Мастер класс что это такое


Мастер-класс: что это такое и как его проводить

Мастер-класс– это это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам. Выбирается тема → выделяется актуальная проблема → объясняется теория по решению этой проблемы → даются практические упражнения на закрепление теории → формируется полезный навык, который можно повторно применить после завершения занятия. Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще. Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении навыка от наставника.

Не существует строгого порядка проведения мастер-классов. Все зависит от сложности выбранной темы, навыков аудитории, квалификации спикера, условий проведения мероприятий и прочих обстоятельств. Поэтому в данной статье мы рассмотрим схему, которую вы можете взять за основу первого мастер-класса. В случае надобности действуйте на свое усмотрение и меняйте любой из указанных пунктов. Если боитесь выступать перед аудиторией, пройдите курс ораторского искусства , и до мастер-класса организуйте вебинар. Когда мастер-класс завершится, задумайтесь над созданием полноценного тренинга.

Переходим к инструкции.

Вступительная часть и корректировка темы выступления

Поприветствуйте аудиторию, расскажите о своей квалификации и теме мастер-класса. Сразу раскройте план выступления и опишите навык, который получит каждый участник после окончания занятия. Здесь же можно сказать, какие есть ограничения и какие темы затрагиваться не будут – это допускает, что кто-то попал на мастер-класс случайно и выбранное направление ему не интересно. Таким людям вы даете возможность уйти и не тратить время на закрепление ненужного навыка. Это случается, и потерю аудитории вы должны рассматривать с положительной стороны – они пришли на мастер-класс по принуждению и не планировали становиться вашими клиентами. Поэтому пусть спокойно уходят.

Далее нужно провести интерактивное общение с аудиторией и попробовать сузить выбранную тему. Например, вы решили организовать мастер-класс о создании продающего контента для свадебных агентств. Вы проводите короткий опрос и узнаете, что сайт ведут не более 10% участников мастер-класса, а всем остальным интересны соцсети Фейсбук и Инстаграм – это каркас, вокруг которого нужно построить все выступление. То есть вы должны предлагать какую-то концепцию и на примерах Фейсбука или Инстаграма показывать пример ее работы. Отступления от этих примеров возможны, однако большая часть материала должна адаптироваться под аудиторию мастер-класса.

После определения узкой темы важно разобраться с уровнем подготовки всех участников. Вы должны быстро узнать, что они умеют делать, с какими теоретическими концепциями знакомы и о каком материале никогда не слышали. После этого действия может произойти еще одна перестройка темы выступления. Например, может оказаться, что с контентом для соцсетей у всех все в порядке, однако есть проблема с ответами на критику в комментариях. При таком условии мастер-класс должен быть посвящен тому, как правильно работать с отзывами в соцсети и использовать негатив для построения успешной контент-стратегии.

Передача навыка

Это основной этап, на котором от вас потребуется структурированная подача заготовленного материала. Лучше всего здесь работает такая схема: разложите общую теоретическую концепцию на небольшие смысловые части → придумайте для каждого блока практическое упражнение → покажите порядок его выполнения и дайте аудитории время самостоятельно закрепить материал. Далее ответьте на вопросы участников и объясните, где искать дополнительную информацию по теме.

Параллельно с изложением материала желательно рассказывать о распространенных ошибках, которые допускаются во время выполнения определенного вида работы. За счет такого подхода участники смогут глубже проработать навык и узнать не только, как надо, но и как не надо выполнять заданное практическое упражнение. Когда все будет готово, расскажите о дополнительных сценариях, при которых можно модифицировать полученные знания и использовать полученный навык в большем количестве случаев.

Чтобы не выйти за рамки отведенного времени, проведите качественную подготовительную работу: составьте план выступления, отрепетируйте речь и разработайте презентацию. В презентации у вас должны отображаться все основные тезисы, по которым можно воспроизвести суть мастер-класса – это нужно, чтобы вы могли сделать рассылку и оставить участникам памятку о своем выступлении.

В конце обязательно подведите итоги и выделите все ключевые мысли, озвученные на мастер-классе. Это влияет на запоминание и стимулирует аудиторию перейти к самостоятельному изучению других ваших материалов. Дайте нужные ссылки и объясните, как они помогут развить новый навык. В общем, это время рекламы.

Далее мы рекомендуем посмотреть видео мастер-класса про подготовку текста для компании. Даже если тема вам не особо интересна, понаблюдайте за действиями спикера. Это пример того, как должно проходить хорошо организованное выступление.

Мастер-класс Максима Ильяхова про текст для компании.

Консервирование новых идей

До и после мастер-класса наблюдайте за аудиторией и обращайте внимание на обсуждаемые проблемы. Например, вы запланировали и провели мастер-класс по контенту для социальных сетей, а многим пользователям хотелось бы научиться выпускать ролики для ютуба. Если вы работаете с контентом, то на следующем мастер-классе можете поговорить о сильном сценарии.

