закреплено законодательно «Предварительными правилами народного просвещения» (24.1.1803), а указом императора Александра I было принято «Положение о производстве в учёные степени» (20.1.1819), унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Степень магистра занимала среднее положение между учёной степенью кандидата и степенью доктора в триаде кандидат — магистр — доктор. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается двухуровневая система магистр — доктор[6][7].

Процедура аттестации включала написание диссертации, диспут, испытания. По положению об учёных степенях (1819) степень магистра утверждалась по представлению Совета университета Министерством духовных дел и народного просвещения[8].

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук в Российской Федерации.

В первой половине XIX века претендент на звание магистра проходил «предварительный искус» — собеседование с целью выяснения общих познаний претендента, публичные словесные испытания, в ходе которых он отвечал на вопрос по своему усмотрению и по назначению, читал две публичные лекции. Позже процедура была упрощена, оставив лишь магистерские экзамены по предмету. Обязательным условием получения магистерской степени было представление диссертации. В первой половине XIX века она могла подаваться на факультет в виде рукописи. Во второй половине XIX века разрешалась защита лишь по опубликованному сочинению. На факультете диссертация получала экспертизу специалиста и выносилась на диспут, в котором принимали участие магистрант, его официальные и неофициальные оппоненты. По Уставу 1884 процедура присуждения степени магистра контролировалась министерством народного просвещения[9].

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете.

Общее число получивших учёную степень магистра (и не получавших докторскую степень) в университетах Российской империи (1803—1917) составило около 2 тыс. человек.

Распределение получивших магистерскую учёную степень (и не получавших докторскую степень) по университетам Российской империи (1803—1917):

Университет магистры
Московский университет 469
Дерптский
(Юрьевский) университет
250
Виленский университет 34
Харьковский университет 157
Казанский университет 136
Санкт-Петербургский
(Петроградский) университет
614
Александровский университет ?
Университет св. Владимира 188
Новороссийский университет 78
Варшавский университет 43
Томский университет 4
Николаевский университет -

Магистерская учёная степень и связанные с нею права были отменены декретом СНК РСФСР от 1.10.1918. Система учёных степеней была восстановлена только в 1934 году — понятие «магистр» при этом уже не фигурировало (и во времена СССР не использовалось), однако введённая степень кандидата наук по рангу соответствовала дореволюционной магистерской.

Степень магистра в современной России[править | править код]

В 1996 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Диплом магистра в современной России

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. Магистратура — это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, но квалификация «магистр» приравнивается к квалификации выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов (см. также Болонский процесс).

В связи с вхождением России в Болонский процесс изначально предполагалось, что квалификация специалист в ближайшие годы должна будет прекратить своё существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор.

Однако несовпадение западных традиций и российской реальности[10] а также потребности реальной экономики в квалифицированных специалистах потребовали внесения коррективов: выпуск специалистов в вузах страны был существенно сокращен, но не прекращен.

Степень магистра в зарубежных странах[править | править код]

Существуют разные степени магистра (англ. Master's degree ) в Западной Европе и США, например:

  • Master of Arts, M.A. (Магистр искусств) присуждается в гуманитарных областях знания
  • Master of Science, M.Sc. (Магистр естественных наук) присуждается в точных и естественных науках
  • Master of Business Administration, MBA (Магистр делового администрирования)
  • Legum Magister (Master of Laws), LL.M (Магистр права)
  • Master of Public Administration, MPA (Магистр государственного управления)
  • Master of Financial Technical Analysis, MFTA (Магистр финансового технического анализа)
  • Master of Engineering, M.Eng. или Master of Applied Science, M.A.Sc. (Магистр техники и технологии, с 2014 года — Магистр-инженер)
  • Master of Divinity, M.Div. (Магистр богословия)
  • Master of Theology, M.Th. (Магистр теологии)
  • Master of Theological Studies, M.T.S.
  • Master of Social Work (Магистр социальной работы)
  • Master of Philosophy (Магистр философии)
  • Master of Letters (Магистр литературы)

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования[11]. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в ВУЗе[12].

В Северной Америке обучение на магистра как правило длится дольше, чем в Европе (два года против одного), так как требует, помимо финальной работы, прохождения необходимого количества курсов, и, соответственно, получения необходимого количества кре́дитов (см. также course credit).

Отличия степеней M.A.Sc. и M.Eng.

Обе степени присваиваются инженерными факультетами университетов и в целом эквивалентны. Обучение на M.A.Sc. тем не менее требует более академического фокуса и защиты полноценной магистерской диссертации (graduate thesis) в прикладной области, что делает эту степень близкой к M.Sc. Обучение на M.Eng. имеет в большей степени практический, экспериментальный фокус. Диссертация в этом случае может быть заменена на проект.

  1. ↑ Магистр - это... Что такое Магистр? (рус.), Словари и энциклопедии на Академике. Дата обращения 8 июня 2018.
  2. Лиценциат — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. ↑ Altera - Ienāc un atpūties (латыш.) (недоступная ссылка). Altera. Дата обращения 8 июня 2018. Архивировано 30 мая 2014 года.
  4. ↑ Аналогией степени магистра для высших медицинских медицинских учреждений Российской империи (медицинские факультеты университетов и медицинские академии) можно считать степень лекаря.
  5. ↑ Магистр, ученая степень // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Криворученко В.К. Присуждение ученых степеней в России в первой половине ХІХ века (неопр.). Московский гуманитарный университет. Дата обращения 8 июня 2018.
  7. Шаршунов В. А., Гулько Н. В. Как подготовить и защитить диссертацию: История, опыт, методика и рекомендации. — СПб.: Технопринт, 2010. — 460 с. — ISBN 985-464-382-4.
  8. ↑ Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая (как и степень кандидата богословия) присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии. Для получения степени доктора богословия была необходима защита диссертации. Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.
  9. ↑ Императорский Московский университет, 2010, с. 410.
  10. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. — 2010. — № 6. — С. 51-58. — ISSN 0869-561X.
  11. ↑ Статистические данные (англ.)
  12. ↑ Postgraduate qualifications (англ.)

Что такое бакалавриат? - Справочник абитуриента

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат – это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам.

В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.

  • Академический бакалавриат – это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
  • Прикладной бакалавриат – это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.

Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.

После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.


Смотрите также