Черный тюльпан афганистан что это такое


«Чёрный тюльпан»: почему советские солдаты в Афганистане так назвали самолёт АН-12

Второе имя

Грузовые самолёты были задействованы в Афганистане с самого начала советского вторжения в 1979 году. За время войны советские ВВС потеряли 11 АН-12.
Помимо прочих функций, эти самолёты вывозили на Родину тела погибших (так называемый «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К этому времени за южной границей СССР нашли смерть уже 89 бойцов.
Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно было дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.
Согласно другому предположению, наименование восходит к традиции оформления некрологов в афганских военных газетах – списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему чёрные тюльпаны стали рисовать на фузеляже АН-12, чтобы «воздушные труповозки» не обстреливались моджахедами.
Отметим, что в жаргоне участников Афганской войны к АН-12 прикрепился эпитет «брюхатый», который связан не только с его предназначением, но и с характерной формой.
Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Однако, как вспоминали свидетели, порой одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах
За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали сослуживцы погибших. Гробы первоначально не запаивались, так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней. Маршрут каждого «чёрного тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч мёртвых советских солдат и офицеров.
Бард Александр Розенбаум в 1987 году написал песню «Монолог пилота «черного тюльпана», которая впоследствии прозвучала в известном фильме «Афганский излом». Поводом к её созданию послужило личное переживание певца, ставшего однажды свидетелем погрузки АН-12. Песня нередко исполняется на собраниях ветеранов-«афганцев».
В настоящее время «чёрными тюльпанами» также называют памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства, например, в Екатеринбурге, Петрозаводске, Норильске и Хабаровске.

«Чёрный тюльпан»: почему в Афганистане советские солдаты так называли самолет Ан-12

Второе имя

Грузовые самолёты были задействованы в Афганистане с самого начала советского вторжения в 1979 году. За время войны советские ВВС потеряли 11 АН-12.
Помимо прочих функций, эти самолёты вывозили на Родину тела погибших (так называемый «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К этому времени за южной границей СССР нашли смерть уже 89 бойцов.
Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно было дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.
Согласно другому предположению, наименование восходит к традиции оформления некрологов в афганских военных газетах – списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему чёрные тюльпаны стали рисовать на фузеляже АН-12, чтобы «воздушные труповозки» не обстреливались моджахедами.
Отметим, что в жаргоне участников Афганской войны к АН-12 прикрепился эпитет «брюхатый», который связан не только с его предназначением, но и с характерной формой.
Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Однако, как вспоминали свидетели, порой одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах
За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали сослуживцы погибших. Гробы первоначально не запаивались, так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней. Маршрут каждого «чёрного тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч мёртвых советских солдат и офицеров.
Бард Александр Розенбаум в 1987 году написал песню «Монолог пилота «черного тюльпана», которая впоследствии прозвучала в известном фильме «Афганский излом». Поводом к её созданию послужило личное переживание певца, ставшего однажды свидетелем погрузки АН-12. Песня нередко исполняется на собраниях ветеранов-«афганцев».
В настоящее время «чёрными тюльпанами» также называют памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства, например, в Екатеринбурге, Петрозаводске, Норильске и Хабаровске.

«Чёрный тюльпан»: почему воины-афганцы так называли самолёт АН-12

Второе имя

Грузовые самолёты были задействованы в Афганистане с самого начала советского вторжения в 1979 году. За время войны советские ВВС потеряли 11 АН-12.
Помимо прочих функций, эти самолёты вывозили на Родину тела погибших (так называемый «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К этому времени за южной границей СССР нашли смерть уже 89 бойцов.
Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно было дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.
Согласно другому предположению, наименование восходит к традиции оформления некрологов в афганских военных газетах – списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему чёрные тюльпаны стали рисовать на фузеляже АН-12, чтобы «воздушные труповозки» не обстреливались моджахедами.
Отметим, что в жаргоне участников Афганской войны к АН-12 прикрепился эпитет «брюхатый», который связан не только с его предназначением, но и с характерной формой.
Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Однако, как вспоминали свидетели, порой одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах
За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали сослуживцы погибших. Гробы первоначально не запаивались, так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней. Маршрут каждого «чёрного тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч мёртвых советских солдат и офицеров.
Бард Александр Розенбаум в 1987 году написал песню «Монолог пилота «черного тюльпана», которая впоследствии прозвучала в известном фильме «Афганский излом». Поводом к её созданию послужило личное переживание певца, ставшего однажды свидетелем погрузки АН-12. Песня нередко исполняется на собраниях ветеранов-«афганцев».
В настоящее время «чёрными тюльпанами» также называют памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства, например, в Екатеринбурге, Петрозаводске, Норильске и Хабаровске.

В Афганистане в «чёрном тюльпане»…

К 30-летию вывода советских войск из Афганистана

Во время Афганской войны 1979—1989 годов самолёты Ан-12 постоянно снабжали по воздуху контингент советских войск, летая из СССР в Баграм, Кандагар, Шиндант, Кабул. За всё время войны было потеряно одиннадцать Ан-12. Ряд машин получили афганские ВВС, некоторые из них позже достались захватившему власть в Афганистане движению Талибан.

Рейс самолёта Ан-12, увозившего в ходе войны с территории Афганистана тела погибших советских военнослужащих (Груз 200), получил неофициальное название «Чёрный тюльпан». В связи с тем, что грузовой отсек самолёта Ан-12 не герметичен, цинковые гробы не запаивались. Цинковые гробы, обитые досками, выгружались в аэропорту Тузеля (военный аэродром в Ташкенте), и они штабелями лежали на рулежке. Морг построили только в 1986 году.

Побывавший в Афганистане с концертами Александр Розенбаум посвятил павшим солдатам песню «Монолог пилота «черного тюльпана», вошедшую в художественный фильм «Афганский излом».

Эту песню мне довелось услышать впервые летом 1988 года на концерте Александра Розенбаума, который проходил на стадионе им. Ленина в Хабаровске. Такой концерт невозможно забыть.

