Гуманитарное образование что это такое


Гуманитарное образование - это... Что такое Гуманитарное образование?


Гуманитарное образование

        совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. — важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.

         Различают общее и профессиональное Г. о. Общее Г. о. даёт Средняя общеобразовательная школа, где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литература, история, обществоведение, различные виды искусства и др. В СССР предметы гуманитарного цикла преподаются также в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях независимо от их профиля. Общее Г. о. на более высоком уровне получают студенты вузов, также независимо от избранной специальности, в процессе изучения общественных наук (в СССР — философии, политической экономии, научного коммунизма, истории КПСС и др.) и некоторых социально-экономических дисциплин, например основ государственного права. Расширению и углублению знаний учащихся в области Г. о. способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др. (например, в советских вузах «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Научный атеизм»).          Специальное Г. о. в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др. осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образование. Среднее специальное образование. Библиотечно-библиографическое образование. Журналистское образование. Искусствоведческое образование. Историческое образование, Культурно-просветительное образование, Музыкальное образование, Педагогическое образование . Театральное образование, Филологическое образование, Философское образование. Художественное образование. Экономическое образование, Юридическое образование).

         Широкое развитие Г. о. в СССР является частью мероприятий по дальнейшему подъёму культуры и образования народа, предусмотренных Программой КПСС.

         Т. к. по мере научно-технического прогресса в гуманитарные науки всё шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетики, математического моделирования и др.), а развитие естествознания и техники, в свою очередь, требует от специалистов всё более глубокой методологической подготовки и знания общественных наук, деление образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое приобретает в известной мере условный характер (см. Естественнонаучное образование, Техническое образование).

         А. Н. Горшенёв, В. Г. Панов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Гуманизм
  • Гуманитарный

Смотреть что такое "Гуманитарное образование" в других словарях:

  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых …   Педагогический словарь

  • образование — I я, с. 1) только ед. Создание, учреждение, организация чего л. Образование новых государств. Образование музея. Синонимы: основа/ние, устро/йство, формирова/ние 2) только ед. Появлен …   Популярный словарь русского языка

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Современная энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При …   Философская энциклопедия

  • Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Энциклопедия социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… …   Социология: Энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Толковый словарь по социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… …   Российская социологическая энциклопедия


ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это... Что такое ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?


ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГУМАННОСТЬ

Смотреть что такое "ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

  • Гуманитарное образование —         совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …   Большая советская энциклопедия

  • образование — I я, с. 1) только ед. Создание, учреждение, организация чего л. Образование новых государств. Образование музея. Синонимы: основа/ние, устро/йство, формирова/ние 2) только ед. Появлен …   Популярный словарь русского языка

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Современная энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При …   Философская энциклопедия

  • Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Энциклопедия социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… …   Социология: Энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Толковый словарь по социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… …   Российская социологическая энциклопедия


Кто такой гуманитарий: 5 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Обычно людей называют гуманитариями, чтобы подчеркнуть их склонность к творческой деятельности и противопоставить их «технарям» – людям, предрасположенным к технической работе. Однако термин «гуманитарий» на самом деле гораздо шире. Сегодня мы подробно разберём, кто такой гуманитарий, какие у него есть преимущества и недостатки, как проявляются особенности их мышления и какие профессии им подходят.

Кто такой гуманитарий?

Гуманитарий — это человек, от природы предрасположенный к творческой деятельности, но испытывающий затруднения в работе с точными науками. Это определения гуманитария в широком смысле слова. В узком смысле гуманитарий — это специалист, получивший гуманитарное образование.

На практике получается так, что люди, изначально склонные к творческой деятельности, чаще всего поступают в вузы на гуманитарные специальности. Поэтому обе трактовки обычно применимы к одному и тому же человеку.

Слово «гуманитарный» имеет латинское происхождение. Оно образовано от слова humanus (человеческий) и подразумевает всё, что связано с человеком. Гуманитарными называются науки, изучающие человеческие взаимоотношения, культуру, религию, психологию, искусство, историю и прочее.

Гуманитарий – это человек, от природы имеющий хорошо развитое творческое мышление и использующий свои творческие способности для работы. Противоположностью гуманитария является «технарь» – человек с логическим и математическим мышлением. Интересно, что эти два типа мышления плохо сочетаются. Поэтому гуманитарию обычно плохо даются технические науки, а технарю – гуманитарные.

