Катамаран что это такое


Катамаран. Виды и характеристики. Отличие от яхты и особенности

Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.

История создания

Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.

В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.

Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.

Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.

Катамаран сегодня

Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.

Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.

Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
  • Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
  • Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
  • В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
  1. Моторные.
  2. Парусные.
  3. Сплавные.
Моторные катамараны

Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.

Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.

Основные характеристики моторных катамаранов:
  • Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
  • Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
  • Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
  • ГрузоподъемностьХорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
  • Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
  • Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
  • Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Парусные катамараны

Скорость движения такого судна развивается за счет паруса и может достигать 250 км/ч. Это делает его подходящим не только для прогулок, но и для спортивных состязаний. Он имеет такие конструктивные особенности, как:

  • Двойной руль для лучшей управляемости.
  • Сквозные латы по всей ширине грота для повышения жесткости судна.
  • Поворачивающаяся мачта для хорошего обтекания паруса воздухом.

Основные характеристики парусного катамарана таковы:
  • Стабильность. Конструкция судна устойчива и не дает крена во время движения, поэтому плавать на нем комфортно и безопасно: можно свободно передвигаться по палубе, не испытывая приступов морской болезни.
  • Хорошая навигация. Парусный катамаран той же длины, что и однокорпусное судно, движется быстрее на 25%. А при попутном ветре этот показатель достигает 75%.
  • Небольшая осадка корпуса, позволяющая передвигаться по мелководью и заходить в труднодоступные места.
  • Безопасность. Это одна из основных причин, делающих парусные катамараны настолько популярными. Устойчивость судна сводит к нулю риск перевернуться а нем даже при сильном волнении вод. Вдобавок он почти непотопляем, ему даже не требуется балласт. Известны случаи, когда парусные катамараны выдерживали даже 7-балльный шторм!
Сплавные катамараны

Пожалуй, самая известная разновидность, на которой хоть раз в жизни плавал каждый из нас. В движение это судно приводится человеком, а именно поворотами педалей, имеющихся на борту. Их часто используют для развлечения туристов на морских курортах, можно встретить их и у небольших водоемов, в местах скопления отдыхающих.

Сплавной катамаран представляет собой небольшое плавсредство из двух надувных баллонов, соединенных жестким каркасом из дюралюминия. Число возможных пассажиров на нем варьирует от двух до четырех, а иногда и до шести-восьми. Помимо пляжного отдыха спортивное судно используется для сплава по бурным рекам с большим числом порогов. Гребцы на нем размещаются на специальных сиденьях-пирамидках с двух сторон поровну, лицом вперед. Реже места для гребцов оборудованы в раме.

Интересные факты
  • Среди катамаранов встречаются и такие, которые предназначены для использования в военное время. Так, в составе Черноморского флота имеется ракетный катамаран на воздушной подушке. Его боевые характеристики настолько высоки, что ему просто нет равных, а скорость достигает 40 узлов даже при шторме в 5 баллов. За счет такой скорости судно не могут догнать ни торпеды, ни самонаводящиеся ракеты.
  • Катамарану присуще еще одно преимущество — подходить вплотную к берегу. Именно этим воспользовались испанцы, впервые нашедшие судну применение в сфере туризма, имевшее очень большое будущее. Там, на побережье Коста-Брава, на катамаранах совершались комфортные туристические прогулки между городками. Сегодня конструкции испанских туристических катамаранов еще более усовершенствовались: с ложкообразных носовых окончаний прямо на песок опускается трап, и пассажиры восходят на борт, не замочив ног. Такие судна называются тримаранами. У них широкая палуба и большая пассажировместимость. Подводные части каждого корпуса оборудованы иллюминаторами, позволяющие путешественникам наслаждаться панорамами не только побережья, но и морского дна.
  • Помимо привычных маленьких катамаранов есть и большие экземпляры. Так, между Анапой и Керчем курсирует двухпалубный пассажирский катамаран «Сочи-1», вмещающий 300 человек и оснащенный радио, кондиционером и, что самое приятное, — баром. Скорость, которую он может развить, достигает 63 км/ч.
  • Необычное судно было изобретено в Южной Корее. Кабина между корпусами полностью погружена в воду и имеет окна с трех ее сторон. Это дает возможность путешествовать под водой. А в целях безопасности пассажиров используется стекло толщиной 20 мм.

  • Переплюнули всех, пожалуй, экономные немцы, разработав катамаран на солнечных батареях. Он имеет 30 м в длину и 16 м в ширину, а на борту установлено 38 тыс. фотоэлектрических элементов, приводящих в движение 2 мотора. Даже в условиях повышенной облачности заряженного аккумулятора хватит на 3 дня движения судна.

Похожие темы:

все виды, фото, история создания и многое другое

Катамаран – это двухпалубное судно, которое, как правило, должно быть соединено в единый корпус специальным мостом. В некоторых спортивных вариантах этого судна палуба вообще отсутствует, вместо нее устанавливается металлическая сеть.

Само слово катамаран происходит от одного из диалектов дравидийского языка, распространенного в южной Индии, изначально произносилось как каттумарам, что буквально обозначало связанные между собой бревна.

Такое плавсредство появилось еще в глубокой древности. История помнит подобные катамарану суда, которые использовались еще несколько тысяч лет назад. Наибольшее распространение катамараны тогда получили в странах Океании, также использовались и европейскими народами, например, римлянами при осадах, на них дополнительно устанавливали лестницы для штурма.

