Самая большая атомная подлодка в мире


"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России

Стоя на верхней палубе этого корабля, не сразу понимаешь его настоящие масштабы, а они поистине впечатляют: от носа до кормы длина лодки почти 173 метра, высота от киля до верхней точки рубки — около 26 метров, что примерно сопоставимо с высотой девятиэтажного дома.

Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин.

Таких лодок было всего шесть — и это была самая грозная серия подводных кораблей, когда-либо созданных человечеством. В Советском Союзе их называли "Акулами" (по классификации НАТО — "Тайфун") — как и их тезки, это были смертельно опасные морские хищники. А ведь именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений проект 941, разработанный конструкторским бюро "Рубин" и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи "Севмаш" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.

'Сергей Бобылев/Роман Азанов/ТАСС/Ruptly'

"Акула" помогает "Бореям"

Три "Тайфуна" были утилизированы в начале 2000-х годов, сейчас осталось еще три. В настоящее время ТК-20 "Северсталь" находится у причала Беломорской военно-морской базы (БелВМБ) Северного флота, рядом — ТК-17 "Архангельск". Лодки в составе Военно-морского флота (ВМФ) РФ, но выведены из его боевого состава. Реальные боевые действия эти корабли вести не могут, поскольку требуется проведение определенных работ для восстановления технической готовности. Сегодня они безоружны. В 2018 году с этих кораблей были даже срезаны крышки ракетных шахт в рамках исполнения договора о СНВ, чтобы показать нашим заокеанским коллегам, что у нас ракет нет.

"У корабля, как и у человека, своя судьба: он рождается, живет… и после должен уйти на покой, другими словами, утилизироваться. Поэтому судьбу "Акул" решает наш ВМФ. На сегодняшний день Министерством обороны РФ принято решение, что последние две подлодки (кроме "Дмитрия Донского") будут утилизированы", — рассказал в интервью ТАСС глава "Севмаша" Михаил Будниченко.

Подводные крейсеры проекта 941 "Архангельск" и "Северсталь"

© Сергей Бобылев/ТАСС

Сегодня в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 "Дмитрий Донской". Он прошел модернизацию на судоверфи и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса "Булава-30". "На ТК-208 отрабатывались все детали запуска ракеты, бортового управления стартом и так далее. И уже после полной отработки ракета была запущена с подводного корабля проекта 955 "Юрий Долгорукий", — говорит Будниченко.

Десять пусков ракет нового комплекса, проведенные с "Дмитрия Донского", показали очень хорошие характеристики в части стабильности движения корабля, прохождения ракетой подводного участка, работы навигационного комплекса. Стоит отметить, что на пути модернизации корабля конструкторы преодолели сопротивление и опасения многих сомневавшихся и коренным образом изменили принятый ранее порядок испытания новых морских ракет

Михаил Будниченко

генеральный директор ПО "Севмаш"

Запускать 40-тонную ракету с "Дмитрия Донского", минуя все полигонные и стендовые старты, позволяла его уникальная архитектура. Создатель этого корабля Сергей Ковалев гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял сам Сергей Никитич в эфире Первого канала, "это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету "Булава-30".

Спецпроект на тему

Но и сегодня, по словам главы "Севмаша", "Дмитрий Донской" не теряет своей роли. "Это боевая единица в составе БелВМБ Северного флота. Он ходит в море и работает вместе с нашими кораблями, участвует сейчас в испытаниях "Князя Владимира" (проект "Борей-А") и "Казани" (проект "Ясень-М")", — отмечает Будниченко.

Однако в настоящее время, по мнению гендиректора судоверфи, подлодки проекта 941 уже не нужны, ведь "техника ушла вперед, и это закономерно". "Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность, — рассказывает Будниченко. — Поэтому сегодня на смену "Акулам" пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это — "Бореи". И сегодня они значительно более грозные, чем "Акулы", и имеют целый ряд преимуществ — скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед".

Подводный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской"

© Сергей Бобылев/ТАСС

Для тех лет это (подлодки проекта 941 — прим. ТАСС) было чудо техники, гигантский скачок. И действительно, оно позволило создать паритет с американцами, нас уважали и боялись. Сегодня другой век — другая техника, не хуже

Михаил Будниченко

генеральный директор ПО "Севмаш"

В интервью корреспонденту ТАСС командир подлодки ТК-20 "Северсталь", капитан 2-го ранга Алексей Жиганов высказал схожее мнение, что сейчас строить большой подводный корабль, подобный "Акуле", нет никакого смысла. "Естественно, сейчас мы имеем корабль, который можно либо использовать, модернизировав, но это опять же будет другое оружие — другие реалии, деньги и время. Но если будет на это соответствующая военно-политическая воля, значит, наши заводы их модернизируют", — сказал он, отметив, что в декабре 2019 года исполнится 30 лет, как крейсер "Северсталь" несет флаг ВМФ РФ.

Была заложена в 1985 году на "Севмаше". 22 декабря 1989 года на крейсере был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав Северного флота. По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего — 58).

Продолжение

Сейчас экипаж на "Северстали" сокращен, однако жизнь корабля поддерживается: несется суточная вооруженная вахта, ведется наблюдение за пожарной безопасностью и непотопляемостью. Ядерные реакторы, конечно, приведены в безопасное состояние, но все же наличие этого топлива на борту делает этот объект опасным и серьезным. "Акулы" — не музей, как говорят некоторые. Лодка живая, в ней все работает", — заверяет нас экипаж.

Нынешней командир "Акулы" Жиганов служит на БелВМБ с 1994 года. Пришел сюда молодым лейтенантом на "Дмитрий Донской", затем служил в Северодвинске на разных подводных лодках: в 2007-м был назначен командиром подводной лодки "Барракуда", а с 2010-го — на "Северстали".

Командир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга Алексей Жиганов

© Сергей Бобылев/ТАСС

"Конечно, — говорит он, — со временем техника морально устаревает, поэтому в современных реалиях и в развитии современной индустрии некоторые вещи можно и нужно менять". "Элементная база, на которой собрано оборудование, аппаратура 1980-х годов — уже не соответствует реалиям сегодняшнего дня, хотя она все еще работоспособна на сегодняшний момент и может выполнять те задачи, которые перед ней стояли, но можно сделать лучше. Именно это сейчас и делает "Севмаш" со своими новыми кораблями", — говорит командир "Акулы".

"Акулы", скованные во льдах

Место рождения "Акул" — Северодвинск. Здесь, в самом большом в Европе эллинге № 55 судостроительного завода "Севмаш", были созданы субмарины, которые в 1980–90-х годах "наводили ужас" на потенциального противника и являлись "огромным аргументом для сдерживания наших партнеров".

"Акулы" были построены специально для несения боевого патрулирования подо льдами Арктики, где они использовали основное преимущество любой подлодки — скрытность.

Ощущение на глубине? У меня не было особо никаких ощущений. Так вот — смотришь, что над тобой 200 метров… Самое главное, что все спокойно, — день сурка идет: завтрак, обед, ужин, вахта, работа с документацией

Дмитрий Краснов

капитан-лейтенант

Лодка способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. "На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности", — говорит механик, капитан-лейтенант Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на "Дмитрии Донском".

Подводный крейсер проекта 941 "Дмитрий Донской" и атомный крейсер "Петр Великий" перед парадом ко Дню ВМФ, 2017 год

© Петр Ковалев/ТАСС

Как правило, в автономке лодка всегда ходит под водой, однако было и такое, когда на военно-морской парад в Кронштадт в 2017-м "Дмитрий Донской" шел в надводном положении, но тогда это было одно из обязательных условий.

Таким продолжительным переходам предшествует огромная подготовка, причем иногда значительно больше, чем даже сам поход. "Потому что надо подготовить людей, подготовить корабль, подготовить различные запасы, — рассказывает Жиганов. — А еще научить — это ведь другой театр военных действий. Люди к этому делу планово готовились длительное время, после чего безаварийно совершили переход, поучаствовали в параде, порадовали всех, "напугали" всех ближайших союзников своим присутствием и вернулись безаварийно обратно".

