Орфограмма 2 класс что это такое


Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса. "Орфограммы корня"

Памятка Орфограммы корня 2 класс

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опа саться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусн ый, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

Памятка по орфограммам 2 класс

1. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.      Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.  Выпиши слово правильно, пиши  орфограмму  зелёной ручкой.   
Делай так: задача 

 2. Ь НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ   СЛОВА(обозначает мягкость согласного).

      Выпиши слово правильно. Покажи, мягкость какого согласного показывает мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на это правило. 
Делай так: пень, тень, пальто
3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)       Запомни: разделительный мягкий знак пишется в  корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я. Выпиши слово правильно, покажи, какие буквы разделяет Ь. Запиши еще 2 слова на    это правило. 
Делай так: в ь юга, лист ь я, солов ь и. 4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)       Запомни: разделительный твердый знак (ъ) пишется после   приставок, которые оканчиваются на согласную,  перед буквами: е, ё, я. Выпиши слово правильно, выдели приставку, покажи разделение, рядом напиши ещё 2-3 слова с этой же орфограммой.

Делай так: под ъ ём, об ъ явление, под ъ езд.

5. СОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД

Запомни: В сочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД мягкий знак НЕ пишется. Выпиши слово правильно, пиши  орфограмму  зелёной ручкой, запиши ещё 2-3 слова с ней. Делай так: кочка, листик, гонщик. 6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.     Запомни: чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы безударная гласная стала ударной.   Запиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово, выдели корень, покажи сильную и слабую позицию гласного. Делай так: волна - волны, морской - море 7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ ( слово из словаря).       Напиши слово, в котором ошибся, правильно 3 раза, пиши  букву, в которой ошибся, зелёной ручкой.   Запомни, как пишется это слово! Делай так : ребята, ребята, ребята. 8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Запомни: чтобы проверить парную согласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы после согласного стояла гласная или  буква Н. запиши слово, допиши проверочное слово, покажи сильную и слабую позицию согласного. Делай так : мороз - морозы, ягодка - ягодный. 9. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ   СОГЛАСНЫХ.    Запомни: чтобы проверить непроизносимую  согласную в корне слова, надо подобрать ТАКОЕ однокоренное слово, в котором проверяемая согласная слышалась бы отчетливо.     Запиши слово, подбери к нему несколько  родственных слов. Запиши их, выдели корень. Проверь непроизносимую согласную, покажи сильную и слабую позицию. Делай так: Звёздный -  звезда - -звёздочка        10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.        Запомни: при переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с удвоенными согласными, пиши эти согласные зелёным цветом. Запомни слова и запиши ещё раз, разделив ВСЕ слова для переноса. Делай так: группа, утренний, коллектив   груп-па, утрен-ний, кол-лектив. 11.БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.       Запомни: начало предложения пишется с большой ( заглавной) буквы. В конце повествовательного предложения ставится точка (.), в конце  вопросительного - вопросительный знак (?), в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)) Выпиши предложение правильно, зелёной ручкой пиши его начало и знак в конце. 
Делай так: Выпал пушистый снег.   или  Ты идёшь в школу? 12. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.      Запомни: имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, гор, деревень, улиц пишутся с большой (заглавной) буквы.  Выпиши слово правильно. Первую букву пиши зелёной ручкой. Напиши еще 3-5 различных имен собственных. Делай так : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.

Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Список орфограмм для начальной школы.

Название орфограммы

Орфографический разбор

1.

Заглавная буква в начале предложения

Начало предложения  пишется с заглавной буквы:

Завтра мы поедем на экскурсию.

2.

Заглавная буква в именах собственных

Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Наташа, Сысола.

3.

Буквы и, у, а после шипящих

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется буква (подчеркнуть одной чертой): жизнь, чудо, чадо.

4.

В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Мощный, почта, борщ.

Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мостик, гвозди, есть.

5.

Безударные проверяемые гласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) в безударном положении (поставить ударение) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): косить (косит), колосок (колос, колосья).

6.

Проверяемые согласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) пишется буква (подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): дуб (дубы), клюв (клювик).

7.

Непроизносимые согласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): поздний (опоздать), опасный (опасен).

8.

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

Написание этих слов нужно запомнить: вокзал, класс, чувство.

9.

Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок

Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать

по дороге, увидеть у дома.

10.

Разделительные Ъ и Ь

После приставки на согласную (выделить приставку) пишется разделительный Ъ (подчеркнуть одной чертой) перед буквой Е, Ё, Ю, Я (подчеркнуть двумя чертами). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь: объяснение, семья, пью.