Но со временем такие плавательные суда утратили популярность ввиду сложности при изготовлении и постоянных проблем с обеспечением устойчивости и прочности на волнах. Поскольку в качестве морских судов катамараны не оправдывали себя, их стали строить в основном для использования на внутренних водоемах, реках, озерах и т.д.


Катамараны сегодня

В настоящее время катамараны можно встретить практически во всех уголках мира, в основном, в качестве развлечения для туристов на водоемах. Чаще всего это педальные катамараны, которые не могут развивать большой скорости. Такой водный транспорт продолжает активно развиваться и все большую популярность набирают яхты-катамараны, основными материалами для их изготовления являются:

  • алюминий;
  • многокомпонентные материалы;
  • сталь (морская).

Такие яхты делятся на серийные и индивидуальные, последние изготавливаются под заказ и могут быть укомплектованы исходя из предпочтений заказчика. Это позволяет отнести такие яхты-катамараны к люксовой категории. Подавляющее большинство таких судов имеют парусно-моторное снаряжение.

Особенность конструкции яхт-катамаранов позволяет развивать очень высокую как для водного транспорта скорость, некоторые экземпляры могут разгоняться 250 километров в час, а то и больше, что привело со временем к появлению новой спортивной дисциплины водномоторной Формулы 1 или же катера 1 класса, которые тоже имеют конструкцию, схожую с катамараном.

Отличия яхт и катамаранов

Несмотря на существование яхт-катамаранов, яхты и катамараны имеют отличия, это 2 разных вида транспорта. Катамараны часто относят к яхтам по одной единственной причине – яхтой принято считать судно любого типа, предназначенное для отдыха. А самое главное отличие в том, что большой катамаран – это, по сути, двойная яхта, в которой в 2 раза больше места, каждый поплавок может быть оснащен отдельными гальюнами, камбузом, комнатами, условиями и т.д.

Катамаран, как и яхта, может ходить как под парусом, так и приводиться в движение мотором, но говоря об устойчивости на воде при волнении, разница просто колоссальная. Благодаря большей площади, качение практически не ощущается, поэтому получить достойный отдых на таких катамаранах смогут даже те, у кого морская болезнь.

Яхта-катамаран гораздо безопаснее показывает себя на отмели, так как киль у такого судна не настолько глубоко уходит под воду. Это открывает на порядок больше возможностей, ведь можно отправиться в труднодоступные гавани, в которые классические яхты не могут зайти.

Другие виды катамаранов

Вместе с усовершенствованием составляющих композитных материалов стали появляться новые виды катамаранов, в основном они оснащаются парусным вооружением. В СССР и на всем постсоветском пространстве довольно часто можно встретить справные или надувные катамараны, которые обычно используются для выхода в водоемы с целью порыбачить или же просто отдохнуть.

Такие катамараны удобны тем, что имеют сравнительно небольшой вес, их можно складывать и перевозить. Такие туристические сплавные катамараны состоят из 2 воздухонепроницаемых баллонов, поверх обтянутых качественной, плотной резиной. Часто каждый баллон для увеличения безопасности также имеет по 2 отсека с отверстиями для надувания.

Существуют и детские пластмассовые катамараны, которые приводятся в движение с помощью педалей.

Катамараны используются традиционно аборигенами, проживающими на тропических островах, чтобы переправляться с одного на другой и для рыбалки. В этом случае конструкции катамарана изготавливаются из бамбука, который хорошо держится на воде и может выдерживать большой вес.
Парус для такого плавсредства обычно изготавливается из пальмовых листьев, но иногда встречаются и другие варианты. В конструкции применяются древесные породы, прочность обеспечивается связыванием бамбука и бревен канатом из волокна пальмы.

Катамаран - это... Что такое Катамаран?

Катамара́н — (от тамильского கட்டு மரம் каттумарам, буквально — связанные брёвна[1])

  1. Плот у народов, проживающих на азиатском побережье Индийского океана
  2. Двухкорпусное судно. Корпуса судна соединяются сверху мостом (ферменного или палубного типа). Разновидность катамарана с вынесенным за борт балансирным поплавком называется проа.

История

Полинезийский катамаран

Данный тип судна известен с древних времен и наибольшее распространение получил у народов Океании. По данным этнографии и археологии, катамаран, подобный тому что продолжает использоваться в Полинезии, был основным средством расселения её народов уже ко 2 тысячелетию до н. э.[2]

В Европе соединённые вместе суда, к примеру, использовались римлянами при осаде Сиракуз, на них располагались штурмовые лестницы.

Однако, в целом катамараны не получили распространения в судостроении ввиду проблем с обеспечением прочности соединительного моста и сложности постройки. Внедрение металла в качестве материала корпуса и новых более эффективных методов постройки корпусов позволили по-иному оценить перспективы катамаранов, и они стали получать всё большее распространение.

Катамараны в наши дни

Скоростной паром фирмы Speed Ferries в порту Дувра

К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную устойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает её надёжность от механических повреждений.

Вместе с тем, большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке. Основной же проблемой катамаранов считают проблему прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более привлекательным на внутренних водных путях.

В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер и мега-катамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.

HSV-1 Joint Venture, большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat. Гоночная моторная лодка-катамаран (Гран-при США, 2006)

В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Т. н. туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.

Катамараны в спорте и туризме

Парусный гоночный катамаран олимпийского класса «Торнадо» Современный гребной катамаран

Катамараны широко распространены в парусном спорте и туризме. Особенностью парусных катамаранов является повышенная начальная устойчивость, высокие ходовые качества. С появлением высокопрочных композитных материалов начался массовый выпуск парусных катамаранов. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях, а не развлекательных круизах.

