Сумрак что это такое


сумрак — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. су́мрак су́мраки
Р. су́мрака су́мраков
Д. су́мраку су́мракам
В. су́мрака су́мраков
Тв. су́мраком су́мраками
Пр. су́мраке су́мраках

су́м-рак

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: су-; корень: -мрак- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈsumrək]  мн. ч. [ˈsumrəkʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. неполная темнота, полумрак ◆ А внизу ровный белый сумрак как бы еще более настывал и синел. В. Г. Короленко, «Мороз», 1901 г.
Синонимы
  1. полумрак, полутьма, темь, потёмки
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Анаграммы

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Сумрак | Вселенная Дозоров | Fandom

Су́мрак — в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.

Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Продолжительное пребывание на втором слое доступно Иным третьего уровня, ниже третьего слоя могут погружаться только Иные 1-го уровня и Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв поражает все слои Сумрака. Двери в Сумраке, даже запертые в обычном мире, обычно открыты (но их можно закрыть из Сумрака). На первых слоях Сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет), а затем снова начинают набирать силу вплоть до 7-го (нашего мира). Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только  нулевые Иные. Мерлин считал, что каждый слой Сумрака — это то, что могло случиться с нашим миром, возможность, не ставшая данностью, тень, отброшенная на Бытие. Границы между слоями представляют собой что-то вроде тонких плёнок поверхностного натяжения между мирами.

Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза медленнее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.

Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая только в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).

Так описывается вход в Сумрак в книге «Ночной дозор»:

Также подобное описание имеет место в книге «Дневной дозор»:

В романе «Новый дозор» говорится, что Сумрак — живое существо и даже обладает собственным разумом, а эмоции людей служат ему пищей.

В романе «Новый Дозор» открывается сущность Сумрака — это живая субстанция, обладающая разумом, а также инстинктом самосохранения. Когда Пророки предсказывают возможность уничтожения Сумрака, последний появляется в человеческом воплощении («Тигр») и начинает охотиться на Пророков.

    Сумрак состоит из нескольких слоёв.

    Первый слой Править

    Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.

    Небо: Днём из-под облаков пробивается мёртвый свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.

    Обитатели: Синий мох.

    Краски: Оттенки серого, смазанные черты.

    Движения: Замедленные.

    Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.

    Доступ: Все Иные.

    Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени.

    Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.

    В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях Сумрака). К примеру, если взглянуть из Сумрака на газетную статью, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.

    Единственный обитатель — синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).

    Второй слой Править

    Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.

    Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный мёртвый свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.

    Обитатели: Отсутствуют.

    Краски: Отсутствуют.

    Движения: Ещё более замедлены.

    Ощущения: Холод, тяжесть, сильное давление.

    Доступ: Начиная с третьего уровня Силы.

    Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.

    Третий слой Править

    Рельеф: Каменные плиты, сухие стебли и голые стволы деревьев.

    Небо: Странно сверкающие облака. Вместо солнца — багровое огненное облако.

    Обитатели: Отсутствуют.

    Краски: Отсутствуют.

    Движения: Очень замедлены.

    Ощущения: Пространство сопротивляется резким движениям.

    Доступ: Начиная с первого уровня Силы.

    В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями.В небе плывут сверкающие облака («будто взвесь стальных опилок в глицерине»). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве.Пространство «высокой плотности атмосферы».

    1-й, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты.Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие.Например, боевая граната — в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба.Но

    Сумрак - это... Что такое сумрак?

    За сумракомсумрак, за звездами - звезды, за жизнью, наверное, смерть, а сбиться с дороги так просто, так просто, как в зеркало посмотреть...

    Медленно толкая пылесос по толстой ковровой дорожке, Доминик отметил про себя, что в театре стоит всем сумракамсумрак.

    Он явно любил сумрак и умел видеть в нем, и сейчас он нежданно и пугающе ясно увидел в отодвинутом от письменного стола мягком кресле для посетителей чужого белого человека, который просто молча сидел и смотрел на хозяина сумрака, просто сидел и смотрел, терпеливо ожидая, когда тот соблаговолит его заметить.

