Джамахирия что это такое


Джамахирия — Википедия

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, изложенная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи, в первой части Зелёной книги.

Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова-новообразования „Джамахирия“ на русский язык» [1].

Ливия была провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года. Ливийская Джамахирия была свергнута (упразднена) 21 октября 2011 года после убийства её создателя Муаммара Каддафи (хотя Ливия продолжала официально именоваться джамахирией до 9 января 2013 года).

В Джамахирии традиционные институты власти отменялись. Повсеместно формировались народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделялось на множество коммун (общин), представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своём округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входили все члены коммуны (то есть жители коммуны). Каждый человек имел право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвовал в принятии решений и реализации власти. Государство представляло собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирал своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвовало всё взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирали свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становились делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс (ВНК), высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, был вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами. ВНК был уполномочен избирать свой постоянный орган — Генеральный секретариат, формировать Высший Народный Комитет (правительство).

В 1988 году Всеобщим народным конгрессом была принята Великая зелёная хартия прав человека эры Джамахирии[2].

В системе джамахирии отсутствовал целый ряд обычных для других стран политических институтов. Так, одной из её особенностей являлся формальный запрет на деятельность вообще любых политических партий, в стране отсутствовала конституция.

Вместе с тем государственное устройство джамахирии сконструировано под явным влиянием различных теорий исламского социализма, и правовая сфера страны была частично исламизирована. Так, в 1972 году в стране были введены такие нормы шариата, как закят, запрет на ростовщичество и наказание в виде ампутации руки или ноги за разбой или кражу. В 1977 году Коран объявлен «законом общества»[3].

Одним из более поздних экспериментов стал принятый с 1988 курс на замену регулярной армии и полиции на «вооружённый народ» и «народную милицию». В 1989 году отменены ранее существовавшие воинские звания, в 1990 году образована добровольческая «Гвардия Джамахирии». Однако эти эксперименты на практике вылились лишь в образование параллельных обычной армии силовых структур [4].

Идеология джамахирии, на первый взгляд, близка к анархо-коммунистическим идеям П. А. Кропоткина[5][6] Однако вместе с тем в ливийском государстве параллельно с сектором Джамахирии существовал также и так называемый «революционный сектор», образованный одновременно с учреждением Джамахирии в 1977—1979 годах с целью «разделения революции и государства» и имеющий задачу «побуждать» органы сектора Джамахирии к «осуществлению народовластия» и «поднимать общий уровень сознательности и преданности революционным идеалам».

В отличие от народных конгрессов, «революционный сектор» был представлен невыборными лицами, назначаемыми сверху. «Революционные комитеты» («ревкомы») в отдельных населённых пунктах, военных частях, учебных заведениях и т. д. контролировали соответствующие местные органы сектора Джамахирии, имея, в том числе, карательные функции и собственные полувоенные формирования («шок-группы» ревкомов, «гвардия Джамахирии», «войска отпора»). Помимо прочих задач, ревкомы занимались также наблюдением за общественным мнением и слежкой, к которой было привлечено от 10 до 20 % населения Ливии.

Ревкомы на местах, в свою очередь, подчинялись своему Центральному комитету, управляемому «Революционным руководством» во главе с Лидером Революции Муаммаром Каддафи. Таким образом, хотя формально власть в стране и принадлежала народу, а никакого главы государства не существовало, реальная власть принадлежала невыборным ревкомам[7], а сам Муаммар Каддафи, хотя его положение в государстве и полуофициально, фактически имел в руках абсолютную власть. Как «Лидер Революции», Муаммар Каддафи никем не избирался и никому не был подотчётен[3]. В целом ключевую роль в государстве играло именно «Революционное Руководство»[8].

Выборы во Всеобщий народный конгресс были также подконтрольны ревкомам; кроме того, ВНК не имел права законодательной инициативы и был обязан лишь обсуждать предложения, выдвинутые нижестоящими народными конгрессами под контролем ревкомов. Кроме того, Лидер Революции имел право наложить вето на решения ВНК. Всеобщий народный конгресс был уполномочен формировать Высший Народный Комитет (правительство) также только по представлению «Революционного руководства».

По мнению некоторых исследователей, хотя в Ливии и были запрещены любые политические партии, в реальности «революционный сектор» играл роль, полностью аналогичную роли правящей партии в однопартийных системах [9][10].

Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия — Википедия

Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (араб. الليبية والشعبية الاشتراكية العظمى الجماهيرية العربية‎, до 1986 — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия) — государство, а также политический режим, образованный 2 марта 1977 года, путём принятия декларации Себхи, упразднившей республику и провозгласившей новое государственное устройство, отличное от монархии и республики, обоснованное в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи и изложенное в первой части Зелёной книги — Джамахирию. В результате гражданской войны и иностранной интервенции в Ливии в 2011 году Каддафи был убит.

Формально Ливия продолжала называться Джамахирией до 9 января 2013 года[1][2].

Первые годы[править | править код]

2 марта 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса (ВНК) в городе Себха Ливийская республика была преобразована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию (то есть «государство масс»). Совет революционного командования и правительство были распущены. Вместо них создавались Генеральный секретариат ВНК в составе М. Каддафи и четырёх бывших членов СРК и Высший народный комитет, в который вошли бывшие министры. Осенью 1977 года было объявлено о создании «революционных комитетов», призванных побуждать массы к осуществлению народной власти"[3]. Члены ревкомов получили почти неограниченные полномочия в сфере контроля над деятельностью госаппарата и подчинялись непосредственно высшему руководству страны. В 1978 году была развернута кампания по преобразованию государственных и частных фирм в «народные предприятия». Рабочие и служащие теперь, согласно идеям М. Каддафи, объявлялись «партнёрами, а не наёмными работниками». В 1979 году Каддафи и его ближайшие сподвижники отказались от всех постов, чтобы решать «стратегические вопросы построения народной власти». Формально Каддафи перестал участвовать в управлении государством, но фактически «революционное руководство» стало высшим политическим органом страны, вырабатывающим и определяющим внутреннюю и внешнюю политику Джамахирии[4]. Сам Каддафи стал именоваться «лидером ливийской революции».

