Орфограмма 2 класс что это такое
Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса. "Орфограммы корня"
Памятка Орфограммы корня 2 класс
В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.Орфограмма «Проверяемая
безударная гласная в корне слова».
Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.
Проверять следует написание безударных гласных:
А-О, Е-И-Я.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,
например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.
В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.
Орфограмма «Проверяемая
безударная гласная в корне слова».
Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.
Проверять следует написание безударных гласных:
А-О, Е-И-Я.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,
например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.
Орфограмма «Непроверяемая
безударная гласная».
(Словарные слова)
Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Орфограмма «Непроверяемая
безударная гласная».
(Словарные слова)
Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Орфограмма «Парные
звонкие и глухие согласные».
Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.
Например, пруд – пруды, узкий – узок
Орфограмма «Парные
звонкие и глухие согласные».
Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.
Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.
Например, пруд – пруды, узкий – узок
Орфограмма «Непроизносимые согласные».
Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).
Например, честный – честен, честь.
Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.
Например: чудесный – чудеса, опасный – опа саться, ужасный – ужасен.
ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.
Орфограмма «Непроизносимые согласные».
Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).
Например, честный – честен, честь.
Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.
Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.
ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусн ый, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.
Памятка по орфограммам 2 класс
1. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и. Выпиши слово правильно, пиши орфограмму зелёной ручкой.Делай так: задача
2. Ь НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА(обозначает мягкость согласного).
Выпиши слово правильно. Покажи, мягкость какого согласного показывает мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на это правило.Делай так: пень, тень, пальто
3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) Запомни: разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я. Выпиши слово правильно, покажи, какие буквы разделяет Ь. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: в ь юга, лист ь я, солов ь и. 4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ) Запомни: разделительный твердый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами: е, ё, я. Выпиши слово правильно, выдели приставку, покажи разделение, рядом напиши ещё 2-3 слова с этой же орфограммой.
Делай так: под ъ ём, об ъ явление, под ъ езд.
5. СОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД
Запомни: В сочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД мягкий знак НЕ пишется. Выпиши слово правильно, пиши орфограмму зелёной ручкой, запиши ещё 2-3 слова с ней. Делай так: кочка, листик, гонщик. 6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ. Запомни: чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы безударная гласная стала ударной. Запиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово, выдели корень, покажи сильную и слабую позицию гласного. Делай так: волна - волны, морской - море 7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ ( слово из словаря). Напиши слово, в котором ошибся, правильно 3 раза, пиши букву, в которой ошибся, зелёной ручкой. Запомни, как пишется это слово! Делай так : ребята, ребята, ребята. 8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Запомни: чтобы проверить парную согласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы после согласного стояла гласная или буква Н. запиши слово, допиши проверочное слово, покажи сильную и слабую позицию согласного. Делай так : мороз - морозы, ягодка - ягодный. 9. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ. Запомни: чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать ТАКОЕ однокоренное слово, в котором проверяемая согласная слышалась бы отчетливо. Запиши слово, подбери к нему несколько родственных слов. Запиши их, выдели корень. Проверь непроизносимую согласную, покажи сильную и слабую позицию. Делай так: Звёздный - звезда - -звёздочка 10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ. Запомни: при переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с удвоенными согласными, пиши эти согласные зелёным цветом. Запомни слова и запиши ещё раз, разделив ВСЕ слова для переноса. Делай так: группа, утренний, коллектив груп-па, утрен-ний, кол-лектив. 11.БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Запомни: начало предложения пишется с большой ( заглавной) буквы. В конце повествовательного предложения ставится точка (.), в конце вопросительного - вопросительный знак (?), в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)) Выпиши предложение правильно, зелёной ручкой пиши его начало и знак в конце.Делай так: Выпал пушистый снег. или Ты идёшь в школу? 12. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. Запомни: имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, гор, деревень, улиц пишутся с большой (заглавной) буквы. Выпиши слово правильно. Первую букву пиши зелёной ручкой. Напиши еще 3-5 различных имен собственных. Делай так : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.
