Доппельгангер что это такое


Доппельгангер — Википедия

Доктор Джекил и мистер Хайд: два человека в одном

Доппельга́нгер (правильнее: До́ппельге́нгер; нем. Doppelgänger «двойник») — в литературе эпохи романтизма двойник человека, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. В произведениях некоторых авторов персонаж не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.

Двойник воплощает теневые бессознательные содержания (желания, инстинкты и т. п.), вытесненные субъектом из-за несовместимости с сознательным представлением о себе (напр., под влиянием морали или социума), с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе[1] . Нередко двойник «питается» за счёт протагониста, по мере его увядания становясь всё более самоуверенным и как бы занимая его место в мире. Один из первых таких двойников в европейской литературе — Джеральдина, теневая сторона идеализированной Кристабели в одноимённой поэме Кольриджа, написанной в 1797 году[1].

Тема двойника описана и глубоко раскрыта у Гофмана («Эликсиры сатаны», «Песочный человек»).

Ежели существует тёмная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда мы бы иначе никогда не вступили, — ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в неё и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для её таинственной работы.

От Гофмана тема мистического, часто демонического двойничества перекочевала в произведения русских классиков — А. С. Пушкина («Уединённый домик на Васильевском острове»), В. Ф. Одоевского («Сильфида»), Н. В. Гоголя («Шинель») и Ф. М. Достоевского (повесть «Двойник»).

В англоязычной романтической литературе после «Исповеди оправданного грешника» Джеймса Хогга (1824) тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон»), Диккенсом («Повесть о двух городах»), Джозефом Шериданом Ле Фаню («Зелёный чай») и Робертом Льюисом Стивенсоном («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Владетель Баллантрэ»). В повести о Джекиле и Хайде раздвоенность главного героя впервые получила псевдонаучное истолкование.

Многие повести о двойниках, чтобы подчеркнуть их внутреннее родство, делают их близкими родственниками либо фиксируют смутное эротическое притяжение между двумя «половинками». Например, у Кольриджа Джеральдина, проведя обнажённой ночь в постели Кристабель, со временем занимает место её покойной матери, обворожив и полностью подчинив себе её отца, а двойники из «Хозяина Баллантрэ» — родные братья.

В XX веке тема двойничества обрела второе рождение как в западной литературе («Лик», «Отчаяние» и «Бледное пламя» В. В. Набокова, «Тема предателя и героя» Хорхе Луиса Борхеса, многие книги Алена Роб-Грийе[2]), так и в русской («В зеркале» В. Я. Брюсова, «Петербург» Андрея Белого, «Призрак Александра Вольфа» Гайто Газданова, «Тень» Евгения Шварца). Двойничество психологизируется, иногда с позиций фрейдизма, в качестве роковых двойников нередко выступают отец и сын («Улисс» Джеймса Джойса). Дафна дю Морье в "Козле отпущения" использует прием карнавального обмена одеждой, напоминающий ситуацию в "Принце и нищем". Но у дю Морье костюмами и документами поменялись зрелые люди. Происходит эта коллизия в тот момент, когда главный герой оказался в экзистенциальном тупике и хотел пожить в монастыре, чтобы разобраться с внутренними противоречиями. Встреченный им двойник выступает в роли искусителя и может рассматриваться как часть его собственной природы, препятствующая его поискам пути праведности.

В более поздних интерпретациях данная тема раскрывается в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб».

Из современных книг нужно отметить цикл «Зерцалия» Евгения Гаглоева. В его произведении почти все время присутствуют доппельгангеры.

Также необходимо упомянуть роман Сергея Буртяка "Кот", ставший в 2002 году лауреатом Всероссийской литературной премии "Книга года". В романе "Кот" доппельгангером главного героя является его кот. Таким образом автор постмодернистски переосмыслил сюжеты: "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" Роберта Стивенсона и "Кота в сапогах" Шарля Перро.

В психоанализе феномен двойничества получил истолкование в работах З. Фрейда («Жуткое», 1919), его ученика Отто Ранка («Двойник», 1914, опубл. 1925), У. Биона («Воображаемый двойник», 1950) и М. Долара («В брачную ночь я буду с тобою», 1991). То, что в качестве двойников субъекта-мужчины почти всегда выступают лица мужского пола, свидетельствует о том, что двойник — это своего рода нарциссическая проекция, препятствующая формированию отношений с лицами противоположного пола [3].

Другой вариант доппельгангера встречается в фантастических произведениях. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует[4]. В своём естественном облике доппельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из глины со смазанными чертами. Впрочем, в этом состоянии его редко можно увидеть — доппельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности[5].

  • «Пражский студент» (Германия, 1913)
  • «Незнакомцы в поезде» (США, 1950)
  • «Доппельгангер[en]» фантастический фильм[6] (Англия, 1969)
  • «Тень» - музыкальный фильм-сказка, снятый Надеждой Кошеверовой по одноименной пьесе Евгения Шварца.
  • «Тень воина» (Япония, 1980)
  • «Одержимая» (Франция-Германия (ФРГ), 1981)
  • «Твин Пикс» сериал (США, 1990)
  • «Двойная жизнь Вероники» (Франция-Польша, 1991)
  • «Доппельгангер» (США, 1992)
  • «Шоссе в никуда» (США-Франция, 1997)
  • «Бойцовский клуб» (США, 1999)
  • «Машинист» (Испания, 2004)
  • «Престиж» (США, 2006)
  • «Чёрный лебедь» (США, 2010)
  • «Другая земля» (США, 2011) — здесь двойник представлен как светлая сторона личности.
  • «Двойник» (Англия, 2013)
  • «Враг» (Канада-Испания, 2014)
  • «Дневники вампира» (сериал, 2009—2017)
  • «Флэш» (телесериал, 2014—2017) — здесь двойник представлен как личность из другой мультивселенной.
  • «InuYasha» сериал (Япония), (2000—2010)
  • «Дружба — это чудо» (США-Канада), (сериал 2010—2019)
  • «Код ангела» (Япония), (сериал 2003)
  • «Человек-паук» (США, 2002) — здесь двойник представлен как Зелёный гоблин, альтер эго Нормана Озборна.
  • «Твин Пикс» (США, сериал 2017).
  • «Отражение[en]» (Франция-Великобритания, 2008)
  • «Мы» (США, 2019)
  • «Чужак» (США, сериал 2020)

Доппельгангер | Mythological Creations | Fandom

Доппельгангер

Основное имя

Доппельгангер

Альтернативные имена

Доппельгенгер

Сторона

Добро, зло, нейтральная

    Доппельгангер — в литературе эпохи романтизма двойник человека, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. В произведениях некоторых авторов персонаж не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.

    В литературеПравить

    Двойник воплощает теневые бессознательные содержания (желания, инстинкты и т. п.), вытесненные субъектом из-за несовместимости с сознательным представлением о себе (например, под влиянием морали или социума), с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе. Нередко двойник «питается» за счёт протагониста, по мере его увядания становясь всё более самоуверенным и как бы занимая его место в мире. Один из первых таких двойников в европейской литературе — Джеральдина, теневая сторона идеализированной Кристабели в одноимённой поэме Кольриджа, написанной в 1797 году.

