Бинауральные звуки что это такое


Бинауральные ритмы — Википедия

Бинауральные ритмы

Бинауральные ритмы (от лат. bini — пара, два и auris — ухо) — иллюзия головного мозга, воображаемые звуки управляемой музыки, которые мозг воспринимает («слышит»), хотя реальные звуки этой частоты отсутствуют.

Чтобы наблюдать бинауральные ритмы, достаточно смешать сигналы, немного отличающиеся по частоте. Для того, чтобы такие биения были слышны, их частота тонов должна быть не выше 1000—1500 Гц, а разница частот не выше 30 Гц, но всё же преимущественно не более 25 Гц. При большей разнице частот человек слышит два раздельных тона, и биения не возникает. С физической точки зрения это слияние двух волн, фазы которых периодически совпадают, тем самым создавая побочную волну низкой частоты.

Бинауральные ритмы являются предметом исследования нейрофизиологов, в частности, занимающихся изучением слуха. Кроме того, бинауральные биения влияют на головной мозг (меняют его ритмы), вызывая в нём волны, которые могут быть зарегистрированы при помощи электроэнцефалографии[1][2].

Существуют различные частоты мозговых волн, которые соответствуют разным состояниям человека и могут изменять состояние.

Диапазон частот Название Примеры ситуаций, когда эти волны появляются
> 40 Hz Гамма-волны Сильная умственная активность, включая восприятие, решение задачи, страх и осознание
13-40 Hz Бета-волны Активность, занятое или тревожное мышление, активная концентрация, возбуждение, познание
7-13 Hz Альфа-волны Релаксация во время бодрствования, сонливость перед сном или после сна
4-7 Hz Тета-волны Сны, глубокая медитация, REM-сны
< 4 Hz Дельта-волны Глубокие сны без сновидений, потеря ощущения тела

Границы между диапазонами частот определяются по-разному и не существует общепринятого стандарта.

Термин «бинауральный», «бинауральный слух» относится к способности человека и животных определять направление на источник звука, благодаря различиям в параметрах звуковых волн, приходящих на разные уши.

В музыкальной записи если подавать сигналы разной амплитуды (громкости) на левый и правый наушник, этим можно создать иллюзию, как будто музыкальный инструмент находится слева или справа. Для звуков низкой частоты также имеет значение фаза (задержка).

Раковины ушей и кости черепа неодинаково пропускают звуки разной частоты, поэтому, изменяя спектр звука, можно создать иллюзию, что источник звука находится позади или спереди.

Бинауральный слух не имеет прямого отношения к мозговым волнам. Но музыка может влиять на настроение человека и, соответственно, изменится энцефалограмма.

В отличие от «бинаурального слуха», термин «бинауральный ритм» очень часто встречается на эзотерических сайтах, бинауральным ритмам приписываются различные мистические признаки.

Сам термин не совсем правильный, поскольку описанный эффект возникает независимо от того, подаются ли звуки разной частоты на разные уши или на одно. Музыкантам этот эффект известен как биение. Благодаря ему удобно настраивать инструменты, поскольку биение позволяет заметить, что две струны настроены немного не в унисон. (Впрочем, в этом случае можно говорить о физическом сложении звуков разной частоты и биениях чисто физической природы, безотносительно к человеческому восприятию; при более же строгом применении термина речь должна идти о том, что при исследовании этого эффекта в чистом виде на оба уха подаются сигналы разной частоты, которые физически — в качестве звуковых волн — не складываются, эффект же сложения и биений появляется уже исключительно при восприятии звука, в сознании человека и нейронной деятельности).

Похожим образом воспринимается амплитудное вибрато — эффект, также используемый в музыке.

Поскольку данные эффекты музыкантам достаточно давно известны и освоены, то и мистические свойства им не приписываются.

Подобный эффект является обычным интервалом между двумя звуками, только очень маленьким, подобно комме, лимме. Разные интервалы также по-своему влияют на настроение и т. д. Например, малая секунда «режет» и «колет» слух.

их частот и амплитуд, также свободная.]

  1. Oster G. Auditory beats in the brain (неопр.) // Sci. Am.. — 1973. — Т. 229, № 4. — С. 94—102. — PMID 4727697.
  2. Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion (англ.). — New York: W. Morrow, 1986. — ISBN 0-688-04880-3.

стоит ли слушать чудо-записи? — Рамблер/доктор

Бинауральная терапия — относительно новое явление в альтернативной медицине. Среди ее сторонников есть и люди, которые не рассчитывают на особый эффект, а есть те, кто уверен, что при помощи бинауральной терапии можно лечить самые разные заболевания психики и нервной системы. MedAboutMe выяснял, что это за метод лечения и действительно ли он работает?

Мозг и бинауральные ритмы

Бинауральные ритмы или бинауральные биения — это феномен, который свойственен головному мозгу многих животных и — в том числе — человека. Он возникает за счет наличия у нас двух ушных аудиоканалов (правого и левого), по которым аудиоинформация поступает в ствол мозга. Там, в верхнем овальном ядре каждого полушария, возникает аудиторный ответ — электромагнитный импульс.

Если на правое ухо подавать тон с частотой 200 колебаний в секунду, а на левое ухо — тон с частотой 205 колебаний в секунду, то полушария будут работать синхронно, и каждое из них будет генерировать соответствующую электромагнитную волну. Наложение этих волн станет причиной возникновения артефакта, фантома — «звука» с частотой, равной разнице частот исходных звуковых волн — 5 колебаний в секунду. Это и есть бинауральный ритм — изящная акустическая иллюзия.

Для возникновения бинаурального биения необходимо соблюдение двух условий: частота ответных импульсов не должна превышать 1000 Гц, а различие между ними не должно быть больше 1-30 Гц.

Что такое бинауральная терапия?

Любой эффект, свойственный человеческому организму, рано или поздно вызывает интерес людей, которые думают: как это можно использовать? Неудивительно, что бинауральные ритмы легли в основу бинауральной терапии.

Выделяют пять разновидностей бинауральных ритмов, соответствующих отдельным состояниям человека:

Гамма-волны. Частота — 30-170 Гц. Активизируют умственную активность и общее эмоциональное восприятие мира, вызывают ощущение страха. Бета-волны. Частота — 14-42 Гц. Повышают уровень возбуждения и тревожность, активизируют мышление, концентрацию внимания. Альфа-волны. Частота — 8-13 Гц. Медитация, расслабление в период бодрствования, состояние непосредственно перед засыпанием или сразу после сна. Тета-волны. Частота 4-7 Гц. Глубокая медитация. REM-фаза сна (фаза быстрых движений глаз), для которой характерна повышенная активность мозга и сновидения. Дельта-волны. Частота — менее 4 Гц. Глубокий транс без сновидений.

Можно выделить следующие положения бинауральной терапии:

Прослушивание бинауральных ритмов сходно с медитацией. Бинауральная терапия предназначена для самолечения и доступна любому человеку, где бы он не жил. Существует множество записей бинауральных ритмов, предназначенных для коррекции различных состояний головного мозга и даже других органов. Бинауральные ритмы надо прослушивать в отсутствие любых других воздействий, иначе они не подействуют. Эффекты бинауральной терапии

Для прослушивания бинауральных записей требуются стереофонические наушники и тихое место без отвлекающих звуков. Процедура занимает примерно 15 минут, но не более получаса.

В перечень положительных эффектов бинауральной терапии включают:

снижение стресса и тревожности; повышение концентрации внимания; усиление мотивации и уверенности в успехе; повышение работоспособности и настроения; облегчение достижения медитативного состояния.

Однако нередко, помимо вышеперечисленных эффектов, речь заходит о более глубоком воздействии аудиозаписей бинауральных ритмов на организм. Например, есть мнение, что их прослушивание:

повышает уровень гормона дегидроэпиандростерона (ДГЭА), задействованного в процессах старения; понижает концентрацию гормона стресса кортизола; увеличивает выработку гормона мелатонина, отвечающего за наш режим и крепкий сон; меняет концентрацию инсулиноподобного фактора роста — белка, задействованного во множестве разных процессов в организме; уменьшает концентрацию гормона и нейромедиатора допамина.

Но исследования по изменению биохимических показателей под воздействием бинауральных ритмов имеют слишком слабую доказательную базу, то есть большинство ученых в этой области их результаты считают сомнительными.