№ | Название орфограммы | Орфографический разбор |
1. | Заглавная буква в начале предложения | Начало предложения пишется с заглавной буквы: Завтра мы поедем на экскурсию. |
2. | Заглавная буква в именах собственных | Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Наташа, Сысола. |
3. | Буквы и, у, а после шипящих | После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется буква (подчеркнуть одной чертой): жизнь, чудо, чадо. |
4. | В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ | Мощный, почта, борщ. Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мостик, гвозди, есть. |
5. | Безударные проверяемые гласные в корне слова | В корне слова (выделить корень) в безударном положении (поставить ударение) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): косить (косит), колосок (колос, колосья). |
6. | Проверяемые согласные в корне слова | В корне слова (выделить корень) пишется буква (подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): дуб (дубы), клюв (клювик). |
7. | Непроизносимые согласные в корне слова | В корне слова (выделить корень) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): поздний (опоздать), опасный (опасен). |
8. | Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова | Написание этих слов нужно запомнить: вокзал, класс, чувство. |
9. | Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок | Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать по дороге, увидеть у дома. |
10. | Разделительные Ъ и Ь | После приставки на согласную (выделить приставку) пишется разделительный Ъ (подчеркнуть одной чертой) перед буквой Е, Ё, Ю, Я (подчеркнуть двумя чертами). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь: объяснение, семья, пью. |
11. | Гласные и согласные буквы в приставках | Пошёл, подпрыгнул. |
12. | Употребление Ь на конце существительных после шипящих | После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл). |
13. | Не с глаголами | Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.). |
14. | Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч. | Жечь, печься, учишь. |
15. | Перенос слов | Слова переносятся по слогам: май-ка, ули-ца, ру-чьи, паль-то, ран-ний, объ-ёмный |
Урок русского языка на тему "Что такое орфограмма? Орфографическое правило." (2 класс)
Предмет: Русский язык
Класс 2
Тема раздела: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель:
– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
Обеспечение урока: компьютер, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь. Запишите дату.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа.
Игра «Кто больше запомнит».
На доске рисунки (слайд 1):
Карандаши, снежинка, мыши, кошка, ужи, камыши, чашка, лужи.
-Назовите слова-картинки.
Дети проговаривают хором вслух, каждый самостоятельно; затем рисунки закрываются, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.
Самопроверка (слайд 2)
Учитель открывает слова на доске.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
-Что заметили в написании слов?
-Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?
-Почему в словах выделены буквы красным цветом?
– Как называется место в слове, где можно ошибиться?
– Что же такое опасное место? Почему оно так называется?
– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.
– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).
– Сформулируйте цель и задачи урока:
1. Определить, что такое орфограмма.
2. Научиться находить орфограмму в словах.
3. Узнать, какие есть виды орфограмм.
4. Учиться писать слова с орфограммами. (Слайд 3)
-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1. Наблюдение над словами.
– Прочитайте слова, написанные на доске: (слайд 4)
Пружина, живёт, уши, пушистый.
– Поставьте ударение.
– Найдите и подчеркните опасные места.
– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?
– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.
Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.
Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)
– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?
Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.
Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.
Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.
– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.
Вопросы на понимание и углубление материала.
– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)
– Как она подчёркивается?
– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)
– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.
– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)
Физкультминутка (слайд 5)
2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.
– Запишите предложение: Моржи жили в море.
–Найдите и подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)
На доске подчёркивает учитель. (Слайд 6)
– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)
– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)
– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)
– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.
– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)
– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)
– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).
3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.
– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].
Вырабатывается алгоритм:
1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)
2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)
3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)
4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.
5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.
Самопроверка. (слайд 7)
2.Работа с электронным приложением «Кирилл и Мефодий» (слайд 8) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/[NS-RUS_2-13]_[IG_027].swf)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
Выписать из литературного чтения предложения со словами, в которых есть сочетания жи-ши. Выделить орфограмму.
Шолгина Н.В.
5
2013 гУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Орфограмма. Орфографическое правило"
Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило»;
- научить находить орфограммы в словах;
- научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
- повторить ранее изученные орфограммы.
2. Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
- развивать письменную и устную речь.
3. Воспитательные.
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну./Дети садятся/
- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?
(Веселым, рабочим, познавательным. Ждем новых открытий)
- Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами в конце работы. Будьте внимательны.
2. Минутка чистописания.
- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Перед вами узор. Продолжите его. /Работа в тетрадях/
3. Актуализация знаний.
- Какие буквы спрятались в этом узоре? (Буквы ы, ж, ш, и)
/Учитель записывает их на доске/
- На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж,ш)
- Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)
- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)
4. Постановка проблемы.
- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…
/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/
пружина
уши
жир
пушинка
- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
- Как они записаны? (Через букву И)
- Выполним звукобуквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы] - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)
- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])
- Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответ : Есть правило)
5. Поиск решения. (Подводящий диалог)
- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.
/Учитель вывешивает это вывод на доску/
- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)
- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/
- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)
/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»
- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 1 ученика проговаривают правило/
- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101. /Дети читают правило/
- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/
- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
- Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/
- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
- Прочитаем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово, 1. это правила написания слов,2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)
6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)
7. Первичное закрепление.
- Пользуясь орфографическим правилом, выполним №165 по заданию. У доски работает … Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
- На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
- Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
- Что обозначает? (Предмет)
- Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
- Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
- Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
- Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
- Второй столбик выполните самостоятельно.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
- Прочитайте, какие предложения у вас получились?
8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.
- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.
1 группа спи.ка |
2 группа но.ной |
3 группа (А,а)лексей |
4 группа (Т,т)узик |
5 группа (Р,р)оссия |
6 группа верши.на |
7 группа (Н,н)аступила осень |
- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/
9. Игра на развитие устной речи «Снежный ком»
- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложения и добавляя к этому рассказу свое/
10. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическое правило)
- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./
- Можем ли мы отличить «орфограмму!» от «орфографического правила» (Да)
- Понравился ли вам урок? Вы хотели видеть его именно таким? Кому из вас на уроке было скучно, неинтересно, трудно?
- Преодолели ли вы трудность? Я рада. Вы все хорошо работали, но особенно активны были …
11. Домашнее задание.
- Задание будет творческое: для взаимодиктанта подберите и запишите 10 слов с орфограммой И в сочетании ЖИ, ШИ. Спасибо за урок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС. ТЕМА "ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО".
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель:
– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву,после букв жи ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.
Формирование УУД,ТОУУ (технология оценивания учебных успехов).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Проект конспекта урока по русскому языку во 2 классе
АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»
Лаборатория «Модификация технологии дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»
Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон
Сценарий урока по учебнику русского языка
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГОУ СОШ №852
Основные цели:
1. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;
2. Повторить все знакомые опасные места;
3. Ввести понятия «орфограмма» и «орфографическое правило»;
4. Развитие речи у учащихся;
5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.
- Начинаем урок русского языка.
- Сейчас я хочу вас похвалить!
- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.
- А вы готовы работать и добывать знания дальше? (да)
- Запишем число, классная работа.
+ разминка для глаз
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Цель:
1) повторить уже известные опасные места в словах;
2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.
- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? (минутку чистописания)
- Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)
- Читает учитель:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- Прочитайте слова на доске:
В…юга, реч…ка, рощ…, Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…
- Что заметили? (пропущены буквы)
- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Давайте найдем в словах опасные места!
- Что это такое «опасные места»? (это те места, в которых можно допустить ошибку)
- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.
- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.
- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.
- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)
- Какая же будет тема нашего урока? (ОРФОГРАММА)
- Что такое орфограмма? (ответы детей)
- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101 (определение читает ученик: «Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)
- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)
- То есть орфограмма- это правило, «мостик над ошибкой».
- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)
- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):
1. Разделительный мягкий знак;
2. Сочетания ЧК и ЧН;
3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.
4. Заглавная буква в именах собственных;
5. Предлог и слово.
- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА
- Что означает это слово? (предположения детей) + иллюстрация жемчужницы.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «ЖЕМЧУЖНИЦА»– это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг» (ребенок читает из толкового словаря)
- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)
- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.
- Поставим ударение, под ударением что слышим? (звук «Ю», а по правилам правописания в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»)
- А правило правописания – это и будет орфограмма!
3. Выявление места и причины затруднения:
Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.
- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)
- Как будем дальше действовать? (ответы детей)
- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)
- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)
- Молодцы!
- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.
Прежде чем написать слово, нужно:
1. Поставить ударение;
2. Определить часть слова;
3. Применить правило.
4. Реализация построенного проекта:
Цель: организовать «открытие» детьми способа.
- Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.
- Запишем (у доски ребенок).
- Поставим в этих словах ударение.
- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)
- Какую букву запишем? (Е)
- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)
- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)
- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.
ФИЗ.МИНУТКА:
Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.
- Под диктовку учителя (ученик у доски):
В море живут моржи.
- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.
- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.
- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.
- На доске слова: ИШИШК, ЧААКЙ, АКУЩ, ЖИНУ.
