Квакер что это такое


квакеры - это... Что такое квакеры?

ква́керы, одна из протестантских конфессий, принадлежащая к радикальному крылу английского пуританства. Название происходит от англ. «quake» («трястись») и связано, по-видимому, с утверждениями последователей этой конфессии, что они испытывают трепет перед словом Божьим. Термин этот на первых порах имел унизительный оттенок и не являлся самоназванием, однако со временем стал использоваться и как самоидентификация. Официальное наименование конфессии с конца XVIII в. — Религиозное общество друзей.

Датой возникновенияконфессии обычно считают 1652 (иногда — 1648). Основатель — житель северной Англии Джордж Фокс (1624—91), сын ткача, не получивший школьного образования и отданный в обучение сапожному мастерству.

К квакерству в первую очередь примкнули последователи разных ранее существовавших в стране протестантских сект: радикальные индепенденты — сикеры, которых обвиняли в возврате к арианству, придерживавшиеся пантеистических взглядов фамилисты и рантеры, а также анабаптисты.

У квакеров нет какого-либо строго зафиксированного вероучения. Среди них встречаются лица, придерживающиеся весьма различных взглядов по важнейшим догматическим вопросам: признающие Божественную Троицу и отвергающие её, верящие в божественную природу Христа и не верящие. Тем не менее есть ряд черт, присущих всем квакерам. Это прежде всего убеждение, что в результате внутреннего озарения человек может непосредственно общаться с Божественным духом. Квакеры считают, что Божественное откровение не ограничивается Библией, а продолжается в постоянном общении верующих с Богом. Причём это общение, происходящее путём внутреннего озарения, не менее важно, чем Священное Писание. Их религиозные воззрения достаточно адекватно изложены в опубликованном в 1676 сочинении Роберта Барклая (1648—90) «Апология истинного христианского богословия».

Религиозные убеждения квакеров ведут к отказу от рукоположенных священников. Они отвергают не только таинства, как некоторые из радикальных протестантов, но и многие другие религиозные обряды. Обычные для протестантизма обряды (или таинства) крещения и причащения заменены «духовными» крещением и причащением. Проповедовать у квакеров может любой мужчина или любая женщина, на которых снизойдёт озарение, делающее, в их представлении, человека безгрешным и соединённым с Христом. Квакеры могут даже провести своё молитвенное собрание в полном молчании (если никто не ощутит внутреннего озарения для проповеди). Молитвенные собрания проходят в обычных комнатах. С конца XIX в. некоторые группы квакеров несколько изменили правила проведения собраний и стали распевать на них гимны, читать тексты молитв и отрывки из Библии, а также слушать специально подготовленные (а не спонтанные) проповеди, с которыми выступают оплачиваемые священнослужители.

Квакеры требуют приложения учения Христа ко всем сторонам жизни человека. Они убеждённые пацифисты. Раньше квакеры категорически отказывались служить в вооружённых силах, однако со временем отношение к военной службе несколько изменилось, и теперь решение этого вопроса предоставляется на личное усмотрение человека. Квакеры не должны принимать присягу и давать клятвы, они не платят десятину, не снимают шляпу, здороваясь, обязаны носить лишь простую одежду (в настоящее время это требование несколько смягчено), держать себя просто и просто говорить (в частности, они до сих пор используют в обращении местоимение «Ты» вместо обычного для английского языка «Вы»). Квакеры отказались от каких-либо празднеств, зрелищных представлений и спортивных соревнований. Они отвергли обычные английские наименования месяцев и дней недели, признав их языческими, и ввели взамен названия типа: 1-й месяц, 2-й месяц и т. д., 1-й день, 2-й день и т. д.

Формы их церковной организации сложились постепенно. Современные квакеры для решения своих религиозных, хозяйственных и финансовых дел проводят ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные собрания, которые рассматривают как высшие форумы квакерских объединений.

На протяжении своего существования квакерство испытало внешние, порой весьма сильно отличающиеся влияния. Так, определённое воздействие оказал квиетизм, проповедовавший пассивность и упование на божественное руководство. В XIX в. существенно повлияло широко развернувшееся в Англии евангелическое движение, требовавшее активной деятельности человека на благо Христовой церкви.

Такие порой диаметрально противоположные тенденции привели к ряду расколов. В 1827 в США, куда квакерство проникло вскоре после своего возникновения, в городе Филадельфия от остальных квакеров откололась группа либералов-хикситов, названная по имени Элиаса Хикса (1748—1830). Хикс, бывший вначале подмастерьем плотника, а затем фермером, благодаря своему проповедническому таланту стал видным религиозным лидером квакеров. В своих проповедях он придавал особое значение внутреннему озарению. Его сторонники даже утверждали, что было бы неплохо, если бы Бог «отозвал» Библию, поскольку он способен вдохновить своих приверженцев создать новое Священное Писание, которое, возможно, будет лучше имеющегося.

В 1845—59 произошёл новый раскол. Проникшие к американским квакерам евангелические идеи, распространителем которых был прибывший в США английский банкир и филантроп Джозеф Джон Герни (1788—1847), пришли в столкновение с проповедовавшимся квакерским руководителем Джоном Вилбуром (1774—1856) квиетизмом и его стремлением сохранить старые порядки (прежде всего простоту речи, поведения, одежды). Таким образом, образовались группа евангелистов, или ортодоксов (герниты), и сильно уступающая ей по численности группа консерваторов (вилбуриты).

Наиболее влиятельна группа ортодоксов, представленная в США Объединённым собранием друзей (с центром в городе Ричмонд, штат Индиана). К ней близко господствующее в Англии Религиозное общество друзей (с центром в Лондоне).

Заметные позиции занимают в квакерской общине Америки и хикситы, представленные Генеральной конференцией друзей (центр её находится в Филадельфии). Численность консерваторов в квакерском движении невелика.

Квакеры ведут миссионерскую работу, хотя размах её уступает миссионерской деятельности многих других протестантских организаций. Наибольшую активность в этом плане проявляет Объединённое собрание друзей.

Сторонников квакерства насчитывается 0,5 млн. человек, в том числе в США (130 тыс.), Кении (111 тыс.), Боливии (42 тыс.), Великобритании (30 тыс.), Бурунди (10 тыс.) и некоторых других странах (по несколько тысяч или сотен человек).

П. И. Пучков

Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.

Квакеры – ответы на главные вопросы

После Фокса наиболее заметным лидером квакеров был Джеймс Нейлер из Йоркшира (1616/18–1660). Одной из отличительных особенностей квакерства было убеждение в том, что мужчины и женщины духовно равны, что женщины имеют такое же право проповедовать и высказываться публично, как и мужчины. Таким образом, среди лидеров квакеров было много женщин. Самая заметная из них ― Маргарет (Эскью) Фелл (1614–1702). Ее дом в Ланкашире, Свортмор Холл, в 1650-х годах служил штаб-квартирой движения квакеров.