Жаркий летний день, ближе к вечеру. Стадион переполнен зрителями, пришедшими на этот концерт. Эффектное начало – Розенбаум въезжает на стадион на подножке автомобиля «Скорой помощи» под фонограмму песни «О «скорой помощи» («Светофоры дайте визу, едет скорая на вызов…»). Автомобиль останавливается на беговой дорожке напротив центрального круга, где установлена сцена. На ней: микрофон на стойке, стул, к которому прислонена гитара, динамики. Певец соскакивает с подножки и бежит к сцене, в белой майке, на которой спереди – красный флаг Советского Союза. Концерт начинается. Песни исполняются без объявления и сопровождаются бурными, продолжительными аплодисментами. Где-то ближе к середине концерта вдруг зазвучали свежие аккорды гитары и новые слова:

«В Афганистане в «черном тюльпане»,

С водкой в стакане мы молча плывем над землёй».

         Зрители на стадионе начинают вставать, я тоже уже стою. А песня продолжается:

«Скорбная птица через границу,

К русским зарницам несет ребятишек домой».

В моем сознании всплывает июль 1982 года и «черный тюльпан» в котором я лечу, сопровождая «Груз 200» и еще 9 сопровождающих офицеров, прапорщиков, сержантов со своими «Грузами». 

А слова песни продолжают рвать душу:

«В «черном тюльпане»

Те, кто с заданий

Едут на Родину милую в землю залечь,

В отпуск бессрочный,

Рваные в клочья…

Им никогда, никогда не обнять теплых плеч».

И слезы произвольно начинают катиться по моим щекам. Мне становится до того неудобно, что я склоняю голову горизонтально, чтобы никто не видел моих слез. Взрослый мужик и не может сдержать слез от слов звучащей песни…

«Но надо добраться,

Надо собраться.

Если сломаться, то можно нарваться и тут.

Горы стреляют.

«Стингер» взлетает,

Если нарваться, то парни второй раз умрут».

Все. Больше не могу. Еще немного и меня начнет трясти. Слезы уже не текут, а прямо из глаз капают на бетонное основание на стадионе. Мое место на стадионе находилось крайним у прохода, ближе к верхней площадке,  поэтому , поворачиваюсь и начинаю подниматься на верхнюю площадку, склонив низко голову, чтобы укрыться от людских взоров. Но что это? Мой взгляд выхватывает слева и справа точно такое же состояние находящихся на стадионе зрителей. Все, молча, стиснув зубы, пускают горькую слезу. Приходит успокоение. Значит, не зачерствели наши души, если МЫ так реагируют на эту песню. Заставляю свое сознание переключиться на другую жизненную ситуацию и успокаиваюсь. Молча вытираю слезы, стоя на верхней площадке стадиона. Песня завершается, зрители начинают аплодировать, но Розенбаум жестом поднятой руки останавливает аплодисменты и предлагает всем садиться. Концерт продолжается. Звучат знакомые мне песни из его раннего репертуара. Эти песни мне удалось вывезти на кассетах еще в 83-м, когда возвращался из Афгана. Они там имели хождение на кассетах среди военнослужащих, когда Розенбаум в Афган еще не приезжал. На таможне в Ташкенте подобные кассеты обычно изымались.

Концерт завершается также эффектно, как и начался. Звучит последняя песня - «Жеребенок». К ее завершению к сцене маленький паренек ведет по полю под уздцы лошадь. Розенбаум завершает пение, вскакивает в седло и под бурные аплодисменты зрителей галопом на лошади ускакал по беговой дорожке на выход со стадиона…

После завершения концерта, проходя мимо краевой филармонии, узрел афишу, на которой было объявление о концерте А. Розенбаума на следующий день в зале краевой филармонии. Приобрел билеты на первый ряд. На концерт прихватил привезенный из Афгана кассетник - «Panasonik», чтобы записать концерт. Но это была уже творческая встреча со зрителями: вопросы, ответы, песни. Розенбаум появился на сцене все в той же белой майке с красным Советским флагом на груди. И опять «Монолог пилота «черного тюльпана», и опять все повторялось, как и в предыдущий день на стадионе…

Это произошло 28 июня 1982 года. Утром, после подъема к нам в комнату, находящуюся в автопарке отряда, где мы жили с зампотехом отряда Мишей Ерастовым, влетает командир отряда Олег Захаров и, включив свет, произносит эти страшные слова:

- Гальченко умер!

Мы уже не спали. Ожидали подъема и начала очередного афганского дня.

- Как? Умер? – разом выдохнули мы.

Меня уже второй день знобило и временами трясло. Видимо, начиналась лихорадка. Но такое сообщение вмиг встряхнуло организм, да так, что все быстро прошло. Наверное, в критические моменты скрытые силы нашего организма способны на многое.

И началось: комиссия, расследование, подготовка к отправке тела военнослужащего на Родину в Воронежскую область.

А уже через четыре дня Ан-12 – «Черный тюльпан» увозил «ребятишек домой… на Родину милую в землю залечь…» И эта тяжелая участь – сопровождать на Родину тело нашего солдата -  выпала на мою долю.

2 июля 1982 года в аэропорту города Кабула в АН-12 – «Чёрный тюльпан» были загружены 14 цинков с погибшими (цинковые гробы помещались в деревянные ящики для удобства переноски) и мы – 10 сопровождающих (на 4-х приходилось по 2 «Груза 200» в один адрес доставки) разместились в переднем герметичном отсеке самолета. Самолет взлетел и взял курс на Ташкент.

Песня А. Розенбаума «Монолог пилота чёрного тюльпана» начинается словами: «В Афганистане в чёрном тюльпане, с водкой в стакане мы молча плывём над землёй». Автор песни не выдумал этот сюжет, он, видимо, написан по тем рассказам, которые Розенбаум услышал от очевидцев и участников этих полётов. Но, на самом деле, «С водкой в стане» над Афганистаном – такого не было. В Афганистане тогда и сейчас – существует сухой закон. Всё это было, но только, начиная с полёта от Ташкента и далее по маршруту, по которому летел «Чёрный тюльпан» над территорией Советского Союза.