В странах с развитой береговой инфраструктурой популярны спортивные и «пляжные» катамараны с жёсткими корпусами. В СССР, а затем России и СНГ более широкое распространение получили удобные для хранения и транспортировки разборные надувные катамараны, используемые для отдыха, парусных туристических походов и соревнований.

Туристические (сплавные) надувные катамараны используют в маршрутах самой разной длины и сложности. Каждый баллон такого катамарана обычно состоит из двух слоев — собственно воздухонепроницаемого баллона с отверстиями для надувания, который вставляется внутрь оболочки (в жаргоне туристов — «шкуры») из плотной ткани, предохраняющей баллон от механических повреждений. Баллон часто делается двухкамерным, что повышает безопасность плавания. Каркас туристического катамарана бывает как специальным — из алюминиевых (дюралюминиевыех) трубок, так и из срубленных на месте стволов деревьев. При втором варианте такой катамаран обладает одним из лучших соотношений «сухой вес/грузоподъемность» среди всех типов надувных туристических судов, в результате чего широко используется в походах с длинной пешеходной частью перед началом сплава.

Многие модели водных велосипедов являются катамаранами.

См. также

Примечания

Литература

  • Крючков Ю. С., Лапин В. И. Парусные катамараны. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1967. — 276 с.
Типы парусных судов

 

Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия

Водный туризм — это разновидность активного отдыха, представляющая собой пересечение некрупных водоемов с использованием плавсредств. Наиболее экстремальными считаются сплавы по горным рекам, имеющим быстрое и мощное течение. И здесь есть необходимость побеспокоиться о безопасности. Как и в любом спорте, большое значение в сплавах по воде имеет правильный выбор инвентаря. Существует два основных его вида: рафты и катамараны.

Рафты

«Рафт» в переводе с английского означает «плот». Это не что иное, как большая надувная лодка из очень прочного материала, выдерживающего большие нагрузки и устойчивого к повреждениям.

Рафт состоит из многосекционных баллонов, к которым прикреплены канаты безопасности, надувного дна и подушек-распорок, выступающих в то же время сиденьями. Рафты бывают рассчитаны на шесть или десять человек. В некоторых рафтах днище присоединяется к корпусу при помощи шнуровки, что позволяет самостоятельно вытекать воде, попавшей в корпус.

Высота и размер баллонов делают надувной плот плавучим и не позволяют ему затонуть. Благодаря этому плот с легкостью проходит речные пороги и преграды.

Различия рафтов состоят, прежде всего, в размерах (длине, ширине и диаметре баллонов) и числе возможных пассажиров (6 или 12), а также в ряде технических характеристик (например, наличии дополнительных усилений), связанных с особенностями эксплуатации.

Преимущества плавсредства:
  • Рафт весьма прочен.
  • Оболочка очень устойчива к повреждениям.
  • Хорошая маневренность при большом размере.

Поэтому он отлично подходит для сплавов по рекам и экспедиций.

В числе недостатков выделяют большую парусность плота и относительно невысокую скорость.

Катамараны

Это вместительные плавсредства, состоящие из двух надувных баллонов. Их корпус выполнен из плотной ткани с ПВХ покрытием, а надувные камеры внутри — из газосодержащих материалов. Баллоны прикреплены друг к другу металлической рамой, сверху которой устанавливается палуба из ПВХ материала. Пассажиры катамарана рассаживаются на баллонах лицом вперед. С каждого борта должно быть одинаковое количество гребцов. В нашей стране катамараны очень распространены.

Их существует несколько разновидностей:
  • Надувные парусные каты. Устойчивы, легки в управлении, удобны для размещения пассажиров вместе с багажом. Дополнительно оснащаются парусом, а нередко еще и мотором. Мотор обеспечивает возможность двигаться даже при отсутствии ветра.

  • Спортивные катамараны используются для соревнований. Их главные характеристики — маневренность и скорость. Подходят для бурных потоков и для спокойных вод. Такая многофункциональность делает их очень популярными в том числе среди туристов. При необходимости судна некоторых видов можно доукомплектовывать парусом и мотором.

  • Походные судна предназначены для туристических сплавов и подбираются с учетом сложности предстоящего маршрута. Они удобны в транспортировке, устойчивы и безопасны на воде, их просто собирать и ремонтировать.

  • Плесовые плавсредства не подходят для прохождения речных порогов, не терпят ветра, затрудняющего движение по обширным участкам без течения. В связи с этим на них устанавливают мотор или небольшой парус.

Универсального плавательного средства, подходящего для любых передвижений, нет. Поэтому водные туристы самостоятельно доукомплектовывают имеющиеся конструкции в соответствии со своими потребностями.

Надувные катамараны

Наиболее популярное средство передвижения для водных путешествий. Многие привыкли считать, что катамаран — это маленькая лодочка с педалями, предназначенная для отдыха и времяпровождения на воде с компанией друзей. Безусловно, существуют и такие устройства. Но катамаран для сплавов по воде устроен немного иначе. Это два баллона большого размера, заполненные воздухом, прикрепленные друг к другу посредством жесткой рамы. Внутри баллон разделяется на отдельные сектора. В случае повреждения одного сектора сдувается только он, другие же остаются целыми и катамаран держится на плаву. Рама состоит из алюминиевых труб, которые присоединяются одна к другой. Дополнительно их обтягивают тканью или сеткой, что дает возможность использовать раму для перевозки пассажиров или багажа. Даже если катамаран перевернулся, его очень легко поставить на воду в прежнее положение.

