Что такое левиафан это чудовище фото


Левиафан — Википедия

Левиафа́н (др.-евр. לִוְיָתָן, совр. ивр. ‏לִװײָתָן‏‎, ливъята́н — «скрученный, свитый»; совр. значение — «кит») — морское чудовище, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете) (Пс. 73:14, Ис. 27:1 и др.)

В угаритском мифологическом цикле Левиафан (Латану) — многоголовое[1] морское чудовище, спутник бога моря Яма, вместе с последним поверженным Баалом[2].

Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и запада охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а восточную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной [3].

Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета:
В Книге Иова (Иов. 40:20 — 41:26).

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

В Книге Псалмов:

Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни.

Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.

В Книге пророка Исаии:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское.

А также упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции:
Мидраш Берешит Раба[4]: «На Левиафана указывает стих „И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их“ (Быт. 1:21) (в другом переводе „И сотворил Бог морских чудищ (таниним) по роду их“): Рабби Пинхас от имени рабби Иди сказал: Написано: танинам — это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен».

Мидраш Вайикра Рабба[5]: «Левиафан вступит с „диким быком“ в бой, в котором погибнут оба».

Трактат Бава Батра[6]: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана».

Джон Мильтон определяет Левиафана как морское чудовище (англ. sea-beast) и локализует в море близ «норвежских скал».

При раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн лет назад. Размер черепа составлял 3 метра, отталкиваясь от этого размера, можно было предположить длину тела животного, которое составляла приблизительно от 13,5 до 17,5 м, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Ему было дано имя «Левиафан», а точнее — Livyatan melvillei. Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота[7].

Слово «Левиафан» стало нарицательным для обозначения чего-то, поражающего своими размерами и силой[8].

  1. ↑ KTU, 1.5, I, 3; ср. Пс. 74, 14
  2. ↑ Баал. Библейская энциклопедия
  3. Борис Шаров. Библейский парк юрского периода // Тайны XX века. — 2012. — № 42 октябрь. — С. 22—23.
  4. ↑ Берешит Раба 7:4
  5. ↑ Вайикра Рабба 13:3
  6. ↑ Бава Батра 75а
  7. ↑ Левиафан Архивная копия от 7 ноября 2012 на Wayback Machine. Морской змей или гигантский кит?
  8. ↑ Левиафан // Толковый словарь Ожегова

Чудовище Левиафан и его роль в истории

Чудовище Левиафан описано в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые считают, что он демон и даже адский принц. А в современных хаотических религиях он — верховное божество.

В статье:

Левиафан — зверь из библейской истории

В притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.

Левиафан — морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по его созданию. Там же частично указан его облик: обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе чудовище не относится к демонам или адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничного могущества Господа.

Бегемот и левиафан в книге Иова

Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Второй — Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Они описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

История Левиафана и параллели с другими народами

Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.

Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.

По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Демон Левиафан — кто он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что в мифологии эта сущность считалась сильной и способной на разрушения, многие средневековые исследователи причисляли его к демонам. В 16 столетии ученый Бинсфельд отождествлял Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял к ангельскому чину серафимов. Он считал, что тот — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером.

Другие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан — одно из имен Сатаны. Его звериный, разрушительный аспект. Известные гримуары, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона. А это важный фактор в исследовании фигуры.

Сейчас полагают, что Левиафан — другая сила. Он не относится к конфликту Рая и Ада. Представляется нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать о древнегреческом Посейдоне или римском Нептуне. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес исследователей. На их основе даже сформировались отдельные культы.

Левиафан — олицетворение громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Pinterest

Кто такой Левиафан? - Православный журнал "Фома"

Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.

Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)

Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)

Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя  XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;   благосостояние и богатство   всех   частных   членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, и гражданская война — смерть»

Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:

Читайте также

Кто такая Лилит из Библии?«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех... Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»

Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме "Так говорил Заратустра":

"Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: "Я, государство, есмь народ"... Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его"

Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.

Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.

О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:

«За что» или «для чего»: вопросы Иова

Левиафан - происхождения существа, легенды и мифы, значение в культуре

История персонажа

Ветхозаветный персонаж, морской монстр, созданный Богом и позже убитый архангелом Гавриилом. Чудовищный змей, неуязвимый для оружия, который извергает из пасти пламя.

История происхождения

Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.

БаалБаал

Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.

Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.

ЛевиафанЛевиафан

Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».

Легенды и мифы

В ветхозаветной Книге Иова говорится, что поймать левиафана как рыбу нет никаких шансов. Это чудовище с двойным рядом зубов, изрыгающее пламя и искры из пасти. Из ноздрей левиафана валит дым, оружие против него бессильно и от одного взгляда этого чудовищного змея люди падают ниц. Левиафан играет в великом и пространном море и именуется «царем над сынами гордости». А в Книге Исаии говорится, что Господь поразит левиафана своим мечом и убьет это морское чудовище.

В текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться.

Архангел ГавриилАрхангел Гавриил

В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра.

Левиафан в культуре

Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.

Писатель Борис АкунинПисатель Борис Акунин

Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.

Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.

Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.

Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Левиафан"Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Левиафан"

В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.

В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.

"Левиафан" в сериале "Сверхъестественное""Левиафан" в сериале "Сверхъестественное"

Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.

Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.

В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.

Левиафан в сериале «На краю вселенной»Левиафан в сериале «На краю вселенной»

В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».

В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.

Кто такой Левиафан? | Справка | Вопрос-Ответ

Левиафан (с др. еврейского — «покрытое морщинами животное») — это ветхозаветное морское чудовище. В Книге Иова (Иов. 40:20–41:26) есть подробное его описание:

«Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… круг зубов его — ужас… На рассвете, когда над поверхностью воды появляется голова Левиафана, глаза его сверкают, как лучи зари. Щитки на его спине плотно прилегают друг к другу. Эти вросшие в кожу костные пластины трудно пробить даже пулей, не говоря уже о мече или копье. Дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; острые щитки на его брюхе оставляют в грязи след, как орудие для молотьбы. В ярости он вспенивает воду, как кипящую мазь. Левиафан не знает страха — он сотворён огромным, защищён прочной бронёй, вооружён внушающей ужас пастью и мощным хвостом…» (41, 2-26)

При каких обстоятельствах в Книге Иова появляется Левиафан?

Праведник Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока». У него было счастливое семейство: семь сыновей и три дочери. Сатана стал утверждать, что Иов праведен только благодаря своему земному благоденствию, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Он лишил Иова всего богатства, все его дети умерли, а когда и это не поколебало праведника, то Люцифер поразил тело христианина страшной проказой.

Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 1865 г. Фото: Public Domain

Жена Иова и окружающие начали говорить, что его беды — свидетельство Божьего гнева. Мол, только так можно объяснить природу всех этих несчастий. Иов также мучался вопросом, за какие грехи ему ниспосланы все эти испытания, но от веры своей он не отрекался. Тогда Бог донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», и в качестве одного из доказательств непостижимости человеком божественной сути показывает ему созданного им Левиафана — семиглавого дракона с рогами, огромными глазами и хвостом, как у бегемота. За смирение и покаяние Бог впоследствии вознаградил праведника: тот исцелился от своей болезни, ещё больше разбогател и вновь стал отцом семи сыновей и трёх дочерей.

О чём фильм «Левиафан» Звягинцева и почему он называется именно так?

Фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева назван так по двум причинам:

– Режиссёр переносит библейскую историю в современную Россию. Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков) — это праведник Иов нашего времени, он ведёт тихую жизнь в маленьком городке близ Баренцева моря. Когда мэр-коррупционер (Роман Мадянов) пытается конфисковать почти всё имущество Николая, главный герой просит о помощи старого друга по армии, ныне уважаемого адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков).

– В фильме библейский образ Левиафана используется как метафора, предложенная Томасом Гоббсом*, который сравнил с чудовищем государственную машину, поскольку и то, и другое, по его мнению, уничижает человеческую природу и уничтожает свободу.

Андрей Звягинцев. Фото: www.globallookpress.com

Сам Звягинцев в интервью RFI объясняет выбор названия для фильма следующим образом:

«Для меня и для моего соавтора Олега Негина — когда формировался сценарий, когда он превращался в тот материал, который вы сейчас увидели на экране — Левиафан имеет две отсылки. Первая — это Книга Иова и финальная сцена этого сюжета, разговор Господа Бога с Иовом, когда тот предлагает ему взглянуть на Левиафана и описывает ему, что это. И вторая отсылка — к Томасу Гоббсу, к его философскому трактату, который называется «Левиафан». Это трактат о государстве, то есть государство для Гоббса — это и есть Левиафан, государство, его власть, светская власть и власть церковная. Эти аллюзии, отсылки — как это ни назовите — для нас и были главными в этом проекте. А уж далее, конечно, каждый зритель тут увидит своё и в своей интерпретации совершенно свободен», — резюмировал Звягинцев.


*Томас Гоббс (1588–1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Левиафан

Описание Левиафана, демона алчности и порока, в разных источниках отличается друг от друга. Его изображают в виде семиглавого дракона с десятью рогами, змея или даже крокодила. Но, независимо от интерпретации, Левиафан всегда описывается как ужасное морское чудовище, покровитель водных просторов, от одного взгляда на которого даже самый сильный и мужественный человек может потерять дар речи или потерять сознание от страха. И это неудивительно, потому что вид его, действительно, устрашающ. Мощная челюсть с огромными зубами, пасть, из которой валит огненный столб, дымящиеся ноздри и огромное, длинное туловище – таким рисуют Левиафана разные предания.

Различные трактовки в описании Левиафана

Левиафан является одним из семи князей ада, и появился в наказание за грехи и пороки. Завистлив, алчен и ужасен – таким описывает Левиафана Фома Аквинский. По преданию, праведники в день Страшного суда будут питаться плотью Левиафана.