В январе 1980 года было объявлено о ликвидации частной торговли и создании вместо неё системы общественных и кооперативных магазинов. В рамках кампании по борьбе с коррупцией только в первой половине 1980 года было арестовано более двух тысяч человек. Одновременно за рубежом были организованы покушения на наиболее видных ливийских эмигрантов — противников Каддафи[5].

Все эти преобразования были возможны, пока страна получала баснословные доходы от продажи нефти. С 1970 по 1981 годы ВНП страны вырос с 9625 млн долл. до 18 080 млн. Столь масштабный приток нефтедолларов фактически превратил Ливию в государство-рантье, когда продовольствие и промышленные товары закупались за рубежом и распределялись по исламской справедливости на едоков[6]. Однако падение нефтяных цен в 1980-е годы серьёзно ударило по благополучию Джамахирии. Были заморожены сотни строек, Каддафи объявил о переходе к политике опоры на собственные силы, но в 1987 году вынужден был объявить о «джамахирийской перестройке». Права частного сектора были уравнены с госсектором, упразднялись государственные импортно-экспортные компании, была объявлена широкая амнистия. После многих лет строгого контроля над всеми видами хозяйственной деятельности стала поощряться частная инициатива, снова разрешено было открывать частные магазины и частный бизнес не только в сфере обслуживания, но и в обрабатывающей промышленности. Однако курс на умеренную либерализацию экономики, возрождение малого и среднего бизнеса осуществлялся под контролем государства. Одновременно с проведением реформ в экономике в марте 1990 года Всеобщий народный конгресс принял «Хартию революционной законности», согласно которой любые директивы Лидера ливийской революции полковника Муаммара Каддафи были обязательны к исполнению всеми органами власти государства. Власть Каддафи, являвшегося Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами джамахирии, ничем не была ограничена, а сам он никому не подотчётен. Не занимая никаких официальных постов, лидер джамахирии был поставлен над всеми государственными структурами, без его ведома не принималось ни одно важное решение. Реальная власть в стране находилась в руках «революционных комитетов», которые формировались и подчинялись напрямую Каддафи, задачей которых является контроль над деятельностью формально существующих народных конгрессов и народных комитетов[7]. Государство удерживало ключевые отрасли, прежде всего нефтегазовую промышленность, а также основные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые операции. Введение в 1992—1993 годах режима санкций в отношении Ливии тормозило восстановление экономики страны, блокировало приток иностранных инвестиций.

Противостояние с Западом[править | править код]

В конце 1970-х — начале 1980-х годов Советский Союз поставил Ливии современное вооружение — танки, самолёты, системы ПВО, построил в Таджуре Центр ядерных исследований (NRC, ныне REWDRC) с исследовательским ядерным реактором мощностью 10 Мвт и термоядерной установкой Т-4М (токамак). Невозвращённый Ливией долг был причиной напряжённых отношений между Ливией и Россией и был прощён в апреле 2008 года во время визита Владимира Путина в Триполи.

2 апреля 1986 года на борту американского авиалайнера компании Trans World Airlines над Грецией (рейс Рим—Афины) произошёл взрыв, погибли четыре гражданина США. 5 апреля бомба взорвалась на дискотеке La Belle (Западный Берлин), посещаемой американскими военнослужащими. Погибли два американских солдата и официантка из Турции, около 200 человек пострадало. США заявили, что обе акции были организованы ливийской разведкой.

В ночь на 15 апреля по распоряжению президента США Рональда Рейгана американские самолёты с авиабаз в Великобритании и авианосцев в Средиземном море осуществили акцию возмездия, нанеся удар по ливийской столице Триполи и городу Бенгази. Погибло около 40 ливийцев, в том числе приёмная дочь Каддафи, и ещё свыше 200 человек были ранены.

Это привело к ещё более трагическим событиям. В 1988 году над Шотландией был взорван самолёт американской авиакомпании PanAm. Полагают, что это была месть Каддафи за гибель дочери[8]. Тот факт, что приказ о подрыве самолёта отдал лично Каддафи, подтвердил в феврале 2011 года бывший министр юстиции Ливии Мустафа Абдель-Джалил[9].

Непросто складывались и отношения Ливии с Францией. С обретения независимости в 1951 году Ливия последовательно стояла на пути интересов Франции в Северной Африке. После прихода к власти Муаммара Каддафи (1969) противостояние только обострилось. Ливийские войска воевали с Чадом, на ливийские деньги вооружались и обучались экстремисты из Марокко и Алжира. Конфронтация достигла своего апогея 19 сентября 1989 года, когда в небе над Нигером ливийцы взорвали лайнер французской авиакомпании UTA со 170 пассажирами на борту.

Муаммар Каддафи

В апреле 1992 года Совет Безопасности ООН по требованию США и Великобритании ввёл международные санкции против Ливии.

