Фгос основного общего образования что это такое


Структура и содержание ФГОС ООО

Структура и содержание ФГОС ООО

Раздел

Структура и краткое содержание

I. Общие положения

1. ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной

оценки уровня образования учащихся на ступени основного общего

образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

-формирования российской гражданской идентичности учащихся;

-доступности получения качественного основного общего образования;

-духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и

сохранения их здоровья;

-развития государственно-общественного управления в образовании;

условий создания социальной ситуации развития учащихся,

-обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством

личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик

выпускника («портрет выпускника основной школы»)

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

работников образования, руководителей образовательных учреждений, их заместителей, сотрудников организаций, разработчиков примерных основных образовательных программ

основного общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного

пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

II. Требования к результатам освоения ООП ООО

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать 11 характеристик

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать – 12 характеристик

11. Предметные результаты освоения основной образовательной

программы основного общего образования с учётом общих требований

Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав 8

предметных областей.

12. Система оценивания.

III. Требования к структуре ООП ООО

13. В данном разделе охарактеризована ООП и указано на что она направлена: на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, Также указана организация ООП. ООП реализуется образовательным учреждением через сочетание урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

14. В данном разделе представлена структура основной образовательной программы основного общего образования. Она состоит из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного.

15. В данном разделе даны части ООП. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

17. Основная образовательная программа основного общего

образования должна соответствовать типу и виду образовательного

учреждения и быть преемственной по отношению к основной

образовательной программе начального общего образования.

18. Требования к разделам основной образовательной программы

основного общего образования:

18.1. Целевой раздел

18.2Содержательный раздел

- 18.2.1 Развитие универсальных учебных действий

- 18.2.2 Структура учебных программ

- 18.2.3 Программа воспитания и социализации учащихся

-18.2.4 Программа коррекционной работы

18.3 Организационный раздел

IV. Требования к условиям реализации ООП ООО

19. Требования к условиям реализации основной образовательной

программы основного общего образования характеризуют кадровые,

финансовые, материально-технические и иные условия реализации

требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования.

20. Результатом реализации указанных требований должно быть

создание образовательной среды

21. Условия реализации основной образовательной программы

основного общего образования должны обеспечивать для участников

образовательного процесса возможность:

-достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы основного общего образования всеми

обучающимся;

-развития личности, способностей

-овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

-формирования социальных ценностей учащихся, основ их

гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

-индивидуализации процесса образования;

-участия обучающихся, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и общественности в проектировании и развитии

основной образовательной программы основного общего образования и

условий ее реализации;

-организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;

-формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

- формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков

здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа

жизни;

-использования в образовательном процессе современных

образовательных технологий деятельностного типа;

-обновления содержания основной образовательной программы;

-эффективного использования профессионального и творческого

потенциала педагогических и руководящих работников образовательного

учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной,

информационной и правовой компетентности;

-эффективного управления образовательным учреждением с

использованием информационно-коммуникационных технологий,

современных механизмов финансирования.

22. Требования к кадровым условиям реализации основной

образовательной программы основного общего образования

23. Финансово-экономические условия реализации основной

образовательной программы основного общего образования

24. Материально-технические условия реализации основной

образовательной программы основного общего образования

25. Психолого-педагогические условия реализации основной

образовательной программы основного общего образования

26. Информационно-методические условия реализации основной

образовательной программы общего образования

График поэтапного перехода образовательных организаций на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических
- информационно-методических.

В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образованияна 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

Учебный год

Классы, переходящие на ФГОС

2010/11

1

                   

2011/12

1

2

                 

2012/13

1

2

3

 

5

           

2013/14

1

2

3

4

 

6

     

10

 

2014/15

1

2

3

4

5

 

7

     

11

2015/16

1

2

3

4

5

6

 

8

     

2016/17

1

2

3

4

5

6

7

 

9

   

2017/18

1

2

3

4

5

6

7

8

 

10

 

2018/19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

11

2019/20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2020/21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2021/22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Обязательное ведение ФГОС

Введение ФГОС по мере готовности

Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

 

 

Принципиальные отличия ФКГОС от ФГОС общего образования

Хочу начать со слов Джона Дьюи

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Между утвержденным в 2004 г. феде­ральным компонентом государствен­ного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и про­ектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго по­коления) существует много отличий.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным

метапредметным

предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи

Отличия ФКГОС от ФГОС общего образования

критерии

ФКГОС

ФГОС

Содержание

•Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

•Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

•Требования к уровню

подготовки выпускников

Система требований:

• к результатам освоения ООП;

• к структуре ООП;

• к условиям реализации ООП

Форма урока

Преимущественно фронтальная

фронтальная ,в парах, групповая индивидуальная

Условия/инструменты

Классно-урочная система, каледарно-тематическое планирование

Разнообразие форм занятий с опорой на проектную деятельность, индивидуальные образовательные маршруты

Результаты

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки общественная оценка.

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок( ученик ) должен чувствовать себя успешным

Основной результат образования

  • Развитие личности на основе усвоения максимально возможного объема информации

Педагог как проводник знаний и контролер

  • Развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий

Педагог как диагност и рефлексирующий соучастник

Образовательные стандарты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

В школе реализуются следующие образовательные стандарты:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ФК ГОС) в 4-11 классах.

Назначением ФК ГОС является обеспечение:

• равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

• единства образовательного пространства в Российской Федерации;

• защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

• преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

• социальной защищенности обучающихся;

• социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

• прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

• основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

• разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

• объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

• объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

• определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

• установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

• установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

• федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;

• региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

• компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу:

первый концентр - начальное общее и основное общее образование, второй - среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) реализуется в 1-4 классах.

Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году разработан стандарт общего образования второго поколения Российской академией образования. 

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Общее образование имеет три уровня:
- Начальное общее образование (1-4 кл.)
- Основное общее образование (5-9 кл.)
- Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)

В настоящее время разработаны и утверждены три стандарта:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года.

 


Смотрите также