2 июля «Чёрный тюльпан» приземлился на военном аэродроме «Тузель» под Ташкентом. Нас – сопровождающих перевезли в гостиницу, а что происходило с «Грузом  200», нам об этом не было известно. 

3 июля с утра начинается подготовка к перелёту по Союзу в соответствии с оптимальным планом доставки «Грузов 200». Мы- сопровождающие за эту ночь соответственно подготовились, чтобы «с водкой в стакане» плыть над землёй. Но этот полёт был уже над территорией нашей страны. После загрузки АН-12 взял курс на г. Алма-Ату. Это была первая точка доставки «Груза 200».

После выгрузки в Алма-Ате самолёт взял дальнейший курс на г. Кемерово, в который мы прибыли к вечеру. Опять выгрузка ящиков специальной командой, сопровождающих – опять в гостиницу. Ночуем в Кемерово, а с утра опять в путь. Следующей точкой доставки «Груза 200» был г. Волгоград, где мы опять заночевали.

И только к вечеру 5 июля «Чёрный тюльпан» добрался до Воронежа, где я вышел и выгрузили ящик, в котором цинк с телом рядового Гальченко Сергея. Выгрузка была сделана на окраине взлетного поля аэропорта, подальше от людских глаз. Не помню, каким образом я примчался к дежурному коменданта гарнизона в аэропорту г. Воронежа и доложил о прибытии с «Грузом 200». Меня успокоили и сказали, что «всё уже известно, даны соответствующие команды. Ждите приезда представителей военкомата». Ждать пришлось весьма долго. Пришлось еще раз напоминать дежурному о своем существовании, на что он успокоил меня, что «до г. Россоши, куда следует доставить «Груз», очень далеко, но оттуда машина выехала и мне следует проявлять терпимость и ожидать представителей военкомата». Только в первом часу ночи прибыл представитель городского военного комиссариата г. Россоши на обычном грузовике ГАЗ-53 с открытым кузовом. Ночью мы добрались до областного военкомата г. Воронежа, где в присутствии дежурного по военкомату я передал пакет с документами представителю Россошанского ОГВК а сам направился в аэропорт и дальнейший мой путь лежал на Кабул.

Что касается: «с водкой в стакане мы молча плывём над землёй», то это действительно было. Сидя на полу АН-12 в первом герметичном отсеке, при каждом перелёте от одного города Советского Союза к другому, мы молча поднимали стаканы за ушедших навечно и всю дорогу в основном молчали, думая каждый о своем… 

 

Из книги памяти «Чёрный тюльпан»:

Гальченко Сергей Васильевич, рядовой, водитель-электромеханик, родился 3.02.1962 в г. Россошь, Воронежской области. Украинец. Учился в СПТУ-29 Россоши. В Вооруженные силы СССР призван 1.4.82 Россошанским ОГВК. В республике Афганистан с июня 1982. Похоронен на городском кладбище №1 Россоши. В СПТУ-29 установлена мемориальная доска с его именем.

За мужество и героизм, проявленные в ходе войны в Афганистане, 11 тыс. военнослужащих награждены орденами и медалями  - посмертно, 28 удостоены звания Героя Советского Союза – посмертно.

         Вечная память не вернувшимся из Афгана!

 

                Рамусь Владимир Федорович, подполковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане

 

Список фото к статье:

1.      Военно-транспортный самолёт АН-12.

2.      АН-12 в Афганистане. Аэропорт г. Кандагара.

3.      Афганистан. Прощание с погибшими перед отправкой на Родину.

4.      АН-12 в полёте.

5.      Цинковые гробы.

6.      Страничка из всероссийской книги памяти «Чёрный тюльпан».

7.      Памятник песне «Монолог пилота чёрного тюльпана».

8.      Александр Розенбаум на концерте в зале Хабаровской краевой филармонии. 1988 год.

9.      А. Розенбаум в Афганистане.

10.  А. Розенбаум на концерте в Афганистане.

11.  А. Розенбаум в Афганистане.

12.  Цветок «чёрный тюльпан».

13.  Гальченко Сергей Васильевич. Фото из всероссийской книги памяти «Чёрный тюльпан».

14.  «Груз 200».

15.  В последний путь.

16.  Легендарный АН-12 идет на Кабул.

«Черные тюльпаны». Афган: русские на войне

«Черные тюльпаны»

Большинство служивших в Афганистане вернулись домой: кто-то целым и невредимым, кто-то больным, раненым, искалеченным. Многие погибли. Символом той войны для многих русских стал «Черный тюльпан»: четырехмоторный транспортный Ан-12, привозивший из Афганистана тела павших. Даже спустя десятилетия песня Александра Розенбаума «Черный тюльпан» побуждала слушателей вставать, отдавая дань уважения погибшим. О том, как самолеты получили это романтическое прозвище, ходило много историй, но ни одну нельзя считать достоверной.

Кошмар начинался еще в Афганистане, где в полковом или дивизионном морге тела готовили к отправке на родину. Морг обычно устраивали на краю гарнизона, в палатках или бараках. Командовали моргами лейтенанты. Внутри стоял металлический стол, на котором труп обмывали, приводили в порядок, насколько это возможно, и одевали в форму. Затем тело укладывали в цинковый гроб и припаивали крышку. На гробе писали «Не вскрывать» и заколачивали простой деревянный ящик, на который по трафарету наносили надпись: имя погибшего. Ящик грузили в «Черный тюльпан».

Из-за температуры, влажности и запахов работа в морге была невыносимой. Молодые призывники изнемогали от жары в резиновых фартуках и рукавицах, зато такая работа избавляла от риска боевых заданий. Работники морга были постоянно пьяны и жили в своем собственном мирке. Считалось, что наткнуться на них перед заданием — плохая примета, так что другие солдаты избегали их. В столовой у них имелся отдельный стол, и они были рады не поддерживать дружеские отношения с людьми, чьи разорванные тела им потом, возможно, придется сшивать.