11.

Гласные и согласные буквы в приставках

Пошёл, подпрыгнул.

12.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).

13.

Не с глаголами

Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.).

14.

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч.

Жечь, печься, учишь.

15.

Перенос слов

Слова переносятся по слогам: май-ка, ули-ца, ру-чьи, паль-то, ран-ний, объ-ёмный

Урок русского языка на тему "Что такое орфограмма? Орфографическое правило." (2 класс)

Предмет: Русский язык

Класс 2

Тема раздела: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель:

– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Деятельность учеников:

– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

Обеспечение урока: компьютер, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа.

Игра «Кто больше запомнит».

На доске рисунки (слайд 1):

Карандаши, снежинка, мыши, кошка, ужи, камыши, чашка, лужи.

-Назовите слова-картинки.

Дети проговаривают хором вслух, каждый самостоятельно; затем рисунки закрываются, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.

Самопроверка (слайд 2)

Учитель открывает слова на доске.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

-Что заметили в написании слов?

-Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?

-Почему в словах выделены буквы красным цветом?

– Как называется место в слове, где можно ошибиться?

– Что же такое опасное место? Почему оно так называется?

– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.

– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).

– Сформулируйте цель и задачи урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами. (Слайд 3)

-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над словами.

– Прочитайте слова, написанные на доске: (слайд 4)

Пружина, живёт, уши, пушистый.

– Поставьте ударение.

– Найдите и подчеркните опасные места.

– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?

– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.

Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)

– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?

Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.

Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.

Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.

– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.

Вопросы на понимание и углубление материала.

– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)

– Как она подчёркивается?

– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)

– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.

– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)

Физкультминутка (слайд 5)

2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.

– Запишите предложение: Моржи жили в море.

–Найдите и подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)

На доске подчёркивает учитель. (Слайд 6)

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)

– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)

– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)

– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).

3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.

– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].

Вырабатывается алгоритм:

1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)

2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)

3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)

4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.

5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.

Самопроверка. (слайд 7)

2.Работа с электронным приложением «Кирилл и Мефодий» (слайд 8) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/[NS-RUS_2-13]_[IG_027].swf)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Выписать из литературного чтения предложения со словами, в которых есть сочетания жи-ши. Выделить орфограмму.

Шолгина Н.В.

5

2013 г

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Орфограмма. Орфографическое правило"

Цели урока:

1. Образовательные:

- познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило»;
- научить находить орфограммы в словах;
- научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
- повторить ранее изученные орфограммы.

2. Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
- развивать письменную и устную речь.

3. Воспитательные.

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

/Дети садятся/

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

(Веселым, рабочим, познавательным. Ждем новых открытий)

- Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами в конце работы. Будьте внимательны.

2. Минутка чистописания.

- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

- Перед вами узор. Продолжите его. /Работа в тетрадях/

3. Актуализация знаний.

- Какие буквы спрятались в этом узоре? (Буквы ы, ж, ш, и)
/Учитель записывает их на доске/

- На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж,ш)

- Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и  безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)

- Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)

4. Постановка проблемы.

- Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…

/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина
уши
жир
пушинка

- Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
- Как они записаны? (Через букву И)

- Выполним звукобуквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши - [ушы]  - 2 сл., 3 б., 3 зв., жир - [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

- Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])

- Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется?  (ПРОБЛЕМА!!! Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответ : Есть правило)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

- Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
- Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

/Учитель вывешивает это вывод на доску/

- Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/

- Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»

- Произнесем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 1 ученика проговаривают правило/
- А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101. /Дети читают правило/
- Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/
- Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
- Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/
- Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
- Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/
- Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
- Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
- Прочитаем хором. /Дети произносят/
- Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
- Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
- Что узнали нового? (Слово «Орфография» - многозначное слово, 1. это правила написания слов,2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление.

- Пользуясь орфографическим правилом, выполним №165 по заданию. У доски работает … Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
- На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
- Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
- Что обозначает? (Предмет)
- Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
- Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
- Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
- Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
- Второй столбик выполните самостоятельно.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
- Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
-  Прочитайте, какие предложения у вас получились?

8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.

- Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.