Из второго поколения лидеров квакерства, сформировавшегося после 1660 года, когда движение объединялось и вырабатывало организационную структуру, самыми заметными были Уильям Пенн (1644–1718) и Роберт Баркли (1648–1690). Оба они происходили из аристократических семей и получили лучшее образование, чем большинство Друзей. Пенн использовал свои связи с короной, чтобы получить Хартию для колонии Пенсильвания в 1681 году. Книга Баркли «Апология истинного христианского богословия» рассматривается как самая важная квакерская богословская работа.

Отличия квакерства от других течений в христианстве

Когда движение квакеров только родилось, оно обособилось от других христианских групп по нескольким важным признакам. Первый ― прямое постоянное откровение: квакеры утверждали, что откровения между Богом и человечеством не прекратились с написанием последней книги Библии, а продолжаются и сейчас, что все люди могут пережить такой опыт. Вторым признаком была идея Внутреннего Света: Друзья верили, что у всех людей внутри есть Свет Божий, Свет Внутреннего Христа. Если они послушны ему, он ведет их к хорошей жизни и в конечном счете спасению, но, если они ослушаются его, они придут к духовной смерти.

Третья особенность заключалась в священстве каждого человека. Одно из ранних «открытий» Джорджа Фокса состояло в том, что «обучение в Оксфорде или Кембридже еще не делает человека служителем Иисуса Христа». Священства можно достичь только от вдохновенности Святым Духом, но не при помощи образования. И, как уже упоминалось выше, женщины могли быть священнослужителями наравне с мужчинами. Отсюда вытекает последняя идея, которая выделяла квакеров, ― равенство: Друзья верили, что все люди равны в глазах Бога, и поэтому отказывались использовать обращения и титулы вроде «мистер», «ваша честь» или «миледи». Вместо этого они обращались к людям по их именам или просто «Друг». Привычка квакеров использовать thee (тебя) и thy (твой) во всех обращениях также выросла из этого убеждения.

Распространение квакерства

Как уже упоминалось выше, квакерство зародилось в Англии между 1640-ми и 1650-ми годами. Друзья столкнулись с жестокими преследованиями ― поначалу из-за обвинений в богохульстве. Затем, после реставрации монархии в 1660 году, за отказ проводить богослужения по установленным церковью правилам. Тысячи людей были оштрафованы или брошены в тюрьмы до того момента, пока Акт о веротерпимости 1689 года не покончил с преследованиями. Друзья в Ирландии и Шотландии столкнулись с похожими проблемами.

В 1650-х годах квакерские миссионеры отправились на Карибские острова и в Северную Америку. Некоторые даже почувствовали порыв отправиться в менее привлекательные для квакеров места: две женщины отправились в Константинополь, чтобы проповедовать свое учение султану Османской империи; с ними обращались хорошо. Кто-то отправился в Рим, чтобы увидеть папу, и оказался в тюрьме инквизиции. Встречи Друзей на Карибских островах начали затухать после 1700 года, но квакерские сообщества в Британских колониях Северной Америки стабильно росли. Квакеры начали доминировать в колонии Род-Айленд. А Пенсильвания, Нью-Джерси и Делавэр были во многом или полностью основаны Друзьями. После Американской революции Друзья присоединились к миграции через весь континент на запад, и к 1900 году многие американские квакеры проживали к западу от Аппалачей. Значительные группы были на Тихоокеанском побережье.

квакер — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ква́кер ква́керы
Р. ква́кера ква́керов
Д. ква́керу ква́керам
В. ква́кера ква́керов
Тв. ква́кером ква́керами
Пр. ква́кере ква́керах

ква́-кер

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -квакер- [Тихонов, 1996].

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. религ. член одной из протестантских сект, распространенной в Англии и в США, отвергающей церковную организацию, церковные таинства и обряды и проповедующей пацифизм ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. предполагаемый источник неизвестных подводных звуковых колебаний низкочастотного диапазона, иногда фиксируемых эхолокационными установками морских судов
  3. сленг поклонник игры Quake
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
  1. секта
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от англ. Quaker «трепещущий» от англ. quake «дрожать», далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Квакеры - это... Что такое Квакеры?

  • КВАКЕРЫ — (англ., от лат. quake дрожать). Последователи христианской секты, основанной в XVII в., в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАКЕРЫ англ. quaker, от quake, дрожать. Последователи христианской… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КВАКЕРЫ — (quakers) Общество друзей было основано Джорджем Фоксом в 1650 г. и получило в просторечии название квакеры из за того, что Фокс сказал судье: Трепещите (Quake) во имя Господа Бога (другие считают: потому, что квакеры сами трепетали ). В религии… …   Политология. Словарь.

  • Квакеры — (англ. quackers, quakers, т. е. дрыгуны ) секта, возникшаяв Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в видусудорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда нисходилна них Дух Божий . Сами последователи этой секты… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КВАКЕРЫ — (от английского quakers, буквально трясущиеся; самоназвание Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в середине 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковные таинства, проповедуют пацифизм, занимаются… …   Современная энциклопедия

  • КВАКЕРЫ — (от англ. quakers букв. трясущиеся; самоназвание Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью …   Большой Энциклопедический словарь

  • Квакеры — (Quakers, букв. «трясущиеся»), первоначально презрительная кличка членов нонконформист ского «Общества друзей» (нонконформисты), основанного англичанином Джорджем Фоксом в сер. 17 в. К. отвергали ин т священников и таинства церкви, считая, что… …   Всемирная история

  • Квакеры — Запрос «квакер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма …   Википедия

  • КВАКЕРЫ — протестантская деноминация. Отличительная черта религиозной доктрины квакеров убеждение, что Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. Эти сокровенные отношения между Богом… …   Энциклопедия Кольера

  • квакеры — квакеры, одна из протестантских конфессий, принадлежащая к радикальному крылу английского пуританства. Название происходит от англ. «quake» («трястись») и связано, по видимому, с утверждениями последователей этой конфессии, что они испытывают… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • квакеры —    , или друзья    Эта секта основана в Англии около половины XVII в. башмачником Георгом Фоксом и перенесена в Северную Америку, в Филадельфию, Вильгельмом Пенном. Среди борьбы католиков и реформатов, предававших друг друга проклятию, Георгий… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Квакеры — – это название секты, особенно распространенной в Северной Америке где почти целый штат – Пенсильвания – заселен ее последователями. Члены этой секты есть также и в других странах как, например, Англия, Ирландия, Голландия и др.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Что такое квакеры

    Квакеры — это зёрна незрелых ягод. Они относятся к дефектным зёрнам, потому что портят вкус кофе. Наличие квакеров в кофе говорит о том, что его плохо собирали вручную — не отбирали зрелые ягоды от незрелых, собирали механически, либо во время созревания ягоды получали недостаточно питательных веществ. Бывает и так, что небольшое количество квакеров есть и в очень хорошем кофе.

    Почему в зерне попадаются квакеры

    Если кофе обрабатывают сухим способом, ягоды темнеют на солнце и отличить зрелую от незрелой уже нельзя. В результате даже если фермеры тщательно собирают и обрабатывают ягоды, всегда есть шанс, что в кофе будут квакеры.