    Маркиз Поза в последний раз поет человечество; в следующую минуту о человечестве заговорят с кафедры, о нем нагромоздят томы почтенных книг.Обе фигуры озарены широким пыльным солнечным лучом; закатный луч этот проникает, как будто, в круглое стекло старого храма в стиле барокко; этот храм – просвещенная Европа: прощальный луч постепенно гаснет, и в тенях, заволакивающих стены, открывается бездна, в которую смотрят оба.Когда луч погаснет, храм просвещенной Европы погрузится во мрак; Шиллер будет рано похищен смертью для того, чтобы не вперяться глазами в этот чуждый ему сумрак и не слушать той невнятной для него музыки, которая возникает из сумрака.

    А через некоторое время сырой еловый сумрак и вовсе сменился сумраком лиственным, а под ногами появилась на удивление короткая и мягкая, как специально выращенная, трава, которую пятнали отпечатки огромных волчьих лап, указующей строчкой тянущиеся всё глубже в чащу.

    Казалось бы, откуда взяться этим запахам – ведь белеют не надгробия могил, а колониальные дома, окутаны они сизым сумраком, и туман нежно ласкает балюстрады и перила витых лестниц, розы и орхидеи светятся во мраке, льнут к стенам и окнам, фонари горят, разгоняя сумрак.

    Мягкий сумрак в лугу, над мелкой заводью, теплая, розовеющая от зари, дрожащая мелкой рябью, расходящаяся кругами вода, чья-то водовозка на берегу, слабо видный в сумраке девичий стан, босые ноги - и неумелые руки, с трудом поднимающие полный черпак...

    Фонарик погас, в часовне стоял невнятный зеленоватый сумрак, и в сумраке этом явственно различалось напряженное лицо Ксюши.

    Мягкий сумрак в лугу, над мелкой заводью, теплая, розовеющая от зари, дрожащая мелкой рябью, расходящаяся кругами вода, чья-то водовозка на берегу, слабо видный в сумраке девичий стан, босые ноги – и неумелые руки, с трудом поднимающие полный черпак… Шагом едет мимо малый в ночное, сладко дышит свежестью луга…

    сумрак — Толковый словарь Даля

    Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. сумрак — СУМРАК -а; м. Неполная темнота, полумрак. Вечерний с. С. рощи. В сумраке ущелья. С. опускается, ложится и т.п. на землю. С. в комнате от приспущенных штор. Толковый словарь Кузнецова
    2. сумрак — сумрак м. Полумрак. Толковый словарь Ефремовой
    3. сумрак — орф. сумрак, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. сумрак — С’УМРАК, сумрака, мн. нет, ·муж. Полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы. «Тускло светится луна в сумраке тумана.» Жуковский. «В священном сумраке дубравы задумчиво брожу.» Батюшков. Толковый словарь Ушакова
    5. сумрак — Су́/мрак/. Морфемно-орфографический словарь
    6. сумрак — СВЕТ — ТЕМНОТА Свет — тьма (см.) свет — темь (см.) светлый — темный (см.) светло — темно (см.) засветло — затемно (см.) светлеть — темнеть (см.) светлить — темнить светать — темнеть (см.) освещать — затемнять (см. Словарь антонимов русского языка
    7. сумрак — Сумрак, сумраки, сумрака, сумраков, сумраку, сумракам, сумрак, сумраки, сумраком, сумраками, сумраке, сумраках Грамматический словарь Зализняка
    8. сумрак — сущ., кол-во синонимов: 20 вечерняя тень 3 мгла 33 ночная тень 3 полумгла 7 полумрак 10 полусвет 10 полусумрак 7 полутьма 7 потемки 18 потемок 4 слабая освещенность 2 сумерки 19 сумерок 3 сумрачность 21 сутемь 2 темень 15 темнота 54 темь 14 тень ночи 3 хмурь 7 Словарь синонимов русского языка
    9. сумрак — -а, м. Неполная темнота, при которой еще можно различать предметы; полумрак. Чуть брезжилось. Сумрак еще боролся с рассветом. Арсеньев, Дерсу Узала. В кабинете стоял сумрак от приспущенных штор. Кочетов, Молодость с нами. Малый академический словарь
    10. сумрак — • Алый (Блок, Фофанов). • Бархатный (Нилус). • Бледно-голубой (Бальмонт). • Бледный (Бунин). • Влажный (Ратгауз). • Глухой (Фруг). • Голубоватый (Григорович). • Голубой (Бальмонт). • Дремотный (Чюмина). • Душистый (Фофанов). • Задумчивый (Жуковский). Словарь литературных эпитетов
    11. сумрак — Заимствование из старославянского, где образовано приставочным способом от мракъ. Этимологический словарь Крылова
    12. сумрак — О цвете, степени густоты; о температуре, влажности и т. п. Белёсый (белесый), белый, бестенный (устар.), бледно-голубой, бледный, влажный, глубокий, глухой, голубой, густой, душистый, душный, желтый, зеленый, золотистый, зыбкий, зябкий, лазурный (устар. Словарь эпитетов русского языка
    13. сумрак — су́мрак Заимств. из цслав. сѫмракъ, вместо исконнорусск. суморокъ. См. су́мерки. Этимологический словарь Макса Фасмера
    14. сумрак — СУМРАК, а, м. Полумрак, неполная темнота. Вечерний с. Толковый словарь Ожегова
    15. сумрак — Заимств. из ст.-сл. яз. (исконно русское суморокъ исчезло, ср. Сумароков). Образовано с помощью приставки су- от мракъ (см. мрак). Этимологический словарь Шанского