1 группа

спи.ка
до.ка
цепо.ка
лампо.ка 

2 группа

но.ной
сро.ный
ску.но
ру.ной     

3 группа

(А,а)лексей
(М,м)аша
(С,с)емёнов
(П,п)етрович

 4 группа

(Т,т)узик
(М,м)урзик
(П,п)ушок
(Р,р)ыжик

5 группа

(Р,р)оссия 
(В,в)олга
(С,с)аранск
(М,м)осква  

6 группа

верши.на
кувш.н
ж.раф
ж.ивотные

7 группа

(Н,н)аступила осень
(Я,я)рко светит солнце
(П,п)оявились первые проталины.
(Р,р)адостно запели птицы..

 

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

9. Игра на развитие устной речи «Снежный ком»

- На какую тему мы сегодня будем составлять рассказ? /Дети предлагают тему рассказа и устно составляют его, повторяя предыдущее предложения и добавляя к этому рассказу свое/

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке? (Что такое орфограмма и орфографическое правило)
- Что же такое «орфограмма»? /Дети рассказывают правило./
- Можем ли мы отличить «орфограмму!» от «орфографического правила» (Да)
- Понравился ли вам урок? Вы хотели видеть его именно таким? Кому из вас на уроке было скучно, неинтересно, трудно?
- Преодолели ли вы трудность? Я рада. Вы все хорошо работали, но особенно активны были …

11. Домашнее задание.

- Задание будет творческое: для взаимодиктанта подберите и запишите 10 слов с орфограммой И в сочетании ЖИ, ШИ. Спасибо за урок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС. ТЕМА "ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО".

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель:

 – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву,после букв жи ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Формирование УУД,ТОУУ (технология оценивания учебных успехов).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

                                                    Проект конспекта урока по русскому языку во 2 классе                                        

           АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»

Лаборатория «Модификация технологии  дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»

Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон

Сценарий урока по учебнику русского языка

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

 

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

 Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГОУ СОШ №852

Основные цели: 

1. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;

2. Повторить все знакомые опасные места;

3. Ввести понятия «орфограмма» и «орфографическое правило»;

4. Развитие речи у учащихся;

5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

ХОД УРОКА

 1. Самоопределение  к  учебной деятельности:

Цель:  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.

- Начинаем урок русского языка.

- Сейчас я хочу вас похвалить!

- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.

- А вы готовы работать и добывать знания дальше? (да)

- Запишем число, классная работа.

+ разминка для глаз

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в  пробном действии:          

Цель:

1) повторить уже известные опасные места в словах;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.

- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? (минутку чистописания)

- Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)                                    

- Читает учитель:

  Чтоб ошибок избежать,

  Зоркость будем развивать.

  Сейчас проверить сможешь сам

  Свое внимание к словам.                       

- Прочитайте слова на доске:

В…юга, реч…ка, рощ…, Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…

- Что заметили? (пропущены буквы)

- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Давайте найдем в словах опасные места!

- Что это такое «опасные места»? (это те места, в которых можно допустить ошибку)

- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.

- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.

- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)

- Какая же будет тема нашего урока?  (ОРФОГРАММА)

 - Что такое орфограмма? (ответы детей)

- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101 (определение читает ученик: «Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)

- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)

- То есть орфограмма- это правило, «мостик над ошибкой».

- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)

- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА

- Что означает это слово? (предположения детей) +  иллюстрация жемчужницы.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «ЖЕМЧУЖНИЦА»– это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг» (ребенок читает из толкового словаря)

- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)

- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.

- Поставим ударение, под ударением что слышим? (звук «Ю», а по правилам правописания  в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»)

- А правило правописания – это  и будет орфограмма!

3. Выявление места и причины затруднения:

 Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)

- Как будем дальше действовать? (ответы детей)

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)

- Молодцы!

- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.

Прежде чем написать слово, нужно:

1. Поставить ударение;

2. Определить часть слова;

3. Применить правило.

4. Реализация построенного проекта: 

Цель: организовать  «открытие» детьми  способа.

-  Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.

- Запишем (у доски ребенок).

- Поставим в этих словах  ударение.

- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)

- Какую букву запишем? (Е)

- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)

- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)

- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.

ФИЗ.МИНУТКА:

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.

- Под диктовку учителя (ученик у доски):

В море живут моржи.

- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.

- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.

- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.

- На доске слова: ИШИШК,  ЧААКЙ,  АКУЩ,  ЖИНУ.

- Проверьте по эталону (эталон на доске)

- Кто выполнил  верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новый способ действий в систему знаний;

2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы.

- В учебнике упр.166.

166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек – ЖИ или ШИ. Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы.

Пу…стый котёнок играл с клубком.

Кру…лись сне…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ландыши!