Надувные катамараны вмещают двух, четверых и шестерых человек. Для спортивных целей обычно применяются четырех и двухместные судна. Для продолжительных речных сплавов лучше подходят судна на шесть пассажиров.

Во время преодоления порогов гребцы становятся на колени и фиксируют ноги. Для этого предназначены надувные сидения. На аварийный случай корпус катамарана оснащен ручками. За них можно придерживаться, сплавляясь в воде около катамарана. Также они нужны для переноски катамарана по суше.

Неповрежденный катамаран не получится потопить и залить водой. Дно, в котором бы накапливалась вода, у него отсутствует.

Для увеличения маневренности, придания большей скорости и независимости от наличия течения воды на катамараны устанавливается парус. Для этого немного усиливают раму. Именно парусный катамаран принято использовать в международных спортивных соревнованиях.

К недостаткам надувного катамарана можно отнести длительность сборки — она занимает примерно часа два.

Рафт или катамаран
Между одним и другим плавательными средствами, безусловно, есть сходства. Но имеются и существенные различия:
  • Самое очевидное различие — это способ посадки. В рафт пассажиры усаживаются на баллоны полубоком, размещая ноги внутри. При посадке на катамаран гребцы занимают позиции на специальных надувных подушках в коленной позе. Ноги фиксируются в специально оборудованных стременах. От такого положения конечности со временем затекают, появляется потребность их распрямить, изменить позу. Сделать это возможно только в спокойных водах. В этом наблюдается преимущество рафта.
  • Вторым отличием выступает вместимость плавсредств. В катамаране возможно разместить только четное число пассажиров (2, 4 или 6) плюс одно место для инструктора. Инструктор не нужен лишь в двухместном катамаране. В рафт легко помещается до 8 человек, вместе с багажом и инструктором. Пассажиры судна не участвуют в создании скорости. Это еще один фактор, по которому выигрывает рафт.
  • Третье отличие заключается в том, по каким водоемам можно сплавляться на том и другом судне. Десятиместный рафт обладает более глубокой посадкой, чем катамаран. В связи с этим рафт не годится для мелководья — его придется вытаскивать на воду вручную. Рафт в маневренности уступает катамарану, на нем сложнее преодолевать узкие речные пороги и многочисленные повороты. В этом плане катамаран намного удобнее.
  • Еще одно важное отличие — преодоление водных препятствий. При преодолении сложных порогов и существенных перепадов высот, большой рафт рискует сложиться вдвое, а его пассажиры сразу же попадут в воду. Из-за наличия жесткой рамы, особенностей размещения участников сплава и закрепления их ног парусные каты легко преодолевают указанные препятствия. Правда, гребцы могут промокнуть.
  • Катамаран, оснащенный парусом, можно разогнать до большей скорости по сравнению с рафтом. Это позволяет передвигаться как в спокойной, так и в быстрой воде.

Таким образом, и рафты, и катамараны подходят для передвижения по водоемам. Если предполагается передвижение на большом рафте, следует прокладывать маршрут на тихих речках с маленькими порогами. Для совершения первых водных путешествий лучше отдать предпочтение катамарану, поскольку он в разы устойчивее. В принципе, большинство туристов и спортсменов выбирают судно по душе, исходя из собственных ощущений, ведь пока сам не попробуешь — судить трудно.

Похожие темы:

История создания и эксплуатации катамаранов

Катамаран не спутаешь ни с какими другими морскими судами. Одно из самых древних изобретений — корабль с двумя корпусами, между которыми есть некоторое пространство. Известно, что такая конструкция весьма остойчива, то есть волнам ее труднее опрокинуть, а площадь палубы у нее очень велика. Однако такие суда почему-то все еще редкость. Почему?

Катамаран это… "связанные бревна"

О катамаранах знают, конечно, все. Другое дело, что мало кто знает о том, что когда-то катамаран имел только один корпус. Фактически катамаран в точном значении этого слова в переводе с тамильского это плот — "катту-марам" или "связанные бревна". То есть платформа из нескольких бревен, несущая один латинский или люгерный (рейковый) парус, рулевое весло и выдвигающиеся вниз доски-шверты. Родина таких судов — коромандельское побережье Индии, изобретатели — древние рыбаки Мадраса. Они вязали (и до сих пор вяжут) эти легкие, непотопляемые и остойчивые парусные плоты из нечетного числа (от трех до девяти) бревен. Центральное бревно толще остальных, носовой его конец заострен и слегка загнут вверх; остальные бревна прикреплены к среднему так, что носовая часть плота получается заостренной, как у пироги. Индийцы настолько мастерски владеют искусством управления таким плотом, что плавают на нем при любой погоде и даже ухитряются перескакивать через песчаные бары (наносы песка в устье впадающих в море рек), двигаясь со скоростью 20 узлов, т. е. 37 км/ч.

Очень похожа на катамаран и знаменитая бразильская жангада, о которой (а отнюдь не о каком-то там беспризорном мальчишке!) поется в популярном в СССР кинофильме "Генералы песчаных карьеров", снятого по роману Жоржи Амаду "Капитаны песка". Она тоже связывалась из нескольких тесаных бревен и за счет этого была и очень остойчива, и развивала приличную скорость!

Читайте также: 10 проектов DARPA улучшают орудия убийства

"Летучая проа"

Трудно сказать, когда и где вместо однокорпусных стали строить двухкорпусные суда. Неизвестно и по каким причинам — может, так было проще, а возможно, из-за того, что разделение одного широкого корпуса на две узкие половины удваивает их относительную длину и позволяет добиться заметного прироста скорости судна, недаром моряки говорят, что "длина бежит".

