Атипичный аутизм у детей что это такое


Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                  

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.


Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.
При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Атипичный аутизм - причины, симптомы, диагностика и лечение

Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Общие сведения

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Атипичный аутизм

Причины

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патогенез

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Классификация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла. Вторая разновидность – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Симптомы атипичного аутизма

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Осложнения

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит. Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагностика

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

Лечение атипичного аутизма

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Прогноз и профилактика

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Атипичный аутизм | Отличия и сходства с другими видами аутизма

На чтение 3 мин. Просмотров 64 Опубликовано

Атипичный аутизм — один из видов аутизма, который сейчас все чаще диагностируется у детей и подростков. По поводу данного вида аутизма идут непрерывные споры в сообществе мировых психиатров. Однако, в определении атипичного аутизма мировая психиатрия все же пришла к консенсусу.

Атипичный аутизм — общее расстройство развития, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Отличается от классического аутизма (F84.0) либо более поздним возрастом начала (после 3-х лет), либо отсутствием как минимум одного из основных диагностических критериев (стереотипий, нарушений коммуникации).

Говоря простым языком отличие атипичного аутизма от классического, синдрома Каннера, заключается в более позднем проявлении ярко выраженных симптомов, либо в отсутствии части этих симптомов.

Как правило при атипичном аутизме симптомы начинают ярко проявляться после трех лет. При этом ребенок может легко идти на контакт с окружающими и даже быть чрезмерно общительным или навязчивым. Т.е. ребенок может навязывать свое общение и дружбу каждому встречному, при этом совершенно не понимая, как поддерживать это общение или дружбу. Зрительный контакт может быть нарушен частично или не нарушен вовсе. Указательный жест как присутствовать, так и отсутствовать или крайне редко использоваться. Все это крайне затрудняет диагностику и постановку диагноза. Однако, есть одно но, которое несомненно связывает эти два вида аутизма — это отсутствие речи. Т.е. на вербальном уровне ребенок предпочитает общаться вокализацией или эхолалией.

При синдроме Аспергера речь развивается в обычном темпе и ритме. Часто у маленького Аспи речь развивается со значительным опережением возрастных норм. Про синдром Аспергера мы поговорим позже.

Очень часто дети с атипичным аутизмом диагностируются неправильно и им выставляются совсем иные диагнозы, как правило это либо ЗПРР, либо, в более позднем возрасте, легкая степень уо в сочетании с СДВГ, либо детская шизофрения. В последних двух случаях отмыться от диагнозов очень проблематично. К тому же неправильная постановка диагноза влечет за собой неверное лечение, которое может нанести существенный вред ребенку.

К сожалению, очень трудно найти грамотного государственного психиатра, который бы смог разговорить родителей, выяснить все симптомы и правильно поставить диагноз, направить на обследование, а после и на МСЭ. Поэтому, очень важно родителям озвучивать детскому психиатру все симптомы, которые они наблюдали у своего ребенка, вне зависимости от того, смотрит ли ребенок в глаза, идет или нет на контакт.

Многие родители умалчивают о стимминге, вокализациях, ритуалах, избирательности в еде, псевдоглухоте, так как считают, что раз ребенок смотрит в глаза и идет на контакт, то у него точно не аутизм. Зачем тогда приписывать лишние симптомы на приеме у психиатра. И это огромная ошибка! Сделав такую ошибку, родители обрекают своего ребенка на постановку неверного диагноза, а значит заведомо лишают свое чадо правильной и эффективной коррекции.

Атипичный аутизм. Что это? Симптомы, причины и лечение, терапия

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм у детей – неспецифическое первазивное расстройство развития
Это разновидность заболеваний аутистического спектра
Так же, как и классический синдром Каннера, атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, ограниченностью интересов и отставанием в развитии

Однако разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем обычно (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены
Не стоит думать, что атипичный аутизм протекает легче обычного
Напротив, ряд симптомов при такой форме заболевания может проявляться сильнее

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенка
Затянуть с восстановлением организма ребенка
И, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенка
Вот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомы

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Это

Социальное взаимодействие
Речевое развитие
Наличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миром
При этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разному
Так некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людей
Аутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфера
Им сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличными
На самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления
Это выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкам
Такие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия
Все новое ввергает их в панику

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивно
Недуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениями
То есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые люди
Подробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностью
Также варьируется степень сложности проблемы
Так, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьми
А встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклонения
Более того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм: причины

Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройства
Более подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ

Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает

 

Атипичный аутизм: лечение

Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизма
Как правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром

 

Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизма
Все они стремятся немного ослабить симптомы

Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезни
И он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов

Узнайте больше о программах восстановления для атипичного аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Атипичный аутизм: симптомы, лечение | Компетентно о здоровье на iLive

По своей выраженности атипичный аутизм похож на классическую форму, но имеет менее широкий диапазон симптоматики.