    Тема двойника описана и глубоко раскрыта у Гофмана («Эликсиры сатаны», «Песочный человек»).

    «Ежели существует тёмная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда мы бы иначе никогда не вступили, — ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в неё и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для её таинственной работы.»
    Гофман «Песочный человек»

    От Гофмана тема мистического, часто демонического двойничества перекочевала в произведения русских классиков — А. С. Пушкина («Уединённый домик на Васильевском острове»), В. Ф. Одоевского («Сильфида»), Н. В. Гоголя («Шинель») и Ф. М. Достоевского (повесть «Двойник»).

    В англоязычной романтической литературе после «Исповеди оправданного грешника» Джеймса Хогга (1824) тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон»), Диккенсом («Повесть о двух городах»), Джозефом Шериданом Ле Фаню («Зелёный чай») и Робертом Льюисом Стивенсоном («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Хозяин Баллантрэ»). В повести о Джекиле и Хайде раздвоенность главного героя впервые получила псевдонаучное истолкование.

    Многие повести о двойниках, чтобы подчеркнуть их внутреннее родство, делают их близкими родственниками либо фиксируют смутное эротическое притяжение между двумя «половинками». Например, у Кольриджа Джеральдина, проведя обнажённой ночь в постели Кристабель, со временем занимает место её покойной матери, обворожив и полностью подчинив себе её отца, а двойники из «Хозяина Баллантрэ» — родные братья.

    В XX веке тема двойничества обрела второе рождение как в западной литературе («Лик», «Отчаяние» и «Бледное пламя» В. В. Набокова, «Тема предателя и героя» Хорхе Луиса Борхеса, многие книги Алена Роб-Грийе), так и в русской («В зеркале» В. Я. Брюсова, «Петербург» Андрея Белого, «Призрак Александра Вольфа» Гайто Газданова). Двойничество психологизируется, иногда с позиций фрейдизма, в качестве роковых двойников нередко выступают отец и сын («Улисс» Джеймса Джойса). В более поздних интерпретациях данная тема раскрывается в ставшем уже культовым романе Чака Паланика «Бойцовский клуб».

    Из современных книг нужно отметить цикл «Зерцалия» Евгения Гаглоева. В его произведении почти все время присутствуют доппельнгагеры.

    Двойник в психоанализеПравить

    В психоанализе феномен двойничества получил истолкование в работах З. Фрейда («Жуткое», 1919), его ученика Отто Ранка («Двойник», 1914, опубл. 1925), У. Биона («Воображаемый двойник», 1950) и М. Долара («В брачную ночь я буду с тобою», 1991). То, что в качестве двойников почти всегда выступают лица мужского пола, свидетельствует о том, что двойник — это своего рода нарциссическая проекция субъекта, препятствующая формированию отношений с лицами противоположного пола.

    Двойник в фантастикеПравить

    Другой вариант доппельгангера встречается в фантастических произведениях. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует. В своём естественном облике доппельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из глины со смазанными чертами. Впрочем, в этом состоянии его редко можно увидеть — доппельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности.

    В популярной культуре Править

    • Тематике злых двойников посвящен американский фильм ужасов "Мы" 2019 года .

    Доппельгангер - это... Что такое Доппельгангер?

    
    Доппельгангер

    Допельгангер (нем. Doppelgänger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. Он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.

    Допельгангеры не раз появляются у Гофмана, от которого тема двойничества перекочевала в произведения русских классиков — Одоевского («Сильфида»), Гоголя («Шинель») и Достоевского (повесть «Двойник»). В англоязычной романтической литературе тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон») и Р. Л. Стивенсоном («Владелец Баллантре»). В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» раздвоенность главного героя получает псевдонаучное истолкование.

    Двойник в фэнтези

    Другой вариант допельгангера встречается в произведениях фэнтези. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует.[1] В своём естественном облике допельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из  глины; со  смазанными чертами. Впрочем, в  этом состоянии его редко можно увидеть; допельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности.[2]

    Двойники в кино

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Дополнительный набор гонконгских знаков
    • Дополнительный сосок

    Смотреть что такое "Доппельгангер" в других словарях:

    • Доппельгангер (Marvel Comics) — Доппельгангер История Издатель Marvel Comics Дебют …   Википедия

    • Доппельгангер (фильм) — Доппельгангер Doppelganger Жанр триллер Режиссёр Ави Нешер …   Википедия

    • Визг (Marvel Comics) — Визг История публикаций Издатель Marvel Comics Дебют Spider Man Unlimited Vol. 1 #1 (май 1993) Характеристики персонажа Вид Человек мутант Союзники Карнаж, Доппельгангер, Падаль,Демогобли …   Википедия

    • Допельгангер — Доктор Джекил и мистер Хайд: два человека в одном Допельгангер (нем. Doppelgänger  «двойник»)  в литературе эпохи романтизма демонический …   Википедия

    • DoppelgangeR — Доппельгангер Основная информация Жанры готический рок …   Википедия

    • Невендаар — Невендаар  вымышленный мир из сеттинга Disciples. Название мира с вымышленного языка переводится как «Священные земли». Начиная со второй игры серии, государство людей, Империя, также называется Невендааром. Также существуют различные мнения …   Википедия

    • Список фильмов на Д — Список фильмов А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я …   Википедия

    • Список персонажей Marvel Comics — Это список персонажей, появлявшихся во Вселенной Marvel, который включает большинство вымышленных персонажей, созданных Marvel Comics и принадлежащих ей. Залицензированные или принадлежащие создателям персонажи (Солдат Джо, Годзилла, Гру Странник …   Википедия

    • Бэрримор, Дрю — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бэрримор. У этого термина существуют и другие значения, см. Дрю Берримор (порноактриса). Дрю Бэрримор Drew Barrymore …   Википедия

    • Кинофестиваль в Авориазе 1993 года — XXI Международный фестиваль фантастического кино в Авориазе (кинофестиваль) (Le 21eme edition du Festival international du film fantastique d Avoriaz) проходил во французских Альпах (Франция) проходил 16 23 января 1993 года. Это был последний… …   Википедия


    Доппельгангер — Posmotre.li

    Доппельгангер — двойник, существо, мистическим образом копирующее чужую внешность, зачастую как-то связанное с тем, кого копирует. В древних легендах и городском фольклоре упоминаются как таинственные двойники, которых человек может увидеть незадолго до своей смерти, так и разнообразная нежить и нечисть, приходящая к родным под личиной покойного. Зачастую такой двойник не имеет тени и отражения. В эпоху ромнтизма двойником стали изображать тёмную сторону человека, зачастую — активно стремящуюся поработить его. В таком случае столкновение с доппельгантером превращается в противостояние; опционально — двойник становится тем сильнее, чем слабее оригинал. А в фэнтези и фантастике доппель зачастую — просто существо, способное копировать других существ, или вовсе устройство/заклятье для такого копирования. Таким образом, доппельгантер может быть:

    • странным явлением, мистическим видением, обычно — сулящем несчастье.
    • существом, связанным с оригиналом и копирующем именно его и никого кроме. Вариант — техническим/магическим эмулятором конкретной сущности.
    • существом, копирующим кого-то или произвольно, или по своему выбору — но в остальном всё, как в предыдущем пункте.
    • частью личности оригинала, скорее всего — излишне самостоятельной частью.