Гигантские гребные винты приводились в движение одними из самых больших ядерных реакторов, когда-либо установленных на субмаринах. Их два, мощностью 100 000 л.с., они снабжали лодку энергией и обеспечивали ее движение. При погружении корабль вытеснял около 48 000 тонн воды. Но даже в случае непоступления энергии от ядерной установки (если реактор по каким-либо причинам был остановлен) лодка не могла потерять управление: электропитание обеспечивали аккумуляторные батареи, которые имели достаточное количество энергии для всплытия лодки на поверхность.

Подводные крейсеры проекта 941 "Северсталь" и "Архангельск"

© Сергей Бобылев/ТАСС

На "Акуле" 20 ракетных шахт, в каждой из них по десять ядерных боеголовок. Это были 90-тонные твердотопливные баллистические ракеты Р-39 (по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon). По некоторым данным, суммарная разрушающая сила 200 боезарядов в 1400 раз превосходила заряд бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Однако главной задачей этого сверхмощного оружия было устрашение противника для предотвращения войны. Эта была сила, с которой считались во всем мире. При этом оружие было настолько умное, что такого понятия, как "ядерный зонтик", просто не существовало — никто от этого не был защищен. Также у лодки имелось шесть торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды.

Американцы были очень заинтересованы, чтоб у нас этих "Акул" не стало. Потому что одна подлодка контролирует полмира, а их было шесть. У нее ракеты — одна на 11 тысяч км туда, другая на 11 тысяч в другую сторону… А лодка ходит по северным широтам, и вот представьте земной шар, как легко можно стрелять

Дмитрий Краснов

капитан-лейтенант

Механик подлодки "Северсталь" капитан-лейтенант Дмитрий Краснов

© Сергей Бобылев/ТАСС

"Сам по себе пуск баллистической ракеты — это финальный аккорд, скажем, большой симфонии", — говорит командир "Акулы". Ведь имеется подготовительная работа по обслуживанию этой ракеты, по ее погрузке, по ее доставке, по подготовке личного состава, который выполняет определенные мероприятия.

Конструктор Ковалев неоднократно в интервью подчеркивал, что решение о размещении ракет между двумя параллельными прочными корпусами было "очень храбрым решением", и называл этот вариант "экзотическим". И, соответственно, такая архитектура потребовала совершенно нового подхода к устройствам субмарины — рулям, винтам, антеннам и другим механизмам.

В чреве гигантской "Акулы"

Чтобы построить подводный корабль, способный вместить 20 баллистических ракет и экипаж в количестве более 160 человек, необходимо было спроектировать корпус революционной конструкции. Поэтому "Акула" — единственная лодка в истории, имеющая не один, а два прочных корпуса. Они размещены бок о бок внутри 173-метрового легкого корпуса.

Когда лодка погрузилась, в это пространство между легким и прочным корпусом заливается забортная вода. Она эту воду и таскает с собой — ее называют водовозом

Дмитрий Краснов

капитан-лейтенант

В этом, по мнению капитана-лейтенанта Краснова, и была уникальность этого проекта. "Тут две лодки в лодке — два основных корпуса, и между ними расположены ракетные шахты. То есть два корпуса, два реактора, две турбины и два винта. Мощность реактора 190 мегаватт, турбины — 50 000 л.с., скорость хода дает 26 узлов (около 50 км/ч). То есть представляете: девятиэтажка под водой несется с такой скоростью", — говорит подводник.

Эти корабли очень надежны и послушны в управлении: на военно-морской базе они могут маневрировать самостоятельно, без помощи буксиров, а под водой развивать скорость до 50 км/ч

© Сергей Бобылев/ТАСС

Катамаранный принцип построения, в свою очередь, повышает живучесть субмарины: если будет поврежден один корпус, то экипаж сможет эвакуироваться в другой и спастись. На "Акуле" имеются две всплывающие спасающие камеры вместимостью по 90 человек каждая. "Там люди — как шпроты в банке, но главное ведь — жизнь. Но, слава богу, еще применения ее не было", — рассказывает Краснов.

Всплывающие камеры расположены именно в тех отсеках, где повседневно находятся и куда имеют возможность добраться максимальное количество людей. "Этот отсек имеет переборки, равные прочному корпусу, поэтому если корабль на большой глубине, то этот отсек не раздавит и личный состав имеет возможность спастись", — поясняет командир.

Конструктивная особенность этой лодки в том, что это единственный в мире корабль, который в подводном положении можно пройти по кругу. На всех остальных подлодках можно ходить вперед или назад

Алексей Жиганов

командир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга

© Сергей Бобылев/ТАСС

Лодка имеет три входа — через торпедный отсек, через центральный и в корме. В "Акуле" 19 водонепроницаемых отсеков, около 2 км коридоров и различных переходов. Каждый отсек герметичен как отдельный модуль, в него не проникают из смежных отсеков вредные примеси, поддерживается рабочее давление воздуха. По словам командира, размеры "Акулы" таковы, что могут вместить даже четыре "Варшавянки" (дизель-электрические подлодки проекта 636 — прим. ТАСС).

Отдельного жилого отсека в лодке нет: каюты личного состава находятся везде, где есть свободное пространство, и на проходных палубах тоже. Старший мичман Сергей Чуркин, проводя нам экскурсию по отсекам лодки, признается, что в плане социально-бытового и внутреннего пространства проект 941 очень хорош. "Здесь идешь — и потолок не мешает, даже нет ощущения, что ты на подлодке. Здесь объемы и масштабы позволяют разместить всякое оборудование не в ущерб свободному пространству", — говорит он.

Экипаж подлодки "Северсталь"

© Сергей Бобылев/ТАСС

Члены экипажа делают свои дела и даже не замечают, что вокруг них подлодка, настолько тут большие помещения. Здесь у каждого матроса есть свое место

Алексей Жиганов

командир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга

Командир признается, что у подводника не должно быть чувства, что он в каком-то эксклюзивном месте. "И когда вы изо дня в день несете вахту, есть ритмичный распорядок, вы занимаетесь определенным делом. На корабле вы или не на корабле — какая разница? Вы делаете ту работу, которую знаете и умеете. Когда человек усердно работает, у него не так много времени думать надо всем окружающим", — говорит Жиганов.

На корабле нет лишних или случайно попавших людей. Лодка — полностью функциональный организм. "Каждый человек на корабле имеет строго ограниченный функционал и выполняет определенные задачи. Здесь нет 100 одинаковых моряков. Есть один моряк по специальности связист, другой — штурман, третий — механик, четвертый — акустик и так далее. Это слаженный, подготовленный экипаж под руководством соответствующих начальников", — рассказывает он.

"Акулы" — самые комфортные для экипажа: положенное для отдыха время подводники могли провести в бассейне, сауне или помещении для релаксации, где был аквариум с рыбками и даже живые птицы. "И это одна из особенностей этого корабля, ведь на других подлодках всего этого нет. На "Борее" сауна есть, но такой зоны отдыха и кают-кампании, как на "Акуле", нет", — говорит командир. Кстати, обшитая деревом сауна на "Северстали" — действующая, в ней имеется электрический камин с камнями.

Помещение для релаксации и сауна на подлодке "Северсталь"

© Роман Азанов/ТАСС

В автономке весь экипаж делится на три боевые смены: одна на посту, вторая — отдыхающая, третья занимается разными работами. И вот вторая смена может не только спать, а посмотреть кино, поиграть в шахматы, послушать музыку, не мешая тем самым тем, кто отдыхает после вахты

Алексей Жиганов

командир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга

И, соответственно, прием пищи расписан тоже по сменам: три завтрака, три обеда и три ужина. Камбуз работает в авральном режиме — 24 часа в сутки. Там есть своя специальная команда, которая тоже работает по сменам.

