Тиара что это такое фото


Тиара — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Тиара (лат. tiara; от др.-греч. τιάρα) — первоначально персидский головной убор в виде высокой шапки; впоследствии, в более широком смысле — драгоценное головное украшение, разновидность короны или диадемы.

Различия между тиарой, диадемой и короной зачастую весьма условны, и устоявшееся именование того или иного исторического артефакта определяется традицией — например, корона императрицы Священной Римской империи Констанции Арагонской, имеющая вид украшенной золотом и драгоценными камнями шапки с подвесками и визуально напоминающая Корону святого Иштвана, традиционно именуется тиарой.[1]

Персидский царь Дарий I в головном уборе, атрибутированном как царская тиара

Греческий термин τιάρα первоначально относится к персидскому головному убору, который мужчины-персы носили на войне и во время жертвоприношений. Персидские тиары были из мягкого войлока и имели, по всей видимости, вид высоких шапок. Ксенофонт в «Анабасисе» сравнивает их по форме с кожаными шлемами «с гребнем посередине».

Особая «прямая тиара» упоминается у греческих авторов как атрибут персидского царя, который больше никому не дозволено носить. Царские тиары, помимо формы, отличались богатой отделкой и украшались золотом и драгоценными камнями. Некоторые греческие авторы отождествляют тиару с кирбасией (вид боевого наголовья с назатыльником).

Подобные персидским, но остроконечные, конусообразные шапки носили скифы и саки.

«Тиара императрицы Жозефины», изготовленная ок. 1890 года фирмой Фаберже из бриллиантов, когда-то принадлежавших Жозефине

Тиара современного вида, появившаяся на рубеже XVIII—XIX веков, представляет собой парадное женское головное украшение, разновидность диадемы. Основное отличие тиары от диадемы — незамкнутое основание и, как правило, более облегченная конструкция; хотя данный принцип не абсолютен. Из знаменитых исторических украшений многие незамкнутые венцы традиционно называются диадемами, а не тиарами (например, Большая сапфировая диадема Романовых), однако термин «тиара» по отношению к сплошным венцам почти вовсе не употребляется. Во многих языках, в том числе английском, также существуют сложности с определениями диадемы и тиары.[2]

В первой четверти XIX века диадемы и тиары изготавливали преимущественно в античном стиле, с середины XIX века в моду вошел стиль романтизм. Наиболее типичными материалами, из которых изготавливались украшения европейских аристократок, были: золото, серебро, платина, драгоценные камни (в особенности бриллианты), жемчуг. С начала XIX века диадемы и тиары, наряду с ожерельем, наиболее часто входят в состав драгоценных парюр. В начале XX века тиары, до того преимущественно носимые надо лбом, иногда вертикально наподобие кокошника, опускаются непосредственно на лоб, по типу бандо.

В настоящее время тиара является специфическим украшением для особо торжественных случаев. В основном тиары носят представительницы высшего света, аристократических и правящих домов Европы на торжественные мероприятия и церемонии. Тиары-бижутерию иногда надевают невесты на свадьбу, а также участницы всевозможных конкурсов красоты.

Что такое свадебная тиара и чем отличается от диадемы, как выбрать (советы и рекомендации), значение аксессуара, примеры (фото), как сделать своими руками?

Прическа относится к самым значимым составляющим образа невесты. Дополнив ее изысканным украшением – тиарой, можно сделать свой облик более изысканным, аристократическим, подчеркнуть богатство наряда и привлекательность внешности.

Что это такое?

Тиарой называют украшение в виде незамкнутого (реже замкнутого) обруча, которые невеста надевает на голову. Он носится надо лбом, ближе к затылку, или на лбу (как бандо).

Характерной чертой изделий является сходство с короной, наличие зубцов или возвышенной передней части. По сравнению с короной тиара обычно облегчена и приспособлена для ношения с определенным типом прически.

Всё об аксессуарах невесты (от обуви до шляпок и перчаток) читайте в этом разделе.

От диадемы тиара отличается незначительно – первый тип украшения чаще выполняется как замкнутый обруч, более массивное и разнообразное по форме и количеству декора.

Если коротко, то различие в объеме и весе. Тиара более легкое и изящное украшение. Но, в большинстве салонов на эту разницу закрывают глаза и могут все изделия на витрине называть «тиарами».

Несмотря на происхождение (из Персии), сейчас тиара считается частью «европейского шика», данный вид головного украшения входит (или входил) в «коронные драгоценности» большинства монархических родов.

А вы знаете сколько стоят самые дорогие свадебные платья в истории? Собрали рейтинг с большим количеством нулей здесь.

Во время правления Романовых тиара в виде кокошника была одним из любимых украшений императриц и великих княжон, сейчас «Владимирскую» тиару носит королева Елизавета.

Формально эта разновидность головного украшения считается символом царственности, величия, достоинства. Она не может быть дешевой или выглядеть вульгарно, и общий образ невесты должен сочетаться с ней по стилю и сдержанной роскоши наряда.

Принцесса Диана / Королева Елизавета / Кейт МиддлтонЭто интересно: в качестве альтернативы тиаре или фате, невеста может выбрать элегантную шляпку. Как удачно украсить образ этим аксессуаром? Какой материал выбрать? Где купить? Читайте здесь.

Как выбрать?

Планируя особенно торжественный образ с «королевским венцом», важно продумать такие аспекты:

  • модель не сочетается с короткими, легкомысленными, чрезмерно открытыми или слишком простыми свадебными платьями;
  • оптимальный вариант покупки украшения — в комплекте с другими аксессуарами (серьги, колье, браслеты, кольца). Такой набор называется «парюрой» и благодаря единству стиля, цвета, выбранных драгоценных (полудрагоценных или имитаций) камней смотрится особенно эффектно;
  • образ невесты не должен быть перегружен бижутерией или драгоценностями (если парюра действительно относится к драгоценностям). Достаточно двух-трех предметов, например, тиары, серег и колье;
  • прическу под украшение подбирают с учетом двух моментов – она должна поддерживать обруч и обеспечивать возможность его крепления, если это предусмотрено, а также не должна закрывать лицевую часть убора.

Важно: при покупке украшений желательно иметь ту же (или приблизительно ту же) прическу, которая будет делаться на свадьбу. Если вариант прически еще не выбран, стоит прислушаться к совету стилиста и подобрать способ укладки под обруч.

Советы относительно формы, цвета и особенностей декора касаются способности тиары немного удлинить лицо, сделать его более круглым или «добавить роста» невысокой девушке.

При этом традиционные рекомендации относительно выбора связаны с общими советами по прическе и головным уборам:

  • круглолицым лучше подобрать венец с поднятой передней частью;
  • для крупных невест подойдут более массивные и высокие обручи;
  • хрупким и изящным новобрачным стоит отдать предпочтение тонким и легким моделям.