Согласно христианским верованиям, Левиафан живет в глубине. Но это не водоем: море, океан или река. Библейская «глубина» означает «космос», который был связан с облаками и располагался над головами людей. Эту глубину считают «кристальным морем», замершим сверху. Внизу этого моря, прямо подо льдом и живет Левиафан. Иногда он спускается в воды земные, чтобы уничтожать корабли и пожирать самих несчастных мореплавателей.

Чрезвычайные демонические способности

Не только облик, но и практически несокрушимая сила этого демона, заслуживает особого внимания. Он может самостоятельно справиться с целой армией, умеет перевоплощаться в любого человека, легко приспосабливается к жизни на суше и вводе. А перед тем, как уничтожить любое существо, Левиафан забирает все его знания и даже проблемы. Дар ясновидения, которым обладает Левиафан, позволяет ему видеть потусторонних существ, как из темного мира, так и Божественных созданий. Он практически неистребим. Ему не страшны пули, ножи, кислотное оружие, а благодаря сильнейшему иммунитету, Левиафан практически не подвержен болезням.

Левиафан – существо реальное?

Существует интересное предположение, что миф о Левиафане имеет реальную основу. Вероятно, заметив в воде млекопитающее (кита или кашалота) внушительных размеров, древние, необразованные люди, не найдя этому разумных объяснений, приписали ему сверхъестественные качества и приняли за морское чудовище, описанное в религиозных учениях, как демон зла. А то, что огромные морские обитатели существовали когда-то на Земле на самом деле, подтвердили современные ученые. Во время раскопок в Перу археологи нашли останки огромного кита, которого они назвали, согласно древним преданиям, Левиафаном. Исследователи даже дали ему научное название – Leviathan melvillei.

Левиафан (мифология): что это, демон, чудовище

Некоторые морские чудовища упоминаются не только в мифах, но и в религиозных писаниях. Левиафан — это один из самых ярких христианских образов, которые навевают ужас на человечество. Его изображают как огнедышащего морского змея. Во многих культурах существуют аналоги этого монстра.

Общая характеристика

Левиафан — мифологическое чудовище, которое обитает в глубинах Средиземного моря. Согласно легендам, это создание способно контролировать все океаны и моря планеты.

Дать точный ответ, кто такой Левиафан, невозможно из-за расхождения в писаниях. В одних источниках утверждается, что это существо — символ Божественной Силы. Другие отождествляют морского змея с падшим архангелом Люцифером.

Историки расходятся во мнениях, какое значение играл этот зверь в мифологии и религии. Есть мнение, что это создание — владыка морей, олицетворение Посейдона, и не имеет отношения к христианству.

На это указывает малое количество культов этого демона как в современном мире, так и в древнем. В большинстве случаев имя чудовища используют для того, чтобы охарактеризовать нечто огромное, неподдающееся влиянию человека.

Происхождение имени

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, что значит Левиафан. В более древних языках это слово означает «крученный», «свернутый». Такие прилагательные указывают на форму тела существа.

В более поздних писаниях Левиафан переводится как «кит». В таком виде это слово перешло в современный иврит.

Внешний вид

В книге Иова дано одно из самых точных описаний внешнего облика чудовища. Согласно ей, Левиафан обладает такими чертами:

  1. Тело змея заполняло все воды мира.
  2. Кожа чудовища была настолько прочной, что даже ангельское оружие не могло разрезать ее.
  3. Глаза создания имели красный цвет.
  4. Существо обладало двойной челюстью, с тремя рядами острых зубов.

Определить точно, как выглядит Левиафан, невозможно. В разных писаниях Левиафан сочетает в себе черты кита, краба и хищной рыбы.

Способности Левиафана

Морское чудовище обладало невероятной мощью. Основными умениями змея являются:

  1. Ядовитое дыхание. Там, куда дыхнет это существо, умирает все живое.
  2. Пламя. Левиафан умел выдыхать огонь, и его шкура была покрыта пламенем. В некоторых источниках змей также мог вызывать молнию.
  3. Смертельный взгляд. Никто не мог долго смотреть в глаза этому созданию, поскольку оно насылало ужас на человека и зверя.

Характер существа

Поведение змея отличается в зависимости от упоминаний. В книге Иова Левиафан представлен как гордый и бесстрашный зверь.

Господь описывает чудовище как великолепное объединение силы и смелости. Это создание олицетворяет жесткость и справедливость Бога.

В более поздних источниках Левиафан теряет большинство благородных черт. Он предстает как ненасытное, алчное животное, жаждущее сожрать всю землю.

Упоминание в христианских источниках

В Священных писаниях морской змей Левиафан упоминается множество раз. Всего существует 90 псалмов, посвященных этому созданию.

Книга Бытия

Первое упоминание о чудовищном змее — псалмы 73:12-16. В них указано, что страшное существо обитает в пучинах моря и насылает на земли иудейские огонь и воду. Создание это живет вечно, его шкура прочна и смертное оружие не поможет в борьбе с ним.

Согласно писанию, в Судный день монстра поразит сам Господь, после чего накормит мясом убитого зверя свой народ. В других источниках указывается, что существо поразит меч архангела Гавриила.