- Проверьте по эталону (эталон на доске)
- Кто выполнил верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новый способ действий в систему знаний;
2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы.
- В учебнике упр.166.
166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек – ЖИ или ШИ. Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы. Пу…стый котёнок играл с клубком. Кру…лись сне…нки над озером. Как хоро… ду…стые ландыши! Было слышно в ти…, как шуршат камы… . |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
- О чем говорили сегодня на уроке? (об орфограмме)
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (с безударной гласной в корне слова)
- Поднимите руки у кого все получилось, и кто не затрудняется в определении орфограммы?
- У кого остались трудности? В чем причина?
- Еще нужно нам потренироваться? (да)
- Каждый из вас получит карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.
Карточки разного уровня сложности:
1 уровень Ч..сто, пищ…, бол..ш..е, зайч…та, ш..пы, ч…чело, щ…пальца, прощ…ть. | 2 уровень Ш…повник, ж…вотные, малыш…, ч…совщик, площ…дка, сн…ж…нки. | 3 уровень Не ош…бается тот, кто ничего не делает. Хорошее нач…ло – половина дела Прож…вать. |
- Спасибо! Сегодня отлично работали……
хорошо работали……
и еще раз нужно повторить….
Правила по русскому языку "Орфограммы" (2 класс)
1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)
Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.
2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (-ОРО-, -ОЛО-, словарные слова)
Сорока, молоко, мебель.
3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)
Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.
4. Удвоенные согласные
Ванна, аллея, касса.
5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)
Солнце – солнышко, крёстный-крестить.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков
Карась, кальмар, пыль.
7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.
8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.
9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков
Гостья, объект.
10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно
11. Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится .!?
12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)
13. _____________________________________________________________________________
14. _____________________________________________________________________________
1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)
Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.
2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (-ОРО-, -ОЛО-, словарные слова)
Сорока, молоко, мебель.
3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)
Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.
4. Удвоенные согласные
Ванна, аллея, касса.
5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)
Солнце – солнышко, крёстный-крестить.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков
Карась, кальмар, пыль.
7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ
Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.
8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.
9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков
Гостья, объект.
10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно
11. Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится .!?
12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)
13. _____________________________________________________________________________
14. _____________________________________________________________________________
I.Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся: -Здравствуйте, ребята! Скажите. Какой месяц сейчас? Продолжает (таинственно): У февраля есть тайные тропинки, По ним он ходит ночью в тишине И на ветвях развешивает льдинки, И изморозь рисует на окне! А по утрам веселым солнышком осветит, Чтоб землю от сна разбудить, Чтоб радостно было и взрослым, и детям Работать, учиться и жить! -А у вас ребята, какое сегодня настроение и настрой на урок? Оцените своё настроение и настрой на урок . Покажите значками, которые лежат у вас на столах. (На столе у каждого лежат карточки с изображением облачка, солнышка). -Какого настроения вы желаете друг другу на уроке? Покажите своему соседу по парте и ребятам в классе. | Приветствуют учителя. -Февраль. Оценивают свою готовность и настрой на урок : карточки- настроения. Показывают карточки соседям по парте. | Личностные результаты: 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | II.Актуализация знаний и фиксация затруднения | Словарная работа. 1.Предлагает детям игру «Кто больше запомнит». На слайде (Слайд 1) записаны восемь слов: Камыши, снежинка, малыши, ежи, кошка, ужи, бежит, лыжи. 2.Предлагает прочитать орфографически слова и записать по памяти.(Изображение сворачивает) 3.Выводит на экран слайд со словами после записи слов учениками. 4.