Тема произведения что это такое


Тема произведения - это... Что такое тема в литературе

Что такое тема произведения? Это определение его содержания. Между темой и идеей каждого литературного произведения существует неразрывная логическая связь.

Что такое тема произведения?

Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения - это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.

Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.

Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.

Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».

Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.

Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.

Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

Учимся находить

Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

  • Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.

Чем тема отличается от идеи?

Тема имеет два отличия. Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста. Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах. Идея, в свою очередь, показывает основную цель и задачу писателя. Если посмотреть на представленный отрывок, то можно сказать, что идея – это основной посыл от автора читателю.

Определить тему произведения не всегда бывает просто, но подобный навык пригодится не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Именно с его помощью можно будет научиться понимать людей и радоваться приятному общению.

Основные понятия теории литературы: тема, идея, сюжет, композиция

Понятия «тема», «идея», «сюжет», «композиция» являются одними из наиболее важных при анализе художественного произведения. Эти понятия – первые кирпичики в будущем доме анализа выбранного текста.

Тема – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. Темы исторически обусловлены, т.к. меняются с течением времени, но есть и «вечные» темы, которые остаются актуальными в любые времена, - темы отцов и детей, добра и зла, предательства, любви и др.

Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании. Иногда идейный замысел автора выходит «из-под контроля» и не совпадает с вытекающими идеями – как, например, и случилось с тургеневским Базаровым.

Сюжет – это, на первый взгляд, одно из наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения с его фабулой. Фабула – это последовательная передача изображаемых в произведении событий в их причинно-следственной связи. Но не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях эти два понятия совпадают.

Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно. Не стоит умалять значение и интерьера, пейзажа, художественного обрамления текста и ретроспекций.

Имея четкое понятие о разобранных элементах художественного произведения, Вы, безусловно, сможете достойно проанализировать любое произведение.

Успехов Вам в работе над художественным произведением!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

тема - это... Что такое тема?

  • тема — ы, ж. thème, нем. Thema <гр. thema установленное; положение. 1. Круг жизненных явлений, событий, составляющих содержание произведения литературы, живописи и т. п. или лежащих в основе научного исследования, доклада и т. п. БАС 1. Вот вам тема …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Тема —     ТЕМА основной замысел, основное звучание произведения. Представляя собой то неразложимое эмоционально интеллектуальное ядро, которое поэт каждым своим произведением как бы пытается разложить, понятие темы отнюдь не покрывается т. н.… …   Словарь литературных терминов

  • ТЕМА — (лат. thema). 1) содержание. 2) главная мысль сочинения. 3) в музыке: главный мотив, который должен быть развит композитором. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМА [гр. thema] лингв. при актуальном… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ТЕМА — ТЕМА, темы, жен. (греч. thema). 1. Предмет какого нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • тема — См …   Словарь синонимов

  • ТЕМА — «ТЕМА», СССР, Мосфильм, 1979, цв., 99 мин. Психологическая драма. «Тема», заявленная в предыдущей картине режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова», нашла в этом фильме непосредственное продолжение. Панфилов подвергает глубокому исследованию… …   Энциклопедия кино

  • ТЕМА —     ТЕМА (в философии и истории науки) термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин “тема” используется Холтоном в трех различных аспектах: тематических понятиях, гипотезах и методологиях. Холтон не… …   Философская энциклопедия

  • Тема — [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тема — предложенье, предмета обсужденья, разработки задача; основная мысль. Ср. «Не будемъ говорить на эту тему, мы вѣдь, говоримъ о матери». Да и вообще бросимъ ка пока всѣ темы. Au revoir. А. А. Соколовъ. Тайна. 20. Ср. Онъ... частными письмами...… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТЕМА — ТЕМА, ы, жен. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями. | прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа …   Толковый словарь Ожегова

  • ТЕМА — жен., греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. | Мелодия, напев, музыкльное. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Какие бывают темы произведений в литературе. Что такое тема произведения

    В литературоведческих работах термин «тема » имеет две основные трактовки:

    1)тема – (от др.-греч. thema –то, что положено в основу) предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель;

    2) основная проблема , поставленная в произведении.

    Нередко в понятие «темы» объединяются два эти значения. Так, в «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Тема – круг событий, образующих жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служащих для постановки философских, социальных, эпических и других идеологических проблем» (Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987, с. 347).

