Камера обскура что это такое


Камера-обскура — Википедия

Камера-обскура, схема Камера-обскура, общий вид

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1—5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.

На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры, называющиеся Стеноп.

Камера-обскура является частным случаем устройства с кодирующей апертурой.

Ввиду отсутствия в камере-обскуре оптических элементов, прямо воздействующих на свет (за исключением границы отверстия), она подходит для создания изображений в высокоэнергетических областях спектра.

Принцип построения изображения в камере-обскуре

Камера-обскура не может обеспечить высокой резкости изображения. При уменьшении диаметра отверстия резкость повышается только до определённого предела, при слишком сильном уменьшении отверстия начинают сказываться эффекты дифракции, света на отверстии и изображение становится менее резким.

Процесс размытия изображения математически является свёрткой. Изображение на экране является двумерной свёрткой фотографируемого объекта с пятном рассеяния точечного источника света (англ. point spread function), форма изображения точечного источника света в случае геометрической оптики совпадает с увеличенной формой отверстия (если пренебречь дифракцией и другими искажениями). Например, если отверстие имеет форму щели, то изображение точечного источника будет представлять собой прямую полосу и изображение сцены окажется линейно размытым; если сделать несколько отверстий, то изображение будет «размноженным» (см. также Кодирующая апертура).

Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D называется, как и в объективе, Диафрагменным числом. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм имеет диафрагменное число равное f/200. Увеличение отверстия (апертуры) до 1 мм (на две ступени) уменьшает число до f/100. Длительность выдержки, таким образом, уменьшается до 25 суток.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в V—IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо-цзы (моисты) описали возникновение перевёрнутого изображения на стене затемнённой комнаты[1]. Возможно, упоминание о камере-обскуре встречаются у Аристотеля, который задавался вопросом, каким образом может возникать круглое изображение Солнца когда оно светит через квадратное отверстие[2].

В X веке арабский учёный Ибн ал-Хайсам (Альхазен) из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями Солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооружённым глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Альхазен был первым, кто объяснил принцип действия камеры-обскуры, основываясь на принципе прямолинейности распространения света. При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «ощупывают» объект) не соответствует действительности.

В средние века камера-обскура неоднократно использовалась для астрономических наблюдений. Так, в XIII веке английский философ Роджер Бэкон и французский астроном Гильом де Сен-Клу использовали её для наблюдения солнечных затмений, астрономы XIV века Леви бен Гершом и Ибн аш-Шатир использовали камеру-обскуру для измерения углового диаметра Солнца (у Леви бен Гершома — также планет).

Фрагмент пейзажа Яна Вермеера Дельфтского, созданный при помощи камеры-обскуры.

Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганн Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на верхнюю горизонтальную стенку ящика[3]. Бумага укладывалась на стеклянное окно в стенке горизонтально, а изображение на ней не было перевёрнуто вверх ногами, облегчая рисование.

Некоторые художники (например, Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света.

Исаак Ньютон в своей монографии «Оптика» описывает принцип работы аппарата похожего на камеру-обскура, но отличающегося устройством[4].
В России в середине XVIII века имела распространение камера-обскура, носившая название «махины для снимания першпектив». Видописец Махаев с помощью «махины для снятия санктпетербургского прошпекту», изготовленной подмастерьем «инструментального художества» Тирютиным в инструментальной палате Академии наук, успешно выполнил перспективные виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов[5][6].

Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали первыми фотокамерами.

Однако и в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стено́пы» — фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Изображения, полученные при помощи таких камер, отличаются своеобразным мягким рисунком, идеальной линейной перспективой и предельно большой глубиной резкости.

В дофотографическую эру применялась также камера-люцида, изобретённая в 1807 году английским физиком Волластоном — четырёхгранная призма, при определённом угле зрения совмещающая мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.

  • Камера-обскура используется для одного из убийств в фильме Генри С. Миллера «Анаморф».
  • Камера-обскура представлена в фильме Питера Веббера «Девушка с жемчужной серёжкой».
  • В одном из эпизодов сериала «Герои» женщина наблюдает за солнечным затмением с использованием данной камеры.
  • В сериале «Белый воротничок» главные герои обнаруживают такую комнату камеру-обскуру в заброшенном доме.
  • Камера-обскура использовалась в мультфильме «Симпсоны».
  • Камера-обскура использовалась в 7 серии 3-го сезона сериала Безумцы (Mad Men). В нём герои наблюдали за полным солнечным затмением.
  • Один из романов Набокова носит название «Камера обскура».
  • Эффект камеры-обскуры использовался в одном из эпизодов фильма «Запределье».
  • Камеры-обскуры есть в компьютерных играх «Тургор» и «Голос цвета» производства Ice-Pick Lodge: если коснуться любой сестры цветом, в камере-обскуре герой увидит её настоящую сущность.
  • Камера-обскура часто упоминается в романе Чака Паланика «Дневник».
  • В сериале «Демоны Да Винчи» Леонардо создает камеру-обскуру и проецирует изображение в небо, шантажируя таким образом высокопоставленного судью и тем самым угрожая опозорить его на всю Флоренцию непристойным поведением.
  • Камера-обскура представлена в фильме Стивена Чбоски «Чудо».
  • Владимир Левашов. Лекция 1. Предыстория и открытие медиума // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7.

Камера-обскура – старинное изобретение и прообраз фотоаппарата

Дата публикации: 09.10.2009

Леонардо Да Винчи

Геометрическая оптика основывается на представлении о прямолинейном распространении света, и едва ли не главную роль в ней играет феномен светового луча. Когда свет отражается от полированной плоской поверхности, то угол падения обязательно должен быть равен углу отражения, поэтому, глядя в зеркало, можно увидеть не только собственное лицо, но и источник света. На этом принципе и построено великое изобретение геометрической и световой оптики — камера обскура (от лат. сamera — «комната» и obscura — «темная»).

Древнее изобретение

Первые упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V веке до н. э. Именно тогда китайский философ Ми Ти поведал миру о возникновении изображения на стене затемненной комнаты. Принцип камеры обскура первым подробно описал и проанализировал Аристотель. Вслед за ним арабский физик и математик X века ибн Аль-Хайтам (Альхазен) сделал вывод о линейности распространения света. В Средние века камера-обскура была вновь «открыта» английским философом и естествоиспытателем Роджером Бэконом (1217–1294), а в 1279-м архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам высказал мысль, что с помощью камеры-обскуры можно наблюдать за движением Солнца.

Первый прообраз фотографии

Первая камера обскура, использованная для написания художественных полотен, была создана Леонардо да Винчи. «Титан Возрождения» подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». «…Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…», — писал великий живописец, наблюдая, как лучи света, отражаясь на матовом стекле, создавали перевернутое цветное изображение.