К основным симптомам неспецифического первазивного расстройства развития относятся:

  • Проблемы с коммуникацией в социуме – данный симптом индивидуален для каждого пациента, так как одни дети всячески избегают контактов с окружающими, а другие наоборот испытывают дефицит общения, но не понимают, как правильно контактировать с людьми.
  • Проблемы с речью – трудности возникают при попытках словесного формулирования и выражения мыслей из-за ограниченного словарного запаса. При этом проблемы могут быть и с пониманием чужой речи. Аутист буквально воспринимает переносные смыслы, повторяет слова и фраза.
  • Эмоциональная невосприимчивость – нарушения связаны с не восприятием вербальных сигналов (жесты, кивки, выражение лица, позы, зрительный контакт), восприятием и выражением эмоций. Из-за этого создается впечатление, что больной абсолютно безразличен к происходящему. При этом человек может испытывать эмоции, но не знать, как их проявить.
  • Невыразительная мимика – отсутствует жестикуляция, движения и эмоции выглядят угловатыми. Также отсутствуют ролевые игры, то есть возникают проблемы при выстраивании отношений с ровесниками, старшими и близкими людьми.
  • Агрессия и раздражительность – поскольку заболевание развивается из-за определенных нарушений в ЦНС, то пациенты остро реагируют на любые раздражители. Неадекватное поведение возникает в ответ даже на самые безобидные факторы.
  • Ограниченное мышление – у больного отсутствует гибкость в поведении и мышлении. Есть стремление к педантичности, монотонности, строгому распорядку и шаблонному поведению. Аутисту сложно адаптироваться к новому, он может впадать в панику от минимальных перемен, появления новых людей или вещей в жизни.
  • Узкие интересы – у больного наблюдается повышенная заинтересованность каким-либо предметом. К примеру, ребенок может играть только с машинками и смотреть только один мультик, проявляя агрессию при попытках разнообразить его досуг.

Вышеперечисленная симптоматика может дополняться признаками классической формы расстройства.

Первые признаки

Согласно проведенным исследованиям, первые симптомы атипичного аутизма проявляются намного позже и менее выражены, чем признаки классической формы болезни. Но это не означает, что расстройство протекает легче, чем обычно. В некоторых случаях аутистические проявления имеют более тяжелые симптомы.

В большинстве случаев атипичный аутист развивается в соответствии с нормой, но после трех лет у него наступает потеря приобретенных ранее навыков. Происходит остановка развития, у малыша формируются речевые нарушения и тяжелая форма умственной отсталости. В поведении ребенка могут наблюдаться стереотипные действия.

Еще одна характерная особенность РАС – это сенсорные нарушения, которые связаны с особенностями восприятия и обработки головным мозгом зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной информации. В этом случае расстройство проявляется такими признаками:

  • Непереносимость прикосновений к телу, голове, волосам. Ребенок протестует против объятий, одевания, купания.
  • Обостренное обоняние. Зачастую у больных наблюдается повышенная чувствительность к отдельным запахам.
  • Приступы «псевдоглухоты». Пациент не реагирует на громкие звуки или оклики, но в тоже время имеет нормальный слух и реакции.

При атипичном аутизме могут развиваться психозы, сходные по симптомам и течению, которые характеризуются приступами и регрессивно-кататоническими расстройствами. Эти психозы развиваются на фоне дизонтогенеза с последующей заменой следующих стадий: аутистической, регрессивной, кататонической, с возвратом к аутистической стадии между приступами. [3]

Также выделяют ряд поведенческих признаков расстройства, которые характерны для многих форм РАС:

Дети до года

  • Не любят находиться на руках.
  • Нет фиксации взгляда на лице матери.
  • Ребенок не используется жесты для проявления эмоций или выявления потребностей.
  • У аутиста нет потребности к эмоциональной близости с родителями.
  • Дети не выделяют близких людей среди других взрослых и не улыбаются при их виде.
  • Ребенок избегает общества других детей или взрослых.

Дети старше года

  • Ребенок не повторяет поведение взрослых.
  • Сложности при обучении повседневным навыкам.
  • Переборчивость в еде.
  • Сложно контактировать с людьми и налаживать социальные связи.
  • Больной не использует речь для общения с окружающими.
  • Безразличие к внешнему миру.
  • Повышенная восприимчивость к звукам и обостренная тактильная чувствительность.
  • Отсутствие страха.
  • Отсутствие привязанности к близким.
  • Фрагментарное восприятие мира.
  • Стереотипия.
  • Эмоциональная холодность.

Вышеперечисленная симптоматика характерна для детей до трех лет. Кроме поведенческих признаков атипичного аутизма, у ребенка нарушена общая и тонкая моторика. Это проявляется неправильной осанкой из-за слабости мышц. Возможны нарушения пищеварения, слабая иммунная система, дерматологические проблемы.

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Одна из форм РАС– это атипичный аутизм без умственной отсталости (по МКБ-10 код F84.12), который может включать атипичные психозы. Чаще всего под данной формой психоневрологической патологии подразумевают синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. [4]

Данное заболевание представляет собой атипичное расстройство с сохранением умственных способностей. То есть больные обладают нормальным или высоким интеллектом, а в некоторых случаях и уникальными свойствами. Но для данной патологии характерны нарушения в поведенческой, коммуникационной и эмоциональной сферах.

Синдром Аспергера проявляется в первые три года жизни ребенка. Симптоматика настолько смазана, что зачастую расстройство диагностируют уже во взрослом возрасте, применяя для этого различные тесты и дифференциальные методики.

Выделяют ряд основных признаков РАС без умственной отсталости:

  • Приверженность ритуалам, повторяющимся действиям, речевые штампы.
  • Неуместное поведение в социуме.
  • Буквальное восприятие речевых оборотов, формальная манера разговора, монотонная речь.
  • Нарушение моторной координации.
  • Неустойчивый зрительный контакт.
  • Нарушения невербальной коммуникации (ограниченная жестикуляция, недостаточная мимика).
  • Проблемы с обработкой сенсорной информации.
  • Сложности в социальной адаптации.
  • Непереносимость любых изменений.
  • Эмоциональная лабильность.
  • Специфические страхи.
  • Стереотипные игры.
  • Умственные способности ребенка в пределах нормы или выше.