    При обработке мытым способом незрелые ягоды всплывают в воде в ферментационных танках. Поэтому в мытом кофе квакеров обычно бывает значительно меньше. Но иногда зелёные ягоды всё-таки попадают на депульпацию, а после неё отличить их уже нельзя.

    Вторая распространенная причина их появления — недостаток микроэлементов в почве во время созревания ягоды. Если почва бедная, а фермер не использует нужные удобрения, то процент зерен, которые могут стать квакерами, существенно вырастает.

    Это основная причина по которой в Бразилии, где процент неспелых ягод из-за механического сбора очень высок, квакеры встречаются относительно редко — подавляющее большинство фермеров Бразилии сдают почву на анализ и используют минеральные удобрения. В то время как в Эфиопии, например, где преобладает ручной способ сбора, а фермерам платят больше, если они собирают только красные ягоды, квакеры очень распространены — кофе в этой стране часто растет на придомовых участках без должного ухода и ему может не хватать микроэлементов для полноценного формирования зерен внутри ягод. 

    До обработки можно отличить спелые ягоды от неспелых. После — уже нет

    Так как квакеры — это дефектные зёрна, в кофе их должно быть как можно меньше. Например, в спешелти кофе по требованиям SCA не должно быть ни одного квакера на сто грамм. Тем не менее даже в самых качественных и дорогих лотах Эфиопии натуральной обработки встречаются квакеры и полностью избавиться от них нельзя, поэтому CQI допускает не более трёх квакеров на сто грамм.

    Как квакеры влияют на вкус

    Из-за того, что квакеры — это недозревшие зёрна, у них не установлен кислотный баланс, не сформированы белки, липиды и крахмал, которые нужны для химических реакций. В результате реакция Майяра не происходит, зёрна не карамелизируются и не темнеют. Вкус получается бумажным, а аромат плоским.

    В готовом к экспорту зелёном кофе обнаружить квакеры сложно. Единственный способ полностью избавиться от них — перебирать обжаренный кофе вручную или с помощью очень дорогостоящих колорсортеров. Понятно, что это займёт много времени и сделает кофе дороже. Как минимум, чтобы квакеров изначально было немного, нужно закупать кофе с хороших плантаций, на которых внимательно относятся к уходу за деревьями, сбору и сортировке урожая.

    КВАКЕРЫ - это... Что такое КВАКЕРЫ?

  • КВАКЕРЫ — (англ., от лат. quake дрожать). Последователи христианской секты, основанной в XVII в., в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАКЕРЫ англ. quaker, от quake, дрожать. Последователи христианской… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КВАКЕРЫ — (quakers) Общество друзей было основано Джорджем Фоксом в 1650 г. и получило в просторечии название квакеры из за того, что Фокс сказал судье: Трепещите (Quake) во имя Господа Бога (другие считают: потому, что квакеры сами трепетали ). В религии… …   Политология. Словарь.

  • Квакеры — (англ. quackers, quakers, т. е. дрыгуны ) секта, возникшаяв Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в видусудорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда нисходилна них Дух Божий . Сами последователи этой секты… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КВАКЕРЫ — (от англ. quakers букв. трясущиеся; самоназвание Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью …   Большой Энциклопедический словарь

  • Квакеры — (Quakers, букв. «трясущиеся»), первоначально презрительная кличка членов нонконформист ского «Общества друзей» (нонконформисты), основанного англичанином Джорджем Фоксом в сер. 17 в. К. отвергали ин т священников и таинства церкви, считая, что… …   Всемирная история

  • Квакеры — Запрос «квакер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма …   Википедия

  • КВАКЕРЫ — протестантская деноминация. Отличительная черта религиозной доктрины квакеров убеждение, что Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. Эти сокровенные отношения между Богом… …   Энциклопедия Кольера

  • квакеры — квакеры, одна из протестантских конфессий, принадлежащая к радикальному крылу английского пуританства. Название происходит от англ. «quake» («трястись») и связано, по видимому, с утверждениями последователей этой конфессии, что они испытывают… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • квакеры —    , или друзья    Эта секта основана в Англии около половины XVII в. башмачником Георгом Фоксом и перенесена в Северную Америку, в Филадельфию, Вильгельмом Пенном. Среди борьбы католиков и реформатов, предававших друг друга проклятию, Георгий… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Квакеры — – это название секты, особенно распространенной в Северной Америке где почти целый штат – Пенсильвания – заселен ее последователями. Члены этой секты есть также и в других странах как, например, Англия, Ирландия, Голландия и др.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • КВАКЕРЫ - это... Что такое КВАКЕРЫ?

  • КВАКЕРЫ — (англ., от лат. quake дрожать). Последователи христианской секты, основанной в XVII в., в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАКЕРЫ англ. quaker, от quake, дрожать. Последователи христианской… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КВАКЕРЫ — (quakers) Общество друзей было основано Джорджем Фоксом в 1650 г. и получило в просторечии название квакеры из за того, что Фокс сказал судье: Трепещите (Quake) во имя Господа Бога (другие считают: потому, что квакеры сами трепетали ). В религии… …   Политология. Словарь.

  • Квакеры — (англ. quackers, quakers, т. е. дрыгуны ) секта, возникшаяв Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в видусудорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда нисходилна них Дух Божий . Сами последователи этой секты… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КВАКЕРЫ — (от английского quakers, буквально трясущиеся; самоназвание Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в середине 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковные таинства, проповедуют пацифизм, занимаются… …   Современная энциклопедия

  • КВАКЕРЫ — (от англ. quakers букв. трясущиеся; самоназвание Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью …   Большой Энциклопедический словарь

  • Квакеры — (Quakers, букв. «трясущиеся»), первоначально презрительная кличка членов нонконформист ского «Общества друзей» (нонконформисты), основанного англичанином Джорджем Фоксом в сер. 17 в. К. отвергали ин т священников и таинства церкви, считая, что… …   Всемирная история

  • Квакеры — Запрос «квакер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма …   Википедия

  • квакеры — квакеры, одна из протестантских конфессий, принадлежащая к радикальному крылу английского пуританства. Название происходит от англ. «quake» («трястись») и связано, по видимому, с утверждениями последователей этой конфессии, что они испытывают… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • квакеры —    , или друзья    Эта секта основана в Англии около половины XVII в. башмачником Георгом Фоксом и перенесена в Северную Америку, в Филадельфию, Вильгельмом Пенном. Среди борьбы католиков и реформатов, предававших друг друга проклятию, Георгий… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Квакеры — – это название секты, особенно распространенной в Северной Америке где почти целый штат – Пенсильвания – заселен ее последователями. Члены этой секты есть также и в других странах как, например, Англия, Ирландия, Голландия и др.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Квакер — это... Значение слова — OneKu

    Содержание статьи:

    Слово "квакер" имеет в русском языке несколько значений. Чаще всего так называют представителей одного из направлений протестантизма. Кто же это — квакеры, и какие еще значения есть у этого слова, будет рассказано в статье.