Несмотря на это, немалое количество интернет-ресурсов предлагает воспользоваться бинауральной терапией для лечения неврозов, бессонницы, тревожности, панических атак, депрессий и других заболеваний психики. У детей предлагается лечить аутизм, СДВГ, расстройства речи и нарушения психомоторного развития.

Категорический запрет на применение бинауральной терапии существует для людей, страдающих от эпилепсии и аритмии.

Здоровье и маркетинг

Сегодня существует целая индустрия бинауральных записей, прослушивание которых должно определенным образом менять активность головного мозга. Приверженцы бинауральных методов влияния на человека уверены, что с помощью нужной записи можно улучшить сон и память, снять проявления тревожности, зарядить человека на победу в соревнованиях или на сдачу ответственного экзамена, вылечить головную боль, активизировать сексуальные желания — и вообще сбалансировать чакры.

В зарубежном интернете бинауральные ритмы предлагается прослушивать, совмещая их с приемом препаратов, «изменяющих сознание» — Викодином, Оксиконтином и другими наркотическими анальгетиками. В более безопасном для здоровья варианте бинауральные ритмы сочетаются с белым шумом, звуками природы, медитативной музыкой и другими подобного рода звуковыми эффектами.

Факт!

Специалисты отмечают, что в создании аудиофайлов с бинауральным ритмом ничего сложного нет. Существуют несложные программы с открытым исходным кодом, которые позволяют взять пару простых тонов с нужной частотой и добавить к ним фоновым белый шум.

Возникает вопрос: есть ли эффект от всех этих аудиозаписей?

Главный миф бинауральной терапии

Итак, мы знаем, что мозг при определенных условиях может генерировать акустическую иллюзию. Этого ритма нет на самом деле, но мы его «слышим». Предполагается, что если действительно проиграть клеткам мозга заданный ритм, они изменят свою активность в заданном режиме. На этом построена идея бинауральной терапии.

Но что значит — «менять активность» для живой клетки? Это значит, что в клетке активизируются одни биохимические реакции и замедляются другие, меняется электрический потенциал мембраны, ее проницаемость для ионов и т. п. Можно ли запустить все эти многочисленные процессы при помощи электромагнитного импульса? В принципе, можно, но контролировать, управлять этими процессами — нельзя. То есть, некоторые состояния клеток головного мозга приводят к возникновению мозговых волн. Но не наоборот: мозговые волны не гарантируют достижения определенного состояния головного мозга. Нельзя оглушить человека звуком определенной частоты и вызвать у него тем самым острый приступ счастья.

Но как же так, возражают сторонники бинауральной терапии, вот же исследования, где запись бинаурального ритма меняет энцефалограмму головного мозга! Но при внимательном рассмотрении условий экспериментов оказывается, что полученные результаты крайне изменчивы и вполне могут зависеть от осознанной реакции человека на звук. В тех же исследованиях, где соблюдались правила постановки эксперимента, разницы между контрольными и экспериментальными группами обнаружить не удавалось.

Еще одно возражение поклонников бинауральных ритмов: я слушал — и мне стало хорошо (я расслабился, заснул, проснулся, решил задачку и т. п.). Увы, к научным доказательствам такой подход не имеет отношения. Ученые указывают, что при использовании записей с медитативной музыкой, белым шумом и прочими звуками полученный эффект будет скорее вызван именно этим звуковым сопровождением. В остальных случаях речь идет о плацебо — и это особенно актуально в том плане, что бинауральной терапией увлекаются в большинстве своем люди со специфическим складом психики.

Так есть ли эффект от записей бинауральных ритмов?

Есть. Как любая звуковая стимуляция, запись бинаурального биения отвлекает человека, является дополнительным фоновым стимулом.

Индийский ученый Aditya Shukla считает, что дополнительную фоновую стимуляцию можно использовать людям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Таким людям сложно концентрироваться, но если предоставить им дополнительную фоновую стимуляцию (белый шум, бинауральные ритмы, звуки природы, бубнящее радио и т.п.), часть рассеянного внимания пациента с СДВГ будет уходить на обработку этих фоновых стимулов. Это позволит ему лучше сконцентрироваться на решении задачи. Но это усиление концентрации не будет результатом действия бинаурального ритма и продлится не более 10 минут. При дальнейшем воздействии на мозг человек начинает испытывать чувство истощения.

Как и любая музыка, бинауральные ритмы могут вызывать определенные эмоциональные и психические реакции. Люди любят одну музыку и не любят другую, засыпают под то, что возбуждает других, медитируют под музыку или занимаются спортом. Это значит, что можно найти такую музыку — и такие бинауральные ритмы в виде аудиофайла — что данный конкретный человек будет чувствовать себя более расслабленным или, напротив, активизироваться. Некоторых людей можно даже убедить, что та или иная запись лечит головную боль — и она действительно будет облегчать их страдания, но при этом не справится с истинной причиной головной боли, а обезболивающий эффект невозможно будет воспроизвести на других пациентах.

Выводы

Не стоит рассчитывать на записи бинауральных ритмов, как на лекарство. Но если они облегчают конкретному человеку процесс засыпания или, наоборот, помогают ему сосредоточиться, то почему бы их не использовать? Другое дело, что болезни они не лечат — ни физические, ни душевные.

Бинауральные ритмы / Habr

Вот этот топик про бинауральные ритмы вызвал довольно большой резонанс – многие захотели попробовать на себе или на других эти самые ритмы. Так что я решил описать здесь принципы их работы и выложить инструкцию по самостоятельному изготовлению.

Но предже чем начать, я хотел бы уточнить один момент. Я НЕ призываю никого пользоваться этими ритмами. Я НЕ гарантирую, что это абсолютно безопасно для вашего здоровья и не имеет никаких побочных эффектов. Прежде всего я хочу разъяснить, на чем основан принцип работы данной технологии. Если же вы захотите попробовать это на себе, убедитесь, что у вас нет противопоказаний (эпилепсия и пр.) и будьте благоразумны — не злоупотребляйте.

Итак, как именно эти ритмы могут влиять на состояние сознания? А влияют они на ритмы мозга, которые видны на ЭЭГ. Оказывается, что при определенных состояниях сознания доминируют определенные ритмы. Чтобы не гонять вас от странички к страничке приведу прямо здесь краткое описание некоторых ритмов мозга, взятое с википедии.

Дельта-ритм
Частота: от 1 до 4 Гц.
Состояние сознания: глубокий естественный сон.
Примечания: колебания этого диапазона могут регистрироваться в ЭЭГ покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.
Тета-ритм
Частота: от 4 до 8 Гц.
Состояние сознания: доминирующий ритм электроэнцефалограммы у здоровых детей в возрасте 2—8 лет. По другим источникам — состояние медитации, творческой деятельности.
Альфа-ритм
Частота: от 8 до 13 Гц.
Состояние сознания: спокойное бодрствование, релаксация, улучшенная восприимчивость, ощущению безмятежности и возникновение особого т.н. «расширенного состояния сознания».
Бета-ритм
Частота: от 14 до 30 Гц.
Состояние сознания: активное бодрствование, усиленное внимание, умственное напряжение, эмоциональное возбуждение.
Гамма-ритм
Частота: от 30 до 120-170 Гц. По другим источникам – до 500 Гц.
Состояние сознания: данный ритм наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания.

Теория бинауральных ритмов основана на том, что, если каким-либо образом подействовать на мозг сигналом с определенной частотой, то этот сигнал вступит в резонанс с соответствующим ритмом могза, что приведет к усилению соответствующего состояния сознания.

Если этим сигналом является обычный звук определенной частоты, то человек просто не сможет его услышать по физиологическим причинам. Поэтому используют два канала звука из диапазона слышимых частот. При этом разница частот на этих каналах должна равняться нужному нам ритму мозга. В итоге, когда человек прослушает такую запись, у него в мозгу произойдет суперпозиция этих частот, что будет субъективно ощущаться как пульсация звука (усиление и ослабление амплитуды). Частота этой пульсации и будет равна разности частот на левом и правом каналах.