Почти всегда «в тему» цветочные и геометрические мотивы, жемчуг, стразы и филигранная тонкость орнамента. Цвет металла – золото, серебро, платина – подбирается с учетом оттенка платья невесты и ее общей «цветовой палитры».

Традиционно тиарой украшают высокую парадную прическу, однако в современном варианте возможна более свободная укладка – локоны, частично скрепленные волосы с волной, начесом.

Важно: примеряя выбранную модель, следует убедиться, что она подходит по размеру и хорошо держится на голове. При сползающей набок, цепляющейся за волосы или сдавливающей лоб тиаре свадьба будет не в радость!

Фата для таких вариантов наряда не обязательна – венец сам по себе является достаточным украшением. Однако легкая белая вуаль или пышное облако органзы, закрепленные на обруче, удачно дополнят образ.

Фото

Несколько фотографий с различными вариантами тиар для волос:










Дополнительно: Какие бывают перчатки для невесты и как их выбрать? Советы и рекомендации вы найдете здесь.

Видео: своими руками

Мастер класс по созданию тиары от канала TamireStudio:

Покупая тиару, необходимо помнить – этому королевскому аксессуару требуется соответствовать! С роскошной прической, украшенной не менее шикарным венцом, невеста просто не может вести себя как девчонка-сорванец или клубная красотка. Главным для нее становится невозмутимое достоинство, изящество и плавность движений.

Диадема и тиара | Журнал Ярмарки Мастеров

Недавно, блуждая на просторах всемирной паутины в поисках чего-то интересного и вдохновляющего, наткнулась на изумительные фото ювелирных украшений - тиар и диадем.

Диадема (от греческого слова diadeo означающего «обвязать» или «закрепить»; также возможно, что термин происходит от двух греческих слов: приставка"диа- обозначает: "прохождение сквозь", "путь через", и слово "Демос" — народ. То есть, сочетание этих двух слов даёт название предмета, обозначающего "проведение народов", а тот кто им обладает - является предводителем народов) — головное украшение в виде венца.

Часто венец не замыкается в кольцо, а остаётся открытым. В некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к волосам.

Древнейшие диадемы относятся к неолитическому периоду. В древности и в Средние века служила символом царского или жреческого достоинства.

Тиара — разновидность украшения для головы, похожая на диадему, надевается в особенно торжественных случаях — невестой на свадьбе или дебютанткой на светском балу.

Тиара и диадема отличаются друг от друга стилем исполнения и формой. Диадема – более сложное украшение, поскольку изначально его носили женщины высокого статуса.

Сегодня хочу поделиться фото этих великолепных произведений ювелирного искусства с Вами. Смотрите, наслаждайтесь и вдохновляйтесь.

Итак:

1. ТИАРЫ И ДИАДЕМЫ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ РУССКИМ ИМПЕРАТРИЦАМ

Тиара императрицы Александры Федоровны с розовым бриллиантом.

Рубиновая тиара.

2. Тиары и диадемы Великобритании.

Тиара "Девушки Великобритании".

Кембриджская тиара "Узелки".

Фамильная диадема Спенсеров, одно из любимых украшений принцессы Дианы.

Глостерская тиара.

3. ТИАРЫ И ДИАДЕМЫ ДРУГИХ КОРОЛЕВСКИХ ДОМОВ.

Изумрудно-бриллиантовая тиара, принадлежащая жене Наполеона 3.

Тиара императрицы Франции, жены Наполеона Бонапарта Марии Луизы.

Надеюсь, вам понравилось. Всем удачи, вдохновения и прекрасных работ.

Русская тиара с французским названием

Тиара с лучами (шипами, зубцами), выполненными из бриллиантов разного размера, получила свое название «франж» (в переводе с французского «бахрома»). Второе название — русская тиара, она приобрела, так как обладательницами таких украшений были русские невесты и невестки. И уже после этого такие тиары набрали популярность, которая не спадает и по сей день.

Итак, XIX века появилась традиция всем великим княжнам готовить в приданое тиару франж. Александр I преподнес такие подарки своим сестрам каждой в свое время — Марии, Екатерине и Анне.

На картине ниже младшая сестра Анна Павловна (королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга), видимо, в той самой тиаре, полученной вместе с приданым от брата.

Это ожерелье-бахрому ожидала сложная судьба. В 1820 году случился пожар в Брюсселе в доме, где проживала Анна и ее супруг. Было утрачено много драгоценностей. Анна отправила остатки украшений в Петербург, где ювелирный мастер Дюваль, который и создавал эти украшения в качестве ее приданого, должен был их восстановить. Среди них оказалось и это ожерелье-тиара.

Заказала франж у придворного ювелира Франсуа Дюваль и вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Анны). Такой бриллиантовый полумесяц императрица носила по краю воротника, и как колье, а также украшала им свою прическу.

Известен портрет Александры Федоровны (жены Николая I) в колье франж. Художник Джордж Доу.

А это изображение жены уже императора Александра II в русской тиаре.

Художник Михаил Зичи, Венчание цесаревича Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Также Александр II подготовил в приданное своей единственной дочери в.к. Марии Александровне бриллиантовую тиару, которая вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского.

Эту тиару унаследовала ее дочь — королева Румынии Мария.

Ниже collier russe (русское колье) из бразильских и индийских бриллиантов в золоте и серебре. Все подвески с тыльной стороны пронумерованы и имеют дополнительные крючки, за которые можно эти подвески пришить к кокошнику, который часто можно встретить на парадных портретах Марии Федоровны. Это ожерелье-тиара входила в так называемую большую парюру, которая состояла также из диадемы, ожерелий и броши с каплевидными жемчужинами. На большинстве парадных портретов Мария Федоровна изображена в большей части этих украшений.

А это портреты императрицы кисти Ивана Крамского.

Ниже картина Маковского В.Е., сам Владимир Егорович за работой над этой картиной. А слева от картины на фотографии в кадр попал эскиз Марии Федоровны. Он представлен справа.

Визель Э.О.

По протоколу вдовствующая императрица должна была передать украшения новой императрице. И так было всегда. Но Мария Федоровна не смогла (не захотела) этого сделать, не смотря даже на то, что самому государю Николаю II пришлось просить об этом свою матушку. Точнее самые изысканные украшения остались в ее пользовании, остальное вернулось в кладовую коронных украшений.

Александра Федоровна не смогла с этим смериться, и буквально через несколько лет стала обладательницей шикарной коллекции драгоценностей, которые были заказаны ею или ее супругом у самых лучших ювелиров по всему миру. В ее коллекции появилась также русская тиара.