    Кто такие?

    Это течение протестантизма возникло в 1652 году на территории Англии и Уэльса. Основателем учения считается Джордж Фокс, английский ремесленник. Сами квакеры предпочитают называть себя Религиозное общество Друзей.

    Современное квакерство объединяет различные религиозные направления: либеральный протестантизм, евангелизм, нетеизм и универсализм. В мире насчитывается примерно 377 тысяч представителей. В основном учение распространено на территориях США, Великобритании, Кении (Африка), Боливии, Гватемалы. Символ организации — восьмиконечная черно-красная звезда.

    Вам будет интересно:Два закона преломления света. Явление полного внутреннего отражения

    Квакеры в России тоже есть, но очень мало. Известно об их представителях в городах Петербург, Казань, Барнаул.

    История названия

    Квакер — это слово английского происхождения. Глагол quake означает "дрожать, трепетать, трястись". Существуют различные гипотезы происхождения названия.

  • Основатель течения — Фокс — на заседании призвал судью трепетать перед именем Божьим, за что тот назвал его "трепетуном" (quaker).
  • По другой гипотезе, представители учения утверждали, что постоянно ощущают "духовный трепет" перед Господом.
  • Менее распространенная версия гласит, что входя в религиозный экстаз, квакеры тряслись от волнения в физическом смысле.
  • Доподлинно нельзя сказать, какая из гипотез является верной, но известно, что название изначально считалось ими оскорбительным, и сами квакеры называли себя «Христианское общество друзей внутреннего света».

    Суть квакерского учения

    Как и большинство представителей протестантизма, общество Друзей отвергает необходимость церкви, обрядов, ритуалов, икон и прочей символики религиозного характера.

    В основе учения лежит идея "божественной искры" и "внутреннего света". По мнению квакеров, Господь обращается к людям напрямую, без посредников в виде священнослужителей.

    Поэтому ритуалы и таинства, характерные для католицизма, например, причащение, отсутствуют в их религиозных практиках.

    Молитвенные собрания проходят следующим образом: квакеры собираются в молельном доме, рассаживаются и молчат, пытаясь услышать в себе глас Божий. Это называется молчаливая молитва. Иногда кто-то один может высказаться с короткой проповедью, если почувствует внутреннее желание это сделать.

    У квакеров-евангелистов собрания проходят как и у большинства протестантов.

    Общие принципы учения общества Друзей:

  • Все люди равны перед Богом, независимо от пола, национальной принадлежности, происхождения, вероисповедания и т. д.
  • Честность — основная добродетель, поэтому необходимо всегда говорить людям правду, независимо от последствий.
  • В жизни нельзя стремиться к материальным благам, нужно довольствоваться самым простым.
  • Насилие неприемлемо, необходимо стремиться к миру, отказу от милитаризма.
  • Фото квакеров во время религиозного собрания можно увидеть в статье.

    Другие значения слова "квакер"

    Представленное слово имеет еще несколько значений. Вот они:

    • Квакер — это недозревшее кофейное зерно, которое при обжарке имеет более светлый оттенок, чем другие зерна.
    • На компьютерном сленге "квакерами" называют игроков в Quake.
    • "Квакер" — неопознанный источник звуковых подводных волн. Звук напоминает лягушачье кваканье, за что и получил свое название. Впервые обнаружен был в 70-х гг. Мнения о происхождении до сих пор расходятся. Основные гипотезы: животные; подводное военное оборудование США; НПО — неопознанный плавающий объект.

    Итак, в наиболее частом значении, квакер — это представитель религиозно-протестантского течения, появившегося в середине XVII века в Великобритании и сохранившегося до наших дней.

    Источник

    Квакер — это... Значение слова

    Слово "квакер" имеет в русском языке несколько значений. Чаще всего так называют представителей одного из направлений протестантизма. Кто же это — квакеры, и какие еще значения есть у этого слова, будет рассказано в статье.

    Кто такие?

    Это течение протестантизма возникло в 1652 году на территории Англии и Уэльса. Основателем учения считается Джордж Фокс, английский ремесленник. Сами квакеры предпочитают называть себя Религиозное общество Друзей.

    Современное квакерство объединяет различные религиозные направления: либеральный протестантизм, евангелизм, нетеизм и универсализм. В мире насчитывается примерно 377 тысяч представителей. В основном учение распространено на территориях США, Великобритании, Кении (Африка), Боливии, Гватемалы. Символ организации — восьмиконечная черно-красная звезда.

    Квакеры в России тоже есть, но очень мало. Известно об их представителях в городах Петербург, Казань, Барнаул.

    История названия

    Квакер — это слово английского происхождения. Глагол quake означает "дрожать, трепетать, трястись". Существуют различные гипотезы происхождения названия.

    1. Основатель течения — Фокс — на заседании призвал судью трепетать перед именем Божьим, за что тот назвал его "трепетуном" (quaker).
    2. По другой гипотезе, представители учения утверждали, что постоянно ощущают "духовный трепет" перед Господом.
    3. Менее распространенная версия гласит, что входя в религиозный экстаз, квакеры тряслись от волнения в физическом смысле.

    Доподлинно нельзя сказать, какая из гипотез является верной, но известно, что название изначально считалось ими оскорбительным, и сами квакеры называли себя «Христианское общество друзей внутреннего света».

    Суть квакерского учения

    Как и большинство представителей протестантизма, общество Друзей отвергает необходимость церкви, обрядов, ритуалов, икон и прочей символики религиозного характера.

    В основе учения лежит идея "божественной искры" и "внутреннего света". По мнению квакеров, Господь обращается к людям напрямую, без посредников в виде священнослужителей.

    Поэтому ритуалы и таинства, характерные для католицизма, например, причащение, отсутствуют в их религиозных практиках.

    Молитвенные собрания проходят следующим образом: квакеры собираются в молельном доме, рассаживаются и молчат, пытаясь услышать в себе глас Божий. Это называется молчаливая молитва. Иногда кто-то один может высказаться с короткой проповедью, если почувствует внутреннее желание это сделать.

    У квакеров-евангелистов собрания проходят как и у большинства протестантов.

    Общие принципы учения общества Друзей:

    1. Все люди равны перед Богом, независимо от пола, национальной принадлежности, происхождения, вероисповедания и т. д.
    2. Честность — основная добродетель, поэтому необходимо всегда говорить людям правду, независимо от последствий.
    3. В жизни нельзя стремиться к материальным благам, нужно довольствоваться самым простым.
    4. Насилие неприемлемо, необходимо стремиться к миру, отказу от милитаризма.

    Фото квакеров во время религиозного собрания можно увидеть в статье.