Было слышно в ти…, как шуршат камы…  .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

- О чем говорили сегодня на уроке? (об орфограмме)

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (с безударной гласной в корне слова)

- Поднимите руки у кого все получилось, и кто не затрудняется  в определении орфограммы?

- У кого остались трудности? В чем причина?

- Еще нужно нам потренироваться? (да)

- Каждый из вас получит карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.

Карточки разного уровня сложности:

1 уровень

Ч..сто, пищ…, бол..ш..е, зайч…та, ш..пы, ч…чело, щ…пальца, прощ…ть.

2 уровень

Ш…повник, ж…вотные, малыш…, ч…совщик, площ…дка, сн…ж…нки.

3 уровень

Не ош…бается тот, кто ничего не делает.

Хорошее нач…ло – половина дела

Прож…вать.

- Спасибо! Сегодня отлично работали……

                                  хорошо работали……

                                  и еще раз нужно повторить….

Правила по русскому языку "Орфограммы" (2 класс)

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)

Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.

2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (-ОРО-, -ОЛО-, словарные слова)

Сорока, молоко, мебель.

3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)

Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.

4. Удвоенные согласные

Ванна, аллея, касса.

5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)

Солнце – солнышко, крёстный-крестить.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков

Карась, кальмар, пыль.

7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.

8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.

9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков

Гостья, объект.

10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно

11. Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится .!?

12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)

13. _____________________________________________________________________________

14. _____________________________________________________________________________

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (о, а, и, е, я)

Леса-лес, бельчонок-белка, моря-море.

2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (-ОРО-, -ОЛО-, словарные слова)

Сорока, молоко, мебель.

3. Парные по глухости-звонкости согласные звуки (б, в, г, д, ж, п, ф, к, т, ш)

Пробежка-бежать, юбка-юбочка, зубчик-зубы.

4. Удвоенные согласные

Ванна, аллея, касса.

5. Непроизносимые согласные (т, д, в, л)

Солнце – солнышко, крёстный-крестить.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков

Карась, кальмар, пыль.

7. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Водичка, ночной, обманщик, птенчик, хищник, фонарщик.

8. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Малыши, жираф, чаща, ищу, кричу.

9. Правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков

Гостья, объект.

10. «НЕ» с глаголами пишется раздельно

11. Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится .!?

12. Имена собственные пишутся с заглавной буквы (Москва, Катя)

13. _____________________________________________________________________________

14. _____________________________________________________________________________

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка во 2 классе ОС "Школа 2100" "Что такое орфограмма. Орфографическое правило."

I.Самоопределение к деятельности

Приветствует учащихся:

-Здравствуйте, ребята!

Скажите. Какой месяц сейчас?

Продолжает (таинственно):

У февраля есть тайные тропинки,

По ним он ходит ночью в тишине

И на ветвях развешивает льдинки,

И изморозь рисует на окне!

А по утрам веселым солнышком осветит,

Чтоб землю от сна разбудить,

Чтоб радостно было и взрослым, и  детям

Работать, учиться и жить!

-А у вас ребята, какое сегодня настроение и настрой на урок?

Оцените своё настроение и настрой на урок . Покажите значками, которые лежат у вас на столах.

(На столе у каждого лежат карточки с  изображением облачка, солнышка).

-Какого настроения вы желаете друг другу на уроке? Покажите своему соседу по парте и ребятам  в классе.

Приветствуют учителя.

-Февраль.

Оценивают свою готовность и настрой на урок : карточки- настроения.

Показывают карточки соседям по парте.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения

Словарная работа.

1.Предлагает детям игру «Кто больше запомнит».

На слайде (Слайд 1) записаны восемь слов:

Камыши, снежинка, малыши, ежи, кошка, ужи, бежит, лыжи.

2.Предлагает прочитать орфографически слова и записать по  памяти.(Изображение сворачивает)

3.Выводит на экран слайд со словами после записи слов учениками.

4.Предлагает ответить на вопрос:

-Какое слово лишнее в записи?

-Почему?

Как называются сочетания –жи;-ши.

-А что такое опасное место?

-Какую же ошибку можно допустить?

5.Предлагает ответить на вопрос

- Кто из вас знает, каким одним словом можно назвать ошибкоопасное место ?

1.Читают хором вслух, в парах, каждый самостоятельно.

2.Прочитываивают орфографически записывают столько слов, сколько запомнят.

3.Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.

4.Отвечают на вопрос учителя:

-Слово кошка.

-Во всех словах есть сочетание жи, ши- , а в этом слове нет.

-Опасное место.

-Здесь можно ошибиться в написании.