Чем больше болезненных проблем вы подметите, тем больше выступлений сможете организовать. В итоге вы получите статус эксперта, заработаете денег и завоюете благодарность аудитории. Пользуйтесь предложенными рекомендациями и попробуйте подготовиться к своему первому мастер-классу. Желаем вам удачи!

Статья на тему: Что такое мастер-класс.

Что такое мастер-класс.
   Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.

    Что же такое мастер-класс?  В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В первую очередь, Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

  Мастер–класс – это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). 

  Мастер–класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему,включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
  Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
  Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  
  Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Что такое мастер-класс, какие разновидности такого обучения бывают

В современном мире очень много способов получения информации. Можно ходить на курсы, лекции или на мастер-классы. Формат мероприятия может быть любой, все должно зависеть от того, что нужно освоить и насколько быстро. Каким же способом можно усвоить информацию за сжатый срок? Ну, конечно, нужно пройти мастер-класс. Но не многие наши соотечественники хорошо себе представляют формат этого мероприятия. Что такое мастер-класс? Мы расскажем об этом ниже.

Что такое мастер-класс

Это понятие пришло к нам из английского языка. Состоит оно из двух слов. Первое слово master обозначает эксперта в какой-либо области. Второе слово class переводится как "урок" или "занятие". Соединяя два значения вместе, получаем мероприятие, на котором мастер делится своим опытом и знаниями.

Что такое мастер-класс в России? Это мероприятие, на котором эксперт, например, в области маркетинга рассказывает о лучших техниках продаж. Но это не просто лекция. В конце занятия эксперт должен разыграть небольшие сценки, в которых слушатели примут непосредственное участие.

Как проходит мастер-класс

Обычно такое мероприятие проходит по сценарию, описанному выше. Люди приходят на занятие, слушают вводную часть, а потом в зависимости от тематики начинают применять полученные знания на практике. Чаще всего такой метод обучения используется людьми для повышения своей квалификации.

Что такое мастер-класс для экспертов в своем деле? Как бы хорошо человек ни разбирался в том или ином предмете, он не может знать все. Например, часто проводятся семинары для практикующих мастеров по маникюру. Зачем квалифицированные специалисты ходят на такие мероприятия? Чтобы расширить свой багаж знаний и узнать о новинках в ногтевой индустрии.

Постоянное поддержание своей компетентности на должном уровне делает из специалиста средней руки профессионала.

Насколько хорошо усваивается информация

Лучше всего знания осваивать на практике. А учиться нужно у лучших специалистов. Зачастую такие тренеры не умеют преподавать, но они могут внятно и понятно объяснить те или иные проблемы, с которыми обязательно столкнётся человек, который только пытается познать азы профессии. Но не благодаря своей теоретической части мастер-класс занял лидирующие позиции на рынке обучения. Практика – вот что главное на таких занятиях. Люди приходят на такие мероприятия, чтобы посмотреть, как эксперт будет выполнять задания. Возьмем для примера мастер-класс по окраске волос. Парикмахеры прекрасно знают, как можно придать волосам клиентки белоснежный оттенок. Но вот как сделать так, чтобы блондинка через неделю не стала снова рыжей, знают далеко не все.

На мастер-классах развивается мышечная память рук, поэтому парикмахер, уезжая с обучения, уже будет владеть навыками, которые пригодятся в дальнейшей работе.

Музыкальные мастер-классы

Часто перед тем, как дать концерт, музыканты проводят мастер-класс. На таком мероприятии собираются люди, которые хотят поднять свой уровень мастерства и послушать, как маэстро оценивает их талант. Как проходит подобное мероприятие? Каждый участник мастер-класса играет кусочек всем известного произведения, а маэстро критикует и исправляет. Таким образом он оттачивает знания, а главное, навыки. Почему такие мероприятия проходят до концерта? Да потому что именно в процессе объяснения теории учитель сам лучше понимает суть произведения.

Мастер-класс по рисованию

Сегодня в интернете можно найти много уроков, в которых расскажут, как нужно рисовать акварелью, гуашью и т. д. Есть даже пошаговые мастер-классы. Что же это такое? Это инструкция в картинках, как нарисовать тот или иной рисунок. Когда смотришь на то, как создается шедевр, уже не кажется, что воспроизвести его самостоятельно будет сложно.

Мастер-классы по рисованию проходят не только в виртуальном пространстве. Опытные художники передают на таких встречах свои секреты подрастающей плеяде живописцев и графиков. В течение мастер-класса обычно разбирается одна из небольших тем, ведь такое мероприятие обычно ограничено по времени и не длится более трех часов. Темами таких мастер-классов могут быть: техника рисования неба, архитектуры, интерьера и т. д.