Предлагает ответить на вопрос: -Какое слово лишнее в записи? -Почему? Как называются сочетания –жи;-ши. -А что такое опасное место? -Какую же ошибку можно допустить? 5.Предлагает ответить на вопрос - Кто из вас знает, каким одним словом можно назвать ошибкоопасное место ? | 1.Читают хором вслух, в парах, каждый самостоятельно. 2.Прочитываивают орфографически записывают столько слов, сколько запомнят. 3.Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок. 4.Отвечают на вопрос учителя: -Слово кошка. -Во всех словах есть сочетание жи, ши- , а в этом слове нет. -Опасное место. -Здесь можно ошибиться в написании. -Написать сочетания –жи, -ши с буквой ы. 5.Возникновение затруднения. | Коммуникативные УУД: Развиваем умение работать в паре Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Высказывать предположения. | III.Постановка учебной задачи | 1.-Что же нам предстоит выяснить на уроке? 2.-Предположите, где мы можем увидеть это слово-название. Предлагает открыть учебники стр.111. 3.Предлагает прочитать название раздела и темы. 4.Комментирует: Орфограмма – это новое понятие. -Что в связи с этим мы должны выяснить? -Чему должны научиться? 5.После составления плана деятельности, задаёт вопрос: -Что мы сейчас делали? | -Как по-другому называются слова, в которых можно допустить ошибку при написании? 2.Предполагают: -Можем посмотреть в учебнике. Открывают учебники на стр.111. 3.Читают. Отвечают: -Орфограмма-тема раздела. Нам встретилось незнакомое слово –орфограмма. 4.Составляют план деятельности на уроке: 1)-Узнать что такое орфограмма. Можно ли её обозначить на письме? 2)-Ответить на вопрос, какие орфограммы существуют в русском языке? -Должны научиться находить орфограммы в словах, обозначать орфограммы. 5.Отвечают на вопрос учителя: -Учились планировать свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | IV.Построение проекта выхода из затруднения | 1.Предлагает записать слова, поставить в записанных словах ударения: машины, чижи, живот, шишки, шипы. ( Слайд 3) 2.-Подчеркните там, где возможно записать другие буквы одной чертой. 3.Предлагает произнести слова и послушать. -Какой звук слышится после шипящих? 4.Предлагает поработать в паре и ответить на вопросы: -Как написали бы слова, если бы не видели, как они написаны. -Какой вывод можем сделать? -Почему мы пишем «и», а не «ы»? 5.Предлагает посоветоваться в парах и сделать вывод о том, что помогает выбрать какую-то одну букву в слове. 6.Задаёт вопрос: -Как называется такое место в слове? -Как называется это место по –другому? 7. Предлагает открыть учебники на стр.112.И поработать в группах с правилами и сравнить свои выводы с выводами в учебнике. Одной из групп предлагает работу со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд 6). 8.После работы групп с правилами предлагает выбрать представителей от групп и ответить на вопросы для первых отвечающих: -Сколько частей в правилах? -О чём говорится в первой части? -Во второй части? -В третьей части? 9.Задаёт вопросы вторым представителям от групп: -Что такое орфограмма? -Как обозначается орфограмма? Задаёт вопросы на понимание и углубление материала. -А те буквы, в слове, которые предупреждают нас об опасности? -Как определить, что перед вами орфограмма? Предлагает ответить группе, работавшей со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд 6). 10.Предлагает оценить свою работу с помощью оценочных листов: После оценивания. Предлагает обратиться к плану и отметить, что ещё необходимо сделать. | 1.Ставят в словах ударения: машИны, чижИ, живОт, шИшки, шипЫ.(Самопроверка Слайд 3) 2.Подчёркивают места, где возможно записать другие буквы вместо тех, которые записаны: машины, чижи, живот, шишки, шипы. 3.Произносят слова. Маш[ы]ны, чиж[ы], ж[ы]вот, ш[ы]шки, ш[ы]пы -Слышится звук «ы». 4.Работают в паре, высказывают мнение: -Если бы мы не видели, как написаны слова, мы могли бы выбрать вместо буквы и после шипящих букву ы. Вывод 1: Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. -Потому, что в 1 классе мы узнали такое правило: Сочетания –жи,-ши пиши с буквой и. 5.Советуются в парах, выбирают отвечающего и делают вывод: Вывод 2: - Помогает увидеть, какую букву нужно выбрать в слове правило. -Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу и выбираем только один вариант, который будет правильным. 6.Отвечают: -Опасным, ошибкоопасным местом. -Орфограмма. 7.Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике, а затем работают в группах с правилами стр.112 и Словарём С.И. Ожегова 8.Выбирают отвечающих. Представители от групп отвечают на вопросы: -В правилах 3 части. -Рассказывается что такое орфограмма. -Даётся определение орфограммы. -Как обознаются орфограммы и буквы их объясняющие. 9.Представители от групп отвечают на вопросы учителя: -Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма-это написание по правилу. -Орфограмма подчёркивается одной чертой.