Существует также легенда, что в Судный день сойдутся в смертельной битве Бегемот, властитель земель, и Левиафан, морской змей. Оба создания уничтожат друг друга в схватке.

Псалмы 103:20-30 приводят Левиафана в пример могуществу Господа. В стихах сказано, что Бог создал огромное существо, спорящее в размерах с человеческими городами. После Творец создал океан, воды в котором хватало, чтобы чудовище играло в нем, не мешая людям.

Книга Иова

Пророк Иова также упоминает Левиафана как символ Господней Силы. В писании пророк сомневается в мощи Отца. Творец спрашивает Иова — сможет ли он одолеть змея, и упоминает о многочисленных способностях Левиафана. В книге пророка также указанно, что морское создание отличается бесстрашным нравом и на всех смотрит горделиво. В этом же писании Левиафана впервые называют Царем зверей.

Книга Исаии

В писании пророка Исаии указанно, что Господь в Судный день пронзит огненным мечом голову чудовища. Морской змей вспыхнет и высушит своим телом все воды земли.

Новый Завет

В более поздних писаниях Левиафан представлен демоном, которого иногда отождествляют с Дьяволом. Морской змей символизирует алчность и ненасытность, он склоняет людей к пороку и скупости.

В некоторых легендах змею приписывают искушение Адамы и Евы. После падения Сатана даровал демону власть над всеми океанами мира. Пасть Левиафана олицетворяет Бездну.

Левиафан в других культурах

Морской змей или водяной дракон — частое мифическое существо в разных культурах. Существует несколько созданий, которых можно считать аналогом Левиафана.

Средиземноморье

В дохристианский период жители берегов Средиземного Моря почитали мифологических созданий, обитающих в воде. Им приносили жертвы, чтобы существа не насылали штормы на море.

Греческая мифология

Сцилла и Харибда — два морских чудовища, обитавшие на островах по обе стороны Сицилийского пролива. Согласно греческой легенде, морякам нужно было проявить большую осторожность и проплыть четко посередине пролива, иначе одно из существ уничтожит корабль.

Сцилла представляла собой шестиглавое создание с 12 парами ног. Пасти чудовища были оснащены тремя рядами ядовитых зубов. Дыхание чудовища также было ядовитым и насылало чуму. Прообразом этого монстра является осьминог.

Описание Харибды более расплывчато. Согласно мифам, это существо представляет собой огромную пасть-водоворот, оснащенную тысячью клыками. Трижды в день Харибда поглощает окружающую воду и извергает ее обратно.

Лернейская гидра — огромное создание с 7 головами. Гидра обитала в подземных водах и была убита Гераклом во время 12 подвига. С Левиафаном ее роднит бессмертие, змееподобное тело и ядовитое дыхание. Существо отравляло реки и вызывала землетрясения.

Вавилонская культура

В древнем царстве Левиафан являлся слугой Бога Моря Яхве. Змей выполнял волю своего хозяина и охотился на моряков. Согласно иудейским верованиям, чудовище уничтожил великий Бог Баал. После смерти создания на Средиземном море прекратились страшные бури и штормы.

Культура Западной Европы

Мифы о морских чудовищ распространены у северо-западных народов Европы. Викинги и кельтские моряки рассказывали легенды об исполинах, обитающих в глубинах океана.

Кельтская мифология

Образ Левиафана прослеживается в Сторском змее, обитавшем у берегов Шотландии. Это создание, по легенде, являлось слугой Богов и насылалось ими в качестве наказания смертным. Сторский змей обладал такими чертами:

  1. Исполинские размеры, которые позволяли чудовищу трижды обернуться вокруг Земли.
  2. Зев создания поднимал бурю над всеми водами мира.
  3. Дыхание существа уничтожало все живое и разъедало корабли.

Не менее знаменит персонаж исландской мифологии — огромный осьминог по имени Кракен. Это создание способно потопить даже многочисленную армаду — большие военные судна чудовище рушит щупальцами, а менее крупные ломает водоворот, который образовывается от движений существа.

Скандинавские легенды

Мифы скандинавов рассказывают о страшном чудовище по имени Йормунганд. Этот огромный змей являлся ребенком Бога Лжи Локи и представительницы рода великанов Хель. Согласно легенде, Один предвидел Конец Света, который ознаменуется сражением Богов и этого чудовища.

Чтобы предотвратить Рагнарек, Старший Бог подговорил Тора уничтожить змея. Но бог Грома и Молнии лишь ранил Йормунганда и, в злости, тот оплел планету, укусив собственный хвост.

В Судный день Тор вновь сойдет в битве против чудовища. Согласно пророчеству, боги одержат победу и человечество обреете счастье в Вальхалле.

Сказания Восточной Европы

В мифологии славян также встречает образ огромного морского чудища. Это создание носит имя Чудо-Юдо и выглядит как огромная рыба. Размеры существа позволяют ему проглатывать целиком города на побережье.

В некоторых легендах, Чудо-Юдо является змеем с 12 головами. Его морды оснащены клыками и хоботами. Существо ползает по дну и охраняет несметные сокровища. На поверхность чудовище всплывает редко. Причиной для выхода из моря является поиск невесты.