    Другие значения слова "квакер"

    Представленное слово имеет еще несколько значений. Вот они:

    • Квакер — это недозревшее кофейное зерно, которое при обжарке имеет более светлый оттенок, чем другие зерна.
    • На компьютерном сленге "квакерами" называют игроков в Quake.
    • "Квакер" — неопознанный источник звуковых подводных волн. Звук напоминает лягушачье кваканье, за что и получил свое название. Впервые обнаружен был в 70-х гг. Мнения о происхождении до сих пор расходятся. Основные гипотезы: животные; подводное военное оборудование США; НПО — неопознанный плавающий объект.

    Итак, в наиболее частом значении, квакер — это представитель религиозно-протестантского течения, появившегося в середине XVII века в Великобритании и сохранившегося до наших дней.

    Квакеры. 50 знаменитых сект

    Официальное самоназвание — «Общество друзей». Члены религиозной христианской общины, основанной в середине XVII века в Англии. Отвергают институт священников, церковные таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью.

    Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.

    Джон Кеннеди

    Преобразования, охватившие Англию в середине XVII века, были связаны не только с государственным переустройством. В то время как набиравшая силу буржуазия добывала себе политические права, она восстала и против Англиканской церкви, требуя освобождение от устаревших правил и догм, упрощения обрядов, ликвидации власти епископов.

    Возникали все новые религиозные течения протестантского толка, отказывавшиеся от самого института священников

    и различных таинств, требующие скромной жизни (роскошь ассоциировалась, в первую очередь, с епископами и двором короля). Однако и представители новых течений были далеки от идеалов простоты, любви к ближнему, истинной духовности. Англия была поделена на несколько лагерей, которые с оружием в руках боролись не только за социальные и государственные реформы, но и за свою веру. Многолетняя братоубийственная война заставила некоторых обескураженных представителей английского среднего класса восстать и против наиболее влиятельных протестантов, настаивая на том, что настоящей религиозности чужда агрессия, жестокость и нетерпимость. Одними из самых ярких представителей радикального течения в протестантизме стали так называемые квакеры.

    * * *

    Джордж Фокс родился в 1624 г. в Фенни Дрейтон (графство Лестершир) в семье состоятельного ткача. Родители его были очень религиозны и Фокса воспитывали в том же духе. Квакерские источники утверждают, что Фокс еще в юном возрасте отличался от своих сверстников серьезностью и набожностью. С 19 лет Джордж постоянно общается со священниками, ища ответа на волнующие его вопросы веры. (Наступили революционные времена, многие люди стремились определиться со своими политическими и религиозными пристрастиями.) Однако советы священнослужителей не удовлетворили молодого человека, а поведение церковников и представителей влиятельных сект часто шло в разрез с тем, что они проповедовали.

    В 1647 г. на холме Пендл Фокс якобы получил откровение свыше — внутренний голос сказал ему: «Есть некто — сам Христос Иисус, кто может ответить на твои искания». Из этого Джордж сделал вывод: непосредственный религиозный опыт («Христос внутри») существеннее, истиннее любых написанных или произнесенных слов, любого учения, толкования, писания. Даже Священное Писание, которое Фокс хорошо знал и почитал, отошло для него на второй план и являлось меньшим авторитетом, нежели непосредственное религиозное откровение.

    Оставив ремесло сапожника, Фокс отправляется распространять новое учение по стране. Он проводит импровизированные проповеди после официальных церковных служб — под открытым небом, в амбарах, домах прихожан — и приобретает довольно широкую известность. Часть радикально настроенного населения страны уже была готова к восприятию учения Фокса. В северном Мидлэнде и на северо-западе Англии к тому времени уже имелись группы, отошедшие от основных церковных течений. Многие из них собирались в тишине, без пастора, без священника, отвергали внешние таинства и искали новой духовности. Объединившиеся вокруг Джорджа Фокса люди называли себя «друзьями света», «сыновьями правды», «друзьями истины».

    Суть учения их лидера заключалось, прежде всего, в утверждении Флавия, что Божья искра есть в каждом человеке, каждый имеет свой «внутренний свет», который и может давать истинно религиозные наставления. Друзья света общались с Богом непосредственно, без священников. Внутренний свет, по мнению основателя квакерства, неизбежно приводил человека к пониманию таких непреложных истин как Правда, Мир, Простота, Терпимость.

    Первоначально Фокс не собирался создавать новую секту. Он лишь хотел донести свое откровение до представителей разных конфессий. Он предлагал отказаться от внешних проявлений религиозности («пустых форм») — не совершать таинств, не заниматься скрупулезным изучением Писания, теологическими спорами. Такое отношение к Писанию было откровенным вызовом большинству протестантских церквей, для которых чтение и толкование Евангелия, постоянное цитирование его текстов было важнейшим элементом христианской веры. Фокс же заявлял: «Вы скажете, Христос говорит так, апостолы говорят так, но что можешь сказать ты? Дитя ли ты Света, ходишь ли ты в Свете и от Бога ли то, что ты говоришь?».

    Главный «друг света» проповедовал крайнюю скромность в быту, отрицал необходимость клятв и присяг (ведь подобные вещи практически подтверждают, что правда бывает двух уровней). Важнейшее место в учении Фокса занимает идея о неприятии любого вида насилия. Человек не имеет права совершать насилие — даже в целях самозащиты, — ведь каждый его враг тоже носит частицу Божественного света. Многие исследователи и сейчас называют раннее квакерство базой возникновения европейского пацифизма.

    Постепенно в разных частях Англии возникают общества друзей света. Они не платят церковной десятины и не приглашают духовников на свадьбы, проповедуют внутреннюю молитву, отказ от воинской службы. Друзья говорят о равенстве (в том числе равенстве мужчин и женщин), называют друг друга на «ты» (староанглийское thee), не снимают шляп перед чиновниками и церковниками.

    Такое поведение привело к жестоким репрессиям со стороны властей. Сам Фокс за свою жизнь 8 раз побывал за решеткой — в 1649 г. в Ноттингеме; в 1650 г. в Дерби (за отказ вступить в армию), в 1673–1675 гг. — в Вустере и Лондоне.

    Подсчитано, что всего в период с 1650 по 1687 гг. около 13 тысяч друзей света было заключено в тюрьмы, 198 сосланы на каторгу, 338 умерло в заключении или от ран. (Местное население, подстрекаемое властями и руководителями крупных религиозных общин не раз нападало на последователей Фокса, собирающихся для своих молчаливых молитв.) Есть версия, что термин «квакеры» появился именно в связи с этими репрессиями. В 1650 г. Фокс в ходе одного разбирательства объявил, что судья Беннет должен «трепетать перед Богом», после чего этот судья и дал друзьям света насмешливое прозвище «квакеры» («трепещущие», «трясущиеся».) Другие авторы выводят термин «квакеры» из молитвенной практики друзей тех лет — мол, получая ожидаемое откровение свыше, квакеры начинали трястись.