Конечно, по такой технологии нельзя запечатлеть что-то динамичное, так что если вас интересует спортивная съемка, читайте о ней отдельный материал. Съемка в сумерках также будет проблематичной. Но с камерой-обскурой можно было написать идеальный натюрморт, чем Леонардо и пользовался.

z

Камера-обскура. Схема

Камера-обскура. Схема

z

«Темную комнату?» — спросите вы. Да, в Средние века и в сменившую их эпоху Возрождения камера-обскура была стационарной — большой темной комнатой с отверстием в одной из стен. Художник находился внутри нее, зарисовывая на противоположной стене происходящее снаружи. Для больших по размеру полотен это было весьма удобно. Леонардо да Винчи принадлежит и проект инструмента для измерения интенсивности света, и фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Неудивительно, что в числе изобретений великого художника почетное место занимала камера-обскура — прообраз будущего фотоаппарата.

И все же камера-обскура великого Леонардо имела существенное неудобство. Как ученый-оптик Леонардо да Винчи знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, поэтому не удивлялся тому, что в камере-обскуре все отображалось вверх ногами. Но художникам, пытавшимся вслед за Леонардо соединять живопись и достижения прикладной оптики, было очень неудобно каждый раз ставить все с головы на ноги. Это учел Йоганнес Цан, который в 1686 году, опираясь на чертежи и расчеты великого Леонардо, спроектировал портативную камеру-обскуру, значительно ее усовершенствовав. Он снабдил камеру зеркалом, расположенным под углом 45 градусов и проецирующим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло художникам легко переносить пейзажи на бумагу уже не в перевернутом виде.

Камера-обскура. Большая энциклопедия техники

Камера-обскура

Камера-обскура (в переводе с латинского буквально – «темная комната») – это простейшее оптическое устройство (приспособление), позволяющее получить на экране изображения предметов, предшественник фотокамеры.

Камера-обскура.

Принцип действия камеры-обскуры заключается в следующем. Если в одной из стенок темного ящика сделать небольшое отверстие, то на противоположной стенке ящика (внутри его) образуется видимое световое изображение всех освещенных предметов, находящихся перед отверстием, при этом изображение будет перевернутым. Размеры изображаемых предметов (или, другими словами, масштаб увеличения) зависят от расстояния между отверстиями и стенкой, на которой возникает изображение. Чем больше это расстояние, тем большими будут выглядеть изображаемые предметы. При этом качество изображения находится в прямой зависимости от величины отверстия. Чем оно меньше, тем резче изображение и тем оно темнее. С увеличением отверстия резкость изображения ухудшается, зато его яркость возрастает.

Все современные фотоаппараты есть не что иное, как все та же древняя камера-обскура, только снабженная различного рода вспомогательными механизмами. Принцип действия ее остался прежним.

Этот принцип был известен ученым давно. О нем еще в середине IV в. до н. э. упоминал в одном из своих трудов великий мыслитель древности Аристотель. В то время камера-обскура в том виде, какой она стала позже, еще не была известна. Дело в том, что принцип ее действиям можно наблюдать в любом темном помещении с отверстием для света, в том числе в комнате, что и делал, по всей вероятности, Аристотель.

Такая комната и называлась первоначально камерой-обскурой. Позже по аналогии с «темной комнатной» камерой-обскурой стали называть деревянный или металлический ящик с отверстием в передней стенке, куда вставлялась простая двояковыпуклая линза в оправе, а вместо задней стенки крепилась полупрозрачная бумага или матовое стекло.

Судя по некоторым источникам, первую камеру-обскуру построил английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1217—1294). Он предполагал пользоваться камерой-обскурой вместе с зеркалом для того, чтобы, находясь в помещении, наблюдать за проходящими мимо окон людьми. Вероятно, это была первая попытка практического использования камеры-обскуры.

В 1279 г. англичанин Джон Пенхан высказал мысль, что камеру-обскуру можно использовать для наблюдений за движением солнца. Это первый случай, когда камеру-обскуру предполагалось применить в качестве оптического прибора для научных опытов. Кстати, Джон Пенхан был в то время архиепископом Кентерберийским. Это говорит о том, что были священнослужители, в том числе и высокопоставленные, которые живо интересовались наукой и не без успеха проводили научные опыты.

Первым сделал детальное описание камеры-обскуры, сопроводив его чертежами, Леонардо да Винчи. Это описание сохранилось в рукописях гениального итальянца, которые были вывезены Наполеоном Бонапартом в качестве трофея во время Итальянского похода и затем в 1797 г. изданы в Париже. Интерес к камере-обскуре возник у Леонардо да Винчи в связи с изучением природы зрения. Пытаясь понять, каким образом на сетчатке глаза образуется изображение, он обращается за помощью к камере-обскуре, находя между нею и глазом много общего. Так, он советовал провести с камерой-обскурой опыт, показывающий, как предметы посылают свои изображения, или подобия, пересекающиеся в глазу в водянистой влаге. Да Винчи говорил: «Это станет ясно, когда сквозь маленькое круглое отверстие изображения освещенных предметов проникнут в очень темное помещение, тогда ты уловишь такие изображения на белую бумагу, расположенную внутри указанного помещения неподалеку от этого отверстия, и увидишь все вышеуказанные предметы на этой бумаге с их собственными очертаниями и красками, но они будут меньших размеров и перевернутыми по причине упомянутого пересечения. Такие изображения, если будут исходить от места, освещенного солнцем, покажутся словно нарисованными на этой бумаге, которая должна быть тончайшей и рассматриваться с обратной стороны, а названное отверстие должно быть сделано в маленькой, очень тонкой железной пластинке».

Описание камеры-обскуры можно также найти в работе другого итальянского ученого Цезаря Цезармано, которая была издана в 1521 г. в городе Коно.

Был знаком с камерой-обскурой и голландский математик Гемма Фризиус. Он не только описал камеру-обскуру, но и первым с ее помощью наблюдал в январе 1544 г. солнечное затмение. Тогда же, в середине XVI в., делаются первые попытки ее усовершенствовать. Так, итальянский физик и математик Жером Кардано, для того чтобы улучшить в камере-обскуре изображение, предложил в 1550 г. вставлять в отверстие линзу, а для наводки на резкость советовал сделать заднюю стенку камеры передвижной. Другой итальянец, Даниелло Барбаро, в своей книге о перспективе, изданной в 1556 г., наряду с предложением пользоваться линзой указал, что, диафрагмируя эту линзу, можно добиться улучшения качества изображения. О подобном усовершенствовании камеры-обскуры писал также еще один итальянский ученый XVI в., Джованни Бенедетти, в книге, вышедшей в 1585 г. в Турине. Большое неудобство представляло перевернутое изображение; чтобы избавиться от этого недостатка, Игназио Данти предложил в 1573 г. крепить к камере-обскуре зеркало, которое вторично переворачивало изображение.

Долгое время изобретателем камеры-обскуры считался итальянский физик Джованни Батиста дела Порта.