-Написать сочетания –жи, -ши с буквой ы.

5.Возникновение  затруднения.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение работать в паре

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД: 

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Высказывать предположения.

III.Постановка учебной задачи

1.-Что же нам предстоит выяснить на уроке?

2.-Предположите, где мы можем увидеть это слово-название.

Предлагает открыть учебники стр.111.

3.Предлагает прочитать название раздела и темы.

4.Комментирует:

Орфограмма – это новое понятие.

-Что в связи с этим мы должны выяснить?

-Чему должны научиться?

5.После составления плана деятельности, задаёт вопрос:

-Что мы сейчас делали?

-Как по-другому называются слова, в которых можно допустить ошибку при написании?

2.Предполагают:

-Можем посмотреть в учебнике.

Открывают учебники на стр.111.

3.Читают. Отвечают:

-Орфограмма-тема раздела.

Нам встретилось незнакомое  слово –орфограмма.

4.Составляют план деятельности на уроке:

1)-Узнать что такое орфограмма. Можно ли её обозначить на письме?

2)-Ответить на вопрос, какие орфограммы существуют в русском языке?

-Должны научиться находить орфограммы в словах, обозначать орфограммы.

5.Отвечают на вопрос учителя:

-Учились планировать свою деятельность  на уроке.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1.Предлагает записать слова, поставить в записанных словах ударения: машины, чижи, живот, шишки, шипы. ( Слайд 3)

2.-Подчеркните  там, где возможно записать другие буквы одной чертой.

3.Предлагает произнести слова и послушать.                                    

 -Какой звук слышится после шипящих?

4.Предлагает поработать в паре и ответить на вопросы:

-Как написали бы слова, если бы не видели, как они написаны.

-Какой вывод можем сделать?

-Почему мы пишем «и», а не «ы»?

5.Предлагает посоветоваться в парах и сделать вывод о том, что помогает выбрать какую-то одну букву в слове.

6.Задаёт вопрос:

-Как называется такое место в слове?

-Как называется это место по –другому?

7. Предлагает открыть учебники на стр.112.И поработать в группах с правилами и сравнить свои выводы с выводами в учебнике.

 Одной из групп предлагает работу со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд  6).

 8.После работы групп с правилами предлагает выбрать представителей от групп и ответить на вопросы для первых отвечающих:

-Сколько частей в правилах?

-О чём говорится в первой части?

-Во второй части?

-В третьей части?

9.Задаёт вопросы вторым представителям от групп:

-Что такое орфограмма?

-Как обозначается орфограмма?

Задаёт вопросы  на понимание и углубление материала.

-А те буквы, в слове, которые предупреждают нас об опасности?

-Как определить, что перед вами орфограмма?

Предлагает ответить группе, работавшей со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд  6).

10.Предлагает оценить свою работу с помощью оценочных листов:

После оценивания. Предлагает обратиться к плану и отметить,

что ещё необходимо сделать.

1.Ставят в словах ударения: машИны, чижИ, живОт, шИшки, шипЫ.(Самопроверка Слайд 3)

2.Подчёркивают места, где возможно записать другие буквы вместо тех, которые записаны:

машины, чижи, живот, шишки, шипы.

3.Произносят слова.

Маш[ы]ны, чиж[ы], ж[ы]вот, ш[ы]шки, ш[ы]пы

-Слышится звук «ы».

4.Работают в паре, высказывают мнение:

-Если бы мы не видели, как написаны слова, мы могли бы выбрать вместо буквы и после шипящих букву ы.

Вывод 1: Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

-Потому, что в 1 классе мы узнали  такое  правило: Сочетания –жи,-ши пиши с буквой и.

5.Советуются в парах, выбирают отвечающего и делают вывод:

Вывод 2:

- Помогает увидеть, какую букву нужно выбрать в слове правило.

-Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу и  выбираем только один вариант, который будет правильным.

6.Отвечают:

-Опасным, ошибкоопасным местом.

-Орфограмма.

7.Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике, а затем работают в группах с правилами стр.112 и Словарём С.И. Ожегова

8.Выбирают отвечающих.

Представители от групп отвечают на вопросы:

                                                                  -В правилах 3 части.

-Рассказывается что такое орфограмма.

-Даётся определение орфограммы.

-Как обознаются орфограммы и буквы их объясняющие.

9.Представители от групп отвечают на вопросы учителя:

-Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма-это написание по правилу.

-Орфограмма подчёркивается одной чертой.

 

-А те буквы в слове, которые объясняют написание, -двумя чертами.