Секрет двухкорпусных судов был издавна известен полинезийцам. Вот, например, один из наиболее известных катамаранов Микронезии — летучее проа с Ландронских островов. Имея в длину 30 метров и более, с ткаными, наподобие циновок, парусами, это судно, широко применявшееся в качестве почтового, развивало при попутном ветре скорость до 20 узлов (около 37 км/ч) и буквально летело над волнами, обгоняя даже почтовые пакетботы (так в старину называли почтовые паровые суда).

Интересно, что главный корпус проа имел асимметричные обводы, а его наиболее выпуклый борт был обращен в наветренную сторону. В качестве аутригера — бревна-противовеса — использовался ствол дерева, имеющего значительную массу и небольшой запас плавучести. Летучие проа всегда ходили, имея аутригер с наветренной стороны, поскольку, окажись он с подветренной стороны, то даже легкого воздушного порыва будет достаточно, чтобы бревно-поплавок погрузилось в воду, а судно опрокинулось. Управление проа было сложным, требовало навыка и большого экипажа, который, перемещаясь по поперечным балкам аутригера, откренивал судно так, чтобы поплавок летал над водой совсем близко от ее поверхности (отсюда и пошло название "летучее проа").

Читайте также: На Черном море взовьются новые вымпелы

Катамараны начинают и проигрывают!

Однако они же научились строить и катамараны — лодки с двумя удлиненными корпусами, а европейские мореплаватели и судостроители пытались их конструкцию перенять. Так, в 1663 году в Англии проводились первые опыты с катамаранами, а в 1834 году в царской России был построен первый пароход-катамаран, который плавал по Неве. В 1850 году вошел в строй пассажирский паром-катамаран, а в 1874-ом — катамаран "Каталия", который перевозил через Ла-Манш до 1000 пассажиров. Однако этим, равно как и построенным позднее катамаранам не суждено было достичь больших успехов, и им не выпала честь открыть эру многокорпусных судов. Совершенно очевидно, что общество в то время еще не испытывало потребности в судах такого типа — однокорпусные суда справлялись со всеми задачами вполне исправно. Совсем по-другому обстоит дело сегодня. Новые виды грузов, требующие больших объемов и площадей грузовых помещений, и, особенно остойчивости, делают многокорпусные суда одним из самых перспективных типов судов будущего.

Катамаран особенно пригоден для научных океанографических судов, мореходных плавучих кранов или малых рыболовных судов, которые должны работать и на взволнованном море. Поскольку главные двигатели устанавливаются в каждом корпусе катамарана, мощность, подводимая к одному гребному винту, уменьшается вдвое, что позволяет повысить коэффициент полезного действия винтов. Заслуживают внимания также исключительно хорошие маневренные качества катамаранов

Но ни одно решение в области техники не дает только преимущества. Так же обстоит дело и с многокорпусными судами. Строительная стоимость их намного выше, чем однокорпусных. Кроме того, у катамаранов существуют специфические проблемы, которых нет у однокорпусных судов. Напряжения в связях соединительного моста между корпусами имеют место даже при плавании на тихой воде, а в сильный шторм могут быть так велики, что судно разломиться пополам. То есть особых выгод, которые бы позволили катамаранам конкурировать с обычными судами, у них нет.

Читайте также: Удастся ли скрестить ракету с вертолетом?

Лучшее судно для "водного мира"

Зато катамаранами и даже тримаранами (судами с тремя корпусами) являются практически все океанские гоночные яхты, которые несут огромную парусность и буквально летят по волнам, и при этом не опрокидываются! Неудивительно, что именно тримараном является судно мутанта-морехода из кинофильма "Водный мир" — на нем и места хватает, и парусность у него просто огромная!

Mнoгокopпусныe парусные суда этого типа особенно бурно стали развиваться в последнее десятилетие. Что послужило толчком к этому? Прежде вceгo, это возросшее количество международных copeвновaний. Вначале такие яхты допускались только к гонкам яхтсменов — одиночек через Атлантику, проходившие раз в три года. Теперь ежегодно проводится от 10 до 15 соревнований различного paнгa, в которых многокорпусники успешно конкурируют с судами традиционной конструкции. Только во Франции потребителю ежегодно предлагается около 110 различных типов крейсерских и гоночных яхт длиной от 6 до 24 м и около 70 типов спортивных (длиной З,5 м) катамаранов и тримаранов.

Боевые катамараны

Есть среди катамаранов и боевые корабли. Например, на Черном море в составе флота действует ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 "Бора", заложенный в 1984 году на заводе в Зеленодольске под Казанью, и сданный ВМФ в 1989 году. В 1997 году он вошел в состав Черноморского флота, и с тех пор по совокупности боевых характеристик ему здесь нет равных. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л. с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать и торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов. В свою очередь на судне имеется 8 крылатых ракет, зенитный ракетный комплекс и артиллерийские установки.

Читайте также: Есть ли шансы у танка "Терминатор"?

А вот в США спущено на воду уже четвертое судно-катамаран "Фолл Ривер" класса "Спирхед" — многофункциональный высокоскоростной транспортный катамаран с малой осадкой будет перевозить грузы и до батальона бойцов между портами.

В длину он имеет 100 метров и весит немного больше 1500 тонн. Его четыре дизельных двигателя способны разогнать его до 45 узлов. Это даёт возможность легко и быстро перебрасывать войска и грузы даже в условиях отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры, поскольку он может подойти очень близко к берегу.