Чаще всего появление высокофункционального аутизма связано с комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды. У детей с синдромом есть сложности при определении чувств окружающих и выражении своих эмоций. Многие дети имеют тремор конечностей, что наблюдается при классической форме аутизма. При этом речь больных лишена эмоциональной окрашенности. Пациенты демонстрируют повышенную чувствительность к звукам, одежде, еде и др.

В сравнении с классической формой РАС, дети с Аспергером имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они выглядят абсолютно здоровыми детьми, за исключением социальной неприспособленности, не всем понятной речи и манер. Из-за этого возникают трудности с диагностикой расстройства. Симптоматика становится выраженной в более старшем возрасте, что в свою очередь существенно усложняет процесс лечения и коррекции РАС.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Одна из самых распространенных форм неспецифического первазивного расстройства развития – это РАС с умственной отсталостью (по МКБ-10 код F84.11). Диагностика данной формы, как и других видов РАС имеет ряд сложностей. Для детей с аутизмом плохо подходят стандартные тесты, широко применяемые специалистами. То есть малыш может выполнять достаточно серьезные логические упражнения, но не справляться с элементарными.

У пациентов наблюдаются нарушения в коммуникационной, эмоциональной и поведенческой сферах. Особого внимания заслуживает такой симптом как аутостимуляция, то есть повторяющиеся действия, сильного, навязчивого характера, возникающие чаще всего в стрессовых ситуациях.

Виды аутостимуляции:

  • Вкусовая – ребенок все облизывает, засовывает в рот съедобные и непищевые предметы.
  • Визуальная – малыш щурится, моргает и машет руками перед источником света, включает и выключает свет в комнате, часто сильно зажмуривает глаза.
  • Слуховая – издает разные звуки, постукивает по ушам пальцами.
  • Вестибулярная – раскачивается на одном месте, трясет руками, совершает однотипные действия.
  • Тактильная – трет кожные покровы, щипает себя. Может надолго прилипать к фактурным предметам, поглаживая их.
  • Обонятельная – ребенок ищет определенные запахи и надолго «зависает», старается все обнюхивать.

Как правило, аутосимуляции используются для получения удовольствия или самоуспокоения при стрессовых и волнительных ситуациях. Существует предположение, что аутостимуляция нужна для возбуждения нервной системы. Еще одна гипотеза утверждает, что повторяющиеся действия выступают своеобразной блокировкой избыточных раздражителей окружающей среды, позволяя контролировать уровень сильного возбуждения.

С аутостимуляцией сталкиваются не только аутисты, но и дети с ДЦП, выраженной умственной отсталостью, глухотой, слепотой, при соматических заболеваниях. Несмотря на то, что данный симптом развивается в детском возрасте, он может сохраняться и во взрослом, обостряясь после на первый взгляд успешной психокорректирующей терапии.

Атипичный аутизм у детей

Детский аутизм представляет собой тяжелое нарушение психического развития. Согласно МКБ-10 существует четыре типа расстройств аутистического спектра (РАС):

  • F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера).
  • F84.1 – атипичный аутизм.
  • F84.2 – синдром Ретта.
  • F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

Неспецифическое первазивное расстройство характеризуется задержкой развития и нежеланием контактировать с другими людьми. Патологическое состояние имеет широкий спектр проявлений: нарушения речи, моторики, внимания, восприятия. К самым распространенным признакам РАС у детей относятся:

  • Ребенок не идет на контакт с другими людьми и не реагирует на них.
  • Крайняя отгороженность от внешнего мира.
  • Совершает однотипные, повторяющиеся движения.
  • Ограниченный круг интересов, ребенка сложно увлечь чем-то новым.
  • Деструктивное поведение, агрессия.
  • Умственная отсталость (при некоторых формах аутизма интеллект пациента в норме или выше среднего).

Вышеперечисленные симптомы проявляются у детей в раннем возрасте, но более выраженными становятся после трех лет. 

Диагностикой и составлением лечебно-коррекционных мероприятий занимается врач психиатр. На разных этапах терапии с ребенком работают неврологи, психологи, логопеды, генетики, дефектологи. Если же клиническая симптоматика пациента недостаточно ясна, врач ставит диагноз аутистическое поведение или атипичный аутизм.

Полностью вылечиться от аутизма невозможно, так как данное нарушение ребенок не «перерастает». На сегодняшний день разработано ряд корректирующих программ, позволяющих ребенку освоить навыки самообслуживания и коммуникации, научиться общаться с окружающими, контролировать свои эмоции. Независимо от формы выявленного аутизма, помощь пациенту должна быть комплексной с обязательной психолого-педагогической коррекцией.

Атипичный аутизм — причины, особенности, симптомы и лечение

Отличия обычного детского и атипичного аутизма

Атипичная форма аутизма может отличаться от «классического детского» по двум диагностическим критериям.

Первый — это позднее начало развития заболевания. Обычно атипичный аутизм проявляется в возрасте не младше 3-х лет.

Второй критерий — малое количество симптомов, недостаточное для постановки диагноза детского аутизма. Обычно у детей-аутистов с атипичной формой отсутствуют повторяющиеся бесцельные движения, характерные для аутизма, или нет сложностей в коммуникации с окружающими (обычный ребенок-аутист не умеет общаться, а атипичный аутист просто не проявляет к этому никакого стремления).