Родился Порта в Неаполе приблизительно в 1538, 1540 или 1545 г. Он получил по тем временам блестящее образование. В молодости много путешествовал и заинтересовался многими вопросами физики, в том числе и оптики. Имя Порта становится известным, и многие научные общества избирают его своим членом.

В 1560 г. Порта издает свой главный труд – книгу «Натуральная магия». Один из разделов книги был посвящен камере-обскуре. Широкое распространение «Натуральной магии» и ее необыкновенная популярность сделали свое дело – еще при жизни Порта стал считаться изобретателем камеры-обскуры.

В немалой степени этому способствовали и высказывания некоторых авторитетных ученых, которые были знакомы с «Натуральной магией» Порта, но не знали предшествующих изданий и рукописей, в которых говорилось о камере-обскуре. Сам Порто почерпнул эти знания, вероятнее всего, из книги Цезаря Цезариано.

В 1604 г. Иоанн Кеплер писал, что сведения о камере-обскуре он почерпнул из книги Порта. О том, что Порта является изобретателем камеры-обскура, шла речь в статье «Камера-обскура» из знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. То же самое утверждал и автор-составитель известного в XVIII в. учебника физики аббат Ж. А. Ноле. Но больше всех способствовал распространению и упрочению этого ошибочного мнения известный французский физик и астроном Д. Ф. Араго. Выступая в 1839 г. в Парижской академии наук с сообщением об изобретении дагеротипии, он назвал Порта единственным, кто был причастен к изобретению камеры-обскуры. С той поры, благодаря большому авторитету Араго, во всех книгах по истории фотографии Порта называется изобретателем камеры-обскуры. И только намного позже это ошибочное мнение было исправлено.

До XVII в. все камеры-обскуры были стационарными, так как представляли собой обыкновенные затемненные комнаты, в которых можно было вести астрономические наблюдения, как это делали Пенхам и Фризиус, проводить оптические опыты (Леонардо да Винчи и Цезариано) или обводить изображение углем или мелом на бумаге, как это советовали делать Барбаро и Порта. Кардано же предполагал использовать камеру-обскуру в качестве вспомогательного технического средства при постановке развлекательных зрелищ и показе всевозможных чудес. Тем не менее такие камеры-обскуры из-за своей неподвижности не находили должного распространения и являлись большой редкостью.

В XVII в. появляются первые переносные камеры-обскуры. Несмотря на то что они были довольно тяжелыми и громоздкими, такие камеры стали находить уже более широкое применение. Этим камера-обскура во многом обязана Кеплеру, много сделавшему для ее усовершенствования. Камера-обскура, которой пользовался Кеплер, представляла собой специальную палатку, которая вращалась, давая возможность вести круговой обзор неба или горизонта. В 1600 г. Кеплер начал применять свою камеру-обскуру для наблюдения за движением солнца, а в 1607 г. он наблюдал с ее помощью прохождение Меркурием солнечного диска.

Описание камеры-обскуры можно найти в книге А. Кирхера «Великое искусство света и тени» (1671). Там же дается совет, как использовать камеру-обскуру в качестве приспособления для зарисовок с натуры или «волшебного фонаря» (другими словами, проекционного аппарата).

Между тем работы по усовершенствованию камеры-обскуры продолжались. В 1655 г. появилась первая компактная камера-обскура, которую сконструировал Роберт Бойль. В 1680 г. оригинальную конструкцию камеры-обскуры, напоминающую своим внешним видом современный артиллерийский снаряд, описал Роберт Хук. Камеру-обскуру с зеркалом, которое располагалось в верхней ее части и служило для отражения идущих от рассматриваемых предметов лучей, что позволяло получать прямое изображение, описал в 1685 г. немецкий монах из Вюрцбурга Зан. Одна из многочисленных конструкций разборных камер-обскур принадлежала французскому физику Ж. А. Нолле. Его камера представляла собой четырехгранную пирамиду, состоящую из четырех реек, которые соединялись вверху муфтой, а снизу крепились по углам квадратной рамы. Все это устройство обтягивалось черной светонепроницаемой материей. В муфте помещалась линза. Через нее изображение, улавливаемое подвижным зеркалом, попадало на основание пирамиды, где помещался лист белой бумаги или картона.

Камеры-обскуры, подобные этой, сравнительно легкие и удобные для транспортировки, имели широкое распространение в XVIII – начале XIX в. В 1812 г. английский физик У. Волластон заменил в камере-обскуре двояковыпуклую линзу менисковой, снабженной диафрагмой. Этим он добился заметного улучшения резкости по краям изображения.

Первоначально камерой-обскурой пользовались исключительно ученые – оптики и астрономы – для научных опытов и наблюдений. Однако вскоре эта монополия была нарушена, и камера-обскура из инструмента ученых постепенно превратилась в инструмент художников-живописцев, рисовальщиков, граверов, декораторов, найдя в этом свое истинное призвание. В свою очередь, фиксация с помощью угля или карандаша светового изображения, возникающего в камере-обскуре, натолкнула изобретателя на мысль о химической фиксации этого изображения, что привело в конце концов к изобретению фотографии.

Стремясь любыми средствами облегчить и ускорить свой труд, художники просто не могли обойти вниманием камеру-обскуру.

Наиболее широкое распространение камеры-обскуры наблюдается в XVIII в. Многие художники той поры не мыслили своей работы без этого простого и надежного аппарата. Одним из таких художников был разносторонне одаренный француз Л. К. Кармонтель, оставивший после себя огромное количество живописных портретов, которые поражали современников удивительным сходством с натурой. Нет сомнения, что Кармонтель пользовался камерой-обскурой.

Наиболее полно проявилось новое качество художественного видения, позаимствованного у камеры-обскуры, беспристрастная документальная правдивость и пристальное внимание ко всему, что находится в поле зрения, в работах Белотто. Яркое свидетельство тому – большая его серия видов Варшавы, созданная в 1770-х гг.

Пользовались камерой-обскурой и художники более позднего времени, как, например, работавший в России в XIX в. француз Ф. В. Перро. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его подцвеченную акварелью литографию «Владимирская церковь».

Таким образом, стремление художников «механизировать» и ускорить процесс рисования явилось тем толчком, который привел впоследствии к открытию фотографии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Камера обскура - это... Что такое Камера обскура?

Камера-обскура, схема

Камера-обскура, общий вид

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — тёмная комната) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Принцип

Камера-обскура не обеспечивает высокой резкости изображения. До определенного предела резкость изображения может быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия, но при слишком сильном уменьшении начинают сказываться эффекты дифракции и изображение становится ещё более расплывчатым. Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D определяется как и в обьективе числом диафрагмы. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм располагает числом диафрагмы равным 200. Увеличение отверстия до 1 мм уменьшает число до 100. Фактор выдержки таким образом уменьшается до 25.

История

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля. Арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен), изучая камеру-обскуру, сделал вывод о линейности распространения света.