    сумрак — Малый академический словарь

    су́мрак

    , м.

    Неполная темнота, при которой еще можно различать предметы; полумрак.

    Чуть брезжилось. Сумрак еще боролся с рассветом. Арсеньев, Дерсу Узала.

    В кабинете стоял сумрак от приспущенных штор. Кочетов, Молодость с нами.

    Источник: Малый академический словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. сумрак — СУМРАК -а; м. Неполная темнота, полумрак. Вечерний с. С. рощи. В сумраке ущелья. С. опускается, ложится и т.п. на землю. С. в комнате от приспущенных штор. Толковый словарь Кузнецова
    2. сумрак — сумрак м. Полумрак. Толковый словарь Ефремовой
    3. сумрак — орф. сумрак, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. сумрак — СУМРАК, сумрачный, см. смеркаться. Также см. смеркаться Толковый словарь Даля
    5. сумрак — С’УМРАК, сумрака, мн. нет, ·муж. Полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы. «Тускло светится луна в сумраке тумана.» Жуковский. «В священном сумраке дубравы задумчиво брожу.» Батюшков. Толковый словарь Ушакова
    6. сумрак — Су́/мрак/. Морфемно-орфографический словарь
    7. сумрак — СВЕТ — ТЕМНОТА Свет — тьма (см.) свет — темь (см.) светлый — темный (см.) светло — темно (см.) засветло — затемно (см.) светлеть — темнеть (см.) светлить — темнить светать — темнеть (см.) освещать — затемнять (см. Словарь антонимов русского языка
    8. сумрак — Сумрак, сумраки, сумрака, сумраков, сумраку, сумракам, сумрак, сумраки, сумраком, сумраками, сумраке, сумраках Грамматический словарь Зализняка
    9. сумрак — сущ., кол-во синонимов: 20 вечерняя тень 3 мгла 33 ночная тень 3 полумгла 7 полумрак 10 полусвет 10 полусумрак 7 полутьма 7 потемки 18 потемок 4 слабая освещенность 2 сумерки 19 сумерок 3 сумрачность 21 сутемь 2 темень 15 темнота 54 темь 14 тень ночи 3 хмурь 7 Словарь синонимов русского языка
    10. сумрак — • Алый (Блок, Фофанов). • Бархатный (Нилус). • Бледно-голубой (Бальмонт). • Бледный (Бунин). • Влажный (Ратгауз). • Глухой (Фруг). • Голубоватый (Григорович). • Голубой (Бальмонт). • Дремотный (Чюмина). • Душистый (Фофанов). • Задумчивый (Жуковский). Словарь литературных эпитетов
    11. сумрак — Заимствование из старославянского, где образовано приставочным способом от мракъ. Этимологический словарь Крылова
    12. сумрак — О цвете, степени густоты; о температуре, влажности и т. п. Белёсый (белесый), белый, бестенный (устар.), бледно-голубой, бледный, влажный, глубокий, глухой, голубой, густой, душистый, душный, желтый, зеленый, золотистый, зыбкий, зябкий, лазурный (устар. Словарь эпитетов русского языка
    13. сумрак — су́мрак Заимств. из цслав. сѫмракъ, вместо исконнорусск. суморокъ. См. су́мерки. Этимологический словарь Макса Фасмера
    14. сумрак — СУМРАК, а, м. Полумрак, неполная темнота. Вечерний с. Толковый словарь Ожегова
    15. сумрак — Заимств. из ст.-сл. яз. (исконно русское суморокъ исчезло, ср. Сумароков). Образовано с помощью приставки су- от мракъ (см. мрак). Этимологический словарь Шанского

    сумрак — Толковый словарь Ожегова

    СУМРАК, а, м. Полумрак, неполная темнота. Вечерний с.

    Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. сумрак — СУМРАК -а; м. Неполная темнота, полумрак. Вечерний с. С. рощи. В сумраке ущелья. С. опускается, ложится и т.п. на землю. С. в комнате от приспущенных штор. Толковый словарь Кузнецова
    2. сумрак — сумрак м. Полумрак. Толковый словарь Ефремовой
    3. сумрак — орф. сумрак, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. сумрак — СУМРАК, сумрачный, см. смеркаться. Также см. смеркаться Толковый словарь Даля
    5. сумрак — С’УМРАК, сумрака, мн. нет, ·муж. Полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы. «Тускло светится луна в сумраке тумана.» Жуковский. «В священном сумраке дубравы задумчиво брожу.» Батюшков. Толковый словарь Ушакова
    6. сумрак — Су́/мрак/. Морфемно-орфографический словарь
    7. сумрак — СВЕТ — ТЕМНОТА Свет — тьма (см.) свет — темь (см.) светлый — темный (см.) светло — темно (см.) засветло — затемно (см.) светлеть — темнеть (см.) светлить — темнить светать — темнеть (см.) освещать — затемнять (см. Словарь антонимов русского языка
    8. сумрак — Сумрак, сумраки, сумрака, сумраков, сумраку, сумракам, сумрак, сумраки, сумраком, сумраками, сумраке, сумраках Грамматический словарь Зализняка
    9. сумрак — сущ., кол-во синонимов: 20 вечерняя тень 3 мгла 33 ночная тень 3 полумгла 7 полумрак 10 полусвет 10 полусумрак 7 полутьма 7 потемки 18 потемок 4 слабая освещенность 2 сумерки 19 сумерок 3 сумрачность 21 сутемь 2 темень 15 темнота 54 темь 14 тень ночи 3 хмурь 7 Словарь синонимов русского языка
    10. сумрак — -а, м. Неполная темнота, при которой еще можно различать предметы; полумрак. Чуть брезжилось. Сумрак еще боролся с рассветом. Арсеньев, Дерсу Узала. В кабинете стоял сумрак от приспущенных штор. Кочетов, Молодость с нами. Малый академический словарь
    11. сумрак — • Алый (Блок, Фофанов). • Бархатный (Нилус). • Бледно-голубой (Бальмонт). • Бледный (Бунин). • Влажный (Ратгауз). • Глухой (Фруг). • Голубоватый (Григорович). • Голубой (Бальмонт). • Дремотный (Чюмина). • Душистый (Фофанов). • Задумчивый (Жуковский). Словарь литературных эпитетов
    12. сумрак — Заимствование из старославянского, где образовано приставочным способом от мракъ. Этимологический словарь Крылова
    13. сумрак — О цвете, степени густоты; о температуре, влажности и т. п. Белёсый (белесый), белый, бестенный (устар.), бледно-голубой, бледный, влажный, глубокий, глухой, голубой, густой, душистый, душный, желтый, зеленый, золотистый, зыбкий, зябкий, лазурный (устар. Словарь эпитетов русского языка
    14. сумрак — су́мрак Заимств. из цслав. сѫмракъ, вместо исконнорусск. суморокъ. См. су́мерки. Этимологический словарь Макса Фасмера
    15. сумрак — Заимств. из ст.-сл. яз. (исконно русское суморокъ исчезло, ср. Сумароков). Образовано с помощью приставки су- от мракъ (см. мрак). Этимологический словарь Шанского

    Сумрак (Лукьяненко) - это... Что такое Сумрак (Лукьяненко)?

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для предмета статьи отсутствуют, по общему критерию значимости. Подробности могут быть на странице обсуждения.
    • Дата постановки шаблона: 8 декабря 2012

    Су́мрак — в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.

    Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Ниже третьего уровня могут погружаться только Иные 1-го уровня и Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв поражает все слои Сумрака. Двери в Сумраке, даже запертые в обычном мире, обычно открыты (но их можно закрыть из Сумрака). На первых слоях Сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет), а затем снова начинают набирать силу вплоть до 7-го (нашего мира). Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только нулевые Иные. Мерлин считал, что каждый слой Сумрака — это то, что могло случиться с нашим миром, возможность, не ставшая данностью, тень, отброшенная на Бытие. Границы между слоями представляют собой что-то вроде тонких плёнок поверхностного натяжения между мирами.

    Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.

    Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).

    Так описывается вход в Сумрак в книге «Ночной дозор»:

    Мир вздохнул, расступаясь. Будто ударили по мне со спины аэродромные прожекторы, высекая длинную тонкую тень. Тень клубилась и обретала объём, тень глянула в себя — в пространство, где вообще нет теней. Тень отрывалась от грязного асфальта, вставала, пружинила, будто столб тяжёлого дыма. Тень бежала передо мной… Ускорив бег, я пробил серый силуэт и вошёл в Сумрак. Краски мира стали тусклее, а машины на проспекте будто замедлились, завязли. Прохожие стали призрачной дымкой, машины поползли как черепахи, свет фонарей потемнел, стал давящим, тяжелым. Тишина, звуки сместились в глухой, едва уловимый рокот. Стрелка на часах еле ползет. Здесь медленнее идет время, здесь все иное.

    Также подобное описание имеет место в книге «Дневной дозор»:

    В подъезде никого не было, да это меня бы и не остановило. Я обернулась к двери, и посмотрела — по-особому, слегка прищурившись… так, чтобы увидеть свою тень.
    Настоящую тень. Ту, что рождена Сумраком.
    Это выглядит так, будто впереди сгущается мрак. До самой пронзительной темноты, до такого черного цвета, рядом с которым беззвёздная ночь станет днём.
    И на фоне этой темноты — вздрагивает сероватый, клубящийся, и не объёмный, и не плоский силуэт. Будто его вырезали из грязной ваты. А может, наоборот — прорезали великую Тьму, и оставили в ней дверь в Сумрак.
    Я шагнула, наступая на тень, та скользнула вверх, принимая мое тело.
    И мир изменился.
    Краски почти исчезли. Все застыло в сероватой, смазанной мгле — такая бывает, если у телевизора убрать до минимума цветность и контрастность. Звуки замедлились, и наступила тишина, остался лишь едва уловимый рокот… слабый, будто шум далекого моря.
    Я была в Сумраке.

    В романе "Новый дозор" говорится, что Сумрак - живое существо и даже обладает собственным разумом, а эмоции людей служат ему пищей.

    Сумрак – не просто среда, не просто энергия… это личность.

    Если руководство Дозоров приходит к обоснованному подозрению, что Сумрак является активно действующей силой, что он обладает волей и желаниями – что прикажешь делать? На контакт Сумрак не идет, самое реальное его проявление – Тигр… а он не из разговорчивых.

    Сумраку нужна Сила. Силу дают люди, обычные люди, и чем сильнее их радость или горе – тем больше Силы. Сумрак не жесток, но он требует свое.

    В романе «Новый Дозор» Сумрак — живая субстанция, обладающая разумом, а также инстинктом самосохранения. Когда Пророки предсказывают возможность уничтожения Сумрака, последний появляется в человеческом воплощении («Тигр») и начинает охотиться на Пророков.

    Слои Сумрака

    Первый слой

    Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.
    Небо: Днём из-под облаков пробивается мёртвый свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
    Обитатели: Синий мох.
    Краски: Оттенки серого, смазанные черты.
    Движения: Замедленные.
    Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.
    Доступ: Все Иные.

    Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени.

    Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.

    В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях Сумрака). Если, например, кто-то написал газетную статью, то, взглянув на неё из Сумрака, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.

    Единственный обитатель — синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).

    Второй слой

    Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
    Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный мёртвый свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.
    Обитатели: Отсутствуют.
    Краски: Отсутствуют.
    Движения: Ещё более замедлены.
    Ощущения: Холод, тяжесть, сильное давление.
    Доступ: Начиная с четвертого уровня Силы.

    Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.