Александр Маковский

И. Галкин

Эту диадему Александра Федоровна взяла с собой в тобольскую ссылку. Судьба обеих весьма трагична: императрицу расстреляли, а тиара попала в руки большевиков. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

На этом снимке драгоценностей, подготовленных для продажи советской властью, можно заметить ожерелье и тиару. Возможно, это и были те самые бриллиантовые полумесяцы двух последних императриц. Какая-то часть драгоценностей монаршей семьи была продана за границей на аукционах, какая-то часть — была подвержена разбору и продаже по частям.

Эти украшения еще на двух фотографиях можно заметить.

У обеих дочерей Марии Федоровны было по русской тиаре. Например, на фото ниже великая княгиня Ольга Александровна в кокошнике из ткани, к которому пришита тиара франж.

Великая княгиня Ксения Александровна (вторая дочь Марии Федоровны) также получила в приданое русский кокошник. О чем в своем ювелирном альбоме была сделана отметка «От Мамы и Папы на свадьбу».

Не только родные сестры и племянницы получали по тиаре с приданным от императора, но и невестки, которые только вливались в семью Романовых. Так вместе с приданным от русского императора великая княгиня Ольга Федоровна (супруга великого князя Михаила Николаевича), принцесса Баденская по рождению получила русскую тиару. Об этом есть отметка в ее ювелирном альбоме.

Позднее эту тиару можно видеть на ее дочери великой княгине Анастасии Михайловне.

Обладательницей тиары франж была и великая княгиня Александра Георгиевна, принцесса Греческая и Датская, супруга великого князя Павла Александровича.

У великой княгини Марии Павловны старшей также был бриллиантовый полумесяц работы Болина из серебра с золотыми вставками.

Он перешел по наследству, как и все ее бриллиантыпо завещанию, дочери Елене Владимировне.

А дочь Елены Владимировны Елизавета Греческая воспользовалась этим украшением на своей свадьбе.

Эта тиара перешла по наследству дочери Елизаветы Греческой — Елене. Ниже фото с ее уже свадьбы.

А это уже свадьба ее внучки принцессы Австрии Софи Габсбург Виндиш Граец.

А это еще одна венценосная свадьба Максимилиана и Сары Майя Аль-Аскари в 2005.

Пожалуй, это единственная русская тиара, оставшаяся семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение.

Кстати, у Елены Владимировны была еще одна дочь — Марина, на свадьбе которой был также лучистый кокошник ее матери.

Интересный момент. У ее бабушки великой княгини Марии Павловны была еще одна тиара, которая также как и первая перешли по наследству ее дочери. Великая княгиня Елена Владимировна вынуждена была продать ее, как и многие украшения, чтобы обеспечить своей семье прежний уровень жизни. Тиару купил Мартанд Бхайрава Tondaiman для жены Молли Финк. Позже она была приобретена у Молли после смерти ее супруга через корпорацию City of London для свадебного подарка в 1934 году для герцога Кентского и принцессы Марины Греции и Дании (той самой дочери Елены Владимировны). Эту тиару подарил мэр Лондона невесте Марине. Так, что на последующих фотографиях Марина уже в своей персональной тиаре, а не в той фамильной драгоценности, о которой шла речь выше. Чудесным и весьма непростым способом тиара вернулась в семью.

А на этом фото Марина на фоне портрета своей матери Елены.

На фото ниже свадьба дочери Марины — Александры Кентской.

А это уже свадьба ее сына и невестки Марии-Кристины Майкл Кентской.

Родная сестра вдовствующей императрицы Марии Федоровны супруга короля Великобритании Александра пожелала иметь подобную тиару, как у сестры, в своей коллекции украшений. И в 1888 году на праздновании серебряной свадьбы так называемые дамы из общества (365 знатных дам) преподнесли ей этот подарок от ювелирного дома Garrard&Co. Александре понравился подарок, но через несколько лет из тиары удалили несколько коротких лучей. По наследству эта тиара перешла Марии, а затем и Елизавете II.

Кроме того в английской драгоценной шкатулке имеется еще кое-что: Ганноверская тиара (принадлежала королеве Виктории) и тиара Марии Тэкской. Обе сейчас находятся в распоряжении Елизаветы II. Кроме того на свою свадьбу в 1947 году она получила ожерелье от лорда-мэра Лондона, председателя суда старейшин, управляющего банком Англии, председателя фондовой биржи и т.д. Иногда можно встретить фотографии королевы в этом колье и одной из тиар одновременно.

Тиары-франж усыпаны искусно подобранными бриллиантами, поэтомы их обладательницы блистали и притягивали взгляд. Практически у всех правящих династий Европы были подобные русские тиары, которые они заказывали у своих ювелиров. Например, подобную тиару-ожерелье можновидеть на фотографиях у царицы Болгарии Элеоноры Рейсс-Кёстрицской (в виде тиары) и ее матери Каролины Елизаветы Иды Рейсс-Грейцской (в виде ожерелья).

В Швеции. Баденская тиара-ожерелье стала свадебным подарком принцессе Виктории Баденской от родителей наследного принца Густава в 1881 году.

Ниже фотографии целой плеяды принцесс Швеции в этой тиаре франж: Луиза, Лилиан, Маргарета, Кристина, Сильвия, Виктория.

Лихтенштейн. Тиара Габсбургов, созданная Кохертом около 1890 года. Первая владелица эрцгерцогиня Мария Тереза Австрийская. Ее дочь Элизабет (жена принца Лихтенштейна Алуиса) унаследовала тиару. На фото ниже: Мария Тереза, принцесса Джина, Мария, Софи, Изабель.

Монако. Принц Людовик II подарил тиару-ожерелье своей дочери Шарлотте на свадьбу в 1920 году с графом Пьером де Полиньяком. На фото: принцесса Шарлотта, Каролина,Татьяна Санто Доминго.

Тайланд.

Совсем новодел. Тиара Мари-Шанталь Миллер (жены принца Павла Греческого) подарена ее родителями.

Корона, тиара и диадема – Стиль – Коммерсантъ

В прошедшую субботу, 14 апреля, состоялся финал конкурса «Мисс Россия-2018», специально для которого ювелирная компания Mercury создала новую корону. Пользуясь случаем, «Коммерсант Стиль» напоминает, чем корона отличается от тиары, чего стоит ношение драгоценного головного убора и где их взять.

Различия между короной, диадемой и тиарой обусловлены исключительно их историческим происхождением. Корона из них самое тяжелое, детально проработанное, высокое и формальное украшение. Ношение короны традиционно подразумевало законное право того, кто ее носит, на землю и власть над ее обитателями. Диадема представляет собой разновидность короны в виде венца, замыкающегося в кольцо, тогда как тиара незамкнутый подвид диадемы.