Творческие мастер-классы

Талантливые люди редко скрывают секреты своего мастерства. Обычно они делятся ими со своими учениками, а также часто устраиваются встречи, на которых учат абсолютно не знакомых людей. Разберем на примере. Московский флорист приезжает в провинциальный городок научить местных специалистов собирать модные букеты. Мастер-класс по изготовлению цветочных композиций будет включать не только теоретическую часть, но и практическую.

Сегодня многие девушки увлекаются рукоделием. Вдохновение они находят в мастер-классах, фото которых находятся в свободном доступе в сети. Тематики могут быть различными: как связать ковер из обрезов ткани, как сшить платье или как реставрировать шкаф.

Детские мастер-классы

Современные родители, обеспокоенные проблемой образования своего ребенка, часто отдают его в различные кружки. Но иногда этого им кажется недостаточно. Вот именно для таких родителей и были придуманы мастер-классы для детей. Благодаря этим занятиям ребенок, конечно, не сможет стать художником или скульптором. Но получить представление об изучаемом предмете ему вполне удастся. Обычно целью детских мастер-классов является привлечь как можно больше ребят в какой-нибудь кружок или секцию.

А также иногда в некоторых образовательных учреждениях школьникам предлагают пройти одно дополнительное занятие по какому-либо предмету. Например, углубленно изучить решение логарифмического уравнения. Это мероприятие тоже можно назвать мастер-класс.

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС И КАК ПОДГОТОВИТЬ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

Что такое мастер-класс
и как подготовить к нему учителя

Что такое мастер-класс.

Победителями конкурсов на денежное поощрение учителей в рамках национального проекта «Образование» признаны те педагоги, которые достигли высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Всероссийский конкурс «Учитель года России», участники которого являются претендентами или победителями конкурса лучших учителей, подтверждает наличие в их опыте инновационных подходов к образованию или оригинальных компонентов организации и содержания учебной деятельности обучаемых, представляющих собой образцы педагогической деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что конкурсы в рамках национального проекта «Образование» способствуют выявлению адресов эффективного массового педагогического опыта учителей, классных руководителей. Но что особенно значимо: конкурсные отборы позволили выявить инновационный опыт педагогической деятельности, который может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся.

С получением первых результатов конкурсов в рамках национального проекта «Образование» возрастает актуальность и значимость привлечения новых участников к конкурсным отборам, а также эффективного распространения и освоения полезных результатов, достигаемых в ходе осуществления инновационных образовательных проектов, направленных на позитивные изменения в образовании.

В целях достижения системных эффектов в образовании посредством активного распространения педагогического опыта необходимо всемерное усиление работы по его технологичному представлению педагогическому сообществу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с учетом принципа распределенности в работе с информационными ресурсами, к которым относится описание инновационного педагогического опыта, а также гуманитарной специфики процессов представления и распространения педагогического опыта.

В связи с этим возникает проблема описания опыта победителей, определения механизмов его распространения и внедрения в образовательную практику. Для претендентов будущих конкурсных отборов в рамках национального проекта «Образование» актуальным становятся изучение, обобщение и описание имеющегося собственного опыта. Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающиеся на свои принципы и имеющие определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлага-
емого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны учителя-мастера (мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике; личность учителя с новым мышлением; не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия; плюрализм мнений и др.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3) создание условий для включения всех в активную деятельность;

4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;

6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7) предоставление возможности каждому участнику выразить свое отношение к предлагаемому методическому материалу;

8) процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9) форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Литература

1. Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта
[Текст] / Е. М. Пахомова // Методист. – 2005. – № 2.

2. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

3. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.

4. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

Мастер – класс. Что? Для чего? Как?

«Мастер – класс. Что? Для чего? Как?»

Что же такое мастер-класс, для чего он нужен и как его можно использовать в своей педагогической деятельности. Слайд 1

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Слайд 2

Как мы видим, ближе всего для педагога два последних определения.

Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Мы знаем, что одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс». Так что же это, мастер-класс?

Мастер – класс – это форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия. Слайд 3

Мастер-класс, прежде всего, это обучающий материал по конкретной теме.

 Задача мастер-класса — научить, описать, показать и разъяснить  зрителям/ученикам  суть какого-либо процесса. Важная составляющая мастер-классов — наглядность подачи материала. Слайд 4

Какими бывают мастер-классы?

— живой урок, реальное общение реальных людей;
— видео-урок — заснятое в виде ролика живое общение людей, обменивающихся опытом;
— фото-мастер-класс — подробное словесное описание процесса изготовления изделия.  С фотографиями, пошагово иллюстрирующими действия. Слайд 5

Мастер-классы условно можно разделить на две группы: развлекательного характера, и обучающего. В первом случае участники приятно и весело, с пользой проводят время (праздничные мастер-классы, детский театр и др.), во втором случае занятия формируют определенные навыки и умения: например, дети учатся фотографировать, вязать, готовить, валять и тому подобное. Слайд 6

Важнейшие особенности мастер– класса:

  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.