    Иногда «тема» отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобней терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно». Разумеется, Горький как писатель ощущал прежде всего неразделимую целостность всех элементов содержания, но для целей анализа именно такой подход непригоден. Литературоведу необходимо четко разграничить и сами понятия «тема», «проблема», «идея», и – главное – стоящие за ними «уровни» художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было проведено Г.Н. Поспеловым (Целостно-системное понимание литературных произведений // Вопросы литературы, 1982, №3), и в настоящее время разделяется многими литературоведами.

    В соответствии с этой традицией под темой понимается объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров), а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в произведение и образуют объективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании – все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Тема выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной (то есть, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному).

    При анализе тематики акцентируется внимание на отборе писателем фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения. Следует отметить, что иногда тематике уделяется неоправданно много внимания, как будто главное в художественном произведении – та действительность, которая получила в нем отражение, тогда как на самом деле центр тяжести содержательного анализа должен лежать совсем в другой плоскости: не что автор отразил, а как осмыслил отраженное. Преувеличенное внимание к тематике может перевести разговор о литературе в разговор об отраженной в художественном произведении действительности, а это далеко не всегда нужно и плодотворно. (Если рассматривать «Евгения Онегина» или «Мертвые души» лишь как иллюстрацию к жизни дворянства начала XIX века, то и вся литература превращается в иллюстрацию к учебнику истории. Тем самым игнорируется эстетическая специфика художественных произведений, своеобразие авторского взгляда на действительность, особые содержательные задачи литературы).

    Теоретически также неверно уделять первостепенное внимание анализу т

    Что такое тема произведения в литературе

    Что такое тема произведения? Это определение его содержания. Между темой и идеей каждого литературного произведения существует неразрывная логическая связь.

    Что такое тема произведения?

    Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.

    Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения - это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.

    Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.

    Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.

    Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».

    Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.

    Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.

    Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

    Учимся находить

    Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

    • Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

    В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.

    Чем тема отличается от идеи?

    Тема имеет два отличия. Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста. Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах. Идея, в свою очередь, показывает основную цель и задачу писателя. Если посмотреть на представленный отрывок, то можно сказать, что идея – это основной посыл от автора читателю.

    Определить тему произведения не всегда бывает просто, но подобный навык пригодится не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Именно с его помощью можно будет научиться понимать людей и радоваться приятному общению.

    Тема – проблема – идея литературного произведения тезисы лекции.

    Вопрос 1. Понятие про идейно-тематическую основу литературного произведения.

    Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения:

    «Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»

    Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме.

    Элементы содержания литературного произведения:

    - тема

    - проблема

    - идея

    -конфликт

    - пафос

    - сюжет (?)

    Элементы художественной формы произведения:

    - сюжет (?)

    - композиция

    - персонажи и художественные приемы их создания

    - вся система образов - вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности

    Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.

    Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения».

    Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении.

    Тема - предлагает предмет для авторского художественного исследования.

    Тема – это то, что изображается в произведении.

    Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания.

    Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении

    Термин «тема» употребляется в двух значениях:

    1. жизненный материал, взятый для изображения

    2. основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении

    В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?»

    Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого.

    Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема.

    Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна…

    Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем.

    Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения.

    Типология тем в литературе:

    - актуальные, злободневные, временные – и вечные

    - значительные - и незначительные

    - национальные - и общечеловеческие

    - современные – и эпохальные

    «Вечные» темы:

    - национальные

    - исторические

    - психологические

    - философские

    - общечеловеческие

    - тема искусства и художника

    - родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть…

    15.Тема, проблема, идея

    1. Тема, проблема, идея литературного произведения.

    Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) — это предмет познания. Тематика — это те явления жизни, которые отражены в произведении.

    В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

    Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи.

    Предметом изображения в произведениях худо­ж литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.).

    Но основным предметом познания в художествен­ной литературе являются харак­терные особенности человеческой жизни. Это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни.

    Разные авторы по-разному говорят об определении темы.

    Есин: Тема – «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания».

    Томашевский: «Единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции».

    Сюжет может быть одним и тем же, но тема различается. В массовой литературе сюжет тяготеет над темой. Жизнь очень часто становится объектом изображения.

    Тема часто определяется литературными пристрастиями автора, принадлежностью его к определенной группировке.

    Понятие внутренней темы – темы, сквозные для писателя, это то тематическое единство, которое объединяет все его произведения.

    Тема является организующим началом произведения.