Старший мичман подлодки "Северсталь" Сергей Чуркин

© Сергей Бобылев/ТАСС

Ракетные шахты вынесены за пределы прочного корпуса, что опять же дало возможность сэкономить пространство внутри корабля. "На других проектах шахты стоят прямо внутри, занимая очень много места в отсеках, — поясняет старший мичман корабля. — И второй немаловажный фактор — изделие (ракета), когда загружена в шахту, имеет большое количество токсичного топлива, поэтому если что-то случается, то это уже происходит за пределами прочного корпуса. Поэтому на личный состав и его здоровье это никак не влияет". Именно на "Акуле" за счет катамаранного типа есть возможность подойти к тому или иному отсеку с двух сторон.

В каждом отсеке сотни метров трубных трасс. Каждая труба имеет некую маркировку: синяя — это что-то, связанное с кислородом (воздухом), зеленая — забортная вода, коричневая — гидравлика. То есть по маркировке можно определить, к какой системе механизмов относится данная труба

Сергей Чуркин

старший мичман

© Сергей Бобылев/ТАСС

Глубина погружения "Акулы" — 400 метров. Полный экипаж — порядка 160 человек. Автономность — 120 суток. Что касается ограничений по автономности, то их два — это усталость экипажа и еда, однако и ее можно подвезти. Лодка сама из морской воды может делать пресную, питьевую, вырабатывать кислород.

Есть на корабле и такие люки, с помощью которых грузятся запчасти, продукты и другие необходимые для дальнего похода вещи. Под нижней палубой имеется провизионная камера, где хранится необходимый запас продовольствия.

Спецпроект на тему

В 1970-е годы уже был разработан телевизионный комплекс на корабле. Была установлена видеокамера, которая позволяла следить за реакторным отсеком, где не было людей. После подробной экскурсии по "Северстали", несмотря на возраст корабля, понимаешь, что еще очень много того, с чего до сих пор не снят гриф секретности, и не пришло время об этом говорить открыто.

В завершении нашей беседы командир "Акулы" еще раз рассказывает об уникальности этого проекта и о том, что для своего времени "это было очень прорывное научно-техническое решение". "То, что оружие немного устарело, — да, но сам носитель сделан по очень интересной схеме, имеет феноменальную живучесть, что очень важно для подводной лодки, — говорит Жиганов. — Корабль имеет очень хорошие условия жизнеобеспечения экипажа, что недоступно нашим братьям-подводникам на других подводных лодках. А самое главное — это нормальные боевые посты, хорошо размещена техника, варианты ее замены".

Подводная лодка "Дмитрий Донской" в Белом море

© Сергей Бобылев/ТАСС

Мое личное мнение — это уникальный корабль, который именно как носитель может быть использован в различных вариантах. Понятно, что никто дальше не будет строить подобные лодки. Но есть возможность их модернизации — переоборудовать под другое оружие или задачи. Если такое решение будет принято, я думаю, что наши судостроители с этим справятся

Алексей Жиганов

командир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга

Подводники признаются, что корабли сделали свое дело — благодаря "Тайфунам" были подписаны договоры об СНВ, гигантские субмарины сыграли колоссальную роль для нашей страны.

В истории подводного флота "Акулы" навсегда останутся самыми лучшими лодками в мире.


Роман Азанов

ТАСС благодарит за помощь в содействии при подготовке материала офицеров Беломорской военно-морской базы, пресс-службу Северного флота и ПО "Севмаш"

стран с наибольшим количеством подводных лодок

Роб Крамер, 9 сентября 2020 г., в мировых фактах

Российская военная подводная лодка.
  • Северная Корея располагает 83 подводными лодками, что больше, чем у любой другой страны мира.
  • Военно-морской флот США "Наутилус" был первой атомной подводной лодкой ВМС США.
  • Россия и Китай вместе создают дизельные подводные лодки нового поколения.

Подводные лодки, представляющие собой суда, которые могут перемещаться как под водой, так и на поверхности водоема, незаменимы для многочисленных военно-морских операций по всему миру. Эти морские машины широко использовались во время Первой и Второй мировых войн, и каждая крупная сверхдержава в мире имеет в своем распоряжении флот подводных лодок.

Немецкий подводный флот, который использовался в Первой мировой войне, состоял из подводных лодок, таких как U-139, U-151, U-127 и U-3. Обновленные версии этих подводных лодок использовались нацистами во Второй мировой войне. За разработкой немецких подводных лодок в Первой Великой войне руководил гросс-адмирал Альфред Петер Фридрих фон Тирпиц. Он надеялся, что имперский флот Германии будет соперничать с британским королевским флотом, но его предприятие не увенчалось успехом.

Во время Второй мировой войны флот США в значительной степени зависел от подводных лодок, и эти корабли сыграли огромную роль в многочисленных решающих морских победах против японского императорского флота.

Военно-морским силам США удалось потопить 1314 вражеских кораблей во время войны с помощью 263 различных подводных лодок. Подводным лодкам ВМС США во время войны удалось потопить 30% японского императорского флота и почти 55% всех японских кораблей в Тихом океане.Посмотрите на страны, в которых сегодня больше всего подводных лодок.

Торпедированный японский эсминец, видимый через перископ военного корабля США Wahoo во время Второй мировой войны, июнь 1942 года. Изображение предоставлено: Everett Collection / Shutterstock

North Korea

У Северной Кореи больше подводных лодок, чем у любой другой страны в мире, но военно-морской флот в распоряжении Ким Чен Ына окутан тайной.Ведутся споры о том, может ли этот подводный флот представлять значительную угрозу в будущей войне.

Большинство экспертов считают, что большинство подводных лодок Северной Кореи устарели и заржавели, но в распоряжении страны по-прежнему имеется много мощных подводных лодок. Но при этом у Северной Кореи нет атомных подводных лодок, по крайней мере, о которых мы знаем.

Подводный флот Корейского народного военно-морского флота Северной Кореи состоит из сверхмалых подводных лодок иранской конструкции типа Йоно, советских подводных лодок класса Виски и китайских подводных лодок класса Ромео.Корейский народный флот также имеет около 40 подводных лодок типа Sang-O типа «акула». В 2019 году Северная Корея запустила баллистическую ракету, запускаемую с подводных лодок, из-под воды, но неясно, была ли ракета запущена с подводной лодки или какой-то подводной баржи. Северная Корея имеет около 83 подводных лодок.

Китай

Китай - растущая мировая сверхдержава, которая быстро наращивает свои вооруженные силы, поэтому неудивительно, что у страны так много подводных лодок.Китай имеет обширный военно-морской флот, а подводные силы ВМС Народно-освободительной армии состоят из трех флотов: Северного, Восточного и Южно-морского флотов. В отличие от ВМС США, PLANSF имеет как атомные подводные лодки, так и дизель-электрические подводные лодки, многие из которых созданы на основе советских разработок. Китайские дизельные подводные лодки включают подводные лодки типа 039a, типа 039, типа 035 и класса Kilo. Россия и Китай в настоящее время объединяют свои ресурсы для разработки нового поколения неядерных подводных лодок. Две страны объединят двигательные установки и вооружение для создания идеальной подводной лодки.В Китае находится 74 подводных лодки, в том числе атомные подводные лодки класса "Шан".

США

подводных лодок США значительно продвинулись вперед со времен Второй мировой войны. В 1950-х годах была изобретена атомная подводная лодка, и сегодня атомные подводные лодки широко используются. Атомные подводные лодки имеют много преимуществ перед традиционными дизельными подводными лодками, в том числе гораздо большую дальность полета.USS Nautilus, первая атомная подводная лодка ВМС США, совершила первое погружение 21 января 1954 года. Nautilus имел почти неограниченную дальность действия и мог оставаться под водой до двух недель. Сегодня у ВМС США 66 подводных лодок, и каждая из них имеет атомную энергетику. Флот состоит из 34 ударных подводных лодок типа Los Angeles, 18 ракетных подводных лодок типа Ohio, 3 ударных подводных лодок типа Seawolf и 11 быстроходных подводных лодок типа Virginia.