Диадема впервые появилась в Древней Греции в качестве женской головной повязки, затем стала лавровым венком в Древнем Риме, символом славы и триумфа. В Европу диадема пришла только в конце XVIII века вместе со стилем ампир и модой на античность, а в России — в 1830-х, когда император Николай I ввел правило обязательного ношения кокошников при дворе и придворные дамы стали заказывать ювелирам драгоценные диадемы в русском стиле.

Корона для Мисс Россия 2018, Mercury

Современная корона для конкурса «Мисс Россия» традиционно всегда выполнена на русский манер. С 2005 года ее форма напоминает о куполах русских церквей, а в отделке присутствует жемчуг. Первый редизайн корона главного конкурса красоты претерпела в 2010 году, в этом году прошлогодняя «Мисс Россия» Полина Попова короновала новую победительницу Юлию Полячихину произведением российской ювелирной компании Mercury. Впервые в этом почетном головном уборе появились сапфиры и рубины, вместе с белоснежным жемчугом составляющие российский триколор. После конкурса корона отправилась в надежные сейфы Mercury, где будет ожидать нового этапа в следующем году.

Bvlgari, розовое золото, сапфиры, бриллианты

Папская тиара — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Папская тиара

Тиа́ра (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год.

Тиара — знак папского владычества; для литургических целей папа облачается в епископскую митру.

Первоначально простая высокая шапка, в эпоху средневековья она приобрела три венца и в начале XIV века обрела свою окончательную форму. Венцы стали считаться символами Троицы или трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество. В живописи (особенно часто в ранней нидерландской) Тиара может быть на Боге-Отце; её, как прообраз священства, может носить Аарон.

В развитии тиары можно выделить три периода:

  • 1) В VII—VIII века папы носили камилавку, или белый фригийский колпак (возможно, введён в обиход папами греческого или сирийского происхождения).
  • 2) Ещё до начала XII века к ней была добавлена царская диадема, которая к концу XIII века превратилась в зубчатую корону.
  • 3) Второй венец был добавлен Бонифацием VIII (ум. 1303), возможно — как символическое отображение его взглядов на двойственность папской власти, духовной и светской. Первое упоминание о трёх венцах относится к 1316 году, однако самое раннее монументальное изображение тиары с тремя коронами обнаруживается на статуе Бенедикта XII (ум. 1342). Почему был добавлен третий венец — неизвестно, хотя предлагались различные интерпретации второго названия папской тиары — лат. triregnum («троецарствие»), например, как выражения власти папы над небесами, землёй и адом или тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира[1]

Используется с XIV века как головной убор, символизирующий три уровня папских полномочий: духовную власть в мире, временную власть в Риме и верховенство над всеми христианскими правителями. В современном толковании папская тиара указывает на то, что папа — отец Церкви, земной правитель и викарий Христа.

В средние века тройная корона папы толкуется как символ власти над тремя сферами — небом, землёй и подземным миром или над тремя классическими частями земли: Азией, Африкой, Европой, заселёнными потомками сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама). Согласно другим толкованиям три кольца (обода) тиары есть указание на страдающую, борющуюся и побеждающую церковь. В этом виде она изображалась начиная с папы Урбана V (ум. 1370). Тиара считается также атрибутом св. Петра, папы Григория или св. Софии. Папы, отстранённые ещё при своей жизни, или святые, святость которых отклонялась, изображались с тиарой, лежащей на земле. В тиаре из пяти колец предстаёт лишь Бог-Отец на изображениях Троицы.

Последним папой, который короновался тиарой, стал Павел VI в 1963 году. Тиара для него была специально изготовлена Миланской епархией, епископом которой он был до избрания. После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь собора Святого Петра в знак смирения папы и отказа его от славы и власти в соответствии с духом Второго Ватиканского собора. Позже, в 1968 году она была передана в дар Базилике Национальной Святыни Непорочного зачатия в Вашингтоне.[2] После этого ни Иоанн Павел I, ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI, ни Франциск не короновались тиарой.[3]Иоанн Павел II в своей инаугурационной проповеди сказал, что ни он, ни его предшественник не желали ни коронации, ни тиары, а также добавил: «Не время возвращаться к церемонии и предмету, который ошибочно считается символом мирской власти пап».[4]

В 2011 году группа немецких паломников преподнесла Бенедикту XVI специально изготовленную для него тиару, однако Бенедикт XVI ни разу не надевал её (по крайней мере, публично).

Тиара традиционно использовалась как геральдическая корона на гербах римских пап, её включил в свой герб даже Иоанн Павел II. Однако Бенедикт XVI вместо тиары использовал в своём гербе митру, позже его примеру последовал и Франциск. Несмотря на это, тиара по-прежнему используется в гербах и флагах Святого Престола и Ватикана.

Корона не жмет: 17 безумно дорогих тиар британской королевской семьи

От свадебной тиары королевы Виктории до свадебной тиары Кейт Миддлтон — самые дорогие и знаменитые тиары британской королевской семьи ты найдешь в нашей подборке!

«Тиара девушек Великобритании и северной Ирландии»


Уникальная тиара, которую можно носить и как колье, была подарена принцессе Марии Текской «девушками Великобритании и Ирландии» по случаю ее свадьбы с Георгом V в 1893 году. Следующей хозяйкой тиары стала королева Елизавета II, которой украшение также досталось в качестве свадебного подарка, и сегодня именно эта тиара считается ее «любимицей» среди прочих.

Интересно, что изначально тиару украшали 14 жемчужин, но в 1914 году королева заменила их на 13 бриллиантов.

Тиара Георга IV

Эта тиара, являющаяся одним из символов британской монархии, «появилась на свет» аж в 1820 году — ее выполнили придворные ювелиры специально для коронации самого Георга I. В дальнейшем тиара перешла по наследству правящей королеве Елизавете II и до сих пор хранится в ее личной коллекции.

Тиару украшают 1333 бриллианта и 169 жемчужин; в дизайне тиары сочетаются розы, чертополох и трилистник — как символы Англии, Шотландии и Ирландии.

Бирманская рубиновая тиара

Бирманская рубиновая тиара была выполнена по особому личному заказу Елизаветы II в 1973 году — ее украшают 96 бриллиантов, а также рубины, подаренные королеве на свадьбу делегацией из Бирмы (собственно, это и объясняет такое необычное название). Тиара изображает венок алых роз, которые, как мы уже упоминали выше, являются одним из символов Англии.

Тиара Halo («Нимб»)

Именно в этой тиаре Кейт Миддлтон стала женой принца Уильяма и герцогиней Кембриджской. Название украшения переводится как «нимб». Тиару в 1936 году создали ювелиры Cartier для жены короля Георга IV. Диадему украшают 739 (!) бриллиантов и 149 алмазов.