Лишь в 2003 году, после американской оккупации Ирака, Муаммар Каддафи изменил свою политику. Он объявил об отказе от разработок оружия массового уничтожения, допустил в страну международных экспертов и заявил о желании урегулировать вопрос о компенсациях жертвам терактов, несмотря на заявленную «непричастность» Ливии к ним. В январе 2004 года Ливия согласилась выплатить $170 млн родственникам жертв теракта над Нигером.

Специально созданный Международный фонд благотворительных ассоциаций, который возглавлял один из сыновей Каддафи, урегулировал вопрос о компенсациях для жертв воздушных терактов. В августе 2004 года очередь наконец дошла до пострадавших при взрыве в Западном Берлине. Ливия согласилась выплатить денежную компенсацию жертвам взрыва на дискотеке «La Belle» 5 апреля 1986 года. Общая сумма компенсаций составляет $35 млн (€28,4 млн). В то же время Ливия отказалась выплачивать компенсацию семьям погибших и раненых американцев. Более того, Ливия потребовала от США выплаты компенсаций ливийцам, пострадавшим при ответном авианалёте на Триполи и Бенгази.

В октябре 2004 года Ливия полностью освободилась от международных санкций. В 2006 году Каддафи выступил с амбициозным планом создания Соединённых Штатов Африки[10].

Осенью 2008 году Каддафи предпринимает амбициозную реформу по перераспределению нефти среди населения, упразднив ряд министерств. По словам самого Каддафи, реформа способна спровоцировать хаос в стране в ближайшие 2 года[11].

В августе 2008 года на встрече более 200 африканских королей, султанов, эмиров, шейхов и вождей племён Муаммар Каддафи был объявлен «королём королей Африки»[12]. 2 февраля следующего года Муаммар Каддафи был избран председателем Африканского союза[12]. По состоянию на 2009 год уровень образованности населения составлял 86,8 %[13] (до свержения монархии, в 1968 году 73 % населения было неграмотно). В своей внешней политике ливийский лидер продолжал оставаться приверженцем панарабизма. Так, в интервью каналу Евроньюс, данном им в 2009 году, отвечая на вопрос, о чём он мечтает, Каддафи сказал[14]:

Я на самом деле верю, что тем или иным способом будет достигнуто Арабское единство. Особенно потому, что арабский мир оказался разделённым между союзами и крупными державами. Единство сжалось до размеров листка бумаги, его несёт по ветру, как пёрышко. Но возможно, арабы уже созрели для Арабского единства. Скажу по-другому: я предвижу создание Арабо-Африканского союза.

В феврале 2010 года осложнились отношения Ливии и Швейцарии[15].

Восстание[править | править код]

Новый флаг Ливии и кукла, изображающая тело Каддафи

17 февраля 2011 года под влиянием революций в Тунисе и Египте в Ливии прошёл «День гнева» — антиправительственные демонстрации[16] которые были подавлены полицией. Этот день стал началом массовых волнений, переросших в гражданскую войну между сторонниками и противниками власти Каддафи.

19 марта 2011 года начались бомбардировки Ливии странами западной коалиции (Франция[17], Британия, Испания, Дания, Норвегия, Канада, Катар, Италия, Германия). Кодовое название операции: «Одиссея. Рассвет».

20 октября 2011 года был взят последний оплот сил Каддафи — Сирт. Муаммар Каддафи и его сын Муттазим были убиты в ходе штурма города, а затем выставлены на всеобщее обозрение в холодильной камере торгового центра. 23 октября новыми властями было объявлено об освобождении Ливии.

это что такое? Определение, примеры стран

Джамахирия - это тип или форма политико-социального устройства государства, которая является нестандартной, поскольку отличается от привычной монархии или республики. В чем же особенность этого строя? На этот вопрос вы получите ответ в этой статье.

Что такое джамахирия? Определение

Основы джамахирии были изложены в Зеленой книге, автором которой является экс-лидер Ливии Муаммар Каддафи. В Третьей всемирной теории он описал не только суть государственного устройства, но и привел обоснования того, почему именно джамахирия - это лучший тип государственного и общественного строя. В некоторых странах она до сих пор является основой государственности.

Само слово "джамахирия" - это неологизм, происходящий от арабского "джамахир", обозначающего "народные массы". Этим словом было заменено стандартное для республиканского строя "джумхур" - "народ". Таким образом, замена понятия "народ" на более многочисленное "масса" стала производным для появления термина "джамахирия".

Сама по себе джамахирия очень интересна и перспективна, если реализовывать ее в соответствии с теоретическими канонами, изложенными самим М. Каддафи.

Особенности строя

Люди, далекие от политики и управления, плохо понимают разницу между джамахирией и республикой, а большинство даже не знает о существовании такого политического строя.

Самый яркий пример джамахирии - это Ливия. Она стала придерживаться этого строя еще в 70-е гг. XX века, а свергнута джамахирия была в 2011 году. В ней стандартные государственные институты были упразднены. По всей стране создавались народные комитеты и конгрессы, а вся страна была разделена на коммуны, которые были самоуправляемыми частями Ливии. Фактически это были мини-государства, которые имели всю полноту власти на своей территории, вплоть до распоряжения своим бюджетом.

Каждый гражданин имел право высказывать свое мнение на заседании конгресса. Отсюда становится понятно, что ливийская джамахирия представляла собой что-то вроде федерации коммун.

История джамахирии в Ливии

Ливия провозгласила себя страной с государственным строем на основе джамахирии 2 марта 1977 года.

В 1988 году Ливийская джамахирия приняла Великую зеленую хартию, посвященную человеческим правам в эру Джамахирии. Однако на правовую часть страны оказал очень большое влияние ислам. В ее основу были заложены идеи исламского социализма, поэтому можно с уверенностью сказать, что в Ливии в то время сложилось социалистическая Джамахирия.