Россия

Подводные лодки ранней советской разработки до сих пор используются во всем мире.Российский флот имеет богатую историю, уходящую корнями в 1696 год, и сегодня в его распоряжении 62 подводные лодки. Россия находится в режиме расширения своего подводного флота. ВМФ России сосредоточен на модернизации и в настоящее время строит шесть различных классов подводных лодок. Россия строит баллистические подводные лодки типа «Борей», баллистические подводные лодки типа «Хабаровск», подводные лодки с крылатыми ракетами типа «Ясень» и ударные подводные лодки типа «Лада». Военно-морская экспансия России знаменует собой величайший период экспансии ВМФ России со времен холодной войны.

Машинное отделение немецкой подводной лодки, работающей на мазуте, времен Первой мировой войны. Изображение предоставлено: Everett Collection / Shutterstock

Атомные подводные лодки по всему миру

США, Китай, Россия, Франция, Индия и Великобритания - единственные страны в мире, где есть атомные подводные лодки. Аргентина и Бразилия разрабатывают программы создания атомных подводных лодок.

Подводные лодки вызывают в памяти образы военной тактики прошлых лет, но правда в том, что они по сей день остаются важной частью обороны страны.В ближайшие годы этот флот будет только расширяться.

.

Российский флот получит самую большую и уникальную атомную подводную лодку в мире

Российский флот получит самую большую атомную подводную лодку в мире, которая превзойдет даже легендарные подводные крейсеры «Тайфун».

Атомная подводная лодка проекта 09852 (Белгород) станет крупнейшей подводной лодкой ВМФ России, сообщает российская газета "Известия". По своим размерам она превзойдет тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 941 «Тайфун», который в настоящее время является крупнейшей атомной подводной лодкой согласно Книге рекордов Гиннеса.

Проект 09852 предназначен для выполнения исследовательских задач. Он будет перевозить необитаемые глубоководные аппараты и батискафы, а также специальное научное оборудование. Он будет заниматься изучением дна арктического шельфа России, поиском полезных ископаемых на больших глубинах, а также прокладкой подводных коммуникаций.

Подводная лодка создается на базе недостроенного ударного ракетоносца типа «Антей» проекта 949А. Эти лодки были построены в СССР как ответ на размещение авианосных соединений США в Мировом океане.На борту находились двадцать сверхзвуковых пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит».

В командовании ВМФ сообщили "Известиям", что модернизация подлодки завершится в 2018 году. Предполагается, что ее длина составит 184 метра. Это на 11 метров длиннее самой большой атомной подводной лодки России «Тайфун».

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин сообщил газете, что подводная лодка «Белгород» станет не только самой большой, но и уникальной подводной лодкой военно-морского флота России.

«По данным,« Белгород »будет нести автономную глубоководную станцию« Лошарик ». На нем будут перевозиться и устанавливать на дне автономные модули АПЛ, предназначенные для зарядки необитаемых подводных лодок. Подводная лодка обеспечит развертывание глобальной системы подводного мониторинга. , который военные строят на дне арктических вод », - сказал он.

До начала строительства подводной лодки проекта 09852 подводная лодка «Тайфун» была одной из самых уникальных систем вооружения в мире.Его длина 173 метра, ширина - 23 метра. Внутри есть боевые посты, кабины экипажа, сауна, бассейн, тренажерный зал и даже курительная.

Кроме того, он оснащен 20 пусковыми установками крупнейших баллистических ракет морского базирования РСМ-52, каждая из которых имеет 10 ядерных боеголовок. В носовой части подлодки расположены шесть торпедных аппаратов, которые могут стрелять торпедами, подводными высокоскоростными ракетами и ставить мины. На данный момент из шести атомных подводных лодок проекта 941, построенных для ВМФ России, на вооружении находится только одна - ТК-208 «Дмитрий Донской».«Корабль испытывает новые образцы морского вооружения и техники. С него произведены первые пуски новейшей баллистической ракеты морского базирования« Булава ».

.

Российских атомных подводных лодок: оружие мировой войны

Пожертвовать

Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления до веб-браузера, который поддерживает видео HTML5

Введение

Атомные подводные лодки - ведущая ударная сила флота, способная скрытно контролировать просторы Мировые океаны и быстро разворачиваются в нужных направлениях. Они наносят неожиданные и мощные удары из глубин океана как по морским, так и по наземным целям.

Основная ударная сила ВМФ России - атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Они постоянно находятся в различных частях Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия. Подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами, в основном нацелены на борьбу с крупными надводными кораблями противника и нанесение ударов по береговой инфраструктуре противника. Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводной и надводной связи противника, в системе защиты от подводной угрозы, а также для сопровождения надводных кораблей и ракетных подводных лодок.

Атомные подводные лодки будут проанализированы в этом материале. Благодаря оснащению подводных лодок ядерными энергетическими и ядерными ракетами, мощными гидроакустическими системами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий для жизни экипажа они значительно расширили свои тактические характеристики и формы. боевого применения.

Цели и задачи

Для атомных подводных лодок (АПЛ) можно выделить следующие задачи в порядке важности.Это постоянная готовность к ядерному удару, защита своих АПЛ и перехват АПЛ противника. С этой целью они выполняют следующие задачи.

  1. Поддержка боевой службы СМС (стратегических ракетных подводных лодок) в районах патрулирования и во время переходов.
  2. Сопровождение подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и подводных лодок с крылатыми ракетами морского базирования ВМФ потенциального противника в районах боевого дежурства и на переходах, в готовности к их уничтожению, с целью срыва или ослабления ракетно-ядерного удара на территории России.
  3. Сопровождение многоцелевой авианосной группы и корабельной ударной группы ВМФ потенциального противника, в районах патрулирования и при переходе в эти районы, в готовности нанести удар по многоцелевой авианосной группе с целью нарушения или ослабить воздушный и / или ракетный удар по территории России.
  4. Противолодочная защита корабельной ударной группы ВМФ России в районах патрулирования и переход в эти районы.
  5. Выполнение разведывательных задач через систему баз, маршрутов патрулирования сил ВМФ потенциального противника, сбор гидроакустической информации о подводных лодках и надводных кораблях потенциального противника.
  6. Боевое дежурство на прилегающих территориях в территориальных водах потенциального противника в готовности к нанесению ударов по целям на его территории крылатыми ракетами морского базирования.

В настоящее время стратегическими атомными подводными лодками ВМФ России для выполнения вышеперечисленных задач являются:

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Проект 667БДР : АПЛ второго поколения. Они оснащены четырьмя 533-мм и двумя 400-мм торпедными установками.Имеется 16 пусковых установок для ракет Р-29Р. Большинство подводных лодок этого проекта списано. Однако «Рязань» до сих пор находится на вооружении Тихоокеанского флота. «Св. Георгий Победоносец »находится в резерве.

Проект 667БДРМ : Эти подводные лодки составляют основу морской составляющей стратегической ядерной триады России, роль которой постепенно передается подводным лодкам проекта 955 «Борей».

Подводные лодки данного класса оснащены четырьмя 533-мм торпедными установками.Имеется 16 пусковых установок для баллистических ракет Р-29 РМУ2 «Синева». На борту имеются переносные зенитные установки для комплексов 9К310 «Игла-1» / 9К38 «Игла».

  • «Верхотурье», «Екатеринбург», «Карелия», «Новомосковск», «Тула» состоят на вооружении Северного флота;
  • «Брянск», также входящий в состав Северного флота, находится на плановом ремонте.

Пр. 941 : серия советских и российских подводных лодок, крупнейшие атомные подводные лодки мира.Большой коэффициент плавучести и прочная кабина позволяют катеру ломать лед толщиной до 2,5 метров. Это позволило впервые нести боевые действия в широтах, включая Северный полюс.

Подводные лодки этого класса вооружены шестью 533-мм торпедными установками, 22 торпедами 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 и противолодочными ракетами «Водопад», 20 баллистическими ракетами «Булава», 8 «Игла». »Зенитно-ракетные комплексы.

Одна подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской» состоит на вооружении Северного флота.«Архангельск» и «Северсталь» готовятся к демонтажу.

Пр. 955 : Самая современная ЯИЭ с баллистическими ракетами (4-го поколения) в составе ВМФ России. АПЛ этого проекта - первые российские подводные лодки с одновальным гидроприводом с высокими тяговыми характеристиками. Проект 955 вооружен шестью 533-мм торпедными установками, торпедами, торпедными ракетами, крылатыми ракетами, 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» и переносными зенитно-ракетными комплексами.