Ну и, собственно, как самому записать подобный ритм. Для этого нужен аудио редактор с возможностью отдельно редактировать правый и левый каналы и простой частотный генератор, который выдает синусоиду. Выбираем основную частоту – тот звук, который мы будем слышать. Где-то от 150 и до 2000. Пробуйте сами – кому как понравится. Например 250 – это будет правый канал. Далее нужно определиться с состоянием сознания, которое вы хотите усилить (достичь) и смотрим соответствующие ему частоты. Например релаксация – 8-13 Гц. Выбираем 10 – тогда на левом канале должно быть 240 Гц (260 Гц).

Если это воспроизвести в наушниках (только в наушниках эти ритмы могут работать), то мы услышим ровный низкий пульсирующий гул. Довольно неприятно с непривычки. Так что я советую наверх положить дорожку с белым шумом (одинаковую на левый и правый каналы), который легко получить, заставив микрофон записывать тишину.

Как видите, все цифры приведены в виде диапазонов, так что пробуйте разные значения. Можно также попытаться наложить чистые ритмы на музыку. Тогда я бы посоветовал выбирать ровную, без назойливого ритма (как у танцевальной) ну и чтобы она соответствовала ожидаемому состоянию сознания.

P. S. В комментариях многие говорят, что это антинаучно и быть того не может. Чтобы как-то визуально продемонстрировать откуда берутся низкие частоты привожу график функции sin(x/50)+sin(x/55). На нем мы видим частые колебания — это основной сигнал, колебания уровня — это и есть тот самый ритм, у которого сверхнизкая частота.
Я специально уменьшил соотношение частоты одного канала к разнице частот на каналах, чтобы линии не сливались друг с другом.

Польза и вред бинауральных ритмов

Явление бинауральных ритмов известно человечеству очень давно - с момента, когда появилась музыка. Разумеется, тогда для него не существовало названия, хотя почувствовать его мог и может каждый. Наверняка это происходило с каждым человеком хотя бы раз. Итак, что же такое бинауральные ритмы? Вред или пользу они несут человеку?

Сущность

Кому не знакомо чувство, когда, например, при прослушивании живой органной музыки внезапно появляется ощущение, как будто звук пульсирует? Так или иначе, но с таким эффектом сталкивался практически любой человек. Это явление знакомо музыкантам и физикам-акустикам довольно давно, но несколько десятилетий назад оно приобрело огромную популярность в определенных кругах.

Суть бинауральных ритмов состоит в разнице между частотами, воспринимаемыми каждым ухом отдельно. Если в этом показателе есть разница, не превышающая 25-30 Гц, и при этом тоны не выше 1000-1500 Гц, то человеческий организм почувствует на себе необычный эффект, который можно описать как биение или пульсацию.

Это не является звуком, поскольку аппаратура на самом деле на низких частотах в этот момент вообще ничего не регистрирует, но воспринимается ухом именно так. Данный эффект легко наблюдать при помощи обыкновенных стереонаушников и специальных треков, находящихся в свободном доступе. Впрочем, это явление можно встретить и в более естественных условиях, не прибегая к такому оборудованию.

История

Повторное "открытие" бинауральных ритмов произошло в 60-х годах XX века, и сделал его американский исследователь Роберт Монро. К тому времени этот эффект был давно известен и описан многими учеными, однако никто не занимался темой его воздействия на человеческий организм. Между тем это не только важная, но и интересная тема, которая до сих пор вызывает вопросы.

Работы Монро вызывают у многих некоторый скептицизм, поскольку этот исследователь, помимо всего прочего, является автором знаменитой теории внетелесных путешествий. И хотя современная наука отрицает возможность такого рода явлений, кто знает, возможно, это всего лишь пока не изучено.

Механизм появления

Итак, два монотонных звука складываются, в результате чего возникает эффект, известный под названием бинауральные ритмы. Частоты, на которых "слышится" эта пульсация, по показаниям аппаратуры, абсолютно чисты. Как же это получается? Неужели всему виной галлюцинации? На самом деле у науки есть некоторое объяснение данному явлению.

Ухо слышит звук за счет механического воздействия окружающей среды на барабанные перепонки. Однако составление полной картины и восприятие происходят уже в мозгу, который обрабатывает полученную информацию. Считается, что звуки близких частот, поданные на разные уши, в результате "порождают" в человеческой голове ощущение пульсации. Это происходит за счет того, что возникает некий аналог явления, называемого в физике света дифракцией. Мозг сам порождает этот эффект. При этом полученный звук по амплитуде равняется разнице между частотами монотонных тонов. Мозг поистине является уникальным органом, возможности которого до конца не изучены. Считается, что умение воспринимать подобные звуковые эффекты было приобретено в процессе эволюции для лучшей ориентации в пространстве. Те, кто наиболее остро чувствует воздействия такого рода, как считается, обладают отличным чутьем. Таким образом, такое явление, как бинауральные ритмы мозга, находится вне сферы интересов физики и акустики и является предметом изучения нейрофизиологов. Что довольно интересно: данный эффект воспринимается подсознательно и может быть зафиксирован мозгом даже за порогом осознанной слышимости.

Влияние на организм

В первую очередь влияние бинауральных ритмов можно проследить на работе головного мозга - это можно заметить с помощью электроэнцефалографии. Давно известно, что без всякого внешнего воздействия главный человеческий орган генерирует собственные импульсы - в разном состоянии они отличаются. Нейрофизиологи условно различают альфа, бета, гамма, дельта и тета-волны в зависимости от того, в какой фазе активности находится мозг и организм в целом: бодрствует и пребывает в состоянии активной умственной работы или, например, засыпает.

Считается, что разные полушария работают на своих частотах. Но их можно синхронизировать, если использовать чистые бинауральные ритмы (монотонные звуки разной амплитуды, наложенные друг на друга именно для достижения этого эффекта). В итоге, как считают некоторые люди, это позволяет использовать ресурсы мозга более эффективно, то есть увеличивать продуктивность мыслительных процессов, быстрее учиться, лучше воспринимать окружающую информацию и т. д.

Использование

В определенных кругах явлению бинауральных ритмов приписываются различные мистические свойства. По мнению последователей некоторых направлений йоги, они помогают расслабиться и даже входить в состояние транса. Становится более глубокой и эффективной медитация. Бинауральные ритмы, как считается в этой среде, могут стать серьезным толчком к самопознанию.

Еще одной категорией людей, живо интересующихся этой темой, являются поклонники различных эзотерический или религиозных течений. Они приписывают этому естественному явлению большое значение и даже считают, что оно способно излечивать от многих недугов. На деле терапевтический эффект не доказан, хотя никто не мешает пациентам верить в это, что лишний раз демонстрирует такой феномен человеческой психологии, как плацебо.

Польза

Явного положительного влияния, зафиксированного авторитетными учеными, не наблюдалось, однако это может объясняться тем, что не проводилось никаких фундаментальных исследований ввиду сомнительности тематики с точки зрения современной науки.

Тем не менее те ученые, которые занимались изучением воздействия изохронного биения на человеческий организм, считают, что различная частота может иметь разный эффект. Так, небольшая разница амплитуд (до 8 Гц) расслабляет и успокаивает, помогает с засыпанием. Более высокие частоты (8-25 Гц), наоборот, настраивают на рабочий лад, позволяют собраться, сосредоточиться на работе, улучшают продуктивность мыслительных процессов, активизируют обменные процессы.

Экспериментируя, энтузиасты составили аудиозаписи для достижения различных эффектов: простого и приятного пробуждения, повышения концентрации или же полной релаксации. Продукт их деятельности может быть использован среди прочего в качестве музыкальной терапии при различного рода расстройствах или проблемах. Однако стоит помнить, что одно и то же может быть как лекарством, так и ядом, все зависит от дозы. Так ли хороши и безобидны бинауральные ритмы?

Вред

Серьезного негативного воздействия изохронных биений выявлено не было, хотя некоторые исследователи фиксировали что-то вроде сбоев в энцефалограммах испытуемых, которые они называли пароксизмами. В чем это выражалось с физической точки зрения, неизвестно. Тем не менее в том или ином виде бинауральные волны в какой-то момент под видом цифровых наркотиков заполонили весь интернет. Их создатели убеждали в том, что это безвредно и совершенно неопасно, но так ли это на самом деле?