Азиатские страны

В азиатской культуре море обожествлялось, поэтому в мифологии Японии, Индии и Китая встречается множество упоминаний о морских чудовищах. Их не отождествляли со злом, поскольку в религии Востока отсутствует дуальность понятий. Образ этих созданий близок к образу Левиафана — чудовища, выполняющего волю Богов.

Китайская мифология

У китайцов роль морского монстра отыгрывала рыба-змей Беюй. Внешне это создание напоминало помесь кита и саламанадры. Спину существа покрывали опасные ядовитые шипы.

Размеры Беюй уступают размерам Левиафана. По легенде, чудовище могло проглотить лодку, но одолеть большой корабль ему не хватило бы сил.

Японская мифология

В стране Восходящего Солнца существует несколько созданий, обитающих в морях. Среди них можно выделить:

  1. Морской змей Аякаси. Это создание в длину достигало 2 км. Чудовище часто выныривает из воды, образуя своим телом арки. Если лодка оказалась под его хвостом, то моряки могут погибнуть из-за водопада слизи и воды, стекающей со змея.
  2. Исонадэ. Огромная рыба-черепаха, которая уничтожает корабли своим хвостом.
  3. Вани. Морской монстр, сочетающий в себе черты крупной хищной рыбы и аллигатора.

Индийская мифология

Водные рептилии с давних пор вызывали у индусов священный трепет. Среди морских чудовищ Индии самыми популярными являются:

  1. Макара. Свирепая химера, чье тело сочетает в себе черты акулы, крокодила и дельфина. Является ездовым животным бога Ганги. Олицетворяет гнев и силу океана.
  2. Басоеки. Морское чудовище, обитающее в Индийском океане. Его имя дословно означает «Царь Змей».
  3. Буру. Змея-крокодил из долины возле реки Рило. По легенде, поедал как рыбаков, так и охотников на суше.

Библейские образы. Левиафан - История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal

Цитата сообщения rinarozenБиблейские образы.Левиафан

ЛЕВИАФАН

Г. Доре. «Господь убивает Левиафана»

ЛЕВИАФАН (לִוְיָתָן, ливьятан) — в Библии  морское чудовище (в современном иврите — кит). Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот и другими морскими чудовищами (нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав) - воплощает злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен.

Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную.

В апокалиптической литературе, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в Аггаде приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот.

Согласно Первому апокалипсису Баруха, их мясом «в то время (“в конце дней”)  будут кормиться все, кто останется».

Уильям Блейк (1757-1827). Бегемот и Левиафан.

Иллюстрация к книге Иова (ок. 1805-1810)

Автор Первой  книги Эноха (Ханоха) утверждает, что в эсхатологические времена «будут... таннин-самка, называемая ливьятан... и таннин-самец, имя которого бхемот».

Амора Иоханан бар Наппаха предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана.

Левиафан на фреске "Страшный суд".

Италия

Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба). В литературе каббалы чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б).

Часовских Кирилл. Бегемот vs Левиафан

Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный пиют, который в ашкеназских общинах распевают в  молящиеся перед чтением Торы в праздник Шавуот.

В  Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём. Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни». В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается как живой.

Иов 40:20 - 41:26

"Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости."

" Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём".

Псалтирь 103:25-103:26

Ежевика

ЭЕЭ

Кто такие левиафаны? (2 фото)

Левиафан — это библейское морское чудовище, мифическое существо, упоминаемое в разделах Ветхого Завета, и в то время как популярная метафора как в иудаизме, так и в христианстве, существо, тем не менее, рассматривается по-разному в каждой религии.

Это существо можно рассматривать либо как метафору огромных размеров и силы творческих способностей Бога, либо как демонического зверя. В этом контексте Левиафан рассматривается как монстр воды. Вне религии Левиафан стал синонимом любого крупного морского существа, особенно китов.

Термин Левиафан происходит от древнееврейского названия לווְיָתָן, Livyatan, или Liwyāāān, что означает «скрученный; свернутый». Когда Ветхий Завет был переведен на греческий язык, он означал слово «дракон». Однако в английском языке оригинальное еврейское слово было транслитерировано в Левиафан. На современном иврите это просто означает «кит».

Описания Левиафана варьируются в зависимости от каждого культурного источника.

Почти единодушно говорят, что это морское существо огромных размеров. Некоторые сообщают, что его тело напоминает тело кита, с толстым, цилиндрическим телом и плавниками.

Иногда он изображается как более похожее на дракона существо, покрытое телом из чешуйчатой брони, острыми когтями, рядами бритвенных зубов, способностью дышать огнем и более тонким, змеевидным телом.

Библейские ссылки на Левиафана, по-видимому, развились из ханаанского цикла Баала, включающего противостояние между Хададом (Ваалом) и семиглавым морским чудовищем по имени Лотан. Библейские упоминания также напоминают вавилонский эпос о сотворении мира Энума Элиш, в котором Бог бури Мардук убивает свою мать, морское чудовище и богиню хаоса и созидания Тиамат и создает Землю и небо из двух половинок ее трупа.