В конце 80-х гг. в Ливии была проведена реформа армии, которая привела к отмене регулярной армии. В результате была создана гвардия Джамахирии.

История ливийской джамахирии была прекращена в октябре 2011 года, поскольку официальный государственный строй был упразднен, а лидер страны Муаммар Каддафи был убит.

Критика

Несмотря на то, что идеи арабской джамахирии были довольно интересны и перспективны на первый взгляд, мировая общественность воспринимала эту систему довольно скептически. Большинство политически заинтересованных и активных людей в мире относились к джамахирии критично, считая, что она не жизнеспособна в современном мире.

Внутри самой Ливии существовала существенная оппозиционная прослойка, которая была настроена довольно радикальна, порой, даже революционно. В результате джамахирия была упразднена не только в Ливии, где она была принята официально как форма государственного устройства, но и во многих других странах, которые придерживались ее идей неофициально.

Основным аргументом против джамахирии было то, что этот строй, прикрываясь идеями народовластия, маскирует тоталитарный строй.

Джамахирия: примеры стран

Единственной страной, где эта форма правления стала официальной, является Ливия. Однако в некоторых соседних арабских странах идеи ливийского социализма, сформулированные ее лидером, тоже просочились. К примеру, некоторые моменты этой идеологии были переняты в Тунисе, Египте и других исламских странах.

Но ни в одном другом государстве джамахирия не была официально узаконена. Сегодня джамахирия - это несуществующая на практике форма правления и общественного устройства. Она фактически перестала существовать с 2011 года.

Однако мировой общественности теперь известна теоретическая и практическая сторона формы правления джамахирии. Примером страны, которая на себе испытала влияние этой идеологии, является только Ливия.

Несоответствия идеологических идей реальности

"Революционный сектор", который существовал в Ливии, представлял собой оппозиционно настроенных граждан страны. Фактически он выполнял роль руководящей партии в государствах с однопартийным политическим строем.

Несмотря на то. что джамахирия - это в теории власть каждого жителя страны, который должен принимать участие в управлении государством, фактически абсолютная единоличная власть в стране принадлежала Муаммару Каддафи, который был не только создателем этой идеологии, но и бессменным лидером Ливии на протяжении нескольких десятков лет.

Хотя в реальности строй был свергнут в Ливии в конце 2011 года, официально страна продолжала именоваться Джамахирией вплоть до 2013 года.

Некоторые политические эксперты считают, что в теории идеи джамахирии очень интересны и могли бы быть реализованы на практике в полной мере при должном подходе, однако то, что представляло собой руководство Ливии, было почти полной противоположностью - они прикрывали благими идеями тоталитарных строй с сильным культом руководителя страны.

Ливийский флаг

Муаммар Каддафи пришел к власти в стране в ходе знаменитой Зеленой революции, поэтому зеленый цвет на флаге Ливии символизирует не только приверженность жителей страны исламу, но и является знаком уважения к событиям революции.

В 1977 Ливия вышла из состава Федерации Арабских Республик, куда она на тот момент входила. Поводом к выходу из ее состава стал официальный визит Анвара Садата (лидера Египта в то время) в недружественный им Израиль.

Полностью зеленый монотонный цвет флага Джамахирии означал безграничную приверженность исламскому вероучению.

Ливия сегодня

После гражданской войны и свержения джамахирии в стране власть перешла в руки Национального переходного совета, который был создан еще при жизни Каддафи. Этот временный орган правления призван был урегулировать положение в стране, разрушенной гражданской войной.

Сегодня под руководством переходного совета находится 31 крупнейший город Ливии, поэтому фактически временное правительство осуществляет управление в стране. В 2012 году по инициативе этого органа и под его руководством были проведены первые всеобщие политические выборы в стране.

Интересные факты

Занимателен тот факт, что до начала гражданской войны в стране праздничными считались дни, когда были эвакуированы американские и английские военные базы, день Египетской революции, которая прошла в 1952 году.

Во время правления М. Каддафи студенты-ливийцы могли рассчитывать на образовательные субсидии в любом ВУЗе мира, которые оплачивались правительством страны. Причем бесплатным было не только само образование в любом учебном заведении, но и проживание, и питание, на которое ежемесячно студенту выделялось 2300 долларов США.

До того как правительство Каддафи было свергнуто, каждый ливиец при рождении получал единовременную сумму в размере 7 000 долларов.

Интересным фактом является также то, что в годы джамахирии в стране существовали спецподразделения полиции, задачей которых было не допустить наличие просроченных товаров в продаже.

За подделку лекарственных средств можно было получить смертную казнь. Сегодня этот закон, как и все другие, существовавшие при джамахирии, потеряли свою силу.

Когда джамахирия являлась официальным госстроем в Ливии, граждане страны были освобождены от жилищно-коммунальных платежей, а образование и медицина, включая лекарства, тоже были полностью бесплатными.

В Ливии принято питаться только 2 раза в день: утром и днем. По этой причине многие рестораны и кафе не работают по вечерам, ведь все равно в них никто не будет ходить в это время суток.

Еще кое-что интересное о Ливии

До начала гражданской войны Ливия считалась одной из самых экономически благополучных стран Африки. Уровень жизни в стране приближался к уровню арабских стран-нефтеэкспортеров, поскольку в Ливии имеются довольно крупные нефтяные месторождения.