Фрагмент пейзажа Яна Вермеера Дельфтского, созданного при помощи камеры-обскуры.

Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.

Многие художники (например Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами.

Однако и в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стено́пы» — фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Изображения, полученные при помощи таких камер, отличаются своеобразным мягким рисунком, идеальной линейной перспективой и большой глубиной резкости.

В дофотографическую эру применялась также камера-люцида, изобретённая в 1807 г. английским физиком Волластоном — четырёхгранная призма, при определённом угле зрения совмещающая мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

Камера-обскура — Вікіпедія

Камера-обскура, схема

Ка́мера-обску́ра — це прототип фотографічного апарату, темне приміщення з одним малим отвором (діаметром порядку 0,3-1,0 мм), через який на протилежну стіну проектується перевернуте зменшене зображення предметів ззовні.

Діаметр отвору розраховується згідно з формулою, яку вивів лорд Релей:

d=1,9fλ{\displaystyle d=1,9{\sqrt {f\lambda }}} , де
 d – діаметр отвору f – відстань від площини отвору до площини зображення λ - довжина хвилі світла 


З достатньою для практичного застосування точністю, діаметр отвору приймається , як 1/250 віддалі від площини отвору до площини зображення.

При цьому забезпечується найкраща якість зображення.


Латиною camera перекладається як кімната, а obscura — темна.

З неї почалася історія фотографії, коли через маленький отвір на папір проектували зображення предмета.

7 січня 1839 р. у Парижі Луї-Жак Дагер продемонстрував свій винахід щодо отримання зображення з використанням камери-обскури, хоча вже в V столітті до н. е. китайський філософ Мі Ті описав виникнення зображення на стіні затемненої кімнати. Згадував про таку камеру і Аристотель в своїй праці "Problemata" (близько 350 року до н.е.). У XIV ст. китайський науковець Чжао Юцінь провів значні досліди з камерою-обскура, вперше описавши багато явищ, з нею пов'язаних.

Перший точний і повний опис камери-обскури знайдений в одній з неопублікованих праць Леонардо да Вінчі. Вентурі (Venturi) в своїй праці "Про фізико-математичні праці Леонардо да Вінчі" (видана в 1797 році в Парижі) приводить відповідні виписки з твору Леонардо.

Перше математичне обґрунтування принципу дії камери-обскури надав видатний мессинський математик Мавролікус (Maurolycus) в своїй праці "Photismi de Lumine et Umbra ad Prespectivam et radiorum incedentiam facientia"( закінчена в 1521 році, а надрукована лише в 1611 ). У даній праці камера-обскура розглянута з математичної точки зору і приведені теореми, які стосуються питання проходження світла через малі отвори, що свідчить про про чітке розуміння автором принципів побудови зображення.

В 1540 році в Німеччині Рейнгольд(Reinhold) і його учні використали камеру-обскуру для спостереження за сонячним затемненням. Допомагала камера і багатьом художникам, так Ян Вермер з її допомогою досягав в міських пейзажах майже фотографічної достовірності. Це було в XVII столітті, задовго до винаходу фотоапарата. Ймовірно, першим застосував камеру для зарисовок пейзажів Леонардо да Вінчі. Широко серед художників камера-обскура стала використовуватися в XVIII столітті. А до цього, ще в середньовіччя, феодали будували в своїх замках темні кімнати з отворами які виходили на вулицю, що би спостерігати, що відбувається за стінами, не встаючи з ложа. Правда, догори ногами.

Камера-обскура дозволяє спостерігати сонячні плями. Ще в середні століття споруджувалися готичні собори, в яких майже щодня можна було спостерігати поверхню сонця. А 18 травня 1607 року Йоганнес Кеплер помилково прийняв зображення маленької темної плямочки на сонячному диску в камері — обскурі за Меркурій.

Перший детальний опис камери-обскури з лінзою приведений в творі венеціанця Барбато (Barbato) "La Prattica della Prospettiva", який був виданий в Неаполі в 1568 році. В книзі про математичні і фізичні спостереження , яка була видана в Турині в 1585 році,інший венеціанець Бенедетті (Benedetti) знову привів опис камери-обскури з лінзою.

Лінза, яку застосовували Барбато і Бенедетті була плоско-випуклою. Йоганн Кеплер, який досконально вивчив дію камери-обскури як з теоретичної, так і практичної сторони, був першим хто зрозумів переваги складної оптичної системи(яка складалася з ввігнутої і випуклої лінз) над плоско-випуклою.У своїй праці "Dioptrice", яка була видана в 1611 році, приводить принципи рефракції, побудови зображень і розглядає властивості різних типів лінз і їх комбінацій. Кеплер в цій праці також привів теоретичне обґрунтування принципу дії камери-обскури з оптичної точки зору. Але на жаль ця частина його праці не отримала гідного визнання.

У наш час камери-обскури, встановлені в багатьох містах світу, використовуються для науки і освіти, а також заради забави. Фотографії, виконані за допомогою камери-обскури без лінзи, відзначаються м'якістю малюнка, напіврозмитістю, делікатним контрастом і повною відсутністю дисторсії (distortion), властивої складнішим оптичним пристроям. Прилад має нескінченну глибину різкості (depth_of_field ; głębia_ostrości), але різкість зображення є невисокою. Ближні предмети виходять більш розмитими, ніж віддалені. Для збільшення яскравості і різкості зображення може використовуватися об'єктив.

обскура - это... Что такое Камера-обскура?

Камера-обскура, схема Камера-обскура, общий вид

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Принцип

Камера-обскура не обеспечивает высокой резкости изображения. До определенного предела резкость изображения может быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия, но при слишком сильном уменьшении начинают сказываться эффекты дифракции и изображение становится ещё более расплывчатым. Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D определяется как и в объективе числом диафрагмы. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм располагает числом диафрагмы равным 200. Увеличение отверстия до 1 мм уменьшает число до 100. Фактор выдержки[неизвестный термин] таким образом уменьшается до 25.

История

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля.

Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен). При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «общупывают» объект) не соответствует действительности.

Фрагмент пейзажа Яна Вермеера Дельфтского, созданный при помощи камеры-обскуры.

Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.

В X веке арабский ученый Альхазен из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооруженным глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Именно изучая эти явления, он сделал вывод о прямолинейности распространения света.

Многие художники (например Вермеер) использовали камеру-обскуру для создания своих произведений — пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света. Часто вместо простого отверстия использовался объектив (обычно одиночная линза), что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. С развитием оптики объективы усложнялись, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами.

Однако и в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стено́пы» — фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Изображения, полученные при помощи таких камер, отличаются своеобразным мягким рисунком, идеальной линейной перспективой и большой глубиной резкости.

В дофотографическую эру применялась также камера-люцида, изобретённая в 1807 г. английским физиком Волластоном — четырёхгранная призма, при определённом угле зрения совмещающая мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.