Позже тиара стала подарком для будущей королевы Елизаветы II по случаю ее совершеннолетия, но, судя по тому, что она практически не носила ее и очень быстро отдала во временное пользование сестре, а затем и дочери, украшение не пришлось ей по вкусу.

Новый виток в истории Halo случился лишь в 2011 году, когда Кейт Миддлтон надела ее на свою свадьбу (конечно же, с позволения королевы).

Восточная тиара

Изящную тиару в 1853 году заказал принц Альберт для королевы Виктории. В первоначальном варианте ее украшали опалы, однако в 1901 году принцесса Александра, ставшая новой хозяйкой украшения, заменила их на рубины.

В 1925 году тиара перешла к матери королевы Елизаветы II, а в 1937 году досталась уже ей самой.

Бразильская тиара

В 1953 году Елизавете II президент Бразилии подарил платиновые серьги с аквамаринами, которые настолько впечатлили королеву, что спустя 4 года она заказала подходящую к ним тиару (также в платине и с аквамаринами).

Тиара Fringe («Челка» или «Бахрома»)

В этой тиаре выходила замуж королева Елизавета II, а изготовлена она была в 1830 году. Первой хозяйкой тиары стала королева Виктория, после смерти которой украшение переходило по наследству от одной королевы к другой, однако почему-то не находило среди них той, которая надела бы ее на свадьбу и в принципе носила бы.

«Звездный час» тиары настал лишь на свадьбе Елизаветы II, которая, к слову, умудрилась сломать ее аккурат перед венчанием, из-за чего ее матери пришлось срочно искать искусного ювелира, способного починить драгоценность.

Владимирская тиара

Она перешла к Елизавете II по наследству от ее бабушки, королевы Мэри в 1953 году, а «не английским» названием украшение обязано великому князю Владимиру, брату царя Александра III — именно его жена, княгиня Мария Павловна была ее первой владелицей.

Тиара «Кокошник»

И еще одна тиара британской королевской семьи «родом» из России — ее в 1888 году подарила супруге короля Эдуарда VII, королеве Александре ее сестра, императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра III.

Тиара «Узелки любви»

Эту тиару создали придворные ювелиры в 1914 году для королевы Марии, после смерти которой новой хозяйкой стала Елизавета II, ее внучка. Елизавета довольно часто носила тиару в 50-х годах, однако затем перестала. В 1981 году тиара стала свадебным подарком королевы принцессе Диане, а после ее развода с принцем Чарльзом снова вернулась в королевскую семью.

Тиара «Цветок лотоса»


Тиара с романтичным названием «Цветок лотоса» изначально была ожерельем, а новую жизнь обрела благодаря герцогине Йоркской в 20-х годах. Затем тиару преподнесли в подарок принцессе Маргарет, которая часто надевала ее на официальные приемы.

Тиара «Соты» (или «Гревилль»)

Эта тиара была сделана в 1901 году для леди Гревилль (отсюда ее первоначальное название), дочери «пивного короля» Англии и жены лорда Гревилля. Кроме того, леди Гревилль была близкой подругой королевы Елизаветы (королевы-матери), которой украшение и досталось после ее смерти согласно завещанию. Однако супруг королевы матери, король Георг VI решил, что такие дорогие подарки королевской семье не пристало принимать от частных лиц, поэтому впервые новая хозяйка тиары смогла надеть ее лишь в 1947 году во время официального визита в Южную Африку. Затем тиара по наследству досталась нынешней королеве Елизавете II, которая позже подарила ее второй супруге принца Чарльза Камилле.

Делийская тиара

Делийская тиара была изготовлена в 1911 году для королевы-матери Мэри и с тех пор претерпела немало изменений в дизайне. Позже она перешла во владение матери нынешней королевы, а затем и к ней самой. Сегодня тиару периодически «выгуливает» Камилла Паркер-Боулз.

Меандровая тиара

Меандровая тиара стала свадебным подарком нынешней королевы от матери ее будущего мужа, принцессы Анны Греческой и Датской. Украшение выполнено в классическом греческом стиле. Интересно, что в итоге Елизавета II так и не надела тиару на публике, а в 1972 году и вовсе подарила ее своей дочери, принцессе Анне. Анне же украшение, напротив, пришлось по душе — она часто носила тиару, лишь раз одолжив ее на свадьбу своей дочери Заре Филипс.

Фамильная тиара Спенсеров

Эту тиару носили несколько поколений женщин из рода графов Спенсер, но известность ему принесла, конечно же, принцесса Диана. Впервые она надела тиару на свадьбу с принцем Чарльзом в 1981 году.

Тиара «Полтимор»

Настоящее украшение-трансформер — эту тиару можно носить как колье, а также разобрать на 11 брошей. Тиару выполнили для супруги барона Палтимора в 1870 году, а в 1957 году его наследники выставили семейную реликвию на аукцион, где ее и купила сестра королевы Елизаветы II, принцесса Маргарет. Именно в ней она вышла замуж за лорда Сноудона в 1960 году. Принцесса любила это украшение и часто носила его, но в 2006 году тиара все же покинула семью Маргарет — ее наследники, как и в предыдущем случае, выставили украшение на аукцион. В результате торгов тиара была продана за 1,7 миллион долларов, несмотря на то что первоначальная ее стоимость была лишь 360 000 долларов. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Сапфировая тиара Георга VI

Впервые в этой тиаре Елизавета II вышла в свет в 1963 году — она стала идеальным дополнением к сапфировому гарнитуру, который королева получила в подарок от своего отца на свадьбу. Некоторые историки уверены, что тиара была переделана из колье, принадлежавшего принцессе Луизе Бельгийской, у которой королева-мать якобы приобрела его в 1963 году.

Тиара – что это такое?

Головное украшение, вид диадемы.

Чем тиара отличается от диадемы

Диадемы обычно имеют замкнутое основание, а тиары — незамкнутое. При этом есть случаи, когда известные в истории незамкнутые венцы назывались диадемами, поэтому отличие размыто. Замкнутые же венцы тиарами почти не называют, так что тиара — это более узкий термин. Интересно, что такая неоднозначность в определениях тиары и диадемы существует во многих языках.

Кроме того, считается, что тиары — более легкие, менее торжественные украшения, но и это правило соблюдается не всегда.

История тиары

Украшения в виде обручей известны со времен Древней Греции и Древнего Рима. Изначально греческое слово «тиара» обозначало персидский высокий головной убор, часть военной формы и обрядовой одежды для жертвоприношений.

В Западной Европе тиары стали популярны в XVIII веке вместе с модой на ампир. В России получили распространение в 1830-х годах: император Николай I обязал дам при дворе носить кокошники, и они стали заказывать себе тиары в русском стиле. 