Испанский "Нептун"

И вот этот-то свойство катамарана — подходить вплотную к берегу, использовали в Испании, в Каталонии, на побережье Коста Брава. Там катамаранам нашли очень интересное и перспективное применение: возить туристов между небольшими прибрежными городками и не просто возить, а сочетать перевозку с развлечением и с максимальными для них удобствами и комфортом. Наверное, всякий, кто отдыхал у нас на Черном море, видел наши прибрежные теплоходы такого же класса и слышал зазывные крики в мегафон: "Сейчас состоится часовая морская прогулка! Торопитесь, торопитесь!" Проблема, однако, с этими суденышками та, что волнение больше трех баллов они переносят с трудом, верхняя палуба у них узкая и всех желающих там сидеть не вмещает, а главное — подойти к берегу близко они не могут и… ржавые покосившиеся эстакады стали непременным атрибутом любого прибрежного черноморского поселка.

А вот на песчаном побережье Коста дель Соль и каменистом Коста Брава таких эстакад нет! А нет их потому, что компания "Dofi jet boats" как раз и эксплуатируют суда-катамараны и тримараны, имеющие особые "ложкообразные" носовые окончания, благодаря которым они подходят к самому берегу, да так, что прямо на песок с них автоматически опускается трап! Места подхода ограничены буйками, а так никаких уродующих пейзаж конструкций на берегу нет. Пассажиры, не замочив ног, поднимаются на борт (занимает это всего несколько минут!) и судно тут же отплывает и движется дальше! Палуба у них такая широкая, что там хоть пляши, поэтому и пассажировместимость очень велика и к тому же качка ощущается очень мало. Но главное — в подводной части обоих корпусов сделаны большие иллюминаторы, так что спустившиеся туда путешественники могут еще и обозревать удивительные панорамы морского дна, не говоря уже о красотах на побережье. Ну и конечно: тут тебе и бар, а в нем и знаменитый испанский хамон, и вино на любой вкус! Вот так испанские катамараны "выходят на берег" и… почему бы и нашим прибрежным судам не последовать этому примеру?!

Впрочем, вполне возможно, что так вскоре и будет. Люди все больше селятся в прибрежной зоне, несмотря на все устрашающие прогнозы по таянию льдов. В акватории таких морей, как Средиземное, Черное, Красное, Балтийское и Мексиканский залив такие суда — своего рода прибрежный морской автобус, — смогут конкурировать с перевозками на автомобилях по суше, и кто знает, может быть в недалеком будущем именно катамараны станут настоящими суда ХХI века за счет, прежде всего, своей массовости.

Катамаран - это... Что такое катамаран?

Андрей шел впереди, таща на бечеве катамаран и ветку[1], а я шел сзади, подталкивая катамаран длинным шестом, которым одновременно и рулил, направляя корму катамарана в нужную сторону.

Андрей шел впереди, таща на бечеве катамаран и ветку[2], а я шел сзади, подталкивая катамаран длинным шестом, которым одновременно и рулил, направляя корму катамарана в нужную сторону.

Средства сплава: Четырехместный катамаран Тритон (швы шкуры проклеены лентой ПВХ) и двухместный катамаран Тритон "Чебурашка" (швы шкуры и боковые карманы для набора проклеены лентой ПВХ).

В туристской литературе появились описания самодельных катамаранов, которые мы тщательно изучили и решили построить свой катамаран

С виду катамаран не производил впечатления серьезного судна, но Антон накрепко запомнил, что устройство катамарана предполагает его непотопляемость, а материалы, из которого он сделан — дюралевые балки и лапы-корпуса из стеклопластика, — практически не поддаются износу.

Сделали обнос и спустили катамаран на воду в 25 метрах за плотиной спуск довольно крутой, но других вариантов нет вообще.

Через 5 км., перед крутым правым поворотом, нашли место, где можно пристать и вытащить катамаран наверх.

Готовились к труднейшему (судя по описанию) обносу, готовы были, чуть ли не по вертикальной стенке поднимать катамаран.

Небольшой подъем на 3-хметровую насыпь и метров 25 по склону до места, где можно поставить катамаран на воду.

Катамараны. История и разновидности

08.10.2015

Катамаран – это судно, состоящее из двух плавающих баллонов, соединенных жесткой рамой. История развития катамаранов начинается с далекого прошлого. Древние египтяне и племена Амазонки использовали деревянные судна подобной конструкции. Эти катамараны прекрасно подходили для перевозки грузов и людей. Катамараны были достаточно тяжелы и неудобны в управлении, однако обладали потрясающей устойчивостью на воде. Ниже на фото представлен древний катамаран, найденный на одном из островов в Индийском океане.

Древний катамаран

Конечно же, современные катамараны существенно отличаются от изображенного на фото «чуда судостроения». Они состоят из надувных баллонов и жесткой металлической рамы. В СССР был распространен парусный надувной катамаран «Простор». Их было продано почти десять тысяч штук. Надувной катамаран «Простор» был отличным решением в то время, он обладал высокой скоростью и манёвренностью. Но все же, «Просторы» имеют несколько существенных недостатков, хотя многие из них исправляются модернизацией. 

Одним из главных недостатков являются стандартные баллоны. Они сделаны из полностью устаревших материалов, которые не соответствуют современным требованиям безопасности катамаранов. Мы настоятельно советуем заменить стандартные баллоны катамарана «Простор» на более надежный и удобный аналог из ПВХ.