  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.

  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.

  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.

  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.

  • Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Слайд 7

Исходя из вышесказанного я думаю, что каждый из нас вспомнил, что такое мастер - класс, но не все понимают, как он строится, какова структура проведения мастер-класса:

Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Слайд 8

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы

  • актуализация знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения по проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс.

  • работа с материалом (практическая часть)

  • представление результатов работы

  • обсуждение и корректировка результатов работы

Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Слайд 9

Позиция Мастера (педагога)

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

  • Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Слайд 10

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  •   Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

Статья по теме: Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

                                     

Доклад на тему:  «Что такое  «Мастер – класс?»

    «Важно,  не просто накормить голодного рыбой,                                                          главное, научить его,  ловить её.                                                                                                                                                                 Если Вы дадите ему рыбу,  то поможете только один раз,                                                                                                                           а научите ловить – накормите на всю жизнь»

Последнее десятилетие тема современного образования  широко представлена  в средствах массовой информации, а в  дебатах на эту же тему  не принимает участие  разве что только ленивый. Простой обыватель, далекий от педагогики, знает чему надо учить, но не знает, как это делать.

Пусть каждый занимается своим делом, выполняя его добросовестно и качественно. А дело, как известно, мастера боится.

О  проблемах современного образования и воспитания спорят, рассуждают ученые, исследователи, психологи, педагоги, физиологи, как отечественные, так и зарубежные. Суть этих споров часто сводится к тому, что если познавательная деятельность навязывается учащимся, то и познавательные мотивы ослабевают, что приводит к отрицательному отношению к процессу обучения. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не  в том, чтобы проталкивать в них учеников»

                                                Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог.

Современная педагогическая наука многопрофильна и многогранна, включает в себя  различные ведущие школы, новые достижения  ученых-педагогов, новаторов, работающих над личностно-ориентированным, субъектно-ориентированным образованием при этом доказывающих, что традиционные пути транслирования знаний от учителя к ученику (репродуктивные) препятствуют открытому познанию, стойкому интересу в обучении, снижают мотивацию. Поэтому современный учитель должен обладать достаточной информацией об актуальных направлениях педагогической науки, участвовать в различных конференциях, семинарах, мастер - классах, постоянно самосовершенствоваться быть включенным в систему непрерывного образования.

  Современные требования к работе учителя предполагают открытую педагогическую деятельность за рамками урока в том числе. Только тот учитель растет и развивается, который способен выйти за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту своих коллег. Необходимо собирать в свою педагогическую копилку все самое лучшее, ценное, что, несомненно,  будет способствовать повышению качества преподавания, окрылит, поднимет настроение, принесет пользу, как учителю, так и его ученикам - «обучая – учись сам». В современных условиях важно идти не только в ногу со временем, но и опережать его.

Учителям города Москвы и Московской области предоставлена широкая возможность активно  участвовать в семинарах, конференциях, мастер – классах. Тем самым постоянно находиться на гребне развития педагогической науки, повышать квалификацию, что является несомненным преимуществом, относительно коллег живущих в глубинке.

При всём разнообразии форм поддержки профессионального уровня и  роста учителей наибольшей популярностью, вызывающей большой интерес, является мастер-класс. Почему именно мастер-класс? Если рассмотреть это понятие, то первая его часть  «мастер», означает: человек, обладающий высокой квалификацией, специалист, достигший высокого искусства в своем деле. А «класс» - как понятие качественного уровня, то есть высшего класса.

Размышляя над понятием «мастер», мы сделали вывод,  что это экстраклассный профессионал, владеющий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов.

Таким образом, можно проследить процесс профессионального роста от ученика к специалисту - профессионалу -  мастеру, выведя тем самым некую «формулу профессионального роста»:

-  если занятие проводит специалист для неспециалистов - это урок;  

- если  профессионал обучает специалистов - это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии;

- если  мастер обучает профессионала – это «мастер-класс».

Мастер-класс это не просто демонстрация знаний и умений,  это передача опыта, который  оттачивается  на протяжение многолетней деятельности  путем проб  и ошибок,  затем концентрируется  и выстраивается в систему, а в последствии отражается в достижениях учеников. Это  возможность передать не только теоретический опыт, весьма полезный и интересный, но и практический, дающий возможность пронаблюдать какой-либо процесс деятельности, увидеть, как выполняет мастер те, или иные приемы. В результате чего получается целое произведение и достигается качественный результат. У каждого мастера своя тайна. Кто-то эту тайну свято хранит, а кто-то щедро ею делится. Прикосновение к тайне «мастера» - это не просто предвкушение  чуда, а присутствие, а может быть и участие в свершении этого чуда.