Характерные симптомы


Говоря о симптоматике атипичной формы аутизма, нужно выделять две разновидности заболевания: осложненное и не осложненное умственной отсталостью.

Атипичный аутизм без умственной отсталости

  • эмоциональная «холодность», отстраненность от окружающей действительности, безразличие к одобрению или осуждению со стороны взрослых или сверстников;

  • отсутствие любых попыток установить контакт с детьми или взрослыми;

  • на попытки окружающих установить с ним контакт ребенок или остается равнодушным, или впадает в истерику, или пытается убежать;

  • ребенок может подолгу сидеть, ничем при этом не занимаясь, или же наоборот — очень долго выполнять одно и то же действие или движение без понятной цели;

  • скудность речи, отсутствие желания общаться;

  • о самом себе ребенок говорит в третьем лице;

  • стремление педантично соблюдать определенный режим дня или последовательность определенных действий;

  • сильная привязанность к каким-то вещам, предметам.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Симптоматика определяется типом умственной отсталости. При атипичном аутизме возможно четыре формы нарушения умственной деятельности:

  1. Шизофрения детского типа. Сопровождается речевыми отклонениями, бредом, галлюцинациями, кататонией.

  2. Синдром Мартина — Белл. Для этого расстройства характерны своеобразная речь, недостаточное интеллектуальное развитие, нарушение координации движений (прежде всего движения глаз) и мышечная гипотония.

  3. Синдром Ретта. Ребенок (только девочки) в раннем возрасте теряет приобретенные социальные и двигательные навыки, а развитие головного мозга прекращается.

  4. Синдром Дауна, для которого характерны физическая и интеллектуальная недоразвитость.

Причины возникновения


Есть три основные гипотезы о том, почему может развиваться атипичная форма аутизма:

  • осложнения нормального хода беременности (инфекции, интоксикации и т. д.) и проблемы при родах;

  • генные мутации, подобно тому как это происходит при синдроме Ретта, когда нарушения в развитии проявляются не сразу при рождении, а через некоторое время;

  • атипичный аутизм является формой неврологического расстройства, поскольку неврологические симптомы присутствуют более чем у половины больных.

Также в последние годы высказывается предположение, что болезнь является результатом действия сразу нескольких причин в разном их соотношении, чем и объясняется большое разнообразие симптоматики при аутизме.

Лечение и прогнозы


Терапия атипичного аутизма назначается только индивидуально, поскольку значительные отличия комплекса симптомов у разных детей не позволяют выработать универсальную лечебную программу. Лечение может быть как индивидуальным, так и групповым, принципиального значения это не имеет. Также хорошие результаты показывает иппотерапия.

Клинические прогнозы при таком заболевании неоднозначные. Если аутизм протекает без умственной отсталости, то при условии ранней и упорной реабилитации ребенка удается обучить необходимым навыкам самообслуживания и основам социальной адаптации. При наличии умственной отсталости прогнозы значительно ухудшаются.

Мой Логопед - Что такое атипичный аутизм

В последние двадцать лет процесс систематизации и накопления знаний о психических заболеваниях и расстройствах набирает темп. В 50-х годах аутизм рассматривался, как вариация шизофрении.

 

Сейчас по МКБ 10 существует раздел «Общие расстройства психологического развития» F84 куда входит: 

 

* детский аутизм F84.0

* атипичный аутизм F84.1

* синдром Аспергера F84.5

* Дезинтегративные расстройства детского возраста  F84.3 и т.д.

 

В DSM 5 Американском диагностическом руководстве нет понятия атипичный аутизм. А есть лишь “Расстройства аутистического спектра”, куда объединены все эти диагнозы.

 

При этом у нас аутизм считается психиатрическим диагнозом, а в Америке проходит под неврологическим кодом.

 

Очевидно, что путаницы в диагнозах, споры о симптоматики и клинических проявлениях ведутся среди специалистов до сих пор. Постоянно уточняются, дополняются и исследуются.

 

Оттолкнемся от Российской модели и попробуем разобраться, что психиатры называют атипичным аутизмом.

 

Существует два основных отличия атипичного аутизма. 

 

* Позднее проявление, а именно после 3-х лет;

То есть в младенчестве ребенок развивался нормально. Не вызывал вопросов у специалистов в поликлинике: невролога, педиатра. 

 

Не отставал в моторике и в присваивание общих навыков. А потом стал проявлять аутистическую симптоматику. Но здесь есть два подводных камня.

 

Первый заключается в том, насколько внимательно родители и специалисты наблюдали за ребенком. И это может быть не связано с тем, что родители «плохие» или «не заботятся о своем ребенке».

 

Родители могут быть не осведомлены о нормах развития, быть молодыми, неопытными. Поскольку ребенок еще совсем кроха критически оценить его психическое состояние непростая задача. Когда же малыш идет в детский сад и впервые сталкивается с социумом и педагогом-воспитателем эти симптомы проявляются. 

 

Второй - если у ребенка есть умственные нарушения, общая задержка речи или психического развития, то на фоне этих первичных нарушений, аутизм может быть не заметен. 

 

* Второе - симптоматика недостаточна, выражена в психопатологической триаде (социальные навыки, общение, поведение). Чаще бывает у детей с умственной отсталостью. Так как аутизм здесь присоединяется вторичным диагнозом, наслаиваясь на то, что у ребенка уже есть серьезные интеллектуальные нарушения и он не может в полной мере взаимодействовать с обществом, людьми, предметами.  