 Наши баллоны для катамарана «Простор» сделаны из многослойной лодочной ПВХ ткани с применением двухкомпонентных промышленных клеев. Они имеют увеличенный объем и по два независимых отсека. В случае повреждения одного или даже двух (с разных сторон) из них вы сможете продолжить движения и добраться до берега в безопасности. Другим недостатком катамарана «Простор» являлся его вес. 

Как и другие вещи, произведенный в СССР катамаран имел большой вес – около 80 кг, а с ПВХ баллонами все 90 кг. Однако при удобном подъезде к воде и наличии машины это не является серьезным неудобством. Все же не стоит так критиковать катамаран «Простор». Ведь это спортивное судно, которое не раз побеждало в регатах. Его баллоны имеют особую форму, которая позволяет развивать высокую скорость. В итоге катамаран «Простор» является неплохим первым парусным катамараном.

В этой статье хочется рассказать немного об истории развития надувных катамаранов «Мастеркат». Наши катамараны прошли долгую историю развития от простых маленьких баллонов в рюкзаке до серьезного моторного судна с огромной палубой. Технологии производства постоянно совершенствовались, а сами катамараны получали новые возможности.

Парусный катамаран "Простор"

Катамараны «Мастеркат» являются особым видом катамаранов. Первые модели были сделаны в 2005-2007 году. Они имели простую конструкцию и малый вес. Испытания некоторых моделей проходили во время вело-пеше-водного похода в 2008 году на Приполярный Урал. Вес катамарана двойки был всего лишь 8кг. Это позволяло добираться до реки на велосипедах с преодолением перевалов и сплавляться на катамаране по течению.

Одна из первых моделей катамаранов «Мастеркат». Катамаран двойка вес всего 8кг

Катамаран-двойка на моно баллонах

Косью-Манарага, Приполярный Урал

К 2009 году были сделаны два новых надувных судна совершенно другой конструкции. Плоский катамаран четверка и узкий тримаран. Испытания проходили на реке Кереть и на Белом море. Плоский катамаран отличается от обычного катамарана уменьшенной осадкой в воде и общей высотой. Баллоны с напряженной продольной перемычкой обеспечили нужную осадку и высоту. Эти баллоны позволяли не подкачивать целый отсек в случае повреждения соседнего, так как напряженная перемычка не растягивается, и давление в целом баллоне остается в норме. Так же даже полная потеря одного из двух отсеков в баллоне не повредит ходу катамарана, сохранит его горизонтальное положение и геометрию. Уменьшение осадки увеличило маневренность катамарана и его ходовые характеристики.

Узкий тримаран показал отличные скоростные качества, в целом он был быстрее катамарана почти в два раза. Малая ширина позволяла удобно грести веслом как на байдарке. Имея скоростные характеристики, близкие к байдаркам, он по остойчивости приближался к катамаранам. Как и катамараны, тримаран мог взять на борт большое количество снаряжения и был «незаливаем» в порогах.

Узкий тримаран-байдарка Мастеркат

К 2010 году были разработаны новые модели, в которых устранены выявленные недостатки предыдущих моделей, а так же внедрена новая концепция моторного надувного катамарана и тримарана.

Надувной тримаран Мастеркат Т60 (2015 год)

Комментарии к Катамараны. История и разновидности

Катамаран - это... Что такое Катамаран?

  • КАТАМАРАН — [тамильск. «спаренные бревна»] судно, имеющее два корпуса, соединенных друг с другом общей палубой. Англ. catamaran. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. КАТАМАРАН Речное судно в Ост Индии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • катамаран — торнадо, плот Словарь русских синонимов. катамаран сущ., кол во синонимов: 5 • катамаран двойка (1) • …   Словарь синонимов

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумарам букв. связанные бревна), 1) плот для коротких сообщений и рыбной ловли у народов азиатского побережья Индийского ок. и прилегающих островов, а также островов Тихого ок. и Юж. Америки (передвигаются при помощи весел или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — (Catamaran) род парусного плота, применяемого в Ост Вест Индии. В передней и задней оконечности катамарана опускаются сквозь него две доски. При помощи их управляют катамараном с исключительной точностью, ходят под парусом, лавируют и производят… …   Морской словарь

  • катамаран — а, м. catamaran m. <, англ. catamaran <тамильское каттумарам спаренные бревна . 1. Простейшее гребное или парусное судно, применявшееся жителями о вов Индийского и Тихого океана. СИС 1985. Катамаран летит со скоростью ветра, как будто… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Катамаран — (от тамильского каттумарам, связанные бревна), судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части. В водном туризме применяются надувные катамараны. Каждый из корпусов такого катамарана представляет собой надувную… …   Энциклопедия туриста

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Современная энциклопедия

  • КАТАМАРАН — КАТАМАРАН, а, муж. Судно с двумя соединенными вверху корпусами. | прил. катамаранный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КАТАМАРАН — Средство сплава, имеющее конструкцию двух надувных баллонов, соединенных прямоугольным каркасом Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Катамаран — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части фермами или палубой, а также однокорпусное судно с поплавками балансирами по бортам. Катамараны отличаются хорошими мореходными качествами, повышенной остойчивостью… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Сплавной катамаран — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2016; проверки требуют 3 правки. Сплавной катамаран "Стерх 4"

    Сплавной катамаран — небольшое, разборное судно, используемое в водном туризме, состоящее из двух, как правило, надувных корпусов — гондол, соединённых каркасом (рамой), как правило, изготовленным из дерева или металла (преимущественно дюралюминий). Наиболее распространены двух- и четырёхместные катамараны. Реже встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана — сплав по бурным, порожистым рекам.