    Проблема – это выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, разрешающийся по мере развертывания произведения, — это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он считает наиболее существен­ными.

    Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание.

    Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

    Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

    Именно благодаря выражению идеи в образах литератур­ные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.

    Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмыс­ления писателем изображаемых им характеров и вытекает из его мировоззрения.

    Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя.

    Читатель обычно искренне поддается иллюзии того, что все, изображенное в произ­ведении, — это сама жизнь; он увлекается действиями, судьбами героев, переживает их радости, сочувствует их страданиям или же внутренне их порицает. При этом читатель часто сразу не осознает, какие существенные особенности воплощены в героях и во всем ходе изо­бражаемых событий и какое значение имеют подробности их поступков и переживаний.

    А ведь эти подробности создаются писателем для того, чтобы через них возвысить характеры одних героев в сознании читателя и снизить характеры других.

    Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа­тель. В этом ему часто помогает литературная критика.

    Тема, идея, проблематика художественного произведения

    Тема

    Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.

    Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

    Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

    Тема
    ГлавнаяЧастнаяВечная
    Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть.
    (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева "Отцы и дети", изображение столкновения двух разных эпох).
    Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы.
    (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева "Отцы и дети")
    Темы, общие для всей мировой литературы.
    Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
    И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

    Идея

    Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

    Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

    Идея может быть выражена писателем в его авторской позиции, а может и вовсе не прозвучать. В контексте этого, В . Белинский отметил, что «поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос». Идею можно толковать по разному, в этом и состоит ее главная особенность.

    Проблематика

    Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

    Виды проблематики:
    • социально — политическая (отражение общественных проблем эпохи в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в произведении А. И. Куприна «Ленин»)
    • нравственно — этическая (нравственные проблемы, религиозные темы (проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»))
    • национально — историческая (проблема национальной судьбы, изображение национального характера; произведения: «Клеветникам России» А. С. Пушкина, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского).
    • философская ( проблема жизни и смерти, поиска смысла жизни, поиск истины; произведения: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, «Изречение Мельхиседека» К. Н. Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Ф. И. Тютчева)

    Чем отличается тема от идеи

    Любой анализ литературного произведения начинается с определения его темы и идеи. Между ними существует тесная смысловая и логическая связь, благодаря которой художественный текст воспринимается как целостное единство формы и содержания. Правильное понимание значения литературоведческих терминов тема и идея позволяет установить, насколько точно автор сумел   воплотить свой творческий замысел и стоит ли читательского внимания его книга.

    Определение

    Тема литературного произведения – это смысловое определение его содержания, отражающее авторское видение изображаемого явления, события, характера или другой художественной реальности.

    Идея – замысел писателя, преследующего определенную цель в создании художественных образов, в использовании принципов сюжетостроения и  достижении композиционной целостности литературного текста.

    к содержанию ↑

    Сравнение

    Образно говоря, темой можно считать любой повод, побудивший писателя взяться за перо и перенести на чистый лист бумаги отраженное в художественных образах восприятие окружающей действительности. Писать можно о чем угодно; другой вопрос: с какой целью, какую задачу ставить перед собой?

    Цель и задача определяют идею, раскрытие  которой и составляет  сущность эстетически ценного и общественно значимого литературного труда.

    Среди многообразия литературных тем можно выделить несколько основных направлений, которые служат ориентирами для полета творческого воображения писателя. Это исторические, социально-бытовые, приключенческие, детективные, психологические, морально-этические, лирические, философские темы. Список можно продолжить. В него войдут и оригинальные авторские заметки, и литературные дневники, и стилистически отточенные выписки из архивных документов.

    Тема, прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.

    Идея – глубинное содержание произведения. Тема – мотив, позволяющий реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного контекста.

    к содержанию ↑

    Выводы TheDifference.ru

    1. Тема определяет фактическое и смысловое содержание произведения.
    2. Идея отражает задачи и цели писателя, которых он стремится достичь, работая над художественным текстом.
    3. Тема обладает формообразующими функциями: она может быть раскрыта в малых литературных жанрах или получить развитие в крупном эпическом произведении.
    4. Идея – основной содержательный стержень художественного текста. Она соответствует концептуальному уровню организации произведения как эстетически значимого целого.

    Многообразие тем и тематики литературного произведения

    Определение 1

    Тематика литературного произведения – это объект, предмет художественного изображения, материал, заинтересовавший автора и привлекший его внимание, культурная, социальная, историческая действительность, к которой он обращается.