    Родственные тропы[править]

    • Метаморф, фантастическое существо переменной формы и текстуры. Всякий достаточно техничный метаморф может стать чьим-либо доппельгангером, но не всякий доппельгангер — метаморф. Более того: не всякий доппель является отдельным существом (в отличие от метаморфа, который может прекрасно жить, вовсе никого не копируя). Пожалуй, не стоит заносить сюда всей метаморфов без разбора — им место в тематической статье.
    • Злой двойник — доппель может быть злым двойником, а может и не быть; также вовсе не обязательно, чтобы злой двойник был мистической/фантастической сущностью: он может быть просто близнецом или похожим родственником, безо всякой мистики.
    • Раздвоение личности — пересекается с тропом в случае, если каждая личность претендует на одну и ту же память и идентичность, считает себя настоящей. Иначе это просто несколько сознаний в одном теле.
    • Параллельные миры — двойник часто приходит оттуда.
    • Мистер Хайд — в случае, когда персонаж сам может переключаться между состояниями себя-любимого и злого, но крутого двойника. Тропы могут как пересекаться (в случае, если персонаж воспринимает себя и двойника разными, а то и противостоящими, личностями) так и не пересекаться (если Хайд — всего лишь режим демона для оригинала).
    • По следам себя любимого и временной парадокс — иногда кажется, что доппель в произведении есть, а на самом деле — нет. Потому что есть эти тропы.

    Фольклор[править]

    • Предания о людях, которые видели самих себя со стороны перед смертью. Так, это приписывается царице Елизавете Петровне, Анне Иоанновне и Екатерине Великой.
    • Поэт Перси Биши Шелли видел своего двойника незадолго до смерти. Некая странная фигура в покрывале поманила его за собой, вошла в дом, сняла покрывало — и это оказался двойник поэта. Вскоре Шелли погиб при кораблекрушении.
    • Мифы о притворяющихся человеком существах. К примеру, о некомате, которая сожрала прикормившую её в кошачьем облике мать семейства и более-менее успешно выдавала себя за неё.
    • Молдавская сказка, где двух коварных братьев героя разрубили волшебным мечом на двух белых и двух черных. Черных герой изрубил в куски, а белые остались.
    • Сюжеты, где пылкий любовник приходит к женщине в облике ее мужа. Алкмена и Игрейна так обзавелись детьми, а вот Ахалье (жене божественного мудреца, которую таким образом повадился навещать бог Индра) не повезло— разгневанный муж превратил в камень.

    Театр[править]

    • «Тень» Евгения Шварца — по мотивам сказки Андерсона, но с хорошим концом.
    • «Амфитрион» Мольера— по мотивам древнегреческого мифа. «Смотри, Амфитрион, вот заместитель твой! В своих чертах признай Юпитера»

    Литература[править]

    • «Эликсиры сатаны» и «Песочный человек» Гофмана.
    • «Вильям Вильсон» Эдгара По — инверсия классического злого двойника: двойник, представляющий всё доброе, что есть в протагонисте.
    • «Уединённый домик на Васильевском острове» А. С. Пушкина.
    • «Тень» Андерсена — Тень Учёного. Инверсия: вместо того, чтобы занимать место оригинала, доппель пытается заставить того занять место тени.
    • «Повесть о двух городах» Диккенса.
    • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона — в роли доппельгантера выступает сам герой, чья психика была расколота новым наркотиком.
      • Его же «Владетель Баллантрэ». А здесь что?
    • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — дубли, которых создают себе маги.
    • «Сага о Ведьмаке» — целая раса допплеров. Особенно выделяется Дуду, ставший, в конце концов, партнёром своего «оригинала».
    • «Бойцовский клуб» Чака Паланика — аналогично, бесцветный протагонист и антигерой Тайлер Дерден — две личности в одной голове главгероя.
    • «Джонатан Стренж и мистер Норрел» Сюзанны Кларк — Господин с волосами как пух чертополоха подменяет жену Стренжа короткоживущим доппелем из сгнившего в болоте дерева.
    • «Кристабель» Кольриджа — Джеральдина, теневая сторона Кристабели.
    • «Исповеди оправданного грешника» Джеймса Хогга.
    • «Зелёный чай» Джозефа Фаню.
    • «Зерцалия» Евгения Гаглоева — множество доппельгантеров.
    • Метавселенная Рудазова — тут создание доппелей — один из видов магии. Среди колдунов Серой земли, сражавшихся против Креола, был один специалист именно по таким иллюзиям. Да и главный колдун, Бестельглосуд Хаос, имеет одно такое заклятье весьма высокого уровня.
    • «Рой» Майкла Крайтона — Связанные с людьми нанороботы копируют носителей, телами которых овладели. Причём могут продолжать паразитирование некоторое ограниченное время и вовсе без тела.
    • «Амёба» Е. Лукина.
    • Многие книги Р. Л. Стайна: «Игра в невидимку» и «Привидение в зеркале» (зеркальные отражения-доппельгангеры), «Привидение по соседству», «Я — твой злобный близнец» и многие другие.
    • Г. Л. Олди — новелла «Баллада двойников» из «Песен Петера Сьлядека» описывает весьма необычный пример тропа. У некоторых людей есть двойник — фюльгья, почти идентичный внешне, но полностью противоположный внутренне. Фюльгья могут всю жизнь не встречаться друг с другом и не подозревать о существовании другого, но если они вдруг окажутся, скажем, в пределах одного города… Тогда прежде весьма умеренные различия начнут нарастать экспоненциально, толкая, допустим, одного двойника к полному просветлению, а другого — за моральный горизонт событий.
    • А. Нортон, «Год единорога»— от героини отделили половину ее личности, не обладающую магией, и забрали в другой мир. Одна из половинок должна исчезнуть, чтоб усилить вторую.
    • Пирс Энтони, «Адепт». У каждого обитателя мира есть двойник в параллельном, и путешествие между мирами становится возможно, только когда один из двойников умирает. Когда друг героя влюбился в его жену, герой предложил тому просто поискать ее двойника в соседнем мире.
    • Р. Желязны, «Хроники Амбера» — Отражения есть не только у самого Амбера, но и у его обитателей.
    • Э. Раткевич, «Таэ эккейр!» — выворотень, маг, копирующий чужую внешность, но только пока жив оригинал.
    • Книги Макса Фрая о Ехо — с прикрученным фитильком сэр Лойсо Пондохва, Великий Магистр Ордена Водяной Вороны. Обаятелен настолько, что каждый собеседник видит в нём идеализированную версию самого себя. Похожее свойство получили и его детишки.
    • «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой — подменыши, возвращающиеся взамен похищенных нечистью людей. Пытаются их копировать, но получается не во всём, а в критической ситуации изначальная природа и вовсе может взять вверх.

    Сетевая литература[править]

    • Worm — копии людей, создаваемые Ехидной. Достаточно похожи, чтобы сохранять память оригинала и даже приобретать способности копируемого кейпа. Правда, копия всегда отличается от оригинала, обычно - уродством. Это не считая принципиальной ненависти к оригиналу и покорности создательности.