Такие морские существа являются общими почти для всех древних цивилизаций, особенно тех, которые были географически близки к воде.

Даже в более поздние времена греческого и римского мореплавания океаны были опасным и таинственным местом, в которое люди едва могли проникнуть, чтобы обнаружить то, что скрывалось внизу. Наблюдения китов, кальмаров и других крупных водных животных, скорее всего, подпитывали таинственную веру в морских чудовищ.

Чаще всего Левиафана называли нильским крокодилом, который является водным, чешуйчатым и обладает свирепыми зубами. Другие предполагают, что Левиафан-это преувеличенное описание кита. Однако эта точка зрения сталкивается с некоторыми трудностями, поскольку ранние еврейские народы на Ближнем Востоке вряд ли сталкивались бы с китами в таком теплом регионе.

Во время золотого века мореплавания европейские моряки представляли Левиафана как гигантское китообразное морское чудовище, обычно морскую змею, которая пожирала целые корабли, плавая вокруг судов так быстро, что создавала водоворот.

Левиафан может также интерпретироваться как само море, а его двойники Бегемот и Зиз — соответственно земля и воздух.

Некоторые ученые интерпретировали Левиафана и другие упоминания о море в Ветхом Завете как очень метафорические ссылки на морских мародеров, которые когда-то терроризировали царство Израиля. Другие уподобляют упоминание Тиамат и других подобных монстров, которые представляли море как врага богов в мифах соседних культур.

Левиафан — Ливьятан | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Левиафан (Ливьятан) — так Тора называет некое гигантское морское существо, согласно традиции, сотворенное в один из дней Творения. В более широком значении этим именем называют всех больших рыб и морских животных, таких как кит и т.п. (Ибн Эзра на Теилим 74:14). Несколько раз упоминание о Ливьятане встречается в книгах ТаНаХа, например, в книге Иова, несколько раз — в Псалмах. С Левиафаном связаны и глубинные понятия, которые намеками упоминают наши мудрецы в Талмуде и книгах Каббалы, раскрывая значение Левиафана.

Оглавление

«И сотворил Б-г больших чудищ…» [↑]

Сотворение Левиафана мудрецы относят к пятому дню творения, в который были созданы все морские обитатели, как сказано (Берешит 1:21): «И сотворил Б-г больших таниним и всякое существо живое ползающее, какими воскишели воды, по виду их, и всякую птицу крылатую по виду ее».

Интересно, что именно эти таниним удостоились отдельного упоминания среди других живых существ, причем употребляется слово «ваивра» — то есть, идет речь о сотворении чего-то нового «из ничего». И только после этих «таниним» говорится о создании «всей души живой», то есть всех живых существ, сотворенных в тот же день.

Из слов Танаха совершенно определенно следует, что Левиафан — это морское существо гигантских размеров, а в Устной Торе сказано, что он является кошерной рыбой, т. е. обладает плавниками и чешуёй (Сифра гл. Шмини 3). Описывают особенные глаза Левиафана, испускающие ярчайший свет.

Левиафан обитает в самых глубинных водах, а его длинное тело, напоминающее змею, извивается кольцеобразно, чтобы уместиться на местности. Современной науке это существо явно неизвестно, однако Рамбан(на Берешит 1:21) приводит, что древние греки имели о нем представление.

Одежды Адама и Евы, по преданию, были сделаны из кожи Левиафана.

Трапеза Машиаха [↑]

Раши приводит такое объяснение на слово «таниним»: «Большие морские рыбы. А согласно агаде [Бава батра 74б], это ливьятан и его чета, которых Он сотворил самцом и самкой, и умертвил самку и засолил ее для праведников на грядущее. Ибо если бы те плодились и размножались, мир не мог бы устоять пред ними».

Предание говорит нам здесь о так называемой «трапезе Машиаха», то есть о награде праведников в будущем мире. Наслаждение, которое получат праведники в конце времен, аллегорически уподобляется еде. Комментаторы сравнивают эту трапезу с питанием первого человека Адама от плодов Ган Эдена, обладающих колоссальным духовным потенциалом.

Конечно, в обоих случаях речь идет не о еде для желудка, а о пище для души. Комментарий Раши следует понимать так, что, когда произойдет исправление мира, будет уничтожено, лишено жизни («умертвил и засолил» то, что было сотворено в самом начале сотворения, и этим праведники будут наслаждаться, утоляя свой голод (не животный, естественно, а духовный).

Рамхаль объясняет, что все начинается с абсолютного единства Вс-вышнего. Возникает желание Вс-вышнего дать человеку бесконечную награду, которая заключается в постижении Б-га, уготованное ему в конце. Но для того чтобы это единство Вс-вышнего раскрылось, необходимо сокрытие его вначале. Ведь человек может получить наслаждение лишь получив то, чего он жаждал и чего у него не было ранее.