Тела было зачастую сложно опознать, как и гарантировать, что на гробу будет написано правильное имя. Сергея Никифорова по прибытии в Афганистан назначили начальником небольшой медчасти, поскольку до войны он учился на врача (хотя и недоучился). Военврач в звании майора провел его по полковому моргу — маленькому бараку в окружении нескольких палаток. Никифорова обдало вонью еще до того, как он вошел внутрь. Там два вдребезги пьяных солдата разбирали сваленные в кучу части тел. Еще один катил тележку, на которую был водружен длинный жестяной ящик. Солдаты заполняли ящик мало отличимыми друг от друга ошметками и отвозили его в сторону, чтобы приварить крышку.

— Какой по счету? — спросил майор.

— Двадцатый, да еще пяток соберем.

Выйдя из морга, майор влил в Никифорова такое количество водки, что у того глаза полезли на лоб.

— Ничего, привыкнешь, еще и не такое будет. Но постарайся не спиться, хоть это и трудно. А то, что ты сейчас видел, хоть и редкость, но бывает. Это разведчики попали в засаду, а затем душманы их порубили в капусту, упаковали в мешки, побросали в захваченный КАМАЗ и приказали привезти нам подарок{423}.

Гробы получали кодовое название «Груз 200». Андрея Блинушова, солдата из Рязани, который после войны стал писателем и правозащитником, призвали в армию весной 1983 года и отправили служить в штабном взводе в Ижевске. Однажды поздно вечером нескольким «дедам» приказали забрать «груз 200». Они, не отрываясь от телеэкрана, делегировали задачу младшим солдатам. Так Блинушов впервые столкнулся с «Черным тюльпаном».

Замполит взвода, самоуверенный лейтенант, повез Блинушова и нескольких его товарищей в аэропорт, прямо к стоявшему в темноте большому транспортнику. Грузовой отсек «Черного тюльпана» был забит большими, грубо сколоченными деревянными ящиками, по три в штабеле. На каждом было написано имя. В отсеке сидел мертвецки пьяный прапорщик, велевший им перенести ящики в грузовик и доставить в городской морг.

Небольшое здание морга было уже заполнено трупами. Поэтому ящики — теперь Блинушов уже понял, что в них тела погибших в Афганистане, — сложили в коридоре. В Афганистане не удосужились выписать свидетельства о смерти перед тем, как запечатать тела в цинковые гробы и упаковать их в деревянные ящики. Служащие морга, не имея возможности проверить, соответствует ли содержимое ящиков тому, что на них написано, выписали документы, без которых гробы невозможно было передать родственникам.

Даже в 1983 году правительство продолжало утверждать, будто советские войска не участвуют в боевых действиях, а лишь выполняют «интернациональный долг», помогая афганскому народу. Поэтому гробы доставляли родным ночью. Но предосторожности были излишними. Почти всякий раз о происшедшем становилось известно заранее, и родственники, соседи и друзья уже ждали грузовик, вскрывали деревянный ящик и передавали семье цинковый гроб.

В ту ночь Блинушов и его товарищи пронесли гроб с телом пилота вертолета по лестнице в его квартиру на седьмом этаже. Жена погибшего вышла встречать их с побелевшим лицом, с младенцем на руках, неспособная даже плакать. Подошел сосед, чтобы помочь найти место для гроба. Тогда женщина пронзительно закричала.

Солдаты выскользнули из квартиры, бросились вниз по лестнице, к своему офицеру. Ему не хватило выдержки, и он остался в грузовике.

Спустя некоторое время командиры стали иногда отправлять тела в сопровождении прапорщика или офицера. Как правило, то были тела солдат, которых посмертно наградили медалью «За отвагу». Так что одним из способов узнать, что на самом деле происходит в Афганистане, был перекрестный допрос сопровождающего.

Один молодой капитан-вертолетчик отправился в СССР, чтобы доставить тело товарища по эскадрилье. Он показывал Блинушову фотографии полевой жизни (конечно, снятые нелегально): солдаты в причудливом сочетании военной формы и гражданской одежды, афганские селения, превращенные в руины. Молодой офицер говорил, что во время операций против моджахедов вертолетам порой приходилось обстреливать кишлаки. Конечно, при этом гибли дети и женщины, но вертолетчик неубедительно пытался доказать, что это было дело рук моджахедов. Он так сильно нервничал насчет того, как его примет семья погибшего товарища, что попросил совета у Блинушова, хоть тот и был рядовым.

Волновался капитан не зря. Добравшись до дома погибшего в сопровождении нескольких солдат и прапорщика, он столкнулся с разгневанной толпой. Кто-то двинул прапорщику в челюсть, разбив ему губу. Фуражка упала в лужу. Женщины визжали: «Убийцы! Кого вы нам привезли? Где наш мальчик?» Мужчины кидались на солдат, пока женщины не закричали: «Не надо, не трожьте солдатиков, они такие же несчастные, они ни в чем не виноваты».

Солдаты извлекли гроб из деревянного ящика и медленно внесли в квартиру. В ней толпились родные и соседи погибшего. Зеркала были завешены черной тканью. Женщины рыдали, мужчины пили. Капитан неловко застыл у входа, вертя фуражку в руках. Когда Блинушов сказал одной из женщин, что тот проделал долгий путь из Афганистана, чтобы доставить тело товарища, она бросилась к нему со словами: «Простите, пожалуйста, что так получилось, понимаете, он у пас единственный». Занервничав от мысли, что останется один, капитан пытался уговорить Блинушова (они уже перешли па «ты», несмотря на разницу в звании) остаться хотя бы попить чаю. Но пора было возвращаться на базу, и солдаты уехали[55].

В цинковых гробах на родину возвращались не только мужчины. Четырнадцатого января 1987 года Вера Чечетова, подруга Аллы Смолиной, полетела со своей базы в Джелалабад. Дорога занимала всего пятнадцать минут, по вертолет сбили. Вера не хотела надевать парашют: он не подходил ей по размеру, и она боялась, что помнет платье. Только по обрывкам платья ее и удалось опознать. По крайней мере, заметила Смолина, родным выдали то тело. Так случалось далеко не всегда{424}.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

черный тюльпан: bob_many — LiveJournal

1985 в ночь с 11 на 12 июня — диверсия на авиабазе в Шинданде.