    Кино[править]

    • «Доппельгангер» — именно то, что написано на упаковке. Тропнеймер — полное чудовище, пытающееся занять место главной героини.
      • Фильм 1969 или 1992 года?
    • «Oтражение» — аналогично.
    • «Королевства кривых зеркал» — Яло, двойник Оли из зеркальной страны.
    • «Пражский студент» — по мотивам «Вильяма Вильсона».
    • «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски.
    • «Двойная жизнь Вероники».
    • «Не оглядывайся».
    • "Райские холмы" — аверсия: «перевоспитываемых» девушек, которых послала на «перевоспитание» их же обеспеченная семья, просто заменяют на покладистых двойников из числа бедных девушек, готовых ради своего благополучия идти по трупам, так что двойникам проводят операции до полного сходства, и они перенимают привычки и манеры оригиналов, после чего оригинал уничтожается.

    Телесериалы[править]

    • «Твин Пикс» — доппельгангер Купера же! Кстати, именно он вышел из Вигвама с БОБом внутри в конце второго сезона — а вовсе не настоящий Купер, как многие считали.
    • «Флэш» — несмотря на большое количество двойников в сериале и во Вселенной «Стрелы» вообще, под троп подходит, пожалуй, только Эобард Тоун в обличье Харрисона Уэллса, поскольку он украл его внешность и личность при помощи специального устройства.
    • «Дневники Вампира» - так называются «двойники». Двойник - это вид сверхъестественного существа, не обладающий каким-либо сверхъестественными способностями. Являются копиями Бессмертных - Сайласа и Амары. Их кровь может использоваться для сильнейших заклинаний. С помощью двойников природа создает баланс.
    • «Очень странные дела» — на Обратной стороне Билли встречает своего двойника.

    Комиксы[править]

    • Сюжетная арка "The Infinity War", в которой Магус, злая версия Адама Уорлока, создавал обезообразных копий героев, среди которых была копия Человека-Паука. В дальнейшем, двойник получил прозвище сабжа.

    Аниме, манга, ранобэ[править]

    • «Коллекция ужасов от Дзюндзи Ито», глава «Похититель лица» — про ёкая, способного жить, только копируя кого-то. На том и погорел.
      • Там же: «Логово спящего демона» — протагонист и он же из снов — разные личности, которые к тому же недолюбливают друг друга. А потом двойник из сна решил попасть в реальный мир, чтобы встретиться с девушкой оригинала… вывернув оригинал наизнанку. Правда, в конце, когда у него всё получилось, герой и девушка вместе попали в мир снов — вот такой вот хеппи-энд.
    • Overlord — раса гетероморфов. Могут копировать не только облик противника или союзника, но и часть его способностей, мощность которых зависит от уровня самого доппельгангера. В Назарике их используют в качестве шпионов или двойников важных лиц.
    • Ragnarok: The Animation — с призраком, способным копировать внешность и боевые навыки оригинала (причем доведённые до совершенства), пришлось столкнуться героям в подземелье Геффена. В самой игре этот монстр - босс, имеющий внешность и навыки мечника, но значительно более сильный, чем игроки данного класса.
    • Slayers — героине пришлось столкнуться с артефактом, создающим доппелей-инверсии оригиналов. Ничего плохого двойник сделать не сумел, зато сработал как психологическое оружие.
    • Dorohedoro — родители Эбису пытались заменить её магически созданным доппельгангером.

    Видеоигры[править]

    • Silent Hill 3: Хизер Мейсон - доппельгангер Шерил Мейсон.
    • Alan Wake's American Nightmare: Скретч — злодей-доппельгантер главного героя, Алана. Мечтает присвоить жизнь оригинала.
    • Mortal Kombat — Shang Tsung.
    • Disciples — доппельгангер у Легионов Проклятых. Превращается в любого юнита, имеющегося на поле боя, своего или чужого.
    • Devil May Cry 3 — Доппельгангер (Тень Данте) — демон тени, копирующий приемы главного героя, но только находясь в темноте.
    • Prince Of Persia: The Two Thrones — Тёмный Принц. Доппельгангер главного героя, олицетворяющий его жажду власти и прочие негативные черты.
    • Gargoyle’s Quest 2 — Доппельгангер. Если атаковать его, когда он принял облик героя, то он будет отражать урон.
    • Tomb Raider: Underworld — Lara’s Shadow — собственно за доппельгангера Лары мы и играем.
    • Touhou Project — способность Сумиреко Усами, засыпая, попадать в Генсокё связана с тем, что там находится её доппельгангер, с которым она делит своё сознание. Пока находящееся во Внешнем Мире тело спит, Сумиреко бродит по Генсокё в теле доппельгангера; а когда основное тело просыпается, доппельгангер исчезает.
      • В части 16.5 копия Сумиреко из Мира Снов (это уже не доппельгангер, а полноценная копия) захватила тело доппельгангера и протащила его в Мир Снов, из-за чего их воспоминания временно перемешались, и она стала считать себя оригиналом. В конце игры (через 3 недели после начала) на встречает настоящую Сумиреко и вспоминает, что на самом деле является копией.
        • Вот только эта «настоящая» Сумиреко на самом деле тоже не настоящая — это дух всё того же доппельгангера, который остался в Генсокё после того, как копия забрала себе тело, но потом был перенесён в Мир Снов Дореми Свит, где обрёл форму Сумиреко. Настоящая Сумиреко всё это время спокойно жила во Внешнем Мире и была совершенно не в курсе, почему все эти 3 недели не могла попасть в Генсокё. Зато когда потом узнала, что, находясь в Генсокё, является доппельгангером, (то есть, по сути, ёкаем) страшно обрадовалась.
    • Серия Castlevania — встречается как босс или как сюжетный элемент.
    • Ninja Gaiden III: The Ancient Ship of Doom — один из боссов-злой двойник-клон Рю, подставивший настоящего Хаябусу.

    Визуальные романы[править]

    • Monster Girl Quest — Лука-Доппельгангер, двойник Луки, созданная из его клеток. К слову, единственная химера во всей игре, способная менять пол.

    Настольные игры[править]

    • «Зайриссия» — Доппельгангер Содо.
    • Dungeons & Dragons — доппельгантеры — монстры среднего размера, мошенники и гедонисты, использующие свои способности в преступлениях.

    Музыка[править]

    • «Flёur», «Формалин» — песня как раз и поётся от лица доппельгангера. В сольном же проекте Войнаровской «Мой розовый фашистик» имеется песня, которая так и называется «Doppelganger».
    • «Мельница», «Сказка о дьяволе» — дьявол принимает облик лирического героя, уводит у него невесту и занимает его место в жизни.
      • Они же, «Шелкопряд»: здесь из собственной жизни вытесняют лирическую героиню…с целью завладеть её душой.
    • «Король и Шут», «Отраженье» — лирический герой топит своего доппеля, и вроде бы за дело.
    • Оргия Праведников «Скульптор лепит автопортрет».
    • OTTODIX (нет, не тот, имеется в виду итальянская группа), «Camaleonte» — первое лицо украло внешность и жизнь второго, читает его любимые книги, проводит ночи с его любимой женщиной. В последнем куплете озвучивается, что первое лицо — гениальный театральный актёр.