В начале XIX века тиары изготавливали в античном стиле, с середины XIX века в модным стал стиль романтизм.

Сначала тиары носили высоко над волосами, но в начале XX века стали надевать на лоб, как украшение «бандо».

В 90-е годы XX века образ аристократичности тиары стала размываться панк-стилем, это украшение сочетали с умышленно грубым или расслабленным образов.

Как носить тиару

  • Продолжать традицию небрежных гранж-образов.

  • Носить с платьем-комбинацией.

  • Остальные украшения выбирать в минималистичном стиле.

  • Не делать сложных причесок, лучше всего — распущенные волосы.

  • Следить за осанкой.

Самые красивые королевские тиары современности

Как известно, у каждой настоящей принцессы должна быть корона или тиара. Современные представительницы монарших семей не исключение: в Дании, Швеции, Норвегии и Великобритании в королевских дворцах хранятся целые коллекции драгоценных головных уборов. Мы рассказываем о самых дорогих и необычных тиарах современности.

Изумрудная тиара королевы Норвегии

Этот самый настоящий шедевр ювелирного искусства когда-то преподнес Наполеон своей первой жене Жозефине. С тех пор украшение и получило свое имя: «Изумрудная тиара императрицы Жозефины». Тиару изготовил по заказу императора Франции ювелирный дом Bapst. Правда, головное украшение – всего лишь часть общего ансамбля. В комплект изумрудного совершенства входят также ожерелье, серьги и две броши.

Но эти украшения, несмотря на то, что часто «выходят в свет» вместе с тиарой, далеко не так популярны, как головной убор. Тиара, выполненная из белого золота и серебра, легко узнаваема по крупному квадратному изумруду в центре. К норвежским правителям тиара попала в результате долгих странствий: после кончины императрицы Жозефины тиара кочевала от наследника к наследнику, пока, наконец, не осела в Швеции. И, благодаря сложным семейным связям двух королевских домов, тиара с 1937 года принадлежит норвежским правителям и является любимейшим украшением Королевы Сони.

Рубиновая тиара Елизаветы II

Одним из подарков на свадьбу будущей королеве стали рубины, приподнесенные Елизавете бирманским народом. Согласно повериям народа Бирмы, рубин обладает магической способностью защищать человека от болезней. Количество камней в свадебном подарке было равно числу болезней, которые, по мнению подносящих, могут угрожать человеку. В 1973 году все драгоценные камни стали частью одного из самых роскошных и самых любимых ювелирных украшений Ее Величества Елизаветы II — Рубиновой бирманской тиары. Как знать, может, благодаря «заговоренным» бриллиантам нынешняя королева Англии славится отменным здоровьем несмотря на преклонный возраст.

Свадебная бриллиантовая тиара герцогини Кэтрин

Это, возможно, самая скромная тиара в нашей подборке, но и самая невероятная одновременно. Потому что благодаря специальной огранке и расположению бриллианты тиары на свету создают удивительный оптический эффект – над головой появляется ореол света. Отсюда, кстати, и пошло ее название — Гало (Halo, то есть, оптический феномен: светящееся кольцо вокруг источника света).

Тиара от Cartier Кэтрин фактически не принадлежит, а всего лишь была одолжена будущей герцогине в день свадьбы английской Королевой Елизаветой II. В ее создании использовано 888 бриллиантов. Согласно официальному описанию, 739 из них имеют бриллиантовую огранку (типичной круглой формы), а 149 – огранку «багет».

Украшение было подарено королеве Елизавете матерью на ее совершеннолетие и теперь считается семейной реликвией, что не мешает Елизавете иногда одалживать тиару членам своей семьи по особым случаям.

Тиара принцессы Дианы

Тиара была создана ювелирным брендом Garrard для британского королевского двора в 1914 году. В далеком 1981 году тиару презентовала будущей принцессе королева Елизавета II. Украшение, которое носит название «Узелок любви королевы Мэри» (Queen Mary's Lover's Knot ─ очень точная копия старой тиары Cambridge Lover's Knot, однако это два разных украшения), инкрустировано бриллиантами и грушевидными жемчужинами и выглядит очень по-королевски (читайте также: «Почему герцогиня Кембриджская так любит тиару "Узелки любви"»). Правда Диана к тиаре относилась более чем прохладно и довольно редко появлялась в ней на публике, ссылаясь на то, что украшение оказалось слишком тяжелым и совсем неудобным в использовании. А после развода с принцем Чарльзом Диана вежливо вернула подарок бывшей свекрови.

Владимирская тиара Королевы Елизаветы II

Ещё одно украшение, находящееся во владении английской королевской семьи – Владимирская тиара. Она попала в Великобританию из далекой России. Тиара была создана в 1890 году по заказу Великой Княгини Марии Павловны. В 1920 году княгиня умерла, в 1921 бабушка Елизаветы II, королева Мэри, купила драгоценность у принцессы Елены Владимировны, которой та перешла по наследству от покойной Марии Павловны.

Выполнена тиара русским ювелиром: сочетание алмазов и жемчуга в конце 19 века считалось очень модным. Рисунок тиары образуют перевитые кольца, усеянные бриллиантами и соединенные поверху, с тыльной стороны, волнистой алмазной лентой, к которой крепятся жемчужные подвески. Позже, уже после того, как тиара оказалась собственностью британских монарших особ, английскими ювелирами был изготовлен еще один комплект подвесок – изумрудных. Изумрудные подвески были сделаны по распоряжению первой британской владелицы — Мария Текская считала, что жемчуг подходит не ко всем ее нарядам, и поручила ювелирам известной компании отполировать ее 15 кембриджских изумрудов в форме капли.

Свадебная тиара королевы Летиции

У испанской «свадебной» тиары, инкрустированной крошечными бриллиантами, тоже многолетняя история. Когда-то она была создана немецким ювелиром Кохом и была подарена принцессе Виктории Луизе Прусской ее отцом, последним германским императором Вильгельмом II, в день ее свадьбы. Затем она переходила по наследству от невесты к невесте (по традиции она передается в день свадьбы от свекрови к невестке или от матери к дочери) и, наконец, в 2004 году украсила голову испанской королевы-консорта Летиции.

Датская рубиновая тиара

Рубиновая тиара, возможно, одно из немногих украшений, к которым неравнодушна датская кронпринцесса (ее нередко сравнивают с герцогиней Кэтрин). Обычно принцесса Мэри подобные «излишества» не жалует, но эта увесистая диадема, больше напоминающая роскошный букет, нежели ювелирное украшение, — счастливое исключение.