5 признаков гуманитария

Существует достаточно много характерных особенностей поведения, свойственных людям с гуманитарным складом ума. Но для того, чтобы однозначно понимать, кто такой гуманитарий, важно запомнить 5 основных признаков, свойственных такому человеку:

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые. Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности.

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Плюсы и минусы гуманитария

Гуманитарный склад ума обеспечивает некоторые преимущества, помогая человеку реализовываться в творческих профессиях и налаживать хорошие отношения с другими людьми. Но есть у него и определенные недостатки. Рассмотрим слабые и сильные стороны гуманитариев подробнее.

Плюсы гуманитария:

  • развитые творческие способности;
  • хорошее воображение;
  • яркое образное мышление;
  • многозадачность;
  • общительность;
  • умение красиво говорить;
  • хорошее понимание чужих эмоций;
  • способность сопереживать и поддерживать.

Минусы гуманитария:

  • нелогичность во многих решениях;
  • склонность бросать незавершенные дела;
  • излишняя чувствительность и эмоциональность;
  • невнимательность;
  • неумение сосредотачиваться на скучной и рутинной работе.

Отличия гуманитария от «технаря»

Для понимания того, кто такой гуманитарий, желательно знать также ключевые различия между ним и человеком с техническим складом ума. Отличий много, но наиболее важными являются следующие три области, в которых разница проявляется наиболее заметно и полностью определяет жизнь человека, его карьеру и отношения:

  1. Восприятие окружающей действительности. Гуманитарии смотрят на мир через призму эмоций, руководствуясь своим пониманием добра и зла. Технари же предпочитают ориентироваться на логику и холодный расчет.
  2. Роль в рабочем процессе. Чтобы коллектив работал эффективно, в нём должны присутствовать и гуманитарии, и технари. Первые генерируют идеи, вторые воплощают их в жизнь.
  3. Социальное взаимодействие. Гуманитарии обычно являются экстравертами, общение для них имеет большое значение. Технари обычно довольно замкнуты, им нужна тишина, чтобы сосредоточиться.

Разумеется, природа редко бросается в крайности. В большинстве случаев у человека присутствует и гуманитарная, и техническая составляющая, но одна из них превалирует. Поэтому технарь также может быть общительным, а гуманитарий вполне способен рассуждать логически.

Какие профессии подходят гуманитарию?

Людям с гуманитарным типом мышления хорошо даются такие науки как психология, политология, филология, право, журналистика и история. Они прекрасно понимают и тонко чувствуют словесные формулировки, что не всегда удаётся технарям. Также им хорошо даются любые профессии, связанные с общением и тонким пониманием чужих эмоций.

Обнаружив у себя гуманитарный склад ума, обратите внимание на специальности, связанные с перечисленными науками. В приоритете медицина (в частности, психология), юриспруденция, лингвистика, дизайн, а также различные виды современных искусств. Из гуманитариев получаются отличные хирурги и терапевты, юристы и политологи, переводчики и преподаватели, дизайнеры и режиссеры, психологи и маркетологи. Кроме того, получив образование в любой интересной вам сфере, вы всегда сможете заниматься научно-исследовательской деятельностью

Читайте также: стоит ли учиться на юриста?

Заключение

Гуманитарий – это человек с особым восприятием окружающей действительности. Для него чувства, интуиция и базовые понятия о добре и зле важнее, чем холодный расчет. Ему сложнее даются технические науки, зато он может стать прекрасным специалистом в любой из гуманитарных областей знаний. Если вы обнаружили, что обладаете таким складом ума, вы обязательно должны учитывать это при выборе профессии. Но это не значит, что нужно ограничивать себя только гуманитарными сферами. Хорошо развитые социальные навыки востребованы везде.

Гуманитарное образование

        совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. — важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.

         Различают общее и профессиональное Г. о. Общее Г. о. даёт Средняя общеобразовательная школа, где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литература, история, обществоведение, различные виды искусства и др. В СССР предметы гуманитарного цикла преподаются также в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях независимо от их профиля. Общее Г. о. на более высоком уровне получают студенты вузов, также независимо от избранной специальности, в процессе изучения общественных наук (в СССР — философии, политической экономии, научного коммунизма, истории КПСС и др.) и некоторых социально-экономических дисциплин, например основ государственного права. Расширению и углублению знаний учащихся в области Г. о. способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др. (например, в советских вузах «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Научный атеизм»).