    Реальная жизнь[править]

    • Аутоскопия, при которой пациенту кажется, что он видит самого себя со стороны.
    Штампы. Явления и идеи
    Эффекты Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка
    Законы Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Власть — это сила • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сортировки крутости в аниме • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Смерть от кармы • Уровень некомпетентности
    Явления 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • Анималистическая символика • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный боезапас • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • В будущем одеваются в облипочку • В будущем одеваются как в прошлом • Вам террористы, нам партизаны • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Девочек бьют девочки/Стариков бьют старики • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джентльменское предупреждение • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка • Жанровая ошибка • Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Закадровый момент крутости • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • Злодейский аффект • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Инопланетяне говорят по-русски • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Кнопка берсерка • Кнопка травмы • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Круто и практично • Круто, но непрактично • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мегатонный удар • Меня боялся сам Флинт • Месячных не бывает • Метафизическая броня • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неохраняемый пульт охраны • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Они опять убили Кенни • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь тихих • Осторожно, доброта! • Остров времени • Особая примета • Отомщено временем • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Педаль в пол • Передозировка милоты • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Праздник непослушания/Праздник Фуги • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Приехал не в тот город • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Простое обучение языку • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пустая оболочка • Путь наверх • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Плоская Земля • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Сексуальное равноправие • Серийные образцы никуда не годятся • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком хорош для этого мира • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Старые раны • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Суд Линча • Сюжетная броня • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая непобедимость • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) • Фатальная слабость • Фирменный смех • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Характерный тик • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Эхо могущества • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Языковых барьеров не существует
    Неволя

    Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты) • КОТ • Мешок на голове/Связали и заткнули • Побег (Выгнан из плена) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Жестокий рабовладелец • Работорговец • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает
    Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона

    Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника
    Жанровые условности Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Анатомия свинки Пеппы • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца
    Пытки

    Безопасная пытка • В конечном счёте ломаются все • Заставили смотреть на пытки • Психологические пытки • Пытки — дело житейское • Пытки портят характер • Пытки ломают личность • Пытки — это серьёзно • Смехотворные пытки

    Реакция: Партизанское молчание • Словесный понос от сыворотки правды • Такой психованный, что пытать бессмысленно
    Вражда Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья
    Двойники

    Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон

    Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Операция под фальшивым флагом/Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец
    Мета-явления

    Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
    Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
    Чеховские приёмы: Арсенал Чехова • Вулкан Чехова • Навык Чехова • Предзнаменование

    Кто такой Доппельгангер — демонический двойник

    Таинственная сущность, которая способна превратиться в абсолютно любого человека, скопировать все его особенности и даже полностью заменить оригинал, называется «доппельгангер». Не зря в древние времена люди очень боялись подобных существ, ведь они могут воплотить в жизнь один из самых сильных и древних страхов человека — украсть чье угодно «я».

    В статье:

    С немецкого языка слово «доппельгангер» переводится как «двойник». Неудивительно, что таких существ действительно очень боятся. Это нечто, способное полностью скопировать абсолютно любого человека.

    При этом это будет не какой-то низкопробный клон, а реальная личность, которая будет обладать такой же внешностью, повадками, привычками, недостатками. То есть отличить это существо от оригинала будет невозможно.

    Ужасно ещё то, что доппельгангер может полностью заменить оригинал, при этом спрятав либо убив реального человека. Кроме этого, оказывается моральное давление на жертву. Если она видит, что рядом стоит такой же человек как и она, перестает понимать кто из них является настоящим — человек начинает сходить с ума от того, что действительно теряет собственное «я».

    Доппельгангер (двойник) в произведениях

    Мастер загадок

    Очень часто такие сущности упоминаются в фэнтези. Патриция Маккиллип в произведении «Мастер загадок» поведала о существовании неких полиаморфов, решивших завладеть мирозданием, замещая дублерами реальных существ, убивая оригиналы.

    Такая мысль уже приходила в голову метаморфов у Роберта Силверберга в «Замке лорда Валентина».

    Не раз использовал сюжет о двойнике, который способен украсть жизнь у реального человека, и Стивен Кинг. Конечно, выдающийся писатель не мог пропустить подобную устрашающую легенду.

    Занимают важное место данные герои и в творениях Гофмана, прекрасно описавшего атмосферу ужаса и мистики, окутывавшую демонических персонажей.

    Со временем идея, ставшая действительно популярной, перекочевала в творения многих писателей. Об удивительном феномене писали Гоголь, Эдгар Аллан По, Шеридан ле Фаню.

    Отдельно стоит сказать об образе двойников в фантастике. В данном случае эта нечисть очень похожа на оборотня. При этом она способна скопировать не только облик, но и поведение выбранного субъекта. Особенность фантастических произведений в том, что в них, очень неточно, но всё-таки описывается реальный образ самого чудища.

    Если верить этим произведениям, то это существо похоже на человека. Однако его фигура словно вылеплена из глины, а все черты полностью смазаны, то есть невозможно рассмотреть какие-то особенности его внешности.

    Явление с точки зрения психологии

    Казалось бы, просто вымышленная сущность, способная превратиться в кого угодно, должна остаться просто героем сказок и легенд. Однако подобный феномен двойничества стал настолько популярным, что им заинтересовались многие психологи. Например, исследования мы видим в трудах З. Фрейда («Жуткое»), О. Ранка («Двойник»), У. Биона («Воображаемый двойник»).

    Доктор Джекил и мистер Хайд

    Как утверждают специалисты, подобный двойник — это всегда плод воображения самого человека. Именно личность выбирает, какими чертами наделить своего двойника. И именно сама жертва позволяет двойнику копировать настоящего человека.

    Соответственно, жертва видит перед собой образ с теми чертами характера, которые ее в себе же отталкивают либо пугают. Из-за этого двойник вызывает такой неподдельный ужас, так как копирует истинное человеческое «я», а не то, что жертва демонстрирует всем окружающим.

    Бывают ли доппельгангеры в нашем мире?

    Многие люди верят в существование магических животных, монстров, другие же постоянно ставят это под сомнение.

    Поэтому людям интересно, существуют ли оборотни, бывают ли вампиры, существовали ли когда-нибудь эльфы и другие мифические сущности. Что касается доппельгангеров, есть некоторые истории, которые могут подтверждать их существование.

    Согласно одной из них, в Праге под колесами трамвая умер мужчина. Полиция тщательно пыталась понять кто пострадавший, но не смогла — документов при нем не было, расследование ничего не дало. Загвоздка заключалась в том, что мужчина был как две капли воды похож на водителя трамвая (под колёса которого он бросился).

    После экспертизы оказалось, что погибший и водитель действительно обладали идентичной внешностью, имели одну группу крови. В розыске пострадавший человек не числился.

    Водитель трамвая был настолько в ужасе, что принялся даже за собственное расследование в попытках обнаружить родственников, о которых он ранее не знал, и понять, кем ему приходится этот мужчина. Однако уже через год водитель умер от сердечного приступа.

    Согласно другой истории, в прошлом веке на территории Франции случилось железнодорожное происшествие. Пока один из пострадавших находился в больнице, его оповестили, что его брат-близнец (находившийся в другом вагоне) погиб.