У правительства джамахирии была грандиозная задумка по сооружению Великой Искусственной реки, целью создания которой была борьба с нехваткой пресной воды в стране. Однако затея так и не была реализована, поскольку М. Каддафи был свергнут.

Самым любимым видом спорта в Ливии считается футбол, в который тут играют с раннего детства. Ливийская сборная демонстрировала немалые успехи в этом виде спорта.

Влияние джамахирии и ее свержения

Несмотря на то, что в Ливии было довольно много людей, недовольных безраздельной властью Каддафи, большинство все-таки поддерживало его строй, поскольку за годы его правления уровень благосостояния жителей заметно возрос. Но, подстрекаемые западными СМИ и оппозиционно настроенными гражданами, народные массы начали бунт, который позднее вылился в гражданскую войну.

В ходе этой войны джамахирия перестала существовать на территории Ливии, поэтому на сегодняшний день нет ни одного государства в мире, где этот строй считается официально признанным.

После свержения Каддафи экономически благополучно и быстроразвивающаяся Ливия стала значительно отставать. Были введены прозападные устои, поэтому сейчас в стране переходная экономика. Из-за огромных финансовых и материальных потерь, последствия которых до сих пор не исправлены, уровень жизни в стране значительно снизился.

За все следующие годы восстановить экономические показатели, которые были до гражданской войны, так и не удалось. Несмотря на то, что переходное правительство, которое сейчас возглавляет Ливию, стремится не растерять, а приумножить экономические успехи, достигнутые с прошлым руководством, реализовать это на практике оказалось не так просто.

Разрушения и потери от гражданской войны очень велики, поэтому до сих пор многие здания, предприятия и институты функционируют не в полную силу либо заброшены.

В заключение

Джамахирия - это отличный пример того, что человеческое общество еще не до конца исчерпало свои идеи и ресурсы. Даже несмотря на несколько тысячелетий существования государственности и политики как таковой все равно возникают новые формы правления, которые, к сожалению, не всегда работают на практике так, как было задумано в теории.

Нет однозначного мнения на счет джамахирии. Был ли этот строй хорош или нет, не может сказать с уверенностью ни один аналитик. Однако наглядно видно, что за годы правления Каддафи страна превратилась из бедной африканской в богатую нефтеэкспортирующую.

Однако одновременно с успехами в экономическом плане в государстве наблюдалась жестко-тоталитарная форма правления, в которой правящая власть оказывала влияние абсолютно на все стороны жизни граждан. СМИ подвергались жестокой цензуре, а многие свободы, привычные для жителей западных стран, тут были под запретом. К примеру, свобода слова или вероисповедания хотя и не были запрещены законом, на деле находились под пристальным вниманием властей, из-за чего многим жителям было сложно жить в стране.

Со свержением джамахирии ушла целая эпоха в истории человечества, в особенности арабского мира. Возможно, идеологические принципы этого учения будут использованы каким-либо другим государством в дальнейшем, но на сегодняшний момент официально этот строй больше нигде не используется.

Джамахирия — Энциклопедия Коммунист.Ru

Джамахирия - особая форма общественного устройства, господствующая в Ливии во времена правления Каддафи. Единственным источником которой является его "Зелёная книга", которая распространилась во всей Европе, Америке, Китае, Японии, Арабском мире. В СССР вышла к 20-летию ливийской революции. В 70-80 г.г в арабских странах был популярен национальный исламский социализм — третья мировая теория. Три части «Зелёной книги» были изданы в Триполи в 1976 – 1979 гг. Концепции Каддави, в настоящий момент, не имеет и не имела практических аналогов. Когда Каддафи писал одну из частей книги в палатке, среди пустыни, то ее пытались атаковать 170 американских самолётов, с целью сжечь её черновик.

Демократия (Власть народа)