    Джордж Фокс был необычайно активным миссионером. Он проповедовал в Шотландии и Ирландии, Вест-Индии и Северной Америке, Голландии и Германии. (Примеру Фокса следовали его приверженцы. Есть сведения, что квакерские миссионеры уже на раннем этапе развития своего учения отправлялись и ко двору турецкого султана, и к Папе Римскому.) Фоксовский «Дневник», содержащий немало описаний тех невзгод, которыми была богата жизнь этого человека, до сих пор считается одной из самых почитаемых книг среди квакеров. До самой смерти духовный лидер друзей света проявлял несгибаемую преданность провозглашенным идеалам простоты и миролюбия — был неприхотлив в быту, дважды отказывался от службы (во второй раз — от чина полковника, предложенного ему в 1659 г., когда политическое влияние квакеров несколько возросло). В 1669 г. Фокс женился на Маргарет Фелл, но его семейная жизнь постоянно прерывалась его далекими путешествиями и арестами.

    В конце концов Джордж Фокс пришел к мысли о необходимости объединить своих последователей в дисциплинированную организацию и привести основы вероучения к некоему стандарту. Здесь ему пришлось столкнуться с мощной оппозицией в среде друзей света, считавших, что «внутреннего поводыря» уже вполне достаточно. Фокс даже вынужден был вступить в борьбу с Джеймсом Нейлером, «чей энтузиазм доводил его последователей до излишеств». В 1660-е годы ирландский квакер Джон Перро из Уотерфорда выступал против усиления централизации, однако подавляющее большинство его единоверцев последовали за Фоксом. В 1665 г. впервые был использован термин «религиозное общество».

    Родоначальник квакерского движения дожил до «славной революции» 1688 г., закрепившей политические завоевания английской буржуазии XVII века, и до провозглашения в следующем году «Закона о веротерпимости». Одним из последствий религиозной реформы было изменение отношения к квакерам. Гонения на них были в целом прекращены, чиновники впредь должны были проявлять уважение к квакерскому отказу служить в армии и принимать квакерское простое подтверждение вместо обычной клятвы на Библии в суде.

    Умер Джордж Фокс в Лондоне 13 января 1691 г.

    * * *

    Среди выдающихся ранних квакеров особо выделяются Ричард Баркли и Уильям Пенн. Первый из них, шотландский квакер, создал первое последовательное изложение Символа веры друзей света. Его книга под названием «Апология истинного христианского богословия» была впервые издана в Амстердаме в 1676 г. ив течение двух веков оставалась основным учебником веры для квакеров. Обладая большей ученостью, чем Фокс, Баркли смог изложить основные принципы квакерства: положения о «внутреннем свете», мирную доктрину квакеров, обосновать принципы равенства, простоты, веротерпимости. Многие положения своей религии Баркли подтверждал с помощью признанных христианских догматов. Однако, восприняв набиравшие популярность идеи Просвещения, Баркли объяснял основные положения квакерства во многом и с позиций разума, приводил логические аргументы, говорил о «пользе» того или иного поведения для верующего человека.

    Уильям Пенн — выдающийся общественный деятель Нового времени, не только много сделавший для развития квакерства, но и оставивший значительный след в истории такого государства, как Соединенные Штаты Америки.

    Первые «Друзья света» появились в Америке еще в 1656 г. Мэри Фишер и Энн Остин призвали искать свой «внутренний свет» жителей Массачусетса и вскоре были высланы из Америки правительственными чиновниками. Но это не остановило потока квакерских переселенцев.

    В 1674 г. квакеры приобрели ряд земель в Нью-Джерси, затем опять проникли в Массачусетс, Род-Айленд и т. д. К 1700 г. квакерские собрания существовали уже практически во всех штатах английской Северной Америки, кроме Коннектикута и Южной Каролины. Отношения с колонизаторами у квакеров сложились не самые лучшие. Если в штате Род-Айленд к ним относились терпимо, то в Массачусетсе местные пуритане преследовали друзей света не менее яростно, чем это делали английские власти. В Бостоне четверо квакеров были повешены.

    На защиту единоверцев встал состоятельный и родовитый квакер Уильям Пенн. Другом света он стал в 1667 г. В Англии, а затем в Америке он неоднократно выступал против репрессий в отношении последователей Фокса; вместе со своим учителем Уильям занимался миссионерской деятельностью в Европе.

    В 1681 г. Уильям Пенн получил обширные территории на озере Делавар в качестве уплаты долга, который английский король Карл II возвращал адмиралу Пенну — отцу квакера. Здесь Уильям решил воплотить в жизнь идеалы гармонии, мира и терпимости. Его попытка получила название «Священный эксперимент». В рамках этого «эксперимента» в Пенсильвании нашли убежище семь тысяч квакеров. Они и составляли абсолютное большинство населения штата до 1755 г., да и многие годы впоследствии занимали здесь ведущие позиции.

    Спустя некоторое время квакеры уже представляли одну из главных сил на арене политической и социальной борьбы в Северной Америке. Раньше других религиозных организаций они принялись пропагандировать отказ от рабства. В 1754 г. многие квакерские собрания исключили из своих рядов рабовладельцев.

    Друзья света активно занимались освоением Дикого Запада, ища землю, где не будет места войне и расизму. Квакеры выступали за соблюдение прав индейцев, а во время войны Англии с Францией в 1756–1763 гг., отказались принимать участие в военных действиях. Однако значительное число этих миролюбивых людей взялись за оружие и помогли Соединенным штатам обрести независимость от английской короны. Кстати, знаменитая «Декларация о независимости» была подписана в городе Филадельфия, штат Пенсильвания.

    К тому времени центр квакерской жизни давно переместился в Северную Америку. В новом государстве, как и в Великобритании, они активно боролись против неравноправия полов, выступали за свободу слова, за право отказа от воинской службы, реформу образования. Много внимания члены этого религиозного общества уделяли благотворительности, помощи старикам и душевнобольным. Среди видных общественных деятелей — членов квакерских общин следует назвать Джона Беллерса, трудами которого о социальном неравенстве пользовался Карл Маркс; Джона Вулмана, посвятившего свою жизнь борьбе против рабства. Естественно, что в квакерском движении женщины принимали участие наравне с мужчинами. Лукреция Мотт запомнилась современникам своей борьбой за женскую эмансипацию и отмену рабовладения, Элизабет Фрай посвятила свою жизнь осуществлению тюремной реформы в Англии.

    Среди квакеров было немало выдающихся ученых в области естественных наук. Например, химик Дальтон, ботаник Коллинсон. Одно из наиболее значительных промышленных открытий XVIII века было сделано в Коулбрукдейле, графство Шропшир, квакером Абрахамом Дарби, оно было связано с плавкой железа при помощи кокса.

    XVIII век привел в движение и негативные тенденции. Многие собрания квакеров постепенно закрывали свои двери перед внешним миром, замыкались на регулировании собственных порядков, строгом соблюдении традиций. В ХУШ веке и начале XIX века квакеры становятся «странными» людьми, которые с подозрением относятся к внешнему миру, носят характерные одежды, разговаривают на языке, насыщенном специфическим жаргоном. Их отрицательное отношение к массовым празднествам, искусству и литературе не могло не вызвать недоумения окружающих. Очень большую власть над жизнью верующих приобретают старейшины общин. Распространились наказания членов общин за самые пустяковые нарушения квакерских правил.