 Все мы любопытны от природы и это заманчивое «А почему и как?», очевидно и движет великим интересом педагогов. Множество вопросов возникает в процессе педагогической деятельности, ответы на которые не всегда удается найти самостоятельно, изучая множественные авторские статьи, монографии, методики. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Народная мудрость, в очередной раз, поражает своей точностью.     Впечатления  увиденного, непосредственно ощутимого, возможность диалога   с мастером,  соучастия в работе с ним, впечатляют на долгие годы.

 В данном случае мы рассматриваем  мастер – класс, который представляет собой кратковременную программу повышения квалификации профессионалов и специалистов, тех, кто имеет определенный опыт работы, собственную точку зрения, но хотел бы узнать больше. Такие классы проводят обычно признанные мастера – супер-профессионалы, или новаторы в той или иной области деятельности, опыт которых социально значим и  востребован.

Современные технологии позволяют дистанционно приобщиться к различным мастер – классам через сеть Интернет, а это дает возможность ознакомиться с идеями, инновациями, методиками, приемами, на вербальном уровне. Но хотелось бы отметить, что наиболее действенным  является тот мастер – класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:

  1. теоретическую, или методологическую часть;
  2. показ или демонстрацию процесса;
  3. приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала, для дальнейшей самостоятельной работы.

           Хорошо, если это будут предварительно формализованные, то есть  имеющие определенную форму: тезисы, краткие рекомендации, модули занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать – показать – научить, за короткий промежуток времени.

                В последнее время наметилась тенденция называть мастер – классами, лекции, уроки, семинары, диспуты для студенческой и ученической аудитории, что является заведомо неверным. Так как мастер-класс – это демонстрация высшей степени достижений в уже известных направлениях той или иной области, демонстрация высшей степени достижений личного инновационного опыта,  демонстрация высочайшего уровня профессионализма. Следовательно, вполне правомерно подчеркнуть, что мастер-классы рассчитаны на  слушателя-профессионала, то есть, ориентированы на подготовленную, квалифицированную аудиторию.  Более того, неподготовленный слушатель воспринять до конца специализированную информацию просто-напросто не сможет, так как не обладает определенными знаниями, умениями и навыками в отдельно взятой области. Так что «мастер-классы» проводимые для  непрофессионалов, студентов и учеников точнее было бы назвать мастерскими. Посещайте мастер-классы, и у вас сложится своё личное мнение по этому поводу.  

Как написать хороший мастер-класс? Размышления на заданную тему

Во многих статьях по продвижению себя и своего магазина есть такой совет – "Пиарьтесь!". Пишите и публикуйте мастер-классы.

И вот, после очередной такой статьи вы решили написать и опубликовать мастер класс.

Отличная идея!

А, может быть, вы просто хотите поделиться с миром своими интересными идеями или опытом?

Тоже отличный повод написать мастер-класс!

Давайте попробуем вместе разобраться, как написать такой мастер-класс, чтобы он действительно работал на вас и ваш магазин на ярмарки мастеров.

А если рассматривать вопрос шире, то и любой другой мастер-класс, который мы выкладываем в сети в свободный доступ.

Всю работу над мастер-классом я бы разделила на три этапа.

1. Подготовка

2. Публикация

3. Комментарии

Вы можете подумать, что ответы на комментарии уже не относятся к работе над мастер-классом, но, на мой взгляд, это не совсем так. И чуть позже я это объясню.

Итак,

1. Подготовка

- определяем тему нашего мастер-класса и сразу, желательно, придумать название;

- определяемся с изделием или технологией, о которой будем рассказывать;

- начинаем делать, рассказывать и показывать.

И вот здесь я хочу сделать первое небольшое отступление.

- кому-то удобно одновременно делать (шить, вязать, валять, лепить, клеить, рисовать…) фотографировать и записывать;

- кто-то сначала полностью делает вещь и одновременно снимает, чтобы не ушёл нужный свет, а потом садится и описывает весь процесс от начала до конца;

- кто-то может делать вещь, а помощник (если у кого-то есть такая шикарная возможность) делает красивые фото и одновременно под диктовку мастера записывает этапы работы;

- кто-то сначала пишет подробное описание процесса, а потом уже, сверяясь с написанным, делает вещь и одновременно фотографирует.

Как выяснилось, мне ближе именно этот вариант – как я его называю: «сначала пишу сценарий, а потом снимаю кино».

Главное на этом этапе – ничего не забыть сфотографировать и не забыть потом обо всём рассказать.

Если для мастер-класса вы выбрали большую вещь или трудоёмкую технологию, то времени на подготовку уйдёт много, надеюсь, что это понятно.

В этом месте я хочу сделать ещё одно отступление.