-А те буквы в слове, которые объясняют написание, -двумя чертами. -Если на слух трудно определить какую букву надо писать, перед нами орфограмма. Представитель группы работавшей со словарём: Написание, соответствующее правилам, требующее их применения.(С.И.Ожегов) 10.Оцениают работу в оценочных листах. (Приложение №1) | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. | V.Первичное закрепление во внешней речи | 1.Предлагает списать предложение: Пушистые снежинки ложились на землю. 2.Предлагает выделить орфограммы в словах предложения и прокомментировать их выбор. 3.Предлагает ответить на вопросы: -Как подчёркиваются орфограммы? – А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? -Какие буквы помогают нам выбрать правильное написание? -Как подчеркнём эти буквы? -Что же предупреждает нас об опасности? -Что в этом предложении является орфограммой? Предлагает: – Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши. – Какая буква будет орфограммой? – Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? 4.Предлагает карточки для парной работы. -Поработайте в паре , вставьте пропущенные подходящие по смыслу слова. 5.Предлагает выбрать одного отвечающего из пары. Прочитайте записанное. 6.Предлагает проверить по учебнику. | 1.Списывают предложение с доски. 2.С помощью учителя проводят комментирование выделенных орфограмм: -Здесь есть орфограммы в слове пушистые (ши пишу с буквой и, слышится ы) в слове снежинки слышится вместо е звук [и]это- орфограмма, в сочетании жи слышится [ы], а пишется и это тоже орфограмма, ложились слышится [а] вместо о, [ы] вместо и –это орфограммы, на можно написать слитно наземлю это тоже орфограмма (предлог пишется отдельно от слов) -ставится пробел. 3.Отвечают на вопрос учителя: -Орфограммы подчёркиваются одной чертой. -Пушистые снежинки ложились (буквы ж ш, после них пишется и) -буквы ж и ш. -Двумя чертами. - Шипящие звуки [ж],[ш], буквы ж,ш) -Буква и. -Буква и. -Буквы ж, ш. 4.Работают с карточками, вставляют пропущенные слова. (Приложение 2)Карточка 5.Договариваются. кто в паре будет отвечать. Отвечающий читает записанное. 6.Проверяют написанное по учебнику. |
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Что такое орфограмма? Орфографическое правило
Конспект урока
русского языка
класс: 2 «В»
дата проведения: 3 февраля
учитель: Невская А. В.
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило
Цель урока:
знакомство детей с понятиями «орфограмма» и «правило»
Задачи урока:
- формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши;
- составлять из слов предложения и текст;
- развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
- воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.
Оборудование:
- проектор,
- опорные таблицы,
- рабочие тетради,
- резиновый мяч
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.
-Посмотрите в окно! У меня отличное настроение, потому что сегодня прекрасное морозное утро, потому что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Скажите мысленно себе: «У меня много сил и энергии. У меня все получится, потому что я много знаю и умею».
-Открывать новые знания нам помогут светлый ум, зоркие глаза, острые на слух ушки, активные ручки. Давайте настроимся на интересное путешествие.
Я и ты – это мы. (марш на месте, указывают на себя и соседа по парте)
И вокруг ты посмотри: (поворот головы в стороны)
Солнце светит, дождь идет, (руки вверх, в стороны)
В роще соловей поет, (махи руками в стороны)
Козлик скачет на лугу, (прыжки на месте)
Скачет в радугу-дугу.
Постановка целей урока
-Садитесь! Сегодня мы – исследователи – филологи. В путешествие мы отправляемся не одни, с нами будут наши любимые питомцы – хомяки. И где мы только с ними не побывали, чего только не узнали. И как обычно мудрая хомячка Юля приготовила для нас блиц – опрос, она нашептала его перед уроком мне на ушко.
(блиц – опрос с мячом)
- Что такое речь?
- Что такое слово?
- Перечислите части речи.
- Что такое имя существительное? (3 примера)
- Что такое имя прилагательное? (3 примера)
- Что такое глагол? (3 примера)
- Что такое междометие? (3 примера)
- Что такое предлог? (3 примера)
-Почему именно эти вопросы нашептала Юля?
-Отличная работа! Вы хорошо знаете части речи! Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
пружина, в, ох, играть, легкий,
пушистый, ветер, эй, над, плывет,
жираф, снег, под, ой, бегать
-Откройте тетради, запишите число, и вид работы на уроке.
-Работая над этим заданием, мы одновременно выполним и минутку чистописания.
- Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.