Людям непонятен механизм, с помощью которого на мозг воздействуют бинауральные ритмы. Отзывы тех, кто попробовал на себе воздействие этого эффекта, как правило, противоречивы. Скептики не чувствуют абсолютно ничего, в то время как внушаемые идеалисты легко могут стать жертвой собственной впечатлительности.

Аудионаркотики

Некоторое время назад в сети распространялись треки, которые, как утверждалось, вызывают ощущения, схожие с тем, что испытывает человек, принявший психотропные вещества. На самом деле какой-либо заметный похожий эффект выявлен не был, аудиозаписи, как правило, содержали в том или ином виде бинауральные ритмы, а если легковерные подростки и достигали состояния измененного сознания, то, скорее, за счет самовнушения. На деле никакого влияния треки не оказывали и были лишь уловкой мошенников, желающих заработать на чужом любопытстве и тяге к запретному.

Тем не менее некоторые активисты высказали точку зрения, что аудионаркотики вредны в том смысле, что они стимулируют человека на потенциально опасные эксперименты над собой и своей психикой, которые со временем могут вылиться в менее безобидные увлечения.

Частоты вознесения

Пойдя еще чуть дальше, некоторые исследователи взялись изучать, как будут воздействовать на людей звуки не только с определенной разницей частот, но и различной высоты. И они выявили некоторые образцы, которые получили довольно оригинальное название. Термины частоты вознесения и бинауральные ритмы обычно рассматриваются совместно, и если последним посвящена вся статья выше, то о первых стоит сказать пару слов отдельно. Этим словосочетанием называют несколько тонов, которые, как считается, имеют особенно сильное воздействие на живой организм. Их регулярное прослушивание, по мнению некоторых людей, может не только открыть экстрасенсорные способности, но и излечивать на уровне ДНК, дать мощный толчок развитию интуиции и т. д.

Вместо заключения можно сказать, что в мире еще много неизученного. Возможно, то, что сегодня высмеивается научным обществом, через пару десятков лет станет темой диссертаций и будет применяться системно. Однако на данный момент официальная наука считает бинауральные ритмы артефактом работы мозга и отрицает их сколь-нибудь значительное воздействие на организм.

Бинауральный эффект — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2017; проверки требуют 3 правки. Звукоулавливающая установка ПВО. СССР, октябрь 1941 года. Фото РИА Новости.

Бинаура́льный эффект (от лат. bini − два, пара и auris − ухо) — эффект, возникающий при восприятии звука двумя ушами. Он позволяет определить направление на источник звука, что делает звуковое восприятие объёмным[1].

Эффект состоит в том, что если человек обращён лицом к источнику звука, то звуковая волна доходит до обоих его ушей одновременно и поэтому — в одной фазе. Когда человек поворачивает голову, скажем, влево от направления на источник звука, то его правого уха звуковая волна достигает раньше, чем левого, и фазы звуковых колебаний в ушах оказываются сдвинутыми друг относительно друга. По этому сдвигу фаз мозг и определяет горизонтальное направление на источник звука. А интенсивность звука, которая, как известно, обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника, при расстоянии до него порядка нескольких метров и более, в ушах различается несильно, так как расстояние между ними измеряется сантиметрами[2].

Для среднестатистического диапазона звуковых частот, слышимых человеком, — 20 Гц — 20 кГц — длина волны лежит в диапазоне примерно 17 м — 1,7 см. Очевидно, что для частот, близких к верхней границе, длины волн столь малы, что сдвиг фазы между волнами, достигающими разных ушей, может составлять (если человек стоит боком к источнику звука) несколько периодов колебания и не может быть определён верно. Впрочем, практика показывает, что человеку затруднительно определить источник звука и при существенно меньших частотах из-за достаточно малых величин относительного сдвига фазы.

Бинауральный эффект использовался советскими солдатами во время Великой Отечественной войны для звукопеленгации с помощью специальных звукоулавливающих установок, усиливающих его[2].

  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.

Бинауральная запись — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2014; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2014; проверки требуют 11 правок.

Бинауральная запись (лат. bi — два + auris — ухо) — метод звуковой записи, при котором используется специальное расположение микрофонов, предназначенное для последующего прослушивания через наушники. Обычно при этом методе записи используется специальный манекен, повторяющий анатомическое строение человеческой головы (иногда вплоть до ушей). Учитывая то, что строение внешнего уха у каждого человека индивидуально и он привыкает слышать окружающий мир с таким строением с раннего детства, использование отличающихся по строению ушей при записи может привести к неправильному восприятию записи слушателем.

Термин «бинауральный» не стоит путать со словом «стерео». Обычная стереозапись не учитывает натуральное расстояние между ушами, «звуковую тень» и отражения звука от головы и ушных раковин, хотя они вносят свои изменения в распространение звука (акустическую временную разницу и акустическую уровневую разницу). Из-за того, что обычные звуковые колонки при воспроизведении вносят свои изменения в звучание бинауральной записи, нужно использовать наушники либо использовать подавление помех от звуковых колонок. Для прослушивания через обычные звуковые колонки или наушники используют манекен без ушных раковин (для прослушивания используют манекен). Основное правило для идеальной бинауральной записи — записывающая и воспроизводящая цепи от микрофона и до мозга слушателя должны использовать идентичные ушные раковины (точные копии ушных раковин слушающего) и одинаковую «тень от головы».Очень часто используется в АСМР Видео.

Манекен для бинауральной записи; второй микрофон заслонён.

При самом простом методе записи два микрофона расположены примерно в 18 см друг от друга и направлены в разные стороны. Этот метод не даст настоящей бинауральной записи. Данное расстояние между микрофонами — это грубое значение для среднего расстояния между человеческими ушными каналами, но этого недостаточно. Более точный метод записи требует специального оборудования. Типичное бинауральное устройство записи состоит из двух высокочувствительных микрофонов, прикреплённых к макету головы и находящихся внутри форм, имитирующих ушные раковины. Это позволяет полностью записать искажения звука, происходящие, когда звук огибает человеческую голову и отражается от внешнего и внутреннего уха. Бинауральные «внутриушные микрофоны» могут быть подключены к записывающему устройству, что позволяет обойтись без манекена, используя в его роли голову автора записи.

Диск Джеклина

Кроме того, существует метод бинауральной записи звука с использованием диска Джеклина (англ.). В этом случае расстояние между мембранами микрофонов составляет 35 см, что даёт «широкую» базу. Угол отклонения осей микрофонов относительно плоскости диска Джеклина составляет 30 градусов, что в сумме равно 60 градусам. Опыты записи музыки в исполнении различных музыкальных составов показывают хорошую стерео базу, хорошие планы и объективную локализацию источников звука (при прослушивании в наушниках). При этом, для достижения хорошего результата записи необходим правильный акустический баланс внутри самого музыкального ансамбля и возможность выбора наиболее оптимальной точки в пространстве для местоположения самого диска Джеклина.

Бинауральные ритмы - эффективность, вред для медитации и работы

Если вы занимаетесь медитацией, вы наверняка слышали о бинауральных ритмах. Это современная технология, которая позволяет войти в медитативное состояние. Только, в отличие от традиционных способов, при использовании бинауральной стимуляции погружение происходит быстро и легко. Разработчики уверяют, что так пропадает необходимость в длительной подготовке, развитии навыков, борьбе с посторонними мыслями и сомнениями в правильности выполняемых действий. Действительно ли бинауральные ритмы помогают в работе над собой, дарят расслабление и качественный отдых? Или они могут навредить организму? Ответы вы найдете в этой статье.

Что такое бинауральные ритмы?

Это технология синхронизации волн головного мозга. Бинауральные ритмы существуют только в самом мозге и по сути не являются «ритмами» в привычном понимании. Суть заключается в следующем: на каждое ухо одновременно подаются немного различающиеся звуки, а мозг объединяет частоты в одну, создавая «ритм». Например, левое ухо улавливает 210 Гц, а правое — 200 Гц. В таком случае мозг создает «ритм» частотой 10 ГЦ — она как раз и характерна для медитативного состояния. Если нужно зарядиться энергией и сфокусироваться для выполнения работы или занятий спортом, используется частота 16 Hz.