-Если на слух трудно определить какую букву надо писать, перед нами орфограмма.

Представитель группы работавшей со словарём: Написание, соответствующее правилам,  требующее их применения.(С.И.Ожегов)

10.Оцениают работу в оценочных листах. (Приложение №1)

Познавательные УУД: 

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

V.Первичное закрепление во внешней речи

1.Предлагает списать предложение:

Пушистые снежинки ложились на землю.

2.Предлагает выделить орфограммы в словах предложения и прокомментировать их выбор.

3.Предлагает ответить на вопросы:

-Как подчёркиваются орфограммы?

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка?

-Какие буквы помогают нам выбрать правильное написание?

-Как подчеркнём эти буквы?

-Что же предупреждает нас об опасности?

-Что в этом предложении является орфограммой?

Предлагает:

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой?

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания?

4.Предлагает карточки для парной работы.

-Поработайте в паре , вставьте пропущенные подходящие по смыслу слова.

5.Предлагает выбрать одного отвечающего из пары. Прочитайте записанное.

6.Предлагает проверить по учебнику.

1.Списывают предложение с доски.

2.С помощью учителя проводят комментирование выделенных орфограмм:

-Здесь есть орфограммы в слове пушистые (ши  пишу с буквой и, слышится ы) в слове снежинки слышится вместо  е  звук [и]это- орфограмма, в сочетании жи слышится [ы], а пишется и это тоже орфограмма, ложились слышится [а] вместо о, [ы] вместо и –это орфограммы, на можно написать слитно наземлю это тоже орфограмма (предлог пишется отдельно от слов) -ставится пробел.

3.Отвечают на вопрос учителя:

-Орфограммы подчёркиваются одной чертой.

-Пушистые снежинки ложились

(буквы ж ш, после них пишется и)

-буквы ж и ш.

-Двумя чертами.

- Шипящие звуки [ж],[ш], буквы ж,ш)

-Буква и.

-Буква и.

-Буквы ж, ш.

4.Работают с карточками, вставляют пропущенные слова.

(Приложение 2)Карточка

5.Договариваются. кто в паре будет отвечать. Отвечающий читает записанное.

6.Проверяют написанное по учебнику.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Что такое орфограмма? Орфографическое правило

Конспект  урока

русского языка

класс: 2 «В»

дата проведения: 3 февраля

учитель: Невская А. В.

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило

Цель урока:

знакомство детей с понятиями «орфограмма» и «правило»

Задачи урока:

  1. формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши;
  2. составлять из слов предложения и текст;
  3. развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
  4. воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

Оборудование:

  1. проектор,
  2. опорные таблицы,
  3. рабочие тетради,
  4. резиновый мяч

Ход урока:

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

-Посмотрите в окно! У меня отличное настроение, потому что сегодня прекрасное морозное утро,  потому  что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Скажите мысленно себе: «У меня много сил и энергии. У меня все получится, потому что я  много знаю и умею».

-Открывать новые знания нам помогут светлый ум, зоркие глаза, острые на слух ушки, активные ручки. Давайте настроимся на интересное путешествие.

Я и ты – это мы.  (марш на месте, указывают на себя и соседа по парте)

И вокруг ты посмотри: (поворот головы в стороны)

Солнце светит, дождь идет, (руки вверх, в стороны)

В роще соловей поет, (махи руками в стороны)

Козлик скачет на лугу, (прыжки на месте)

Скачет в радугу-дугу.

Постановка целей урока

-Садитесь! Сегодня мы – исследователи – филологи. В путешествие мы отправляемся не одни, с нами будут наши любимые питомцы – хомяки. И где мы только с ними не побывали, чего только не узнали. И как обычно мудрая хомячка Юля приготовила для нас блиц – опрос, она нашептала его перед уроком мне на ушко.

(блиц – опрос с мячом)

  1. Что такое речь?
  2. Что такое слово?
  3. Перечислите части речи.
  4. Что такое имя существительное? (3 примера)
  5. Что такое имя прилагательное? (3 примера)
  6. Что такое глагол? (3 примера)
  7. Что такое междометие? (3 примера)
  8. Что такое предлог? (3 примера)

-Почему именно эти вопросы нашептала Юля?

-Отличная работа! Вы хорошо знаете части речи! Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

пружина, в, ох, играть, легкий,

пушистый, ветер, эй, над, плывет,

жираф, снег, под, ой, бегать

-Откройте тетради, запишите число, и вид работы на  уроке.