    Понятие темы и тематики литературного произведения

    Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.

    Определение 2

    Тематика произведения – это совокупность многих тем.

    Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:

    • Тема – это предмет изображения, факты и явления из жизни, запечатленные автором в его произведении;
    • Тема – это основная проблема, поднятая в произведении.

    Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:

    Определение 3

    Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.

    Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.

    В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения.

    Виды тем и тематик

    В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.

    Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.

    Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:

    • Вечные или универсальные. Они составляют основу мирового искусства, являются достоянием всех эпох и всех наций;
    • Онтологические – вечные темы, фиксирующие важнейшие свойства нашего мира, основы его бытия: время и вечность, жизнь и смерть, свет и тьма, разрушение и созидание и т.д.;
    • Антропологические – темы, обращенные к человеку, его физической и духовной сущности: смирение и гордыня, греховность и праведность, верность и предательство, ненависть и любовь, женственность и мужественность, старость и юность и т.д.;
    • Культурно-исторические, важные для людей конкретной исторической эпохи и определенной культуры: национальные традиции, жизнь общества, научно-технический прогресс, политические и военные события, взаимоотношения сословий и т.д.

    Замечание 1

    В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.

    Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.

    Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.

    Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.

    Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.

    Во втором случае единая тема проходит через судьбы целого ряда персонажей. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого тема взаимоотношений народа и личности, общественной жизни и индивидуальности организует тематические и сюжетные линии произведения. Другая важная тема этого произведения - тема Отечественной войны 1812 года становится вспомогательной, побочной, «работающей» на основную. В этом случае поиск главной темы является непростой задачей, поэтому анализ тематики произведения следует начинать с тематической линии ключевых героев, выясняя, что именно их внутренне объединяет. Таким образом, это объединяющее начало и будет главной темой произведения.

    Тема произведения: понятие и примеры из русской литературы - Теория литературы

    Кратко:

    Тема (от гр. thema, букв. - то, что лежит в основе) - предмет художественного изображения; круг событий, явлений, жизненных вопросов, творчески воплощенных в тексте произведения.

    Например, тема рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий» - изображение чинопочитания, а в повести М. Шолохова «Судьба человека» - подвиг Андрея Соколова, обычного человека, гражданина.

    Наряду с главной темой различают побочные, или второстепенные, подчиненные ей. Все вместе они образуют тематику художественного произведения.

    К примеру, главная тема поэмы А. Блока «Двенадцать» - тема революции, а круг побочных тем и мотивов включает изображение старого и нового мира, любовного чувства бойца Петрухи к Катьке, разрухи в Петрограде и т.п.

    Тема произведения связана с идеей и образует с ней смысловое единство, содержательный уровень текста.

    Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

    Подробнее:

    В одном уже прикосновении художника именно к этим, а не иным сферам реальности заключено многое. Прежде всего, нужно помнить, что писатель избирает в реальности те ее проявления, которые отвечают складу его таланта и своеобразию его жизненного опыта.

    Темы произведений Островского

    Почему А. Н. Островского влекла к себе именно купеческая среда? Да прежде всего потому, что именно здесь еще в молодые годы были накоплены им богатейшие наблюдения. Об этой среде он располагал таким знанием реальности и такой широтой представлений, с которыми не мог соперничать никто ни в литературе 40-х годов (в ту пору, когда формировался его талант драматурга), ни в литературе прошлого. И конечно же, Островский не мог не осознавать, что перед ним открылся новый и необжитый материк русской действительности, с особыми нравами и обычаями, со своеобразным укладом и строем бытия. Островскому казалось, что в глубине этого уклада бьет свежая струя русского мира, что традиционные устои его здесь прочнее, что здесь они уходят корнями в народную почву. Но, может быть, важнее всего, что устои эти (так казалось Островскому) сопряжены у купечества не с расслабляющей созерцательностью и российскою ленью, а с деятельным началом русской души.
    Ранние «купеческие» пьесы Островского — первый шаг в постижении этого мира, и не славянофильской идеализацией объясняется здесь художественное обаяние этой среды, а сосредоточенностью на тех ее устоях, с которыми были связаны ожидания художника. Ожидания не сбывались, и чем глубже в дальнейшем взгляд Островского проникал в социально-психологическую природу русского купечества, тем чаще ему бросались в глаза его хищные инстинкты, культ чистогана, беспощадность ко всему, что отмечено печатью бескорыстия и благородства. Хотя и то правда, что надежды, возлагаемые на русское купечество, не развеялись совсем и даже вспыхнули с новой силой в поздней драматургии Островского. С другой стороны, выбор купеческой темы означал выбор своеобразной художественной призмы, сквозь которую художник рассматривал весь мир русской реальности. С этой точки зрения «Гроза» Островского, конечно же, не купеческая пьеса в том смысле, в каком этим определением можно обозначить горизонты ранней комедии Островского «Свои люди — сочтемся». «Гроза» именно «всероссийская пьеса» в том же значении, в каком это выражение применимо к «Горю от ума» Грибоедова и к гоголевскому «Ревизору».