  • В строю на Северном флоте: «Юрий Долгорукий»
  • В строю на Тихоокеанском флоте: «Александр Невский»; «Владимир Мономах»
  • Заложены и в разной степени готовности: «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Александр III»; «Князь Пожарский» Между Северным и Тихоокеанским флотами планируется поставить 14 атомных подводных лодок проекта 955.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами

Проект 885 : Представляет собой ЯПЛ с крылатыми ракетами 4-го поколения.Подводная лодка способна использовать все вооруженные крылатые ракеты морского базирования ВМФ России. На вооружении проекта 885 находятся десять 533-мм торпедных аппаратов, противокорабельные крылатые ракеты П-100 «Оникс», противокорабельные крылатые ракеты Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101, противокорабельные крылатые ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Е1. , Крылатые ракеты ЗМ-14Э для поражения наземных целей.

В перспективе подводные лодки этого проекта должны стать основными многоцелевыми атомными подводными лодками России.

  • «Северодвинск» состоит на вооружении Северного флота;
  • «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь»; «Ульяновск» закладывается и находится в разной степени готовности.Всего таких подводных лодок планируется построить семь.

Подводные лодки проекта 949А - самые многочисленные в этом классе. Эти подводные лодки лидируют по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе. Кроме того, каждая подводная лодка вооружена двумя 650-мм и четырьмя 533-мм торпедными установками. Предназначенные для уничтожения ударных авианосных групп, они являются основным средством противодействия ударным авианосным группам ВМФ США.

  • «Воронеж», «Орел»; «Смоленск» состоит на вооружении Северного флота;
  • «Тверь»; «Томск» состоит на вооружении Тихоокеанского флота;
  • «Иркутск»; «Челябинск» закреплены за Тихоокеанским флотом и проходят модернизацию;
  • «Омск» закреплен за Тихоокеанским флотом и находится в ремонте.

Атомные подводные лодки с ракетным и торпедным вооружением

Проект 671 РТМК : Ни одна из этих подводных лодок не была потеряна, и ни одна из этих подводных лодок не попала в серьезные аварии. Среди экипажей подводных лодок проект считается чрезвычайно удачным благодаря своим характеристикам удобства и надежности. Боевые подводные лодки проекта 671 РТМК вооружены двумя 650-мм торпедными установками и четырьмя 533-мм торпедными установками.

  • «Обнинск» состоит на вооружении Северного флота;
  • «Тамбов» закреплен за Северным флотом и проходит модернизацию;
  • «Даниил Московский» в резерве;
  • «Петрозаводск» В ближайшее время планируется демонтаж.

Проект 945 : Подводные лодки этого проекта положили начало третьему поколению многоцелевых атомных подводных лодок в Советском Союзе и стали базой для подводных лодок проекта 971, составляющих основу многоцелевых подводных сил России. ВМФ России. Использование титанового сплава с высокой удельной прочностью позволило снизить водоизмещение подводной лодки, а также значительно уменьшить магнитное поле. После модернизации они останутся в строю еще 10 лет.

Подводные лодки этого класса оснащены двумя 650-мм торпедными установками, четырьмя 533-мм торпедными установками и восемью переносными зенитно-ракетными комплексами 9К310 «Игла-1» или 9К38 «Игла».

  • «Кострома» состоит на вооружении Северного флота;
  • «Карп» закреплен за Северным флотом, проходит ремонт и модернизацию.

Пр.945А : Корпус из титанового сплава. Цель занятия - сопровождение стратегических подводных лодок и ударных групп авианосцев потенциального противника и обеспечение их уничтожения в начале конфликта.На его вооружении шесть 533-мм торпедных установок, пусковые установки крылатых ракет «Гранат», восемь переносных зенитных ракетных комплексов 9К310 «Игла-1» или 9К38 «Игла».

  • «Псков» и «Нижний Новгород» состоят на вооружении Северного флота.

Проект 971 / 971М : Подводные лодки этого проекта стали основным типом многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России, заменив устаревшие подводные лодки проекта 671РТМК «Шука». Подводные лодки имеют на вооружении четыре 650-мм торпедные установки, 4 533-мм торпедные установки.

  • «Пантера», «Тигре»; «Гепард» состоит на вооружении Северного флота;
  • «Кузбасс» состоит на вооружении Тихоокеанского флота;
  • «Кабан», «Волк», «Леопард» закреплены за Северным флотом и проходят ремонт;
  • «Самара», «Магадан», «Братск», «Кашалот» закреплены за Тихоокеанским флотом и находятся на ремонте;
  • «Барнаул» закреплен за Тихоокеанским флотом и подлежит утилизации.

Таким образом, ситуация с находящейся в формировании и готовой к выполнению задач АПЛ на конец 2018 года выглядит следующим образом:

В данной таблице заведомо не указаны подводные лодки, находящиеся в процессе ремонт или модернизация.По сообщениям российских СМИ, мощности по ремонту подводных лодок заполнены почти на 100%. Следовательно, часть находящихся на вооружении АПЛ в ближайшее время будет проходить плановое техническое обслуживание.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что по состоянию на вторую половину 2018 года имеющийся атомный подводный флот ВМФ России условно готов к выполнению поставленных задач. Она способна обеспечить государственный суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность России, неся вахту, поддерживая постоянную готовность к нанесению ударно-пускового или превентивного массированного ракетно-ядерного удара по территории страны.Однако к задаче защиты своих подводных лодок и перехвата противника он не готов. Отдельно стоит сказать, что часть НПС морально устарела. Существующие планы на 2018 год по вводу новых принципиально ситуацию не улучшат. В связи с этим для поддержания количественного баланса и достижения паритета в области вооружений для ВМФ России необходимо увеличить количество атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и торпедных подводных лодок на 30% без учета планирует перевооружить подводные лодки с баллистическими ракетами.

Проблемы и решения

Подводная составляющая ВМФ России в определенной степени не решала проблемы надводной составляющей. Причина этого в том, что ПЛАРБ была, есть и будет важнейшим компонентом стратегической ядерной триады России. Государство пыталось спасти его даже в условиях развала армии и ВПК в 1990-2000 годах. К этому можно добавить, что подводный флот и по сей день остается крайне наукоемкой сферой.Поэтому Россия просто не может позволить себе потерять научные кадры и технологии.

Прогресс малошумных подводных лодок ВМФ России . Эта тема периодически поднимается в российских СМИ, так как является одной из самых важных для НПС. При таком же уровне шума скорость подводной лодки самого современного проекта 885 намного ниже, чем у американских проектов «Вирджиния» и «Сивольф». Еще одним доказательством отставания ВМФ в области гидроакустики являются безымянные учения Северного флота, в ходе которых российские подводники наложили траекторию полета американского разведывательного самолета Орион на движение российских подводных лодок на карте.Все поворотные точки на маршруте российских подводных лодок были очень точно отмечены. На самом деле самолет даже не искал их, а направлялся в определенную точку. В то же время, учитывая возможность появления новых средств поиска, проблема секретности не имеет однозначных технических решений. Наиболее выгодным решением будет систематизация работ в области создания акустических невидимок и систем обнаружения противника.

Проблема перевооружения на перспективную баллистическую ракету «Булава». По состоянию на конец 2018 года из 32 проведенных тестов только 25 были успешными. Такое соотношение сложно назвать удачным. В российских СМИ приводились разные причины этого: низкое качество комплектующих и кризис развития технологий. В свете этого целесообразность проекта ставится под сомнение рядом высокопоставленных российских военных. Больше всего критикуют за вес и дальность полета ракеты. Учитывая количество испытаний, можно сделать вывод, что Россия серьезно относится к принятию этой ракеты на вооружение.Решением этой проблемы, вероятно, может стать только доработка ракеты во время испытаний.