 

Также  атипичный аутизм имеет два подраздела:

 

* Умственная отсталость с чертами аутизма. Или атипичный аутизм с олигофренией. Проявляется чаще всего при синдромах Мартина-белла, Дауна, Ангельмана, Вильнюса, Сотоса  т.д. (хромосомны мутации), а также болезнях обменного происхождения (фенилкетонурия, туберозный склероз и т.д. Имеет вялотекущую, постоянную, не прогрессивную симптоматику.

И основан на глубокой степени умственной отсталости ребенка, отсутствие речи и возможности общаться жестами, не способность распознать и показать эмоции, стереотипии (раскачивание и пр.)

 

* Атипичный детский психоз. Или атипичный аутизм без олигофрении, то есть до приступа у ребенка не стоит диагноз умственная отсталость. Острое состояние, характерное распадом ранее сформированных навыков.

 

Можно отметить три стадии развития психоза:

 

* Аутистическая - продолжается от 4-х недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности.

Естественное развитие приостанавливается.

 

* Регрессивная - длится от 6 месяцев до года. Усиление симптоматики аутизма, холодность. Частичный распад интеллектуальной сферы. Потеря навыков опрятности, речи, поедание несъедобного. Утрата моторных навыков, возможности ходить. «Регресс» игры.

 

* Кататоническая. Наиболее продолжительная. От полутора до двух лет. Появляются моторные расстройства и стереотипии (кружение, прыжки, раскачивания, бег кругами).

 

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. Симптоматика приобретает обычные аутистические черты. Появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

 

В целом, изучая многообразие диагнозов, их названий и проявлений не так важно, каким именно шифром обладает заболевание.

 

Проявление аутистических черт у ребенка мешает ему адаптироваться в обществе, ограничивает его возможности - социальные, эмоциональные, физические. Поэтому наша задача, как родителей, так и специалистов максимально, насколько это, возможно, скомпенсировать нарушения, включить ребенка в общество, находить возможности к общению и уметь радоваться совместно проведенному времени друг с другом.

Про аутизм

Про умственную отсталость

Про симптомы аутизма читай тут

Причины аутизма

Вебинар "Аутизм"

Автор статьи Алиса Рассушина

Атипичный аутизм что это такое

Атипичный аутизм – одна из разновидностей заболеваний, входящих в группу расстройств развития человека. Для рассматриваемого недуга характерны основные признаки «обычного» детского аутизма, но такое отклонение, в отличие от ранней формы, впервые дает о себе знать в возрасте позднее 3 лет либо же имеет особое течение.

Общие сведения о заболевании


Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Нередко такие больные страдают нарушениями речи, в первую очередь, проблемами ее понимания. При таких обстоятельствах обычно и заходит речь о нарушении интеллектуального развития по типу аутизма

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом.

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Характерные признаки заболевания


Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

Очень важно, чтобы специалист, ведущий ребенка, имел соответствующие навыки и опыт. Врач должен понимать, в чем нуждается конкретный больной и в совершенстве владеть требуемыми для его случаями методиками лечебного воздействия

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.
Будьте здоровы!


Атипичный аутизм у детей, чем отличается от обычного

Автор Светлана На чтение 9 мин. Просмотров 263 Опубликовано

Расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя несколько видов аутизма с разной степенью интенсивности проявления специфических симптомов. Синдром Каннера считается классическим видом и диагностируется чаще остальных, также существует легкая форма – синдром Аспергера (наиболее благоприятные течение и прогнозы). Еще одним видом аутизма является синдром Ретта (злокачественное течение, прогнозы всегда неблагоприятные). Существует атипичный аутизм у детей, который может проявляться как в облегченной форме, так и в более тяжелой, нежели синдром Каннера. Все эти термины в любом случае описывают одно и то же расстройство, проявления одного и того же нарушения.

Атипичный аутизм в большинстве случаев определяется позже 3 лет, так как симптоматика бывает сглаженной или неполной. Гораздо реже родители замечают признаки атипичного аутизма  у ребенка до 3 лет, но даже при этом они не дают полноценную картину, как при классическом течении болезни. Этим данное психоневрологическое нарушение как раз и отличается от обычного аутизма. Ребенок при этом может иметь высокий уровень интеллекта или же, напротив, оказаться умственно отсталым. Атипичный аутизм у детей часто встречается в качестве дополнительного нарушения развития при других отклонениях, например, при Синдроме Дауна, Мартина-Белла и т.д.

Данное расстройство аутистического спектра имеет код по МКБ-10: F84.11 при атипичном аутизме в сопровождении умственной отсталости и F84.12 при ее отсутствии. В общем разделе он числится под кодом F84.1.

Ему также характерны нарушения социальной адаптации, отклонения в коммуникации со сверстниками и взрослыми, речевые патологии, сенсорные особенности восприятия информации извне и т.д. Какие-то симптомы могут отсутствовать, что часто приводит к не всегда корректной постановке диагноза и подбору методов реабилитации. Но давайте обо всем по порядку.

Атипичный аутизм, симптомы

Сегодня большинство врачей и ученых считают, что любая форма аутизма – это расстройство общего (всестороннего) развития, которое отражается на всех жизненно важных функциях. При атипичном аутизме у детей симптомы проявляются чуть позже, чаще после 3 лет, в то время как при синдроме Каннера отличие детей от нормотипичных бросается внимательным родителям в глаза уже на первом году жизни.

При атипичном аутизме вы можете наблюдать следующие признаки ненормального развития ребенка.