    Тема "лишнего человека"

    Кажется, определение темы, запечатленной в произведении, исключает всякий аналитический акт мысли, кажется, здесь имеешь дело с очевидностью, тотчас же бросающейся в глаза. Но это не более чем иллюзия. И определение темы часто попадало в плен к узким идеологическим пристрастиям критики. В итоге появлялись на свет фикции, иногда обретавшие навязчивую незыблемость, перерастающие к литературно-критический миф. Так родилась на свет, например, фикция «лишнего человека». Произвольно истолкованное выражение Тургенева, почерпнутое из названия его повести «Дневник лишнего человека» и уместное лишь в контексте этого произведения, стараниями критики стало употребляться столь широко, что превратилось в своего рода «вселенскую смазь». Это понятие — до сих нор один из излюбленных шаблонов в понятийном арсенале школьной словесности: всюду ей видятся в XIX веке «лишние люди». Изъян этого определения не только в том, что его искусственно раздвинутой рамой охватываются совершенно разные явления. Но прежде всего в том, что понятие «лишний человек» навязывает нам оценку, и оценку, унифицирующую противоречиво сложные формы авторского отношения к персонажу: Онегин это или Печорин, Обломов, или тургеневский Рудин, или герценовский Бельтов. Все эти столь разные персонажи с помощью одной формулы вписываются в единый тематический ряд, у Добролюбова схваченный единым стержнем: все это, с точки зрения демократической (а затем марксистской) критики, варианты «обломовщины». Отсюда и негативный акцент, поставленный на слове «лишний».

    Внеоценочность темы, "запретные темы"

    Но тема внеоценочна, или, во всяком случае, момент оценки в ней явно ослаблен. В ней запечатлен лишь акт выбора, мотивы же его становятся понятными лишь в контексте творчества. Смещение темы произведения в область оценки небезобидно для искусства еще и потому, что несет в себе соблазн отторжения «запретных» тем. Но для творчества, если оно не стиснуто жесткими оковами канона либо путами идеологических ограничений, нет и не может быть «запретных тем». При условии, конечно, что его материал не располагается в области порнографии, религиозного кощунства либо «духовного» скотства. Но и то, и другое, и третье уже за чертою искусства, и запреты, которые здесь должны действовать, относятся к области юридического права и нравственной цензуры, в необходимости которой совершенно не сомневался Пушкин, гениальный возвеститель художественной свободы (см. черновые варианты пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»).
    В истории русской поэзии XIX века было время (вторая половина 20 — начало 30-х годов), когда лицемерно пуританская критика, безосновательно выдававшая себя за блюстительницу морали (Булгарин прежде всего), нападала на тему только потому, что она была почерпнута из реальности, самое прикосновение к которой выглядело предосудительным. Поэтому поэму Баратынского «Наложница» («Цыганка») отвергали только за изображение падшей женщины, не принимая в расчет, что этот «предмет» овеян у Баратынского всей чистотою поэзии и всей целомудренностью нравственного чувства. А ведь именно этим в искусстве решается все, в том числе и вопрос о возможности воплощения низменных сфер реальности.