Примеры в кинематографе

Камера-обскура используется для одного из убийств в фильме Генри С. Миллера «Анаморф». Кроме этого, камера-обскура представлена в фильме Питера Веббера «Девушка с жемчужной серёжкой». Также в одном из эпизодов сериала «Герои» женщина наблюдает за солнечным затмением с использованием данной камеры. Также, камера-обскура использовалась в мультфильме «The Simpsons». В нее герои наблюдали за полным солнечным затмением. Один из романов Набокова носит название «Камера-обскура». Эффект камеры-обскуры использовался в одном из эпизодов фильма «Запределье».

Эффект Камеры-обскура в природе

Есть в фильме Музыкальные любовники

См. также

обскура - это что такое? :: SYL.ru

Трудно представить жизнь в информационном и компьютеризированном мире без фотографии. А ведь камера-обскура — это предшественница нынешних фотоаппаратов. Принцип ее работы до сих пор используют при производстве фотооборудования.

Общие сведения

Это изобретение является простейшим оптическим устройством, созданным столетия назад. Кроме всего прочего, это еще и прибор, при помощи которого можно было получать изображения определенных предметов.

Конструкция

По внешнему виду камера-обскура представляет собой темный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стороне находится так называемый экран, который покрыт либо матовым стеклом, либо же тонким белым листом бумаги. Когда лучи света проходят через отверстие, то на экране получается перевернутый образ внешнего мира. Этот принцип схож с принципом работы нашего глаза, ведь изображения предметов в нем также переворачиваются и обрабатываются. Помимо этого, в современных фотоаппаратах происходит разворот изображения по аналогичному принципу.

Первые упоминания о камере-обскуре

Точная дата ее изобретения неизвестна. Первые упоминания датируются XI веком. А еще раньше, в Х веке, арабский исследователь Ибн аль-Хайсам (Альхазен) наблюдал за солнечными затмениями при помощи палатки, в одной из стенок которой ученый проделал отверстие. За солнцем он следил на противоположной стенке, где образовалось изображение небесного светила после прохождения лучей через отверстие.

В трудах английского философа Роджера Бэкона встречаются места, которые напоминают описание камеры-обскуры, ставшей прообразом объектива в современных фотоаппаратах. Однако точно известно, что это изобретение принадлежит не ему. Еще во времена Античности появился способ построения изображения через малое отверстие.

В ту же эпоху было замечено, что солнечный луч, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие, создает световой рисунок внешнего пространства. Аристотель подметил, что это изображение получается на противоположной стене в перевернутом виде. Кроме того, хотя оно меньшего размера, однако имеет такие же цвета и пропорции, как и реальный объект.

В эпоху Средневековья ученые очень часто использовали камеру-обскуру в своих астрономических исследованиях.

Принцип работы

Его впервые изложил итальянский изобретатель и художник Леонардо да Винчи. Описание данного прибора, сделанное да Винчи, можно обнаружить в трудах Дж. Вентури. Великий итальянец разъясняет принцип работы камеры-обскуры после попадания солнечного света в темное помещение сквозь небольшой зазор. Да Винчи также создал схему расположения отверстий для лучей, траекторию самих солнечный лучей, а также экран, на котором получается изображение. Однако Леонардо в своем трактате ни разу не назвал это изобретение камерой-обскурой.

Есть и другие свидетельства того, что на протяжении столетий ученые разных стран пользовались прибором, напоминавшим тот, который сегодня мы называем камерой-обскурой. Среди них были, например, Кеплер и Цан.

Однако камера-обскура – это устройство, которое применяли не только многие ученые, но и некоторые художники использовали его для создания своих живописных полотен.

Прототипы прибора

В XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер решил создать свою камеру-обскуру. Для этого он установил палатку в поле, сделал в ней отверстие и вставил туда линзу. Он наблюдал, как на прикрепленном листе бумаги, находящемся напротив линзы, возникало перевернутое изображение внешнего мира. Естественно, это можно было рассмотреть, когда солнечные лучи проходили сквозь стекло в палатке.

Новый тип камеры-обскуры удалось создать в том же XVII веке Иоганну Цану. В изобретенном им ящике находилось зеркало под углом 45 градусов по отношению к линзе. Изображение, которое возникало в момент прохождения света через линзу, отражалось на верхней части ящика, покрытой матовым стеклом с калькой. Благодаря этому Цан мог обводить по контуру появившееся изображение. Можно сказать, что это была в своем роде фотография. Среди других достижений Цана числится похожая камера-обскура, только меньшего размера и уже со встроенной линзой. Это был прообраз прибора, которым спустя сто пятьдесят лет будет пользоваться известный изобретатель фотографии Жозеф Ньепс.

Открытия в сфере оптики

Камера-обскура — это изобретение, породившее стремление познавать оптику. В результате начались открытия физических законов в области отражения света. Первым, кто их использовал в своих научных трудах, был Кеплер. Это случилось в 1604 году. И уже через пару лет Галилей сконструировал достаточно сложный телескоп. Еще через два года Кеплер обосновал теорию линз, которая была принята учеными.

Давно было замечено, что влияние солнечного света на окружающий мир весьма велико. Например, было установлено его воздействие на соли серебра, из-за чего серебряные изделия заметно темнеют. Это явление положило начало великой истории фотографии.

Первым, кто смог доказать эту теорию, был физик Иоганн Шульце. В XVIII веке он проводил эксперименты по созданию светящегося в темноте вещества. В ходе своего опыта ученый смешал азотную кислоту, в составе которой было растворенное серебро, с мелом. Профессор заметил, что жидкость, находясь на солнце, постепенно темнеет. Обнаружив это явление, Шульце поставил несколько экспериментов, использовав фигурки и буквы. Он вырезал фигуры из бумаги и приложил к бутылке с раствором. В ходе этого эксперимента удалось получить фотографические отпечатки на меле, смешанном с серебром. Не подозревая о важности своего открытия, он взбалтывал бутылку, после чего изображение терялось. Результаты этого эксперимента физик опубликовал через несколько лет.

Первые фотографии

Начиная с XVIII века возрос спрос на портреты. Учитывая то, что в то время это было дорогое удовольствие, альтернативой живописному портрету стали результаты новых изобретений. Такой портрет создавался при помощи обводки силуэта, который проектировался на бумагу. Затем заготовку вырезали и наклеивали. В 1786 году Жиль-Луи Кретьен придумал обводку лица. Процесс был похож на очерчивание силуэта, однако это изображение потом гравировалось на медной пластинке, с которой делали оттиски на бумаге.

Первая фотография была получена в 1822 году. Это удалось сделать французскому изобретателю Жозефу Ньепсу. Самой старой фотографией, которая смогла уцелеть, стал снимок, сделанный Ньепсом из окна в 1826 году при помощи камеры-обскуры. Она имела оловянную пластинку, покрытую легким слоем асфальта. Создать изображение было затруднительно, поскольку сам процесс фотографирования длился целых восемь часов, да еще и при ярком свете дня. Тем не менее это был настоящий прогресс, так как уже не предусматривалось наличие темной комнаты для получения изображения.