    Гребцы обычно располагаются на специальных сиденьях — пирамидках на гондолах поровну с обоих бортов. Поза гребцов — коленная посадка лицом вперёд. Реже встречаются конструкции в которых места для гребцов устроены в раме катамарана между гондолами. Существуют так же другие формы посадок. Сплавные катамараны мало распространены в мире. Исключение — Россия и бывшие союзные республики.

    Сплавные катамараны различаются по следующим характеристикам:

    • Объём надувных частей конструкции. Как правило, от 500 до 4000 литров
    • Устройство гондол. Цельноклеенные гондолы или негерметичные силовые оболочки с заключенными внутри надувными камерами.
    • Количество посадочных мест. Как правило, 2, 4, 6 или 8.
    • Короткая или длинная рама. Рама либо проходит практически вдоль всей длины гондол, либо ограничивается лишь центральной частью катамарана, в районе посадки гребцов.
    • Симметричность и форма носовых и кормовых обводов.
    • Тип и способ посадки гребцов. Жёсткие сиденья, надувные сиденья, без сидений.
    • Наличие багажных емкостей.
    • Материал каркаса: дюралевые трубки или деревянные жерди.
    • Назначение и категорийная прочность. Существуют катамараны для сплава по спокойной и бурной воде (спортивный сплав). Последние в свою очередь имеют ограничение на категорийность (0-6) проходимых препятствий. Например: не выше 4-й категории.

    КАТАМАРАН - это... Что такое КАТАМАРАН?

  • катамаран — торнадо, плот Словарь русских синонимов. катамаран сущ., кол во синонимов: 5 • катамаран двойка (1) • …   Словарь синонимов

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумарам букв. связанные бревна), 1) плот для коротких сообщений и рыбной ловли у народов азиатского побережья Индийского ок. и прилегающих островов, а также островов Тихого ок. и Юж. Америки (передвигаются при помощи весел или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — (Catamaran) род парусного плота, применяемого в Ост Вест Индии. В передней и задней оконечности катамарана опускаются сквозь него две доски. При помощи их управляют катамараном с исключительной точностью, ходят под парусом, лавируют и производят… …   Морской словарь

  • катамаран — а, м. catamaran m. <, англ. catamaran <тамильское каттумарам спаренные бревна . 1. Простейшее гребное или парусное судно, применявшееся жителями о вов Индийского и Тихого океана. СИС 1985. Катамаран летит со скоростью ветра, как будто… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Катамаран — (от тамильского каттумарам, связанные бревна), судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части. В водном туризме применяются надувные катамараны. Каждый из корпусов такого катамарана представляет собой надувную… …   Энциклопедия туриста

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Современная энциклопедия

  • КАТАМАРАН — КАТАМАРАН, а, муж. Судно с двумя соединенными вверху корпусами. | прил. катамаранный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КАТАМАРАН — Средство сплава, имеющее конструкцию двух надувных баллонов, соединенных прямоугольным каркасом Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Катамаран — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части фермами или палубой, а также однокорпусное судно с поплавками балансирами по бортам. Катамараны отличаются хорошими мореходными качествами, повышенной остойчивостью… …   Большая политехническая энциклопедия

  • катамаран - это... Что такое катамаран?

  • КАТАМАРАН — [тамильск. «спаренные бревна»] судно, имеющее два корпуса, соединенных друг с другом общей палубой. Англ. catamaran. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. КАТАМАРАН Речное судно в Ост Индии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • катамаран — торнадо, плот Словарь русских синонимов. катамаран сущ., кол во синонимов: 5 • катамаран двойка (1) • …   Словарь синонимов

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумарам букв. связанные бревна), 1) плот для коротких сообщений и рыбной ловли у народов азиатского побережья Индийского ок. и прилегающих островов, а также островов Тихого ок. и Юж. Америки (передвигаются при помощи весел или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — (Catamaran) род парусного плота, применяемого в Ост Вест Индии. В передней и задней оконечности катамарана опускаются сквозь него две доски. При помощи их управляют катамараном с исключительной точностью, ходят под парусом, лавируют и производят… …   Морской словарь

  • катамаран — а, м. catamaran m. <, англ. catamaran <тамильское каттумарам спаренные бревна . 1. Простейшее гребное или парусное судно, применявшееся жителями о вов Индийского и Тихого океана. СИС 1985. Катамаран летит со скоростью ветра, как будто… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Катамаран — (от тамильского каттумарам, связанные бревна), судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части. В водном туризме применяются надувные катамараны. Каждый из корпусов такого катамарана представляет собой надувную… …   Энциклопедия туриста

  • КАТАМАРАН — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Современная энциклопедия

  • КАТАМАРАН — КАТАМАРАН, а, муж. Судно с двумя соединенными вверху корпусами. | прил. катамаранный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КАТАМАРАН — Средство сплава, имеющее конструкцию двух надувных баллонов, соединенных прямоугольным каркасом Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Катамаран — (от тамильского каттумаран, буквально связанные бревна), 1) у народов Южной Азии плот или небольшое судно (гребное или парусное) из нескольких бревен, соединенных мостками. 2) Судно с 2 соединенными в верхней части параллельно расположенными… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАТАМАРАН — судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верхней части фермами или палубой, а также однокорпусное судно с поплавками балансирами по бортам. Катамараны отличаются хорошими мореходными качествами, повышенной остойчивостью… …   Большая политехническая энциклопедия


  • Смотрите также