Бинауральная стимуляция не работает без наушников. Если просто воспроизводятся 2 разные частоты, они так и остаются отдельными звуками. Только тогда, когда они подаются изолированно на разные уши, мозг начинает генерировать новый «звук» с частотой, равной разнице между частотами подаваемых звуков.

Как это работает?

Когда частота подается непрерывно на протяжении 7 минут, с ней синхронизируется частота работы головного мозга. Это природная реакция, о которой знали еще древние цивилизации. Они погружали слушателей в состояние гипноза с помощью ритмичной барабанной дроби. Сейчас ту же функцию выполняют ритмы, которые звучат в ночных клубах. Разница заключается в том, что танцевальные ритмы вводят в энергичное состояние, а бинауральные — в медитативное, то есть человек психически и физически расслабляется. Как и современная клубная музыка, ритмичная барабанная дробь и напевы за счет своего гипнотического эффекта раньше позволяли достичь состояния, приближенного к трансу.

Активность головного мозга определяется частотой волн — это характерно для любых форм энергии, в том числе для звука и света. В состоянии бодрствования и активности мозг работает на бета-частоте. При медитации он переходит на более низкие частоты альфа, тета, дельта. Частота бета сопряжена со стрессом, от которого все мы хотим избавиться. Используя бинауральную стимуляцию, можно изгнать посторонние мысли и абстрагироваться от насущных проблем.

Теоретически бинауральные ритмы изменяют электрохимическую среду мозга, что вызывает также изменения ума и сознания. Когда при поддержании осознанности мозга он одновременно захватывается низкими частотами, возникает уникальное состояние. Практики называют его так: «ум бодрствует, тело спит». Наличие чуть более высоких частот в мозге может спровоцировать повышение внушаемости. То, какой воспринимается реальность, зависит от состояния сознания. Некоторые состояния сужают восприятие, другие — расширяют. Чаще всего состояния сознания изменяются в зависимости от влияния постоянно меняющейся среды — и внутренней, и внешней.

Давно известно, что синхронные колебания в мозге — это особенность медитативных и гипнотических состояний. Бинауральные ритмы индуцируют и углубляют их. Причина кроется в человеческой физиологии. Каждое ухо «привязано» к обоим мозговым полушариям. Также у обоих полушарий есть звукообрабатывающие центры, получающие сигналы от каждого уха. При воздействии бинаурального ритма в каждом полушарии возникает по стоячей волне с одинаковой частотой и амплитудой. Так они синхронизируются друг с другом. Это наблюдается в состояниях сознания при медитации и гипнозе. Ритмы могут и улучшить функционирование мозга, так как сознательно налаживают нервные связи между полушариями на определенной частоте.

При использовании бинауральных биений человек может непрерывно медитировать до окончания записи. Не приходится прикладывать усилий для погружения в это состояния.

Видео: Бинауральные колебания

Зачем нужна бинауральная стимуляция?

Синхронизация мозговых волн обеспечивает несколько эффектов:

  1. Медитация осознанности — возможность уделять внимание своему телу, мыслям, окружающему миру, абстрагировавшись от посторонних мыслей.
  2. Синхронизация работы полушарий головного мозга, благодаря чему он начинает полноценно функционировать. Улучшаются интеллектуальные способности, память. Это позволяет эффективно решать проблемы и добиваться лучших показателей в работе.
  3. Избавление от стресса и расслабление. Бинауральные ритмы помогают перестать волноваться и очистить сознание от негативных мыслей. При ежедневной медитации снижается активность областей мозга, связанных со стрессом.
  4. Работа над собой. На частотах альфа и тета происходит развитие сознания. Это открывает возможности творчески визуализировать, учиться сосредотачиваться, контролировать мысли и эмоции вместо того, чтобы позволять им управлять собой.

Бинауральная стимуляция позволяет нормализовать сон, настроение, аппетит, избавиться от головной боли, бросить вредные привычки. Также она помогает улучшить спортивные показатели, так как учит настраиваться на результат, сосредотачиваться и освобождать голову от стрессовых мыслей.

Правила использования

Все, что потребуется, — это компьютер, смартфон или другой гаджет, а также наушники. Нужно устроиться поудобнее, закрыть глаза и расслабиться. Слушать бинауральные ритмы следует не менее 7 минут — именно это время необходимо для синхронизации мозга с внешней частотой. Для достижения лучших результатов медитировать так рекомендуется от 15 минут до получаса. Можно делать это и с открытыми глазами, фокусируясь на определенном объекте — например, на горящей свечке. Однако новичкам проще медитировать с закрытыми глазами — так легче не отвлекаться.

При прослушивании аудио вы не услышите самих ритмов. Это будет успокаивающая мелодия либо звуки природы — такая музыка помогает расслабиться и погружает в состояние сознания, подходящее для медитации.

Нельзя слушать бинауральные ритмы, находясь за рулем. Это замедляет рефлексы, что может быть опасным в дороге. Не слушайте такие записи, занимаясь интеллектуальным трудом. Медитативное состояние несовместимо с быстрым критическим мышлением, которое ориентировано на выполнение конкретного действия.

Развитие интеллекта

Есть такое явление, которое называется эффектом Моцарта. Люди, слушающие классическую музыку, успешнее проходят тесты на уровень интеллекта и обладают более высокими умственными способностями. То же происходит при прослушивании бинауральных биений, поскольку они синхронизируют полушария мозга. Это обеспечивает целостное мышление. Вместо того, чтобы мыслить только правым или только левым полушарием, человек начинает гармонично использовать оба одновременно.

Для развития такой способности нужно слушать бинауральные ритмы, а потом пытаться разгадать головоломку или решить сложную задачу. Также рекомендуется вести дневник. Во время медитации в голову приходят прекрасные идеи — записывайте их, чтобы не забыть.

Избавление от стресса

Исследования показывают, что ежедневные медитации повышают активность тех областей головного мозга, которые отвечают за хорошее настроение. Избавление от стресса — это ключ к здоровью, ведь известно, что все болезни происходят от нервов. Так что занятия медитацией положительно сказываются буквально на каждой клетке организма.

Слушая бинауральные ритмы, забудьте о том, что нужно сделать много дел. Сфокусируйтесь на своем состоянии и расслабьтесь. Помните, что бинауральные ритмы — не панацея от всех проблем. Они избавляют только от стресса, но это дает возможность сосредоточиться на текущих делах.

Во время медитации все мысли осознаются более четко. Прислушайтесь к ним — так вы поймете, сколько в вашей голове негатива. Избавиться от него можно двумя способами:

  1. Фокусироваться на музыке и возвращаться к этой фокусировке, вытесняя из сознания беспокойство.
  2. Заменять негативные мысли на приятные. Пример: мысль о том, что не хватает денег платить за квартиру, вызывает стресс, лучше думайте так: «Каждый день я узнаю новые способы, как заработать». Формулируйте мысли удобным для себя языком, учитывая собственные потребности. Придавайте им форму команд — так мозг начнет охотиться за тем, что вам требуется.

Негативные аспекты

Считается, что бинауральные ритмы абсолютно безопасны. Эта технология использует те же частоты, на которых головной мозг работает во время медитаций. Естественные частоты оказывают влияние на электрохимические процессы в мозге, погружая его в медитативное, глубоко расслабленное состояние.

Нужно понимать, что все компьютерные программы, технологии и методики в этой области направлены на коммерческий спрос. По сути чистые бинауральные ритмы — это нейроакустические наркотики. Нет исследований по вопросу их использования в рамках музыко- или звукотерапии (именно в плане лечения).

Есть мнение, что бинауральные ритмы в любом виде наносят вред организму. Особенную опасность они представляют для подростков, поскольку в этом возрасте мозг не способен воспринимать даже незначительную патологию без последствий. Дело в том, что в природе чистые бинауральные ритмы не встречаются. Организм с ними не знаком, они не являются естественными для него. Поскольку «знакомство» и «взаимодействие» происходит в головном мозге, то и последствия могут быть серьезными для всего организма.

No tags for this post.

оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода / Pult.ru corporate blog / Habr

На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.

Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.

Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.

Легенда о бинауральных ритмах


Традиционно начнём с того, что некоторые несознательные граждане пишут и говорят о “магии” бинауральных ритмов. Утверждается, что древние шаманы и прочие служители культов давным давно из божественных откровений узнали о том, что использование определённых частотных сочетаний при создании музыки способно влиять на человеческую физиологию.