Как изготовить камеру-обскуру в домашних условиях

Многие, кто увлекается оптикой и физикой, нередко задавались вопросом, как же ее сделать самостоятельно? Существует несколько способов, при помощи которых можно посмотреть, как работает изобретение.

Способ №1

Для изготовления камеры-обскуры своими руками необходима коробка, в которой делается отверстие для будущей линзы. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в черный цвет, чтобы избавиться от излишка света и не испортить пленку. Перед затвором нужно установить держатель из картона и приклеить его изолентой к внешней стороне. В самой крышке затвора делается небольшое отверстие, а между его держателем устанавливается пластинка из непрозрачного материала.

К конструкции плотно привязываются подающая и принимающая камера. Кроме того, нужно учитывать герметичность, поскольку если будут щели, то фотография не получится.

В подающий отсек следует вставить новую пленку. Её можно приобрести или же достать из старых фотоаппаратов.

На последнем этапе наклеивается фольга с уже проколотым отверстием, которую следует разместить на имеющееся отверстие в коробке. Края должны быть ровными. После этого можно вставлять пленку в камеру и пользоваться.

Способ №2

Для следующего способа берется кусок плотного картона. Желательно, чтобы его внутренняя часть была черного цвета. Это нужно для того, чтобы в камеру не попадали лишние лучи света, иначе результат может быть испорчен. Кроме того, именно по этой причине всю начинку фотоаппаратов делали черного цвета и продолжают делать. Если вместо картонных заготовок, которые нужно самим собирать, взять готовый коробок, то важно не забыть прокрасить черной краской его внутреннее пространство. Чтобы максимально обезопасить камеру-обскуру, проклейте ее со всех сторон черной липкой лентой. Это послужит дополнительной защитой для того, чтобы свет точно не смог попасть и испортить результат работы.

Для этого способа стоит использовать картонные заготовки: прямоугольники, полоски разных размеров. Из них нужно склеить задник камеры, где и будет находиться пленка. На передней части камеры необходимо создать «объектив», в котором так же, как и в первом способе, сделать небольшое отверстие. Оно должно быть ровным, иначе это сильно повлияет на качество изображения. Когда конструкция будет готова, можно приступать к ее использованию.

Создать камеру-обскуру своими руками вполне возможно. Главное – следовать инструкции. А польза от нее может быть большой.

Например, такая самодельная камера-обскура – это прекрасная возможность изучить законы оптики, ближе познакомиться с наукой.

Не может быть! Ян Вермеер и камера обскура.

Когда я прочитала несколько публикаций на эту тему, то сначала была возмущена. Затем я решила поглубже погрузиться в эту тему. И вот я предлагаяю вам прочитать эту информацию и самим решить - помогал ли Яну Вермееру этот технический инструмент при написании его картин, которые и в наше время не оставляет людей равнодушными!

Итак.

Один из самых известных из ныне живущих художников – Дэвид Хокни (David Hockney) в своё время выпустил книгу, в которой выдвинул предположение о том, что Ян Вермеер (Johannes Vermeer), как и многие художники 17-го века, использовал камеру обскура для создания своих необычайно реалистичных полотен. Но как узнать, возможно ли это вообще, и достаточно ли профессионального использования оптического устройства для того, чтобы писать настоящие шедевры, и если да, то как именно оно помогало художникам?

На этот вопрос и решил ответить изобретатель из Техаса Тим Дженисон.У Дженисона был амбициозный план – полностью повторить картину великого голландца, опираясь лишь на технологии и не имея никакого художественного опыта.

В истории искусства, Ян Вермеер является почти столь же таинственной и непостижимой фигурой, как Уильям Шекспир в литературе. Принятый в местную голландскую гильдию художников в 1653 году в возрасте всего 21 года, Вермеер ранее не значился в учениках ни у одного художника. Тем не менее, он сразу же начинает писать шедевры в невероятной, фотографически точной манере.

Девушка с письмом у открытого окна. Около 1657. Холст, масло. 83 х 64,5 см. Государственные собрания,
галерея Старые мастера, Дрезден

Дама и служанка с письмом. Около 1667-1668. Холст, масло. 89,5 х 78,1 см. Собрание Фрик, Нью-Йорк

Девушка с жемчужиной. Около 1665. Холст, масло. 45 х 40 см. Маурицхёйс, Гаага

Это загадочное появление Вермеера на сцене истории искусств породило множество слухов о том, что художник использовал при написании картин оптический прибор, помогавший ему создавать свои произведения. Однако до сих пор романтический мир искусства оставался непреклонен в своей вере, что даже если загадочный прибор и существовал, лишь гений мастера и его поразительно-точный глаз создали те великолепные шедевры, которые мы можем сейчас наблюдать.

Вид Делфта. Около 1660-1661. Холст, масло. 98,5 х 117,5 см. Маурицхёйс. Гаага

58-летний Тим Дженисон из Техаса ничего не знал о шумихе вокруг картин Вермеера. Он спокойно жил в своем городе, где основал свою компанию, сделав состояние на изобретении аппаратного и программного обеспечения для производства видео.

Все изменилось в 2002 году, когда одна из его дочерей, посоветовала ему почитать «Тайные Знания» («Secret Knowledge») Дэвида Хокни. Идея оптического устройства, благодаря которому можно самостоятельно написать шедевр живописи запала в сердце Тима, всю жизнь работавшего с воспроизведением и манипулированием визуальными образами. Именно его опыт, благодаря которому Дженисон точно знал нюансы того, как видит картинку наш глаз, и как её отображает камера, подсказал изобретателю, что Хокни возможно прав.

Тогда Тим Дженисон решил полностью воспроизвести одно из полотен Вермеера, сконструировав аналог оптического аппарата, который мог бы использоваться в 1600-х годах, и точно воспроизведя сцену одной из картин художника в своей мастерской.

Подготовка проекта заняла 5 лет. Первым делом, Дженисон посетил Амстердам, чтобы лично увидеть шедевры Вермеера. “Я словно прозрел, первое, что бросилось мне в глаза – фотографические оттенки на его картинах. Вермеер рисовал такие цветовые нюансы, которые его глаз попросту не мог видеть”, - рассказывает техасец.

После этого, Дженисон снова и снова ездил на родину художника. Он научился читать на голландском, изучил всю сохранившуюся литературу, посвященную оптике и инженерному делу того времени, заплатил за перевод ещё более старых латинских текстов по этой теме.

В итоге, ему удалось понять, как именно работает этот аппарат: реальное изображение проецировалось на холст или бумагу с помощью линзы и расположенного под определенным углом зеркала. Причем, спроецированное изображение было достаточно ярким и четким для того, что бы воспроизвести его на бумаге. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться.