         В СССР повышению общего Г. о. трудящихся и удовлетворению их интересов в области общественных наук способствуют Университеты марксизма-ленинизма, Народные университеты и другие культурно-просветительные учреждения.

         Специальное Г. о. в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др. осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образование. Среднее специальное образование. Библиотечно-библиографическое образование. Журналистское образование. Искусствоведческое образование. Историческое образование, Культурно-просветительное образование, Музыкальное образование, Педагогическое образование. Театральное образование, Филологическое образование, Философское образование. Художественное образование. Экономическое образование, Юридическое образование).

         Широкое развитие Г. о. в СССР является частью мероприятий по дальнейшему подъёму культуры и образования народа, предусмотренных Программой КПСС.

         Т. к. по мере научно-технического прогресса в гуманитарные науки всё шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетики, математического моделирования и др.), а развитие естествознания и техники, в свою очередь, требует от специалистов всё более глубокой методологической подготовки и знания общественных наук, деление образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое приобретает в известной мере условный характер (см. Естественнонаучное образование, Техническое образование).

         А. Н. Горшенёв, В. Г. Панов.

гуманитарное образование - это... Что такое гуманитарное образование?


гуманитарное образование
liberal education

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • гуманистический
  • гуманитарные науки

Смотреть что такое "гуманитарное образование" в других словарях:

  • Гуманитарное образование —         совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …   Большая советская энциклопедия

  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых …   Педагогический словарь

  • образование — I я, с. 1) только ед. Создание, учреждение, организация чего л. Образование новых государств. Образование музея. Синонимы: основа/ние, устро/йство, формирова/ние 2) только ед. Появлен …   Популярный словарь русского языка

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Современная энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При …   Философская энциклопедия

  • Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Энциклопедия социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… …   Социология: Энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… …   Толковый словарь по социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… …   Российская социологическая энциклопедия


Что значит гуманитарное образование - Значения слов

совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. ≈ важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.

Различают общее и профессиональное Г. о. Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа , где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литература, история, обществоведение, различные виды искусства и др. В СССР предметы гуманитарного цикла преподаются также в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях независимо от их профиля. Общее Г. о. на более высоком уровне получают студенты вузов, также независимо от избранной специальности, в процессе изучения общественных наук (в СССР ≈ философии, политической экономии, научного коммунизма, истории КПСС и др.) и некоторых социально-экономических дисциплин, например основ государственного права. Расширению и углублению знаний учащихся в области Г. о. способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др. (например, в советских вузах «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Научный атеизм»).

В СССР повышению общего Г. о. трудящихся и удовлетворению их интересов в области общественных наук способствуют университеты марксизма-ленинизма , народные университеты и другие культурно-просветительные учреждения.

Специальное Г. о. в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др. осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образование . Среднее специальное образование . Библиотечно-библиографическое образование . Журналистское образование . Искусствоведческое образование . Историческое образование , Культурно-просветительное образование , Музыкальное образование , Педагогическое образование . Театральное образование , Филологическое образование , Философское образование . Художественное образование . Экономическое образование , Юридическое образование ).

Широкое развитие Г. о. в СССР является частью мероприятий по дальнейшему подъёму культуры и образования народа, предусмотренных Программой КПСС.

Т. к. по мере научно-технического прогресса в гуманитарные науки всё шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетики, математического моделирования и др.), а развитие естествознания и техники, в свою очередь, требует от специалистов всё более глубокой методологической подготовки и знания общественных наук, деление образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое приобретает в известной мере условный характер (см. Естественнонаучное образование , Техническое образование ).

А. Н. Горшенёв, В. Г. Панов.

что это значит? Кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения – 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, – это задача технарей. Гуманитарий – это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии – хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное – понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь – главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции университета Гумбольдта, уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый склад ума позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать гуманитарные профессии. Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито образное мышление и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, прыгнуть выше головы, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - что такое в Большой Советской энциклопедии

        совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. — важнейшее средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании. В социалистических странах идейной и методологической основой Г. о. является марксизм-ленинизм.