    Желание более активно участвовать в общественной жизни, недовольство усилившимися руководителями и ряд разногласий по поводу роли Библии в квакерской вере привели к двум большим расколам в религиозном обществе друзей света в XIX веке.

    Первый такой раскол произошел в конце 20-х годов XIX века, когда значительная часть квакеров перешла на сторону фермера и проповедника Элиаса Хикса. Хикситы протестовали против той роли, которую играли в собраниях квакерские старейшины, выступали за большую свободу в повседневной и религиозной жизни. Противоборствующие группы прокляли друг друга и каждая объявила себя истинным обществом друзей.

    В 1845 г. ортодоксальное крыло общества также пережило распад. Со времен Баркли был не решен до конца вопрос о том, как относиться к Священному Писанию и исторической роли Христа. В XIX веке развивается евангелическое течение в квакеризме. Евангелисты под руководством Джозефа Герни утверждали, что в жизни верующих огромную роль сыграла та жертва, которую принес Иисус. Библия для последователей Герни была необходимым фундаментом их религии. Против этого возражал Уилбер. Его сторонники считали, что человеку достаточно водительства «внутреннего света», а Христос — это, в первую очередь, не историческая фигура, а постоянно присутствующая в человеческом сердце истина.

    Сторонники Герни стали проводить богослужения, близкие к традиционному протестантскому обряду, появилась «Церковь Друзей».

    Надо отметить, что наиболее острое противостояние в секте квакеров наблюдалось в США. Английское движение в меньшей степени подверглось расколу.

    В 1895 г. в Манчестере была проведена большая конференция друзей света, организованная Джоном Вильгельмом Раунтри. На ней была оформлена либеральная доктрина квакеров. Либералы предпочитают активно трудиться на общественном поприще, опираясь на идеи религиозного гуманизма. И деление квакеров на евангелистов, консерваторов и либералов сохраняется и в наши дни.

    * * *

    Хотя квакеры разделяют многие вероучительные положения протестантизма, они не придерживаются какого-либо официального символа веры. Вместо него они руководствуются сборником «Вера и практика» — своего рода уставом, в котором освещается должный порядок проведения собраний, личные, общественные и политические обязанности верующих, а также практика честного ведения дел.

    Многие из основных положений квакерской веры уже были изложены выше. Скажем еще раз о главном. Итак, по мнению квакеров, истинное христианство — не в догматах, не в богословских системах и не в Церкви, а в непосредственном озарении каждого человека от Духа Святого, который не только учит, как правильно понимать Св. Писание, но и может привести к спасению каждого человека в отдельности.

    Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. Эти сокровенные отношения между Богом и каждым человеческим существом именуются Внутренним Светом. Он проявляется и в аскетическом образе жизни, особом акценте на духовной ответственности каждого человека, сильном чувстве его причастности к судьбе ближнего.

    Хотя Внутренний Свет, или Божественный Дух, всегда имеет силу, квакеры в основной своей массе считают, что полнота божественного Откровения проявляется в жизни Иисуса Христа. Библия же, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством Внутреннего Света.

    Поскольку Божьей искрой обладают все люди, квакеры подчеркивают полное равенство всех перед Богом. Именно оно дает возможность каждому человеку, как бы глубоко ни погряз он в грехах и как бы ни был далек от идеала христианской жизни, покаяться, обратиться и очиститься, став подлинным сыном Божьим. И оно же запрещает всякое нанесение вреда, насилие и убийство, ибо оскорбляя или нанося вред любому человеку, мы оскорбляем Христа, пребывающего в каждом.

    В человеке идет постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, Богом и сатаной, духом и плотью. В своих проповедях Фокс призывал противиться духу злобы и вражды, стремиться к внутреннему миру и ни под каким видом не прибегать к плотскому оружию, а лишь к «оружию духа».

    Квакеры являются абсолютными противниками любой вооруженной борьбы, в том числе борьбы за веру. «Мы определенно знаем, — утверждают они, — и свидетельствуем перед миром, что дух Христов, который ведет нас ко всякой Истине, никогда не подвигнет нас сражаться и воевать внешним оружием против какого бы то ни было человека ни за царство Христово, ни за царства мира сего».

    Квакеры не рассматривают жизнь после смерти как награду за добродетель или как возмещение за страдания в жизни на земле. Страх или угроза наказания также не используются, чтобы побудить жить праведной жизнью. Квакеры не рассуждают о том, что случается после смерти. Среди них есть убежденные, что загробная жизнь существует, однако есть и такие, кто убежден в том, что ее нет. Но все квакеры чувствуют, что важнее ладить с этой жизнью.

    Основы квакерского вероучения нашли соответствующее воплощение в их повседневной жизни, общественной деятельности и молитвенной практике. Они не признают таинств. Духовное причащение, согласно их теории, не требует физических веществ, таких как хлеб и вино. Так же обстоит дело и с духовным крещением. Квакеры стараются придерживаться скромности в одежде, манерах и речи. Браки заключаются на основе простого обещания верности, данного в присутствии старейшин. В ребенке родители уважают носителя Внутреннего Света и основывают на этом свою систему воспитания. Погребение членов общины проходит без особой пышности, а члены семьи покойного не носят траур. Многие современные друзья света продолжают отказываться от службы в армии.

    Молитвы квакеры проводят один (в воскресенье) или два раза в неделю в обычных домах. Они рассаживаются кругом или прямоугольником, чтобы ощущать присутствие единоверцев. Длительное молчание позволяет квакерам почувствовать внутреннее единство общины, открыть себя для Бога. Молчание, время от времени прерывается человеком, который почувствовал, что на него снизошел Дух. Человеком, получившим Откровение и говорящим об этом вслух (он может цитировать Священное Писание или просто произносить наставления), может быть и мужчина, и женщина, и ребенок, и даже посторонний человек, впервые посетивший молитвенное собрание (правда, как правило, говорят наиболее авторитетные квакеры). Члены общины обязаны внимательно выслушать откровение и имеют право продолжить монолог, аккуратно подбирая слова таким образом, чтобы они продолжали речь предыдущего. Среди квакеров-евангелистов США распространены более «цивилизованные» молитвенные собрания, с заранее разработанной программой, чтением конкретных мест из Писания, органной музыкой, оплачиваемым проповедником. Особую роль играют старейшины. Их задача — следить за соблюдением правильности обрядов, разъяснять их новичкам. Пожатием руки друг другу, старейшины показывают собранию, что молитва на сегодня завершена.

    Ряд административных функций осуществляют наблюдатели: организовывают опеку престарелых и больных квакеров, дают советы по устройству личной жизни и т. д.