Эти древние тайные знания, подкрепленные достижениями современной нейробиологии и психоакустики, позволяют эффективно лечить рак, геморрой, простуду, гонорею, простатит, диабет и красную системную волчанку, увеличивать продуктивность работы, провышают осознанность сновидений и вообще добавляют +100 к вселенской карме. Думаю, все помнят уже упомянутую эпопею с аудионаркотиками, которые своими “эффектами” были также обязаны именно бинауральным ритмам. Сегодня в продвижении светлых истин о биноуральных ритмах особенно усердствуют разнообразные техномаги, это хорошо демонстрирует, например вот этот ресурс.

В качестве доказательств необычных эффектов обычно приводятся ссылки на работы видных нейрофизиологов, психологов, физиков, шаманов и прочих авторитетных чародеев. Подставивший уши под лапшу объект внушения проверяет ссылки на источники и, обнаруживая там научных авторитетов и некоторые соответствия, начинает думать, что ему вещают истину (или по крайней мере нечто, в чем есть рациональное зерно).

Реакция


Реакция бывает разной. В случае с аудиомарихуаной всё закончилось быстро после того, как наркологи надавили авторитетом и хором со своими пациентами начали говорить о том, что никакие звуковые файлы не способны вызвать эйфорию (всё объяснили жаждой наживы и эффектом плацебо).

Но для потенциально верующих в россказни очередного ютубовского гуру и тяжело соматически больных, возлагающих надежды на методы любой степени альтернативности, наркологи не являются существенным авторитетом. Поэтому среди адептов эзотерических учений и альтернативной медицины продукты мифологизации бинауральных аудио эффектов остаются востребованными.

“Мухи” и “котлеты”


Начну, наверное, с “мух”. Итак, употребляя термин “бинауральные ритмы”, туфтологи вещают об исторических примерах использования оных шаманами и жрецами со стопятьсот двенадцатого года до нашей эры. При этом в пример приводится интерференция звуковых волн с появлением т.н. фантомного тона. Так при одновременном воспроизведении двух близких, но неодинаковых по частоте звуков, возникает третий.

Антропологи и этнографы отмечают, что в некоторых культах коренных народов Центральной и Южной Америки, Африки и Австралии длительное воздействие таких используется в ритуалах как фактор, позволяющий входить в измененные состояния сознания. И вроде всё в порядке и мифотворец как бы прав, но только как бы… На самом деле речь идет о вполне себе монауральном эффекте, который услышит даже человек глухой на одно ухо. Кроме того, использование необычного звука в ритуале совсем не означает, что именно этот звук позволяет получить трансовое состояние. Итак, древние использовали один из видов интерференции, а именно т.н. монауральные биения (или объективные комбинационные тоны). Её эффекты слышны как двумя так и одним ухом. Существенно изменяющими состояние сознания эти эффекты тоже назвать сложно.

Но существуют и бинауральные эффекты, описанные сначала Тартини и Соргом в 18 веке, а позже в 1839 году Г.В. Дове (Heinrich Wilhelm Dove). К слову, последний имел массу проблем с экспериментальной доказательной базой в связи с отсутствием в его время стереонаушников. Позже на это явление обращал внимание Гельмгольц, описывающий комбинационные тоны. Психоакустические исследования 20-го столетия подтвердили гипотезы о субъективных комбинационных тонах, и было сформировано представление о бинауральных биениях.


Тартини был одним из первых, кто обнаружил появление комбинационного тона

Это явление возникает, когда от разных ушей в мозг одновременно поступают звуковые сигналы с разной частотой. В результате их одновременного воздействия при высокой интенсивности в слуховом аппарате воспринимается 3-й т.н. фантомный или субъективный комбинационный тон. Хочу подчеркнуть, что вне уха этого тона не будет, а в случаях, когда слушатель будет использовать одно ухо для восприятия тона, фантомный тон не появится. Как следует из определения, бинауральные ритмы (субъективные комбинационные тоны) являются артефактом работы мозга.

Существуют сведения о нейрофизиологическом влиянии таких фантомных тонов, также о том, что такое влияние нашло экспериментальное подтверждение в 2-х работах Oster G. «Auditory beats in the brain»(1973) и Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion. — New York: W. Morrow, (1986). Однако свежие публикации на эту тему найти достаточно тяжело. В рамках гипотезы о влиянии бинауральных ритмов, высказывается предположение, что они способны синхронизировать работу левого и правого полушарий на частоте фантомного тона.

Таким образом, в зависимости от соответствия этой частоты частотам, определяющим различные состояния сознания (альфа, бета, тета и гамма-ритмы), можно получить те или иные эффекты. Например, при частоте 7-13 Гц, соответствующей альфа-ритму, слушателю будет легче расслабиться, а стимуляция с частотой 13-40 Гц (бета-ритм) будет способствовать активной работе.

При этом в работах уважаемых авторов ничего не упоминается о состояниях глубокого изменения сознания или прямом влиянии на органы, но есть вполне адекватные рассуждения о перспективах применения принципа для коррекции нарушений сна, тревожных состояний и депрессии.

Справедливости ради следует отметить, что резонанс, от реального источника (имеются ввиду объективные монауральные тоны) способен влиять на клеточном и молекулярном уровне, однако частоты, на которых резонируют человеческие органы — это инфразвук, к слову слышать мы их не можем (даже очень опытные аудиофилы 50-го левела и эксперты CES). Мне не доводилось встречать ни бытовой, ни студийной аппаратуры, предназначенной для воспроизведения инфразвука. К бинауральным ритмам такие резонансные явления отношения не имеют, так как последние — артефакт мозга, а не сердца, почек или какой-нибудь там селезёнки.

Объем без магии и шарлатанов


Бинауральные эффекты бывают очень полезны не только в экспериментальной нейрофизиологии и откровенном разводе. Можно с уверенностью сказать, что т.н. бинауральная фонограмма обладает точным расположением кажущихся источников звука, особенно при прослушивании её в наушниках. Для такой записи используется специальное расположение двух микрофонов на расстоянии приблизительно равном расстоянию между ушей взрослого человека. Между микрофонами монтируется барьер, имитирующий голову.

Иногда даже применяют специальный стенд, выполненный в виде головы со слепками ушных раковин.

Эти ухищрения необходимы для того, чтобы записать реалистичный объемный звук и создать т.н. эффект присутствия, как здесь.

Существуют также многочисленные бинауральные записи с музыкой. Людей, привыкших к стандартному стерео, часто впечатляет реалистичность такого звука.

Итог


Это всё, что мне хотелось написать о бинауральных ритмах и записях. Если вы впервые столкнулись с этими фонограммами, мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Также полагаю, что многим будет интересен опыт людей, которые пробовали экспериментировать с биениями и заметили эффект.

Всех с наступающим 2018-м, надеюсь в нем будет меньше псевдонауки, но больше полезных исследований и изобретений!

Немного традиционной джинсы
Напоминаю, что в связи с новогодними праздниками у нас проводится распродажа.
Скидки достигают 60 %. Мы предлагаем широкий ассортимент акустических систем, усилителей, профессионального звукового оборудования и систем умный дом.

Что такое БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ – Трансформационный коуч Галатея

Вероятно, вы уже слышали о технологии синхронизации мозговых волн, которая позволяет без усилий погружаться в медитацию и оставаться в ней. Она позволяет войти в состояние транса легче и быстрее, чем если бы вы это делали обычным способом.

Больше никаких проблем со входом в медитацию, никакой борьбы с посторонними мыслями, никакого раздражения и сомнений по поводу того, правильно ли вы все делаете. Прелесть бинауральных ритмов в том, что вам не требуется специальных навыков, длительного времени или соблюдения каких-либо особых инструкций, чтобы ощутить блаженство глубокой медитации.

Что такое бинауральные ритмы?

Бинауральные ритмы – разновидность технологии синхронизации мозговых волн. Бинауральные ритмы не могут существовать вне мозга – на самом деле это вовсе не «ритмы». Когда на каждое ухо одновременно подаются слегка разные звуки, мозг объединяет две частоты и создает «ритм». Например, если на левое ухо подается 210 Гц, а на правое – 200 Гц, мозг создаст «ритм» частотой в 10 Гц. Такая частота работы мозга характерна для медитативного состояния.