         Различают общее и профессиональное Г. о. Общее Г. о. даёт Средняя общеобразовательная школа, где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литература, история, обществоведение, различные виды искусства и др. В СССР предметы гуманитарного цикла преподаются также в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях независимо от их профиля. Общее Г. о. на более высоком уровне получают студенты вузов, также независимо от избранной специальности, в процессе изучения общественных наук (в СССР — философии, политической экономии, научного коммунизма, истории КПСС и др.) и некоторых социально-экономических дисциплин, например основ государственного права. Расширению и углублению знаний учащихся в области Г. о. способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др. (например, в советских вузах «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Научный атеизм»).

         В СССР повышению общего Г. о. трудящихся и удовлетворению их интересов в области общественных наук способствуют Университеты марксизма-ленинизма, Народные университеты и другие культурно-просветительные учреждения.

         Специальное Г. о. в области философских, исторических, филологических, экономических, юридических, педагогических наук, искусствоведения, различных видов искусства, культуры и др.осуществляется в основном университетами и отраслевыми вузами, а по ряду специальностей и средними специальными учебными заведениями (см. Высшее образование. Среднее специальное образование. Библиотечно-библиографическое образование. Журналистское образование. Искусствоведческое образование. Историческое образование, Культурно-просветительное образование, Музыкальное образование, Педагогическое образование. Театральное образование, Филологическое образование, Философское образование. Художественное образование. Экономическое образование, Юридическое образование).

         Широкое развитие Г. о. в СССР является частью мероприятий по дальнейшему подъёму культуры и образования народа, предусмотренных Программой КПСС.

         Т. к. по мере научно-технического прогресса в гуманитарные науки всё шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетики, математического моделирования и др.), а развитие естествознания и техники, в свою очередь, требует от специалистов всё более глубокой методологической подготовки и знания общественных наук, деление образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое приобретает в известной мере условный характер (см. Естественнонаучное образование, Техническое образование).

         А. Н. Горшенёв, В. Г. Панов.