"13 июня 1985 года крупную авиабазу на западе Афганистана под названием Шинданд сотрясла серия мощных взрывов.

В одно мгновение стоянка, занятая самолетами афганских ВВС, превратилась в гигантский пылающий костер. Очевидцы рассказывали, что это был кромешный ад: огненными шатрами вспыхивало авиационное горючее, детонировали боеприпасы, кажется, горел даже бетон.

В тот день моджахеды совершили крупнейшую диверсию, мгновенно уничтожив на земле 19 боевых самолетов и еще 13 серьезно повредив. Это все равно как если бы полностью перестал существовать целый авиационный полк. Взрывами были уничтожены 13 истребителей МиГ-21 и 6 штурмовиков СУ-17.

Впоследствии мне удалось познакомиться с некоторыми подробностями этой "диверсии века".

Специалисты-взрывники с помощью завербованных солдат, несших службу по охране аэродрома, прикрепили мины с часовыми механизмами к двадцати самолетам. Взрывные устройства были самодельными, но изготовили их, весьма искусно. Только одна из мин почему-то не сработала - она-то и попала на экспертизу к следователям.

Замысел моджахедов состоял в следующем. В условленное время с гор, окружающих авиабазу Шинданд, должен был начаться обстрел самолетных стоянок реактивными снарядами. Одновременно срабатывали часовые механизмы мин и... То есть уничтожение самолетов хотели списать на обстрел: дескать, от попадания "эрэса" взрывается один самолет, от него пламя перекидывается на другие, высокотемпературная детонация довершает дело...

Однако что-то там у моджахедов не заладилось, обстрел и взрывы не совпали по времени, поэтому следователи сразу заподозрили диверсию. Вскоре они выявили подполье моджахедов в Шинданде, арестовали 31 человека, из них 13 офицеров и 8 солдат, служивших на авиабазе. Пятеро были приговорены к высшей мере наказания..." http://phorum.voensov.ru/viewtopic.php?f=11&t=293

"БЫЧОК Александр Ник., ст. сапёр-разведчик 154 ооСпН, Джелалабад, 1985-87, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст (3. 09. 1987):
«Кобзон в Джелалабад не приезжал. Это была такая «точка», про которую у нас говорили: «Если хочешь пулю в зад, приезжай в Джелалабад». Кого я видел у нас, так это Розенбаума. И тележурналиста Лещинского – тоже нормальный мужик. Розенбаум даже просился «на войну» сходить. Ну, водили его, конечно – так, на прогулку. В те места, где, заранее знали, ничего не будет. Впрочем, он и сам это, наверное, понимал. Если не сразу, то потом. Но Розенбаума у нас с большим уважением воспринимали. Такой мужик».(с)
http://afg-hist.ucoz.ru/photo/gastroljanty/rozenbaum/107-0-1058

.".Когда я вернулся из Афганистана, полгода не хотел ни с кем разговаривать, даже с женой. Беспричинно плакал. Был в глубоком шоке. Работал, писал песни. Тяжело возвращался. Я страдал от мысли, что из большого числа людей, которых я там встретил, многие погибнут. Так оно и вышло….." А.Р.

Это реакция взрослого сформировавшегося человека, не принимавшего участия в боевых действиях.

Что переживали 19-20летние мальчики дает представление книга

"В Афганистане, в "Черном тюльпане"..." автор Васильев Геннадий Евгеньевич - ветеран Афганистана,замполит 5 мотострелковой роты 860 ОМСП г. Файзабад (1983-1985гг)

Наконец она вышла в свет и появилась в продаже, спустя столько лет

http://artofwar.ru/w/wasilxew_g_e/text_0020.shtml


"Чёрный тюльпан"... Откуда взялось это понятие в наших Вооружённых Силах?
Ещё для живых, но с учётом неизбежных потерь одному деревообрабатывающему предприятию на территории Узбекской ССР, в городе Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы.
Был определён и штат: плотники, жестянщики, два водителя, было и наименование продукции: гроб, деревянный ящик, лист цинка, опилки, две чистые простыни. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием "Чёрный тюльпан".
Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название - "Чёрный тюльпан". С тех пор это название "приклеилось" к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200. Первый рейс "Чёрного тюльпана" совершил подполковник Войтов А. Н. из Баграма, где стоял полк самолётов АН-12-х. Затем эти рейсы стали постоянными. В самолёт загружали обычно от восьми до пятнадцати гробов, сопровождал этот груз обычно офицер из подразделения откуда были погибшие или близкий друг, который был в бою вместе с погибшем товарищем. Доставив груз в Союз, их передавали в райвоенкоматы, откуда призывались погибшие.(с)

..."Вначале погибших вывозили в Ташкент - первый рейс сделал на Ан-12
подполковник Войтов Александр Миронович. Прикрыли парней сеткой для
крепежа грузов, не стали плотно закрывать рампу, чтобы было в грузовом
отсеке холоднее, и - из Баграма в Союз. А здесь уже шла своя
арифметика: если самолету, развозившему погибших, предстояло сделать
более 10-12 посадок, то в рейс уходило два экипажа: один летал по югу
страны, второй - по северным областям. На Дальний Восток отправляли
рейсовыми самолетами, и служба военных сообщений выписывала квитанцию
на груз "200". ..." ( с)

" ...завод по изготовлению гробов все
эти годы находился в пятистах метрах от "пересылки" - места, где
предварительно собирали солдат и офицеров перед отправкой в
Афганистан. Вот такое соседство.. .

Потери личного состава по официальным данным.
Из справки Министерства обороны СССР:
«Всего прошло через Афганистан 546 255 человек.
Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Всего убито, умерло от ран и болезней 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров - 14,3%).
Всего ранено 49 985 человек, в том числе 7132 офицера (14,3%).
Стали инвалидами 6669 человек. Находятся в розыске 330 человек».

Награды. Награждено орденами и медалями СССР более 200 тысяч человек, 71 из них стали Героями Советского Союза.