Согласно Джамахирии, Главная политическая проблема человеческого общества – это проблема орудия власти. Даже семейные конфликты нередко порождены данной проблемой. Парламентская победа кандидата заканчивается победой того орудия правления, которое представляет меньшинство, что происходит в том случае, когда голоса распределяются между группой кандидатов, причем один из них получает голосов больше, чем каждый другой, отдельно взятый. Если же подытожить голоса, поданные за остальных кандидатов, то окажется, что они составляют подавляющее большинство. В парламенте сидят избранники народа и выступают от имени народа, вместо его самого. То есть, парламент — барьер для демократии. Потому, что если депутат избирается от округа, в котором могут быть сотни, тысячи, миллионы человек, которые не связаны с депутатом никакими узами. Места, занимаемые депутатами, представляют интересы своей партии или коалиции, но не народа. В парламентской гонке депутаты борются за голоса избирателей, раскалывая народ. Право наследования депутатских мест не вписывается ни в какую форму демократии. Система выборов в парламент демагогична потому, что голоса можно купить, подтасовать. Поэтому выборы в парламент выигрывают почти всегда богатые. Необходимость в парламентах возникла, когда монархи обращались с людьми, как со скотом, поэтому иметь своих представителей во власти, было заветной мечтой. Партия — орудие диктатуры, поскольку является властью части над целым. Партия отстаивает определённые интересы, а народ — это масса людей с множеством интересов. Относительно народа партия лишь меньшинство, желающее подчинить себе беспартийное меньшинство. Чем больше партий, тем яростнее борьба за власть между ними, подрывающая общественную жизнь. Победившая на выборах партия узурпирует власть. Разница между партией и кланом заключается в наличие кровного родства среди членом последнего. Джамахирия полностью отрицает классовую борьбу. Ставя понятие «класс» наряду с понятиями «партия» и «клан». То есть, если власть захватил рабочий класс, то со временем он приобретёт черты подавленного им класса буржуазии. «Класс, который отчуждает собственность другого класса и овладевает ею, чтобы удержать власть в своих руках, обнаруживает, что эта собственность оказывает на него такое же воздействие, какое она ранее оказывала на общество в целом.» Референдум признаётся пустой тратой времени и фальсификацией демократии, ибо на референдуме можно сказать только «да» или «нет», а человек должен иметь возможность промотивировать своё мнение. Референдумы были придуманы для того, чтоб завуалировать неудачные проблемы решения власти. Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Прямая демократия стала утопией из-за большого количества людей. Неоднородность режимов, именующих себя демократическими, лишь указывает на их недемократичность, по причине указанной выше. Организуются народные конгрессы, избирающие народные комитеты, которые заменяют администрацию и берут на себя управление страной. Сами народные конгрессы контролируют их работу. Поскольку члены конгрессов пренадлежат к разным профессиям, то они создают народные профессиональные конгрессы. Вопросы, поставленные народными конгрессами и комитетами, формулируются на Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов. Законы формируются в Джамахирии на основе обычаев и религии. Законы в современных обществах же противоестественны человеческой природе и формируются на интересах господствующих верхушек. Закон не нуждается в выработке, а должен существовать под эгидой человеческой сути и быть переходящим наследием. Религия признаётся самым «гуманным и справедливым» источником права. По мнению Каддафи, обществу не нужно никакое вмешательство государства в собственные дела. Это должен осуществлять сам народ на конгрессах. Человек должен иметь право на свободовыражение, даже будучи умалишённым. Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Поэтому пресса не может пренадлежать конкретному лицу. Но поскольку всё наоборот, то газета не является выразителем общественного мнения. Поэтому демократическая печать должна издаватся народным комитетом, ив частности по профессиональному признаку. Чтоб решить проблему печати, надо решить проблему демократии в целом. Третья Всемирная теория гласит, что демократическая система состоит из народных конгрессов, народных конгрессов и народных комитетов.

Решение экономической проблемы (Социализм)

Вопрос о заработной плате, с точки зрения Джамахирии, неверен, ибо трудящиеся обменивают плоды своего труда на подачки, а должен быть принцип: «кто производит, тот и потребляет». Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, – это те же рабы. В механизме ручного труда присутствует три элемента: рабочий, предприниматель, средство производства. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Стремление к удовлетворению потребностей может вести к порабощению человека человеком, эксплуатация также порождается потребностями. Удовлетворение потребностей – реально существующая проблема, и, если не сам человек управляет своими потребностями, возникает борьба. Если человек имеет жилище большее, чем ему нужно для удовлетворения потребностей, то он будет сдавать его в аренду, ущемляя свободу квартиранта. Так, владелец одежды вправе снять её с человека на улице и оставить его голым, владелец средства передвижения, которым тот пользуется, может высадить его на перекрестке, а владелец дома, где он живет, может оставить его без крова. Ибо человек живущий в своём доме не является свободным. Земля признаётся общенародной, на которой человек сам удовлетворяет потребности. Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, является уже посягательством на потребности другого человека. Например, работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве отдает ему одно яблоко, что полностью удовлетворяет его потребности. Излишки должны принадлежать всем членам общества. Нетрудоспособные и неполноценные от рождения люди должны получать ту же долю общественного богатства, что и здоровые. Итак, новое социалистическое общество не что иное, как закономерный итог, вытекающий из диалектики сущест

Джамахирия - это... Что такое Джамахирия?

Зелёная книга издана на многих языках

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

Описание

Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова-новообразования „Джамахирия“ на русский язык»[1].

Ливия была провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года. Ливийская Джамахирия была свергнута (упразднена) 21 октября 2011 года после убийства её создателя — Муаммара Каддафи, который был убит в городе Сирт.

В Джамахирии традиционные институты власти отменялись. Повсеместно формировались народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделялось на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входили все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имел право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвовал в принятии решений и реализации власти. Государство представляло собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирал своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвовало всё взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирали свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становились делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс (ВНК), высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, был вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами. ВНК был уполномочен избирать свой постоянный орган — Генеральный секретариат, формировать Высший Народный Комитет (правительство).

В 1988 году Всеобщим народным конгрессом была принята Великая зелёная хартия прав человека эры Джамахирии.[2] «Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставляла широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимал официальных постов в государстве[источник не указан 412 дней].

В системе джамахирии отсутствовал целый ряд обычных для других стран политических институтов. Так, одной из её особенностей являлся формальный запрет на деятельность вообще любых политических партий, в стране отсутствовала конституция.

Вместе с тем государственное устройство джамахирии сконструировано под явным влиянием различных теорий исламского социализма, и правовая сфера страны была частично исламизирована. Так, в 1972 году в стране были введены такие нормы шариата, как закят, запрет на ростовщичество и наказание в виде ампутации руки или ноги за разбой или кражу. В 1977 году Коран объявлен «законом общества»[3].

Одним из более поздних экспериментов стал принятый с 1988 курс на замену регулярной армии и полиции на «вооружённый народ» и «народную милицию». В 1989 году отменены ранее существовавшие воинские звания, в 1990 году образована добровольческая «Гвардия Джамахирии». Однако эти эксперименты на практике вылились лишь в образование параллельных обычной армии силовых структур[4].