Впервые парюра, состоящая из колье, серег и украшений для волос в виде листьев клена, сплетающихся с цветами, была надета женой короля Швеции и Дании Дезире Клари на коронацию Наполеона Бонапарта в 1804 году. Позже, спустя несколько поколений, благодаря модным веяниям отдельные элементы комплекта превратились в тиару, которая до сих пор может трансформироваться по желанию хозяйки. Ювелирное изделие передается по наследству вот уже несколько поколений и в последний раз украсило голову еще тогда будущей кронпринцессы Мэри, которая появилась в тиаре на предсвадебных мероприятиях. Также в ней она позировала для официального фотопортрета в 2004 году, который теперь в виде открыток продается в любой сувенирной лавке.

Изумрудная тиара королевы Рании

Долгое время королеве Иордании Рании, которая своей необыкновенной красотой покорила весь мир, приходилось довольствоваться малым – собственной короны, несмотря на статус, у нее не было. Бриллиантовую фамильную тиару ей одалживала принцесса Хайа. В ней Рания и дефилировала на дипломатических встречах и других важных событиях, которые для любой королевы — обыденность. Но в 2000 году у Королевы Иордании все-таки появился свой головной убор. Тиара была создана по индивидуальному заказу ювелирным домом Boucheron. Выполненная исключительно из изумрудов и черного золота, тиара напоминает венок из сплетенных листьев плюща, откуда и название: «Изумрудный плющ» (Emerald Ivy Tiara).

Арабская тиара

Еще одно очень национальное украшение Королевы Иордании (читайте также: «Самые впечатляющие украшения из коллекции королевы Виктории») – тиара выполненная в форме арабской вязи, в которой знатоки смогут разглядеть арабскую надпись из Корана «Аллах Велик». Тиара была изготовлена в 2005 году по заказу Короля Иордании Абдаллы II в качестве подарка любимой супруге, ювелиром Яном Сикардом из Fred. Тиара изготовлена из белого золота с 1300 бриллиантами и увенчана крупным бриллиантом весом около 20 карат.

Фото: Getty Images, Pinterest

Таитянская гардения или цветок дерева Тиаре. Чудо на земле. )))

Это публикация – впечатление.))) Желание поделиться восторгом, красотой.)))) Для тех, кто еще не знаком с великолепным цветком таитянской гардении, второе название которого – цветок тиаре.

Это райское создание живет на осторовах Французской Полинезии. Он настоящий символ острова Таити. Согласно местным преданиям цветок тиаре - священный и любимый атрибут местных богов. Когда вдыхаешь его волшебный аромат, любуешься хрупкостью идеальной формы, понимаешь, что ничего другого они выбрать не могли.)))

Выглядит он просто: это белая звездочка, расцветающая на кустах с пышной листвой. Но вот его аромат.. Это нечто особенное. В нем сладость и смех, чувственность и невинность.. Он звучит как полет бабочки, как вращенье земли. От него кружится голова и одновременно восприятие мира становится очень ясным.. Одним словом, он - совершенен.

У местных жителей существует культура отношения к этому удивительному цветку. Его используют в качестве украшения, и кстати, достаточно информативного. Если вы увидите барышню с цветком тиаре за правым ухом, знайте перед вами персона свободная от обязательств, открытая для новых отношений. Если у дамы цветок за левым ухом, ее послание прямо противоположно: она замужем или обручена, никакого флирта, потому как кроме любимого ее никто не интересует. Существует еще один вариант ношения цветка – с обеих сторон. Такое украшение декларирует, что человек состоит в браке, но не откажется от новых амурных приключений.)))) Цветы тиаре носят за ухом и мужчины осторова. Но только бутоны. Бутон - мужской символ, распустившийся цветок - женский. Все просто и понятно.)))

На острове даже есть свой способ определить пол будущего ребенка. Считается, что если беременной женщине снится, будто она срывает раскрывшийся цветок тиаре, то на свет появится девочка, а если бутон — то непременно родится мальчик.)) Может так и есть, кто знает.)))))

Еще один интересный факт: до тех пор, пока миссионеры, прибывшие из Европы, не познакомили аборигенов с механическими часами, те узнавали время по цветкам тиаре: бутоны раскрываются между двенадцатью и двумя часами пополудни. А более точное время их, видимо, не интересовало.))

Естественно, это великолепное растение широко применяют в парфюмерии, ароматерапии и медицине.

Пожалуй самое волшебное действо, главный компонент которого бутон гардении, это приготовление священного масла Таити. На местном, невероятно певучем языке, оно носит название Монои. Собственно это и означает - священное масло. Используют его местные жители практически для всего уже более 2000 лет. Это основное средство по уходу за кожей и волосами для местных красавиц. Оно так же идеально в уходе за нежной детской кожей. Его используют во многих ритуалах и в медицинских целях. Вообщем местный эликсир жизни.)))

Для приготовления этого масла, молодые нераскрывшиеся бутоны , собранные вручную, вводятся в очищенное кокосовое масло первого прессования. Через некоторое время кокосовое масло обогащается ароматическими веществами цветов и становится маслом Монои. Тогда его очищают и используют либо в чистом виде, либо как компонент многих других средств для поддержания здоровья и красоты.

Аромат масла Моной тонкий, нежный, словно лепестки цветка тиаре. Чувственный и ангельский одновременно. На мой взгляд – один из самых красивых запахов Земли.

Цветочной вам весны, дорогие женщины!)))))) Пусть красота и аромат экзотического цветка тиаре подарят вам радостное настроение, желание улыбаться и быть счастливыми!)))))))))

Диадемы и тиары Дома Романовых — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Под драгоценностями Дома Романовых обычно подразумеваются украшения и драгоценности, созданные по заказу представителей императорского дома. Большинство известных диадем и тиар Романовых были изготовлены в XIX — начале XX века русскими придворными ювелирами (Братья Дюваль, К.Э. Болин и К. Фаберже) для императриц или великих княжон. После Революции 1917 года большинство этих изделий были проданы или вывезены за границу и сегодня либо считаются утраченными, либо находятся во владении европейских монархических семей, либо в частных коллекциях. Единственная оставшаяся в России диадема — бриллиантовый венец-кокошник Марии Федоровны с розовым бриллиантом — хранится в настоящее время в Алмазном фонде.[1]

Диадема и ее разновидность — тиара — как специфическое женское парадное украшение вошли в моду в 1790-е годы, в эпоху ампира, и оставались вплоть до Первой мировой войны. На женских портретах XVII—XVIII веков также можно встретить небольшие незамкнутые головные украшения, напоминающие тиары, крепящиеся к высоким прическам, однако они имели иной вид, нежели диадемы XIX века, и иной порядок ношения.