Чёрный тюльпан (сайт) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Международный военно-патриотический интернет-проект «Мемориал воинов-афганцев „Чёрный Тюльпан“» — некоммерческий веб-сайт, созданный группой энтузиастов в феврале 2012 года. На сайте публикуются биографии воинов-интернационалистов, погибших в ходе Афганской войны (1979—1989) и умерших после возвращения из Афганистана, а также фотографии мемориалов, памятников, памятных знаков, мемориальных досок и музейных экспозиций, посвящённых Афганской войне.

В ходе Афганской войны (1979—1989) по официальным данным на территории Демократической Республики Афганистан погибло и умерло от ран и болезней 15 051 человек, получили ранения — 53 753 человека и пропали без вести (на момент вывода войск) — 417 человек. За прошедшие после вывода почти 25 лет умерло значительное количество ветеранов Афганской войны. Так, на 2008 год в Белоруссии из 30 тысяч ветеранов, умерло — 10 тысяч[2], а на 2009 год в Житомирской области Украины количество умерших ветеранов в 7 раз превысило количество погибших на войне[3].

Международный патриотический интернет-проект «Мемориал воинов-афганцев „Чёрный Тюльпан“» был создан в феврале 2012 года для увековечивания памяти воинов, погибших в Афганистане и умерших после войны. В настоящий момент проект поддерживается авторским коллективом из 3 человек, которому удаётся размещать на страницах портала до 5-10 биографий воинов-интернационалистов в неделю. Редакторы сайта ведут активную работу с ветеранскими организациями, а также с неравнодушными людьми в разных регионах России и стран СНГ.

Мемориальные страницы воинов-афганцев, которые размещаются на сайте, состоят из портрета, изображения наград, биографии и фотографии могилы воина. Также мемориальная страница может содержать дополнительные фото, связанные с воином-афганцем. В случае, если на сайте размещён мемориал, памятник, мемориальная доска или памятный знак, посвящённый воину-афганцу, то на мемориальной странице отображается активная ссылка на страницу мемориала, а на странице мемориала ссылка на биографию. Первая биография размещена 15 февраля 2012 года.

По состоянию на 8 ноября 2015 года сайт «Мемориал воинов-афганцев „Чёрный Тюльпан“» содержит 1053 биографии воинов-интернационалистов и фотографии 373 мемориалов, памятников, мемориальных досок и музейных экспозиций.

Экспедиция «Возвращение в Афганистан»[править | править код]

С 6 по 26 июля 2013 года прошла экспедиция «Возвращение в Афганистан», организаторами которой стали авторы проекта «Мемориал воинов-афганцев „Чёрный Тюльпан“»[4]. За 21 день участники экспедиции посетили Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан, где были сделаны фотографии могил воинов-афганцев (Бишкек, Душанбе, Бухара), мемориала кыргызстанцам павшим в Афганистане (Бишкек) и других, проведены встречи с руководством Кыргызского республиканского союза ветеранов Афганистана[5]. В самом Афганистане в результате общения с местными жителями, участниками и очевидцами событий Афганской войны собраны ценные материалы об отношении афганцев к «шурави» спустя почти 25 лет после окончания войны[6].

  • 2013 год — сайт «Мемориал воинов-афганцев „Чёрный Тюльпан“» стал призёром 13 Всероссийского Конкурса «Золотой сайт» в номинации «Социально-значимые и благотворительные проекты»[7]

Военно-транспортный самолет Черный Тюльпан

Черный тюльпан - неофициальное название военно-транспортного самолета Ан-12, который использовался для перевозки тел погибших войне солдат, так называемый «груз-200», во время войны в Афганистане. Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. Чёрными тюльпанами также называют памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства.

     Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.

     Согласно другому предположению, наименование восходит к традиции оформления некрологов в афганских военных газетах - списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему чёрные тюльпаны стали рисовать на фюзеляже АН-12, чтобы их не обстреливали моджахеды.

     Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах. За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали командиры или сослуживцы погибших. Так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным, то гробы не запаивались. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте.

     Маршрут каждого «тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч погибших советских солдат и офицеров. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней.

     Оснащённый четырьмя двигателями, АН-12 имел разрешённую взлётную массу в 61 тонну, что позволяло использовать его для перевозки крупногабаритных грузов. Они активно применялись в ВВС в самых разных целях - от переброски военной техники до поисково-спасательных операций. Особую роль самолёт имел для ВДВ - на его борт помещалось сразу две боевые машины десанта или 60 десантников с парашютами. Особенностью Ан-12 было то, что он мог приземляться на высокогорные грунтовые площадки.

Ответы Mail.ru: Почему именно "Черный тюльпан"

Нет НЕ символ это Афгана. Во времена ввода советских войск в Афганистан, так назывались самолеты (вертолеты) вывозившие цинковые гробы с погибшими обратно в СССР. Так что это символ, скорее, не страны, а летающего катафалка. :( Причем название это скорее литературно поэтическое, прижившееся после песни Розенбаума "Черный тюльпан" В Афганистане, в "Чёрном тюльпане", с водкой в стакане мы молча плывём над землёй Грозная птица через границу к русским зарницам несёт наших братьев домой. В "Чёрном тюльпане" те, кто с заданья, едут на родину милую в землю залечь. В отпуск бессрочный, рваные в клочья, и никогда, никогда не обнять теплых плеч. Припев: Когда в оазисы Джеллалабада Свалившись на крыло, "Тюльпан" наш падал. Мы проклинали все свою работу. Опять пацан подвёл потери роту В Шинданде, Кандагаре и Баграме Опять на душу класть тяжёлый камень Опять везти на родину героев Которым в 20 лет могилы роют Которым в 20 лет могилы роют Но надо подняться, надо собраться Если сломаться, то можно нарваться и тут Пули летают, "Стингер" взлетает. Если сломаться, то парни второй раз умрут. Припев: А мы идём совсем не так, как дома Где все для нас давным-давно знакомо Где трупы видят раз в году пилоты, Где с облаков не валят вертолёты И мы идём, от гнева стиснув зубы Сухие водкой смачивая губы Идут из Пакистана караваны И, значит, есть работа для "Тюльпана", И, значит, есть работа для "Тюльпана". В Афганистане, в "Чёрном тюльпане", с водкой в стакане мы молча плывём над землёй Грозная птица через границу к русским зарницам несёт наших братьев домой. В чёрном тюльпане те, кто с заданья, едут на родину милую в землю залечь. В отпуск бессрочный, рваные в клочья, и никогда, никогда не обнять теплых плеч. Припев: Когда в оазисы Джеллалабада Свалившись на крыло, "Тюльпан" наш падал. Мы проклинали все свою работу. Опять пацан подвёл потери роту В Шинданде, Кандагаре и Баграме Опять на душу класть тяжёлый камень Опять везти на родину героев Которым в 20 лет могилы роют Которым в 20 лет могилы роют А среди самих военнослужащих оно было известно, но широко НЕ употреблялось И мемориал "Черный тюльпан" установлен в Екатеринбурге в память о воинах-афганцах, именно из за ассоциации с этой песней.