-Разбейте эти слова на группы? (существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог, группа слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)
(работают 2 минуты в тетради)
-Скажите, по каким признакам вы разбили слова на группы? (1 группа учеников: части речи, 2 группа: слова с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)
-Некоторые из вас разбили слова на 2 группы. В 1 группу отнесли слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, во 2 – все остальные слова. Они также справились с заданием, но скажите, от чего они отталкивались? Как одна часть ребят сгруппировала слова? (по частям речи). А другая часть – по наличию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Как думаете, кто прав? (Все правы.)
-Какие буквосочетания вам встретились, перечислите их. (ЖИ – ШИ)
-Как они написаны? (с буквы [и])
-А как произносим? (звук [ы])
-Можно ли было написать то, что слышим? (вопрос на доску)
-Попытаемся ответить на этот вопрос. Когда я вчера готовилась к уроку, мне на глаза попались 2 листочка – это наши хомяки играли в школу. Юля, как обычно, учительница, а Тося с Ромкой – ученики. Юлия важно диктовала нашим мохнатым школьникам предложение и вот, что они записали.
Ромка: моржыжыливморе (экран)
Тося: Моржи жили в море. (экран)
- Юлия так удивилась этим предложениям, что решила попросить меня разобраться в них. И мне показалось, что вы тоже можете принять активное участие в обсуждении. Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите в тетрадь правильное предложение.
-Чье предложение записано верно? (Тосино)
-Хорошо, а как вы пришли к этому выводу? (нам пришлось вспомнить правила)
-Какие правила вы применили при записи предложения?
(слова в предложении пиши отдельно,
первое слово в предложении пиши с большой буквы,
в конце предложения ставим точку,
ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Вернемся к нашему вопросу. «Можно ли писать то, что слышим?» (вопрос на доску)
-Нет, нельзя. Почему? (потому что есть правила, написанные по законам русского языка)
-А где написаны эти правила? (в учебнике)
-Хорошо, перед вами учебник русского языка. Ученые –филологи, говорят, что это источник информации. В данный момент для нас это главный источник получения информации. Откройте учебник на с. 101, прочитайте текст под желтой рамкой. (учащиеся читают про себя)
-Ребята, а если рядом нет учебника, где можно получить интересующую вас информацию? (энциклопедии, хрестоматии, интернет, занимательные книги, кружок русского языка, словари)
-Спасибо!
Физ. минутка
-Посмотрите, довольные хомячки утомились. Давайте остановимся и немного отдохнем и понежимся на ранней свежей степной травке.
Травка стелется к земле,(приседания)
Ветер в ней играет.
Стебельки чуть-чуть колышет,
Устали не знает.
А в траве растет цветок.
Вот его бутончик.
Раскрывает лепестки
Цветик – колокольчик.
К солнцу тянет лепестки,
Головой качает,
Пчелок яркостью зовет,
Запах распускает.
-Садитесь! Почувствовали прилив сил. Итак, чтобы правильно писать, чем надо пользоваться? (правилами)
-Чтобы правильно писать, надо пользоваться правилами.
-Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.
-Мы с вами пронаблюдали, что в словах после звуков [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и. Место в слове после букв ж и ш – это опасное место. А ученые – филологи говорят, что буква и после ж и ш – это орфограмма. Орфограмма – это новое для нас слово. Найдите значение этого слова в разных словарях русского языка. (Несколько ребят ищут значение слова в словарях, остальные – в учебнике.)
-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.
-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.
-Как подчеркиваются орфограммы? (одной чертой)
-Чем отличается орфограмма и правило?
-По вашему мнению, орфограмма – это опасное место?
-Почему букву и подчеркиваем одной чертой , ж и ш – двумя? (ответы с опорой на учебник)
-После них – опасное место, это как сигнал: будь внимательным, дальше идет орфограмма.
-Сейчас мы с вами открыли новое знание. Какое это знание? Как истинные ученые, мы должны увидеть, как эти знания работают на практике.
-В нашем классе есть ребята, которые давно заинтересовались орфограммой «Буква и после ж и ш». Они приготовили для нас интеллектуальный марафон на эту тему.
-Отгадайте загадки ребят, ответ запишите в тетрадь.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут, и не бьются.
-Записываем отгадку: кувшинка.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи,
А зовут их…
-Записываем отгадку: лыжи.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые.
-Записываем отгадку: шишки.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
-Что мы сейчас делали? (применяли новое знание на практике)
-Я вспоминаю нашего хомяка Ромку. Как думаете, мы отличаемся от него?