Проблема вооружения подводного флота России противоторпедами. Исследования возможности эффективного поражения атакующих торпед антитерпедами начались в СССР во второй половине 80-х годов прошлого века. Перед этим решалась проблема обнаружения и точного наведения. В ВМФ России до сих пор нет такого серийного вооружения для оперативного развертывания.Этот факт не может не вызывать беспокойства у военно-морского руководства, так как военно-техническая идея западных «партнеров» не стоит на месте, а его флот вооружен современными модификациями торпед (Mk.48, США; DM2A4, Германия) и противотанковыми. торпеды (SeaSpider, Германия, Tripwire, США, MU90HK, Франция и Италия).

Отсутствие баз ВМФ за рубежом. Наличие военно-морских баз на Кубе, Йемене и Вьетнаме в советское время позволяло менять экипажи в стратегически важных районах Мирового океана без возврата лодок на основные базы.Это позволило фактически удвоить срок патрулирования одной подводной лодки. В настоящее время в России таких баз нет. Подводные лодки после похода вынуждены возвращаться на места постоянной дислокации. Решением этой проблемы могло бы стать воссоздание разнесения баз, их материальной поддержки, хотя бы по одной на каждом стратегическом направлении (западная часть Атлантического океана, Индийский океан). Наличие базы в порту Тартус (Сирия) можно считать условным решением.

Отсутствие системы мобильных баз развертывания. Его наличие могло частично решить проблему отсутствия баз. Кроме того, такая система способна обеспечить рассредоточенное развертывание, ремонт и нормальную работу, защиту от атак противника, боевую подготовку и отдых личного состава, а также приведение войск в готовность и развертывание для боевых действий. Решением проблемы было бы восстановление системы мобильных баз. В связи с этим целесообразно добавить в каждый флот по две мобильные группы в составе:

  • Super-LASH (легковесное судно) водоизмещением 70 000 тонн типа РО-РО (основная база / место хранения / вертолетная площадка)
  • интегрированный корабль снабжения водоизмещением 36000 тонн.
  • 2-3 скоростных контейнеровоза водоизмещением 25000 т, переоборудованных под склад / погрузку боеприпасов
  • 2-3 быстроходных танкера водоизмещением 25000 т
  • 1 госпитальный корабль на 300-500 коек ( госпиталь / клуб унтер-офицеров)
  • 1 плавбаза для подводных лодок водоизмещением 20 000 тонн.

Недостаточная численность персонала. Сокращение Вооруженных Сил России в конце 2000-х коснулось и ВМФ. В настоящее время укомплектованы двумя экипажами только подводные лодки с баллистическими ракетами и подводные лодки с крылатыми ракетами.АПЛ, в свою очередь, укомплектованы одним. Но экипаж после выхода из автономной навигации должен отдохнуть, подготовиться к новой кампании, пересдать тесты на самоуправление и пройти обучение новому типу системы вооружения и оборудования. Это не считая отпусков, командировок и прочих жизненных ситуаций. Постоянная готовность выполнять задачи одного экипажа будет означать его боевой дух и физическую усталость или будет означать, что атомные подводные лодки простаивают. К тому же с двумя экипажами командование создает своеобразный резерв.Возможность вызвать один из двух экипажей обеспечивает высочайший уровень подготовки к выполнению важных задач с большой ответственностью.

Перспективы развития атомного подводного флота России

По словам главкома ВМФ России адмирала Владимира Королева, усилия главного командования ВМФ будут сосредоточены на дальнейшем создании и развитии качественно новый, сбалансированный состав и боевые возможности ВМФ.Военно-морской флот должен быть способен, вместе с другими формами и типами сил, обеспечивать стратегическое ядерное и неядерное сдерживание и защиту национальных интересов России в Мировом океане.

Основу группировки военно-морских сил стратегического назначения составят стратегические ракетные подводные лодки нового поколения. Это новое поколение SMS обладает высокими боевыми возможностями как в нападении, так и в защите. Перспективные подводные лодки сил общего назначения ВМФ будут многоцелевыми авианосцами, способными решать широкий круг задач в любом районе Мирового океана.Для повышения боевых возможностей в составе ВМФ продолжится модернизация атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и многоцелевых подводных лодок.

Приоритетными направлениями строительства и развития Военно-Морского Флота в части АПЛ будут совершенствование и поддержание (на высоком уровне) стратегических ядерных сил ВМФ в группировках ракетных подводных лодок стратегического назначения. Это позволит нарастить боевой потенциал ВМФ до необходимого уровня.Это произойдет за счет строительства и модернизации многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок.

По словам главкома ВМФ, в ближайшее время будут проводиться работы по дальнейшему повышению боевой устойчивости подводных лодок за счет дальнейшего улучшения характеристик их малозаметности и повышения боевых возможностей противодействия и самообороны. В рамках развития подводных сил ВМФ России командование работает над повышением возможностей увеличения потенциала средств прикрытия обстановки, улучшением качества автоматизации процессов управления, повышением наступательной способности и дальнейшим развитием ЧС. комплекс спасательных средств.

Заключение

Оценивая заявление главкома ВМФ России о перспективах развития атомного подводного флота, можно сделать вывод, что военное руководство понимает проблему (проблемы) и пути решения. Несмотря на известные проблемы в отрасли, у России все еще есть научно-технический потенциал для модернизации и развития атомных подводных лодок. Этот опыт позволяет поддерживать обороноспособность и удерживает потенциального врага от необдуманных действий.В долгосрочной перспективе роль атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, безопасна и не будет потеряна. Он останется важным инструментом обеспечения безопасности государства.

Пожертвовать

.

Атомная Энергия сегодня | Ядерная энергия

(обновлено в октябре 2020 г.)

  • Первые коммерческие атомные электростанции начали работать в 1950-х годах.
  • Ядерная энергия в настоящее время обеспечивает около 10% мировой электроэнергии примерно за счет 440 энергетических реакторов.
  • Атомная энергия - второй по величине источник низкоуглеродной энергии в мире (29% от общего количества в 2018 году).
  • Более 50 стран используют ядерную энергию примерно в 220 исследовательских реакторах.Помимо исследовательских, эти реакторы используются для производства медицинских и промышленных изотопов, а также для обучения.

Ядерная технология использует энергию, выделяемую при расщеплении атомов определенных элементов. Впервые он был разработан в 1940-х годах, а во время Второй мировой войны исследования первоначально были сосредоточены на производстве бомб. В 1950-х годах внимание было обращено на мирное использование ядерного деления, контролируя его для производства электроэнергии. Для получения дополнительной информации см. Страницу «История ядерной энергии».

Гражданская атомная энергетика сегодня может похвастаться более чем 17 000 реакторно-летним опытом, а атомные электростанции работают в 31 стране мира. Фактически, благодаря региональным передающим сетям многие другие страны частично зависят от ядерной энергии; Например, Италия и Дания получают почти 10% электроэнергии за счет импорта ядерной энергии.

Когда в 1960-х годах зародилась коммерческая ядерная промышленность, между отраслями Востока и Запада существовали четкие границы.Сегодня разделенных американской и советской сфер больше не существует, и ядерная промышленность характеризуется международной торговлей. Компоненты строящегося сегодня в Азии реактора могут поставляться из Южной Кореи, Канады, Японии, Франции, Германии, России и других стран. Точно так же уран из Австралии или Намибии может попасть в реактор в ОАЭ, после конвертации во Франции, обогащения в Нидерландах, деконверсии в Великобритании и производства в Южной Корее.

Использование ядерной технологии выходит далеко за рамки обеспечения низкоуглеродной энергии.Он помогает контролировать распространение болезней, помогает врачам в диагностике и лечении пациентов, а также обеспечивает выполнение наших самых амбициозных миссий по исследованию космоса. Такое разнообразное использование ставит ядерные технологии в центр мировых усилий по достижению устойчивого развития. Для получения дополнительной информации см. Страницу «Ядерная энергия и устойчивое развитие».

Количество действующих реакторов в мире

Около 10% мировой электроэнергии вырабатывается примерно 440 ядерными энергетическими реакторами.Еще около 50 реакторов находятся в стадии строительства, что эквивалентно примерно 15% существующей мощности.