Это не символ, а вертушка (вертолет) , который забирал груз 200 (убитых).

Вовсе нет, кто это выдумал? Просто экзотичное запоминающееся слово, закреплено песней. Термин самолету с гробами был, в узких кругах, но я кого знаю бывших в афгане такого слова там не слыхали даже. Журналюги и прочие раздули.

это не символ, это боль. когда так назвали самолеты с грузом 200,после выхода песни, ребята еще и не знали, это название, а потом, после войны, оно прижилось в народе. и сейчас это выражение вызывает только боль, и только у ребят и их родных, а прочим, поверь мне, глубоко наплевать и на Афганцев и на их боль. хорошо уже то, что хоть иногда возникают такие вопросы, как Ваш

Ребята я был ТАМ и это правда самолеты (в основном АН 12) так и называли это не журналистов "заслуга"

То, что проделывали «духи» с пленными назвать устрашением язык не поворачивается. От увиденного - кровь стыла в жилах. Американский журналист Джордж Крайл в своей книге приводит пример очередного устрашения. Утром следующего, после вторжения, дня советским часовым были замечены пять джутовых мешков. Они стояли на крае взлетно-посадочной полосы на авиабазе Баграм около Кабула. Когда часовой ткнул в них стволом, на мешках выступила кровь. В мешках были молодые советские солдаты, завернутые в… собственную кожу. Ее надрезали на животе и натянули вверх, а потом завязали над головой. Этот вид особенно мучительной смерти носит название «красный тюльпан». Об этом зверстве слышали все, кто служил на афганской земле. Жертву вводят в беспамятство огромной дозой наркотиков и подвешивают за руки. Далее делают надрез вокруг всего тела и заворачивают кожу вверх. Приговоренный сначала сходил с ума от болевого шока, когда наркотическое воздействие заканчивалось, а потом медленно и мучительно умирал. Сложно достоверно сказать, постигала ли советских солдат такая участь и, если да, то скольких. Разговоров среди ветеранов-афганцев ходит много, но конкретные фамилии они не называют. Но это не повод считать казнь легендой.

Красный тюльпан – самый жуткий вид казни из Афганистана. Так моджахеды убили десятки советских солдат | Палач

Живодерство высшего уровня.

Виктора Грязнова призвали в советскую армию в мае 1979-го. Дома, в Темиртау Казахской СССР, 18-летнего парня ждали глухонемые родители и маленький брат, которых Виктор заваливал письмами с рассказами о службе. В армии Грязнова назначили водителем грузовика, за баранкой ЗИЛа и пролетели первые месяцы. Затем советские войска ввели в Афганистан.

Виктор ступил на афганскую землю в марте 1980 года. 7 января 1981-го Грязнов и прапорщик Валентин Ярош возвращались из Пули-Хумри в город Кундуз, где находилась часть. В пути колонна попала под обстрел. Грузовик, управляемый Виктором, был поврежден и отстал от остальных. Парни схватили автоматы и полчаса отстреливались. Когда бой утих, кабина ЗИЛа была пуста. Неподалеку в пыли лежал труп Яроша – в его груди зияли отверстия от пуль, голова была разбита камнем, а глаза вырезаны. Грязнов исчез.

Для Виктора все сложилось по наихудшему сценарию – он оказался в афганском плену. Ему, как и другим пленникам, предложили единственный способ выжить – принять ислам и приступить к священной войне с неверными. «Грязнов отказался стать истинным правоверным и уничтожать шурави (советских граждан). Шариатским судом Грязнов был приговорен к смертной казни – красный тюльпан, приговор приведен в исполнение», – ответ командира моджахедов Абдул Разада Асхакзая на официальный запрос о судьбе Грязнова.

Что это за казнь – красный тюльпан?

Для начала пленника накачивали наркотой и подвешивали за руки. Пока несчастный находился в бессознатель

Афганский «черный тюльпан» читать онлайн

Самолет пошел на посадку. Ташкент? Они в Союзе??? Нет, это не Ташкент. АН-12 приземлился на юго-западе Афганистана на аэродроме города Шинданд. Недалеко граница с Ираном. Здесь дислоцируется советская мотострелковая дивизия, которая тоже ведет постоянные бои с бандформированиями. Задняя рампа самолета открывается и в него загружают еще десять гробов. Итого в салоне двадцать шесть ящиков. Снова взлет и курс на север, в Ташкент.


В «Черном тюльпане» те, кто с заданий
Едут на Родину милую в землю залечь..
В отпуск бессрочный, рваные в клочья,
Им никогда, никогда не обнять теплых плеч.
В Шинданде, Кандагаре иль в Баграме
Опять на душу класть тяжелый камень.
Опять везти на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют,
Которым в двадцать лет могилы роют…

Ташкент… На военном аэродроме «Восточный» у сопровождающих погибших пограничники проверили документы, проставили необходимые штампы в паспортах и проводили на таможенный досмотр. Здесь чиновники таможни перерыли немногочисленные вещи Коростылева и вещи погибшего старшего лейтенанта Потураева.