    Мужчина утверждал, что никакого брата, тем более близнеца, у него нет и это информация явно ложная. Однако его пригласили на опознание. Каков был ужас пациента, когда он понял, что перед собой видит себя же мертвого! Личность погибшего мужчины установить, как и в предыдущем случае, не удалось.

    В различных газетах, интернет-источниках пишут о том, что это далеко не единственный случай появления доппельгангеров и что они на самом деле живут бок о бок с нами, являются не просто героями легенд и литературных произведений, но реальными сущностями. Так это или нет, пока мы сказать не можем.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Pinterest

    Кто такой доппельгангер

    Что означает слово доппельгангер, кто это?

    Доппельгангер или доппельгенгер (немец. Doppelgänger «двойник») – таинственное существо, часто воплощавшее темную сторону личности, его вытесненные бессознательные желания, умеющее превращаться в любого, полностью дублируя черты его внешности и характера.

    В древности этих сущностей боялись, поскольку они не просто крали чужую индивидуальность, а могли полностью заменить личность.

    Переводится это слово с немецкого как двойник, копировальщик.

    При всем вышесказанном нужно учесть, что доппельгангер не просто внешнее подобие человека, а личность, которая обладает абсолютно всеми характеристиками оригинала – привычками, нравом, внешним видом, а значит и найти отличия между ним и реальным человеком нереально.

    Ужас наводит и тот факт, что доппельгангер не просто подменяет человека, как правило, он его убивает, либо столь сильно на него воздействует, в своем роде подпитываясь, что тот впоследствии теряет рассудок и перестает быть собой, чего, собственно и добивается доппельгангер, занимая социальную нишу уничтоженной им личности.

    Доппельгангер в литературе

    Образ доппельгангера часто использовался в литературе эпохи романтизма. Как правило, такой персонаж не отражался в зеркале и его появление непременно предрекало гибель человека, которого он копировал.

    Доппельгангеров можно встретить в произведениях Гофмана, где их окутывает атмосфера демонизации и всепоглощающего ужаса. Тема мистических двойников поднималась и в произведениях Эдгара Аллана По, Шеридана Ле Фаню, Роберта Стивенсона («Доктор Джекил и мистер Хайд»), Хорхе Луи Борхеса.

    Среди русских классиков об этом феномене писали Николай Гоголь («Нос»), Федор Достоевский («Двойник»), Александр Пушкин («Уединенный домик на Васильевском острове»), Андрей Белый («Петербург)».

    В наше время такие сущности являются персонажами фэнтези. Так, в романе «Мастер загадок» Патриция Маккиллип рассказывает о полиаморфах, пытавшихся заменить людей и завладеть миром, уничтожив исконное его население.

    Этот же сюжет обыгрывает и Роберт Силверберг в романе «Замок лорда Валентайна».  Частенько использовал идею замены человека двойником в своем творчестве и король ужаса Стивен Кинг.

    В фантастических произведениях эти сущности больше похожи на оборотней-метаморфов, копирующих не только облик, но и поведение выбранной жертвы. Как правило, в фантастике доппельгангеры описаны лишь приблизительно, с искажениями, но все же образ чудовищного по своей сути существа вырисовывается.

    Согласно описанию, даваемому доппельгангерам в литературных произведениях, они подобны людям, но, в отличии от них, не имеют четко различимых черт, словно их облик плывет, то есть взглядом зацепиться за него невозможно, как и запомнить.

    Психология о доппельгангерах

    Феномен двойника мог бы остаться в сказках, как рассказ о вымышленных сущностях, но этот персонаж стал настолько популярен, что его решили исследовать психологи.

    Этим занимался Зигмунд Фрейд, что и описал в монографии «Жуткое», а также Уилфред Бион, предположивший в своем труде «Вымышленный двойник», что создание воображением человека подобного двойника свидетельствует о том, что тот пытается отрицать реальность.

    А поскольку такие доппельгангеры принимают облик лишь мужской, то напрашивается вывод, что это следствие нарциссической проекции, отражающей препятствия к полноценному общению с женщинами.

    Только сам человек способен наделить двойника определенными чертами, то есть сама жертва позволяет себя скопировать. При этом в двойнике преобладают негативные черты, посему он и вызывает страх и ненависть, ведь копирует истинное, глубоко спрятанное «я» человека, а совсем не то, что он привык показывать окружающим его людям.

    Иногда такие двойники свидетельствуют об особенных, но подавляемых человеком сексуальных потребностях, о чем говорит специфическое поведение двойников.

    Существуют ли доппельгангеры?

    Некоторым людям свойственно верить в магию, необычных существ и животных. Они активно интересуются мифическими и сказочными сущностями, читают фантастические произведения, ищут объяснения возникновению этих персонажей. Но существуют истории, подтверждающие существование доппельгангеров.

    Одна история рассказывает, как в Праге под трамвай бросился мужчина, кто он, до сих пор неизвестно. Он и водитель этого трамвая внешне были идентичны, и даже группа крови у них была одна. Спустя некоторое время водитель трамвая умер.

    Во Франции в девятнадцатом веке произошло крушение поезда. Одному раненому в нем человеку сказали, что его брат-близнец погиб, однако братьев у него не было. Бедолаге предъявили тело, в котором он увидел мертвым себя. В этом случае тоже личность погибшего осталась загадкой.

    Считается, что доппельгангеры живут рядом с нами, однако доказательств тому нет, впрочем, как и опровергнуть это также невозможно.

    Кто такой доппельгангер и опасна ли встреча с ним (+видео)


    У многих народов естть легенда о существовании двойника у каждого человека. Слово «доппельгангер» переводится с немецкого как «двойник», и означает сущность,  точь-в-точь повторяющего образ человека. Такой клон нередко принимают за темную сторону человеческой личности, ангела-хранителя, астрального двойника или даже душу.

    Должно быть интересно пообщаться со своей точной копией. Но бытует мнение, что подобная встреча окончится трагически.

    Как выглядит доппельгангер

    Классический доппельгангер полностью копирует внешность и манеру поведения «жертвы», однако, случаются исключения.

    Люди свидетельствовали о том, что видели собственного двойника, но он отличался от них по разным признакам:

    • носил странную одежду;
    •  на лице были дефекты в виде шрамов и прочего;
    • его возраст был гораздо старше.

    Любое из этих отличий, увиденное человеком, свидетельствует о том, что ему удалось побывать в своем будущем.

    Причины визита

    Предвещание скорой смерти

    Считается, что клон, явившейся накануне смерти, есть не что иное, как душа будущего покойника, отделившаяся от его тела. По другой версии, дубль человека — это его ангел-хранитель, предсказывающий подопечному окончании жизни в физическом мире. В этих ситуациях встреча с двойником бывает недолгой. Клон быстро исчезает без возможности себя догнать.

    Приближение опасности

    Иногда доппельгангер помогает человеку, предостерегая от ошибок и направляя на правильный путь. Клон дает подсказки, указывающие на конкретное слово или предмет.

    Например, двойник может резко остановиться под вывеской, что означает содержание важной информации на ней.

    Но как применять полученную сверхъестественным путем помощь, человек решает самостоятельно.