В 2019 году атомные станции поставили 2657 ТВтч электроэнергии по сравнению с 2563 ТВтч в 2018 году. Это седьмой год подряд, когда мировая атомная генерация растет, при этом выработка на 311 ТВтч выше, чем в 2012 году.

Атомное производство электроэнергии

Мировое производство электроэнергии по источникам 2018

Двенадцать стран в 2019 году произвели не менее четверти своей электроэнергии на АЭС.Франция получает около трех четвертей своей электроэнергии от ядерной энергетики, Словакия и Украина получают более половины от атомной энергетики, в то время как Венгрия, Бельгия, Швеция, Словения, Болгария, Швейцария, Финляндия и Чехия получают одну треть или более. Южная Корея обычно получает более 30% электроэнергии от ядерной энергетики, в то время как в США, Великобритании, Испании, Румынии и России около одной пятой электроэнергии приходится на атомную энергию. Япония привыкла полагаться на ядерную энергию в производстве более четверти своей электроэнергии, и ожидается, что она вернется примерно к этому уровню.

Производство ядерной энергии по странам 2019

Атомная энергия и Covid-19

Коронавирусная болезнь 2019 (Covid-19) - это инфекционное заболевание, вызываемое тяжелым острым респираторным синдромом, вызванным коронавирусом 2 (SARS-CoV-2). Распространение нового коронавируса потребовало решительных действий во всех сферах жизни во всем мире.

Обеспечение надежного электроснабжения жизненно важно. Ядерная энергия обеспечивает около 10% мировой электроэнергии, поэтому ядерные реакторы должны играть ключевую роль.Операторы реакторов предприняли шаги для защиты своих сотрудников и внедрили планы обеспечения непрерывности бизнеса, чтобы обеспечить непрерывное функционирование ключевых аспектов своей деятельности. Эти действия более подробно описаны в нашем специальном информационном документе COVID-19 Coronavirus and Nuclear Energy.

Помимо выработки электроэнергии, ядерные технологии имеют медицинские приложения, которые помогут в борьбе с Covid-19. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) предоставляет диагностические наборы, оборудование и обучение методам обнаружения ядерного происхождения странам, обращающимся за помощью в борьбе с глобальным распространением нового коронавируса, вызывающего Covid-19.

Потребность в новых генерирующих мощностях

Существует очевидная потребность в новых генерирующих мощностях по всему миру как для замены старых установок, работающих на ископаемом топливе, особенно угольных, которые выделяют много углекислого газа, так и для удовлетворения возросшего спроса на электроэнергию во многих странах. В 2018 году 64% электроэнергии было произведено за счет сжигания ископаемого топлива. Несмотря на решительную поддержку и рост возобновляемых источников электроэнергии в последние годы, вклад ископаемого топлива в производство электроэнергии практически не изменился в последние 10 лет или около того (66.5% в 2005 г.).

Международное энергетическое агентство ОЭСР ежегодно публикует сценарии в области энергетики. В его «Перспективе развития мировой энергетики на 2020 год» 1 содержится амбициозный «Сценарий устойчивого развития», который, помимо прочего, соответствует обеспечению чистой и надежной энергии и сокращению загрязнения воздуха. В этом сценарии декарбонизации производство электроэнергии на атомных станциях увеличится почти на 55% к 2040 году до 4320 ТВтч, а мощность вырастет до 599 ГВт. Всемирная ядерная ассоциация выдвинула более амбициозный сценарий, чем этот: программа Harmony предлагает добавить к 2050 году новые ядерные мощности на 1000 ГВт, чтобы обеспечить 25% электроэнергии (около 10 000 ТВт-ч) из 1250 ГВт-ч мощности (после разрешения на пенсию).Для этого потребуется добавление 25 ГВт в год с 2021 года с увеличением до 33 ГВт в год, что не сильно отличается от 31 ГВт, добавленного в 1984 году, или общего рекорда в 201 ГВт в 1980-х годах. Обеспечение четверти мировой электроэнергии за счет ядерной энергетики существенно снизит выбросы углекислого газа и улучшит качество воздуха.

Обзор мира

Все части мира участвуют в развитии ядерной энергетики, и некоторые примеры приведены ниже.

Актуальные данные о действующих, строящихся и планируемых реакторах по всему миру см. В таблице «Мировые ядерные энергетические реакторы и потребности в уране».

Для получения подробной информации на уровне страны см. Раздел «Профили стран» Информационной библиотеки Всемирной ядерной ассоциации.

Северная Америка

В Канаде имеется 19 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 13,6 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 15% электроэнергии страны.

Все, кроме одного, из 19 ядерных реакторов страны расположены в Онтарио. Десять из этих квартир - шесть в Брюсе и четыре в Дарлингтоне - подлежат ремонту.Программа продлит срок эксплуатации на 30-35 лет. Подобные ремонтные работы позволили Онтарио отказаться от угля в 2014 году, достигнув одного из самых чистых в мире смесей электроэнергии.

В Мексике есть два действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 1,6 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 4,5% электроэнергии страны.

В США имеется 95 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 97,2 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 20% электроэнергии страны.

Четыре реактора AP1000 строились, но два из них были списаны. Одной из причин перерыва в строительстве новых зданий в США на сегодняшний день является чрезвычайно успешная эволюция стратегий технического обслуживания. За последние 15 лет улучшение эксплуатационных характеристик привело к увеличению использования атомных электростанций США, при этом увеличенная мощность эквивалентна строительству 19 новых станций мощностью 1000 МВт.

В 2016 году в стране был введен в эксплуатацию первый новый ядерный реактор за 20 лет.Несмотря на это, количество действующих реакторов в последние годы сократилось с пикового значения в 104 в 2012 году. Досрочное закрытие было вызвано сочетанием факторов, включая дешевый природный газ, либерализацию рынка, чрезмерное субсидирование возобновляемых источников и политические агитация.

Южная Америка

Аргентина имеет три реактора общей полезной мощностью 1,6 ГВт. В 2019 году страна вырабатывала 6% электроэнергии на атомной электростанции.

Бразилия имеет два реактора общей полезной мощностью 1.9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 3% электроэнергии страны.

Западная и Центральная Европа

Бельгия имеет семь действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 5,9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 48% электроэнергии страны.

Финляндия имеет четыре действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 2,8 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 35% электроэнергии страны. Пятый реактор - EPR мощностью 1720 МВт (эл.) - находится в стадии строительства, и есть планы построить российский блок ВВЭР-1200 на новой площадке (Ханхикиви).

Франция имеет 56 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 61,4 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 71% электроэнергии страны.

Энергетическая политика 2015 года была нацелена на сокращение доли страны в ядерной генерации до 50% к 2025 году. Эта цель теперь перенесена на 2035 год. Министр энергетики страны заявил, что цель нереалистична и что она увеличит выбросы углерода в стране. выбросы диоксида ставят под угрозу надежность поставок и создают опасность для рабочих мест.

Один реактор в настоящее время строится во Франции - EPR мощностью 1750 МВт во Фламанвилле.

В Германии продолжают работать шесть ядерных энергетических реакторов общей полезной мощностью 8,1 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 12,5% электроэнергии страны.

Германия прекращает производство ядерной энергии примерно к 2022 году в рамках своей политики Energiewende . Energiewende , широко известный как наиболее амбициозная национальная политика смягчения последствий изменения климата, еще не обеспечила значительного сокращения выбросов двуокиси углерода (CO 2 ).В 2011 году, через год после введения этой политики, в результате сжигания топлива в Германии было выброшено 731 млн тонн CO 2 ; В 2018 году страна выбросила 677 млн ​​т CO 2 и была седьмым по величине источником выбросов CO 2 в мире. 2 Правительство Германии рассчитывает не достичь своей цели по сокращению выбросов на 40% по сравнению с уровнями 1990 года с большим отрывом.

В Нидерландах имеется единственный действующий ядерный реактор полезной мощностью 0,5 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 3% электроэнергии страны.

Испания имеет семь действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 7,1 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 21% электроэнергии страны.

В Швеции имеется семь действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 7,7 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 34% электроэнергии страны.