Первым экспериментом Дженисона стало перенесение на бумагу черно-белой фотографии своего отца. За пять часов кропотливой работы, изобретатель получил точную копию фотографии, созданную им – человеком, никогда ранее не бравшим кисть в руки. Этот эксперимент показал, что применение оптики может гарантировать точное перенесение на бумагу изображения, не зависимо от художественных способностей рисующего.

Следующим этапом подготовки стало точное воссоздание интерьера, изображенного на полотне голландского художника «Урок музыки» (The Music Lesson).

Дженисон лично создал из дерева точную копию клавесина 15-го века, покрыв замысловатой резьбой всю его поверхность. Также были наняты актеры, одетые в точные копии костюмов героев картины Вермеера, позировавшие начинающему художнику. Даже освещение помещения было точно воссоздано. Окно комнаты было расположено под таким же углом к солнцу, как и мастерская Вермеера в Дельфте (Delft), а за окном был возведен ложный фасад голландского здания, стоявшего на другой стороне канала, напротив дома художника.

Процесс работы оказался намного более трудоёмким, чем изначально предполагал Дженисон. Выяснилось, что современные линзы не подходят для воссоздания изображения с помощью камеры обскура. Изобретателю и их пришлось делать своими руками, изучив технологию плавления и шлифовки стекла 17-го века. Для палитры были использованы только пигменты, доступные художникам в 1600-х годах, некоторые из них Дженисон сам добывал из минералов.

Крайне трудоёмким оказалось и создание самого изображения – оно заняло ровно 100 дней, от первого до последнего мазка.

Когда Тим Дженисон начинал свою работу, он на 80% был уверен, что Вермеер использовал камеру обскура. Когда изобретатель закончил свой эксперимент, его уверенность выросла до 90%.

Исследование Дженисоном подлинника картины с помощью хирургических линз повысило его уверенность до 95%.

Но были ещё 5%, которые сильно смущали экспериментатора – это был контраргумент, приводимый в противовес теории Хокни. Если Вермеер использовал такой сложный оптический прибор, как ему удавалось хранить это в тайне? Почему не сохранилось никаких свидетельств или описаний этого факта?

Фрагмент картины Тима Дженисона Изображение: Tim Jenison

Фрагмент картины Вермеера Дельфтского (1662-65) Изображение: Web Gallery of Art

Урок музыки. Около 1662-1665. Холст, масло. 74,6 х 64,1 см. Королевское собрание, дворец Сейнт Джеймс, Лондон

Камера обскура в своем самом простом варианте известна с античности — ее описание приводят Аристотель и Евклид. Подобное устройство было известно и в Китае. В средневековой Европе камера обскура была известна уже схоласту Роджеру Бекону в XIII веке, ее также использовал Леонардо да Винчи.

Что такое камера обскура?

В простейшем представлении она представляет из себя обычный ящик или короб, в одной из стенок которого имеется небольшое отверстие. Суть в том, что световые лучи, проходя через это отверстие дают на противоположной стенке перевернутое изображение того, что находится перед камерой-обскурой. Примерно то же, что и в фотоаппарате. (Кстати, камера-обскура и была прототипом обычного фотоаппарата.)


Для большей наглядности вы можете проделать простой опыт. Возьмите кусок картона или плотной бумаги, прорежьте в нем посередине отверстие диаметром приблизительно 5 мм. Затем поднесите его к противоположной от окна стене на некотором расстояние так, чтобы лист был параллелен плоскости стены. На «глухой» стене вы увидите уменьшенное и перевернутое изображение окна с некоторыми дополнительными деталями (занавеска, цветы на подоконнике и т.п.).

В-общем,думайте сами, решайте сами....

Картина Яна Вермеера "Дама у спинета"

Что такое Камера-обскура - Узнай Что Такое

Значение камеры-обскуры

Камера-обскура (от лат. camera obscūra — "тёмная комната") — это простое оптическое приспособление с очень маленьким отверстием в одной стенке, которое показывает изображения предметов (находящихся снаружи и напротив отверстия) на противоположной стенке внутри камеры; может быть коробкой или комнатой.

Изображения камеры-обскуры

Фотографии с использованием камеры-обскуры:

"Пом" Цветочный Натюрморт, фотограф Кристи Хом (Kristy Hom), 2013 г. Фотограф Хенрик Жиховски (Henryk Żychowski), 2010 г. Фотограф jannok, 2016 г.

Как сделать камеру-обскуру своими руками

На этом видео "Камера Обскура. Фото-чудо своими руками" от канала OlO вы сможете увидеть и то, как её сделать из картонной коробки из под обуви, и то, как её использовать.

История фотографии

Официально лишь в 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в истории фотографию, с помощью камеры-обскуры. Для этого он использовал технику, которая называется гелиография. Эта фотография называется "Вид из окна в Ле Гра".

"Вид из окна в Ле Гра", Жозеф Нисефор Ньепс

Однако, многие утверждают, что это его второй снимок, а первым был "Накрытый стол", который он сделал ещё в 1822 году. Другие утверждают, что этот снимок был вторым, и был сделан аж в 1829 году.

"Накрытый стол", Жозеф Нисефор Ньепс

В 1839 году французский художник Луи Дагер (1787–1851), при поддержке Жозефа Ньепса, представил новый процесс получения изображения при экспозиции в 30 минут. Этот способ называется в честь Дагера — дагеротипия.

Изображение бульвара дю Тампль в Париже (дагеротипия).
Первая в истории фотография с людьми (в нижнем левом углу), сделанная Луи Дагером в 1838 году.

Почти одновременно с французами добился успеха в 1839 году и английский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот. Он разработал свой способ снятия негативного изображения, который сначала назвали калотипия, а потом переименовали в тальботипию. Он изобрёл новый способ обработки чувствительной бумаги.

В 1850 году Луи Дезире Бланкар-Эврар изобретает альбуминовую фотобумагу. Он же начинает выпускать готовую к употреблению фотобумагу в индустриальном количестве. Эту фотобумагу использовали аж до конца века.

В 1851 году французский фотограф запатентовал Гюстав ле Грей восковые бумажные негативы. Он значительно улучшил версию негативной бумаги Тальбота.

Дагеротипия была популярна до самых 1840-50 годов. Позднее ей на смену пришли более дешёвые: амбротипия (изобретённая фотографом Фредериком Скоттом Арчером) и ферротипия (изобретённая фотографом Адольфом Мартином).

В 1861 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые в истории произвёл цветной снимок. Это были три снимка ленточки из шотландки с использованием фильтров разных цветов.

"Ленточка из шотландки"; фотография была сделана Джеймсом Клерком Максвеллом вместе с фотографом Томасом Суттоном, 1861 г.

В 1880 году предприниматель и изобретатель Джордж Истмен открывает в Америке компанию, которая становится в 1888 компанией KODAK. В том же году они выпускают свой первый фотоаппарат.