Гуманитарное образование сегодня: новые смыслы

Сейчас я, как никогда, понимаю, что она все же была не права. Знаменитое высказывание всемирно известного менеджера Ли Якокки как раз убеждает нас, что точная математика еще не весь секрет успеха: «Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха не информация, но люди». Можно прекрасно разбираться в технике, знать, при каких условиях на какую кнопку нажимать, составлять замечательные бизнес-планы, но... Только широкий кругозор может позволить применить свои профессиональные знания наиболее оптимально, максимально творчески, креативно, полезно. Да, мы знаем сегодня информатику, но стали забывать родной язык, историю, литературу, даже географию...
Современные условия развития общества, конечно, ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Существенным спросом пользуются так называемые прикладные специальности, на первый взгляд далекие от гуманитарного образования. Мы научились считать деньги, пользоваться компьютером, освоили технику, о существовании которой еще совсем недавно не знали. Однако молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что, несомненно, требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры и как следствие интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса. В этой связи именно обучение в вузе призвано прежде всего оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов.
На современном этапе развития России для овладения профессиональным мастерством необходимо широкое гуманитарное образование. Связано это с тем, что сегодня, как никогда, любой вид деятельности гражданина государства располагается (как минимум должен располагаться) на прочном фундаменте культуры и истории общества и его духовности. При этом грани профессионального мастерства пересекаются с историей, политикой, экономикой, социологией, педагогикой и психологией. Гуманитарное образование также напрямую связано с вопросом о том, кто будет завтра управлять нашей страной. Если проанализировать специальности, которые получили в вузах отечественные государственные чиновники, то получится, что подавляющее большинство из них имеют именно гуманитарное образование: юристы, политологи, экономисты, социологи, собственно управленцы.
Для должного понимания своего дела профессионал обязан представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут быть использованы в его целях. Он по-настоящему не разовьет своих аналитических способностей, интуиции и воображения, если будет настроен только на исполнение своих непосредственных профессиональных обязанностей.
Люди в нашей стране долгое время находились в идеологической оболочке, в которой мирно уживались двойная мораль с высокими духовными ценностями и чувством сопричастности к ним. Воспитанные на доверии к коллективной истине граждане России в большинстве своем пропустили, осознавая это или нет, важнейшую фазу своего развития - выработку способности к личностному интеллектуальному усилию. Конечно, эти последствия не могут не сказываться на изменении отношения в обществе к истории, политологии, социологии. Однако что толку горевать об упущенных возможностях. Мы осознали этот пробел, и нам надо его ликвидировать. Нынешний плюрализм общественной жизни вполне позволяет это сделать. Поэтому одна из главных задач гуманитарного образования - помочь людям уйти от фальши, фикции, дезинформирующих идеологических версий, создать условия для осознания реальности со всеми присущими ей противоречиями для принятия личностных и профессионально-деятельностных решений.
Немалую опасность как в прошлом, так и в настоящее время представляют рецидивы технократического менталитета с их прогрессирующим нигилизмом и цинизмом. Существуют сложности и в самом гуманитарном образовании (отставание учебной и материально-технической базы кафедр гуманитарно-социальных наук, неподготовленность отдельных преподавателей гуманитарного блока к обеспечению качественного обучения с применением современных, передовых технологий, преобладание валового подхода к обучению студентов). Сыграла отрицательную роль существовавшая долгое время система жесткой регламентации деятельности вузов, в силу чего многие из них были лишены самостоятельности в решении широкого круга проблем по качественной гуманитарной подготовке будущих специалистов.
Все это не может, однако, служить оправданием безучастности, бездействия ученых-обществоведов, преподавателей общественных дисциплин. Напротив, необходимо осознать свою ответственность, подчеркнуть важнейшее методологическое и мировоззренческое значение гуманитарной составляющей высшего профессионального образования любого профиля. Гуманитаризация высшего образования должна быть направлена на воспитание идеалов, ценностных ориентиров, убеждений, личностных качеств обучаемых, которые формируются в системе знаний, умений и навыков или, как модно сейчас говорить, профессиональных компетенций и трудовых действий на основе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Возможно, прозвучит удивительно, но думаю, что гуманитарное образование сегодня более чем востребовано. Современное общество можно назвать по-разному: постиндустриальное, постмодерн или общество потребления, - суть его в возрастающих потребностях коммуникативных практик, в расширении возможностей диалога. Это, несомненно, способствует повышению потребности в гуманитарных знаниях, например, сегодня пользуются популярностью такие направления подготовки, как экономика, документоведение и архивоведение. Выпускники имеют возможность работать на предприятиях различных сфер деятельности и различных форм собственности: в конце концов, в любой организации есть документооборот (бумажный и электронный), и любая организация в условиях рынка работает на достижение прибыли, поэтому для работника важно знать экономические основы. Юриспруденция неизменно находится на гребне популярности не столько потому, что многие хотят быть юристами, сколько потому, что правовые знания становятся неотъемлемой частью нашей повседневной (и не только профессиональной) жизни, растет уровень правосознания граждан России. Так обстоят дела со многими профессиями гуманитарного направления. Главное - получить хорошее образование. Хорошее образование - уверенность в жизни. Гуманитарное образование добавляет этой уверенности.
Что касается «упадка» в сфере образования, то думаю, что скорее речь должна идти об определенном кризисе, связанном с общей ситуацией в стране. Как известно, причины кризиса бывают объективные и субъективные.
Одной из важнейших объективных причин кризиса образовательной системы можно считать то, что высшая школа России в течение вот уже почти двадцати лет находится в состоянии непрерывного реформирования. В этой связи важно обстоятельное и глубокое изучение самих реформ, методов их проведения, путей решения тех или иных задач, конечных результатов на каждом из этапов, а также их значения для последующего развития как страны, так и образования в ней. Такой анализ необходим не только с чисто исторической точки зрения, но и с точки зрения совершенствования системы высшей школы в будущем. Только выяснив суть, характер и действительные результаты реформ, проводившихся в отечественной системе высшей школы, их реальную направленность, можно с определенной степенью уверенности предлагать пути ее дальнейшей модернизации.
Что касается субъективных причин кризиса высшей школы в России, то одна из них, видимо - это несоответствие возрастных и инновационных характеристик профессорско-преподавательского состава требованиям рынка, хотя никто все же не подвергает сомнению высокий уровень фундаментальных знаний наших ученых и преподавателей. Однако кадровое обновление происходит крайне медленно. Сегодня профессиональный педагог на любой ступени образования обязан не только глубоко знать свой предмет, но и владеть педагогическим мастерством, чтобы помочь ученику, студенту стать не объектом, а субъектом процесса обучения. Современная практика показывает, что, даже обладая преподавательским талантом, нужно обязательно учиться педагогическому общению (снова проявляется диалогическая сущность гуманитарного образования). Это позволяет преподавателю постоянно анализировать свою деятельность, понимать обучаемых, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия и образовательные и человеческие потребности.
В вузах преподавание гуманитарных дисциплин, как правило, возложено на кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (общественных наук), которые в отличие от подавляющего большинства кафедр любого вуза имеют свои особенности: их отличает прежде всего многопредметность, универсальность, многообразие и иногда противоречивость изучаемых проблем. Здесь практически неприемлемы конкретные формулы и готовые решения, которые сродни точным физико-математическим и инженерным наукам. Преподавание гуманитарных дисциплин должно быть основано на развитии самостоятельного, творческого, оригинального, нестандартного мышления. Главное, оно должно отражать реалии повседневной жизни.
В одной из научных дискуссий по проблемам гуманитарного образования прозвучал интересный, на мой взгляд, вопрос: «Дает ли общество сегодня возможность своему гражданину пожалеть о том, что он не получил гуманитарное образование?» К сожалению, потребность в этом виде образования еще не до конца осознана нашими людьми. Почему? Думаю, что главная причина состоит в том, что сегодня основы гуманитарного образования закладывают в школе, а там оно представлено зачастую либо учителями-пенсионерами, либо молодыми, местами недоученными кадрами эпохи 1990-х, которые вряд ли в процессе обучения предмету всерьез думают об инновациях и модернизации школы, образования в целом, общества.
Базовое средство гуманитарного образования - чтение (учебный предмет начальной школы) - на сегодняшний день существенно урезали в часах. Подбор тем для изучения практически по всем гуманитарным предметам - вопрос более чем спорный. Отношение родителей к обучению их детей гуманитарным предметам весьма расплывчато и неопределенно. Они (лучшие из них), как правило, настраивают детей на высокий уровень сдачи ЕГЭ по предметам, нужным для поступления на направления подготовки, после окончания которых более или менее гарантировано трудоустройство на высокооплачиваемую работу. Однако вспомним, что когда человек чуть ли не со школьной скамьи думает только о высокой зарплате, скорее всего он вряд ли сможет самореализоваться и стать по-настоящему успешным. Этот перечень можно продолжать очень долго. Конечно, корни проблем гуманитарного образования находятся еще и в семье, но это тема для еще одного повествования.
Подводя итоги, можно констатировать, что утечка мозгов за рубеж, которая и сейчас происходит, говорит о востребованности молодых специалистов из России по некоторым направлениям подготовки, а значит, о достаточном качестве подготовки в рамках российской системы образования, невзирая на всевозможные рейтинги вузов. Поэтому кризис кризисом, а качество качеством. Нам надо наращивать это качество: с одной стороны, минимизировать влияние кризиса на базисные установки нашей образовательной системы, с другой - работать, мотивируя себя теми ценностями гуманитарного образования, которые, в общем-то, вечны.