Само название «Ливьятан» также отражает суть и предназначение этого существа. «Ливьятан» от слова «ливуй», что значит «сопровождение» или «свита». Праведники удостоятся навеки приобщиться к Вс-вышнему и вечно сопровождать Его, наслаждаясь полноценным благом!

Также есть понятие «шалаш (сукка — на иврите) из кожи Ливьятана», в котором и будет происходить «трапеза Машиаха».

Левиафан в книге Пророков и в Писаниях [↑]

Упоминание о Левиафане находим у пророка Иешаяу(27:1): «В тот день накажет Г-сподь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким ливъйатана, змея прямобегущего, и ливъйатана, змея извивающегося, и убьет чудовище, которое в море».

В Псалмах, например, в 27, находим такое упоминание: «Там корабли плывут, ливйатан, которого сотворил Ты, чтобы он резвился в нем».

Целая 41 глава книги Иова посвящена Левиафану, но без глубочайшего понимания скрытых смыслов Торы нам её не постичь.

Левиафан - это... Что такое Левиафан?

Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎ (чит. ливьята́н) — «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной[источник не указан 16 дней], в современном иврите — кит.

Некоторые креационисты считают, что описание левиафана соответствует описанию плезиозавра или другой крупной рептилии[1].

Происхождение

В угаритском мифологическом цикле Левиафан (Латану) — многоголовое[2] морское чудовище, спутник бога моря Йамму, вместе с последним поверженный Баалом[3].

Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.[4]

В Библии

В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

Влияние на культуру

  • Левиафан — первоначальное название одного из крупнейших кораблей XIX века, британского парохода «Грейт Истерн».
  • HMS Leviathan — британские военные корабли под названием «Левиафан».
  • Левиафан — аттракцион (разновидность «американских горок»), открываемый в канадском парке развлечений Canada’s Wonderland в 2012 году; высота — 93 м, скорость — до 148 км/ч)[5].

Литература и изобразительное искусство

  • Английский философ Томас Гоббс использует образ левиафана для описания могущественного государства в своей книге «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
  • «Левиафан» — название корабля в одноимённом романе Б. Акунина.
  • «Левиафан» — литературная иллюстрированная газета, выходила в 1975—1980 гг. в Израиле. Редактор Михаил Гробман. Авторы: С. Красовицкий, Э. Лимонов, Г. Сапгир, И. Холин и др. Вышло 3 номера.
  • «Левиафан» — книжное издательство в Тель-Авиве в нач. 1990-х гг.
  • «Левиафан» — книга дневников Михаила Гробмана 1963—1971 гг. Издана «НЛО» в 2002 г. Летопись художественной жизни Москвы, более 1500 имён.
  • «Левиафан» — роман писателя Скотта Вестерфельда из одноимённого цикла книг.
  • «Левиафан» — третья книга трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши «Иллюминатус!» («The Illuminatus! Trilogy» (англ.)).
  • Левиафан — морской дракон в книге Д. Емца «Таня Гроттер и ботинки кентавра».
  • Левиафан — один из семи Зверей (Фиолетовый) в цикле Ника Перумова «Семь Зверей Райлега».
  • В «Сатанинской Библии» Антона ЛаВея имя Левиафана носит книга 4-я «Неистовствующее море».
  • В романе «Террор» Дэна Симмонса капитан Фрэнсис Крозье периодически читает морякам загадочную «книгу Левиафана», якобы являющуюся частью Библии.
  • Левиафан — огромное существо, служащее домом для морского народа мирая в серии книг «Проклятые и изгнанные» Джеймса Клеменса.
  • Левиафаны упоминаются в книгах Джорджа Мартина из цикла «Песнь льда и пламени».
  • Левиафан — представитель фауны на планете Безбрежное Море во Вселенной Гипериона Дена Симмонса. Плотоядный хищник. Внешне напоминает современную белую акулу, хотя имеет два плавника на спине вместо одного и несколько рядов зубов. Размерами может доходить до нескольких сот метров. Тело не имеет определённого цвета и переливается всеми цветами радуги[6].
  • Левиафаном герои повести Станислава Лема «Крыса в лабиринте» называют умирающего пришельца со звёзд, в чрево которого они попали из болота.

Кинематограф и анимация

  • «Левиафан» — фильм ужасов режиссёра Дж. Косматоса.
  • Левиафан — название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале «На краю Вселенной».
  • Левиафан — одна из семи Сестёр Чистилища в аниме «Когда плачут чайки».
  • Левиафан — гигантский робот, созданный королём Атлантиды для защиты подводного прохода к последней на дне в мультфильме «Атлантида».
  • Левиафан — магическое имя одного из главных персонажей «Девять неизвестных», чёрного мага Артура Полякова.
  • Левиафан — Владыка Ада в кинофильме «Восставший из ада».
  • Левиафан — морское существо из мультсериала «Пираты Тёмной Воды», внешне выглядящее как морской дракон. Левиафаны передвигаются стаями, и только кожа этих существ может выдерживать Тёмную Воду.
  • Левиафаны — в сериале «Сверхъестественное» одни из самых первых существ (в данном случае монстры), которых создал Бог задолго (помимо первых четырёх Архангелов) до создания ангелов и человека. Были заключены в Чистилище. Их поглотил Кастиэль для увеличения своей силы вместе со множеством душ из Чистилища. Главные злодеи 7-го сезона. Не могут умереть, так как не имеют души.
  • Левиафан — прототип военно-морского оружия на звуковой основе в сериале «Тайны Смолвиля».
  • Левиафан — имя алхимика-афериста в аниме «Госик».
  • Левиафан — огромный монстр, живущий в воздушном океане, из одноимённой серии анимационного сериала «Небесные рыцари».