  • Нарушения социального взаимодействия и адаптации. Отмечается либо стандартная отстраненность от людей и общения с ними, либо необычный интерес. Ребенок при этом стремится к контактам, но не совсем привычными способами.
  • Расстройства речи. Они могут быть ярко выражены вплоть до неспособности к обучению родному языку. Чаще речь присутствует, но ее развитие идет по дефектному пути, как и у обычных аутистов. Многие дети застревают на этапе эхолалий.
  • Использует ли атипичный аутист жестовую речь и другие виды коммуникации в общении? Не всегда. Как ни странно, им сложнее дается обучение альтернативной коммуникации, нежели обычному аутисту.
  • Сенсорные отклонения. Они проявляются странностями в восприятии стимулов извне, например, дети могут негативно реагировать на прикосновения к коже, требовать однообразной еды, придерживаться привычных маршрутов, отказываться от новой одежды или нарядов из конкретных материалов, не использовать ремни безопасности в машине или не носить часы на руке и т.д. Отказ доходит до истерики, если взрослый настаивает на выполнении своих требований. Чувствительность может быть повышенной или пониженной. Тогда дети либо избегают каких-то ощущений, либо намеренно к ним стремятся.
  • Стимминг. Он присутствует при всех типах аутизма, и атипичная его форма не исключение. Маленькие аутятя совершают странные движения конечностями и телом, необычно стимулируют слуховой и зрительный анализаторы (предпочитают странные звуки, блики солнца, бегущие строки из рекламы, игру света и теней и т.д.). Стимминг может выражаться даже в игре.
  • Кстати, игра у детей с атипичным аутизмом тоже отличается. Она однообразна и нефункциональна. В ней просматривается отсутствие воображения и плоскость мышления.
  • Плоское, линейное мышление отмечается не только в игре, но и вообще по жизни. Детям не доступны абстракции, юмор, временные понятия и переносный смысл.
  • Познавательный интерес ограничен. Наблюдается узость интересов и их зацикленность на одной или нескольких темах.
  • Эмоционально-волевая сфера расшатана. Ребенок с атипичным аутизмом не обладает необходимой оценкой своего поведения, вследствие чего не может его контролировать. Случаются вспышки агрессии, поступки выглядят импульсивными. Поведение, как правило, достаточно шаблонно и предсказуемо в определенных ситуациях и совершенно непредсказуемо в новых. Управлять эмоциями ребенок не может. На этом фоне вполне возможна аутоагрессия, хотя в данном варианте она встречается реже. Остается необычная реакция на раздражители, которые у обычных детей не вызывают негативных эмоций.
  • Нарушения моторики и координации присутствуют, но меньше, чем при классическом аутизме.
  • Инициатива и самостоятельность могут находиться на сносном уровне, т.е. в быту малыш учится обслуживать себя сам и даже проявляет желание это делать.

При отсутствии некоторых симптомов сложно диагностировать аутизм, потому врачи и педагоги часто путают атипичную его форму с шизофренией, алалией, умственной отсталостью, детским дезинтегративным расстройством, эпилептической энцефалопатией и другими патологиями органического и псевдоорганического характера.

Как правило, тремя основными диагностическими критериями аутизма считаются социализация, коммуникация, речь. При атипичном аутизме у детей в большинстве случаев отсутствует один из пунктов. Начало яркого проявления признаков болезни – 3-5 лет.

В школьном возрасте дети сложнее овладевают письмом, чтением, навыками счета. Чаще наблюдается любовь к какому-то одному предмету, виду деятельности (математика, музыка, рисование, история). При умственной отсталости даже основные навыки могут остаться несформированными.

Причины возникновения атипичного аутизма

До сих пор нет единого мнения о причинах возникновения аутизма любого типа. Теорий несколько, и каждая из них имеет научно подтвержденную базу. Это дает право называть и атипичный аутизм, и весь спектр нарушением всестороннего развития. Считается, что на возникновение РАС влияют несколько неблагоприятных факторов, «удачно» сложившихся воедино.

Генетические нарушения. Эта теория предполагает, что аутизм передается по наследству. С каждым поколением его признаки усиливаются. Также ученые заметили, что при разных генетических нарушениях параллельно проявляется аутизм, например, при синдроме Дауна, Ангельмана, Коэна и т.д.

Внутриутробные патологии. Различные заболевания и травмы матери во время гестации могут негативно повлиять на развитие мозга плода. Есть мнение, что к аутизму приводит повреждение или недоразвитие левого полушария и мозжечка, отчего страдает восприятия/переработка информации и ее отбор из окружающей среды.

Психотравмирующие ситуации в раннем детстве, неблагополучное влияние среды. Об этих факторах можно судить лишь как о дополнительных. Они наносят удар по уже имеющейся (заложенной) почве на уровне предрасположенности самого ребенка. Ключевого влияния на развитие РАС они не имеют.

Прививки. Это очень щепетильная тема, потому что есть всегда два противоборствующих лагеря. Но по жалобам многих мам детей с аутизмом можно сказать, что прививки служат «запускающим» механизмом тех особенностей, которые уже были заложены в ребенке. Такое же влияние может оказать инфекционная (вирусная) болезнь и ее последствия, например, грипп, менингит, гнойная ангина и т.д.

К сожалению, современная наука пока не в состоянии ответить точно, что является причиной аутизма, атипичного или классического.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее

Условно атипичный аутизм у детей можно поделить на патологию с умственной отсталостью и без нее. При атипичном аутизме вкупе с УО мы имеем менее положительную картину развития событий в дальнейшем. Обучение будет затруднено, как и интеграция в общество. Это слабо функциональная группа аутистов. Им свойственно более яркое проявление симптомов классического РАС.