Татьяна АПОСТОЛОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МГПУ

Классическое гуманитарное образование сегодня

Подробности
Категория: Статьи
Автор: Ирина Исааковна Коган
Опубликовано: 02 августа 2018

Сегодня вопрос о приоритете прикладного высшего образования над классическим «теоретическим» образованием в полной мере встал не только перед представителями естественных или физико-математических факультетов, но, в первую очередь, перед представителями факультетов гуманитарных.

У этой проблемы есть своя давняя история. Когда-то в советской системе высшего образования гуманитарных факультетов было в принципе мало. Подавляющее большинство высших учебных заведений составляли институты, которые давали сугубо техническое и сугубо прикладное высшее образование. Другими словами, они готовили инженеров самого разного профиля для реализации задач, стоящих перед производством.

Немногочисленные гуманитарные факультеты представляли собой традиционный набор: в государственных университетах – это был филологический и исторический факультеты, которые, на самом деле, давали вполне прикладное образование, хотя и названия их звучали как бы «теоретически». Это подтверждалось, в первую очередь, тем, что в дипломах их выпускников – после формулировки «филолог» или «историк» – обязательно значилось «учитель русского языка и литературы» или «учитель истории». То же самое касалось факультетов «романо-германской филологии». Исключение в этом плане составляли юридический, психологический и социологический факультеты, в дипломах выпускников которых отсутствовала «учительская» составляющая – но абсолютно прикладной характер полученного на этих факультетах образования в их дипломах обозначался тоже всегда.