Компьютерные игры

  • Левиафаны — раса создателей Жнецов в игре Mass Effect 3.
  • Левиафан — призываемое существо, появляющееся в играх серии Final Fantasy.
  • Левиафан — один из роботов-ассасинов в игре Mortal Kombat 4.8 (MUGEN), имеющий небольшой, но очень эффективный набор комбо-ударов, позволяющий убить практически любого противника без потери крови. Отличается меньшим ростом, нежели другие роботы.
  • Левиафан — один из отрицательных персонажей игры Hard Corps: Uprising, позже доступный для игры в PSN и XBLA в виде DLC.
  • Левиафан — один из множества героев в игре DOTA[7].
  • Левиафан — мобильный защитный боевой корабль Землян в игре Descent: FreeSpace.[источник не указан 561 день]
  • Левиафан — огромное пятиместное транспортное средство с тяжёлой бронёй и малой скоростью передвижения в играх Unreal Tournament 2004 и Unreal Tournament 3.[источник не указан 561 день]
  • Левиафан — один из врагов в игре World of Warcraft: Wrath of the Lich King[8]. Фигурирует там в качестве босса. Там же фигурирует Огненный Левиафан[9] (в Ульдуаре).
  • Левиафан — боевой, летающий юнит за зергов в StarCraft2
  • Левиафан — один из врагов в онлайн-игре Герои войны и денег. Впервые появился в ивенте «Морские чудовища»[источник не указан 561 день].
  • Левиафан — крупнейший флот-улей враждебной человечеству расы тиранидов в вымышленной вселенной Warhammer 40,000.[10]
  • Левиафан — Хранительница-Фея, персонаж из игры Mega Man ZX, с которой предстоит сразится андроиду Зэро.[источник не указан 561 день]
  • Левиафан — один из противников Кратоса в игре God of War III.[источник не указан 561 день]
  • Левиафан — гигантское чудовище, представленное в качестве босса шестой главы Dead Space.
  • Левиафан — один из боссов в игре Devil may cry 3 dante's awakening special edition .

Музыка

Имя Левиафана (англ. Leviathan) носят несколько западных метал-групп (правда, из них только некоторые могут похвастаться солидными дискографиями):

Также:

  • Leviathan — название одной из песен американской группы LEATHERMOUTH.
  • «Левиафан» — название композиции российской screamo-группы Marschak.
  • Leviathan («Левиафан») — название альбома американской прогрессив-метал/сладж-группы Mastodon.
  • Leviathan («Левиафан») — название песни датской пауэр-металической группы Iron Fire с альбома «Voyage of the Damned» (2012)
  • Leviathan («Левиафан») — песня японской metalcore-группы Crossfaith с EP «Zion» (2012)
  • Leviathan («Левиафан») — песня шотландской фолк/пауэр-метал группы Alestorm, входящая в трек-лист EP Leviathan и альбома Black Sails at Midnight.
  • Leviathan («Левиафан») — песня голландской дэт-метал группы Sinister, входящая в трек-лист альбома Diabolical Summoning.
  • Leviathan («Левиафан») — название песни британской рок-группы Impellitteri с альбома «Stand In Line» (1988).
  • Левиафан так же упоминается в одном из треков группы 25/17 («Корабль»).
  • Левиафан упоминается в одном из треков группы «Проект Увечье» («ultima thule»).

Образ Левиафана иногда также отождествляется с Ктулху из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы 1349 «From The Deeps» есть такие слова:

Пробудись, Левиафан!
Пробудись, Ктулху!
Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте!
Из глубин…

Интересные факты

При раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн. лет назад. Длина тела чудовища составляла свыше 17 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Существу было дано имя «Левиафан», а точнее — «Leviathan melvillei». Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота.[11]

Примечания

  1. Ham, K., The Great Dinosaur Mystery Solved! Master Books, Green Forest, AR, pp. 43–47, 1998.
  2. KTU, 1.5, I, 3; ср. Пс. 74, 14
  3. Баал. Библейская энциклопедия
  4. Борис Шаров Библейский парк юрского периода // Тайны XX века. — 2012. — № 42 октябрь. — С. 22—23.
  5. Canada’s Wonderland
  6. «Эндимион», гл. 34.
  7. Leviathan — Tidehunter. www.dotastrategy.com
  8. Левиафан — НИП — World of Warcraft
  9. Огненный Левиафан — НИП — World of Warcraft
  10. Флот-улей Левиафан
  11. Левиафан. Морской змей или гигантский кит?

См. также


Смотрите также