    Третий слой

    Рельеф: Каменные плиты, сухие стебли и голые стволы деревьев.
    Небо: Странно сверкающие облака. Вместо солнца — багровое огненное облако.
    Обитатели: Отсутствуют.
    Краски: Отсутствуют.
    Движения: Очень замедлены.
    Ощущения: Пространство сопротивляется резким движениям.
    Доступ: Начиная со второго уровня Силы. [1]

    В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями.
    В небе плывут сверкающие облака ("будто взвесь стальных опилок в глицерине"). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве.
    Пространство "высокой плотности атмосферы".

    1-ый, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты.
    Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие.
    Например, боевая граната — в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба.
    Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева.
    Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники).


    Примечания

    1. В «Сумеречном Дозоре» – после первого посещения этого слоя – Антон говорит Светлане о своём уровне: "Второй. Честный второй."

    Четвёртый слой

    Рельеф: Песчаная земля, чёрные валуны.
    Небо: Розово-белое, солнца нет.
    Обитатели: Отсутствуют.
    Краски: Появляется намёк на них.
    Движения: Замедлены, но приближены к реальным.
    Ощущения: Индивидуальны — либо жар, либо холод.
    Доступ: Иные вне категорий.

    В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как-будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.

    Пятый слой

    Рельеф: Высокая трава, деревья.
    Небо: Фиолетовые облака, солнце, иногда грозы. Ночью – белое небо с чёрными звёздами.
    Обитатели: В настоящее время отсутствуют (когда-то был голем – змей, оставленный Мерлином)
    Краски: Присутствуют, но всё же не достаточно живые и натуральные.
    Движения: Максимально приближены к реальным, почти не замедлены.
    Ощущения: Холодно, но дышать и двигаться здесь легче.
    Доступ: Иные вне категорий (Высшие).

    В пятом слое находиться гораздо легче – он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию.
    Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе – Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо).
    Но если всмотреться – можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы – бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные.
    Этому пространству не хватает "натуральности".

    Шестой слой

    Рельеф: Природный, почти натуральный.
    Небо: Есть солнце и луна, но нет звёзд.
    Обитатели: Развоплощённые Иные.
    Краски: Яркие, хотя не вполне естественные.
    Движения: Как в реальном мире.
    Ощущения: Подобны реальным, но присутствует налёт некой условности. У растений есть вкус.
    Доступ: Иные вне категорий.

    Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый.
    Будучи "Магом вне категорий", Антон Городецкий понял это, и смог оказаться на нём («Последний Дозор»).
    В этом слое пребывают все развоплощённые Иные. Некоторые из них способны подниматься и в более высокие слои Сумрака, вплоть до первого.

    Седьмой слой

    Венец Всего здесь скрыт. Всего лишь шаг остался.
    Но он — наследие для сильных или умных,
    Получишь всё и ничего, когда достать его сумеешь.
    Иди вперед, коль ты силен, как я; иди назад, коль ты, как я, умён.
    Начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино
    В Венце Всего. Так жизнь и смерть неразделимы.

    Седьмой слой - это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом - в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (т. е. спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только нулевые иные.

    См. также

    сумрачный — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им.су́мрачныйсу́мрачноесу́мрачнаясу́мрачные
    Рд.су́мрачногосу́мрачногосу́мрачнойсу́мрачных
    Дт.су́мрачномусу́мрачномусу́мрачнойсу́мрачным
    Вн.    одуш.су́мрачногосу́мрачноесу́мрачнуюсу́мрачных
    неод. су́мрачный су́мрачные
    Тв.су́мрачнымсу́мрачнымсу́мрачной су́мрачноюсу́мрачными
    Пр.су́мрачномсу́мрачномсу́мрачнойсу́мрачных
    Кратк. формасу́мраченсу́мрачносу́мрачнасу́мрачны

    су́м-рач-ный

    Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — су́мрачнее, су́мрачней.