После таможни сопровождающих встречал майор Петренко. Он начальник отдела штаба туркестанского военного округа по отправке погибших в города и села страны для захоронения. Должность эту в штабе округа ввели только на период войны в Афганистане. Должность была тягостной, мрачной, черной. Каждый день иметь дело с погибшими. И майора Петренко все звали «Черным тюльпаном». Отсюда пошло и название самолетов, которые перевозили гробы по всей стране.

«Черный тюльпан» — самолет с гробами. Он стал страшным символом советского народа. Туда, где приземлялся «Черный тюльпан», приходило горе с известием о гибели сыновей, мужей, отцов и братьев. Люди со страхом следили за полетами «Черного тюльпана» — самолета АН-12. Где он совершит посадку? У нас? Или пролетит дальше? В страхе за своих близких, воевавших в Афганистане, жила вся большая страна — Советский Союз.

Майор «Черный тюльпан» объяснил всем, что сейчас все гробы выгрузят из самолета и он вместе с его командиром составят маршрут полета по стране, учитывая места посадок по адресам погибших. Затем самолет снова будет загружен согласно этому маршруту: те ящики, что летят дальше, будут размещаться ближе к кабине пилотов. А те, которые нужно выгружать раньше, грузятся ближе к хвосту. То есть, посадка — очередной с краю гроб. Опять посадка — опять крайний ящик.

Ночь Коростылев провел в солдатской казарме. Вместе с офицерами и прапорщиками купили водки и помянули погибших.

Утром 7 мая 1982 года их АН-12 был готов к полету. Гробы загрузили согласно маршруту, самолет заправлен, экипаж на месте. Случилось так, что ящик с гробом Евгения, который сопровождал Коростылев, выгружается последним за весь полет. Он лежит у самой кабины. Коростылеву предстоит лететь через всю страну, сделав двадцать шесть взлетов и посадок по числе погибших. Лететь ему на Украину, в Ворошиловградскую область, в город Коммунарск (ныне Алчевск Луганской области). Самолет взлетел и взял курс на Ашхабад.

Майор Петренко из Ташкента по имеющимся адресам погибших должен дать телеграммы во все областные военные комиссариаты о прибытии в их область тел погибших с предписанием о их встречи и организации похорон.

В Ашхабаде самолет Коростылева стоял пять часов. Некому было оставить ящик с погибшим, не так оперативно работали военкоматы. Оставлять здесь нужно было солдата Коростылева — рядового Реджепова из погибшего артиллерийского расчета. Наконец приехал грузовой автомобиль с солдатами и офицером военкомата. Выгрузили Реджепова, Коростылев молча попрощался с ним.

«Черный тюльпан» полетел дальше над Туркменией в город Небид-Даг. Он находится в песках пустыни Кара-Кум. Здесь тоже после долгого ожидания встречающих разгрузили ящики с погибшими солдатами-туркменами.

Был уже вечер. Экипаж самолета должен отдыхать. Капитан Коростылев был одет в такую же форму, как и летчики: фуражка с голубым околышком, кант на брюках и просвет на погонах — тоже голубой. Летчики и десантники ничем, кроме эмблем, не отличаются по внешнему виду. Да и хорошо познакомился Коростылев с экипажем и стал как бы одним из его членов. Особенно он сошелся с командиром АН-12 капитаном Федоровым. Коростылев и Федоров Виктор были одного возраста, одного воинского звания и понимали друг друга с полуслова. Может быть, поэтому все сопровождающие остались ночевать в гостинице на аэродроме, Небид-Дага, а Коростылев вместе с экипажем на автобусе поехали на базу летчиков в сорока километрах от города. Асфальтированная дорога тянется среди песков. То тут, то там видны одинокие верблюды, бродившие по пустыне и жующие верблюжью колючку.

База отдыха представляла собой несколько деревянных щитовых домиков на берегу небольшого озерца среди песков. Утром их на этом же автобусе привезли к самолету. Взлет, и «Черный тюльпан» летит в обратную от Небид-Дага сторону, на восток за 1800 км, в Алма-Ату — столицу Казахстана (в настоящее время столица другая — город Астана, бывший Целиноград).

В Алма- А те разгружают водителя батареи Коростылева Алика Ахметова. Глядя на его гроб, Коростылев невольно подумал о том, что злой рок преследовал тот УРАЛ, на котором погиб весь взорванный орудийный расчет вместе с командиром, старшим лейтенантом Потураевым.

И действительно, сначала он не заводился в автопарке Кундуза, потом пробили ему радиатор, отчего автомобиль остался на дополнительный ремонт и не смог уехать вместе со своим подразделением. Совершая марш не со своей колонной, он был подбит и в его кабине погибли двое солдат. Затем его наспех отремонтировали в Пули-Хумри, потом в Гардезе. И в расположении батальона Алик Ахметов вечно его ремонтировал. И вот он подорвался на фугасе и этого УРАЛа не стало совсем. Вместе с людьми…

Воюют люди. Воюет техника. Она-то как оказалась на войне? И если бы могли говорить машины, то люди услышали бы вот такую исповедь, исповедь грузовика:

«Наше зачатие тоже происходит в чреве. В чреве земли. Чумазые люди, шахтеры, выгребают оттуда тонны железной руды и везут ее в доменные печи. Оттуда горячей струей вытекает семенная жидкость — расплавленный металл. В специальном сборнике он соединяется с женской клеткой. Зовут ее — присадка. Это очень интимный момент. И основа будущего ребенка, простите, будущего автомобильчика готова. То есть готов материал, из которого мы получаемся. Листовое железо, хромированная сталь и все такое другое, о чем и говорить-то неудобно, говоря о процессе зачатия. На этой стадии мы тоже толкаемся то ручкой, то ножкой, когда из нас мощные прессы формируют крылья, бамперы, кабины. Но самый ответственный момент нашего зарождения наступает при формировании нашего сердечка, несколькоцилиндрового моторчика. Наш папа должен здесь быть ювелиром со штангенциркулем в…, нет-нет, в руках.

58


Смотрите также