Как правило, у таких детей наблюдается слабая тенденция к набору лексики, примитивность мышления, плохая имитация, слабая память, расстройство внимания, отсутствие навыков самообслуживания, сложности в контакте даже с близкими людьми, стереотипии, страхи, агрессия. Чем сильнее нарушения интеллекта, тем ярче симптоматика. По сути, именно ментальные отклонения здесь и выходят вперед. Динамика слабоположительная или отрицательная.

Атипичный аутизм без умственной отсталости отличается более высокой функциональностью. Речевые и когнитивные нарушения минимальны, как и поведенческие проблемы. Очень часто мышление нарушено не сильно или находится на границе нормы, но на первый план больше выступают эмоциональные реакции и слабая волевая регуляция. Не исключена негативная реакция на социум и общение.

Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены. Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным. Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без УО.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Обычно главным отличием считается начало первых проявлений. При классическом аутизме уже в первый год бросается в глаза отстраненность ребенка, отсутствие яркой реакции даже на близких и маму. Могут наблюдаться странности в развитии моторики: неуклюжесть, отставание в формировании умений, отсутствие интереса к игрушкам. Иногда все это можно увидеть после года, если была провокация (болезнь, стресс, прививка). При атипичном аутизме дебют происходит позже – после 3 лет.

Как я уже сказала, при классике присутствует триада нарушений, чего нет при втором варианте. У кого-то нарушена коммуникация, но поведение вполне соответствует норме. У других дефектна речь, но вполне адекватно развивается сфера социализации. Третьи не страдают стереотипиями, но не способны к волевым усилиям. В этом вопросе нет единой схемы, грани очень расширены. Атипичным аутистам плохо даются навыки альтернативной речи, в то время как при синдроме Каннера обучение им идет успешно.

В общем, в большинстве случаев атипичный аутизм имеет менее выраженные черты, чем обычный. Такие дети, при отсутствии сопутствующей умственной недостаточности, могут обучаться в классах коррекции и даже в обычных школах. Наиболее благоприятные прогнозы получают дети, чьи родители обратились за помощью в раннем дошкольном возрасте. Некоторые симптомы могут оставаться с человеком на всю жизнь, но при должной коррекции он максимально адаптируется к условиям нашего социума.

Считается, что наиболее продуктивной при аутизме является ABA-терапия. Хорошие результаты дают курсы микротоковой рефлексотерапии, Tomatis, уроки нейрокоррекции(двигательной, дыхательной), занятия с сенсорным педагогом, психологом и дефектологом. При атипичном развитии речи нужно заниматься с логопедом. Комплексный подход повышает шансы на успех!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Атипичный аутизм - Особые дети

Установлено, что при данной форме аутизма заболевание может никак себя не проявлять длительное время, даже годами. Есть дети, которые страдают мягкой формой аутизма, и все основные симптомы заболевания просто не обнаруживаются. В подобной ситуации диагноз уточняется со значительным опозданием. Люди, имеющие эту форму заболевания, также отличаются некоторыми нарушениями. Но если сравнивать, то их развитие определяется более высоким уровнем, чем у тех пациентов, кто страдает классическим аутизмом. Атипичным аутизмом часто называют первазивное расстройство развития. Для данного заболевания свойственно наличие множества симптомов, и у разных пациентов они могут проявиться в различных комбинациях. Тем не менее, имеются признаки, которые считаются общими.

К характеристикам атипичного аутизма относится ряд нарушений в сфере социального взаимодействия. Такие симптомы выражены в различной степени, и отличаются своеобразным характером. К примеру, некоторые пациенты полностью равнодушны к взаимодействию с окружающими. Другие люди, наоборот, выражают готовность к общению, хотя не знают, каким образом построить эффективный процесс коммуникации.  У больных атипичным аутизмом нередко возникают проблемы овладения языком, также может быть непонимание речи окружающих. Словарный запас недостаточен, и заметно его несоответствие с возрастом. Каждое слово, независимо, в устном или в письменном виде, трактуется такими пациентами исключительно в прямом значении.

Еще одним неизменным симптомом атипичного аутизма является неумение правильно выразить свои эмоции. Такие люди не понимают невербальные сигналы, и в связи с этим окружающие воспринимают их, как лишенных эмоций и равнодушных личностей. К тому же, пациентам с атипичным аутизмом свойственна раздражительность, негибкость мышления, неподатливость. Например, если говорить о детях, то они не в состоянии принять любые изменения, или даже малейшие нарушения привычного жизненного распорядка. Даже незначительные нарушения в этом плане могут вызвать настоящую бурю эмоций. Среди внешних раздражителей особенно выделяется яркий свет, звуки повышенной громкости.

Причины атипичного аутизма

Специалисты не всегда сходятся во мнении, обсуждая причины возникновения атипичного аутизма. В основном, называется глубокая умственная отсталость, низкий уровень функционирования, что влечет за собой проявления отклоняющегося специфического поведения, которое требуется для подтверждения диагноза аутизма. Также атипичный аутизм наблюдается у лиц, имеющих тяжелые специфические расстройства развития рецептивной речи. То есть, данное состояние значительно отличается от аутизма. Нередко отмечено, что причиной аутизма является тяжелое нарушение мозговой деятельности. Известно, что у таких больных мозг не работает даже в той степени, чтобы возникло поведение, типичное для аутистов.