    Время от времени квакеры собираются на так называемые деловые собрания. Проводятся они, как правило, после молитвы. На собраниях затрагивается самый широкий спектр вопросов, связанных с деятельностью общины (например, о предоставлении денежного пожертвования какому-либо благотворительному фонду, о выборе рода деятельности в данном округе, о необходимости организации выставок в городе для ознакомления общественности с квакерами, о составлении письма депутату парламента с изложением проблем, которые интересуют собрание, о приеме новых членов в общину). Квакеры не голосуют, их задача — достичь консенсуса. Руководитель процедуры — клерк — обязан следить за «духом собрания», предлагать итоговые решения, устраивающие все стороны. В принципе, если клерк видит, что собрание не движется к выработке компромисса, он может его завершить без подведения каких-либо итогов.

    Квакеры — люди строгих религиозных взглядов, но считают, что эти взгляды должны быть проверены тем, как они проявляются в действии. Для того чтобы охарактеризовать их деятельность, лучше всего подходит квакерский термин «свидетельство». «Свидетельство» — это постоянное проявление веры квакеров на практике.

    Основными квакерскими «свидетельствами» являются правда, равенство, мир, простота и общность. Правда для ранних друзей света заключалась, прежде всего, в совершении молитв и сохранении своих взглядов, невзирая на преследования; в отказе от клятв. Равенство воплощается в борьбе квакеров за равноправие полов, выступлениях за отмену смертной казни и общедоступное образование. (Кстати, в мире существует несколько квакерских колледжей.) Свидетельство о мире приводит квакеров в самые разные горячие точки планеты, где они пытаются выступать посредниками между конфликтующими сторонами. Кроме того, квакеры настаивают на праве каждого человека на так называемую альтернативную службу, осуждают всеобщую воинскую повинность. Общность для них подразумевает движение к диалогу людей разных национальностей, вероисповеданий, политических взглядов.

    Общество «Друзья света» продолжает свою активную общественную деятельность.

    По территориальному принципу общество «Друзья света» делится на подготовительные, месячные, квартальные и годовые собрания. Соответственно, месячные собрания обычно охватывают небольшие регионы, а, скажем, годовые могут включать в себя квакеров целой страны. Руководят деятельностью собраний старейшины, клерки, наблюдатели и казначеи. Собрания постоянно создают комитеты по решению тех или иных задач. Годовые собрания в целом независимы в своей деятельности. Но существует и ряд всемирных организаций. В 1937 г. был создан Всемирный Комитет Друзей по консультациям, объединяющий сейчас 60 годовых собраний, представители которых встречаются на конференции раз в три года. Всемирный офис в Лондоне функционирует как центр международных связей; действуют «Европейская и Средневосточная секция», «Секция Обеих Америк», «Африканская секция», «Секция стран Азии».

    Сейчас по всему миру насчитывается приблизительно 304 тысячи квакеров. В основном они проживают в США, Латинской Америке, Восточной Африке (в первую очередь в Кении) и в Великобритании.

    * * *

    Есть квакеры и в России. Первое их соприкосновение с русскими относится к концу XVII века. Тогда царь Петр I познакомился с лидерами общины в Англии и «внимательно отнесся к их богослужениям». Правда, это не помешало русским церковникам казнить в Москве квакера Квирина Кульмана.

    В середине XVIII века в постановлении, направленном против хлыстовства, синод назвал его «квакерской ересью». Видимо, такое определение было связано со сходством между русскими и зарубежными сектантами в учении о непосредственном озарении Духом. Кроме того, многие источники сообщают, что в раннем квакерстве были так же, как и у хлыстов, распространены странные телодвижения во время молитвы.

    Позже друзьям света удалось произвести большое впечатление на мистически настроенного императора Александра I. Говорят, что он несколько раз молился вместе с квакерами.

    Видный деятель движения Аллен общался с императором, призывая его поддержать борьбу против рабства и приравнять работорговлю к пиратству. Квакер Даниэль Уилер занимался осушением болот вокруг российской столицы.

    В 1854 г. три квакера находились с миссией при дворе Николая I, стремясь предотвратить начало Крымской войны. (Здесь, возможно, имело место задание, данное соответствующими английскими органами.)

    В начале XX века квакеры работали с беженцами, жертвами Первой мировой войны, голодающими Поволжья. Они открывали пункты питания, больным, детские дома, кустарные мастерские. В Москве в 1921–1931 гг. работал квакерский офис.

    В 1991 г. он открылся вновь. Первое годовое собрание в России было проведено в 1994 г., а в следующем году Управление юстиции Москвы зарегистрировало Московское религиозное движение квакеров. Оно насчитывает несколько десятков человек. Задачи у объединения традиционные: содействие развитию альтернативной военной службы, помощь беженцам и жертвам насилия, организация конференций по правам человека, поддержка диалога между Русской православной церковью и протестантскими общинами меннонитов, баптистов и т. д.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Квакер (явление) - это... Что такое Квакер (явление)?

    Квакер (или квакушка) — предполагаемый источник неизвестных подводных звуковых колебаний низкочастотного диапазона, иногда фиксируемых эхолокационными установками морских судов. Название явления исходит из схожести некоторых записанных сигналов со звуками, издаваемыми лягушками (впрочем, помимо «кваканья» регистрируются и многие другие звуки). Первые отмеченные случаи относятся к семидесятым годам XX века. Пик сообщений приходится на 1975—1980 года. После 1990 года ни одного официально зарегистрированного случая нет, что вызвано, скорее всего, простым снижением напряжённости ведения морской разведки и несения дежурства подводными лодками.

    Гипотезы возникновения квакеров

    Существуют несколько предположений, касательно возникновения данного явления:

    Разведка

    Поскольку впервые это явление было отмечено военно-морскими силами СССР во времена противостояния в холодной войне было сделано предположение о развёртывании противником системы глобальной пеленгации морских судов. Вследствие чего ВМФ СССР была организована программа «Квакер», занимавшаяся данной проблемой вплоть до восьмидесятых годов XX-го века, после чего программа была закрыта, а все материалы были отправлены в военно-морские архивы под грифом «Секретно». Однако, приведённая версия не получила своего подтверждения в связи с тем, что развёртывание подобной системы было бы крайне дорогим и малоэффективным.

    Животные

    Согласно одному из основных предположений, относительно возникновения явления, источник этих звуков — морские животные малоизученных или, возможно, неизвестных видов. Некоторые исследователи предполагают, что квакерами могут являться некоторые виды китообразных, как известно, отлично использующих гидроакустику. В квакеры «записывали» косаток и даже вымерших к настоящему времени базилозавров. По другим мнениям, квакером может быть гигантский кальмар из семейства Architeuthidae, что объяснило бы целый ряд особенностей поведения и сложностей обнаружения, так как по ряду предположений гигантские кальмары могут охотиться на крупных морских млекопитающих (за коих, вероятно, принимают подводные лодки), а бескостное телосложение затрудняет их обнаружение штатными приборами наблюдения.

    Неопознанный плавающий объект

    По другим домыслам квакеры — это попытки установки контакта представителями иных цивилизаций или НПО.

    Ни одна из гипотез не нашла своего прочного доказательства.

    См. также

    Ссылки


    Смотрите также