- если вы не очень уверены, что можете подробно описать весь процесс, лучше сделать как можно больше фотографий процесса – крупных, понятных и чётких;

- если вы привыкли употреблять профессиональный сленг, специальные термины и другое, то в тексте лучше их называть и тут же расшифровывать;

- если вы не очень уверены в правильности применения профессиональных терминов, названий материалов и техник, то лучше их не употреблять.

Почему я специально останавливаюсь на этом? И это я тоже чуть позже я объясню.

Как вы понимаете, на этом подготовка мастер-класса к публикации не заканчивается.

Поэтому, продолжаем работать дальше:

- разбираем получившиеся фотографии; отбираем лучшие, резкие, чёткие, понятные, обрабатываем их в фоторедакторе, если нужно – делаем какие-то уточняющие надписи на фото;

- пишем текст;

- сводим вместе фотографии текст;

- вычитываем текст и дополнительно проверяем его текстовом редакторе.

Всё. На этом первый этап работы над мастер-классом закончен и мы переходим ко второму этапу.

2. Публикация

И здесь ещё одно отступление.

Хочу напомнить правила Ярмарки, касающихся всех публикаций и мастер-классов, то есть всех материалов, которые прошли предварительную модерацию.

Так вот, особенностью опубликованных мастер-классов является то, что как только мы нажимаем кнопку «опубликовать» то уже ничего не можем изменить – ни одной запятой, ни одной ошибки, целые фразы мы тоже не можем удалить.

Вот как написали, так это и останется! Как сказала великая Раневская «Сняться в плохом фильме, всё равно, что плюнуть в вечность». Конечно, мы тут не артисты и не снимаем кино (хотя есть и видео мастер-классы), но что-то общее всё же есть, не так ли?

Поэтому, когда мы переносим текст и фото нашего будущего мастер-класса в соответствующий раздел Ярмарки Мастеров мы должны очень внимательно следить:

- чтобы текст соответствовал фотографии;

- чтобы общее оформление было красивым и понятным для всех, кто будет его читать, а не только для вас;

- чтобы те особенности обработки или технологии, о которых мы хотим рассказать были как-то специально выделены – жирным шрифтом, курсивом или отдельным абзацем;

- перед тем, как нажать кнопку «опубликовать», ещё разочек внимательно читаем весь текст нашего мастер-класса.

Ещё одно отступление. Как правило, внешний вид текста в редакторе и текста на сайте немного разные. Поэтому, стОит посмотреть, как будет выглядеть опубликованный мастер-класс. Для этого его нужно сохранить в черновиках и потом просмотреть на него, как бы со стороны.

Как только наш мастер-класс прошёл модерацию и появился в ленте новостей, а на почту пришло первое сообщение о комментарии мы переходим к третьему, самому интересному, этапу.

3. Комментарии

Я бы разделила все комментарии на одобрительно-лирические и профессионально-критические.

С первыми всё понятно.

Если вы знаете все тонкости и нюансы вашего вида деятельности и написали действительно стОящий, полезный, отличный мастер-класс, тогда и критиковать-то нечего. Всё отлично!

- вас хвалят за отличный мастер-класс;

- цифра «в избранное» увеличивается с каждой минутой;

- на вас и ваш магазин обратят внимание;

- появятся подписчики, а это значит, что люди захотят и впредь узнавать о ваших публикациях и не терять вас из виду;

- при запросе поисковые системы будут выдавать ссылку на ваш мастер-класс на ярмарке, а значит и на вас;

- приятно знать, чьёрт побьери, что ты написал стОящий мастер-класс и не зря старался.

И основная цель написания любого мастер-класса – заявить о себе, как о мастере своего дела достигнута.

Да и понимание того, что ты помог кому-то – тоже весьма положительно влияет на самооценку и повышает её. И это тоже очень важно для творческого человека!

А вот если в погоне за пиаром и популярностью вы опубликовали мастер-класс в технике, материале, в терминах и т.д., о которых вы, мягко скажем, имеете не очень много знаний и опыта?

Тогда будьте готовы, что в комментариях ваш мастер-класс будет дополнен многочисленными советами и / или профессионально-критические комментариями.

Ведь вы выложили мастер-класс в свободный доступ и написать комментарий к нему может любой желающий, не так ли?

И вот тут-то уж будьте готовы ответить на каверзные вопросы, действительно, специалистов и, действительно, профессионалов в своём деле.

Критика это ведь не только скандал, виртуальное мордобитие или диалог по формуле «сам дурак – на себя посмотри» Всё это, скорее, эмоции.

И сейчас я хочу поговорить о конструктивной критике (как это ни удивительно)!

Конструктивная критика — очень полезная штука, если вы настроитесь на правильное к ней отношение.

А что значит «правильное отношение»?

Когда вы спокойно и уважительно будете отвечать на комментарии профессионалов, и мастеров имеющих большой практический опыт, то ваша репутация, как мастера, который не только учит других, но и сам готов учиться на своих ошибках, только выиграет.