Бинауральные ритмы не будут работать без наушников. Если бы вы просто одновременно воспроизводили две разных частоты, они бы так и остались двумя разными звуками, но когда звуки изолированно подаются на разные уши, мозг генерирует «звук», частота которого равна разнице частот подаваемых звуков.

Исследования ученых

Роберту Монро принадлежит открытие того, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) стереосигнала человек как раз и ощущает эти самые бинауральные ритмы (биения). Он доказал, что человек при прослушивании стереофонической музыки через стереонаушники подсознательно ощущает разницу частот левого и правого звуковых каналов (данная частотная разница и лежит в основе рождаемых при этом в головном мозге слушателя бинауральных ритмов).

Например, когда одно ухо слышит чистый тон (монотонный звук) с частотой 300 Гц, а другое – 310 Гц (разница частот не должна превышать 25 Гц), то полушария головного мозга человека начинают работать синхронно, и в результате слушатель ощущает особое звуковое биение с “разностной” частотой, равной 10 Гц (310 – 300 = 10 Гц). Но эта частота – производное самого мозга, он как бы вычитает разность двух частот и дает возможность слышать эти самые 10 Гц, указанные в примере.

Влияние на организм от этого эффекта Монро изучал сначала на себе, а потом и на добровольцах. Полученные результаты поразили исследователя. Оказывается, используя разные частоты, можно добиться различного действия на организм человека.

Ученый планировал использовать аудиозаписи использовались для подавления депрессии, расслабления после сильного стресса и при других психоэмоциональных расстройствах.

[свернуть]

Как работают бинауральные ритмы?

Если частота подается непрерывно на протяжении как минимум 7 минут, включается природная реакция синхронизации частоты работы мозга с частотой этого звука.

В этом нет ничего нового. Древние цивилизации использовали ритмичную барабанную музыку, чтобы вводить слушателей в состояние гипноза. В наше время эту же функцию выполняют ритмы, звучащие в ночных клубах. Разница в том, что танцевальные ритмы погружают в энергичное состояние, в то время как бинауральные ритмы обычно используются для погружения в медитативное состояние, для которого характерно психическое и физическое расслабление. Как и в случае с ритмами в клубах, древние цивилизации использовали гипнотические эффекты ритмичной барабанной музыки и напевов, чтобы вызвать состояние, подобное трансу.

В технологии синхронизации мозговых волн используются те же частоты, на которых мозг обычно работает во время медитации. Естественные частоты влияют на электрохимические процессы в мозге и погружают его в глубоко расслабленное медитативное состояние.

Активность мозга характеризуется частотой волн – как и любая другая форма энергии (свет, звук и т. д.). Когда вы пребываете в состоянии бодрости и активности, мозг работает на частоте Бета.

Медитация переводит мозг на более низкие частоты, которые называются Альфа, Тета и Дельта. Для частоты Бета характерно то, чего все мы стремимся избежать – стресс, и поэтому мы можем использовать бинауральные ритмы для избавления от посторонних мыслей и каждодневных проблем.

Когда вы используете бинауральные ритмы, вы можете непрерывно пребывать в медитативном состоянии, пока запись не закончится. Вам не нужно погружаться в медитацию – синхронизация мозговых волн проделывает эту работу за вас. Она делает наслаждение и всестороннюю пользу, которые приносит медитация, доступными каждому человеку.

Бинауральные ритмы используются для:

  • Простоты медитации, даже во время сильного стресса.

    Даже когда вы думаете, что не сможете перестать волноваться, бинауральные ритмы помогут вам расслабить сознание и замедлить стремительный поток стрессовых мыслей!

  • Синхронизации работы полушарий мозга и, как следствие, полноценной его работы.

    Ваша память и умственные способности улучшаются, и вы решаете проблемы как никогда успешно!

  • Избавления от стресса и для расслабления.

    Ежедневная медитация понижает активность областей мозга, связанных со стрессом. Положительные эффекты медитации продолжаются долгое время после окончания сеанса медитации и усиливаются по мере практики.

Как использовать бинауральные ритмы.

Все, что вам нужно – MP3-плеер, стереосистема или компьютер и высококачественные наушники. Устройтесь поудобнее и просто откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и расслабьтесь!

Помните, что мозгу требуется минимум 7 минут, чтобы синхронизироваться с внешней частотой. Для наилучших результатов медитируйте с бинауральными ритмами не менее 15-30 минут.

Во время прослушивания синхронизирующего аудио вы не будете слышать самих ритмов. Вы будете слышать только музыку или успокаивающие звуки природы. Звуковое сопровождение разработано специально для того, чтобы расслабить и погрузить вас в состояние сознания, которое лучше всего подходит для медитации.

Что делать во время медитации.

Вы можете:

  • Заниматься медитацией осознанности – вы уделяете полное внимание своим мыслям, телу и окружающей среде, но при этом совершенно не уделяете внимания посторонним мыслям, которые приходят вам в голову.
  • Достичь мысленной тишины, фокусируясь на дыхании, небольшом объекте (например, свече) или звуковом сопровождении для медитации.
  • Отпустить свое сознание в свободный полет: позволить ему думать, волноваться, планировать, визуализировать, молиться или как-либо еще реагировать на то, что происходит в вашей жизни.
  • Работать над собой. Развитие сознания/мозга происходит на частотах Альфа и Тета, так что это отличное время для того, чтобы творчески визуализировать, контролировать свои мысли и учиться управлять своими эмоциями, вместо того чтобы позволять им управлять вами.

 

Не слушайте звуковое сопровождение для синхронизации мозговых волн за рулем. Это опасно, потому что ваши рефлексы замедлятся.

Помните – иногда нужно просто БЫТЬ, а не ДЕЛАТЬ. Во время медитации отпустите свою потребность «переделать все дела». На самом деле, после медитации вы сможете сделать БОЛЬШЕ, потому что будете более расслаблены и сфокусированы!

Будьте терпимы к себе. Бинауральные ритмы погружают ваш мозг в медитативное состояние и способствуют его физическим изменениям, которые происходят в результате медитации. Но сами по себе они не приводят к личному развитию. Они не являются средством для быстрого избавления от каких-либо проблем – кроме стресса!

Бинауральные ритмы помогают расслабиться и избавиться от стресса в любое время, не требуя от вас никаких специальных навыков или знаний о медитации. Все, что вам нужно – наушники и тихое удобное место для расслабления!

Прослушать медитации с бинауральными ритмами.

Поделитесь этой статьей с друзьями:

панацея, наркотик или требование природы

Человечество активно обживает виртуал и хочет сделать его максимально приближенным к реальности. Люди желают чувствовать, обонять, осязать или хотя бы слышать в Сети точно так же, как привыкли в обычной жизни.

В последнее время огромное распространение получили записи, сделанные так называемым бинауральным методом, создающим в наушниках эффект «3D». Поначалу пользователи с восторгом прислушивались к объемному звуку сминаемой бумаги и горящей спички, сейчас они увлеклись полноценными записями музыкальных номеров разной степени сложности.

В основе метода лежит довольно простая технология.

Для создания бинауральной записи (лат. bi — два + auris — ухо) используются два микрофона и манекен, повторяющий анатомическое строение человеческой головы. Основная хитрость в том, что микрофоны располагаются в ушных раковинах манекена. Или хотя бы, в упрощенном варианте, на расстоянии 18 сантиметров друг от друга с разносторонним направлением. Обычая стереозапись не дает эффекта «звуковой тени» и отражения звука от головы и ушных раковин. Однако они влияют на распространение звука и создают временную и уровневую разницу.

Источник фото: Википедия

Использование манекена позволяет полностью записать искажения звука, происходящие, когда звук огибает человеческую голову и отражается от внешнего и внутреннего уха.

Стоит отметить, что некоторые западные группы, озабоченные качественным звуком, довольно давно пытались использовать эффект бинауральности при записи своих композиций. Вполне достоверно известно, что к этому методу обращалась группа Pink Floyd при создании The Final Cut.