    Приставка: су-; корень: -мрач-; суффикс: ; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: [ˈsumrət͡ɕnɨɪ̯]

    Семантические свойства

    Значение
    1. погружённый в сумрак, полутёмный; свойственный сумраку ◆ По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. К. Г. Паустовский, «Золотая роза», 1955 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Квартира, прежде очень светлая, теперь в любое время дня казалась сумрачной. Л. Е. Улицкая, «Казус Кукоцкого», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. пасмурный, облачный ◆ В этот сумрачный день толпа на Невском оказалась пёстрой, как и бесчисленные витрины, разноцветные автомобили, непохожие друг на друга дома. С. Д. Довлатов, «Солдаты на Невском», 1965 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. перен. угрюмый, мрачный, хмурый; преисполненный угрюмости ◆ Здесь, сидя на стульях и столах, интенсивно курили несколько сумрачных мужчин в рубахах с закатанными рукавами. А. В. Рубанов, «Сажайте, и вырастет», 2005 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Фомин внутри себя ликовал, но снаружи, по обычке, оставался сумрачным. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    4. перен. выражающий угрюмость, мрачное настроение ◆ Рассматривая их сумрачные физиономии, я прикидываю в уме, каким они ожидали меня увидеть. А. В. Иванов, «Географ глобус пропил», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    5. перен. тяжёлый, безрадостный, полный уныния ◆ Часто не бывает электричества, и точно так же часто отказывают наши аварийные агрегаты. Сумрачное время — во всех отношениях. Великое время для тёмных личностей, которые выныривают, становятся сенсацией или наживают сказочные состояния и вновь исчезают — за решёткой или в безвестности… Ольга Чехова, «Мои часы идут иначе», 1973 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    6. перен. производящий тягостное впечатление, навевающий грусть, уныние ◆ Сумрачный дом больше, чем когда бы то ни было раньше, напоминал запечатанный склеп. Е. И. Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы
    1. полутёмный, мрачный
    2. пасмурный, облачный
    3. угрюмый, мрачный
    4. угрюмый, мрачный
    5. тяжёлый, безрадостный, унылый
    Антонимы
    1. светлый, яркий
    2. ясный
    3. весёлый, радостный
    4. весёлый, радостный
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от существительного сумрак, далее от церк.-слав. сѫмракъ (вместо исконнорусск. суморокъ), далее из праслав. *sǫmьrkъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. суморокъ, церк.-слав. сѫмракъ, сербохорв. су̏мра̑к, словенск. sǫ́mrak, чешск. soumrak, словацк. súmrak. Образовано из *sо̨- и *mьrknǫti, *morkъ. См. также смеркаться, меркнуть, мерцать, морок, мрак. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    выражающий угрюмость, мрачное настроение
    тяжёлый, безрадостный, полный уныния
    производящий тягостное впечатление, навевающий грусть, уныние

    Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    СУМРАЧНЫЙ - это... Что такое СУМРАЧНЫЙ?

  1. сумрачный — См …   Словарь синонимов

  2. СУМРАЧНЫЙ — СУМРАЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Охваченный сумраком. С. лес. 2. перен. Угрюмый, печальный. С. вид. Сумрачно (нареч.) смотреть. | сущ. сумрачность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  3. Сумрачный — прил. 1. Полутемный. отт. Пасмурный, облачный. 2. перен. Угрюмый, мрачный. отт. Преисполненный угрюмости. отт. Выражающий угрюмость, мрачное настроение. 3. перен. Тяжелый, безрадостный, унылый. отт. Навевающий грусть, уныние. Толковый словарь… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  4. сумрачный — сумрачный, сумрачная, сумрачное, сумрачные, сумрачного, сумрачной, сумрачного, сумрачных, сумрачному, сумрачной, сумрачному, сумрачным, сумрачный, сумрачную, сумрачное, сумрачные, сумрачного, сумрачную, сумрачное, сумрачных, сумрачным, сумрачной …   Формы слов

  5. сумрачный — с умрачный; кратк. форма чен, чна …   Русский орфографический словарь

  6. сумрачный — кр.ф. су/мрачен, су/мрачна, чно, чны; су/мрачнее …   Орфографический словарь русского языка

  7. сумрачный — ая, ое; чен, чна, чно. 1. Погружённый в сумрак, полутёмный; свойственный сумраку. С. подъезд дома. С. двор. С ая дубрава. С ая тишина. С ая прохлада. 2. Пасмурный, облачный. С. день. С ое небо. С ая погода. 3. Угрюмый, мрачный, хмурый. С. вид. С… …   Энциклопедический словарь

  8. сумрачный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. сумрачность 1) Погружённый в сумрак, полутёмный; свойственный сумраку. Су/мрачный подъезд дома. Су/мрачный двор. С ая дубрава. С ая тишина …   Словарь многих выражений

  9. Сумрачный — угрюмый, печальный …   Термины психологии

  10. сумрачный — су/мрач/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь


  11. Смотрите также