    Как вести себя при встрече

    Столкнувшись с любыми проявлениями сверхъестественного не стоит пугаться. Страх делает вас только слабее. Нужно рассуждать и действовать, сохраняя хладнокровие.

    Встреча с клоном всегда сопровождается беспокойством и тревогой. Но не стоит сразу бросаться в панику.

    Лучше всего будет внимательно изучить двойника и понаблюдать за ним.

    В случае, если дубль пришел как предвестник смерти, то с этим увы ничего не поделаешь, но вероятно, что он даст полезную подсказку, с помощью которой можно изменить какую-либо ситуацию.

    Как узнать двойника

    С первого взгляда трудно отличить клона от оригинала, но это возможно, зная следующие признаки:

    1. Нет тени и зеркального отражения. В этом клоны напоминают вампиров. У них отсутствует тень и их невозможно увидеть в зеркало.
    2. Расплывчатый силуэт. Часто двойники имеют призрачный нечеткий силуэт. При ярком освещении можно даже смотреть сквозь них.
    3. Тяжелый внимательный взгляд. Клоны смотрят очень пронзительно, будто изучают человека.
    4. Мгновенное исчезновение. Доппельгангеры моментально исчезают при приближении к ним. Иногда людям удается лишь слегка коснуться их зыбкой материи, которая тотчас растворяется в воздухе.

    Существует немало историй когда люди встречали своих знакомых на улице, но те их словно не замечали и просто проходили мимо. Потом оказывалось, что встреченный случайно знакомый вовсе не был в том районе, а находился дома, обычно, в болезненном состоянии.

    Встретив своего приятеля, который не в духе, хотя обычно он всегда весел и на позитиве, то стоит задуматься — он ли это или его двойник? Возможно, этот человек сейчас в беде и ему нужна помощь.

    Заключение

    Некоторые спустя несколько лет осознают, что выглядят в точности как увиденный ими двойник. Другие, которые встретились с полностью идентичным клоном без каких-либо внешних или поведенческих отличий, вскоре покидают этот мир навсегда. Известны случаи, когда доппельгангер является к родственникам человека, который в скором времени должен умереть.

    Допельгангер - это... Что такое Допельгангер?

    Доктор Джекил и мистер Хайд: два человека в одном

    Допельгангер (нем. Doppelgänger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма демонический двойник человека, антитеза ангелу-хранителю. В некоторых книгах он не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.

    В литературе

    Двойник воплощает желания или инстинкты, которые были вытеснены субъектом как несовместимые с моральными и социальными ценностями, с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе[1]. Нередко двойник «питается» за счёт протагониста, по мере его увядания становясь всё более самоуверенным и как бы занимая его место в мире. Один из первых таких двойников в европейской литературе — Джеральдина, теневая сторона идеализированной Кристабели в одноимённой поэме Кольриджа, написанной в 1797 году[1].

    Допельгангеры не раз появляются у Гофмана, от которого тема мистического, часто демонического двойничества перекочевала в произведения русских классиков — Пушкина («Уединённый домик на Васильевском острове»), Одоевского («Сильфида»), Гоголя («Шинель») и Достоевского (повесть «Двойник»).

    В англоязычной романтической литературе после «Исповеди оправданного грешника» Дж. Хогга (1824) тема двойничества разрабатывалась Эдгаром По («Вильям Вильсон»), Диккенсом («Повесть о двух городах»), Ле Фаню («Зелёный чай») и Р. Л. Стивенсоном («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Хозяин Баллантрэ»). В повести о Джекиле и Хайде раздвоенность главного героя впервые получила псевдонаучное истолкование.

    Многие повести о двойниках, чтобы подчеркнуть их внутреннее родство, делают их близкими родственниками либо фиксируют смутное эротическое притяжение между двумя «половинками». Например, у Кольриджа Джеральдина, проведя обнажённой ночь в постели Кристабель, со временем занимает место её покойной матери, обворожив и полностью подчинив себе её отца, а двойники из «Мастера Баллантрэ» — родные братья.

    В эпоху модернизма тема двойничества обрела второе рождение как в западной литературе, так и в русской (роман А. Белого «Петербург», рассказ «Ты и я» Абрама Терца). Двойничество психологизируется, иногда с позиций фрейдизма, в качестве роковых двойников нередко выступают отец и сын («Улисс» Джойса).

    Двойник в психоанализе

    В психоанализе феномен двойничества получил истолкование в работах З. Фрейда («Жуткое», 1919), его ученика Отто Ранка («Двойник», 1914, опубл. 1925), У. Биона («Воображаемый двойник», 1950) и М. Долара («В брачную ночь я буду с тобою», 1991). То, что в качестве двойников почти всегда выступают лица мужского пола, свидетельствует о том, что двойник — это своего рода нарциссическая проекция субъекта, препятствующая формированию отношений с лицами противоположного пола[2].

    Двойник в фантастике

    Другой вариант допельгангера встречается в фантастических произведениях. Это оборотень, способный с высокой точностью воспроизводить облик, поведение (а иногда и психику) того, кого он копирует[3]. В своём естественном облике допельгангер выглядит как человекоподобная фигура, вылепленная из глины со смазанными чертами. Впрочем, в этом состоянии его редко можно увидеть — допельгангер предпочитает всегда маскироваться, понимая, какую ненависть вызывают его способности[4].

    Двойники в кино

    Примечания

    Кто такой доппельгангер

    У многих народов естть легенда о существовании двойника у каждого человека. Слово «доппельгангер» переводится с немецкого как «двойник», и означает сущность,  точь-в-точь повторяющего образ человека. Такой клон нередко принимают за темную сторону человеческой личности, ангела-хранителя, астрального двойника или даже душу.

    Должно быть интересно пообщаться со своей точной копией. Но бытует мнение, что подобная встреча окончится трагически.

    Содержание статьи:

    Как выглядит доппельгангер

    Классический доппельгангер полностью копирует внешность и манеру поведения «жертвы», однако, случаются исключения.

    Люди свидетельствовали о том, что видели собственного двойника, но он отличался от них по разным признакам:

    • носил странную одежду;
    •  на лице были дефекты в виде шрамов и прочего;
    • его возраст был гораздо старше.

    Любое из этих отличий, увиденное человеком, свидетельствует о том, что ему удалось побывать в своем будущем.

    Вопросы посетителей и ответы экспертов:

    Как стать экстрасенсом?

    Здравствуйте. Посоветуйте, что можно сделать для того, чтобы стать экстрасенсом? Я бы хотела научиться магии, но не знаю, с чего...

    Читать далее ►
    Какова природа магических способностей?

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, пользоваться заклинаниями и заговорами, могут все люди или только те, у кого есть магические способности? Я сомневаюсь,...

    Читать далее ►
    Можно ли освоить магию без учителя?

    Здравствуйте. Я хотела бы научиться магии. У меня нет знакомых или родных, кто мог бы научить, поэтому информацию беру из...

    Читать далее ►

     

    Причины визита

    Предвещание скорой смерти

    Считается, что клон, явившейся накануне смерти, есть не что иное, как душа будущего покойника, отделившаяся от его тела. По другой версии, дубль человека — это его ангел-хранитель, предсказывающий подопечному окончании жизни в физическом мире. В этих ситуациях встреча с двойником бывает недолгой. Клон быстро исчезает без возможности себя догнать.