-Работая над этим заданием, мы одновременно выполним и минутку чистописания.

- Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.

-Разбейте эти слова на группы? (существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог, группа слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)

(работают 2 минуты в тетради)

-Скажите, по каким признакам вы разбили слова на группы? (1 группа учеников: части речи, 2 группа: слова с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)

-Некоторые из вас разбили слова на 2 группы. В 1 группу отнесли слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, во 2 – все остальные слова. Они также справились   с заданием, но скажите, от чего они отталкивались? Как одна часть ребят сгруппировала  слова? (по частям речи). А другая часть – по наличию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Как думаете, кто прав? (Все правы.)

-Какие буквосочетания вам встретились, перечислите их. (ЖИ – ШИ)

-Как они написаны? (с буквы [и])

-А как произносим? (звук [ы])

-Можно ли было написать то, что слышим? (вопрос на доску)

-Попытаемся ответить на этот вопрос. Когда я вчера готовилась к уроку, мне на глаза попались 2 листочка – это наши хомяки играли в школу. Юля, как обычно, учительница, а Тося с Ромкой – ученики. Юлия  важно диктовала нашим мохнатым школьникам предложение и вот, что они записали.

Ромка: моржыжыливморе (экран)

Тося: Моржи жили в море.  (экран)

- Юлия  так удивилась этим предложениям, что решила попросить меня разобраться в них. И мне показалось, что вы тоже можете принять активное участие в обсуждении. Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите в тетрадь правильное предложение.

-Чье предложение записано верно? (Тосино)

-Хорошо, а как вы пришли к этому выводу? (нам пришлось вспомнить правила)

-Какие правила вы применили при записи предложения?

                              (слова в предложении пиши отдельно,

                              первое слово в предложении пиши с большой буквы,

                               в конце предложения ставим точку,

                               ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Вернемся к нашему вопросу. «Можно ли писать то, что слышим?» (вопрос на доску)

-Нет, нельзя. Почему? (потому что есть правила, написанные по законам русского языка)

-А где написаны эти правила? (в учебнике)

-Хорошо, перед вами учебник русского языка. Ученые –филологи, говорят, что это источник информации. В данный момент для нас это главный источник получения информации. Откройте учебник на с. 101, прочитайте текст под желтой рамкой. (учащиеся читают про себя)

-Ребята, а если рядом нет учебника, где можно получить интересующую вас информацию?  (энциклопедии, хрестоматии, интернет, занимательные книги, кружок русского языка, словари)

-Спасибо!

Физ. минутка

-Посмотрите, довольные хомячки утомились. Давайте остановимся и немного отдохнем и понежимся  на ранней свежей степной травке.

Травка стелется к земле,(приседания)

Ветер в ней играет.

Стебельки чуть-чуть колышет,

Устали не знает.

А в траве растет цветок.

Вот его бутончик.

Раскрывает лепестки

Цветик – колокольчик.

К солнцу тянет лепестки,

Головой качает,

Пчелок яркостью зовет,

Запах распускает.

-Садитесь! Почувствовали прилив сил. Итак, чтобы правильно писать, чем надо пользоваться? (правилами)

-Чтобы правильно писать,  надо пользоваться правилами.

-Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.

-Мы с вами пронаблюдали, что в словах после звуков [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и. Место в слове после букв  ж и ш – это опасное место. А  ученые – филологи говорят, что буква и после ж и ш – это орфограмма. Орфограмма – это новое для нас слово. Найдите  значение этого слова в разных словарях русского языка. (Несколько ребят ищут значение слова в словарях, остальные – в учебнике.)

-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.

-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.

-Как подчеркиваются орфограммы? (одной чертой)

-Чем отличается орфограмма и правило?

-По вашему мнению, орфограмма – это опасное место?

-Почему букву и подчеркиваем одной чертой , ж и ш – двумя? (ответы с опорой на учебник)

-После них – опасное место, это как сигнал: будь внимательным, дальше идет орфограмма.

-Сейчас мы с вами открыли новое знание. Какое это знание? Как истинные ученые, мы должны увидеть, как эти знания работают на практике.

-В нашем классе есть ребята, которые давно заинтересовались орфограммой «Буква и после ж и ш». Они приготовили для нас интеллектуальный марафон на эту тему.

-Отгадайте  загадки ребят, ответ запишите в тетрадь.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут, и не бьются.

-Записываем отгадку: кувшинка.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи,

А зовут их…

-Записываем отгадку: лыжи.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые.

