Зпр что это такое консультация для родителей


Консультация по теме: Консультация для родителей " Что такое ЗПР?"

Консультация для родителей (часто задаваемые вопросы родителей).

 Что такое ЗПР?

Задержка психического развития –это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления,преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Это болезнь или временное отклонение в психическом развитии у ребенка?

Первое, что нужно осознать родителям, у которых ребёнок с ЗПР – это то, что диагноза не стоит стесняться и замалчивать. Проблема поддаётся коррекции и наоборот, родителям нужно как можно больше расширять свою информацию по поводу ЗПР. Общайтесь с различными специалистами, занимающимися проблемами ЗПР у детей. Общайтесь и с родителями, у которых детишки с подобными проблемами.  Пусть у вас постоянно будут источники новой информации по поводу способов коррекции ЗПР у детей. Это не болезнь, а временная задержка психического развития. Эту задержку можно устранить выполняя все предписания специалистов. При оказании организующей помощи и постоянном поощрении дети показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере.

Какие  условия надо создать в семье, где есть ребенок с ЗПР?

— стабильное позитивное общение с близкими взрослыми;

— соразмерность требований возможностям ребенка;

— использование игровых приемов в обучении;

— поощрение познавательных интересов;

— поддержка в преодолении трудностей;

— принятие ребенка таким, какой он есть.

Какие виды помощи детям с ЗПР могут оказывать родители при выполнений заданий?

Стимулирующая помощь. В виде подбадривания, подхваливания («Правильно, молодец, стараешся, давай дальше» или «Постарайся сделать, у тебя получиться». Данный вид помощи необходим на начальных этапах выполнения ребенком задания, либо когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения в своих действиях.

Организующая помощь. Организует внимание на каком-то моменте выполнения задания («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быстро отвлекается.

Разъясняющая помощь. Уточнение порядка дейтвий при выполнении задания Например: «Ты должен взять фигурку – сердечко, посмотреть на нее внимательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигуры, и опустить в это отверстие фигурку – сердечко ».

Введение наглядности. Продемонстрировать способ действиябез объяснения алгоритма его выполнения (взрослый на свое усмотрение бере фигурку и опускает ее в нужное отверстие).

Заключительный вид помощи обучающая помощь. Взрослый берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на информативные точки этой фигурки, например,чт оу нее есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие и демонстрирует.

Могут ли давать детям инвалидность, если ребенку ставят диагноз ЗПР?

При диагнозе ЗПР инвалидность не даеться, при условии если нет других сопутствующих диагнозов связанных с соматикой или др.

Поставили диагноз  ЗПР. Что делать?

Не следует винить себя и близких. Лучше обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща со специалистами исправлять признаки ЗПР.

Какие приемы можно применять для развития мелкой моторики при ЗПР?

Проводимые наблюдения специалистов показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук не только при ЗПР: катать шарики из пластилина, рвать на мелкие кусочки бумагу, перебирать крупные деревянные бусы или четки, собирать пирамидки, застегивать пуговицы, делать шнуровку, открывать винтовые крышки.

Нужно ли включать обучение в повседневную жизнь ребенка с ограниченными возможностями?

Специалисты считают, что это просто необходимо! Ведь ребенок приобретает навыки во всех областях развития каждый день. Несмотря на то, что ребенок может быть относительно  продвинутым в одних областях развития и отставать в других, он имеет возможность узнавать что-то новое нескольких областях при освоении любого действия. Игра в кулички, например, включает навыки крупной моторики, мелкой моторики, познавательные и социальные навыки. Есть много доказательств того, что опыт, приобретенный в повседневной жизни, более эффективен для обучения, чем полученный в процессе специальных знаний.

Можно ли ребенку с ЗПР играть в компьютерные игры?

Можно, но не долго. Для развития интеллекта,  моторики, зрительного и моторного анализаторов большую роль на сегодняшний день играют развивающие и обучающие компьютерные игры. Движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которым ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движением нужной клавиши провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. При правильном подборе игр и заданий у большинства детей развивается положительный эмоциональный фон. Более того быстрыми темпами происходит коррекция и развитие психических процессов. Обучающие компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют приобретение новых знаний.

Консультация по коррекционной педагогике: Консультация для родителей "Задержка психического развития у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей.

Тема: «Задержка психического развития у детей дошкольного возраста».

Подготовила учитель – дефектолог

ГБОУ Школа № 1080 Елинек Е.В.

г. Москва

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем , что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно , может иметь множество различных предпосылок , причин и следствий . Явление , сложное по своей структуре , требует пристального и тщательного анализа , индивидуального подхода к каждому конкретному случаю .

3ПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии , как умственная отсталость , первичное недоразвитие речи , слуха , зрения , двигательной системы . Основные трудности , которые они испытывают , связаны прежде всего с социальной ( в том числе школьной ) адаптацией и обучением . Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по - разному и отличаться и повремени , и по степени проявления . Но , несмотря на это , мы можем попытаться выделить круг особенностей развития , характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально - волевой сферы, иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие , заставить себя выполнить что - либо . А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость , сниженная концентрация , повышенная отвлекаемость . Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью . Такой комплекс отклонений ( нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность ), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью " ( СДВГ ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире . Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность : они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал , чем вербальный . Кроме того , установлено , что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития . Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико- грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления : оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно- логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями ( анализ , синтез , обобщение , сравнение , абстрагирование ). При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако , требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

 Типы психической задержки.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально - волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать , что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения , который , однако , может существенно отразиться на деятельности ребенка , в первую очередь - учебной , его адаптационных способностях к новой ситуации. Такой ребенок часто бывает несамостоятелен , тяжело приспосабливается к новым для него условиям , часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным ; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое - либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие . Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития . Это объясняется тем , что на протяжении долгой болезни , на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает , а , следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики . Сюда же относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него , опасаясь , что ребенок может себе навредить , что он еще мал . В такой ситуации близкие , считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки , тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - к познанию окружающего мира, формированию полноценной личности . Необходимо заметить , что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние , стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками

Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье , проблемное воспитание, психические травмы . Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи , это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность , отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гиперопеки , или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности , педагогической запущенности . Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе , неумение контролировать собственное поведение , безответственность и неспособность отвечать за свои поступки , недостаточный уровень знаний об окружающем мире .

Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально - органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен . Как следует из названия , основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения , а именно недостаточность нервной системы , причинами которой могут стать : патология беременности ( токсикозы , инфекции , интоксикации и травмы , резус - конфликт и др . ) , недоношенность , асфиксия , родовая травма , нейроинфекции . При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция ( ММД ) , под которой понимается комплекс легких нарушений развития , проявляющих себя , в зависимости от конкретного случая , весьма разнообразно в различных областях психической деятельности .

Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

-поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды ;

-патологическое течение предыдущих родов ;

-хронические заболевания матери , особенно диабет , резус - конфликт , преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности ;

-такие психосоциальные факторы , как нежелательная беременность , факторы риска большого города ( ежедневная долгая дорога , городские шумы ) ;

-наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье ;

-патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими .

В семье ребенок с ЗПР. Консультация для родителей.

В семье ребенок с ЗПР.  Что такое ЗПР? Какую помощь могут оказать родители? Нужно ли обращаться к врачу? Консультация для родителей. Лобачева С.В.

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство. «Так крутится и отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет, делать ничего сам не хочет… И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».

Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.

По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».

Задержка психического развития это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Что такое ЗПР?

Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь», — совсем не обоснованны. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.

Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.

   В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.

Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это, естественно, так и будет), махнут рукой, мол, «живи как хочешь».

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте  во многом зависит от оценки окружающих его людей.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.

Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.

    Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи?

Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.

Ссылки на источники

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение,

Рассказать друзьям:

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Что тaкое задержка психического развития»

Консультация для родителей «Что тaкое задержка психического развития»

Зaдержка психического развития особый тип aномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии ребёнка. Она может быть вызвана различными причинaми: неблагоприятным течением беременности, патологией родов, социальными факторами, органическими поражениями центральной нервной системы. Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться по времени и по степени её проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы - такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, сложность переключения с одного вида деятельности на другой, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе и цвете. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного - отставания в развитии.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Воспитание в семье ребёнка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (учителю - дефектологу и к врачу психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с другими детьми и игрушками. Главное - родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему научится.

Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам!

Консультация по теме: Консультация для родителей: "Что такое задержка психического развития (ЗПР) ?"

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад №34 «Дюймовочка».

                                     Консультация для родителей:

         « Что такое задержка психического развития (ЗПР) ».

                                             Подготовила: учитель-дефектолог Игнатенко Ю.Б.

                 

                                                         Нижневартовск.

  Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданным, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе вопрос: «Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?»

   ЗПР – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а так же тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР «детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью». Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании  и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

   У детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный характер и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

     При рождении ЗПР выявить нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

    Воспитание в семье ребенка с ЗПР- ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. Родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам ( педагогу-дефектологу, и если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка. С детьми нужно постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени необходимо уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в зоопарк, в магазин, на детские утренники, праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребенку, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

    Главное- родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научиться. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ЗПР на пользу и приведет к положительным результатам.

Консультация для родителей "Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Особенности развития детей с ЗПР.

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

  • Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.

  • Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако это все та же задержка развития психики.

  • Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.

  • Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.

  • Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

  • Тяжело протекающие беременность и роды.

  • Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.

  • Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

  • Педагогическая запущенность.

  • Стрессовая ситуация.

  • Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

  • Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.

  • Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.

  • Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.

  • Учеба дается с большим трудом.

  • Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

  • Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.

  • Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

  • Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.

  • Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

  • Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.


Подготовила: Жданова Л.З.

Учитель-дефектолог

МБДОУ «Ягодка»


Смотрите также