Смотрите также значения Классицизма и Искусства.

Дата обновления 15/10/2019.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

Камера-обскура Википедия

Камера-обскура, схема Камера-обскура, общий вид

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1—5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.

На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры, называющиеся Стеноп.

Камера-обскура является частным случаем устройства с ирующей апертурой.

Ввиду отсутствия в камере-обскуре оптических элементов, прямо воздействующих на свет (за исключением границы отверстия), она подходит для создания изображений в высокоэнергетических областях спектра.

Принцип[ | ]

Принцип построения изображения в камере-обскуре

Камера-обскура не может обеспечить высокой резкости изображения. При уменьшении диаметра отверстия резкость повышается только до определённого предела, при слишком сильном уменьшении отверстия начинают сказываться эффекты дифракции, света на отверстии и изображение становится менее резким.

Процесс размытия изображения математически является свёрткой. Изображение на экране является двумерной свёрткой фотографируемого объекта с пятном рассеяния точечного источника света (англ. point spread function), форма изображения точечного источника света в случае геометрической оптики совпадает с увеличенной формой отверстия (если пренебречь дифракцией и другими искажениями). Например, если отверстие имеет форму щели, то изображение точечного источника будет представлять собой прямую полосу и изображение сцены окажется линейно размытым; если сделать несколько отверстий, то изображение будет «размноженным» (см. также ирующая апертура).

Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D называется, как и в объективе, Диафрагменным числом. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм имеет диафрагменное число равное f/200. Увеличение отверстия (апертуры) до 1 мм (на две ступени) уменьшает число до f/100. Длительность выдержки, таким образом, уменьшается до 25 суток.

История

ОБСКУРА - это... Что такое КАМЕРА-ОБСКУРА?


КАМЕРА-ОБСКУРА
КАМЕРА-ОБСКУРА

        (от лат. camera obscura, букв.— тёмная комната), простейшее оптич. приспособление, позволяющее получать на экране изображения предметов. К.-о. представляет собой тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед к-рым помещают рассматриваемый предмет. Лучи света, исходящие от разл. точек предмета, проходят через это отверстие и создают на противоположной стенке ящика (экране) действительное перевёрнутое изображение предмета. Оптимально резкое изображение получается, когда радиус отверстия r составляет 0,95 радиуса первой зоны Френеля:

r=0,95?(ld),

где l — длина волны света, d — расстояние от отверстия до экрана. С 17 в. К.-о. использовалась для наблюдения солн. затмений и для получения перспективных рисунков, позднее была вытеснена линзовой камерой. К.-о. иногда применяется благодаря след, св-вам: 1) она даёт изображение, свободное от дисторсии; 2) позволяет фотографировать объекты в таких лучах, для к-рых нельзя подобрать линзы, напр. К.-о. используется при диагностике плазмы, при фотографировании разрядной трубки в рентг. лучах.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.

КАМЕРА-ОБСКУРА

(от лат. camera obscura - тёмная комната) - простейшее оптич. приспособление, позволяющее получать на экране изображения предметов. К.-о. представляет собой тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, перед к-рым помещают рассматриваемый предмет. Лучи света, исходящие от разл. точек предмета, проходят через это отверстие и создают на противоположной стенке ящика (экране) действительное перевёрнутое изображение предмета. Оптимально резкое изображение получается, когда радиус отверстия rсоставляет 0,95 радиуса первой Френеля зоны:где l - длина волны света, d - расстояние от отверстия до экрана. время благодаря тому, что даёт изображение, свободное от дисторсии, и позволяет фотографировать объекты в таких лучах, для к-рых нельзя подобрать линзы (напр., К.-о. используется при диагностике плазмы, при фотографировании в рентг. лучах).

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.

.

  • КАЛОРИЯ
  • КАНАЛИРОВАНИЕ

Смотреть что такое "КАМЕРА-ОБСКУРА" в других словарях:

  • КАМЕРА-ОБСКУРА — (лат.). Оптический инструмент, в котором лучи, проходя чрез выпуклое стекло, отражаются на противоположной стороне и дают уменьшенное изображение предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРА… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Камера обскура — Камера обскура, схема Камера обскура, общий вид Камера обскура (лат. camera obscūra тёмная комната) простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной… …   Википедия

  • Камера-обскура — Камера обскура. КАМЕРА ОБСКУРА (от латинского obscurus темный), темная камера (коробка), куда свет проникает через очень маленькое отверстие в одной из стенок, высвечивая на противоположной стенке, как на экране, перевернутое изображение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Камера Обскура — (лат. Camera obscura дословно «Тёмная камера»): Камера обскура  оптический прибор. Простейшее устройство, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Камера обскура (роман)  роман Владимира Набокова. Camera Obscura (группа) … …   Википедия

  • КАМЕРА-ОБСКУРА — (от латинского obscurus темный), темная камера (коробка), куда свет проникает через очень маленькое отверстие в одной из стенок, высвечивая на противоположной стенке, как на экране, перевернутое изображение предметов, находящихся снаружи перед… …   Современная энциклопедия

  • КАМЕРА-ОБСКУРА — (от лат. obscurus темный) светонепроницаемая коробка (камера) с небольшим отверстием в центре одной из стенок. Установив коробку отверстием к какому либо предмету, можно наблюдать на противоположной стенке его изображение. До изобретения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • камера-обскура — сущ., кол во синонимов: 1 • камера (81) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КАМЕРА-ОБСКУРА — КАМЕРА ОБСКУРА, оптическое устройство, состоящее из затемненного помещения, в которое через выпуклую линзу поступает перевернутое изображение. Портативный вариант камеры обскуры использовался художниками XVII XVIII веков для воспроизведения сцен… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • камера-обскура — камера обскура, камеры обскуры …   Орфографический словарь-справочник

  • КАМЕРА-ОБСКУРА — (от лат. camera obscura темная комната) ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к. л. предмета дают на против. стенке перевернутое… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Камера обскура, Владимир Набоков. «Камера обскура» (1931, опубл. 1932—1933) – пятый русский роман Владимира Набокова и второй из трех его романов на «немецкую» тему. Берлинский искусствовед Бруно Кречмар, увлекшись бездарной… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига
  • Камера обскура, Владимир Набоков. «Камера обскура» (1931, опубл. 1932–1933) – пятый русский роман Владимира Набокова и второй из трех его романов на «немецкую» тему. Берлинский искусствовед Бруно Кречмар, увлекшись бездарной… Подробнее  Купить за 169 руб электронная книга
  • Камера обскура, Владимир Набоков. В настоящем томе под одной обложкой объединены два романа на "немецкую" тему, принадлежащих перу всемирно известного русско-американского писателя, одного из классиков литературы ХХ века… Подробнее  Купить за 112 руб
Другие книги по запросу «КАМЕРА-ОБСКУРА» >>


Смотрите также