Критика

Идеология джамахирии, на первый взгляд, близка к анархо-коммунистическим идеям П. А. Кропоткина[5][6] Однако вместе с тем в ливийском государстве параллельно с сектором Джамахирии существует также и так называемый «революционный сектор», образованный одновременно с учреждением Джамахирии в 1977—1979 годах с целью «разделения революции и государства», и имеющий задачу «побуждать» органы сектора Джамахирии к «осуществлению народовластия», и «поднимать общий уровень сознательности, и преданности революционным идеалам».

В отличие от народных конгрессов, «революционный сектор» был представлен невыборными лицами, назначаемыми сверху. «Революционные комитеты» («ревкомы») в отдельных населённых пунктах, военных частях, учебных заведениях и т. д. контролировали соответствующие местные органы сектора Джамахирии, имея, в том числе, карательные функции и собственные полувоенные формирования («шок-группы» ревкомов, «гвардия Джамахирии», «войска отпора»). Помимо прочих задач, ревкомы занимались также наблюдением за общественным мнением и слежкой, к которой было привлечено от 10 до 20 % населения Ливии.

Ревкомы на местах, в свою очередь, подчинялись своему Центральному комитету, управляемому «Революционным руководством» во главе с Лидером Революции Муаммаром Каддафи. Таким образом, хотя формально власть в стране и принадлежала народу, а никакого главы государства не существовало, реальная власть принадлежала невыборным ревкомам[7], а сам Муаммар Каддафи, хотя его положение в государстве и полуофициально, фактически имел в руках абсолютную власть. Как «Лидер Революции», Муаммар Каддафи никем не избирался, и никому не был подотчётен[3]. В целом ключевую роль в государстве играло именно «Революционное Руководство»[8].

Выборы во Всеобщий народный конгресс также подконтрольны ревкомам; кроме того, ВНК не имел права законодательной инициативы, и обязан лишь обсуждать предложения, выдвинутые нижестоящими народными конгрессами под контролем ревкомов. Кроме того, Лидер Революции имел право наложить вето на решения ВНК. Всеобщий народный конгресс был уполномочен формировать Высший Народный Комитет (правительство) также только по представлению «Революционного руководства».

По мнению некоторых исследователей, хотя в Ливии и были запрещены любые политические партии, в реальности «революционный сектор» играл роль, полностью аналогичную роли правящей партии в однопартийных системах[9][10].

См. также

Примечания

Ссылки

Джамахирия – что это такое?

Содержание статьи:

Рождение новой эры

Термин «джамахирия» пришел в политологию из Ливии после прихода к власти Муаммара Каддафи.

Так называется одна из редких форм общественного правления (негосударственного), при котором наблюдаются отличия от монархии республиканской власти. Теория джамахирии изложена в «Зеленой книге» Каддафи.

Термин является неологизмом, составленным из двух слов: “республика с заменой на «массы» во множественном числе. Семантически слово «джамахирия» совпадает с определением анархизма, как его понимал Кропоткин, теоретик анархического движения.

В свое время российский историк Костомаров использовал слово «народоправие», что наиболее точно раскрывает понятие джамахирии. Этот вариант – точнее, чем «власть народа», как переводится «республика»).

Особенности джамахирии

Фактически джамахирия была утверждена в Ливии в начале весны 1977 г. и упразднена после гибели Каддафи в 2011 г. Но официально Ливия все еще именовалась джамахирией до революции 2013 г.

Ключевые отличия джамахирии – в отмене обычных властных формаций. Работу в обществе вели комитеты народных избранников, а также конгрессы. Вся страна делилась на коммуны общинного типа – по сути, это были мини-государства с почти полным самоуправлением. Бюджетные средства распределялись общинами самостоятельно.

Коммуны находились под властью первичного конгресса (ПК), куда входили все ливийцы. При этом любой ливиец имел шанс объявить свою позицию. Участие всех в принятии политических решений приводило к более «народной» форме власти.

В итоге все государство стало коммунальной федерацией. ПК выдвигали ставленников для защиты своих интересов во Всеобщем Конгрессе, который принимал решения на общем уровне. Также выбирались избранники для представления в городские органы.

ВНК (Всеобщий Народный Конгресс) действовал как законодательный орган. Он мог выставить свою повестку только на основе вопросов, которые уже были обсуждены местными собраниями. В полномочия ВНК входило избрание Генерального секретариата и формирование состава правительства Ливии – самого ВНК.

Положение граждан в системе джамахирии

Важной датой для ливийцев стал 1988 год, когда ВНК принял и утвердил Великую зеленую хартию, защищающую права человека в эру расцвета Ливийской джамахирии. При том, что в этой системе отсутствовал набор стандартных институтов, джамахирия зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, в Ливии не было конституции, запрещались политические партии.

Эксперты видят в государственной структуре явную основу – исламский социализм в виде различных теорий. Правовая жизнь Ливии отчасти зависит от исламского контекста, внедрен шариат. В частности, действовали запреты на ростовщиков, воровство – за них полагалось отрубание конечностей. Коран выполнял функцию общественного закона с 1977 г.

Джамахирия в годы власти Каддафи постоянно подвергалась различным экспериментам. Например, одним из поздних опытов с общественным устройством стал курс 1988 г. на отмену полицейских нарядов и внедрение народной милиции («вооруженных народников»).

В следующем, 1989 г., отменили воинские статусы и звания, с 1990 г. в Ливии действовала добровольческая гвардия. Но практически это привело к формированию стандартных силовых подразделений, аналогичных армии.

Критика джамахирии

Данная идеология схожа с теориями Петра Кропоткина и содержит близкие обоснования, наряду с анархо-коммунистическими теориями. Отличие в том, что в Ливии параллельно развивался кластер революционеров с 1977 гг.