В 2010 году в лимитированной версии альбома The Orb & David Gilmour — Metallic Spheres — второй диск был выпущен специально для прослушивания в наушниках с пометкой «трехмерный звук на двух каналах». Разница действительно весьма заметна: звук объемный, похожий даже не на сценическую акустику, а на большое пространство.

Тем не менее эти эксперименты не получили большой популярности. Возможно, потому что большинство меломанов предпочитает наушникам стереосистемы.

Бинауральный эффект довольно быстро взяли на вооружение создатели «цифровых наркотиков». Они утверждали, что прослушивание продаваемых ими файлов вызывает состояние, идентичное тому, которое человек испытывает, принимая обычные наркотические вещества. Аудиофайлы так и назывались — «ЛСД», «Марихуана» и даже «Мультиоргазм».

Впервые Сеть узнала о «цифровых наркотиках» в 2006 году. Аудиодозы стоили денег, как и программа i-doser, предназначенная для скачивания этих файлов. Считается, что популярность электронных наркотиков была спровоцирована жаркими обсуждениями на интернет-порталах, ибо ни одного цифрового наркомана не появилось.

Сейчас бинауральные записи, помимо музыкальных номеров, используются при создании, например, видеоигр, чтобы создать у геймеров эффект присутствия.

Звукорежиссер, продюсер M.Y.M. Records Studio Янис Сурвило сообщил «360», что тяга пользователей к объемному звуку совершенно естественна.

«Если слушать музыку, звуки через аудиосистему под углом 90 градусов, мы полную картину не получим. Мы привыкли к сектору в 270 градусов в горизонтальной плоскости. Нам столько необходимо для восприятия звуковой картины», — уточнил звукорежиссер.

Янис Сурвило заявил, что ему не известно о возможности наркотического звукового воздействия.

«Это, скорее, относится к музыкальной психологии. Подсаживание на „цифровые наркотики“ — порождение культуры масс-медиа и ничего больше. Подсадить можно и на бездарщину, если общее восприятие находится под давлением моды, тренда», — предположил Янис Сурвило.

По его мнению, любая музыка воздействует на сознание человека, так как первичное восприятие мира у него было не логическое, а звуковое.

«Поэтому в некоторых странах, скажем, скандинавских, уделяют шоу-бизнесу большое внимание. Музыка воздействует на эмоциональные центры и стимулирует логические настройки мозга», — сообщил продюсер.

Существует мнение, что бинауральные записи влияют не только на эмоциональное состояние человека. Объемному звуку приписываются и другие свойства, Например, исцеляющие.

Открыт бинауральный эффект был XIX веке немецким ученым Гюставом Давом. На время о нем забыли, так как не нашли практического применения. Второе открытие этого эффекта принадлежит американскому исследователю Роберту Монро, который в 50-е годы ХХ века спровоцировал настоящий бум психоактивных звуков.

Источник фото: Youtube

Роберт Монро является автором серии книг о внетелесных путешествиях. Наверное, поэтому официальная наука до сих пор весьма скептически относится к сделанным им открытиям.

У Монро была редкая возможность изучать звук во всех проявлениях. Он был вице-президентом и членом совета директоров сети Mutual Broadcasting System. Почти десять лет его станция выпускала ежемесячно 28 радиошоу.

Монро заинтересовался влиянием звуковых волн на человеческое сознание и в 1958 году, по его утверждениям, добился состояния отделения от физического тела. В 1971 году он выпустил книгу «Путешествия вне тела» (Journeys out of the body), ставшую библией для людей, интересующихся эзотерическими методиками.

Вдохновленный успехом Роберт Монро основал в 1974 году институт, который и в настоящее время проводит исследования в области синхронизации частот полушарий мозга.

Разумеется, адепты альтернативной медицины не могли пройти мимо подобных технологий и создали новое течение, бинауральную терапию. По их мнению, с помощью объемного звука определенной частоты можно лечить психические и невротические заболевания.

Приверженцы йоги считают, что бинауральная музыка помогает медитировать, раскрывать третий глаз, снижать стресс и общую тревожность. Более того, внимательное и довольно продолжительное (не менее семи минут) прослушивание бинауральных записей может повысить работоспособность, настроение, мотивацию и даже даровать уверенность в себе.

Сложно сказать, насколько правдивы их утверждения. Напомним, ученые отрицают терапевтический эффект «3D»-звука. Однако на всякий случай перечислим основные правила использования этой инновационной технологии.

Процедура занимает от семи до 30 минут и не требует ничего, кроме удобного сиденья и наушников.

Считается, что частота 30-170 Гц активизирует умственную активность и общее эмоциональное восприятие мира.

Частота 14-42 Гц активизирует мышление, концентрацию внимания. Расслабиться и быстро уснуть поможет прослушивание музыки с частотой 8-13 Гц. В глубокий транс без сновидений введут звуки на частоте менее 4 Гц.

Слово БИНАУРАЛЬНЫЙ - Что такое БИНАУРАЛЬНЫЙ?

Слово состоит из 12 букв: первая б, вторая и, третья н, четвёртая а, пятая у, шестая р, седьмая а, восьмая л, девятая ь, десятая н, одиннадцатая ы, последняя й,

Слово бинауральный английскими буквами(транслитом) - binauralnyi

Значения слова бинауральный. Что такое бинауральный?

Бинауральный слух

БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ (от лат. bini -два auricula - ухо) - восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы.

Большой психологический словарь. - 2004

Бинауральный слух (от лат. bini - два и auricula - ухо) - построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши…

Психологический словарь. - 2000

Бинауральный слух Словообразование. Происходит от лат. bini - два auricula - ухо. Категория. Процесс слухового восприятия. Специфика. Построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха.

Психологический словарь. - 2000

БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (от лат bini - два и auris - ухо), способность человека и высших ж-ных определять направление на источник звука. Из-за того что уши расположены на нек-ром расстоянии одно от другого и под разным углом к источнику звука…

Словарь естествознания

Бинауральный эффект

Бинаура́льный эффект (от лат. bini − два, пара и auris − ухо) — эффект, возникающий при восприятии звука двумя ушами. Он позволяет определить направление на источник звука, что делает звуковое восприятие объёмным.

ru.wikipedia.org

Бинауральный эффект (от лат. bini — пара, два и auris — ухо), способность человека и животных определять, в каком направлении от них находится звучащее тело, обусловленная наличием у них 2 звукоприёмников — ушей.

БСЭ. — 1969—1978

БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (от лат. bini - два и auris - ухо) - способность человека и высших животных определять направление на источник звука. Из-за того что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и интенсивности…

Большой энциклопедический словарь

СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ

СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ - восприятие звуковой информации через оба уха. За счет различий некоторых характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, источник звука локализуется в пространстве…

Головин С. Словарь практического психолога

БИНАУРАЛЬНОЕ СМЕЩЕНИЕ

БИНАУРАЛЬНОЕ СМЕЩЕНИЕ Термин, относящийся к явлению, когда в каждое ухо поступает один из двух тонов, немного различающихся по частоте, при полном контроле всех условий, воспринимаемая точка локализации звука в пространстве, кажется…

Оксфордский словарь по психологии. - 2002

Бинауральная запись

Бинауральная запись (лат. bi — два + auris — ухо) — метод звуковой записи, при котором используется специальное расположение микрофонов, предназначенное для последующего прослушивания через наушники.

ru.wikipedia.org

Бинауральное временное различие

БИНАУРАЛЬНОЕ ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ Различие во времени поступления и интенсивности звука, поступающего на оба уха. Это различие – основной источник определения локализации звука. Также называется просто бинауральное различие (без временного)…

Оксфордский словарь по психологии. - 2002

Бинауральное временное различие - (лат.bini - два, auris -ухо) - различие в поступлении во времени звука в оба уха. Источник определения локализации звука.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Бинауральные ритмы

Бинауральные ритмы — артефакт работы головного мозга, воображаемые звуки управляемой музыки, которые мозг воспринимает («слышит»), хотя реальные звуки этой частоты отсутствуют. Чтобы наблюдать бинауральные ритмы, достаточно надеть стереонаушники...

ru.wikipedia.org

Русский язык

Бинаура́льный.

Орфографический словарь. — 2004

  1. бимс
  2. бинарность
  3. бинарный
  4. бинауральный
  5. биндюг
  6. биндюжник
  7. биноклевый


Смотрите также