- очень часто комментарии пишут действительно знающие люди, мастера, имеющий большой опыт и люди, имеющие профессиональное образование;

- по большому счёту из таких комментариев складывается полноценная консультация специалиста, о которой многие мечтают;

- профессиональный разбор ваших ошибок поможет не только вам избежать в будущем ошибок, но и всем тем, кому интересна техника или изделие, о котором вы написали свой мастер-класс.

Если уж я затронула тему критики мастер-класс, попробую ответить и на вопрос, который встречается в комментариях «Почему мастера, имеющие профильное образование или большой практический опыт, так редко публикуют свои мастер-классы, хотя очень часто пишут конструктивные критические комментарии к чужим?».

И отвечать на этот вопрос «Почему, собственно!?» буду уже с точки зрения профессионального портного, технолога, мастера производственного обучения, человека, много лет работающего на производстве.

- потому что, профессионал, понимает свою ответственность и, взявшись учить других, подходит к созданию мастер-класса со всей серьёзностью;

- потому что сделать подробный и действительно полезный мастер-класс – сложное и ответственное дело, требующее времени;

- потому что профессиональных нюансов очень много и, например, мастер-класс по обычной юбке (да, что там шить, два шва) получится очень и очень большим;

- потому что знания и большой практический опыт таков, что его, бывает, очень трудно впихнуть в размеры стандартного мастер-класса.

Какие же выводы можно сделать в заключении?

1. Отличный мастер-класс получится, если вы очень хорошо знаете, понимаете и умеете делать то, чему собираетесь учить других и умеете всё это доходчиво и понятно объяснить-рассказать-показать.

2. Полезный и нужный мастер-класс – ваша репутация, как мастера.

3. Вежливое и спокойное отношение к комментариям – ваша репутация, как человека.

4. Подробный и качественный мастер-класс – уважение в первую очередь, к читателям, и к самому себе, как к мастеру.

5. Опубликованный мастер-класс может добавить вам много новых знаний, потому, что в комментариях даются весьма ценные советы не только профессионалами, но и мастерами, которые уже давно работают в определённой области.

Если же, по прочтении этой статьи вы всё же считаете, что на написание мастер-класса не нужно тратить ну очень много времени – быстро шьём, сразу же фотографируем, не заморачиваемся обработкой фото, быстренько пишем описание (главное, чтобы вам было понятно) – раз-два и готово…

Так тоже можно сделать. Но, тогда уж не обессудьте – комментарии будут соответствующие. Правда, неудобные комментарии ведь можно удалить, а пиар он и есть пиар. Главное, чтобы заметили.

Если вы всё-таки и решили написать мастер-класс – удачи и успеха!

__

Текст полностью авторский.

При копировании, пожалуйста, указывайте имя автора.

Ира Бортник

Презентация "Что такое мастер-класс?"

Что это такое?

Кому это нужно?

И как это делается?

Составила Арбузова Л.А.,учитель иностранного языка,высшей квалификационной категории

Поразмышляем вместе…

Мастер – класс

это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.

  • Мастер-классэто эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

  

  • Мастер –класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  

Продолжение…

  • Мастер – класс – это форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показана новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества.
  • Мастер – класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. 
  • Мастер – класс

это особый вид жанра обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на свои принципы и имеющая свою структуру .

Мастер – класс

это способ передачи педагогического мастерства одного учителя другому и умение педагога (автора занятия) всем участникам найти дело, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы.

Мастер – класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений, возвышенный стиль, интерпретативная культура представления опыта и др.

В ажные особенности Мастер –класс а :

  • Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы .
  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями .
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность .
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций .
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал как учителя, так и «учеников».

А лгоритм проведения мастер-класса

Первый этап – «индуктор» - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторические сюжеты … Г лавное – ситуация неожиданно сти для участников , загадочно сть и обязательное личностное начало Мастера .

Второй этап

Р абота с материалами: с текстом, с красками, звуками, с природным материалом, с картой, с картиной.

Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» - создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».

Третий этап

Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает и все другие).

Четвертый этап

«Разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» - это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего учителя.

Пятый этап

Рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др. 

Пятый этап

Рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др. 

Надеемся, что это занятие помогло Вам понять, что такое

Мастер-класс!

Желаем Вам профессиональных побед, творческих успехов и

Удачи на конкурсе!

До встречи.

Как создать свой первый мастер-класс?

С чего начать? Ведь самое сложное в любом деле-это начало.

Прежде всего, Вы должны понимать, что создание мастер-класса предполагает наличие уже определенных навыков в вашем виде рукоделия. Ваши знания и умения должны быть на довольно высоком уровне. Чтобы кого-то чему-то учить, надо самому быть уверенным, что у вас достаточно знаний, чтобы с ними поделиться.

Теперь нам надо определиться с тематикой и формой Вашего мастер-класса.