    Приближение опасности

    Иногда доппельгангер помогает человеку, предостерегая от ошибок и направляя на правильный путь. Клон дает подсказки, указывающие на конкретное слово или предмет.

    Например, двойник может резко остановиться под вывеской, что означает содержание важной информации на ней.

    Но как применять полученную сверхъестественным путем помощь, человек решает самостоятельно.

    Как вести себя при встрече

    Столкнувшись с любыми проявлениями сверхъестественного не стоит пугаться. Страх делает вас только слабее. Нужно рассуждать и действовать, сохраняя хладнокровие.

    Встреча с клоном всегда сопровождается беспокойством и тревогой. Но не стоит сразу бросаться в панику.

    Лучше всего будет внимательно изучить двойника и понаблюдать за ним.

    В случае, если дубль пришел как предвестник смерти, то с этим увы ничего не поделаешь, но вероятно, что он даст полезную подсказку, с помощью которой можно изменить какую-либо ситуацию.

    Как узнать двойника

    С первого взгляда трудно отличить клона от оригинала, но это возможно, зная следующие признаки:

    1. Нет тени и зеркального отражения. В этом клоны напоминают вампиров. У них отсутствует тень и их невозможно увидеть в зеркало.
    2. Расплывчатый силуэт. Часто двойники имеют призрачный нечеткий силуэт. При ярком освещении можно даже смотреть сквозь них.
    3. Тяжелый внимательный взгляд. Клоны смотрят очень пронзительно, будто изучают человека.
    4. Мгновенное исчезновение. Доппельгангеры моментально исчезают при приближении к ним. Иногда людям удается лишь слегка коснуться их зыбкой материи, которая тотчас растворяется в воздухе.

    

    Существует немало историй когда люди встречали своих знакомых на улице, но те их словно не замечали и просто проходили мимо. Потом оказывалось, что встреченный случайно знакомый вовсе не был в том районе, а находился дома, обычно, в болезненном состоянии.

    Встретив своего приятеля, который не в духе, хотя обычно он всегда весел и на позитиве, то стоит задуматься — он ли это или его двойник? Возможно, этот человек сейчас в беде и ему нужна помощь.

    Форум «Гадалкин Дом»: активные обсуждения по теме

    Заключение

    Некоторые спустя несколько лет осознают, что выглядят в точности как увиденный ими двойник. Другие, которые встретились с полностью идентичным клоном без каких-либо внешних или поведенческих отличий, вскоре покидают этот мир навсегда. Известны случаи, когда доппельгангер является к родственникам человека, который в скором времени должен умереть.

    Видеоролик

    Doppelganger (Доппельгенгер)

    История

    Во время Бесконечной Войны (Infinity War) было создано множество клонов разных супергероев и злодеев Земли, и Доппельгенгер[1] - один из них. Он злой и безумный клон Человека-Паука, созданный Магусом (Magus). Доппельгенгер обладает ловкостью Человека-Паука и его удвоенной силой, может карабкаться по стенам и преодолевать препятствия высокими прыжками, наделен паучьим чутьем, а так же имеет клыки и восемь конечностей с когтями. Он также может выстреливать паутиной, обрамлённой острой режущей кромкой со всех шести рук. Но при этом у него очень низкий интеллект и временами по поведению он напоминает ребенка.

    Хотя Хобгоблин (Hobgoblin) убил Доппельгенгера во время Бесконечной войны, Демогоблину (альтернативный Хобгоблин) каким-то мистическим образом удалось воскресить его. В конце концов, Магус оказался побежден Адамом Ворлоком (Adam Warlock), и все клоны, за исключением Доппельгенгера, были уничтожены. Благодаря волшебному воздействию Демогоблина и психической связи между ними, Доппелгенгер остался жив. Какое-то время он был ему не более чем "домашним животным". Демогоблин использовал его сверхсилу для атаки на Хобгоблина, но Человек-Паук защитил его. В финале они были втянуты в другую битву, в которой Дэн Кетч (Dan Ketch) и Джонни Блэйз (Призрачный Гонщик) сражались с Веномом и несколькими Смертоносными Отродьями (Deathspawn). Один из Отродьев утянул Доппельгенгера вниз, где тот и остался блуждать в растерянности, лишившись поддержки Демогоблина.

    Семья Карнажа

    Во время "Максимальной Резни" (Maximum Carnage) зловещий клон объединился с Карнажем, Падалью (Carrion),  Демогоблином и злодейкой по имени Виз для убийства ради веселья. В течение того времени, Визг стала своего рода приёмной матерью Доппельгенгеру, что сделало его еще более опасным, поскольку он стал следовал её указаниям в сражениях с Человеком-Пауком.

    Спустя какое-то время, Карнаж попытался убить Визг, но Доппельгенгер не позволил этого сделать. Тогда Карнаж нанёс ему несколько сильных ударов и сбросил с крыши небоскрёба  По всей видимости, безумный двойник Человека-Паука погиб от полученных травм, поскольку в дальнейшем он больше никогда не появлялся.

    Силы и способности

    Сверхчеловеческая сила, ловкость, стойкость, рефлексы, скорость, и способность стрелять режущей паутиной. Своими длинными когтями, Доппельгенгер, способен разорвать человеческую плоть, прочно уцепиться за стену или любую вертикальную поверхность. Как и Человек-Паук, он обладает чутьём к опасности. 

    Хотя его интеллект ограничивался близким по уровню к кошке или собаке, но благодаря чувству материнской привязанности он был в состоянии усваивать команды, которые давала ему Визг. Его тело также было способно к изменению некоторых свойств и параметров, но это проявилось незадолго до момента  его смерти[2].

    Паук-Двойник был вдвое сильнее Человек-Паук; его сила позволяла поднимать ему более 25 тонн.

    Интересные Факты

    • В первый раз Доппельгенгер едва не был убит Карнажем, который спутал его с настоящим Человеком-Пауком. Визг проявила к нему симпатию и стала ему приёмной матерью.
    • В одном из выпусков комикса "Maximum Carnage" Доппельгенгер будучи в дикой ярости едва не расправился с Веномом.

    Примечания

    • ↑ Термин "Доппельгенгер" чаще всего используется в парапсихологии и научной фантастике и дословно означает "призрачный двойник". 
    • ↑ Доппельгенгер действительно был наделён способностью изменять некоторые физические параметры своего тела - от нормальных до практически запредельных, но, к счастью, ему не хватало ума, чтобы этим пользоваться.

    Первое Появление

    Infinity War #1 (Июнь, 1992)

    Значение слова ДОППЕЛЬГАНГЕР. Что такое ДОППЕЛЬГАНГЕР?

    • Доппельга́нгер (правильнее: Доппельге́нгер; нем. Doppelgänger — «двойник») — в литературе эпохи романтизма двойник человека, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю. В произведениях некоторых авторов персонаж не отбрасывает тени и не отражается в зеркале. Его появление зачастую предвещает смерть героя.

    Источник: Википедия

    • доппельгангер

      1. (в литературе эпохи романтизма) двойник человека, появляющийся как тёмная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю

    Источник: Викисловарь

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: житьишко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Положительное

    Отрицательное


    Смотрите также