Установлено, что атипичный аутизм имеет совсем иные признаки, по сравнению с обычным заболеванием. Атипичным аутизмом считается также атипичный детский психоз, отсталость в работе головного мозга с определенными признаками аутизма. Нередко детям, страдающим атипичным аутизмом, ставят совсем другой диагноз, в частности, — шизофрения.  Специалисты подтверждают, что диагностика затруднена, и является довольно сложной. В большинстве случаев, родители консультируются у многих врачей различной специализации, в том числе, включается психиатр, невролог, не исключается и отоларинголог.

Иногда родителям кажется, что ребенок их просто не слышит, и именно эта причина объясняет невнимание к просьбам. В самом деле, со слухом все в порядке, просто ребенок в определенные моменты настолько погружен в свой внутренний мир, что не может воспринимать любые звуки извне, в том числе, и голос родителей. Медицинская литература не содержит данных о конкретных причинах, вызывающих атипичный аутизм, поэтому лечение основано на общем психологическом воздействии с учетом имеющихся нарушений психики.

Лечение атипичного аутизма

Диагностика и лечение атипичного аутизма подразумевает наблюдение за пациентом, проверку способностей человека. Значительная часть информации о больном бывает предоставлена родителями ребенка, или его опекунами. В том случае, если врач предполагает наличие аутизма, и, в то же время, симптомы не соответствуют всем имеющимся критериям, относящимся к аутическому спектру, — может быть поставлен диагноз атипичный аутизм. Данный этап включает в себя множество вопросов, но эта форма заболевания у детей не имеет специальной системы и лечебных курсов. Врач назначает лечение именно симптомов, а не самого заболевания. Следует отметить, что эффективное устранение проявлений данного заболевания позволяет улучшить состояние пациентов.

Нередко при лечении ребенка, страдающего атипичным аутизмом, применяется терапия индивидуального назначения, и для нее отведена значительная часть дня. В то же время, для некоторых детей создается более благоприятная обстановка, если взаимодействие с окружающими ограничено, что способствует снижению интенсивности признаков. Особенно важно, чтобы специалист, занимающийся с ребенком, четко имел представление о том, что требуется в каждом конкретном случае, и отлично владел разнообразными методиками.

Бывает так, что лечение проводится, используя пресловутый метод проб и ошибок. Он заключается в том, что врач применяет различные способы лечения, пока один из них не даст явных положительных результатов. В некоторых случаях симптомы заболевания выражены слабо, но это не значит, что можно не заниматься лечением, или прекратить его раньше времени. Занятия по выбранной методике необходимо проводить длительное время, до явного улучшения состояния ребенка. В этом плане, не может быть лишнего влияния, и пациент получает только пользу с каждым лечебным сеансом.

Аутизм у детей признаки (синдром аспергера), аутизм что это за болезнь

Аутизм: что это такое?

Аутизм — это психическое расстройство, основные симптомы — это нарушение социальных взаимодействий и расстройства в эмоциональной сфере. Когнитивные способности при аутизме могут быть снижены или сохранены — все зависит от формы заболевания, степени его тяжести. К характерным признакам заболевания относят склонность к стереотипным движениям, задержку речевого развития или необычное использование слов. Первые признаки аутизма обычно появляются у детей до 3 лет, что связано с генетической природой заболевания.

Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма, которые имеют свои названия. В целом классификация заболеваний аутистического спектра носит расплывчатый характер, так как границы между некоторыми состояниями довольно условны. Аутизм был выделен в отдельную нозологическую единицу относительно недавно, период его активного изучения пришелся на вторую половину ХХ века, поэтому многие вопросы диагностики, лечения и классификации до сих пор обсуждаются и пересматриваются.

Аутизм у детей

Как уже упоминалось, аутизм обычно проявляется в раннем возрасте, поэтому полное название заболевания по МКБ 10 звучит как ранний детский аутизм (РДА). Частота проявлений зависит от пола — аутизм у девочек встречается по разным данным в 3-5 раз реже, чем у мальчиков. Это объясняют возможным наличием защиты в женском геноме или разной генетикой аутизма у женщин и мужчин. Некоторые ученые связывают разную частоту выявления заболевания с лучшим развитием коммуникативных навыков у девочек, поэтому признаки легкой формы аутизма могут быть скомпенсированы и незаметны.

Признаки аутизма у детей разного возраста

Признаки раннего детского аутизма при внимательном отношении могут быть выявлены у совсем маленьких детей, в некоторых случаях даже у новорожденных. Следует обращать внимание на то, как ребенок контактирует с взрослыми, проявляет свое настроение, на темпы нервно-психического развития. Признаки аутизма у грудничка — это отсутствие желания идти на руки, отсутствие комплекса оживления при обращении к нему взрослого. В возрасте нескольких месяцев здоровый ребенок начинает узнавать родителей, учится различать интонации их речи, при аутизме этого не происходит. Ребенок одинаково равнодушно относится ко всем взрослым и может неправильно воспринимать их настроение.

 

Уже в возрасте 1 года здоровый ребенок начинает разговаривать, признаком аутизма может быть отсутствие речи в 2 и 3 года. Даже если словарный запас ребенка-аутиста соответствует возрастным нормам, обычно он неправильно использует слова, создает собственные словоформы, разговаривает с непривычными интонациями. Характерна для аутизма эхолалия — повторение одних и тех же, иногда бессмысленных фраз.

Постепенно выявляются сложности во взаимодействии с другими детьми — это основной симптом раннего детского аутизма. Они связаны с тем, что реб


Смотрите также