Что касается формы, то это может быть видео мастер-класс, фото мастер класс, мастер-класс в виде презентации, мастер-класс в формате PDF, это может быть и просто Вордовский документ.

Тема - это, конечно, то, чем вы занимаетесь, чем вы живете.

Вы можете сделать пошаговые фото всего процесса создания Вашего изделия, можете записать видео, а можно просто написать небольшую инструкцию.

В моей статье я хочу рассказать, как сделать фото мастер-класс на примере моего мастер-класса по созданию Мишки Тедди.

Для этого я вооружилась зеркальной фотокамерой и, в процессе создания Мишки, фотографировала каждый шаг от начала и до конца. Советую Вам, все-таки, пользоваться зеркальной камерой, чтобы Ваши фотографии были четкими и презентабельными. Размытые и смазанные фото удаляйте сразу.

Как только вы закончите свое изделие и у Вас уже будет фото-материал для Вашего мастер-класса, можно приступать к его написанию. Создавать мы будем мастер-класс в Word.

1. Придумайте название Вашего мастер-класса. Например, "Мастер-класс по созданию авторского Мишки Тедди".

2. Составьте список необходимых материалов и инструментов.

3. Теперь вставляйте поочередно Ваши фото, стараясь давать подробное описание каждой из них. Таким образом, ваш каждый шаг будет проиллюстрирован и описан.

4. В конце мастер-класса обязательно разместите фото готового изделия!!!

5. Не забудьте указать в конце Ваши контакты, чтобы с Вами могли связаться Ваши покупатели!!!

6. Таким образом, у Вас будет мастер - класс в формате Вордовского документа. Но мы можем сделать его и в формате PDF. Для этого просто нажимаем на кнопочку "Сохранить как" и выбираем "Тип файла" PDF. Далее нажимаем "Сохранить" и все!!! У нас будет мастер-класс в формате PDF.

Ну вот и все!!! Ничего сложного!!! Самое главное - заставить себя сесть и написать!!!!!

Я желаю Вам успехов в написании Вашего мастер-класса и, надеюсь, что моя статья будет Вам полезной!!!

Техники | Страна Мастеров

Мастер-класс (МК) — это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Это своеобразная презентация письменно оформленного методического описания своего опыта. Для успешного проведения мастер-класса необходимо его теоретическое обоснование и чётко отработанная технология процесса, что позволит связно и последовательно изложить свой опыт, иллюстрируя его схемами и фотографиями.

Вы можете использовать меню слева или, если вас интересует какая-то определенная техника, например, оригами китайское модульное или квиллинг, то можно обратиться к списку категорий работ внизу этой страницы.

Если вы решили опубликовать свой мастер-класс в Стране Мастеров, сначала потратьте несколько минут, чтобы посмотреть, какие публикации уже были на эту тему. Самый простой способ — воспользоваться поиском по сайту. Обратите внимание на оформление мастер-классов, фото должны сопровождаться описанием действий, даже если вам кажется, что и так все понятно. При публикации не забывайте указывать ваших вдохновителей, ставьте ссылки. Более подробно правила оформления мастер-классов изложены в разделе Мастер-класс.

Новые мастер-классы

Топиарий из ракушек, декоративное...

Бонсай, топиарий, ёлка, Видео, Мастер-класс

1
Красивая заколка для волос за 10...

Мастер-класс

ПОСТНЫЙ карамельно-медовый КЕКС

Видео, Кулинария, Мастер-класс

6
Многоразовая ЗАЩИТНАЯ МАСКА за 5 минут...

Видео, Мастер-класс

2
Кашпо или просто органайзер из джута

Видео, Мастер-класс, Поделка, изделие

Птичка из бумаги с кармашком для записок

Видео, Мастер-класс, Поделка, изделие

8
Вкуснейшая сдобная булка к чаю

Видео, Кулинария, Мастер-класс

4
Запеченная каша с ягодами и орехами.

Видео, Кулинария, Мастер-класс

7
ВКУСНЕЙШИЙ ПИРОГ 🍰 К ЧАЮ! Простой...

Видео, Кулинария, Мастер-класс

6
Как сделать спиннер из бумаги #оригами

Мастер-класс

1
Постный вишнево-шоколадный кекс

Видео, Кулинария, Мастер-класс

5
Цветы из фоамирана 🌸🌸🌸 ПРОСТО...

Видео, Мастер-класс, Украшение

1
Котик с цветами. Гуашь

Видео, Картина, панно, рисунок, Мастер-класс

2
Воздушная корочка и нежная начинка....

Видео, Кулинария, Мастер-класс

12
ЯЙЦА- 2 . Мастер-КЛАСС .

Мастер-класс, Поделка, изделие

10
Как сделать декоративных ангелов из...

Видео, Мастер-класс, Поделка, изделие

18

Категории работ из блогов


Смотрите также