-Чем мы отличаемся?
-Думаю, Юля с нами тоже согласна, но и Ромка сегодня много чего узнал и поэтому исправит свои ошибки.
Подведение итогов
-Мы с Юлей, Ромой, Тоськой хотели бы вас послушать, что сегодня стало темой нашего урока?
-Был ли на уроке элемент исследования? Какой?
-Кем вы сегодня были?
-Вам понравилась такая работа?
-Откуда брали новые знания?
Домашнее задание
-Найдите в разных источниках информации упражнения на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш». Знаю, что некоторые из вас не станут ограничиваться этим заданием. Поэтому сейчас задание для творческих и креативно мыслящих учеников: придумайте сое упражнение на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш».
-Спасибо вам за урок.
орфограммы по русскому языку для 2 класса
Орфограммы. Работа над ошибками.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: Трава – травы.
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: Метель (по словарю).
Гласные после шипящих: Жизнь - ширь, чаща. (чудо, щука).
Парный согласный в корне слова: Березка – березы.
Заглавная буква в именах собственных: Озеро Байкал, город Болхов.
Буквосочетания чк, чн, нч, щн,чт: Ласточка - птенчик, хищник. (яблочный, чтение).
Раздельное написание предлогов со словами: В_ море –в_ поле, в_ саду.
Разделительный ь и ъ: Ручьи - муравьи, пью. (Подъезд, съел, объявление).
Ь - показатель мягкости согласных: Тюлень –деньки, мультфильм)
Удвоенный согласный: Ванна-касса, группа.
Перенос слов: миш-ка, лей-ка, день-ки, кас-са, кры-лья, оси-на, яма, столб.
Частица не с глаголом: Не_ учил, не _читал, не _писал.
Знаки препинания в конце (середине) предложения. (Выписать все предложение, подчеркнуть знак).
Звукобуквенный (фонетический) разбор.
ж, ш, ц – всегда твердые; е, е, ю, я обозначают 1 звук после согласных;
ч, щ, й – всегда мягкие; 2 звука: после гласных, в начале слова, после ь и ъ знака.
ь, ъ – звука не обозначают. а,о,у, ы,э,ъ- обозначают твердость согл.
б, в, г, д, ж, з е,е,ю,я,и, ь-обозначают мягкость согл.
п, ф, к, т, ш, с
День – 1 глас., 3 согл., 1 слог Яма – 2 глас.,2 согл.,2слога.
д д – согл.,звон. парн., мягк.парн.; я й - согл., звон. непарн., мягк.непарн.;
е э – глас., ударн. а - глас., ударн.
н н – согл., звон.непарн., мягк.парн.; м м - согл., звон. непарн., тв. парн.;
ь______ а а_ - глас., безудар.
4 б., 3 зв. 3 б., 4 зв.
Предложение –это 1 или несколько слов, связанных по смыслу.
Предложение 1) Распространенное, нераспространенное.
2) Повествовательное, вопросительное, побудительное.
3) Восклицательное, невосклицательное.
Главные члены предложения, основа предложения (подлежащее, сказуемое),
Подлежащее-главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает, о ком или о чем говорится в предложении.
Сказуемое –главный член предложения, отвечает на вопрос что делает? что сделает? и обозначает, что говорится о подлежащем.
Второстепенные члены предложения (уточняют главные или второстепенные члены предложения).
Текст –это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет тему и основную мысль.
Тема текста -о чем говорится в тексте. Основная мысль текста- что хотел сказать автор.
Текст можно озаглавить (кратко назвать тему или основную мысль текста).
Типы текста: текст-повествование ( о чем-то рассказывают, повествуют, вопрос: что произошло?),
текст-описание (описывают предметы, явления, события, вопросы: какой? какая? какие?),
текст-рассуждение (рассуждают, доказывают, вопрос: почему?)
Части текста: начало, основная часть, концовка.
Лексическое значение слова – то, что оно обозначает.
Однозначные слова-имеют 1 лексическое значение.
Многозначные слова – имеют несколько лексических значений.
Прямое – основное значение слова (указывает на предмет, признак, действие)
Переносное – перенос основного прямого значения на другие предметы
Синонимы –слова близкие по значению.
Антонимы –слова противоположные по значению
Омонимы- слова одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие разное лексическое значение.