Что же касается собственно педагогических институтов, где гуманитарных факультетов было, естественно, гораздо больше, то там все было «заточено» под дальнейшее преподавание конкретных школьных предметов – это была единственная специальность их выпускников, а поэтому прикладной характер этого гуманитарного образования был четко обозначен изначально и определял всю концепцию обучения студентов педагогических вузов в целом.

Среди всех университетов страны исключение составляли лишь университеты столичные – МГУ и ЛГУ, где был, например, факультет философский – хотя и здесь готовили в том числе (и в первую очередь!) тоже именно «преподавателей философии».

Во всем мире в это время ситуация с гуманитарным образованием была совсем иной. Огромная гуманитарная составляющая подавляющего большинства европейских университетов (начиная с самых «старинных», т.е. университетов не просто с многолетней, но с многовековой историей) абсолютно не предполагала в обязательном порядке наличия какого-то прикладного характера получаемого студентами этих гуманитарных факультетов образования. Окончив I ступень своего высшего образования, они в итоге оказывались бакалаврами права или филологии. А после получения II степени – соответственно – магистрами права или филологии. И даже высшая ученая степень PhD во всем мире тоже традиционно по сей день называется «Доктор философии» – независимо от того, по математике или по литературе защищается диссертация.

Все это свидетельствует об отсутствии в Европе какой-то строгой прикладной «привязки» диплома того или иного факультета к определенной профессии. Т.е. образование и профессия оказываются там не связаны напрямую друг с другом. Другими словами, студент получает некое общее широкое гуманитарное образование, не привязанное к определенной специальности, – наоборот, оно допускает или даже предполагает целый веер специальностей или профессий, в которых выпускник оказывается в состоянии себя реализовать, получив такой достаточно «абстрактный», но при этом, как выясняется, чрезвычайно «объемный» и «разносторонний» диплом.

Перестройка кардинально изменила нашу ситуацию с высшим образованием. Во-первых, все институты назвали себя университетами, при этом, по сути, в них совершенно не превратившись, а во-вторых – у нас появилось множество самых различных гуманитарных факультетов. Возникли целые гуманитарные вузы с разного рода культурологическими и структурно-лингвистическими факультетами. Законодателем гуманитарного образования в стране стал совершенно особый вуз – Российский государственный гуманитарный университет.

В итоге гуманитарное образование перестало быть в сознании вчера еще советских людей чем-то менее престижным и не слишком значимым по сравнению с образованием техническим или «естественным». Разнообразие гуманитарных специальностей все увеличивалось, привлекая в гуманитарную образовательную сферу все новых и новых ее приверженцев.

Так продолжалось довольно долго. Пока не произошли несколько очень значимых событий.

Во-первых, наступил кризис – и рынок гуманитарных профессиональных предложений, естественно, стал «скукоживатся». А это не могло не повлечь за собой падение интереса к гуманитарным специальностям в целом – особенно, не самым модным. (Конкурс на юридический факультет или на английскую филологию при этом по-прежнему «зашкаливал», поскольку «субъективный» спрос здесь существенно превышал и продолжает превышать предложение – и в данном случае совершенно не важно, что спрос этот никак не связан с реальной потребностью общества в специалистах этого профиля. Наоборот, рынок этих профессиональных услуг уже давно перенасыщен – но «в народе» и по сей день считается очень престижным отдать своего ребенка «в юристы» или, тем более, обучить его английскому языку – ведь это прямой путь в Европу).

А во-вторых, Россия подписала Болонские соглашения и перешла на европейскую двухступенчатую систему высшего образования. Другими словами, у нас возник бакалавриат. И само количество факультетов, выдающих диплом бакалавра, сократилось, а главное – изменились и названия этих новых факультетов, а значит, и специальностей, которые давали теперь, как это принято называть на Западе, «степень бакалавра».

И наконец, в-третьих, был существенно сокращен набор студентов, точнее – было резко сокращено количество бюджетных мест. В первую очередь, именно на гуманитарных специальностях.

И в результате, например, набор на нашу специальность « русский язык и литература», который когда-то составлял 50 бюджетных мест, уменьшился до 14 (а в этом году говорят уже даже о 12 местах). В итоге, специальность наша, на которой традиционно был не только достаточно «сильный» набор, но и стабильный конкурс (2,5 – 3,3 человека на место), оказалась как бы не у дел. Попасть в число заветных 14 «бесплатных» счастливчиков абитуриентам непросто – рассчитывать на это могут не многие. Платно сегодня у нас учиться мало кто захочет – суммы достаточно большие, а в бывшем пединституте бесплатных мест для интересующихся русским языком и литературой гораздо больше.