Страна закрывает некоторые старые реакторы, но вложила значительные средства в продление срока эксплуатации и повышение номинальной мощности.

В Швейцарии имеется четыре действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 3.0 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 24% электроэнергии страны.

В Соединенном Королевстве имеется 15 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 8,9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 16% электроэнергии страны.

В середине 2006 года в правительственном энергетическом документе Великобритании была одобрена замена устаревшего парка ядерных реакторов в стране новыми ядерными реакторами. Начато строительство первой из станций нового поколения.

Центральная и Восточная Европа, Россия

В Армении есть один ядерный энергетический реактор полезной мощностью 0.4 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 28% электроэнергии страны.

В Беларуси строится первая атомная электростанция, и к 2020 году планируется ввести в действие первый из двух российских реакторов. В настоящее время почти вся электроэнергия в стране производится из природного газа.

Болгария имеет два действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 2,0 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 38% электроэнергии страны.

В Чешской Республике имеется шесть действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 3.9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 35% электроэнергии страны.

В Венгрии есть четыре действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 1,9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 49% электроэнергии страны.

В Румынии есть два действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 1,3 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 19% электроэнергии страны.

В России работает 38 ядерных реакторов общей полезной мощностью 28,5 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 20% электроэнергии страны.

Постановлением правительства от 2016 года было предусмотрено строительство к 2030 году 11 атомных энергетических реакторов в дополнение к уже строящимся. В начале 2020 года в России строились четыре реактора суммарной мощностью 4,8 ГВт.

Сила российской атомной отрасли отражается в ее доминировании на экспортных рынках новых реакторов. Национальная ядерная промышленность страны в настоящее время участвует в проектах новых реакторов в Беларуси, Китае, Венгрии, Индии, Иране и Турции, а также в различной степени в качестве инвестора в Алжире, Бангладеш, Боливии, Индонезии, Иордании, Казахстане, Нигерии, Южной Африке, Таджикистан и Узбекистан среди других.

В Словакии имеется четыре действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 1,8 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 54% электроэнергии страны. Еще два блока находятся в стадии строительства.

В Словении имеется один действующий ядерный реактор полезной мощностью 0,7 ГВт. В 2019 году Словения вырабатывала 37% электроэнергии на атомной электростанции.

Украина имеет 15 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 13,1 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 54% электроэнергии страны.

Турция начала строительство своей первой атомной электростанции в апреле 2018 года, начало эксплуатации ожидается в 2023 году.

Азия

Бангладеш приступила к строительству первого из двух запланированных российских реакторов ВВЭР-1200 в 2017 году. Строительство второго началось в 2018 году. Он планирует ввести в эксплуатацию первый блок к 2023 году. В настоящее время страна производит практически всю электроэнергию из ископаемого топлива. .

Китай имеет 48 действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 46.5 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 5% электроэнергии страны.

Страна продолжает доминировать на рынке строительства новых ядерных объектов. В начале 2020 года 11 из 53 строящихся в мире реакторов находились в Китае. В 2018 году Китай стал первой страной, которая ввела в эксплуатацию два новых образца - AP1000 и EPR. Китай начинает экспортный маркетинг реактора Hualong One, в основном собственной конструкции.

Сильный импульс для развития новой ядерной энергетики в Китае исходит из необходимости улучшить качество городского воздуха и сократить выбросы парниковых газов.Заявленная правительством долгосрочная цель, изложенная в Плане действий Стратегии развития энергетики на 2014-2020 гг. - это мощность 58 ГВт к 2020 году, еще 30 ГВтэ находятся в стадии строительства.

В Индии имеется 22 действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 6,3 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 3% электроэнергии страны.

Правительство Индии намерено наращивать свои ядерные мощности в рамках своей масштабной программы развития инфраструктуры. В 2010 году правительство поставило амбициозную цель - 14.К 2024 году выйдет 6 ГВт ядерной мощности. В начале 2020 года в Индии строились семь реакторов общей мощностью 5,3 ГВт.

Япония имеет 33 действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 31,7 ГВт. В начале 2020 года после аварии на Фукусиме в 2011 году только девять реакторов были снова введены в эксплуатацию, а еще 17 находятся в процессе утверждения перезапуска. В прошлом 30% электроэнергии в стране производилось на атомных станциях; в 2019 году этот показатель составлял всего 8%.

Южная Корея имеет 24 действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 23,2 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 26% электроэнергии страны.

В Южной Корее четыре новых реактора строятся внутри страны, а также четыре в Объединенных Арабских Эмиратах. Планируется еще два, после чего энергетическая политика остается неопределенной. Он также участвует в интенсивных исследованиях будущих конструкций реакторов.

В Пакистане пять действующих ядерных реакторов общей полезной мощностью 1.3 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 7% электроэнергии страны. В Пакистане строятся два китайских блока Hualong One.

Африка

В Южной Африке есть два действующих ядерных реактора общей полезной мощностью 1,9 ГВт, и это единственная африканская страна, которая в настоящее время производит электроэнергию на атомных станциях. В 2019 году атомная энергия произвела 7% электроэнергии страны. Южная Африка по-прежнему привержена планам по наращиванию мощностей, но финансовые ограничения значительны.

Ближний Восток

У Ирана есть один действующий ядерный реактор полезной мощностью 0.9 ГВт. В 2019 году атомная энергия произвела 2% электроэнергии страны. Строится второй энергоблок ВВЭР-1000 российской разработки.

В Объединенных Арабских Эмиратах имеется один действующий ядерный реактор мощностью 1,3 ГВт. Еще три блока находятся в стадии строительства на том же заводе (Бараках).

Страны с развивающейся ядерной энергетикой

Как указано выше, Бангладеш, Беларусь, Турция и Объединенные Арабские Эмираты строят свои первые атомные электростанции. Ряд других стран переходят к использованию ядерной энергии для производства электроэнергии.Для получения дополнительной информации см. Страницу о странах с развивающейся ядерной энергетикой.

Повышенная производительность существующих реакторов

Характеристики ядерных реакторов со временем значительно улучшились. За последние 40 лет доля реакторов с высокими коэффициентами мощности значительно увеличилась. Например, 62% реакторов достигли коэффициента мощности выше 80% в 2018 году по сравнению с 28% в 1978 году, тогда как только 7% реакторов имели коэффициент мощности ниже 50% в 2018 году по сравнению с 20% в 1978 году.

Долгосрочные тенденции в факторах мощности

Следует также отметить отсутствие значимой возрастной тенденции в среднем коэффициенте мощности реакторов за последние пять лет.

Коэффициент средней мощности 2015-2018 гг. По возрасту реакторов

Реакторы ядерные прочие

Помимо коммерческих атомных электростанций, в более чем 50 странах работают около 220 исследовательских реакторов, еще больше строятся.Многие из этих реакторов используются не только для исследований и обучения, но и для производства медицинских и промышленных изотопов.

Использование реакторов для морских силовых установок в основном ограничивается основными военно-морскими силами, где они играли важную роль на протяжении пяти десятилетий, обеспечивая энергией подводные лодки и большие надводные корабли. Свыше 160 кораблей, в основном подводных лодок, приводятся в движение примерно 200 ядерными реакторами, и накоплен более 13 000 реакторно-летний опыт работы с морскими реакторами. Россия и США списали многие свои атомные подводные лодки со времен холодной войны.

Россия также управляет флотом крупных атомных ледоколов, и еще несколько строятся. Он также подключил плавучую атомную электростанцию ​​с двумя реакторами мощностью 32 МВт к сети в отдаленном арктическом районе Певек. Реакторы адаптированы от ледоколов.

Для получения дополнительной информации см. Страницу «Многообразие использования ядерных технологий».


Примечания и ссылки

Ссылки

1. Международное энергетическое агентство ОЭСР, World Energy Outlook 2020 [Назад]
2.Статистика Международного энергетического агентства ОЭСР [Назад]

Общие ссылки

Всемирная ядерная ассоциация, Отчет о результатах деятельности в ядерной сфере за 2020 год

.

Смотрите также