Расцвет именно классических диадем, когда это украшение становится практически обязательном в высшем свете и на любом официальном мероприятии, наступает в первые десятилетия XIX века. Ампирная мода стремилась подражать античности, но на собственный лад. Диадемы первой трети XIX века по форме имели мало общего с золотыми диадемами-венцами Древней Греции и Рима, но включали в себя античные мотивы, такие как: греческий узор меандр, колосья, виноградные лозы, лавровые листья и так далее. Во многих украшениях вместо бриллиантов использовались более свойственные древности материалы: коралл, бирюза, сердолик, резные геммы и камеи.

Аристократия в России, помимо общеевропейских модный тенденций, ориентировалась и на традиционную русскую культуру; при императорском дворе со времен Екатерины II дамы периодически носили русское платье, дополняемое традиционным кокошником. В 1834 году по указу императора Николая I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе, а качестве головного убора придворные дамы обязаны были носить кокошники с вуалью или же ювелирные украшения, напоминающие их по форме. Большинство диадем Романовых, изготовленные в первой половине XIX века, имеют форму кокошника или хотя бы отдаленно напоминают его. Диадемы в виде множества бриллиантовых лучей, которые часто можно видеть на портретах российских императриц, на западе называли tiare russe — «русская тиара».

Многие ювелирные тенденции, господствовавшие на западе, мало отражались на ювелирном искусстве Российской империи — например, крайне мало представлены неоготический стиль, популярный во второй половине XIX века, и модерн, вошедший в моду на рубеже XIX — XX веков.

Типичным для крупных ювелирных украшений второй половины XIX века, в том числе и русских, была предусмотренная при создании возможность разбирать их на несколько украшений, или носить в разных качествах (например, диадема-трансформер, превращающаяся в колье), или заменять отдельные детали. Это негативно повлияло на сохранность подобных составных украшений — предполагается, что многие исторические драгоценности, в том числе диадемы Романовых, были разобраны и проданы по частям.

Изображение Название Описание
Императрица Мария Федоровна Диадема с розовым бриллиантом Бриллиантовая диадема в форме кокошника, вероятно, начало XIX века. Принадлежала императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Диадема имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно, таким образом, чтобы дрожать и мерцать, когда владелица поворачивает голову. Центральный камень композиции — редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата (упоминается как «красный бриллиант»).[2] Во второй половине XIX века диадема была частью «венчального набора» невест императорского дома и надевалась вместе с императорской венчальной короной. В настоящее время хранится в Алмазном фонде.
Диадема с колосьями Бриллиантовая диадема, изготовленная в форме колосьев и лавровых листьев в стиле, характерном для рубежа XVIII — XIX века. Была изготовлена для вдовствующей императрицы Марии Федоровны мастерской братьев Дюваль. В центре диадема украшена лейкосапфиром (бесцветный сапфир, похожий на бриллиант). После смерти Марии Федоровны, согласно ее завещанию, диадема была причислена к числу коронных драгоценностей.
Большая сапфировая диадема Диадема в стиле ампира и классицизма, вероятно, конец XVIII века. Как и диадема с колосьями того же периода, сапфировая диадема имеет орнамент в виде лавровых листьев. Украшена пятью сапфирами, одним крупным бриллиантом над центральным сапфиром и россыпью более мелких. Предположительно, работа братьев Дюваль, так как известна похожая по стилю диадема их авторства, доставшаяся королеве Нидерландов Софии Вюртембергской от матери, Екатерины Павловны. Сапфировая диадема, вероятно, была частью приданого Александры Павловны, выданной замуж в 1799 году и скончавшейся годом позже. После смерти владелицы сапфировая диадема вернулась в Россию. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна; наиболее вероятно, она была продана.
Большая бриллиантовая диадема Диадема в т.н. стиле «Lovers knot», мода на которые началась со второй четверти XIX века. Изготовлена для императрицы Александры, жены Николая I, вероятно, в начале 1830-х годов. Предположительный автор — Готтлиб Эрнст Ян. Диадема изготовлена из бриллиантов и 113 жемчужин разных форм и размеров. По стилю напоминает более позднюю диадему Русская красавица, также изготовленную для императрицы Александры. Большую бриллиантовую диадему надевала жена Николая II, императрица Александра Федоровна, на церемонию открытия I-й Государственной Думы. Ее также можно видеть на нескольких портретах и фотографиях Александры Федоровны. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна, вероятно, она была продана целиком или по частям.
Мария Павловна Мекленбург-Шверинская Сапфировая тиара Романовых Тиара в форме кокошника, украшенная бриллиантами и крупными сапфирами, была подарена императором Николаем I своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на престол в 1825 году. Тиара носилась в комплекте с брошью со съемными подвесками. После смерти первой владелицы украшение перешло к Марии Павловне, жене великого князя Владимира Александровича. После революции 1917 года княгине удалось тайно вывезти свои драгоценности во Францию, однако позже сапфировую тиару пришлось продать. В настоящее время владелец неизвестен.
Русская красавица Диадема в форме кокошника была заказана императором Николаем I для своей жены Александры Федоровны в 1841 году. Изготовлена ювелиром Карлом Эдуардом Болиным из платины, бриллиантов и крупных каплевидных жемчужин. После революции продана на запад, в настоящее время в частном владении. В Алмазном фонде хранится почти точная копия утраченной диадемы.[3]
Мария Павловна Мекленбург-Шверинская Владимирская тиара Владимирская тиара (по имени заказчика) была изготовлена фирмой Болина для Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича. Бриллиантовая тиара состоит из 15-ти перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого расположена подвеска из крупной каплевидной жемчужины. В 1921 году тиара была продана королеве Великобритании Марии Текской. При королеве Марии Текской в 1924 году тиара была доработана ювелирами фирмы «Garrard & Сo» — жемчужины были сделаны съемными, теперь их можно менять на висячие каплевидные изумруды — т. н. «Кембриджские камни».[4] В настоящее время тиарой владеет королева Елизавета II.[5]
Диадема Марии Федоровны Жемчужная диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, в 1880-е годы. В парюру, помимо диадемы, входили также: браслет с сапфиром весом в 20 карат, бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами и две броши с жемчужинами и бриллиантами.
Диадема Кехли Диадема из сапфировой парюры, изготовленной ювелирной фирмой Кехли в 1894 году. Украшена бриллиантами и сапфирами. Диадема выполнена в стиле эклектики и сочетает в себе переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Принадлежала Александре Федоровне.
Диадема с изумрудами Диадема в составе бриллиантово-изумрудной парюры была изготовлена для императрицы Александры Федоровны в 1900 году. Автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Диадема состоит из чередующихся усыпанных бриллиантами арок и бантов, отсылающих к стилю рококо. Золото, серебро, бриллианты южноафриканского происхождения; крупные изумруды-кабошоны. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, имел конусообразную коронку и массу около 23 карат.


Смотрите также