Но самое главное – это, конечно же, новый «профиль» нашей специальности. Теперь она называется «Отечественная филология». Боюсь, что в этом тоже кроется причина нашего сегодняшнего абитуриентского, не побоюсь этого слова, «провала». В этом названии упор делается именно на «теоретическую» составляющую филологического образования. Как она связана с жизнью сегодняшних абитуриентов – это, к сожалению, мало кому понятно. Какую профессию по окончанию четырехлетнего образования они получат, где и кем они будут работать – это вчерашним школьникам и их родителям определить сегодня достаточно сложно. Никакой «профильной» привязки в этой новой специальности нет.

Вероятно, именно это – непонимание, «про что конкретно это образование», – и заставляет многих гуманитарно ориентированных абитуриентов сделать свой образовательный выбор не в нашу пользу. Сегодня все стремятся к ясности и четкому осознанию результатов своего «образовательного» выбора. А мы уже не готовим студентов к работе в школе, но при этом к какой-то другой работе мы их не готовим тоже. Более того, и сам характер образования на специальности «отечественная филология» тоже какую бы то ни было конкретную профильную составляющую никак не демонстрирует. И эта «профессиональная» отнюдь не широта, а просто неопределенность в сегодняшних обстоятельствах оказывается для нас фактором отрицательным.

И квалификационная запись в дипломе выпускников «бакалавр филологии» больших профессиональных надежд абитуриентам тоже не сулит. Наоборот – она эту существующую неопределенность только усиливает, а будущих потенциальных работодателей она, скорее всего, только насторожит, а может быть, даже и отпугнет.

И поэтому гораздо более востребованными в нынешней ситуации оказываются прикладные факультеты и специальности. Причем – конкретные прикладные. И это наглядно продемонстрировала оказавшаяся неудачной попытка скорректировать ситуацию, создав параллельно на факультете «платную» специальность «Прикладная филология». Помимо того, что за это образование надо было платить, абстрактность названия самой этой специальности (что такое «прикладная филология» – понять вчерашним школьникам было достаточно трудно, и здесь даже само слово «прикладная» - применительно к «теоретическому» слову «филология» звучало достаточно абстрактно, а значит для абитуриентов – неопределенно!).

Боюсь, что классическое «теоретическое» гуманитарное образование сегодня в «нестоличных» университетах имеет очень небольшой шанс на выживание. В первую очередь – это касается именно отечественной филологии. Только установка на понятную каждому абитуриенту перспективу «оперативного» практического применения полученных знаний, ориентация на профессиональную подготовку – без необходимости заранее думать о последующих «кардинальных» переподготовках – позволят нам сохранить престиж гуманитарного образования в целом (и филологического образования – в частности!) и обеспечить его дальнейшее развитие в нашей стране. А это жизненно необходимо для ее эффективного существования, в котором гуманитарная составляющая сегодня является одной из самых важных – как определяющая духовно-нравственные ориентиры любого современного цивилизованного общества.

И.И. Коган

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Чем отличается техническое образование от гуманитарного?

Если говорить о вузе, то человек с техническим образованием это инженер, и представитель специальности так или иначе связанной с техникой или какой либо технической наукой. Примерами гуманитарного образования являются юристы, экономисты, историки, культурологи, биологи. Техническое образование подаёт более строгую, чёткую и в тоже время более сложную информцию в отличие от гуманитарного образования. Многие гуманитарные специальности могут предусматривать вольное толкование знаний получаемых в процессе обучения в отличие от технического образования, где всё более однозначно. Примером вольного толкования знаний могут служить специальности связаные с историей, культурологией, философией.

Думаю потребностью для общества.

Технический прогресс создает возможности теснейшего сосуществования технического и гуманитарного образования: появление гуманитарных факультетов и специальностей в технических вузах, а так же введение курса информатики в гуманитарные специальности, что является совершенно необходимым гуманитариям (литература, музыка) . Даже для художников этот курс необходим (как оказалось).

Тем, что получив техническое образование - ты больше никуда не поступишь.


Смотрите также