-Записываем отгадку: шишки.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

-Что мы сейчас делали? (применяли новое знание на практике)

-Я вспоминаю нашего хомяка Ромку. Как думаете, мы отличаемся от него?

-Чем мы отличаемся?

-Думаю, Юля с нами тоже согласна, но и Ромка сегодня много чего узнал и поэтому исправит свои ошибки.

Подведение итогов

-Мы с Юлей, Ромой, Тоськой хотели бы вас послушать, что сегодня стало темой нашего урока?

-Был ли на уроке элемент исследования? Какой?

-Кем вы сегодня были?

-Вам понравилась такая работа?

-Откуда брали новые знания?

 Домашнее задание

-Найдите в разных источниках информации упражнения на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш». Знаю, что некоторые из вас не станут ограничиваться этим заданием. Поэтому сейчас задание для творческих и креативно мыслящих учеников: придумайте сое упражнение на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш».

-Спасибо вам за урок.

орфограммы по русскому языку для 2 класса

Орфограммы. Работа над ошибками.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: Трава – травы.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: Метель (по словарю).

Гласные после шипящих: Жизнь - ширь, чаща. (чудо, щука).

Парный согласный в корне слова: Березка – березы.

Заглавная буква в именах собственных: Озеро Байкал, город Болхов.

Буквосочетания чк, чн, нч, щн,чт: Ласточка - птенчик, хищник. (яблочный, чтение).

Раздельное написание предлогов со словами: В_ море –в_ поле, в_ саду.

Разделительный ь и ъ: Ручьи - муравьи, пью. (Подъезд, съел, объявление).

Ь - показатель мягкости согласных: Тюлень –деньки, мультфильм)

Удвоенный согласный: Ванна-касса, группа.

Перенос слов: миш-ка, лей-ка, день-ки, кас-са, кры-лья, оси-на, яма, столб.

Частица не с глаголом: Не_ учил, не _читал, не _писал.

Знаки препинания в конце (середине) предложения. (Выписать все предложение, подчеркнуть знак).

Звукобуквенный (фонетический) разбор.

ж, ш, ц – всегда твердые; е, е, ю, я обозначают 1 звук после согласных;

ч, щ, й – всегда мягкие; 2 звука: после гласных, в начале слова, после ь и ъ знака.

ь, ъ – звука не обозначают. а,о,у, ы,э,ъ- обозначают твердость согл.

б, в, г, д, ж, з е,е,ю,я,и, ь-обозначают мягкость согл.

п, ф, к, т, ш, с

День – 1 глас., 3 согл., 1 слог Яма – 2 глас.,2 согл.,2слога.

д д – согл.,звон. парн., мягк.парн.; я й - согл., звон. непарн., мягк.непарн.;

е э – глас., ударн. а - глас., ударн.

н н – согл., звон.непарн., мягк.парн.; м м - согл., звон. непарн., тв. парн.;

ь______ а а_ - глас., безудар.

4 б., 3 зв. 3 б., 4 зв.

Предложение –это 1 или несколько слов, связанных по смыслу.

Предложение 1) Распространенное, нераспространенное.

2) Повествовательное, вопросительное, побудительное.

3) Восклицательное, невосклицательное.

Главные члены предложения, основа предложения (подлежащее, сказуемое),

Подлежащее-главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает, о ком или о чем говорится в предложении.

Сказуемое –главный член предложения, отвечает на вопрос что делает? что сделает? и обозначает, что говорится о подлежащем.

Второстепенные члены предложения (уточняют главные или второстепенные члены предложения).

Текст –это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет тему и основную мысль.

Тема текста -о чем говорится в тексте. Основная мысль текста- что хотел сказать автор.

Текст можно озаглавить (кратко назвать тему или основную мысль текста).

Типы текста: текст-повествование ( о чем-то рассказывают, повествуют, вопрос: что произошло?),

текст-описание (описывают предметы, явления, события, вопросы: какой? какая? какие?),

текст-рассуждение (рассуждают, доказывают, вопрос: почему?)

Части текста: начало, основная часть, концовка.

Лексическое значение слова – то, что оно обозначает.

Однозначные слова-имеют 1 лексическое значение.

Многозначные слова – имеют несколько лексических значений.

Прямое – основное значение слова (указывает на предмет, признак, действие)

Переносное – перенос основного прямого значения на другие предметы

Синонимы –слова близкие по значению.

Антонимы –слова противоположные по значению

Омонимы- слова одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие разное лексическое значение.


Смотрите также