    Вечные темы в литературе

    Иногда тема обозначена писателем в самом названии произведения: «Преступление и наказание», «Война и мир». Семантика этих названий не оставляет как будто никаких сомнений в том, что перед нами вечные темы. И в самом деле вечные, и в названии их запечатлен намек на ракурс художественной мысли и на диапазон ее обобщения. Темы эти подключаются в протяженный, столетиями измеряемый историко-культурный ряд. Но, кажется, именно поэтому в них ослаблен индивидуальный момент и уж, во всяком случае, их соотнесенность с конкретным временем истории. Однако перед нами как раз тот случай, когда за вечным как будто ракурсом темы таится ее укорененность не только в конкретном историко-национальном бытии, но и авторский взгляд на вечную проблему. И то и другое становится очевидным, конечно, только на художественном фоне произведения.
    Ясно, что Достоевского занимает не только вечная противоестественность и безбожность преступления и наказание, притаившееся в нем самом («мне отмщение, и аз воздам»). Его волнует преступление особого рода, вполне «историческое», а именно такое, которое выявляет тягчайшую нравственную болезнь современной личности: дух непомерной гордыни, хищный инстинкт, незаметно вплетающийся в намерение облагодетельствовать человечество, да к тому же еще и муки «единственного», освящающего падение высотою конечной цели. Точно так же и контексте толстовской эпопеи «Война и мир» мир означает не только отсутствие войны, но и русский мир как национальную общность, поставленную судьбой перед лицом величайшего испытания. И этот-то мир — прообраз идеального равновесия и соборности, в которой личное и неповторимое, ничего не теряя в себе, вступают в высшую, гармоническую связь со всеобщим.

    Темы произведений писателей натуральной школы

    Созданная натуральной школой поэтика «физиологической» очерковости, сосредоточенная на типах, а не на характерах, на описании, а не на действии, подталкивала «натуралистов» прежде всего к изображению социально-сословных структур большого города (различные варианты «физиологий» Москвы и Петербурга у Григоровича, Даля, Панаева, Соллогуба, Буткова, Белинского, Кокорева, Башуцкого). И понятно почему: здесь пестрее, разнообразнее, экзотичнее были социальные напластования реальности, не обжитые прежней прозой. Мир русской деревни оставался за пределами тематического кругозора «натуральной школы». Григорович с его «Деревней» и «Антоном Горемыкой» осуществил лишь художественную разведку этой жизненной сферы, и его усилия не были закреплены его литературными собратьями. Этот мир во всем его разнообразии, полноте и внутренней значительности был освоен лишь «Записками охотника» Тургенева, но освоен уже иными способами, нежели те, которые культивировала поэтика натуральной школы. Не случайно, что реальность эта раскрылась навстречу остро индивидуальному художественному зрению свежего таланта, не заслоненному стереотипами школы.

    Темы произведений романтиков

    Конечно же, несравненно большая свобода выбора темы предполагается эстетикой направления, если она не настаивает на соблюдении нормы и канона (классицизм ведь как раз настаивал на этом). Романтики объявили художественную свободу безусловным законом творчества и менее всего склонны были регламентировать выбор темы произведения. Но и здесь направление выбора, естественно, вытекало из эстетических и мировоззренческих пристрастий романтизма. Отчего, например, во множестве романтических произведений подхватывается тема странствия, оживает символика Агасфера (у Гете, Шубарта, Ленау, Жуковского), рождаются персонажи, сознание которых захвачено идеей вечного скитания (Чайд-Гарольд Байрона, Аластор Шелли, Демон Лермонтова, лирический герои музыкальных циклов Шуберта и т. д.)?

    Да оттого, что в этой теме, в ее настойчивой повторяемости отсвечивает общеромантический культ вечного становления, абсолютный перевес динамического над стабильным в отношении к миру и человеку. Шеллинг философски оформил эту наклонность романтического мироощущения в универсальный принцип, которым он не пожелал пожертвовать даже во имя созидания «новой мифологии» («Философия искусства»). Пространственные перемещения романтического героя есть лишь метафора романтического «томления» и духовного скитальчества, которому нет и не может быть исхода и успокоения. Даже биографии романтических поэтов отмечены знаком вечного беспокойства (лихорадочные метания Клейста, странствия Байрона, скитальчество Бодлера и Верлена).
    Наконец, выбор темы произведения обусловлен горизонтами жанра, если не во всех родах литературы, то во всяком случае в лирике. Лирические жанры отмечены повышенной избирательностью художественного зрения. Они стремятся четко разграничить сферы души, замкнув кругозор элегии областью унылых эмоций и философской рефлексии; кругозор оды — патетикою хвалебного слова и т. д. Живой поток душевного бытия у романтиков, однако, перетекает через все границы и в конце концов размывает жанровые разграничения в лирике, оттесняя их в область исторической памяти. Память же о лирических жанрах в поэзии живет долго, вспыхивая время от времени за чертою их существования, за чертою эпохи, когда в их пределах только и протекала жизнедеятельность лирической поэзии.
    Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997


    Смотрите также