Его деятельность была направлена на разделение двух направлений – государственного и революционного, что должно было «подогревать» уровень сознательности граждан, внушать революционные ценности и т.д.

В революционном кластере отсутствовал выборный элемент, ответственные назначались «сверху». Работу вели специальные революционные комитеты на местах – от деревень и городов до военных частей.

В их функционал входили карательные работы, контроль секторов Джамахирии, шоковые мероприятия, наблюдение за населением. В службах слежки и наблюдения были задействованы до 20% населения страны.

Регулирующим органом для ревкомов был ЦК во главе с Каддафи, которого называли «лидером революции». Несмотря на устройство общества, где власть якобы была в руках народа, а официальный глава отсутствовал, фактически все политические вопросы решались единолично Каддафи и подчиненными ему ревкомами.

Власть Каддафи, таким образом, была абсолютной – он не подчинялся никому, а все выборы в ВНК также контролировались ревкомами. ВНК, как указано выше, не мог проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. По сути, ревсектор был единственной руководящей партией в Ливии во время присутствия у власти Муаммара Каддафи.

Джамахирия – народовластие, народоправство, власть общества

Друзья!

Приближается знаменательная дата, которая имеет отношение ко всем нам!

35 лет назад, 2 марта 1977 года в Ливии была провозглашена Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия!

Ещё раньше я слышал о том, что Ливийская Джамахирия – это нечто круче, чем коммунизм, и о жизни в этой стране, об идеологии джамахирии у нас умалчивают. Но, к моему стыду, как-то не сподвигнулся на изучение этого явления в жизни человечества.

В связи с последними событиями попытаюсь приоткрыть для себя это явление и буду публиковать на этом сайте информацию об этом. Также прошу других участников делиться информацией.

Начнём с самого простого - откроем википедию.

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

Джамахирия — это высшая форма демократии, при которой власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие.

Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова — новообразования Джамахирия на русский язык»[1].

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

http://tebe-i-vsem.ru/node/1043

Что такое Джамахирия? | Справка | Вопрос-Ответ

Джамахирия (от араб. «джумхурия» (республика) и «джамахир» (массы) — власть масс или народовластие) — тип власти, созданный в Ливии в 1977 году и упразднённый после смерти главного идеолога и создателя Джамахирии, Муаммара Каддафи (2011). Ключевые положения этой формы правления изложены в труде Каддафи под названием «Зелёная книга».

Суть Джамахирии

«Джамахирия, эпоха, когда каждый и управляет, и правит... Это общество, которое воплощает мечту о коммунизме, безвластии, Городе Солнца», — писал Каддафи.

При Джамахирии в стране повсеместно формировались народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделялось на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве и обладающих всей полнотой власти в своём округе, включая распределение бюджетных средств.

Управление коммуной осуществлялось первичным народным конгрессом. В народный конгресс входили все члены коммуны (то есть её жители). Каждый человек имел право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвовал в принятии решений и реализации власти. Государство представляло собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирал своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий народный конгресс.

«Все существующие ныне в мире политические системы являются порождением борьбы за власть между орудиями правления, будь то мирная или вооружённая борьба классов, кланов, племён, партий или просто отдельных лиц. Победителем в ней всегда выходит орудие правления: отдельная личность, группа людей, партия, класс, побеждённым же всегда оказывается народ, то есть подлинная демократия», — написано в «Зелёной книге».

В стане действовал запрет на деятельность любых политических партий, отсутствовала конституция. Сам Муаммар Каддафи официально не занимал никаких постов в государстве.

Высшим законодательным органом Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии был Всеобщий народный конгресс.

«Народные конгрессы и народные комитеты — это не плод фантазии, а итог развития человеческой мысли, вобравшей в себя весь опыт человечества в борьбе за достижение демократии. Прямая демократия — идеальное решение, которое, будучи воплощено на практике, не может являться предметом спора и разногласий», — сказано в «Зелёной книге».

По словам Кадаффи, народное управление при Джамахирии опровергало сложившийся стереотип о том, что демократия — это контроль народа над правительством, так как истинная демократия — это народный самоконтроль.

Действительно ли в Ливии было народовластие?

Де-юре в Ливии было декларировано народовластие, но по факту страной руководил один человек, Муаммар Каддафи, как считает старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев.

«Народовластия не получилось. По крайней мере, в том виде, в котором его описал Кадаффи в „Зеленой книге“. Это был жёсткий авторитарный режим. Хотя формально Кадаффи не занимал никаких постов, а был просто лидером революции. Идеи Джамахирии — это утопия, как и коммунизм. Как можно представить, что народ — во всём его культурном и этническом многообразии — управляет делами государства? Утопическое будущее пытались построить и в Советском Союзе, и в Северной Корее, но ведь ни о каком прямом народовластии речи не идет. Повторю, это утопия в чистом виде», — сказал Исаев.

Смотрите также:

Джамахирия / Политические режимы и идеологии / ПИОСС

Джамахирия (араб. جماهيرية‎‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

Джамахирия — это высшая форма демократии, при которой власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие.


Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова — новообразования Джамахирия на русский язык».


Зеленая книга издана на многих языках

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсужденные первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

Что такое Джамахирия - Записки Василия о'Кочки — ЖЖ

Джамахири́я — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

Джамахирия — это высшая форма демократии, при которой власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие.

Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова — новообразования Джамахирия на русский язык».

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

Что такое Джамахирия : Блоги : Факты о России

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги.

Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова — новообразования Джамахирия на русский язык».

Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает


Смотрите также